Игры на развитие воображения у младших школьников

Развитие воображения у школьников разных возрастных групп

В статье рассказывается о специфике воображения школьников разных возрастных групп.

Воображение — особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение характерно только для человека [1, с. 260].

Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий.

Воображение может быть четырех основных видов: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное. Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она творчески преобразуется.

В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество [1, с. 263].

Воображение не даётся человеку как данность при рождении, эта форма познавательного процесса развивается и трансформируется на протяжении всего периода развития человека.

Но уровень и специфика воображения человека на разных стадиях его развития будет не одинаковыми. Рассмотрим специфику воображения детей разных возрастных групп.

Основная тенденция, возникающая в развитии детского воображения, — это переход ко все более правильному и полному отражению действительности, переход от простого произвольного комбинирования представлений к комбинированию логически аргументированному.

Если ребенок 3-4 лет удовлетворяется для изображения самолета двумя палочками, положенными крест-накрест, то в 7-8 лет ему уже нужно внешнее сходство с самолетом. Школьник в 11-12 лет часто сам конструирует модель и требует от нее еще более полного сходства с настоящим самолетом.

Реализм детского воображения проявляется во всех доступных ему формах деятельности: в игре, в изобразительной деятельности, при слушании сказок и пр.

Однако следуют отметить, что дети младшего школьного возраста не лишены фантазирования, находящегося в разладе с действительностью (случаи детской лжи и пр.).

Фантазирование такого рода играет еще значительную роль и занимает определенное место в жизни младшего школьника. Но тем не менее оно уже не является простым продолжением фантазирования дошкольника, который сам верит в свою фантазию, как в действительность.

Школьник 9-10 лет уже понимает «условность» своего фантазирования, его несоответствие действительности.

Воображение младшего школьника характеризуется также другой чертой: наличием элементов репродуктивности, простого воспроизведения.

Эта черта детского воображения выражается в том, что в своих играх, например, они повторяют те действия и положения, которые они наблюдали у взрослых, разыгрывают истории, которые они переживали, которые видели в кино, воспроизводя без изменений жизнь школы, семьи и др. [2, с. 132-134].

Самой существенной чертой фантазии в переходном возрасте является ее раздвоение на субъективное и объективное воображение. Строго говоря, впервые только в переходном возрасте и образуется фантазия.

У ребенка еще не существует строго выделенной функции воображения.

Подросток же осознает свою субъективную фантазию как субъективную и объективную фантазию, сотрудничающую с мышлением, он также осознает в ее истинных пределах.

Фантазия как бы разбивается на два русла. С одной стороны, она становится на службу эмоциональной жизни, потребностей, настроений, чувств, переполняющих подростка. Она является субъективной деятельностью, дающей личное удовлетворение, напоминающей детскую игру [3, с. 217].

Мы можем сказать, что творческие образы, создаваемые фантазией подростка, выполняют для него ту же самую функцию, которую художественное произведение выполняет по отношению к взрослому человеку. Это искусство для себя.

Наряду с этим руслом фантазии, обслуживающим преимущественно эмоциональную сферу подростка, его фантазия развивается и по другому руслу чисто объективного творчества. Фантазия есть одно из проявлений творческой деятельности человека, и именно в переходном возрасте, сближаясь с мышлением в понятиях, она получает широкое развитие в этом объективном аспекте [3, с. 218-219].

Воображение человека проходит стадии развития, что даёт основания полагать, что воображение можно развивать. Каковы же основные принципы развития воображения?

  1. Прежде чем приступить к развитию у детей творческой деятельности, следует сформировать у них необходимые для этого речевые и мыслительные навыки.
  2. Новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании,
  3. Содержание развивающих техник должно ориентироваться на личность ребенка и его взаимодействие с другими детьми.
  4. В центре внимания должно быть овладение смыслом понятия, а не правилами грамматики.
  5. Следует учить ребенка искать решение, учитывая, прежде всего, возможные последствия, а не абсолютные достоинства.
  6. Стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы [4, с. 240].

Таким образом, воображение важный интегральный психический процесс формирование, которого у детей зависит от многих фактов, но вполне управляемо взрослыми.

Нами было проведено исследование творческого воображения, взятое из практикума по общей психологии Т.И.Пашукова, А.И.Допира, Г.В.Дьяконова.

Цель исследования: дать оценку особенностям творческого воображения.

Объекты исследования: учащиеся 2 и 11 класса Лицея Современных Технологий Управления №2 г. Пензы.

Испытуемым было предложено прочитать слова, написанные на бланке и составить из них предложения так, чтобы в каждом из них присутствовали все три слова. Составленные предложения записывались на листе бумаге.

На работу отводилось 10 минут.

Показателями творчества в данном исследовании являются: величина баллов за самое остроумное и оригинальное предложение; сумма баллов за все придуманные испытуемым в течение 10 минут предложения.

Если испытуемый придумал очень похожие друг на друга предложения с повторением темы, то второе и все после дующие предложения этого типа оцениваются половиной начального балла.

Качественная характеристика творчества, определяемая по величине баллов, полученных за самое остроумное и оригинальное предложение, соответствует максимальной оценке какого-либо из составленных испытуемым предложений.

Эта оценка не превышает 6 и свидетельствует о развитом творчестве или оригинальности. Если оценка данного показателя составляет 5 или 4, то проявление творчества следует считать средним.

Наконец, если эта оценка составила всего лишь 2 или 1, то это низкий показатель творчества, либо намерение испытуемого действовать алогично и тем озадачить исследователя.

Результаты исследования представлены в таблице 1, где цифрами указаны порядковые номера участников исследования.

Таблица 1. Результаты исследования для учащихся 2 и 11 классов.

Уровень развития воображения
2 класс 11 класс
1. средний 1. средний
2. средний 2. средний
3. низкий 3. высокий
4. средний 4. средний
5. средний 5. высокий
6. низкий 6. высокий
7. низкий 7. высокий
8. средний 8. средний
9. средний 9. средний
10. низкий 10. высокий
11. низкий 11. средний
12. низкий 12. высокий
13. средний 13. высокий
14. низкий 14. средний
15. низкий 15. средний
16. низкий 16. средний
17. средний 17. высокий
18. высокий 18. высокий
19. низкий 19. средний
20. средний 20. средний
21. средний 21. средний
22. средний 22. высокий
24. низкий 23. высокий
25. низкий 24. средний
26. средний 25. высокий
27. низкий 26. высокий
28. низкий 27. средний
29. средний 28. средний
30. низкий 29. высокий
31. низкий 30. высокий
31. средний

В ходе исследования было выявлено, что уровень творческого воображения у учащихся 11-го класса выше, чему у учащихся 2-го класса.

Средний уровень развития творческого воображения учащихся 11-го класса равен 5,4 баллам.

Средний уровень развития творческого воображения учащихся 2-го класса равен 3,1 баллам.

Развитие воображения — целенаправленный процесс, преследующий задачи развить яркость воображаемых образов, их оригинальность и глубину, а также плодотворность воображения.

Ребёнок большую часть своей жизни проводит в школе, там он развивается, там же происходит его социализация и адаптация к миру. Школа оказывает большое влияние на развитие всех познавательных процессов ребёнка, в том числе и воображения. Поэтому в школах необходимо уделять внимание развитию воображения.

Более всего развитию воображения учащихся способствуют такие предметы школьной программы как изобразительное искусство, музыка, литература и другие. На уроках рисования дети лепят, рисуют, складывают коллажи, делают проектные работы — всё это помогает не только фантазировать, но и воплощать свои идеи в жизнь.

На уроках музыки детям часто предлагается нарисовать те образы, что всплывают в сознании при прослушивании определённой мелодии, это позволяет ребёнку через свои ассоциации и образы понимать настроение композитора. Уроки литературы также дают простор для творчества.

дети не только знакомятся с выдающимися произведениями классиков, но и пишут сами ( сочинения, эссе, комментарии и т.д.).

Помимо школьных занятий, на развитие воображения учащихся положительно влияют всевозможные тематические классные часы и школьные конкурсы, спектакли. Поэтому внеклассная деятельность не менее важна, чем учебная.

Таким образом, обучаясь в школе, учащиеся обретают знания, умения и развивают своё воображение.

Воображение необходимо в любой деятельности человека: учение, труд, творчество, игра могут протекать успешно только при наличии воображения.

Без участия воображения не может совершиться ни один сложный психический процесс. Например, волевой акт требует обязательно развитого воображения — представления о цели и о средствах действия: воображаемые предметы, действия, ситуации могут играть роль мотивов волевых действий.

Итак, воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни.

Источник: https://novainfo.ru/article/4826

Игры на развитие творческого воображения для младших школьников — ВашПедагог

Правильное, гармоничное развитие ребенка способствует его быстрой социализации. Дети, легко налаживающие контакт, умеющие выражать свои мысли правильно, преуспевают в учебе. Важное значение на ранних этапах имеют игры на развитие воображения, которые стимулируют мышление и речь.

Что такое воображение – определение

Воображением называют форму психической деятельности, которая предполагает создание мысленных ситуаций и представлений, которые не воспринимаются в действительности.

Этот тип деятельности основывается на присутствующем у ребенка чувственном опыте. Воображение активно развивается в период с 3 до 10 лет. После эта деятельность переходит в пассивную форму.

Согласно существующей классификации, воображение бывает:

  • активным;
  • пассивным;
  • продуктивным;
  • репродуктивным.

В основе создаваемых воображением предметов лежат образы, имеющиеся в памяти, и образы настоящих восприятий. Без воображения невозможна творческая деятельность.

Все талантливые и гениальные люди, сделавшие неординарные открытия, изобретения, отличались высокой активностью воображения. Большая часть активности ребенка происходит при непрерывной работе воображения.

Оно является основой формирования личности, успешной учебы детей.

Как развивать воображение у ребенка?

Развивать воображение у ребенка необходимо в игровой форме. При этом следует учитывать, что воображение и мышление связаны между собой напрямую, поэтому развивать их необходимо параллельно.

Для этого нужно чаще читать детям книги, рассказывать сказки, знакомить ребенка с окружающим миром. Начинать процесс развития воображения можно с того момента, когда малыш заговорит. В 3 года многие ребята уже активно фантазируют и воображают.

Этот возраст принято считать идеальным для развития детского воображения.

Роль игры в развитии воображения

Необходимо учитывать, что воображение ребенка – это вид психической деятельности, а все действия, совершаемые малышами, непрерывно связаны с игрой.

Читайте также:  Трудовая деятельность в лагере

Эта форма взаимодействия с ребенком полностью удовлетворяет потребность маленького организма в познании окружающего мира.

Впервые воображение у ребенка начинает проявляться, когда он активно использует заменители предметов, существующих в реальности, берет на себя социальные роли.

В результате в последующем ему не составит труда воспроизвести увиденное ранее самостоятельно. У дошкольников при хорошо развитом воображении предметы-заместители постепенно уходят на второй план, и они начинают играть понарошку.

На этом этапе и происходит переход воображения из воссоздающей формы в творческую.

Игры на развитие воображения у дошкольников

Игры для развития воображения детей дошкольного возраста имеют ролевую направленность.

Ребята 4–5 лет любят представлять себя в роли другого человека, «примерять» различные профессии, представляя себе, кем бы они хотели стать в будущем.

Занятия не должны превышать 20–30 минут, чтобы не отбить интерес к подобным играм. Отличным помощником в развитии воображения дошкольников может стать простая игра «Представь, что ты…».

Не стоит спешить с ответом, сделав вид, что не получается разгадать. После ответа обязательно хвалят ребенка и меняются ролями. Постепенно в игры на развитие творческого воображения у дошкольников можно привлечь всех домочадцев.

Угадавший слово показывает следующее.

Игры на развитие воображения у младших школьников

Рассказывая о том, как развивать фантазию и воображение у ребенка, который уже обучается в школе, педагоги отмечают важную роль родителей в этом процессе.

К 7–8 годам дети приобретают достаточный багаж знаний, умений, которыми они умело оперируют. Ребенок уже владеет несколькими образами, поэтому задача взрослых заключается в обучении правильной их комбинации.

На приготовленном заранее листке бумаги изображают несколько деревьев, окруженных большим количеством точек, линий и фигур. Перед ребенком ставится задача превратить это в лес. После того как картина закончена, можно продолжить работу по ней – попросить рассказать ребенка, что изображено, составить небольшой рассказ. Он может быть как реалистичным, так и вымышленным (заранее оговаривается).

Игры на развитие воображения у школьников

Перед тем как развить воображение у ребенка школьного возраста, родители должны четко знать его увлечения. Это поможет заинтересовать его в подобных играх, быстрее установить с ним контакт. Для занятий с детьми 3–5 классов можно использовать следующие игры на развитие воображения:

  1. «Несуществующие животные». Если существует рыба-пила, то существование рыбы-топора тоже не исключено. Ребенку предлагают представить и описать, как могло бы выглядеть это существо, чем оно питается.
  2. «Выдумай историю». Рассмотреть несколько картинок в книге вместе с ребенком и попросить его составить свою интересную историю, новые события. Родители в этом должны принимать активное участие.
  3. «Продолжи картину». Родители изображают простую фигуру, цифру, которые необходимо превратить в одну из частей сложного рисунка. Из круга изображают рожицу, мячик, колесо автомобиля. Варианты предлагают по очереди.

Игры на развитие воображения для детей

Развитие воображения у ребенка – длительный процесс, предполагающий частую смену видов деятельности. Если малыш засиделся, рассматривая книгу, рисуя, нужно предложить поиграть с ним во что-нибудь подвижное. Это позволит снять напряжение, а физическая нагрузка будет способствовать запоминанию. После перерыва можно продолжить занятия.

Настольные игры на развитие воображения

Настольные игры на воображение широко представлены в торговой сети. Однако совсем необязательно что-то приобретать. Можно самостоятельно придумать игру, задействовав при этом подручные средства:

  1. Строительство. Дети любят строить. В качестве материала могут вступать конструктор, песок, прутья деревьев.
  2. Моделирование. Родители вместе с детьми могут склеить из бумаги по собственному эскизу машинку, сделать бумажное платье для куклы.

Подвижные игры на развитие воображения

Народные игры в развитии воображения у ребенка имеют большое значение. Всем знакомая «Море волнуется…» передается из поколения в поколение и не утрачивает своей популярности. Среди других подвижных игр:

  1. «Услышь свое имя». Дети становятся в круг спинами друг к другу, ведущий бросает мяч, называя имя участника. Ребенок должен повернуться и поймать мяч.
  2. «Кенгуру». Играющие выстраиваются на одной линии и зажимают мяч между ногами. По сигналу они начинают прыжками двигаться к финишу, который установлен на расстоянии 20–30 м. Если мяч выпадет, его поднимают и продолжают движение.

Источник:

Игры и упражнения на развитие воображения у дошкольников

Воображение – своеобразный психический процесс, на который мало кто из родителей обращает внимание. Готовя ребенка к школе, они стараются развивать мышление, память, внимание, что чрезвычайно важно для успешного обучения.

Между тем, воображение — процесс создания новых образов или преобразование уже имеющихся в иные сочетания, имеет большое значение в полноценном развитии дошкольника. Например, воображение помогает находить нестандартные решения, составлять рассказы на свободную тему, писать сочинения, фантазировать на уроках рисования.

Если к школе ребенок не овладел подобными навыками, родителям придется приложить массу усилий для помощи маленькому ученику. Поэтому уже в дошкольном возрасте стоит задуматься, как развивать воображение и творчество у детей.

Специалисты предлагают много разнообразных средств, но самым действенным является игра как ведущая деятельность дошкольного возраста. В педагогике разработаны разные виды игр и упражнений для развития воображения у детей, которые можно предложить в домашнем воспитании. Главное – заинтересованность самого родителя в игре, тогда это увлечет и ребенка.

Как игра влияет на воображение?

Игра – специфическое средство воспитания и развития, позволяющее каждому малышу не только воплощать свои творческие замыслы, но и объединяться в сюжетных действиях ребятишкам разных возрастов. Это особенно ценно для семьи, в которой подрастают разновозрастные дети. Как влияет игра на развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста?

Психологи давно доказали, что именно в игре удовлетворяется потребность ребенка в познании и преобразовании окружающей действительности, подчеркивая неразделимость игры и воображения.

Впервые воображение и творчество проявляются, когда ребенок начинает использовать заместители реальных предметов и брать на себя социальные роли.

В старшем дошкольном возрасте при хорошо развитом воображении предметы-заместители и многие игровые действия становятся не обязательными. Дошкольник играет понарошку, игра переходит во внутренний план.

Вот тут и требуется обучить ребенка таким способам воображения, чтобы из воссоздающего оно постепенно становилось творческим.

Необходимые навыки у детей можно развить, если хорошо знать свойства воображения (типизацию, агглютинацию, аналогию и акцентирование), которые дают возможность придумывать и фантазировать.

Игры и упражнения для развития воображения

Что можно предложить родителям для развития воображения у детей дошкольного возраста? Сейчас можно подобрать много разных игр, которые с успехом используются в домашнем воспитании. Основными из них являются развивающие игры на развитие воображения, так как они непосредственно направлены на обучение деток приемам составления новых образов или преобразования уже имеющихся.

Используем типизацию для развития воображения

Типизация — это выделение существенного, повторяющегося и воплощение его в конкретном образе.

Свойство воображения — типизация наиболее доступно детям, начиная с младшего дошкольного возраста. Такие развивающие игры могут быть словесными, подвижными, настольными. Родителям важно учитывать возраст ребенка и его психологические особенности. Если малыш активный, уместны будут подвижные игры, спокойному, усидчивому ребенку можно предложить настольные игры.

Классические игры и упражнения по типу подбора однотипного или противоположного слова интересны всем детям. Их с успехом можно ввести в домашние занятия для воображения у дошкольников, так как игровые действия просты и понятны.

Главное — вовремя усложнять содержание игры и побуждать ребенка к поиску нового образа. Правила следующие: взрослый бросает мяч игроку с определенным словом, ребенок в соответствии с тематикой игры должен или поймать мяч, или отклонить его.

Затем перебросить его ведущему по таким же правилам.

«Съедобное – несъедобное»

Ведущий бросает мяч игроку со словом, относящимся или не относящимся к еде. Например, яблоко – мяч ловится, книжка – мяч отклоняется. Интерес к игре поддерживается, если игра идет в быстром темпе.

«Летает – не летает»

Игра проходит аналогично предыдущей. Для нее подбираются тематические слова. Трудность в том, что в отличие от предыдущей игры словарный запас может быстро исчерпаться, так как «летающих» слов гораздо меньше. Вот именно в этот момент взрослый побуждает ребенка к оригинальному ответу: «Что еще может летать, кроме самолета, птицы…? (листик, пушинка, снежинка)».

«Скажи наоборот»

Аналогичная игра, но в отличие от предыдущих ребенку нужен определенный опыт для подбора слов — антонимов, поэтому играть лучше со средними и старшими дошколятами. Словарный ряд может быть следующим: высоко — низко, близко – далеко, молодой – старый, добро – зло, ребенок – взрослый, белый – черный, утро – вечер.

Источник: http://65-school.ru/metodiki/igry-na-razvitie-tvorcheskogo-voobrazheniya-dlya-mladshih-shkolnikov.html

Развитие воображения младших школьников. цель — выявить возможности развития творческого воображения у младших школьников в условиях инновационного обучения. — презентация

1 РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ младших школьников<\p>

2 Цель — выявить возможности развития творческого воображения у младших школьников в условиях инновационного обучения<\p>

3 Задачи: Изучить особенности развития воображения младших школьников в процессе обучения по инновационным программам. Выполнить творческие задания и упражнения, способствующие развитию воображения школьников в условиях инновационного обучения.<\p>

4 ВООБРАЖЕНИЕ- это великая сила<\p>

5 ПЕРВЫЙ ЭТАП Задание 1 Дорисуй картинку<\p>

6 Задание 1 Ребёнку предлагается незаконченное изображение предмета, и его просят назвать этот предмет. Если ребёнку не удаётся сразу опознать предмет, ему оказывается помощь в виде загадок и наводящих вопросов. После того как дети узнали предмет и представили себе его образ, они дорисовывают и раскрашивают картинки.<\p>

7<\p>

8 Задание 2 Узнай предметы и нарисуй их<\p>

9 Задание 2 Детям предлагается картинка с изображением «зашумленных» предметов (изображения предметов наложены друг на друга). Дети должны узнать и назвать предметы. В качестве подсказки можно начать обводить контур предмета. После того как все предметы названы, детям предлагается нарисовать каждый из них отдельно.<\p>

10<\p>

11 Задание 3 Кто больше придумает и нарисует<\p>

12 Задание 3 Показываем детям изображения двух одинаковых по форме, но разных по величине фигур и предлагаем назвать как можно больше предметов, которые по форме похожи на нарисованные. После называния просим нарисовать эти предметы.<\p>

13<\p>

14 ВТОРОЙ этап Задание 1 Составление рассказов (например, на тему «Летний отдых»)<\p>

15 Задание 1 Занятие начинается с расспроса детей о том, как они провели лето, где кто из них побывал и чем занимался. После того как дети воссоздали образы своих летних впечатлений, им предлагается набор фигурок, относящихся к данной теме (деревья, цветы, ребёнок, собака, море, дом). На столе дети создают композицию из этих предметов и рассказывают, что происходит в этот момент. После этого их просят нарисовать картину на тему «Летний отдых».<\p>

16<\p>

17 Задание 2 Небывальщина<\p>

18 Задание 2 Если смешать два или более комплекта таких сюжетных фигурок то дети могут составлять из них смешные композиции- путаницы. Например, после «Летнего отдыха» можно составить картину «Чего летом не бывает». В качестве примера показываются готовые картинки-шутки (ребёнок в зимней одежде в море». Детям предлагается составить свой смешной рассказ, а потом нарисовать его.<\p>

19<\p>

20 Задание 3 Дорисуй картинку<\p>

21 Задание 3 Ребёнку предлагается недорисованная сюжетная картинка, которую он должен сначала внимательно изучить и описать, а потом дорисовать и раскрасить.<\p>

22<\p>

23 Задание 4 Дорисовываем рассказ (например «Спасение собак»).<\p>

24 Задание 4 Необходимы 3-4 сюжетные картинки, составляющие рассказ. На доске последовательно вывешиваются картинки, но без первой или последней. Детям предлагается воссоздать рассказ целиком, представить и нарисовать недостающую картинку. В моём примере изображена будка на берегу замёрзшего озера, около будки – собака со щенками, озеро покрыто снегом; начало весны, снег растаял и вода частично затопила конуру. Собака со щенками забралась на крышу будки и лает, прося о помощи. Следующей картинки нет. Ребёнку предлагается придумать конец.<\p>

25 ?<\p>

26 Вот мой пример<\p>

27 ТРЕТИЙ этап Задание 1 Геометрические фигуры в предмете<\p>

28 Задание 1 Мы показываем детям картинку с изображением конкретной геометрической фигуры и просим отыскать в комнате предметы, в которых она присутствует, а потом нарисовать их.<\p>

29<\p>

30 Задание 2 Волшебное превращение<\p>

31 Задание 2 Ребёнку предлагаются картинка с изображением фигуры или абстрактного элемента и два предметных изображения, в которых эта фигура присутствует, а за тем его просят отыскать, «где спряталась фигурка» в этих картинках. После выполнения задания можно дать детям самим нарисовать такие картинки и предложить другим ребятам найти в них скрытый элемент.<\p>

32<\p>

33 Задание 3 Дорисовывание на основе данного элемента<\p>

34 Задание 1 Детям раздаются листочки с нарисованным элементом или фрагментом предмета: необходимо догадаться, что начал рисовать художник, и дорисовать картинку. Результаты могут быть самые неожиданные.<\p>

35<\p>

36 ЧЕТВЁРТЫЙ этап Задание 1 Опорные слова<\p>

37 Задание 1 На основе 3-4х опорных слов (например, «мальчик», «собака», «лес», «корзина») детям предлагается либо сначала нарисовать рисунок по этим словам, а потом придумать рассказ по нему, либо сперва составить историю с этими словами, а потом нарисовать к ней картинку.<\p>

38 МАЛЬЧИК СОБАКА ЛЕС КОРЗИНА<\p>

39 Задание 2 Иллюстрации к сказке<\p>

40 Задание 2 Читаем детям сказку, после чего каждый ребёнок выбирает наиболее понравившийся эпизод, рассказывает о нём и рисует к нему картинку.<\p>

41 Задание 2 История о…<\p>

42 Задание 3 Детям предлагается придумать короткую историю на хорошо знакомую им тему или о знакомом им персонаже, рассказать эту историю и нарисовать к ней картинку. Дети могут сами выбрать темы и героев своих историй. Важную роль для формирования воображения детей играет их совместная деятельность. В таком сотворчестве дети учатся действовать с учётом того, что делают их товарищи.<\p>

43<\p>

44 ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ<\p>

45 Ниже приведённые игры можно проводить как на улице так и в классе.<\p>

46 Примеры занятий: Украсим ёлку Игры во дворе Отгадай, что я задумал, и дорисуй Рисуем вместе<\p>

47 Список лит-ры: Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т. 1. – М., Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. – М., 1989.<\p>

48 Над презентацией работала: учитель начальных классов МБОУ СОШ 45 г. Челябинска УЖИНКИНА СВЕТЛАНА АЛЬБЕРТОВНА учитель начальных классов МБОУ СОШ 45 г. Челябинска УЖИНКИНА СВЕТЛАНА АЛЬБЕРТОВНА<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/244836

1.3 Особенности развития творческого воображения у младших школьников

Первые образы воображения у ребенка связаны с процессами восприятия и его игровой деятельностью.

Школьный период характеризуется бурным развитием воображения, обусловленным интенсивным процессом приобретения разносторонних знаний и их использования на практике. [11, с.85]

Старший дошкольный и младший школьный возраст характеризуются активизацией функции воображения.

Вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ).

Этот период — сензитивный для формирования фантазии. Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения.

Индивидуальные особенности воображения ярко проявляются в процессе творчества. В этой сфере человеческой деятельности воображение по значимости ставится наравне с мышлением. Важно, что для развития воображения необходимо создавать человеку условия, при которых проявляются свобода действий, самостоятельность, инициативность, раскованность.

Доказано, что воображение теснейшим образом связано с другими психическими процессами (памятью, мышлением, вниманием, восприятием), обслуживающими учебную деятельность. Таким образом, не уделяя достаточно внимания развитию воображения, учителя начального звена снижают качественный уровень обучения. [14, с.84]

Вообще, каких-либо проблем, связанных с развитостью детского воображения, у младших школьников обычно не возникает, так что почти все дети, много и разнообразно играющие в дошкольном детстве, обладают хорошо развитым и богатым воображением.

Основные вопросы, которые в этой сфере все же могут возникнуть перед ребенком и учителем в начале обучения, касаются связи воображения и внимания, способности регулировать образные представления через произвольное внимание, а также усвоения абстрактных понятий, которые вообразить и представить ребенку, как и взрослому человеку, достаточно трудно.

Старший дошкольный и младший школьный возраст квалифицируются как наиболее благоприятные, сенситивные для развития творческого воображения, фантазии. Игры, разговоры детей отражают силу их воображения, можно даже сказать, буйство фантазии.

В их рассказах, разговорах реальность и фантазия нередко смешиваются, и образы воображения могут в силу закона эмоциональной реальности воображения переживаться детьми как вполне реальные. Переживание их настолько сильно, что ребенок чувствует необходимость рассказать об этом.

Такие фантазии (они встречаются и у подростков) нередко воспринимаются окружающими как ложь. В психологические консультации нередко обращаются родители и педагоги, встревоженные подобными проявлениями фантазии у детей, которые они расценивают как лживость.

В таких случаях психолог обычно рекомендует проанализировать, преследует ли ребенок своим рассказом какую-нибудь выгоду. Если нет (а чаще всего бывает именно так), то мы имеем дело с фантазированием, придумыванием историй, а не с ложью. Такое придумывание историй для детей нормально.

Взрослым в этих случаях полезно включиться в игру детей, показать, что им нравятся эти истории, но именно как проявления фантазии, своеобразная игра. Участвуя в такой игре, сочувствуя и сопереживая ребенку, взрослый должен четко обозначать и показывать ему грань между игрой, фантазией и реальностью.

У детей младшего школьного возраста различают несколько видов воображения. Оно может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материала в соответствии с замыслом). [6, с.94]

В младшем школьном возрасте происходит активное развитие воссоздающего воображения.

Основная тенденция, возникающая в развитии детского воображения — это переход ко всё более правильному и полному отражению действительности, переход от простого произвольного комбинирования представлений к комбинированию логически аргументированному.

Если ребенок 3-4 лет удовлетворяется для изображения самолета двумя палочками, положенными крест-накрест, то в 7-8 лет ему уже нужно внешнее сходство с самолетом («чтоб крылья были и пропеллер»).

Школьник в 11-12 лет часто сам конструирует модель и требует от нее еще более полного сходства с настоящим самолетом («чтоб совсем как настоящий был и летал бы»).

Вопрос о реализме детского воображения связан с вопросом об отношении возникающих у детей образов к действительности. Реализм детского воображения проявляется во всех доступных ему формах деятельности: в игре, в изобразительной деятельности, при слушании сказок и пр. В игре, например, у ребенка с возрастом увеличивается требовательность к правдоподобию в игровой ситуации.

Наблюдения показывают, что хорошо известные события ребенок стремится изобразить правдиво, как бывает в жизни. Во многих случаях изменение действительности вызывается незнанием, неумением связно, последовательно изобразить события жизни.

Реализм воображения младшего школьника особенно ярко проявляется в подборе атрибутов игры. У младшего дошкольника в игре все может быть всем. У старших дошкольников уже происходит отбор материала для игры по принципам внешнего сходства.

Младший школьник также производит строгий отбор материала, пригодного для игры. Отбор этот производится по принципу максимальной близости, с точки зрения ребенка, этого материала к настоящим предметам, по принципу возможности производить с ним настоящие действия.

Обязательным и главным действующим лицом игры у школьников 1-2 классов является кукла. С ней можно производить любые необходимые «настоящие» действия. Ее можно кормить, одевать, ей можно выражать свои чувства. Еще лучше для этой цели использовать живого котенка, так как его можно уже совсем по-настоящему кормить, укладывать спать и пр.

Вносимые в ходе игры детьми младшего школьного возраста поправки к ситуации, образам придают игре и самим образам воображаемые черты, все более и более приближающие их к реальной действительности.

Рузская А.Г. отмечает, что дети младшего школьного возраста не лишены фантазирования, находящегося в разладе с действительностью, что характерно еще в большей степени и для школьников (случаи детской лжи и пр).

«Фантазирование такого рода играет ещё значительную роль и занимает определенное место в жизни младшего школьника. Но, тем не менее, оно уже не является простым продолжением фантазирования дошкольника, который сам верит в свою фантазию, как в действительность.

Школьник 9-10 лет уже понимает «условность» своего фантазирования, его несоответствие действительности». [5, с.90]

В сознании младшего школьника мирно уживаются конкретные знания и строящиеся на их основе увлекательные фантастические образы. С возрастом роль фантазии, оторванной от действительности, ослабевает, а реализм детского воображения усиливается. Однако реализм детского воображения, в частности, воображения младшего школьника, надо отличать от другой его черты, близкой, но принципиально иной.

Реализм воображения предполагает создание образов, не противоречащих действительности, но не обязательно являющихся прямым воспроизведением всего воспринятого в жизни.

Воображение младшего школьника характеризуется также другой чертой: наличием элементов репродуктивного, простого воспроизведения.

Эта черта детского воображения выражается в том, что в своих играх, например, они повторяют те действия и положения, которые они наблюдали у взрослых, разыгрывают истории, которые они переживали, которые видели в кино, воспроизводя без изменений жизнь школы, семьи и др.

Тема игры — воспроизведение впечатлений, имевших место в жизни детей; сюжетная линия игры — есть воспроизведение виденного, пережитого и обязательно в той же последовательности, в какой оно имело место в жизни.

Однако с возрастом, элементов репродуктивного, простого воспроизведения в воображении младшего школьника становится все меньше и меньше и все в большей степени появляется творческая переработка представлений.

Согласно исследованиям Л.С.

Выготского, ребенок дошкольного возраста и младшего школьного может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, но он больше доверяет продуктам своего воображения и меньше их контролирует, а потому воображения в житейском, культурном смысле этого слова, т.е.

чего-то такого, что является ненастоящим, вымышленным, у ребенка, конечно, больше, чем у взрослого человека.

Однако не только материал, из которого строится воображение, у ребенка беднее, чем у взрослого человека, но и характер комбинаций, которые присоединяются к этому материалу, их качество и разнообразие значительно уступают комбинациям взрослого. Из всех форм связи с реальностью, которые мы перечислили выше, воображение ребенка обладает в одинаковой степени с воображением взрослого только первой, именно реальностью элементов, из которых оно строится.

Мухина В.С. отмечает, что в младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности. [11, с.103]

В процессе учебной деятельности школьников, которая идет в начальных классах от живого созерцания, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование воображения будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

В младшем школьном возрасте впервые происходит разделение игры и труда, то есть деятельности, осуществляемой ради удовольствия, которое получит ребенок в процессе самой деятельности и деятельности, направленной на достижение объективно значимого и социально оцениваемого результата. Это разграничение игры и труда, в том числе и учебного труда, является важной особенностью школьного возраста.

Значение воображения в младшем школьном возрасте является высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем, именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если этот период воображения специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции [13, с.70].

Вместе с уменьшением способности человека фантазировать, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, науке и так далее.

Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры — плод буйной работы фантазии, они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой последней также является творческое воображение.

Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение.

Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии велико.

Однако, фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.

Для выполнения этой задачи необходимо помогать ребенку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития, для активизации познавательной деятельности школьников, в частности развития теоретического, абстрактного мышления, внимания, речи и в целом творчества.

Дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребенку в наиболее полной свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении.

Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир [15, с.89].

Таким образом, значение воображения в жизни и деятельности младшего школьника очень велико. Ни один школьный предмет не может усваиваться полностью без деятельности воображения. Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения.

Их игры — плод буйной работы фантазии, они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой последней также является творческое воображение.

Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение.

Вывод по главе: итак, мы рассмотрели понятие воображения, виды и особенности его развития, особенности психического развития младших школьников и особенности развития творческого воображения у младших школьников.

Источник: http://ped.bobrodobro.ru/11658

Игры на развитие воображения у младших школьников: методические рекомендации

А между тем, именно данный подход позволяет добиваться самых высоких результатов в образовании, так как дети, обладающие творческим и продуктивным мышлением, способны усваивать материал лучше всех остальных, так как они в состоянии находить решение поставленных задач самостоятельно.

В принципе, это и является основной задачей внедрения различного рода игр на развитие воображения у младших школьников, ведь чем раньше будет начат данный процесс, тем с большей вероятностью можно утверждать, что в ребенке в итоге сможет развиться высокий потенциал.

Мало того, развитие воображения у младших школьников имеет колоссальное значение не только для успешного обучения, но и дальнейшего их становления во взрослой жизни, ведь дети с ограниченным (непродуктивным или самыми примитивными формами репродуктивного мышления) способны усваивать материал только основываясь на старом опыте. То есть, речь идет о шаблонном мышлении, когда все действия, необходимые для решения определенных целей и задач, ведутся по определенному алгоритму и немудрено, что даже после мнимого закрепления материал не способен надолго задерживаться в детском сознании.

Дети с развитым воображением, напротив, проявляют хорошие способности и продуктивный (творческий) метод обучения, который чаще именуют креативным, когда учащемуся предоставляется максимальная свобода для самоопределения, является для него наиболее приемлемым.

Речь идет о самостоятельном поиске ответов на поставленные вопросы, для чего в ход идет не чей-то опыт, именуемый старым научным продуктом, а воображение, логическое мышление, а также различные приемы типа визуализации и максимального подключения всех органов осязания для предметной идентификации и глубинного анализа и осознания. Ученики, в которых развито это начало, более других склонны к различного рода открытиям, да и изучаемый материал дается им намного легче. Причем это происходит по той простой причине, что они предпочитают доходить до всего самостоятельно, подключая собственное воображение и другие способности, которые у многих людей на протяжении всей жизни находятся в «спящем» состоянии.

Есть у такого подхода, который предусматривает максимальное задействование воображения, еще один ощутимый плюс.

Дело в том, находя решение самостоятельно и изобретая тем самым принципиально новый научный продукт для себя самого, ребенок не только на все 100 процентов усваивает его, но и запоминает пройденный материал без регулярного повторения, чего невозможно достичь при использовании чужого опыта.

Поэтому развивать воображение ребенка посредством применения всевозможных игр настоятельно рекомендуется с самых пеленок, ведь на сегодняшний день известны сотни простых приемов, адаптированных для каждой возрастной группы.

Так, например, очень действенным считается прием так называемого «вживания» в образ, который, кстати, является одним из классификаторов методов продуктивного (креативного) обучения.

Согласно ему ребенку рекомендуется ставить себя на место зверей, птиц, растений, других людей и даже не воодушевленных предметов, представляя себя свечой, лавочкой или песком.

Вся суть такого метода заключается в том, чтобы визуализировать в собственном сознании абсолютно непривычную для себя модель существования и проанализировать свое новое, пусть и условное (мнимое), состояние при благоприятном и неблагоприятном внешнем воздействии.

Такой необычный опыт помогает развивать детское мышление в совершенно новом направлении и это обязательно пригодится ему в будущем при решении различных практических и теоретических задач.

Однако, такие приемы подойдут для учащихся начальной школы, в то время, как для малышей, которым всего-лишь несколько лет отроду, понадобятся другие игры, предназначенные для развития воображения.

К примеру, ребенка, недавно начавшего осваивать цветные карандаши и краски, можно попросить изобразить какое-нибудь животное, которого не существует в природе. И очень здорово, если ему понравится данное задание, в результате чего свет увидит целый зоопарк диковинных существ с не менее причудливыми именами и названиями.

Такой прием позволяет не только развивать детское воображение, но и проводить глубокий его психологический анализ, ведь одно дело, если малыш рисует каких-то смешных чудиков и совсем иначе будут обстоять дела тогда, когда ребенок упорно рисует ужасных монстров и страшилищ.

В этом случае рекомендуется проверить, какие мультфильмы и передачи он смотрит и, если причины столь странного творчества ведут свои истоки не из телевидения, то искать проблему рекомендуется в других местах и в первую очередь в отношениях внутри семьи малыша.

Очень здорово помогает усвоить качественные характеристики предметов, с которыми каждый день доводится сталкиваться ребенку, и игра на воображение под названием «Упрямый ослик». В этом случае родители говорят малышу короткие односложные фразы по типу «Земля круглая», на что он должен ответить «нет, квадратная» и наоборот.

И таких примеров существует великое множество («подушка мягка — нет, твердая», «трава зеленая — нет, синяя», солнце горячее — нет, холодное» и пр.), причем, каждый из них помогает запоминать малышу не только состояние предметов, но и их цвет, форму и прочие важнейшие характеристики.

Не менее эффективным считается развивающее логику и воображение упражнение, в котором малыш ребенок дошкольного возраста должен закончить начатый рисунок.

Причем, это может быть, как наполовину изображенный эскиз, так и полностью пустое поле с нанесенными на него в определенном порядке точками, обозначенными соответствующими цифрами. Соединяя эти точки между собой по порядку (ориентировка на цифры).

Малыш в итоге получает полноценное изображение, которое он обязательно должен правильно обозначить и охарактеризовать. Таким образом получается не только развивать визуальное мышление, но и закреплять устный и письменный счет, что также весьма немаловажно для любого дошколенка.

И это далеко не единственное упражнение, предназначенное для тренировки визуализации. К примеру, нет ничего проще, чем устроить мини-тренинг для ее укрепления, представив малышу обычный пояс или ремень — хитрой змеей, а меховую варежку или шапочку — мышкой.

После такого вступления, родители предлагают ребенку развить данную ситуацию в игровой форме, параллельно комментируя поведение «змеи» и «мышки». По дальнейшим действиям крохи любой психолог может составить довольно подробный портрет его психологического и эмоционального состояния.

Параллельно с воображением можно очень легко развивать речь ребенка, сочиняя вместе с ним самые невообразимые сказки и рассказы.

Причем, если малыш будет противиться этому, взрослый должен продемонстрировать ему интересный пример, после чего, он обязательно захочет ему последовать, сочинив свою собственную историю.

Ее обязательно следует внимательно выслушать, бурно реагируя на каждый поворот событий и похвалить в конце маленького рассказчика. Причем устные тренинги следует обязательно чередовать с практическими и в этом случае для быстрой смены объекта внимания отлично подойдет такой прием, как пятнография.

Для этого на чистый лист каждого участника наносится яркое пятно любой конфигурации и дети должны дополнить его таким образом, чтобы вышло что-нибудь интересное. Победителем, как нетрудно догадаться, станет тот малыш, у которого обычное пятно действительно перестанет быть пятном.

Схожим эффектом обладает развивающая игра на отгадывание теней, которая пользовалась популярностью еще с самых давних времен.

Для этого кто-то становится напротив источника света и отбрасывает с помощью пальцев рук и самих кистей на освещаемую стену причудливые изображения, которые должны отгадать маленькие участники.

И на этом список доступных и простых в исполнении «развивалок» отнюдь не заканчивается, ведь не стоит забывать и про такие эффектные приемы, как оживление предметов, имитация действий, «пять точек», «отгадай персонаж», «кто я?», изображение музыкальных картинок и прочее, тому подобное.

Источник: http://veselajashkola.ru/igry-onlajn/igry-na-razvitie-voobrazheniya-u-mladshix-shkolnikov-metodicheskie-rekomendacii/

Ссылка на основную публикацию