Беседа о смелости со старшими дошкольниками

«Беседы на этические темы со старшими дошкольниками»

Консультация для педагогов

на тему:

«Беседы на этические темы со старшими дошкольниками»

Подготовила:

Воспитатель Дубовик Н.С.

Ставрополь, 2015 г.

В формировании этических представлений и гуманных чувств у старших дошкольников особое место принадлежит беседам. Они побуждают детей к осознанию поступков, явлений, ситуаций морального характера.

Благодаря беседам на этические темы воспитатель имеет возможность на конкретных примерах показать, что содержать в себе такие понятия, как «доброта», «честность», «правдивость», «смелость», «справедливость», «дружба» и т.д.

С помощью таких бесед воспитатель может ставить детей перед выбором поступка.

В этой связи он формулирует вопросы с нравственной направленностью, так, чтобы они пробуждали у детей активность, самостоятельность в решении поставленной задачи.

Старшим дошкольникам можно задать вопросы типа «Что бы ты сделал и что бы сказал?» и предложить различные ситуации, например: «Если ты увидел, что взрослый что-то уронил?

Если ты сидишь в вагоне, а на ближайшей остановке вошел пассажир, и мест свободных больше не оказалось? Если к тебе в дом пришел товарищ, а ты ешь апельсин? Если мама послала тебя к соседям одолжить что-нибудь? Если ты вошел в вестибюль детского сада, а там родители твоих товарищей по группе?» и т.д.

Беседовать можно на занятиях со всеми детьми или только с некоторыми, а также индивидуально в процессе проведения режимных моментов, игр, труда.

Это могут быть краткие вопросы, содержащие проблему нравственного выбора и побуждающие ребенка к оценке поступка, когда он руководствуется усвоенными моральными нормами. Это могут быть ситуации с моральной направленностью. Их целесообразно обсуждать коллективно.

В процессе беседы дети высказывают свои суждения и выслушивают мнения других, отстаивают свою точку зрения, а также, если необходимо, могут отказываться от первоначального мнения. От того, как проводится беседа, во многом зависит осмысление детьми обсуждаемой ситуации.

Она не должна быть назидательной, поэтому воспитатель не навязывает своего мнения, а побуждает ребят к размышлению, к высказыванию собственного мнения. И здесь имеет немаловажное значение эмоциональное отношение самого педагога к обсуждаемой ситуации.

Его голос, мимика, жест подчеркивают отношения к той нравственной проблеме, которая заключена в содержании ситуации.

Особенно активны дети тогда, когда они обсуждают темы, наиболее близкие для них, например, затрагивающие случаи из жизни группы. Целесообразно обсуждать ситуации положительного содержания.

Например: «Как мы вместе трудились на участке», «Как помогали малышам», «Как нас выручил Миша», «Вера – моя помощница», «За что я люблю свою подружку», «Наши добрые дела» и т.д.

Воспитатель так направляет суждения детей (с помощью наводящих вопросов), чтобы в них содержались высказывания, свидетельствующие о понимании ребенка, что значить хорошо, дружить (не ссориться, помогать друг другу, делиться игрушками и т.д.

); что, значит, проявить доброжелательность (относиться внимательно, сочувственно, оказывать помощь); что, значит, проявить справедливость (уметь поровну разделить игрушки, дождаться своей очереди в игре, правильно распределить роли и т.д.); что значит поступить по-товарищески (проявлять заботливое отношение друг к другу, умение прийти на помощь, поделиться, заступиться) и т.д.

Для наиболее полноценного осмысления нравственной сути ситуации важно четко и правильно сформулировать вопросы, логически последовательно их поставить, чтобы они были проблемными, т.е. направляли на решение нравственно-этической проблемы.

Целесообразно, чтобы содержание бесед опиралось на личный опыт детей, их жизненные впечатления и переживания. Вот одна из таких знакомых для каждого ребенка ситуаций.

Вадик забрал себе почти весь «строитель» и начал сооружать завод. Для Толи почти не осталось материала. Тогда он обратился с просьбой к Вадику: — Дай, пожалуйста, мне немного строительного материала. Ведь у тебя много.

— Да я дал бы, но, видишь, огромный завод строю! -А ты, Вадик, не строй большой завод, тогда и мне строителя хватит. — Ишь ты, какой хитрый, — отвечает Вадик.

– Отдам, а если мне не хватит? Знаешь, сделаем так: ты, Толя, жди пока я строю… а что останется – отдам тебе.

Такая ситуация дает возможность поставить перед детьми много вопросов, поговорить с ними о справедливости, товариществе, дружбе.

Можно спросить ребят: как поделил Вадик строительный материал? Правильно ли он поступил, взяв себе больше, а Толе отдав меньше? Почему вы так считаете? Как решил Толя выйти из положения? Что он предложил Вадику? «Ишь ты, какой хитрый!» — сказал Вадик товарищу.

Прав ли он, сказав так Толе? Кто же хитрил: Вадик или Толя? Почему вы так думаете? Справедливое ли предложение Вадика: «Ты, Толя, жди пока я строю… а что останется – отдам тебе?» Почему вы так считаете? По-товарищески ли поступил Вадик по отношению к Толе? А как бы вы поступили на месте Вадика? Как поделить строительный материал по справедливости? А может быть и не стоило делить его, а поступить иначе? Как? Приведем ряд ситуаций, доступных пониманию старших дошкольников. Вы можете использовать их в своей практике.1. Ребята играли в прятки. Марина водила: закрыла глаза руками, будтоне видит, а сама сквозь пальцы смотрит – кто куда прячется? «Раз, два, три, четыре, пять – я иду искать?» — громко произнесла девочка, отняла от лица руки, огляделась. Сделала вид, что ищет. А потомстала называть: «Юра за деревом! Тома за беседкой! Галя за кустом! Выходите, я вас всех нашла! Теперь я больше не вожу!» Но ребятадогадались, какой водящей была Марина: ведь их не было видно, какже она могла их найти, если с места не отошла ни на шаг! И решили

они исключить Марину из игры.

Вопросы к детям: «За что ребята исключили Марину из игры? В чем детиуличили ее? Какое чувство должна испытывать Марина?»2. Уронила воспитательница носовой платок. А Виталик, увидев это, сказал: «Ирина Петровна, вы уронили платок». Вопросы к детям: «Какую ошибку допустил мальчик? Можно ли считать Виталика вежливым? Почему вы так считаете? Как бы вы поступили в этом случае?»

3. В вестибюле разговаривают воспитатель и мама Люды. Подбежал к ним Коля: «Лидия Петровна, вас зовут там…»

Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/biesiedy-na-etichieskiie-tiemy-so-starshimi-doshkol-nikami.html

Беседа на тему: «Подвигу жить»

Цель:

  1. Расширить представления детей о защитниках Родины;
  2. Рассказать о подвигах солдат, какой, дорогой ценой досталась людям победа над фашизмом;
  3. Помочь увидеть качества героев;
  4. Воспитывать уважение и чувства благодарности по всем, кто защищал Родину;
  5. Развить способности сопереживать;
  6. Познакомить с историческими фактами времен Великой Отечественной войны, с жизнью людей в то суровое время.

Оборудование: иллюстрации, дающие представление о праздничном салюте, фотографии военных лет, стихотворение «День Победы» С. Михалкова, «Шинель»                                                                   

      Наша страна празднует День Победы.  И сегодня, так же, как в далеком 45- м.,   этот день,  останется праздничным и трагическим, никогда не исчезнут из памяти народной  гордость за великую победу и память о той страшной цене, которую мы заплатили. Тысячи боевых друзей навечно остались лежать в земле. Трудным был путь к победе, 20 миллионов советских людей погибло в этой войне.

     70 лет назад наши деды отстояли мир на земле. Наш народ знает цену миру и мирной жизни. Чтобы взрослые и дети жили счастливо на свете, что нужно?

— Мир.

А, как вы представляете мир?

Мир – это солнечное утро

Мир – это когда день полон забот

Мир – это золотые поля и цветущие сады

Мир – это когда открыты двери школы и садов.

Мир – это когда гремит весенний гром и не грохочут пушки

Мир – это когда папа, мама и я рядом

Мир – это жизнь

Вера в будущее детей помогала бойцам переносить тяготы войны, вдохновляла на бой. Ведь у многих фронтовиков были дети, и бойцы очень скучали по своим малышам, поэтому они писали письма. Эти письма – уроки мужества, героизма и трудолюбия.

Вот одно письмо.

     Привет с фронта, ребята, всем вам!

     Я расскажу вам про самых маленьких солдат – воинов нашей армии – победительницы.

     Есть мальчик Гена, ему 11 лет, росту маленького. Он сирота, его родители погибли. И вот Гена с прошлого года у нас. Он боевой паренек, ходит в разведку, фрицев не боится….За  проявленную отвагу и храбрость Гена награжден медалью «За боевые заслуги».

     А вот второй паренек Миша, ему идет 9-ый год. Когда мы дрались за город К., он пришел к нашей хлебопекарне и просил есть. Красноармейцы его накормили, и он решил остаться у них в пекарне.

Но не сразу согласились Мишу взять к себе, считали, что будет трудно. Он работал с пекарями более суток, без сна. Он подготавливал формы для хлеба, помогал растапливать печи, делал то, другое, все делал быстро и хорошо.

Все полюбили трудолюбивого Мишу и взяли к себе.

Миша теперь настоящий пекарь- красноармеец. Берите пример с Гены и Миши.  Будьте такими храбрыми и смелыми.

     А какие пословицы знаете:

  • Если Армия сильна, непобедима и страна;
  • Пограничный край, откуда хочешь врага ожидай;
  • Боец в бою не дрогнет;
  • Воин похвалы достоин;

Воспитатель:А сейчас мы с вами поговорим о наградах Родины. Нет  в городах и селах нашей Родины ни одной семьи, ни одного дома,где бы не хранились и не передавались по наследству сыновьям и внукам боевые награды солдат, заслуженные ими в Великой отечественной войне. Одна из таких наград – орден Отечественной войны.

     Орденский знак сияет золотыми лучами, которые исходят от красной пятикопеечной звезды, а сама звезда прикрывает собою кавалерскую шашку и винтовку пехотинца.

     1418 дней и ночей шла битва народа против фашистской Германии. Грудью стали на защиту  родной земли отважные сыны Отечества.  Перед ними был враг, с которым надо было сражаться до последнего дыхания, чтобы добыть победу. Орден «Победа», Орден Славы (показать ордена)

Чтение стихотворения С. Михалкова «День Победы»

Вспоминают наши деды

Про былые времена,

Надевают в честь Победы

Боевые ордера.

Воспитатель: Для нашей Родины всегда будет светлым день 9 мая, и всегда люди мысленно будут возвращаться к маю 1945 года. В эти дни был закончен великий путь, отмеченный многими жертвами.

     Праздную Победу, мы всегда будем вспоминать, какие качества нашего народа помогли одолеть врага.

Терпенье, мужество, величайшая стойкость, любовь к Отечеству.

Война закончилась, и пушки замолчали,

И годы сгладили великую беду,

И мы живем

И мы опять весну встречаем,

Встречаем день Победы,

Лучший день в году….

12 мая 2015

Источник: https://dmdou19.edumsko.ru/activity/vospitanie/post/70436

Экологическая беседа со старшими дошкольниками. Цель: Воспитывать доброту по отношению ко всему живому; Стимулировать умение восхищаться красотой природы, — презентация

1 Экологическая беседа со старшими дошкольниками<\p>

2 Цель: Воспитывать доброту по отношению ко всему живому; Стимулировать умение восхищаться красотой природы, сопереживать, стремиться оказывать помощь; Сформировать представление о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных и тем более руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.<\p>

3 МОЙ ЮНЫЙ ДРУГ! ОТКРОЙ ГЛАЗА И УШИ … ТЫ СЛЫШИШЬ СТОН: «СПАСИТЕ НАШИ ДУШИ!»<\p>

4 комар<\p>

5 Пищит над ухом он всю ночь И укусить тебя не прочь. Ну и зануда, вот кошмар! Писклявый, маленький … (КОМАР). Комары живут, где сыро, Комарам дом – водоем, Их природа наделила Длинным, тонким хоботком.<\p>

6 Божья коровка<\p>

7 Я летать умею ловко, Божья пестрая коровка. Крылья красненькие в точках, Словно в черненьких кружочках. В яркой праздничной рубашке Я спасаю урожай. Я – полезная букашка, Ты меня не обижай!<\p>

8 гусеница<\p>

9 во ВОЛОСАТА, ЗЕЛЕНА, В ЛИСТЬЯХ ПРЯЧЕТСЯ ОНА. ХОТЬ И МНОГО НОЖЕК, ОБИЖАТЬ НЕ МОЖЕТ. (ГУСЕНИЦА)<\p>

10 -Смотри, смотри, какая раскрасавица! – Нет, нам с тобой такое не годится. Мальчишка смотрит радостно на мать.- Сейчас мы взглянем, что ты за герой. — Царица-гусеница! Правда нравится? Она стряхнула с ветки гусеницу: Давай ее кормить и охранять! – — А ну-ка, размозжи ее ногой! — И вправду, будто древняя царица, И мальчик, мину напуская злую Таинственным сказаниям сродни, И подавляя втайне тошноту, На краснобоком яблоке в тени Шагнул ногой на теплую, живую, Сияла золотая гусеница. Жемчужно-золотую красоту … Но женщина воскликнула: — Пустое! – — Вот это славно! Умница, хвалю! — И засмеялась: — Ах ты, мой сверчок! И тот, стремясь покончить с добротою, Готов везде оберегать живое. Вскричал со зверски поднятой ногою: Да это же вредитель, дурачок! — Кидай еще! Другую раздавлю! В четыре года надо быть мужчиной! Мать с древних пор на свете против зла. Соображай. Ты видишь, вот сюда Но как же этой непонятно было, Она вползет, попортит сердцевину, Что сердцевину яблоку спасла, И яблоко – хоть выброси тогда! А вот в мальчишке что-то загубила … Э.Асадов.Царица-гусеница<\p>

11 НА БОЛЬШОЙ ЦВЕТНОЙ КОВЕР СЕЛА ЭСКАДРИЛЬЯ – ТО ЗАКРОЕТ, ТО ОТКРОЕТ РАСПИСНЫЕ КРЫЛЬЯ. (БАБОЧКИ)<\p>

12 БАБОЧКА — ПОЛИКСЕНА<\p>

13 БАБОЧКА — МАХАОН<\p>

14 БАБОЧКА — ПОДАРИЛИЙ<\p>

15 Какого жука я в лесу повстречал! Он топал, как бык, и рогами качал, И очень серьезным и грозным он был – Я даже дорогу ему уступил. Мне имя его неизвестно пока, Но я не забуду лесного жука. Я в городе в библиотеку пойду, Жука моего по рисункам найду. Узнаю, где водится, как он живет, Зачем ему крылья и что он жует. И будут страницы, как травы, шуметь, И будут, как птицы, трамваи звенеть. Я всем расскажу про жука своего, Как славно, что я не обидел его! С.Махотин<\p>

16 жужелица<\p>

17 Жук — олень<\p>

18 Жук — носорог<\p>

19 Всем известно, что жуки Жужжат с досады и тоски. Но в кругу друзей жуки Чудаки и добряки. Я дружу с одним жуком, Я с ним целый год знаком. Это счастье, если жук И тебе не враг, а друг. К.Завайский<\p>

20 Погляди на молодцов: Веселы и бойки, Волокут со всех сторон Материал для стройки. Вот один споткнулся вдруг Под тяжелой ношей. И спешит на помощь друг – Тут народ хороший. Без работы, хоть убей, Жить не может … (муравей). Что это за дом? За пнем – бугорок, а в нем – городок. (Муравейник.)<\p>

21 муравейник<\p>

22 муравьи<\p>

23 По тропе лесной, неровной Листик тащит муравей В десять раз себя огромней. Помоги ему скорей!<\p>

24 пчела<\p>

25 Залетела к нам пчела, У оконного стекла Кружится, старается, Улететь пытается, Да не получается! Я дружить хочу с пчелою, Я ей форточку открою: Улетай-ка на свободу, Принеси на лапках меду! (Ю.Магнатов)<\p>

26 Все-все, все на свете, на свете нужны. И мошки не меньше нужны, чем слоны. Нельзя обойтись без чудищ нелепых И даже без хищников злых и свирепых. Нужны все на свете! Нужны все подряд! Кто делает мед и кто делает яд! Плохие дела у кошки без мышки, У мышки без кошки не лучше делишки. И если мы с кем-то не очень дружны, Мы все-таки очень друг другу нужны. А если нам кто-нибудь лишним покажется, То это, конечно, ошибкой окажется! Все-все, все на свете, на свете нужны, И это все дети запомнить должны! (Б.Заходер)<\p>

27 Задание детям Нарисовать дома рисунок и придумать сказку на тему: «МОЙ МАЛЕНЬКИЙ ДРУГ»<\p>

28 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Презентацию подготовила: Николаева Татьяна Павловна ГДОУ детский сад 10 Невского района г.Санкт-Петербурга<\p>

29<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/844965/

Беседа со старшими дошкольниками о Великой Отечественной войне на тему: День Победы 9 Мая | МБДОУ детский сад комбинированного вида № 7 «Солнышко»

Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с-к/в №7 Лисицина Л.В.

Задачи:
Закреплять знания детей о том, как защищали свою страну русские люди в годы Великой Отечественной войны; воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину от врагов, ветеранам войны, заботиться о них.

https://www.youtube.com/watch?v=cQfj04uRCLw

Словарная работа: фашисты, Великая Отечественная война, зенитчица, пулеметчица, разведчица, снайпер, связистка, ветераны, георгиевская ленточка.

Предшествующая работа: рассматривание иллюстраций, книг о Великой отечественной войне; чтение стихотворений и рассказов о войне, прослушивание музыкальных произведений о Великой Отечественной войне; заучивание стихотворений и песен о войне.

Воспитатель

В нашей стране отмечают различные праздники: Ребята, какие праздники вы знаете? ( Ответы детей) Правильно. Молодцы.
Среди всех этих праздников, есть один праздник, который отличается от всех других.

В этот день мы радуемся за то, что наша страна стала свободной и одержала победу над фашистской Германией. И в то же время мы грустим о тех людях, которые защищая нашу родину погибли. «Как вы думаете, что это за праздник?» (Ответы детей).

Ребята прослушайте это стихотворение:

День Победы 9 Мая – Праздник мира в стране и весны. В этот день мы солдат вспоминаем,

Не вернувшихся в семьи с войны.

В этот праздник мы чествуем дедов, Защитивших родную страну, Подарившим народам Победу И вернувшим нам мир и весну!

(Н. Томилина)

Воспитатель

День Победы празднуют 9 мая. В этом году мы празднуем 72-тую годовщину Победы в Великой Отечественной войне. В 1941 году началась война между нашей страной и фашистской Германией.

Как вы думаете зачем на нашу страну напали фашисты? (ответы детей). (Правильно, они хотели захватить нашу страну и сделать всех жителей своими рабами). Но смелый, отважный наш народ не дал этого сделать.

Как вы думаете, кто защищал нашу страну от врагов? (ответы детей) 

Нашу Родину защищали не только мужчины-солдаты, но и женщины. Женщины-воины с честью выполнили свой долг во всех родах войск. За время Войны они стали летчицами, танкистами, зенитчицами, пулеметчицами, разведчицами, снайперами, связистками, медсестрами.

Хоть и не женское это дело воевать, но они храбро сражались с врагом. Очень много женщин стали героями нашей страны. Они были награждены орденами и медалями.

Пока велась война с врагом на поле боя, остальные люди: женщины, старики и дети трудились на заводах и полях. Они изготавливали оружие и все необходимые вещи, а также выращивали и заготавливали продукты питания.

Все жители нашей страны старались помочь армии. Каждый делал все, что мог для Победы. 

Посмотрите на эти старые фотографии. Что вы видите на них? 

Скачать/Посмотреть полностью

Источник: http://mbdou7-krop.ru/?p=2464

«КОНСПЕКТ БЕСЕДЫ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ НА ТЕМУ: «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА»

Подробности

Лопатина Оксана Анатольевна, воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ № 25 «Калинка» г.о. Химки

Цели:

Развивающие:

— Развивать навыки речевой, музыкальной и продуктивной деятельности на патриотическом материале.

— Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением.

— Развивать навык активного участия в диалоге с воспитателем.

Воспитательные:

— Воспитывать желание детей бороться за мир.

-Воспитывать чувство патриотизма, уважение к истории нашего народа, к героям Великой Отечественной Войны, ветеранам.

Материал: аудиозапись песен о войне; иллюстрации с изображением боевых действий; иллюстрации с изображением памятников г. о. Химки.

— Расширить представления детей о героическом прошлом народа.

Образовательные:

— Формировать у детей патриотические качества и чувство причастности к истории Отечества.

Ход занятия:

Дорогие ребята, в нашей стране отмечают много праздников, но есть один, который отличается от других. В этот день мы радуемся за то, что живём в свободной стране. (Как вы думаете, что это за праздник?)

Ответы детей.

Вы родились и живете в мирное время и не знаете, что такое война.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННА ВОЙНА — самая крупная война в истории человечества. Слово «великий» означает, очень большой, громадный, огромный.

В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовали десятки миллионов людей, она длилась долгих четыре года, а победа в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения всех физических и духовных сил.

Отечественной войной она называется потому, что эта война — справедливая, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна! Мужчины и женщины, пожилые люди, даже дети ковали победу в тылу и на передовой.

Теперь вы знаете, что одна из самых жестоких и кровопролитных войн в истории России называлась Великой Отечественной войной.

Летней ночью, на рассвете, когда мирно спали дети,

Гитлер дал войскам приказ и послал солдат немецких

Против русских, против нас.

22 июня 1941 года, в разгаре лета, разнеслось внезапное известие о начале войны — подлый немецкий враг напал на Советский Союз, нарушив мирный договор. С этого момента беда пришла в каждый дом, от былого счастья и планов не осталось ни следа. Молодые мужчины ушли на фронт.

В городах и деревнях остались только старики, женщины и дети. Вместо счастливого детства, дети встретились лицом к лицу с холодом, голодом и с не посильной, тяжёлой работой. Они работали на заводах, в поле, помогали в госпиталях выхаживать раненых.

    В этой войне Советская армия понесла огромные потери солдат, в боевых действиях погибло около 27 миллионов человек.

Послушайте песню (слова песни), которая призывала народ сражаться с врагом, называется она «Священная война».

Вставай, страна огромная

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною

С проклятою ордой.

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна

Идет война народная

Священная война.

(Ребята, понравилась вам песня? Какое настроение, какие чувства вы испытали, прослушав эту песню?)

Ответы детей.

В самом начале войны фашисты очень близко подошли к Москве – столице нашей Родины. На наши храбрые воины не пустили фашистов к Москве, а сами перешли в наступление.

Трудной, тяжелой и страшной была эта война, много людей погибло в ней. Но наступил долгожданный день Победы. Наши доблестные воины прогнали фашистов и сами пришли к Берлину. Это случилось 9 мая 1945 года.

И тех пор каждый житель нашей страны, жители других стран отмечают этот праздник.

Майский праздник – День Победы

Отмечает вся страна

Надевают наши деды

Боевые ордена.

(Т.Белозеров)

Во многих городах есть памятники, посвященные ВОВ. Люди приносят туда цветы, чтобы почтить память погибших в войне.  В нашем родном городе Химки тоже свято чтут и берегут память о героях войны.

Воинский мемориал

Воинский мемориал в Химках — монумент в память шести советским лётчикам, героям Великой Отечественной войны, установленный в городе Химки Московской области возле НПО имени С. А. Лавочкина.

Памятник Ежи в Химках

Монументальная композиция состоит из трёх частей. В центре размещены три шестиметровых  копии противотанковых ежей, которые в годы войны служили надёжной защитой от вторжения фашистских бронетанковых частей на территорию Москвы.

Памятник самолёту ЛА – 7

Ребята, а какие памятники Вы еще знаете? Поделитесь своими впечатлениями.

ответы детей.

Но мало остается участников войны: много лет прошло со дня Победы. Наше правительство заботиться о своих героях, помогает им. Вы тоже должны с уважением и благодарностью относиться к участникам войны и ко всем пожилым людям. Они защищали нашу Родину и сберегли мир на Земле. А Родина у нас одна.

 Ребенок читает стихотворение З.Александровой «Родина».

Если скажут слово Родина

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка – скромница

И ромашковый бугор …

А другим, наверное, помнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Где недавно был каток

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина …

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

На этом наше занятие окончено. Берегите свою Родину, растите честными, мужественными, смелыми.

Источник: http://journal.preemstvennost.ru/arkhiv/year-2015/52-nomer-9-05-2016/1136-konspekt-besedy-so-starshimi-doshkolnikami-na-temu-velikaya-otechestvennaya-vojna

Беседа в старшей группе: « Героические подвиги во время войны»

Дата публикации: 04.12.15

Автор:
ГРИГОРЬЕВА ОЛЬГА ИВАНОВНА ВОСПИТАТЕЛЬ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «ОЧАРОВАШКИ», МКДОУ ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА», ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, КУЙТУНСКИЙ РАЙОН, с.КАРЫМСК

Беседа: « Героические подвиги во время войны»

Старшая группа

Григорьева О.И воспитатель МКДОУ Детский сад «Сказка»

Цель: продолжать знакомить дошкольников с героическими подвигами детей во время Великой Отечественной войны.

Дать представления о том, как народ помнит и чтит память героев Великой Отечественной войны.

Развивать чувство гордости за свой героический и непобедимый народ. Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла.

Сегодня, накануне праздника Дня Победы, мы продолжим разговор о Великой Отечественной войне. Мы познакомимся с жизнью детей во время войны, с тем кому в те военные годы было совсем ещё немного лет.

Сегодня будет день воспоминаний

И в сердце тесно от высоких слов,

Сегодня будет день напоминаний

О подвигах и доблести отцов.

Ребята, а что такое война? Когда она началась? Сколько война продолжалась? А с кем была война? А как вы думаете, почему немцев в Великую Отечественную войну называли гитлеровцами? Кто встал на защиту нашей Родины? Как вы думаете, дети помогали взрослым? А как дети помогли взрослым? (ответы детей).

Трудные, голодные и холодные военные годы нередко называют военным лихолетьем — лихими, злыми годами. Тяжело достались они нашему народу, но особенно тяжело пришлось детям. На защиту Родины встали и взрослые, и дети.

Многие дети остались сиротами, их отцы погибли на войне, другие потеряли родителей во время бомбежек, третьи лишились не только родных, но и отчего дома, четвертые остались на оккупированной врагами территории, пятые в пену у немцев.

Дети сражались в партизанских отрядах, работали на военных заводах, собирали теплые вещи для фронтовиков, выступали с концертами перед ранеными…

(показ слайдов детей войны на заводах, госпиталях)

Война- ты мачеха злая!

Досыта есть не давала,

С белого света сживая,

Радость у них отбирала.

Война-ты мачеха злая!

Вволю поспать не давала,

Рано детей поднимая,

Тяжким трудом поднимала.

Мы соберем все силы-

Погоним злую старуху,

Что бы детям она не грозила

Голодом, смертью, разрухой!

Почему автор называет войну злой мачехой? Почему она не давала досыта есть? Как вы думаете почему война рано поднимала трудом детей?

Детям пришлось пережить холод, голод, гибель родных, но они держались и держались до конца. Война исковеркала судьбы не только оказавшихся на фронте детей, но и тех, кто был в тылу.

Вместо беззаботного счастливого детства с веселыми играми и забавами, маленькие дети по 10-12 часов работали на станках, помогали взрослым изготавливать оружия для победы над врагами. Но они справились, они победили…

А как вы думаете, могут ли дети быть героями? А кого из детей героев вы знаете?

Шла война, а жизнь продолжалась. Дома солдат ждали матери, жены, дети. Солдаты писали письма с фронта, а им отвечали родные и близкие люди. Солдаты писали письма на любом попавшемся обрывке бумаги, а затем складывали их особым способом.

Письмо-треугольник представляло собой лист бумаги прямоугольной формы, загнутый сначала справа налево, а потом слева направо. Оставшаяся полоска бумаги вставлялась внутрь. Марка не требовалась, письмо не заклеивалось. На наружной стороне писался адрес назначения и обратный, а также оставлялось чистое место.

А как вы думаете для чего? Бумага была на вес золота, послание писалось мельчайшим почерком, заполнялось все пригодное пространство. Если солдат был переведен в другую часть, попал в лазарет или госпиталь, то на месте для пометок ставили новый адрес.

Некоторые такие переадресованные письма исчезали на долгое время, находя адресата уже через годы после войны .Одно из таких писем я вам прочитаю.

Показываю конверт сложенный треугольником.

Сейчас я прочитаю вам письмо, которое написал маленький мальчик Сережа Алешков.

«Меня зовут Сережа Алешков. Я самый юный защитник Сталинграда. Мне было всего 6 лет. Фашисты убили мою маму. Но я изо всех сил старался помочь бойцам: приносил им пищу, подносил патроны, в перерывах пел песни, читал стихи, разносил почту.

Однажды во время обстрела, командира полка полковника Воробьева, завалило в землянке, я не растерялся, позвал на помощь. Командир остался жив. В сорок втором я попал под минометный обстрел, был ранен в ногу, попал в госпиталь.

Я награжден медалью «За боевые заслуги».

Сколько лет было Сереже? Почему мальчики помогал бойцам на фронте? Ребята, а как вы думаете, почему Сережа Алешков в перерывах между боями не отдыхал, а пел песни, читал стихи, разносил почту?А за что Сережа был награжден медалью «за боевые заслуги?»

Физ. минутка (дети выполняют движение в соответствии с текстом)

Мы пока что дошколята,

Но шагаем, как солдаты.

Раз, два-дружно в ногу,

Три, четыре тверже шаг.

На парад идут солдаты-

Они смелые ребята.

А вот это письмо написала девочка звали ее Таня Савичева. Показываю детям, что письмо написано от руки, а не напечатано.

«Меня зовут Таня. Савичева Таня. Когда началась война мне было одиннадцать лет. Наша семья отказалась эвакуироваться, мы остались в городе помогать фронту. Решили до конца держаться вместе.

Я не участвовала в боях, не была партизанкой, но вместе с другими ребятами освобождала чердаки, таскала туда мешки с песком, ведра с водой, чтобы тушить зажигалки, ухаживала за ранеными.Одного за другим война забрала моих братьев и сестёр, дядю, бабушку… маму… все это я писала в своем дневнике.Я умерла от истощения первого июля сорок четвертого года…»

Как Таня и ее друзья помогали фронту? Почему они освобождали чердаки, таскала туда мешки с песком, ведра с водой? Почему Таня погибла?

Мы дети войны. Нам с пелёнок досталось

Познать беспредел всех невзгод.

Был голод. Был холод. Ночами не спалось.

От гари чернел небосвод.

От взрывов и плача земля содрогалась.

Не знали мы детских забав.

Нам, детям войны, много горя досталось.

Победа наградой была.

И летопись лет страшных в память вписалась.

Боль отклик у Эха нашла.»

Как вы думаете, почему дети не знали детских забав? Какие невзгоды выпали на их дом? Какая награда была для детей и всего русского народа?

Д.и. «закончи фразу»

Ребята, я буду вам говорить фразы, а вы должны будете их закончить.

Этот праздник всей страны-

Помнить мы о нем должны.

Наш народ врагов разбил

И Отчизну защитил.

(день победы)

Отстояли наши деды

Труд и счастье на земле,

Ярко светят в честь… (победы)

Звезды мира на Кремле.

Небо вспыхнуло над нами,

Засияло огоньками.

Как цветы они цветут –

Это праздничный … (салют).

За мужество, отвагу, героизм юных воинов награждали орденами, медалями. Но, к сожалению не все дожили до Победы. Многие погибли от рук врага, голода. Подвиги юных героев всегда будут помнить люди. Каждый год во всех городах нашей страны и в Москве 9 мая проходит праздничный парад.

А как вы думаете нужно ли помнить тех кого мы даже и не видели? Ребята, а как увековечена память о детях войны? А что такое памятники? (показываю памятники посвященные детям войны)

Мы родились и выросли в мирное время. Для нас война – это история, но мы всегда будем помнить о ней.

Мы против горя и войны,

Хотим расти счастливыми.

Пусть светит солнце с вышины

Над городами, нами.

Ребята, а что вам запомнилось на занятии? О чем вы бы хотели еще узнать?

Предлагаю детям звездочки. Если занятие понравилось, предлагаю положить звездочку на стол, а если занятие показалось сложным, то звездочку положить в коробочку.Скачать публикацию Скачали: 399 раз

Источник: http://pedagogcentr.ru/publication/3/34/32

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста

«Нет друга – ищи, а найдешь – береги».

Цель: Воспитывать доброжелательное отношение к людям, дружеские  взаимоотношения со сверстниками. Развивать  добрые чувства, эмоциональную отзывчивость, умение различать настроение. Формировать  правила культурного поведения  со сверстниками. Учить оценивать  поступки с позиции нравственных представлений.

Материал: бумага белого цвета, карандаши, фломастеры, клей, ножницы 

Ход занятия:

Воспитатель: Я уверена, что у  каждого из вас есть хороший, верный друг или даже несколько друзей. Без друзей жить на свете тяжело и скучно!

Воспитатель: Кто хочет рассказать о своем друге. Как его зовут? Сколько ему лет? Какие качества его характера вам нравятся?

Воспитатель: Вы назвали такие черты  характера, как доброта, щедрость, ум, трудолюбие, смелость, отзывчивость. Это  и в правду замечательные свойства человеческой души.

Послушайте стихотворение

Лучший друг

Мой любимый друг хороший —

Это сверстник мой Алеша.

Бескорыстный, верный, честный.

С ним всегда мне интересно!

Он умеет друга слушать,

Я ему открою душу:

Обо всем ему скажу,

Все игрушки покажу.

Заводила, фантазер,

В игра ловок он и скор,

Понимает шутки, смех.

Друг Алеша – лучше всех!

Воспитатель: О каких хороших  качествах Алеши рассказывает его  друг в этом стихотворении?

Воспитатель: Вы помните веселую  песенку о дружбе из мультфильма  «Крошка Енот», в ней есть замечательные  слова:

С голубого ручейка начинается река,

Ну а дружба начинается с улыбки… .

Воспитатель: А как вы думаете, почему говорят, дружба начинается с улыбки?

Верно! Добрая открытая улыбка всегда привлекает сердца людей. Улыбающийся  человек настроен доброжелательно. Слово «доброжелательность» состоит  из двух частей «добро» и «желать». Значить доброжелательный человек  – тот, кто желает вам добра.

Воспитатель: Давайте мы тоже улыбнемся друг другу, своему соседу. Что вы почувствовали, когда увидели улыбку друга или соседа? (тепло, добро, внимание, радость)

Воспитатель: А вы хотели бы сделать  эмблему дружбы? Как вы думаете, какое  изображение мы возьмем за основу нашей эмблемы? (дети предлагают солнце, цветок, дерево). В ходе обсуждения дети выбирают за основу эмблемы цветок.

Воспитатель: Как вы думаете, какое  настроение мы нарисуем в середине цветка Дружбы? (улыбку рисует ребенок)

Воспитатель: На лепестках цветка мы напишем качества (чертами характера, которыми должен обладать друг.

Дети называют качества,

Доброта (не обижает, не дерется, не обзывается, не злится)

Честность (он не врет, честно признается, не хвастается)

Щедрость (он не жадный, делится игрушками)

Преданность, надежный (не расскажет  секреты, не уйдет к другому, а  будет дружит со мной, не жалуется, не ябедничает)

Помощь (поможет в сложной ситуации, если что-то не получается)

Ум (он умный с ним интересно, узнаешь много нового)

Забота (делает для себя и для  друга, помог завязать, застегнуть, заправить)

Смелость (он храбрый, ничего не боится)

Педагог записывает их на лепестках, а ребенок приклеивает к середине.

Воспитатель: Ребята, у нас с  вами получился замечательный цветок Дружбы, посмотрите!

Воспитатель: Говорят: «Дружба крепкая  не сломается, не испортится от дождей и вьюг». А от чего она может  испортиться?

Как сделать, чтоб наша дружба не сломалась? Что нужно сделать?

Если друг к тебе добр, то и ты должен быть добр к нему.

Если друг щедрый, то и ты должен быть щедрым с ним. И тд.

Получается, друзья должны выполнять  определенные правила, чтоб их дружба не сломалась, не разбилась. А наш  Цветок Дружбы – это правила Дружбы. Если мы будем беречь этот Цветок и  выполнять правила, то дружба останется  с нами. Я предлагаю каждому  из вас сделать такой цветок, чтобы  он напоминал вам о хрупкости  дружбы и о том, что ее может  сберечь.

Источник: http://stud24.ru/pedagogy/beseda-s-detmi-starshego-doshkolnogo/414134-1413051-page1.html

Приёмы общения воспитателя со старшими дошкольниками — КГУ «Школа-интернат общего типа № 10 г.Щучинска отдела образования Бурабайского района»

В данной статье мне хотелось бы затронуть такую актуальную на сегодняшний день тему как взаимодействие воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста, испытывающими трудности в поведении, а так же некоторые методы работы с родителями.  Надеюсь, она будет полезна начинающим педагогам.

В каждой группе детского сада всегда найдутся дети с особенностями поведения. Причем эти особенности далеко не позитивные.

К сожалению, агрессивность,  тревожность, замкнутость, излишняя импульсивность  — вот основные личностные характеристики некоторых дошкольников.

Отрицательные поведенческие проявления детей, безусловно, поддаются коррекции, но только при правильном психолого-педагогическом воздействии.

Наблюдая за процессом образовательной деятельности в группах, занимаясь с детьми, я заметила, что чем больше у ребенка выражены отклонения в поведении, тем больше он ищет внимания со стороны взрослого человека, в частности воспитателя, причем внимания

дошкольник добивается любыми способами, далеко не самыми приемлемыми, такими как:  ударить сверстника, демонстративно

уединиться в спальной комнате или в приемной или напротив же, во время прогулки убежать за территорию участка, а то и вовсе за калитку детского сада.

Неудовлетворенная потребность в признании порождает трудности в общении со сверстниками, и как следствие негативные эмоциональные состояния. Испытывая отрицательные эмоции, ребенок не может полноценно развиваться интеллектуально.

Такие дошкольники, в большинстве своем, плохо усваивают программный материал.

Причину такого асоциального поведения, конечно, нужно искать в семье, причем родители ребенка должны почувствовать живую заинтересованность воспитателя, желание помочь.

Необходимо объяснить родителям, что только на основе сотрудничества с воспитателем удастся прийти к положительному результату.

И здесь, на мой взгляд, целесообразна доверительная беседа между родителями и педагогом, в процессе которой находятся ответы на следующие вопросы:

-Всегда ли у вас находится время, чтобы поговорить с ребенком?

-Считаете ли вы, что у ребенка должно быть право на собственное мнение?

-Существуют ли в вашей семье традиции?

-Соблюдается ли единство требований к ребенку со стороны всех членов семьи?

-Применяется ли наказание к ребенку?

-Допускается ли ребенок к просмотру фильмов агрессивного характера?

-Как вы проводите выходные дни вместе с ребенком?

Бывают случаи, когда родители оказываются просто не подкованными в вопросах конструктивного взаимодействия со своим ребенком. В процессе беседы с одним из них удалось выяснить, что их дитя наказывалось буквально за малейшую провинность.

На вопрос, почему же так происходит, они ответили: «Что его же надо воспитывать, а то вообще на шею сядет». В данной ситуации родителям необходимо объяснить тот факт, что наказания, тем более не обоснованные, лишают ребенка стимула к какой либо деятельности.

Некоторым родителям достаточно одной содержательной консультации, в которой, в доступной для них форме дается понять, что замечания, угрозы в адрес ребенка в ближайшем будущем дадут отрицательный эффект, хотя сию же минуту ребенок и станет послушным и уступчивым, но в последствии – замкнется, у него будет преобладать чувство обиды, тревоги, и как следствие – боязнь неудачи, возобладает чувство ожесточения, повысится агрессивность, которая обязательно найдет в себе выход в процессе общения со  сверстниками в группе детского сада.

Разъясняя родителям секреты правильного общения с ребенком, необходимо особо заострить внимание на  том, как ребенок нуждается в поддержке,  одобрении и похвале, даже если у него что -то и не получилось с первого раза. Такие фразы типа: «Я уверен, что у тебя

получится!», «А давай,  сделаем вместе», «Я так рад за тебя», «Я был уверен, что ты справишься!» — повысят у ребенка уверенность в своих силах, дадут ему понять, что неудача может быть поправима.

Подобная родительская тактика, в основном, реализуется в  совместной деятельности с ребенком и не важно, какого она характера –

интеллектуальная, творческая, спортивная, трудовая, главное, чтобы ребенок чувствовал в себе уверенность, что его всегда поймут и поддержат родители.

Любой воспитатель, работая с детьми, которые имеют отклонения в поведении, безусловно, испытывает определенные трудности, ведь у таких детей затруднены процессы социальной адаптации в коллективе сверстников, они не умеют полноценно общаться, могут обидеть,

нагрубить и даже ударить товарища, постоянно требуют повышенного внимания к себе.

Следовательно, педагог должен способствовать формированию у таких детей коммуникативных навыков, навыков бесконфликтного общения, которые основаны на чувстве доверия детей друг к другу.

В связи с этим хочу предложить несколько несложных игр для старших дошкольников  (авторы Елена Лютовой и Галина Монина «Шпаргалка для взрослых».), использование которых позволит это осуществить.

Игра «Гусеница»

Цель: Игра учит доверию. Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников.

«Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего.

Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.

Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту».

Для наблюдающих: обратите внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение «живой гусеницы».

Игра «Смена ритмов»

Цель: помочь тревожным детям включиться в общий ритм работы, снять излишнее мышечное напряжение.

Если воспитатель хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре… Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре… Постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети, хлопает все реже, считает все тише и медленнее.

Игра «Волшебный стул»

Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.

В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать «историю» имени каждого ребенка — его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и «Волшебный стул» — он должен быть обязательно высоким.

Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5-6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем.

На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.

В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.

И, конечно же, любой ребенок, тем более с поведенческими нарушениями, всегда должен быть уверен в том, что его ждут в детском саду, ему рады. Встречая утром ребенка, обязательно улыбнитесь ему, скажите несколько добрых слов, поинтересуйтесь о том, чем он занимался дома – и начало хорошему дню положено!

Профессиональная деятельность воспитателя невозможна без эффективного педагогического общения, призванного максимально способствовать психическому развитию детей. Педагогическое общение — система взаимодействия педагога с детьми с целью осуществления на них воспитательного воздействия, формирования педагогически целесообразных взаимоотношений, создание

благоприятного для их психического разви тку микроклимат.

Для обеспечения эффективного педагогического общения воспитателю нужно знать, чего ждут от общения с ним воспитанники, учитывать их потребность в общении со взрослыми, развивать ее Педагог логическому правильное общение с детьми в «зоне ближайшего развития» существенно способствует реализации их потенциальных возможностей, готовит к новым сложных видов деятельности Форма и

содержание его оговариваются задачами, педагог пытается решить в работе с дошкольниками.

Эффективность педагогического общения также зависит от умения воспитателя учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей: с наименьшими он чаще проявляет особую теплоту, использует Пожалуйста Иоасу формы обращения, к которым они

привыкли в семье; со старшими ему нужны не только отзывчивость и заинтересованность, но и умение пошутить, а при необходимости — обратиться к категоричности Сказываются на спи лкуванни педагога интересы, склонности, пол детей, особенности их семейного микросреда.

В процессе взаимодействия с детьми педагог использует:

а) прямой педагогическое воздействие, непосредственно обращен на воспитанников, касается их поведения, взаимоотношений: объяснения, указания, поощрения, наказания и т.п.;

б) косвенное педагогическое воздействие, которое осуществляется через других лиц, соответствующую организацию совместной деятельности Педагог не создает никаких препятствий, не дает указаний, но так изменяет условия, что дети лично выбирают желаемую для них форма деятельности.

Эффективным в работе с дошкольниками, особенно младшего и среднего возраста, есть косвенное влияние, для осуществления которого воспитатель использует игру, игровое общение. Благодаря этому он без нажима, может организованная направляет деятельность

детей, их развитие, регулирующим отношения, разрешает конфликты. Для этого могут быть использованы сказки, стихи, поговорки, рисунки, игрушки.

Правильно организованное педагогическое общение создает благоприятные условия для развития творческой активности дошкольников. В этом особым потенциалом наделено личностно-деловое общение, которое удовлетворяет потребности в сотрудничестве,

сопереживании, взаимопонимании, способствует созданию атмосферы сотворчества. Его эффективность повышается рациональным выбором стиля педагогического общения (широкие возможности для педагога и ребенка создает демократический стиль).

Оптимальное педагогическое общение является залогом максимального использования личностного потенциала, профессиональных умений, навыков, способностей воспитателя значительной степени это зависит и от психологического климат в коллективе

дошкольного заведения.

Формы общения дошкольников со сверстниками

Общение дошкольников со сверстниками во многом отличается от общения со взрослыми. Оно эмоционально ярче, раскованной, полная фантазии, даже богаче лексически, сопровождается различными и интонациями, криками, ужимками, смехом и т.п. В таких контактах отсутствуют строгие нормы и правила, способы поведения, которых они вынуждены придерживаться во время общения со взрослыми.

В контактах с товарищами их инициативные высказывания преобладают над высказываниями-ответами, поскольку ребенку важнее высказаться самой, чем кого-то выслушать.  И потому беседа со сверстниками редко в удается дошкольникам, ибо каждый говорит о своем, не выслушивая собеседника, перебивая его.

Направленные на сверстников действия дошкольника различные по цели и функциями.

Общаясь с товарищами, он пытается руководить их действиями, контролировать их, делать замечания, учить, показывать с свои способности и умения, навязывать собственный образец поведения, деятельности, сравнивать их с собою.

Общение со сверстниками, играет важную роль в психическом развитии дошкольника, оно является необходимым условием формирования у него общественных качеств, проявления и развития элементов коллективистских отношений в группе дошкольного

заведения. Протяжении дошкольного детства развиваются и сменяют друг друга эмоционально-практическая, ситуативно-деловая, внеситуативно-деловая, внеситуативно-личностная формы общения дошкольника со сверстниками.

Эмоционально-практическая форма общения характерна для детей раннего возраста и сохраняется до 4-х лет, на 4-м в общении начинает преобладать речи. В 4-6-летнем возрасте у детей доминирует ситуативно-деловая форма общения со сверстниками Взаимодействие с ними на этом этапе жизни является особенно актуальной, что обусловлено повышением роли в их жизни с сюжетно-ролевой игры и

других видов коллективной деятельности Дошкольники пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что порождает потребность в общении стремлений ние к совместной деятельности столь сильное, что дети все чаще соглашаются на компромисс, уступая друг другу игрушками, привлекательной роли в игре тощощо.

У дошкольников возникает интерес к поступкам, способов действий своих товарищей, что проявляется в вопросах к ним, различного содержания репликах, часто -насмешках.

В этот период все заметнее становятся склонность к конкуренции, соревновательность, непримиримость к высказываний, оценок товарищей.

На 5-м году жизни дети интересуются успехами товарищей, замечают их неудачи, стараются привлечь к себе внимание, требуют признания собственных достижений, пытаются скрыть промахи.

Они еще не умеют увидеть истинную суть, направленность интересов, желаний своих товарищей, не понимают мотивов их поведения, хотя часто и пристально интересуются всем, что делают их ровесники. Потребность дошкольника в общении обусловлена стремлением к признанию и уважению, а в характере общения доминирует эмоциональный аспектов.

Дети используют разнообразные способы общения, много говорят, но их речь еще остается ситуативным. К внеситуативно-делового и внеситуативно личностного общения они прибегают редко, чаще эти формы наблюдаются в общении старших дошкольников.

Основная потребность в общении состоит в стремлении к сотрудничеству с товарищами, которое приобретает внеситуативно характера. Меняется ведущий мотив общения, в его структуре ощутимую роль начинают играть привязанность и дружба.

Происходит становление субъективного отношения к другим детям, у которых дошкольник видит равную себе личность, поэтому учится учитывать их интересы, вырабатывать готовность помочь им благодаря этому возникает интерес к личности ровесника, не связанный с конкретными действиями Чаще дети общаются на познавательные, личностные темы, хотя деловые мотивы остаются ведущими. Главным средством общения является разговор.

Особенности общения дошкольника со сверстниками ярко проявляются в тематике разговоров их, высказывания в адрес сверстника основном связаны с собственным «Я». Младшие дошкольники разговаривают о том, что видят, или о том, что у них есть,

стремятся поделиться впечатлениями, привлечь внимание к себе с помощью предметов, которыми обладают Такие темы разговоров популярные протяжении всего дошкольного возраста.

Дети среднего дошкольного возраста чаще демонстрируют сверстникам то, что умеют делать и как это у них получается 5-7-летние рассказывают о себе, о том, что им нравится или не нравится, делятся с о сверстниками своими познавательными открытиями, «планами на будущее» (кем буду, когда вырасту).

Каждая форма общения по-своему влияет на психическое развитие детей: эмоционально-практическая побуждает их к выявлению инициативы, расширяет спектр эмоциональных переживаний; ситуативно-деловая способствует развитию в личности, самосознания,

любознательности, смелости, оптимизма, творчества; внеситуативно-деловая и внеситуативно-личностная формируют умение видеть в партнере самоценное личность, учитывать его мысли и переживания. Каждая из них помогает ребенку конкретизировать, уточнить, углубить представление о самом себе.

Источник: https://sc0009.burabay.akmoedu.kz/article/view/bfc542a7dafd4c837f9c34b44df58fed/?p=

Ссылка на основную публикацию