Музыкальная беседа в 3 классе

План-конспект занятия по музыке (3 класс) на тему: Беседа на тему «П. И. Чайковский «Детский альбом»

Беседа на тему «П. И. Чайковский «Детский альбом»

Цель: познакомить детей с творчеством П.И. Чайковского и развивать умение понимать эмоциональное содержание музыкального произведения, высказываться по поводу произведения, развивать умение передавать в движении различные музыкальные образы.

Задачи: 

  1. Приобщать детей к классической музыке и обогащать музыкальные впечатления детей;
  2. Формировать музыкальный вкус.;
  3. Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное  содержание.

У: Дети, сегодня наша беседа будет посвящена одному очень великому человеку с интересной профессией. Вы встретитесь с его удивительной, волшебной музыкой и попытаетесь сами воплотиться и передать музыкальные образы его произведений. Посмотрите на портрет, про кого я говорю?

(Дети называют композитора П. И. Чайковского)

У: А кто же он по профессии?

Дети:  Композитор.

У: Правильно! Ребята, а что вы знаете о П. И. Чайковском? Ведь вам уже приходилось слушать его произведения.

(Дети рассказывают о композиторе все, что знают)

У: Да, ребята, вы прекрасно знаете, что П. И. Чайковский является великим русским композитором, его музыку знают во всем мире и взрослые, и дети. Вам также уже знакомы некоторые музыкальные пьесы из его «Детского альбома».

Но прежде чем мы вновь встретимся с музыкальными картинками из «Детского альбома», я хочу рассказать вам очень интересные факты из детства П. И.

Чайковского, вы узнаете, как он стал композитором и как появился его «Детский альбом».

У: Итак… Перенесемся с вами в давние-давние времена, в 19 в., когда не было ни электричества, ни радио, ни телевизора. Люди ездили не в машинах, а на лошадях и в каретах. Мальчики играли не с машинками, а с деревянными лошадками и деревянными солдатиками, но девочкам так же, как и сейчас дарили красивые куклы в длинных бальных платьях.

Именно в те далекие времена жил-был мальчик Петя. (Родился он в 1840г.)

Он рос очень добрым мальчиком, боялся кого-нибудь обидеть или огорчить. У Пети было очень щедрое сердце. С ним всегда было радостно и интересно, т. к. всегда придумывал веселые игры и забавные истории. Но у него была одна особенность: Петя любил уединяться и прислушиваться к звукам, которые раздавались вокруг него.

Петя не знал, откуда они и как складывается из них мелодия. Однако, любил слушать музыку и она заставляла его то радоваться, то плакать. Порой мелодии, звучащие в его голове, мешали ему заснуть и он не знал, куда от них деться.

Музыка, которая звучала внутри него, все больше и больше захватывала Петю, и тогда он стал садиться за фортепиано и подбирать разные мелодии. Так он стал сочинять музыку.

А чтобы получить профессию композитора, он, уже став взрослым, окончил музыкальную консерваторию. В дальнейшем он обучился еще и дирижированию и приобрел еще одну музыкальную профессию – стал дирижером оркестра. А потом он стал преподавателем в музыкальной консерватории – учил студентов сочинять музыку.

У: Итак, ребята, вы обратили внимание, что Петр Ильич имел несколько профессий? Какие?

(Дети называют)

У: (берет в руки «Детский альбом» П. И. Чайковского)

У: А теперь обратите внимание, что у меня в руках?

Дети: «Детский альбом» П. И. Чайковского.

У: А что вы о нем знаете?

(Дети высказывают свои знания о «Детском альбоме»)

У:

Бом-бом, открывается альбом,

Не простой, а музыкальный,

То веселый, то печальный,

Сочиненный для ребят

Много-много лет назад.

У: А сейчас я вам загадаю загадку:

Они в коробочке лежат, но если их достать,

Построятся за рядом ряд, пойдут маршировать!

И каждый с новеньким ружьем, похожи, словно братики,

Кто скажет, как мы их зовем?

(деревянные солдатики)

(показ иллюстрации деревянных солдатиков)

У: Мы с вами уже слушали это произведение скажите, сколько частей в музыке П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков? »

Дети: две части.

У: Правильно, две части одинаковые, для солдатиков, а средняя часть — для командира- барабанщика. Давайте вспомним, как ходят деревянные солдатики, встанем и промаршируем, как деревянные солдатики.

(Выбирается барабанщик, становится в центре круга)

♫«МАРШ ДЕРЕВЯННЫХ СОЛДАТИКОВ»

(дети маршируют, затем садятся и слушают произведение)

У: В «Детский альбом» еще много произведений связанные с детством. С ними мы познакомимся в следующий раз.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/muzyka/2016/03/22/beseda-na-temu-p-i-chaykovskiy-detskiy-albom

Урок музыки «Утро» (3 класс)

12

Конспект урока музыки в 3 классе по программе «Музыка»

Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, П.С. Шмагиной

Тема: Утро.

Цель: к концу занятия учащиеся усвоят понятие «развитие» в музыке на основе образов утренней природы.

Задачи:

Предметные:

  • продолжить знакомство с творчеством норвежского композитора Э.Грига;
  • закрепить значение понятия «сюита»;
  • познакомить с понятием «развитие» музыки;
  • продолжить работу по распознаванию и оцениванию учащимися изобразительных особенностей музыки, применяя знания о средствах музыкальной выразительности;
  • акцентировать внимание на таких средствах музыкальной выразительности, как характер мелодии, динамика, тембр, лад;
  • познакомить с песней Д.Б.Кабалевского «Доброе утро»;
  • развивать слушательские и вокально-хоровые навыки учащихся.

Метапредметные:

Познавательные:

  • развивать умения находить и выделять информацию по учебнику;
  • проанализировать высказывание Э.Грига о своём произведении.

Регулятивные:

  • обеспечить понимание учащимися цели и мотива в изучении раздела

«День, полный событий».

Коммуникативные:

  • обеспечить инициативное сотрудничество с учителем;
  • формировать у учащихся с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные:

  • развивать у учащихся музыкальную память и творческое воображение;
  • развивать нравственно-эстетические и эмоциональные переживания учащихся на основе восприятия музыкального произведения.

Методы:

По источнику знаний: беседа

По назначению: приобретение знаний

По характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный

По дидактическим целям: способствующие усвоению материала

Метод эмоциональной драматургии

Метод эмоционального воздействия

Музыкальный материал:

  • Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ
  • Д.Кабалевский. «Доброе утро!» (фрагмент, нарезки)
  • И.Дунаевский. «Марш весёлых ребят» (фрагмент)
  • Д.Б. Кабалевский, И. Арсеев. Попевка «Мы — девочки».

Оборудование:

  • компьютер
  • мультимедийный проектор
  • колонка

Литература:

Для учителя:

  1. Сергеева Г.П. Музыка. 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, П.С. Шмагина]. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 64 с.

  2. Критская Е.Д. Методика работы с учебниками «Музыка»: 1-4 классы.: Пособие для учителя / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, П.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2002. – 207 с.

Для учащихся:

  1. Критская Е.Д. Музыка: Учеб. Для учащихся 3 кл. нач. шк.: / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, П.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2004. – 128 с.

Оформление доски:

Ход урока:

— Здравствуйте, ребята. Сегодня мы начинаем изучение нового раздела, который называется «День, полный событий». /Слайд1/ На протяжении нескольких уроков мы будем говорить о музыке, связанной с жизнью в самых разных направлениях. Именно музыка поможет нам ярче ощущать окружающую нас красоту, познавать свой внутренний мир.

Дети входят в класс под песню «Марш весёлых ребят» И.Дунаевского.

2.Введение новой темы через восприятие музыки.

3.Беседа

— Есть музыка, которая отображает душевное состояние человека, чувства и мысли, связанные с его внутренним миром. А есть музыка, которая передаёт настроение, связанное с образами природы, внешней картиной мира.

— Сейчас прозвучит замечательное произведение, музыка которого нарисует вам какую-то зарисовку природы. Автор этого произведения норвежский композитор

Эдвард Григ. /Слайд2/

Что мы знаем об этом композиторе?

Давайте послушаем и попробуем угадать, как называется это произведение. А также подумаем, что хотел нарисовать Э.Григ своей музыкой.

/слушание музыки/

— Что вы представили, слушая музыку?

— Молодцы, ребята. То есть произведение Э.Грига нарисовало нам образы утра, утренней природы. Как вы думаете, как может называться это произведение?

-Это произведение из сюиты «Пер Гюнт» «Утро». /Слайд 2 прод./ Кто знает, что такое сюита?/Слайд4/.

Но этой музыки могло бы и не быть, если бы не писатель Генрик Ибсен. Дело в том, что он написал драму. Драма – это литературное произведение для исполнения на сцене. Музыку к своей драме Ибсен попросил написать Э. Грига. Хотя композитор и признавался, что эта работа шла с трудом, музыка стала бессмертной.

Получилась сюита «Пер Гюнт». Главный герой — Пер Гюнт — смелый, обаятельный парень. Он так нахвастался и заврался в своей деревушке, что её жители прогнали его. И вот пошёл Пер Гюнт странствовать по миру. Однажды, находясь в чужой стране, ему стало тоскливо.

Глядя на окружавшую его природу Пер Гюнт вспоминал свою родину.

Читайте также:  Как бороться с капризами детей 2-3 лет

Сегодня мы поговорим об утренней природе в музыке/Слайд3/.

— Перед многими возник образ солнца. Давайте ещё раз прослушаем произведение и ответим на вопрос: А солнце сразу светило ярко? А как?

/слушание/

-Как светило солнце?

— Почему вы так решили?

— Правильно. Музыка становилась другой, новой за счёт изменения. Происходило развитие музыки./Слайд5/

/центр солнышка/

-Посмотрите, какое у нас солнышко. Она засветит ярче, лучи будут греть сильнее. В этом нам помогут музыкальные средства выразительности: мелодия, динамика, тембр, лад.

-Какая была мелодия?/Слайд7/

— Как звучал оркестр?

— Скажите, пожалуйста, а как мы различаем инструменты? /Слайд8/

-Основную мелодию играют по очереди, перекликаясь, два инструмента – флейта и гобой. Что это за инструменты?

Флейта ведет более тонкую мелодию, а гобой – звучащую чуть ниже. С разговора двух этих инструментов начинается «Утро» Э. Грига.

— Меняется ли сила звука? Как?

-Значит менялась…?/Слайд9/

— Давайте откроем учебники на с.25 и прочитаем, как сам Э. Григ писал об этом.

— Что значит forte?

— Ребята, а какое настроение у вас вызвало это произведение?

— В каком ладу легче передать такое настроение?/Слайд10/

— Итак, какие же музыкальные средства помогли нам увидеть изменения, развитие в музыке Э.Грига?

— Итак, солнце поднялось из-за горизонта, и наступило…?

-Покажите, как вы с утра встанете, потянетесь и побежите по траве. Ну, а чтобы окончательно проснуться, наклонились и умылись росой.

— Посмотрите, какое у нас получилось музыкальное солнышко. Заберём его с собой? Но оно засветит ещё ярче только с музыкой.

-Вспомним попевку «Мы-девочки». /Слайд6/ Распоёмся немного.

Мы – девочки, мы – девочки, весёлые резвушки. Когда настанет лето, и мы пойдём в поход! И мы пойдём в поход!

-Эдвард Григ – норвежский композитор, родился в г.Бергене – городе культурных традиций. Мать Эдварда была пианисткой. Увидев талант в своём ребёнке, сама стала его обучать музыке. В 15 лет Григ поступил в консерваторию .

Он создал много песен и романсов, которые исполняла его жена Нина. Все творчество Грига формировалось под воздействием норвежской народной культуры. Он страстно любил природу, совершал длительные поездки в горы.

Под впечатлением норвежских сказок создал свои знаменитые произведения. В Норвегии установлен памятник Григу.

— Утро, природу, солнце.

— Восход солнца.

-Земля просыпается, ветер оживает, распускаются цветы, светлеет вокруг и вот солнце показывается из-за горизонта.

-Утро

-Сюита – музыкальное произведение из нескольких разных картин, связанных одним сюжетом.

— Не сразу. Постепенно.

— Мелодия менялась. Сначала она звучала тихо, спокойно, ласково. Постепенно стала звучать громче, ярче, возвышеннее, торжественнее.

-Тихая, плавная, спокойная.

— Сначала звучали несколько музыкальных инструментов, потом их становилось больше, а в момент восхода солнца звучал весь оркестр.

-По тембрам.

-Флейта – деревянный духовой музыкальный инструмент. Гобой – деревянный духовой язычковый инструмент.

— Музыка звучит то тихо, то громко.

— Динамика.

-«Это настроение утренней природы, где, как мне кажется, при первом же forte солнце прорывается сквозь облака…»

— Громко.

— Светлое, радостное. Появляется улыбка.

— В мажоре.

— Характер мелодии, динамика, тембр, лад.

— Утро.

Выполнение движений.

4.Разучивание песни

— А поможет нам в этом песня Д.Б. Кабалевского.

— Вы угадаете её название, когда ответите на вопрос: что говорят люди, просыпаясь утром?/Слайд11/

— А с какой интонацией можно произнести эти слова?

-Давайте же не просто скажем эти слова, а споем. Разучим песню Д.Б.Кабалевского «Доброе утро».

Сегодня, друзья, как вчера, начинается день наш с утра.

На всех языках говорят, говорят миллионы ребят:

«Доброе утро! Доброе утро!»

С этих слов начинает свой день детвора:

Доброе утро! Доброе утро! Доброе утро!

-Сначала прослушаем песню. Сели как слушатели. После прослушивания, скажите, о чём эта песня?

/слушание/

— Доброе утро.

-Восклицательной, радостной или спокойной, повествовательной.

5.Беседа

— О чём или о ком поётся в песне?

— Какую картину вы сразу представили? Какая картина нарисовалась за окном?

— Музыка в этой песне была одинаковая или разная?

— Что изменялось в музыке?

— Как называется любое изменение в музыке?

-Начнём разучивать песню. Слушаем первую фразу. Слова звучат так: Сегодня, друзья, как вчера, начинается день наш с утра. Сели как исполнители. Поём первую фразу.

Теперь первую фразу поём про себя, а вторую фразу слушаем. Слова второй фразы следующие: На всех языках говорят, говорят миллионы ребят. Поём первую фразу вслух, а вторую про себя. Соединяем две фразы вместе. Напоминаю слова: Сегодня, друзья, как вчера, начинается день наш с утра.

На всех языках говорят, говорят миллионы ребят. Слушаем следующую фразу. Фраза состоит из словосочетания «доброе утро», которое повторяется четыре раза: «Доброе утро! Доброе утро! Доброе утро! Доброе утро!». Эту фразу петь непросто. Петь будем каноном.

Для этого разделимся на две группы. Первая группа поёт слова «доброе утро», а вторая, в то время, как первая группа начинает пропевать слово «утро», подхватывает и поёт снова слова «доброе утро», далее таким же образом подхватывает опять первая группа, потом опять вторая.

Теперь эту фразу поём, а следующую слушаем. Слова такие: С этих слов начинает свой день детвора. Поём обе фразы вместе. Разучиваем следующую фразу. Слушаем. «Доброе утро! Доброе утро! Доброе утро!» — это слова последней фразы куплета.

Соединяем последние три фразы вместе: «Доброе утро! Доброе утро! Доброе утро! Доброе утро!»

Источник: https://www.InfoUroki.net/urok-muzyki-utro-3-klass-9237.html

Программа по учебному предмету «Беседы о музыке»

Дата 19.05.2015
Размер 291.33 Kb.
Тип Программа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАВ ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВАПРОГРАММАпо учебному предмету«Беседы о музыке»г. Пионерский2014г.СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»Методическим советом Директор МБОУ ДОД ДШИМБОУ ДОД ДШИ _____________Л.Л. Мунтян«____»_____________2014г. «_____»_____________2014г.Разработчик — преподаватель теоретических дисциплинИванова И.Л.Рецензент —Структура программы учебного предметаI. Пояснительная записка— Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе— Срок реализации учебного предмета— Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета— Сведения о затратах учебного времени— Форма проведения учебных аудиторных занятий— Цель и задачи учебного предмета— Структура программы учебного предмета— Методы обучения— Описание материально-технических условий реализации учебного предметаII. Содержание учебного предмета— Учебно-тематический план— Годовые требованияIII. Требования к уровню подготовки учащихся— Требования к уровню подготовки на различных этапах обученияIV. Формы и методы контроля, система оценок— Аттестация: цели, виды, форма, содержание;— Критерии оценкиV. Методическое обеспечение учебного процессаVI. Список литературы и средств обучения— Методическая литература— Учебная литература— Средства обученияХарактеристика учебного предмета, его местои роль в образовательном процессеПрограмма учебного предмета «Беседы о музыке» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта.Активное формирование музыкальных способностей, творческих и исполнительских навыков у детей младшего возраста на музыкальных отделениях школ искусств является одним из важнейших факторов, определяющих успех дальнейшего музыкального обучения. Раннее приобщение детей к музыке создает необходимые условия для всестороннего гармонического развития личности ребенка, а так же помогает выявлению детей, обладающих профессиональными музыкальными данными.Проблема активизации музыкально-нравственного воспитания заставила педагогов, музыкантов, психологов искать более оптимальный подход к развитию задатков детей, использовать новые технологии на основе всестороннего комплексного подхода к обучению, стержнем которого является музыкальная, музыкально-двигательная и музыкально-творческая игра.Ключевые знания о музыке являются основой развития мышления учащихся, они связаны с нашей жизнью, воспитывают мировоззрение, моральные качества, волю, характер, интерес к труду, умение работать.Предмет «Беседы о музыке» – вид музыкальной деятельности, который обеспечивает развитие ребенка как в плане музыкального, так и общего психического. Он нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также связан с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.На уроках дети учатся слушать, воспринимать музыкальное произведение и передавать свои чувства, эмоции. Дети эмоционально откликаются на музыку, слышат ее настроение, тембровые, темповые, динамические особенности, определяют характер музыкального произведения, ладовые особенности. Акцентируется внимание на мелодии прослушиваемых произведений. Происходит знакомство с музыкальными инструментами. Дается представление о жанре.Звуковой образ изучаемого произведения приходит в игре, слушании, в размышлениях, действии, умении перевоплощаться. В процессе рассказа о музыке и ее анализа, у ребенка развивается мышление, воображение, познавательная активность, эмоциональность. Развивается речь, которая становится более содержательной, образной и выразительной. Воплощая свои впечатления от музыки в художественной деятельности, он становиться более свободным и творческим. Музыкальный репертуар, представленный в программе, подбирается в соответствии с возрастом учащихся и отвечает двум основным принципам: высокой художественности и доступности детям. На уроках дети знакомятся с произведениями разных эпох и стилей.Для расширения культурного пространства ребенка рекомендуются — посещение музея, концертных мероприятий, проходящих в стенах школы искусств. Встречи с «живой музыкой» вызывают у детей яркий эмоциональный отклик и позволяют решить одну из важнейших задач музыкального образования – воспитание культурного слушателя и зрителя.Значимость программы состоит в том, что в ней учтены и представлены все необходимые составляющие:- она имеет развивающий характер, ориентирована на логическое системное развитие музыкальности каждого ребенка и его музыкальной культуры в процессе овладения им музыкальной детской деятельностью; — содержание программы сориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка.Новизна программы — в применении новых технологий обучения:комплексное изучение тем, основанное на игровых методах в сочетании музыкальной деятельности с другими направлениями работы с детьми (чтение сказок, стихов, инсценировки, развивающие игры), что обеспечивает общее, социальное и эстетическое развитие ребенка в процессе уроков.Организация музыкальных занятий происходит в разнообразных формах: в форме сюжетно – тематических, игровых музыкальных занятий, комплексных и интегрированных занятий.Предлагаемая программа рассчитана на трехлетний срок обучения.Возраст детей, приступающих к освоению программы, 8-9 лет.Недельная нагрузка по предмету «Беседы о музыке» составляет 1 час в неделю.Программа уделяет огромное внимание развитию творческих способностей детей, самостоятельности, инициативности.Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме письменного тестирования.Срок реализации учебного предметаПри реализации программы учебного предмета «Беседы о музыке» со сроком обучения 3 года, продолжительность учебных занятий с первого по третий годы обучения составляет 34 недели в год.Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы,нагрузки,аттестации Затраты учебного времени Всего часов
Годы обучения 1-й год 2-й год 3-й год
Полугодия 1 2 3 4 5 6
Количество недель 16 18 16 18 16 18
Аудиторные занятия 16 18 16 18 16 18
Самостоятельная работа 16 18 16 18 16 18
Максимальная учебная нагрузка 32 36 32 36 32 36

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Беседы о музыке» при 3-летнем сроке обучения составляет 204 часов. Из них: 102 часов – аудиторные занятия, 102 часов – самостоятельная работа.

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в мелкогрупповой форме (от 4-х человек) занятий. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Цель учебного предмета

Формирование основ музыкальной культуры и музыкально – эстетического вкуса через эмоциональное, активное восприятие музыки и приобщение к шедеврам мировой классики с раннего школьного возраста.

Задачи учебного предмета

Задачами предмета «Беседы о музыке» являются:

Образовательные

Создать предпосылки для дальнейшего музыкального, личностного развития, последующего освоения и приобщения обучающихся к музыкальному искусству;

Формировать основы культуры слушания и осознанное отношение к музыке;

Накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох, направлений и стилей;

Расширять эмоциональное отношение к музыке на основе восприятия;

Развивать музыкальное мышление, творческих способностей и воображения обучающихся;

Способствовать развитию интереса детей к познанию классической музыки и сопоставлению ее с окружающей жизнью;

Воспитывать желание слушать и исполнять музыку;

Поддерживать проявления оценочного отношения к музыке, ее исполнению, что является первоначальным проявлением музыкального вкуса.

Приобщить детей к разным видам музыкально-творческой деятельности

Развивающие

· Привитие детям любви интереса к музыке, накопление музыкальных впечатлений и воспитание художественного вкуса;

Развивать способности запоминать музыкальное произведение и анализировать его.

· Обогатить впечатления детей, расширить музыкально-художественный кругозор;

Воспитательные

· Воспитать музыкально — эстетический вкус,

· Привить интерес и любовь к высокохудожественной музыке, желание слушать ее;

· Приобщить ребенка к народной, классической, и современной музыкальной культуре;

· Сформировать у ребенка такие качества к себе, как уверенность, активность, инициативность.

Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки учащихся;

Источник: http://docs.likenul.com/docs/index-10432.html

Беседа на тему «музыка и мы» (Для учащихся 13 — 15 лет)

с. 1 Разработка рассчитана на 2 — 3 классных часа.

БЕСЕДА НА ТЕМУ «МУЗЫКА И МЫ»

(Для учащихся 13 — 15 лет)

Задачи: выявить уровень музыкальной культуры учащихся, совершенствовать умение понимать характер и содержание музыкальных образов, развивать потребность общения с серьезной музыкой

Ход подготовки:

1 Провести собеседование с учащимися по вопросам.

  • Твое любимое музыкальное произведение?
  • Что бы ты хотел узнать о музыке и композиторах, какие произведения хотел бы услышать?

2. Оформить выставку книг (см.: Кабалевский Д. Про трех китов и про многое другое. М., 1972; Краткий музыкальный словарь для учащихся. Л., 1977; Левашова Г. Я. Рассказы из музыкальной шкатулки, Л., — 1965; Мархасев Л. Любимые и другие. Л., 1978).

3. Пригласить участвовать в беседе композитора, живущего в вашем городе, области, музыканта или учителя музыки (предварительно познакомить их с вопросами учащихся):

— Когда вы всерьез увлеклись музыкой?

— Какие музыкальные произведения особенно любимы вами?

— Как помогает вам музыка в жизни?

— Что вы пожелаете нам, ребятам?

4. Написать плакаты (по выбору).

«Музыка есть величайшее искусство, которое возвышает, облагораживает душу, развивает в ней бесконечный, внутренний мир»

В. Г. Белинский

«Музыка — самое поэтическое, самое живое, самое могучее из всех искусств».

П. И. Чайковский

«Нет на свете другого искусства, которое бы так роднило людей, как музыка»

Ю. А. Шапорин

5. Подобрать записи для прослушивания. Подготовить музыкальную викторину.

План-конспект беседы:

1. Вступительное слово учителя (тезисы).

Музыка — одно из самых древних искусств Власть музыки над душами людей была осознана еще тысячелетия назад. Вспомните удивительный миф об Орфее, который силой пения мог укрощать диких зверей, разрушать горы. По представлению античного философа Платона овладение искусством музыки очищало от дурных чувств и желаний.

По словам А. Стендаля, «… музыка, когда она совершенна… дает, несомненно, самое яркое счастье». А В. Маяковский категорично заявлял: «Все совдепы не сдвинут армий, если марш не дадут музыканты».

Вы можете задать мне вопрос: а роль поэзии, классических произведений прозы? Да, художественная литература — первооснова многих видов искусства Она обладает огромными, почти безграничными возможностями отражения богатства и многообразия жизни, мыслей и чувств человека.

Однако есть предел этим возможностям в передаче тончайших оттенков эмоционального мира людей. И тогда слово музыке… (Прослушивание грамзаписей по выбору учителя: музыка к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад» А. И. Хачатуряна, фрагменты из балетов «Красный мак» или «Медный всадник» Р.

М. Глиэра).

Музыка — самый сложный вид искусства Она объединяет чувства и мысли людей в единый порыв, и в то же время каждый воспринимает музыку по-своему, соответственно настроению. Одним нравится так называемая «серьезная» музыка, другие охотнее слушают «легкую», эстрадную.

Вот что написала в своем письме в редакцию радио Светлана Г.: «Раньше к музыке я относилась как к веселому, дающему хорошее настроение шуму (есть такой шуточный афоризм: «Музыка — это самый дорогой шум»).

В такую музыку даже не обязательно вдумываться и вслушиваться, ноги пританцовывают сами собой…

И вдруг я услышала Грига! Он как будто спросил меня: «Правильно ли ты живешь, не напрасно ли тратишь драгоценное время, которое отпущено на короткую жизнь?» Ведь мы разбрасываемся, считаем — вся жизнь впереди …»

Так что же такое музыка, без которой человеку трудно было бы прожить на свете?

2. Выступления гостей (какую роль играет музыка В жизни человека, в частности, в их жизни; что такое серьезная, камерная музыка, особенности и жанры легкой музыки; эстетические критерии в оценке современной эстрадной музыки и т д. ).

3. Прослушивание фрагмента Четвертой симфонии П. И. Чайковского, где теме рока противостоит образ, Родины, воплощенный в народной песне «Во поле березонька стояла», или фрагмента из Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича, в которой отражена тема борьбы российского народа против вражеского нашествия в годы Великой Отечественной войны.

Обсуждение вопросов с учащимися:

— Что вам понравилось в этих музыкальных произведениях?

— Какие чувства вызвали они у вас?

4. Можно исполнить (прослушать в грамзаписи) пьесу Э. Грига «Утро», но не называть ее, а попросить ребят дать свое название этому произведению. Или на фоне музыкальной картины А. К. Лядова «Волшебное озеро» послушать стихи Ф. И. Тютчева «Чародейкою Зимою околдован, лес стоит» и определить, что общего между этими двумя произведениями?

5. Музыкальная викторина. Использовать книги: Гродзенская И. Л. Школьники слушают музыку М., 1969; Карцева С. А. Музыкальная фонотека в школе. М., 1976, Колосова И. А. Здравствуй, музыка! М., 1964; Поговорим о музыке (занимательный словарь школьника). Л., 1965.

План дальнейшей работы:

1. Провести беседы на темы: «Как слушать музыку», «Рассказы о музыке и музыкантах», «Советские композиторы — детям»

2. Провести цикл бесед на тему: «Что такое серьезная музыка?»

а) Симфоническая музыка (Соната «Аппассионата» Л. Бетховена, «Реквием» В. Моцарта, «Времена года» П. И. Чайковского, «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского, «Песнь о лесах» Д. Д. Шостаковича, «На страже мира» С. С. Прокофьева);

б) Знакомство с симфоническим оркестром (смычковые, деревянные духовые, медные духовые инструменты);

в) Изобразительная симфоническая музыка («Полет шмеля» Н. А. Римского-Корсакова, «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского);

г) Жанр оперы — соединение драматического искусства с музыкальным и художественным оформлением спектакля. Оперное искусство «Могучей кучки».

3. Подготовить устный журнал на тему: «Революционные песни, песни борьбы и подвига».

Литература:

  1. Долматовский Е. Рассказы о твоих песнях. М.: Дет. лит., 1973. 351 с.
  2. Могилевская С. У лиры семь струн. М.: Дет. лит., 1981. 79 с., ил.
  3. Попова Т. В., Скудина Г. С. Зарубежная музыка 19 в.: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1981. 205 с.
  4. Португалов К. Серьезная музыка в школе: Из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1974. 126 с.
  5. Рассихина В. П. Беседы о классической музыке. М.: Просвещение, 1980. 112 с., ил.
  6. Русская и советская музыка: Хрестоматия для уч-ся старших классов/Сост. В. М. Блок, К. П. Португалов. М.: Просвещение, 1977. 238 с., ил.
  7. Третьякова Л. С. Русская музыка 19 в. М.: Просвещение, 1982. 207 с.

с. 1

Источник: http://kilouma.ru/safia/beseda-na-temu-muzika-i-mi-dlya-uchashihsya-13—15-let/main.html

Что такое музыка (лекция-беседа для учащихся первых классов)

Что такое музыка?

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о музыке. Что же такое музыка?
(Ответы детей)

-Верно, ребята. Музыка-это вид искусства, который выражает чувство и настроение, дает портретные характеристики, рисует картины природы, отображает различные события, по средствам музыкальных звуков.

Музыкальные звуки, как литературные и шумовые,”живут” в волшебном океане звуков. В этом океане и расположились три сказочных острова: остров музыкальных звуков, в котором правит мудрая королева мелодия и её помощница фея Домисолька.

На литературном острове главным является король Алфавит и его помощница фея Абвгдейка. Третий остров принадлежит злой колдунье Какофонии и её двум сыновьям — Скрипу и Грому.

На музыкальном острове живут 88 звуков, которые находятся на самой длинной улице музыкального острова под названием Музыкальный звукоряд.

Музыкальный звукоряд — это последовательность музыкальных звуков, от самого низкого до самого высокого и наоборот. Улица музыкального звукоряда делится на три регистра: низкий, средний и высокий.

Регистр-отрезок музыкального звукоряда. Ребята, в музыкальном звукоряде живут весёлые нотки: ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. С помощью их складываются различные песни, танцы, марши.

Как же так получается: названий нот семь, а звуков 88? Дело в том, что все эти семь нот живут в одном большом домике, который называется октавой. Периодически повторяясь, все эти семь нот постепенно заполняют весь музыкальный звукоряд.

Звуки ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ могут звучать очень твёрдо, решительно, грозно, тяжело и, поэтому, они живут в низком регистре. Эти же названия нот в среднем регистре звучат спокойно, светло, а в верхнем звенят весенними ручейками и щебетом птиц.

Мы с вами говорили о том, что все эти семь нот образуют октаву.

Октава — это последовательность нот от определённого звука до его повторения. ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО. РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО РЕ. МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО РЕ МИ  и т.д.

В музыкальном звукоряде семь октав (полных и неполных): в середине музыкального звукоряда находится первая октава. Справа от неё — 2, 3, 4. Слева от первой октавы находится малая, большая, контроктава и субконтроктава.

Мы с вами говорим о том, что остров королевы Мелодии находится в огромном океане волшебных звуков. В далёкие времена люди считали, что наша земля имеет форму пирога, который находится на трёх китах. Точно так же наше музыкальное королевство( как вы уже заметили находится на трёх китах.

Эти киты необычные, так как имеют музыкальные имена. Это кит Песня, кит Танец и кит Марш. Кит песня любит петь, он знает различные песни.  Кит Танец  знает много различных танцев.

Младшего кита зовут Марш, он любит свой музыкальный инструмент барабан и с раннего утра до позднего вечера слышен его звонкий голос.

Левой, правой, левой, правой. На парад идёт отряд, На парад идёт отряд, барабанщик очень рад. Барабанит, барабанит полтора часа подряд. Левой, правой ,левой, правой,

Барабан уже … дырявый.

Ребята, а как вы считаете, что нам нужно для того, чтобы появилась музыка? (Ответы детей). В основном  дети говорят: музыкант, баянист, пианист.) -Верно, ребята, это музыкант, но он называется немножко по-другому. Давайте с вами немножко порассуждаем.

Как называется человек, который сочиняет стихи? (Ответы детей — поэт) -Верно.

Как называется человек, который рисует картины? (Ответы детей — художник) -Как называется человек, который делает скульптуры? (Ответы детей — скульптор) -А как называется музыкант, который сочиняет музыку? (Ответы детей — композитор) -Композиторов условно можно разделить на две группы: профессиональные и самодеятельные. Самодеятельные композиторы, в свою очередь, делятся на композиторов мелодистов и бардов. -А как называется музыкант, который исполняет произведения профессиональных и самодеятельных композиторов? (Ответы детей)

Да, ребята, и пианисты и домбристы, что они делают? ИСПОЛНЯЮТ музыку. Следовательно они будут называться исполнителями.

Ребята, у нас есть композиторы которые сочиняют музыку, у нас есть исполнители которые исполняют её, а кто нам нужен ещё, чтобы эту музыку могли услышать? Например музыка звучит в концертном  зале, а мы с вами находимся на улице, мы её слышим? (Ответы детей – нет) -Что нам нужно, чтобы её слышать? (Ответы детей — нам нужно прийти в концертный зал, чтобы услышать) -Так кем мы будем являться, если мы в зале будем слушать музыку? (Ответы детей – слушателями) -Верно, слушателями. Что такое музыка и кто нам нужен, чтобы она появилась? Музыка-это вид искусства, который рисует музыкальными звуками. Вот мы с вами и побывали в музыкальном королевстве. О чем же мы с вами узнали? (Ответы детей)

Вот мы с вами и познакомились с понятиями Музыка, Композитор, Исполнитель, Слушатель. Узнали, что в музыкальном звукоряде 88 звуков, звукоряд разделен на 3 регистра. Звуки бывают низкие, средние, высокие; тихие и громкие; долгие и короткие.

:

Источник: http://kalashnikova-irina.ru/met/metod/chto-takoe-muzy-ka-lektsiya-beseda-dlya-ucha

Ссылка на основную публикацию