Театрализованная викторина для начальной школы по сказкам пушкина

Театрализованная викторина по сказкам А.С.Пушкина

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Верх – Катунская средняя общеобразовательная школа»

Окружной конкурс методических разработок посвященный

Году Литературы в России.

Театрализованная викторина. 

Путешествие в страну сказок А.С.Пушкина.

Внеклассное мероприятие для учащихся 3-4 классов.

Учитель начальных классов:

Дарманчева М.Ф.

2015

Цель:

— развитие творческих способностей детей, самостоятельной творческой деятельности;

— приобщение детей к литературно-театральному творчеству

Задачи:

— закрепить интерес к творчеству писателя;

— развитие знаний об общении литературы с другими видами искусства;

— развитие навыков художественного освоения действительности;

—  развитие наблюдательности, внимания к окружающему миру.

Форма проведения: театрализованная викторина.

Предварительная подготовка:

1. За неделю до мероприятия было дано задание учащимся 3-4 классов, прочитать сказки А.С.Пушкина.

2. Нарисовать иллюстрации или сделать поделки к наиболее понравившимся произведениям.

3. Приготовить костюмы и инвентарь (герои сказок)

4. Изготовление жетонов.

5. Изготовление медалей.

Оформление зала: портрет А.С. Пушкина, его книги, выставки рисунков, поделок учащихся иллюстрирующих его произведения. Место действия декорировано по пушкинскому описанию Лукоморья — поляна у зеленого дуба. 

Помощь:

Находящиеся в зале учителя или учащиеся старших классов – помощники ведущего раздают за правильные ответы жетоны, которые подсчитываются в конце мероприятия и по которым определяются победители (всего 3 человека). В случае равенства призовых очков у двух и более участников между ними проводятся дополнительные конкурсы. 

Победители викторины награждаются медалями с надписью «Знатоку сказок А.С. Пушкина» I, II и III степени, памятными сувенирами.  Конкурс рисунков и поделок оценивается дополнительно.

Путешествие в страну сказок А.С.Пушкина. Звучит фонограмма «У лукоморья» в исполнении детского хора или вокальной группы. Ведущий: Ветер по морю гуляет, Дует в паруса. Никогда не перестанем Верить в чудеса.

 Где царевна оживает Злу наперекор, Где красавиц похищает Мрачный Черномор, Где Балда с чертями спорит, Белочка поет, Где разбитые корыта Рыбка раздает, Где шумит волна морская, Нас туда зовет Лукоморье, цепь златая И ученый кот. Кот (из-за декорации): Мурр-мяу! (Появляясь.) Здравствуйте, ребята! Пришел я к вам, да не один. Со мной герои ваших любимых сказок.

Я не ошибся? Ведь вы любите читать и слушать сказки? (Ответ зрителей.) Сейчас проверю. Ребята назовите персонажей сказок обладающих волшебной силой (колдун, золотая рыбка, чёрт).

А из какой сказки эти строки?

«В синем море звёзды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идёт

Бочка по морю плывёт» (Сказка о царе Салтане)

Молодцы ребята справились с разминкой!

(Звучит музыка.) Мурр-мяу! Сказка, начинайся! Первый гость, появляйся!Входит Царица с зеркальцем. Царица (надменно): Здравствуйте! Узнаете меня? (Ответы ребят.) Царица-то, царица! А из какой сказки? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

) А еще в каких сказках Пушкина есть царицы? («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане».) А простое ли у меня зер-кальце?(Ответы ребят.) С какими словами я к нему обращалась? («Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее» и т.д.

) Что ответило мне зеркальце в конце сказки? («Ты прекрасна, слова нет; но царевна все ж милее, все румяней и белее».) Кот провожает царицу на скамеечку под зеленым дубом. Кот: Мурр-мяу! Молодцы, ребята! Эту сказку вы знаете. Мурр-мяу! Сказка, продолжайся! Новый гость, появляйся! Входит Старик с рыболовной сетью.

 Старик (ласково, с небольшим поклоном): Здравствуйте, милостивые государи. Знаком ли я вам? (При варианте ответа зрителей «Дед» Кот вставляет реплику:»Дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает» — и, предлагая еще подумать, добивается правильного ответа.) Как называется моя сказка? (Ответы ребят.

) А сильны ли вы в арифметике? Сколько лет я рыбачил? («Ровно тридцать лет и три года».) Сколько раз за всю сказку ходил я на берег моря? (Шесть.) Старик садится рядом с Царицей. Кот: Мурр-мяу! Молодцы, и эту сказку знаете. Так задам же вопрос потруднее.

Какие сказочные герои Пушкина живут под водой? (Золотая рыбка — «Сказка о рыбаке и рыбке», тридцать три богатыря — «Сказка о царе Салтане…», черти — «Сказка о попе и о работнике его Балде», призрак Рогдая и русалка — «Руслан и Людмила».) К какому из героев обращены слова: «Да вот веревкой хочу море морщить, да вас, проклятое племя, корчить…»? (Балда — черту.)

Мурр-мяу! Раз уж угадали, встречайте нового гостя. Входит Бесенок, вертясь и подмигивая. Бесенок: Мое почтеньице! Старик (испуганно крестясь): Свят, свят, свят, свят… Царица: С нами крестная сила! Я, пожалуй, уйду (уходит из зала или за декорации). Бесенок: Не пугайтесь, я безобидный. (Обращаясь к зрителям.

) Нет ли среди вас Балды? Кто вспомнит, какие состязания были у меня с Балдой? (Кто быстрее обежит вокруг моря, кто дальше бросит палку, кто дальше пронесет кобылу.) За какую плату работал Балда у попа? (В год за три щелчка по лбу.) Какими словами Балды сопровождалась плата? («Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».) Кот: Мурр-мяу! Снова правильные ответы.

Тогда попробуйте догадаться, о каком персонаже сейчас пойдет речь. У него длинная борода, он очень злой, но это не Карабас-Барабас. «В его чудесной бороде таится сила роковая, и, все на свете презирая, доколе борода цела — изменник не страшится зла», — так написал о нем Александр Сергеевич Пушкин. Так кто же это и из какой сказки? (Черномор, «Руслан и Людмила».

) Под «Марш Черномора» из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» входит Черномор. Черномор: Эй, детишки-ребятишки, скажите-ка, какие злодейства на моей совести? (Убийство брата-великана, голове которого он поручил стеречь волшебный меч, похищение Людмилы.) Черномор садится на скамеечку под дубом. Входит Царица, переодетая старушкой, с яблоком.

 Кот: Ой, бабушка пришла, яблочком угощает. А яблочко румяное, наливное. Спасибо, бабушка! Царица: На здоровье, касатик! Кот: Ребята, можно я съем это яблоко? (Нет.) Царица: Почему это нет? (Отравленное.) А откуда вы знаете? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».) Может, я кого-то им уже угощала? (Царевну.

) Кот: Мурр-мяу! Спасибо за угощение! Ну и компания подбирается — черти да бандиты, кроме старика-рыбака, разумеется. Нет ли среди гостей людей поприличнее? Под музыку темы Звездочета из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок» входит Звездочет.Мудрец-звездочет: Здравствуйте, дети! Знаете ли вы меня, из какой я сказки? (Ответы зрителей.

) А скажите мне, что кричал царю Дадону золотой петушок во время опасности? («Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!».) Ребята, а что мне пообещал царь Дадон и не выполнил? («За такое одолженье, — говорит он в восхищенье, — волю первую твою я (царь Дадон) исполню, как свою», но Шамаханскую царицу не подарил.

) А какими словами заканчивается моя сказка? («Сказка ложь, да в ней намек/Добрым молодцам урок».) Старуха (за дверью или за декорациями): Дурачина ты, простофиля! Мудрец-звездочет (обиженно): Это обо мне? Да я умнее всех в сказках! Садится на скамейку у дуба. Старик (крестясь): Свят, свят, свят, свят… Кот: Мурр-мяу! Ребята, кто там идет? (Ответы детей.

) Входит старуха с корытом. Старуха: Да, это я. Угадали. Задам вам трудный вопрос — как начинается моя сказка? («Жил старик со своею старухой у самого синего моря». При вероятном варианте ответа «Жили-были старик со старухой у самого синего моря».

Кот импровизирует: «Жили-были дед да баба, ели кашу с молоком», «Жили-были старик со старухой, не было у них детей, слепили они Снегурочку «, «Жили-были дед да баба, и была у них курочка Ряба», поет: «У моря, у синего моря, где волны шумят на просторе». При затруднении зрителей сам подсказывает правильный ответ.

) А как сказка заканчивается? («На пороге сидит его старуха, а перед нею разбитое корыто».) Верно, ребята. Нескромно я себя вела, теперь так и хожу с корытом. Садится рядом со стариком. Кот: Мурр-мяу! Ребята, не терпится мне пойти направо, только что я при этом должен делать? («Идет направо — песнь заводит».) Правильно! Давайте отгадывать музыкальные загадки.

Читайте также:  Аппликация из макаронных изделий на тему лето

Ведь по сказкам Пушкина написаны оперы. Может, кто-то уже слушал их целиком, а кто-то знаком с ними по фрагментам с уроков музыки. Внимание! Сейчас будет звучать музыка, а вы попробуйте угадать сказку. Звучит фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» — тема «Белка».

 Кот: Мурр-мяу! Молодцы, правильно угадали. (Достает из приготовленной корзины игрушечную белку.) А кто композитор этой оперы? (Римский-Корсаков.) Давайте вспомним, как Пушкин описал белочку: Белка там живет ручная, Зрители продолжают декламировать сами. Да затейница какая! Белка песенки поет Да орешки все грызет, А орешки не простые, Все скорлупки золотые, Ядра — чистый изумруд; Вот что чудом-то зовут… Князь для белочки потом Выстроил хрустальный дом. Караул к нему приставил И притом дьяка заставил Строгий счет орехам весть: Князю прибыль — белке честь. 

Звучит фрагмент той же оперы «Полет шмеля». Кот: Мурр-мяу! Молодцы, верно угадали. (Достает из корзины шмеля.) Тут он очень уменьшился, Шмелем князь оборотился, Полетел и зажужжал; Судно на море догнал, Потихоньку опустился На корму — и в щель забился. 

Кот: Мурр-мяу! Да вы просто молодцы, хорошо подготовились.

Задам ка я вам вопрос на …

Источник: https://www.InfoUroki.net/teatralizovannaya-viktorina-po-skazkam-aspushkina.html

Сайт учителя Судаковой Татьяны Васильевны — Литературная викторина по сказкам А. С. Пушкина

Инструктивно-диагностическая карта.

Образовательная система. Любая.

Образовательные технологии.

  • ИКТ 
  • Игровая технология 
  • Групповые технологии
  • Личностно-ориентированная технология
  • Здоровье сберегающие условия

Цели: 1. Закрепить  знания  учащихся  сказок  А. С. Пушкина. 2. Формировать умение четко и ясно отвечать на поставленные вопросы. 3. Учить работать в команде. 4.

Развивать у детей творческие способности, умение создавать выразительные образы героев сказок, используя различные изобразительные техники. 5. Развивать образное мышление, речь, память. 6. Прививать интерес к предмету. 7.

Воспитывать любовь к чтению.

Оборудование:

  • Экран, проектор, компьютер, презентация Microsoft PowerPoint;
  • по 5 конвертов с одинаковыми  словами для каждой команды;
  • по одному  конверту № 6 с картинками (золотая рыбка, утка, зеркало, расчёска, заяц, волк, белка, птичка, золотой петушок,  курочка) для каждой команды; 
  • таблица (3 шт.) с пронумерованным списком сказок;
  • рисунки детей к сказкам А. С. Пушкина;
  • цветные карандаши, бланки для рефлексии по количеству детей в классе.

Ход викторины:

Вступление.
Учитель: – Велик и разнообразен сказочный мир Александра Сергеевича Пушкина. Наша викторина посвящена сказкам великого русского поэта А. С. Пушкина.

Для каждого русского человека сказки поэта несут доброту, любовь ко всему окружающему миру. (Слайд № 1)
 – Ребята, сегодня мы посмотрим, насколько хорошо вы знаете сказки А. С. Пушкина.

Вам необходимо разделиться на три команды…
За каждый правильный ответ вы будете получать один балл. (Слайд № 2)

Задание 1: – Вспомним названия сказок А. С. Пушкина.
 – Перед вами пять конвертов под номерами. По сигналу каждая команда открывает конверт, читает слова на карточке.

 
 – По данным словам угадайте название сказки А. С. Пушкина. (Слайд № 3) 1. Конверт 1. Корыто, море, изба.

  («Сказка о рыбаке и рыбке»)

Когда одна из команд отгадывает правильный ответ, на экране появляется картинка с изображением угаданной сказки. (Слайд № 4)

2. Конверт 2. Бочка, остров, лебедь. («Сказка о царе Салтане,  о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

(Слайд № 5)

3. Конверт 3. Зеркальце, солнышко, месяц, ветер.  («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»). (Слайд № 6) 4. Конверт 4. Шамаханская царица, шатёр, звездочёт.  («Сказка о золотом петушке»). (Слайд № 7) 5. Конверт 5. Черти, поп, оброк.  («Сказка о попе и его работнике Балде») Распределение баллов. (Слайд № 8) III   Физминутка

1.

 – Встали, ребята.
 – Покажите, за какое место кусал своих тёток (Повариху и Ткачиху) превращённый князь Гвидон  в «Сказке о царе Салтане…». Дети показывают. На правильном ответе появляется слайд. (Слайд № 9)

2.

– Покажите, как использовать этот предмет из «Сказки о рыбаке и рыбке». Дети показывают. (Слайд № 10)

3.

 – Изобразите, как дует ветер из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». Дети изображают. На правильном ответе появляется слайд. (Слайд № 11)

4.

 – А как бы вы изобразили Золотого петушка из  «Сказки о золотом петушке»?
Дети изображают. На правильном ответе появляется слайд. (Слайд № 12)

IV.  Задание 1: – Выбери правильную картинку

 – В этом задании, дети, вы должны угадать героя сказки А. С. Пушкина. Для этого положите перед собой конверт № 6. 

 – Достаньте картинки. Разложите. Рассмотрите. Дети достают картинки, на которых  изображены: золотая рыбка, утка, зеркало, расчёска, заяц, волк, белка, птичка, золотой петушок,  Шамаханская царица. На заданный вопрос учителя учащиеся показывают нужную  картинку.

1.

 – С каким предметом всегда разговаривала царица, спрашивая о своей красоте?  (Зеркальце) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Дети показывают. На правильном ответе появляется слайд. (Слайд № 13)

2.

 – Кто так говорил: «Чего тебе надобно, старче?»  (Золотая рыбка) «Сказка о рыбаке и золотой рыбке» Дети показывают. На правильном ответе появляется слайд. (Слайд № 14)

3.

 – Кого не смог обогнать бесёнок?  (Зайца)  « Сказка о попе и работнике его Балде» Дети показывают. На правильном ответе появляется слайд. (Слайд № 15)

4.

 – Кто пел песенку «Во саду ли, во огороде»? (Белочка) «Сказка о царе Салтане» Дети показывают. На правильном ответе появляется слайд. (Слайд № 16)

Распределение баллов.

V. Фиминутка. Кораблик. (Слайд № 17)
 – Встали, ребята. Сделаем разминку, хором рассказывая наизусть стихи про кораблик.

 – Ветер по морю гуляет (плавные покачивания руками над головой) И кораблик подгоняет (резкие взмахи руками над головой) Он бежит себе в волнах (присели) На раздутых парусах (встали, руки вверх) Мимо острова крутого               (руки, согнутые в локтях, двигают вперёд – назад) Мимо города большого (руки выпрямили, движения вверх — вниз) Пушки с пристани палят (хлопают) Кораблю пристать велят (садятся)

VI. Задание 3. Послание с корабля.

 – Кто из какой сказки говорит такие слова?
 – В следующем задании вам предлагается написать «послание с корабля». Для этого возьмите пронумерованный список сказок (учитель раздаёт три одинаковых списка для каждой команды). Рассмотрите. В нижнем поле вы должны цифрой записать ответ на мой вопрос.
1. «Сказка о рыбаке и рыбке» 2. «Сказка о царе Салтане…» 3. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» 4. «Сказка о золотом петушке» 5. «Сказка о попе и его работнике Балде» Запиши цифрами: Вопросы задаёт учитель. Дети совещаются, записывают цифрой ответы.

1. 

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ж ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?

»  
(«Сказка о царе Салтане…») 

2. «Помнишь? за мою услугу Обещался мне, как другу, Волю первую мою Ты исполнить как свою. Подари ж ты мне девицу, Шамаханскую царицу».  («Сказка о золотом петушке»)

3. 

«Кабы я была царица, — Третья молвила сестрица, — Я б для батюшки-царя

Родила богатыря

».  («Сказка о царе Салтане…»)

4. 

«Отпусти ты, старче, меня в море! Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь чем только пожелаешь

». («Сказка о рыбаке и рыбке»)

5. 

«Свет мой, зеркальце! скажи, Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

»          («Сказка о мёртвой царевне …»)

6. 

«Дурачина ты, прямой простофиля! Выпросил, простофиля, избу! Воротись, поклонися рыбке: Не хочу быть черной крестьянкой,

Читайте также:  Сценарий на 23 февраля дома для детей и взрослых

Хочу быть столбовою дворянкой

».    («Сказка о рыбаке и рыбке») 7. Живет Балда в поповом доме, Спит себе на соломе, Ест за четверых, Работает за семерых; До светла всё у него пляшет, Лошадь запряжет, полосу вспашет, Печь затопит, всё заготовит, закупит, Яичко испечет да сам и облупит. Попадья Балдой не нахвалится, Поповна о Балде лишь и печалится…

(«Сказка о попе и работнике его Балде»)

Правильные ответы: 2  4   2   1   3   1    5 Проверка ответов после того, как дети сдали ответы. (Слайд № 18)

Распределение баллов.

VII. Задание 4: – Найди хозяина потерянных вещей.
 – Дети, вам даны вещи. Через три минуты вы должны назвать героя сказки, которому каждая вещь принадлежит. 1 команде: зеркальце, корона, кусок чёрного хлеба. 2 команде: корыто, верёвка, орешки. 3 команде: бочка, яблоки, чёрный платок. Распределение баллов.

VIII. Задание 5:

 – Блицтурнир. Найди ошибку.
1. – В этом задании, ребята, вы должны, услышав ошибку, топать. Встали все. Приготовились. 
Слушайте:
 –

Но царевна молодая,  Тихомолком расцветая,  Между тем росла, росла,  Поднялась — и расцвела,

Красно (Бело)лица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

(Слайд № 19)

2. –

Петушок с высокой спицы Стал стеречь его границы. Чуть опасность где видна, Верный сторож как со сна Шевельнётся, встрепенётся, К той сторонке обернётся И кричит: «Кири-ку-ку.

Валяйся (Царствуй), лежа на боку!»

И соседи присмирели, Воевать уже не смели: Таковой им царь Дадон Дал отпор со всех сторон! (Слайд № 20)

3.

 – Две (Три) девицы под окном Пряли поздно вечерком. (Слайд № 21)

4.

 – Долго у моря ждал он ответа,Не дождался, к старухе воротился Глядь: опять перед ним землянка; На пороге сидит его старуха,

А пред нею разбитая кастрюля (корыто). (Слайд № 22)

5.

 –Где-то вздуется бурливо Окиян, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Расплеснется в шумном беге, И очутятся на бреге, В чешуе, как жар горя,

42 (Тридцать три) богатыря,

Все красавцы молодые, Великаны удалые, Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.  (Слайд № 23)

 

6. –

Жил-был поп, Толоконный лоб. Пошел поп по базару Посмотреть кой-какого товару.

На встречу ему Баба-Яга (Балда)

Идет, сам не зная куда.

(Слайд № 24)

7. – Только месяц показался,  Он за ним с мольбой погнался. «Месяц, месяц, мой дружок, Позолоченный рожок! Ты встаешь во тьме глубокой, Круглолицый, светлоокой, И, обычай твой любя,

Ракеты (Звезды) смотрят на тебя

».
(Слайд № 25)

8. –

Вот мудрец перед Дадоном Стал и вынул из мешка

Золотого червячка (петушка).

(Слайд № 26)

9.

 – Свадьбу тотчас учинили, И с невестою своей Обвенчался Елисей; И никто с начала мира Не видал такого пира; Я там был, мед, пиво пил, Да усы лишь обмочил. (Слайд № 27) Распределение баллов.

IX. Рефлексия.

 – Вот и подошла к концу наша викторина. Вы все молодцы. Хорошо работали все. Пока наше жюри подводит итоги викторины, каждый из вас пусть возьмёт бланк и нарисует подходящий ему смайлик. 1. Первые три смайлика покажут, интересно ли было вам во время викторины. 2. Другие три смайлика покажут, хорошо ли у вас получалось отвечать на вопросы викторины.                                                   (Слайд № 28)

  Подведение итогов викторины. Награждение.

Презентация    

Презентация на сайте «Продлёнка»

Литература:
1. Сборник сказок А. С. Пушкина. Москва. Просвещение. 2001г.
Информационные ресурсы:
Свечка — http://skaz-pushkina.ru/images/svet.gif

Портрет А. С. Пушкина – http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=111140631-34-72&n=21

Слайд 2 – http://img01.chitalnya.ru/upload2/426/475595318712294080.jpg

Сказка о рыбаке и рыбке – http://skaz-pushkina.ru/images/img3.jpg

Сказка о мёртвой царевне – http://skaz-pushkina.ru/images/img1.jpg
Сказка о царе Салтане – http://skaz-pushkina.ru/images/img5.jpg

Сказка о золотом петушке – http://skaz-pushkina.ru/images/img4.jpg

Сказка о попе и работнике его Балде – http://skaz-pushkina.ru/images/img6.jpg

Укус в глаз – http://skaz-pushkina.ru/kadr/cs107.jpg

Корыто – http://skaz-pushkina.ru/kadr/rr18.jpg

Ветер – http://skaz-pushkina.ru/kadr/mc105.jpg

Петушок – http://skaz-pushkina.ru/kadr/zp32.jpg

Зеркало – http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/6/zerkalo_dlya_8_stranicy.jpg

Рыбка – http://skaz-pushkina.ru/kadr/rr45.jpg

Заяц с бесёнком – http://skaz-pushkina.ru/kadr/pb43.jpg

Белочка – http://skaz-pushkina.ru/kadr/cs112.jpg

Кораблик – http://skaz-pushkina.ru/kadr/cs76.jpg

Царевна лебедь – http://skaz-pushkina.ru/kadr/cs218.jpg

Шамаханская царица – http://skaz-pushkina.ru/kadr/zp56.jpg

Третья девица – http://skaz-pushkina.ru/kadr/cs20.jpg

Рыбка – http://files-cdn.formspring.me/photos/20130105/n50e7fb7eccea1.jpg

Царица злая – http://skaz-pushkina.ru/kadr/mc11.jpg

Старуха – http://skaz-pushkina.ru/kadr/rr30.jpg

Поповна – http://skaz-pushkina.ru/kadr/pb13.jpg

Царевна молодая – http://skaz-pushkina.ru/kadr/mc17.jpg

Петушок с высокой спицы – http://skaz-pushkina.ru/kadr/zp26.jpg

Три девицы под окном – http://skaz-pushkina.ru/kadr/cs9.jpg

Старуха у разбитого корыта – http://skaz-pushkina.ru/kadr/rr79.jpg

33 богатыря – http://skaz-pushkina.ru/kadr/cs164.jpg

Балда – http://skaz-pushkina.ru/kadr/pb6.jpg

Месяц – http://skaz-pushkina.ru/kadr/mc102.jpg

Мудрец и царь – http://skaz-pushkina.ru/kadr/zp16.jpg

Свадьба – http://skaz-pushkina.ru/kadr/mc130.jpg

Смайлики – http://s12.radikal.ru/i185/1109/31/a840cacbe65d.jpg 

Вернуться к разделу «Внеклассные мероприятия»<\p>

Источник: http://sutava.ucoz.ru/index/viktorina_po_skazkam_a_s_pushkina/0-87

Персональный сайт учителя русского языка и литературы Кисель Татьяны Валентиновны

Театрализованная викторина по сказкам А.С. Пушкина

Цель: Обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А. С. Пушкина; выявить, насколько они знакомы со сказками великого русского поэта; формировать у детей умение выразительно читать отрывки из сказок; инсценировать эпизоды сказок; развивать артистические способности; воспитывать чувство дружбы, коллективизма и любви к русской поэзии.

Оформление: портрет А.С. Пушкина, его книги, выставки рисунков, поделок учащихся, иллюстрирующих его произведения. Место действия декорировано по пушкинскому описанию Лукоморья — поляна у зеленого дуба.

Звучит мелодия из телепередачи «В гостях у сказки».

Ведущий:

Мы чтить тебя привыкли

С детских лет,

И дорог нам твой образ благородный,

Ты рано смолк, но в памяти народной

Ты не умрёшь, возлюбленный поэт.

— Действительно, с творчеством А. С. Пушкина мы знакомимся с детства, читаем и любим его сказки. И сегодня мы проведём викторину по сказкам Пушкина. Вы вспомните то, что уже знакомо вам, может быть, узнаете что-то новое. А.С. Пушкин с детства слышал русские народные сказки от своей няни Арины Родионовны.

Ветер по морю гуляет,

Дует в паруса.

Никогда не перестанем

Верить в чудеса.

Где царевна оживает

Злу наперекор,

Где красавиц похищает

Мрачный Черномор,

Где Балда с чертями спорит,

Белочка поет,

Где разбитые корыта

Рыбка раздает,

Где шумит волна морская,

Нас туда зовет

Лукоморье, цепь златая

И ученый кот.

Кот (из-за декорации): Мурр-мяу! (Появляясь.) Здравствуйте, ребята! Пришел я к вам, да не один. Со мной герои ваших любимых сказок. Я не ошибся? Ведь вы любите читать и слушать сказки? (Ответ зрителей.) Сейчас проверю. (Звучит музыка.) Мурр-мяу! Сказка, начинайся! Первый гость, появляйся!

Входит Царица с зеркальцем.

Царица (надменно): Здравствуйте! Узнаете меня? (Ответы ребят.) Царица-то, царица! А из какой сказки? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».) А простое ли у меня зеркальце?(Ответы ребят.

) С какими словами я к нему обращалась? («Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее» и т.д.

) Что ответило мне зеркальце в конце сказки? («Ты прекрасна, слова нет; но царевна все ж милее, все румяней и белее».)

Кот провожает царицу на скамеечку под зеленым дубом.

Ведущий. Посмотрите, пожалуйста, отрывок  из той самой «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях», из которой к нам пожаловала царица.

Инсценировка отрывка из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»

А еще в каких сказках Пушкина есть царицы? («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане»).

Ведущий: Самые маленькие гости нашего праздника подготовили для нас с вами инсценировку отрывка из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне  Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Инсценировка «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне  Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Кот: Мурр-мяу! Сказка, продолжайся! Новый гость, появляйся!

Входит Старик с рыболовной сетью.

Старик (ласково, с небольшим поклоном): Здравствуйте, милостивые государи. Знаком ли я вам? (При варианте ответа зрителей «Дед» Кот вставляет реплику: «Дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает» — и, предлагая еще подумать, добивается правильного ответа.)

Читайте также:  Загадки про столовые приборы и еду с ответами

Как называется моя сказка? (Ответы ребят.) А сильны ли вы в арифметике? Сколько лет я рыбачил? («Ровно тридцать лет и три года».) Сколько раз за всю сказку ходил я на берег моря? (Шесть.)

Ведущий: А теперь посмотрите инсценировку сказки, из которой к нам пришёл старик – «Сказки о рыбаке и золотой рыбке».

Инсценировка «Сказки о рыбаке и золотой рыбке».

Кот: Мурр-мяу!  вопрос потруднее. Какие сказочные герои Пушкина живут под водой? (Золотая рыбка — «Сказка о рыбаке и рыбке», тридцать три богатыря — «Сказка о царе Салтане…», черти — «Сказка о попе и о работнике его Балде», призрак Рогдая и русалка — «Руслан и Людмила».)

К какому из героев обращены слова: «Да вот веревкой хочу море морщить, да вас, проклятое племя, корчить…»? (Балда — черту.) Мурр-мяу! Раз уж угадали, встречайте нового гостя.

Входит Бесенок, вертясь и подмигивая.

Бесенок: Мое почтеньице!

Старик (испуганно крестясь): Свят, свят, свят, свят…

Царица: С нами крестная сила! Я, пожалуй, уйду (уходит из зала или за декорации).

Бесенок: Не пугайтесь, я безобидный. (Обращаясь к зрителям.

) Нет ли среди вас Балды? Кто вспомнит, какие состязания были у меня с Балдой? (Кто быстрее обежит вокруг моря, кто дальше бросит палку, кто дальше пронесет кобылу.

) За какую плату работал Балда у попа? (В год за три щелчка по лбу.) Какими словами Балды сопровождалась плата? («Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».)

Инсценировка «Сказки о попе и работнике его Балде»

Кот: Мурр-мяу! Снова правильные ответы. Тогда попробуйте догадаться, о каком персонаже сейчас пойдет речь. У него длинная борода, он очень злой, но это не Карабас-Барабас.

«В его чудесной бороде таится сила роковая, и, все на свете презирая, доколе борода цела — изменник не страшится зла», — так написал о нем Александр Сергеевич Пушкин.

Так кто же это и из какой сказки? (Черномор, «Руслан и Людмила».)

Под «Марш Черномора» из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» входит Черномор.

Черномор: Эй, детишки-ребятишки, скажите-ка, какие злодейства на моей совести? (Убийство брата-великана, голове которого он поручил стеречь волшебный меч, похищение Людмилы.)

Черномор садится на скамеечку под дубом. Входит Царица, переодетая старушкой, с яблоком.

Кот: Ой, бабушка пришла, яблочком угощает. А яблочко румяное, наливное. Спасибо, бабушка! Царица: На здоровье, касатик! Кот: Ребята, можно я съем это яблоко? (Нет.) Царица: Почему это нет? (Отравленное.) А откуда вы знаете? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».) Может, я кого-то им уже угощала? (Царевну.)

Кот: Мурр-мяу! Спасибо за угощение! Ну и компания подбирается — черти да бандиты, кроме старика-рыбака, разумеется. Нет ли среди гостей людей поприличнее?

Под музыку темы Звездочета из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок» входит Звездочет.

Мудрецзвездочет: Здравствуйте, дети! Знаете ли вы меня, из какой я сказки? (Ответы зрителей.) А скажите мне, что кричал царю Дадону золотой петушок во время опасности?

(«Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!».) Ребята, а что мне пообещал царь Дадон и не выполнил? («За такое одолженье, — говорит он в восхищенье, — волю первую твою я (царь Дадон) исполню, как свою», но Шамаханскую царицу не подарил.) А какими словами заканчивается моя сказка? («Сказка ложь, да в ней намек/Добрым молодцам урок».)

Старуха (за дверью или за декорациями): Дурачина ты, простофиля!

Мудрецзвездочет (обиженно): Этообо мне? Да я умнее всех в сказках!

Садится на скамейку у дуба.

Старик (крестясь): Свят, свят, свят, свят…

Кот: Мурр-мяу! Ребята, кто там идет? (Ответы детей.)

Входит старуха с корытом.

Старуха: Да, это я. Угадали. Задам вам трудный вопрос — как начинается моя сказка? («Жил старик со своею старухой у самого синего моря». При вероятном варианте ответа «Жили-были старик со старухой у самого синего моря».

Кот импровизирует: «Жили-были дед да баба, ели кашу с молоком», «Жили-были старик со старухой, не было у них детей, слепили они Снегурочку », «Жили-были дед да баба, и была у них курочка Ряба», поет: «У моря, у синего моря, где волны шумят на просторе».

При затруднении зрителей сам подсказывает правильный ответ.)

А как сказка заканчивается? («На пороге сидит его старуха, а перед нею разбитое корыто».) Верно, ребята. Нескромно я себя вела, теперь так и хожу с корытом.

Садится рядом со стариком.

Кот: Мурр-мяу! Ребята, не терпится мне пойти направо, только что я при этом должен делать? («Идет направо — песнь заводит».)

Ведущий: Правильно! Давайте отгадывать музыкальные загадки. Ведь по сказкам Пушкина написаны оперы. Может, кто-то уже слушал их целиком, а кто-то знаком с ними по фрагментам с уроков музыки. Внимание! Сейчас будет звучать музыка, а вы попробуйте угадать сказку.

Звучит фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» — тема «Белка».

Ведущий: Молодцы, правильно угадали. (Демонстрирует белку.) А кто композитор этой оперы? (Римский-Корсаков.) Давайте вспомним, как Пушкин описал белочку:

Белка там живет ручная,

Зрители продолжают декламировать сами.

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра — чистый изумруд;

Вот что чудом-то зовут…

Князь для белочки потом

Выстроил хрустальный дом.

Караул к нему приставил

И притом дьяка заставил

Строгий счет орехам весть:

Князю прибыль — белке честь.

Звучит фрагмент той же оперы «Полет шмеля».

Ведущий: Молодцы, верно угадали. (Демонстрирует   шмеля.)

Тут он очень уменьшился,

Шмелем князь оборотился,

Полетел и зажужжал;

Судно на море догнал,

Потихоньку опустился

На корму — и в щель забился.

Для учащихся 5—8-х классов предлагаются также музыкальные фрагменты из увертюры к опере «Руслан и Людмила» М.И. Глинки и марш царя Дадона из оперы «Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова.

В ходе викторины Кот раздает участникам за правильные ответы цветные бумажные жетоны, по количеству которых определяется победитель. В случае равенства призовых очков у двух и более участников между ними проводятся дополнительные конкурсы.

КОНКУРС «ИЗ ОДНОЙ ЛИ МЫ СКАЗКИ?»

Предлагается ответить за одну минуту на шесть вопросов. Каждые десять секунд Кот называет вопрос, участники записывают ответы индивидуально на листок бумаги (да — нет).

Царь Дадон и шамаханская царица? (Да)

Царевна Лебедь и семь богатырей? (Нет)

Королевич Елисей и мертвая царевна? (Да)

Князь Гвидон и злая мачеха? (Нет)

Попадья и золотая рыбка? (Нет)

Царь Салтан и тридцать три богатыря? (Да)

По окончании конкурса Кот подсчитывает количество правильных ответов, разъясняет ошибки.

КОНКУРС «ЧЬИ ВЕЩИ?»

Ученый Кот поочередно задает вопросы участникам заключительного этапа викторины, на ответ дается не более пяти секунд, при неправильном ответе одного из участников право ответа на этот вопрос переходит к следующему.

Разбитое корыто? (Старуха)

Невод? (Старик)

Белочка? (Князь Гвидон)

Волшебный меч? (Черномор, затем Руслан)

Говорящее зеркало? (Злая Царица-мачеха)

Шапка-невидимка? (Черномор)

Золотой петушок? (Царь Дадон)

Дубовый лук? (Князь Гвидон)

Прялка? (Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке», три девицы из «Сказки о царе Салтане»)

Волшебное кольцо? (Вещий Финн, «Руслан и Людмила»)

Победители викторины награждаются медалями с надписью «Знатоку сказок А.С. Пушкина» I, II и III степени. Подводятся итоги пушкинской викторины. Победители награждаются медалями с надписью «Знатоку жизни и творчества Пушкина» I, II и  III степени.

Скачать

Источник: http://russliter.ucoz.ru/publ/vneklassnaja_rabota/teatralizovannaja_viktorina_po_skazkam_a_s_pushkina/4-1-0-26

Ссылка на основную публикацию