Бальмонт «золотое слово» читать

К.Д. Бальмонт

Слово учителя о К.Д. Бальмонте

Сто лет назад в России с восторгом читали стихи Константина Дмитриевича Бальмонта, он был едва ли не самым знаменитым русским поэтом того времени.

Бальмонт родился в семье небогатого дворянина и детство провел в имении отца в деревне. Отец поэта, тихий добрый человек, научил сына видеть красоту русской природы, а благодаря матери мальчик узнал красоту музыки и слова.

Поэтому не удивительно, что в десять лет Бальмонт начал писать стихи, а когда вырос, стал знаменитым поэтом и воспел в стихах красоту русской природы.

Он не забыл ее и на чужбине, где пришлось ему оказаться. Долгие годы прожил Бальмонт за границей, но всегда ощущал себя русским человеком и русским поэтом. Вот что писал он из Франции: «Я рад, что я родился русским, и никем иным быть бы не хотел. Люблю Россию. Ничего для меня нет прекраснее и священнее. Сердце здесь сжимается».

Слово учителя перед чтением стихотворения К.Д. Бальмонта «Осень»

Есть такая пора в сентябре, когда лето уже кончилось, а осень еще не пришла. Стоят прекрасные дни, и понимаешь, что это неожиданный подарок природы, потому что по календарю уже осень. Такие дни называют у нас бабьим летом.

Почему? Потому что бывает такое время в жизни женщины, когда лет ей уже немало, а выглядит она молодой и красивой. Вот и сравнивают эти сентябрьские дни с таким временем жизни женщины. Видимо, такую пору изобразил Константин Бальмонт в стихотворении «Осень».

Вопросы для детей по стихотворению К.Д. Бальмонта «Осень»

•  Какие приметы осени заметил поэт?

•  Почему поэту кажется, что осень пока спит?

• Какие строки стихотворения говорят о красоте природы? («Все деревья блистают в разноцветном уборе», «солнце смеется», «поспевает брусника».)

•  Когда кричат птицы осенью?

• Почему от их крика поэту грустно? (Ему жаль расставаться с летом, не хочется ему осени.)

• О чем хотел сказать поэт, написав, что Осень заплачет спросонья?

• Почему автор название времени года «Осень» написал с заглавной буквы, ведь мы так не пишем? (Автор наделяет Осень человеческими качествами: она может спать и плакать.)

• Как называется прием, когда поэт изображает неживое как живое? (Олицетворение.)

• Давайте прочитаем последнюю строфу и послушаем, что приговаривает плачущая осень, как она плачет.

Мне кажется, что она плачет так: «О-о-о-о, а-а-а-а». Почему мне так показалось?

СОлнце реже смеЕтся,

Нет в цветах бл[А]г[А]вОнья.

СкОр[А] Осень пр[А]снЕтся,

И заплачет спр[А]сОнья.

А теперь плавно и легко Прочитаем рифмующиеся слова: холодНЕЕ — грустНЕЕ, улетаЮТ — блистаЮТ.

Вот почему стихи Бальмонта называют певучими, музыкальными. Прочитайте их так, чтобы подчеркнуть певучесть.

Слово учителя перед чтением стихотворения К.Д. Бальмонта «Снежинка»

Ребята, вам нравится рассматривать снежинки? Какие они? (Красивые, хрупкие, все разные, белоснежные.)

Любил рассматривать снежинки и русский поэт Константин Дмитриевич Бальмонт. Он замечал красивое во всем, что его окружает. Но, в отличие от нас, он нашел для описания снежинки гораздо больше слов.

И каждый, кто прочтет стихотворение о снежинке, как будто вместе с поэтом впервые увидит ее красоту и, возможно, его охватят те же чувства, что и поэта.

И когда он сам будет разглядывать снежинку, душа его откликнется и человек восхитится первозданной прелестью снежинки.

Анализ стихотворения К.Д. Бальмонта  «Снежинка»

Свой идеал красоты поэт увидел в чудесном творении природы — снежинке. Для него она — символ чистоты и невинности.

В одном мгновении полета снежинки поэт увидел целую жизнь: от рождения до скорой смерти.

В первом четверостишии происходит знакомство со снежинкой. Какая же она? Светло-пушистая, белая, чистая и даже смелая. Поэт использует, в основном, прилагательные, чтобы создать образ снежинки.

Неожиданным кажется определение смелая.

Почему поэт считает снежинку смелой? Он представляет, сколько препятствий и опасностей встречается на ее пути, пока она долетит до земли! Сколько ее сестер сломано!

Во втором и третьем четверостишиях представлена бурная жизнь снежинки. Она дорогой бурною легко проносится, стремясь к грешной земле, а не в высь лазурную. Но даже здесь снежинка сохраняет свою красоту и чистоту. Она лежит среди хлопьев тающих сохранно-белая.

Эпитет сохранно-белая подчеркивает ее невинность и чистоту. Но звезда кристальная завершила свой длинный путь, ее жизнь скоро кончится, потому что она достигла земли, к которой так стремилась.

Снежинка смелая, какая чистая, какая белая лежит на земле, покрытой блистающим снегом.

Последнее четверостишие напоминает первое, и каждое из них является зеркальным отражением другого. Таким обрамлением стихотворения поэт как бы подчеркивает цикличную форму жизни снежинки — круг. Возникшая из земной влаги на небесах, она возвращается в ином обличии на землю, чтобы поразить нас своей красотой.

О полете снежинки Бальмонт рассказал легкими, мелодичными стихами. Окончания прилагательных пушистая, белая, чистая, смелая, умелая легки, как вздох. Повтор ударных гласных внутри стиха (ассонанс) создает впечатление тихой, приятной мелодичности: пушИстая — чИстая, бЕлая» — смЕлая, дАльняя — кристАльная.

В сочетании таких шумных согласных, как Ш, Ж, Ч в словах пуШистая, снеЖинка, Чистая, слышится легкое шуршание.

Представляешь, как тихо идет снег и миллионы снежинок покрывают землю пушистым ковром. Как коротка их чистая жизнь! И как много увидел поэт в одном мгновении!

Вопросы и задания для детей по стихотворению К.Д. Бальмонта «Снежинка»

•    Какие чувства выразил поэт в этом стихотворении? (Восхищение, удивление, сожаление о том, что у снежинки короткая жизнь.)

•     Что нравится поэту в снежинке? (Красота и смелость.)

•    Какие слова говорят о красоте снежинки? (Светло-пушистая, сохранно-белая, чистая, звезда кристальная.)

•    Почему поэт считает снежинку смелой? (Она хрупкая, может легко сломаться и все-таки летит туда, куда ей хочется.)

•     Почему поэт посвятил стихотворение какой-то одной снежинке? (Другие растаяли, превратились в снежные хлопья, а она «средь хлопьев тающих сохранно-белая».)

•    Какая часть речи преобладает в стихотворении, чего больше — прилагательных, глаголов? (Прилагательных.)

•     Почему поэт использовал так много прилагательных? (Они обозначают признаки предмета, а поэт хотел назвать признаки красоты снежинки.)

•    Почему поэт называет снежинку звездой кристальной? (Снежинка напоминает звезду.)

•    Поэт не говорит «снежинка, как звезда». Он просто называет ее звездой. Как называется такое скрытое сравнение? (Метафора.)

Значит, когда мы говорим, что падают снежные звездочки, мы тоже употребляем в своей речи метафору.

•    Похожи ли первое и последнее четверостишия?

•    Почему в первой строфе интонация восклицательная, а в последней повествовательная? (В первой строфе поэт удивляется красоте снежинки, а в последней — немного грустит о ее скором конце.)

Прочитайте первую и последнюю строфы стихотворения, выражая разные чувства.

Прочитайте рифмующиеся слова. Какие слоги повторяются в них? (АЯ — ЯЯ.)

•    Прочитайте эти слоги отдельно несколько раз: ая, ая, ая, яя, яя. Тяжело или легко они звучат? (Легко.)

•    Пушкин назвал свои рифмы легкими («И мысли в голове волнуются в отваге, и рифмы легкие навстречу им бегут»*).

* Пушкин А.С., стихотворение «Осень», 1833.

Можно ли назвать легкими рифмы Бальмонта в этом стихотворении? (Конечно, они легки, как вздох: АЯ — ЯЯ. Они не так звучат, как звучали бы такие рифмы: стук — сундук, ура — пора.)

•    Почему в этом стихотворении нужны легкие рифмы? (Потому что снежинки легкие и порхают.)

•    Иногда снежок при падении немного шуршит. В каких словах есть шуршащие звуки? (ПуШистая, снеЖинка, Чистая.)

Тихо скажем все вместе эти слова так, чтобы было похоже на шуршание.

Анализ стихотворения К.Д. Бальмонта «Золотое слово»

В основе стихотворения Константина Дмитриевича Бальмонта «Золотое слово» — олицетворение, как и в основе стихов многих поэтов. Не ново для русской поэзии и изображение спора Зимы и Весны. В стихотворении Бальмонта в споре принимает участие и Осень, которая вместе с Весною противостоит Зиме.

Властная Зима высокомерно заявляет: «Как я захочу», — но оказывается бессильной перед озорной Весной, которая как бы подзадоривает Зиму: «Ну-ка, ну, Зима». И ничего не вышло у Зимы. Все вокруг изменилось. Весна все вокруг согрела теплом золотого сияния, и освободилась от холодных зимних льдов речка.

Она радуется вновь обретенной свободе — ведь она родилась на воле — и теперь шалит, заливает берега.

Всюду кутерьма, все пришло в движение. Это мы ощущаем благодаря обилию глаголов: обещала, озолочу, сказала, захочу, настала, золотится, серебрится, шалит, родилась, залила, затопила, стерла, достала.

Именно они и создают ощущение кутерьмы. Это стихотворение, как и многие другие у Бальмонта, удивительно благозвучно. Двенадцать раз повторяется в нем слог ЛА: обещаЛА, сказаЛА, сказаЛА, настаЛА, родиЛАсь, залиЛА, затопиЛА, стерЛА, не достаЛА, обещаЛА, помогЛА, пропаЛА. И еще четыре раза повторяется ОЛО, а есть еще и ЛИ, ЛЮ, ЕЛ, ИЛЬ. Все приятно весной — и стихотворение звучит приятно.

В описании Весны нет ничего необычного, если бы не цвет, в котором поэт видит Весну. Мы привыкли называть золотой осень, а у Бальмонта и Весна золотая.

Осень обещает помочь Весне, хочет поделиться с ней своим богатством: «Я озолочу». Но у Весны и своего золота довольно. Всюду радостный яркий свет.

Речка серебрится, а все остальное отливает золотом: само солнце, луга, цветы. На солнце ярко горят золотой лютик и желтый одуванчик.

Ключевое слово в этом стихотворении — золотой. Поэт четыре раза употребляет в стихотворении слова с корнем «золот». Оно есть в каждой строфе. Это слово есть и в названии стихотворения.

Золотыми называют слова правдивые, умные, истинные. В стихотворении К.Д. Бальмонта такие слова говорят Осень и Весна. Все стало золотым, как они захотели. Не справилась с ними властная Зима.

Стихотворение «Золотое слово» прекрасно и может быть названо золотым словом поэта.

Вопросы и задания для детей по стихотворению К.Д. Бальмонта «Золотое слово»

•    Какие вы помните стихи, в которых изображается спор Зимы и Весны? (Стихотворения Тютчева «Зима недаром злится…», Майкова «Весна».)

•    Кто принимает участие в споре в стихотворении «Золотое слово»? (Весна, Осень и Зима.)

Прочитайте первое четверостишие и назовите времена года.

•    Кто из них властный и высокомерный?

•    Кого можно назвать щедрой?

•    Кто показался вам задорной и насмешливой?

Читайте также:  Аппликация «осенняя рябина» своими руками

Выразительно прочитайте первую строфу так, чтобы подчеркнуть особенности речи каждого, кто спорит.

•    Мы часто говорим «золотые руки», «золотое сердце». Говорим и «золотые слова». Какие слова можно назвать золотыми? (Умные, верные, те, в которых нет лжи, неправды.)

•    Чьи слова оказались истинными, кто победил в споре? (Победила Весна. Значит ее слова и оказались золотыми.)

•    Осень была готова поделиться своим золотом. Пришлось ли весне брать у нее золото взаймы или у нее и своего довольно?

•    Поэт говорит, что с наступлением весны началась кутерьма. Как вы это понимаете? (Все пришло в движение, стало изменяться, началась суматоха.)

•    Какую часть речи следует употреблять, если хочешь передать движение, суматоху, кутерьму? (Глагол.)

Начиная с первой строчки, прочитаем только глаголы, чтобы увидеть, много ли их в стихотворении, удалось ли поэту передать кутерьму. (В стихотворении семнадцать глаголов на три четверостишия. Они-то и помогли поэту изобразить кутерьму.)

Мы уже говорили, что Константин Бальмонт придавал большое значение звучанию своих стихов, любил играть звуками. Весна приятна ему, и он хотел, чтобы стихотворение не грохотало, не скрежетало, а звучало приятно. Какие слова звучат приятнее — «грохот», «скрежет» или «ласточка», «соловей», «льется»? Значит, сочетания Л А, ЛО, ЛЬЕ звучат приятнее, мягче, чем ГР, СКР.

•    А теперь сосчитайте, сколько раз встречается в стихотворении слог ЛА? (Двенадцать раз.)

•    Есть ли еще какие-то приятные, благозвучные сочетания звуков? (ОЛО, ЛИ, ЛЮ, ЕЛ, ИЛЬ.)

•    Вот и звучит стихотворение мягко, нежно, тепло, ласково.

Постарайтесь передать это в своем чтении.



Источник: https://scribble.su/school-literature/study-poetic-work-primary-school/16.html

3 класс. Литературное чтение. Тема. К. Бальмонт «Золотое слово»

3 класс. Литературное чтение.

Тема. К. Бальмонт «Золотое слово»

Учебник, с. 173

Тип урока:решение частных задач
Педагогические задачи: создать условия для организации учебной деятельность учащихся по ознакомлению с творчеством и биографией поэтаК. Д. Бальмонта; способствовать развитию умений видеть красоту в поэзии, находить художественные особенности произведения, понимать смысл, настроение и образный язык стихотворения
Планируемые результаты
Предметные: познакомятсяс лирическим произведением К. Д. Бальмонта;научатся осознанно и выразительно читать лирическое произведение; понимать смысл любого типа простого и сложного предложения и передавать его с помощью интонации Метапредметные: познавательные: проявляют индивидуальные творческие способности в процессе чтения;регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи;коммуникативные: находят нужную информацию через беседу со взрослыми, учебные книги, словари, справочники, строят диалог в паре или группе, задают вопросы Личностные: читать выразительно стихотворения, передавая самые искренние чувства к Родине
Образовательные ресурсы: портрет К. Д. Бальмонта, картинки, рисунки, толковый словарь, портреты поэтов

Ход урока

Этап урока Содержание деятельности учителя Деятельность обучающегося
I. Организация начала урока Долгожданный дан звонок – начинается урок.Все красиво, дружно встали, улыбнулись, подравнялись.Поздороваемся, класс, и урок начнем сейчас Проговаривают стихотворение, психологически настраиваясь на урок
II. Проверка домашнего задания – Расскажите, что вы помните из биографии Н. А. Некрасова.Предлагает прочитать отрывки из произведения Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы», которые подходят к рисункам, помещенным на доску Выполняют задание. Читают отрывки из произведения Н. А. Некрасова
III. Сообщение темы и цели – Сегодня продолжаем читать поэтическую тетрадь. Давайте вспомним, что значит читать поэтическую тетрадь? Под портретом на доске запись: «Когда слушаешь Бальмонта – всегда слушаешь весну. Никто не опутывает души таким светлым туманом, как Бальмонт. Никто не развеивает этого тумана таким свежим ветром, как Бальмонт. Никто до сих пор не равен ему в его “певучей силе”» (А. Блок).– Прочитайте пословицу. Объясните её смысл: «Осень говорит: я поля уряжу; весна говорит: я ещё погляжу». Да, у нас в России ярко выражены времена года, поэты посвятили много стихов этой теме. И поэты эти разные. Сегодня мы познакомимся с творчеством одногоиз них. Прочитайте его имя на доске, рассмотрите портрет – Знакомиться с новыми авторами, произведениями, передавать авторское настроение при чтении.Читают высказывание.Читают пословицу и объясняют её смысл.– Константин Дмитриевич Бальмонт
IV. Знакомство с биографией поэта Рассказ учителя о биографии и творчестве К. Д. Бальмонта Внимательно слушают
V. Изучение нового материала.1. Первичное чтение стихотворения.2. Словарнаяработа.3. Беседа по содержанию прочитанного – Какое время года приносит с собой радость, тепло, веселье?– Мы с вами знаем, что весна – это любимое время года для многих писателей и поэтов. Назовите фамилии поэтов, которые посвящали свои стихи весне.– Прочитайте название стихотворения, которое вы будете читать. Как вы думаете, почему оно так называется? Проверим наши предположения.Объясните значение слова кутерьма (разг.) – суматоха, беспорядок.– Прочитайте выразительно слова-обещания каждого времени года. Какую интонацию вы выберете? Кто обещал всё озолотить? А кто всё сделал на самом деле?– Разве у весны есть золотые краски? И если есть, то в чём, в каких предметах они видны?– Как вы поняли выражение «жёлтый одуванчик, – будет и седой»?– Так почему же автор так назвал своё стихотворение? – Тютчев, Майков…– «Золотое слово».– Мы выбираем хвастливую интонацию. Ведь они обещают сделать то, что могут только сами. Осень обещала: «Я озолочу». А зима сказала: «Как я захочу».– Одуванчик, когда созревают семена, он становится белым. Это похоже на седые волосы.
VI. Продолжение работы над темой.Анализ стихотворения. 1) Выразительное чтение стихотворения.2) Выборочное чтение – Подумайте, о чем спорят Осень, Зима и Весна?– Прочитаем еще раз этот спор. Постарайтесь передать все чувства, которые они вкладывали в свои слова. Какое настроение передает поэт в последней строке?– Прочитайте отрывок, в котором поэт дает описание весенней картины.– Какое слово является главным, повторяется несколько раз в стихотворении?– Солнце – символ поэзии Бальмонта. Это символ весны, лета и даже осени. Оновсё освещает, всё делает ярким, живым. Солнце и золото для поэта почти одно и то же.– Кто же оказался самым сильным среди спорящих? Как вы думаете, почему весна победила?– Что за помощники есть у весны? Вспомним, как называется стихотворение?– В каком значении употреблены эти слова? Какие слова обычно называют золотыми?– Сегодня мы познакомимся с новым средством художественной выразительности – метафорой.Метафора– это употребление слов и выражений в переносном смысле на основе сходства, сравнения. Почему же поэт назвал свое стихотворение «Золотое слово»? – Кто из них важнее, сильнее.Выразительно читают стихотворение.Зачитывают отрывок.– Золотой.– В переносном.– Слова, которые подтверждаются делом.– Весна выполнила свое обещание
VII. Домашнее задание – Научиться читать выразительно стихотворение К. Д. Бальмонта «Золотое слово».– Выполнить зарисовки (по желанию) Слушают, уточняют задания
VIII. Итог урока – Понравились ли вам стихи К. Д. Бальмонта? Какое из них захотелось вам выучить наизусть?– Что можно сказать о человеке, написавшем эти стихи? Делают выводы и обобщения. Отвечают на вопросы
IX. Рефлексия – Моё настроение: • Сегодня меня порадовало… • Сегодня меня огорчило… Осуществляют самоанализ

КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ БАЛЬМОНТ (1867–1942)

Константин Дмитриевич Бальмонт родился 3 (15) июня 1867 года в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии.

Отец, Дмитрий Константинович, служил в Шуйском уездном суде и земстве, пройдя путь от мелкого служащего в чине коллежского регистратора до мирового судьи, а затем до председателя уездной земской управы.

Мать, Вера Николаевна, урожденная Лебедева, была образованной женщиной и сильно повлияла на будущее мировоззрение поэта, введя его в мир музыки, словесности, истории.

В 1876–1883 годах Бальмонт учился в Шуйской гимназии, откуда был исключен за участие в антиправительственном кружке. Продолжил свое образование во Владимирской гимназии, затем в Москве, в университете, и Демидовском лицее в Ярославле.

В 1887 году за участие в студенческих волнениях был исключен из Московского университета и сослан в Шую. Высшего образования так и не получил, но благодаря своему трудолюбию и любознательности стал одним из самых эрудированных и культурных людей своего времени.

Бальмонт ежегодно прочитывал огромное количество книг, изучил, по разным сведениям, от 14 до 16 языков, кроме литературы и искусства увлекался историей, этнографией, химией.

Стихи начал писать в детстве. Первая книга стихов «Сборник стихотворений» издана в Ярославле на средства автора в 1890 году. Молодой поэт после выхода книжки сжег почти весь небольшой тираж. Его поэтический мир – это мир тончайших мимолетных наблюдений, хрупких чувствований. Предтечами Бальмонта в поэзии являлись, по его мнению, Жуковский, Лермонтов, Фет, Шелли и Э. По.

Широкая известность к Бальмонту пришла достаточно поздно, а в конце 1890-х он был скорее известен как талантливый переводчик с норвежского, испанского, английского и других языков.

В 1903 году вышел один из лучших сборников поэта «Будем как солнце» и сборник «Только любовь».

А перед этим за антиправительственное стихотворение «Маленький султан», прочитанное на литературном вечере в городской Думе, власти выслали Бальмонта из Петербурга, запретив ему проживание и в других университетских городах. В 1902 году Бальмонт уезжает за границу, оказавшись политическим эмигрантом.

Помимо почти всех стран Европы Бальмонт побывал в Соединенных Штатах Америки и Мексике и летом 1905 года вернулся в Москву, где вышли два его сборника «Литургия красоты» и «Фейные сказки». К. Бальмонт написал произведение для своей дочери Нины (он звал её Ниника).

Для неё поэт сочинил «Фейные сказки». (Слово «фейные» произошло от слова «фея».) В стихотворных сказках К.

Бальмонта среди «мошек и букашек», пьющих «капельки с ромашек», живёт нежная фея, «занятая делом», она проверяет росинки, разрешает споры между насекомыми и растениями.

На события первой русской революции Бальмонт откликается сборниками «Стихотворения» (1906) и «Песни мстителя» (1907). Опасаясь преследования, поэт вновь покидает Россию и уезжает во Францию, где живет до 1913 года. Отсюда он совершает поездки в Испанию, Египет, Южную Америку, Австралию, Новую Зеландию, Индонезию, Цейлон, Индию.

Вышедшая в 1907 году книга «Жар-птица. Свирель славянина», в которой Бальмонт развивал национальную тему, не принесла ему успеха и с этого времени начинается постепенный закат славы поэта. Однако сам Бальмонт не сознавал своего творческого спада.

Он остается в стороне от ожесточенной полемики между символистами, ведущейся на страницах журналов «Весы» и «Золотое руно», расходится с Брюсовым в понимании задач, стоящих перед современным искусством, пишет по-прежнему много, легко, самозабвенно.

Читайте также:  Родительское собрание в средней группе. чтение художественной литературы

Один за другим выходят сборники «Птицы в воздухе» (1908), «Хоровод времен» (1908), «Зеленый вертоград» (1909).

В мае 1913 года, после объявления амнистии в связи с трехсотлетием дома Романовых, Бальмонт возвращается в Россию и на некоторое время оказывается в центре внимания литературной общественности. Перед Октябрьской революцией Бальмонт создает еще два по-настоящему интересных сборника: «Ясень» (1916) и «Сонеты солнца, меда и луны» (1917).

Бальмонт приветствовал свержение самодержавия, однако события, последовавшие вслед за революцией, отпугнули его, и благодаря поддержке А. Луначарского Бальмонт получил в июне 1920 года разрешение на временный выезд за границу, который обернулся для поэта долгими годами эмиграции. Умер 23 декабря 1942 года от воспаления легких.

Похоронен в местечке Нуази ле Гран под Парижем, где жил последние годы.

Источник: https://multiurok.ru/files/3-klass-litieraturnoie-chtieniie-tiema-k-bal-mont.html

Анализ стихотворения золотое слово бальмонт — читать блог louijungajo на RealMusic

ஜ۩۞۩ஜ—————–—–ஜ۩۞۩ஜ————–——–ஜ۩۞۩ஜ

Скачать (download link): https://bit.ly/2Cx2PEq

ஜ۩۞۩ஜ—————–—–ஜ۩۞۩ஜ————–——–ஜ۩۞۩ஜ

Чтение детьми про себя. В разделе «Страницы русской классики» помещены произведения ещё недавно забытого поэта К. Детство он провел в родной усадьбе. Название работы: Урок литературного чтения «Анализ стихотворения К.

Какой прием использовал автор, описывая Осень? Строки его стихов напевны, мелодичны. Высшего образования так и не получил, но благодаря своему трудолюбию и любознательности стал одним из самых эрудированных и культурных людей своего времени.

Для Бальмонта как будто не важно, ему все равно, что означает слово, какое понятие облекает оно своею фонетической, своей воздушной одеждой. Глядеть, как бьется без исхода В нем безглагольная борьба! Неторопливый, медленный, быстрый — Чтение по строчке.

Есть у него праздность речи, и он нередко терпит неудачу в своем неосторожном обращении со словом и смыслом.

Сочетание индивидуальных и групповых форм работы способствовало хорошей работоспособности учащихся, положительной психологической атмосфере общения. На обратной стороне вы найдете отрывки из стихотворений. Сказочные картины природы, созданные К.

Кунгур Урок литературного чтения в 3 классе по теме: «К. Бальмонт «Золотое слово» учебник, с. УМК «Школа России» Тип урока: решение частных задач Педагогические задачи: создать условия для организации учебной деятельность учащихся по ознакомлению с творчеством и биографией поэта К.

Бальмонта; способствовать развитию умений видеть красоту в поэзии, находить художественные особенности произведения, понимать смысл, настроение и образный язык стихотворения П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы Предметные: познакомятся с лирическим произведением К.

Бальмонта; научатся осознанно и выразительно читать лирическое произведение; понимать смысл любого типа простого и сложного предложения и передавать его с помощью интонации Метапредметные: познавательные: проявляют индивидуальные творческие способности в процессе чтения; регулятивные: читают в соответствии с целью чтения бегло, выразительно и пр.

Бальмонта, картинки, рисунки, толковый словарь, портреты поэтов О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у р о к а Этап урока Содержание деятельности учителя 1 I. Организация начала урока Приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку. Психологически настраивает учащихся к предстоящей работе.

Содержание деятельности Формируемые обучающегося способы осуществляемые действия деятельности 3 4 Проговаривают стихотворение, психологически настраиваясь на урок. Владеют навыками психологическ ой подготовки Продолжение табл. Проверка домашнего задания 2 Все красиво, дружно встали, Улыбнулись, подравнялись. Поздороваемся, класс, И урок начнем сейчас На доске — портрет Н.

Предлагает прочитать отрывки из произведения Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы», которые подходят к рисункам, помещенным на доску III. Сообщение темы и цели — Сегодня продолжаем читать поэтическую тетрадь. Давайте вспомним, что значит читать поэтическую тетрадь? Под портретом на доске запись: «Когда слушаешь Бальмонта — всегда слушаешь весну.

Никто не опутывает души таким светлым туманом, как Бальмонт. Никто не развеивает этого тумана таким свежим ветром, как Бальмонт. Объясните её смысл: «Осень говорит: я поля уряжу; весна говорит: я ещё погляжу». И поэты эти разные. Сегодня мы познакомимся с творчеством одного из них. Прочитайте его имя на доске, рассмотрите портрет 3 Показывают готовность к уроку.

Приветствуют учителя Рассматривают портрет Н. Читают отрывки из произведения Н. Некрасова — Знакомиться с новыми авторами, произведениями, передавать авторское настроение при чтении. Читают пословицу и объясняют её смысл. Знакомство с биографией поэта Рассказ учителя о биографии и творчестве К. Формируют ответы на вопросы.

Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме Адекватно воспринимают информацию, полученную из рассказа учителя 1 V. Беседа по содержанию прочитанного 2 — Какое время года приносит с собой радость, тепло, веселье? Назовите фамилии поэтов, которые посвящали свои стихи весне. Объясните значение слова кутерьма.

Какую интонацию вы выберете? И если есть, то в чём, в каких предметах они видны? Владеют навыками осознанного и выразительног о чтения. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли Отвечают на вопрос. Стихотворение читают учитель или заранее подготовленные учащиеся.

Объясняют толкование слова кутерьма. Ведь они обещают сделать то, что могут только сами. Осень обещала: «Я озолочу». А зима сказала: «Как я захочу». Лютик — золотой, ведь он жёлтый. Речка серебрится, вода залила всё вокруг. А там, где нет воды, — лютик золотой и жёлтый одуванчик. Ф и з к у л ь т м и н у т к а Вверх руки подняли и покачали — Это деревья в лесу.

Низко присели, вниз посмотрели — Это жучок пьет росу. В стороны руки, плавно помашем — Это к нам птицы летят. Где они сядут, тоже покажем — Сели все дружно назад VI. Продолжение работы над темой. Постарайтесь передать все чувства, которые они вкладывали в свои слова. Это символ весны, лета и даже осени. Это похоже на седые волосы.

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя Выполняют физкультминут ку согласно инструкции учителя Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения. Находят ответы на вопросы в 1 2 всё освещает, всё делает ярким, живым. Солнце и золото для поэта почти одно и то же.

Метафора — это употребление слов и выражений в переносном смысле на основе сходства, сравнения. Рассматривают рисунки с изображением солнца, птиц, цветов и т. Домашнее задание — Научиться читать выразительно стихотворение К. Итог урока — Понравились ли вам стихи К. Делают выводы и обобщения. Отвечают на вопросы IX.

Осуществляют логические действия Осуществляют поиск средств достижения учебных задач Формулируют ответы на вопросы. Прини­мают и сохраняют учебную задачу Владеют навыками самоанализа Р е с у р с н ы й м а т е р и а л к у р о к у КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ БАЛЬМОНТ 1867—1942 Константин Дмитриевич Бальмонт родился 3 15 июня 1867 года в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии.

Отец, Дмитрий Константинович, служил в Шуйском уездном суде и земстве, пройдя путь от мелкого служащего в чине коллежского регистратора до мирового судьи, а затем до председателя уездной земской управы. Мать, Вера Николаевна, урожденная Лебедева, была образованной женщиной и сильно повлияла на будущее мировоззрение поэта, введя его в мир музыки, словесности, истории.

В 1876—1883 годах Бальмонт учился в Шуйской гимназии, откуда был исключен за участие в антиправительственном кружке. Продолжил свое образование во Владимирской гимназии, затем в Москве, в университете, и Демидовском лицее в Ярославле. В 1887 году за участие в студенческих волнениях был исключен из Московского университета и сослан в Шую.

Высшего образования так и не получил, но благодаря своему трудолюбию и любознательности стал одним из самых эрудированных и культурных людей своего времени. Бальмонт ежегодно прочитывал огромное количество книг, изучил, по разным сведениям, от 14 до 16 языков, кроме литературы и искусства увлекался историей, этнографией, химией. Стихи начал писать в детстве.

Первая книга стихов «Сборник стихотворений» издана в Ярославле на средства автора в 1890 году. Молодой поэт после выхода книжки сжег почти весь небольшой тираж. Решающее время в формировании поэтического мировоззрения Бальмонта — середина 1890­х годов. До сих пор его стихи не выделялись чем­то особенным среди поздненароднической поэзии.

Публикация сборников «Под северным небом» 1894 и «В безбрежности» 1895 , перевод двух научных трудов «История скандинавской литературы» Горна­Швейцера и «Истории итальянской литературы» Гаспари, знакомство с В. Брюсовым и другими представителями нового направления в искусстве укрепили веру поэта в себя и свое особое предназначение.

В 1898 году Бальмонт выпускает сборник «Тишина», окончательно обозначивший место автора в современной литературе. Бальмонту суждено было стать одним из зачинателей нового направления в литературе — символизма. Однако среди «старших символистов» Д. Брюсов и среди «младших» А. Блок, Андрей Белый, Вяч.

Иванов у него была своя позиция, связанная с более широким пониманием символизма как поэзии, которая, помимо конкретного смысла, имеет содержание скрытое, выражаемое с помощью намеков, настроения, музыкального звучания. Из всех символистов Бальмонт наиболее последовательно разрабатывал импрессионистическую ветвь.

Его поэтический мир — это мир тончайших мимолетных наблюдений, хрупких чувствований. Предтечами Бальмонта в поэзии являлись, по его мнению, Жуковский, Лермонтов, Фет, Шелли и Э. Широкая известность к Бальмонту пришла достаточно поздно, а в конце 1890­х он был скорее известен как талантливый переводчик с норвежского, испанского, английского и других языков.

В 1903 году вышел один из лучших сборников поэта «Будем как солнце» и сборник «Только любовь». А перед этим за антиправительственное стихотворение «Маленький султан», прочитанное на литературном вечере в городской Думе, власти выслали Бальмонта из Петербурга, запретив ему проживание и в других университетских городах.

Читайте также:  Внеклассное мероприятии к 8 марта в школе. 5, 6, 7 класс

В 1902 году Бальмонт уезжает за границу, оказавшись политическим эмигрантом. Помимо почти всех стран Европы Бальмонт побывал в Соединенных Штатах Америки и Мексике и летом 1905 года вернулся в Москву, где вышли два его сборника «Литургия красоты» и «Фейные сказки». Бальмонт написал произведение для своей дочери Нины он звал её Ниника. Для неё поэт сочинил «Фейные сказки».

Слово «фейные» произошло от слова «фея». В стихотворных сказках К. Бальмонта среди «мошек и букашек», пьющих «капельки с ромашек», живёт нежная фея, «занятая делом», она проверяет росинки, разрешает споры между насекомыми и растениями. На события первой русской революции Бальмонт откликается сборниками «Стихотворения» 1906 и «Песни мстителя» 1907.

Опасаясь преследования, поэт вновь покидает Россию и уезжает во Францию, где живет до 1913 года. Отсюда он совершает поездки в Испанию, Египет, Южную Америку, Австралию, Новую Зеландию, Индонезию, Цейлон, Индию. Вышедшая в 1907 году книга «Жар­птица.

Свирель славянина», в которой Бальмонт развивал национальную тему, не принесла ему успеха и с этого времени начинается постепенный закат славы поэта. Однако сам Бальмонт не сознавал своего творческого спада.

Он остается в стороне от ожесточенной полемики между символистами, ведущейся на страницах журналов «Весы» и «Золотое руно», расходится с Брюсовым в понимании задач, стоящих перед современным искусством, пишет по­прежнему много, легко, самозабвенно. Один за другим выходят сборники «Птицы в воздухе» 1908 , «Хоровод времен» 1908 , «Зеленый вертоград» 1909. В мае 1913 года, после объявления амнистии в связи с трехсотлетием дома Романовых, Бальмонт возвращается в Россию и на некоторое время оказывается в центре внимания литературной общественности. К этому времени он не только известный поэт, но и автор трех книг, содержащих литературно­критические и эстетические статьи: «Горные вершины» 1904 , «Белые зарницы» 1908 , «Морское свечение» 1910. Перед Октябрьской революцией Бальмонт создает еще два по­настоящему интересных сборника: «Ясень» 1916 и «Сонеты солнца, меда и луны» 1917. Бальмонт приветствовал свержение самодержавия, однако события, последовавшие вслед за революцией, отпугнули его, и благодаря поддержке А. Луначарского Бальмонт получил в июне 1920 года разрешение на временный выезд за границу, который обернулся для поэта долгими годами эмиграции. В эмиграции Бальмонт опубликовал несколько поэтических сборников: «Дар земле» 1921 , «Марево» 1922 , «Моё — ей. Стихи о России» 1923 , «Раздвинутые дали» 1929 , «Северное сияние» 1931 , «Голубая подкова» 1935 , «Светослужение» 1936—1937. Умер 23 декабря 1942 года от воспаления легких. Похоронен в местечке Нуази ле Гран под Парижем, где жил последние годы.

Работа над стихотворением «Золотое слово» — Назовите фамилии поэтов, которые посвящали свои стихи весне.

Источник: https://www.realmusic.ru/blogs/95248

видяшева елена николаевна. К. Д. Бальмонт Золотое слово

С этим файлом связано 119 файл(ов). Среди них: zubanova.rar, zd.zip, zarplata.doc, zanzad.ppt, ya.doc, xr.doc, vum.doc, voda.doc, visitka.ppt, Vidyasheva.rar и ещё 109 файл(а).

Показать все связанные файлы Урок литературного чтения.Класс: 3 «А».Учитель: Видяшева Е.Н. Тема: К.Д.Бальмонт «Золотое слово».Цель: Познакомить учащихся с биографией К.Д.Бальмонта и его стихотворением.

Развивать способность понимать смысл, настроение образного языка стихов

К.Д.Бальмонта.Воспитывать любовь к русской поэзии.Оборудование:учебники, картинки, рисунки, толковый словарь ,портреты поэтов. Ход урока.I.Организационный момент.

 Долгожданный дан звонок,Начинается урок.Ножки вместе,Спинки ровноИ к уроку всё готово. Эпиграф: «Чтение есть создание собственных мыслей при помощи мыслей других людей».(Библиофил,психолог Н.И.

Рубакин)

-Как вы понимаете эти слова ?

 II.Упражнения на повышение техники чтения.1) Жужжащее чтение(чтение вполголоса незнакомого текста).

2) «Буксир». (Учитель читает вслух незнакомый текст, меняя скорость, учащиеся должны успевать.Чтобы проверить это, учитель заменяет любое слово, дети должны поднять руку).

 III.Проверка домашнего задания.(На доске портрет Н.А. Некрасова).1.-Расскажите, что вы помните из биографии Н.А.Некрасова.2.Чтение детьми отрывков из произведения Н.А.Некрасова «Дед Мазай и зайцы» к рисункам, которые помещены на доску. IY.Беседа.1.-Как вы понимаете слова Н.А.Некрасова «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».2.Речевая разминка (чтение с карточек).Берегите эти воды, эти земли,Даже малую былиночку любя.Берегите всех зверят внутри природы,Убивайте лишь зверей внутри себя.

-Как вы понимаете эти строки Е.Евтушенко?

-Можно ли судить о людях по их делам ?Как?

-Что можно сказать об этих людях ?(На доске находятся картинка с изображением деда

Мазая и зайцев и картинка, где дети вешают кормушки для птиц).

-А вы уже повесили кормушки для птиц?

  Y.Работа с пословицами.1.Работа в парах по составлению пословиц, которые разделены на две части.Доброе слово лечит, злое колечит.Злой не знает, что есть добрый.Добрая слава лежит, а худая бежит.

-Какие ещё вы знаете пословицы о доброте?

 YI.Физминутка. YII. Актуализация знаний.Загадки.Утром мы во двор идём-Листья сыплются дождём,Под ногами шелестятИ летят,летят,летят…(Осень) 

Кто, угадай-ка, седая хозяйка?

Тряхнёт перинки-Над миром пушинки.(Зима) Тает снежок.Ожил лужок.День прибывает.Когда это бывает?(Весной)

-О чём пойдёт речь?

 YIII.Новая тема.1.Учитель рассказывает биографию поэта К.Д.Бальмонта.(Портрет в учебнике).2.Чтение учителем стихотворения К.Д.Бальмонта «Золотое слово».3.Словарная работа:объяснение значения слова «кутерьма» и чтение в толковом словаре.

-Кому стихотворение понравилось?

4.Чтение детьми про себя.

-Что вы поняли из прочитанного?

5.Ответы на вопросы из учебника.6.Конкурс на выразительное чтение с хвастливой интонацией.7.На доске помещены схематичные изображения лиц с разным настроением.

-Какие выражения лиц подходят сюда?

 IХ.1.Итог урока.2.Оценки.3.Домашнее задание.  

перейти в каталог файлов

Источник: http://urok.zodorov.ru/k-d-balemont-zolotoe-slovo/index.html

Бальмонт Золотое слово

Презентацию на тему Бальмонт Золотое слово можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации : Литература.

Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию.

Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию — нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 32 слайда.

Урок литературного чтения

К.Бальмонт «Золотое слово» 3 класс ГБОУ СОШ 72 Учитель — Таюрская Елена Андреевна

Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Все красиво дружно встали, Улыбнулись, подравнялись. Поздоровались прилично; Чтоб учиться на «отлично», Тихо сели за свой стол, Начинаем разговор.

«Вижу островок небольшой – Зайцы на нем собрались гурьбой.» «Забравшись на сосну большую, По веточкам пальцем бьет И сам про себя удалую, Хвастливую пеню поет.» «Хозяин подумал, что он забудет свое горе, если ему дать другую собачку…»

4. «Мальчик очень раззадорился. Он ступил на перекладину. на палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывала обезьяна и капитанский сын…» «Старый артиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел на море.

В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль.

» «Кабы я была царица, — Говорит одна девица, То на весь крещеный мир Приготовила б я пир…» «Тут конек пред ним ложится: На конька Иван садится, Уши в загреби берет, Что есть мочушки ревет»

«Дед Мазай и зайцы» «Мороз-воевода» «Лев и собачка» «Прыжок» «Акула» «Сказка о царе Салтане…» «Конек-горбунок»

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942)

Константин Дмитриевич Бальмонт родился 15 июня 1867 года в деревне Гумнище Владимирской губернии. Мать Бальмонта, «высокообразованная, умная и редкостная женщина», ввела поэта в мир музыки, словесности, истории, языкознания.

В пять лет Костя уже научился читать самостоятельно, подсматривая за старшим братом, которого учила мать. Отец был необыкновенно тихим, добрым, молчаливым человеком, любил природу и охоту. Гуляя с ним, маленький Костя еще в детстве глубоко проникся в красоту лесов, полей, болот, лесных речек.

Это радостное ощущение детства и родных мест «среди цветов и песнопений» отражено в поэзии Бальмонта.

Современники называли Бальмонта «поэтом с утренней душой». Никто не опутывает души таким светлым туманом, как Бальмонт. Его стихи очень певучи и музыкальны В 1876 -1883 годах Константин Бальмонт учился в Шуйской гимназии, откуда был исключен за участие в антиправительственном кружке. Продолжил свое образование во Владимирской гимназии, затем – в Москве в университете.

Благодаря своему трудолюбию и любознательности Бальмонт стал одним из самых эрудированных и культурных людей своего времени. Он ежегодно прочитывал огромное количество книг, изучил шестнадцать языков, кроме литературы и искусства, увлекался историей, химией. Стихи начал писать в детстве.

В конце 1890-х годов он был известен как талантливый переводчик с норвежского, испанского, английского и других языков.

Что обещала осень? Как ответила зима? А кто не испугался зимы и сделал все по-своему? Так чье слово оказалось самым твердым? Сказала – сделала. Так какое слово можно назвать твердым?

Объясните смысл словосочетаний: «Солнце золотится…» «…Речка шалит водой» «…вода стерла берега» «…зима пропала»

Подбери антонимы: Закат Стара Бранить

Подбери синонимы: Фея Галдеть Усмехнуться

Прочитайте выразительно слова-обещания каждого времени года. Какую интонацию вы выберите? Кто обещал всех озолотить? Кто все сделал на самом деле? У весны есть ли золотые краски? Если есть, то в чем они? Как вы поняли выражение «желтый одуванчик, — будет и седой»? Почему автор так назвал свое стихотворение? Выразительное чтение стихотворения.

Константин Бальмонт написал произведение для детей, посвященное своей дочери Нине (он звал ее Ниника). Книгу поэт назвал «Фейные сказки» (слово «фейные» произошло от слова фея). В стихотворных сказках К.Бальмонта среди «мошек и букашек», пьющих «капельки с ромашек», живет нежная фея, «занятая делом», она проверяет росинки, разрешает споры между насекомыми и растениями.

Послушайте посвящение Нинике: Солнечной Нинике, с светлыми глазками – Этот букетик из тонких былинок. Ты позабавишься Фейными сказками, После – блеснешь мне зелеными глазками, — В них не хочу я росинок. Вечер далек, и до вечера встретимся Много нам: гномы, и страхи, и змеи Чур, не пугаться, — а если засветятся Слезки, пожалуюсь фее.

Как еще можно назвать это стихотворение?

Итог урока

Творчество какого поэта мы изучали? Какое стихотворение особенно понравилось, хотели бы вы его еще раз услышать, прочитать? Какие чувства у вас вызвало стихотворение «Золотое слово»? Что захотелось?

Источник: https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-literature/6593-bal-mont-zolotoe-slovo.html

Ссылка на основную публикацию