Игры на развитие внимания для детей 3-4 лет в детском саду в группе

Для педагога | «Картотека игр на развитие внимания у детей младшего дошкольного возраста»

Автор: Сюлись Людмила Ксенофонтовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад «Теремок»
Населённый пункт: село Овгорт, Шурышкарский район, ЯНАО
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Картотека игр на развитие внимания у детей младшего дошкольного возраста»
Дата публикации: 01.03.2016
Раздел: дошкольное образование

Назад

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОН Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей» 629643, ЯНАО, Тюменская область, Шурышкарский район, с.Овгорт, ул.Сынская,15, тел (факс) 8 (34994) 67-2-13

«Картотека игр на развитие внимания у детей

младшего дошкольного возраста»

Составила: Воспитатель МБДОУ «Теремок» Сюлись Людмила Ксенофонтовна Как развивать внимание у детей младшего дошкольного возраста? Лучше всего это сделать в игре. Внимание детей младшего дошкольного возраста еще неустойчивое, они не могут долго сосредотачиваться на объекте, быстро переключаются на другие предметы.

У них преобладает непроизвольное внимание, а произвольное только формируется. Так как дети больше всего на свете любят играть, то развивать внимание можно в увлекательных играх и упражнениях. Определяющие условия этих игр — тщательное рассмотрение и сопоставление, выявление сходства и различия.

Игры этой статьи помогут сформировать и развить у ребенка такие качества внимания, как устойчивость, распределение и переключение.

«День и ночь»

На столе выставляют 5-6 игрушек. Названия этих игрушек проговариваются детьми. Взрослый говорит: «ночь». Дети закрывают глаза, в это время прячется одна игрушка. На слово взрослого «день» дети открывают глаза и угадывают, какую игрушку спрятали. Так повторяется несколько раз. Вместо игрушек можно взять яркие картинки из лото.

«Повтори»

Взрослый называет несколько слов, (для начала не более трех) ребенок их запоминает, а потом повторяет. 3. Игра «Отгадай, кто идет в гости!» Нужны картинки с изображением животных, например: кошка, собака, корова, свинья. Задача: узнать по звукоподражанию, кто пришел в гости.

«Цветные фоны»

Подобрать к данному цветному фону картинку того же цвета. Например, к красному квадрату можно подобрать красное платье, красный цветок и т.д. Сначала берутся для игры основные, наиболее различимые цвета: красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный, а затем коричневый и оттенки цветов.

«Цветок и бабочка»

Картинки с изображением цветов и разноцветные бабочки. Задача: подобрать к цветку бабочку аналогичного цвета. Например, к желтому цветку подобрать желтую бабочку и т.д.

«Положи цветок на место»

Кружки красного, синего, белого, желтого цвета и изображения цветов такого же цвета. Задача: Подобрать к каждому кружку цветок того же цвета. При правильном выполнении этого задания задачу можно усложнить и добавить кружки оранжевого, голубого и розового цветов и соответственно такие же цветы. «

Похоже – не похоже»

Игра учит детей внимательно рассматривать предметы, выделять их общие и отличительные признаки. Необходимый инвентарь: пара похожих игрушек, например: трактор и машинка, кукла и неваляшка. ◈ Как играем: предложите ребенку посоревноваться — кто быстрее найдет похожие игрушки.

Найдите их вместе и просите ребенка сначала сказать, чем они похожи (например: у зайки и мишки пушистые, лапки, ушки, хвостики, глазки и пр.), а затем — чем отличаются друг от друга (мишка — большой, ушки маленькие, коричневый; зайка — маленький, беленький, ушки длинные).

◈ Усложняем: возьмите две пары игрушек, более похожие друг на друга, — большой и маленький мячик, две машинки разных марок и пр. ◈ Закрепляем: можно в дороге, в магазине, на даче играть в игру «Орлиный глаз» — кто найдет больше сходств и отличий в одежде, овощах, деревьях и пр. Например, сравните листья тополя, березы, клена, лиственницы.

Победит тот, кто найдет среди них больше всего сходств и различий. И если вы что-то «не заметите», а ребенок увидит — он получит от игры истинное удовольствие. Не бойтесь иногда подыграть вашему маленькому «Хочувсезнайке»!

«Наряжаем елку»

Необходимый инвентарь: новогодние игрушки. ◈ Как играем: вы наряжаете новогоднюю елку? Поиграйте с малышом. Предложите ему выбрать из 4-6 шариков точно такой же (по цвету, величине, рисунку), как тот, который у вас в руках. Или выбрать такую же хлопушку, как у вас, либо серпантин того же цвета.

А может, у вас есть новогодние домики или зайцы — выбирайте. Меняйтесь ролями, ошибайтесь, пусть ребенок вас поправит. ◈ Закрепляем: а новогодние подарки? Пусть ребенок из 10 конфет выберет такую же, как у вас в руках. Меняйтесь ролями. Вспоминайте попутно новогодние стихи, их много.

«Растительные загадки»

Игра помогает формировать произвольное внимание, понятийное мышление. Необходимый инвентарь: фанты. ◈ Как играем: вся семья собралась вместе? Тогда поиграем! Ведущий (сначала это будет взрослый), указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Цветок, дерево, фрукт, цветок…».

◈ Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать растение, в данном случае цветок (например, ромашка или роза) и т. д. ◈ Ответ правильный — игра продолжается. Если ответ неправильный или название повторяется (задержка ответа тоже считается нарушением), то игрок отдает свой фант ведущему и выбывает из игры.

◈ Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок. Он и ведущий разыгрывают, что делать каждому «фанту» — спеть песенку, станцевать, прокукарекать… То-то будет весело! ◈ Закрепляем: в эту игру можно играть и дома, и в дороге (если вы не за рулем). Меняйте тематику: рыба, птица, зверь или деревянное, стеклянное, железное.

Фантазируйте! ◈ Усложняем: ведущим может быть ребенок.

«Изменялки»

Игра помогает формировать произвольное внимание, память Необходимый инвентарь: игрушки. ◈ Как играем: поставьте на стол 3-4 игрушки, дайте ребенку рассмотреть их 1-2 минуты. Затем попросите его отвернуться и уберите одну игрушку.

Что изменилось? ◈ Закрепляем: играть можно на кухне — например, положить на стол овощи до семи наименований (луковица, картошка, морковь, чеснок, свекла, редис и др.). Убрать 1-2 овоща, а ребенок должен вспомнить, каких овощей не хватает, и назвать их.

◈ Усложняем: если играете с игрушками, увеличьте их количество до 5-7 штук. Можно ставить похожие игрушки (например: 3 игрушки из 5 немного отличаются друг от друга). Можно не убирать предметы, а менять их местами.

Можно превратить игру в соревнование, задавая друг другу задачки по очереди.

«Капуста, морковка, горох, ох…»

Игра учит ребёнка классифицировать предметы по их определённым признакам; развивает быстроту мышления, слуховое внимание. ◈ Как играем: объясните ребенку, что отвечать на вопросы водящего нужно только словами «да» или «нет». Вспоминайте, что сажают в огороде. ◈ Начинаем. «Морковь растет в огороде?» — «Да». «Огурец?» — «Да».

«Свекла?» — «Да». «Слива?» — «Нет». Если ребенок ошибается, значит, проиграл. Однако дайте ему возможность исправить ошибку. ◈ Закрепляем: вариантов этой игры много, например, можно перечислять, что носят на голове, чем пишут, что растет в цветнике; молочные продукты, грибы, ягоды ит. д.

◈ Усложняем: поиграйте в игру «Грустный — веселый»: вспоминайте все, что может быть грустным: «Больной ребенок?» — «Да». «Сломанная игрушка?» — «Да». «Обиженный клоун?» — «Да». «Смеющаяся девочка?» — «Нет». ◈ Слова можно заменить действием: «нет» — топаем, «да» — хлопаем. ◈ Поиграйте в игру «Из чего сделано?».

Например, что сделано из дерева? Пусть ребенок перечислит как можно больше слов, обозначающих предметы, сделанные из дерева: палочка, карандаш, книга, тетрадь, машина и т. д.

◈ Спросите у ребенка, а может ли быть сделано все, что он перечислял, из другого материала, например, машина или счетная палочка? Книжка? Ведь игрушечная машинка может быть и железной, и пластмассовой, и резиновой и т. д. «

Звучащие предметы»

Игра воспитывает у ребёнка слуховое внимание; развивает сообразительность, выдержку. Необходимый инвентарь: звучащие предметы, музыкальные игрушки. ◈ Как играем: посадите ребенка на стул спиной к столу с предметами.

С помощью выложенных на столе предметов и игрушек начните издавать звуки — шуршите страницами книги, бейте мячом об пол, ударьте ложкой по стакану, позвените колокольчиком, подудите в дудочку и т. п. ◈ Ребенок должен сказать, какие звуки раздаются {стучит, звенит, шуршит и т. д.), и угадать, какие предметы их издают.

◈ Если ребенок не узнал предмет, повторите действие еще раз. ◈ Закрепляем: у вас дома есть музыкальные игрушки? Итак, играем. Например, поет зайка, хохочет мышка, о чем-то говорит медведь, а можно одновременно включить несколько игрушек. Пусть малыш угадает каждую игрушку, чтобы было интересно, меняйтесь ролями, ошибайтесь.

◈ Усложняем: предметы могут звучать тише или громче, быстро или медленно. Играем на прогулке: птицы поют, машины сигналят и т. п.

«Зеркало»

◈ Как играем: предложите ребенку стать вашим зеркалом и повторять все ваши движения. Эта игра поможет ему стать внимательным и подготовиться к более сложным заданиям. ◈ Вы поднимаете одну руку — ребенок тоже, вы топаете ногами — ребенок повторяет, вы хлопаете — ребенок тоже, вы присели — ребенок повторил, вы стоите на одной ноге — и он тоже и т. д. ◈ Закрепляем: вы предлагаете ребенку 2-3 действия подряд — хлопаете в ладоши, топаете ногами. Ребенок должен все повторить. ◈ А может, вы поете и крутитесь вокруг себя? Фантазируйте! ◈ Усложняем: например, вы сели, встали, подпрыгнули, затопали ногами и т. д. Ребенок повторяет ваши действия. Причем он должен переходить от одного действия к другому именно в той последовательности, в которой это делали вы: прыгать, останавливаться, шагать. ◈ Можно построить несложный дом из 4-5 кубиков, потом нарисовать человечка (можно схематично), затем прочитать стихотворение. ◈ Поменяйтесь ролями. Пусть ребенок вам показывает движения, а вы их повторяйте, причем иногда «ошибайтесь».

«Где ошибся Буратино?»

Игра помогает формировать произвольное внимание, зрительный контроль за рукой при написании узора. Необходимый инвентарь: тетрадь и ручка. ◈ Как играем: расскажите ребенку о том, как Мальвина учила рисовать Буратино. Она рисовала узор, а он Должен был нарисовать такой же.

Дайте образец (несложный узор, например, волнистая линия, с каждой стороны от нее нарисованы кружочки). Ниже — узор Буратино (в некоторых местах нет кружочков). Ребенок должен помочь Буратино исправить ошибки. ◈ Закрепляем: играем в «Лесную школу». Усложняем узор, например, рисуем ломаную линию, а по разные стороны попарно — круг и квадрат и т. п.

Внизу — узор с ошибками. Ребенок должен исправить ошибки. Ну, а кто их сделал, придумайте сами: медведь или еж и т. д. ◈ Усложняем: рисуем 3-4 ряда разных геометрических фигур. Все фигуры каждого ряда повторяются. В каждом ряду ребенок заштриховывает, например, только квадрат. Или квадрат заштриховывает вертикальными линиями, а треугольник горизонтальными.

Круг можно штриховать закручивающейся спиралью и т. д. ◈ Меняйте задания.

«Забавный художник»

Игра помогает вырабатывать наблюдательность Необходимый инвентарь: картинки, в каждой из которых художник «забыл» нарисовать 2-3 детали. Их можно нарисовать самим: с недостающими частями, с 5-6 отличиями в каждой и т. д.

◈ Как играем: покажите ребенку такой рисунок (например, у машины нет одного колеса, у чайника нет носика и т. п.). Дорисуйте с ним недостающие детали. Или покажите две картинки, которые отличаются друг от друга деталями.

Например, на одной картинке девочка держит красный шар, на другой — синий, на одной у нее есть на голове бант, на другой нет и т. д. ◈ А может, художник нарисовал что-то неправильно?! (На зимней картинке дети катаются на санях, лепят снеговика, идет снег… на деревьях листочки.

) Посмейтесь вместе с ребенком. Пусть он объяснит ошибку художника. ◈ Закрепляем: играем летом — рисуем мелом на асфальте предметы, ребенок их дорисовывает. В машине — чтобы ребенок вас не отвлекал, дайте ему несколько заранее подготовленных картинок, в которых нет деталей. Пусть ребенок их дорисует.

А когда приедете к месту назначения — проверьте его. ◈ Усложняем: если ребенок справляется с заданием, можно брать картинки, которые отличаются друг от друга десятью и более деталями.

«Дорисуй-ка»

Игра учит ориентироваться в пространстве; развивает произвольное внимание Необходимый инвентарь: несложные рисунки, карандаши или фломастеры. ◈ Как играем: предложите ребенку нарисовать справа от солнышка столько же тучек, сколько и слева; на земле столько же птичек, сколько и в небе; под пеньком столько же грибочков, сколько яблок на яблоне и т. д.

◈ Закрепляем: ваш ребенок расшумелся и не может остановиться? Обведите его правую и левую руку, нарисуйте на левой руке браслет, например, такой: три бусинки красных, одна желтая, одна оранжевая. Пусть он на правой руке нарисует такой же браслет.

Читайте также:  Игра «крестики – нолики» для 2 класса

◈ Усложняем: у вас дома есть мозаика? Сложите из нее узор, предложите ребенку сделать такой же.

А сами можете идти на кухню и доваривать суп.

В раздел образования

Источник: https://dlyapedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=117

Развитие внимания у дошкольников: игры, упражнения, диагностика и прочее

Уровень сформированности внимания считается одним из основных показателей готовности ребёнка к школе.

Получается, что занятиям на развитие внимания отводится особое место в образовательном процессе детского сада.

Однако их подготовка и проведение требует от педагога знания психолого-педагогических тонкостей развития у детей умения концентрироваться на той или иной активности в разном возрасте.

Содержание понятия и виды внимания

Внимание — это форма организации познания у человека, имеющая избирательную направленность. Существует три вида внимания по уровню волевой регуляции:

  • непроизвольное, возникающее без усилий со стороны ребёнка, например, ответная реакция на огонёк от спички в темноте;
  • произвольное, то есть осознанное сосредоточение на каком-либо предмете или явлении;
  • послепроизвольное — интерес, увлечённость, появляющиеся в процессе какой-либо активности.

Для полноценного развития личности важны все три вида внимания по уровню волевой регуляции

У малышей освоение произвольного внимания определяется достижением 4–5летнего возраста, то есть со второй младшей/средней группы.

Формированию произвольного вида внимания, а именно оно имеется в виду, когда идёт речь о развитии этого качества личности у дошкольника, – предшествует развитие ряда психологических качеств личности, в частности, осознанное восприятие, то есть осмысление ситуации на основе прошлого опыта, и активное владение речью. Таким образом, чем лучше малыш владеет речью, чем выше у него уровень развития перцепции, тем быстрее будет формироваться произвольная разновидность внимания.

Однако непроизвольный вид внимания всё равно остаётся ведущим до момента начала обучения ребёнка в школе.

Внимание может классифицироваться на основании связи с сенсорными, умственными процессами или практическими действиями по таким видам, как:

  • сенсорное (зрительное, слуховое, обонятельное и пр.), то есть воздействующее на органы чувств и оставляющее чёткие образы благодаря опыту взаимодействия с ними;
  • моторное, ограничивающее спектр выполнения разнообразных движений и действий;
  • интеллектуальное, нацеленное на более качественное течение умственных процессов (памяти, воображения, мышления).

Свойства внимания

Когда говорят о развитии внимания, то подразумевают формирование таких его показателей, как:

  • концентрация, то есть способность сосредоточиться на определённом объекте или явлении;
  • интенсивность, определяемая интересом к тому или иному виду деятельности;
  • переключаемость, то есть способность переносить внимание с одной деятельности на другую;
  • устойчивость или способность заниматься изучением какой-либо проблемы долгое время.

Чем старше дети, тем выше у них должен быть уровень устойчивости внимания

Миссия развития внимания у детей

Полноценное становление личности невозможно без развития сенсорного, двигательного и интеллектуального внимания (аттенционных способностей), а также становления всех вышеперечисленных его показателей — в этом и состоит важная миссия обеспечения условий для тренировки этой формы организации познания.

Задачи, способствующие реализации этой цели, формулируются в связи с возрастными характеристиками аттенционных способностей малышей.

Таблица: задачи и упражнения на развитие аттенционных способностей у дошколят разного возраста

Развитие внимания зависит от качества владения речью, что, в свою очередь, определяется уровнем развития мелкой моторики

Методы и приёмы развития внимания

Осуществление миссии по созданию условий для формирования всех видов внимания у дошкольников требует комбинации используемых в педпрактике методов. Единицей их воплощения является приём — элемент практической деятельности, требующий использования оборудования предметно-развивающей среды — средств, а также упражнений и игр. Остановимся на каждом методе более детально.

Речевой метод

Как уже отмечалось выше, без развития речи полноценное развитие внимания невозможно. Поэтому словесные способы взаимодействия с детьми не только способствуют активизации внимания, но и выполняют обучающую функцию.

Таблица: словесные приёмы для развития внимания

Речь является важным средством реализации задач образовательного процесса, связанного с развитием внимания

Наглядный метод

Наглядно-образный тип мышления дошколят определяет наглядность в перечень обязательных (!) методов на занятиях любой образовательной направленности. Как и словесные, наглядные приёмы относятся к средствам активизации внимания детей.

Таблица: наглядные приёмы для развития внимания

Фотогалерея: картинки с заданиями для лабиринтов и поиска отличий

Для поиска отличий следует подбирать крупные изображенияДля малышей первые лабиринты должны быть с переходами под прямым угломДетям очень нравятся задания, в которых действуют персонажи любимых мультфильмовДля ребят постарше лабиринт может быть более запутанным, с плавными переходамиДля детей младшей группы должно быть не более трёх отличий

Видео: упражнения на развитие внимания — подборка от нейропсихолога

Видео: упражнения на развитие внимания у младших дошкольников

Практический метод

Этот метод объединяет приёмы, направленные на практическое освоение тематики заданий на внимательность.

Причём задания могут быть как вариант выполнения упражнения (например, в старшей группе нарисовать сюжет истории по ходу рассказа), а могут быть формой рефлексии по поводу уже выполненной развивающей задачи.

Примером последнего может быть задание для второй младшей группы нарисовать котёнка, которому на занятии дети помогли пройти лабиринт.

К практическим приёмам, кроме рисунков, относятся:

  • аппликации, например, сделать из цветной бумаги аппликацию-задание «Овощи» для определения соответствия или несоответствия действительности (красные дыни, зелёная морковка, синие огурцы и пр.);
  • поделки (дети младшей или средней группы вместе с родителями делают из полимерной глины геометрические фигуры, которые затем используются в упражнении на поиск соответствия поделки контурам фигуры на листе бумаги).

Практические приёмы могут использоваться в качестве рефлексии на занятии по развитию внимания

Игровой метод

Этот метод ценен не только содержанием, но и форматом организации заданий в рамках других методов, позволяющим активизировать внимание ребят. При этом педагог использует все виды игр, которые практикуются в работе с дошколятами:

  • дидактические, цель которых презентовать, отработать или закрепить тот или иной материал через тренировку произвольного внимания;
  • подвижные, направленные на удовлетворение потребности в двигательной активности;
  • театрализованные, призванные раскрыть творческий потенциал малышей.

Таблица: виды игр на внимание

Психогимнастика

Одной из разновидностей игр театрализованного характера, активно используемых для развития внимания у дошкольников, начиная со средней группы, является упомянутая выше психогимнастика.

Со своими воспитанниками в старшей группе я практикую психогимнастику «В магазине зеркал». «Как-то в магазин, где продают зеркала, пришёл старый пират с обезьянкой на плече.

Малышка увидела своё отражение в зеркале и стала кривляться, думая, что это другие обезьянки, строящие ей рожицы. Однако кривляки повторяли за ней.

Я буду исполнять роль той самой обезьяны, а вы представите себя зеркалами, отражающими мои движения. То «зеркало», которое допускает ошибку, выбывает.

С ребятами младшей группы мы практикуем задание «Командир для рук», в котором малыши повторяют манипуляции руками, выполняемые водящим. Сначала роль водящего выполняет педагог, а затем — дети по очереди.

Игра является основной формой работы с малышами любого возраста

Картотеки игр на внимание

Игры на внимание могут быть частью любого вида образовательной деятельности.

Игры на внимание с детьми младшей группы

При подготовке заданий для малышей этой возрастной группы следует уделять внимание играм, способствующим развитию речи.

Например, «Я или ты»: педагог становится рядом с детьми, описывает предмет, находящийся в некотором отдалении от участников игры.

Дети по очереди шагают, сопровождая каждый шаг словом из той или иной категории предметов, обозначенной взрослым (всё круглое или всё мягкое). Ознакомиться с картотекой игр на развитие внимания у воспитанников младшей группы можно здесь.

Игры на внимание с детьми средней группы

Для игр с ребятами среднего дошкольного возраста важно подбирать задания, требующие поисковых усилий со стороны малышей. Например, найти короткую дорогу к цели в игре «Кто-то оставил следы».

Суть игры в том, чтобы по разбросанным по комнате вырезанным из бумаги следам пройти кратчайшей дорогой к цели (например, конфете или яблоку), делая шаги двумя ногами поочерёдно и попадая при этом в след.

Ознакомиться с примерами игр на внимание можно в картотеке воспитателя из Москвы Прилепской Е.А.

В средней группе приоритет за играми поискового характера

Игры на внимание в старшей группе

Акцент в играх на развитие аттенционных способностей в старшей группе делается на стимуляцию наблюдательности, развитие умения выделять общее и частное при сравнении объектов. К примеру, в игре «Художник» малыши работают в парах: один — художник, другой — модель. Первый смотрит на второго, а потом отворачивается и детально описывает его позу, характерные черты.

В старшей группе, кроме того, подводится итог всем аспектам развития внимания, разрабатываемым ранее, а также малыши знакомятся с заданиями на переключение концентрации аттракционных способностей, предваряя тем самым работу по развитию аттенционных способностей в подготовительной группе. Все эти особенности работы с детьми 5–6 лет можно увидеть в картотеке игр для старшей группы.

Игры на внимание в подготовительной группе

Основным направлением выбора игрового материала для развития внимания детей 6–7 лет является отработка способности переключать внимание с предмета (явления) на предмет (явление)в рамках одного задания.

Так, например, в игре «Нарисуй быстрее» дети дорисовывают недостающий элемент к каждому изображению в строке: листик для груши или дверь для домика.

Интересные игры разных видов представлены в картотеке педагога-психолога из Челябинской области Зыковой С.П.

Видео: игровые задания на тренировку внимания у старших дошкольников

Методика организации занятий на развитие внимания

Несмотря на то что развитие аттенционных способностей — это обязательная цель любого занятия, в детских садах на усмотрение педагога при согласовании с методическим советом детского сада 1–2 раза в неделю во второй половине дня проводятся также и отдельные уроки на тренировку внимания. Структура таких занятий идентична организации непосредственной образовательной деятельности (НОД) любой другой направленности.

Структурно занятия по развитию внимания ничем не отличаются от других видов уроков в детском саду

Таблица: варианты формулировки целей и задач занятий на развитие аттенционных способностей

Таблица: временной план занятий на развитие внимания

Таблица: Молочкова А.В., конспект занятия на развитие внимания в средней группе

Таблица: Новикова Т.А., конспект занятия на тему «Учимся быть внимательными» в подготовительной группе (фрагменты)

Диагностика развития аттенционных способностей

Все аспекты развития дошкольника, и внимание в том числе, тщательно анализируются из года в год его пребывания в детском саду. Диагностика проводится два раза в год: в начале (в сентябре, начале октября) и в конце (в мае).

Анализ проводится по всем показателям развития внимания: концентрации, интенсивности, устойчивости и переключаемости. Ознакомиться с диагностической картой для мониторинга детей 2–4 лет можно здесь, алгоритм анализа показателей внимания у ребят 5–7 лет представлен здесь. Обе схемы мониторинга включают таблицу для оценивания результатов.

Уровень развития внимания является важным показателем готовности ребёнка к школе

Тренировка внимания является основополагающей целью организации образовательной деятельности в детском саду.

Занятия, нацеленные на формирование и отработку аттенционных способностей, в отдельный блок НОД не выделены, но по инициативе воспитателя могут организовываться после дневного сна.

В целом же заложенные природой показатели, а также усилия работы педагога, направленные на развитие внимания у дошколят, отражаются в результатах диагностики формирования у детей разного возраста этой формы организации познания.

Источник: https://melkie.net/rannee-razvitie/razvitie-vnimaniya-u-doshkolnikov.html

Игры на развитие внимания детей 3-5 лет — Осьминожка

Как лучше всего развивать внимание детей среднего дошкольного возраста? Ответ очевиден – конечно, в игре. У детей в возрасте трех-пяти лет преобладает непроизвольное внимание, произвольное же только начинает формироваться.

Поэтому трехлетки не могут надолго сосредоточиться на объекте и быстро переключают свое внимание на другие интересующие их предметы. Мы знаем, что больше всего малыши любят играть, вот почему их внимание можно и нужно развивать в игровой деятельности и специальных несложных упражнениях.

Игры, представленные в этой статье, помогут вам сформировать у малыша устойчивость внимания, его переключение и распределение.

Похоже – не похоже

Игра учит детей внимательно рассматривать предметы, выделять их общие и отличительные признаки.

Необходимый инвентарь: пара похожих игрушек, например: трактор и машинка, кукла и неваляшка.

Как играем: предложите ребенку посоревноваться – кто быстрее найдет похожие игрушки. Найдите их вместе и просите ребенка сначала сказать, чем они похожи (например: у зайки и мишки пушистые, лапки, ушки, хвостики, глазки и пр.), а затем – чем отличаются друг от друга (мишка – большой, ушки маленькие, коричневый; зайка – маленький, беленький, ушки длинные).

Усложняем: возьмите две пары игрушек, более похожие друг на друга, – большой и маленький мячик, две машинки разных марок и пр.

Закрепляем: можно в дороге, в магазине, на даче играть в игру «Орлиный глаз» – кто найдет больше сходств и отличий в одежде, овощах, деревьях и пр. Например, сравните листья тополя, березы, клена, лиственницы.

Читайте также:  Игрушки для ребёнка от 1 до 3 лет

Победит тот, кто найдет среди них больше всего сходств и различий. И если вы что-то «не заметите», а ребенок увидит – он получит от игры истинное удовольствие.

Не бойтесь иногда подыграть вашему маленькому «Хочувсезнайке»!

Наряжаем елку

Необходимый инвентарь: новогодние игрушки.

Как играем: вы наряжаете новогоднюю елку? Поиграйте с малышом. Предложите ему выбрать из 4-6 шариков точно такой же (по цвету, величине, рисунку), как тот, который у вас в руках. Или выбрать такую же хлопушку, как у вас, либо серпантин того же цвета. А может, у вас есть новогодние домики или зайцы – выбирайте. Меняйтесь ролями, ошибайтесь, пусть ребенок вас поправит.

Закрепляем: а новогодние подарки? Пусть ребенок из 10 конфет выберет такую же, как у вас в руках. Меняйтесь ролями. Вспоминайте попутно новогодние стихи, их много.

Растительные загадки

Игра помогает формировать произвольное внимание, понятийное мышление.

Необходимый инвентарь: фанты.

Как играем: вся семья собралась вместе? Тогда поиграем! Ведущий (сначала это будет взрослый), указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Цветок, дерево, фрукт, цветок…».

Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать растение, в данном случае цветок (например, ромашка или роза) и т. д.

Ответ правильный – игра продолжается. Если ответ неправильный или название повторяется (задержка ответа тоже считается нарушением), то игрок отдает свой фант ведущему и выбывает из игры.

Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок. Он и ведущий разыгрывают, что делать каждому «фанту» – спеть песенку, станцевать, прокукарекать… То-то будет весело!

Закрепляем: в эту игру можно играть и дома, и в дороге (если вы не за рулем). Меняйте тематику: рыба, птица, зверь или деревянное, стеклянное, железное. Фантазируйте!

Усложняем: ведущим может быть ребенок.

Изменялки

Игра помогает формировать произвольное внимание, память

Необходимый инвентарь: игрушки.

Как играем: поставьте на стол 3-4 игрушки, дайте ребенку рассмотреть их 1-2 минуты. Затем попросите его отвернуться и уберите одну игрушку. Что изменилось?

Закрепляем: играть можно на кухне – например, положить на стол овощи до семи наименований (луковица, картошка, морковь, чеснок, свекла, редис и др.). Убрать 1-2 овоща, а ребенок должен вспомнить, каких овощей не хватает, и назвать их.

Усложняем: если играете с игрушками, увеличьте их количество до 5-7 штук. Можно ставить похожие игрушки (например: 3 игрушки из 5 немного отличаются друг от друга). Можно не убирать предметы, а менять их местами. Можно превратить игру в соревнование, задавая друг другу задачки по очереди.

Бабушкины запасы

Игра помогает формировать произвольное внимание, учит ориентироваться на плоскости, закрепляет знания о цвете, форме, предмете

Необходимый инвентарь: пуговицы разного цвета, формы, размера.

Как играем: выложите пуговицы по углам стола и в середине (сначала возьмите 5 пуговиц). Пусть ребенок рассматривает их в течение 1-2 минут. Запоминает их расположение, их цвет, размер.

Затем он должен отвернуться, а вы быстро меняете местами две пуговицы.

Ребенок поворачивается и определяет, что изменилось (например, желтая пуговица была в центре, а теперь она поменялась местами с красной, которая была в верхнем правом углу).

Закрепляем: у этой игры много вариантов. Выкладывайте пуговицы не только на столе, но и на ковре; меняйте пуговицы по форме и по цвету.

Вместо пуговиц можно использовать вырезанные из бумаги геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник). А можно брать и объемные фигуры из набора кубиков – шар, куб, брусок, цилиндр, призму.

Усложняем: увеличьте количество пуговиц. Меняйте местами по две пары пуговиц; убирайте по 1-2 пуговицы; используйте похожие пуговицы, которые мало отличаются друг от друга.

«Капуста, морковка, горох, ох…»

Игра учит ребёнка классифицировать предметы по их определённым признакам; развивает быстроту мышления, слуховое внимание.

Как играем: объясните ребенку, что отвечать на вопросы водящего нужно только словами «да» или «нет». Вспоминайте, что сажают в огороде.

Начинаем. «Морковь растет в огороде?» – «Да». «Огурец?» – «Да». «Свекла?» – «Да». «Слива?» – «Нет». Если ребенок ошибается, значит, проиграл. Однако дайте ему возможность исправить ошибку.

Закрепляем: вариантов этой игры много, например, можно перечислять, что носят на голове, чем пишут, что растет в цветнике; молочные продукты, грибы, ягоды ит. д.

Усложняем: поиграйте в игру «Грустный – веселый»: вспоминайте все, что может быть грустным: «Больной ребенок?» – «Да». «Сломанная игрушка?» – «Да». «Обиженный клоун?» – «Да». «Смеющаяся девочка?» – «Нет».

Слова можно заменить действием: «нет» – топаем, «да» – хлопаем.

Поиграйте в игру «Из чего сделано?». Например, что сделано из дерева? Пусть ребенок перечислит как можно больше слов, обозначающих предметы, сделанные из дерева: палочка, карандаш, книга, тетрадь, машина и т. д.

Спросите у ребенка, а может ли быть сделано все, что он перечислял, из другого материала, например, машина или счетная палочка? Книжка? Ведь игрушечная машинка может быть и железной, и пластмассовой, и резиновой и т. д.

Звучащие предметы

Игра воспитывает у ребёнка слуховое внимание; развивает сообразительность, выдержку.

Необходимый инвентарь: звучащие предметы, музыкальные игрушки.

Как играем: посадите ребенка на стул спиной к столу с предметами. С помощью выложенных на столе предметов и игрушек начните издавать звуки – шуршите страницами книги, бейте мячом об пол, ударьте ложкой по стакану, позвените колокольчиком, подудите в дудочку и т. п.

Ребенок должен сказать, какие звуки раздаются {стучит, звенит, шуршит и т. д.), и угадать, какие предметы их издают.

Если ребенок не узнал предмет, повторите действие еще раз.

Закрепляем: у вас дома есть музыкальные игрушки? Итак, играем. Например, поет зайка, хохочет мышка, о чем-то говорит медведь, а можно одновременно включить несколько игрушек. Пусть малыш угадает каждую игрушку Чтобы было интересно, меняйтесь ролями, ошибайтесь.

Усложняем: предметы могут звучать тише или громче, быстро или медленно. Играем на прогулке: птицы поют, машины сигналят и т. п.

Зеркало

Как играем: предложите ребенку стать вашим зеркалом и повторять все ваши движения. Эта игра поможет ему стать внимательным и подготовиться к более сложным заданиям.

Вы поднимаете одну руку – ребенок тоже, вы топаете ногами – ребенок повторяет, вы хлопаете – ребенок тоже, вы присели – ребенок повторил, вы стоите на одной ноге – и он тоже и т. д.

Закрепляем: вы предлагаете ребенку 2-3 действия подряд – хлопаете в ладоши, топаете ногами. Ребенок должен все повторить.

А может, вы поете и крутитесь вокруг себя? Фантазируйте!

Усложняем: например, вы сели, встали, подпрыгнули, затопали ногами и т. д. Ребенок повторяет ваши действия. Причем он должен переходить от одного действия к другому именно в той последовательности, в которой это делали вы: прыгать, останавливаться, шагать.

Можно построить несложный дом из 4-5 кубиков, потом нарисовать человечка (можно схематично), затем прочитать стихотворение.

Поменяйтесь ролями. Пусть ребенок вам показывает движения, а вы их повторяйте, причем иногда «ошибайтесь».

Где ошибся Буратино?

Игра помогает формировать произвольное внимание, зрительный контроль за рукой при написании узора

Необходимый инвентарь: тетрадь и ручка.

Как играем: расскажите ребенку о том, как Мальвина учила рисовать Буратино. Она рисовала узор, а он Должен был нарисовать такой же. Дайте образец (несложный узор, например, волнистая линия, с каждой стороны от нее нарисованы кружочки). Ниже – узор Буратино (в некоторых местах нет кружочков). Ребенок должен помочь Буратино исправить ошибки.

Закрепляем: играем в «Лесную школу». Усложняем узор, например, рисуем ломаную линию, а по разные стороны попарно – круг и квадрат и т. п. Внизу – узор с ошибками. Ребенок должен исправить ошибки. Ну, а кто их сделал, придумайте сами: медведь или еж и т. д.

Усложняем: рисуем 3-4 ряда разных геометрических фигур. Все фигуры каждого ряда повторяются. В каждом ряду ребенок заштриховывает, например, только квадрат. Или квадрат заштриховывает вертикальными линиями, а треугольник горизонтальными. Круг можно штриховать закручивающейся спиралью и т. д.

Меняйте задания.

Забавный художник

Игра помогает вырабатывать наблюдательность

Необходимый инвентарь: картинки, в каждой из которых художник «забыл» нарисовать 2-3 детали. Их можно нарисовать самим: с недостающими частями, с 5-6 отличиями в каждой и т. д.

Как играем: покажите ребенку такой рисунок (например, у машины нет одного колеса, у чайника нет носика и т. п.). Дорисуйте с ним недостающие детали. Или покажите две картинки, которые отличаются друг от друга деталями. Например, на одной картинке девочка держит красный шар, на другой – синий, на одной у нее есть на голове бант, на другой нет и т. д.

А может, художник нарисовал что-то неправильно?! (На зимней картинке дети катаются на санях, лепят снеговика, идет снег… на деревьях листочки.) Посмейтесь вместе с ребенком. Пусть он объяснит ошибку художника.

Закрепляем: играем летом – рисуем мелом на асфальте предметы, ребенок их дорисовывает. В машине – чтобы ребенок вас не отвлекал, дайте ему несколько заранее подготовленных картинок, в которых нет деталей. Пусть ребенок их дорисует. А когда приедете к месту назначения – проверьте его.

Усложняем: если ребенок справляется с заданием, можно брать картинки, которые отличаются друг от друга десятью и более деталями.

Дорисуй-ка

Игра учит ориентироваться в пространстве; развивает произвольное внимание

Необходимый инвентарь: несложные рисунки, карандаши или фломастеры.

Как играем: предложите ребенку нарисовать справа от солнышка столько же тучек, сколько и слева; на земле столько же птичек, сколько и в небе; под пеньком столько же грибочков, сколько яблок на яблоне и т. д.

Закрепляем: ваш ребенок расшумелся и не может остановиться? Обведите его правую и левую руку, нарисуйте на левой руке браслет, например, такой: три бусинки красных, одна желтая, одна оранжевая. Пусть он на правой руке нарисует такой же браслет.

Усложняем: у вас дома есть мозаика? Сложите из нее узор, предложите ребенку сделать такой же. А сами можете идти на кухню и доваривать суп.

Источник

Источник: http://www.osminojek.ru/igry-na-razvitie-vnimaniya-detej-3-5-let/

Дидактические игры для детей 3 — 4 лет

В возрасте трех, четырех лет ребенок начинает активно познавать мир. Его интересует абсолютно все – неопознанное, новое. Дидактические игры для детей 3-4-х лет – это возможность дать малышу определенные важные жизненные навыки, знания, развить его умственные, логические способности.

Дидактическая игра в 3 года играет огромную роль в развитии личности. С одной стороны, это один из методов обучения, с другой – возможность приучить малыша к самостоятельной деятельности, когда он должен находить себе занятие сам.

Одни дидактические игры для детей 3-4 лет помогают малышам познать окружающий мир, природу.

Другие прививают первые навыки, необходимые для усвоения школьной программы – знания по математике и логическому мышлению развивают речь, умственные способности.

Инициатива по выбору игры принадлежит воспитателю: родители выбирают игру не столь обдуманно по причине незнания определенных образовательных программ.

Руководство по ведению игр

Все дидактические игры для детей 3 лет и более подчиняются определенным правилам. Воспитатель может быть участником или взять на себя  роль арбитра, партнера. Он поясняет, контролирует ход игры, оценивает поведение детей, реакции малышей во время игры.

Каждое руководство предусматривает несколько этапов:

  • подготовка к игре, знакомство с правилами;
  • проведение самой игры;
  • точный анализ результатов, определение победителей.

Подготавливая детей к игре, изучают внимательно правила. На этом этапе воспитатель определяет группу малышей, для которых ставится  характерная возрастная задача.

Дидактические игры 3-4 года на подготовительном этапе заставляют арбитра или воспитателя сформировать группы, подгруппы, количество малышей, принимающих участие в игре.

На подготовительном этапе выбирается сама игра, определяется материал для проведения:

  • различные игрушки;
  • яркие картинки;
  • всевозможные подсобные предметы;
  • готовые игры;
  • листья, цветы, другие природные материалы.

Дети принимают участие на равных правах, а воспитатель определяет возрастные группы.

  1. Детям младшего возраста необходимо все подробно разъяснить. Воспитатель сам принимает активное участие, выполняя роль игрока.
  2. Для детей среднего возраста игра начинается без участия взрослых после разъяснения правил. Но воспитатель или взрослый человек постоянно дает советы по ведению игры, в то время как дети активно играют.
  3. Ребёнок старшей возрастной группы внимательно слушает правила до начала игры, после чего играет самостоятельно или с партнерами. Если возникают трудности, он может уточнить правила у воспитателя.
Читайте также:  Загадки о лете для детей 5 - 6 - 7 лет с ответами

При большом педагогическом опыте, благодаря хорошему багажу знаний, воспитатель сможет разъяснить все правила, и наводящих вопросов практически не возникает даже у детей младшего и среднего возрастов.

Воспитатель не может отсутствовать во время проведения игры, так как должен постоянно контролировать ее ход и разъяснять правила, если это необходимо. После окончания игры подводятся итоги.

Воспитатель обязан определить победителя, похвалить его, указать на ошибки. Здесь важно не вызвать отрицательных эмоций и постараться разъяснить, что в следующий раз, поработав над ошибками, ребенок обязательно станет победителем.

Поэтому дидактический анализ допущенных ошибок крайне важен, независимо, какой год идет ребенку.

Элементы дидактической игры

Любая дидактическая игра состоит из нескольких этапов:

  • разъяснение правил;
  • постановка задач;
  • сама игра;
  • изучение результатов;
  • анализ игры;
  • определение победителей.

Перед проведением игры должны быть точно определены правила и поставлены задачи. Все это преследует дидактические цели.

Постановка задач активизирует умственные способности малыша, заставляя его обдумывать каждый шаг. Это иногда вынуждает ребенка напрягать интеллектуальные способности, активизировать мышление.

Такие действия положительно влияют на развитие памяти, наблюдательности, мышления.

Цели игр

Существует несколько видов подобных игр, в зависимости от того, какого возраста ребенок принимает участие.

  1. Необходимо сравнивать предметы на разных картинках, отбирать одинаковые по смыслу или по другим критериям.
  2. Классификация предметов на картинках. Материал, из которого изготовлен или состоит предмет, его предназначение.
  3. Определение предмета по нескольким похожим признакам. Один ребенок описывает предмет, изображенный на картинке, другие должны определить, о чем он рассказывает.
  4. Тренировка внимания и памяти. Ребенку показывают предмет или изображение и просят запомнить. Затем убирают и вносят какие-то изменения. Малыш должен определить, что именно произошло с игрушкой или изображением, например, появилась родинка у куклы на щеке, с картинки исчез какой-то предмет и так далее.
  5. Организовать поведение и активизировать малыша помогут игры, предусматривающие выполнение каких-то действий.

Дидактические игры, которые правильно организованы, никогда не вызовут у малышей подозрение, что их чему-то учат, даже несмотря на то, что все игры требуют изучения и соблюдения определенных правил. Если ребенок увлечен, изучение будет восприниматься как интересное приключение. Поэтому, выбирая игры, воспитатель должен быть уверен, что это будет интересно и полезно.

Анализ и подведение итогов проводится самими участниками совместно с воспитателем. Кто победил, почему именно он стал победителем, кто против этой победы, – так дети учатся отстаивать свои права и решения.

Организатор или воспитатель должен оценить, кукую духовную и моральную пользу принес процесс игры. Дети, выполняя правила дидактических игр, тренируют память, внимание, проявляют сообразительность.

Все это, подкрепленное позитивным результатом игры, повышает собственную самооценку, дарит чувство радости. Желательно, чтобы по оценкам результатов дети получили призы.

В игре нет победителей и побежденных, поэтому награждать необходимо всех.

Виды игр

Существует много видов дидактических игр. Они различаются по логике, познавательным целям, содержанию, действиям, правилам, организации игрового процесса. Важно выстроить доверительные взаимоотношения между детьми, взрослыми, воспитателями. Все игры, предназначенные для детей дошкольного возраста, делятся на три основных вида:

  • словесные (игры со словами);
  • настольные;
  • с различными предметами.

Увлекательными для детей являются настольные игры: картинки, кубики, пазлы, конструкторы. Предметы могут содержать определенную группу изображений. Это может быть животный мир, архитектура, природа, продукты питания: ребенок должен распределить изображения, предметы по группам.

Словесные подразумевают игру со словами, которые направлены на развитие речи.

Не менее интересны игры с предметами. Подбирается определенная группа по цвету, форме, назначению. Из всего отобранного необходимо распределить предметы по определенным группам: игрушки, кубики, части конструктора и так далее.

Роль игры в развитии

Ребенок самостоятельно познает окружающий мир. При контакте с предметами, при изучении форм и цвета, он развивает мышление, тренирует память. Здесь важно вовремя заметить интерес к чему-то и развивать его, помогая стать малышу личностью.

Выбирая игру дидактическую, появляется возможность расширить кругозор малыша, помочь ему лучше узнать окружающий мир, научить различать характерные признаки одушевленных и неодушевленных предметов. Обычно это цвет, форма, величина, размер. Ребенок учится  выявлять некоторую связь между различными предметами, например, человек и продукты питания, животные, растительный мир.

Главное, что такие игры развивают моторику, логическое мышление, дают первые знания по школьной программе. Учителя начальной школы отмечают, что дети, которые в детском саду активно занимались дидактическими играми, приходят в школу, уже хорошо читая и считая.

Очень часто первые школьные навыки в домашней обстановке родители навязывают, заставляя учить буквы, цифры и математические действия, что прививает скорее ненависть к учебе, чем желание учиться. Сейчас активно развивается ментальная математика, заниматься которой детям интересно. Уже в первом классе они способны за минуту складывать и отнимать шестизначные цифры.

Занимаясь дидактическими играми, ребенок весело проводит время, не подозревая, что он обучается, игра сопровождается приятными для психики изображениями или музыкой. Все это создает хорошее настроение, которое является залогом здоровья и развития малыша. Подбирая игру для ребенка, не надо приобретать дорогие виды. Это могут быть игры, созданные из подручных материалов.

Немного истории

Первые дидактические игры появились еще несколько веков назад. Родители стали замечать, что дети проявляют интерес к различным предметам, именно играя с ними. Некоторые из древних видов игр существуют по сей день. Это относится изучению предметов быта, к животным и природе, к труду и профессиям.

Для того чтобы игра носила обучающий характер, часто вводили различные предметы или приводили в пример определенную жизненную ситуацию. Например, как спасти котенка, залезшего на дерево, что необходимо сделать водителю, чтобы машина поехала? Решение этих задач вызывало у малыша прилив положительных эмоций, а правильное решение навсегда откладывалось в памяти.

Если привести пример игр, пришедших к нам из древности, то это могут быть:

  • гули-гули;
  • ладушки;
  • сорока-ворона;
  • прыгунки.

Эти игры практически сохранили свои первоначальные правила, а любые изменения в них внесены самими детьми.

Многие производители игрушек уделяют большое внимание дидактическим свойствам выпускаемого товара. Игрушка должна быть красочной, интересной, способной развивать мышление. Например, хорошо известные сегодня пазлы были разработаны в Англии еще в 1763 году. В переводе с английского это слово звучит как «игра на выдержку».

Первые аналоги современных пазлов изготавливались из красного дерева, на них были нанесены карты стран. Только во второй половине девятнадцатого века подобные пазлы стали появляться в Европейских странах и в Америке. Игра быстро завоевала популярность, которая сохраняется и сегодня.

С приходом новых технологий и тотальной компьютеризации, дидактические игры переместились на просторы Интернета. Теперь в роли партнера или судьи может выступать не воспитатель, а компьютер. Но живое общение никто не отменял, и роль воспитателя в этом процессе сложно недооценить. Это намного поучительнее и полезнее.

Дидактические игры для дошколят

Дошкольный возраст – самое важное время для развития личности. Главное, не упустить момент, когда у малыша появляется сильное влечение к познанию нового. Родители, в силу своей занятости, не всегда могут уделять этому достаточно внимания, поэтому крайне важно, чтобы перед школой ребенок посещал дошкольное учреждение.

Обучение должно происходить в игровой форме. Развить мышление можно, заставив ребенка сложить картинку сначала из небольших фрагментов, затем предложить ему пазлы. Это развивает мышление, тренирует моторику, сенсорику, внимание, усидчивость.

Игра и ее действия

Это метод, помогающий развивать активность у ребенка. Для того чтобы получить положительный результат, малыш должен сделать ряд действий. Процесс игры должен быть интересным и увлечь ребенка.

Собрать картинки, переставить предметы по группам, изобразить звуки, которые издают определенные животные. Для детей старшего возраста интерес представляют более сложные игры: лото, инсценировки, сюжетные игры.

Здесь детям отводится определенная роль, и предлагается осуществлять определенные действия, соответствующие этой роли.

Каждый вид дидактической игры имеет свои правила. Это важное условие, придерживаться которого обязаны все участники. Без правил не может быть игры, даже если они разные для всех участников. Ставится определенная дидактическая задача, выполняя которую, дети достигают поставленных целей.

Все цели дидактических игр должны быть взаимосвязаны. Задача определяет действия, а правила помогают найти положительное решение. Самое главное, чтобы подрастая, ребенок мог уже самостоятельно ставить задачи в любой игре и добиваться целей.

Игры, окружающие детей

Придумать игру можно самостоятельно. Необязательно бежать в ближайший магазин и приобретать дорогие варианты дидактических игр.

Даже процесс приготовления борща на обед можно превратить в дидактическую игру. Попросите ребенка дать овощи для борща. Предложите ему добавить в борщ апельсин или яблоко, оцените реакцию на это малыша.

Поинтересуйтесь, для чего годятся фрукты, что можно из них приготовить?

Прогулка на улице – это тоже своеобразная дидактическая игра со множеством предметов.

Несколько примеров из окружающего мира, которые обязательно принесут много пользы.

  • Предметы, которые окружают тебя.

Необходимо заставить малыша внимательно изучить предметы, которые находятся в комнате, на подоконнике. Например, из чего сделан абажур на этой лампе? Что стоит на подоконнике и найди подобное в комнате (а подоконнике обычно стоят цветы, также они могут быть в комнате, в вазе).

Дальше можно перенести внимание на шкафы и попросить ребенка назвать зимние и летние вещи. Если неинтересно, то вводим картинки. Для этого даже подойдут старые открытки, вырезки из журналов.

Процесс игры можно разделить на несколько этапов и уровней, особенно если в игре принимает участие несколько детей. Такая игра развивает мышление, логику, внимательность.

Это игра, активно тренирующая логику. Перед ребенком раскладываются картинки, на которых изображены разные предметы, животные, фрукты. В самом начале можно сказать, что между этими изображениями нет ничего общего. Малыш должен возразить. Например, вот воробей, он ассоциируется с хлебными крошками, которые изображены на другой картинке. А это яблоко ассоциируется с тем червяком и так далее.

Предложите ребенку таким образом собрать не менее восьми пар, затем он должен объяснить, каким образом одно изображение ассоциируется с другим. Это должна быть логическая связь. Если логики нет, то пара убирается, и собрать уже 8 необходимых пар не получится. Такая ситуация грозит проигрышем.

  • Собираем портфель в школу.

Игра будет интересна для детей дошкольного возраста. На пол ставится рюкзак, и раскладываются самые различные предметы, среди них школьные принадлежности, игрушки и много другого интересного, что есть в комнате. Предложите ребенку собрать рюкзак для школы.

Затем проведите анализ, что именно и почему может ему понадобится в школе. Правильные предметы дают определенное количество очков. Неправильные – снимают очки.

Отличная возможность выучить название дней недели. В самом верху находится понедельник. Ребенку предлагается расставить правильно остальные дни недели. Обязательно, чтобы выходные дни были окрашены в красный цвет.

Что и за чем идет, ребенку предстоит разбираться самостоятельно. Эта игра пробуждает желание скорее научиться читать, дает возможность хорошо запомнить дни недели, понять, когда именно идет выходной.

В игре используются яркие картинки, которые ассоциируются с разными временами года. Игра рассчитана на детей 3 лет. Ребенку показывают картинку и просят назвать, какое это время года или что это за событие:

  • нарядная елка – Новый год, зима;
  • текут ручьи – весна;
  • море, пляж – лето и так далее.

Идеально, если ребенок подберет четыре картинки, которые напоминают ему о конкретном времени года. Важно менять картинки местами, чтобы соответствующие друг другу находились подальше.

Расскажите сначала детям, что год состоит из 12 месяцев. Каждый сезон состоит из трех месяцев. Надо разобраться, какие месяцы соответствуют каждому сезону.

Перед ребенком раскладываются картинки. Среди них три, которые соответствуют определенному времени года или месяцу, остальные не имеют к этому никакого отношения. Важно, чтобы малыш выбрал правильный ответ, за который он получит больше балов, и открывается возможность перейти на следующий уровень, обойдя соперников.

Игра может показаться сложной для 3-х годовалых. Но это только на первый взгляд. Дети быстро все схватывают, запоминают и понимают. Можно использовать календарь, чтобы в первое время ребенку было легче.

Заключение

Сложно недооценить роль дидактической игры в развитии ребенка. Многие родители, чьи дети не посещают детский сад, должны осознавать важность подобных занятий и уделять им достаточно времени. Надеяться на компьютер не стоит: это не принесет здоровья малышу и отрицательно скажется на его зрении. Общения с компьютером в его жизни будет достаточно.

Включайте собственное сознание, активизируйте мозговую деятельность у малыша, и его развитие станет стремительным и полезным.

Источник: https://pups.su/igry/didakticheskie-3-4-goda.html

Ссылка на основную публикацию