Игры на развитие двигательных способностей дошкольников

Развитие двигательных способностей детей дошкольного возраста | Современный детский сад | Сертификаты для воспитателей / Академия дошкольного образования

Конференция: Современный детский сад

Автор: Раскова Галина Владимировна, Власова Татьяна Алексеевна, Иванова Жанна Николаевна

Организация: МБДОУ № 48

Населенный пункт: Мурманская область, г. Апатиты

С первых мгновений появления на свет ребенок приспосабливается к внеутробному состоянию. Взаимодействуя с внешней средой он постепенно приобретает способность к гармонии с ней, и это основной закон жизни.

Учитывая потенциальные возможности ребенка, взрослые оказывают воспитательное воздействие на него. Физическое воспитание содержит неограниченные возможности для всестороннего развития ребенка. Оно помогает ему раскрыть свои двигательные способности, мобилизовать психические и физические силы.

Физическое воспитание в детском саду направлено на своевременное формирование у дошкольников двигательных навыков и умений.

С ростом ребенка быстро расширяется круг доступных движений. При этом время появления и дальнейшего совершенствования двигательного умения обусловлено уровнем развития двигательного качества, без которого оно не может быть выполнено.

Двигательные умения тесно связаны с двигательными способностями, основные из которых — ловкость, быстрота, сила, выносливость. Связь эта взаимная. Чем шире, богаче арсенал движений, тем легче ребенку добиться успеха в двигательной деятельности.

Развитие и воспитание двигательных способностей решает социально обусловленные задачи: всестороннее и гармоничное развитие личности, достижение высокой устойчивости организма к социально-экологическим условиям, повышение адаптивных свойств организма.

В современной литературе используют термин не «физические качества» а «физические (двигательные) способности»: силовые, скоростные, координационные, к выносливости и гибкости. Понятие «физические (двигательные) способности» точнее передаёт смысл о сложном составе компонентов, входящих в ту или иную группу способностей.

В общем виде двигательные способности можно определить как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека.

Но не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые связаны с успешностью осуществления какой либо двигательной деятельности.

Например, цвет глаз или желание побольше утром поспать — это индивидуальные особенности, но они не влияют на эффективность деятельности.

Для двигательных способностей характерно то, что каждая из них может проявляться в разных движениях, но иметь один и тот же показатель, например силы, скорости, чувства равновесия.

Развитие двигательных способностей, происходит под влиянием постоянных упражнений, что уменьшает вероятность появления у детей ошибок в технике движений.

Работа над их развитием расширяет диапазон двигательных возможностей детей, совершенствует их координационные способности.

Очень важно с первых лет развития использовать свой мышечный аппарат и соответствующие ему центральные образования для того, чтобы иметь возможность тренировать все естественные способности, которые природой заложены.

Быстрота движений, ловкость, сила и выносливость имеют большое значение для укрепления здоровья, физического совершенствования детей, овладения широким кругом движений.

Гармонично развитые двигательные способности играют решающую роль в играх и разнообразной деятельности детей при меняющихся условиях среды, способствуют проявлению активности, самостоятельности, уверенности, самообладания.

Двигательные способности у детей дошкольного возраста развиваются в процессе выполнения различных движений, объем которых указывается в программе по каждой возрастной группе.

С помощью похожих упражнений можно воздействовать на разные качества, постепенно увеличивая при этом скорость и частоту движений (для развития быстроты), сложность координации (для развития ловкости), количество повторений движений (для выносливости), величину преодолеваемого сопротивления (для развития силы).

Для расширения диапазона двигательных возможностей детей необходима и специальная целенаправленная работа по развитию двигательных способностей.

Применение простых, в то же время разнообразных упражнений, не предъявляющих больших требований к технике, приводит к свободному владению телом, развитию мышечного чувства, увеличивает возможность более правильно распоряжаться своими движениями в пространстве.

С возрастом у ребенка увеличивается объем двигательных умений. Но важно при этом развивать способность быстро овладевать новыми движениями, что дает возможность самостоятельно осваивать движения, проявлять инициативу, творчески участвовать в играх, уметь их организовывать.

Развитие умения действовать экономно, проявляя необходимый в конкретных условиях уровень быстроты, ловкости, силы, выносливости, повышает физическую работоспособность, адаптационные возможности детей. Для развития и тренировки двигательных способностей надо использовать свойственную детям активность, стремление действовать и в особенности желание играть.

Так же, как и во всей педагогической работе, важно учитывать индивидуальные особенности детей. Индивидуальный подход должен помочь каждому развить свои способности и проявить их в движениях, наиболее соответствующих возможностям ребенка.

Необходимо создавать условия, чтобы не только слабые, но и сильные дети могли упражнять свои способности, развивать их дальше, не останавливаясь на среднем достигнутом уровне; направлять их энергию, крепнущие физические силы на овладение новыми движениями, на совершенствование имеющихся, а не сдерживать, опасаясь падений, травм и др.

Упражнения, направленные на развитие двигательных способностей, применяются в строгой последовательности, включаются в разные формы двигательной деятельности, в том числе в самостоятельную двигательную деятельность ребенка на прогулке.

  • Быстрота — это способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Предполагается, что выполнение двигательной задачи кратковременно и не вызывает у ребенка утомления. Быстрота выполняемых движений не связана только с перемещением отдельных частей тела (рук и ног). Выделяют три основные формы проявления быстроты:
  • латентное время двигательной реакции;
  • скорость отдельного движения;
  • частота движений.

Эти формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга. Ребенок может иметь быструю реакцию, но быть медлительным в движении, и наоборот. Комплексное сочетание трех указанных форм определяет все случаи проявления быстроты.

Быстрота развивается в процессе обучения ребенка основным движениям. Для развития скоростных качеств Е.Н.

Вавилова предлагает использовать упражнения в быстром и медленном беге: чередование бега в максимальном темпе на короткие дистанции с переходом на более спокойный темп.

Выполнение упражнений в разном темпе способствует развитию у детей умения прикладывать различное мышечное усилие в соответствии с заданным темпом.

В игровой деятельности на занятиях используется бег из усложненных стартовых положений (сидя, стоя на одном колене, сидя на корточках и т.д.).

Источник: http://www.adou.ru/conference_notes/102

Воздействие игр с элементами спорта на развитие двигательных способностей детей дошкольного возраста

Воздействие игр с элементами спорта на развитие двигательных способностей детей дошкольного возраста

По сравнению с подвижными играми  игры с элементами спорта- более сложная форма деятельности. Следовательно, и влияние их на организм шире и глубже.

Необходимость использования спортивных игр и упражнений в физическом воспитании дошкольников отмечают многие специалисты.

Более того, детям 5-7 лет рекомендуется посещение группы ОФП спортивных школ, занятия видами спорта, развивающими координацию и технику движений.

Только при этом рекомендуется придерживаться рекомендуемой продолжительности занятий: для детей 5 лет 25-30 минут, 6-7лет 30-35минут.

Подвижные игры с элементами сорта как вид деятельности. Как правило, предполагает изменяющиеся условия тех или иных действий, поэтому большинство этих игр связано с проявлением двигательных способностей: скоростно – силовых, координационных, требующих выносливости, силы, гибкости.

В играх с элементами спорта совершенствуются «чувство мышечных усилий», чувство пространства». «чувство времени», функции различных анализаторов. Кроме того.

Подвижные игры с элементами спорта позволяют ребёнку овладеть разнообразными, достаточно сложными видами действий, проявлять самостоятельность, активность, творчество.

Специалисты указывают на необходимость гармоничного развития двигательных способностей детей путём использования разнообразных средств, направленных, прежде всего на совершенствование ловкости, быстроты движений, гибкости, общей выносливости и силы отдельных мышечных групп. Ни одна подвижная игра, а тем более игра спортивного характера не может служить средством развития какого –то одного качества.

Дети преодолевают вес, сопротивление противника, проявляют максимальные усилия для достижения как личной, так и командной победы.

Для игр с элементами спорта характерно сочетание таких показателей быстроты, как ответная реакция на сигнал и быстрота мышечных сокращений, количество движений, выполняемых в единицу времени, и скорость передвижения тела и его частей в пространстве.

Предпосылками для развития  ловкости в игре с элементами спорта являются координационные сочетания разнообразных движений.

От детей требуются быстрота и точность выполнения действий, равновесие, координация во время изменяющихся условий тех или иных действий.

Использование игровых заданий типа провести мяч между кеглями, по узкой дорожке, выполнить броски или удары по воротам с разного расстояния(2-3м.).действия с мячом в парах,отбивание мяча с закрытыми глазами – развивает восприятие, анализ пространственных условий действия и одновременно с этим – «чувство пространства в двигательной деятельности.

В период дошкольного детства главная задача в развитии скоростно- силовых способностей – обеспечение гармоничного формирования мышечной системы.

В состав скоростно – силовых упражнений, включены игры с различного рода прыжками,  метаниями, толканиями, бросаниями мячей, построенные на скоростных перемещениях циклического характера («гусиным шагом», «черепашки»- положение лицом вверх, опора на кисти и стопы и др.), быстрой передаче мячей. При этом вес передаваемых предметов варьируется.

Таким образом, средствами воспитания скоростно-силовых способностей, служат преимущественно естественные формы упражнений, связанные с быстрым решением двигательной задачи. Подвижные игры на сюжетной основе не осложнены значительным внешним отягощением, требуют ускоренных действий и взаимодействий.

Игровые упражнения многократно повторяются и закрепляются ежедневно воспитателем на прогулке, а так же в индивидуальной работе с детьми; создаются условия, побуждающие детей использовать игры с элементами спорта в самостоятельной двигательной деятельности.

Упрощенные игры с элементами спорта, построенные на разнообразных двигательных программах, которые отличаются по составу участвующих мышц, по характеру согласования, по активности, по сенсорному обеспечению, способствуют развитию двигательных способностей детей  старшего дошкольного возраста.

Источник: https://ddu-gozha.schools.by/pages/vozdejstvie-igr-s-elementami-sporta-na-razvitie-dvigatelnyh-sposobnostej-detej-doshkolnogo-vozrasta

1. Многостороннее влияние спортивных игр на развитие двигательных функций и совершенствования систем организма

Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса.

Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку — знающим, неумелого — умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.

Игра поможет воспитателю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

Читайте также:  Идеи для дня рождения

Спортивные игры воспитывают национальную культуру.

Свойственная подвижным играм многообразная двигательная деятельность, несущая в себе зародыши спортивного состязания, оказывается чрезвычайно полезной и даже необходимой для правильного развития моторно-психологической сферы и воспитания личностных качеств. Поэтому спортивные игры — это не только средство полноценного развития растущего организма, но и широко раскрытые ворота в мир физической культуры и спорта.

Диапазон их применения поистине безграничен. С первых лет жизни и на протяжении всего детства и юности игре отдается явное предпочтение перед всеми другими средствами физического воспитания. И это понятно, поскольку истинную ценность игровой двигательной деятельности просто трудно полностью представить и правильно оценить.

Важнейшая особенность спортивных игр состоит в том, что они представляют универсальный вид физических упражнений. Занятия играми оказывают влияние одновременно на двигательную и психическую сферу занимающихся.

Выбор поведения в постоянно меняющихся условиях игры предопределяет широкое включение механизмов сознания в процессы контроля и регуляции.

В результате увеличивается сила и подвижность нервных процессов, совершенствуются функции регуляции деятельности всех систем организма корой головного мозга и центральной нервной системой.

В тоже время игровая деятельность отличается сложностью и многообразием движений. В них, как правило, могут быть вовлечены все мышечные группы, что способствует гармоническому развитию опорно -двигательного аппарата.

Изменчивость игровых условий требует постоянного приспособления используемых движений к новым ситуациям. Поэтому двигательные навыки формируются гибкими, пластичными. Совершенствуется ловкость, развивается способность создавать новые движения из ранее усвоенных.

Значение игр возрастает благодаря возможности широкого их их пользования в природных условиях. Игры на лыжах, в лесу, в воде, на коньках и т. д. — это отличное средство закаливания и укрепления здоровья. Полноценное использование естественных факторов природы особенно важно в период роста и развития молодого организма.

Образовательное значение игр многообразно. Систематическое их применение совершенствует двигательные возможности и обеспечивают полноценное освоение «школы движений», куда прежде всего входят бег, прыжки, метания.

При желании этот круг может быть значительно расширен и включать весь комплекс жизненно важных навыков.

Под влиянием игровых условий эти навыки превращаются в умения значительно расширяющие возможность их применения в самых различных условиях и сочетаниях.

Под воздействием присущего игре соревнования значительно активнее развиваются все физические качества, и прежде всем быстрота, ловкость, сила и выносливость. Все это способствуем формированию двигательной сферы детского организма.

Одновременно совершенствуются восприятие и реагирование — качества очень важные в повседневной жизни. Вместе с ними развиваются способности к анализу и принятию решений, что положительно отражается на формировании оперативного мышления и умственных процессов вообще. Таким образом, под влиянием игровых условий приобретается способность к правильному действию.

Спортивные игры как средство физического воспитания отличаются рядом особенностей. Наиболее характерные из них — активность и самостоятельность играющих, соревновательный характер и коллективность действий в непрерывно меняющихся условиях.

Источник: http://ped.bobrodobro.ru/5960

Формирование творческих способностей у дошкольников в процессе физического воспитания

Работая с детьми дошкольного возраста, мы, как правило, формируем творческие способности на занятиях образовательных областей «Искусство» или «Развитие речи и культура речевого общения». И редко задумываемся о необходимости развития творчества воспитанников в двигательной деятельности.

Реализовывая образовательную область «Физическая культура» педагоги, как правило, обучают воспитанников основным движениям и различным способам их выполнения, способствуют развитию физических качеств.

Воспитанники стремятся правильно выполнять упражнения, проявляют интерес к определенному виду движений, спортивных игр, имеют представление о здоровом образе жизни; но при этом они с трудом переносят накопленные знания в самостоятельную игровую деятельность, нередко испытывают затруднения и не стремятся к импровизации.

Привыкая к тому, что педагог предлагает готовый двигательный материал, дети не всегда могут самостоятельно создавать варианты движений. Отсюда вытекает проблема воспитания творческой личности. Поэтому сегодня следует рассматривать приобщение к физической культуре и как творческий процесс.

Давая в самом общем виде определение понятию «творческие способности» под ними можно понимать индивидуальные особенности человека, определяющие удачность выполнения им творческой деятельности разного рода.

Формировать творческие способности можно через различные формы двигательной активности: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, подвижные игры, физкультурные досуги и праздники и т. д

Так, для развития творчества мы используем нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики: с элементами ритмической гимнастики и танцевальных движений, сюжетную, игровую и т.д.

Танцевально-ритмическая разминка – одна из самых любимых нашими воспитанниками форма проведения утренней гимнастики. Она включает танцевальные шаги в различных направлениях по одному и в парах, бег под музыку, хлопки в ладоши, ритмичные движения руками, гимнастические упражнения, музыкальные игры.

Сюжетная зарядка проводится в форме двигательных рассказа или сказки, где дети не просто приседают, а прячутся от медведя, не выполняют наклоны, а тянут репку («В лесу», «Репка»).

Игровая утренняя гимнастика состоит из нескольких подвижных игр разной степени интенсивности, в процессе которых непрерывно меняются действия играющих в зависимости от сюжета и правил. Игровые ситуации и образы, безусловно, способствует развитию инициативы, мышления, помогают формировать двигательное воображение и творческие способностей детей.

Одной из организованных форм двигательной деятельности являются физкультурные занятия. Среди всего многообразия их видов в большей степени развитию творчества способствуют занятия сюжетного характера

Занятия по физкультуре в сюжетной форме начинаются с рассказа педагога, который может быть построен по литературному произведению, авторской или народной сказке, сюжету, придуманному самим руководителем физвоспитания.

Воображаемая ситуация активизирует воспитанников, стимулирует их к выполнению физических упражнений.

Дети самостоятельно находят способы выполнения основных движений, входя в образ героя, выполняют имитационные движения, подражают его характеру, поведению.

Планируя занятие в сюжетной форме, педагог дает возможность каждому ребенку побывать в сказке, очутиться на таинственном острове или в космосе, приземлиться на в Африке или на Северном полюсе.

С увлечением читая письмо и рассматривая карту, дети ищут клад на необитаемом острове или преодолевают препятствия, спеша на помощь заболевшему зайчику. Попадая в такую игровую ситуацию, воспитанники расширяют свой кругозор, развивают воображение.

Их внимание сосредоточено на целенаправленном выполнении заданных движений.

Создавая проблемную ситуацию на занятии, педагог просит у детей найти пути ее решения. Например, «пошел дождь (снег), как можно пройти через лужи (сугробы)?» Воспитанники предлагают знакомые им способы передвижения (перепрыгнуть, перешагнуть, обойти «змейкой»). Такие задания требуют от них их необходимости выбора, что является началом еще не вполне осознаваемых ребенком творческих поисков.

Двигательные навыки, которыми дети овладели на занятиях, закрепляются и совершенствуются в игровой деятельности

Основой формирования творческих способностей в подвижных играх у воспитанников младшего дошкольного возраста является подражание. У малышей прекрасно развито воображение. Они «летают» как птички или «ползают» как жучки, «прыгают» как зайчики или «порхают» как бабочки.

Играя в одну и ту же игру несколько раз, воспитанники привлекаются педагогом к творческим поискам. Например, при повторном проведении игры «Воробышки и автомобиль» детям предлагается подумать, от кого, кроме автомобиля ещё могут улететь воробушки (от собаки, кошки, мальчика и т.д.).

Не случайно руководство игрой предполагает ведущую роль педагога, который формирует, активизирует и совершенствует творческую деятельность воспитанников.

  • В среднем дошкольном возрасте дети уже самостоятельно организовывают знакомые им подвижные игры, изображают отношения в игре с помощью речи, мимики, жестов, проявляя при этом фантазию и творческую инициативу.
  • В старшей группе воспитанники составляют варианты игр, усложняя уже знакомые правила, сами могут придумывать подвижные игры, что отмечают воспитатели, наблюдая за самостоятельной двигательной деятельностью детей в группе и на прогулке. Это является наивысшим уровнем творчества.

В силу индивидуальных особенностей, различного двигательного и социального опыта, а иногда и из-за неправильно организованного педагогического процесса, придумывание игр получается не у всех воспитанников.

Но и здесь важна роль педагога, который, должен заметить проблему и помочь ребенку. Умело руководя игрой можно значительно повысить его творческий потенциал, подтолкнуть к созданию нового, нестандартного.

Работая с воспитателями и руководителем физвоспитания в этом направлении мы нашли множество приемов, которые стимулируют творчество воспитанников в двигательной деятельности.

Наши педагоги регулярно планируют для детей творческие задания с целью обучения их осознанно манипулировать движениями: видоизменять их, придумывать новые, входить в воображаемую ситуацию.

Развитию творчества у детей-дошкольников способствует и физкультурное оборудование

Мы используем традиционные пособия в необычных условиях (кольцеброс – руль, пирамидка – елочка, мяч – колобок) или нетрадиционное оборудование («паутинки» из обруча и резинок, пенечки из ведерок, эспандер из латексной ленты). Для того чтобы ребенок захотел играть в ту или иную игру педагоги стремятся создать обстановку, вызывающую радостные переживания уже в ожидании предстоящих действий.

Так, каждому ребенку захочется перейти не через нарисованный «ручеек», а видимый и осязаемый (например, бумажную или целлофановую синюю извилистую полоску) по оранжевому, голубому или полосатому «мостику». Если под один конец доски подложить брусок, то она превращается в горку, подкладывая несколько брусков под оба конца доски можно менять высоту переправы.

А может быть кто-то захочет перейти на другой берег не по «мостику», а по «камешкам» (пуговицы, желуди, каштаны)? Меняя условия, мы изменяем двигательные действия детей, развиваем их творческие способности. «На том берегу» в игрушечном городе могут жить кукла, матрешка или сказочный герой.

К кому из них пойдем в гости? А к кому нет? Почему? Вот где простор для фантазии и творчества.

Еще одним приемом развивающим творчество в игре является создание проблемных игровых ситуаций, способствующих самостоятельному поиску решений («Передвижение по залу в связке парами или тройками», «Передвижение по ограниченной поверхности», «Ходьба по болоту, не замочив ног»).

Таким образом, развивая способность к творчеству в игре, произвольность поведения, инициативность в реализации игровых замыслов, а также воспитывая организаторские умения в двигательной деятельности, педагоги формируют не только умного и разносторонне развитого, но и творческого человека.

После закрепления и совершенствования каждого комплекса сюжетных занятий обычно проводится досуг или физкультурный праздник.

Например, комплекс «Заячья зарядка» в средней группе завершается физкультурным досугом «В гостях у Зайчика», комплекс «Солдаты» в старшей группе – праздником «Хочется мальчишкам в армии служить», в процессе которых используются освоенные на физкультурных занятиях упражнения, игры, эстафеты.

Читайте также:  Карандашница своими руками. мастер-класс

Физкультурные праздники и досуги также решают задачу формирования творческих способностей детей

Уже на этапе подготовки к досугу или празднику педагоги вместе с воспитанниками готовят атрибуты для украшения зала, придумывают эмблемы команд, приветствия.

Совместная со сверстниками деятельность, игры, оформление зала и отдельных видов соревнований, музыкальное сопровождение, торжественное открытие и закрытие праздника – все это развивает у детей эстетический вкус, чувство красоты, воображение, стимулирует их творчество.

Эмоциональное воздействие праздника позволяет создать атмосферу радости, желание заниматься физической культурой.

Результатом работы по формированию творческих способностей у наших воспитанников в процессе физвоспитания является умение создавать ими новые движения, основанное на использовании двигательного опыта и наличие мотива, побуждающего к самостоятельной двигательной деятельности, а в последующем – готовность к решению задач, поставленных перед ними уже взрослой жизнью.

Источник: https://vscolu.ru/fizicheskoe-razvitie/formirovanie-tvorcheskix-sposobnostej-u-doshkolnikov-v-processe-fizicheskogo-vospitaniya.html

«Развитие двигательных умений и навыков дошкольников через подвижные игры». | МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 20»

«Развитие двигательных умений и навыков дошкольников через подвижные игры».

Правильно организованное развитие двигательных умений и навыков способствует развитию у дошкольников мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности, выработке основных гигиенических навыков, активно содействует формированию таких социально ценных морально-волевых качеств личности, как социалистический патриотизм и интернационализм, коллективизм, целеустремленность, стойкость, смелость, решительность.

         Двигательные навыки и умения, сформированные у детей в дошкольном возрасте, составляют фундамент для дальнейшего совершенствования их в школе, облегчают овладение более сложными движениями и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте.

         Накопление детьми двигательных навыков, совершенствование физических качеств и укрепление здоровья помогают им успешнее овладевать трудовыми действиями.

      Выполнение физических упражнений, четкость и гармоничность коллективных действий, красота и выразительность движений, свободное владение телом, хорошая осанка удовлетворяют и развивают эстетические, потребности детей. Недостаток движений ведет к излишней полноте.

Ребенок становится малообщительным, замкнутым. Режим дня, рациональное питание, физические упражнения предупреждают многие болезни детей.
       Одним из путей развития двигательных умений и навыков у дошкольников является использование подвижных игр.

Подвижные игры занимают ведущее место в удовлетворении биологических потребностей ребенка-дошкольника в движении.

Именно в подвижных играх ребенок получает уникальную возможность максимально проявить собственную активность и творчество, ликвидировать дефицит движений, реализоваться и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний.

Развитие двигательных умений и навыков дошкольников

 посредством подвижных игр.
Задачи:

  1. Повышение активности и общей работоспособности;
  2. Формирование у детей двигательных умений и навыков;
  3. Получение элементарных знаний о своем организме, способах укрепления своего здоровья;
  4. Формирование интереса к  систематическим занятиям физическими упражнениями.
Тема Материал для работы
«Мой веселый звонкий мяч»Вызвать у детей интерес и желание выполнять работу с мячом (перебрасывать мяч друг другу разными способами, отбивать мяч на месте, прокатывать мяч одной (двумя) руками Подвижные игры:»Ловишки с мячом», «Мяч в догонку», «Мяч под планкой», «Поймай мяч», «Научись владеть мячом»
«Веселый шнурок»Научить детей выполнять прыжки через короткую скакалку, вращая ее вперед и назад Подвижные игры:»Удочка», «Веселое соревнование», «Лошадки»
«Мой веселый звонкий мяч»Продолжать развивать умение владения мячом Подвижные игры:»Прокати-не урони», «Подбрось-поймай», «Ударь по мячу», «Поймай мяч», «Кто дальше», «Меткие и быстрые»
«Палочка – выручалочка»Научит детей выполнять разнообразные движения и упражнения с гимнастической палкой Подвижные игры:»Веселое соревнование», «Кто скорее?», «Силачи», «Пропеллер», «Поймай палку», «Гребцы»
«Ах, вы сани, мои сани!»Вызвать у детей активность, самостоятельность, инициативу. Научить их преодолевать трудности, препятствия, помогать друг другу. Совершенствовать выполнение ранее освоенных движений Подвижные игры:»Эстафета пассажиров», «Собери флажки», «Черепахи», «Спуск в ворота», «Быстрые санки», «Регулировщик»
«Игры и забавы»Совершенствовать ранее освоенные двигательные навыки в играх и забавах. Воспитывать интерес к русским народным подвижным играм Подвижные игры:»»Мороз – красный нос», «Затейники», «Метелица»
«Веселые комочки»Научить детей лепить из снега разные фигуры, коллективные постройки, снежки. Научить детей метать вдаль, в горизонтальную (или вертикальную цель) Подвижные игры:»Ловишки со снежком», «Сделай фигуру», «Меткие и быстрые», «Успей первым», упражнения с санками на ровном месте
«Веселые дорожки»Научить детей скольжению по ледяной дорожке. Формировать умение сохранять равновесие. Развивать у детей координацию, ловкость движений, глазомер. Формирование умения действовать в коллективе слаженно и дружно Подвижные игры:»Достань игрушку», «Поезд», «Через ворота», «Мячом в цель», «Легкая карусель», «Неваляшки»
«Ах, зимушка-зима»Развивать у детей быстроту и ловкость движений, силу и выносливость. Побуждать детей к проявлению творчества в активной двигательной деятельности Подвижные игры:»Тройка», «Хоровод с санками», «На ледяной дорожке», «На горке»
«Зимние веселые деньки»Закреплять у детей навык катания на санках. Развивать умение ориентироваться в пространстве, быстро реагировать на сигнал, закреплять ранее изученные навыки. Воспитывать уважение друг к другу Подвижные игры:»Найди свою пару!», «Шаги – великаны», «Веселые старты», «Снежинки», «Скок -поскок»
«Здравствуй, весна»Формировать у детей умение распределять и выполнять различные функции в играх (различные типы взаимодействия в игре) Подвижные игры:»»Пустое место», «Веселое соревнование», «Через бревно»
«Весельчаки»Научить детей самостоятельной организации ранее изученных игр с правилами, предоставляя им необходимый игровой материал Подвижные игры»:»»Охотники и звери», «Палочка-выручалочка», «Найди свою пару», «Поймай мяч», «Лошадки»
«Веселый шнурок»Совершенствовать движения со скакалкой. Научить детей выполнять прыжки через длинную скакалку Подвижные игры:»»Попрыгунчик», «Волк во рву», «Кто больше?», «Третий –лишний»
«Мой веселый звонкий мяч»Развивать навык действия с мячом, учить детей ведению мяча, способствовать развитию координации движений, ориентировки в пространстве. Воспитывать в детях чувство коллективизма, сплоченности Подвижные игры:»Перестрелка», «Мяч в догонку», «Ловишки с мячом», «Найди мяч»
«Городки»Познакомить детей со старинной народной игрой, с фигурами игры. Научить детей бросать биту с боку. Формировать умение точно действовать с битой. Развивать глазомер Подвижные игры:»Забор», «Бочка», «Ворота», «Колодец», «Письмо»
Городки»Продолжить обучение игре. Совершенствовать навыки постройки фигур Подвижные игры:»Кто дальше бросит», «Сбей кеглю», «Кто быстрее?», «Вспомни фигуру», «Перекати мяч»

Правильно организованное развитие двигательных умений и навыков способствует развитию у дошкольников мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности, выработке основных гигиенических навыков, активно содействует формированию таких социально ценных морально-волевых качеств личности, как социалистический патриотизм и интернационализм, коллективизм, целеустремленность, стойкость, смелость, решительность.

       Двигательные навыки и умения, сформированные у детей в дошкольном возрасте, составляют фундамент для дальнейшего совершенствования их в школе, облегчают овладение более сложными движениями и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте.

         Накопление детьми двигательных навыков, совершенствование физических качеств и укрепление здоровья помогают им успешнее овладевать трудовыми действиями.

      Выполнение физических упражнений, четкость и гармоничность коллективных действий, красота и выразительность движений, свободное владение телом, хорошая осанка удовлетворяют и развивают эстетические, потребности детей. Недостаток движений ведет к излишней полноте.

Ребенок становится малообщительным, замкнутым. Режим дня, рациональное питание, физические упражнения предупреждают многие болезни детей.
       Одним из путей развития двигательных умений и навыков у дошкольников является использование подвижных игр.

Подвижные игры занимают ведущее место в удовлетворении биологических потребностей ребенка-дошкольника в движении.

Именно в подвижных играх ребенок получает уникальную возможность максимально проявить собственную активность и творчество, ликвидировать дефицит движений, реализоваться и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний.

Развитие двигательных умений и навыков дошкольников

 посредством подвижных игр.
Задачи:

  1. Повышение активности и общей работоспособности;
  2. Формирование у детей двигательных умений и навыков;
  3. Получение элементарных знаний о своем организме, способах укрепления своего здоровья;
  4. Формирование интереса к  систематическим занятиям физическими упражнениями.
Тема Материал для работы
«Мой веселый звонкий мяч»Вызвать у детей интерес и желание выполнять работу с мячом (перебрасывать мяч друг другу разными способами, отбивать мяч на месте, прокатывать мяч одной (двумя) руками Подвижные игры:»Ловишки с мячом», «Мяч в догонку», «Мяч под планкой», «Поймай мяч», «Научись владеть мячом»
«Веселый шнурок»Научить детей выполнять прыжки через короткую скакалку, вращая ее вперед и назад Подвижные игры:»Удочка», «Веселое соревнование», «Лошадки»
«Мой веселый звонкий мяч»Продолжать развивать умение владения мячом Подвижные игры:»Прокати-не урони», «Подбрось-поймай», «Ударь по мячу», «Поймай мяч», «Кто дальше», «Меткие и быстрые»
«Палочка – выручалочка»Научит детей выполнять разнообразные движения и упражнения с гимнастической палкой Подвижные игры:»Веселое соревнование», «Кто скорее?», «Силачи», «Пропеллер», «Поймай палку», «Гребцы»
«Ах, вы сани, мои сани!»Вызвать у детей активность, самостоятельность, инициативу. Научить их преодолевать трудности, препятствия, помогать друг другу. Совершенствовать выполнение ранее освоенных движений Подвижные игры:»Эстафета пассажиров», «Собери флажки», «Черепахи», «Спуск в ворота», «Быстрые санки», «Регулировщик»
«Игры и забавы»Совершенствовать ранее освоенные двигательные навыки в играх и забавах. Воспитывать интерес к русским народным подвижным играм Подвижные игры:»»Мороз – красный нос», «Затейники», «Метелица»
«Веселые комочки»Научить детей лепить из снега разные фигуры, коллективные постройки, снежки. Научить детей метать вдаль, в горизонтальную (или вертикальную цель) Подвижные игры:»Ловишки со снежком», «Сделай фигуру», «Меткие и быстрые», «Успей первым», упражнения с санками на ровном месте
«Веселые дорожки»Научить детей скольжению по ледяной дорожке. Формировать умение сохранять равновесие. Развивать у детей координацию, ловкость движений, глазомер. Формирование умения действовать в коллективе слаженно и дружно Подвижные игры:»Достань игрушку», «Поезд», «Через ворота», «Мячом в цель», «Легкая карусель», «Неваляшки»
«Ах, зимушка-зима»Развивать у детей быстроту и ловкость движений, силу и выносливость. Побуждать детей к проявлению творчества в активной двигательной деятельности Подвижные игры:»Тройка», «Хоровод с санками», «На ледяной дорожке», «На горке»
«Зимние веселые деньки»Закреплять у детей навык катания на санках. Развивать умение ориентироваться в пространстве, быстро реагировать на сигнал, закреплять ранее изученные навыки. Воспитывать уважение друг к другу Подвижные игры:»Найди свою пару!», «Шаги – великаны», «Веселые старты», «Снежинки», «Скок -поскок»
«Здравствуй, весна»Формировать у детей умение распределять и выполнять различные функции в играх (различные типы взаимодействия в игре) Подвижные игры:»»Пустое место», «Веселое соревнование», «Через бревно»
«Весельчаки»Научить детей самостоятельной организации ранее изученных игр с правилами, предоставляя им необходимый игровой материал Подвижные игры»:»»Охотники и звери», «Палочка-выручалочка», «Найди свою пару», «Поймай мяч», «Лошадки»
«Веселый шнурок»Совершенствовать движения со скакалкой. Научить детей выполнять прыжки через длинную скакалку Подвижные игры:»»Попрыгунчик», «Волк во рву», «Кто больше?», «Третий –лишний»
«Мой веселый звонкий мяч»Развивать навык действия с мячом, учить детей ведению мяча, способствовать развитию координации движений, ориентировки в пространстве. Воспитывать в детях чувство коллективизма, сплоченности Подвижные игры:»Перестрелка», «Мяч в догонку», «Ловишки с мячом», «Найди мяч»
«Городки»Познакомить детей со старинной народной игрой, с фигурами игры. Научить детей бросать биту с боку. Формировать умение точно действовать с битой. Развивать глазомер Подвижные игры:»Забор», «Бочка», «Ворота», «Колодец», «Письмо»
Городки»Продолжить обучение игре. Совершенствовать навыки постройки фигур Подвижные игры:»Кто дальше бросит», «Сбей кеглю», «Кто быстрее?», «Вспомни фигуру», «Перекати мяч»
Читайте также:  Загадки о зиме для детей с ответами

Источник: http://ds20.centerstart.ru/node/207

Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости в старшем дошкольном возрасте (стр. 1 из 3)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1 ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1 Совершенствование двигательных качеств у дошкольников

1.2 Особенности развития внимания дошкольников

1.3 Значение подвижных игр в воспитании дошкольников

Глава 2 РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ И ЛОВКОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ПОДВИЖНЫХ ИГР

2.1 Констатирующий этап: исследование быстроты, ловкости

2.2 Формирующий этап: организация подвижных игр

2.3 Контрольный этап: итоги работы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВЫВОДЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования данной курсовой заключается в том, что в детском возрасте формируются жизненно важные базовые, локомоторные навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой в последствии формируется вся двигательная деятельность человека.

Если учесть, что двигательная активность детей является одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной эмоциональной и других сфер, то становится очевидной необходимость разработки и проведения подвижных игр для детей дошкольного возраста.

Цель курсовой работы: развивать физические качества и внимание детей 5-6 лет посредством подвижных игр.

Задачи курсовой работы:

1. Изучить теорию и практику исследования развития физических качеств и внимания детей старшей группы.

2. Выявить актуальный уровень развития физических качеств и внимания у детей во время проведения подвижных игр

3. Постепенно развивать ловкость, быстроту и внимание у дошкольников.

Гипотеза: подвижные игры способствуют улучшению психофизических качеств у дошкольников.

Методы исследования:

1. Анализ научно-методической работы.

2. Наблюдение.

3. Эксперимент.

Объектом данного исследования является процесс развития быстроты и ловкости у детей 5-6 лет.

Предмет исследования – подвижные игры, как средство развития быстроты и ловкости детей 5-6 лет.

Теоретическая значимость исследования — обобщение, анализ и систематизация материалов по проблеме развития детей дошкольного возраста, в частности организация подвижных игр в дошкольных учреждениях.

Практическая значимость исследования – данная разработка может быть использована воспитателями и инструкторами по физкультуре в детских садах.

Экспериментальная база исследования – дети дошкольного возраста 5-6 лет старших групп детского сада № 35 «Соловушка» города Набережные Челны.

Глава 1 ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1 Совершенствование двигательных качеств у дошкольников

Организм ребенка-дошкольника находится в периоде становления функций, их непрерывного совершенствования, поэтому весь комплекс средств физического воспитания (режим, гигиена, закаливание, активные движения, подвижные игры, спортивные упражнения) должен обеспечить решение главной задачи — воспитание здорового, гармонически развитого ребенка.

Под физическими качествами и способностями мы понимаем такие качества и способности, которые характеризуют его физическое состояние, это — прежде всего состояние его морфофункционального развития: конституция его организма и физиологические функции последнего.

К числу признаков, характеризующих конституцию организма, относятся, в частности, такие показатели его телосложения, как рост, вес, окружность тела и др.

Среди разнообразных физиологических функций человеческого организма особо следует отметить двигательную функцию, которая характеризуется способностью человека выполнять определенный круг движений и уровнем развития двигательных (физических) качеств [8].

Нервная система детей дошкольного возраста отличается большой пластичностью, на основе чего у ребенка легко образуются новые условные связи.

Это свойство необходимо использовать для формирования в раннем возрасте различных двигательных навыков, а также навыков самообслуживания.

Однако организм дошкольника еще мало сопротивляется неблагоприятным условиям среды: у детей легко возникает желудочно-кишечные, простудные и другие заболевания [4].

Теория физического воспитания учитывает психофизиологические особенности детей дошкольного возраста: возможности работоспособности организма, возникающие интересы и потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления, своеобразия преобладающего вида деятельности в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и подготавливается «переход ребенка к новой высшей ступени его развития» [5].

В общей системе воспитания развитие двигательных качеств детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются здоровье, общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего гармонического развития личности.

Формирование двигательных качеств, навыков и умений тесно связано с интеллектуальным и психическим развитием ребенка с воспитанием нравственно-волевых черт личности.

На протяжении дошкольного детства осуществляется беспрерывное развитие физических качеств, о чем свидетельствует показатели общей физической подготовленности детей.

У дошкольников от 5 до 7 лет становая сила увеличивается вдвое: у мальчиков она возрастает с 25 до 52 килограмм, у девочек с 20,4 до 43 килограмм. Улучшаются показатели быстроты. Время бега на 10 метров с хода сокращается у мальчиков с 2,5 до 2,0 секунд, у девочек с 2,6 до 2,2 секунд.

Изменяются показатели общей выносливости. Величина дистанции, которую преодолевают мальчики возрастает с 602,3 метра до 884,3 метра, девочки с 454 метра до 715,3 метра.

Вместе с тем ученые утверждают, что максимальные темпы прироста физических качеств по годам не совпадают.

Более высокие увеличения показателей быстроты отмечаются в возрасте от 3 до 5 лет, ловкости от 3 до 4 лет, силовых способностей от 4 до 5 лет. В возрасте от 5 до 6 лет обнаружены некоторые замедления силовых показателей.

Необходимо учитывать это при организации целенаправленной работы по развитию физических качеств дошкольников [3].

На развитие физических качеств дошкольника оказывают влияние различные средства и методы физического воспитания. Эффективным средством развития быстроты являются упражнения направленные на развитие способности быстро выполнять движения.

Дети осваивают упражнения лучше всего в медленном темпе. Педагог должен предусмотреть, чтобы упражнения не были продолжительными, однообразными.

Желательно их повторить в разных условиях с разной интенсивностью, с усложнениями или наоборот, со снижением требований.

Для развития ловкости необходимы более сложные упражнения по координации и условиям проведения: применение необычных исходных положений (бег и исходное положение стоя на коленях, сидя, лежа); прыжок из исходного положения стоя спиной к направлению движения; быстрая смена различных положений; изменения скорости или темпа движения; выполнения взаимосогласованных действий несколькими участниками. Могут быть использованы упражнения, в которых дети прилагают усилия, чтобы сохранить равновесие: кружиться на месте, качание на качелях, ходьба на носках и др.

Упражнения для развития силовых способностей делятся на 2 группы: с сопротивлением, которое вызывает вес бросаемых предметов и выполнение которых затрудняет вес собственного тела (прыжки, лазания, приседания). Большое значение имеет количество повторений: небольшое не содействует развитию силы, а чрезмерно большое может привести к утомлению.

Необходимо также учитывать темп выполнения упражнений: чем он выше, тем меньшее количество раз должно выполняться.

В силовых упражнениях предпочтение следует отдавать горизонтальным и наклонным положениям туловища.

Они разгружают сердечно-сосудистую систему и позвоночник, уменьшают кровяное давление в момент выполнения упражнения. Упражнения с мышечным напряжением целесообразно чередовать с упражнениями на расслабления.

Для развития выносливости больше всего подходят упражнения циклического характера (ходьба, бег, прыжки, плавание и др.). В выполнении этих упражнений принимает участие большое количество групп мышц, хорошо чередуются моменты напряжения и расслабления мышц, регулируется темп и продолжительность выполнения.

В раннем и дошкольном возрасте важно решать задачи воспитания практически всех физических качеств.

В первую очередь следует обращать внимание на воспитание координационных способностей, в частности на такие компоненты, как чувство равновесия, точность, ритмичность, согласованность отдельных движений.

При освоении новых движений предпочтение отдается методу целостного разучивания. При расчленении движений ребенок теряет его смысл, а, следовательно, и интерес к нему. Ребенок хочет сразу видеть результат своего действия. [9]

Необходимо, чтобы занятия физической культурой доставляли детям радость, поддерживали хорошее настроение, побуждали к самостоятельности.

В детских дошкольных учреждениях средствами развития двигательных качеств служат физические упражнения, оздоровительные силы природы, гигиенические и социально-бытовые факторы.

1.2 Особенности развития внимания дошкольников

В каждый момент своего бодрствования человек что-то слышит, видит, о чём-то думает или с кем-то говорит, что-то делает.

Сознание человека не в состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью всё, что на него воздействует. Он выделяет то, что представляет для него интерес, соответствует его потребностям, жизненным планам.

Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нем, то есть внимание – это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте.

Объектом внимания может быть все что угодно – предметы, явления, отношения, свойства предметов, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный мир.

Источник: http://MirZnanii.com/a/177891/podvizhnye-igry-kak-sredstvo-razvitiya-bystroty-i-lovkosti-v-starshem-doshkolnom-vozraste

Ссылка на основную публикацию