Урок литературного чтения в 4 классе по фгос. школа россии. введение

Урок литературного чтения 4 класс УМК «Школа России»

Наименование ОУ

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1

ФИО автора

Гилёва Наталья Валентиновна

Файл материала

Рейтинг

Оценить

0 ать

Описание материала

Урок литературного чтения 4 класс с использованием технологии критического мышления.Тема урока: «Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы».Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Предмет: Литературное чтение 4 класс

Тема урока: «Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы».

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Дидактическая цель: создать условия для осмысления блока учебной информации средствами технологии развития критического мышления.

Цели по содержанию:

Образовательная— способствовать формированию умения анализировать художественное произведение.

Развивающая— продолжить развитие умения работать с текстом: отвечать на поставленные вопросы, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения давать характеристику персонажу.

Воспитательная— способствовать воспитанию у учащихся чувства переживания, сострадания, доброты и милосердия.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Средства обучения:

1. Задания на карточках для коллективной работы.

2. «Литературное чтение» учебник для 4 класса.

Ход занятия

Техноло-гические этапы Этапыурока Деятельность учителя. Деятельность учащихся.
Стадия вызова Организацион-ный момент Приветствие. Определяет готовность учащихся к работе.Полилог.Учитель:– Поговорим? Дети:– Поговорим!Учитель:- А знаете о чём? Дети:– О чём? Учитель:– О разном и о прочем, о том, что хорошо и хорошо не очень. Поговорим? Дети:– Поговорим! Нам будет интересно! Проверяют готовность своего рабочего места.Учащиеся отвечают на вопросы.
Актуализация знаний. Учитель предлагает детям1. Проблемные вопросы.— Знаете ли вы, что такое нравственность?- Уточним лексическое значение слова «нравственность».Учитель предлагает в парах выполнить задание(найти в толковом словаре значение слова нравственность).Учитель предлагает в парах выполнить заданиеПрием «Корзина идей»Учитель предлагает выбрать из списка только те ценности, о которых говорится в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы». Учитель предлагает обобщить знания и по ходу ответов составить кластер.(Приложение 1) отвечают на вопрос.Работают в парах, дают ответы, подтверждают ответы фактами.Работают в парах записывают на листах бумаги нравственные ценности, которые знают.Систематизируют информацию.
Целеполагание и мотивация. Просит сформулировать тему урока урока.Предлагает отрефлексировать свои знания по вопросу темы урока (Приложение 5) и сформулировать цели урока. Формулируют тему урока. Проводят оценку своих знаний. Выясняют, что уже умеют, а в чём затрудняются.Ставят цели урока.
Стадия осмысле-ния Первичное усвоение учебной информации. Предлагает выбрать пословицы и поговорки, относящиеся к теме урока.(Приложение 2) Учащиеся работают в парах.

Если вам понравилась методическая разработка, лучший способ сказать cпасибо
— это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях 🙂

Следующая статьяН.Н. Носов «Федина задача». Главный герой рассказа – Федя. Предыдущая статьяУрок литературного чтения В.Драгунский «Тайное становится явным»

Также вас может заинтересовать

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем).

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/literatura/8099-urok-literaturnogo-chtenija-4-klass-umk-shkol.html

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе «А. А. Блок. «Россия»

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Журавель С.Н.

Школа: МБУ «Школа №80»

Предмет: литературное чтение

Класс: 4

Предмет: литературное чтениеУМК «Начальная школа XXIвека» «Литературное чтение» Л.А. Ефросинина, М. И. Оморокова.

Тип урока: объяснение нового материала

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения:устный опрос, выполнение практических заданий, самоконтроль и самооценка

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Цели использования презентации: способствовать усилению внешней и внутренней мотивации учащихся, оптимизировать учебный процесс через ИКТ.

Тема А. А. Блок. «Россия»
Цели Образовательные:создание условий для ознакомления со стихотворением А. А. Блока «Россия»;учить находить слова в тексте, которые помогают раскрыть основную мысль произведения, описывать эмоциональное состояние, развивать навыки выразительного чтения, активизировать словарь учащихся.Развивающие: развивать мыслительные операции, творческие способности учащихся, речь учащихся.Воспитательные: вос­питывать внимательное отношение к окружаю­щим; любить свою Родину.
Планируемый результат Предметные: Развить умение слушать и слышать поэтическое произведение; уметь анализировать поэтический текст, расширить представления о взаимоотношениях людей, о дружбе, взаимопомощи и поддержке.Личностные УУД: формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.Регулятивные УУД: контролировать и объективно оценивать свои действия.Познавательные УУД – сформировать понятия по теме; анализировать поэтический текст.Коммуникативные УУД – формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение.
Ресурсы:- основные- дополнительные Литературное чтение. 4 класс. Л.А. Ефросинина, М. И. Оморокова (2 часть)- электронная физкультминутка- лист самооценки- карточка для проверки д/з- карточки с пословицами- презентация к урокуОборудование:Мультимедийный проектор, нетбук, презентация.
Организация пространства парная работа, индивидуальная работа
Технология проведения Деятельностьучеников Деятельностьучителя Планируемые результаты
Предметные УУД
1. Мотивация к учебной деятельностиЦели:- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.(Чтобы на уроке все получилось, урок был удачным, было хорошее настроение.) — Дорогие ребята, часы предупредили нас о начале урока. Не будем терять ни минуты. Мне нужны сегодня ваши умные головы и добрые сердца.- Ребята, какие бы советы вы могли бы дать свои товарищам перед началом урока? Познавательные УУД формулирование познавательной целиЛичностные УУД Жизненное самоопределение
2. Проверка домашнего задания. Работают в парах, дописывают одно из пропущенных слов в таблицу (выделены курсивом)        — Произведения какого автора мы закончили изучать?       — Правильно. Для того, чтобы проверить, как хорошо вы знаете эти произведения я предлагаю вам заполнить таблицу:

заголовок герой жанр
«Черепаха» Мильтон рассказ
«Два брата» Брат меньшой рассказ
«Мужик и водяной» Первый мужик басня
«Акула» Старый артиллерист сказка
«Святогор- богатырь» богатырь былина

-Давайте проверим правильность выполнения.

(Обратить внимание на 4 строку – жанр: рассказ)слайд3

Уметь работать в паре, находить определение понятиям.

II. Формулирование темы урока, постановка целиЦели:- организовать формулирование темы урока учащимися;- организовать постановку цели урока учащимися. С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.Научиться лучше читать. Познакомиться с новым произведением А.А. Блока. Узнать новые слова и выражения. Понять, почему люди до сих пор читают произведения этого автора. Организует формулирование темы урока учащимися.Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися. 3. Введение в тему   Просматривание видеоролика со стихотворением о Родине.-Ребята, как вы думаете, о чем будем говорить на уроке?                            Слайд 44 Работа с деформированными пословицами.    — Из века в век русский народ прославлял Россию своими ратными подвигами на         полях сражений, укреплял своим трудом, воспевал её красоту и мощь.     ( В зеленых конвертах деформированные пословицы. Каждая группа вытягивает по      одному конверту.)    — Соберите и объясните пословицу:        1. Родина-мать, умей за неё постоять.        2. Родная сторона-мать, чужая – мачеха.    — Что объединяет все эти пословицы? ( они все о нашей Родине — России).                         Слайд 55.Работа над смысловым значением слова «Родина».     — Что же такое для человека Родина? Как вы думаете, ребята? (выслушиваются ответы детей).    — Вы правы. Это и страна, в которой он живет, дом, где родился, березка у родного порога, место, где жили его предки. Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.   Послушайте высказывание К.Д.Ушинского о Родине:                              Слайд 6Прежде чем, мы двинемся дальше, думаю нам надо определить цель предстоящей деятельности.Мы прекрасно знаем, что цель у каждого может быть своя, знаем, что цели бывают разныеПоставьте себе такую цель, которую бы вы хотели реализовать на этом уроке.Слайд 7 Уметь работать в паре, находить определение понятиям. Познавательные УУД формулирование познавательной целиКоммуникативные УУД оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; сотрудничество с целью исполнения ролей;Личностные УУД профессиональное самоопределение
III. Работа по теме. Актуализация знаний.Цели:- организовать работу по поиску информации в словарях, умению определять, сравнивать и объяснять смысл. Работа сучебником.Учатся в группе работать с толковыми словарями.Учатся находить главные и существенные признаки в определении.Выполняют физминутку для глаз. Организует прослушивание, выбор главных и существенных признаков.Организует работу с учебником.Организует физминутку для глаз. Послушайте аудиозапись этого стихотворенияБеседа по содержанию.- Понравилось ли вам стихотворение?- Какие впечатления оно у вас вызвало?Самостоятельное чтение стихотворения— Какие чувства испытывает поэт к России?Какие слова выбирает, чтобы передать эти чувства?-В тексте встретились новые слова: (читают)      — Чем Россия является для автора? Найдите слова в тексте. (по группам)                Какие поэт использует олицетворения? Для чего? — «И невозможное возможно, дорога долгая легка». Почему утомительная, тоскливая дорога становится легкой?Подберите синоним к слову долгая.-Сколько строф в этом стихотворении? Сравните последнюю строфу с другими. Как она называется? Умение работать со словарем, давать четкие определения понятиям. Коммуникативные УУДУметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.Познавательные УУДУметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов.Познавательные УУД осознанное построение речевого высказывания в устной формеРегулятивные УУДПроговаривание последовательности своих действийПознавательные УУД (общеучебные) определение основной информации, извлечение информации из прослушанного текста;Познавательные УУД (логические) анализ с целью выделения существенных признаковПознавательные УУД (логические) анализ объектов с целью выделения общих признаковКоммуникативные УУД учиться работать в группеПознавательные УУД делать выводы в результате совместной работы класса и учителяПознавательныеформировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений.Цель:- проверить знание произведения по теме; умение работать самостоятельно. Работа по тетради Организует работу в тетради Выполнение упр. № 1. «Проталинки» Уметь работать самостоятельно, уметь применять изученные правила, выполнять самопроверку и самооценку. Регулятивные УУДУметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.Познавательные УУДУметь сопоставлять и преобразовывать информацию из одной формы в другую.Коммуникативные УУДУметь работать в группе.
V. Рефлексия учебной деятельности на урокеЦели:- зафиксировать новое содержание урока;- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Отвечают на вопросы учителя.Оценивают работу группы и свою Организует фиксирование содержания.Организует рефлексию.Организует самооценку учебной деятельности. — Итак, о чем мы сегодня говорили?- Какую цель ставили? Достигли цели?- Оцените свою деятельность на уроке:По листу самооценки (прил.)Слайд 8 Личностные УУД: формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.РегулятивныеУУДВыделяют и осознают то, что еще нужно усвоить, качество и уровень усвоения; выполняют оценку результатов работы.
VI. Домашнее задание Записывают домашнее задание. Организует запись д/з. Прочитайте задания на дом.Выберите то,что вам по силам.

  1. Прочитать стихотворение 3 раза.
  2. Подготовиться к выразительному чтению.
  3. Выучить наизусть отрывок.

Слайд 9

Приложения:

  1. Набор для распечатки пословиц

  2. Лист самооценки

  3. Карточки для проверки домашнего задания

Родина-мать, умейза неё постоять.

Родная сторона-мать, чужая – мачеха.

Лист самооценки

Я могу прочитать стихотворение выразительно

Внимательно слушал учителя, одноклассников

Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы

Лист самооценки

Я могу прочитать стихотворение выразительно

Внимательно слушал учителя, одноклассников

Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы

3

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-litieraturnogho-chtieniia-v-4-klassie-a-a-blok.html

Урок по литературному чтению в 4 классе умк «Школа России»

Открытый урок по литературному чтению в 4 классе

УМК «Школа России»

Учитель начальных классов: Иванова Елена Викторовна

Тема: Басня Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень».

Цели урока:

предметные

изучить басню Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень»,

-сформировать понятие о басне, о морали басни.

метапредметные

-сформировать опыт творческой деятельности;-развивать интерес к художественному слову, -развивать умение выразительно читать, -развивать способность сравнивать, анализировать, обобщать;

личностные

-воспитывать нравственные качества личности: трудолюбие, непринятие лецимерия, неприятие лести, уважение к мнению других.

Оборудование: Экран, мультимедийный проектор, презентация по теме урока, портрет Л.Н.Толстого, учебник 4 класса «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова , иллюстрация к басне Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень», карточки для выполнения заданий в группах (2 вида) и для этапа рефлексии.

Технологическая карта урока

Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.Самоопределение к

деятельности.

Организационный момент.

Включение в рабочий ритм. -Ребята, я предлагаю вам встать в круг и взяться за руки.-Что вы ощущаете?-Это поддержка ваших товарищей сегодня на уроке.-Ведь нам сегодня необходимо показать гостям, как вы умеете читать, рассуждать, дружно работать. Подготовка класса к работеДети встают вкруг, взявшисьза руки.-Тепло Личностные: самоопределение;регулятивные: Целеполагание;коммуникативные:планирование учебногосотрудничества с учителем и сверстниками
2.Актуализация знаний и

фиксация затруднений в

деятельности.

Выявляет уровень знаний.

Определяет типичные недостатки.

— Какой раздел изучаем на уроке литературного чтения?- Какие произведения мы относим к классике?- Произведения каких русских классиков читали на уроках?

Проверка домашнего задания по произведению Л.Н. Толстого «Детство»: пересказ автобиографического рассказа или сочинение про маму

— Чем запомнился вам рассказ маленького мальчика?- Что вы чувствуете, когда слышите слово «мама»?

Работа с терминами в группах на карточках

-Объединитесь в группы. Прочитайте и соедините стрелочками правильное определение жанров литературы

Выполняют задание,

тренирующее отдельные

способности к учебной

деятельности, мыслительные

операции и учебные навыки

— Классики-Выдающиеся, образцы литературы и искусства — А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н. Толстого- Отношение к матери, к родителям, ко всем людямСоставление синквейна к слову «мама»(на листочках)Работают в группах. Определяют по объяснению вид жанра:Басня – краткий иносказательный, нравоучительный рассказ, стихотворение.Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом.Быль — рассказ о действительном происшествии.

Коммуникативные:планирование учебногосотрудничества с учителем исверстниками. Познавательные:логические- анализ объектов сцелью выделения признаков
3.Постановка учебной

задачи.

Активизирует знания учащихся.

Создаёт проблемную ситуацию.

— Как понимаете определение «басня»: что значит «краткий»? «иносказательный»? «нравоучительный»?- Сравните с понятием «пословица»- Как может быть написана басня?-Кто из классиков написал огромное количество басен в виде стихотворений?- Какую особенность написания басен мы выделяли, когда читали басни Крылова?- Что такое мораль басни?- Сегодня мы будем читать басню Толстого «Как мужик убрал камень». Какую цель поставим перед собой?

Ставят цели, формулируют

(уточняют) тему урока

-КороткийСмысл спрятан, о нём нужно догадатьсяПоучительный, воспитывающий- П. изречение – предложение, более короткий жанр, но тоже поучительный- Как рассказ или стихотворение?- Иван Андреевич Крылов.- Искали мораль.-Главная поучительная мысль — Найти мораль басни.

Регулятивные: целеполагание;познавательные: общеучебные:самостоятельное выделение –формулированиепознавательной цели;логические: формулирование проблемы
4.Построение проекта

выхода из затруднения.

Организует учащихся по

исследованию проблемной ситуации.

— О чем может идти речь в басне?- Как узнаем мораль басни?

Составляют план достижения

цели и определяют средства

(алгоритм, модель и т.д.)

Дети высказывают свой предположения- Прочитаем басню.Обсудим поведение героев.

Регулятивные: планирование,прогнозирование;познавательные-моделирование, логические -решение проблемы, построениелогической цепи рассуждений,доказательство, выдвижениегипотез и их обоснование;коммуникативные –инициативное сотрудничество впоиске и выборе информации.
5.Первичное закрепление. Устанавливает осознанность

восприятия. Первичное обобщение.

Организация первичного ознакомления с текстом- Есть ли такие слова, которые непонятны?Объясните значение слов:Инженер – специалист с высшим техническим образованием.Порох – взрывчатое соединение или смесь.

Большой каток – машина для утрамбовки и уплотнения грунта, асфальта), Подле камня (возле).Выдумка – вымысел, изобретение.-О какой проблеме говорится в басне?-Что предложил 1 инженер?Что предложил 2 инженер?-Что больше 6 тыс. или 8 тыс.

и на сколько?-Что предложили бы вы, если оказались в группе инженеров?-Как решил эту задачу мужик?-Почему ему дали еще 100 руб?-Как вы себе представляете мужика?-Какими чертами характера обладал мужик?- В чём заключается главная мысль – мораль басни Льва Николаевича?- Прочитайте пословицы.

Какая из них более точно передаёт мораль прочитанной басни?

Решают типовые задания с

проговариванием алгоритма

вслух

Чтение сильным ученикомОстальные учащиеся следят за чтением и отмечают непонятные слова.-В одном городе лежал огромный камень. Камень занимал много места и мешал езде по городу.

-Один инженер сказал, что камень надо разбивать на куски порохом и потом по частям свезти его, и что это будет стоить 8000 рублей; другой сказал, что под камень надо подвести большой каток и на катке свезти камень, и что это будет стоить 6000 рублей.-«Я выкопаю подле самого камня большую яму; землю из ямы развалю по площади, свалю камень в яму и заровняю землею».

-За умную выдумку.- Умный, смекалистый, находчивый, не жадныйВажна не столько сила, сколько смекалка. Главное ум, а не сила.

Читают пословицы, делают выбор и аргументируют свой ответ:

1. Сколько голов, столько умов.2. Ума за морем не купишь, коли дома его нет.

3.Сила ломит всё, а ум силу.

4. Мало что хотеть, надо знать да уметь.5. Ленивые руки не родня умной голове.6. Каков мастер, такова и работа.7. Недаром говорится, что дело мастера боится.

Регулятивные: контроль, оценка,коррекция; познавательные:общеучебные –умениеструктурировать знания, выборнаиболее эффективных способоврешения задания, умениеосознанно и произвольностроить речевое высказывание,рефлексия способов и условийдействия; коммуникативные:управление поведениемпартнёра – контроль, коррекция,оценка действий партнёра.
6.Самостоятельная работа с

самопроверкой по эталону.

Организует деятельность в группах по

применению новых знаний.

1группа: Прочитайте басню по ролям и определите её мораль2 группа: Прочитайте басню по ролям. Какое произведение она вам напоминает? Сравните эти две басни.3 группа: Прочитайте басню по ролям. Определите мораль этой басни. Вспомните русскую народную пословицу, которая бы отражала мораль этой басни.

Самостоятельная работа.

Осуществляет самопроверку,

пошагово сравнивая с эталоном.

Басни для выполнения задания по группам:

1: Отец и сыновья

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит:- Сломайте!Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.

Они легко переломали прутья поодиночке.Отец и говорит:- Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь — вас всякий легко погубит.

2: Ворон и лисица

Достал ворон кусок мяса и сел на дерево. Увидела это лисица, захотелось и ей мяса. Подошла она и говорит:- Эх, ворон, как посмотрю на тебя — такой ты красивый, что тебе только царём и быть.

И верно, был бы царём, если б ещё и петь умел.Ворон разинул рот и закричал изо всех сил. Мясо упало, лисица его подхватила и говорит:- Ах, ворон! Если б тебе ещё ума побольше, быть бы тебе царём.

3: Рыбак и рыбка

Поймал рыбак рыбку. Рыбка и говорит:— Рыбак, пусти меня в воду; видишь, я мелка: тебе от меня пользы мало будет. А пустишь, да я вырасту, тогда поймаешь – тебе пользы больше будет.

Рыбак и говорит:— Дурак тот будет, кто станет большой пользы ждать, а малую из рук упустит.

Регулятивные: контроль,коррекция, выделение иосознание того, что уже усвоенои что ещё подлежит усвоению,осознание качества и уровняусвоения; личностные:самоопределение.
7.Рефлексия деятельности

(итог урока)

Организует рефлексию-Продолжите предложения: Я задумался …Я понял… Организует рефлексию

Осуществляют самооценку

собственной учебной

деятельности, соотносят цель и

результаты, степень их

соответствия

Зачитывают свои впечатленияПроговаривают ответы устно, сдают листочки

Коммуникативные: умение сдостаточной полнотой иточностью выражать свои мысли;познавательные: рефлексия;личностные:смыслообразование.
8.

Домашнее задание

Объясняет выполнение домашнего задания1: Пересказ басни с. 1212: Найти и приготовить выразительное чтение другой басни Л.Н. Толстого3.

Сочинить басню на тему «Один ум – хорошо, а два – лучше»

Чтоб урок прошёл не зря

Вам желаю я, друзья,

Чтоб вы с книжками дружили

И воспитанными были!

По выбору записывают домашнее задание в дневник Личностные:Самоопределение, умение делать выбор.

Источник: http://5-bal.ru/literatura/11247/index.html

Ссылка на основную публикацию