Игры на развитие мышления детей 3 лет

Развитие мышления детей 2-3 лет

Добавлено 18.06.2014

Мышление — это процесс познания связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира.

Именно мышление позволяет анализировать, находить логические связи, систематизировать и обрабатывать информацию, поступающую от органов чувств.

Именно мышление позволяет человеку более или менее удачно справляться со всевозможными задачами, встающими на его жизненном пути. И именно развитию мышления в своем крохе большая часть родителей придает огромное значение.

Развитие мышления у ребенка происходит непрерывно, исподволь (далеко не всегда заметно для взрослых) и имеет свои закономерности и этапы, которые необходимо учитывать, занимаясь с ребенком.

Развитие детского мышления можно представить как строительство дома, где каждый последующий этаж строится на основе предыдущего.

Чем прочнее был выстроен предыдущий этаж, тем легче воздвигнуть новый, тем прочнее будет весь дом. 

До 3-4-х летмышление ребенка носит наглядно-действенный характер.

Практически каждый предмет, привлекший внимание малыша, обладает для него притягательной силой (если только не пугает и не вызывает неприятные эмоции) и вызывает непреодолимое желание действовать с ним: собирать – разбирать, закрывать – открывать, рисовать, размазывать рассыпать. Это часто бывает утомительно для взрослых – приводить потом все в порядок, но это насущная потребность ребенка — изучать свойства окружающих предметов и учиться действовать с ними. 

То есть познание окружающего мира происходит в процессе реальных манипуляций с игрушками и предметами (ребенок раннего возраста буквально «думает руками»). 

Во время своих, казалось бы, несложных действий с предметами малыш сталкивается с множеством проблем и учится их решать.

Мячик закатился под кровать, а обратно почему-то не выкатывается?! Как его достать? А деревянные блоки от конструктора никак «не хотят» прятаться в пластмассовом ведерке.

А что получится, если их развернуть другим боком? Так методом проб и ошибок идёт развитие практического мышления. 

Маленькие дети думают только о том, что они делают именно сейчас и не задумываются о том, что было раньше или будет потом. Малыши могут планировать лишь ближайшие шаги. 

Далее, ближе к трём-четырем годам, появляется наглядно-образное мышление. Ребенок не только мыслит образами, но и начинает создавать их в своем воображении.

Так он может играть и без игрушек: сделать вид, будто ест из воображаемой тарелки воображаемой ложкой или представить палочку – самолетом.

В этом возрасте малыш легко представляет себе то, о чем взрослый рассказывает ему в сказке, идет ли речь о реалиях из существующего мира (козленочек, старик со старухой, домик) или о вымышленных персонажах или предметах (Змей Горыныч, ковер-самолет, говорящий волк).

И наконец, ближе к школе, развитие мышления переходит на следующую ступень, оно становится словесно-логическим. Постепенно ребенок от конкретных образов переходит к более общим (абстрактным) понятиям и рассуждениям. Ребенок 7 – 8 лет способен отвлечься от конкретного образа и выделить основные понятия.

Овладение родной речью (понимание и говорение) теснейшим образом связано с развитием мышления ребенка.

Малыш 2—3 лет может понять не только то, что находит прочную опору в его личном практическом опыте, но и в состоянии представить себе то, что описывается знакомыми ему словами и никогда не имело места в его непосредственном опыте.

(Малыши этого возраста уже способны слушать и понимать сказки с простым сюжетом). Однако, понимание словесных указаний, описаний, объяснений, даваемых взрослыми, дается ребенку с некоторым трудом.

Развивать мышление ребенка раннего возраста следует на основе совместной предметно-практической и игровой деятельности. 

 

Общие рекомендации для развития мышления детей 2-3 лет

• Развитие ребенка эффективно только на фоне непринужденной и комфортной психоэмоциональной обстановки.

• Создайте ребенку дома развивающую среду, которая позволит свободно, разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами. 

• Игры должны приносить малышу радость, тогда у ребенка будет сохраняться интерес к познанию окружающей действительности. Ни в коем случае не принуждайте малыша к игре! 

• Все задания должны быть наглядными и носить характер увлекательной игры. Не забывайте старое правило: от простого —  к сложному, от хорошо знакомого — к новому. 

• Малыш познает мир через деятельность – предлагайте ему помогать вам в бытовых делах: мыть посуду, вытирать пыль, развешивать бельё, подметать. Обращайте его внимание на различные процессы, причинно-следственные связи и свойства предметов: повесили мокрое белье, а теперь оно высохло, от мокрых ботинок остались следы на полу, сухой песок хорошо сыплется, а мокрый – плохо.

• Для понимания свойств и взаимосвязи вещей, малышу полезно возиться с крупами, лоскутками, песком, водой, палочками, снегом. 

• Если ребенок не справляется с заданием, выполните его вместе или переключите внимание малыша на более простое задание. Придёт время, и ребенок обязательно осилит всё, с чем он не мог справиться на этом этапе!

• Для развития мышления предлагайте ребенку делать аппликации, складывать пазлы и мозаику, делать постройки из конструктора, рисовать, лепить, играйте с ним в сюжетно-ролевые игры.

• Для оптимальной работы мозга важно поддерживать стабильный уровень сахара в крови. Поэтому кормить малыша надо понемногу, но часто.

• Для мозга и его кровоснабжения необходимы полезные вещества и витамины, которые содержатся в овощах, фруктах, цельнозерновых продуктах, орехах, сыре, рыбе, бобовых, гречневой крупе.

• Активная работа мозга требует, чтобы поступающая в мозг кровь содержала необходимое количество кислорода, не забывайте проветривать комнату, где играет или занимается ребенок, и побольше гуляйте с ним на свежем воздухе. 

• Для кровоснабжения мозга важны физические упражнения. Обязательно чередуйте пассивные и активные занятия. 

Показатели развития мышления у детей в возрасте 2 – 3 лет

2 года – 2 года 6 месяцев

• Группирует предметы по цвету, форме или размеру. 

• Происходит переломный период в развитии речи: 

— появляются вопросы: “Где?”, “Почему?”, “Куда?”;

— словами начинает заранее намечать свои действия, намерения.

• Экспериментирует в игре, не боится действовать путем проб и ошибок, понимает ошибки.

2 года 6 месяцев – 3 года

• Собирает картинку из двух – четырех частей.

• Появляются вопросы: “Зачем?”, “Когда?”

• Проявляет самостоятельность в выполнении дидактических заданий.

• Имея перед глазами образец, может выложить подобную несложную фигуру из счетных палочек. 

• Укладывает в нужные ячейки фигуры-вкладыши на доске «Сегена».

• Повторяет постройку из 2-3-х деталей разной формы, выполненную взрослым.

• Ориентируясь на размер, пытается строить вертикальные модели.

• При помощи взрослого может вложить четыре матрешки одна в другую.

Источник: https://shkola7gnomov.ru/parrents/eto_interesno/fizicheskoe_razvitie/id/1182/

Игры на развитие мышления детей от одного года до трех лет — Осьминожка

Мышление ребенка к трехлетнему возрасту претерпевает существенные изменения, приобретая новое качество. Количество знаний и навыков, словарный запас и объем памяти значительно увеличиваются.

С малышом уже можно поговорить на не очень сложные темы: о нем самом, о его семье, любимых игрушках и пр.

К трем годам у ребенка развивается наглядно-образное мышление, то есть те действия, которые раньше осуществлялись непосредственно с предметами, уже воспроизводятся на уровне представлений.

А если у ребенка хорошо развито воображение и есть навыки рисования и лепки, то начинается настоящая творческая деятельность. Предлагаем вашему вниманию комплекс игр и упражнений для развития мышления у детей от одного года до трех лет, которые помогут вам в развитии всей психической деятельности вашего малыша.

Сделай то, что я скажу

Цель: формирование умения дослушивать задание до конца, осмысливать его и выполнять соответствующие действия; различать противоположные по значению действия (подняться вверх – спуститься).

Материал: кубики, две матрешки, две куклы в платьях разного цвета, тазик с водой, кроватка, машина.

Ход игры

Взрослый строит лесенку из кубиков. У ее основания и на верхней ступени ставит по матрешке (можно взять любые другие небольшие фигурки). Затем взрослый просит ребенка: «Помоги матрешке спуститься с лесенки!» Если ребенок все делает правильно, его хвалят и просят рассказать, как матрешка спускалась с лесенки (прыг-прыг-прыг). Ребенку предлагаются следующие задания:

– Попроси водичку умыть куклу в красном платье. (Ребенок находит куклу и умывает ее водой из тазика, приговаривая: «Водичка, водичка, умой кукле личико!»)

– Помоги матрешке подняться по лесенке. (Взрослый учит ребенка сопровождать подъем матрешки словами: вверх, верх… и наверху.)

– Куклу в зеленом платье уложи в кроватку и укачай. (Ребенок и взрослый вместе напевают: «А-а, а-а, люли, дети все уснули».)

– Матрешку, которая стоит на лесенке, покатай на машине. (Ребенок катает и приговаривает: «Вперед – назад, вперед – назад».)

Можно придумать и другие задания. Если ребенок отвлекается и не дослушивает до конца задание, его повторяют еще раз.

Кто рассказывает?

Цель: закрепление умения ребенка различать овощи и фрукты по внешнему виду; развитие слухового внимания. Материал: фрукты и овощи на подносе (яблоко, огурец, морковь и т.д.).

Ход игры

Принимают участие несколько человек. Все берут с подноса по одному предмету и называют его: «У меня яблоко! У меня морковка! У меня большой огурец! А у меня маленький огурец!» (Взрослый подсказывает, что маленький огурец можно назвать «огурчик», и дети повторяют новое слово.)

Взрослый ставит одного из детей рядом с собой и спиной к остальным. (Фрукты и овощи опять лежат на подносе.) Кто-нибудь из детей подходит к столу, берет с подноса фрукт или овощ и говорит: «Я взял и держу в руке яблоко».

Затем кладет его на поднос и возвращается на место. «Угадай, кто держал в руке яблоко и сказал тебе об этом», – говорит взрослый. Если ребенок узнает товарища по голосу, все хлопают в ладоши и узнанный занимает место водящего.

Если ребенок ошибается, то водит еще раз.

Петушки и цыплята

Цель: развитие звукоподражания, умения ориентироваться в пространстве.

Ход игры

Взрослый изображает «петушка», дети – «курочек» и «цыплят». «Курочка» с «цыплятами» «клюют зернышки» (стучат пальцами об пол). По­является «петушок», и «цыплята прячутся около «мамы-курочки» (взрослый накидывает им на головки простынку).

«Петушок» спрашивает: «Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку, где маленькие цыплятки?» «Курочка» отвечает: «Ко-ко-ко, убежали цыплятки, ищи их, Петя-петушок». «Петушок» ходит, ищет «цыпляток», находит и бегает за ними, «цыплятки» разбегаются в разные стороны.

Заканчивая игру, взрослый и дети поют песню:

Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать, А за ней ребятки, Желтые цыплятки. – Ко-ко-ко да ко-ко-ко, Не ходите далеко, Лапками гребите,

Зернышки ищите!

Кто что делает?

Цель: обучение ребенка внимательно рассматривать картинку и называть изображенные на ней предметы и их качества, выполнять действия, которые он видит на картинке; развитие игровых навыков.

Материал: картинки с изображением одного действия, легко поддающиеся пониманию: мальчик играет на барабане; медвежонок прижал к себе бочонок с медом; девочка сметает щеткой крошки со стола; мальчик из леечки поливает цветы; девочка причесывает куклу; малыш катает шарик; игрушки и предметы, изображенные на картинках: барабан, бочонок, щетка, лейка, кукла, расческа, шарик.

Ход игры

Ребенок выбирает картинку и рассказывает о том, что на ней изображено. Затем он идет к столику с игрушками и предметами, находит нужный и воспроизводит действие, изображенное на картинке, например стучит в барабан.

Строим кукле комнату

Цель: вызвать у ребенка желание заботиться о кукле; выучить названия предметов мебели, расширить представления, связанные с устройством комнаты для куклы.

Материал: кукла, игрушечная мебель (стол, стулья, кровать), чайная посуда.

Ход игры

На столе перед ребенком стоит мебель для куклы Кати: два стула, стол, шкаф для белья, кровать, диван, кресло. Взрослый называет предметы мебели, а ребенок повторяет.

«Наша Катя, – рассказывает взрослый, – купила новую мебель. Она покажет нам свои покупки, а мы посоветуем ей, как это расставить в комнате». Взрослый предлагает ребенку рассмотреть мебель, затем расставляет ее.

Читайте также:  Рассказ про малину, 1-2 класс. окружающий мир

«Посмотреть» на Катину мебель приходит собачка. Ребенок рассказывает ей, какую мебель купила кукла. Взрослый побуждает ребенка использовать в речи слово «мебель».

Собачка пытается «запомнить» названия предметов мебели, но «путает» стул с креслом, диван с кроватью.

Взрослый предлагает поиграть в игру «Чего не стало?», чтобы помочь собачке «запомнить» новые слова.

Ребенок закрывает глаза, а взрослый прячет какой-либо предмет мебели. Ребенок угадывает, какого предмета мебели недостает.

Игра повторяется 3-4 раза.

Оденем куклу после сна

Цель: научить воспроизводить 3-5 последовательных действий: одевать куклу, приводить в порядок постель, использовать предметы по назначению; способствовать переносу усвоенных действий в самостоятельные игры. Упражнять детей в употреблении предлогов (в, на, под).

Материал: кукла, игрушечная мебель, кукольная одежда, посуда, тазик, кувшинчик.

Ход игры

Взрослый говорит ребенку, что кукла Машенька проснулась и сказала: «С добрым утром!» Он сначала сам показывает, как одеть куклу, затем ребенок пытается сделать это сам. Куклу причесывают, усаживают за стол, ребенок приводит в порядок ее постель. Затем куклу «поят» чаем, а она, позавтракав, благодарит ребенка.

Накормим куклу обедом

Цель: уточнить с детьми назначение посуды; научить называть и последовательно выполнять действия; закреплять желание заботиться о кукле. Упражняться в употреблении слов: горячая, сладкая.

Материал: кукла, игрушечные стол, стул, кухонная и столовая посуда.

Ход игры

Взрослый говорит:

– Скоро кукла Маша возвращается с прогулки, она долго играла и проголодалась, давайте приготовим ей кашу и компот.

Взрослый спрашивает ребенка:

– Какую посуду нужно взять? Зачем нужны кастрюля, тарелка, чашка?

Ребенок отвечает.

Вместе с ребенком взрослый готовит посуду (кастрюлю, нож, тарелки, хлебницу, чашку), потом наливает из ведерка воду в кастрюлю и ставит ее на плиту. Детям предлагается помыть фрукты, мелко «нарезать» их. Взрослый предупреждает, что вода уже кипит, и предлагает ребенку высыпать из тарелки фрукты в кастрюлю. Затем мешает ложкой и говорит:

– Теперь добавим сахар – будет вкусный, сладкий компот. Попробуем на вкус, накроем кастрюлю крышкой – и пусть еще варится.

Обращаясь к ребенку, читает четверостишие:

Ах, как много разных дел! Вот компотик закипел, А теперь для куклы нашей

Мы наварим сладкой каши.

Отставляет кастрюлю с компотом в сторону и достает коробочку с крупой. Взрослый объясняет, что крупа называется «рис», что рисовая каша очень вкусная, и кукла Маша будет довольна. Взрослый пересыпает крупу в тарелку, подходит к ребенку и показывает ему зерна риса. Затем привлекает ребенка к приготовлению каши, говоря:

– Вода уже закипела, надо помыть крупу. Налей в маленькую кастрюльку воды и помой рис. Теперь насыплем крупу в «кипящую» воду и будем варить кашу.

Помешивая ложкой кашу, взрослый приговаривает:

Да, да, да – каша будет хороша.
Варим кашу не спеша.

Источник

Октябрь 2018

ПнВтСрЧтПтСбВс
« Апр
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

Источник: http://www.osminojek.ru/igry-na-razvitie-myshleniya-detej-ot-odnogo-goda-do-trex-let/

Развивающие игры для детей от 3 лет на развитие речи, фонематического слуха, мышления и логики, памяти, мелкой моторики, умения считать

В этой статье мы расскажем о наиболее интересных играх, которые можно предложить малышу в 3 года.

Общеизвестно, что дошкольный период жизни очень важен. Именно тогда, а не во время походов в школу, закладываются навыки, которые пригодятся пока еще маленькому человеку в будущей взрослой жизни. Трехлетний возраст не является исключением. Предлагаем ознакомиться с играми, которые поспособствуют правильному развитию малыша.

Игры для детей от 3 лет на развитие речи

Следующие игры позволят ребенку научиться более связно и правильно разговаривать:

  • «Противоположности». Предложите малышу назвать слова-противоположности к произносимым. В школе они станут ему известны как «антонимы». Например, «веселый-грустный», «белый-черный».
  • «Описание прогулки». Во время прогулок нужно приучить малыша описывать все, что он видит. И пусть болтливости крохи не будет предела, но так он быстрее научится строить грамотные предложения. За этим необходимо проследить с особым вниманием.

Нужно приучить ребенка 3 лет в форме игры описывать все, что он берет в руки или что видит вокруг

  • «Изучаем мир вместе». Взрослые должны приучить себя описывать все, что делает малыш. К примеру, «Ваня берет ложку. Смотри, ты взял в руки ложку». Такой живой пример правильной речи перед глазами обязательно пригодится малышу, который будет стараться повторять за взрослым человеком.
  • «Дерево». Игра заключается в том, что ребенку предлагается описать, что находится над деревом и под ним. К примеру, над деревом – облака, солнце, под деревом – трава, грибочки. Подобная игра приучит кроху вольно обращаться с предлогами.
  • «Колыбельная для куклы». Малыш с удовольствием споет песенку для куклы или какой-нибудь другой игрушки. Взрослому нужно пояснить, что игрушке пора спать, а после колыбельной следует предложить ребенку говорить тише. Вырабатывая такую особенность, стоит поговорить некоторое время с ребенком на пониженных тонах. Затем нужно объявить, что кукла выспалась, а значит, можно разговаривать так, как прежде.

Ребенок 3 лет с удовольствием убаюкает любимую игрушку — это превосходная игра для развития речевых навыков

  • «Закончи слово». Произнося какое-либо слово не полностью, взрослый должен предложить ответственное дело произнести окончание малышу. К примеру, «доро-га», «птич-ка».
  • «Забавная рифма». Для этой игры нужно выбрать какой-нибудь стишок, который понравится ребенку. После многократного его прочтения взрослый делает перед рифмованным словом паузу и предлагает малышу вспомнить и произнести недостающую часть стишка.
  • «Планы на завтра». Перед сном нужно проговаривать с ребенком, что же ожидает его завтра. Такое, в общем-то, взрослое планирование уж точно пригодится в жизни. К тому же позволит разговорить кроху.
  • «Зверята». Эта игра заключается в том, чтобы ребенок назвал, кто из животных кем был в детстве. К примеру, собака – щенком, баран – ягненком.
  • «Описание». Нужно предложить малышу описать какой-либо предмет. Например, стол твердый и коричневый, подушка – мягкая и белая.

Ребенок 3 лет должен в процессе игры старательно описать, как выглядит то, что он видит

Игры для детей от 3 лет на развитие фонематического слуха

Этот слух позволяет тонко улавливать фонемы близкого человеку языка, различать оттенки. К примеру, ребенок должен четко различать похожие по звучанию, но разные по смыслу слова «сон» и «нос». Иными словами, улавливать мельчайшие различия произносимого. Именно для этой цели следует прибегать к подобного рода играм:

  • «Угадай говорящего». Ребенка необходимо поставить спиной к людям, которые будут говорить. Людей, кстати, должно быть несколько – минимум трое. Желательно же еще больше. Кто-нибудь из взрослых произносит имя малыша или говорит ему что-нибудь еще. Ребенок должен угадать говорящего.
  • «Звучащие предметы». Если дома имеются различные музыкальные инструменты – отлично! Если нет – не беда, ведь вполне можно взять обычные предметы, воспроизводящие звуки. Ребенок снова поворачивается спиной ко взрослому, но на этот раз пытается угадать уже не его голос, а предмет, который издал звук.

Ребенок 3 лет должен знать, как звучат предметы — это пригодится в игре

  • «Озвучим животных». Суть понятна из названия – малыш должен показать, как умеют разговаривать разные животные. Но имеется небольшой нюанс: нужно изобразить животных разных возрастов! К примеру, проблеять громко – это будет взрослая овечка, либо тихо – это уже будет овечка маленькая. Ребенок таким образом научится различать интонации.
  • «Повтори мелодию». Довольно задорная игра, заключающаяся в том, что взрослый выстукивает какую-нибудь мелодию. Ребенок же, естественно, повторяет. Как правило, такая игра воспринимается подрастающим поколением с большим энтузиазмом.

Ребенку 3 лет будет полезно уметь в игровой форме воспроизводить мелодии

Игры для детей от 3 лет на развитие мышления и логики

Для того чтобы вырастить мудрого ребенка, стоит прибегать к играм для развития логики и мышления. Например, к следующим:

  • «Юный повар». Перед ребенком нужно расставить все кастрюльки, которые только получится найти. Причем как настоящие, так и игрушечные. Главное, чтобы к ним в комплект входили крышки. Их, кстати, следует положить отдельно и предложить ребенку сопоставить крышку с кастрюлей. Ориентироваться придется на множество факторов – цвет, размер, форму.
  • «Листочки». В процессе прогулки с ребенком нужно будет заранее нарвать листья с самых разных деревьев. Конечно, предварительно с малышом стоит проговорить, что это за деревья. Вернувшись домой, стоит обрисовать по контуру листья, а сами листья спрятать. Далее ребенку предлагается угадать по контуру, что именно обведено.

Угадывание контуров листьев — полезная игра для логики для ребенка 3 лет

  • «Фруктовое обилие». В этой игре малышу следует завязать глаза и дать ему какой-нибудь овощ или фрукт. Играющий должен угадать на ощупь, что же ему дали.
  • «Ищем лишнее». Ребенку предлагаются карточки с рисунками различных предметов. Причем такие, среди которых практически все принадлежат к одной какой-то категории, а один предмет оказывается лишним. К примеру, среди посуды затерялся помидор. В задачу малыша входит угадывание того, что же среди предложенного лишнее.

Игра на поиск лишней картинки всегда нравится детям 3 лет

Игры для детей от 3 лет на развитие памяти

Несмотря на то, что до школы еще далеко, память развивать нужно уже сейчас. Итак, с какими играми можно ознакомиться для этой цели?

  • «Шоппинг». Многие из нас в детстве любили изображать покупки-продажи в магазине. Достаточно полезная игра для тренировки памяти, если составлять списки. Нужно предложить ребенку приобрести в виртуальном магазине определенный перечень товаров. Список при выполнении цели стоит расширять.
  • «Рисуем узоры». Игра проста – взрослому нужно нарисовать какой-либо узор и попросить малыша запомнить повторить его. Для начала не рекомендуется экспериментировать со сложностью. Конечно же, в момент воспроизведения рисунка ребенком оригинал должен быть спрятан.
  • «Важные перестановки». Игра заключается в том, что ребенку нужно хорошенько запомнить, как расположены основные предметы в его комнате. Затем хозяин комнаты выходит, а возвращается после того, как родитель внес изменения – что-либо переставил местами. Задача ребенка заключается в том, чтобы угадать, что именно переставлено.

Игра с перестановкой предметов приучит 3-летнего ребенка к порядку, приучит запоминать место каждого предмета в комнате

  • «Юный цветочник». Из цветной бумаги необходимо вырезать различные цветы. Только не просто какие-нибудь абстрактные, а вполне определенных видов. По нескольку экземпляров каждого вида. Затем их нужно перемешать и попросить малыша собрать букет из, к примеру, роз. Затем можно попросить собрать букет из различных представителей флоры, но определенного цвета.
  • «В мире животных». Эта веселая игра обязательно понравится ребенку, ведь нужно активно изображать представителей фауны! Правда, заодно малышу придется напрячь память, чтобы вспомнить, как двигаются и какие звуки издают предложенные родителями объекты имитации. Конечно, взрослому стоит иметь в виду, что ребенок должен знать о предложенном животном – видеть его на улице, в книжках или в передачах.
  • «Чего не хватает?» Взрослому нужно нарисовать хорошо знакомые крохе вещи или животных. Но не просто нарисовать, а как бы случайно забыть что-нибудь изобразить при этом. Например, собаке не нарисовать хвост. А затем у малыша нужно спросить, все ли нарисовано правильно, попросить дорисовать недостающие части.

Хорошая игра на память для 3-летнего ребенка — предложить ему дорисовать что-либо недостающее

Читайте также:  Конспект занятия по пдд в подготовительной группе детского сада по фгос. тема: улицы города

Игры для детей от 3 лет на развитие мелкой моторики

Игры для мелкой моторики должны занимать далеко не последнее место в перечне игр 3-летнего карапуза. Предлагаем обогатить этот перечень следующими играми:

  • «Собираем пазл». Чудесная возможность развить моторику, собрав любимый мотив малыша. Он обязательно будет заинтригован видом постепенно собирающейся картинки. Естественно, нужно опираться на возраст – для самых маленьких предусмотрены несложные пазлы крупных размеров.
  • «Панно из круп». Необходимо запастись крышкой из-под картонной коробки и различными крупами. Рассыпав их по крышке, нужно попросить малыша собрать какие-нибудь узоры, фигуры. Мотив особой роли не играет, ведь главное – это то, что перебирание круп превосходно развивает моторику рук.
  • «Волшебная лепка». Такое времяпрепровождение очень полезно для развития мелкой моторики рук. Поставьте перед ребенком следующую цель – каждый день лепить по одному персонажу. Причем неважно, кто это будет – любимый персонаж сказки или увиденная утром во дворе собачка.

Лепка — отличная форма игры для ребенка 3 лет

Игры для детей от 3 лет на развитие умения считать

С помощью каких игр можно научить кроху считать?

  • «Полезные карточки». Необходимо приготовить карточки, на которых будет изображено несколько предметов. Причем так раздельно, чтобы их несложно было подсчитать. Например, не схематичная гора яблок, а 5 отдельных яблочек.
  • «В поисках цифры». Для начала нужно создать карточки с цифрами. Изображения должны получиться яркими, заметными. Каждой цифре – своя карточка. Они демонстрируются малышу с комментариями. После того, как он запомнит информацию, можно приступать к проверке-игре. Карточки раскладываются в разных местах комнаты, после чего ребенку предлагается принести определенную цифру. Как правило, малыши с радостью приступают к поиску заветной карточки. А яркость циферок обязательно поможет в поиске.

Яркие цифры, использованные в игре, быстрее помогут 3-летнему ребенку научиться считать

  • «Лифт». На листе формата А4 нужно нарисовать вертикальную линию и несколько горизонтальных. Вертикальная будет символизировать лифт, а горизонтальные – этажи. На каждой такой горизонтальной линии изображаются цифры. Соответственно, один этаж – одна цифра. Затем сооружается кабинка лифта – в качестве нее подойдет спичечный коробок. Можно посадить туда маленькую игрушку-пассажира. Далее ребенка нужно попросить отвезти пассажира на определенный этаж.
  • «Курьер». Если у ребенка есть машинка, можно ее попросить привезти на ней груз. Например, определенное количество конфет.
  • «Мячик». Учитывая то, что дети обожают играть в мячик, можно совместить приятное с полезным и научить при этом кроху считать. Правила просты: на один счет взрослый бросает мяч ребенку, а на следующий счет тот возвращает его назад.

Так как дети 3 лет очень любят мячи, можно использовать мячик для прививания навыка считать

Игра – вид деятельности, которому ребенок отдает большую часть своего времени. Естественно, часть этого времени должна пройти с пользой. Хочется надеяться, что приведенный перечень игр помог взрослым в нелегком вопросе воспитания ребенка.

Еще немного развивающих игр для детей 3 лет:

Источник: https://heaclub.ru/razvivayushhie-igry-dlya-detej-ot-3-let-na-razvitie-rechi-fonematicheskogo-sluha-myshleniya-i-logiki-pamyati-melkoj-motoriki-umeniya-schitat

Игры на развитие мышления 3-4 года жизни очень важны для детей

Дата: 23 ноября 2017 в 07:32

Доброго дня! Я, Татьяна Сухих приветствую вас и предлагаю поговорить на интересную тему о том, какие игры на развитие мышления 3-4 года важны для детей. Рассмотрим в какие игры необходимо играть младшим дошколятам?

Цель данной забавы — развитие навыков классификации, внимания, памяти. Игровыми материалами, наглядными пособиями служат карточки с рисунками животных, предметов.

Игра начинается с выкладывания карточек. Карапуза попросите отделить карточки с рисунками животных, потом их разделить на домашних и диких. Затем выбрать животных с копытами, далее перебрать тех, кто без рогов и кто с рогами. Можно систематизировать их и по признакам: травоядный –хищник, гладкошерстный – пушистый, плавающий – не плавающий, летающий – не летающий.

Развитие умственных способностей, представлений о геометрических фигурах, закреплений названий цветов, формирование действий подбора по образцу — цель данного развлечения.

Наглядными пособиями, игровыми материалами являются карточки, которые разбиты на секторы, в каждом из которых есть геометрическая фигура.

Игра начинается со вспоминания названия фигур – человечков. Воспитательница дает деткам карточки с изображениями «кроватки» для фигурок. Дети должны разложить фигуры на карточки таким образом, чтобы  они совпадали с нарисованными. Так, человека с квадратной формой должны положить в кровать такой же формы.

Целью игры является усовершенствование  навыков классифицирования, изучение порядка вещей. Игровыми материалами являются карточки с рисунками сада, огорода, леса, картонные фигуры ягод, овощей, грибов, фруктов.

Начинать игрище нужно следующим образом: деток предложите вырезанные фигуры разложить правильно, то есть вспомнить, что растет в огороде, в лесу, в саду, а затем разложить фрукты в саду, грибы, ягоды в лесу, овощи в огороде.

Развитие памяти, внимания является целью данной игры. Игровыми наглядными материалами служат рисунки с одинаковым форматом, но с разными изображениями.

Игру начинайте с показа картинки детке. Он должен внимательно изучить ее. Попросите малютку отвернуться или закрыть глазки, а вы выложите картинки, в том числе и рассмотренную. Предложите найти ранее увиденную картинку.

Усовершенствование внимания, воображения преследует данная потеха, которая начинает воспитательница с имитации определенных действий. Кроха должен предугадать, что под этим подразумевается.

К примеру, воспитательница складывает пальцы таким образом, как будто ручку или карандаш держит и водит по мыслимой бумаге рукой. Детка                                 должен предугадать, что педагог пишет или рисует.

Покажите также простые жесты,  например, как выпить из чашки, как кидать мячик. Затем можете поменяться ролями.

Развитие речи, наблюдательности, логического мышления является целью данной игры. Ребенок должен угадать, о ком пойдет речь в беседе. Воспитатель должен перечислить действия человека.

К примеру, возвращается с работы домой, играет с тобой, гуляет с нами в парке. Ребята говорят мама или папа? Делает красивые прически, стрижет волосы. Кто это? – парикмахер.

Лечит людей, надевает белый халат. Это врач.

Эта игра преследует следующую цель: развивать память, внимание. Игровыми материалами являются рисунки с животными и продуктами, которые получаются от них, например,  молоко, яйца, шерсть.

В произвольном порядке разложите карточки. Попросите ребенка рядом с рисунком каждого животного положить картинку продуктов, которое дает это животное. Образец: корова — творог, молоко, кефир, сметана; курочка – яйцо, перья, коза – носки, пуховая пряжа, варежки.

Ознакомление с понятиями широкое — узкое, развитие навыков сопоставления преследует данная игра. Игровым материалом могут служить два мяча различного размера.

Начинайте такое развлечение с предложения  ребенку прокатить мячи по дороге, которые огорожены кубиками.  Сделайте две полоски: одна для большого мяча, а другая — для маленького. Прокатите большой мяч по узкой дорожке, а маленький мяч – по широкой.

Объясните ребенку, почему большой мяч не может поместиться на узенькой дорожке, и введите в словарь ребенка понятия «широкая – узкая». Сделайте такой эксперимент: проведите по дорожкам игрушки различного размера.

Затем, в конце игры можете обобщить и сказать, что узкая дорожка для маленьких игрушек, а широкая дорожка – для больших.

Целью этой игры является сравнительный анализ величин, развитие логического мышления. Наглядными пособиями являются узкая и широкая полоска бумажки, различные кубики.

Предложите крохе построить дома для зайчика и мышки. Затем спросите его о том, сможете ли построить одинаковые домики по размеру.  Пусть ребенок сделает вывод, что домик мыши должен быть меньше домика зайчика.

После построения домиков, скажите, что звери попросили проложить тропы для гостей перед их домами. Но, дорога перед домом должна быть узкой, а перед домом зайки – широкой. Путем наложения полосок друг на друга, покажите детке, какая из них шире. После чего предложите малышу самостоятельно распределить дороги между домами.

Развитие внимательности, наблюдательности преследует цель этой игры. Покажите предметы крохе и попросите сказать, чем они отличаются и что общего между ними. Например, мячик и кубик одного и того же цвета.

Общие черты — они игрушки и оба одного цвета, а отличительные черты – геометрические формы и размеры. Кубик имеет квадратную форму и маленький, а мяч круглый и большой.

Усложните игру и предложите показать отличия между предметами с меньшими различиями, к примеру две машины одного и того же цвета, но с различными формами кузова и колесами.

Надеюсь, такие интересные игры будут полезны при развитии мышления, внимательности, памяти и подготовке деток к письму. Поделитесь статьей с друзьями в социальных сетях. Удачи!

Источник: https://metodbv.ru/igry-na-razvitie-myshleniya-3-4-goda/

Игры на развитие мышления у детей 3–4 лет

И так, продолжается период активного психологического развития ребёнка.

Сейчас ему три, он многое уже знает и видел.

Он в состоянии понять, что будет, если…, что есть похожие и непохожие предметы,

с удовольствием повторяет за взрослым действия и всем интересуется. Отлично!

Сейчас самое время подстегнуть развитие логического мышления и любознательности.

Если раньше ребёнок представлял себе в уме предмет, действие с ним и результат,

то с трехлетнего возраста он уже оперирует словами и знаками – а это и есть ранняя стадия развития логики.

Способность мыслить логически отличает человека от других живых существ и играет огромную роль в развитии ребёнка.

Логическое мышление позволяет делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи .

Конечно ваш малыш не в состоянии делать научные открытия, но «процесс пошёл» и наша с вами задача научить ребёнка думать логически.

Мы с вами помним, что ведущий вид деятельности ребёнка – это игра, и всё, что он помнит и знает базируется на ярких, положительных эмоциях.

Следует обеспечить ребёнку спокойную, комфортную обстановку и запастись терпением.

Никогда не критикуйте ребёнка, если что-то не получается.

Покажите, как действовать и вернитесь к этому заданию позже.

В прошлом году, играя в развивающие игры, вы научили малыша сравнивать предметы по нескольким признакам,

выделять часть из целого предмета, группировать предметы.

Действуйте дальше.

«Ассоциации»

Подберите карточки с изображением предметов, связанных между собой. Например, песок – ведёрко, зонтик – капли дождя и т.д. Обсуждайте, чем связаны эти предметы. Потом ищите подходящие пары.

«Найди лишнее»

Для игры можно использовать всё, что есть в доме или использовать специальные карточки. На карточке изображены 3 и более предметов, один из которых не подходит по какому-то признаку.

Если вы только начинаете играть, выберите те карточки, на которых предмет не подходит по размеру или цвету. А затем уже берите карточки, где 3 предмета относятся к одной группе (например, одежда), а четвертый нет (кастрюля).

Ответ ребёнка должен быть примерно такой: “Лишняя кастрюля, потому что платье, шапки и пальто – это одежда, а кастрюля – посуда”. Если ребёнок затрудняется, вспомните игру  «Назови одним словом» и обсудите все изображения на картинке. В следующий раз начните именно с этой карточки.

Если же у вас нет карточек, соберите дома стакан, ложку, тарелку и пирамидку. Попросите ребёнка определить, что лишнее и почему. Вариантов игры очень много. Фантазируйте.

«Что лишнее»

Это более сложный вариант предыдущей игры, так как ребёнку необходимо определить лишний предмет на слух. Вы называете ребёнку 4 слова, одно из которых лишнее: Корова, курица, диван, кошка. Пирамидка, кукла, мячик, чайник. Мячик, картошка, огурец, морковка. Усложните задачу: Капуста, свёкла, клубника, баклажан. Шапка, сапоги, панамка, шуба.

«Раздели на группы»

Прежде чем играть в эту игру, рассматривая предметы и картинки вы должны обращать внимание на разные признаки . Например, свёкла – это овощ, потому что растёт в огороде. Яблоко – это фрукт, потому что растёт на дереве в саду.

Читайте также:  1 сентября в начальной школе. сценарий театрального представления

Собака – это домашнее животное, потому что живёт рядом с домом человека (или в доме), а медведь – дикое животное, живёт в лесу. Разделяйте группы посуда, игрушки, одежда и т.д.

В дальнейшем из каждой группы можно будет выделить ещё несколько групп (животные севера и южных стран, зимняя и летняя одежда, столовая и кухонная посуда и т.д.), но это ещё впереди.

«Кому что понадобится»

Весёлая игра поможет скоротать время. Спросите у ребёнка: “Что понадобится врачу?” – халат, шприц, очки. Кошке понадобятся миска, молоко и одеяло и т.д. Вы узнаете много интересного о представлениях малыша, играя с ним в эту игру. Сразу станет понятно, о чём ещё следует поговорить, на что обратить внимание.

«Антонимы или скажи наоборот»

Ребёнок 3-4 лет может выделять признаки, качественно отличающиеся друг от друга. Для игры подойдут такие пары слов, как мокрый – сухой, холодный – горячий, твёрдый – мягкий, весёлый – грустный, смелый – трусливый, ленивый – трудолюбивый, светлый – тёмный, длинный – короткий, тихий – шумный, мелкий – глубокий.

«Как узнать?»

Перед ребёнком ставится проблемная ситуация, которую надо решить. Например, как узнать, сладкая ли каша? (попробовать её). Подойдут и такие вопросы:

Как узнать, наступила ли зима?

Идёт ли дождь?

Высохло ли платье?

Сварилась ли картошка?

Пишет ручка или нет?

Есть ли что-то в коробке?

Работает ли пылесос?

Что приготовила мама?

Будет ли папа играть с ребёнком?

Какое настроение у мамы?

Вопросы возникают сами по себе. Попробуйте, у вас обязательно получится.

«Кто что ест?»

Можно использовать мяч. Перебрасывая друг другу узнайте, что ест корова (сено), заяц – морковку и т.д. Можно играть и наоборот: Кто ест косточки – собака, кто любит молоко – кошка, кто ест конфеты и т.д.

«Ошибки»

Если ваш малыш с лёгкостью решает логические задачки, намеренно говорите и ошибайтесь. Ребёнок должен вас исправить и объяснить, почему вы не правы. Это очень повышает самооценку малыша. Но усердствовать не надо, дабы не потерять свой авторитет.

«Так не бывает»

В эту игру хорошо играть всей семьёй. Передавая друг другу волшебную палочку, придумывайте смешные небылицы, типа «Сапоги просят каши», или «Дом рисует девочку», «Кошка сказала – Му, му». Детям очень нравится такая игра, да и вся семья отлично проведёт время.

Существуют специальные книги и рабочие тетради по развитию мышления. Мы предлагаем вам карточки, выполняя на которых задания, вы сможете развивать логическое мышление ребёнка. Их можно скачать здесь.

https://www.youtube.com/watch?v=scmRSZDx4H8

В магазинах в последнее время появилось очень много развивающих пособий, и вы наверняка сталкивались с блоками Дьенеша. Это уникальный материал, направленный на развитие логического мышления у детей 3-7 лет, играть с ними очень просто.

Как именно знакомить ребёнка с блоками Дьенеша, а так же играми на их основе, вы можете узнать из статьи «Логические блоки Дьенеша».

Источник: http://kolosoknt.ru/korpus-4-rucheek/nashi-gruppyi/topotuschki/shkola-molodyih-roditeley/news742.html

Игры для детей 3 лет на развитие мышления

Данные игры развивают образное мышление, обучают геометрии, развивают наглядно-образное мышление, игры развивают разговорную речь.

Юный архитектор

Игра развивает образное мышление — учит находить на рисунке проекции геометрических фигур.

Необходимый инвентарь: объемные геометрические фигуры — шар, куб, параллелепипед, цилиндр большие и маленькие и т. п.

◈ Как играем: покажите ребенку объемные фигуры, рассмотрите их вместе, а потом найдите их на схеме-рисунке. Отметьте: цилиндр сверху — это круг, сбоку — прямоугольник и т. п. Найдите проекции всех фигур на рисунке. А как из двух параллелепипедов, призм сложить куб — пусть ребенок попробует сам.

◈ Закрепляем: покажите стороны, вершины куба, призмы, параллелепипеда (отметьте, что у конуса есть только одна вершина). Рассмотрите и обследуйте их. Делайте из них несложные постройки: домик, стул, — или конструируйте: полушар, брусок — грибочек и т. д. Находите их проекции на рисунках. А может, ребенок сам нарисует схему и покажет на ней вершины и стороны, кто знает!

Мозаичные полоски

Необходимый инвентарь: фишки, пуговицы или кубики разного цвета; карточки с наклеенными или нарисованными длинными и короткими полосками по 4-5 шт. в различных комбинациях (например, 4 короткие, 1 длинная).

◈ Как играем: скажите ребенку, что сейчас вы будете вместе выкладывать мозаику на полосках. Например, на короткие полоски нужно ставить желтые фишки, а на длинные — красные. Берите по карточке и выкладывайте каждый свою мозаику. Затем покажите друг другу то, что у вас получилось. Возьмите другие карточки и продолжайте эту увлекательную игру.

◈ Закрепляем: увеличьте количество полосок до 6. Используйте различные комбинации расположения полосок.

Маленький гид

Игра развивает образное мышление

Необходимый инвентарь: карточки-вывески (например, ножницы, иголка с ниткой, бинт, вилка, ложка и т. п.), их можно нарисовать или вырезать из старых журналов.

◈ Как играем: предложите ребенку представить себе такую ситуацию — вы попали в незнакомую страну и не умеете разговаривать на местном языке. Как по вывескам найти, где расположен магазин обуви, булочная, аптека и т. п. Для игры разложите картинки в разных уголках комнаты. Вместе с ребенком вы «путешествуете » по незнакомой стране и ищете нужные здания.

◈ Закрепляем: на прогулке, по дороге в детский сад, магазин обращайте внимание ребенка на вывески, что где находится. Например: изображение книги — книжный магазин; сапог — обувной; расческа и ножницы — парикмахерская и т. д.

Каждый быть здоровым хочет

Игра развивает наглядно — образное мышление

Необходимый инвентарь: карточки-схемы человека, делающего гимнастику.

◈ Как играем: вы делаете с ребенком зарядку? Покажите ему карточку-схему человека — ребенок должен сделать упражнение, указанное на ней. Повторяйте упражнение по 3-4 раза. Меняйте карточки. Следите за тем, чтобы ребенок выполнил все в соответствии со схемой.

◈ Закрепляем: играть можно и с несколькими детьми, и с членами семьи — если вы утром делаете зарядку все вместе.

◈ Усложняем: а если вашему ребенку показать сразу две карточки — изображающие этапы выполнения одного сложного упражнения или двух разных упражнений, которые нужно выполнить одно за другим, — справится ли он?

«Скоро сказка сказывается… «

Игра учит последовательно рассказывать сказки, развивает разговорную речь

Необходимый инвентарь: книги сказок, рассказов.

1 Вариант

◈ Как играем: рассказать ребенку любой отрывок из середины знакомой сказки, с использованием иллюстраций или без них. Ребенок должен восстановить всю сказку — рассказать, что было до этого эпизода и после него. Например: «Тараканище » — звери едут, встречают

Таракана, убегают, прячутся, прибегает кенгуру, затем воробей, он съедает таракана.

◈ Эта игра очень нравится детям и в то же время развивает речь, мышление и память. Поэтому в нее можно играть каждый день.

2 Вариант

◈ Играем в «Что сначала, что потом? «. Сначала Красная Шапочка встретила волка или мама испекла бабушке пирожки? Лиса выгнала зайчика, а затем построила себе ледяную избушку, или наоборот и т. д.

◈ Для восстановления последовательности сюжета можно использовать картинки-опоры, схемы. Придумайте их сами, например: схему леса, избушки, изображения волка, Красной Шапочки, бабушки и т. д.

Потомучка

Игра учит делать логические выводы из проблемных ситуации

◈ Как играем: предложите ребенку поиграть в игру «Досказалки «. Вы начинаете предложение, ребенок его заканчивает. Например: «Вова не пошел гулять, потому что… » или «В комнате погас свет, потому что… » или «Цветок засох, потому что… » и т. п. Ребенок должен дать логическое объяснение каждому событию.

◈ Поощряйте его за интересные ответы.

◈ Меняйтесь ролями. Не страшно, если ребенок придумает бессмысленную ситуацию, помогите ее сделать более реальной.

◈ Закрепляем: ребенок этого возраста любит придумывать различные проблемные ситуации, требующие объяснения. Поэтому в эту игру можно играть каждый день и где угодно (дома, на улице, в очереди в больнице и т. п.).

Вы заметите, что ребенок начнет находить по нескольку вариантов ответов на одну ситуацию, причем его ответы будут становиться более сложными. Придумывайте проблемные ситуации, используя любимые сказки. Например, «Лиса не могла съесть Колобка, потому что… » или «Карлсон не мог взлететь на крышу, потому что… » и т. д.

Предложите ребенку самому придумать проблемные ситуации из сказок и увидите, сколько интересных примеров он назовет.

◈ Усложняем: придумывайте более сложные варианты. Например: «Нам надо проехать к больнице, а на дороге «пробка», как нам поступить? » или «Мальчик отстал в лесу от родителей и заблудился, а у него в сумке есть игрушечная машинка и дудочка. Как ему поступить? » и т. п.

◈ Чем больше вы будете играть, тем лучше у ребенка будет развиваться творческое воображение и логическое мышление.

«Если б не было зимы… «

Игра помогает формировать логическое мышление; развивает творческое воображение, связную речь

◈ Как играем: предложите ребенку сыграть в игру «Если бы… «: «Если б не было зимы, а все время лето, что тогда происходило бы с животными, растениями, людьми? Может, была бы засуха, или у людей был бы солнечный удар. А что бы делали люди, чтобы не перегреться на солнце? А как бы встречали Новый год? А как же Дед Мороз, Снегурочка? Были бы они или нет? » и т. д.

◈ Закрепляем: задайте ребенку вопрос наоборот: «А если бы все время была только зима? «. Фантазируйте вместе с ним, ведь на каждый такой вопрос есть миллионы вариантов ответов. Все зависит только от вашей с ребенком фантазии.

◈ Усложняем: меняйтесь ролями с малышом. Играйте на улице, в походе, на пикнике. Вспомните песню из мультфильма «Зима в Простоквашино «: «…не слепили бы тогда дети снежной бабы. Лед на речке б не замерз, кабы, кабы, кабы… «.

◈ Играйте в игру «Что сначала? «: «Катаемся на санках, а потом выпадает снег? » — или «все наоборот «: «А можно летом играть в снежки, а зимой купаться в речке? » ит. д.

Домишки

Игра учит аргументировать свои ответы; помогает расширить кругозор

Необходимый инвентарь: картинки животных, птиц, рыб и их домиков.

◈ Как играем: отметьте, что у каждого есть свой дом. Предложите ребенку поиграть в игру «Домишки «. Привлеките других членов семьи. Итак, начинаем играть.

Ведущий называет: «Птица «, — нужно ответить: «Гнездо «; рыба — река, собака — конура, белка — дупло, бобр — река, лиса — нора и т. д. Можно бросать мяч при вопросе — ответе.

◈ Подумаем: где живет кошка? А младенец? А Карлсон? Дюймовочка? Кто не ошибется с ответом — тот и победил.

◈ Закрепляем: попросите ребенка обосновывать свои ответы: «Почему рыба живет в воде, а не на дереве? «. Помогите ему с ответом. «А может ли мышка жить в воде? » и т. д. Это сложные вопросы, но ребенок по-своему даст на них ответ, а вы дополните и уточните. На прогулке понаблюдайте, где живет муравей, бабочка, гусеница, дождевой червь, голуби.

◈ Усложняем: а если зайчик упадет в воду, что может произойти? Как ему спастись? (Вспомните сказку «Дед Мазай и зайцы «.)

Источник: http://www.testsoch.info/igry-dlya-detej-3-let-na-razvitie-myshleniya/

Ссылка на основную публикацию