Игры на проверку способностей у детей дошкольников 3-7 лет

Игры для детей 3-4 лет, направленные на развитие эмоционально-волевой и двигательной сферы

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ

Ау! (О. Хухлаева, О. Хухлаев)
Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.
Возраст: 3-4 года.
Количество играющих: 5-6.
Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу.

Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» – и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.
Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом.

Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.

Пальцы – звери добрые, пальцы – звери злые (О. Хухлаева, О. Хухлаев)
Цель: развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков.
Возраст: 3-4 года.
Количество играющих: любое.

Описание игры: дети представляют, что их пальчики – добрые кошечки, злые мышки, добрые волчата, злые зайчата и т. д.
Комментарий: взрослый предлагает детям превратить свои пальчики, например, на правой руке – в добрых волчат, а на левой — в злых зайчат.

Им надо поговорить друг с другом, познакомиться, поиграть, мо-жет быть, поссориться. Если у детей хорошо получается, можно предложить им познакомиться с ручками других детей. Кроме развивающего эффекта игра дает возможность выявить особенности общения детей.
Игра полезна гиперактивным, агрессивным и аутичным детям.

Она помогает им ощутить возможности своего тела, найти новые способы налаживания контакта, преодолеть боязнь физического контакта.

Змейка
Цель: развитие ловкости и координации, умения действовать согласованно.
Возраст: любой, но предпочтительно одинаковый.
Количество играющих: 10 и более.

Описание игры: выбирают водящего, он становится во главе «змейки», которую образуют игроки, ста-новясь в ряд лицом в одну сторону. Водящий бежит по причудливой траектории, делая резкие повороты и закручивая «змейку». Его цель – заставить играющих расцепить руки. Такие дети из игры выбывают.

Выиг-рывают те, кто дольше всех продержится в «змейке».
Комментарий: взрослый занимает либо позицию наблюдателя, либо позицию судьи, который следит за соблюдением целостности «змейки» и выводит нарушивших правила игроков.

Оказываясь в ситуации, в которой необходимо и в прямом и в переносном смысле держаться друг за друга, дети приобретают опыт проживания различных ситуаций, учатся не бояться общения, согласовывать свои действия.

Замок
Цель: развитие мелкой моторики, самомассаж.
Возраст: 3-4 года.
Количество играющих: любое.
Описание игры: ведущий читает стихотворение, а дети выполняют определенные движения, разучен-ные заранее.На двери висит замок. Движения типа «буравчик».

Кто открыть его бы мог?Дети быстро соединяют пальцы в «замок», это движение повторяется несколько раз.Потянули…Руки, соединенные «замком», вытягивают вправо, затем влево.Покрутили…Руки, соединенные «замком», вытягивают вперед, затем к себе.Постучали…Пальцы в «замке», ладошками «аплодируют» — несколько раз.

И — открыли!Пальцы, разъединяют, ладони держат на весу параллельно друг другу.

Комментарий: такие имитационные игры, в основе которых лежат детские стихи, пртешки, сопровождаемые движениями, можно придумывать самостоятельно, так как почти любое детское стихотворение имеет в своей основе ритмический рисунок, легко перекладываемый на движения.

Если «да» – похлопай, если «нет» – потопай (О. Хухлаева, О. Хухлаев)
Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.
Возраст: 3-4 года.
Количество играющих: двое или более.

Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отноше-ние, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним».«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».«Максим подарил Даше конфеты, и она очень обрадовалась».

«Сережа увидел, что Максим подарил Даше конфеты, обиделся, что сам не сделал этого и поэтому поссорился с Максимом».

Комментарий: в конце игры взрослый говорит детям, что обида и злость дружат со ссорой, а ссоры делают человека одиноким, так как с ним никто не хочет разговаривать или играть.

Ситуации можно подбирать из непосредственной жизни детей. Наверняка их будет немало.

Эта игра наглядно демонстрирует эффективность и многофункциональность игровой деятельности вообще, так как в ней можно соединять, казалось бы, разные вещи,

Раздувайся, пузырь (Р. Калинина)
Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания.
Возраст: любой.
Количество играющих: группа.

Описание игры: дети стоят в кругу очень тесно — это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку.

После каждого выдоха делают шаг назад – «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся!Получается большой круг.

Затем воспитатель (или кто-то из детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» – «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки).

Комментарий: взрослому необходимо внимательно следить за тем, чтобы дети правильно выполняли игровые действия. В частности, на каждый вдох делали один шаг. Такие игры-развлечения любят дети любо-го возраста, так как правила в них предельно просты и легко выполнимы, а сама игра способствует эмоцио-нальной разгрузке.

Давайте познакомимся! (Р. Калинина)
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Возраст: любой.
Количество играющих: любое.
Необходимые приспособления: надувной мяч.

Описание игры: дети с воспитателем становятся в круг, воспитатель держит мяч, затем он называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок должен поймать мяч, назвать свое имя и имя того, кому он бросит мяч, и т. д.

Комментарий: эта игра помогает познакомиться с детьми, которые только что пришли в группу, а также вовлечь в общение стеснительных детей.

Если же дети еще совсем плохо знакомы, правило можно немного изменить: ребенок, поймавший мяч, называет имя предыдущего игрока, затем свое, а далее (если знает) имя ребенка, которому будет кидать мяч.

Как пройти? (Р. Калинина)
Цель: расширение знаний детей об окружающем, развитие коммуникативных навыков детей.
Возраст: 3-4 года.
Количество играющих: любое.
Описание игры: взрослый начинает игру: «У зайчика заболели ушки.

Что он должен сделать?» – «Пой-ти к врачу». – «А как его найти?» – «В больнице». – «Где найти больницу?» – и т. д. Дети рассказывают, где находится больница, как туда добраться. Так же можно «ходить» в магазин, библиотеку и т. д.

Если игра про-водится в условиях детского сада, то можно предложить детям самим проводить больного к кабинету медсестры и т. д.
Комментарий: в процессе игры с детьми младшего возраста такие ситуации можно упростить, оговаривая лишь действия в той или иной ситуации.

С детьми старшего дошкольного возраста таким образом можно изучать свой город, поселок, микрорайон. Также в игре можно уточнять и расширять знания детей о тех или иных сторонах общественной жизни.

Найди игрушку (Р. Калинина)
Цель: снижение чувства страха, развитие внимания.
Возраст: 3-4 года.
Количество играющих: не менее трех.
Необходимые приспособления: небольшая игрушка.

Описание игры: выбирают ведущего, который прячет игрушку в пределах оговоренного пространства, а потом остальные ее ищут, воспользовавшись подсказкой ведущего: «Игрушка лежит на подоконнике в комнате». Затем описание места расширяют: «Игрушка спрятана в спальне под подушкой».

Ребенок, нашед-ший игрушку, должен рассказать, что она делала на том месте, где была найдена. Местоположение игрушки можно задавать, описав функцию помещения («моет посуду» или ее действия («лежит, закрыв глаза»).
Комментарий: эта игра поможет детям лучше ориентироваться в помещениях и комнатах.

Поэтому она может использоваться в процессе сопровождения адаптации ребенка к условиям детского сада, так как часто у малышей наблюдается боязнь всего незнакомого, им трудно сориентироваться в повой обстановке.

Час тишины и час «можно» (Н. Кряжева)
Цель: развитие произвольности поведения.
Возраст: 2-3 года.
Количество играющих: любое.
Описание игры: взрослый договаривается с детьми о том, что у них теперь будет час тишины и час «можно».

Это значит, что в час тишины дети будут вести себя тихо и заниматься спокойными делами – рисованием, лепкой и т. д. Зато в час «можно» они смогут делать все, что захочется – бегать, прыгать, кричать, петь и т. д. При этом желательно заранее предупредить, что даже в час «можно» нельзя драться, ругаться, обижать кого-либо и т. д.

Комментарий: эти часы можно чередовать в течение дня или играть в них в разные дни, но они должны стать привычными в группе детского сада или дома, тогда взрослому будет проще контролировать поведение детей в любой момент.

Например, когда нужно, чтобы разгоряченные дети успокоились, им предлагается поиграть в час тишины, а во время прогулки можно предложить час «можно».

Зеваки (М. Чистякова)
Цель: развитие внимания, произвольности поведения.
Возраст: 3-4 года.
Количество играющих: взрослый и группа детей.
Необходимые приспособления: колокольчик или погремушка.

Описание игры: дети становятся в ряд или в круги идут в какую-нибудь сторону. По сигналу, подаваемому колокольчиком или погремушкой, они разворачиваются, хлопают в ладоши четыре раза и идут в обрат-ном направлении. Запоздавший с выполнением инструкции выбывает из игры.

У детей младшего возраста выполнение этого правила может вызвать плач. Поэтому можно предложить ребенку, чтобы не расстраивать его, лишь посидеть 1-3 минуты на лавочке в качестве штрафа, а затем снова включиться в игру.

Комментарий: сигнал может подаваться через разные промежутки времени, что усложнит задачу для детей.

Растущие цветы
Цель: укрепление уверенности в себе, стимулирование стремления к лидерству, развитие наблюда-тельности.
Возраст: 3-4 года.
Количество играющих: группа.
Необходимые приспособления: музыкальные инструменты, 2-3 больших бумажных цветка.

Описание игры: один ребенок играет на музыкальном инструменте, остальные слушают. Одновремен-но взрослый, спрятавшись за высоким предметом мебели, начинает поднимать цветок. Когда музыка стихает, цветок перестает расти, при быстрой и громкой музыке он растет быстрее.

Если цветок не может уже расти дальше, все начинают танцевать вокруг него или изображать его увядание. Если одновременно играет два инструмента, можно использовать два цветка.
Комментарий: когда детям станет ясна суть игры, взрослого может заменить ребенок.После игры с детьми проводится беседа.

У ребенка-цветка можно спросить, под какие звуки ему хотелось расти, а под какие – нет. У ребенка-музыканта можно спросить, хотелось ли ему, чтобы цветок рос, если нет, то почему.

В процессе игры взрослый должен пытаться комментировать темп роста цветка, предлагать те или иные версии поворота сюжета. Например: если цветок долго не растет, взрослый должен обратить внимание детей на звуки, а затем на то, что, вероятно, ему они не нравятся или что ему грустно. Можно попросить всех детей вместе с музыкантом помочь цветку подрасти.

Найди отличие (Е. Лютова, Г. Монина)
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Возраст: 3-4 года.
Количество играющих: взрослый + ребенок (группа детей).Необходимые приспособления: лист бумаги, карандаш).

Читайте также:  Памятка для новичков

Описание игры: ребенок рисует все, что ему захочется, затем передает листок взрослому. Взрослый до-бавляет одну или несколько деталей и возвращает рисунок ребенку, который должен найти изменения. Затем взрослый рисует, а ребенок вносит изменения – они меняются ролями.

Комментарий: если в игре принимают участие несколько детей, их можно расположить по кругу и предложить меняться рисунками, пустив их по кругу, пока листок не вернется к хозяину.В зависимости от особенностей детей игра может проходить как в быстром, так и в медленном темпе.

После завершения игры рисунки раскладываются на столе или на полу. Взрослый предлагает погово-рить о них. Важно спросить ребенка, нравится ли ему рисунок, что именно нравится (или не нравится), что бы он хотел убрать (добавить) и т. д.

Чьи вещи? (Р. Калинина)
Цель: развитие умения перевоплощаться, расширение и уточнение знаний о различных профессиях.
Возраст: 3-4 года.
Количество играющих: 5-6.Необходимые приспособления: атрибуты различных профессий: градусник, кастрюля, гармошка, катушка и т. д.

Описание игры: взрослый говорит детям, что к ним приходили представители разных профессий и каждый что-то забыл. Он просит играющих помочь разобраться, назвав профессию обладателя той или иной вещи. Ответивший правильно получает этот предмет и играет с ним дальше, изображая, как он работает.

Комментарий: по мере увеличения возраста детей сюжет может развиваться и усложняться через обнаружение детьми взаимосвязей между профессиями. Например, чтобы пекарь мог печь хлеб, ему нужна мука, ее, в свою очередь, должен привозить шофер и т. д.
Интересно понаблюдать за взаимоотношениями детей, поставленных в ситуацию необходимости налаживания контакта. Это помогает лучше понять личностные особенности ребенка, выявить его проблемы.

Зеркало (И. Томашпольская)
Цель: развитие внимания, скорости реакции, моторики.
Возраст: старше 2-х лет.
Количество играющих: не менее 3-х.

Описание игры: дети выбирают ведущего, он становится в центр, а остальные дети – полукругом вокруг ведущего, который показывает разнообразные позы, демонстрирует разные выражения лица. Дети должны повторить их.

Комментарий: смена поз и мимических этюдов должна быть быстрой. За темпом и правильностью должен следить взрослый.

Танец шляпы
Цель: развитие внимания, моторной координации.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: 4-8.
Необходимые приспособления: шляпа, аудиокассета с записью музыкального произведения.

Описание игры: дети садятся в круг, при первых же звуках музыки они начинают передавать шляпу, надевая ее на голову соседа. Когда музыка прервется, участник, на голове которого оказалась шляпа, должен показать какое-нибудь движение, а все остальные дети – повторить его.

Затем игра продолжается.
Комментарий: в этой игре шляпа по сути является «отвлекающим маневром», так как дети с удовольствием стараются нарядить соседа, забывая про музыку.

Если дети стесняются по одному выполнять движения, можно предложить ребенку, на котором остановилась музыка, выбрать себе партнера и станцевать с ним.

Источник: https://komkova-ds29.edumsko.ru/folders/post/705630

Игры на развитие социальных навыков детей 3-5 лет — Осьминожка

Ребенок, постигая мир общественных отношений, буквально как губка «впитывает» отношения и поведение взрослых.

Легкая внушаемость и подражательность характеризуют всю психическую организацию дошкольника в этот возрастной период.

Поэтому очень важна роль родителей в формировании и приобретении социальных навыков, ведь ребенок очень охотно повторяет за значимым для него взрослым слова, жесты и манеры.

Предлагаем вашему вниманию игры на развитие социальных навыков у детей в возрасте 3-5 лет. Игры с правилами создают условия, которые требуют от малыша определенных усилий воли, совершенно необходимых для достижения успеха. Также эти игры помогут сформировать доброжелательные отношения между малышом и сверстниками, а также со взрослыми.

А что у нас на ножках?

Цель: укрепление мышечно-связочного аппарата ног и туловища, формирование правильного выполнения команд.

Материал: разноцветные листочки, различная обувь, коврик.

Ход игры

Ребенок лежит на спине, вытянув прямые сомкнутые ноги. Ведущий каждый раз повязывает на его стопу разные ленточки так, чтобы ребенок не видел обувь. По команде «А что у нас на ножках?» ребенок приподнимает носки и одновременно голову, смотрит на ноги на счет 1, 2, 3, 4, затем медленно опускает на коврик голову, потом ноги.

Взрослый контролирует положение позвоночника ребенка, который должен всей спиной прижиматься к коврику.

Обручи

Цель: тренировка разносторонней координации движений, зрительной, слуховой, моторной памяти, ловкости, быстроты реакции на сигнал (команду); формирование умения согласовывать свои действия с действиями других членов команды; развитие функции дыхания.

Материал: обручи.

Ход игры

Дети стоят или сидят. Ведущий катит обруч к противоположной стене зала. Дети бегут за ним и приносят обруч ведущему, тот вновь катит обруч и при этом дает команду: «Покатили обручи!». Дети катят уже свои обручи.

Затем ведущий и дети высоко поднимают обручи и со словами: «Подняли высоко-высоко», – вытягиваются, смотрят вверх. Потом надевают обручи через голову на себя и, опуская на пол, приговаривают: «Бух, бух, упал обруч». Перешагивают через обручи и катают их по комнате.

Выигрывают те, кто более четко и красиво выполнит задания.

Заинька-паинька

Цель: развитие координации движений, повышение эмоционального тонуса, развитие чувства ритма и навыка выполнять команды.

Ход игры

Ведущий становится против движения и просит ребенка повторять за ним движения в соответствии со словами песни:

«Заинька, поклонись, серенький, поклонись,
Вот так, вот сяк поклонись! (Кланяется в разные стороны.) Заинька, повернись, серенький, повернись,

Вот так, вот сяк повернись! (Поворачивается, руки на поясе.)

Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой,

Вот так, вот сяк топни ножкой!» (Топает по очереди каждой ногой.)

Ведущий внимательно следит за правильным выполнением движений, наблюдает за тем, чтобы дети не были переутомлены и слишком возбуждены.

Разноцветные машины

Цель: развитие координации зрительного, слухового и моторных анализаторов, умения ориентироваться в пространстве, согласованно действовать по команде, различать цвет.

Материал: три разноцветных флажка и жетоны этих же цветов по числу участников.

Ход игры

Ведущий показывает детям жетоны и называет каждому цвет жетона. Затем показывает цвет своего флажка или жетон такого же цвета и объясняет: «Когда флажок этого цвета поднят, а у тебя такого же цвета жетон, ты «едешь в автомобиле». Когда флажок опущен, ты «возвращаешься в гараж» (садишься на стул)».

После того как дети все поняли, начинается игра. Ведущий должен следить, чтобы все действия выполнялись четко и без ошибок.

Строим кукле комнату

Цель: вызвать у ребенка желание заботиться о кукле; выучить названия предметов мебели; расширить представления, связанные с устройством комнаты для куклы.

Материал: кукла, игрушечная мебель (стол, стулья, кровать), чайная посуда.

Ход игры

На столе перед ребенком стоит мебель для куклы Кати: два стула, стол, шкаф для белья, кровать, диван, кресло. Взрослый называет предметы мебели, а ребенок повторяет.

«Наша Катя, – рассказывает взрослый, – купила новую мебель. Она покажет нам свои покупки, а мы посоветуем ей, как расставить мебель в комнате». Взрослый предлагает ребенку рассмотреть мебель, затем расставляет ее.

«Посмотреть» на Катину мебель приходит «собачка». Ребенок рассказывает ей, какую мебель купила кукла. Взрослый побуждает ребенка использовать в речи слово «мебель».

Собачка пытается «запомнить» названия предметов мебели, но «путает» стул с креслом, диван с кроватью.

Взрослый предлагает поиграть в игру «Чего не стало?», чтобы помочь собачке «запомнить» новые слова. Ребенок закрывает глаза, а взрослый прячет какой-либо предмет мебели. Ребенок угадывает, какого предмета мебели не хватает.

Игра повторяется 3-4 раза.

Пальчик о пальчик

Цель: выполнение действий по команде, координация движений рук.

Ход игры

Ребенок сидит перед ведущим. Под песенку ведущего он повторяет за ним движения:

Пальчик о пальчик тук да тук. (Повторить 2 раза.)
Хлопай, хлопай, хлопай! (Хлопать в ладоши.)
Ножками топай, топай! (Повторить 2 раза.)
Спрятались, спрятались! (Закрыть лицо руками.)
Пальчик о пальчик тук да тук. (Повторить 2 раза.)

Ладушки

Цель: координация движений, увеличение амплитуды движений в суставах рук и кистей, координация слухового анализатора и движений по команде.

Ход игры

Ведущий показывает, как надо делать хлопки, ребенок подражает ведущему. Затем по команде ведущего делает хлопки: перед собой, над головой, за спиной, в положении «стоя», сидя на корточках, лежа на спине, лежа на животе. Ведущий задает темп (ладушки, ладушки …хлоп, хлоп).

Необходимо очень внимательно следить за частотой дыхания и эмоциональным возбуждением, покраснением или побледнением кожи, потливостью лица.

Лохматый пес

Цель: общее укрепление мышц ног; воспитание терпения, развитие быстроты реакции, повышение эмоционального тонуса; развитие умения управлять своим поведением (не бежать до конца текста), сближение и объединение детей.

Ход игры

Ведущий выбирает с помощью считалки «пса». «Пес» сидит в стороне. Дети медленно идут к нему, приговаривая:

Вот сидит лохматый пес, В лапки свой уткнувши нос. Тихо, мирно он сидит. Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим, что же будет.

Дети тихонько подходят и хлопают в ладоши. «Пес» вскакивает и ловит детей. Игра повторяется 3-4 раза.

Автомобили и воробушки

Цель: обучить малышей управлять своим поведением, соблюдать правила; учить терпению, координации движений.

Ход игры

Ведущий чертит круги – «домики» для воробушков, рассказывает, как воробьи клюют зернышки на дорогах. Когда проезжают машины, они прячутся в свои домики. Детей делят на две команды: одни – воробушки, другие – автомобили.

Источник

Октябрь 2018

ПнВтСрЧтПтСбВс
« Апр
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

Источник: http://www.osminojek.ru/igry-na-razvitie-socialnyx-navykov-detej-3-5-let/

Как определить способности ребенка: тест. Диагностика способностей

Когда малыш только появляется на свет, заботливые родители гадают, кем он станет в будущем, прочат ему счастливую безбедную жизнь, богатую на интересные события.

  Но вот ребеночек растет, и мама с папой приглядываются к нему: быть может, у малыша имеется дар художника? Или способности музыканта? Как узнать, к чему расположен ваш ребенок? Как выбрать для него интересное направление и не ошибиться? Ведь ошибка в данном случае может повлиять на всю дальнейшую жизнь.

Как определить способности ребенка

Творческие способности детей дошкольного возраста

Как правило, маленькие дети обладают какими – нибудь способностями.Они почти все любят рисовать, прекрасно поют на утренниках и читают стихи. Разумеется, не у всех детей это получается одинаково хорошо. Кто – то стесняется, кто – то плохо запоминает текст, а кто – то не умеет танцевать.

Но все же, главная особенность, отличающая детей от взрослых, состоит в том, что дети не боятся пробовать новое. Для них все происходящее – не более чем увлекательная игра. Они ко всему относятся легче, и потому так быстро учатся всему.

Кому, как не взрослым, нужно это знать? Но, как часто творческие способности детей оказываются подавленными, остаются нераскрытыми и непонятыми!

 Диагностика способностей ребенка

Многих специалистов волнует вопрос: как
определить способности ребенка и его склонность к  какой – либо деятельности? Родителям следует обратить внимание на  его поведение – оно скажет само за себя. Вот несколько критериев, по которым можно узнать общую картину способностей ребенка:

  1. Ребенок по – настоящему  увлечен  каким – то  делом. Например, ему нравится рисовать. Значит, он будет этим заниматься не только на занятиях по изобразительному искусству, но и в самое неподходящее время и в неподходящем месте. Родители не должны испугаться, обнаружив дома разрисованные обои.  Не следует наказывать малыша – этим можно подорвать его веру в себя, в то, что то, чем он занимается, может быть интересно другим.
  2. Ребенок просит родителей купить ему атрибуты какой – либо деятельности: музыкальный инструмент (например, пианино, хотя не умеет на нем играть), или альбом с красками. Самое время задуматься над тем, почему его так тянет к этому занятию? Быть может, у него действительно имеются незаурядные способности, которые нужно развивать?
  3. Ребенок не прекращает заниматься каким – то делом, представляющим для него интерес,  даже если ему это запретить. К примеру, если вы запретите ему сочинять стихи, малыш спрячет от ваших глаз заветную тетрадку, но не оставит своего занятия. Просто отныне он будет осторожнее, и вы так и не узнаете о создании его очередного поэтического шедевра.
Читайте также:  Классный час «воспитанный человек. какой он?», 5 класс

Как определить способности ребенка, тест

Пожалуйста, честно ответьте на вопросы о вашем ребенке, представленные ниже:

  1. Хорошо ли ваш ребенок запоминает звучащую речь?
  2. Умеет ли ребенок с легкостью распознавать ваше настроение?
  3. Интересуется ли ребенок цифрами, любит ли складывать, вычитать?
  4. Знает ли малыш, кем хочет стать в будущем? Есть ли у него мечта?
  5. Останавливается ли ребенок на улице, чтобы послушать, как кто – то играет на гитаре или аккордеоне?
  6. Быстро ли ваш ребенок освоил цифры?
  7. Изобилует ли речь ребенка сложными фразами и конструкциями?
  8. Любит ли ребенок классическую музыку?

Интерпретация полученных результатов:

Будущий лингвист – вопросы 1,7

Будущий музыкант – вопросы 5,8

Будущий математик – вопросы 3,6

Будущий психолог – вопросы 2,4

В заключении хочется отметить: никогда не следует запрещать детям заниматься чем – то, что вдохновляет их, ведет к развитию, заставляет совершенствоваться и получать новые знания.

Это опрометчивое решение чревато последствиями: потеря интереса к обучению, утрата веры в себя, развитие чувства неудачливости и никчемности. Поощряйте новые начинания своих детей, пусть даже они представляются вам бесперспективными.

Никогда нельзя знать, чем обернется простое детское увлечение.

Обязательно прочитайте следующие статьи:

ВЛИЯНИЕ ТВОРЧЕСТВА НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

КАК РАЗВИВАТЬ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ У ДЕТЕЙ

КАКИМ ВИДОМ СПОРТА ЗАНЯТЬСЯ РЕБЕНКУ

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ ДОМА

ДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ

РЕЖИМ ДНЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Источник: http://razvitiedetei.info/tvorcheskoe-razvitie/kak-opredelit-sposobnosti-rebenka.html

Диагностика игровых умений дошкольников | Игры в детском саду | Дошкольное образование

так то ЕНТ / Дошкольное образование / Игры в детском саду

Диагностика игровых умений дошкольников

06.04.2013 8075 0

Цель: Воспроизводить последовательность действий в игре.

Подготовка: игровое оборудование для кормления кукол.

Проводится индивидуально с детьми 2-3 лет

1        серия  — Воспитатель показывает ребенку куклу, говорит, что она хочет есть, предлагает ее накормить.

2        серия — Воспитатель кормит куклу, а ребенку помогает накормить другую.

3        серия — Воспитатель показывает ребенку развернутые игровые действия /готовит обед, раскладывет его по тарелкам и кормит куклу сначала первым блюдом, потом вторым и третьим/. Затем предлагает ребенку покормит куклу.

4        серия — аналогична 3, но воспитатель подробно объясняет их. Затем предлагает ребенку накормить куклу.

5        серия — Воспитатель берет куклу, другую дает ребенку и предлагает их накормить, т.е. он действует параллельно с ребенком.

Серии проводятся с одними и теми же детьми с интервалом в 2-3 дня.

Обработка данных: анализируют умение детей последовательно воспроизводить действия, использовать в игре игрушки и игровые предметы, называние их словом, наличие речи, обращенной к кукле, внесение в игру нового, обращение ко взрослому, умение использовать в игре отсутствующие предметы /в тарелке суп, в чашке компот,

Цель: изучение игровых предпочтений.

Проводится в форме индивидуальной беседы:

Вопросы:

1.      Любишь ли ты играть? Где тебе больше всего  нравится играть: дома, в группе, на прогулке? Почему?

  1. В какие игры ты играешь? В какие игры ты больше всего любишь играть и почему? В какие игры ты бы хотел играть?
  2. Что ты делаешь в играх? Что ты больше всего любишь делать в играх? Почему? Что бы ты хотел делать в играх?
  3. Кем ты бываешь в играх? Почему? Кем бы ты хотел быть в играх?
  4. Кем ты любишь быть в играх? Почему? Кем бы ты хотел быть?
  5. Какие у тебя есть игрушки? Какие из них любимые и почему? Как бы ты с ними играл?
  6. С кем ты чаще всего играешь и почему?

Обработка данных. Ответы детей сопоставляют с наблюдением за игрой ребенка. Делают вывод о предполагаемых и реально предпочитаемых ролях, сюжетах, действиях с игрушками.

Изучение особенностей сюжетно-ролевой игры.

Проведение исследования: проводят наблюдение в естественных условиях за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей 2-7 лет.

Обработка данных:

  1. Замысел игры, постановка игровых целей и задач

—          как возникает замысел игры (определяется игровой средой, предложением сверстников, возникает по инициативе самого ребенка);

—          обсуждает ли замысел игры с партнером, учитывает ли их точку зрения;

—          насколько устойчив замысел игры. Видит ли ребенок перспективу игры;

—          статичен ли замысел или развивается по ходу игры. Насколько часто наблюдается импровизация в игре;

—          умеет лит сформулировать игровую цель, игровую задачу словесно и предложит  ее другим детям.

—          что составляет основное содержание игры (действия с предметами, бытовые или общественные взаимоотношения между людьми);

—          насколько разнообразно содержание игры. Как часто повторяются игры с одинаковым содержанием. Каково соотношение предметных, бытовых игр, отражающих общественные отношения.

—          насколько разнообразны сюжеты игр. Указать их название и количество;    

—          какова устойчивость сюжета игры, т.е. насколько ребенок следует одному сюжету;

—          сколько событий ребенок объединяет в один сюжет;

—          насколько развернут сюжет. Представляет ли он из себя цепочку событий или одновременно ребенок является участником нескольких событий, включенных в сюжет;

—          как проявляет умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры;

—          каковы источники сюжетов игры.

  1. Выполнение роли и взаимодействие детей в игре:

—          обозначает ли выполняемую роль словом и когда /до игры или во время игры/;

—          какие средства использует для взаимодействия с партнером по игре (ролевая речь, предметные действия, мимика и пантомимика);

—          каковы отличительные особенности ролевого диалога /отдельные реплики, фразы, длительность ролевого диалога, направленность к игрушкам, реальному или воображаемому партнеру/;

—          передает ли и какие характерные особенности персонажа;

—          как участвует в распределении ролей. Кто руководит распределением ролей. Какие роли чаще исполняет: главные, второстепенные. Как относится к необходимости исполнять второстепенные роли;

—          что предпочитает: играть один или входить в игровое объединение. Дать характеристику этого объединения: численность, устойчивость, характер взаимоотношений;

—          есть ли любимые роли и сколько он может выполнять ролей в разных играх.

  1. Игровые действия и игровые предметы:

—          использует ли ребенок в игре предметы-заместители и какие. По какому принципу ребенок выбирает предметы заместители и преобразует их для использования в игре;

—          дает ли словесное обозначение предметам заместителям, насколько легко это делает;

—          кто является инициатором выбора предмета-заместителя;

—          использует ли в игре образные предметы и игрушки. Как часто. Есть ли любимые игрушки?;

—          характеристика игровых действий: степень обобщенности.

—          выполняют ли правила функцию регулятора игры. Осознается ли правило ребенком;

—          как соотносит ребенок выполнение правил со взятой на себя ролью;

—          следит ли за выполнением правил другими детьми. Как реагирует на нарушение правил партнерами по игре;

—          как относится к замечаниям партнера по поводу выполнения правил.

  1. Достижение результата игры:
  2. Конфликты в игре:

—          по поводу чего возникают

—          способы разрешения

—          готовит игровую среду заранее или подбирает игрушки в ходе игры

—          использует ли предложенную игровую среду

  1. Роль взрослого в руководстве игрой:

—          Как часто обращается ребенок к взрослому

—          Предлагает ли поиграть

Источник: http://tak-to-ENT.net/load/258-1-0-4120

Способности детей: классификация и диагностика

Абсолютно каждый ребенок талантлив от природы. Самые яркие личностные способности детей проявляются уже в самом раннем возрасте.

А когда ребенок становится младшим школьником, своевременная диагностика его способностей окажет неоспоримую помощь для дальнейшего воспитания и развития имеющегося потенциала.

О том, какие бывают способности у детей, и как узнать, какие способности есть у вашего ребенка, вы можете прочесть на этой странице.

Что считают личностными способностями ребенка

Для начала надо уяснить, что считают способностями ребенка. Способности — это индивидуальные психологические особенности человека, благодаря которым он успешно осваивает различные виды деятельности. Но нельзя понимать под способностями только врожденные возможности.

Врожденными у ребенка могут быть лишь различные физиологические и психологические свойства, которые психологи и педагоги называют задатками. Именно они лежат в основе развития способностей.

Задатки — некоторые генетические особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей.

Так, например, пластичные мышцы и подвижный опорно-двигательный аппарат могут служить основанием для развития спортивных или танцевальных способностей.

Задатки заключают в себе возможности для развития тех или иных способностей, какими обладает ребенок, но происходит это лишь в процессе воспитания и обучения.

Поэтому для родителей крайне важным является выявление заложенных задатков, для того чтобы в дальнейшем успешно и самое главное целенаправленно их развивать и формировать тем самым способности.

Педагоги, пользующиеся методиками Вальфдорской школы воспитания, рассматривают ребенка как гармоничную личность во всех ее проявлениях — интеллектуальных, эмоциональных, социальных и физических. Ребенок, который учится работать руками, становится исполнителем. Ребенок, который учится работать руками и головой, — создателем.

Тот, который учится работать руками, головой и сердцем, — творцом. Склонности — это самый первый признак зарождающейся способности. Склонность у ребенка проявляется в том, что он стремится к какой-то определенной деятельности, например рисованию или игре на музыкальном инструменте.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что способности представляют собой тесное переплетение врожденных и приобретенных особенностей.

Классификация, какие бывают способности у детей

Для того чтобы понять, какими талантами наделен их ребенок, родителям необходимо знать, какие способности существуют теоретически. Психологи классифицируют все задатки в соответствии с несколькими сферами деятельности.

Классификация способностей детей представлена в таблице:

Сфера деятельности, в которой проявля­ются способности Характеристика ребенка
Интеллектуальная Наблюдателен, любознателен, имеет отличную память, с интересом и легко учится всему новому, знает намного больше своих сверстников, умеет хорошо и логически верно излагать свои мысли
Академическиедостижения Чтение: ребенок любит читать и делает это с удовольствием, использует в своей речи богатый словарный запас, сосредо­точен и внимателен, когда ему читают, способен надолго удерживать в памяти символы, буквы и слова, с удовольстви­ем демонстрирует свое умение читать
Математика: проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию и иному, обнаруживает весьма необычное для своего возраста понимание математических отношений, демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических симво­лов (цифр и знаков), без затруднений выполняет простейшие операции сложения и вычитания, разбирается в измерении времени (по часам, календарю) или денег
Художественная деятельность Естествознание: внимателен к предметам и явлениям, проявляет большой интерес или исключительные способно­сти к классификации, любит задавать вопросы о происхождении предметов и их функциях
Изобразительное искусство: проявля­ет интерес к визуальной информации, проводит много времени за рисованием или лепкой, осознанно строит компози­ции из картин или рисунков
Музыка: проявляет повышенный интерес к музыкальным занятиям, реагирует на характер и настроение музыки, легко повторяет короткие ритмические куски, узнает знакомые мелодии по первым звукам, с удоволь­ствием подпевает
Двигательная: Проявляет повышенный интерес к деятельности, которая требует тонкой и точной моторики, любит подвижные игры, обладает широким диапазоном движений (от медленного к быстрому, от плавного к резкому), хорошо удерживает равновесие, для своего возраста обладает исключитель­ной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазанье, прыжки, умение бросать и ловить предметы)
Читайте также:  День знаний в начальной школе. сценарий праздника

Каждая сфера деятельности, которая представлена в таблице, характеризует ребенка с той или другой стороны, и именно она поможет родителям установить наличие тех или иных задатков у детей. Конечно, эта классификация способностей ребенка не может дать точной информации о времени выявления талантов, но, несомненно, укажет на их общее направление.

Диагностика способностей младшего школьника: как узнать, какими способностями обладает ребенок

Понятно, что ни один, даже самый квалифицированный специалист не может знать ребенка лучше, чем члены его семьи. Поэтому выявление склонностей ребенка в раннем возрасте полностью зависит от его родителей и близких родственников.

Наблюдение — один из самых распространенных методов диагностики способностей детей. Изучая склонности и привычки своего ребенка, родители способны составить общее представление о его возможностях, ориентируясь при этом на качественную оценку особенностей развития двигательной сферы, памяти, речи, мышления, внимания и многих других психических функций.

Педагоги и психологи в своей практике используют, как правило, два основных метода диагностики способностей ребенка. Первый основан на системе единой оценки, т. е. используется единственный тест, который выявляет уровень его интеллектуального развития.

В основе второго метода диагностики способностей школьников лежит комплексное обследование. Оно включает в себя всевозможные методы и приемы, выводы которых помогают педагогам и психологам составить более полное представление об уровне развития ребенка.

В последнее время многие результаты тестирования детей психологи и педагоги дополняют всевозможными опросниками и анкетами, которые заполняют родители, так как диагностика детей должна опираться не только на результаты тестов, но и на системные наблюдения, производимые ими в разные периоды жизни ребенка. Они важны еще и потому, что обнаруживают те или иные редко встречавшиеся способности, которые могут быть упущены в процессе обследования ребенка.

Родителям, используя методы диагностики способностей, можно вести дневники наблюдений за детьми. Такие записи помогут в дальнейшем выделить те занятия, которые будут доставлять ребенку большую радость. Они станут не только ценным исследовательским материалом, но и позволят сохранять в памяти яркие и запоминающиеся моменты развития ребенка.

Также следует отметить, что проблема диагностики выявления способностей у детей достаточно сложна, она требует полной согласованности и последовательности совместных действий родителей и специалистов высокой квалификации, занимающихся этими проблемами.

Статья прочитана 6 633 раз(a).

Источник: http://vkapuste.ru/?p=8207

Тест «Способность к обучению в школе» для детей 5 — 7 лет

Цель: Диагностика психологической готовности детей 5 — 7 лет к школьному обучению, уровня умственного развития ребенка. Тест состоит из 15 заданий.

Для каждого из них предусмотрена своя система оценок, которая оговаривается в руководстве к тесту. Все результаты заносятся в бланк регистрации.

Применяется исключительно индивидуально, требует хорошей предварительной подготовки исследователя.

Руководство к тесту

Вводное задание. (Не оценивается, так как применяется в целях установления контакта с ребенком, а также для облегчения понимания им сути первого задания). Задание состоит из серии трех последовательных картинок по сюжету «История о постройке башни» (рис. 1 — 3). Картинки нужно разложить в правильной последовательности перед ребенком.

Взрослый сам рассказывает историю, указывая каждый раз на соответствующую той или иной фразе картинку.Инструкция: «Посмотри на эти картинки. Они нам расскажут одну историю. Маленькая девочка строит башню из кубиков, она рада, что башня получается такая красивая (1-я картинка). Вдруг пришел один озорной мальчик и нарочно ногой разрушил башню (2-я картинка).

Девочка очень расстроилась и заплакала горькими слезами (3-я картинка)». Затем картинки убираются, а ребенка просят повторить услышанный рассказ, но уже не глядя на картинки. Исследователь независимо от качества рассказа еще раз кратко формулирует суть сюжета: «Очень хорошо. Мальчик разрушил у девочки башню, и поэтому она заплакала».

Первое задание: «История в картинках» (рис.4 — 6)

Задание состоит из трех картинок, которые последовательно раскладываются перед ребенком с просьбой рассказать историю, которую он видит на них. При этом никакая помощь ребенку не оказывается. После того, как ребенок составил рассказ, картинки убирают и просят его еще раз коротко пересказать суть истории (см. Вводное задание).

Оценка задания:

    7 баллов — Ребенок очень хорошо отразил смысловую связь всех трех картинок, уделив внимание главному в сюжете. Резюме состояло из основного краткого содержания истории. 5 баллов — Ребенок хорошо отразил смысловую связь в картинках. Существенное и второстепенное описано с одинаковым вниманием. Второстепенное также внесено в краткий пересказ истории. 3 балла — Ребенок смог правильно и самостоятельно отразить смысловую связь только между двумя картинками. В резюме основное внимание уделено второстепенным деталям. 2 балла — Ребенок не смог найти смысловую связь между картинками, описал их отдельно друг от друга.

    0 баллов — Ребенок не смог составить рассказ.

Второе задание: «Знание цвета» Перед ребенком кладет доску с 12 цветами (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, черный, серый, белый, коричневый) и поочередно, в любом порядке предлагают ему назвать тот или иной цвет .
Оценка задания: За каждый правильно названный цвет начисляется 1 балл

Третье задание: «Заучивание четверостиший»

Инструкция (состоит из трех этапов):

Вводная часть: «Сейчас мы выучим одно хорошее стихотворение, которое ты постарайся запомнить, чтобы потом рассказать дома папе (бабушке, сестре…). Вот послушай:

    «Как дорожит любым деньком Малюточка пчела! — Гудит и вьется над цветком,

    Прилежна и мила».

1 этап: «Теперь я расскажу первую часть стихотворения, а ты потом его повторишь:

    «Как дорожит любым деньком
    Малюточка пчела!»

2 этап: Если ребенок допустил ошибки при повторении, то ему говорят: «Ты хорошо рассказал, только еще не все правильно». При этом указывают какие ошибки он допустил и как фраза должна правильно звучать. Затем просят его повторить еще раз. Если ребенок вновь допускает ошибки, то повторение фразы возможно не более трех раз.

Затем по аналогии заучивают вторую часть стихотворения:

    «Гудит и вьется над цветком
    Прилежна и мила».

3 этап: Когда обе части стихотворения более или менее заучены, исследователь говорит ребенку: «Очень хорошо. Сейчас повторим все стихотворение. И еще раз тебе его прочитаю, а ты потом его полностью повтори». Читаются обе части. При наличии ошибок поступают также, как в первой части. Ход заучивания (количество ошибок и количество предлагаемой и принимаемой помощи) фиксируется в бланке регистрации.

Оценка задания:

    8 баллов — Правильное полное воспроизведение всех трех частей. 5 баллов — Перестановка, пропуск или добавление слов в какой-нибудь части. 3 балла — Воспроизведение смысла четверостишия своими словами. 2 балла — Отдельные смысловые связи сохранены, но целостная смысловая связьнарушена.

    0 баллов — Набор бессмысленных слов или полный отказ.

Четвертое задание: «Знание названий предметов». Перед ребенком раскладывают 9 любых картинок. Например : яблоко, морковь, роза, груша, тюльпан, капуста, подсолнух, вишня, гвоздика.Потом просят назвать каждый предмет. При ответе, например, «Это цветок», просят уточнить какой именно. Если ребенок называет предметы неверно, то исследователь в конце задания должен исправить его ошибки.

Оценка задания: Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

Пятое задание: «Процесс счета».

Используются картинки из четвортого задания. Ребенка спрашивают: «Скажи теперь, сколько тут лежит предметов?» Если он затрудняется в ответе или дает ошибочный ответ, то ему подсказывают: «Ты можешь посчитать». (Потом, при необходимости можно предложить посчитать еще раз).

Оценка задания:

    5 баллов — Счет без моторных компонентов. 4 балла — Беззвучное проговаривание (движение губ). 3 балла — Проговаривание шепотом, возможно, с киванием головы. 2 балла — Указывание пальцем на предметы присчете без прикосновения к ним. 1 балл — Прикосновение пальцем при счете к предметам или передвижение их.

    0 баллов — Отказ отвечать.

Шестое задание: «Порядок счета». Всех детей, которые справились с пятым заданием просят: «Считай по порядку, сколько сможешь». Если ребенок не понимает задания, то исследователь помогает ему: «1, 2, 3…». Затем ребенку предлагают начать самостоятельно сначала. При прекращении счета исследователь говорит: «Правильно, а какое число дальше?» Дальше 22 считать не надо.

Оценка задания:

В качестве оценки выставляется число до которого ребенок правильно досчитал.

Седьмое задание: «Классификация предметов».

Используются картинки из четвертого задания. Перед ребенком кладут лист бумаги с изображением трех корзин .Инструкция: «Вот три корзины. Эта — (показывают) корзина для фруктов, эта — (показывают) для овощей, эта — (показывают) для цветов. Собери, пожалуйста, сюда — все фрукты, сюда — все овощи, сюда — все цветы (соответствующие корзины также указываются)».

Оценка задания:

За каждый правильно классифицированный предмет начисляется один балл.

Восьмое задание «Восприятие количества».

Состоит из двух частей. 1 часть : Материалы из седьмого задания седьмого лежат в последней позиции. Корзину с цветами закрывают листом бумаги и говорят: «Скажи теперь пожалуйста, сколько здесь всего предметов?» Если нет правильного ответа, то ребенку помогают: Первая помощь: предметы вынимаются из корзин и раскладываются в цепочку, но между фруктами и овощами оставляют расстояние.

Спрашивают: «Сколько здесь предметов?» Вторая помощь: убирают разрыв между овощами и фруктами, сдвинув их и говорят: «Сколько здесь предметов?» Если ребенок затрудняется, то просят его сосчитать. 2 часть: Затем все то же самое проделывается в отношении всех трех корзин, то есть просят сказать сколько в них всех вместе взятых предметов при той же системе помощи.

Оценка задания :

Правильные, самостоятельные ответы оцениваются по 3 балла за каждую часть задания, то есть максимально возможный показатель 6 баллов. За каждый вид помощи высчитывается 1 балл, то есть — чем больше помощи, тем меньше сумма баллов. При отсутствии решения или неверном результате — 0 баллов.

Девятое задание: «Размещение фигур».

Источник: http://www.child-psy.ru/test_pazvitie/305.html

Ссылка на основную публикацию