Литературное чтение, 4 класс. глинка «солдатская песнь». конспект урока

Конспект по литературному чтению. 4 класс

Тема: Историческая песня. Ф. Глинка «Солдатская песнь»

Цели урока: Познакомить с произведением Ф. Глинки «Солдатская песнь», С М. Кутузовым как исторической личностью; рассказать о Бородинской битве; учить понимать исторические произведения о Родине; воспитывать патриотические чувства; развивать память, речь, мышление.

Тип урока – комбинированный

Универсальные учебные действия:

Регулятивные

1. Умение эмоционально откликаться на произведения литературы и живописи.

Познавательные

  • Умение анализировать лирический текст, находить опорные слова, создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений.

Коммуникативные

  • Осмысление правил взаимодействия в паре и группе.
  • Личностные

Планируемые результаты:

1. Предметные

— умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух

— Осмысления темы « что значит для меня моя Родина».

3. Метапредметные: межпредметные понятия, УУД.

Ресурсы:

1. Основные УМК ШколаРоссии книга.

2. Дополнительные ИКТ.

Ход урока.

Этап урока,

виды работ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационный этап

Здравствуйте!

Меня зовут Сания Шукулалиевна.

Здравствуйте!

II. Проверка домашнего задания.

Расскажите, что вы узнали о Куликовской битве.

Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?

Найдите в тексте, где Дмитрия Ивановича стали называть Домским?

Какими чертами характера он обладал?

Рассказывают о Куликовской битве.

Отвечают на вопрос

III. Мотивация учебной деятельности.

IV. Введение в тему урока.

-Прочитайте отрывок из поэмы.

Здесь – на полях Бородина –

С Россией билася Европа,

И честь России спасена

В волнах кровавого потопа.

С. Раич

— Как вы думаете, о каком сражении здесь идет речь?

— Что вы знаете о Бородинском сражении?

— Откройте учебник на с. 76, прочитайте текст.

— Рассмотрите репродукции картин. Что изображено

на них?

Бородинское сражение — крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской армией под командованием генерала М. И. Кутузова и французской армией Наполеона I Бонапарта. Состоялось 26 августа (7 сентября) 1812 года у деревни Бородино, в 125 км на запад от Москвы.

В ходе 12-часового сражения французской армии удалось захватить позиции русской армии в центре и на левом крыле, но после прекращения боевых действий французская армия отошла на исходные позиции.

Таким образом, в русской историографии считается, что русские войска одержали победу, однако на следующий день главнокомандующий русской армии М. И.

Кутузов дал приказ отступать в связи с большими потерями и из-за наличия у императора Наполеона больших резервов, которые спешили на помощь французской армии.

Слушают стихотворения

О Бородинском сражении

Отвечают на вопрос

Бородинское сражение

Р1К1

IV. Физминутка

Утром стрекоза проснулось,

Потянулось, улыбнулось.

Раз- росой она умылась,

Два-изящно покружилось,

Три-нагнулось и присела,

На четыре –полетела.

У реки остановилась.

Над водой закружилось.

Выполняют Физминутку.

П1К1

V. Работа по теме урока.

Сейчас мы с вами познакомимся со стихотворением «Солдатская песнь»

Я читаю, а вы внимательно слушайте

— Ваши впечатления от прочитанного?

— Какие слова и выражения вам были не понятны?

Объясните значение подчеркнутых слов.

Брань – война, битва.

Послушайте исполнение этой песни.

Какими мыслями вы хотите поделиться?

Чтение стихотворения учениками.

— Подготовьтесь выразительному чтению стихотворения.

— прочитайте выразительно.

— Слушают учителя

— высказывают свои впечатления о прочитанном

— подготовка к чтению

— чтение стихотворения

VI. Рефлексия.

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После уроков мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

VII. Подведение итогов урока.

1. Домашнее задание

— О чем мы говорили сегодня на уроки?

Что вы поняли из прочитанного?

Составить рассказ о войне 1812 г.

Записывают домашнее задание

Р1

Источник: https://infourok.ru/user/gasanova-saniya-shukuralievna/blog/konspekt-po-literaturnomu-chteniyu-klass-33712.html

Конспект урока литературного чтения Р. Рождественский «Реквием»

Литературное чтение, 4 класс Раздел «О Родине, о подвигах, о славе».

Тема: ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-45 г.г.

Р.Рождественский «Реквием»

Цели:

•Стимулировать:

— эмоционально ­ценностное отношение к героям произ­ведений о Великой Отечест­венной войне;

— проявлять желание состав­лять совет.

•Актуализировать умения:

— выразительно читать про­изведение с увеличением темпа чтения;

— составлять план и переска­зывать текст;

—воспринимать на слух поэтическое произведение;

— работать с поэтическим текстом по алгоритму.

•Научить:

— раскрывать значение слов «реквием», «Отечество», патриотизм и использовать их в активном словаре;

— определять тему произве­дения и обосновывать своё мнение;

— раскрывать смысл поступ­ков героев и обосновывать своё мнение;

— составлять рассказ об ветеранах ВОВ – своих родственниках;

— описывать картину, ис­пользуя план;

— составлять летопись ос­новных событий края во вре­мя Великой Отечественной войны;

— проводить исследование жизни своей семьи в годы Великой Отечественной вой­ны:

— выбирать высказывание, которое можно использовать в качестве совета;

— проводить взаимопроверку и взаимооценку при выпол­нении учебного задания;

— формулировать высказы­вание в рамках учебного диа­лога;

— договариваться и прихо­дить к общему решению при работе в паре и группе.

Личностные умения:

— проявлять эмоционально­ ценностное отношение к геро­ям произведений о Великой Отечественной войне;

—осмысление темы «Что значит для меня Родина»;

—воспитывать в детях желание узнать историю своей семьи в истории Великой Отечественной войны для того, чтобы сохранить память об этом историческом событии

— проявлять желание состав­лять совет.

Познавательные умения:

— раскрывать значение слов «реквием», «Ленинград», выра­жения «фугасные бомбы» и ис­пользовать их в активном сло­варе определять тему произведе­ния и обосновывать своё мне­ние;

— раскрывать смысл поступков героев и обосновывать своё мнение;

— определять проблему взаи­моотношений героев произве­дения и обосновывать своё мнение, опираясь на текст.

Регулятивные умения:

— работать с текстом рассказа, используя алгоритм, план;

— проводить взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

— формулировать высказыва­ние в рамках учебного диалога;

— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе;

—осмысление правил взаимодействия в группе: умение договариваться о совместных действиях;

Предметные умения:

— выразительно читать произ­ведение;

— работать с содержанием тек­ста;

— работать с поэтическим текстом по алгоритму;

— составлять рассказ о ветеранах ВОВ;

— описывать картину, исполь­зуя план;

— составлять летопись основ­ных событий края во время Ве­ликой Отечественной войны;

— проводить исследование жизни своей семьи в годы Ве­ликой Отечественной войны;

— выбирать высказывание, ко­торое можно использовать в качестве совета.

Оборудование учебник Л.Ф. Климановой «Литературное чтение», 4 кл., А.А. Плешаков «Окружающий мир», презентация к уроку, диск Л.Ф. Климановой «Литературное чтение», 4 кл., тест с эталоном для взаимопроверки и критериями оценивания;

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся.

Как вы думаете, что нужно Человеку для для счастья?

Работа в группах:

Сформулируйте советы для Человека, которые помогут ему быть причаст­ным к Родине, её истории, ощущать дух родного края, обрести счастье. Для этого используйте предложенный текст и слова для выбора.

Карточка №1

Распределите роли для групповой работы:

1.Читает___________

ОБСУЖДАЕТ ВЫБОР СЛОВ ВСЯ ГРУППА

2.Контролирует время выполнения задания____________(5 минут)

3.Отмечает в списке выбранные слова__________________

4. Вписывает выбранные слова в предложения__________________.

Прочитайте притчу.

Притча о Родине

Жил Человек там, где родился. Захотелось ему взглянуть на белый свет, найти райскую страну, где всем живётся весело и богато. Отправился он за тридевять земель. Прибыл в страну, о которой мечтал, и стал там жить. Жилось ему там не хуже, чем в родных краях, а в чём-­то, может, и лучше. Места там были красивые, хоромы прекрасные, одежды носил он царские, за столами сиживал богатыми…

Однако для счастья ему всегда чего-­то не хватало. Просила его душа о чём-­то, но понять он её не мог и не знал, чего же ему недостаёт в тридевятом цар­стве.

1. На чужой земле долго ____________не будешь, потому что Родину, как и _____________на чуж­бине _______________.

2. Больше всего человек скучает _______________, потому что _________ край — это сердцу _______.

3. Расставшись с ___________, скучают семь лет, расставшись с ____________ тоскуют всю жизнь.

Слова для выбора: счастлив, не найдёшь, рай, тоска, мать, Родина, отец, огород, по дому, не потеряешь, родной, бабушка, чужой, с другом, чужби­на, родителей.

Слайд №1 презентации

Эталон для проверки работы по карточке № 1

1. На чужой земле долго счастлив не будешь, потому что Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь.

2. Больше всего человек скучает по дому, потому что родной край —это сердцу рай.

3. Расставшись с другом, скучают семь лет, расставшись с Родиной, тоскуют всю жизнь.

Учитель делает вывод: В разные времена нашему Отечеству приходилось подниматься всем миром на защиту от врагов. Из предложенных высказываний выберите то, которое можно использовать в качестве совета для Человека, который хочет обрести счастье.

«Жить — Родине служить».

«Кто за Родину горой, тот истинный герой».

III.Изучение нового

А) Самоопределение цели урока:

Кинофрагмент «Вставай страна огромная» 1 мин.

Учитель: И шла война четыре долгих года,

Мы воевали за свою свободу.

Враги хотели нашу землю захватить

И нас в рабов послушных превратить.

О каком историческом событии в истории Отечества эта песня и этот кинофрагмент? Что вы знаете об этой войне? Достаточно ли у вас знаний об этом? Назовите известные вам про­изведения о Великой Отечест­венной войне. Ответы детей

Б) Работа с учебной статьёй с.78 учебника «Литературное чтение» (3 мин.)

Достаточно ли вы получили информации об этой странице в истории Родины?

Какую важную информацию содержит учебная статья?

(Дата начала войны, просьба к внукам и правнукам, чтобы они не забыли эту войну.)

Что нужно сделать, чтобы расширить свои представления об этом? (читать рассказы о войне, смотреть фильмы, провести исследование в своей семье по теме, обобщить материал)

В) Сообщение учителя.

Сегодня на уроке мы познакомимся с лирическим произведение, которое посвящено кровопролитной долгой войне, которая не обошла практически ни одну семью. Написал его поэт, который узнал войну не по наслышке. Это Роберт Рождественский. Реквием. (поэтическое лирическое произведение в память о павших в годы Великой Отечественной войны).

Реквием — церковная служба по усопшим;

—музыкальное про­изведение траурного характера для хора и оркестра.

Родина(происходит от слова «род»; укр. родbна — семья, болг. родbна — родина, место рождения, сербохорв. родbна — обилие плодов, чешск., словацк. rodina — семья, польск. rodzina — семья) — синоним слова «Отечество»; ме­сто, где родился человек, а также страна, в которой он ро­дился и к судьбе которой ощущает свою сопричастность.

Читайте также:  Сценарий городского выпускного бала на площади

Отечество, Отчизна— родная страна. Понятие «Отечест­во» обозначает страну предков (отцов) человека, а также часто имеет эмоциональный подтекст, подразумевающий, что некоторые люди испытывают к Отечеству особое чувст­во, которое сочетает любовь и чувство долга (патриотизм).

Патриотизм— любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.

Ностальгия— тоска по Родине, по родному дому.

Знакомство с творчеством Р. Рождественского представят разведчики:

Презентация (кадры 2-6) (2 минуты)

В) (диск «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой)

Прослушивание аудизаписи стихотворения.

Учитель: Какие чувства вызвали у вас эти строки?

( Чувства сопереживания, любви к Родине, гордость за Родину, людей, которые встали на её защиту).

Пробное действие:

Прочитайте этот отрывок выразительно, правильно подобрав интонацию:

  • Упражнение «Птичий базар»- чтение вполголоса с ускорением темпа, с интонацией восхищения, с целью побуждения к действию —
  • Инд. чтение — прочитает_______________________
    • РождественсогоРРождественсогоождественсого

Г) Анализ лирического произведения. Фронтальный опрос.

•Определите тему текста. (О войне)

•Назовите главную мысль цитатой из стихотворения (Самое лучшее и дорогое-Родина)

•Определите жанр текста. Стихотворение

•Назовите героя текста. Родина, народ-герой

•Объясните значение слова «реквием».

Д) Кадр презентации № 7 Какое предложение по цели высказывания вы видите? О чем просит нас поэт?

Учитель читает последнюю главу Реквиема и обращается к детям:

-Что помнят старшие в ваших семьях об этой войне?

— Какая история вашей семьи связана с историей Великой Отечественной войны? (Ответы____________________________________

Е) Кадры презентации 8-11

Представление материала из работы Афониной Варвары о памятнике – Мемориале «Вечный огонь» в г. Бугульме.

IV. Рефлексия. Работа в паре с карандашом. Работа с иллюстрациями на развороте с.78-79

Задание.

1.Прочитайте текст про себя.

2.К репродукции какого художника относится текст?

3.Художник находился рядом с матросами, защищавшими Севастополь? Чем можете это доказать? Подчеркни выбранное предложение для доказательства.

Текст для чтения.

На развороте с.78-79 есть фотографии и репродукции картин художников..

Александр Александрович Дейнека Оборона Севастополя.

На багровом фоне горящего города четко вырисовываются белые фигуры моряков с вдохновенными лицами, идущие в последнюю атаку против напирающей безликой массы гитлеровцев, с их ровной линией штыков. Позади море и отступать некуда.

Александр Александрович Дейнека замечательный русский художник, много лет живший в Севастополе и который любил этот город. Однажды, в 1942 году ему показали фото из немецкой газеты, в котором были показаны развалины Севастополя, из которых было ясно, какие жестокие бои вели защитники Севастополя.

С 12 сентября 1941 по 9 июля 1942 года Красная армия начала вести битву за Крым и Севастополь. Было много причин того, что врагам удалось в конце концов овладеть Крымом и Севастополем, но стратегически эта проигранная нами битва легла в основу будущих побед.

Красная армия освободила Севастополь в течение двенадцати дней, тогда как немцы штурмовали город 250 суток. Гитлер приказывал удержать Крым во что бы то ни стало.

Дейнека изобразил трагический конец обороны Севастополя, когда последние моряки, в чистых робах, (по старинному обычаю идущие на смерть должны переодеться во все чистое), ведут последний, безнадежный бой у самой кромки воды. Уже немецкие танки прорвались к самой воде, «но штыки горячие бьют не наугад, их в живых осталось семеро ребят».

Картина Дейнека является одним из самых ярких документов эпохи, пусть это не иллюстрация к конкретному эпизоду обороны Севастополя, ясно так же, что в таком аду не могут остаться белоснежными одежды матросов, но она является одной из наиболее драматичных картин всего российского искусства. Работа была начата в феврале 1942 года, а закончил он её осенью того же года к выставке «Великая Отечественная война».

Шла война и художник никак не мог найти подходящую натуру для центральной фигуры моряка с гранатой и он пригласил на эту роль девушку-физкультурницу с подходящим телосложением. Картина производит сильнейшее впечатление трагизмом происходящего, мужеством наших бойцов, их презрением к смерти и желанием нанести как можно больший урон наступающему врагу.

V. Можно ли утверждать, что тема стихотворения Р. И. Рождественского «Реквием» посвящена только Великой Отечественной войне? Обоснуйте своё мнение.

Диагностическая работа:<\p>

Фронтальная работа:

1.С каким событием в истории нашего Отечества 1240 года связано имя А. Невского?

Александр Ярославич — новгородский князь. Освободил рус­скую землю от тевтонских рыцарей. В 19 лет (в 1242 году) одер­жал первую значительную победу над шведами в устье реки Не­вы. За эту победу князя Александра стали называть Невским, а битву на Чудском озере — Ледовым побоищем. (Ледовое побоище)

Дмитрий Иванович — князь московский. На Кули­ковом поле, за Доном, князь Дмитрий разгромил татарское войско, за что был назван Донским.

2.В каком веке состоялась эта битва? (В 1380 году)

Русские защищали свою Родину и это придавало им особые си­лы. Бородинское сражение состоялось 26 августа (7 сентября) 1812 года у села Бородино, в 125 км на запад от Москвы. Рус­ской армией командовал генерал­фельдмаршал Михаил Илла­рионович Кутузов.

3. Бородинское сражение — крупнейшее сражение года между русскими и французскими армиями. В какой войне это сражение стало решающим? (Отечественная война 1812 года)

Индивидуальный опрос. Взаимопроверка (работа в парах). Карточка№ 2. 7 минут

КАРТОЧКА 2 (для индивидуальной работы) ЭТАЛОН для взаимопроверки

1. Подберите к каждой пословице её продолжение и укажите его стрелочкой. Напишите те пословицы, в которых гово­риться о любви к Родине.

Велика святорусская земля, тот истинный герой

Родина краше солнца, не сохраняя её историю

Кто за Родину горой, и стены помогают

Нельзя любить Родину, а везде солнышко

Всякому мила своя сторона

В своём доме дороже золота

Максимальное количество баллов- 6

2. Определите автора для каждого названия произведения и поставь ту же цифру.

1

«Реквием» Ф. Н. Глинка

2

2

3

«Солдатская песнь» А. С. Старостин

3

4

«Куликовская битва» Н. П. Кончаловская

1

«Слово о побоище ледовом» Р. И. Рождественский

4

Подчеркни новое произведение.

Максимальное количество баллов-4

3. Подчеркни синонимы к слову Родина – Отечество, родня, Отчизна, держава, россы.

Максимальное количество баллов-3

4. Соотнесите имя полководца и битву, которой он руководил, и укажите стрелочкой.

Куликовская битва Александр Невский

Бородинское сражение Дмитрий Донской

Ледовое по­боище М. И. Кутузов

Максимальное количество баллов-3

Критерии оценивания

Каждый правильный ответ-1 балл. В задании 16 верных слов ответов.

«5» — 15-16 верных ответов

«4» — 11-14 верных ответов

«3» — 8-10 верных ответов

VI. Подведение итогов урока. Самоанализ.

Случайно ли войны 1812 года, 1941-45 г.г. названы Отечественными?

Продолжи одно из начатых предложений:

1.Сегодня на уроке я узнал(а) о

2.После урока мне захотелось

А)Прочитать книги о

Б) Исследовать материал о

3.Сегодня на уроке я сумел (а)

4.На уроке я похвалил бы себя за:

  • Представление материала по теме урока
  • За выразительное чтение стихотворения
  • За хорошо выполненную проверочную работу.

Домашнее задание —1. Проведите исследование жизни вашей семьи в годы Великой Отечественной войны, оформите и представьте его.

2. Выразительно читать стихотворение, читать материал о Великой Отечественной войне в учебнике окружающего мира с.140-146, рассказы о войне.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeklassi/uroki/konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-r-rozhdiestvienskii-riekviiem

Урок чтения в 4 классе по теме «Обобщающий урок по разделу «О Родине, о подвигах, о славе»

Михаил Илларионович Кутузов (1745—1813) – великий русский полководец.

Михаил Кутузов (Голенищев-Кутузов) родился в Санкт – Петербурге 5 (16) сентября 1945 года в дворянской семье, имевшей родовые корни на новгородской земле. Его отец, военный инженер, генерал-поручик и сенатор, оказал большое влияние на образование и воспитание сына.

Михаил рано научился ходить и говорить, отличался крепким телосложением.

Благодаря отцу и дяде,

Ивану Логиновичу

Голенищеву-Кутузову

Михаил получил хорошее

домашнее образование,

овладел французским и немецким языками, много читал.

12-летний Михаил после сдачи экзамена в 1759 г. был зачислен капралом в Соединенную Артиллерийскую и Инженерную дворянскую школу.

Окончив школу, М.И.Кутузов остался преподавать математику, и вскоре стал флигель-адъютантом, а позже – капитаном, командиром роты.

Недолго покомандовав отрядами, он был переведён в армию Румянцева, которая вела войну с Турцией.

Под руководством генерал-фельдмаршала, а также Суворова, Кутузов получил несравненный военный опыт. Начав войну офицером, вскоре он получил звание подполковника.

Во время Русско-турецких войн храбрый и неустрашимый Кутузов дважды был тяжело ранен в голову (в 1774 и в 1788 г.).

Врач так сказал об этих ранах:

Должно полагать, что судьба назначает Кутузова к чему-то великому, потому что он остался жить после двух смертельных ранений в голову”.

В начале Отечественной войны 1812 года Кутузов был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения.

После оставления русскими войсками Смоленска Кутузов назначен 8 августа главнокомандующим русской армии.

Прибыв 17 августа в армию, Кутузов принял решение дать 26 августа генеральное сражение войскам Наполеона под Бородином.

Рано утром 7 сентября 1812 года завязалась великая Бородинская битва. В течение 6 часов русские войска отбивали ожесточенные атаки противника.

Во время этого сражения французские войска понесли большие потери, но и российская армия потеряла практически половину личного состава войск. Погибло свыше 38 тысяч русских солдат и 58 тысяч французских.

Бородинская битва 1812 года – одно из крупнейших сражений эпохи Наполеоновских войн.

После Бородинского сражения русская армия отошла к Москве и ранним утром 1 (13) сентября расположилась у небольшой подмосковной деревни Фили.

В Филях состоялся созванный М. И. Кутузовым военный совет для решения вопроса: дать ли сражение под Москвой или, в целях сохранения армии, оставить город без боя.

Последнего слова ждали от М. И. Кутузова. Выслушав всех присутствующих, главнокомандующий принял решение отступать.

«С потерею Москвы не потеряна еще Россия» , — заявил он. Это было последнее отступление русской армии в Отечественной войне 1812 г.Благодаря стратегическому плану Кутузова, победа была достигнута с минимальными потерями.

Кутузов обладал ясным и тонким умом, твердой волей, глубокими военными познаниями и обширным боевым опытом.

Как стратег, он всегда старался изучить своего противника, умел учесть все элементы обстановки и неуклонно стремился к достижению намеченной цели. Главная особенность его военного таланта — осторожность.

Глубоко обдумывая каждый свой шаг, он старался брать хитростью там, где применение силы было нецелесообразно.

Кутузов понимал душу русского солдата, умел поднимать его дух. Солдаты любили и уважали его.

Читайте также:  Внеклассное занятие на тему: вежливость, 3 - 4 класс

Сидя в кругу солдат на соломе и разделяя с ними пищу, он приговаривал: «Хлеб да вода — солдатская еда!»

В начале 1813 года Кутузов руководил военными действиями на территории Польши и Пруссии с целью завершения разгрома остатков наполеоновской армии и освобождения народов Европы от ига Наполеона. 5 апреля 1813 года главнокомандующий простудился и слёг в небольшом городке Бунцлау.

16 (28) апреля 1813 г., князя Кутузова не стало. Тело его было забальзамировано и отправлено

в Санкт — Петербург , где погребено в Казанском соборе .

А.С.Пушкин говорил, что великий военачальник Кутузов целиком и полностью оправдал все надежды, возложенные на него народом. Знаменитого полководца народ до сих пор вспоминает как достойного и уважаемого человека, который сделал для своей страны все, что мог и даже больше.

В честь М. И. Кутузова назван один из крейсеров ВМФ.

Именем М. И. Кутузова назван астероид 2492 Кутузов.

Во многих городах России есть памятники и улицы, названные в честь М. И. Кутузова.

Во время Великой Отечественной войны были учреждены ордена Кутузова 1-й, 2-й (29 июля 1942) и 3-й (8 февраля 1943) степени.

Автор презентации

Источники текстовой информации.

http://napoleonbonapart.narod.ru/kutuzow.htm

http://www.sotabook.ru/avtor/12/107.htm

http://dilet.narod.ru/days/bio/000216.html

http://dostavka-portretov.ru/info-kutuzovmi.html

http://biography.yaxy.ru/01111070.htm

http://www.prlib.ru/History/Pages/Item.aspx?itemid=248

http://www.calend.ru/event/4315/

Источники фото и иллюстраций

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/0d/Kutuzov_by_Volkov.jpg

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/46/Battle_of_Borodino_fragment_2.jpg

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/b1/Kutuzov1.jpg

http://www.museum.ru/1812/persons/RUSS/pic/pic_g23b.jpg

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/9e/Kutuzov2_by_Daw.jpgПортрет М. И. Кутузова. Д. Доу, 1829

http://dlm3.meta.ua/pic/0/52/27/w5FACFoQ9o.jpg

http://www.old.kurskcity.ru/events/k_270.jpg

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/61/Kutuzovborodino.jpg

http://pastuhova-diplom.ru/assets/images/orden_kytyzova.JPEG

http://www.v-zn.ru/arhiv/Polkov06.jpg

http://kaplyasveta.ru/wp-content/uploads/2011/04/savrasov-dom-sovetov.jpg

http://www.amic.ru/images/gallery_07-2011/640.777_31.JPG

http://gallerix.ru/pic/Hermitage-9/image/glrx-251144409.JPG

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/0a/Kutuzov_burial.jpg

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/df/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%9C.%D0%98._%D0%9A%D1%83%D1%82%D1%83%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D1%83_donor.tiras.biz.jpg

http://www.warandpeace.sch867.edusite.ru/img/56964108_fili.jpg

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/8f/1000_Kutuzov.jpg

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/a/ac/Kutuzov_moscow.jpg

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/3a/Koetoezov_kazan.jpg

Источник: https://multiurok.ru/files/urok-chtieniia-v-4-klassie-po-tiemie-obobshchaiush.html

Ктп по литературному чтению 4 класс. программа » перспектива». учебник » литературное чтение» л. ф. климанова, л. а. виноградская, в. г. горецкий

Программа ориентирована на использование УМК « Перспектива» под редакцией Л. Ф. Климановой. Учебно-методический комплект входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации на 2015- 2016 учебный год.

Литературное чтение – один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении: изучение литературно – художественных произведений и освоение речевых навыков и умений.

Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно – речевого навыка, от которого зависит развитие ребёнка и его успешность обучения по другим дисциплина Цели обучения литературному чтению на 2015- 2016 учебный год -целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения; приобщение ребенка к литературе как искусству слова; -духовно-нравственное совершенствование личности, формирование позитивного мировосприятия и расширение познавательных возможностей младших школьников. Задачи: — развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное, — учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление, — формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление, — развивать поэтический слух, — формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, — обогащать чувственный опыт ребёнка, — формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, — расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, — обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.

Учебный предмет является приоритетным для формирования познавательных, коммуникативных, личностных и регулятивных УУД (смотреть в тематическом планировании). Содержание учебного предмета в целом и формирование УУД представлены в тематическом планировании. Содержание учебного предмета «Литературное чтение» способствует реализации программы духовно-нравственного развития ООП за счет предметного содержания речи, а именно, в процессе общения на уроке, чтения и обсуждения текстов вырабатывается дружелюбное отношение и толерантность к представителям других стран и их культуре. Содержание учебного предмета «Литературное чтение» способствует реализации программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Формируемые ценности: природа, здоровье, экологическая культура, экологически безопасное поведение. Виды учебной деятельности, используемые на уроках: ролевые игры, проблемные задачи, проектная деятельность, организации динамических пауз, физкультминуток, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности. Основное содержание программы «Формирование ИКТ — компетентности обучающихся ООП НОО реализуется средствами различных учебных предметов, в том числе и в литературном чтении. В данной рабочей программе

37 Дмитрий Донской. Куликовская битва 10.11 Знакомство с Дмитрием Донским как исторической личностью(характеристика героя); умение по выставке книг определить тему урока; историческое значение Куликовской битвы. Объяснение лексического значения слов с помощью словаря учебника и Толкового словаря. Составление сообщения «Почему воины любили и уважали князя Дмитрия Донского» (черты его характера). Подбирать близкие по смыслу слова к слову «Родина».Сравнивать тексты о Ро­дине: смысл текстов.Работа в группе, коллективная проверка, взаимопроверка, индивидуальная работа. Найти материал о Куликовской битве (энциклопедия, интернет).
38 Историческая песня. Ф. Глинка «Солдатская песнь» 11.11 Знакомство с произведением Глинки; знакомство с М. Кутузовым как исторической личностью; составление рассказа о войне 1812 года; Бородинское сражение – подвиг Русского народа. Объяснение лексического значения слов с помощью словаря учебника и Толкового словаря. Предварительная работа по составлению рассказа о войне 1812 года. Называть особенности историче­ской песни.Определять ритм стихотворения.Читать выра­зительно с опорой на ритм стихотворения. Работа в группе, коллективная проверка, взаимопроверка, индивидуальная работа. Составить рассказ о войне 1812 года.
39 Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Р. Рождественский «Реквием» 14.11 Знакомство с произведением Р. Рождественского ; осмысление «Что значит для меня Родина»; воспитание патриотизма, чувства гордости за Родину; умение анализировать лирический текст. Объяснение лексического значения слов с помощью словаря учебника и Толкового словаря. Составление пословиц из частей, объяснение их смысла. Письменная и устная презентация с опорой на тезисы на ПК Находить в научно — познавательной литературе необходимую информацию для подготовки сообщения. Работа в группе, коллективная проверка, взаимопроверка, индивидуальная работа. Найти и прочитать произведений о Великой Отечественной войне.
40 А. Приставкин «Портрет отца». В. Костецкий «Возвращение» 16.11 Знакомство с произведением Приставкина; сравнение произведений разных жанров; составление рассказа по картине. Объяснение лексического значения слов с помощью словаря учебника и Толкового словаря. Составление небольшого рассказа по репродукции картины В. Костецкого «Возвращение». Рассказывать о картине, об изобра­жённом на ней событии.Выполнять твор­ческий пересказ;рассказывать от лица разных героев произведения.Работа в группе, коллективная проверка, взаимопроверка, индивидуальная работа. Найти и прочитать другие произведения А. Приставкина.

Если вам понравилась методическая разработка, лучший способ сказать cпасибо
— это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях 🙂

Следующая статьяКонспект урока с презентацией на тему Проектно – исследовательская деятельность на уроке литературного чтения по рассказу А.П. Гайдара «Чук и Гек». Предыдущая статьяИгра «Самый умный» по книге «В океане света» первая часть 4 класс

Также вас может заинтересовать

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем).

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/chtenie/158329-ktp-po-literaturnomu-chteniju-4-klass-program/page-8.html

Великий сын России. Ф.Н. Глинка

Краткое описание

  Основными целями данного мероприятия являются ознакомление  обучающихся с жизнью и творчеством Ф.Н.

Глинки, развитие эстетических чувств учащихся, навыков выразительного чтения,  формирование положительных эмоций, воспитание  нравственности, патриотизма, интереса к истории своего Отечества и родного края.    Мероприятие рассчитано на обучающихся 9-10 классов.

Описание

Тема мероприятия: Великий сын России. Ф.Н.Глинка.
Цели мероприятия: — познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Ф.Н. Глинки; — развивать навыки выступления перед аудитроией; — развивать навыки выразительного чтения; — развивать навыки слушать выступающих; — развивать эстетические чувства обучающихся; — формировать положительные эмоции; — воспитывать нравственность, патриотизм, интерес к истории своего Отечества и родного края; — осуществлять межпредметные связи.

Оборудование мероприятия:

— портрет Ф.Н. Глинки; — презентация.

1-ый ведущий

Мы собрались на литературный праздник в канун Дня защитника Отечества. К сожалению, нашему народу, воинству неоднократно пришлось защищать Родину от врагов. Много героических страниц вписано в историю нашего государства. Одна из самых ярких, значительных – война с Наполеоновской Францией, Отечественная война 1812.

Она отмечена в истории высо­чайшим проявлением народного патриотизма. В борьбу с захватчиками вступила не только регулярная армия, но и весь народ, в том числе и наши писатели. Почти все русские литераторы той эпохи, способные держать оружие вступили в действующую армию.

Это были истинные сыны России, патриоты, которые не только сражались с врагом, но и воспели подвиг русского солдата в своих произведениях. Таких писателей было много. К их числу принадлежит и Федор Николаевич Глинка, талантливый писатель, герой Отечественной войны 1812 года, декабрист, учёный.

Его жизненный путь с полным правом можно назвать служением Отечеству.

2-й ведущий

Родился Федор Николаевич Глинка 8 июня 1786 года в имении Сутоки Смоленской губернии. Окончив в 1803 году кадетский корпус, он в чине прапорщика начал службу в Апшеронском полку. Федор Николаевич принял непосредственное участие в войне 1805-1806 годов, сражался под Аустерлицем.

После завершения военной кампании он по болезни ушел в отставку и поселился в смоленской деревне, отдавшись полностью литературе. В 1808 году в Москве была опубликована его книга «Письма русского офицера о Польше, Австрийских владениях и Венгрии с подробным описанием похода россиян противу французов в 1805 и 1806 гг.».

Это произведение пользовалось большой популярностью у русских читателей. В 1810-1811 году Глинка совершил поездку по губерниям Центральной России, впечатление от которого отразил в книге «Мечтание на брегах Волги».

Во время этой поездки он впервые побывал в Твери и описал её достопримечательности, не подозревая, что через много лет породнится с ней навсегда.

3-й ведущий

Отечественная война 1812 года застала Глинку в родовом имении под Смоленском. 10 мая он записывает в дневнике: «Нет! Русские не выдадут земли своей! Не достанет воинов, всяк из нас будет одною рукой водить соху, а другою сражаться за Отечество!». Его стихи этого периода зазвучали как призыв к оружию, призыв к борьбе за свободу и независимость Отечества!
Чтец Раздался звук трубы военной, Гремит сквозь бури бранный гром: Народ, развратом воспоенный, Грозит нам рабством и ярмом! Теперь ли нам дремать в покое, России верные сыны! Пойдем, сомкнемся в ратном строе, Пойдем — и в ужасах войны Друзьям, отечеству, народу Отыщем славу и свободу Иль все падем в родных полях! Что лучше: жизнь—где узы плена, Иль смерть—где русские знамена? В героях быть или в рабах?

1-ый ведущий

 С приближением неприятеля он добровольно присоединяется к отступающей русской армии. Все документы Глинки сгорели, и никто в неразберихе отступления не знал, что это офицер и дворянин. Он выполнял все солдатские обязанности и ходил в бой как рядовой. Мысли и чувства русского солдата он передал в стихотворении «Солдатская песнь, сочинённая и петая во время соединения войск у города Смоленска в июле 1812 года».
Чтец Вспомним, братцы, россов славу И пойдем врагов разить! Защитим свою державу: Лучше смерть—чем в рабстве жить. Мы вперед, вперед, ребята, С богом, верой и штыком! Вера нам и верность свята: Победим или умрем! Под смоленскими стенами, Здесь, России у дверей, Стать и биться нам с врагами!.. Не пропустим злых зверей! Вот рыдают наши жены, Девы, старцы вопиют, Что злодеи разъяренны Меч и пламень к ним несут. Враг строптивый мещет громы, Храмов божьих не щадит; Топчет нивы, палит домы, Змеем лютым в Русь летит! Русь святую разоряет!.. Нет уж сил владеть собой: Бранный жар в крови пылает, Сердце просится на бой! Мы вперед, вперед, ребята, С богом, верой и штыком! Вера нам и верность свята: Победим или умрем!

Читайте также:  Аджика на зиму

2-й ведущий

Рядовым солдатом участвовал Федор Николаевич Глинка в Бородинском сражении. «Быть кровавому бою, быть великому сражению! – запишет в своем дневнике Фёдор Глинка 17 августа, приближаясь к Бородино. – Всякой раз, когда, идя с солдатами во время ночных переходов, завожу с ними разговор или слушаю их разговоры, то во всех поступках их замечаю ревностное и пламенное желание стать и сражаться. Горящие окрестности, разоряемые церкви, поруганная Святыня и стон жителей с неизъяснимою силою действуют на души их. О! как добры и благочестивы солдаты русские!»
Чтец Друзья! Мы на брегах Колочи, Врагов к нам близок стан; Мы сну не покоряем очи, Не слышим боли ран!.. Друзья, бодрей! Друзья, смелей! Не до покоя нам! Идет злодей, грозит злодей Москвы златым верхам!.. Славян сыны! Войны сыны! Не выдадим Москвы! Спасем мы честь родной страны Иль сложим здесь главы!.. Уж гул в полях, уж шум слышней! День близок роковой… Заря светлей, огни бледней… Нас кличет враг на бой! Идет на нас, к нему пойдем В широкие поля; Прими ты нас, когда падем, Родимая земля!..

3-й ведущий

Силу и уверенность в победе черпали воины в любви к свой земле, своей истории, своим песням.

 Школьным вокальным ансамблем исполняется песня «Солдатушки, бравы ребятушки».

1-й ведущий Федор Николаевич Глинка был очевидцем пожара Москвы. Эта страшная картина навсегда осталась в памяти поэта. Во многих его стихах звучат боль и гордость за не покорившийся врагу древний русский город.

Чтец

Город чудный, город древний, Ты вместил в свои концы И посады, и деревни, И палаты, и дворцы! Опоясан лентой пашен, Весь пестреешь ты в садах…

Сколько храмов, сколько башен На семи твоих холмах! Ты, как мученик, горела, Белокаменная! И река в тебе кипела Бурнопламенная! И под пеплом ты лежала Полоненною, И из пепла ты восстала Неизменною! Процветай же славой вечной, Город храмов и палат, Град срединный, град сердечный, Коренной России град!

1-й ведущий

После Бородинского сражения Федор Николаевич Глинка участвовал в боях при Тарутине. В Тарутинском лагере генерал М.А. Милорадович, знавший Глинку ещё в кадетском корпусе, сделал его своим адъютантом.

Офицером – от поручика до полковника — он участвовал во всех боевых действиях в первых рядах наступающей русской армии – от Малоярославца до Торжка. С русскими войсками дошел до Парижа.

В конце войны полковник Глинка был награждён золотым оружием с надписью «За храбрость» и прусским орденом «За военные заслуги».

2-й ведущий

В 1816 Федор Николаевич был переведён в гвардию, в Измайловский полк, служил в штабе полка. В это время при штабе образовались библиотека и «Общество военных людей», а вскоре начал выходить и «Военный журнал», редактором которого стал Глинка. Большое участие он принимал и в «Вольном обществе любителей российской словесности».

Он пишет историю минувшей войны, издает второй том книги «Письма русского офицера» Эти письма принесли ему литературную известность. В 1818 году выходит и его поэтический сборник «Подарок русскому солдату», многие стихотворения, вошедшие в этот сборник, были написаны прямо на поле брани.

Немало книг написал Глинка для простого народа: «Лука да Марья» «Зиновий Богдан Хмельницкий».

3-й ведущий

Особую любовь питал Федор Николаевич к поэзии. Стихотворения Ф.Н. Глинки разных лет наполнены философскими размышлениями о смысле жизни, единении человека и природы.

Чтец

Все сущности вместив в себе природы, Я был ее устами и умом; Я в ней читал все символы, все буквы, И за нее я с Богом говорил… Она, немая, чувствовала только, А я один владел двумя дарами: В устах носил алмаз живого слова, А в голове луч вечный истин, мысль!.. Я постигал непостижимость время И проникал все сущности вещей, И обнимал сознанием пространство… Я утопал в гармонии вселенной И отражал вселенную в себе. 3-й ведущий Многие стихотворения Ф.Н.Глинки: «Тройка», «Узник» — стали популярными народными песнями.

 Школьным вокальным ансамблем исполняется песня «Тройка».

1-ый ведущий
Будучи сторонником конституционной монархии, Ф.Н. Глинка участвовал в деятельности тайных декабристских обществ, но в 1821 году отошёл от них. Однако 25 декабря 1825 г. он был арестован и заточен в Петропавловскую крепость. При встрече с Глинкой Николай I произнёс: «Глинка, ты совершенно чист, но всё-таки тебе надо окончательно очиститься». 9 июля 1826 г. Федор Николаевич получил служебную отставку и был сослан в Олонецкую губернию. В Петрозаводске, работая в губернском правлении, Глинка занимался исследованием Олонецкой губернии, жизни карелов, природы края, изучал этнографию и фольклор Карелии, перевёл на русский язык карело-финский эпос «Калевала», создал поэмы «Дева карельских лесов» и «Карелия, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой». Во второй из них А.С. Пушкин отметил «свежесть живописи» при описании северной природы и народного быта. В Кареле рано над лесами Сребро и бисеры блестят, И с желтым златом, полосами, Оттенки алые горят, И тихо озера лежат На рудяных своих постелях. Уж сосны золотятся днем, И с красногрудым снегирем Клесты кричат на острых елях…

2й ведущий

В 1830 году Глинка был переведён в Тверь и определён на службу в губернское правление. Тогда-то поэта и посетил А.С. Пушкин, приехавший в Тверь вместе с П.А. Вяземским.

Глинка и Пушкин познакомились после окончания Пушкиным лицея. Когда в апреле 1820 г. поэту грозила ссылка, Глинка пытался помочь ему при посредничестве Милорадовича. Своё сочувствие к судьбе А.С.

Пушкина Фёдор Николаевич выразил в стихах.

Чтец

О Пушкин, Пушкин! Кто тебя Учил пленять в стихах чудесных? Какой из жителей небесных, Тебя младенцем полюбя, Лелея, баял в колыбели?.. И вырос ты, резвился вволю, И взрос с тобою дар богов: И вот, блажа беспечну долю, Поешь ты радость и любовь, Поешь утехи, наслажденья, И топот коней, гром сраженья, И чары ведьм и колдунов, И русских витязей забавы… Склонясь под дубы величавы, Лишь ты запел, младой певец, И добрый дух седой дубравы, Старинных дел, старинной славы Певцу младому вьет венец! И всё былое обновилось: Воскресла в песне старина, И песнь волшебного полна! И боязливая луна За облак дымный хоронилась И молча в песнь твою влюбилась… Судьбы и времени седого Не бойся, молодой певец! Следы исчезнут поколений, Но жив талант, бессмертен гений!.. 2-й ведущий До Пушкина дошли стихи Глинки, и в июле 1821 года он писал брату из Кишинева: «Если ты его увидишь, обними его братски, скажи ему, что он славная душа — и что я люблю его…», а в ответном послании «Когда средь оргий жизни шумной…» назвал Глинку «великодушным гражданином» и Аристидом (государственный деятель Афинской республики, известный своей справедливостью и честностью).

3-ий ведущий

В Твери Федор Николаевич вскоре женился на Авдотье Павловне Голенищевой-Кутузовой. Она была богата, а Глинка беден. В одном из писем к будущей жене он писал: «…я сказал Вашей матушке: «Вы отдаёте дочь Вашу за нищего».

Но он был признанным литератором, а Авдотья Павловна мечтала о литературных трудах. Супруги очень любили и уважали друг друга. Они прожили душа в душу более 30 лет. Свой брак Фёдор Николаевич считал судьбоносным.

2-й ведущий

Живя в Москве и Петербурге, Глинки часто наезжали в Тверь и в имение Кузнецово Бежецкого уезда. По поручению Географического общества Глинка провёл исследование курганов и древних захоронений в районе Алаунских высот. Его работа «О древностях в Тверской Карелии» получила премию Географического общества. В начале 1860-х гг. Глинки навсегда поселились в Твери.

В 1863 году умерла Авдотья Павловна. Для 77-летнего Федора Николаевича её смерть была тяжёлым ударом, но он сумел сохранить доброту, энергию, подвижность. Глинку избирают гласным Тверской думы. Он продолжает начатую женой работу в обществе помощи бедным «Доброхотная копейка». Ф.Н. Глинка был также одним из инициаторов создания Тверского музея.

Дом Глинки был один из центров общественной жизни Твери. Здесь бывали писатели, учёные–краеведы, чиновники всех рангов. В этом доме Ф.Н.Глинка и скончался в феврале 1880 года.

Похоронили Фёдора Николаевича на кладбище Желтикова монастыря, рядом с Авдотьей Павловной, с воинскими почестями: над могилой героя Отечественной войны, полковника Глинки был произведён ружейный салют.

3-й ведущий

В памяти благодарных потомков Федор Николаевич Глинка навсегда сохранится как талантливый поэт, храбрый воин, защитник государства Российского, истинный патриот, и гражданин нашего великого Отечества! Федору Николаевичу Глинке, великому сыну Росси, всем героям войны 1812 года посвящается песня из кинофильма «О добром гусаре замолвите слово»

 Песню исполняет учитель школы.

Список литературы

  1. Глинка Ф.Н. Стихотворения. М, 1984.
  2. Зверев В. Великодушный гражданин. Глинка Ф.Н. Письма к другу. М., 1990
  3. Ильин М.А. Служа Отечеству: к 200-летию со дня рождения Ф.Н. Глинки. Тверь, 2003
  4. Русские писатели. Биобиблиографический словарь под редакцией Николаева П.А., М, Просвещение, 1990.

Адреса использованных сайтов
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%EB%E8%ED%EA%E0,_Ը%E4%EE%F0_%CD%E8%EA%EE%EB%E0%E5%E2%E8%F7
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d8/F_Glinka.jpg/220px-F_Glinka.jpg
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/7f/Глинка_ФН.jpg/220px-Глинка_ФН.jpg
http://www.hrono.ru/biograf/bio_g/glinka_fn.php
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/35681/Глинка
http://www.rulex.ru/01040164.htm
http://rupoem.ru/glinka/all.aspx
http://litmap.tvercult.ru/litmaptver_00_02_glinka.htm
http://litmap.tvercult.ru/foto/glinka_f_01.jpg
http://www.karvin.ru/histori/liberi/Glinka/
http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=93118863-06-72&n=21
http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=164889069-60-72&n=21
http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=138536390-10-72&n=21
http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=149216291-10-72&n=21
http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=160440990-06-72&n=21
http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=307611733-65-72&n=21
http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=452038120-56-72&n=21
http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=156388871-22-72&n=21
http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=334291257-01-72&n=21
http://images.yandex.ru/yandsearch?p=1&text=%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%89%D0%B5%D0%B2%D0%B0-%D0%BA%D1%83%D1%82%D1%83%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B0%20%D1%84.%20%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&fp=1&img_url=http%3A%2F%2Fwww.nearyou.ru%2Fsokolov%2Fhitrovo.jpg&pos=48&uinfo=ww-1263-wh-687-fw-1038-fh-481-pd-1&rpt=simage
http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=481214424-06-72&n=21
http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=131669792-64-72&n=21
http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=316348942-02-72&n=21
http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=346044090-41-72&n=21

Источник: https://www.UchMet.ru/library/material/162737/

Ссылка на основную публикацию