Конспект занятия по пдд в средней группе на тему «правила поведения на железной дороге»

Четвертый класс. Тема занятия: Железнодорожный транспорт

Четвертый класс Тема занятия: Железнодорожный транспорт. Цель: расширить знания учащихся о зонах повышенной опасности на железнодорожном транспорте и правилах безопасного поведения. Задачи: Образовательная: Актуализировать знания о правилах поведения на железнодорожном транспорте.

Развивающая: Развивать критическое мышление, самостоятельность, умение работать с текстом, обобщать и выделять главное. Воспитательная: Способствовать воспитанию культуры умственного труда, формировать коммуникативные качества личности, чувство ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, видеопроектор, интерактивная доска «Smart». Ход занятия: Учитель: Наш урок мы начинаем с загадок. Ваша задача отгадать загадки и сформулировать тему урока. Я зашел в зеленый дом, Но недолго пробыл в нем.

Оказался этот дом Быстро в городе другом! (Поезд) Полотно, а не дорожка, Конь, не конь сороконожка,

По дорожке той ползет, Весь обоз один везет. (Железная дорога и паровоз) Учащиеся формулируют тему урока Историческая справка 13 мая 1836 года началось строительство первой в России железной дороги по маршруту Петербург Царское Село Павловск. Она стала первой в стране железной дорогой общественного пользования.

Строительством Царскосельской железной дороги руководил австрийский инженер Ф. Герстнер. Несколько месяцев в России он изучал местные пути сообщения, а затем представил Николаю I доклад о необходимости строительства железных дорог в России.

После рассмотрения этого вопроса специальным комитетом Герстнеру была выдана привилегия на постройку железной дороги и было дозволено учредить акционерное общество с капиталом в 3 млн. рублей.

В результате через полгода средства на строительство были собраны, и в апреле 1836 года Указ Николая I о сооружении Царскосельской железной дороги был обнародован. Строительство дороги планировалось завершить за 5 месяцев.

Почти всю трассу распределили на участки, отданные подрядчикам, а техническое руководство осуществляли 17 инженеров, пятеро из которых уже имели опыт подобных работ на железных дорогах Англии. Стройку охраняли около сотни смотрителей и солдат. Всего в период строительства на трассе работало более 3 тысяч человек.

Главными рабочими инструментами являлись лопаты и кирки, использовались тачки и конные повозки. В августе приступили к укладке железнодорожного полотна и за месяц уложили 5 км. Причем для Царскосельской дороги Герстнером была выбрана колея шириной 1829 мм. По его мнению, принятая в Европе ширина 1435 мм была слишком мала для создания правильной конструкции паровозов и вагонов. Практически все составляющие железной дороги закупались за границей.

Строительный сезон 1836 года заканчивался, но работы завершены не были. Чтобы спасти положение и репутацию, Герстнер решил открыть движение на готовом участке дороги между Царским Селом и Павловском (3,5 версты). Первая поездка поезда с конной тягой по этому маршруту состоялась в конце сентября и заняла 15 минут.

Вскоре на железную дорогу был доставлен из Англии паровоз, и 6 ноября был совершен первый рейс поезда на паровой тяге. Поездки были бесплатными, поэтому в каждый вагон набивалось до 50 человек. Участок между Петербургом и Царским Селом длиной 25 километров был открыт (30 октября) 11 ноября 1837 года.

Это стало официальной датой открытия Царскосельской железной дороги. Первый поезд, который вел сам Герстнер, состоящий из паровоза и восьми вагонов, в одном из которых ехал император Николай I, прошел это расстояние за 35 минут. На всем протяжении от Петербурга до Павловска дорога была открыта к июню 1838 года.

Так как дорога была однопутной с разъездом посередине, то поезда с конечных станций отправлялись одновременно и расходились на станции Московское шоссе, после чего продолжали маршрут. Поездка занимала 42 минуты, средняя скорость движения была 32 км/час. Отношение к Царскосельской дороге было неоднозначным. Многие называли ее «увеселительной».

Однако специалисты понимали значение дороги для развития железнодорожного строительства в России.

Одновременно с подготовкой инженерных кадров Ф. Герстнером в 1837 году была построена Царскосельская железная дорога, связавшая столицу с Царским селом. Этот полигон позволил выполнить следующую задачу строительство к 1851 г. двухпутной железной дороги Санкт-Петербург Москва, а затем к 1862 г.

дороги Санкт-Петербург Варшава. В 1851 году Николай I поделил технический персонал обслуживающий железнодорожные пути на роты и с 6 августа появились железнодорожные войска.

Согласно указу императора было сформировано 14 отдельных военно-рабочих, две кондукторские и «телеграфическая» роты общей численностью 4340 человек, что и положило начало формирования первых военно-железнодорожных подразделений.

Им было предписано поддержание в исправном состоянии железнодорожного пути, обеспечение бесперебойной работы станций охраны мостов и железнодорожных переездов. году. Первый в истории России паровоз был построен отцом и сыном Черепановыми в 1834

По общей протяженности железных дорог лидирует США. Страна вдоль и поперек опоясана железнодорожными полотнами общей длиной, близкой к 300 тыс. км.

Это больше, чем общая протяженность железных дорог всех развитых западных стран, вместе взятых и примерно вдвое больше, чем железнодорожная сеть СНГ. Учитель: Наша страна тоже покрыта сетью железных дорог.

И на сегодня железнодорожный транспорт остаѐтся самым распространѐнным видом передвижения, самым безопасным. Но, как и на общественном транспорте, на нем, имеются зоны повышенной опасности. Подумайте и назовите их.

Опасные зоны: вокзалы, посадочные платформы, вагон, в котором пассажиры совершают поездку, железнодорожные пути, переезды. И как приятно с весѐлой компанией мчаться в уютном вагоне, рассматривать бегущие за окном пейзажи, знакомиться с новыми людьми.

На этом уроке нам предстоит узнать, какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать, как сделать путешествие безопасным, без опасных «неожиданностей», которые можно и нужно предвидеть. Итак, начинаем!! Учитель: Вокзал.

Почему он является зоной повышенной опасности? Какие опасности подстерегают здесь? (Место большого скопления людей (потеряться, отстать от попутчиков, стать жертвой преступления — грабежа, кражи, мошенничества, совершение террористических актов).

Поэтому нужно быть внимательным, не доверять незнакомым людям, держаться рядом с родителями, друзьями, договориться, где встречаться при опоздании или отставании (у вагона, кассы, справочного бюро). Учитель: Во время поездки нельзя забывать и о правилах поведения на территории станции.

Героиня известного мультфильма неоднократно нарушает правила безопасного поведения на территории станции. Ваша задача выявить эти нарушения. Внимание на слайд! Узнали! Конечно, непоседливая, озорная, беззаботная Маша. Учащиеся выполняют задание, работая в малых группах-парах. Задание: Решить ситуационную задачу и ответить на вопрос.

Какие нарушения допустила Маша? А вот и сама Маша! Ловко маневрируя между составом поезда, перебегая перед близко идущим поездом, наша героиня приближается к нашей платформе. От нас, ожидающих прибытия поезда, еѐ отделяет товарный состав. Легко Маша пролезает под товарными вагонами и взбирается на платформу. Здесь она затевает игру в футбол.

Расталкивая людей, профессионально ведет мяч, но все-таки в районе стрелочного перевода его упускает. Пришлось спрыгнуть с платформы. Ногу чуть было не сжали рельсы, так как стрелочный перевод автоматический и глаз у него нет, а перевод путей производится по определенному расписанию. Но тут появился полицейский и предложил озорной Маше перейти на свою платформу по пешеходному мосту, специально построенному для безопасного перехода над железнодорожными путями.

Учащиеся: 1. Девочка шла рядом с движущимся поездом. 2. Перебегала перед близко идущим поездом. 3. Перелезала под товарными вагонами. 4. Затеяла игру в футбол на платформе. 5. Спрыгивала с платформы на рельсы. 6. Находилась на железнодорожных путях в районе автоматического стрелочного перевода. 7. Не пользовалась пешеходными переходами.

Учитель: Продолжаем урок. Просмотр видео фильма. Вопрос учащимся: При просмотре обратить внимание на правила безопасного поведения на железной дороге, о которых мы ещѐ не говорили. Постараться их запомнить, а в конце урока при закреплении нового материала, вы о них расскажите.

(Пересекая железную дорогу, пользуйся пешеходными мостами и специальными настилами; Не взбирайся на крыши вагонов; Не играй на железнодорожных путях).

Запомни основные рекомендации по поведению в поезде: не пей напитков, предлагаемых незнакомыми людьми; ничего не покупай у них и не играй с посторонними на деньги; будь вежлив с пассажирами и проводником, выполняй его законные требования и распоряжения, даже если они тебе не нравятся.

В случае сомнения обратись к начальнику поезда, вежливо изложив ему суть проблемы; чаще мой руки, особенно после выхода из купе и посещения туалета; не ешь немытых фруктов и овощей; не пей сырую воду в пути и воду из случайных источников; не трогай стоп-кран без крайней необходимости; не высовывай руки и голову из окна;

не трогай наружные двери, не стой в тамбурах и на подножках при движении поезда; на остановках не уходи от поезда на расстояние больше того, которое ты сможешь пробежать за 10-15 секунд; не обходи стоящий поезд слишком близко от него он может неожиданно тронуться; не отходи от своего вагона, если поезд прибыл к островной платформе, на свободный путь может прибыть другой поезд, который закроет проход; не выходи из дверей, открывающихся не на платформу, так можно попасть под рядом идущий поезд. Закрепление изученного материала. Правила поведения детей на железной дороге. Запомните: 1. Стой на расстоянии не менее 2 метров от края платформы (при прохождении скоростных поездов ещѐ дальше), иначе тебя может затянуть вихревой поток воздуха! 2. Не забирайся на опоры линии электропередачи, не прикасайся к спускам, идущим от опоры к рельсу, не трогай их руками, держись подальше от лежащих на земле электропроводов. 3. Не высовывайся из окон на ходу. 4. Не заскакивайте в вагон отходящего поезда. 5. Не выходи из вагона до полной остановки. 6. Нельзя перелезать через автосцепки! 7. Не подлезайте под вагоны!

8. Не прыгай с платформы на железнодорожные пути! 9. Следи за своими вещами.

Источник: https://docplayer.ru/amp/30638774-Chetvertyy-klass-tema-zanyatiya-zheleznodorozhnyy-transport.html

Правила безопасности детей на железной дороге

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ

Горбатовская Т.Н. воспитательГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная

школа-интернат» г. Новый Оскол Белгородской обл.

Беседа: «Правила безопасности детей на железной дороге»

Цель: систематизировать знания детей о железной дороге; познакомит со зданием вокзала, внутренним устройством; расширять знания и представление детей о профессиях железнодорожников; познакомить детей с основными причинами несчастных случаев на железной дороге; учить детей уважать и соблюдать нормы поведения, обусловленные правилами безопасности на железнодорожном транспорте.

Оборудование: набор иллюстраций о железной дороге, о профессиях железнодорожников; картинки для коллажа; плакаты с опасными ситуациями на железной дороге; круги красного и зеленого цветов для игры. Целью беседы являлось формирование культуры безопасности поведения у детей на железной дороге.

В процессе беседы мы обсудили главные аспекты правил поведения и узнали, что нельзя делать на железной дороге.

Ход беседы:

Воспитатель: Беседу хочу свою начать с загадки, если вы ее отгадаете, то поймете, о чем пойдет речь, и так слушайте:

Эта лестница лежит,

А паровоз по ней бежит.

(железная дорога)

Дети: Железная дорога, рельсы.

Воспитатель: Совершенно верно, железная дорога. И сегодня мы

поговорим с вами именно о железной дороге, о профессиях железнодорожников, и о тех опасностях, которые несет железная дорога.

А начнем мы нашу беседу с истории создания первого паровоза и железной дороги.

Первый в истории России паровоз появился в 1834г. Над созданием этого паровоза трудились отец и сын Черепановы. Паровоз перевозил небольшое количество грузов и двигался с очень маленькой скоростью, да и дорога была не железная, а деревянная. Она была не удобна в эксплуатации, и со временем ее заменили на чугунную, но и чугунная дорога тоже была не прочной.

Под воздействием погодных условий рельсы часто лопались, что приводило к авариям на железной дороге. Но не прошло и года, как они построили второй паровоз, он был более мощный. Мог перевозить в три раза больше грузов, чем первый. Рельсы заменили на железные. А уже через несколько десятилетий железнодорожный транспорт стал в России основным видом транспорта.

Читайте также:  Рассказы для детей старшей группы детского сада читать

Тысячи километров железных дорог было построено на территории нашей страны. По ним перевозили торговые и промышленные грузы. Люди получили возможность быстро переезжать из одного города в другой. Строительство железных дорог и железнодорожного транспорта стало стремительно развиваться и вот уже в настоящее время железнодорожный транспорт является одним из ведущих в России.

Появились более современные и высокоскоростные поезда — «Сапсаны».

Главное здание на железной дороге — это вокзал.

Нам открывается страна с вокзального порога.

Откроешь дверь, и вот она — железная дорога.

Зелёный, красный свет горит и каждый миг сигналом

Вокзал с дорогой говорит и поезда с вокзалом.

У всех вокзалов есть два выхода: один в город, на привокзальную площадь, а другой на перрон — к железной дороге. В вокзале есть самый главный зал. Он называется — зал ожидания. Так же в вокзале есть билетные кассы, комната «Матери и ребенка», буфет, отделение связи, справочная, камера хранения. Ребята, а как вы думаете, зачем на станции нужен вокзал?

Ответы детей: Для обслуживания пассажиров, для управления движением поездов.

Воспитатель: Да, в вокзале находится диспетчерская — в которой диспетчер управляет поездами, следит за безопасностью на железной дороге.

Обслуживанием и содержанием железной дороги и железнодорожного транспорта занимаются монтеры и обходчики путей железной дороги. Обо всех неисправностях на дороге они сообщают в диспетчерскую.

Главным человеком, который управляет поездом, является машинист. Он следит за приборами, управляет поездом, за ситуациями на железной дороге.

В вагоне, хозяйкой является проводница. Она обслуживает пассажиров вагона, выдает им постельное белье , следит за посадкой и высадкой пассажиров из вагона.

Железная дорога — это очень удобный вид транспорта, которым люди пользуются каждый день. С одной стороны он решил много проблем: уменьшил время пребывания пассажиров в пути, быстрее доставляются грузы, и в то же время он породил массу опасностей для человека. Основными причинами травм детей на железной дороге является незнание и нарушение правил безопасности.

Предлагаю вспомнить правила поведения на железной дороге:

Правила эти железнодорожные —

Строгие очень, но вовсе не сложные,

Ты их запомни, слушай внимательно.

В жизни помогут они обязательно.

Дети рассматривают плакаты с опасными ситуациями на железной дороге.

Собирается народ- Суета и не терпенье,

Скоро поезд подойдет!

Мы идем себе, гуляем,

По мячу ногой не бьем

И спокойно поезд ждем!

  1. Всем нужно запомнить И правило знать, —

У края платформы Опасно стоять!

  1. Слева и справа идут поезда — Прыгать с платформы Нельзя никогда!

  2. Электричка быстро мчится Трудно ей остановится.

От нее ужасный ветер,

Близко к ней не стойте, дети!

  1. В поездах разрешено Открывать в жару окно.

Но высовываться, дети,

Из окна запрещено!

  1. Что случилось вдруг с руками? Кто-то бросил в поезд камень! Стыдно нам за них друзья, — Делать этого нельзя!

  2. Этот выход не из лучших!

Вы боитесь опоздать?

Перед поездом идущим Не спешим перебегать!

  1. Мяч на рельсы укатился И теперь раздавлен он Чтоб плохого не случилось,

Не подлазьте под вагон!

Так и манят всех ребят, Постоять на них ногами, Посчитать длину шагами Скажем прямо вам, друзья — Делать этого нельзя!

11 .На рельсы положен Какой — то предмет — Опасная штука Много наделает бед!

12.Через рельсы нас ведет Пешеходный переход И поэтому народ Здесь уверенно идет!

13.По ступенькам выше, выше,

Вот видны вагонов крыши…

Перейдем легко и просто Через пешеходный мостик!

Дети вместе с воспитателем рассматривают и объясняют каждую ситуацию. Для ■'закрепления правил поведения на железной дороге проводится д/игра «Опасно-безопасно». Детям раздаются два кружка: красный и зеленый. Воспитатель называет ситуации, а дети поднимают кружок — если опасные — красный, если безопасные — зеленый.

Ситуации:

  1. Ребята, ожидая прихода поезда, играют в мяч на перроне.

  2. Витя и Коля, играя в прятки, прячутся под вагонами.

  3. Андрей с Машей переходят железнодорожные пути по пешеходному мостику.

  4. Женя с мамой ожидают прибытие поезда в зале ожидания.

  5. Дети, проходя мимо рельсов, положили на них камень.

  6. Вася и Петя бросали камни в проходящий поезд.

  7. Витя отел прокатиться на подножке поезда.

В конце игры воспитатель подводит итог, отмечает, что дети хорошо запомнили правила безопасного поведения на железной дороге.

Подведем теперь итоги,

Убедимся лишний раз:

Безопасность на дороге —

Это главное для нас!

Железная дорога — не место для игры.

Вы правило усвоили как себя вести.

Правила запомнил — В тайне не держи Всем друзьям, знакомым Знаешь — расскажи!

На этом наша беседа подошла к концу. Всем спасибо, и всем счастливого пути!

Источник: https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/uroki/pravila_biezopasnosti_dietiei_na_zhielieznoi_doroghie

Безопасность детей на железной дороге: Правила поведения

Одна из первоочередных задач взрослых донести правила, которые обеспечат безопасность для детей на железной дороге. Часто можно наблюдать, как подростки играют на путях, подвергая свои жизни опасности.

Такая халатность не только несет угрозу для здоровья детей, но также подвергает опасности жизни пассажиров поезда и в перспективе может нанести немалый материальный урон. Итог таких игр, зачастую плачевен.

Именно поэтому взрослые обязаны проводить беседы с детьми, обучая и заставляя их выполнять правила поведения на железной дороге.

Памятка правил поведения детей на железной дороге

  • Переход через ЖД пути можно осуществлять только в тех местах, которые специально предусмотрены и оборудованы для пересечения полотна;
  • Перед тем, как совершить переход по специальному настилу для пешеходов, следует убедиться, что дорога чиста и по ней не следует вагон, локомотив или поезд;
  • Если вагон, локомотив или поезд следуют по путям, необходимо остановить свое движение, пропустить транспорт и продолжить идти только, убедившись в «чистоте» соседний путей;
  • Пересекать пути на переездах можно только в случае открытого шлагбаума.

Даже обучив ребенка технике безопасности, не стоит оставлять его без присмотра около железнодорожных путей.

Важно донести до подростка, что этот вид транспорта сам по себе является зоной опасности и, обращаясь за услугами в ЖД службу, следует неукоснительно выполнять все нормы безопасности.

Особенности переходов и переездов на железной дороге

Обучая ребенка безопасному поведению вблизи железной дороги, следует повторить с ним инструкцию, которая поможет определить тип перехода и особенности его пересечения.

  • ЖД переезды целенаправленно созданы для движения пешеходов и транспорта;
  • Они должны быть оборудованными шлагбаумами, настилами и светофорами;
  • Шлагбаумом называют двигающуюся перекладину, которая закрывает дорогу в опущенном состоянии и разрешает движение при поднятии;
  • Переезд оснащают настилом из дерева для повышения комфорта во время ходьбы (так вы не споткнетесь о рельсы);
  • Регулируемым переездом называется тот, в котором установлен и шлагбаум и светофор, а также может находиться дежурный. Управляется он людьми либо техникой;
  • Если на светофоре мигают два сигнала красного света – переход запрещен по причине приближения поезда;
  • Светофор также может устанавливаться и без шлагбаума;
  • Нерегулируемым переездом следует называть тот, в котором отсутствует шлагбаум и светофор либо он отключен. Это означает, что переход никем не управляется.

ЖД переезд с шлагбаумом

ЖД переезд без шлагбаума

Правила перехода нерегулируемого ЖД переезда

  1. Подойдя к деревянному настилу, нужно остановиться.
  2. Следует внимательно посмотреть по сторонам и прислушаться на предмет приближающегося состава.
  3. Обернитесь назад и убедитесь в отсутствии автомобилей, а затем еще раз посмотрите по сторонам и только потом переходите пути.

Читайте еще:  Этикет и правила поведения детей за столом

Ни в коем случае  нельзя перебегать рельсы во время приближения состава . Начать движение можно только в случае полной остановки шлагбаума в вертикальном положении, даже если на светофоре включился зеленый сигнал.

Обучающие мультфильмы от РЖД.

Дорожный знак

Перед любым железнодорожным переездом обязан быть установлен дорожный знак, который предупредит вас о приближении к путям. Если вы видите треугольник белого цвета, который окантован красным, а внутри расположен небольшой заборчик, то вы приближаетесь к регулируемому ЖД переходу.

Если же на знаке вместо заборчика изображен локомотив, то такой переход будет нерегулируемый. К ним стоит относиться с особой осторожностью и не терять бдительности при пересечении полотна.

Запрещается

Взрослые должны обязательно донести до ребенка, что не только игры, но и само нахождение вблизи ЖД путей необычайно опасно. Поэтому он должен знать на зубок список ограничений.

Нельзя:

  • Двигаться вдоль рельс;
  • Стоять в непосредственной близости к железной дороге во время движения состава;
  • Подлезать под поезд даже во время его стоянки;
  • Перелезать через места сцепления вагонов;
  • Пересекать линию ограничения около платформы;
  • Устраивать активные игры вблизи полотна;
  • Бегать около двигающегося поезда;
  • Прыгать на рельсы с платформы;
  • Садиться или высаживаться с состава во время его движения.

Выполнив все вышеперечисленные правила, вы обезопасите себя и ребенка от несчастных случаев на железной дороге!

Источник: https://vospitanie.guru/povedenie/bezopasnost-detej-na-zheleznoj-doroge

Конспект развлекательно — познавательного мероприятия «Путешествие по железной дороге»

В мероприятии участвуют дети старшей и подготовительной групп.

На сцене с двух сторон стоят стульчики по 8 штук для каждой команды. Все воспитанники под музыкальное сопровождение рассаживаются в зрительном зале.

Дети подготовительной группы сидят на краю сцены и болтают ногами.

Ведущий:

Кто на лавочке сидел,

Кто-то книжечку глядел,

Один пел, другой молчал,

А Данил ногой качал.

Дело было вечером,

Делать было нечего.

Дети:

— У меня идея есть…, а у вас?

— В поезд нам сейчас бы сесть… это раз.

— Посмотреть бы из окна… это два.

— Чай за столиком попить… это три.

Вот на поезде поедем…

Мы поедем в первый раз.

Это очень интересно

Есть ли в поезде матрац?

Есть ли в поезде игрушки?

Как же там проходит день?

Сколько станций мы проедем городов и деревень.

Собирайтесь же в дорогу

Надо взять с собой так много.

Книжку, чтобы почитать

И пижаму, чтобы спать.

Раз, два, три, четыре, пять

Будем всё мы собирать.

Дети убегают со сцены.

1 ребенок (старшая группа)

Что за зверь бежит по рельсам

Мимо гор, лесов, полей —

Впереди два круглых глаза,

Пар клубится из ноздрей.

Весь железный,

Весь блестящий,

Восемь кругленьких колес,

Угадали?

Ну, конечно!

Это что?

Хором: Электровоз.

2 ребенок (старшая группа):

Не страшны Электровозу

Ни жара и ни морозы —

День и ночь бежит вперед,

Машинист его ведет.

Он привык к далеким рейсам.

Вот когда мы подрастем,

Может быть,

По звонким рельсам тоже поезд поведем!

Дети младшей группы исполняют песню Е.И. Куликов «Котенок и Паровоз».

Ведущий:

Девочки и мальчики, а вам хотелось бы совершить путешествие на нашем фирменном поезде Челябинск — Москва? В первом купе поедут представители подготовительной группы «Гуси — лебеди», а во втором купе поедут представители старшей группы «Лесная сказка». В любом поезде есть главный человек, который несет ответственность за пассажиров. Кто же он? (отвечают зрители)

Читайте также:  Занятие в средней группе «вода в жизни человека»

Ведущий:

Конечно, это начальник поезда. Но так как у нас необычный поезд, то начальников у нас будет два:

Один — из подготовительной группы, второй из старшей группы. Они будут отвечать за свои команды.

Итак, чтобы занять места в своём купе, необходимо получить билет, разгадав загадки.

Загадка для пассажиров подготовительной группы:

В этом доме сутолока

Каждый час и круглый год.

Ежедневно в нем толпится

С чемоданами народ.

Вряд ли кто-то среди вас

В этом доме не бывал,
Каждый знает: это место

Называется…(вокзал)

Молодцы! Занимайте свои места в купе.

Загадка для пассажиров старшей группы:

Даже самый скорый поезд

Остановится средь гор,
Если на пути зажжется

Красным светом ….(семафор)

Молодцы! Занимайте свои места в купе.

А теперь загадки для зрителей:

Если вдруг беда в дороге,
Если вдруг пожар в вагоне,

Знайте, дети, есть спасенье

От подобного мученья.

А спаситель — на стене.

Ручку вниз — и стоп беде! (стоп-кран )

Вагоны стоят на колесах,

Колеса по рельсам бегут, А рельсы стальные от этого

Ничуть не устают.

Ведь рельсы лежат на подушках И счастливы этим не мало, А эти подушки зовутся

Словом коротким…(шпалы)

А чтобы не скучно было ехать, ребята подготовительной группы исполнят песню «Паровозик из Ромашкова». Сл.Г.Сапгир, Г Циферова, Муз.В. Юровский

Ведущий:

Ездить в поездах, это я вам скажу, увлекательнейшее занятие! Со сколькими людьми встречаешься! Сколько километров остается позади! Сколько открытий, радостей, неожиданностей готовит нам поездка! Разве можно отказаться от этих впечатлений. Но чтобы поездка была еще и безопасной, ребята средней группы нам напомнят некоторые правила поведения на железной дороге.

1. Правила эти железнодорожные —
Строгие очень, но вовсе не сложные.

Ты их запомни, слушай внимательно —

В жизни помогут они обязательно.

2.  Поезд на подходе —
Переезд закрылся.

Поросенок очень в школу торопился.

Он бежал, не глядя,

Прямиком на красный.

Но услышал сзади…

Стой, дружок! опасно!

Ведущий:

Запрещается переходить через переезд при включенном красном свете!

3. На платформе две дворняжки Разыгрались в «догоняшки»: Позабыв про электричку,

Догоняет брат сестричку.

Рассердился очень папа
И детей отшлепал лапой!

Ведущий:

Не устраивайте игр на платформе !

4. Жарко в вагоне. Проветрюсь немножко —
Высуну голову лучше в окошко.

Что же ты делаешь? Вот озорник!

Сядь — ка на место!
Сказал проводник.

Впредь так не делай Ты никогда,

Чтобы с тобой не случилась беда.

Ведущий:

Не высовывайтесь из окна на ходу поезда!

Правила запомнил — в тайне не держи!
Всем друзьям, знакомым ты их расскажи!

Пока наши пассажиры отдыхают, дети старшей группы исполнят песню Компанейца «Паровоз»

Ведущий:

Все отдохнули, расселись на свои места. Мы подъезжаем к станции «Всезнайки». Перед вами столик с вопросами. Крутя волчок, каждое купе отвечает на те вопросы, на которые укажет стрелка.

Вопросы:

  1. Безбилетный пассажир, а также персонаж из мультфильма » ну, погоди! » (заяц)
  2. Узкие стальные брусья, по которым движутся поезда. (рельсы)
  3. Световое устройство для подачи сигналов поездам и регулировки их движения. (семафор)
  4. Отдельное помещение вагона на 4 человек. (купе)
  5. Станционное здание на железной дороге, место ожидания поезда . (вокзал)
  6. Контролер, проверяющий наличие билетов у пассажиров (ревизор)
  7. Железнодорожные вагоны, соединенные между собой. (состав)
  8. Что за коромысло через реку повисло. (мост)
  9. Силовое тяговое средство, используемое для передвижения поездов по рельсам. (локомотив)

Музыкальный вопрос:

Гудки

  1. Один длинный (отправление поезда)
  2. Три коротких (стой)
  3. Короткий, длинный (сигнал бдительности)
  4. Один длинный, два коротких (пожарная тревога)

За каждый неправильный ответ купе получает минуту опоздания.

Ведущий:

Паровозный гудок дал сигнал к отправлению поезда. Российские поезда колесят по просторам нашей огромной Родины. На поезде можно добраться до любого города нашей страны. Давайте перечислим города России. Начинает одна команда, называя города по очереди с соперниками. Игрок чьей команды не назовет город , та команда получает минуту опоздания.

Наши составы преодолели большое расстояние и почти добрались до Москвы. Вот уже мелькают огни вокзала, на перроне снуют носильщики в поиске пассажиров с багажом. А сейчас мы проверим, из какого купе носильщики быстрее справятся с поклажей.

Проводится игра «Кто быстрее положит вещи в камеру хранения».

Обе команды встают в шеренги, в начале каждой находится начальник поезда. Впереди, на некотором расстоянии, обозначается «камера хранения».

Участники передают мяч от первого игрока к последнему через головы, последний участник перебегает в начало колонны. То же делают и все остальные игроки. Побеждает команда, участник которой оказался рядом с «камерой хранения» и положил в неё мяч.

Та команда, у которой больше минут опоздания, начинает чуть позже (на проигранное количество минут ( в секундах).

Ведущий:

В честь прибытия нашего поезда в столицу нашей Родины Москву, звучит песня в исполнении детей средней группы С. Михалков «Песенка друзей»

Источник: https://dohcolonoc.ru/utrennici/4820-konspekt-meropriyatiya-puteshestvie-po-zheleznoj-doroge.html

Безопасное поведение на железной дороге

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Методическая разработка

мероприятия по ПДДТТ

Классный час

Тема: Безопасное поведение на железной дороге.

«Правила соблюдать – беду миновать!

Цель: осознание учащимися жизненной необходимости соблюдения правил безопасного поведения на железной дороге.

Основные задачи:

1. Ознакомление с основными причинами травматизма на железной дороге;

2.Расширение знаний учащихся о некоторых объектах железной дороги (железнодорожный переезд, шлагбаум, настил, локомотив);

3. Составление памятки «Правила поведения на железной дороге»;

4. Развитие внимания, памяти, мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение), речи;

5. Закрепление умений работать с информацией;

6. Развитие коммуникативных навыков.

Продолжительность занятия: 60 минут

Форма организации – классный час (с предварительной подготовкой)

Материально – техническое оснащение:

ПК, электронный носитель, экран для показа слайдов, презентация, музыкальный центр, диск mp3 «Голубой вагон» (сл. Э.Успенского, муз. В.Шаинского), видеоролик «На пути железнодорожном будь предельно осторожным»;

Реквизит:

модель светофора на переезде, форма дежурного по переезду, флажок жёлтого цвета, картинки железнодорожных знаков, плакаты с надписями по теме «Железная дорога», карточки с напечатанными словами, результаты игры «Ассоциация», толковые словари, «продукты» решения проектной задачи, конверты с заданием «Ситуация», шариковые ручки, листы А-4.

I. Организационный этап.

Дети заходят в класс. Рассаживаются по группам. Класс оформлен.

На доске: картинка с изображением поезда, плакаты с надписями по теме «Железная дорога», картинки дорожных знаков, результаты игры «Ассоциация», карточки со словами: «машинист», «локомотив», «пассажир», «вагон», «шлагбаум», «настил». На столах: толковые словари, «продукты» решения проектной задачи, конверты с заданием «Проблемная ситуация».

II. Актуализация знаний и представлений.

1. Дети читают (с экрана) загадку и отгадывают её:

«Мчится, мчится железный конек!

По железу железо гремит.

Пар клубится, несется дымок;

Мчится, мчится железный конек,

Подхватил, посадил да и мчит…»

— Как вы догадались? (объяснения детей)

2. Работа с толковым словарем. Лексическое значение слова: «поезд».

III. Создание эмоционального настроя.

— Вспомните и назовите детские песенки, мультфильмы, связанные с железной дорогой. (звучит песня В. Я. Шаинского «Голубой вагон»)

— Кто из вас уже совершал поездки на поезде? (рассказы детей по впечатлениям)

IV. Самоопределение к деятельности.

1. Рассказ учителя.

Железная дорога — удобный вид транспорта, которым пользуются многие люди каждый день.

Паровозы были изобретены в Англии. А первый в России паровоз построили талантливые изобретатели отец и сын Черепановы.

Посмотрите, какой необычный был первый русский паровоз. Двигался он со скоростью велосипеда.Вагоны в этом поезде были открытыми, поэтому путешествовать на нем можно было только летом.

В 2012 году исполнилось 175 лет Российской железной дороге.За эти годы заметно улучшилась работа Российских железных дорог. Значительно увеличилась скорость движения поездов. На большинстве участков железных дорог она достигает 140 км/ч. Сократилось время нахождения пассажиров в пути, быстрее происходит доставка грузов.

Одновременно появилось много опасностей для человека. Каждый день мы слышим и узнаем о трагических ситуациях, которые происходят на железной дороге. Получают травмы и даже погибают люди: взрослые и дети.

2. Определение темы. (поиск подсказок: плакаты, карточки со словами, результаты игры «Ассоциация», картинки с дорожными знаками). Формулировка темы по группам.

3. Целеполагание.

Учащимся предлагается определить цель занятия. (фронтальный опрос)

Железная дорога является зоной повышенной опасности.

Сегодня мы поговорим о правилах поведения на железной дороге.

«Правила эти железнодорожные —

Строгие очень, но вовсе не сложные,

Ты их запомни, слушай внимательно,

В жизни помогут они обязательно».

V. Основной этап.

1. Коллективная работа. «О поездах»

— Скажите, какие поезда вам известны? (ответы детей)

— Что общего есть у поездов?

Уточнение понятий: «машинист», «пассажир», «локомотив», «вагон», (карточки с напечатанными словами)

— На железной дороге работают люди разных профессий.

— Догадайтесь, кто так говорит о себе?

Выступают ученики (в спецодежде):

Ученик 1.

«Мы, усталость позабыв,

Не спуская с рельс внимания,

Вместе поведём локомотив,

Уложившись в сроки расписания».

(Машинист и помощник машиниста — локомотивная бригада)

Ученик 2.

«Я – вежливый, добрый, но строгий –

Работник железной дороги.

Встречаю я вас на перроне

И с вами поеду в вагоне». (проводник)

Ученик 3.

« Япропускаю поезда,

Знаю всё — кому куда.

Приму поезд и отправлю,

Зря на месте не оставлю». (дежурный по станции)

Ученик 4.

«Вам безопасный всем проезд

Мой обеспечит переезд,

Вы звука слушайте сигнал

И уважайте персонал!»(дежурный по переезду)

Ученик 5

«Мы работаем не в кабинете,

Наше место – отрезок пути,

Можем много мы километров

С инструментом в руках пройти.

Мы выносливы и закалены,

Мы решительны и тверды,

Исправляем поломки на рельсах,

Чтоб в поездках не вышло беды». ( Монтеры пути)

2. Работа в группах. «Правила пассажиров в электричке».

— Отгадайте:

«Мимо рощи, мимо яра

Мчит без дыма,

Мчит без пара

Паровозова сестричка.

Кто такая?» (дети называют: электричка)

— Многие из вас уже ездили в электричке. Назовите основные правила пассажиров. (дети в группах совещаются, записывают на листках правила, представители групп зачитывают)

3. Коллективная работа. «Опасные ситуации на железной дороге».

— Выясним, что может привести к травмам на железной дороге? (подготовленные дети читают наизусть стихи – подсказки, другие ученики высказывают версии, которые записываются на доске)

Ученик 1. «Игры на дороге»

«На дороге две дворняжки

Разыгрались в догонялки:

Позабыв про электричку,

Догоняет брат сестричку!

Рассердился очень папа

И детей отшлёпал лапой»!

Ученик 2. «Высовывание в окно»

«Жарко в вагоне, проветрюсь немножко, —

Высунул голову Ослик в окошко.

— Что же ты делаешь?! Вот озорник!

Сядь-ка на место, — сказал проводник, —

Впредь так не делай, Осёл, никогда,

Чтобы с тобой не случилась беда.

— Известны детские шалости с залезанием на вагон, чтобы прокатиться. Представьте себе, чем они заканчиваются. Ведь напряжение в проводах контактной сети чрезвычайно высокое: до 27500 вольт.

Ученик 3. «Переход дороги в неустановленном месте»

«Эй! Не трусь, скорей за мной:

Через рельсы — по прямой!

Здесь гораздо путь короче!

Поезд близко? Перескочим!

— Нет, друзья, — ответил Дрозд, —

Безопасно — через мост!»

Ученик 4. «Подлезание под вагоны»

«- Я в обход, — сказал Зайчишка, —

Ты рискуешь жизнью, Мишка.

В это самое мгновенье

Вдруг объявят отправленье,

Читайте также:  Новогодняя объёмная аппликация для детей. дед мороз

Поезд тронется, тогда —

Неминуема беда».

«Хождение по путям»

— Что ещё может привести к травмам на железной дороге? (фронтальный опрос) Дети высказывают свои версии. (Предполагаемые ответы: спрыгивание с платформы, пробегание перед идущим поездом, невнимательность, неумение правильно оценить расстояние до поезда…)

4. Рассказы старшеклассников « О железнодорожном переезде»

— Где же разрешено переходить железную дорогу?(предположения детей)

— На железнодорожных переездах устанавливают светофоры, шлагбаумы, настилы.

Значения слов: «шлагбаум», «настил» (фронтальный опрос)

— Послушайте сообщения.

Рассказывают старшеклассники.

Старшеклассник 1.

Рассказ о регулируемом переезде.

— «Движением на регулируемом переезде управляет техника (шлагбаум, светофор) или люди (дежурный по переезду)

— Когда приближается поезд, мигают одновременно два красных сигнала светофора, слышится звуковой сигнал. Это означает, что переходить и переезжать железнодорожные пути нельзя.

— Дорожный знак «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» — белый треугольник с красной каймой, в середине которого нарисован короткий заборчик».

— Что надо сделать, чтобы пройти через регулируемый переезд? (ответы учащихся)

Старшеклассник 2.

Рассказ о нерегулируемом переезде.

— «Если нет шлагбаума и светофора, либо светофор не горит (отключен) и нет дежурного по переезду, такой железнодорожный переезд называется нерегулируемым, т.е. им никто не управляет (ни автоматика, ни люди). На переезде без шлагбаума может быть установлен светофор.

Внутри треугольника изображен паровоз — этот знак обозначает нерегулируемый «Железнодорожный переезд без шлагбаума».

— Как правильно переходить нерегулируемый переезд? (спрашивает у детей). Ответы.

VI. Представление проектов.

— На территории железной дороги размещено много предостерегающих плакатов с надписями. (Дети читают надписи на плакатах)

— Вы работали над проектом «Как предостеречь пассажиров от опасности?»

Группы представляют «продукты» решения проектной задачи.

VII. Физкультминутка.

Ролевая игра «На переезде»

VIII. Закрепление знаний. Самостоятельная работа в группах. «Ситуация»(задания записаны на листках)

(учащимся в группах предлагается обсудить ситуацию, представители групп высказывают коллективное мнение — решение проблемы)

Ситуация 1.

«Лена и Оля – подруги. Набрав целые корзины грибов, они возвращались из леса. Идти было тяжело: цепляли кусты, трава, да и корзины нелегки. Девочки решили, что легче пройти вдоль железной дороги, по шпалам и рельсам. Правы ли они?

Ситуация 2.

«Миша и Коля на электричке приехали в деревню к бабушке. Им надо было перейти на другую сторону железной дороги. Железнодорожный мост – высокий и идти до него надо в обратную сторону. А на железнодорожных путях тихо, только товарный поезд стоит. Мальчики подумали, что быстрее подлезть под вагоны состава и оказаться на другой стороне. Так ли это?»

Дополнительная информация: тормозной путь поезда в среднем составляет около тысячи метров. Поезд, идущий со скоростью 100-120 км/час, за одну секунду преодолевает 30 метров. А пешеходу, для того чтобы перейти через железнодорожный путь, требуется не менее пяти-шести секунд.

Ситуация 3.

«Был жаркий летний день. Ребята отправились купаться. Чтобы добраться до места, им предстояло пройти через железнодорожный мост, который соединял один берег реки с другим.

Мост был высокий, под ним громко шумела вода. А от движения поездов ещё и покачивался. Ребята решили, что безопаснее идти по участку земли, который находился между двумя железнодорожными путями.

Какая опасность их ожидает?»

Дополнительная информация: Сила воздушного потока, создаваемого двумя встречными составами, составляет 16 тонн, при такой нагрузке человека запросто может затянуть под поезд.

IX. Рефлексия.

1.Работа в группах. Создание памятки «Правила поведения на железной дороге»

(дети в группах записывают правила, представители групп зачитывают текст)

Примерная памятка:

— Переходить через пути нужно по мосту или по переходу;

— Не подлезайте под вагоны!

— Не устраивайте подвижных игр на платформе!

— Не высовывайтесь из окна на ходу поезда!

— Переходите дорогу только в установленных для этого местах!

— Не ходите и не играйте на железнодорожных путях!

— На вокзале и в других многолюдных местах держитесь за руку взрослого!

( выбирается лучшая памятка для оформления в «Классный уголок»

2. Рекомендации. Игра «Детская железная дорога» — хорошее средство для повторения правил безопасного поведения на железной дороге.

X.Просмотр видеоролика «На пути железнодорожном будь предельно осторожным».

XI. Итог занятия.

— Нет ничего важнее человеческой жизни, а детские жизни — это самое ценное. (слайд 31)Хочется ещё раз напомнить: беспокойтесь о себе, будьте внимательны и бдительны, помните, что железная дорога — не место для игр. Берегите себя!

XII. Творческое задание на дом.

Продолжите работу дома. Придумайте и запишите небольшой рассказ по теме: « Осторожно, железная дорога!» (индивидуальная работа)

Источник: https://gigabaza.ru/doc/33217.html

Памятка для родителей о правилах поведения детей на железнодорожном транспорте и железнодорожных путях «Железная дорога – зона повышенной опасности!»

Памятка для родителей о правилах поведения детей на железнодорожном транспорте и железнодорожных путях

Дети и подростки, которые устраивают игры на железной дороге, подвергают опасности свою жизнь и здоровье. Их беспечность угрожает безопасности движения поездов, жизни и здоровью пассажиров, сохранности перевозимых грузов, наносит дороге немалый материальный ущерб. Такие забавы зачастую заканчиваются трагически.                                                                                 

Все, кто находится вблизи железнодорожных путей, обязаны соблюдать общепринятые правила:

  1. Перед переходом пути по пешеходному настилу необходимо убедиться в отсутствии движущегося поезда, локомотива или вагона.
  2. При приближении поезда, локомотива или вагонов следует остановиться, пропустить, и, убедившись в отсутствии движущегося подвижного состава по соседним путям, продолжить переход.
  3. На переездах переходить пути можно только при открытом шлагбауме. Железнодорожники напоминают родителям, что оставлять детей без присмотра и позволять им играть вблизи железной дороги опасно для жизни.

Уважаемые взрослые! Не оставляйте детей одних вблизи железнодорожных путей. Помните, это опасно для их жизни!

Железная дорога для всех, а для детей особенно — зона повышенной опасности.

Но, как, ни странно, именно она привлекает подростков для игр, прогулок и забав. Однако печальная статистика должна насторожить как несовершеннолетних, так и взрослых, напомнить им, что только от внимательности и соблюдения строгих правил поведения зависит здоровье, а порой и жизнь.

Под колесами железнодорожного транспорта ежегодно получают тяжелые травмы десятки детей и подростков. Немало случаев травматизма со смертельным исходом. Несчастные случаи на железных дорогах наносят обществу огромный ущерб, в первую очередь — это невосполнимость человеческих потерь.

Каждый человек должен не только сам неукоснительно соблюдать правила поведения на железной дороге, прислушиваться к сигналам, но и предостерегать других, прежде всего детей. Каждый год на железнодорожных путях гибнут дети. Большинство несчастных случаев приходится на время школьных каникул.

Самой распространенной причиной травматизма на железной дороге является хождение по путям, переход их в неустановленных местах Каждый гражданин должен помнить, что железнодорожный транспорт – зона повышенной опасности и, пользуясь его услугами, гражданин обязан выполнять общепринятые правила личной безопасности.

Переходите железнодорожные пути только в установленных местах, пользуясь пешеходными мостами, тоннелями, настилами, убедившись в отсутствии движущегося поезда или маневрового локомотива.

Следует помнить, что нанесение рисунков в стиле «граффити» — это порча имущества общественного транспорта и попадает под статью 214 УК РФ «Вандализм», по которой уголовная ответственность наступает с 14 лет и предусматривает максимальное наказание в виде ограничения или лишения свободы сроком до трех лет. И родители граффитистов должны знать, что яркими картинками на вагонах электропоездов и других объектах магистрали их дети могут испортить себе будущее.

ЗАПОМНИТЕ:

— проезд и переход граждан через железнодорожные пути допускается только в установленных и оборудованных для этого местах;

— при проезде и переходе через железнодорожные пути гражданам необходимо пользоваться специально оборудованными для этого пешеходными переходами, тоннелями, мостами, железнодорожными переездами.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  • подлезать под железнодорожным подвижным составом;
  • перелезать через автосцепные устройства между вагонами;
  • заходить за ограничительную линию у края пассажирской платформы;
  • бежать по пассажирской платформе рядом с прибывающим или

отправляющимся поездом;  

  • устраивать различные подвижные игры;
  • оставлять детей без присмотра (гражданам с детьми);
  • прыгать с пассажирской платформы на железнодорожные пути;
  • осуществлять посадку и (или) высадку во время движения.
  • Уважаемые взрослые. Не проходите равнодушно мимо шалостей детей вблизи железной дороги. Помните, что железная дорога – не место для детских игр.

Инструкция о правилах безопасного поведения детей на объектах железнодорожного транспорта

  1. Общие требования безопасности:
  • железная дорога является зоной повышенной опасности;
  • бесцельное пребывание детей на ней и несоблюдение правил безопасного поведения нередко заканчивается трагически;
  • движение по железнодорожным путям запрещено, даже при отсутствии на них подвижных составов;
  • при движении вдоль железнодорожного пути не подходите ближе 5 метров к крайнему рельсу;
  • на электрифицированных участках железной дороги не поднимайтесь на электрические опоры, не прикасайтесь к лежащим на земле электропроводам, не влезайте на вагоны, цистерны и другие железнодорожные объекты в целях предотвращения контакта с проводами высокого напряжения;
  • не цепляйтесь за движущийся железнодорожный состав, маневренные тепловозы и другие подвижные составы.
  1. Требования безопасности при переходе железнодорожных путей:
  • переходите железнодорожные пути только в установленных местах, пользуйтесь при этом пешеходными мостками, тоннелями, переходами, а там где их нет;
  • по настилам и в местах, где установлены указатели «Переход через пути»;
  • перед переходом путей по пешеходному настилу необходимо убедиться в отсутствии движущегося подвижного состава. При приближении поезда, локомотива или вагонов остановитесь, пропустите их и, убедившись в отсутствии движущегося подвижного состава по соседним путям, продолжайте переход;
  • при переходе через железнодорожные пути не подлезайте под вагоны и не перелезайте через автосцепки;
  • подходя к железнодорожному переезду, внимательно следите за световой и звуковой сигнализацией, а также за положением шлагбаума. Переходите через пути при открытом шлагбауме, а при его отсутствии, когда нет близко идущего подвижного состава.
  1. Требования безопасности при ожидании поезда:
  • при ожидании поезда не устраивайте на платформе подвижные игры;
  • не бегите по платформе рядом с вагоном прибывающего (уходящего) поезда;
  • не стойте ближе 2-х метров от края платформы во время прохождения поезда без остановки.
  1. Требования безопасности при посадке в вагон и выходе из него:
  • подходите непосредственно к вагону только после полной остановки поезда;
  • посадку в вагон и выход из него производите только со стороны перрона или посадочной платформы;
  • будьте внимательны — не оступитесь и не попадите в промежуток между посадочной площадкой вагона и платформой.
  1. Требования безопасности при движении поезда:
  • не открывайте на ходу поезда наружные двери тамбуров;
  • не стойте на подножках в переходных площадках вагонов;
  • не высовывайтесь на ходу из окон вагонов;
  • не выходите из вагона при остановке поезда на перегоне.
  1. Требования безопасности при экстренной эвакуации из вагона:
  • в случае экстренной эвакуации из вагона старайтесь сохранять спокойствие;
  • берите с собой только самое необходимое;
  • окажите помощь при эвакуации пассажирам с детьми, престарелым и инвалидам;
  • при выходе через боковые двери и аварийные выходы будьте внимательны, чтобы не попасть под встречный поезд.

                                          БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ!!!

Источник: https://bal-ds2.edumsko.ru/about/news/505980

Ссылка на основную публикацию