Конспект занятия «птицы зимой». старшая группа

Конспект ООД в старшей группе по ознакомлению с миром природы «Птицы зимой»

Конспект занятия в старшей группе на тему

«Птицы зимой».

Цель:

уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах

Задачи:

«Познавательное развитие»:

— систематизировать представление детей о птицах, учить различать перелетных и зимующих птиц.

«Речевое развитие»

— развивать диалогическую и монологическую речь детей

«Социально-коммуникативное развитие»

развивать коммуникативные навыки детей, навыки самооценки и навыки самоконтроля.

Предварительная работа: чтение сказки В.Бианки «Синичкин календарь», знакомство с понятием «зимующие», «перелетные», наблюдение за птицами, рассматривание картин о птицах.

Материал: Мяч, картинки с изображением зимующих и перелётных птиц; круги разного цвета для классификации птиц; конверты к игре «Четвёртый лишний».

Ход организованной образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам загадаю загадку и вы, отгадав ее, узнаете, о ком мы будем говорить сегодня на занятии.

Снится ночью пауку

Чудо- юдо на суку:

Длинный клюв

И два крыла.

Прилетит — плохи дела!

А кого паук боится?

Угадали? Это – птица.

Воспитатель: Дети, поднимите руку, кто из вас знает много птиц? Пожалуй, стоит вас проверить. Для начала я предлагаю вам встать в хоровод, и, передавая мяч друг другу, назвать птиц, которых вызнаете.

«Ну-ка дружно, веселей в хоровод вставай скорей!»

— Во время игры необходимо соблюдать правила: выслушивать ответы, не перебивая друг друга и не повторять два раза одно и то же.

Воспитатель: Ребята, каких птиц вы знаете?

Дети: называют, передавая мяч по кругу (голубь, воробей, синица, ворона, сорока, ласточка, снегирь, лебедь и т.д.)

Воспитатель: Скажите, где мы видим этих птиц? Дети: в городе, на улице, на воде, в лесу.

Воспитатель: А всех ли птиц, которых вы назвали, мы можем увидеть сейчас?

Дети: Нет, не всех птиц мы можем увидеть сейчас.

Воспитатель: Как мы называем птиц, которые остаются у нас зимовать? Дети: зимующие

Воспитатель: Как называются птицы, которые улетают от нас на зиму?

Дети: перелётные

Воспитатель: Как выдумаете, почему перелётные птицы улетают от нас на зиму?

Дети: боятся морозов, нечем питаться, не умеют делать себе запасы корма, добывать его в зимних условиях.

Воспитатель: А почему зимующие птицы круглый год живут у нас?

Дети: эти птицы не боятся морозов, добывают себе еду даже в самые холодные зимы, отыскивают насекомых, которые спрятались в трещины коры деревьев, съедают семена из шишек

Воспитатель: Где птицам легче в это время года найти корм?

Дети: в кормушках, на деревьях ягоды

Воспитатель: Какой корм можно предложить?

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/okruzhajuschij-mir/297580-konspekt-ood-v-starshej-gruppe-po-oznakomleni.html

Конспект НОД «Зимующие птицы»

Опубликовано: 11:00:56 22-01-2017

Конспект непосредственно образовательной деятельности

 «Зимующие птицы»

( для детей старшего дошкольного возраста)

Цель: Расширение и обобщение  знаний о зимующих птицах,  их особенностях. Формирование  бережного отношения к птицам, желание помогать в трудное для них время.

Задачи:

Уточнять и расширять знание детей о зимующих птицах. Формировать обобщающее понятие «зимующие птицы».  Развивать умение составлять описательные рассказы по мнемосхеме о зимующих птицах.  Расширять представления о том, чем питаются птицы зимой. 

Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им зимой.

 Совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия;
Воспитывать у детей коммуникативную культуру: умение вести разговор на заданную тему.

Оборудование: картинки с изображением зимующих птиц, картинки с изображением корма для птиц, мнемосхема; магнитная доска. 

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Организационный момент: 

— Ребята какое сейчас время года? (зима)  — Какие зимние месяцы вы знаете? 

(декабрь, январь, февраль), хором повторите пожалуйста. А сейчас я вам загадаю загадку и вы поймёте о чем мы сегодня будем говорить.

Различаемся мы цветом, Встретишь нас зимой и летом, Если крыльями взмахнем, Будем в небе голубом Каркать, петь и ворковать. Нас зимою подкормите…

Дети, кто мы? Назовите.             (птицы) 

Воспитатель: Правильно, сегодня мы будем говорить о  зимующих  птицах. Мы будем отгадывать загадки про них,  слушать их голоса, вспомним, чем они питаются, а также научимся рассказывать про птиц.

— А сейчас вспомним названия зимующих птиц.

(Воспитатель загадывает детям загадки. По мере называния птиц на экране выставляет соответствующую картинку).  Найдешь ее в своем дворе, Она на радость детворе, Ты обижать ее не смей,

Эта птичка…(воробей)

Спинкою зеленовата  Животиком желтовата,  Черненькая шапочка  И полоска шарфика. (Синица)  В красной шапке ходит он  Дуб долбит как долотом. (Дятел)  Зимой на ветках яблони! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это… (снегири). 

Окраской – серовата,  Повадкой – воровата,  Крикунья хриповатая –  Известная персона  Кто она? (Ворона)  Непоседа пестрая  Птица длиннохвостая,  Птица говорливая, 

Самая болтливая. (Сорока) 

Посмотрите на балкон: Он с утра воркует тут. Эта птица — почтальон, Пролетит любой маршрут. (Голубь.)  Днем слепая, ночью зряча.  Мышей ловит, а не кот. (Сова) 

Воспитатель: Скажите, какие это птицы? 

Дети: Зимующие. 
Воспитатель:  Правильно, зимующие. А как вы думаете, почему они так называются – зимующие?    (ответы детей). Как вы думаете, почему зимующие птицы не улетают в теплые края? 
Дети: Потому что они могут найти себе корм. 
Воспитатель: А чем питаются птицы зимой? 
Дети: Плодами деревьев, шишками, ягодами, крошками. 
Воспитатель: А хватает ли птицами пищи зимой? 
Дети: Нет, не хватает. 
Воспитатель: Почему не хватает? 
Дети: Земля покрыта снегом, птицам не удается достать пищу из-под снега. 
Воспитатель: А чем мы можем помочь птицам? 
Дети: Мы можем их подкармливать. 

Основная часть: ( подходим к столам)

На столе разложены разрезные картинки с изображением птиц.
Воспитатель: Дети подойдите к столам и каждый возьмите себе  по  картинке.

А теперь посмотрите картинки друг у друга и найдите часть от своей картинки, а затем  встаньте в пару  те, у кого получится изображение птицы.
Воспитатель: Назовите птиц, которых вы собрали (ответы детей).

Воспитатель: А одним словом, как назвать этих птиц?  (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, зимующие. А сейчас садитесь за столы.

Рассказ воспитателя о птицах:

— Ребята, среда обитания птиц – это воздух. Но они живут и на земле. Гнезда птицы вьют всегда или на земле, или на деревьях. Птицы, в отличие от животных, покрыты перьями. И поэтому их называют пернатые. Одни птицы с наступлением холодов улетают в теплые края, их называют перелетными. Те птицы, которые остаются с нами зимовать называются зимующими.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Воспитатель: Дети, посмотрите, у вас есть наборы картинок с изображением разных птиц. Вам нужно  выбрать, зимующих птиц. Не забывайте, что вы вместе  в паре выполняете задание. ( Дети выполняют задание. Затем проверяем правильность задания, дети называют выбранную птицу.)  ??

Воспитатель: А  сейчас  мы с вами будем учиться составлять рассказ про птиц.

 Послушайте внимательно, как надо представить птичку, чтобы мы ее узнали?

Сначала надо сказать какая птичка большая или маленькая, какой у нее клюв, какие лапки, перья, где живет, что ест, как передвигается, какой у нее нрав: веселая или певунья.

Но чтобы рассказ получился связным надо рассказывать все по порядку.

Назвать птицу, чтобы не забыть об этом закрепим карточку без изображения, потому что каждый из вас назовет свою птичку.

Воспитатель: Послушайте, я вам расскажу про птицу  клест. ( воспитатель дает образец рассказа про птицу)

Затем дети рассказывают каждая пара про свою птицу.

Физкультминутка

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.

)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки – на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.

)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

Воспитатель:  Зимующие птицы не боятся морозов, они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду.

Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Они прилетают к нашим жилищам за помощью.

И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям. А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года? 

— Правильно, птиц обязательно нужно подкармливать зимой, строить для них кормушки. Не забывать чистить эти кормушки, прежде чем положить туда корм. Но еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза.

Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало. Вороны – всеядные птицы. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб.

Клёст очень любит еловые и сосновые шишки.

Воспитатель: а сейчас мы с вами поиграем  в игру в игру «Птички на кормушках» . Слушайте внимательно, какие птицы прилетят на нашу кормушку и подумайте чем вы их угостите.

На магнитной доске  находятся изображения кормушки, птиц и корма.

  1. В понедельник мы положили в кормушки крошки хлеба, сало, семечки подсолнуха и веточку рябины. Прилетели небольшие серенькие птички, крошки и семечки склевали, а рябину не тронули. Кто это?

Пара, у которой есть  птица, изображающую воробья, выставляет ее на кормушке. Остальные дети проверяют правильность ответа.

  1. 2. Во вторник прилетели птички с желтыми грудками, тоже рябину не трогали, но сало и семечки склевали. Кто это?

Дети  выставляют картинку птички-синички на кормушке.

  1. В среду прилетели небольшие пушистые птички с красными грудками и белой полоской на темно-синих крыльях. Они сидели нахохлившись и клевали ягоды рябины. Кто это?

Вызванный ребенок выбирает картинку с изображением снегиря и выставляет на кормушке.

  1. В четверг на кормушке обедали большие птицы. Они встречаются у нас очень часто. Бывают белые, серые, черные, с синим отливом. Птицы съели крошки и семечки. Кто обедал на кормушке в четверг?

Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке (перечисляют). А как их назвать одним словом? (Зимующие).

Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашем участке мы повесили кормушку и насыпаем в неё корм. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Источник: http://a2b2.ru/methods/29977_konspekt_nod_zimuuschie_pticy/

Конспект зимнего занятия по развитию речи и развитию мелкой моторики «Птицы зимой»

Задачи:
Обучающие:
закреплять умение узнавать зимующих птиц по внешнему виду; -обогащать словарь по теме; — развивать речевую активность;

— учить употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, существительные в родительном падеже.

Развивающие— развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательные— прививать детям любовь к живой природе и желание помочь птицам зимой.

Материал и оборудование
: кормушка, птицы(игрушки), елки, разрезные картинки с изображением кормушки , сухие ягоды и семечки, стол с песком.

Предварительная работа: наблюдения во время прогулки за птицами, кормление птиц, рассматривание картинок с изображением птиц, чтение и заучивание стихов, подвижные игры.

Ход занятия: -Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. От этого у меня очень хорошее настроение и я хочу поделиться с вами моим настроением. Давайте возьмем друг друга за руки.

Чувствуете как тепло стало? Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Молодцы! — Ребята, а какое сейчас время года ? (ответы детей) — На улице тепло или холодно? (ответы детей) — Сейчас мы с вами отправимся в зимний лес.

Вы сказали, что на улице холодно и нам надо одеться потеплее. Что мы одеваем зимой? (ответы детей)

— Правильно, давайте оденемся.

Игра «Пошли на прогулку». «Обуваем ножки в новые сапожки. Шапку на головку мы завяжем ловко, На руки перчатки- В добрый путь ребятки. Шагают наши ножки По ровненькой дорожке.

Топ-топ, топ-топ и попали мы в лесок.»

(звучит аудиозапись «Зимняя вьюга») -Ребята, что это такое? (ответы детей)

-Это вьюга. Зимой мы прячемся от ветра и вьюги дома, а маленькие птички остаются на улице. Каких птичек мы видели с вами на улице во время прогулки? (ответы детей)

-Жалко вам птичек? (ответы детей)
-Поможем им перезимовать? Как помочь птичкам? (ответы детей)

-Ребята , вьюга принесла нам картинки, но посмотрите они не целые. Давайте их соберем. И картинки подскажут нам, как помочь птичкам.
(дети собирают разрезные картинки, звучит аудиозапись Вивальди «Зима»)

— Молодцы, ребята! Вы постарались и теперь мы знаем, что птичек зимой надо подкармливать. Зимой для них очень мало корма, нет мошек и червячков. Я сделала для птиц кормушку.

Читайте также:  Зимние игры и забавы для детей

Вот она. Но почему-то птички не летят к ней. Как вы думаете почему?
(ответы детей)

-Правильно ребята. А где же взять корм? Давайте поищем его в лесу.
(Воспитатель с детьми ходят между елками, ищут мешочек с кормом. Находят его на елке.)

-Давайте посмотрим что в мешке! (открывают мешок — там угощение для птиц)
-Вот беда- вьюга перемешала весь корм. Как нам быть? Ведь каждая птичка любит что-то свое. Давайте разберем корм по тарелочкам. (дети садятся за стол)

Также интересное зимнее занятие: Конспект занятия в старшей группе, зимой «Зимушка – зима»

Пальчиковая гимнастика «Птичка»
-Прилетай к нам птичка (дети ставят руки локтями на
Птичка-невеличка стол, выполняют взмахи кистями )
-Зернышки с ладошки (пальцы правой руки собирают в щепоть
Ты поклюй немножко ударяют ими по ладошке левой руки и наоборот) ( воспитатель высыпает корм на поднос, раздает тарелочки детям, дети разбирают корм; звучит аудиозапись «Зима»)

— Молодцы, ребята! А теперь поставим тарелочки с кормом в кормушку.

Игра «Скажи правильно» «В кормушке не ягода, а (ягоды) В кормушке не семечка, а (семечки) В кормушке не зернышко, а (зернышки)» -А вот и птички летят.

(воспитатель загадывает детям загадки) -«К нам зимой прилетела птица С желтой грудкой пуховой Красавица (синица)» (достает игрушку-синицу) -Синичка очень шустрая и умная птица. Она любит сало и семечки. Синица поет дзинь-дзинь. Как она поет? (ответы детей) -А вот еще стайка птичек летит.

«Чик-чирик! К зернышкам прыг. Клюй, не робей. Кто же это? (воробей) -Да, ребята, это воробей. Воробьи маленькие серенькие птички. Они любят зернышки и хлебные крошки.

Как поют воробышки? (ответы детей)

Игра «Нет чего?» (воспитатель показывает детям птичку, закрывая какую-то часть тела и просит назвать чего не стало- нет крыла и т.д.)

-Молодцы! Синичке понравилось как вы играли с ней. Давайте посадим ее на кормушку к воробьям, а мы пока с вами поиграем.

Динамическое упражнение «Птички» -На кормушку прилетели маленькие птички, (дети машут руками) -Не страшны теперь метели воробью, синичке. (дети приседают) -Мы покормим этих птичек семечками, хлебом.

(имитируют движения) -Будут птички корм клевать, радоваться обеду. (хлопают в ладоши) -Молодцы, ребята! А посмотрите-ка сюда(воспитатель обращает внимание детей на стол с песком), здесь тоже сидит птичка.

Давайте, покажем, как она клюет (дети по песку имитируют пальчиками, как клюют птички). — Ребята, давайте поиграем в игру »Птички»

«Птички прыгают, летают Дети машут руками,

Птички весело поют. Легкий бег,
Чик-чирик, чик-чирик. Повороты головы.
Птички крошки собирают Наклоны вперед
Зернышки клюют Пальцами постукивают по коленям
Перышки почистили(2р.) Взмахи левой и правой рукой
Клювики почистили(2р.) Повороты головы Дальше полетели и

На место сели. Сели на ковер

-Молодцы! Скажите, пожалуйста, где мы с вами сегодня были? (ответы детей) -Кому мы помогли сегодня? (ответы детей) -какие птички прилетали к нам на кормушку? (ответы детей) -Чем мы кормили птиц? (ответы детей)

-Правильно. Вы молодцы! А сейчас мы отнесем кормушку в раздевалку и когда пойдем гулять повесим ее на дерево и будем подкармливать птиц, которые прилетают к нам на участок.

Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД , развитие речи
Название: Конспект зимнего занятия по развитию речи и развитию мелкой моторики «Птицы зимой»

Источник: http://portal2011.com/konspekt-zimnego-zanyatiya-po-razvitiyu-rechi/

Нод в старшей группе «зимующие птицы» работу выполнила воспитатель мбдоу «полтавский детский сад «родничок» хазова наталья дмитриевна 2013 год. — презентация

1 НОД в старшей группе «Зимующие птицы» Работу выполнила воспитатель МБДОУ «Полтавский детский сад «Родничок» Хазова Наталья Дмитриевна 2013 год<\p>

2 Интеграция образовательных областей: «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество». Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно — исследовательская. Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного бережного отношения к ним. Задачи: расширять представления детей о зимующих птицах. Учить различать зимующих птиц по голосам и внешнему виду; подвести к пониманию того, что зимующим птицам можно помочь вывешивая кормушки. Планируемый результат: может поддерживать беседу о птицах; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.<\p>

3 Оборудование и материал : Предметные картинки с изображением зимующих птиц, фотографии птиц, энциклопедии о птицах, схемы для описания внешнего вида птиц. Предметные картинки с изображением зимующих птиц, фотографии птиц, энциклопедии о птицах, схемы для описания внешнего вида птиц. аудиозапись «Голоса птиц» аудиозапись «Голоса птиц» разрезные картинки. разрезные картинки. Презентация. Презентация. Настольная игра «Собери птицу» Настольная игра «Собери птицу» Загадки о птицах. Загадки о птицах. Д/игра «Кто как кричит» Д/игра «Кто как кричит» Птичья викторина Птичья викторина<\p>

4 Предварительная работа: Прогулка в парк. Прогулка в парк. Наблюдение за птицами на прогулке. Наблюдение за птицами на прогулке. Беседы о зимующих птицах. Беседы о зимующих птицах. Рассматривание иллюстраций. Рассматривание иллюстраций. Чтение познавательных рассказов о птицах. Чтение познавательных рассказов о птицах. Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц» Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц» Изготовление вместе с родителями кормушек Изготовление вместе с родителями кормушек<\p>

5<\p>

6<\p>

7 Письмо «Здравствуйте! Пишут Вам дети жаркой Африки. У нас тут лето. Все цветет, зеленеет, бабочки летают, гусениц полным-полно. У нас очень много птиц. Никогда мы зимы не видели, и переживаем за птиц которые у Вас зимуют. Как они проводят зиму? Холодно и голодно им наверное. Расскажите нам, пожайлусто, как зимуют птицы? Нам очень интересно. Заранее огромное спасибо! До свидания!» «Здравствуйте! Пишут Вам дети жаркой Африки. У нас тут лето. Все цветет, зеленеет, бабочки летают, гусениц полным-полно. У нас очень много птиц. Никогда мы зимы не видели, и переживаем за птиц которые у Вас зимуют. Как они проводят зиму? Холодно и голодно им наверное. Расскажите нам, пожайлусто, как зимуют птицы? Нам очень интересно. Заранее огромное спасибо! До свидания!»<\p>

8 Зимующие птицы Синичка. Грудка у неё жёлтая, черная голова и крылья. Зимой она питается ягодами рябины, семенами шишек, почками деревьев. Очень любит сырое мясо. Синичка. Грудка у неё жёлтая, черная голова и крылья. Зимой она питается ягодами рябины, семенами шишек, почками деревьев. Очень любит сырое мясо.<\p>

9 Зимующие птицы Снегирь чуть крупнее воробья. У него красная грудка, голубовато- серая спинка, головка и крылья черные. Он прилетает к нам с первым снегом, любит ягоды рябины. Снегирь чуть крупнее воробья. У него красная грудка, голубовато- серая спинка, головка и крылья черные. Он прилетает к нам с первым снегом, любит ягоды рябины.<\p>

10 Зимующие птицы зимой дятлы питаются семенами хвойных деревьев. Окраска оперения у дятлов разнообразна, но у большинства видов яркая черная, зеленая или пестрая. Это одна из очень полезных птиц наших лесов: работает круглый год по уничтожению вредителей. Является лесным доктором. зимой дятлы питаются семенами хвойных деревьев. Окраска оперения у дятлов разнообразна, но у большинства видов яркая черная, зеленая или пестрая. Это одна из очень полезных птиц наших лесов: работает круглый год по уничтожению вредителей. Является лесным доктором.<\p>

11 Зимующие птицы Воробей – бойкая, жизнерадостная, находчивая и общительная птица. Клюёт овёс, пшено, зимой селится вблизи жилища человека, клюёт всё, что найдёт – всеядная птица. Воробей – бойкая, жизнерадостная, находчивая и общительная птица. Клюёт овёс, пшено, зимой селится вблизи жилища человека, клюёт всё, что найдёт – всеядная птица.<\p>

12 Зимующие птицы Голубь Обладает прекрасным зрением – различает цвета радуги. Питается растительными кормами: семенами, ягодами, плодами фруктовых деревьев. Голуби очень привязаны к людям. Голубь Обладает прекрасным зрением – различает цвета радуги. Питается растительными кормами: семенами, ягодами, плодами фруктовых деревьев. Голуби очень привязаны к людям.<\p>

13 Зимующие птицы Вороны очень умны. Оперение чёрное с зелёными отблесками. Ест ворона всё. Падаль, мыши, птички и их яйца, черви и жуки, рыба, овощи, фрукты, сыр, творог – всё ей годится. В природе ворона безусловно полезна, но вблизи человеческого жилья становится воровкой. Вороны очень умны. Оперение чёрное с зелёными отблесками. Ест ворона всё. Падаль, мыши, птички и их яйца, черви и жуки, рыба, овощи, фрукты, сыр, творог – всё ей годится. В природе ворона безусловно полезна, но вблизи человеческого жилья становится воровкой.<\p>

14 Зимующие птицы Сорока всеядная птица. Голова, шея, грудь и спина чёрные, живот и плечи белые. Она питается как животным, так и растительным кормом. Пищу – насекомых, пауков и мокриц – сорока ищет на земле. К сожалению, сороки часто поселяются в садах и разоряют гнёзда певчих птиц. Сорока всеядная птица. Голова, шея, грудь и спина чёрные, живот и плечи белые. Она питается как животным, так и растительным кормом. Пищу – насекомых, пауков и мокриц – сорока ищет на земле. К сожалению, сороки часто поселяются в садах и разоряют гнёзда певчих птиц.<\p>

15 Поддержите птиц зимой! Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы голодают и даже погибают. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям. Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы голодают и даже погибают. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям.<\p>

16 Корм для зимующих птиц.<\p>

17 Типы кормушек для зимующих птиц<\p>

18<\p>

19 Спасибо за внимание!<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/474741/

Покормите птиц зимой (занятие в старшей группе детского сада)

Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимую­щих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отноше­ние к птицам, желание помогать им в трудных зимних ус­ловиях.

Ход занятия

Воспитатель беседует с детьми о том, что зима вступила в свои права: дуют холодные ветры, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые дере­вья скрипят от холода.

— А как живется зимой птицам? (Голодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав — под снегом. Мало корма находят пти­цы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теп­лые, перьевые шубки птиц защищают от холода, но не от голода.)

В суровые годы из десяти синиц за зиму выживает только одна. Де­вять погибают от голода.

— Жалко. (Очень жалко!)

— Послушайте стихотворение Н. Грибачева.

Ну, морозы, ну, морозы.

Нос наружу — ой-ой-ой!

Даже белые березы

В серой корке ледяной.

Даже белки-непоседки

В ожидании тепла

Не снуют на ветку с ветки.

Не вылазят из дупла.

И голодная синица

Тихо плачет у окна:

«Негде греться и кормиться.

Ни козявки, ни зерна.

День дымит морозной далью,

Ночи стылы и темны,

Замерзаю, голодаю,

Не дожить мне до весны!»

Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам?

— Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спе­шить! Дорог каждый час!

— Послушайте продолжение стихотворения.

И сказал Сережа: «Ладно!

Потерпи недолгий срок…»

И достал он из чулана

Длинный гвоздь и молоток.

Похрустев по снежной корке,

Где петлял следами лис,

Закрепил у старой елки

На пеньке фанерный лист.

А на лист – зерна,

А на лист – пшена,

Конопли две горсти –

Собирайтесь, гости!

— Ребята, а вы хотите помочь птицам? А как? Правильно, можно сделать и повесить кормушки.

Воспитатель предлагает детям рисунки, на которых изображены раз­ные варианты изготовления кормушек. Дети рассматривают кормушки, де­лятся опытом: какую кормушку они делали с родителями, где поместили, какие птицы прилетали, каким кормом кормили птиц.

— Ребята, надо и на нашем участке развесить кормушки и подкармли­вать птиц.

— Но чем мы будем их кормить? Хорошо, если летом собраны семена сорных трав, деревьев, плоды кустарников. А если не собраны? Что делать? Надо сказать, что в зимнее время птицы становятся менее разборчивы в еде и едят то, что летом никогда бы не стали есть.

Поэтому для подкормки птиц годится пища с нашего стола. Можно повесить кусочки несоленого сала, жира, мяса, творога. Можно предложить птицам остатки крупяной каши и крошки хлеба. Вороны любят очистки от овощей и любую пищу, воробьи – крупу, семена, хлеб.

Снегири — семечки арбуза, тыквы; свиристели — рябину, маслины; голуби — крупу, хлеб.

— Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:

— во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтилено­вые пакеты, жестяные банки, коробки;

— подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут сами прилегать к этому времени;

— кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы пти­цам выжить;

— корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддер­жать в трудное время.

Воспитатель говорит, что во время кормления птиц интересно за ними понаблюдать, как они быстро слетаются, как будто сообщают друг другу.

— Какой внешний вид у птиц? Какое поведение? Что едят разные птицы?

— Если стоять тихо, не двигаясь, не шумя, можно открыть для себя множество птичьих тайн.

— Ребята, послушайте стихотворение А. Яшина.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой.

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма.

Горсть одна нужна.

Горсть одна — и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их —

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми…

— Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках и т.д.

— Каких зимующих птиц вы знаете? (Воробьи, голуби, синицы, галки, сороки, вороны, снегири, дятлы, свиристели и т.д.)

— Зимующие птицы с нашей помощью доживут до весны и …

По небу весело скользя.

Летят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

«Спасибо вам великое!»

                  (К. Мухаммали)

Источник: http://detsadmickeymouse.ru/publ/metodicheskaja_rabota/ehkologicheskoe_vospitanie/pokormite_ptic_zimoj_zanjatie_v_starshej_gruppe_detskogo_sada/7-1-0-734

План-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему: Конспект логопедического занятия «Дикие птицы зимой»

Конспект подгруппового занятия для детей разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Тема: «Дикие птицы зимой»

Коррекционно-образовательные цели: Уточнить и расширить представление о зимующих птицах, их строении. Формировать понятие зимующие птицы.

Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения.

Совершенствовать грамматический строй  речи,  учить образовывать качественные прилагательные, множественное число существительных, совершенствовать навыки слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие зрительного вни­мания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри­ятия, памяти, , дыхания и правильного речевого выдоха, ко­ординации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением  зимующих птиц, мяч, сюжетная картина «Птицы у кормушки».

                                            Ход занятия:

Логопед встречает детей и предлагает каждому взять по одной предметной  картинке.

Логопед: Рассмотрите картинки, как, одним словом можно назвать эти картинки? Кто это?

Дети: птицы

Логопед: правильно.

– Как называются птицы, которые остаются зимовать?

– Кто догадался, о чем мы будем говорить на занятии?

– Поговорим мы сегодня о зимующих птицах. Рассмотрите картинки и назовите птиц.

Ответы детей

Рассматривание картинок

Логопед выставляет на наборное полотно картинки с изображением зимующих птиц: голубь, синица, воробей, ворона, дятел, снегирь.

Логопед:  Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают на юг. Но не все, есть и такие, что не улетают, а живут у нас круглый год (ворона, голубь, воробей).

– А есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать (синицы, снегири).

– Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. У снегиря красная грудка, голубовато-серая спинка и черная голова и крылья.

– У синичек грудки желтые, а головки и крылья черные.

– Расскажите мне про ворону. Какая она? 

    Дети: большая, черная, важная, хитрая.

– Эта птичка вам хорошо знакома. Кто это? Расскажите про воробья.

– Какой он?

Дети: маленький, серенький, шустрый, быстрый.

Логопед: Эту птичку можно встретить в лесу. Это дятел.

Он часто стучит по дереву, а вы знаете, зачем он это делает?

– Дятел лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков.

– Про эту птицу вы мне сами расскажете. Кто это? Какой он?

Дети: Голубь большой, сизый, воркующий.

– Какие это птицы?

– Почему их так называют?

 Пальчиковое упражнение «Дятел»

Логопед:  Пришло время поиграть с пальчиками.

Я по дереву стучу,                Раскрытая ладонь – дерево, указательный палец
Червячка добыть хочу,                  другой руки – клюв дятла.

                                                              На каждую      строчкуХоть он скрылся под корой,                четыре удара пальца по ладони.

Все равно он будет мой.

Источник: http://dsdnr.ru/metodraz/149011-plan-konspekt-zanjatija-po-logopedii-starshaja-gruppa-na-temu-konspekt-logopedicheskogo-zanja.html

Конспект НОД в старшей группе на тему «Звери и птицы зимой»

Занятие по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Птицы и звери зимой»

Цель:

Систематизировать и обогатить знания детей о природе, о животных и птицах зимой.

Задачи:

закрепить и обобщить знания детей о зиме с помощью загадок и произведений русских поэтов

проследить взаимосвязь живой и неживой природы, жизни человека и времен года;

Расширять представления детей о диких животных: где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке.

развивать познавательный интерес; формировать способность видеть красоту окружающего мира;

воспитывать любовь к родной природе.

воспитывать культуру ведения диалога: умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться, не перебивать, отвечать на вопросы;

развивать внимание, наблюдательность, зрительное восприятие, логическое мышление.

Оборудование, запись с звуками диких животных ,маски зверей, конверты с заданиями «Собери животного»

Ход мероприятия

Приветствие.

Дети, скажите, а вы любите путешествовать? (ответы детей). Тогда я вам предлагаю сегодня отправиться в путешествие… а к кому, мы узнаем, если отгадаем загадку:

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица –

Белокожа, светлолица.

Как махнула рукавом –

Все покрыла серебром!

Как вы думаете, о какой царице говорится в этой загадке?

Ребята, какие приметы зимы вы знаете?

Зима — не лето, в шубу одета.

В зимней шубке и морозы — шутка.

Зима лодыря морозит.

В зимний холод всякий молод.

В Рождество на крылечке, на Пасху у печки.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Много снега – много хлеба.)

На какой тройке прилетела зима? ( 3 месяца) Да, зима – царица трех месяцев: декабря, января, февраля. Какой зимний месяц сейчас? (Январь)

Наша русская зима, словно сказочное царство.

— Декабрь — первый месяц зимы. Про него говорят студень, шапка зимы. Под тёплым снежным одеялом заснули лесные обитатели. В прудах и реках спят рыбы и лягушки. Спят, зарывшись в снегу, глухари. Спит в берлоге медведь. Да как же им не спать, ведь в декабре самые короткие дни и самые длинные ночи.

— Январь – середина зимы. Морозы стоят лютые. Снега в январе много, поэтому под снегом спать хорошо! В тёплых шубах зверям хорошо, а вот птичкам в лесу и холодно, и голодно. И птички из лесу летят ближе к жилью человека. Поэтому, дети, вывешивайте кормушки, не ленитесь подкладывать в кормушки корм.

— Февраль — злой, холодный, ветреный месяц, не хочет уступать свои права. Он последний месяц зимы! Метель часто бушует целые сутки. Иногда выглянет солнце, сразу же всё оживает, блестит снег! В феврале начинают подавать голоса птички. Весна наступает февралю на пятки.

– Ребята, а как вы думаете, куда нам надо отправиться, чтобы узнать, как зимуют звери и птицы. (В зимний лес.)

Ребята, Зима приглашает нас пройтись по лесным полянам и посмотреть её владения.

– Ну, как, ребята, готовы отправиться в путешествие? Но для этого нам нужно одеться.

Динамическая пауза (имитация)

Действия выполняются в соответствии с текстом

В лес мы собираемся

Вот так одеваемся:

На голову – шапку,

На ножки – сапожки,

Шубку застегнем,

В зимнюю сказку войдем.

– Вот мы и добрались до леса.

– Заснеженный лес, как открытая книга. Нужно только суметь её прочитать. В любой книге на страницах мы видим буквы, а на страницах зимнего леса – его жителей – лесных зверей.

– Наша с вами задача – отгадать загадки :

Она спряталась в дупло

В нем и сухо и тепло.

Запасла грибов и ягод

Столько, что не съесть и за год.

Дети в масках лесных зверей рассказывают о себе.

Белка. На дереве у меня домик – дупло. Оно не очень большое, но сухое. Выстлано мхом и сухими листьями. Мне там тепло.

У нас несколько домов – один для сна, другой для зимовки и для выведения бельчат. Бывает, в сильные морозы несколько белок спят в одном гнезде, согреваем друг друга. А вход закрываем мхом.

В отдельном месте лежат наши припасы. Но часто ими кормятся другие лесные звери.

– Ребята, как белки приспособились к зиме?

Ответы детей: делают большие запасы еды

У него нет берлоги,

Не нужна ему нора,

От врагов спасают ноги,

А от голода кора.

Заяц. Звери от врагов кто в дупла прячутся, кто прячется под снегом в норах. А я ничего не умею делать. Врагов же полным-полно. Выручают нос, уши, ноги и неприметная шубка.

Глаза «косые» – вижу не только впереди, но и в стороне и сзади. Уши во все стороны поворачиваются. Ноги быстрые. Кормлюсь по ночам ветками и корой деревьев. Умею путать следы.

На бегу ставлю задние ноги впереди передних.

– Ребята, а как заяц приспособился к зиме?

Ответы детей: заячий мех становится белым, зимой зайцу помогают нос, длинные уши и быстрые ноги. Заяц ест ветки и кору деревьев.

Летом ходит без дороги

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза пряча нос.

Медведь. Осенью у нас медведей, забот много. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надёжном убежище, где можно спать спокойно до весны. А ещё накопить запас жира. А потом и спать. Но прежде мне надо запутать следы. Я долго брожу по лесу, прыгаю в бок со следа и, убедившись, что след хорошо запутан, ложусь спать. Но сплю очень чутко, неспокойно.

– А как медведь приспособился?

Ответы детей: медведь строит себе берлогу, накапливает жир, путает следы.

– А ещё какие животные поступают также, как медведь? Впадают в спячку? (В спячку зимой впадают летучие мыши, ежи, суслики, хомяки)

Хитрая плутовка

Рыжая головка

Хвост пушистый – краса

Лиса.

А мы, лисы, к зиме тоже меняем шубку на более тёплую и пушистую. В сказках лиса самая хитрая. А на самом деле не хитрее других зверей. Если бы не мои зоркие глаза, острый слух, удивительное чутьё.

А свою главную добычу мышей-полёвок я без всяких уловок нахожу. Нос и уши помогают. Найду и начинаю прыгать. Мыши, пугаются, выбегают тут-то я их и ловлю. А зайца поймать мне трудно.

Разве, что случайно столкнемся, или набредём на зайчонка.

– Как лисы приспособились к зиме?

Ответы детей: лисы меняют шубку на более теплую и пушистую, питаются мышами, лисам помогают зоркие глаза, острый слух и чутье.

Кто в лесу холодном

Ходит злой, голодный?.

Волк . Волки живут в лесу. Питаются они мясом, нападая на оленей, лосей и других животных, иногда питаются мышами и кроликами. Охотятся волки ночью в одиночку или стаями. Зимние морозы волкам не страшны, у них теплые шубы.

Как волки приспособились к зиме?

Ответы детей: Волки питаются мясом животных, у них теплые шубы.

Молодцы, ребята.

А теперь наши глаза должны отдохнуть, давайте с вами сделаем гимнастику для наших глаз.

Как подготовились к зиме звери в лесу мы выяснили. А что у птиц? Где они зимуют? (Птицы прилетают поближе к людям)

Назовите зимующих птиц (дятел, синица, снегирь, воробей, сорока, сова, ворона, грач, голубь)

– Как можно помочь им зимой? О чём нас просил Январь-месяц? (Сделать кормушки, и не забывать насыпать туда корм.)

– А что можно положить в кормушку? (Хлебные крошки, семечки, кашу, пшено, сало.)

– Зимушка-зима предлагает вам игру «НАКОРМИМ ПТИЦ»

ВОТ КОРМУШКА, а рядом птицы. Посмотрите всё ли здесь верно? (Медведь– животное, аиста зимой у нас нет.)

УБИРАЕМ ИХ С КОРМУШКИ.

– На кормушке остались птицы. Как их можно назвать, одним словом? (Зимующие)

– Ребята, не забывайте о наших пернатых друзьях, помогайте им зимой. (Стихотворение Яшина «Покормите птиц»)

Покормите птиц зимой

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна.

Горсть одна –

И не страшна будет им зима.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Ребята, зимушка-зима предлагает нам еще одно задание. (в конвертах части тела животных. Нужно правильно собрать и назвать животного)

Сложи пазлы и посмотри, что получилось.

Наше путешествие в зимний лес подошло к концу.

Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего понравилось? А какое настроение у вас сейчас?

Источник: https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/okruzhayuschiy-mir/konspekt-nod-v-starshey-gruppe-na-temu-quot-zveri-i-pticy-zimoy-quot-1190338

Конспект занятия на тему «Птицы зимой» старшая группа

Автор материала: Болгова Антонина Петровна

.МКДОУ Бутурлиновский детский сад №11

Конспект занятия

Тема:

«Птицы зимой»

(старшая группа)

Воспитатель: Болгова А.П.

Цель:

Обобщить знания детей. Полученные при наблюдениях за птицами, установить связь между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки. Вызвать желание помочь нашим пернатым друзьям в зимнее время.

Материал: Картины леса и городского пейзажа с птицами, картина с изображением кормушки, картинки зимующих птиц.

Модели:

Существенные признаки птиц, модели питания птиц, модели питания птиц зимой.

Ход занятия

Ребята, к нам прилетел гость, а вот и он.

(показываю попугая), его зовут Кеша. Он живёт в Африке, где нет зимы и снега. Кеша просит рассказать о нашей зиме и птицах, которые не улетают на юг.

Предлагают попугаю отгадать загадку.

Какой это мастер на стёкла нанёс

И листья, и травы, и заросли роз? (Мороз)

Вос-ль: в какое время года бывает мороз?

(Попугай не знает. Помогают дети.)

Зимой у нас много снега, в солнечную погоду снег на солнце блестит, серебрится, искрится. Дети любят кататься на санках и лыжах с горы. Приходит весёлый праздник – Новый год. В этот праздник дети ждут Деда Мороза, заказывают ему подарки, а он исполняет их желания. Во время зимних морозов у людей есть тёплые дома, где можно обогреться, приготовить пищу.

Вос-ль: ребята, расскажите, как зимуют наши меньшие друзья – птицы? Чем мы можем помочь им в трудное время?

Ответы детей: подкармливать их, развешивать кормушки.

Вос-ль : предлагаю рассмотреть фотографии, где дети вывесили кормушки.

(вывешиваю картинку с изображением кормушки. На кормушке изображены птицы зимующие и перелётные)

Вос-ль: посмотрите всё ли правильно нарисовано? Выберите только тех птиц, которые остаются на зиму.

(дети показывают только тех птиц, которые остаются на зиму).

Вос-ль: ребята, давайте расскажем Кеше, как зовут этих птиц.

(дети перечисляют: синица, снегирь, воробьи и т.д.)

Вос-ль: а теперь расскажите нашему гостю, как зовут перелётных птиц.

(дети перечисляют: ласточка, жаворонок, кукушка и т.д.)

Вос-ль: в холодные дни птицы ищут корм в течении всего дня. Вороны сидят на крышах домов, на деревьях, и терпеливо ждут, когда люди выбросят вместе с мусором остатки пищи. Зимой вороны смелее, чем летом. Полевые воробьи объединяются в стаи вместе с городскими и больше летают около жилья человека.

(вывешивается плакат с изображением леса с птицами, которые остаются на зиму в лесу).

Вос-ль: большинство птиц всё же живут в лесу.

Вопрос: Каких птиц вы знаете? Познакомьте с ними и нашего гостя.

(дети перечисляют: дятлы, тетеревы, поползни ит.д.)

Вос-ль: в лесу на зиму остаются птицы, которые питаются ягодами, семенами деревьев. Как их зовут? Найдите их на плакате.

(ответы детей: чиж, свиристель, клёст и.д.)

Вос-ль: эти птицы называются зерноядными, у этих птиц клюв не очень длинный, тупой.

(выставляется модель). Но в лесу остаются птицы, которые питаются насекомыми в теплое время года. Такие птицы называются насекомоядными.

Вопрос: покажите насекомоядных птиц?

(дети называют птиц: синица, дятел, поползень и т.д.)

Вос-ль: обратите внимание на клювы этих птиц.

(дети рассматривают клювы и сопоставляют с клювами других птиц)

Физкультминутка

Дидактическая игра : « Узнай по клюву» (дети находят клюв, и объясняют, почему у этой птицы именно такой клюв).

Вос-ль: ребята, сейчас я с вами поиграю, а нашему гостю вы расскажите, что вы сделали.

Игра: «Чьи следы?» определить, какая птица оставила свой след.

Игра: «Сложи птицу» подобрать голову хвост, ноги к птицам.

Игра: «Кто на кормушку прилетел?» -найти зимующих птиц.

(во всех играх дети рассказывают Кеше, что они сделали)

Вос-ль: поведение птиц на протяжении зимы различно. В январе день становится длиннее, солнце показывается чаще. У птиц происходит оживление. Они весело чирикают, усевшись на ветку, где пригревает солнышко.

Вос-ль: Каких кочующих птиц вы знаете?

(Ответы детей) Снегирь.

Ребята, кто может рассказать о снегире?

(ответы детей: они кормятся семенами берёзы, сирени, ягодами рябины)

Вос-ль: А где же ночуют птицы?

(Ответы детей: под крышами домов, в дупле деревьев, ночуют по несколько птиц, и даже не вылетают от туда в сильные морозы).

Вос-ль: Кеша, ты со многими птицами познакомился.

Сегодня, ребята вы узнали небольшую часть о птицах. За птицами наблюдают и изучают учёные. А наша с вами задача – помочь птицам в это трудное время, чтоб без песен не пришлось встретить весну.

Давайте, ребята, придумаем знаки охраны птиц зимой.

(дети предлагают свои варианты и зарисовывают на листах бумаги)

Ребята, а с Кешей нам придётся попрощаться и попросить, чтобы чаще прилетал в гости.

Источник: https://VseUroki.pro/doc/konspekt-zanyatiya-na-temu-pticy-zimoy-starshaya-gruppa.html

Конспект НОД «Птицы зимой» старшая группа

Автор презентации: Честикова Светлана Николаевна

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Ординский детский сад № 1»

«Птицы зимой»

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

по ознакомлению с окружающим миром средняя группа

Воспитатель ДОУ №1

Честикова С. Н.

Цель занятия:

Уточнить представление детей о непростой жизни зимующих птиц, нацелить детей на помощь им.

Оборудование:

-Макет кормушек, силуэты птиц (снегирь, синица, воробей, голубь)

-картинки с изображением птиц (дятел, клёст, снегирь синица)

-елочки, корм для птиц в баночках

-готовые кормушки (2-3 видов) из бросового материала изготовленные воспитателем.

Предварительная работа: Рассматривание картин с изображением птиц, чтение книг о жизни разных птиц, прослушивание записи с голосами птиц, игра «Кто как кричит?», «Узнай по описанию».

Ход занятия:

I.Воспитатель: На деревьях нету листьев,

Тихий, строгий лес стоит.

Только ягод красной кистью

Куст калиновый горит.

Под лед ручьи нырнули,

Под снегом спит земля.

Луга, сады уснули

И рощи и поля… .

Зима. Мороз трескучий.

Холодный наш блестящий.

Из низкой, темной тучи,

Колючий снег летящий.

Воспитатель: Ребята, кто знает, о каком времени года говорится в стихотворении?

Ответ детей: О зиме.

Воспитатель: А как вы догадались, что это зима?

Ответ детей: Лежит снег. Холодно. На деревьях нет листьев. Люди одевались в теплые шубы, шапки, варежки и т.д. Медведь залег в берлогу, птицы улетели в теплые края.

Воспитатель: Ребята, а чем вы любите заниматься зимой?

Ответ детей: Кататься на лыжах, санках, играть в снежки, т.д.

Воспитатель: Да, ребята, по хорошему снежку легко катятся лыжи, санки. А сколько построек из снега можно сделать…. Нам, людям, зимой весело и интересно.

Воспитатель: А как вы думаете, кому зимой живется трудно, не легко?

Ответ детей: Птицам.

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Ответ детей.

Воспитатель: Да, ребята, птицам зимой живется очень тяжело. Самое страшное для птиц, это не холод. У них к зиме под пёрышками вырастает подпушек. А самое страшное для птиц — это голод.

-Ребята, вспомните, чем питаются птицы? Где они добывают себе корм зимой?

Ответ детей: Ягоды рябины, семена растений.

Воспитатель: Ребята, я хочу пригласить вас в зимний лес на прогулку. Посмотрим, как живется птицам зимой в лесу. Но для этого нужно надеть на себя теплые вещи. Что мы с вами оденем, чтобы не замерзнуть?

Ответ детей: штаны, кофты, валенки, шапки, шубы, варежки.

Воспитатель: Ребята, в лесу сейчас много снега. Как же мы пойдем?

Ответ детей.

Воспитатель: Я предлагаю взять с собой лыжи. А ещё, хочу напомнить вам правила поведения в лесу. Что нельзя делать в лесу, чтобы не испугать лесных жителей?

Ответ детей. Не шуметь, не кричать.

Воспитатель: И от меня далеко не уходить, а то заблудитесь. Ну, готовы?

II. (Звучит музыка, дети идут по зимнему лесу).

Воспитатель: Зима навела строгий порядок и в лесах, и на полях. Всё у неё прибрано, сверкает белизной. Подула она свежими морозными ветрами, спрятала быстрые реки под толстый голубой лед….

— Лесные обитатели держатся в основном в ельнике. Там ветер дует меньше, да и за еловые ветки можно спрятаться от холода и ветра. В лесу тишина.

(Звучит фонограмма. Дятел стучит по дереву)

Воспитатель: Вы, слышите, ребята, кто это так громко стучит по дереву?

Ответ детей.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, вон там, на большой сосне сидит дятел. Расскажите, какой он?Ответ детей: Спинка у дятла чёрная, крылья тоже чёрные, но с белыми крапинками. На голове у дятла ярко-красная шапочка.

У дятла большой крепкий клюв, которым он, словно врач, выстукивает заболевшее дерево. Зимой красавцы дятлы из наших краев не улетают, им хватает корма в лесу.

Дятел срывает с ветки сосновую или еловую шишку и крепким клювом вылущивает из шишки вкусные семечки.

Воспитатель: Молодцы, вы все правильно рассказали о дятле. Но нам пора идти дальше. Дойдем вон до той горки…

-Ребята, тихо, прислушайтесь! Вы слышите, вон с той берёзы слышны какие-то мелодичные посвистывания. Давайте, тихонечко подойдем, и посмотрим, что же там?

(Дети на цыпочках идут к воображаемой берёзе, воспитатель читает стихотворение)

Воспитатель: Стынут лапы на морозе у сосны и ели.

Что за чудо? На березе, яблоки поспели.

Подойдем поближе к ней, и глазам не верится:

Стайка алых снегирей облепила деревце!

Воспитатель: Вы узнали, ребята, про каких птиц я рассказала вам стихотворение?Ответ детей: Это снегири.

Воспитатель: Как вы узнали, что эти птицы, снегири?

Ответ детей: У снегирей красная грудка, спинка синевато-чёрная.

Воспитатель: С наступлением первых заморозков к нам, на Урал прилетают снегири. Когда наступает снежная морозная зима, снегири перебираются поближе к людям. Залетают в сады, огороды, и отыскивают ягоды рябины, облепихи, и этим питаются.

Воспитатель: Продолжим наше путешествие. Пойдем дальше?

Ответ детей.

Воспитатель: Ой, ребята, а это что за птичка? Смотрите, птичка похоже нарядилась в желтую рубашку. Обратите внимание, как птичка всем интересуется. Всюду суёт свой любопытный носик… Легко прыгает по веткам с помощью своих острых и цепких коготков.

-Ребята, вы узнали, что это за птичка?

Ответ детей: Синичка.

Воспитатель: Верно, ребята. Это птичка синичка. В морозные зимние дни синицы прилетают поближе к жилью. В ноябре люди отмечают «Синичкин день»- укрепляют на деревьях кормушки, рассыпают семечки и зернышки, вешают за окно кусочки сала. Тем самым помогают птицам зимой.

-Ребята, вот мы с вами и не заметили, как пришли на участок своего детского сада. Посмотрите, на нашу с вами кормушку прилетело много птичек. Давайте мы сейчас с вами тихонечко подойдем к кормушке, чтобы не спугнуть их, и узнаем, какие птички прилетели?

(Воспитатель вместе с детьми рассматривают кормушку и птичек)

Воспитатель: Ребята, назовите птиц, которые прилетели к кормушке.

Ответ детей: Снегири, синички, воробьи, голуби.

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно и назовите части тела у птиц.

Ответ детей: Голова, туловище, крылья, лапки, крылышки. Носиком-клювом птички клюют семена.

Воспитатель: Ребята, хотите, я загадаю вам загадку про птиц, а вы попробуйте угадать есть ли такие птички на нашей кормушке.

(Воспитатель загадывает детям загадки о птицах)

Воспитатель: Чаще всего в это зимнее время года птиц можно увидеть с жильём человека. Ребята, как вы считаете, как и чем люди могут помочь птицам?

Ответ детей: Люди могут смастерить кормушки. Насыпать в них зернышки, семечки, крошки.

III.Воспитатель: Ребята, мы с вами сейчас зайдем в группу, и я вам покажу что-то интересное.

-Снимайте шапки, шубы и т.д.

(Дети имитируют раздевание с прогулки)

и подходите скорее ко мне. Смотрите, я дома из ненужных предметов сделала для птичек кормушки.

(Все вместе рассматриваем кормушки. Воспитатель задает вопросы детям).

Воспитатель: Ребята, а вы хотите сделать для птичек кормушки?

Ответ детей:

Воспитатель: Посмотрите, на столах лежат коробочки и цветная бумага. Давайте мы с вами украсим коробочки- кормушки. Птичкам будет очень приятно кушать из красивых кормушек.

(Дети подходят к столам и наклеивают на коробочки различные узоры).

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые кормушки у вас получились. Ребята, я хочу вам предложить, когда мы с вами пойдем на прогулку, то возьмём наши кормушки с собой на улицу. Развесим их на деревьях и кустах на нашем участке, насыплем в них корм. Птицы будут прилетать к кормушкам, кушать корм, и благодарить нас …

Занятие окончено.

Источник: https://EduDocs.info/konspekt-nod-pticy-zimoy-starshaya-gruppa.html

Ссылка на основную публикацию