Классный час по культуре общения в начальной школе

Классные часы по культуре общения 1-4 класс

ПРАВИЛА ЭТИКЕТА: ЗНАКОМСТВО

Ц е л ь: сформировать у детей навыки культурного поведения.

Форма проведения: практикум.

Ход классного часа

Слово учителя. Поведение для человека — главная наука. Лучше уже с детства знать, как правильно разговаривать по телефону, как вести себя за столом, в гостях.

Оказывается, знакомство — целая наука.

-Для чего мы знакомимся?

-Представьте себе, что вы впервые видите друг друга и вам обязательно надо познакомиться.

Двое детей разыгрывают ролевую ситуацию.

Как правильно поступить в данной ситуации? (Ответы детей.)

Запомним простые п р а в и л а:

  • Первым должен называть свое имя тот, кого представляют.
  • Вы с другом встретили своего знакомого. Познакомьте их, произнесите: «Знакомьтесь, пожалуйста» — и назовите имя человека. Но нельзя указывать: «Это мой друг». Этим вы поставите другого человека в неловкое положение.
  • Если представленный человек вам неприятен, нельзя подавать виду, держаться необходимо вежливо.
  • Вы привели друга домой. Представляете его родителям, т. е. младших по возрасту представляют старшим.
  • Если вы пришли на день рождения, хозяин представляет каждого.

Ролевые ситуации.

У ч и т е л ь. Представим, что вы хотите познакомиться со мной. Разыграем сценку.

Слова «очень приятно, я рада с вами познакомиться» могу говорить я, так как вас мне представляют, и решать, приятно это знакомство или нет, мне.

Разыгрывание ритуала вставания при знакомстве.

1) Мальчик с девочкой — мальчик при этом встает.

2) Младший со старшим — младший должен встать.

— Назовите вежливые слова, которые должны звучать при знакомстве.

Разрешите познакомиться.

Знакомьтесь, пожалуйста.

Очень приятно.

Я рад знакомству.

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ

Цель: научить детей придерживаться нравственных правил общения.

Ход классного часа

1. Чтение и анализ рассказа.

У ч и т е л ь. Послушайте рассказ Е. Пермяка.

— Какие чувства у вас возникают?

САМОЕ СТРАШНОЕ,

Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи корчил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзику усы выдергивал. Колючего ежика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.

Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.

Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его — и всё. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.

Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзиком поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми глазами на мальчика смотрит. Сердится.

Решил Вова из-под шкафа ежика выманить. Куда там! Ежик давно в другой дом жить перебрался.

Подошел было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука, Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки стирает.

Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один. Один-одинешенек.

Е. Пермяк

В о п р о с ы для анализа рассказа:

— Почему Вова остался один на свете?

— Что Вова должен сделать, чтобы с ним играли ребята, разговаривала бабушка, не убегали животные?

— Можно ли Вову назвать смелым мальчиком? Почему?

— Вспомните ситуацию из жизни, когда вы обращались к кому-нибудь с просьбой, а в ответ слышали неприятности.

— Как чувствовали вы себя в данную минуту?

2. Формулирование правил общения с окружающими.

У ч и т е л ь. Человек силен памятью. Все в жизни повторяется. Люди часто живут по мудрости народной: «Как аукнется, так и откликнется». Надо уметь быть благодарным и помнить о тех, кто делает вам добро. И платить тем же. Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.

Такие советы целесообразно напечатать на отдельных листках.

— Мудрая Сова хочет дать несколько с о в е т о в, которые помогут вам общаться с друзьями, взрослыми, со всем живым.

№ 1. Поверьте в себя.

— Как вы понимаете эти слова?

№ 2. Относитесь к другим так, как бы вы хотели, чтобы они относились к вам.

№ 3. Как вы к людям, так и они к вам.

№ 4. Не обижайтесь. Умейте оправдать своего обидчика.

№ 5. Осознавай свои действия и их возможные результаты.

Составление добрых посланий.

Ребенок подписывает свои инициалы на листе и пускает по классу. Каждый ученик вписывает комплимент, одобрительные слова (анонимно). В результате у каждого в руках появятся листы добрых посланий. Дидактический материал

ЭТО НЕ ГОДИТСЯ, НАДО ИЗВИНИТЬСЯ!

Сл. Н. Найдёновой Муз. С. Разорёнова

Поросенок Хрюша

Хвост коту прижал,

Кот мяукнул — он не слушал,

Дальше побежал!

Ну и Хрюша! Ну и Хрюша!

Кот мяукнул, ты не слушал,

Это не годится, надо извиниться!

Медвежонок Проша

Кролика задел,

А потом нарочно

В сторону глядел!

Ну и Проша! Ну и Проша!

Что ж такой ты нехороший!

Это не годится, надо извиниться!

Жеребенок Жужа

Бегал и шалил,

Проскакал по луже,

Всех друзей облил!

Ну и Жужа! Ну и Жужа!

Всех друзей облил из лужи!

Это не годится, надо извиниться!

КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ

Ц е л и: отработать формулы речевого этикета, прививать умения пользоваться ими в своем речевом поведении.

Форма проведения: комбинированная.

Ход классного часа

1. Вступительная часть.

Инсценировка отрывка из сказки Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок».

А в т о р. Странствия привели Утенка в дом, обитатели которого считали себя непререкаемыми авторитетами.

К у р и ц а. Умеешь ли ты нести яйца?

У т е н о к. Нет.

К у р и ц а. Так и держи язык на привязи.

К о т. Умеешь ли ты выгибать спину, сыпать искрами и мурлыкать?

У т е н о к. Нет.

Кот. Так и не суйся со своим мнением, когда говорят умные люди.

В о п р о с ы для анализа:

— Оцените ситуацию. Как объединить собеседников? (Быть равными.)

Как нужно поступить, если вы затронули неподобающую тему? (Сменить тему разговора.)

Что такое «вежливость в общении»? (Это проявление уважения к собеседнику, признание его достоинств.)

— По правилам вежливости запрещено шуметь, тревожить окружающих. Где нельзя громко разговаривать и почему?

Читает учитель (или ученик),

В музее, кинотеатре и трамвае

О том, о сем друг другу говорим,

Но часто одного не замечаем,

Что, как в лесу дремучем, мы кричим.

О том, что мы вчера ходили в гости,

Что папа подарил велосипед,

У дедушки к дождю разнылись кости,

А между прочим, дождика все нет.

Пожалуйста, потише!

Тсс… Тсс! Ч-ч-ч!

В какое бы общественное место

Судьба сегодня вас ни привела,

Учтите, никому не интересно

Все знать про ваши личные дела.

Про то, что к вам приехал дядя Коля,

Что кошка утащила пять котлет,

Что вы немножко пошалили в школе,

А маму вызывает педсовет.

Пожалуйста, потише!

Совсем не обязательно кричать!

Ведь вас и так услышат,

Попробуйте все тихо рассказать!

2. Игра.

Цель игры: показать, почему необходимо внимательно слушать собеседника и выполнять правила речевого этикета.

Ход игры: дети становятся в круг. Первый ученик начинает |рассказывать какую-нибудь историю, второй повторяет все то, что |рассказал первый, и продолжает рассказ и т. д.

Например:

1-й. «Моя кошка делает вот так» (движение рукой, имитирующее почесывание уха).

2-й. «Моя кошка делает вот так» (повторяет за 1-м). «И еще вот так» (прогибает спинку, имитируя потягивание).

3-й. «Моя кошка делает вот так» (повторяет движения за 1-м и 2-м). «И еще вот так» и т. д.

— Что мешало вам внимательно слушать товарищей? (Ответы детей.)

3. Формулирование правил речевого поведения.

Учитель. Сделаем вывод, как правильно себя вести при общении слушающему, а как говорящему:

Говорящий Слушающий

• Говорить спокойно; • Взглядом, мимикой пока-

• смотреть доброжелательно; зывать внимание, интерес;

• наблюдать за реакцией собесед- • не перебивать

ника • попросить уточнить

• называть собеседника по имени;

• спрашивать, ясно ли изложенное.

У ч и т е л ь. Привычка запоминать и правильно называть имена своего собеседника, друга — один из секретов доброжелательных отношений. Некоторые люди не хотят тратить время на то, чтобы запечатлеть имя в своей памяти.

А ведь это один из простых способов завоевать расположение окружающих. Как это сделать? Услышав чье-то имя, надо произнести его про себя. Затем в беседе употребить еще раз. Можно дома занести имя в записную книжку.

Ведь кто-то обладает зрительной памятью, а у кого-то она — слуховая.

Человек как настоящий актер: в день играет множество ролей. Не задумываясь об этом, мы бываем и покупателями, и пассажирами, прохожими, зрителями.

4. Разыгрывание ситуаций.

Ситуации:

  1. пассажир такси просит передать плату за проезд;

  2. прохожий спрашивает о времени;

  3. зритель в кинотеатре просит соседа впереди снять головной убор, так как ему ничего не видно;

  4. покупатель интересуется, есть ли необходимый журнал.

Слово учителя. Итак, общаясь друг с другом, мы пользуемся определенными словами-шаблонами. Попробуйте не употреблять их, вы испытаете затруднения в общений»

— Чтобы общение приносило вам удовлетворение, взаимопонимание, чего надо избегать?

Существуют запреты в общении. Избегайте грубых слов, насмешек в адрес собеседника; обидного, презрительного, унижающего тона, угроз.

Если соблюдать эти нехитрые правила, вы станете интересным и желанным собеседником.

ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ

Ц е л ь: учить детей употреблять в речи вежливые формы отказа в просьбе, в приглашении.

Ход классного часа

1. Вступительная часть.

— Какие вежливые слова вы употребляете, когда обращаетесь к кому-либо с просьбой? (Будьте добры, пожалуйста, если вас не затруднит,)

Дети отвечают.

Учитель. Но не всегда просьбу можно выполнить, принять приглашение, поэтому вежливые, воспитанные люди отказывают так, чтобы не обидеть человека, объясняют причину своего отказа, извиняются. Благодарят за приглашение, но, к сожалению, не могут им воспользоваться.

Послушайте, как общается брат с сестрой в стихотворении А. Шибаева.

Читает стихотворение.

НЕ ВЫУЧИЛ

-Замолчи!

-Не замолчу!

— Слезь со стула!

-Не хочу!

-Упадешь!

-Не упаду!

— Отойди!

-Не отойду!

А. Шибаев

— Такие ответы рождают неприятные чувства.

— А как общаетесь вы со своими братьями, сёстрами? (Ответы детей.)

2. Знакомство с речевыми ответами: вежливыми отказами.

У ч и т е л ь. Подумайте, как можно вежливо отказать другу в предложении сходить в кино.

Дети предлагают версии.

-Я не могу.

-Я занят

-Предложи Андрею. Может,

Он пойдёт.

-Не пойду.

-К сожалению, не могу. Я занята. Иду с братом на концерт.

-После занятий никак не могу. У меня соревнования.

-Спасибо, я очень хотела, но с утра уже пообещала маме, что вместе будем готовить.

-С большим удовольствием, но я занята.

Дети с помощью учителя сравнивают речевые ответы.

3. Разыгрывание ситуаций.

Ситуации:

Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/klassnyie-chasy-po-kul-turie-obshchieniia-1-4-klass

Культура речи, поведения и общения. — презентация

1 «Культура речи, поведения и общения». Цели классного часа: -развивать культуру речи учащихся через знакомство со словами приветствия и прощания; -воспитывать посредством игры чуткость, доброту, взаимопонимание, любовь к близким и уважение к старшим. ГБОУ 297 Данилова Наталья Вячеславовна<\p>

Читайте также:  Рассказы о животных для детей. сластёна

2 — Здравствуйте! – Ты скажешь человеку. — Здравствуй! – Улыбнется он в ответ. И, наверно, Не пойдет в аптеку, И здоровым будет много лет!<\p>

3 Зачем нужно здороваться? Ребята, что мы желаем человеку, когда говоримЗдравствуйте!? В старину на Руси все люди были вежливыми, всегда приветствовали друг друга поклоном и словами: здравствуйте, доброго здоровья, здорово ли живете?<\p>

4 Как здороваются в других странах? Доброго ранку… Ни хао … Бон жур … Гутен морген … Хэллоу …<\p>

5 Какие жесты помогают здороваться? Индийцы: складывают руки и прижимают их к груди Китайцы:пожимают руку себе Самоанцы: при приветствии обнюхивают друг друга Латиноамериканцы: обнимаются Лапландцы: трутся носами Японцы: кланяются Тибетцы:снимают головной убор правой рукой и высовывают язык Русские, англичане, американцы: пожимают друг другу руки<\p>

6 Какими словами нужно прощаться? Как прощаться зависит от времени суток, того, кто прощается, а также от ситуации В любой ситуации применима формула прощания «До свиданья!» Когда прощаются, зная, что скоро будет встреча, говорят «До встречи!» Расставаясь надолго обычно говорят «Прощайте!» Ложась спать, люди желают друг другу «Спокойной ночи!» Среди хорошо знакомых людей говорят «Всего!», «Пока!», «Счастливо!»<\p>

7 Как прощаются в других странах? Гуд бай! … Дзай дзен! … Саё нара! … Ауфидерзейн! … Аревуар! … Арривидерчи! …<\p>

8 Как нужно прощаться? Обычно, перед тем как попрощаться, люди ссылаются на необходимость уйти («мне надо уходить», «очень жаль, но мне пора», «надо идти») Перед тем, как произнести прощальную фразу, люди обычно благодарят за общение, извиняются за время, отнятое у собеседника. Обычно уходящему гостю желают всего самого доброго, приглашают заходить еще, выражают свое дружеское отношение, передавая привет его близким.<\p>

9 Вежливые слова Растает ледяная глыба от слова теплого … … спасибо! Зазеленеет старый пень, когда услышит … … добрый день! Если больше есть не в силах, скажем маме мы … … спасибо! И в России, Белоруссии и Дании на прощание говорят … … до свидания!<\p>

10 А теперь поиграем и проверим, как мы умеем общаться и вести себя!<\p>

11 1 – тур. Тема: «Культура общения». 1. Какими словами мы пользуемся при встрече? Пока! Здорово! Привет! Здравствуйте! До свидания! Доброе утро!<\p>

12 2. Ты звонишь по телефону и хочешь позвать друга или подругу. Выбери наиболее вежливую форму выражения своей просьбы и дай вариант ответа. Позовите Сашу. Здравствуйте, позовите пожалуйста, Сашу. Здравствуйте, позовите Сашу. Здравствуйте, извините, Саша дома?<\p>

13 3.Ты опоздал на урок и хочешь войти в класс. Как ты это сделаешь? Можно войти? Я войду? Извините, можно войти? ?<\p>

14 2 – тур. Тема: «Культура общения». 1. Шёл Боря домой из школы. Видит, идёт по улице слепой человек и палочкой ощупывает тротуар. Подошёл к перекрёстку и остановился. «Это он движение пережидает», — догадался Боря и пошёл своей дорогой. Как бы вы поступили? Помог бы человеку перейти проезжую часть улицы. Пошёл бы своей дорогой. Постоял бы и посмотрел, как человек переходит улицу.<\p>

15 2. Если ты пригласил к себе товарищей, а мама в это же время дала тебе выполнить важное поручение. Как ты поступишь? Пообещаю маме выполнить поручение в следующий раз. Попрошу прощения у ребят и выполню мамину просьбу. Сделаю вид, что забыл о маминой просьбе, и пойду играть с друзьями.<\p>

16 3. Если тебе на день рождения подарили коробку конфет. Как ты поступишь с этим подарком? Угощу конфетами всю семью. Спрячу конфеты подальше. Отложу часть конфет в вазочку и поставлю на стол.<\p>

17 3. Ваня и Миша гуляли в зимнем лесу. Вдруг Ваня поскользнулся и упал. Миша засмеялся и сказал: «Ну как посадка прошла?». Ваня обиделся и ушёл. Как бы ты поступил? Тоже бы посмеялся. Помог Ване подняться. Подождал бы, пока Ваня сам поднимется.<\p>

18 3 – ТУР (играют победители). Назовите вежливые слова.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/558226

Классный час «Секреты общения»

Классный час «Здравствуйте, ЛЮДИ! или секреты общения» был проведён в 2011-2012 учебном году в рамках краевой тематической Недели вежливости. Автор разработки — учитель начальных классов Ефименко Лариса Сергеевна.

Цель: формировать навыки культурного общения.

Задачи:

  • сформировать представления учащихся о необходимости позитивного общения;
  • формировать навыки вежливого общения;
  • подвести учащихся к мысли, что общение является формой интереса к другому человеку;
  • создание непринужденной, доброжелательной атмосферы в рабочих группах и в целом в классе;
  • повышение внутригруппового доверия и сплоченности членов группы.

Оформление на доске: плакаты, заготовка на ватмане, заготовка ладошек, фломастеры.

Плакаты:

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. (А.Сент-Экзюпери)

Нет большего счастья, чем чувствовать, что люди любят тебя и радуются твоему присутствию. (Ш.Бронте)

Наслаждение общением – главный признак дружбы. (Аристотель)

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим об общении (слайд 3). Общение —одна из основных потребностей человека.

Общение – это обмен информацией и эмоциями между людьми, оно является основным средством самоутверждения личности.

Человеку обязательно надо разговаривать с другими, строить взаимоотношения, учиться находить компромиссы. Общение в равной степени зависит от Вас и от вашего собеседника.

(Слайд 4) Все мы разные: блондины и брюнеты, шатены и лысые. Но всех культурных и воспитанных людей объединяет разум и умение общаться. А любое общение (при встрече, при знакомстве, в письме…) начинается с чего?

С ПРИВЕТСТВИЯ! (слайд 5)

Что такое приветствие? Что означает слово «Здравствуйте»? Это пожелание другому человеку самого дорогого на свете — здоровья.

(Слайды 6-7) упражнение «Приветствие – ключ к общению»

Давайте поздороваемся ладошками друг с другом, обязательно глядя в глаза и улыбаясь другому человеку.

Встаньте в круг парами, лицом друг к другу, поздороваемся в парах, поменяйтесь, сделав шаг влево.

(Слайд 8) Всё общение делится на два вида – позитивное и негативное. Посмотрите на картинки.

Что можно сказать о негативном общении? О позитивном? От какого общения на душе остаётся радость, веселье, доброта, приятные воспоминания? Вот чтобы ваше общение было всегда позитивным,  существуют правила, которые надо соблюдать, или СЕКРЕТЫ (Слайд 9) Мы разберём с Вами только четыре секрета общения, но их гораздо больше. И ещё будет время их узнать.

КОНЕЧНО, НАЧНУ Я С КОНЦА, ЧТО НЕОБЫЧНО (Слайд 10) Секрет 4 – Умейте выслушивать людей и принимать их мнение! Очень важным качеством человека в общении является умение слушать, понимать и принимать собеседника. Учитесь выслушивать, не перебивая.

Всё, что люди говорят, для них очень важно, если даже Вам и кажется что-то второстепенным. Ни в коем случае нельзя с ходу отвергать всё или оспаривать каждую мысль собеседника.

«Прислушайтесь к другому – как к себе!» (Cлайд 11) упражнение «Умеешь ли ты слушать?» я говорю: мы едем на море и я собираю чемодан. Кладу туда панаму. Следующий ребёнок: мы едем на море и я собираю чемодан.

Кладу туда панаму, плавки. Следующий повторяет и добавляет одно слово. Играем пока игра не прервётся.

Секрет 3 – Уметь доверять  и самим заслуживать доверие! (Cлайд 12) Доверие — главная ценность в межличностных отношениях.  «Уметь доверять — значит уметь дружить!»

Слайд 13. Секрет 2 – Узнавать мир других людей! Необходимо учиться понимать, что хочется другому. Мы становимся интересными и нужными, когда разделяем увлечения другого.

Секрет 1 – Чаще улыбайтесь людям! (Cлайд 14) Улыбка — визитная карточка друга. «Улыбка» — сигнал: «Я твой друг», а значит «сторонник».

«Улыбка» — средство успокоения, обезоруживание рассерженного. Слайд 15. «Улыбка» — порождает атмосферу доброжелательности.

«Улыбка ничего не стоит, но многое даёт!» (Cлайд 16).

Я предлагаю вам взять ладошки, нарисовать на них добрые улыбки и приклеить на плакат. Самостоятельная работа детей. Вот видите, как нас много!!! Каждая ладошка излучает радость и доброту, неслучайно мы в начале занятия приветствовали друг друга ладошками.

Давайте закончим наш классный час «ручейком радости». Цепочкой мы будем дарить улыбки, самые добрые и приятные.

Дети по цепочке улыбаются друг другу, когда улыбка возвращается ко мне, я говорю: «Как тепло и радостно стало в классе от наших улыбок! Молодцы, спасибо за работу!»

Использованные источники:

  1. Интернет-источник: Инфотека Интергуру. Работа «Урок граждановедения в 7-м классе», автор: Житникова Мария Владимировна.
  2. Н.Н.Амбросьева «Зажги звезду» (сказкотерапия и арттерапия на практике) Краснодар, 2005 год.
  3. «Проблемы суицидального поведения у детей и подростков». Методические рекомендации. Краснодар, 2009 год.
  4. «Книга мудрости» СПб, 2011 год.

Источник: http://nvschool10.edu.ru/stati/metodicheskij-opyt/nachalnye-klassy/120-klassnyj-chas-sekrety-obshcheniya.html

Классный час на тему: Культура поведения

Cлайд 1

Воспитание культуры поведения школьников

Cлайд 2

Понятие «культура поведения» можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения

Cлайд 3

Компоненты культуры поведения Культура деятельности Культура общения Культурно-гигиенические навыки

Cлайд 4

Культура деятельности на уроках в играх в выполнении трудовых поручений Воспитывать: умение содержать в порядке рабочее место, где ребенок занимается, трудиться; привычку доводить начатое дело до конца; бережно относиться к вещам, книгам и др.

Cлайд 5

Культура общения Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании; Приемы обращения с просьбой, вопросом; Умение просить извинения; Правила поведения в общественных местах; Правила поведения в гостях; Правила поведения при знакомстве; Умение спокойно, правильно реагировать, на замечания, не вступая в пререкания.

Cлайд 6

1. Важно научиться слушать другого человека, не перебивая его во время разговора. 2. Важно понимать другого человека. Каждый собеседник должен сначала изложить мысль своего противника в споре и, только получив от него подтверждение, что его мысль понята, может её опровергать. Этим правилом очень полезно пользоваться хотя бы в тех случаях, когда спорящие вкладывают разный смысл в одни и те же слова. 3. Нужно научиться искренне ценить людей. Культурный и развитый человек всегда найдёт в другом хорошие качества. Важно быть щедрым на похвалу, высоко оценивать истинные достоинства людей. 4. Нужно быть внимательным к людям. Говорят : лучше лишить человека пищи, чем внимания. 5. Общение – это воспитание полезных привычек, тренировка поступков, достойного поведения. Поэтому в общении всё важно : как вы одеты, как сидите, как ходите, танцуете, разговариваете с соседями. Всё это и многое другое формирует характер.

Cлайд 7

Культурно-гигиенические навыки и привычки Умываться; Чистить зубы; Причесываться; Делать утреннюю гимнастику; Содержать в чистоте свою одежду и др.

Cлайд 8

Методы и приемы воспитания культуры поведения Пример педагога; Этические беседы; Речевые логические задачи; Задачи практического характера; Сюжетно-ролевые игры; Совместная деятельность детей.

Cлайд 9

В старину самой большой честью для ученого в Иране считалось стать членом академии молчания. Только сто мудрецов одновременно могли быть «Молчаливыми» академиками. Их девиз стоит запомнить: «Много думай и мало говори!»

Cлайд 10

Вот некоторые общие правила для приятнейшего ведения беседы, которые помогут школьнику быть приятным собеседником не только за столом, но и в любой ситуации.

Cлайд 11

1. Старайся не говорить о вещах, которые могут неприятно задеть собеседника. 2. Не унижай других. Не задевай чувств своего собеседника, не старайся возвыситься за его счет. 3. Об отсутствующих не говори плохо. Сплетничать вообще позорно. Как ты будешь смотреть в глаза тому, на чей счет ты пару дней назад «невинно прошелся» в беседе.

Cлайд 12

5. В споре не стремись быть во всем правым, не демонстрируй свою оскорбленность, если твоя точка зрения не принята всеми. Прими к сведению аргументы других. Это вовсе не значит, что ты должен отказаться от своей точки зрения.

Cлайд 13

6. Не засоряй свою речь ругательствами. Многие ребята стараются показаться взрослыми и опытными. На самом деле это вызывает брезгливость и ужас окружающих. Маги считают, что тот, кто употребляет в речи грязные выражения, притягивает к себе силы зла и портит свою судьбу.

Источник: http://bigslide.ru/pedagogika/45771-klassniy-chas-na-temu-kultura-povedeniya.html

Классный час №1 Тема «Культура общения»

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Серия классных часов по теме «Культура поведения»

По теме «Культура поведения учащихся»

Классный час № 1

Тема «Культура общения»

Нет большей роскоши, чем роскошь человеческого общения

А. Сент-Экзюпери

Основные вопросы темы:

  1. Классовая и историческая сущность общения людей.

  2. Гуманистическое содержание современного этикета.

  3. Эмоциональная сторона общения. Культура чувств, способность сопереживания
    как формы выражения эмоциональной стороны отношений людей.

Классный час №2

Тема «Эстетическое и этическое поведение человека»

Всегда особенно ценна

Бывает внешность той,

Чья красота озарена

Душевной красотой.

Омар Хайям

В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и душа, и одежда, и мысли

А. П. Чехов

Между красотой и красивостью такая разница, какая существует между живым ли­стком, выращенным землей, и бумажным цветком, сработанным в мастерской

К. С. Станиславский

Основные вопросы темы:

  1. Культура человека внутренняя и внешняя, их единство.

  2. Вкус и мода. Основные требования к внешнему виду.

  3. Что такое «манера». Манеры хорошие и плохие. Как выработать в себе хорошие манеры поведения?

  4. Тактичность, деликатность. Почему они так важны в общении людей?

Классные часы № 3-4

Тема «Твое поведение в школе»

Цикл бесед на эту тему должен быть проникнут мыслью о том, что дисциплина — это дис­циплина борьбы и преодоления трудностей. Воспитать в себе такую дисциплину можно и необходимо, учась в школе.

В основу проведения бесед на эту тему должны быть положены Правила для учащихся школы, а также Устав средней общеобразовательной школы.

Классный час № 5

Тема «Твое поведение в общественных местах»

Основные вопросы темы:

  1. Как вести себя на улице?

  2. Умей вести себя в театре, концертном зале, кинотеатре.

  3. Ты в городском транспорте.

  4. Если ты идешь в магазин, как себя вести в нем?

Классный час № 6

Тема «Культура взаимоотношений мальчиков и девочек, юношей и девушек»

Люблю, но реже говорю об этом,

Люблю людей, но не для многих глав,

Торгует чувством тот, кто перед светом,

Всю душу выставляет напоказ

В. Шекспир

«Отношение к женщине определяет степень культуры нации»

Основные вопросы темы:

  1. Нужны ли рыцари в наши дни?

  2. Девичья гордость. Как ее понимать?

Классный час № 7

Тема «В гостях и дома»

Основные вопросы темы:

  1. Правила повеления за столом.

  2. Ты принимаешь гостей.

  3. Заботливое отношение к родителям — признак высокой культуры человека.

Литература

  1. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. М-, Просвещение, 1992.

  2. Богданова О.С., Калинина О.Д.. Рубцова М.Б. Этические беседы с подростками. М., Просвещение, 1987.

  3. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. М„ Просвещение, 1988.

  4. Дорохов А, Это стоит запомнить, М., Детская литература, 1992.

  5. Курочкина И.Н. Современный этикет. Калуга, 1993,

  6. Николаева Т., Илларионов С. Этикет и мы. М., Советский спорт, 1993.

  7. Воспитание культуры поведения учащихся, М., 1986-

  8. Справочник, Правила этикета. М., Дельта-леке, 1992.

  9. Школа этикета. Екатеринбург, 1998. 10- Энциклопедия этикета. Петербург, 1996. 11. Эстетика поведения. М„ Искусство, 1983.

На заметку

Разработки классных часов, опубликованные в журнале «Классный руководитель»:

  1. Капустин Н.П. Ситуационный классный час /Классный руководитель, 1997, № 2.

  2. Ливийский В.М. Час общения в 11-м классе. Игра в будущее /Классный руководитель, 1997, №2.

  3. Вилъченская Л. Сотворите свое будущее сами. 10-11-е классы/Классный руководитель, 1997, №5

  4. Вахабова О. Искусство жить. 9-й класс /Классный руководитель, 1997, № 6.

  5. Морозова. П. К. О правилах кошке расскажем немножко /Классный руководитель, 1998,
    № 1.

  6. МинкинаА,А. Покажи себя в полном блеске /Классный руководитель, 1998, № 3.

  7. Ракзина С.Л, Путешествие в свое прошлое /Классный руководитель, 1998, № 5.

  8. Антонян Л.В. Ситуация успеха. 9-й класс /Классный руководитель, 1998, № 6.

Методические рекомендации к проведению классных часов

По теме «Учись учиться»

Задачи классных часов по теме «Учись учиться» — помочь учащимся рационально организовать свой учебный труд, развить свои способности, ум и мышление, сделать работу ученика по добыванию знаний увлекательной и эффективной,

Классный час №12

Тема «Культура умственного труда в классе и дома»

Основные вопросы темы:

  1. Как слушать объяснения учителя?

  2. Правила домашней работы.

  3. Как ускорить работу?

Накануне беседы полезно выяснить, что знают ребята о культуре учебного процесса и как выполняют известные им приемы.

Классный час №3

Тема «Как развивать память»

Память кладовая ума

Пословица

Основные вопросы темы:

  1. Свойства памяти,

  2. Почему вредно «вызубривать» учебный материал?

  3. Способы развития памяти.

Своеобразным рефреном данной беседы может быть мысль о том, что настоящим человеком можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество.

Рассказу учителя должен обязательно предшествовать вопрос учащимся, как они учат уроки дома. Знакомство с разнообразием удачных и рациональных приемов самостоятельной работы послужит хорошей основой для ознакомления учащихся с научными рекомендациями по развитию памяти. Отдельные правила запоминания учащиеся могут записать в тетради.

Классный час № 4

Тема «Как развивать свои способности»

Основные вопросы темы:

1 Почему надо развивать умственные возможности?

  1. Что такое способности?

  2. Как можно развивать способности?

При проведении этой беседы прежде всего необходимо разъяснить учащимся, что способности развиваются в деятельности, и напомнить им известный афоризм: «Талант -это труд».

Более того, о действительных способностях ученика судят не по тому, как он «схватывает» учебный материал, а по глубине его заинтересованности предметом и умению работать целеустремленно и настойчиво.

Жизнь постоянно доказывает, что из способных «верхоглядов» никогда не получится ни настоящего ученого, ни хорошего работника, мастера своего дела.

Далее необходимо обратить внимание ребят на неравномерность развития способностей. У одного школьника они проявляются раньше, у другого — позже. Один быстрее ориентируется в материале, другой — медленнее.

Но успех неизменно приходит к трудолюбивым, овладевшим умением и привычкой систематически и самостоятельно учиться, потому что у этих ребят со временем воспитывается главное — потребность в новых знаниях.

Классный час № 5-6

Тема «Что такое ум и как его развивать»

Основные вопросы темы:

  1. Мышление и ум.

  2. Деятельность — главное условие развития ума.

  3. Качество ума.

  4. Самовоспитание ума.

Для разговора с учащимися о мышлении учителю необходимо предварительно прочитать соответствующие разделы пособий по психологии.

В беседе совершенно необходимо разъяснять учащимся, что для умственного развития полезно решать сложные задачи, когда мышление напрягается максимально. Вот почему ребята со средними способностями нередко обгоняют в развитии ума более способных, но нетрудолюбивых учащихся.

Необходимо разъяснить школьникам и другое важное положение: развитые умственные способности надо постоянно обращать на пользу людям.

По-настоящему интеллектуально развитый человек умеет понять другого человека и оказать ему помощь в нужный момент. Ведь вершиной развития ума является правильное понимание жизни и высокая нравственность.

Классный час № 7

Тема «Дисциплина мышления»

Основные вопросы темы:

  1. Связь мышления с поведением.

  2. Разум — регулятор желаний,

  3. Приемы дисциплинирования интеллекта.

В этой беседе важно показать ошибочность мнения о том, что контролировать надо только свои действия, а мыслить можно о чем угодно. В действительности контроль над поступками надо начинать с дисциплины мышления.

Надо убедить ребят в том, что между мышлением и действиями имеется глубокая и прочная связь и напомнить древнее правило: «Чего не следует делать, того не делай даже в мыслях».

При подготовке беседы на эту тему классный руководитель некоторый материал может найти в книге К.К. Платонова «Занимательная психология» в разделе о воле.

Литература

  1. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Техника тренировки памяти. Екатеринбург, 1992.

  2. Бардин К. В. Как научить детей учиться. М., Просвещение, 1987.

  3. Доровский А.И. 100 советов по развитию одаренности детей. Российское педагогическое агентство, 1997.

  4. Кулъко В.А., Цехмистрова Т.Д. формирование у учащихся умений учиться. М-, Просвещение, 1993.

  5. Никитин Ю. 600 задач на сообразительность. Учиться будем весело., ИКФ «Сталкер», 1997.

  6. Петров Н. Самовнушение в древности и сегодня. М., 1996.

  7. ПунскийВ.О. Азбука учебного труда, М., Просвещение, 1988,

  8. Развитие творческой активности школьников. Сб. статей. М., Педагогика, 1991.

  9. 126 эффективных упражнений по развитию вашей памяти. М., «Эйдос», 1993.

Источник: https://gigabaza.ru/doc/15460.html

Персональный сайт Кашириной Татьяны

Классный час «Культура общения»

Цели классного часа:

2.     Развитие  у учащихся способность  увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле.

Оборудование:

1.     Компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация «Культура общения»

2.     Видеоклип Tell Me Why» (исполнитель Declan Galbraith) и установленная программа Adobe Media Player 1.7  для проигрывания видеоклипа (программа входит в пакет «Первая помощь 1.» по Национальному Проекту образования)

 

Вступительное слово учителя: Добрый день, уважаемые гости, здравствуйте, ребята. Сегодня наш классный час посвящён культуре общения.

Поговорим о роли  культуры общения в современном мире.

 Все, что связано с понятием «культура»,  сегодня чрезвычайно актуально.

Культура общения — это на только межличностные, это межнациональные и межгосударственные взаимоотношения.

А как вы понимаете, что такое  культура общения? (сразу вешаю овал)

Выслушиваю детей…У вас многозначные ответы, действительно,

Культура общения – понятие ёмкое, многозначные, и нам предстоит разобраться,  для чего нужна культура общения и нужна ли она в современном мире?

Чтобы попробовать ответить на этот вопрос, я предлагаю вам посмотреть видеоклип. Хочу обратить ваше внимание на фон видеоклипа. Это является важным для его полного восприятия. Прошу также вас обратить внимание на титры и определить главную мысль.

Просмотр видеоклипа

 Невозможно без сострадания смотреть этот клип.

Назовите особенности фона (чёрный – почему)

А что хотел донести для нас автор этого клипа?

Что надо сделать людям, чтобы оставаться ЧЕЛОВЕКОМ?

ИТОГ: Основа культура общения – гуманное отношение человека к человеку и к окружающей среде. (вешаю с людьми и с природой)

Обратите внимание на первую составляющую культуры общения – общение между людьми. Не забывайте Золотое правило Конфуция

Вторая составляющая – возрождайте непримиримость к проявлениям экологического невежества, не оставайтесь равнодушными, боритесь с этим сообща.

 Говоря о культуре общения, нельзя обойти вниманием опосредованное общение (через инет, телефон и т.д.)

Та среда общения, в которой вы большую часть своего времени.

Как вы думаете, должна ли быть культура общения в интернете?

Каким бы не было интересным общение в интернете, но по прежнему актуальной остаются средства массовой информации (теле, радио и т.д.)

Как вы думаете, почему средства массовой информации не потеряли своей актуальности?

Средства массовой информации – это то общение, которое должно играть важную роль в повышении общей культуры людей.

 А что это значит?

Учимся говорить без слов-паразитов, изучать и запоминать вежливые слова. Учиться правильно общаться можно и на ошибках других людей, чтобы самому их не допускать. Научиться применять жесты и мимику, не ущемляющие достоинства человека, чтобы они не были вульгарными.

Умению общаться, развивать культуру общения нам приходится порой учиться всю жизнь.

Наш классный час подходит к концу. Подумайте, что  вам показалось самым интересным в ходе классного часа.

Я хочу услышать от вас всего лишь одно предложение, в котором вы выразите своё отношение. Пока вы обдумаете ответ, я раздам вам памятку об основных нормах культуры общения.

Итак, что вы выделили?

Благодарю всех за активное участие. Надеюсь, что классный час оставил след в душе каждого.

А может быть, кто-то изменит скептическое отношение к правилам вежливости, к культуре поведения.

 Классный час окончен, прошу всех встать, до новых встреч.

Источник: http://znanie2kab.ucoz.ru/publ/klassnyj_chas_kultura_obshhenija/1-1-0-4

Классный час «Культура Общения»

Вступительное слово учителя:

Как замечательно, что люди научились пользоваться речью! Благодаря ей мы находимся в постоянном общении друг с другом. Наше хорошее настроение во многом зависит от доброго взгляда и слова собеседника. И наоборот: небрежно оброненное злое слово больно нас ранит. Сейчас даже трудно представить себе то время, когда люди жили в пещерах и не умели говорить.

Как же они общались?

Да они использовали те приемы общения, которыми сейчас пользуются животные.

Как собака показывает свое расположение к человеку? Она без слов показывает свое настроение различными позами. Скажите, какую позу примет больной человек? Такую же позу примет человек, который устал.

Игра «Поза» (Дети получают 3 карточки с описаниями. Один из учащихся вслух читает написанное, а остальные пытаются отгадать, где тот человек, описание которого они прослушали. В это время четыре заранее подготовленных ученика показывают позы.)

Беседа о жестах.

— Скажите что используют для общения люди, лишенные слуха?

-Использование определенного положения рук, головы для передачи мыслей — это язык жестов. Все мы ежедневно пользуемся этим языком.

-Тишина. Тсссс.(Указательный палец подносят к губам)

-Иди-ка сюда!(Поманить пальцем, ладонью)

-Выслушай меня!(Рука поднята вверх)

Эти жесты стали международными — они понятны представителям разных культур

Жест приветствия у древних египтян напоминал тот, которым сегодня отдают честь: ладонь ко лбу. Сегодня приветствуют так друг друга военные

Мимика

-Младенец еще не умеет говорить, знает «азбуку лица». Изменение выражения лица при помощи лицевых мышц называется мимикой.

-А сейчас я приглашаю вас воспользоваться своей мимикой.

Игра. «Мимика»

Разговор о языке.

— В древней Греции жил знаменитый баснописец Эзоп, который был рабом у царя. Однажды царь пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить на обед лучшее кушанье. Эзоп отправился на базар, купил языки и сделал из них три блюда.

Гости очень удивились и стали спрашивать почему Эзоп считает лучшим кушаньем на свете языки.

Но Эзоп отвечал :»Ты веле, царь, купить самое лучшее, а что на свете может быть лучше языка? С помощью языка люди объясняются, получают знания, приветствуют друг друга, мирятся, объясняются в любви.» Такое рассуждение понравилось царю и его гостям.

В следующий раз чтобы испытать Эзопа, приказал царь приготовить из самого плохого, что есть на свете. И опять Эзоп отправился на базар и купил языки. Все удивились.

Тогда Эзоп объяснил «Ты веле мне сыскать самое плохое, а что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и обманывают друг друга, хитрят, ссорятся. Язык может сделать людей врагами, может вызвать войну.

Может ли быть что-нибудь хуже языка». Этот ответ заставил задуматься Царя и его гостей над мудрыми слоами Эзопа.

— В чем смысл этой легенды? Как вы поняли, почему язык можно назвать другом и врагом?

Подведение итогов.

Что надо избегать чтобы общение приносило вам удовольствие, возникало взаимопонимание? Избегайте грубых слов, насмешек в адрес собеседника, обидного, презрительного , унижающего тона, угроз. Если соблюдать эти нехитрые правила,вы станете интересным и желанным собеседником.

Источник: https://pedportal.net/nachalnye-klassy/raznoe/klassnyy-chas-quot-kultura-obscheniya-quot-1002912

Классный час №1 Тема «Культура общения»

Серия классных часов по теме «Культура поведения»

По теме «Культура поведения учащихся»

Классный час № 1

Тема «Культура общения» Нет большей роскоши, чем роскошь человеческого общения

А. Сент-Экзюпери

Основные вопросы темы:

  1. Классовая и историческая сущность общения людей.
  2. Гуманистическое содержание современного этикета.
  1. Эмоциональная сторона общения. Культура чувств, способность сопереживаниякак формы выражения эмоциональной стороны отношений людей.

Классный час №2

Тема «Эстетическое и этическое поведение человека»

Всегда особенно ценна

Бывает внешность той,

Чья красота озарена

Душевной красотой.

Омар Хайям

В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и душа, и одежда, и мысли

А. П. Чехов

Между красотой и красивостью такая разница, какая существует между живым ли­стком, выращенным землей, и бумажным цветком, сработанным в мастерской

К. С. Станиславский Основные вопросы темы:

  1. Культура человека внутренняя и внешняя, их единство.
  2. Вкус и мода. Основные требования к внешнему виду.
  3. Что такое «манера».

    Манеры хорошие и плохие. Как выработать в себе хорошие манеры поведения?

  4. Тактичность, деликатность.

    Почему они так важны в общении людей?

Классные часы № 3-4

Тема «Твое поведение в школе»

Цикл бесед на эту тему должен быть проникнут мыслью о том, что дисциплина — это дис­циплина борьбы и преодоления трудностей. Воспитать в себе такую дисциплину можно и необходимо, учась в школе. В основу проведения бесед на эту тему должны быть положены Правила для учащихся школы, а также Устав средней общеобразовательной школы.

Классный час № 5

Тема «Твое поведение в общественных местах»

Основные вопросы темы:

  1. Как вести себя на улице?
  2. Умей вести себя в театре, концертном зале, кинотеатре.
  3. Ты в городском транспорте.
  4. Если ты идешь в магазин, как себя вести в нем?

Классный час № 6

Тема «Культура взаимоотношений мальчиков и девочек, юношей и девушек»

Люблю, но реже говорю об этом,

Люблю людей, но не для многих глав,

Торгует чувством тот, кто перед светом,

Всю душу выставляет напоказ

В. Шекспир «Отношение к женщине определяет степень культуры нации» Основные вопросы темы:

  1. Нужны ли рыцари в наши дни?
  2. Девичья гордость. Как ее понимать?

Классный час № 7

Тема «В гостях и дома»

Основные вопросы темы:

  1. Правила повеления за столом.
  2. Ты принимаешь гостей.
  3. Заботливое отношение к родителям — признак высокой культуры человека.

Литература

  1. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. М-, Просвещение, 1992.

  2. Богданова О.С., Калинина О.Д.. Рубцова М.Б. Этические беседы с подростками. М., Просвещение, 1987.
  3. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. М„ Просвещение, 1988.
  4. Дорохов А, Это стоит запомнить, М., Детская литература, 1992.
  5. Курочкина И.Н. Современный этикет.

    Калуга, 1993,

  6. Николаева Т., Илларионов С. Этикет и мы. М., Советский спорт, 1993.
  7. Воспитание культуры поведения учащихся, М., 1986-
  8. Справочник, Правила этикета. М., Дельта-леке, 1992.
  9. Школа этикета. Екатеринбург, 1998. 10- Энциклопедия этикета. Петербург, 1996. 11. Эстетика поведения.

    М„ Искусство, 1983.

На заметку

Разработки классных часов, опубликованные в журнале «Классный руководитель»:

  1. Капустин Н.П. Ситуационный классный час /Классный руководитель, 1997, № 2.
  2. Ливийский В.М. Час общения в 11-м классе. Игра в будущее /Классный руководитель, 1997, №2.
  3. Вилъченская Л. Сотворите свое будущее сами. 10-11-е классы/Классный руководитель, 1997, №5
  4. Вахабова О. Искусство жить. 9-й класс /Классный руководитель, 1997, № 6.
  5. Морозова. П. К. О правилах кошке расскажем немножко /Классный руководитель, 1998,
    № 1.
  6. МинкинаА,А. Покажи себя в полном блеске /Классный руководитель, 1998, № 3.
  7. Ракзина С.Л, Путешествие в свое прошлое /Классный руководитель, 1998, № 5.
  8. Антонян Л.В. Ситуация успеха. 9-й класс /Классный руководитель, 1998, № 6.

Методические рекомендации к проведению классных часов

По теме «Учись учиться»

Задачи классных часов по теме «Учись учиться» — помочь учащимся рационально организовать свой учебный труд, развить свои способности, ум и мышление, сделать работу ученика по добыванию знаний увлекательной и эффективной,

Классный час №1—2

Тема «Культура умственного труда в классе и дома»

Основные вопросы темы:

  1. Как слушать объяснения учителя?
  2. Правила домашней работы.
  3. Как ускорить работу?

Накануне беседы полезно выяснить, что знают ребята о культуре учебного процесса и как выполняют известные им приемы.

Классный час №3

Тема «Как развивать память»

Память — кладовая ума

Пословица Основные вопросы темы:

  1. Свойства памяти,
  2. Почему вредно «вызубривать» учебный материал?
  3. Способы развития памяти.

Своеобразным рефреном данной беседы может быть мысль о том, что настоящим человеком можно стать лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество.

Рассказу учителя должен обязательно предшествовать вопрос учащимся, как они учат уроки дома. Знакомство с разнообразием удачных и рациональных приемов самостоятельной работы послужит хорошей основой для ознакомления учащихся с научными рекомендациями по развитию памяти. Отдельные правила запоминания учащиеся могут записать в тетради.

Классный час № 4

Тема «Как развивать свои способности»

Основные вопросы темы: 1 Почему надо развивать умственные возможности?

  1. Что такое способности?
  2. Как можно развивать способности?

При проведении этой беседы прежде всего необходимо разъяснить учащимся, что способности развиваются в деятельности, и напомнить им известный афоризм: «Талант -это труд».

Более того, о действительных способностях ученика судят не по тому, как он «схватывает» учебный материал, а по глубине его заинтересованности предметом и умению работать целеустремленно и настойчиво. Жизнь постоянно доказывает, что из способных «верхоглядов» никогда не получится ни настоящего ученого, ни хорошего работника, мастера своего дела.

Далее необходимо обратить внимание ребят на неравномерность развития способностей. У одного школьника они проявляются раньше, у другого — позже. Один быстрее ориентируется в материале, другой — медленнее.

Но успех неизменно приходит к трудолюбивым, овладевшим умением и привычкой систематически и самостоятельно учиться, потому что у этих ребят со временем воспитывается главное — потребность в новых знаниях.

Классный час № 5-6

Тема «Что такое ум и как его развивать»

Основные вопросы темы:

  1. Мышление и ум.
  2. Деятельность — главное условие развития ума.
  3. Качество ума.
  4. Самовоспитание ума.

Для разговора с учащимися о мышлении учителю необходимо предварительно прочитать соответствующие разделы пособий по психологии.

В беседе совершенно необходимо разъяснять учащимся, что для умственного развития полезно решать сложные задачи, когда мышление напрягается максимально. Вот почему ребята со средними способностями нередко обгоняют в развитии ума более способных, но нетрудолюбивых учащихся.

Необходимо разъяснить школьникам и другое важное положение: развитые умственные способности надо постоянно обращать на пользу людям. По-настоящему интеллектуально развитый человек умеет понять другого человека и оказать ему помощь в нужный момент.

Ведь вершиной развития ума является правильное понимание жизни и высокая нравственность.

Классный час № 7

Тема «Дисциплина мышления»

Основные вопросы темы:

  1. Связь мышления с поведением.
  2. Разум — регулятор желаний,
  3. Приемы дисциплинирования интеллекта.

В этой беседе важно показать ошибочность мнения о том, что контролировать надо только свои действия, а мыслить можно о чем угодно. В действительности контроль над поступками надо начинать с дисциплины мышления.

Надо убедить ребят в том, что между мышлением и действиями имеется глубокая и прочная связь и напомнить древнее правило: «Чего не следует делать, того не делай даже в мыслях».

При подготовке беседы на эту тему классный руководитель некоторый материал может найти в книге К.К. Платонова «Занимательная психология» в разделе о воле.

Литература

  1. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Техника тренировки памяти. Екатеринбург, 1992.
  2. Бардин К. В. Как научить детей учиться. М., Просвещение, 1987.
  3. Доровский А.И. 100 советов по развитию одаренности детей. Российское педагогическое агентство, 1997.
  4. Кулъко В.А., Цехмистрова Т.Д. формирование у учащихся умений учиться. М-, Просвещение, 1993.
  5. Никитин Ю. 600 задач на сообразительность. Учиться будем весело., ИКФ «Сталкер», 1997.
  6. Петров Н. Самовнушение в древности и сегодня. М., 1996.
  7. ПунскийВ.О. Азбука учебного труда, М., Просвещение, 1988,
  8. Развитие творческой активности школьников. Сб. статей. М., Педагогика, 1991.
  9. 126 эффективных упражнений по развитию вашей памяти. М., «Эйдос», 1993.

Источник: http://lib.znate.ru/docs/index-139367.html

Ссылка на основную публикацию