Трудовая деятельность в лагере

2.1 Трудовая деятельность в лагере

Говоря о значении общественно полезного труда детей в лагере, мы имеем в виду два аспекта. Первый состоит в пользе труда, т. е. в получении конкретного предметного результата произведенной детьми работы. Второй связан с воспитанием и его целью — формированием всесторонней, гармонично развитой личности.

Труд, точнее сказать, воспитание трудом является важным средством для осуществления этой цели. Именно поэтому мы говорим о трудовом воспитании и его задачах. Рассмотрим важнейшие из них. Необходимо воспитывать в ребенке убеждение, что труд на благо общества является единственной морально оправданной формой существования человека, и одновременно развивать в нем потребность трудиться[8].

Говоря о роли труда в гармоничном развитии человека, нельзя останавливаться лишь на моральных аспектах, поскольку труд влияет и на умственное развитие личности.

Именно в труде человек имеет возможность на практике использовать теоретические знания, всесторонне проверить их. После физического труда появляются здоровая усталость, аппетит, хороший сон, т. е.

труд является средством восстановления нервной системы[15].

Дети, проводящие много времени за партами, нуждаются в физическом труде, чтобы отдохнуть от занятий.

Поэтому пребывание в лагере должно быть для детей временем отдыха, который, в сущности, представляет собой чередование физического и умственного труда.

При этом следует учитывать возраст детей, их физическое развитие, состояние здоровья, предыдущую физическую подготовку и в зависимости от этого давать посильные задания, которые они действительно способны выполнить.

Надо стремиться создать в лагере такие условия, чтобы дети всегда имели возможность очень хорошо выполнять свою работу, а воспитатели — повод похвалить их.

Очень важно, чтобы ребята делали полезные и нужные вещи, так как сознание необходимости своего труда способствует повышению интереса к работе, помогает преодолевать трудность, усталость, лень. Кроме того, сознание полезности труда развивает здоровое честолюбие ребенка.

Это особенно относится к детям, хуже усваивающим теоретические знания, так как дает им возможность доказать на практике, на что они способны. Желательно, чтобы дети принимали участие в организации и благоустройстве лагеря, поддержании чистоты и порядка в нем.

Только тогда они будут считать лагерь своим, научатся уважать труд других, бережно относиться к общественной собственности, а именно в этом и состоит огромное значение участия детей в создании материальных условий лагерей.

Мы рассмотрели вариант работы трудового лагеря на примере пришкольного лагеря «Незабудка» села Абага, Амгинского улуса, воспитанниками которого являются подростки из неблагополучных семей, семей с низким материальным достатком, трудных подростков.

Следуя нормам, утвержденным для подростков, они работали ежедневно по 2,5 часа.

Цели деятельности:

— создание временных рабочих мест;

— развитие личности подростка, адаптированного к современным социальным условиям.

Задачи деятельности:

· формирование у подростков осознанной потребности в труде, пропаганда здорового образа жизни через организацию оздоровительных и спортивных мероприятий;

· работа по адаптации подростков к современным условиям жизни через трудовую деятельность по реализации их интересов и потребностей, через расширение сферы их общения и деятельности;

· формирование отношений сотрудничества и содружества в детском коллективе и в процессе взаимодействия подростков и взрослых;

· осуществление профилактики асоциального поведения;

· знакомство участников смены с историей и культурой своей республики;

· воспитание чувства патриотизма, любви к родине.

К работе в лагере допускаются дети 14 лет.

Виды трудовой деятельности в лагере следующие:

· высадка рассады цветов на клумбы на территории школы,

· прополка и поливка клумб и уход за растениями,

· уборка мусора с территории школы,

· изготовление ограждений для саженцев деревьев.

Здесь целью является создание атмосферы сотрудничества, дружелюбия и равноправного партнерства между детьми.

Направление деятельности.

С участниками лагеря проводятся и воспитательная работа — это беседы о правилах дорожного движения, безопасном пути в лагерь и домой, правилах поведения на улице, в общественных местах, на прогулках, физическом здоровье, инструктажи по правилам безопасной работы на пришкольном участке, инструктажи по технике безопасности на рабочем месте, по пропаганде ЗОЖ, по профилактике вредных привычек, проводились спортивные мероприятия. Кураторы лагеря должны создать атмосферу сотрудничества и равноправного партнерства между всеми участниками трудовой бригады.

Ежедневно в лагере должна проводиться линейка, где подводят итоги предыдущего дня, и отряд получит задание на рабочий день.

Помимо трудовой деятельности должен быть организован и досуг детей: посещение кинотеатра, прогулка в парк культуры и отдыха, походы на природе и т.д.

школьный субботник лагерь педагогический

Источник: http://ped.bobrodobro.ru/55123

Отчёт о работе летнего лагеря труда и отдыха

Трудовое воспитание и профориентация являются одним из приоритетных направлений в лагере труда и отдыха на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-интернат» В ходе КТД воспитанники работают на пришкольном участке, готовят школу к новому учебному году, облагораживают школьную территорию, помогают в работе сотрудникам школы. Ребята с большим желание работают в составе трудовой бригады, т, к, здесь они получают возможность заработать, приобрести профессиональные навыки, которые пригодятся в будущем, принести пользу обществу, жить в коллективе, общаться, дружить и вместе нести ответственность за результат.

Число детей посещающих лагерь 15
Из них состоящих на учете ОДН, КДН и ЗП, ВШУ. 3
Из них подопечных 1
Число сотрудников 10
Число дней 21

Основная цель работы лагеря:

Создание воспитательной среды, способствующей укреплению здоровья обучающихся, самореализации детей, развития мотивации личности к познанию и творчеству

Задачи лагеря:

1.Организация летней занятости детей и подростков «группы риска»», состоящих на учете ОДН, КДН и ЗП, ВШУ, посредством участия их в общественно-полезной деятельности.

2.Формирование интереса к различным видам деятельности, в том числе и трудовым.

3.Предупреждения возникновения у подростка серьезных социально-эмоциональных проблем и попадания его в «группу риска

  1. Создание условий для самореализации учащихся.
  2. Закрепление трудовых навыков в процессе благоустройства школы в летний период;

6.Формирование отношений сотрудничества и содружества в коллективе сверстников и во взаимодействии с взрослыми.

  1. Профилактика асоциального поведения, правовое обучение и профилактика правонарушений.

Направление деятельности.

Физическое здоровье, инструктажи по правилам безопасной работы на пришкольном участке, инструктажи по технике безопасности на рабочем месте, спортивные мероприятия, гигиена, привитие навыков ЗОЖ, социальное здоровье, работа по профилактике вредных привычек, формирование умений бесконфликтного общения, эстетическое развитие, трудовое воспитание, формирование экологической культуры, выполнение общественно-полезных посильных работ, создание атмосферы сотрудничества и равноправного партнерства между всеми участниками трудовой бригады.

Ребята, находящиеся в лагере труда и отдыха с дневным пребыванием занимались общественно-полезным трудом. Они работали на пришкольном территории, занимались такими видами работ, как:

  • Прополка, окапывание кустов
  • Уборка проросшей травы на отмостках, дорожках
  • Полив огорода, клумб, кустарников
  • Уборка дорожек
  • Помощь в библиотеке: разгрузка и перенос книг
  • Уборка в гараже: складывание строительного материала
  • Подготовка учебных классов к ремонтным работам
  • Уборка старых труб из оранжереи
  • Уборка в спортивном зале
  • Подготовка актового зала к выпускному вечеру
  • Помощь школьному музею: разгрузка оборудования
  • Помощь в устранении последствий урагана

В лагере труда и отдыха нам удалось создать атмосферу сотрудничества, дружелюбия и равноправного партнерства между детьми. Каждое утро воспитанники лагеря начинали с бодрой зарядки на свежем воздухе в яблоневом саду и вкусного и полезного завтрака, что способствовало активной и продуктивной работе.

Был придуман девиз, оформлен уголок отряда «Трудяги», где можно было, ознакомится с планом и режимом лагеря на день полезной и важной информацией.

После трудовой деятельности отряд «Трудяги», активно принимали участи в коллективно-творческих делах. Были проведены мероприятия согласно воспитального плана работы ЛТО. За время лагерной смены были проведены мероприятия:

 Праздник День защиты детей (открытие и знакомство с лагерем)

  • Литературный турнир по произведениям А.С.Пушкина: 
  • Акция: «Здоровье — твое богатство!» (спортивно-оздоровительные мероприятия)
  • Профилактические беседы, просмотр видеороликов, фильмов направленные на здоровый образ жизни, профилактику асоциального поведения.
  • Участие в торжественной линейке «Герои не умирают», посвященной Дню Памяти и скорби и в акции «Белый журавлик»
  • Участие в благотворительной акции «Помоги Храму»
  • Проведены Единый день пожарной безопасности и Единый день профилактики дорожно-транспортного травматизма.
  • Флэш-моб – массовое исполнение песни «С чего начинается Родина?..» совместно с ДОЛ посвященный празднику Дню России. 
  • Посещение творческой мастерской, участие проектной деятельности: сшили отрядные галстуки, фартуки и косынки для столовой; изготовили фоторамки
  • Развлекательные игры в отряде: 
  • Погружались в ритмы танца: подготовили зажигательный отрядный танец (закрытие смены)

Воспитанники ЛТО работали с большим желанием. Ребятам были поручены настоящие серьезные дела, в которых они имели возможность проявить свои хозяйственные способности, предприимчивость, умение преодолевать трудности, научиться чему-то новому, достичь результата деятельности в конкретных трудовых задачах.

Формы деятельности познавательные, трудовые, спортивные, художественные, имеют прямое отношение к досугу детей и являются коллективными творческими делами. Их роль неоценима. Эти КТД несут заряд веселья, улыбки, радости, что уже делает их педагогически ценными.

В лагере ребята получили возможность не просто принести пользу обществу, но при и этом заработать. К отряде царила теплая дружеская атмосфера, скучающих не было.

Ведь общение в полезном коллективном труде сближает, и запланированная работа была выполнена в полном объёме.

 Начальник лагеря труда и отдыха   Т.В. Стрижак

Источник: https://kashintsch.edumsko.ru/activity/camps/post/223392

Трудовые лагеря для подростков

Лагеря труда и отдыха (ЛТО) для подростков  предоставляют ребенку возможность трудиться на работах, не требующих квалификации. Наиболее распространенными формами трудовой деятельности для подростков являются ремонтные работы в школе, либо работы вне города по прополке грядок с овощами, сбору ягод и фруктов.

В трудовой лагерь в школе привлекают учащихся старших классов для  выполнения работ по мелкому ремонту школьной мебели, замене и установке дверных замков, ручек и другой фурнитуры, покраске латексными и акриловыми красками плинтусов, стен, дверей, перил и лестниц. На период временного трудоустройства школьников оформляют через Агентства занятости населения.

Организация лагеря труда и отдыха

«Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков»  регламентируют порядок организации ЛТО. В СанПиН 2.4.2.2842-11 прописаны требования к ЛТО, к документации, к размещению и  обустройству лагеря, оборудованию помещений, организации медицинского контроля за состоянием здоровья подростков и т.д.

Трудовой летний лагерь может быть городским или выездным. Название трудового лагеря предполагает повышенные требования к соблюдению мер охраны труда. В  трудовые лагеря для подростков принимают с 14 лет. Для устройства ребят в ЛТО необходим пакет документов:

  • заявление родителей;
  • договор с родителями об оказании услуг;
  • копия свидетельства о рождении (паспорта);
  • медицинская справка формы № 086у;
  • копия медицинской карты с прививками, копия полиса обязательного медицинского страхования.

Режим дня лагеря труда и отдыха

Смена в ЛТО длится не более 24 календарных дней.  Режим дня лагеря предусматривает обязательную утреннюю физзарядку, время на прием пищи, трудовую деятельность, проведение походов и экскурсий, культурно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Детские трудовые лагеря могут организовываться с круглосуточным или дневным пребыванием подростков. В ЛТО с дневным пребыванием детей, организуется 2 — разовое питание, с круглосуточным – 4 — разовое: завтрак, обед, полдник, ужин.

В ЛТО подросткам предоставляется возможность сходить на рыбалку, вдоволь накупаться в местных водоемах. По вечерам подростки могут весело провести время на дискотеках. Ночные посиделки у костра, песни под гитару, оставят незабываемую память в сердцах ребят.

Трудовая деятельность в лагере труда и отдыха

Трудовой кодекс устанавливает продолжительность рабочего дня для лиц от 14 до 16 лет — не более 24 часов в неделю и 5 часов в день. Для лиц от 16 до 18 лет — не более 35 часов в неделю и 7 часов в день. Через каждые 45 минут работы подросткам устраивают 10 – 15 минутные перерывы для отдыха.

Читайте также:  Сумочка для девочки своими руками

Принятые СанПиН уменьшают нормы работы детей в жаркую погоду. Подростки от 14 до 16 лет должны работать не более 2,5 часов при температуре воздуха от 25 ⁰С до 28 ⁰С и не более 3,5 часов  ребята от 16 до 18 лет.  При этом  увеличивается длительность перерыва на отдых. Летом работы в ЛТО организуются, утром с 07.00 или вечером с 16.00.

При расстоянии от лагеря до места работы более 2 км, организуется подвоз детей к месту их работы. Инструменты для работы должны соответствовать возрасту подростков. К месту проведения работ организуется подвоз питьевой воды.

За свою работу в конце трудовой лагерной смены подростки получают заработную плату, грамоты и памятные подарки.

Воспитательная направленность лагеря труда и отдыха

Основной целью привлечения несовершеннолетних ребят в летний лагерь трудовой для подростков является приучение их к труду. Трудовой летний лагерь нужен, прежде тем, кто не приучен трудиться.

В лагере решаются различные педагогические задачи, воспитание чувства ответственности, через приобщение к труду, формирование личностных качеств, приобретение практических трудовых умений и навыков.

Временная трудовая занятость подростков в ЛТО это реальная возможность заработать деньги и использовать их по своему усмотрению. Зарабатывать самому, это мечта каждого подростка, так как это прекрасная возможность почувствовать себя взрослым и независимым. Многие подростки с удовольствием отправляются в ЛТО для пробы своих сил в новой для себя обстановке.

Трудовой лагерь для детей приносит значительную пользу ребятам переходного возраста, когда наиболее остро встают вопросы с межличностным общением, налаживанием отношений с окружающими, со сверстниками и сверстницами, с родителями.

Детский трудовой лагерь предоставляет возможность подростку приобрести опыт жизни в новом коллективе, научиться отстаивать свои права.

Прожитая лагерная смена поможет детям найти друзей, открыть в себе  новые способности, научиться обслуживать себя без помощи мамы и бабушки, окрепнуть духовно и физически.

Источник: http://www.rastut-goda.ru/teenager/8095-trudovye-lagerya-dlya-podrostkov.html

Трудовые лагеря для подростков

Для подростка пребывание в трудовом лагере является возможностью не только впервые попробовать себя в качестве настоящего работника и заработать первые деньги, но и просто прекрасно провести свободное время. Правильная организация досуга в таких центрах позволяет детям отдохнуть и настроиться на новый учебный год.

Основной причиной создания таких лагерей для подростков является правильное обучение труду. Через несколько лет подростки уже окончат школу.

После получения аттестата об основном среднем образовании молодой человек уже сам должен решить, какую профессию выбрать и чем заниматься в будущем.

Если в нем с детских лет заложено правильное отношение к труду, то он быстро найдет себя в будущей профессиональной жизни и добьется хороших результатов в профессии.

При организации трудовых лагерей для подростков преследуется не только воспитательная цель, но и нравственная. Когда ребенок начинает сам немного работать, он легче понимает, каким трудом достаются деньги.

Как правило, после посещения подобных лагерей дети становятся более терпимыми по отношению к родителям.

Несколько меняется психика подростка, он ценит взрослый труд и более уважительно относится к собственным родителям.

Обычно трудовые лагеря для подростков организуются в период летних каникул. Так ребенок имеет время на то, чтобы заработать неплохие для него деньги. За время нахождения в лагере можно не только научиться выполнять какие-то виды работ, но и познакомиться с интересными людьми, завести новых друзей.

Для детей регулярно организуются спортивные конкурсы и состязания. В круглосуточных лагерях устраиваются дискотеки и танцевальные мероприятия. В таких детских центрах ребенок не только осуществляет общественно полезную работу и получает деньги, но и также достаточно активно проводит свободное время и отдыхает.

О лагере труда и отдыха от самих подростков можно узнать в следующем видео.

Вся рабочая деятельность строго регламентируется. Дети и подростки не могут и не должны работать наряду со взрослыми.

Обычно для работы детям предлагают пропалывать и облагораживать клумбы, зеленые насаждения в садах, парках и скверах.

Если подростки находятся в трудовом лагере с круглосуточным пребыванием, часто в их обязанности входит сохранение и поддержание чистоты этой территории.

Они убирают мусор, красят лавочки и спортивные площадки. Для выполнения этого фронта работ обычно привлекаются дети старше 14 лет.

Если у ребенка есть заболевания органов дыхания или аллергические реакции, нужно избегать любых работ, связанных с красками. Для ребят более юного возраста обычно остается более легкая работа.

Они помогают расчищать территории от ненужного хлама и высаживать цветы.

С учетом действующих законов об организации труда и отдыха детей и подростков младшие ребята могут привлекаться к работе максимум на 5 часов в день.

В неделю общее количество трудовых часов не должно превышать 24. Дети старше шестнадцати лет и до восемнадцати могут работать по 7 часов в день.

Через каждые 40-50 минут подростки должны делать небольшой перерыв (не менее четверти часа).

Гигиенические правила регламентируют работу в жаркий период времени для детей. При температуре от 25-28 градусов Цельсия дети с 14 до 16 лет могут выполнять свои трудовые обязанности в течение двух с половиной часов. Подростки старше шестнадцати лет могут работать на час больше. В жаркое время при высокой температуре также должен увеличиваться период отдыха.

Чтобы ребенок не получил тепловой или солнечный удар, работа в летнее жаркое время должна начинаться в 7 утра или после 16 часов дня. Если расстояние от центра до места работы больше двух километров, детей должны доставлять специальным транспортом.

Существуют два вида трудовых лагерей для подростков. Одни — круглосуточного пребывания. Как правило, длительность составляет три недели или месяц. Ребята находятся в лагере в течение всего дня, не уходя домой. Такие центры организуются в разных городах нашей страны и за рубежом.

Есть также лагеря, где подростки проводят только положенное рабочее время. В таких центрах практически не организован досуг. Зато ребята по результату своего труда могут получить лично заработанные деньги.

Для трудных подростков пребывание в таких центрах является важным элементом воспитательной работы. Они могут выбрать спектр выполняемых дел. В процессе пребывания в таких центрах ребята становятся более самостоятельными, привлекаются к труду. Когда трудный подросток занят на работе, ему не хватает сил заниматься плохими делами.

Ежегодно при помощи отделений полиции и уполномоченных органов по работе с неблагополучными детьми в трудовые лагеря направляются десятки ребят из низкосоциальных семей.

С ребятами во время нахождения в таких центрах проводятся методические и воспитательные мероприятия. Сотрудники детских комнат полиции отмечают положительный эффект от проведенной трудотерапии.

Многие подростки изменяют свое поведение, становятся более спокойными и организованными.

Трудовые лагеря для подростков существуют практически в каждом городе. В Новосибирской области организованы специализированные центры для выполнения разных видов деятельности.

Работу детей курируют профессиональные педагоги, психологи и социальные работники. При православных монастырях организованы лагеря для трудных подростков.

Там дети проходят не только трудотерапию, но и специальные тематические курсы по православию и богословию.

В Санкт-Петербурге также много специализированных лагерей. Там подростки могут научиться чему-то новому, попробовать себя в профессии, а также заработать деньги. Часто в таких центрах обучают прикладным дисциплинам. Ребята учатся мыловарению, гончарному мастерству или основам профессии плотника. Для юношей эти знания будут очень полезными в будущем.

Посещение трудового лагеря является отличным вариантом проведения свободного времени или каникул. Каждый год в разных городах России предлагаются новые интересные программы для совмещения труда и досуга для детей старше четырнадцати лет.

Еще больше о трудовом лагере вы узнаете, посмотрев следующее видео.

Источник: http://www.o-krohe.ru/otdyh/lagerya/trudovye/

Программа летнего трудового отряда

1. /программа лагеря.doc Программа летнего трудового отряда

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Яновская средняя общеобразовательная школа

УТВЕРЖДАЮ Директор школы ______ /С.В. Никанов/ ________2012 г.

Программа

летнего трудового отряда

(«КОМАНДА РЕБЯТ, УМЕЮЩИХ ТРУДИТЬСЯ И ОТДЫХАТЬ»)

Лето – 2012 г.

Паспорт программы.

Образовательное учреждение Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Яновская средняя общеобразовательная школа
Юридический адрес 607522Сергачский район, с.Яново , ул. Школьная, 1
Контактный телефон 44-5-22
Директор школы Никанов Сергей Викторович
Название Программы Программа летнего трудового отряда «К.Р.У.Т.О.»(«Команда ребят умеющих трудиться и отдыхать»)
Направленность Программы социально-педагогическая
Сроки реализации 11.06. 2012г-
Форма реализации летний трудовой отряд
Участники Программы обучающиеся школы – 19 человек
Кадровое обеспечение Программы начальник лагеря — Плеханова Г.А.воспитатель –Никанова Н.В.воспитатель – Бибикова О.В.
Социальные партнёры Библиотека ,ФОК, ЦДТ

Пояснительная записка.

Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени обучающихся, поэтому лето – это разрядка накопившейся за год напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, воплощение собственных планов, удовлетворение индивидуальных интересов личностно-значимых сфер деятельности, развлечений, игр, свободы в выборе занятий. Педагогический коллектив муниципального бюджетного образовательного учреждения Яновская средняя общеобразовательная школа (далее – Школа) старается построить систему летнего труда, отдыха и оздоровления так, чтобы ключевой идеей новой, складывающейся педагогической концепции стал воспитанник как развивающаяся личность, способная стать стратегом собственной жизни, поднимающаяся к взрослению.

Таким образом, следует выделить следующие проблемы организации летнего труда, отдыха и оздоровления детей и подростков:

  • недостаточная занятость детей и подростков различными видами деятельности в летний период времени;
  • профилактика детской безнадзорности и бродяжничества.

Пришкольный лагерь труда и отдыха с этой точки зрения – одна из самых подходящих форм организации летнего отдыха обучающихся. Программа «К.Р.У.Т.О.» («Команда ребят умеющих трудиться и отдыхать») (далее – Программа) является оздоровительно-образовательной и направлена на раскрытие индивидуальных способностей школьников в процессе организации совместной деятельности. В программу включены мероприятия по оздоровлению детей. Кроме того, предполагается не только трудовая, но и развлекательно-досуговая деятельность.

Цель Программы – создание в летний период условий для развития социальной активности подростков, основанной на социально-значимом труде.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • организовывать условия для труда и отдыха детей;
  • воспитывать трудовые навыки;
  • проводить профилактическую работу по предупреждению дорожно-транспортного травматизма, аддитивного поведения, противопожарной и антитеррористической безопасности, мероприятия по охране труда;
  • сохранять и укреплять здоровье детей, прививать навыки здорового образа жизни;
  • развивать творческие способности школьников;
  • создавать условия для патриотического воспитания подростков;
  • воспитывать культуру общения и поведения.

Участники реализации Программы.

Программа ориентирована на школьников 8,10 классов в количестве 16 человек, в том числе подростки группы риска .

Кадровое обеспечение Программы.

Приказом по Школе назначаются: начальник лагеря, заместитель начальника лагеря – организатор культурно-массовой работы, воспитатель из числа педагогических работников Школы. Начальник лагеря руководит его деятельностью, ведёт документацию, отвечает за охрану труда в Лагере.

Воспитатели осуществляют воспитательную деятельность по плану Лагеря: организуют трудовую деятельность, проводят досуговые мероприятия, следят за соблюдением режима дня, правил безопасного поведения, правил пожарной безопасности.

Орган самоуправления в Лагере представляет собой совет отряда (участников смены), который совместно с организатором культурно-массовой работы и воспитателем и реализуют коллективные трудовые, творческие и оздоровительные мероприятия.

Охрана жизни и здоровья детей.

Весь персонал Лагеря несёт ответственность за жизнь и здоровье детей во время их пребывания в Лагере.

Педагогические сотрудники, работающие в Лагере и дети должны строго соблюдать дисциплину, режим дня, план работы, положения охраны труда, правила пожарной и антитеррористической безопасности.

Начальник Лагеря проводит инструктаж по охране труда для сотрудников и детей с последующей регистрацией в журнале установленного образца. Организация питания осуществляется на базе столовой Школы.

Содержание программы.

Направления работы Методы реализации
«Здоровым быть модно»
  • Утренняя зарядка, спортивные соревнования;
  • Занятия с элементами тренинга, беседы по профилактике табакокурения. алкоголизма, наркомании;
«Необычное в обычном»
  • занятия с элементами тренинга по развитию творческих способностей.
«Радуга талантов»
  • конкурсные мероприятия, организация концертов
«Трудовое и экологическое воспитание»
  • работа на пришкольной территории: удаление сорняков
  • разбивка клумб: посадка цветов, полив, рыхление, прополка;
  • экологические рейды по благоустройству улиц села;
  • экскурсии в лес.
Патриотическое воспитание
  • шефская помощь ветерану ВОВ
  • благоустройство территории памятника, посвященной погибшим в годы Вов;
  • просмотр фильмов о Вов, конкурс рисунков.
Краеведческая работа
  • посещение музея;
  • викторины по истории родного края.
Ритуалы лагеря Название отряда, девиз, утреннее построение, подведение итогов дня.

Механизм реализации Программы.

1 этап – Подготовительный:

  • создание нормативно-правовой базы, разработка документации;
  • подбор кадров;
  • комплектование отряда.

2 этап – Организационный:

  • выявление и постановка целей развития коллектива и личности;
  • сплочение отряда;
  • формирование законов и условий совместной работы;
  • подготовка к дальнейшей деятельности по программе.

3 этап – Основной:

  • выполнение режима дня;
  • реализация плана работы Лагеря.

4 этап – Заключительный:

  • анализ результатов работы – отчёт о работе Лагеря;
  • творческий отчёт (фотоальбом, фотогазета, презентация, обработка видеоматериалов).

Ожидаемые результаты.

  1. Занятость школьников в летнее время.
  2. Укрепление здоровья детей и подростков в течение летнего труда и отдыха.
  3. Формирование системы управления качеством летнего труда, отдыха и оздоровления детей.
  4. Формирование осмысленного отношения к жизни и ответственности за свою жизнь.
  5. Создание условий для подростков группы риска в организации различных форм труда и отдыха.
  6. Формирование навыков трудовой деятельности.
  7. Формирование у обучающихся патриотических чувств.
  8. Благоустроенность и чистота школьной территории и цветников.
  9. Формирование у обучающихся культуры поведения и речи.

Материально-техническое обеспечение Программы.

  1. Трудовое оборудование (лопаты, мотыги, ведра).
  2. Спортивное оборудование (спортивная площадка, мячи, скакалки, теннисные ракетки, обручи).
  3. Настольно-игровое оборудование (шашки, шахматы, канцелярские принадлежности, настольные игры).
  4. Музыкальный центр, компьютер, принтер.

Финансовое обеспечение Программы.

Финансовое обеспечение деятельности Лагеря осуществляется за счёт средств бюджета Администрации Сергачского муниципального района

План работы

лагеря трудового отряда «К.Р.У.Т.О.»

Дата Мероприятие
11.06.2012
  • Открытие лагеря труда и отдыха
  • Инструктаж по охране труда, пожарной и антитеррористической безопасности, ПДД
  • Распределение обязанностей среди обучающихся
  • Мероприятие, посвящённое Дню России

Источник: http://lib2.znaimo.com.ua/docs/2800/index-73319-1.html

Какие работы запрещено поручать детям в оздоровительном лагере?

Детей к выполнению каких-либо работ в оздоровительном лагере привлекать можно и нужно, считают медики. Но — только со строгими ограничениями.

— Трудовая деятельность отвечает внутренним потребностям подросткового возраста, а также позволяет ребенку оценить свои физические возможности и умственные способности, — сообщили обозревателю портала interfax.by в Минском городском центре гигиены и эпидемиологии. — Она создает предпосылки для развития его творческой активности и социальной зрелости, помогает найти путь к самоопределению.

Общественно полезный труд детей в оздоровительных организациях организуется с учетом состояния здоровья, индивидуальных и физических особенностей каждого ребенка.

«Малолетние рабы» — это неактуально

Санитарно-эпидемиологическим законодательством регламентируется продолжительность общественно полезного труда и допустимые величины подъема тяжестей. Так, продолжительность труда не должна превышать:

  • в возрасте от 6 до 9 лет — 1 час в день;
  • в возрасте от 10 до 13 лет — 1,5 часа в день;
  • в возрасте от 14 лет и старше — 2 часов в день.

Допустимые величины подъема тяжестей — не более 3 кг для детей в возрасте от 8 до 10 лет, 4 кг — от 11 до 12 лет, 6 кг — от 13 до 14 лет.

— Вместе с тем запрещается привлекать детей в оздоровительных организациях к ряду работ, опасных для молодого организма, — отмечают специалисты.

К таким работам относятся:

  • мытье окон, протирание электросветильников, обслуживание котельных, работы по дезинфекции, дезинсекции, дератизации, связанные с использованием ядохимикатов (опасны для жизни и здоровья);
  • уборка санитарных узлов, мест общего пользования – лестничных площадок, пролетов и коридоров; уборка и вывоз пищевых отходов, мусора, нечистот (опасны в эпидемическом отношении);
  • приготовление пищи, резка хлеба и гастрономических изделий, мытье посуды, обеденных столов, пола в обеденном зале и производственных помещениях пищеблока, розлив (порционирование) готовой пищи, кроме самообслуживания за своим столом).

Кроме того, детей младше 14 лет нельзя привлекать к работам, связанным с большой физической нагрузкой (мытье полов, переноска и передвижение значительных тяжестей, распилка дров, стирка постельного белья).

Дежурство в столовой разрешается

Медики считают, что дети в оздоровительных организациях могут заниматься следующими видами общественно-полезного труда:

  • уборка постелей, сервировка обеденного стола и уборка посуды со стола, сбор веток, шишек на территории (с 6 лет);
  • ухаживание за комнатными растениями, влажная уборка пыли в помещениях, ремонт книг в библиотеке (проклейка, ремонт переплетов) (с 8 лет);
  • работы по уборке и благоустройству территории (озеленение, уход за цветниками и газонами) (с 10 лет);
  • уборка спальных помещений (мытье подоконников, протирание панелей) (с 13 лет);
  • дежурство в столовой: сервировка обеденных столов (расстановка посуды, хлебниц, столовых приборов, салфеток, подача на столы порционных холодных блюд) (с 12 лет); подача на столы порционных горячих блюд (с 14 лет).

— Общественно полезный труд детей и подростков должен иметь образовательное значение, — проинформировали обозревателя портала interfax.by в Минском городском центре гигиены и эпидемиологии. — Он призван способствовать применению на практике приобретенных знаний, расширению кругозора, обогащению полезными сведениями, развитию умственных способностей.

Александр Нестеров

Источник: https://www.interfax.by/article/103631

Трудовой лагерь

Трудовой лагерь или лагерь труда и отдыха дает возможность не только пообщаться со сверстниками и весело провести летние каникулы, но также приобрести первый опыт работы и заработать личные деньги.

Что нужно знать о трудовом лагере?

Итак, вы собираетесь работать в лагере впервые! Важно знать, что детский трудовой лагерь может быть открыт на базе пришкольного лагеря, стационарного лагеря или на базе какого-либо предприятия, например: фермерского и овощного хозяйства, швейной фабрики и т.д.

Если вы решили выбрать пришкольный трудовой лагерь, то программа рабочего дня будет выглядеть приблизительно так: вы приходите к школе, оттуда вас организованно вывозят на место работы, вы работаете несколько часов (обычно 3-6 часов), затем вас возвращают в школу, кормят обедом. На этом трудовой день заканчивается.

Ключевым отличием стационарного трудового лагеря от дневного является круглосуточное пребывание в нем.

Фронт работы определяется заранее организаторами лагеря, это может быть:

  • благоустройство улицидворов
  • косметический ремонт детских площадок
  • уход за городскими клумбами
  • посадка и уход за деревьями и растениями в городских парках
  • разведение саженцев в теплицах
  • ремонт книг в городских библиотеках и т.д.

Программа рабочего дня в летнем трудовом лагере при предприятии будет отличаться тем, что каждый день вы будете выезжать на постоянное место работы. Например: фермерское хозяйство или комбинат, которому необходима временная или сезонная помощь. 

Сельскохозяйственные предприятия в качестве трудовой деятельности могут предложить вам разнообразные виды работ по уходу за растениями, сбор семян, прополку, сбор и сортировку урожая овощей и фруктов. Животноводческие фермы предложат принять участие в уходе за питомцами.

Если предприятие имеет благоустроенное общежитие, то лагерь организуется с круглосуточным пребыванием в нем. В таких случаях программа рабочего дня строится аналогично программе дня в стационарном трудовом лагере.

Ключевым отличием стационарного трудового лагеря от дневного является круглосуточное пребывание в нем. Рабочий день в стационарном лагере делится на две части. Два-три часа работы отводится на первую половину дня, затем обед, несколько часов отдыха (здоровый сон), и отрабатывается вторая часть трудового времени. Как и в любом другом детском лагере, вечер посвящен развлекательной программе.

Чтобы у ребят был стимул и азарт к работе, педагоги и воспитатели проводят разнообразные игры и эстафеты, устраивают соревнования между бригадами, организуют тематические дни и вечерние дискотеки. Кроме этого, программа детского трудового лагеря предполагает в выходные дни экскурсионные поездки, посещение парка аттракционов и аквапарков.  

На заметку!

  • На работу в трудовой лагерь допускаются только те, кому уже исполнилось 14 лет!
  • Для поездки в летний трудовой лагерь необходимо иметь согласие родителей или законных представителей!
  • Участник трудового лагеря должен обязательно пройти медосмотр и получить медицинское одобрение (справку «Здоров»).    
  • Длительность рабочего дня в детском трудовом лагере не должна превышать 6 часов, а каждые 45-50 рабочих минут должны сопровождаться 15-ти минутными перерывами.

Экскурсии для школьников

Очень много интересных экскурсий вы найдете в каталоге однодневных экскурсий для школьников и многодневных экскурсий для школьников

← Вернуться в раздел Детский отдых Источник: Моё образование

__________________________

Это может быть интересным:

Что взять с собой в лагерь?

Какие документы необходимы в лагерь?

Как выбрать лагерь?

Пришкольный лагерь

Детский лагерь

Детский оздоровительный лагерь

Профильный лагерь

Интеллект-лагерь

Молодежный лагерь

Студенческий лагерь

Волонтерский лагерь

Международный лагерь

Международные добровольческие лагеря

Источник: https://moeobrazovanie.ru/trudovoi_lager.html

Список трудовых лагерей для подростков в 2018 году

Абсолютно каждый любящий родитель мечтает, чтобы его ребенок многого достиг в жизни и вырос достойным человеком. Если маленького человечка можно легко организовать и построить, то во время пубертатного периода, с 12 до 16 лет, такое обращение может вызвать только бунт.

Подросток считает себя вполне взрослым и самостоятельным и желает, чтобы с ним обращались на равных. Это то время, когда он наиболее остро реагирует на критику, при этом легко поддается под влияние сверстников, стараясь выглядеть в их глазах максимально привлекательно. Именно в этот период важно научить ребенка трудовой деятельности. Как раз для этого и были придуманы трудовые лагеря.

Чаще всего в трудовые лагеря направляют подростков, состоящих на учете в полиции или просто трудных детей, детей-сирот, которые социально не адаптированы и не приспособлены к труду. В 2018 году количество таких лагерей выросло, один из них открылся в Подмосковье.

Основная их задача – это научить подрастающее поколение дисциплине, совместному труду, жизни в современном обществе, правильным моральным ценностям и уважительному отношению к другим. В некоторых из них ведется работа с психологом и батюшкой.

Также существует подгруппа таких лагерей для подростков, просто желающих себя попробовать в полезной для общества деятельности, развить свои навыки, научиться работать руками и заработать при этом немного денег на карманные расходы.

Как они работают

Естественно, количество рабочих часов для подрастающего поколения не должно превышать нормы охраны труда. В первую очередь такие лагеря имеют право посещать только те, кто достиг 14 лет. В 2018 году для подростков существуют следующие нормы для работы:

  1. С 14 до 16 лет ребенок может работать не более 25 часов в неделю и 5 часов в день. Но если ребенок трудится на открытом воздухе, то температура на улице не должна превышать 25°.
  2. Если градусы на термометре переступили отметку в 25°, то в данной ситуации количество рабочих часов сокращается в 2 раза.
  3. При этом по нормам 2018 года каждые 40-50 минут должен быть перерыв 10-15 минут.
  4. Так как в основном данные лагеря проходят летом, то дети чаще всего работают с 8 утра до 11 часов и с 16 до 18 часов.
  5. Также у подростка не должно быть противопоказаний для данной работы, именно поэтому необходимо взять справку у педиатра.
  6. Плюс ко всему каждому выдается специальное снаряжение, необходимое для трудовой деятельности.

Основные направления трудовой деятельности

На 2018 год еще одним требованием, которого придерживаются в лагерях, является безопасность. Молодых людей, не достигших 18 лет, никогда не отправят трудиться на вышках или с отбойным молотком.

В основном это производство деталей для конструктора, благоустройство лагерной территории побелка и покраска детских садов, школ, оградок в парке, прополка земли от сорняков и прочие занятия в земле. Если это трудовой лагерь для проблемных подростков, то работа в основном направлена на сплочение коллектива.

Плюс ко всему чаще всего в таких местах существует несколько направлений, чтобы каждый мог что-то выбрать по душе и реализовать себя.

Еще существуют более интересные полные лагеря, где молодежь учится работать руками, получая новые навыки.

Там есть следующие специализации: мыловарение, столярное дело, ткацкая, кожевенная, керамическая, гончарная мастерские и плотницкое дело.

Но такие смены обычно платные и очень дорогие, потому что для развития этих умений требуются довольно дорогостоящие материалы. Зато впечатлений от такой поездки будет масса.

Источник: http://MolodSemja.ru/soveti/spisok-trudovyx-lagerej-dlya-podrostkov-v-2016-godu.html

Персональный сайт — О лагере

       Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности.

Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и саморазвития. Лагерь с дневным пребыванием  учащихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей.

Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время.

Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.

Цели и задачи программы

Цель — организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период.

Задачи:

  1. Создание  системы  физического  оздоровления  детей  .
  2. Преодолеть разрыв между  физическим и духовным развитием  детей средством  игры, познавательной и трудовой  деятельностью.
  3. Формирование у школьников навыков общения и толерантности.
  4. Утверждение в сознании школьников нравственной и культурной ценности
  5. Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья.
  6. Развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.
  1. Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.

Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены

    Безусловная безопасность всех мероприятий

    Учет особенностей каждой личности

    Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря

    Достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности лагеря

    Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня.

    Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря

    Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых

    Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.

Направления и виды деятельности

    Художественно — творческое направление

    Трудовая деятельность

    Физкультурно-оздоровительная деятельность

    Эстетическое направление

    Образовательное направление

    Досуговая деятельность

    Кружковая деятельность

Физкультурно – оздоровительная работа

Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:

Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;

Выработка и укрепление гигиенических навыков;

Расширение знаний об охране здоровья.

Основные формы организации:

    Утренняя гимнастика (зарядка)

    Спортивные  игры на стадионе, спортивной площадке.

    Подвижные игры на свежем воздухе (Игры — вертушки « Галопом по Европам», «Тропа  испытаний», «Захват территории»)

    Эстафеты  (спортивная игра «Веселые старты»)

    Тематический день «Олимпиада – 2012»

Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, — создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.

Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.

Эстетическое направление

Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях  между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.

Задачи эстетической деятельности:

    Пробуждать в детях чувство прекрасного;

    Формировать навыки культурного поведения и общения;

    Прививать детям эстетический вкус.

В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.

Основные формы проведения:

    Посещение театров, кинотеатров, музеев;

    Конкурсы: « Минута Славы», «Самый, самый»

    Конкурс оформления отрядных уголков «Наш отрядный дом»

Художественно – творческая деятельность

Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.

Формы организации художественно-творческой деятельности:

    Изобразительная деятельность (оформление  газеты «Наш отрядный дом», конкурс стенгазет и рисунков «А в нашем лагере…»)

  Конкурсные программы («Алло, мы ищем таланты», «Лучшая пародия»)

    Творческие конкурсы («Знакомьтесь – это мы!»)

     Игровые творческие программы 

    Концерты  («Звездопад»)

    Творческие игры («День рекордов»)

    Праздники (« Здравствуй, лагерь!», «День Нептуна»)

    Выставки, ярмарки

Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.

Трудовая деятельность

Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.

Основные формы работы:

    Бытовой самообслуживающий труд;

    Общественно значимый труд, (уборка прилегающей территории)

Бытовой самообслуживающий труд имеет целью удовлетворения бытовых потребностей ребенка и группы детей за счет личных трудовых усилий. Бытовой труд ребенка включает в   уход за одеждой и обувью , уборку помещений от мусора и пыли, создания уюта.

Самообслуживающая деятельность детей в лагере включает дежурство по лагерю, по столовой, уборку мусора на прилегающей к отряду территории.

Дети привлекаются к самообслуживанию в студиях, секциях, кружках,   в которых они занимаются.

Образовательная деятельность

В условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда. Отсюда основные задачи образовательной деятельности:

    Расширение знаний детей и подростков об окружающем мире;

    Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений.

Досуговая деятельность

Задачи досуговой деятельности:

    Вовлечь как можно больше ребят  в различные формы организации досуга.

    Организовать деятельность творческих мастерских.

  В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.

  Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.

Виды досуговой деятельности:

    развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовный способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются: посещение концертов, спортивных соревнований, представлений, прогулки, путешествия;

    отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.

    самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.

    творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники лагеря посещают творческие мастерские.

    общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.

Кружковая деятельность

 Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер, то есть в период каждой смены работают постоянные кружки, для функционирования которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами.

Цель: расширение кругозора, развитие познавательных интересов и творческих способностей детей.

Включает в себя развитие детей средствами совместного творчества, в процессе которого идёт закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду. Создаются условия для реализации собственных интересов детей в наиболее целесообразном применении.

Организация кружковой деятельности в лагере включает ряд этапов:

    изучение интересов детей;

    презентация кружков на линейке в начале смены;

    ознакомление детей с режимом работы кружков;

    самоопределение детей и запись их в кружки;

    деятельность ребят в кружках;

    текущее отражение результатов деятельности детей;

    подведение итогов работы кружков в конце смены.

Механизм реализации программы

 I этап. Подготовительный –  апрель- май

Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

    проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;

    издание приказа по школе о проведении летней кампании;

    разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного   лагеря с дневным пребыванием детей «Улыбка-2012»;

    подготовка методического материала для работников лагеря;

    отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;

    составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

II этап. Организационный – июнь

     Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.

Основной деятельностью этого этапа является:

    встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

    запуск программы «Улыбка-2012»;

    знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

III этап. Практический – июнь

Основной деятельностью этого этапа является:

    реализация основной идеи смены;

    вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;

    работа творческих мастерских.

IV этап. Аналитический – июнь

Основной идеей этого этапа является:

    подведение итогов смены;

    выработка перспектив деятельности организации;

    анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.

Источник: http://ulibka344.narod.ru/index/0-2

Ссылка на основную публикацию