Фольклор для детей 6-7 лет

Потешки

Потешка — это жанр устного народного творчества, предназначенный для развития маленьких детей.

Потешка не только развлекает, но и развивает малыша. Она учит понимать человеческую речь и соотносить слова и действия.

Родитель вместе с малышом проговаривают потешку, при этом выполняют определенные действия и жесты, упоминающиеся в потешке.

Ладушки, ладушки! Где были? — У бабушки. — Что вы ели? — Кашку. Пили простоквашку. Простоквашка вкусненька, Кашка сладенька, Бабушка добренька! Попили, поели, шу-у-у… Домой полетели, На головку сели,

Ладушки запели.

***

Ладушки, ладушки, Испечём оладушки, На окно поставим, Остывать заставим. Немного погодим, Всем оладушки дадим. Всем по одному,

А Лёшеньке — два.

***

Комары и мошки, Тоненькие ножки, Пляшут на дорожке. Ножками — топ-топ! Ручками — хлоп-хлоп! Близко ночь —

Улетели прочь!

***

Идет коза рогатая, Идет коза бодатая, За малыми ребятами, За малыми ребятами. Ножками топ-топ, Глазками хлоп-хлоп. Кто каши не ест, Молока не пьёт —

Забодает, забодает, забодает!

***

Зайчик серенький сидит И ушами шевелит. Вот так, вот так! Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп! Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать.

Скок-скок, скок-скок!

***

— Гуси вы, гуси! Красные лапки! Где вы бывали,

Что вы видали?

— Мы видали волка: Унёс он гусёнка, Да самого лучшего,

Да самого большего!

— Гуси вы, гуси, Красные лапки! Щипите вы волка —

Спасите гусёнка!

***

— Гуси, гуси! — Га! Га! Га! — Есть хотите? — Да! Да! Да! — Ну, летите все сюда! — Нам нельзя лететь домой, Серый волк под горой Не пускает нас домой. — Ну, летите куда ходите! Фр-р, гуси полетели,

На головку сели!

***

— Гуси, гуси! — Га! Га! Га! — Есть хотите? — Да! Да! Да! — Ну летите! — Нам нельзя! Серый волк под горой,

Не пускает нас домой.

***

Утка-гагара Утят потеряла, Утята нашлись —

Сразу окунись.

***

Уж я, утка, хожу, Малых деток вожу. Вот я, утка, поплыву,

Малых деток поведу

***

Наши уточки с утра — Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Наши гуси у пруда — Га-га-га! Га-га-га! А индюк среди двора —

Бал-бал-бал! Балды-балда!

Наши гуленьки вверху — Грру-грру-у, грру-у, грру-у! Наши курочки в окно —

Кко-кко-кко! Ко-ко-ко-ко!

А как Петя-петушок Ранним-рано поутру

Нам споёт ку-ка-ре-ку!

***

Поехали, поехали, В лес за орехами, В ямку — бух!

Раздавили сорок мух.

***

Поехали-поехали За грибами, за орехами, Приехали-приехали

С грибами да с орехами.

***

Поскакали, поскакали В Москву за калачами! Вприпрыжку, вприскочку,

Упали на кочку — бух!

***

Ехал мальчик маленький На лошадке каренькой — По ровненькой дорожке. По ровненькой дорожке, По кочкам, по кочкам, По ухабам, по ухабам, — Прямо в яму —

Бух!

***

Баба сеяла горох Прыг-скок, прыг-скок, Обвалился потолок, Прыг-скок, прыг-скок. Баба шла, шла, шла, Пирожок нашла, Села — поела,

Опять пошла.

***

Скок-поскок, Сколочу мосток. Серебром замощу,

Всех ребят пущу.

Скок-поскок! Молодой дроздок По водичку пошёл, Молодичку нашёл. Молодиченька, Невеличенька: Сама с вершок, Голова с горшок. Шу-вы! Полетели, —

На головушку присели!

***

Ой, качи, качи, качи, В головах-то калачи, В ручках прянички, В ножках яблочки, По бокам конфеточки,

Золотые веточки.

***

Еду-еду к бабе, к деду, На лошадке, в красной шапке, По ровной дорожке, На одной ножке, В старом лапоточке По рытвинам, по кочкам, По ухабам, по ухабам, По маленьким пенёчкам, Прямо в яму — бух!

Раздавили сорок мух!

***

Сорока-ворона Кашку варила, Деток кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала. Он в лес не ходил, Дров не рубил, Воду не носил, Печь не топил, —

Нет тебе кашки!

***

Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шёлкова бородушка, Что ты рано встаёшь, Голосисто поёшь, Деткам спать не даёшь? Петушок, петушок, Золотой гребешок, Ты подай голосок Через тёмный лесок, Через лес за реку́

Покричи: ку-ка-ре-ку!

***

А коток, а коток, Кучерявенький лобок, Украл бабушкин клубок Да и спрятал в уголок. А бабушка догнала

И за ушко подрала.

***

Тра-та-та, тра-та-та! Вышла кошка за кота. Ходит кот по лавочке, А кошечка по диванчику, Ловит кота за лапочки: — Ох, ты, котик, коток, Крутолобенький! Поиграй ты, кот, со мной,

С Муркой, киской молодой!

***

— Кисонька-мурысенька, Где ты была? — На мельнице. — Кисонька-мурысенька, Что там делала? — Муку молола. — Кисонька-мурысенька, Что из муки пекла? — Прянички. — Кисонька-мурысенька, С кем прянички ела? — Одна.

— Не ешь одна! Не ешь одна!

***

Как у нашего кота Шубка очень хороша, Как у котика усы Удивительной красы, Глазки смелые,

Зубки белые.

***

Мыши водят хоровод, На лежанке дремлет кот. Тише, мыши, не шумите, Кота Ваську не будите. Вот проснётся Васька-кот,

Разобьёт весь хоровод.

Мчится поезд (Э. Мошковская)

Чух-чух, чух-чух, Мчится поезд во весь дух, Паровоз пыхтит. — Тороплюсь,- гудит,-

Тороплюсь, тороплюсь, тороплю-у-усь!

Бычок (В. Берестов)

Маленький бычок, Жёлтенький бочок, Ножками ступает, Головой мотает. — Где же стадо? Му-у-у!

Скучно одному-у-у!

Хлюп-хлюп (С. Капутикян)

Хлюп-хлюп ручками, Полон мыла таз. Ты не трогай, Машенька, Мыльной ручкой глаз. А водичка булькает, А водичка пенится. Машенька помоется,

Причешется, оденется.

Аист (И. Токмакова)

Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу. Топай правою ногой, Топай левою ногой. Снова — правою ногой, Снова — левою ногой. После — правою ногой, После левою ногой.

Вот тогда придёшь домой!

*** (Е. Благинина)

Ой, ладушки-ладушки, Испечём оладушки, На окно поставим, Остывать заставим. А остынут — поедим И воробышкам дадим. Воробышки сели, Оладушки съели, Оладушки съели —

Шшу-у-у!.. — и улетели.

Источник: http://www.poemsonalltimes.ru/narodnyj-folklor/poteshki

Конспект интегрированного занятия для детей 6–7 лет по народному творчеству

Шпак И. П. Конспект интегрированного занятия для детей 6–7 лет по народному творчеству // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №2. — С. 158-161. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/54/1979/ (дата обращения: 15.10.2018).



Интеграция областей: «Художественно — эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально — коммуникативное развитие».

Программные задачи

– Воспитывать интерес и понимание эстетики народной речи в загадках

– Познакомить детей с процессом росписи хохломской посуды;

– Развивать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта, закрепить представления о повседневной жизни наших предков (их быте, труде, мировоззрении);

– Правильно и чисто интонировать мелодии народных песен «Тень-тень», «У калинушки», «Волшебный завиток».

– Закреплять движения в русских хороводах: капустка, выворачивание круга, ручеек, ковырялочка, использовать знакомые движения в импровизациях.

– Стимулировать развитие речи, коммуникативных навыков.

– Придумывать рифму к заданным словам

Предварительная работа:

Беседы о родном крае. Рассматривание альбома «Народное творчество», предметов народно-прикладного искусства. Рассказ воспитателя о народном быте русского народа, обычаях, народных праздниках, рассматривание картин о народных промыслах, чтение художественных произведений. Разучивание песни Вихаревой Г. Ф. «Жар-птица», русских хороводов, игр и песен.

Оборудование:

Русские народные костюмы, самовар, ситцевый мешок, бубен, подушка, зеркало, ухват, кочерга, гребешок, шкатулка, клубочек вязальных ниток, сундук;

Куклы театра би-ба-бо;

Предметы народно-прикладного искусства с хохломской росписью, мультимедиа-проектор, экран, ноутбук, музыкальный центр;

Раздаточный материал для росписи, кисти, краски, салфетки, баночки с водой.

Зал оформлен в виде русской избы с лавками, столом, накрытым скатертью с вышитыми узорами, самоваром, предметами русского быта.

Воспитатель и дети в русских костюмах под русскую народную музыку входят в избу. Их встречает хозяюшка.

Воспитатель. Утро доброе, хозяюшка!

Хозяйка. Здравствуйте, гости дорогие! Приходите, рассаживайтесь поудобней. Дай Бог тому, кто в нашем дому — дорогим гостям, милым детушкам, наделил бы нас Господь и житьём, и бытиём, и здоровьем! С чем вы ко мне пожаловали?

Воспитатель. Мы пришли песни петь, плясать, тебя потешать, да загадки загадывать.

Хозяюшка. Да отчего же не повеселиться, коли на душе, как в горнице, тепло и светло?

Воспитатель. Не хочешь ли ты, хозяюшка, загадки про свою избу отгадать?

Ребята их много знают.

Ребёнок. Стоит копна, вся в дырках. На копне — гора, из горы дым идёт.

Хозяюшка. Вот вам моя отгадка: стоит бычище — проклёваны бочища. (изба)

Ребёнок. Дарья да Марья друг на друга глядят.

Хозяюшка. Ой, да это же два братца, которые друг на друга глядят, а вместе не сойдутся (пол и потолок)

Ребёнок. Сверху дыра, снизу дыра, а посередине огонь да вода!

Хозяюшка. А я знаю, что это: толстый, пузатый, стоит и пыхтит. (самовар)

Ребёнок. Не бык, а бодает.

Не ест, а еду хватает,

Что схватит — отдаёт,

Сам в угол идет.

Хозяюшка. Да это тот, что однорук да рогат, он в избе первейший хват. Ухватил горшок — да и в печку скок. (ухват)

Хозяюшка. Кто будет играть в интересную игру,

А какую — не скажу?

Солнце разгорается, игра начинается.

Проводится игра сбубном.(2–3 раза)

Дети передают по кругу бубен из рук в руки, а хозяюшка произносит считалку:

Ты катись весёлый бубен

Быстро-быстро по рукам.

У кого весёлый бубен,

Тот в кругу попляшет нам.

Вдруг слышится чихание из большого мешка.

Хозяюшка. Кто, ребята из вас простудился? Ах, это мой волшебный мешок проснулся. Поиграть с вами хочет.

Воспитатель. Скажи, хозяюшка, что у тебя в мешке? Бобы, горох?

Хозяюшка. Что за чудо — скок да скок.

Гляньте, тронулся мешок! (в мешке двигается ребёнок).

Воспитатель. Эй, ребята, хватайте его! Ловите! Поскорей мешок держите.

Развяжу-ка я мешок, да посмотрю, что в нём? (смотрит в мешок). Что-то он пуст. Чего же ты, мешок, хочешь?

Мешок. Я за отгадками пришел.

Хозяюшка. За какими такими отгадками?

Мешок. На мои загадки.

Набита пухом, лежит под ухом.

Хозяйка. Что это?

Дети. Подушка.

Хозяюшка. Ах, вот и она: два брюшка четыре ушка (кладёт подушку в мешок).

Мешок. Золотое озерцо, в озерце моё лицо.

Дети. Зеркало!

Хозяюшка. Получай, мешок, озеро с чистой водицей. (кладёт зеркальце)

Мешок. Для кудрей и хохолков

Целых 25 зубков!

И под каждым под зубком

Лягут волосы рядком.

Дети. Гребень.

Хозяюшка. Вот мешок, тебе то, что ходит-бродит не по лесам,

А по усам и волосам. (кладёт гребень).

Мешок кивает, благодарит, а потом раскачивается из стороны в сторону.

Хозяюшка. Что же он сказать хочет? (наклоняется к мешку, слушает). Песню хочешь послушать? Ну что же, петь да плясать — век горя не знать.

Русская народная песня «Тень-тень» висполнении детей.

Из мешка появляется шкатулка.

Хозяюшка. Что за странный сундучок?

И закрыт он на крючок,

Если ключик подберём,

В сказку быстро попадём.

Попросите сундучок открыться. А помогу вам я. Буду петь начало песни, а вы придумывайте конец, каждый по-своему, да чтоб было в рифму!

Песенная импровизация Хозяюшки идетей.

Скажу я гармошка, а ты мне… (картошка, матрёшка, Антошка и т. д.),

Держу я рубашку, ты видишь… (букашку, промокашку и т. д.),

Взяла я корзину, купил ты… (картину, малину, калину и т. д.).

Я вижу: на поле пасётся баран,

А маленький мальчик несёт -… (барабан, тюльпан),

С тростинкой по тропке ползёт муравей,

А следом за ним … (воробей, шарпей).

Хозяюшка открывает сундучок. Приготовьте ушки, глазки,

В сундучке, ребята… (дети говорят: сказки)

Да и не угадали. В этом сундучке только присказки, а сказки в большом сундуке у моей сестрицы, тётушки Зарницы. Хотите к ней идти? Не отставайте же в пути. Вот клубочек, он подскажет, и дорогу вам покажет.

Дети берут в руки нитку, идущую от клубка, проходят в изостудию.

2-я часть занятия (в изостудии).

Воспитатель. Здравствуй, тетушка Зарница!

Тётушка. Здравствуйте, люди добрые!

Проходите, проходите, мои ненаглядные, самовар готов. Чайком угощайтесь, пироги мои пробуйте!

Воспитатель. Мы пришли не пироги кушать, а сказки слушать.

Слыхали про твой большой сундук со сказками…

Тетушка. Верно, большой да старый, ему уже больше ста лет.

Хотите, покажу? Только плату у вас за это спрошу.

Воспитатель. А чем же платить за поглядки?

Тётушка. Плата пустяшная. Порадуйте моё сердечко песней душевной, а я вам за это не только сундук покажу, а и сказку дивную расскажу.

Хоровод «У калинушки».

Тетушка. Растрогали вы меня. Ну что же, садитесь рядком да ладком.

Вот и мой сундук открывается (снимает накидку)

Сказка начинается… (открывает крышку).

Давно это было…

СКАЗКА

(с использованием кукол би-ба-бо)

Жила-была на свете сиротинка Марьюшка. Собой пригожая, тихая, скромная. А уж мастерицы в округе лучше её не было. Шила Марьюшка шелками цветными и бисером. Кому рубашку, кому рушник, а кому пояс узорчатый сделает. (рассказ сопровождается демонстрацией изделий)

Прослышали об искуснице купцы заморские. Из далёких стран приехали посмотреть на её рукоделие. Увидали и от изумления даже рты разинули. Не думали такую красоту увидеть. Потом наперебой стали уговаривать Марьюшку с ними ехать. Горы золотые сулили. А Марьюшка в ответ:

Читайте также:  Игры на развитие мышления детей 3 лет

Марьюшка: «Не надо мне вашего золота. Никуда я не поеду из родной деревни».

С тем купцы и уехали. Только славу рукодельницы они по всей земле понесли. И дошёл тот слух до Кощея Бессмертного. Осерчал Кощей, что есть на свете красота великая, какой он не видывал. Прикинулся тогда Кощей добрым молодцем, перелетел через моря глубокие, через горы высокие, и очутился перед Марьюшкиной избушкой. Постучал в дверь, попросил показать изделие готовое.

Марьюшка. Бери, добрый молодец, что тебе по душе придётся.

Увидал Кощей такую красоту, услыхал такие слова ласковые. Пуще прежнего озлобился. Виданное ли дело, чтобы простые крестьяне красотой владели, какой у него, Кощея Бессмертного, нет. Стал он поначалу сиротинку уговаривать.

Кощей. Поедем ко мне, Марьюшка. Будешь жить у меня царицей во дворце из драгоценных каменьев. Есть будешь на золотой посуде. Спать на лебяжьем пуху. Гулять будешь в саду, где поют птицы райские, где растут золотые яблоки.

Марьюшка. Не проси меня, добрый молодец, не нужны мне твои богатства и диковины заморские. Нет ничего лучше родимых полей и лесов. Не поеду я из родных мест никуда. Здесь и люди живут, которым моё рукоделие радость приносит. А для тебя одного я вышивать не стану.

Кощей. Коль не хочешь людей оставить, то быть тебе птицей, а не девицей.

Глядь, а на том месте, где Марьюшка стояла, стонет, бьётся Жар- птица. А сам Кощей взвился Черным орлом. И упал орёл с поднебесья камнем, схватил Жар-птицу в острые когти и взвился под облака. Как почувствовала Марьюшка силу железных когтей, решила людям последнюю память о себе оставить.

Стала Жар-птица свои красочные перья на землю бросать. Падали они на луга заливные, да в леса густые. Сбрасывает Марьюшка перья, а сама понимает, что силы её на исходе. Умерла Жар-птица в когтях у орла черного, да перья её разноцветные на земле жить продолжают.

Были те перья не простые, а волшебные. Не всякий их увидеть может, а только тот, чья душа красоту понимает, и руки ту красоту для других создавать готовы.

Рассыпала свои перья Жар-птица по всей русской земле. Наверное, самые яркие упали недалеко от Нижнего Новгорода, что на великой реке Волге. С тех пор живут и работают там умельцы, которые создали эти замечательные изделия. (показ хохломских изделий).

А называется это место и эти прекрасные изделия «Хохлома». И не просто хохлома, а огненная, золотая хохлома. Огненно-красный цвет хохломских изделий, золотое сияние узоров вызывают ощущение яркого пламени.

Странное и весёлое слово «Хохлома». Смех и восхищённое «ох!» слышится в этом слове. Давайте посмотрим, что же рисуют на своей посуде мастера. Земляничку да малинку, крыжовник да рябинку, ежевичку, черную да красную смородинку.

Но самый любимый орнамент «травка» — удлинённые, изогнутые былинки. А если травка превращалась в крупные кудри- завитки, то эти затейливые узоры назывались «кудринами». Они всегда золотые.

А какие любимые цвета хохломских мастеров? (красный, чёрный, золотой)

Хозяюшка. Как мы за руки возьмёмся

Хоровод заведём,

Хоровод заведём,

Кудри-завитки сплетём.

Хоровод «Волшебный завиток»

(любая русская народная музыка, дети выполняют различные орнаментальные узоры хоровода- капустку, выворачивание круга, ручеек и т. д.)

Тётушка.

Наши чудо-мастера ночь трудились до утра.

Вам посуду подарили, расписать её просили.

Мы посуду заберём, кисти, краски соберём.

Мы сегодня мастера, будет чудо-хохлома!

(Дети украшают посуду из бумаги по типу хохломской росписи под фоновую русскую народную музыку.)

Тётушка. Отложили в сторону кисти мастера, и работы сразу же ожили, заговорили. Стали похваляться друг перед другом своими нарядами. Давайте послушаем, что они говорят!(говорит от имени посуды):

— Какой красивый у меня завиток, как он затейлив, как виноградные усики.

И мой мастер хорошо потрудился, красивые цвета подобрал.

А мой наряд ещё лучше, здесь и листочки золотые и ягодки красные.

Вот как они разговорились. (Обращаясь к детям). Таня, а твоя мисочка что про себя сказала?(дети говорят от имени своих работ).

Тетушка. Спасибо вам, дорогие мастера, за ваш труд, за ваше старание, которое не хочется в сундуках хоронить. Копите, милые, сундуки добра в душе вашей. Дом, земля наша, любовью богата и трудом. А песнями, играми счастье копится и помнится.

Дети исполняют песню ВихаревойГ.Ф. «Жар-птица»

Литература:

  1. Копцев В. П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. Ярославль. Академия холдинг. 2001.
  2. Молотиловой Л. К. Народные художественные промыслы России. Ассоциация «Народные художественные промыслы России». Москва. Интербук бизнес. 1998. 245 с.
  3. Яхнин Л. Л. Веселое слово Хохлома. Москва. Малыш. 1987
  4. Бедник Н. И. Хохлома. Ленинград. Художник РСФСР. 1980. 40 с.
  5. Шевчук Л. В. Дети и народное творчество. Москва. Просвещение. 1985. 128 с.

Основные термины (генерируются автоматически): хозяюшка, мешок, ребенок, воспитатель, СКАЗКА, добрый молодец, веселый бубен, народно-прикладное искусство, народный быт, русская народная музыка.

русский народ, устное народное творчество, ребенок, сказка, Русская изба, родная природа, русский быт, пальчиковый театр, народная мудрость, детский сад.

Русские народные костюмы, самовар, ситцевый мешок, бубен, подушка, зеркало, ухват, кочерга, гребешок, шкатулка, клубочек вязальных ниток, сундук. Воспитатель и дети в русских костюмах под русскую народную музыку входят в избу.

народное искусство, ребенок, народная культура, игра, русская культура, вид, ознакомление детей, знакомство детей, прикладное искусство, занятие.

Статья посвящена значению традиционной русской народной музыки в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста. В тексте идёт речь о способах приобщения детей дошкольного возраста к истокам русского народного творчества.

Русская народная музыка очень меня волновала, интересовала и вдохновила на работу с детьми по ознакомлению с русским народным творчеством. Кроме того, русская песня обладает огромной художественно — воспитательной ценностью.

ребенок, народная культура, русская народная культура, образовательная область, воспитатель, яркое небо, образовательная деятельность, детский сад, декоративно-прикладное искусство, приобщение детей.

русская народная мелодия, хозяюшка, улица, песнь, гость, город, Ребенок, русская народная песня, зеленый сад, устное народное творчество.

Приобщение детей к русской народной культуре — работа не только актуальная, но и интересная.

Цель: Учить исполнять Колядки весело, правильно проговаривать фольклорные обороты. Творческое задание «Сказка для моей куколки».

И самая любимая детьми форма народного фольклора, используемая нами в работе — русские народные сказки. Сказка помогает нам формировать у детей нравственные ценности: девица трудолюбива, добрый молодец сильный, смелый, любящий Родину.

Источник: https://moluch.ru/th/1/archive/54/1979/

Художественная литература для детей 5-6 лет

Примерный список литературы для чтения детям 5-6 лет

Русский фольклор

Содержание

Песенки, заклички

«Как на тоненький ледок…»…………………………………………1

«Николенька – гусачок…»…………………………………………….2

«Уж я колышки тешу…»………………………………………………2

«Как у бабушки козел…»………………………………………………2

«Ты, мороз, мороз, мороз…»………………………………………….3

«По дубочку постучишь, прилетает синий чиж…»…………………3

«Ранним-рано поутру…» ……………………………………………..4

«Грачи-киричи…»……………………………………………………..4

«Уж ты, пташечка, ты залетная…»……………………………………5

«Ласточка-ласточка…»…………………………………………………5

«Дождик, дождик, веселей…»…………………………………………5

«Божья коровка…»…………………………………………………….6

Сказки.

«Лиса и кувшин», обр. О.Капицы……………………………………6

«Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Карнауховой……….6

«Хаврошечка», обр. А.Н. Толстого…………………………………..9

«Заяц – хвастун», обр. О. Капицы……………………………………12

«Царевна-лягушка», обр. М. Булатова……………………………….12

«Рифмы», авторизированный пересказ Б. Шергина……………….22

«Сивка-Бурка», обр. М. Булатова…………………………………….24

«Финист – Ясный сокол», обр. А. Платонова……………………….29

Тексты художественных произведений

Песенки, заклички

«Как на тоненький ледок…»

Как на тоненький ледокВыпал беленький снежок.Выпал беленький снежок,Ехал Ванюшка-дружок.Ваня ехал, поспешал,Со добра коня упал.Он упал, упал, лежит —Никто к Ване не бежит.Две девушки увидали,Прямо к Ване подбежали.Прямо к Ване подбежали,На коня Ваню сажали,На коня Ваню сажали,Путь-дорогу показали.Путь-дорогу показалиДа наказывали:«Как поедешь ты, Иван,Не зевай по сторонам!»

«Николенькагусачок…»

Николенька гусачокПо бережку скачет,Белу рыбку ловит,Бабушку кормит.Бабушка старенька,Бабушка добренька.Рыбушку любит,А внучка голубит.Гладит по головке,Шьет ему обновки.

«Уж я колышки тешу…»

Я колышки тешу,

Огород горожу,

Я капусту сажу,

Сажу беленькую,

Развеселенькую.

«Как у бабушки козёл…»

Как у бабушки козёл,у Варварушки седой, что за умный был:сам и по воду ходил,сам и печку топил,сам и кашу варил,деда с бабой кормил.Собирался козёл во зелёный лес —семь волков убить,бабе шубу сшить.

Вот зашёл козёлво зелёный лес,а навстречу козлуидут семь волков.А восьмой-то волк,он голодный был,он три года ходил,всё козлятинки просил.Испугался козёл,испугался седой!Он бородкой трясёт,точно веничком,а ножками стучит,словно ступочками.

Ах ты, бабушка,ты, Варварушка!Отворяй-ка ворота,принимай-ка козла.

«Ты, мороз, мороз, мороз…»

Ты, мороз, мороз, мороз,

Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой,

Стужу уводи с собой.

А мы саночки возьмем,

Мы на улицу пойдем,

Сядем в саночки – самокаточки.

По дубочку постучишь

По дубочку постучишь,

Прилетает синий чиж.

У чижа, у чиженьки,

Хохолочек рыженький,

А на лапке маленькой

Сапожочек аленький.

Чиж под солнышком летал

И головкой кивал.

«Ранним-рано поутру…»

«Ранним-рано поутру…»

Раным-рано поутру

Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»

А коровки в лад ему

Затянули: «Му-му-му!»

Ты, Буренушка, ступай,

В чисто поле погуляй,

А вернешься вечерком,

Нас напоишь молочком.

«Грачи-киричи…»

«Грачи-киричи…»

Грачи — киричи

Летите, летите,

Дружную весну

Несите, несите!

«Уж ты, пташечка, ты залетная…»

Уж ты, пташечка, ты залетная,

Ты слетай на сине море,

Ты возьми ключи весенние,

Замкни зиму, отомкни лето.

«Ласточка – ласточка…

— Ласточка, ласточка,

Милая касаточка,

Ты где была,

Ты с чем пришла?

— За морем бывала,

Весну добывала,

Несу, несу

Весну красну.

«Дождик, дождик, веселей…»

— Дождик, дождик, веселей

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи –

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще!

«Божья коровка…»

Божья коровка,

Черная головка,

Улети на небо,

Принеси нам хлеба,

Черного и белого,

Только не горелого!

Сказки

«Лиса и кувшин» (обр. О. Капицы)

Вышла баба на поле жать и спрятала в кусты кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала. Пора бы и домой, да вот беда — головы из кувшина вытащить не может.

Ходит лиса, головой мотает и говорит:

Ну, кувшин, пошутил, да и будет! Отпусти же меня, кувшинушка. Полно тебе баловать — поиграл, да и будет!

Не отстает кувшин, хоть что ты хочешь!

Рассердилась лиса:

Погоди же ты, не отстанешь честью, так я тебя утоплю!

Побежала лиса к реке и давай кувшин топить.

Кувшин-то утонуть — утонул, да и лису за собой утянул.

«Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. И. Карнауховой)

На лесной опушке, в тепленькой избушке, жили – были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый, да блин масляный.

Воробей с поля прилетел, мышонок от кота удрал, блин со сковороды убежал. Жили они, поживали, друг друга не обижали. Каждый свою работу делал, другому помогал. Воробей еду приносил — с полей зёрен, из лесов грибов, с огорода бобов.

Мышонок дрова рубил, а блин щи да кашу варил. Хорошо жили. Бывало, воробей с охоты воротится, ключевой водой умоется, сядет на лавку отдыхать. А мышь дрова таскает, на стол накрывает, ложки крашеные считает.

А блин у печи — румян да пышен — щи варит, крупной солью солит, кашу пробует.

Сядут за стол — не нахвалятся. Воробей говорит:

-Эх, щи так щи, боярские щи, как хороши да жирны!

А блин ему:

— А я, блин масленый, окунусь в горшок да вылезу — вот щи и жирные!

А воробей кашу ест, похваливает:

— Ай, каша, ну и каша- горазд горяча!

А мышь ему:

— А я дров навезу, мелко нагрызу, в печь набросаю, хвостиком разметаю -хорошо в печи огонь горит- вот каша и горяча!

— Да и я,- говорит воробей,- не промах: соберу грибов, натащу бобов — вот вы и сыты!

Так они жили, друг друга хвалили, да и себя не обижали

Только раз призадумался воробей.

«Я,- думает,- целый день по лесу летаю, ножки бью, крылышки треплю, а они как работают? С утра блин на печи лежит- нежится, а только к вечеру за обед берётся. А мышь с утра дрова везёт да грызёт, а потом на печь заберётся, на бок повернётся, да и спит до обеда. А я с утра до ночи на охоте — на тяжёлой работе. Не бывать больше этому!»

Рассердился воробей — ножками затопал, крыльями захлопал и давай кричать:

— Завтра же работу поменяем!

Ну, ладно, хорошо. Блин да мышонок видят, что делать нечего, на том и порешили. На другой день утром блин пошёл на охоту, воробей — дрова рубить, а мышонок — обед варить.

Вот блин покатился в лес. Катится по дорожке и поёт: Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок,

На сметане мешан,

На маслице жарен!

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок!

Бежал, бежал, а навстречу ему Лиса Патрикеевна.

-Ты куда, блинок, бежишь-спешишь?

— На охоту.

Читайте также:  Методика использования дидактических игр в детском сада в старшей – подготовительной группе

— А какую ты, блинок, песенку поешь?

Блин заскакал на месте, да и запел:

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок,

На сметане мешан,

На маслице жарен!

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Я — масленый бок!

-Хорошо поёшь,- говорит Лиса Патрикеевна, а сама ближе подбирается. — Так, говоришь, на сметане мешан? А блин ей:

— На сметане да с сахаром! А лиса ему:

— Прыг-скок, говоришь?

Да как прыгнет, да как фыркнет, да как ухватит за масленый бок — ам!

А блин кричит:

— Пусти меня, лиса, в дремучие леса, за грибами, за бобами – на охоту!

А лиса ему:

— Нет, я съем тебя, проглочу тебя, со сметаной, с маслом да с сахаром.

Блин бился, бился, еле от лисы вырвался — бок в зубах оставил, домой побежал!

А дома-то что делается!

Стала мышка щи варить: чего ни положит, чего ни прибавит, а щи всё не жирны, не хороши, не маслены.

«Как,- думает,- блин щи варил? А, да он в горшок нырнёт да выплывет, и станут щи жирные!»

Взяла мышка, да и кинулась в горшок. Обварилась, ошпарилась, еле выскочила! Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Села на лавку да слезы льёт.

А воробей дрова возил: навозил, натаскал да давай клевать, на мелки щепки ломать. Клевал, клевал, клюв на сторону своротил. Сел на завалинку и слёзы льет.

Прибежал блин к дому, видит: сидит воробей на завалинке – клюв на сторону, слезами воробей заливается. Прибежал блин в избу — сидит мышь на лавке, шубка у неё повылезла, хвостик дрожмя дрожит.

Как увидали, что у блина полбока съедено, ещё пуще заплакали.

Тут блин и говорит:

— Так всегда бывает, когда один на другого кивает, своё дело делать не хочет. Тут воробей со стыда под лавку забился.

Ну, делать нечего, поплакали-погоревали, да и стали снова жить-поживать по-старому: воробей еду приносить, мышь дрова рубить, а блин щи да кашу варить.

Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают.

«Хаврошечка» (обр. А.Н. Толстого)

Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся.

К таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и над работой заморили: она и ткет, она и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает.

А были у нее хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя Двуглазка, а меньшая Триглазка.

Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала: их и обшивала, для них пряла и ткала – и слова доброго никогда не слыхала.

Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжко жить-поживать.

— Коровушка-матушка! Меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне ведено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать. А коровушка ей в ответ:

— Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь — все будет сработано.

Так и сбывалось. Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого — все готово: и наткано и побелено, и в трубы покатано.

Отнесет она холсты к хозяйке. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а Крошечке-Хаврошечке еще больше работы задаст.

Хаврошечка опять придет к коровушке, обнимет ее, погладит, в одно ушко влезет, в другое вылезет и готовенькое возьмет, принесет хозяйке. Вот хозяйка позвала свою дочь Одноглазку и говорит ей:

— Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди догляди, кто сироте помогает: и ткет, и прядет, и в трубы катает?

Пошла Одноглазка с Хаврошечкой в лес, пошла с нею в поле, да забыла матушкино приказание, распеклась на солнышке, разлеглась на травушке. А Хаврошечка приговаривает: — Спи, глазок, спи, глазок!

Глазок у Одноглазки и заснул. Пока Одноглазка спала, коровушка все наткала, и побелила, и в трубы скатала. Так ничего хозяйка не дозналась и послала вторую дочь – Двуглазку:

— Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди погляди, кто сироте помогает.

Двуглазка пошла с Хаврошечкой, забыла матушкино приказание, на солнышке распеклась, на травушке разлеглась. А Хаврошенька баюкает: — Спи, глазок, спи, другой!

Двуглазка глаза и смежила. Коровушка наткала, побелила, в трубы накатала, а Двуглазка все спала.

Старуха рассердилась и на третий день послала третью дочь — Триглазку, а сироте еще больше работы задала.

Триглазка попрыгала, попрыгала, на солнышке разморилась и на травушку упала. Хаврошечка поет: — Спи, глазок, спи, другой!

А о третьем глазке и забыла. Два глаза у Триглазки заснули, а третий глядит и все видит: как Хаврошечка корове в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала.

Триглазка вернулась домой и матери все рассказала. Старуха обрадовалась, на другой же день пришла к мужу. — Режь рябую корову! Старик и так и сяк: — Что ты, старуха, в уме ли? Корова молодая, хорошая! — Режь, да и только!

Делать нечего. Стал точить старик ножик. Хаврошечка про то опознала, в поле побежала, обняла рябую коровушку и говорит: – Коровушка-матушка! Тебя резать хотят. А коровушка ей отвечает:

— А ты, красная девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай: каждое утро косточки водою поливай.

Старик зарезал коровушку. Хаврошечка все сделала, что коровушка ей завещала: голодом голодала, мяса ее в рот не брала, косточки ее зарыла, и каждый день в саду поливала.

И выросла из них яблонька, да какая! – яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо — останавливается, кто проходит близко – заглядывается.

Много ли времени прошло, мало ли, — Одноглазка, Двуглазка и Триглазка гуляли раз по саду. На ту пору ехал мимо сильный человек – богатый, кудреватый, молодой. Увидел в саду наливные яблочки, стал затрагивать девушек:

— Девицы-красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет.

Три сестры и бросились одна перед другой к яблоне. А яблочки-то висели низко, под руками были, а тут поднялись высоко, далеко над головами.

Сестры хотели их сбить — листья глаза засыпают, хотели сорвать — сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались – руки изодрали, а достать не могли.

Подошла Хаврошечка — веточки к ней приклонились, и яблочки к ней опустились. Угостила она того сильного человека, и он на ней женился. И стала она в добре поживать, лиха не знать.

Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст

Источник: http://sundekor.ru/uchebnyj-material/khudozhestvennaia-literatura-dlia-detei-56-let/

Фольклор для детей

Здесь представлена русская народная сказка «Мальчик с пальчик». Читайте её вместе с детьми или посмотрите мультфильм, снятый на киностудии Союзмультфильм в 1977 году по мотивам этой сказки. Русская народная сказка «Мальчик с пальчик», текст Жил старик…

Читать далее

Русская народная сказка «ЛИСА и ДРОЗД», текст Дрозд на дереве гнездо свил и вывел детёнышей. Узнала про это лисица. Прибежала и — тук-тук хвостом по дереву. Выглянул дрозд из гнезда, а лиса ему: — Дерево хвостом…

Здесь представлена русская народная сказка про хитрую лису и умного тетерева. Почитайте её вместе с детьми. Порассуждайте. Сказка «Лисица и тетерев», текст Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит: — Здравствуй, тетеревочек,…

«Мужик и медведь» — замечательная русская народная сказка для детей и взрослых. Почитайте её вместе с детьми и подумайте, чему она учит. «МУЖИК И МЕДВЕДЬ» — русская народная сказка, текст Мужик поехал в лес репу…

Почитайте вместе с детьми замечательную сказку «Бычок-чёрный бочок, белые копытца». В ней рассказывается про Нюрочку-девчурочку, про то, как она попала к злой Бабе Яге, и как ей удалось вернуться домой к маме и папе. Сказка…

«Маша и Медведь» — чудесная сказка, знакомая нам ещё с детских лет. Прочтите её своим детям. Текст русской народной сказки «Маша и Медведь» Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька. Собрались раз подружки…

Поучительная белорусская народная сказка про хлеб для детей «Лёгкий хлеб» была переведена для нас русской поэтессой и переводчицей Благининой Еленой Александровной. Читайте с удовольствием и пользой! «Лёгкий хлеб» Косил мужик траву на лугу. Уморился и…

Здесь собраны фольклорные загадки про рака. Бежит корабль о двенадцати лапах. Туда, сюда ножки, рыло остро, глаза быстры, хвостиком — виль, виль, виль. Ноги многи, усы длинны, а хвостиком — брык, брык. Два рога, а…

Здесь собраны русские народные загадки с ответами «РЫБА». Под мостиком виляет хвостиком. Без рук, без ног — умывается. У маленькой скотинки сто серебряных монеток в спинке. По земле не ходит, на свет не глядит, а…

Здесь собраны русские народные загадки для детей и взрослых про ягоды. Конечно же, все загадки — с ответами. Черника Чёрненька, маленька, сладенька, ребятам миленька. Клюква На тоненьком деревце животцы наши качаются. Смородина чёрная и красная…

«Золотые ворота» — чудесная русская народная хороводная игра, в которую будет интересно поиграть и взрослым, и детям. В эту игру хорошо играть на природе, во дворе, на детских праздниках и даже в детском саду. Играют…

Здесь собраны русские народные загадки про домашних животных, конечно же, с ответами. Загадки про коня, лошадь Не земледелец, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник. Четыре — стук-стук-стук, а пятый — шняф-шняф-шняф. Двое…

Здесь собраны русские народные загадки про прекрасные цветы, про мак. Загадки с ответом МАК Пал порошок, стал городок — краше Казани, краше Астрахани. Маленькая крошка сквозь землю прошла, красну шапочку нашла. Мёртвым в землю упал,…

Здесь собраны русские народные загадки про лук для детей и взрослых. Загадки с ответом «ЛУКОВИЦА» На одном быке семь шкур. Стоит поп на грядках, весь в заплатках, кто ни взглянет, всяк заплачет. Сидит барыня на…

Здесь собраны русские народные пословицы и поговорки про ум. Где ум, там и толк. Большой вырос, а ума не вынес. Был бы ум, будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля. Была пора…

Источник: http://folklor-dlya-detej.ru/

Читать

Детский фольклор относится к тем феноменам культуры, о которых все слышали или говорят. Признавая его самобытность и оригинальность, даже исследователи не всегда могут точно определить своеобразие данной разновидности фольклора, выделить его в самостоятельную область знания.

Специалисты разного профиля пытаются разработать методики, подготавливающие ребенка к школе, обучающие начальным приемам письма и счета. Особое значение придается развитию речи, умению правильно и грамотно выражать свои мысли, делиться своими впечатлениями от услышанного и прочитанного.

Важнейшим средством формирования указанных навыков становится детский фольклор. Колыбельные, песенки, прибаутки, докучные сказки легко усваиваются и создают прекрасный воспитательный эффект. Позже развитию памяти, смекалки, игровым навыкам способствуют загадки, скороговорки, считалки.

С подобными произведениями ребенок знакомится как через отдельные издания, так и в составе хрестоматий («Родная речь», «Родное слово», «Азбука»), одновременно постигая основы родного языка.

Между тем произведения в них нередко отбираются чисто механически, не учитывается специфика жанров, их взаимосвязь между собой.

Отсутствие научного подхода проявляется и в том, что тексты часто повторяются, пропадает принцип новизны, а следовательно, исчезает интерес. Наша книга помогает восполнить этот недостаток.

Некоторые фольклорные формы и приемы использованы детскими писателями при создании оригинальных произведений, сюжетные мотивы фольклора становились основой цикла повестей А. Волкова, С. Прокофьевой. Переделки детского фольклора представлены в сборниках «Стихи – детям» К. Чуковского, «Детские песенки»– С. Маршака, сочинениях Т. Александровой и В. Берестова, Э. Мошковской и Д. Емеца.

Поводом к написанию настоящего учебного пособия стали разработки ведущего исследователя и собирателя детского фольклора О.И. Капицы. В 1928 году в издательстве «Прибой» вышла ее книга «Детский фольклор. Песни. Потешки. Дразнилки, сказки, игры. Изучение. Собирание материала». На протяжении многих лет она являлась настольным руководством для всех, кто работает с детьми.

Однако со временем книга О.И. Капицы перестала соответствовать уровню развития науки. Кроме того, в данной работе исследователю удалось лишь частично реализовать замысел. В рукописи осталась глава «Школьный фольклор», не были собраны программы и методические разработки.

В течение долгого времени наследие 20-х годов оставалось золотым фондом, практически неизвестным исследователям, которым пришлось заново открывать многие явления. В то же время было ясно, что хотя работы Г.С. Виноградова, О.И.

Капицы сохранили несомненную историко-методическую ценность, они нуждаются в определенных комментариях и уточнениях. Естественно, что за прошедшие годы появились новые исследования, посвященные детскому фольклору: работы и публикации А.Н. Мартыновой, М.Н. Мельникова, М.П. Чередниковой.

Читайте также:  Внеклассные мероприятия в 7 классе. разработки

Одновременно продолжалось развитие сложившихся форм и возникали новые, прежде всего в области школьного фольклора.

Предлагаемое пособие реализует современный взгляд на труды наших классиков и отражает систему жанров детского фольклора на новом этапе его развития. Авторами были учтены основные разработки по теме.

Новизна учебника заключается в том, что подобный комплексный подход реализован впервые.

Поэтому любые конструктивные предложения по дальнейшему совершенствованию структуры и содержанию учебника будут с

Построение учебного пособия традиционно: оно включает в себя общие теоретические главы и проблемные главы, посвященные отдельным жанрам. Каждая глава сопровождается контрольными вопросами для самопроверки и заданиями. Методическая часть состоит из программы курса, вариантов тем семинарских занятий, примерного перечня вопросов к экзамену, тематики курсовых, бакалаврских, магистерских работ.

Особое внимание уделено образцам форм текущего контроля: коллоквиумы, письменные задания, групповые тематические консультации. Они могут быть использованы в качестве развития форм индивидуальной работы со студентами.

В приложении приведены программы по собиранию и обработке детского фольклора, варианты спецкурса по детской народной сказке.

В конце приведена библиография теоретических исследований, указаны сборники текстов, биографические справочники, словари, которые помогут студентам, бакалаврам, магистрантам, аспирантам, учителям и педагогам в их практической деятельности по изучению и собиранию детского фольклора.

В будущем предполагается превратить учебное пособие в учебный комплекс, включающий и хрестоматию, состоящую из текстов и отрывков из основных работ исследователей детского

Авторы полагают, что пособие может быть использовано как составляющая общего курса фольклора, для углубления основных знаний по предмету «Русский фольклор».

Кроме того, предлагаемый материал может входить как одна из составляющих в курс «Детская литература». Материалы предназначаются для разных форм обучения, основного учебного процесса, подготовки бакалавров, магистров и аспирантов.

Ряд глав может оказаться интересным и для учителя-практика, работающего в разных звеньях, использующего межпредметные связи.

В случае специализации курс «Детского фольклора» может быть использован при подготовке не только студента-словесника, но и психолога, этнолингвиста, учителя начальной школы и

Детский фольклор представляет одно из направлений устного народного творчества. Большой корпус текстов произведения бытует и в взрослой, и в детской среде, но методика исполнения, лексический и стилевой составы существенно различаются.

Несмотря на видимые отличия детского фольклора от фольклора взрослых, граница между ними устанавливается в ходе исторического и функционального изучения отдельных жанров.

Так, колыбельные песни одними исследователями относятся к детскому фольклору, другие считают их фольклором взрослых, приспособленным для использования в детской среде.

Вместе с тем продолжают существовать жанры, которые можно в равной степени отнести и к взрослому, и к детскому фольклору: загадки, песни, сказки.

Переходя в детскую среду, большинство заимствованных текстов перестраивается в соответствии с особенностями детской психики. Они выполняют как информативную, так и педагогическую и развлекательную функции.

Процесс трансформации носит сложный характер. Многие произведения детского фольклора перешли к детям так давно, что память об этом утратилась, другие произведения перешли в детский фольклор недавно.

Следовательно, необходимо изучать жанры с учетом их исторического происхождения.

Традиционно можно выделить два направления, по которым происходит пополнение детского фольклора. С одной стороны, фольклор взрослых приспосабливается к детской среде.

С другой, самими детьми создаются произведения, учитывающие специфику мировосприятия ребенка (страшные рассказы, садистские стихи).

Но есть и третий путь – создание взрослыми произведений, специально предназначенных для детей (поэзия пестования, колыбельные песни).

Приспособление фольклора взрослых предполагает упрощение сюжета, привнесение в конфликт большей занимательности, создание ярких запоминающихся образов, упрощение языка. Часто используется рифмованное изложение событий, тексты отличает несложный язык, понятные выражения и обороты.

Отметим и прямое перенесение из взрослой среды в детскую отдельных произведений, например, песен. В первую очередь это сатирические, скоморошные песни.

Когда содержащаяся в произведениях сатира перестает быть понятной, уходят в прошлое породившие ее социальные явления, тексты перестают повторяться и забываются взрослыми. Обрядовые песни переходят к детям в тех местах, где взрослое население перестает осознавать их как часть ритуала.

Так, обычай колядования исчез среди взрослого населения, но сохранился среди детей, которые воспринимают его как составляющую праздника Нового года.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=210911&p=7

Фольклор для самых маленьких

Народная мудрость всегда поражала своей точностью и практичностью. И до сих пор лучше народных стихотворных форм для самых маленьких никто ничего не придумал – они такие искренние, поэтому понятны любому малышу! Сколько поколений выросло на колыбельных, потешках, присказках, пестушках… Простых и одновременно гениальных!

Забавы, игры-стишки, загадки, скороговорки, считалочки, зазывалки, дразнилки и, конечно же, сказки – это целый мир детства, захватывающий и удивительный! Народ не знал, как надо, он сочинительствовал инстинктивно, а значит, – правильно! Колыбельные помогали малышу уснуть, потешки – перейти к бодрствованию, умыться, подкрепиться.

Наполняя быт ребенка забавными стишками, сопровождая ими процесс ухода за крохой, вы превращаете далеко не всегда приятные процедуры в интересную совместную деятельность. А это порождает эмоциональную близость, которая так необходима и вам, и малютке.

Повторы, ритмичность, одновременность слов и действий, ласковый голос мамы – все это благотворно действует на здоровье и развитие крохи.

Колыбельные
Ласковые слова, певучие звуки колыбельной не только усыпляют ребеночка, но и успокаивают, расслабляют.

Ведь обычно действующие лица в них — воркующие гули (отсюда и выражение «приголубить» — «приласкать»), ласточки-касаточки, мурлыкающие котики.

А в более старинных колыбельных упоминались некие живые существа – Сон, Дрема, Угомон, призванные усыпить, удремать, заворкотать… Повествовалось в колыбельных о тишине, покое. Ну как тут не уснуть!

Люли-люли-люленьки, Где вы, где вы, гуленьки? Прилетайте на кровать, Начинайте ворковать. Люли-люли-люленьки, Сели в изголовьице… Спи-ка на здоровьице! Стали гули ворковать,

Стал Ванюша засыпать!

Потешки
Это самые первые игры с малышом. Они помогают крохе понять огромный разнообразный мир, который его окружает, освоить простые навыки и понять их значение. Потешками можно сопровождать практически любые действия по уходу за малышом.

Играете с крохой? Тогда посадите его на коленки и, ритмично ими двигая, пропойте:
Поскакали, поскакали, С калачами, с калачами, Вприпрыжку, вприскочку, По кочкам, по кочкам –

Бух в ямку!

На последних словах «уроните» маленького между коленок – «в ямку». Или «пободайте» карапуза:
Идет коза рогатая, Идет коза бодатая, За малыми ребятами. Ножками — топ-топ, Глазками — хлоп-хлоп, Кто каши не ест, Молока не пьет — Забодает, Забодает,

Забодает!

Пришло время малышу подкрепиться? Значит, расскажите ему потешку:
Ай, люленьки, люленьки, Прилетели гуленьки. Стали гули говорить, Чем же (имя ребенка) накормить? Один сказал: «Кашкой!», Другой: «Простоквашкой!», Ну, а третий: «Молочком

И румяным пирожком!»

Так же незаменимыми мамиными помощниками стали «умывалки», «просыпалки», «потягуси», «топотуси». Перед сном

Вот лежат в кроватке Розовые пятки. Чьи это пятки – Мягки да сладки? Прибегут гусятки, Ущипнут за пятки. Прячь скорее, не зевай,

Одеяльцем накрывай!

Пробуждение
Гони прочь дремушку! (Имя ребеночка) встань, поднимись, Подбоченься, подбодрись, Оглянись по сторонам –

Идет солнце в гости к нам!

Умывание
Водичка, водичка, Умой (имя ребенка) личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки алели, Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Одевание
(Имя малыша) варежку надел(а): — Ой, куда я пальчик дел(а)? Нету пальчика, пропал, В свой домишко не попал. (Имя крохи) варежку снял(а): — Поглядите, я нашел(ла)! Ищешь, ищешь – и найдешь. Здравствуй, пальчик!

— Как живешь?

Кроха учится ходить
Большие ноги шли по дороге: топ-топ, топ-топ.
А маленькие ножки бежали по дорожке: топ, топ, топ, топ, топ.

Познание мира
Ножки, ножки, где вы были? За грибами в лес ходили. — А вы, ручки, помогали? — Мы грибочки собирали. — А вы, глазки, помогали? — Мы искали да смотрели, Все пенечки оглядели. Вот и (имя малыша) с грибком,

С подосиновичком.

Проговаривая потешку, показывайте ребеночку, где ножки, ручки, глазки.

Танцы Приподнимите малыша, чтобы он смог перебирать ножками, приплясывать, и пойте:

Три-та-татушки, три-та-та, Вышла кошка за кота, За Кота Котовича,

За Иван Петровича.

Пальчиковые игры
Это, наверное, самые древние из всех придуманных человечеством игр.

Они не требуют материальных затрат и отдельного времени, они интересны и полезны малышам, и в них можно играть абсолютно везде – в транспорте, в поликлинике, в очереди… С помощью ручек кроха учится познавать мир, развивает мелкую моторику и чувствительность, и, как ни удивительно, речь. Ведь в головном мозге речевой центр находится рядом с двигательным, и тесно связан с ним.

Ладушки
Похлопайте ладошками крохи, приговаривая:

Ладушки, ладушки! Где были? – У бабушки. Что ели? – Кашку. Что пили? – Бражку. Попили, поели – Полетели-полетели,

К (имя ребенка) на головку сели.

На словах «полетели-полетели» помашите ручками ребенка, а произнося «на головку сели», дотроньтесь ручками до головы ребенка.

Сорока-ворона
Возьмите одну ручку ребенка в свою руку так, чтобы один пальчик малыша «высвободился», и круговыми движениями водите им по ладошке другой ручки, а потом поочередно загибайте все пальчики малютки, приговаривая:

Сорока-ворона кашу варила, деток кормила. Этому дала – он дрова рубил. Этому дала – он печку топил. Этому дала – он воду носил. Этому дала – он за кашей следил. А этому не дала: «Ты дров не рубил, Печку не топил, Воду не носил,

За кашей не следил!»

Веселые пальчики
Сгибайте и разгибайте пальчики малыша, начиная с большого, под стишок:

Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

То же самое, но теперь начинайте с мизинчика:
Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел, Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик резать стал, Этот пальчик все съел, Оттого и потолстел. Пальчик-мальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Пестушки
Название этих песенок и приговорок пошло от слова «пестовать» – воспитывать, ласкать. Уже в наше время появился специальный термин – «пестовальная гимнастика», то есть разминка для младенцев: поглаживание, разминание, массаж.

Медики уверены, что пестовальная гимнастика улучшает кровообращение, тонизирует мышцы — она не только приятна, но и полезна крохе. А наши прабабушки делали то же самое, но инстинктивно, при этом сопровождая свои действия веселыми комментариями.

«Потягушки, потягушечки» – это тот же массаж. Разденьте малыша, а затем поглаживайте по животику и приговаривайте:

Потягунюшки, порастунюшки, Поперек толстунюшки, А в ножки ходунюшки, А в ручки хватунюшки, А в роток говорок,

А в голову разумок.

А можно сделать такую гимнастику:
Ручки-ручки – потягушки И ладошки – похлопушки. Ножки-ножки – топотушки, Побегушки, попрыгушки. С добрым утром, ручки, Ладошки и ножки, Щечки-цветочки –

Чмок!

В своих действиях следуйте тексту, причем каждую строчку повторяйте столько раз, сколько вы хотите повторить определенное движение.

Для ножек
Захватите голень ребенка одной рукой, а большим пальцем другой руки рисуйте на стопе малыша семерки и восьмерки (такой массаж укрепит свод стопы, не позволит развиться косолапости и плоскостопию) и приговаривайте:

Куй, куй, каблучок, подай, бабка, башмачок. Не подашь башмачка, не подкуем каблучка.

Для животика Массируйте животик малыша по часовой стрелке (массаж против колик), приговаривая:

Чей животик? (Имя малыша). Съел пюре и кашу. Лошадка бежала, тележку возила, (имя малыша) говорила:

Хватит баловаться, поехали кататься!

Для спинки Ритмично похлопывая малютку по спинке, приговаривайте:

— Что в горбочке? — Денежки. — Кто наклал? — Дедушка. — Чем он клал? — Ковшиком. — А каким? — Золотым. — А выкладывал каким?

— Посеребренным

Для носика
Чей нос? – (Имя ребенка). Где был? – Славил. Что выславил? – Копейку Что купил? – Конфетку. С кем ел? – С козой. Не ешь с козой, а ешь со мной

Не ешь с козой, а ешь со мной.

Потешки на каждый день
Петушок, петушок, Золотой гребешок, Маслена головушка, Шелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Голосисто поешь,

Детям спать не даешь?

***

— Кисонька-мурысенька, Где ты была? — На мельнице. — Кисонька-мурысенька, Что там делала? — Муку молола. — Кисонька-мурысенька, Что из муки пекла? — Прянички. — Кисонька-мурысенька, С кем прянички ела? — Одна.

— Не ешь одна! Не ешь одна!

***

Сидит белка на тележке, Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому, Кому в платок, Кому в зобок,

Кому в лапочку.

***

Божья коровка, Черная головка, Улети на небо, Принеси нам хлеба, Черного и белого,

Только не горелого.

Екатерина АНИЩЕНКО
Журнал Мир семьи, март 2009

Источник: http://www.uaua.info/semya/life-style/article-9249-folklor-dlya-samyh-malenkih/

Ссылка на основную публикацию