Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе

Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе

Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе.

Гончарова Е. А.

Дидактические игры на уроках русского языка конструируются по разному. В некоторых из них есть элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило; в других – только отдельные элементы: действие или правило, или то и другое.

По этому по структуре дидактические игры на уроках русского языка делятся на сюжетно-ролевые и игры – упражнения, включающие только отдельные элементы игры. В сюжетно – ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом. В играх – упражнениях она выражена явно. Дидактическая задача – один из основных элементов игры на уроках русского языка.

Она определяется целью обучающего и воспитывающего воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивают обучающий характер игры, направленность содержания на процессы познавательной деятельности детей. Следующим структурным элементов дидактической игры на уроках русского языка является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности.

Специфика игровых задач состоит в том, что цель в них представлена в мнимой, воображаемой форме, отличающейся от практической цели неопределенностью ожидаемого результата и необязательностью его достижения. В дидактических играх на уроках русского языка всегда две задачи – дидактическая и игровая – отражают взаимосвязь обучения и игры.

В отличие от прямой постановки дидактической задачи на уроках русского языка, в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить её, активизирует игровые действия. Иногда даже в названии игры заложены игровая задача и её познавательная направленность.

Дидактическая цель реализуется на протяжении всей игры через осуществлении игровой задачи, игровых действий, а итог её решения обнаруживается в конце игры. Только при таком условии дидактическая игра на уроках русского языка может давать полезные плоды и считаться средством обучения. Игровые действия – составляют основу дидактической игры- без них нет игры.

Это, своего рода, рисунок сюжета игры. Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи урока русского языка. Игровые действия иногда не являются тождественно-реальными: они раскрывают лишь их внешнюю сторону, даже при отражении реальных явлений и действий.

Игровые действия и не всегда практически внешние действия, когда что-то необходимо тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать это, в свою очередь, и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, припоминания раннее усвоенного на уроках русского языка (умственные действия выражаются в процессах мышления).

Следующим составным элементом дидактической игры на уроках русского языка является правила игры. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. Учителю на уроках русского языка правила помогают управлять игрой, процессами игровой деятельности, поведением детей.

Правила имеют обучающий характер и организационный характер, но чаще они сочетаются между собой. Обучающие правила раскрывают перед детьми суть игры (что и как делать). Правила организуют познавательную деятельность детей: что либо рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игровой задачи.

Организующие правила определяют порядок, последовательность, взаимоотношения детей на уроках русского языка. Правила будут правилами, если будут соответствовать следующим положениям: 1 правила игры должны быть простыми и точно сформулированными.

Материал должен быть посилен; 2 дидактический материал прост по изготовлению и применению; 3 игра на уроках русского языка будет интересна в том случае, если в ней принимает участие каждый ребенок; 4 подведение итогов игры должно быть четким и справедливым. Все эти структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, а отсутствие основных из них разрушает игру.

Заключительным элементом игры является подведение итогов, которое проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; Определение команды-победительницы и т.д. При этом необходимо отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей по русскому языку.

При проведении игр на уроках русского языка необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи. В ситуации дидактической игры на уроках русского языка знания усваиваются лучше. Дидактическую игру и урок русского языка противопоставлять нельзя.

Самое главное – и это необходимо ещё раз подчеркнуть – дидактическая задача в дидактической игре осуществляется через игровую задачу. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения и навыки по русскому языку. Взаимоотношения между детьми и педагогов определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог участники одной игры. Итак, игра – не просто любимое занятие детей. Она способствует повышению эффективности учебного процесса, активизирует познавательную деятельность детей, является основой прочного и осмысленного усвоения программного материала по русскому языку.

Приложение №1
Дидактическая игра: Кто быстрее соберет вещи.

Цель игры: дифференциация шипящих звуков: ж,ш,ч,щ; активизировать внимание и мыслительную деятельность учащихся. Оборудование: карточки с изображением предметов с шипящими звуками ж,ш,ч,щ; «чемоданчики» с соответствующими звуками – 4 шт.

Правила игры: Один из участников выходит к доске, выбирает любую карточку «предмет» и помещает ее в соответствующий «чемоданчик». Остальные учащиеся контролируют правильность выбора. Участвовать в игре могут все дети по очереди.

Приложение №2 Дидактическая игра: Кто быстрее, кто точнее.

Цель: Закрепить навык определения на слух слов с шипящими ж,ш,ч,щ и умение вычленять эти звуки.

Ведущий делит доску на 4 части, в каждой пишет шипящие согласные ж,ш,ч,щ. К доске вызывается 4 ученика, которые встают так, чтобы у каждого была четверть доски. Ведущий называет слова, начинающиеся с какой-нибудь из перечисленных букв. Один из учеников, стоящих у доски, у которого записана эта буква, записывает слово в свою графу.

Затем остальные ученики поочередно называют придуманные на эти буквы слова. Стоящие у доски ученики, записывают каждый свое слово. Игра идет в быстром темпе. Дети контролируют запись на доске. В случае ошибки игра останавливается и исправляется неточность.

Приложение №3 Дидактическая игра: Будь внимателен.

Цель: активизировать память, внимание, словарный запас, опираясь на знание правил.

Из предложенных стихотворений выписать с сочетаниями жи, ши: 1. Жили в хижине чижи, Мыши, ежики, стрижи, В гости к ним идут моржи И жирафы и ужи. 2.

Жилет, животное , живот, Жирафы, живопись, живет, Шиповник, шины, камыши, Машины и карандаши, Кружить, служить, дружить и жить, Спешить, смешить, Шипеть и шить.

Все сочетания ЖИ и ШИ Только с буквой И пиши!

Приложение №4 Дидактическая игра: Словознайкин, дай ответ. Цель: определить уровень развития детей, развивать память, мышление , речь.

Детям предлагается за определенное время вспомнить и записать как можно больше пословиц и поговорок, загадок и четверостиший, в которых встречаются слова и заданное правило – «Правописание слов с сочетаниями жи,ши». Например: Пословицы и поговорки: Жизнь дана на добрые дела.

Шила в мешке не утаишь. Поспешишь –людей насмешишь. Жизнь прожить- не поле перейти. Дружба как стекло, разобьешь – не склеишь. Загадки: Два березовых коня Он высокий и пятнистый Через лес несут меня.

С длинно, длинной шеей, Кони эти рыжие, А питается он листьями, А зовут их…)лыжами). Листьями деревьев(жираф) Четверостишье: Шила шубку – сшила юбку, Шила шапку – сшила тапку! Хорошая швея Наташа!

Приложение №5 Дидактическая игра: Одним словом.

Цель: активизировать словарный запас детей, развивать умение обобщать словосочетания в одно понятие.

Учащимся предлагается заменить сочетания слов и предложения одним словом, имеющим слоги ча, ща, чу.щу. 1. Обрубок дерева — …(чурбан). 2. Шестьдесят минут-…(час). 3. Густой частый лес- …(чаща). 4. Хищная рыба с острыми зубами — …(щука). 5. Из чего делают тяжелые сковородки -… (чугун). 6.

Прикрывать глаза от солнца — … (щуриться). 7. Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая — …(чайник) и

Приложение №6 Дидактическая игра: Все наоборот. Цель: закрепить написание слов с сочетанием –чн-, активизировать внимание, мыслительную деятельность детей.

Учитель предлагает детям заменить предложенные им словосочетания типа существительное + существительное на другое так, чтобы одно из слов включало в свой состав сочетание –чн-.

Игрушка для елки-…(елочная игрушка) Герой сказки- … (сказочный герой) Сок яблока-… (яблочный сок) Суп из молока -…(молочный суп) Варенье из клубники-… (клубничное варенье) Каша из гречки-… (гречневая каша) Вода из речки-… (речная вода) Скважина в замке -…(замочная скважина) Мука из пшеницы -… (пшеничная мука) и т.п.

Приложение №7 Дидактическая игра: Замени букву. Цель: активизировать умственную деятельность учащихся, развивать орфографическую и фонетическую зоркость, внимательность, логическое мышление.

Детям предлагается исходное слово с орфограммой, они изменяют в нем последовательно либо один, либо два звука, сохраняя при этом сочетание –чк-, и получают новые слова. Выигрывает тот, кто составит наибольшее количество слов.

дочка ручка бочка речка ночка свечка кочка печка точка почка тучка дочка тачка ночка

Приложение №8 Дидактическая игра: Назови один предмет. Цель: отработка способов проверки безударных гласных.

Учитель говорит слово, обозначающее много одинаковых предметов, а ученики называют один такой предмет и объясняют какую гласную надо писать в корне слова. За правильный ответ ряд получает очко.

Победитель выявляется по количеству очков. Примерный материал: слова: врачи, глаза, грачи, сады, тазы, шары, бока, дожди, дворы, кроты, моря, ножи, плоды, поля, рога и т.д.

Приложение №9
Дидактическая игра: Большая буква.

Цель: закрепление правила написания заглавной буквы в словах. Оборудование: у каждого ученика набор сигнальных карточек.

Учитель предлагает классу внимательно послушать стихотворение.

Затем учащиеся отмечают сигнальными карточками, все правила написания большой буквы, о которых говориться в стихотворении. Далее нужно защитить каждый свой ответ, т.е. объяснить какое правило зафиксировано.

Выигрывает тот, кто сумеет защитить все сигнальные карточки.

Буква обычная выросла вдруг, Ставится буква Выросла выше букв – подруг У строчки в начале, Смотрят с почтением Чтобы начало мы замечали.

На букву подруги, Имя, фамилия Но почему? Пишутся с нею, За какие заслуги? Чтобы заметнее быть и виднее, Чтобы звучали громко и гордо Буква расти не сама захотела, Имя твое Букве поручено важное дело: Имя улицы, города. Ставиться в слове Буква большая — Не зря и непросто Совсем не пустая,

Буква такого высокого роста.

https://www.youtube.com/watch?v=SMKKhsP85EU

В букве большой- Уважения знак.(С.Измайлов)

Приложение №10 Дидактическая игра: Пол-минутки для шутки. Цель: закрепить правописание заглавной буквы в кличках животных.

Оборудование: на доске записаны названия тех животных, которые встречаются в стихотворении Ю.Черных: собака, курица, корова, кошка, лошадь. Учитель просит детей внимательно послушать стихотворение и сказать, что в нем не так. Правильный ответ поощряется игровым жетоном.

Одни дети дописывают на доске к названиям животных- клички, а остальные выполняют эту работу в тетради. Жили- были дед, да баба С маленькою внучкою. Кошку рыжую свою Называли Жучкою, А Хохлатой они Звали жеребенка, А еще у них была Курица Буренка, Собачонка Мурка, А еще два козла,- Сивка и Бурка.

Приложение №11 Дидактическая игра: Составь слово.

Цель: активизировать словарь учащихся, развивать умение подбирать слова.

Оборудование: карточки с буквами русского алфавита. Играть могут 2-6 человек. Каждый из играющих берет одну карточку и кладет ее в середину круга буквой вверх. Когда это сделано, участники стараются из положенных в круг букв собрать какое-то слово. Например, открыты карточки с буквами А,Л,С,М,Ь,О. Из них можно составить слово: моль, сало, лом, и т.д.

Тот, кто первый назовет подходящее слово, забирает себе все нужные для этого составления буквы и кладет перед собой составленное слово так, чтобы всем было видно. Выигрывает тот, кто к концу игры составит как можно больше сло

Приложение №12 Дидактическая игра: Найди ошибку. Цель: развивать умение выделять в речи слова, обозначающие предмет.

Читайте также:  Организация дня рождения

Учитель называет ряд слов, обозначающих названия предметов и допускает одну «ошибку». Ученики должны определить, какое слово лишнее и почему. Правильно выполнивший задание, получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек. Примерный материал: 1.Кукла, дом, море, вышла, ученик. 2.

Карта, солнце, железный, дверь, моряк. 3.Девочка, мел, больше, карандаш, жаба. 4.Замок, тяжело, петух, тарелка, вишня. 5.Бежит, книга, окно, ворота, слон и т.п.

Приложение №13 Дидактическая игра: Найди пару. Цель: развивать умение правильно соотносить название предмета и действия.

Оборудование: у каждого ученика на парте карточка, на которой в один столбик записаны слова: метель, гром, солнце, молния, ветер, дождь, снег, облака, туман, мороз, а в другой столбик слова- действия: капает, плывут, падает, стелется, плывет, метет, гремит, печет, сверкает, дует, трещит.

Ученики к каждому слову, обозначающему название явления, подбирают слово, обозначающее действие предмета, отмечая стрелкой. Выигрывает тот, кто первый составит пары слов.

Приложение №14 Дидактические задания и упражнения.

Цель: закрепить знания детей по теме «Разделительный мягкий знак», развивать память, мышление.

1. Назовите сначала слова, в которых надо писать букву Ь в конце, а потом- в середине. 2. Найдите слова с разделительным мягким знаком. Подчеркните их: пью, шью, бью, семья, кольцо, копье, пони, платье, пальто, воробей, сошьет и т.д. 3. Выпишите слова с разделительным Ь: Целый день лежит тюлень, И лежать ему не лень. Жаль, тюленье прилежание Не пример для подражания. (Б. Заходер) Вот бы тебе, заяц, да лисьи зубы! Вот бы тебе серый, да волчьи ноги! Вот тебе, косой, да рысьи когти! -Э-э, что мне клыки да когти? Душа – то у меня все равно заячья. 4.Шарады. Я с Л смягченным – под землей С твердым Л я на стене Бываю каменным и бурым. (книги, например, на мне), А с твердым – в комнате любой, Но как только Л смягчите, В геометрической фигуре. Сразу в танец превратите. (Уголь-угол) (Полька-полка). Без М – в лесу мне красоваться; С М – суда меня боятся. (Ель-мель).

Приложение №15 Дидактическая игра: Заполни квадрат. Цель: активизировать словарь учащихся, развивать умение писать слова с мягким знаком на конце слова.

Оборудование: прямоугольники, поделенные на клетки по количеству букв в слове. В начале каждой строчки – картинка. Каждый ряд получает карточку и выбирает представителя.

По сигналу, сидящие, на передних партах, вписывают одно слово в клетки верхней строки и передают карточку сзади сидящим ученикам и т.д.

Заполненная карточка возвращается представителю своего ряда, который исправляет ошибки, проверяет и передает учителю.

Очки начисляются за каждое верно записанное слово по одному очку, за безошибочную работу представителя – 2 очка, за выполнение работы первыми дети получают еще одно очко.

Источник: https://gigabaza.ru/doc/76963.html

Дидактические игры на уроках русского языка в начальных классах

Дидактические игры на уроках русского языка в начальных классах

Современный век – век новейших информационных технологий, чтобы идти в ногу со временем пора переходить с традиционного метода обучения на более современный. Применение новейших технологий в преподавании русского языка – это необходимость, т.к они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, повышают интерес к урокам русского языка.

Обучение русского языка в школе с казахским языком обучения дается порой нелегко.Главная проблема- языковый барьер, мало общения.

Наш менталитет и общение друг с другом желают лучшего и тем более триединство языка является одной из главных задач нашего общества. Сам Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев подчеркивает важность и необходимость этого.

Основная задача учителя русского языка- добиться активного мышления, заинтересовать детей к своему предмету, как к родному.

Известно, что ребенок учится с удовольствием, пока ему интересно. А для этого нужно, чтобы учитель знал и любил свой предмет. «Детская влюбленность в предмет зависит от нашей влюбленности»- подчеркивал Л.Н.Толстой. А значит ,чем больше эрудиция учителя, чем больше убедительнее его речь,тем больше интереса у ученика.

На уроке я использую и применяю дидактические материалы, ребусы, загадки, анаграммы,карточки, иллюстрации,сюжетные картинки, дуали . При работе с текстом или показе картинок задаю вопросы и требую полного ответа, т.к развивается устная речь, пополняется словарный запас.

Дети с удовольствием составляют диалоги, аналогичные диалогам в упражнениях, устные и письменные рассказы по картинкам . И что интересно, дети все больше и больше увлекаются такими заданиями,просят дополнительных материалов.

Опираясь на свой опыт, могу с уверенностью сказать, что дети любят мой предмет не меньше, чем, например, казахский , английский,

математику. На уроке чувствуют себя увереннее, активнее . Выполнив задание, он чувствует себя « героем », старается помочь соседу, повышается авторитет перед другими учениками, старается быстрее всех закончить задание и просит дополнительного задания- потруднее.

Как сделать урок русского языка интересным, занимательным, любимым и доступно-понятным для ребенка? Одним из средств сохранения и получения радости во время учебы является игра. Ни для кого не секрет, что игра- это часть учебного процесса.

Использование игр в учебе развивает активность, логику,мышление, наблюдательность, внимательность,творческое воображение

.В результате у детей появляется интерес к русскому языку.

По форме использования на уроке и содержанию игры делятся на дидактические, интеллектуальные, подвижные и т.д

Разве можно представить детей без игр, тем более на уроке русского языка? Этот малознакомый и новый предмет детям может показаться неинтересным,скучным.

Каждый раз готовясь к очередному уроку, я думаю,чем бы заинтересовать детей в этот раз, какие применить игры или задания.

Приведу некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые я использую на своих уроках.

Игра « Наборщик» – на каждую букву записать по одному слову;

Книга: к— кошка; н— нос; и-иголка; г— гусь; а— арбуз;

Игра « Найди букву», например: т..кв.(тыква), б.н.н(банан), ш.о.л.(школа). ит.д

Игра « Путаница» -рабуз-арбуз,онкфеты-конфеты, калей-лейка, бейрово-воробей; фельтроп(портфель),мальбо(альбом), мигазиян(гимназия), динаро(Родина), цояй(яйцо),

Игра « Змейка» ,например: астра- аист-туфли-иголка-апельсин-нос-санки-игрушка и.тд

Кто как голос подает? Воробей (чирикает), ворона(каркает),собака(лает) и т.д.

Кто чей ребенок? Указать стрелками- Корова жеребенок,

Курица теленок;

Лошадь цыпленок

Составить слова из слогов: мо, ко, ло; (молоко);а,син, пель(апельсин); ре,за,бе(береза) ; ко,ло,яб( яблоко); ведь,мед ( медведь) и т.д

Исправь ошибки: верблют(д), каза(о), ачки(о),званок(о), агарот(о,о,д),загатка(д), даска(о),сонце(л),гарох(о), внушка(ч), ана(о), крушка(ж);

Пропущенные слоги: …. стрюля; ..чик; … радь; … са; … ведь; …нан; …. ла; В этой игре дети на одно слово дают множество вариантов ответов, например(чик) –мальчик,зайчик, кончик ,пальчик и т.д., т.е опять же интерес к предмету, пополняется словарный запас, развивается активность, логика, оттачивается произношение слов.

Усложненные виды заданий: « Анаграмма» путем перестановки букв образовать новые слова. Здесь дети узнают новые слова

Лес – сел; ложка-жалко; насос-сосна; банка-кабан; крот-корт; лама-мала,

321 3 5 1 4 2 4512 3 34512 1324 3412

Казан- наказ ;

34521

« Кто где живет?» соотнести стрелками: медведь нора

Белка берлога

лиса дупло

Игра « Какое слово спрятано?» внутри-три, подвал-два, столетник-сто, лет; удочка-дочка; бусы-усы; резкий ветер Моську загнал в подворотню – термос;

Игра « Замени цифры словами » ос3ё (острие) , 100л ( стол),пи100лет-пистолет, о5- опять, осе3на (осетрина),ви3на (витрина),за1ка ( заколка),

прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно про3 все 100ловые наборы (прежде чем вся семья опять сядет за стол, предварительно протри все столовые наборы)

Дуали- двойной кроссворд, например: (школа) ,здесь дается два варианта букв,

Ш а

т к

о и

л л

а ь составляется одно слово;

Игра « Что лишнее?» тинасплин, лейк, мальбо,теерв, калиней (пластилин,клей,альбом,линейка, лишнее ветер)

Отгадай слова : ВLGEUCRНА- ВЕСНА; SDУFVТRКLА- УТКА: ГWUРZУШFA-ГРУША; такие игры развивают наблюдательность, внимательность,учат различать и находить «лишние» буквы;

Одно из любимых заданий для детей- разгадывание ребусов в виде зашифрованных цифр; от А до Я –соответствуют цифры; 33 буквы- 33 цифры .

А,Б,В,Г,Д,Е,Ё,Ж,З,И,Й,К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч,Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь,

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 12 13 14 1516 17 1819 20 22 23 24 25 26 27 28 2930

Э, Ю, Я

31 32 33

Задание: составить слова и словосочетания. 1416? 1213 1 1919; 1416? 14 1 14 1 ; 4 10 14 15 19 10 33

12 16 18 10 5 16 18(коридор), 13 6 19 20 15 10 24 1 ; 23 16 13 13; 21 25 10 20 6 13 30 15 10 24 1 ;

Такого рода ребусы, игры, головоломки на уроках русского языка способствуют обогащению словарного запаса, расширяют их кругозор.Они несут в себе огромный эмоциональный заряд, воспитывают такие качества , как инициатива, настойчивость, целеустремленность.

Атмосфера в классе доброжелательная . Если не укладываются до звонка, сожалеют , что не успели. В играх, особенно коллективных, формируются нравственные качества.

В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, пояляется чувство ответственности, коллективизма , воспитывется характер , воля,

стремление к победе, открывается другое мировоззрение на предмет – он стал для него доступным,понятным , а главное- интерес и любовь к русскому языку.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/didakticheskie-igry-na-urokakh-russkogo-yazyka-v-nachalnykh-klassakh.html

Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе. — презентация

1 Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе<\p>

2 «СОБЕРИ СЛОВА» Прочитайте деформированные слова, запишите их в два столбика: одушевлённые и неодушевлённые имена существительные а) Каросо, бярета, сказрас, чийбора, ниравна, сияфеспро, ломасо, повейсо, касоба, латса, цанипше, дагоя б) Фершо, лимифая, тельчиу, жайроу, рищвато, ретсек, керата, дормипо, тухпе, жирсапас, рагов, цаов.<\p>

3 «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО» Трактор водит — … Электричку — … Стены выкрасит — … Доску выстругал — … В доме свет провёл — … В шахте трудится — … В жаркой кузнице — … Кто всё знает — …<\p>

4 «ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ» Определите, какое слово лишнее. Почему? Запишите в тетрадь это слово и подберите к нему ещё три, чтобы получилась смысловая группа. Осень, зима, январь, лето. ( Лишнее слово «январь», его записывают в тетради дети и подбирают к нему слова «февраль, март, август») Девочка, кукла, мальчик, мама. (Лишнее слово «кукла», к нему подбираем слова, называющие игрушки) Тарелка, кастрюля, стул, чайник. Тетрадь, пенал. учебник, топор. Роза, лиса, колокольчик, ландыш. Курица, овца, корова, лошадь.<\p>

5 «ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ» Столбик слов, которые отвечают на вопрос ЧТО? Коса Сон Оси Леса Измените одну букву в словах так, чтобы они стали отвечать на вопрос КТО?<\p>

6 «РАСШИФРУЙТЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ» Расшифруйте весенние слова и определите их род и число: Пеакль Нытапроли Чагр Снижкнепод Сокласуь Чуйре Жулы Льреал<\p>

7 «ПРОПАЖА» В клетки нужно вписать имя существительное мужского рода, единственного числа, которые обозначают нижнее покрытие, настил в помещении, в доме. …очка …учка …омка …янка …оска …е …ено …есье …ет …ив<\p>

8 «СЛОВА В СЛОВАХ» Найдите слова в словах(имена существительные), определите их род и число. Хоровод (хор, ров, овод) Шпагат Яблоко Буйвол Волосы Ярмарка Голоса Полоса<\p>

9 «ПРОВЕРЬТЕ НЕЗНАЙКУ» Незнайка играл в слова, составляя из двух слов одно. Проверьте, правильно ли он составил слова? Пол+осы=полосы Кол+осы=колоссы Вол+осы-волосы Зуб+ь+я=зубья Дуб+ь+я=дубья<\p>

10 «А ЧТО ЭТО У ЧЕЛОВЕКА?» Запишите слова – ответы и определите в них род и число. У птицы это крыло – у человека… У зверя лапа – у человека… У собаки морда – у человека… У конфеты фантик – у человека… У подводной лодки перископ – у человека… У льва пасть – у человека… У машины мотор – у человека… У рыбы жабры – у человека… У берёзы сок – у человека… У экскаватора ковш – у человека…<\p>

11 «ИЗ МУЖСКОГО В ЖЕНСКИЙ» К каждому слову мужского рода добавьте только одну или две буквы, чтобы получилось новое слово женского рода. Гость – (горсть) шах — … Клуб — … жест – … Пол – … рак — … Полк — … рост — … Хлор — … вол — … Лак — … мел — … Сор — … мак — … Чай — … док — … Душ — … маг — …<\p>

12 ШУТОЧНЫЕ ВОПРОСЫ Что общее есть у пальто и речки? Что есть у ребёнка, стула. гриба? Что есть у девушки, у моря и у крестьянина? Она сверкает на небе, плавает в воде. Кашу и птицу назвали… Животное и ямка, а слово одно.<\p>

13 «Найди определение» а) Как известно, некоторые слова, в том числе и имена прилагательные,могут употребляться как в прямом,так и в переносном значении. Найдите общее определение к каждой группе из трёх существительных. Например: хлеб, климат,подушки – общее определение мягкие. Деревня, тетеря, старушка — …(глухая). Клён, малыш, парик — …(кудрявые). Дорога, воля, дисциплина — …(железная). б) Найдите в первой строке определение каждому слову из второй строки: Ясный, упрямый, стройный, здоровый, хитрый, могучий. Лиса, день, бык, тополь, осёл, дуб, туча.<\p>

14 «Кто быстрее» Отвечать, не задумываясь, молниеносно. Кто это? Что это? Зелёный, продолговатый, сочный -… Маленькая. серенькая, пугливая -… Белое. пушистое. лёгкое -… Ветвистая, зелёная. колючая -… Белый, душистый, лесной -… Чистое, голубое, горное -…<\p>

15 «Кто какой?» Запишите словосочетания из имён прилагательных и имён существительных. Голодный олень трусливый медведь хитрая ёж шустрая змея неуклюжий лиса пёстрая ящерица рогатый заяц колючий волк ядовитая белка юркая бабочка<\p>

16 «Третье лишнее» Из списка слов выбрать лишнее. Объяснить свой выбор. печь снежный космос печной снежинка космический печник снеговик космонавт лес боль вареный лесной больничный варенье лесистый болезненный варка<\p>

17 «Восстанови справедливость» Злой колдун поменял у слов определения, и получилось вот что: Неуклюжий как крот Верный как слон Неповоротливый как собака Хитрый как бык Слепой как пёс Длинный как заяц Трусливый как медведь Вороватый как жираф Злой как лиса Упрямый как сорока Восстановите справедливость – верните определения своим владельцам.<\p>

18 Загадки – шутки Ответьте на весёлые вопросы и запишите прилагательные, которые встретились в тексте: Какое окончание состоит из первой и последней букв алфавита? Каких камней не найдёшь в море? Какой болезнью на земле никто не болеет? Из какого полотна нельзя сшить рубашку? Какая лошадь бывает, когда её покупают? Какой путь днём не виден, а ночью он виден? В каком слове на конце пишется три буквы «е»? Как правильно сказать: «Нет белый желток» или «Нет белого желтка»? Что случится с белым платком, если его на пять минут опустить в Чёрное море? У двух зрячих есть слепой брат. Но у слепого нет двух зрячих братьев. Как может такое быть? Какие прилагательные женского рода «жалуются» на свой рост? Под каким деревом заяц прячется во время дождя?<\p>

19 «Ох, уж этот нос!» Замените словосочетания глаголом: Задирать нос Зарубить на носу Клевать носом Повесить нос Водить за нос<\p>

20 Задания для умников и умниц а) Как превратить существительные даль, меч, пень, руль в глаголы? б) Как пожар и ель превратить в глаголы? в) В каком глаголе слово «нет» повторяется 100 раз?<\p>

21 Игра Какое время? Определить время глаголов Летит без крыльев и поёт, Прохожих задирает. Одним проходу не даёт, Других он подгоняет. Длинной шеей поверчу — Груз тяжёлый подхвачу, Где прикажут – положу: Человеку послужу. Принялась она за дело, Завизжала и запела. Ела, ела дуб, дуб, Поломала зуб, зуб.<\p>

22 Игра Закончи пословицу Задача: дописать пропущенный глагол с противоположным значением и объяснить пословицу. Мир строит, а война……… Смелый побеждает, а трус…….. Труд кормит, а лень……… Человек от лени болеет, а от труда……. Лето припасает, а зима…….. Лентяй ест – греется, а работает -……… Сумел завязать, сумей и …….. Чем зря кричать, лучше ……. Декабрь год кончает, а зиму…… Легко друга потерять, но трудно …… По одёжке встречают, а по уму ……. Ласточка день начинает, а соловей…..<\p>

23 «Угадайте слово» Расшифруй слова.. а) Скручивать волокна, делать нитки — -я- — — б) Территория страны вместе с её населением, расположенная позади линии фронта ты- в) Публичное исполнение ряда музыкальных произведений, балетных, эстрадных и др. номеров по определённой программе -он г) Повышение и понижение тона голоса при произношении — — -она д) Лишённый перемен, разнообразия, однообразный, скучный -оно е) Такой, о котором знали раньше, известный мы- ё) Приятный на вид, отличающийся гармоничностью, правильностью линий вы- ж) Производить, вызывать, издавать звон — -они- —<\p>

24 «Четвёртое — лишнее» Я, он, оба, ты Тебе, тебя, тобой, табун Мы, он, вы, но Вас, воз, вес, вар Нас, нами, нем, нам Они, его, ему, яму Мнём, мну, мне, мни Но, оно, она, они Мной, меня, мни, мне Нос, низ, наст, нас<\p>

25 Загадки – шутки а) Мама пришла с работы и, увидев на столе стопкупосуды, спросила: «Эти тарелки и чашки чистые?» Таня ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? б) Какое местоимение нужно добавить и к какому местоимению, чтобы получились самые крупные овощи? в) Какое местоимение состоит из двух предлогов? г) Какое местоимение превращается в союз, если его прочитать справа налево? д) Какую букву и за какое местоимение надо спрятать, чтобы Получилось название животного? е) Когда руки бывают местоимениями?<\p>

26<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/110363

Применение дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе

Горелова И. В. Применение дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе // Молодой ученый. — 2015. — №1.2. — С. 11-13. — URL https://moluch.ru/archive/81/14720/ (дата обращения: 15.10.2018).

Ребёнок приходит в  первый класс с огромным желанием учиться. Как приковать, его неустойчивое внимание к уроку, не заставляя? С помощью, каких средств и методов сделать обучение увлекательным?

 К сожалению, в последнее время в школу приходят всё больше детей, с низким уровнем школьной зрелости, с первых дней испытывающих трудности в учении и освоении социальной роли ученика, имеющих повышенный риск школьной дезадаптации.

В своей работе с детьми  учитель должен на первое место выдвигать не традиционную задачу – дать  знания, а создать условия для полноценного развития каждого ребёнка, расширение его возможностей и приобретение знаний.

Слаборазвитая произвольная сфера не позволяет детям полноценно осуществлять рутинную и напряжённую учебную деятельность – они быстро устают.

На самом деле, выход лежит на поверхности. Любой человек выполняет с удовольствием ту работу, которая ему интересна. Ребёнок с интересом  играет. Значит надо использовать игру как самый важный инструмент  активизации познавательной  способности  ребёнка, для его развития.

Игровое действие рождается  из потребности действовать по отношению к широкому миру. По Леонтьеву, в дошкольный период жизни ребенка развитие игры является вторичным, отраженным процессом.

Таким образом, овладение ребенком более широким, непосредственно недоступным ему кругом действий может совершаться только в игре.

Вопрос активизации деятельности учащихся в процессе изучения русского языка представляет сложную проблему, которая должна волновать учителей. Мой опыт показывает, что уроки русского языка для младших школьников относятся к числу нелюбимых школьных предметов.

Деятельность учащихся на этих уроках часто носит однообразный воспроизводящий характер, значительная часть времени затрачивается на выполнение тренировочных упражнений. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность.

Но пробудить у детей интерес и стремление к изучению русского языка все-таки можно, если систематически накапливать и вдумчиво отбирать увлекательный дидактический материал, способный привлечь внимание каждого ученика.

У детей младшего школьного возраста слабо развито абстрактное мышление. Их психика требует чего-то неожиданного, интересного. Осознание понятий рождается у них на основе конкретного материала. Если на уроке ребёнок не увидит ничего яркого и интересного, то интерес к предмету падает. А если это происходит от урока к уроку, то русский язык превращается в скучный, неинтересный предмет.

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках и во внеклассное время дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность один и тот же материал повторить разнообразными способами.

Поддержать интерес ребёнка к учебе помогут разнообразные  яркие наглядные пособия, включение в процесс обучения игры. Учить, играя, — оспаривать эту заповедь не станет никто. Игра побуждает учащихся к игровым действиям, даёт возможность каждому ребёнку лучше представить разыгрываемую ситуацию.

В игре дети учатся концентрировать свое внимание на игровых правилах и следить за их выполнением. Игра позволяет ребёнку заново пережить яркие впечатления и события. Играя, дети накапливают знания об окружающем мире, учатся самостоятельно принимать решения, проявляют оригинальность мысли.

Таким образом, в процессе игры у детей повышается познавательный интерес и стремление получения знаний изучаемого предмета

В самом термине «дидактическая игра» подчёркивается педагогическая направленность, отражается многообразие её применения.

На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.

Значительного эффекта учитель может достичь в случаях, когда учебная задача так сочетается с игровой, что ученик воспринимает ее именно как задачу, т.е. подходит к решению сознательно, но при этом все — таки играет.

Игровая деятельность используется в следующих случаях:

— в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

— в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

— как технологии внеклассной работы

Возможны два подхода к классификации игр, предлагаемых для использования на уроках русского языка.

Первый подход состоит в классификации игр в зависимости от того, для решения каких задач во время урока может быть использована игра. Подобное разделение является достаточно формальным, потому, что одна игра позволяет решать сразу несколько взаимосвязанных задач:

 Введение темы урока. Использование игрового момента позволяет подвести учащихся к теме урока с использованием элемента заинтересованности за счёт того, что они сами формулируют тему урока на основе игрового задания.

 Изучение нового материала. Игра позволяет на базе ранее изученного материала построить изучение нового материала.

 Закрепление изученного материала. Применение игрового элемента позволяет охватить более большой объём пройденного материала, задействовать всех учащихся, экономить время выполнение задания, создавать и использовать метопредметные связи.

 Игровые моменты позволяют осуществить плавный переход между этапами урока Подведение итогов урока. Игра позволяет более кратко и содержательно подвести итоги урока.

Второй подход позволяет классифицировать игры в зависимости от их сути и содержания.

 Игра «Составь слова».

 Игра «Найди лишнее».

 Игра «Разделение на группы».

 Игра «Волшебный мешочек».

 Игра «Исправь ошибку».

Игра «Составь слово»

Эта игра позволяет повторить ранее изученный материал и совершить плавный переход к новой теме или к новому изучаемому материалу, а также может служить связкой между этапами урока или различными заданиями на одном этапе.

Возможны несколько вариантов этой игры:

 Составление слова из нескольких слов.

Составление односложных или двусложных слов из одного длинного слова.

 Составление слова из написанных букв.

 Среди узора найти буквы и составить слово.

Отгадайте, кто какие звуки не выговаривает.

Мимо сада не спеша

Шли четыре малыша.

-Поигаем, что-ли в пятки?

-Луссе в мясик на плоссятке?

— Вот пвидумав! Под  говою

Вучше в вунки поигвать!

«В пятки?»

«В вунки?»

Что такое?

Ничего не разобрать?

 (Ответ: первый малыш не выговаривает «Р», второй – шипящие звуки, а для третьего трудны «Р» и «Л».)

Игра «Исправь ошибку»

Учитель предлагает ребенку исправить неправильные утверждения о Временах года.

Например:

Зимой листья жёлтые

Весной трава красная

Осенью распускаются подснежники

Летом идёт снег

Летом птицы улетают в тёплые края

Весной животные готовят запасы

Анализируя свою работу в первом классе, я отметила, что игровая деятельность на уроках обучения грамоте позволила отработать много сложных фонетических понятий. В процессе игры было видно, как дети с интересом включаются в работу, начинают думать, предлагать различные варианты.

Общение в классе строится не только на уровне учитель — ученик, но и ученик — ученик. У  многих ребят повысился интерес к познавательной деятельности. Ребята стали более активны на уроках, им нравится принимать участие в решении учебных задач, с помощью игр ученики учатся работать в парах и группах, микрогруппах  постоянного и сменного состава.

Видно, что работа на уроках обучения грамоте доставляет детям удовольствие.

Литература:

1.      Архипова Е.В. Русский язык и развитие речи. Санкт-Петербург: издательский дом «Литература», 2005 год.

2.      Бабанский Ю.К., Сластенин В.А., Сорокин И.А. и др. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических институтов/ Просвещение, Москва , 1988г.

3.      Богач З.И. Как сказка помогает грамотно писать. Журнал. Начальная школа. № 9, 1998г.

4.      Дубова Т.А. Дидактическая игра «Иду в гости» на уроках русского языка Журнал. Начальная школа. № 11 2001г.

5.      Капустина Н.Г. Познавательный интерес младших школьников. Журнал «Начальная школа полюс до и после» № 2, 2005 год.

6.      Карпова Е.В.  Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие «Академия развития», Ярославль, 1997г.

7.      Козлова О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников. Журнал «Начальная школа», № 11, 2004 год.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, русский язык, урок, ребенок, изученный материал, плавный переход, изучение нового материала, Составление слова, игровая деятельность, учебный предмет.

игра, русский язык, учебный материал, дидактическая игра, учебная деятельность, урок, игровая методика, игровая деятельность, заочная экскурсия, главная задача.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, игра, начало, речевая деятельность учащихся, учащийся, учебный процесс

Использование краеведческого материала на уроках русского языка как средство формирования патриотизма у школьников.

Наблюдения, постоянный анализ, изучение психологических аспектов освоения учебного материала, наработанный опыт дали нам основание изучать язык в полиэтническом коллективе на основе игровых тренингов.

русский язык, Игра, урок, учебная деятельность, окружающий мир, Деловой театр, учебный материал, учебный предмет, начало урока.

Я предлагаю урок русского языка в 1 классе, на котором я использовала разные виды учебных ситуаций.

Игра «Добавь словечко». У меня есть одна загадка-стихотворение О. Дриза. Я буду читать, а вы — подсказывать (добавлять) нужные слова.

игра, игровая деятельность, грамматический материал, учебная игра, творческое мышление, познавательный интерес, лексический материал, игровой метод, игровая деятельность учащихся, ход игры.

игра, слово, русский язык, ребенок, дидактическая игра, лишнее слово, младший школьник, учебная деятельность, правило игры.

На уроке русского языка при изучении лексики и работе над лексическим значением слова можно предложить методику «Кто вернее и точнее?» для проверки и закрепления изученного материала.

игра, русский язык, урок, родной язык, ученик, учащийся, урок литературы, вид деятельности, слово, учитель.

игра, русский язык, учебный материал, дидактическая игра, учебная деятельность, урок, игровая методика, игровая деятельность, заочная экскурсия, главная задача.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, игра, начало, речевая деятельность учащихся, учащийся, учебный процесс

Использование краеведческого материала на уроках русского языка как средство формирования патриотизма у школьников.

Наблюдения, постоянный анализ, изучение психологических аспектов освоения учебного материала, наработанный опыт дали нам основание изучать язык в полиэтническом коллективе на основе игровых тренингов.

русский язык, Игра, урок, учебная деятельность, окружающий мир, Деловой театр, учебный материал, учебный предмет, начало урока.

Я предлагаю урок русского языка в 1 классе, на котором я использовала разные виды учебных ситуаций.

Игра «Добавь словечко». У меня есть одна загадка-стихотворение О. Дриза. Я буду читать, а вы — подсказывать (добавлять) нужные слова.

игра, игровая деятельность, грамматический материал, учебная игра, творческое мышление, познавательный интерес, лексический материал, игровой метод, игровая деятельность учащихся, ход игры.

игра, слово, русский язык, ребенок, дидактическая игра, лишнее слово, младший школьник, учебная деятельность, правило игры.

На уроке русского языка при изучении лексики и работе над лексическим значением слова можно предложить методику «Кто вернее и точнее?» для проверки и закрепления изученного материала.

игра, русский язык, урок, родной язык, ученик, учащийся, урок литературы, вид деятельности, слово, учитель.

Источник: https://moluch.ru/archive/81/14720/

Дидактические игры и игровые приемы на уроках русского языка в начальных классах

Учителя начальных классов.

Средняя школа №2

Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является дидактическая игра. Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка.

При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается. Ведь то, что игра – это часть учебного процесса, ни для кого не секрет.

Игра помогает формированию фонематического восприятия слова , обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное- стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку.

Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника. На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом.

Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Я задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма.

Перечитала много литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика. Приведу некоторые дидактические игры и игровые приемы, которые я применяю на своих уроках. Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией. Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем. На 9 карточках записаны девять слов:

1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.

2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.

Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова , имеющую одинаковую орфограмму.

I рыбка вьюга чулок II подъезд склад ворона
дубки варенье чучело съемка град ворота
гриб ручьи чум подъем клад воробей

  Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии. Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения. Дети определяют, куда их пригласили.

огород парк море школа столовая зоопарк
гря-ки доро-ки пло-цы кни-ки хле-цы кле-ка
кали-ка бере-ки фла-ки обло-ки пиро-ки марты-ка
реди-ка ду-ки ло-ки тетра-ка сли-ки тра-ка
морко-ка ли-ки остро-ки промока-ка голу-цы реше-ка

Задания:

  1. Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
  2. Составить предложения, используя данные слова.

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления. Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой — отгадчика. Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Например:

  1. Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)
  2. Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)
  3. Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)

Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен. Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:

ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА

Составить предложения.

ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА

Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание). Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.

МАК РОМАШКА РОЗА ЛУК
КОШКА СОБАКА ВОРОБЕЙ КОРОВА
БЕРЕЗА ДУБ МАЛИНА ОСИНА
КОРОВА ЛИСА ВОЛК МЕДВЕДЬ

Задания: Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?

  • Заменить словосочетания одним словом:
    • — промежуток времени в 60 минут,
    • — военнослужащий, стоящий на посту,
    • — ребенок, любящий сладкое,
    • — очень смешной фильм.
  • Распредели слова на две группы.
    • Найди родственные слова. Выдели корень.
  • Закончи предложения:

У Ромы и Жоры есть …………. Однажды они пошли …………. Вдруг из кустов…………….. Потом ребята долго вспоминали как……..

  • Составь рассказ по опорным словам:
    • зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.

Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое. Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока. Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.

Источник: http://kzbydocs.com/docs/801/index-9042-1.html

Ссылка на основную публикацию