Обучение дошкольников рисованию и лепке. как обучать рисованию детей от 3 до 5 лет

» Простые способы обучения детей рисованию

Чтобы достигнуть хороших результатов в воспитании и развитии ребёнка, нужно ему предлагать занятия по душе. Одним из занятий, которыми любят заниматься все дети, является рисование.

Предлагая ребёнку порисовать, мы стимулируем его познавательный интерес, умственное развитие, мелкую моторику, творческое мышление.

Из нашей статьи вы узнаете, какие существуют простые способы обучения рисованию для малышей.

Виды рисования

Обучение рисованию — это образовательная деятельность, посредством которой ребёнок может усовершенствовать свои врождённые навыки умения рисовать. А помочь ему овладеть нужными навыками должны взрослые — родители или педагогические работники.

Способы обучения изобразительному искусству должны преследовать цель не только научить правильно удерживать в руке карандаш или кисточку, но и, прежде всего, воспитывать эстетические чувства, а именно уметь видеть красоту и создавать её самостоятельно, изображать свои мысли, воплощать свои замыслы в жизнь.

Обучая рисованию, учитывайте возрастные особенности ребёнка

Начиная заниматься рисованием с малышами, нужно учитывать их возрастные особенности, и подбирать соответствующие виды рисования. У маленьких детей ещё на развиты многие навыки.

Младшие дошкольники ещё не могут правильно удерживать в руке карандаш и кисть, следить за силой давления ими на лист бумаги, правильно располагать изображения на листе бумаги, не выходить за контуры при закрашивании нарисованного и пр.

Исходя из этих причин, лучше всего начинать занятия по рисованию для малышей простейших видов, навыков и приёмов.

Чему нужно научить ребёнка делать в первую очередь:

  • правильно удерживать в руке карандаш (кисть, фломастер)
  • изображать самые простые линии и формы, «палочки» и «дорожки»
  • не выходить за контуры рисунка при раскрашивании его

Когда кроха освоит этот первоначальный арсенал умений рисовать, он получит возможность воплощать на бумаге свои идеи, чувствуя при этом себя более уверенно.

Легко воплощать идеи, если овладеть простейшими видами рисования

Покажите малышу простейшие виды рисования:

  1. «Рисование в воздухе». Одним из первых уроков рисования может условное изображение линий и геометрических фигур рукой в воздухе. Делать это можно с помощью указательного пальчика или всей ладошки. Этот вид первоначальный вид рисования готовит ребёнка к тому, чтобы начать изображать что-то не бумаге. Это же движения можно делать на прямой гладкой поверхности, например, на столе.
  2. «Совместное рисование». Следующий этап в обучении детей рисованию — это когда взрослый водит рукой ребёнка с карандашом по бумаге. Малыш видит, как создаётся изображений, а взрослый комментирует то, что получается. С помощью этого вида рисования ребёнок учится правильно держать карандашик, надавливать им на бумагу и, в конце концов, рисовать простейшие линии, фигуры.
  3. «Дорисовывание деталей». Это рисование на основе заготовки, где нарисована часть рисунка (по типу зеркального отображения) или точки для соединения. Малыш должен дорисовать детали, которых не хватает на рисунке по аналогии с изображением справа или слева или же соединить точки, получив, таким образом, рисунок. Лучше, когда картинка сюжетная и взрослый что-то увлекательно рассказывает в соответствии с задуманным сюжетом.
  4. «Рисую сам». Поупражнявшись во всех начальных видах рисования, малыш будет готов нарисовать что-то сам. А взрослый может помочь ему тем, что подскажет сюжет для рисунка, даст задание.

Приёмы изображения

Знакомьте малыша с теми приёмами изображения, которыми несложно овладеть

Если вы продолжите показывать малышу приёмы рисования, которыми несложно овладеть, это значительно обогатит его изобразительную деятельность. Так ребёнок овладеет тем, что он раньше не мог делать.

Убедитесь, что рука малыша окрепла, он может достаточно твёрдо держать карандаш, вполне осознанно повторять увиденные штрихи.

После этого покажите ему несколько приёмов изображения:

  • рисование линий (прямых, волнистых)
  • штрихование короткими прямыми штрихами
  • штрихование длинными вертикальными и горизонтальными штрихами
  • штрихование наклонными отрывными и неотрывными штрихами
  • штрихование с помощью удлиняющихся штрихов
  • изображение круглых и прямоугольных предметов
  • примакивание (кистью)
  • закрашивание (карандашом, кистью).

Хорошо, когда взрослый не просто показывает малышу, как водить по бумаге карандашом или кисточкой, а сопровождает творческий процесс понятными ему рассказами. Например, рисуя разные линии, взрослый предлагает изобразить дорожку, палочку и т. д. А волнистая линия – это уже речка или море, дымок из трубы домика, лесная тропинка. Важно, чтобы образы были знакомы ребёнку.

Смотрите видео, в котором педагог по ИЗО рассказывает о том, с чего следует начинать при обучении малышей рисованию

Как научить ребёнка рисовать поэтапно

Если вы решили научить ребёнка рисовать, будьте готовы к тому, что заниматься придётся много и регулярно. Именно так отрабатываются навыки. Родителям и самим придётся изображать картинки, ведь малышу нужно же на что-то ориентироваться. Ребёнок будет смотреть на рисунки, сделанные вами, и пытаться повторять их.

В поэтапном обучении рисованию важно озвучивание сюжета изображение. В этом случае хорошо подходят не только сказочные истории, но и стихи. Так вы ещё и поспособствуете развитию речевых навыков малыша.

Показывая, как рисуются простейшие линии и геометрические фигуры, постепенно преобразовывайте их на глазах у ребёнка. Так из круга будет получаться солнышко, из треугольника – крыша домика, а короткие вертикальные линии станут травой. Это основной принцип поэтапного рисования.

Смотрите, как можно легко показать ребёнку, как рисовать цыплёнка:

Знайте, что простое рисование быстро надоедает детям. Не ленитесь подсказывать и показывать ребёнку новые приёмы, предлагать новые образы для закрепления навыка поэтапного рисования. У заинтересованного ребёнка рисовать будет получаться всё лучше и лучше.

Возьмите в руки карандаш

Научите ребёнка правильной работе с карандашом

Чтобы правильно организовать обучение ребёнка рисованию карандашом, следуйте следующим рекомендациям:

  1. Научите малыша сначала держать карандаш в руке в правильном положении, а потом уже непосредственно к обучению рисованию.
  2. Сначала помогайте: водите руку малыша своей рукой.
  3. Начните обучение с прямых и волнистых линий, простых фигур, постепенно «оживляя» нарисованное.
  4. Как только малыш овладеет изображением простых крупных форм, постепенно усложняйте задания, предлагая ему заниматься рисованием мелких деталей: человечка возле дома или фрукты на дереве.

Помните, что для закрепления навыка нужно регулярное повторение упражнений с карандашом.

Рисуем красками

Начиная знакомить ребёнка с красками, выберите акварель и гуашь

Советы родителям по обучению ребёнка работе с красками:

  1. Начиная знакомить ребёнка с красками, выберите акварель и гуашь. Эти краски безопасны для детей и легко отстирываются.
  2. Снабдите малыша кисточками разного размера, которые должны быть изготовлены из мягкого ворса. Хороши кисточки из шерсти пони и белки – они мягкие и недорогие.
  3. Запаситесь плотной бумагой для рисования. Формат листов А-3 идеально подойдёт для творчества дошкольников.
  4. Приобретите малышу специальный стаканчик-непроливайку для промывания кисточек. Такой стаканчик не запачкает ваш красивый ковёр, если малыш случайно столкнёт его со стола.
  5. Хорошо, когда есть палитра для смешивания красок. А в первое время сгодится обычная пластиковая тарелка.
  6. Первое занятие начните с рассказа о красках и кисточках. Лучше, если это будет сказка или даже небольшое театральное действо.
  7. Поведайте о цветах, подкрепив рассказ наглядными материалами (красочными картинками). Расскажите доступно, что каким цветом принято рисовать.
  8. Научите малыша удерживать кисть и пользоваться ею: держать в руке, набирать краску, наносить её на бумагу, ополаскивать кисть, промакивать её. Пусть сначала кроха поводит сухой кисточкой по бумаге, потренирует степень нажима и верность движений.
  9. Начните рисовать, используя поначалу один цвет. Пусть малыш нарисует линии – прямые и волнистые, штрихи, простые фигуры с замкнутыми контурами, которые можно раскрасить. Покажите, как делать примакивание.
  10. Учите поэтапно. Когда кроха овладеет рисованием одним цветом, добавьте ещё один, потом ещё один.

Постепенно ребёнок научится рисовать гораздо аккуратнее

Когда ребёнок будет рисовать уже двумя цветами, вы увидите, что рисунки не отличаются чёткостью и аккуратностью.

Ничего страшного, ведь маленький художник ещё не совсем закрепил навык изображения чётких и аккуратных линий.

Многозадачность ещё не под силу малышу: надо научиться работать двумя красками, не мазать, не выходить за контур, вовремя мыть кисточку, не лить воды. Постепенно ребёнок научится всё делать гораздо аккуратнее.

Рисунки трёхлеток – хаотичны, так как предметное рисование им ещё не под силу.

Не требуйте аккуратности рисования и максимальной схожести с реальными предметами: всё это будет постепенно сформировано, если малыш будет регулярно упражняться.

Чтобы сохранить у ребёнка интерес к рисованию, нужно всячески поддерживать его и создавать позитивные ситуации, связанные с рисованием. Не ругайте малыша, если он испачкал красками одежду или ковёр. Устраните беспорядок вместе.

Хорошо, когда кроха посещает детский сад либо центр детского развития, где его научат рисовать простые предметы, замкнутые линии, раскрашивать контур.

Теперь вам известны простые способы обучения детей рисованию. Заинтересуйте малыша рисованием и создайте ему условия для творческого развития. Так вы подкрепите интерес малыша к рисованию позитивными эмоциями, и вскоре он порадует вас своими шедеврами.

Источник: https://paidagogos.com/?p=7992

Методы и приемы обучения рисованию. — Шпаргалка по Методике развития детского изобразительного творчества

Изображение предметов

Для освоения изображения важно, чтобы дети умели выделять основную форму предмета и его части. Поэтому при обучении рисованию воспитатель использует различные приемы информационно-рецептивного метода: наблюдение, обследование, показ способов изображения, объяснение и др.

Предпочтение отдает наблюдению за предметами, выделению их формы с целью ее последующей передачи. Детей учат не просто смотреть на предмет, а обследовать его различные свойства. Сначала воспитатель сам обследует предмет, привлекая детей к ответам на отдельные вопросы, а затем все больше предоставляет им самостоятельность.

По-прежнему важный момент в обучении рисованию — обследование. Воспитатель перед рисованием показывает прием очерчивания пальцем контура предмета, затем его выполняют дети, издали глядя на предмет. Движения такого рода дети повторяют по нескольку раз, чтобы рука освоила их. Повторяют этот прием до тех пор, пока дети сами не будут прибегать к нему.

Таким образом, воспитатель одновременно использует приемы: зрительное восприятие, движения руки и словесное пояснение, прежде всего называние действия.

Например, дети перед рисованием тележка обследуют ее форму. Воспитатель очерчивает пальцем контур предмета, выделяя вначале верхний и нижний края кузова тележки (горизонтальные линии слева направо), затем обозначая боковые линии (вертикальные сверху вниз).

Дети, повторяя эти движения, должны почувствовать, как под углом пересекаются горизонтальные и вертикальные линии, как рука останавливается и резко очерчивает контур предмета под углом.

При повторных изображениях без применения натуры воспитатель напоминает не только предмет, его форму, но и способы воспроизведения такого рода формы, применяемые при этом движения.

Методы обучения изображению разнообразны и применяются с учетом конкретной задачи. При обучении детей средней группы основная задачаразвивать способность самостоятельно находить способы изображения предметов в рисовании, лепке и аппликации, применяя получаемые знания и умения.

Для уточнения представления о свойствах тех предметов и явлений, которые дети не могут наблюдать в окружающей жизни, но с которыми знакомятся по рассказам и из книг, можно рассматривать картинки. Так, перед рисованием сказочной птички можно рассмотреть нарядную дымковскую игрушку или картинки с ее изображением.

В отдельных случаях, чтобы наглядно пояснить способ изображения, дается дидактический образец, т. е. изображение, где ясно выступают те черты, на которые надо в данном случае обратить внимание детей, и где убрано все лишнее. Образец выполнен нейтральным цветом без раскрашивания; цвета дети будут применять самостоятельно.

В процессе объяснения воспитанники называют части, определяют их относительную величину, расположение. Не допуская копирования образца, педагог поощряет дополнение изображения некоторыми деталями.

Декоративное рисование

Воспитатель помнит, что освоение элементов узора — мазков, точек, полос, колец — вместе с тем и освоение какого-либо технического навыка.

Каждый элемент в узоре повторяется обычно несколько раз, поэтому у детей есть возможность поупражняться. Повторение мазков, точек, полос в узоре равномерно.

При показе воспитатель подчеркивает ритмичность движений, приговаривая: «Еще, еще, так, так».

Читайте также:  Игры зимой в детском саду в помещении. младшая группа

В тех случаях, когда узор создается по образцу, прежде всего воспитатель дает возможность увидеть его в целом, затем выделяет элементы, называет их. Сухой кисточкой указывает на образце повторные мазки, точки, изображая их движением, уточняет последовательность выполнения.

Показ способов создания узора (после такого объяснения на образце) потребуется только на первых порах и тогда, когда дети осваивают новый технический прием, например нанесение мазков прижиманием кисти плашмя.

Если они осваивают только расположение узора, имеется в виду, что элементы знакомы, показ излишен.

Когда какое-либо построение узора воспитатель дает впервые, дети повторяют образец без изменений. Но на следующем занятии они могут изменять цвета или дополнять узор новыми элементами. В этих случаях в образце намечается лишь схема построения узора. Последующие занятия педагог проводит без образцов.

Сюжетное рисование

Четырехлетние дети благодаря освоенным навыкам и умениям получают возможность изображать задуманное или предложенное воспитателем какое-либо интересное для себя событие. Каждое содержание выражается по-разному.

Поэтому педагог применяет такие методы обучения, которые должны исключить однообразие способов выражения. Например, не может быть единственным и обязательным во всех случаях способ расположения изображения на узкой полосе.

Так, если дети изображают машины, которые едут по дороге, то композиция на полосе помогает созданию рисунка, придает ему четкость и выразительность.

В другом случае, когда они изображают цыплят, бегающих по зеленой травке, то могут располагать их по всему листу.

Слово в сюжетном рисовании играет ведущую роль, так как главное внимание воспитатель направляет на развитие у детей воображения, замысла, на поиск самостоятельных средств.

Правда, рисунки детей 4—5 лет, выражающие связное содержание, более примитивны, нежели изображения отдельных предметов, выполненные на основе наблюдения.

Но это не должно смущать воспитателя: дети используют не только те изобразительные средства, чему их научили, но и то, что сами придумали.

Технические навыки

Первоначальное освоение всякого технического навыка требует наглядного показа способа действия. Это делает прежде всего сам воспитатель, затем предлагает повторить показ кому-нибудь из детей.

Показ способа действия воспитатель обязательно сопровождает пояснением. В средней группе, как и в младших, прежде всего называет те движения и действия, которые показывает.

Более сложное действие, включающее несколько простых, расчленяется на эти простые, и каждое показывается и называется.

Например, показывая приемы рисования треугольной формы (при изображении крыши домика), воспитатель говорит: «Сначала ставлю карандаш вот так (обозначает точку, из которой пойдут две наклонные линии).

Теперь провожу линию в одну сторону, затем — в другую так, чтобы они были одинаковой длины. А теперь внизу их соединяю вот так (рисует горизонтальную линию).

Получилась треугольная крыша, как у скворечника (теремка, избушки, домика куклы, собачки и т. д.)».

Показ и объяснение воспитатель может повторить, обратив внимание детей на последовательность действий, а такие слова, как вначале, потом, затем, после этого, помогают им запомнить все действия в определенном порядке.

Целесообразно для повторного показа приглашать к мольберту детей. Этот прием не только воспитывает у них инициативу и самостоятельность, но и учит ориентироваться в новых условиях (рисовать на наклонной плоскости; хорошо, уверенно действовать карандашом, кистью).

На занятии, когда осваиваются технические навыки, уточняется форма каждого предмета, подчеркивается различие. Скажем, рисуя красками фрукты — апельсин, лимон, дети сперва рассматривают образцы (до занятия можно их даже подержать в руках, потрогать).

В дальнейшем воспитатель предоставляет детям больше самостоятельности. Педагог только поправляет, дополняет пропущенное, следит за правильной последовательностью действий. Навык можно считать освоенным, если дети самостоятельно без напоминания применяют его и действуют при этом свободно.

Воспитатель умело использует различные приемы, методы обучения и помнит, что опора на имеющийся опыт ребенка, его индивидуальные особенности способствует развитию творчества.

Рассматривание рисунков

Четырехлетние дети проявляют все больший интерес к рисункам сверстников. Важно вызывать у них положительную эмоциональную реакцию на полученные результаты, учить радоваться общим успехам, поддерживать интерес к работам товарищей и желание самостоятельно их рассматривать и оценивать.

Дети могут рассказать о своей работе, объяснить, почему им понравилась работа товарища.

Кроме общегруппового рассматривания рисунков после занятия, воспитатель в свободное время заводит с детьми разговор около стендов с работами, спрашивает, кому что нравится, высказывает свое мнение и поясняет, почему ему нравится тот или иной узор, изображение, развивая у детей умение, оценивать рисунки но эстетическим достоинствам.

Источник: https://students-library.com/library/read/53932-metody-i-priemy-obucenia-risovaniu

Обучение детей дошкольного возраста рисованию

Теги: от 2-х лет

Автор: Художник Наталья

Возраст: до семи лет.

Как заинтересовать ребенка?

Детей в возрасте от 2-3 лет, уже легче заинтересовать, какими-то определенными заданиями, в отличие от самого младшего возраста. Девочки более усидчивые, а мальчикам лишь бы побегать и поковырять палкой.

Но все дети будут с интересом наблюдать за тем, как мама достает необходимые принадлежности для рисования и с удовольствием будут помогать готовиться к творческим занятиям. Вовлеките их в процесс рисования играючи.

Пусть сыночек или дочка помогут вам выбрать цвет солнышку или травки. Потом попросите помочь дорисовать дождик, раскрасить носик зайке и все в таком духе. Ведь все мы с чего-то начинали. Начните с малого.

И ни когда не заставляйте кроху, если ей не хочется выполнять какое-то задание, вернитесь к нему позже. А в данный момент вместе выберите, что будет по душе.

Занятия по рисованию вы найдете в разделе «Рисование для детей». Также вам может быть интересен раздел Раскрасок.

Вот увидите, что после нескольких занятий ребенок станет повторять за вами. Он потребует свой листок, свои карандаши и краски. И не расстраивайтесь, если у малыша что-то не получится с первого, или с сотого раза, главное что бы рвение не угасало. Поверьте, малыша это будет расстраивать больше чем вас. Тут нужны будут слова поддержки с вашей стороны.

И чем больше вы будете заниматься с вашим ребенком, тем уверенней он будет в себе. Станет самостоятельным. Сам будет придумывать себе занятие. Ваша основная задача —  будет только в том, что бы обеспечить малышу доступность материалов. И, конечно, чем меньше малыш, тем тщательней надо за ним следить, если не хотите застать разрисованные обои или облитый краской диван.

Выбирайте задания по возрасту и по уровню развития ребенка

Это важно! Слишком сложное задание способно отбить желание что-то делать самому. У детей встречается страх перед вещами, которые они не могут сделать в силу каких-то обстоятельств. Они боятся, что у них не получится. Тут опять нужна ваша поддержка и помощь. Разберитесь вместе с ним, что его волнует, что он хочет сделать.

Попросите его рассказать и учитесь слушать, что именно хочет ваш малыш, а не то какой вы видите данную работу. Особенно, хвалите ребенка, когда он, выбирая задание достаточно трудное, доводит его до конца. Когда он еще маленький не важно, какой результат. Дальнейшая практика и опыт помогут делать любую работу качественно.

Очень полезный навык на всю жизнь, доводить начатое дело до конца.

Не важно, со скольких лет ваш ребенок начал рисовать с двух, трех, четырех и т.п. Важен ваш подход к процессу. Он должен быть легким и не навязчивым. Про малышей мы поговорили выше. К деткам постарше подходит тот же принцип. Им тоже нужны слова одобрения, только они чуть самостоятельней.

Но вашим крошка, всегда, сколько им бы не было лет, нравится, когда вы хотя бы присутствуете в комнате творчества. И они безумно счастливы, когда Вы, в этом участвуете! Все в этом мире заняты делами, с этим ни кто не спорит.

Но постарайтесь найти часик, хотя бы один, два раза в неделю и Вы увидите результат! Пусть это будет время домашней творческой мастерской.

Побольше терпения Вам и вашему малышу! И все у Вас получится!

О пользе рисования

Столько статей написано о пользе рисования! Всё развивает и моторику рук, и фантазию, и смелость, и уверенность в себе, и пространственное мышление. Можно перечислять до бесконечности. Одна польза.

А в будущем, умение изобразить на бумаге то что в голове, будет помогать в быту. Выбрать диван по цвету, сделать дизайн своей комнаты, может кто-то будет дизайнером одежды.

Как выбирать принадлежности

Самое главное, даже для начинающего художника — это качественные художественные принадлежности. Их не обязательно покупать в специальном магазине для художников, но, то, что они должны быть хорошими это однозначно. Качество может повлиять на конечный результат и сам процесс работы.

В магазинах очень большое разнообразие товаров для творчества, в котором можно запутаться. Но вы Мама маленького начинающего художника, поэтому для начала вам потребуется всего лишь пару, тройку кистей (большая, средняя, и тоненькая). В идеале это должна быть белка (8 или 9), а две средние могут быть синтетическими. Но белку многие заменяют пони.

Цены на художественные товары, очень разные и только вам решать какие покупать. Но если есть возможность надо покупать то, что прослужит дольше, а не сломается через неделю использования. Иногда лучше купить один раз. Бывает и такое, что дорогое не значит лучшее. В выборе материалов вам может помочь хороший продавец. Не стесняйтесь, спрашивайте! Что лучше берут.

Так же понадобится альбом. Выбирайте его с достаточно плотными листами и лучше на пружинке (а так дело вкуса).

Простой карандаш и ластик. Почему именно с ластиком? Что бы показать ребенку, что все можно исправить и можно смело рисовать.

Цветные карандаши (и все карандаши, которые использует ваш малыш) должны быть мягкими. И не забывайте про точилку. Карандаши должны быть острыми. И ребенок сам должен их точить.

Восковые мелки тоже нужно выбирать мягкие. Один минус у восковых мелков усложняет работу с ними — они очень легко ломаются от напора юного художника. Но если это вызывает дискомфорт (потому что маленькими кусочками не всегда удобно рисовать), то эта проблема легко решается, если выбрать треугольную  форму стержня.

Скорей всего, вы очень долго будете выбирать гуашь. Какой ее теперь только нет. И которая смывается с одежды, и с блестками и без них, выбирать только вам. Как гуашь, так и акварель можно смело выбрать для детского творчества, а не профессиональную.

И так. Вам понадобятся:

  1. Кисти (большая, средняя, тонкая).
  2. Альбом с плотными листами.
  3. Простой карандаш (B или HB) + ластик.
  4. Цветные карандаши (чем больше цветов, тем лучше).
  5. Точилка для карандашей.
  6. Восковые мелки (чем больше цветов, тем лучше).
  7. Гуашь (чем больше цветов, тем лучше).
  8. Акварель (ее можно взять 12 или 6 цветов).

← Как нарисовать цыпленкаРисование с детьми от 4 до 6 лет →

Источник: https://jliza.ru/obuchenie-detej-doshkolnogo-vozrasta-risovaniyu.html

Обучение рисованию детей дошкольного возраста

Фомина В. С. Обучение рисованию детей дошкольного возраста // Образование и воспитание. — 2017. — №1. — С. 24-28. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/52/1919/ (дата обращения: 15.10.2018).



В данной статье дается обзор начального опыта преподавания автором рисования и декоративно-прикладного искусства детям дошкольного и младшего дошкольного возраста в детских развивающих центрах.

Читайте также:  Поделки из коктейльных трубочек своими руками. астры. мастер-класс с пошаговыми фото

Ключевые слова: рисование,декоративно-прикладное искусство, гуашь, творческое воспитание ребенка, педагогика, психология, ранний возраст, развитие моторики, сказки, тематические задания

С самого раннего детства я любила рисовать, посещала кружки рисования и декоративно-прикладного искусства. Очень нравилось рисовать гуашью, далее в художественной школе меня научили батику и лепке из глины, мне было интересно познавать эти техники.

В последствии я самостоятельно освоила и другие техники декоративно-прикладного искусства. В возрасте 18 лет поступила в университет — серьёзное обучение рисунку, посещение лекций по теории и истории архитектуры, изучение скульптуры.

Во время обучения в университете я решила, что свою жизнь я свяжу с детьми и обучением их делу, которое мне нравится.

Уже на 3 курсе я начала работать в детском развивающем центре педагогом по изобразительному и декоративно-прикладному искусству, стала изучать статьи старших педагогов с большим опытом, работы психологов, что очень помогло мне в работе с детьми.

Предмет «Изобразительное искусство» является обязательным для изучения в начальной и основной школе. Большинство родителей заинтересованы творческим воспитанием ребёнка с ранних лет или же хотят занять время ребенка полезным делом, и отдают его в кружок рисования.

Рисование — это искусство изображать на листе бумаги существующие или воображаемые предметы, с очертанием их форм линиями, придавая им цвет.

Оно является одним из самых важных средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как непосредственно связано с самостоятельной, творческой и практической деятельностью ребенка.

Рисунок, как деятельность, позволяет детям выразить в работах своё представление об окружающем мире, передать настроение в данную минуту, выразить отношение к окружающему миру через лист бумаги и краски.

Поэтому овладение изобразительной деятельностью с раннего детства имеет для ребенка огромное значение: создать положительный эмоциональный настрой, что способствует развитию творчества, эстетического чувства, чувства образного представления и воображения, так же дошкольник получает возможность самостоятельно создать рисунок, показать его родителям и доставить им радость, получить поощрение.

Часто родители задаются вопросом: «С какого возраста ребёнку можно начать рисовать, когда дать своему чаду коробку с красками и кисточки в руки?». Обучать детей рисованию нужно с раннего возраста, то есть с двух — трех лет.

Опыт старших педагогов подсказывает: дети, начавшие заниматься живописью раньше, становятся более внимательными и наблюдательными. Раньше начинают сравнивать цвета разных предметов между собой, а значит, различать и точнее подбирать оттенки цветов и тональные отношения, размышлять и анализировать.

Точнее выражают свои чувства и мысли на бумаге карандашами, красками, мелками и другими красящими материалами.

Конечно, всё будет получаться не сразу, необходимо время для того, чтобы заинтересовать, показать и научить ребёнка «пользоваться» своими ручками.

Сначала, родитель сам может попробовать заинтересовать ребёнка, рисуя на бумаге самые простые геометрические фигуры.

Смешивать краски и показывать, как меняется оттенок, как из обычного кружка получается мордочка котёнка или человечек, как смешиваются цвета: из белого и красного цвета, получается совершенно новый цвет — розовый.

Начало изобразительной деятельности малыша направлено на активные действия познания, и на изучение ребёнком материалов, их свойств и на экспериментирование с ними.

Процесс рисования — это развитие мелкой моторики (движения мелких мышц кистей рук), их разнообразие и повторяемость. Необходимо помнить о координации «рука — глаз», так как развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Известно, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев, располагаются очень близко друг к другу.

Развивая мелкую моторику, мы активируем эти центры. В будущем эти навыки ребенку потребуются для использования двигательной деятельности, чтобы рисовать, писать, одеваться и так далее. Тем самым, можно сделать вывод о том, что развитие движений мышц при рисовании стимулирует зоны мозга, которые помогут ребёнку приобрести навыки, необходимые для полноценной жизни.

В моей практике есть возрастные группы с детишками от 11 месяцев, мамочки которых заинтересованы в их развитии, и непосредственно участвуют в «творческом» процессе. Занятия проходят в виде игры: я рассказываю сказку и постепенно мы заполняем лист бумаги героями этой истории. Например, сказку «Колобок» можно разделить на 4 части:

  1. Главный герой Колобок, которого мы лепим из пластилина, тренируя ручки нажатиями, разминаем жёлтый кусочек;
  2. Домик, в котором жил Колобок до того, как ушёл от Бабушки и Дедушки. Из ватных палочек делаем квадрат — основание дома и треугольник — крышу;
  3. Клеим на лист заранее сделанных Бабушку и Дедушку;

4. Дыхательная гимнастика: привносим небольшие коррективы в сказку — действия происходят зимой, поэтому необходим снег.

Вместо ваты мы взяли ватные диски, из которых удобно «слепить» снеговика или порвать их на кусочки, чтобы получить снежинки. Дуем на «снежинки» и просим кроху тоже подуть на них. Этот процесс интересен деткам.

Затем, клеим снежинки на крышу домика Колобка, на землю, под ноги Бабушке и Дедушке, на небо, создавая видимость падающих снежинок [рис.1].

Рис.1. Сказка «Колобок»

Игровые упражнения могут быть проведены как со всей группой, так и с одним ребенком отдельно. Упражнения надо периодически повторять для закрепления новых знаний, приобретённых умений, чёткости движений и форм.

Моей главной задачей, как педагога младшей группы, является обеспечение детского рисунка содержанием, которые можно наполнить игровыми упражнениями, можно привнести в них те детали, который ребёнок посчитает нужными. Например, нарисовать на яблочках глазки и улыбку [рис.2].

Рис. 2. Глазки и улыбка на яблоках

На занятиях по рисованию существенным является тематическое задание, которое может применяться как индивидуально, так и для нескольких учеников, или же для всей младшей группы.

Предлагая тематическое задание, мне необходимо связывать его с предварительными впечатлениями, рассказать историю из сказки, либо придумать добрый образ, спросить о наблюдениях ребёнка, например, об изменившейся погоде или о том, какие фрукты он любит, о цвете и форме фрукта. То есть, в кратком вступлении необходимо дать образ предмета, иногда показать его, или дать его потрогать. Можно спросить у ребёнка, какой мультфильм у него самый любимый, какой герой нравится больше всего. И выполнить рисунки по его мотивам [рис. 3, рис.4].

Рис.3. «Смешарик» Рис.4. «Котофей»

В конце занятия не следует проводить общий просмотр рисунков, их анализ. Дети для этого ещё малы, кто-то из ребят может принять совет педагога, как недоброе слово, которое его очень обидит. Однако работы детей следует разложить на отдельном столе, чтобы они могли ещё раз полюбоваться своими рисунками и рисунками своих сверстников.

Обучение рисованию ребят дошкольного возраста предполагает решение двух связанных между собой задач:

  1. Необходимо пробудить у детей интерес к познанию;
  2. Сформировать у них изобразительные навыки и умения.

В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Почти все дети рисуют, впоследствии же, рисованием занимаются очень немногие.

Подведя итог, могу сказать, что рисунок может стать неотъемлемой частью жизни ребёнка для изучения окружающего мира, для познания передачи эмоций и воспоминаний на холсте. Обучать чадо изобразительным искусством самостоятельно или в детских развивающих центрах — решение каждого родителя. Это дело трудоёмкое, но, через время силы, вложенные в ребенка, будут оправданы.

Основные термины (генерируются автоматически): декоративно-прикладное искусство, ребенок, лист бумаги, окружающий мир, эстетическое восприятие, тематическое задание, ранний возраст, младшая группа, мелкая моторика, кружок рисования.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста

мелкая моторика рук, мелкая моторика, уровень развития, продуктивно-творческая деятельность, окружающий мир, работа, развитие, рука, дошкольный возраст, головной мозг.

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ним цели.

ребенок, мелкая моторика, развитие, способность, работа, навык, художественноэстетическая

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста

Очень важно начинать работу над развитием мелкой моторики с самого раннего детства.

ограниченная возможность здоровья, декоративноприкладное искусство, ребенок, воспитанник, мелкая моторика рук, интересное занятие, особое внимание, полимерная глина, декоративноприкладное творчество

ребенок, мелкая моторика, работа, техник, развитие, гофрированная бумага, детский сад, мой взгляд, дошкольный возраст, моя группа.

Данная деятельность развивает мелкую моторику пальцев рук, их мускулатуру, координацию движений, благоприятно влияет на развитие речи (т. к. проекция

Эстетическое восприятие — это прямой путь приобщения детей к изобразительному (и любому другому) искусству.

Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного… Ключевые слова: моторика; мелкая моторика; тактильные ощущения; продуктивно-творческая

Ребенок уже с первых дней начинает познавать окружающий мир, ощущая его кончиками пальцев, своими ладошками.

ребенок, изобразительная деятельность, творчество, рисунок, рисование, окружающий мир, дошкольный возраст, детское рисование, художественное творчество, краска. Нетрадиционные аппликации как средство развития мелкой

мелкая моторика, лепка, продуктивная деятельность, мелкая моторика дошкольника, продуктивный вид деятельности, развитие, ранний возраст дошкольника, ребенок, уж. Рисуем и развиваемся (о пользе рисования для детей…)

Источник: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1919/

Обучение рисованию детей дошкольного возраста

Тарасевич Татьяна Васильевна

Воспитатель МДОУ

«Д/с №1 комбинированного вида»

Городского округа ЗАТО

Шиханы Саратовской области

Обучение рисованию детей дошкольного возраста

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решению двух взаимосвязанных задач:

· во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, событиям нашей жизни;

· во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.

В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Нужно отметить, что почти все дети рисуют, впоследствии же рисованием занимаются очень немногие. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира.

Проблема рисования старшими дошкольниками средствами нетрадиционных художественных техник определяется интересом к изучению особенностей детского изобразительного творчества и зависимостью его развития от владения изображения.

Однако до последних лет обучение детей рисованию рассматривалось только как усвоение детьми реалистического рисования средствами ручных техник, разнообразие которых проявлялось только в разнообразии свойств обучения, многообразие графических, в том числе и печатных техник, не изучалось, не исследовалось на предмет их использования в детском рисовании как средств повышения выразительности изображаемых детьми образов и предметов, что послужило поводом для того, чтобы эти техники назвать «нетрадиционными» для дошкольного образования и выбрать их в качестве объекта педагогического исследования по рисованию портрета в старшем дошкольном возрасте.

Великий французский просветитель 18 века Дени Дидро говорил: «Страна, в которой учили бы рисовать, как учат читать и писать, вскоре превзошла бы все страны по всем наукам, искусствам и мастерством». И эта мысль сегодня звучит на столько актуально и верно, что никто не осмелится её оспорить.

Конечно, не все дети станут художниками, скульпторами, но время когда они могут свободно творить, когда формируется эстетическое мировосприятие очень ограниченно. Только в детстве изобразительная деятельность является ведущей линией развития личности. Через неё воспринимает и отражает окружающий мир и свое отношение к нему.

Изучив, программы по обучению детей изобразительной деятельности в детском саду я замечаю основные направления в своей образовательной работе.

Отработка технических навыков.

Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии окружающего мира и умения передавать свои впечатления в изобразительных работах, используя различные средства выразительности.

Обучение умению изображать предметы и явления, передавая их образы выразительно путем создания отчетливых форм и подбора цвета.

Читайте также:  Перец фаршированный

Эти задачи решаются мною на протяжении всего дошкольного возраста и конкретизируются с учетом возрастных и психологических особенностей каждого периода.

Уже не для кого не секрет, что современная жизнь накладывает отпечаток на процесс обучения, вносит в него свои коррективы. Нам, педагогам приходится считаться с тем, что всё больший процент детей страдают неустойчивой психикой и дефицитом внимания.

Ещё лет 10 назад прекрасно работала классическая схема построения занятия. Занятие проводилось сразу со всей группой детей. В начале – «сюрпризный момент», чем – то заинтересовывали детей, потом – объяснения, уточнения порядка работы и самостоятельная деятельность детей, оценка результатов.

Сейчас мне приходится делить группу на 2 подгруппы, чтобы больше обеспечить индивидуальный подход к каждому ребёнку. И ещё одна проблема: дети не запоминают сразу весь материал, приходится неоднократно повторяться в течение занятия. Исходя из своего опыта, я несколько перестроила методику проведения занятия.

В младшей и средней группе мы с детьми придумываем сказки и сопровождаем рисунок рассказом. Дети младшего дошкольного возраста очень восприимчивы к сказкам, они в них верят, легко представляют, и сами придумывают.

Поэтому занятие из простого рисования превращается в творческое экспериментирование, дети учатся видеть яркие образы и изображать их.

Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста я использую способ поэтапного объяснения. В начале – целостное восприятие предмета или явления, какие впечатления оно побуждает, какие образы вызывает. Потом уточнение порядка работы.

А потом объяснение и сразу же упражнение детей в изображении отдельных частей работы. Последнюю половину занятия я оставлю для самостоятельной доработки рисунка или скульптуры детьми. Ещё один эффективный приём – это когда дети в конце занятия составляют рассказ по своей работе.

Этот приём позволяет мне решить сразу несколько проблем. Во – первых: нацеливает детей на создание сюжетной работы.

Во – вторых: организует поведение детей: те, кто закончил рисовать, обдумывают рассказ и представляют свою работу, а кто работает медленнее – получает возможность ещё поработать.

И в третьих: проходит самоанализ проделанной работы, дети, сравнивая работы видят успехи и недостатки своей работы и корректируют её.

Одно из ведущих направлений в моей работе – это обучение технических навыкам. Так, например, ровное закрашивание данной формы вызывает затруднения, как у малышей, так и у старших дошколят.

Чтобы научить детей аккуратно заштриховывать весь контур предмета в рисунке я провожу ряд упражнений, на которых знакомлю с разными видами штриховок: штрихи отрывные, неотрывные, прямы и дуги.

Упражнения провожу как часть занятия, на котором в дальнейшим дети используют полученный навык в своей самостоятельной работе.

Например, раскрась птичку так, чтобы было понятно, что головка пушистая (отрывной штрих по кругу), на крыльях и хвосте – длинные перья (длинные отрывные дуги), а на грудке – короткие (короткие дуги).

Такие упражнения помогают детям более просто и быстро создать впечатление завершенной, объёмной и выразительной работы. Дети учатся располагать штрихи в зависимости от формы и фактуры предмета.

При закрашивании красками больших поверхностей я использую такой прием. Говорю растягивая: «Ра – а – аз», и в это время широким и длинным мазком кисти провожу линию вдоль контура предмета от одного края до другого, «два – а – а»- рядом провожу другой длинный мазок. Это организует детей, учит уверенности, смело вести кисть от края до края безотрывно, добиваться «гладкого» изображения.

Разводить и смешивать краски, подбирать характерный цвет

-эти задачи решаются на каждом занятии по рисованию.

Но особенно эффективны в этом направлении занятия по составлению пейзажных композиции: «Радуга», «Заход солнца», «Морские дали», «Золотая осень», «Деревья смотрят в озеро», «Заря алая разливается», «Букет», «Весеннее небо».

Первые три темы учат смешивать краски на мокрой бумаге, последовательно накладывая один цвет за другой, и благодаря влаге, различные цвета взаимопроникают друг в друга.

При рисовании осенних пейзажей в подготовительной группе, я использовала приём набора различных цветовых пятен сначала на палитреоргстекле, последующее отпечатывание их не лист бумаги, и после просыхания дальнейшая прорисовка деталей. На таких занятиях дети получают возможность экспериментировать с цветами, развивают чувство цветового восприятия, воображения, эстетический вкус.

Для того, чтобы добиться большей выразительности детских рисунков провожу беседы о том, как с помощью цвета, размера, характера штриховки и пр.можно передать своё отношение к изображаемому объекту.

Провожу игровые упражнения, на которых изображаем один и тот же объект, но различными цветами разного размера, разной техникой.

Я использую и другие упражнения, когда дети перед рисованием или лепкой перевоплощаются в изображаемый образ – своего рода психогимнастика: «Трусливый заяц», «Могучий дуб и тонкая, гнущаяся под ветром, берёзка», «Грациозный лебедь», «Страшная колючка» и т.п.

Ещё один прием: другой ребенок пытается отгадать характер героя, изображенного его товарищем, этот приём учит детей оценивать, на сколько его средства выразительности понятны для окружающих.

И так, этой статьёй я хочу обратить внимание на то, что только в детстве душа ребенка открыта для восприятия чуда, и поэтому мы взрослые должны наиболее эффективно построить образовательную и воспитательную работу, так чтобы развить у новой открывающей мир личности творческое мировосприятие, умение видеть и творить прекрасное.

Источник: http://MirZnanii.com/a/174846/obuchenie-risovaniyu-detey-doshkolnogo-vozrasta

Рисование дошкольников

Интерес к рисованию проявляется у дошкольников очень рано, примерно к двум годам.

Рисование в развитии дошкольника

Наблюдая, как взрослые или старшие братья и сёстры пишут, рисуют, им хочется взять в руки ручку и то же  писать. Причём они стремятся производить действия с карандашом или ручкой самостоятельно, без посторонней помощи.

На первых порах, естественно, у них ничего не получается, но в данном случае необходимо вызвать интерес к действию с карандашом и бумагой. Покажите малышу,  что карандаш оставляет след на бумаге.

Далее следует научить его наносить линии на листе бумаги, следить за движением этих  линий, а затем приучить следить за движениями руки. Таким образом, вы будете способствовать развитию координации руки и глаза вашего ребёнка.

Но одна из основных задач на данном этапе развития детей – научить их правильно держать карандаш и кисть  в пальцах, а не в кулачке.  Не надо забывать, что рисование для дошкольников  самый доступный для детей вид творчества.

Роль рисования в развитии дошкольника

  • идет процесс развития руки ребёнка, так как в момент  рисования  малыш делает целенаправленные движения карандашом, кистью, фломастером и т.п;
  • далее идёт развитие соответствия координации движений руки и глаза;
  • развитость рук влияет на развитие познавательных способностей, мыслительной деятельности, воображения и развитие мозга в целом;
  • кроме того, ваш ребёнок будет занят самостоятельной деятельностью и научится распределять свое время в течение дня, вечера и т.д.

Прежде чем создать свой собственный рисунок все дети проходят стадию каракулей. Это характерно и естественно для всех детей в раннем возрасте. Если ваш малыш просит лист бумаги или ручку, дайте ему этот лист и карандаш (фломастер). Пусть он чертит,  что и как хочет. Со временем его рисунки начнут  приобретать форму и образы.

На следующем этапе жизни (3-4 года) малыши  не только наносят изображения, но вкладывают в него смысл, понятный пока лишь им одним. Именно поэтому они стараются объяснить всем, кто заинтересовался их рисунками, что изображено на листе бумаги.

В этот период важно направлять желание детей рисовать, показывая им способы изображения предметов, расположения их на листе бумаги, выбор цвета и прочее. Обучение дошкольников рисованию доступно абсолютно всем и в любых условиях.

Просто научите своих детей нанесению штрихов, мазков, и пусть малыши с их помощью попытаются изобразить, как падают листья осенью  с деревьев и кустарников, идёт дождь, растёт травка и т.п. Научите детей изображать линии – прямые, наклонные, пересекающиеся, предметы круглой формы (мяч, колобок и прочее).

Причём лучше всего научить изображать предметы в движении. Например, «колобок катится по дорожке», «мяч в реке», «лесенка в небо» (дорожку, речку, небо вы изображаете сами на листе заранее) и т.п.

Используя такой способ рисования, «убиваете двух зайцев» — вы научите детей изображать предметы так, чтобы они соответствовали другим предметам, изображенным на листе бумаги,  и приучаете своих малышей видеть пространство и наносить изображения соответственно этому пространству.

Рисование — вид деятельности дошкольника

Осмысленное творчество наступает после пяти лет. В данном возрасте дети уже могут выразить идею, составить план содержания рисунка и предвидеть конечный результат. Правда, идея и результат или план не всегда могут соответствовать друг другу, но при умелом направлении со стороны взрослых детского внимания, воображения постепенно идея, план и результат непременно совпадут.

При этом следует учитывать, что:

  1. Дети делаю огромное количество открытий, и могут создать интересный продукт своих открытий  в виде рисунков, аппликации, лепке;
  2. Процесс создания образов у дошкольников находится на первом месте, т.е. дети получают удовольствие от рисования, лепки, наклеивания деталей предмета, образа и т.д., их, практически, не интересует конечный результат деятельности;
  3. Примерно к семи годам процесс деятельности становится целенаправленным, а сама деятельность более осмысленной и направленной на конечный результат.

На интересное рисование дошкольников влияет  выбор приёмов, способов, подбор цвета  предмета, сюжета и прочее. Этому выбору, конечно, способствует и помощь взрослых.

Пример, мама Маши постоянно обращала внимание девочки на прогулках и просто по дороге в детский сад на изменения деревьев и кустарников зависимости от сезона и погоды.

Водила девочку на выставки картин художников пейзажистов, они часто и подолгу рассматривали репродукции картин Левитана, Поленова, Шишкина, Васнецова и других художников.

Когда в детском саду предлагалось детям  рисовать на занятиях  по теме изображения природы, рисунки девочки отличались от рисунков других детей более точным изображением деталей, в умении располагать рисунок на листе бумаги, соблюдая пропорции, используя частичное изображение предметов (когда одни предметы частично загораживают другие) и т.п. Читайте статьи  «Ориентировка в пространстве», «Рисуют дети».

Интересно для детей занимательное рисование. Это, когда взрослые подсказывают детям необычные приёмы рисования. Например, можно вырезать на половинке картофеля какой-либо рисуночек, обмакнуть в краску и приложить на лист бумаги. Посмотрите, что у вас получится. А мы в детстве с подругой любили подрисовывать цветы к изображённой на картинках любой посуде (вазы, тазики и т.п.

). Можно использовать и такой способ – пожить монетки на стол, сверху лист бумаги и карандашом штриховать монетку, получается изображение её на бумаге. Такое можно проделывать с любыми чеканками. Если необходим необычный фон для изображения пейзажа, натюрморта, то подберите с детьми нужную краску, обмакните в неё зубную щеку и щекой резко проведите над листом по щетинке щётки.

Хорошо украшают детские работы, вырезанные из ткани, старых открыток предметы, изображения животных, цветы и прочее, которые по сюжету подходят к рисунку ребёнка или предметы, которые ребёнок не может пока ещё сам рисовать. Например, вырежьте из любой картинки изображение котёнка, наклейте его на лист бумаги и предложите ребёнку нарисовать для котёнка ясный солнечный денёк.

Процесс создания новых образов уже становится для детей более увлекательным и интересным.

А это означает, что у дошкольников начинают развиваться  творческие способности, воображение.

Как результат – в новых образах они открывают для себя что-то новое, а так же для окружающих – новое в себе.

Источник: http://bukvic.ru/risovanie-doshkolnikov/

Ссылка на основную публикацию