Ель новогодняя история происхождения

Происхождение и история новогодней елки

Приближается Новый год, а вместе с ним и новогодний праздник, который задолго до своего наступления начинает будоражить обычный уклад жизни населения. Люди заранее начинают готовиться к этому радостному событию.

В разных странах разные народы мира по-разному отмечают этот праздник, в силу климатических и политических условий, этнических и религиозных традиций, и по многим другим причинам. А вообще, в целом очень интересная история у этого праздника. И, благо, информации на эту тему имеется достаточно.

Вот, например, что пишет Александр Новак, исследовавший этот вопрос в своей статье «Откуда пришла новогодняя елка?»

«Мы переняли у добрых немцев детский праздник в канун праздника Рождества Христова Weihnahtsbaum. Деревце, освещенное фонариками или свечками, увешанное конфетами, плодами, игрушками, книгами составляет отраду детей, которым прежде уже говорено было, что за хорошее поведение и прилежание в праздник появится внезапное награждение».

Значит, в Россию этот праздник пришел из Германии.

А не правда ли, интересное название у него на немецком языке:

Вайнахтен – Рождество.

Вайнахтсбаум – Рождественское дерево.

Вайнахтсман – Дед Мороз.

И не удивительно, что сразу привлекает внимание ингуша, родное слова Вайнах.

Да и потом много чего на ум напрашивается. Например, Один – верховный бог в древнегермано-скандинавской мифологии, отец и предводитель асов. Был реальной исторической личностью, переселившийся в Скандинавию с Кавказа.

В общем, исследование этого вопроса приводит нас на Кавказ. К тому же, вышеупомянутый Александр Новак там же пишет: «История превращения елки в Рождественское дерево до сих пор точно не восстановлена».

А вот цитата из Википедии:

«До сих пор продолжаются споры, где и когда была впервые документально зафиксирована установка рождественской елки».

Кстати, во всем этом деле, мое внимание прежде всего привлек к себе как раз термин «Ёлка». Но об этом мы подробнее поговорим чуть ниже. Прежде я хочу привести здесь еще одну цитату из книги «В поисках колыбели цивилизации» В. Демина.

«В память о Золотом веке справлялись самые веселые праздники древности – дионисии у греков и сатурналии у римлян.

Все необузданное веселье рождественских карнавалов, святок, ряжения и колядования с подарками и игрушками, наряжением деревьев (в настоящее время – в основном елки), расцвечением огнями – все это идет от дионисий и сатурналий, а еще раньше – от гиперборейских традиций: Золотой век титанов и счастливая жизнь гиперборейцев происходили в одно и то же время и на одной и той же северной территори».

Судя по данной цитате история елки уходит в глубокую древность, т.е. в «Гиперборею», она же по другому называется «Белым островом» или островом «Атлантида».

И это, как вам может показаться, нисколько не отдаляет нас от Кавказа в поисках истины, а, наоборот, говорит о том, что мы на правильном пути, так как на ряду со многочисленными другими версиями о месте нахождения острова Атлантида, имеются довольно веские теории, что Кавказский горный массив некогда представлял из себя этот остров.

А ингуши являются аборигенами центральной части данного горного массива, кавказцами и прямыми потомками Атлантов, а не пришельцами более позднего времени.

Коли это так, то мы должны иметь, что сказать в подтверждении этой теории. И нам есть, что сказать.

Как нам всем известно, такой породы деревьев как елка не существует. Елкой называется любое ряженое дерево.

Обычно наряжают ель, пихту и сосну.

Здесь сразу возникает вопрос, так почему это ряженое дерево получило такое название? Почему русские прозвали это дерево «ёлкой», а сам термин на русском языке больше нигде не применяется и не поддается объяснению его этимологии, тогда как на ингушском языке данный термин занимает место в полном объеме, к тому же становится ясным его происхождение. Попробуем объяснить подробнее все по порядку. Ничего сложного, все очень просто.

Разделим слово елка на две части «ЕЛ» и «КА». Дальше, произносим эти два слова на современном ингушском языке – ЁЛ КА. Ну и как? Вы поняли, что вы сказали. ЁЛ (инг.) – сунуть, КА (инг.) – руку. Эти слова из разряда КА ЁЛ : КА ЙОЛ : КА ЙАЛАЦ : КА ЕХКА ЕННАЙ : и т.д.

Ну а теперь еще подробнее.

В канун празднования (хотя изначально он был религиозный обряд, посвященный солнцу) девушки, неся высоко поднятый флаг, ходили по домам и собирали все, что подавали на укомплектование подарков детям. При этом сами детишки сопровождали этих девушек, опережая их, они заскакивали во двор и кричали хозяевам: «Фар йог1а шуга!» – «Фар идет к вам!»

Фар (инг.) – счастье.

Фаьр хьазильг (инг.) – птица счастья.

Фартанга (инг.) – река счастья.

Фарн (иран.) – счастье.

Фарт (рус.) – счастье, удача.

Фортуна (лат.) – др.-рим. богиня удачи и счастья.

Девушек – участниц процессии, – называли «Фаризи».

Примечательно то, что галльское племя, основавшее в III веке до н.э. город Париж, называли Паризии. Ладно, не будем далеко отходить от темы. В единственном числе девушек называли «Фариза».

Этим словом и сегодня называют девушек. Все подарочные упаковки подписывали именами детей и увешивали ими дерево, у которого проходили мероприятия. Дерево это называли «Фуртага».

«Фар-Фур» –счастье.

«Га» – дерево.

Фуртага – дерево счастья.

И место, где проводили это самое мероприятие, получило название по этому же дереву. Ныне там село Фуртаг в Джейрахском районе в горной Ингушетии.

Наряженное дерево до назначенного времени начала мероприятия накрывали накидкой, которую называли «Ферта».

В последующем и в наше время ингуши «Фертой» называют «Бурку». А в русском языке этот термин сохранился как «Фартук» – чехол, покрышка.

«В России до революции, Ёлка как рождественское дерево появляется в начале XIX века в домах петербургских немцев. В сочельник ставилась в углу гостиной маленькая настольная ёлочка, и в определенный час отец семейства снимал с нее покрывало». Википедия.

В определенное время Муст-бик (так ингуши в древности называли белобородого старца с длинным посохом, прозванный русскими «Дед Морозом». А почему он у ингушей получил такое имя, дошедшее до нашего времени как личное мужское имя, вы узнаете чуть ниже) снимает покрывало с дерева и начинается обряд.

Дедушка Муст-бик, дети, родители и просто старшие сопровождающие детей все вместе становятся в круг, вокруг дерева, и двигаясь то в одну, то в другую сторону, т.е. по часовой стрелке и наоборот, громко произносят молитву.

Все загадывают желания, просят у Всевышнего счастья, удачи, везения.

После завершения первого акта ритуала, дедушка Муст-бик с помощью своего посоха снимает с дерева мешочек, вынимает из мешочка бумажного голубя, с которого читает имя счастливчика (фартового) и передает ему или ей подарок. Ритуал так и повторяется, пока не раздадут все подарки.

Дело в том, что в Фуртаге отмечали день летнего солнцестояния. А обряд, посвященный дню зимнего солнцестояния проводился в другом месте и имел некоторые отличия.

Проводился он в местечке «Гаусте». Ныне это древнее городище, село как и Фуртага расположено в горной Ингушетии, в Джайрахском районе.

Полагаю, что первую часть этого термина читатель угадает сразу, это «Га» (инг.) – дерево.

И вторая часть «Уст» тоже присутствует в современном ингушском лексиконе, и ассоциируется она понятиями как «Уст» – вол : «Уст да» – тесть : «Уст нана» – теща : «Уст вош» – шурин.

Здесь имеется очень интересный момент, если нам необходимо как-то обозначить родню жены, то всех их называем через слово «Уст», при том, что к самой жене оно как раз не применяется.

Это самое явление давно будоражит умы многих исследователей. Думаю, что мы сейчас распутаем этот вопрос и положим конец его дальнейшему изучению.

В качестве инструмента для решения этой задачи нам необходимо дополнительно использовать всего лишь одну букву «М».

Есть в ингушской речи правила или свойство применять эту букву к некоторым словам для пущей важности. Например, Ч1ог1а – крепко; М-Ч1ог1а – тоже самое: крепко.

Йокха – большая; М-Йокха – тоже самая: большая, и т.д. Так давайте напишем слово «Уст» тоже через букву «М», и поглядим, что из этого выйдет.

«Уст». «М-Уст». «Муст» – этот термин нам знаком как совсем другой, чем «Уст», однако вы сейчас убедитесь в том, что слова «Уст» и «Муст» – это практически одно и тоже. Когда разделывают курицу, обдирают перья, как мы этот процесс обозначаем?

Муст ю котам. То есть, – Муст ю – обдираю; Котам – курицу. Точно так же мы говорим и на дерево, Муст ю – обдирают; Га- дерево. Муст ю га. Здесь мы обратно убираем букву «М» и получаем сюрприз «Уст ю га».

То есть «Устюг» – это Великий Устюг, – город в Вологодской области, откуда по преданию у русских якобы явился Дед Мороз.

На самом деле Русский «Устюг» является дублирующим гиперборейско-атланто-ингушский «Гауст».

«… общие в далеком прошлом верования были разнесены по всему свету по мере распространения миграционных волн некогда единого пранарода».

Это цитата из книги Валерия Никитича Демина «В поисках колыбели цивилизации».

Ингуши называют «УСТазами» своих овлия, святых старцев, которые помогали простым людям, лечили от недугов, передавали знания и религию. У арабов «УСТаз» – учитель, тоже потому что отдает людям знание.

УСТье (рус.) – место впадения реки в море или в другую реку.

УСТупить (рус.) – отказ от чего-н. в пользу другого.

Надеюсь, что вы понимаете теперь смысл термина «УСТ». В общем, независимо обдирается насильно или делается это добровольно, материальное это или духовное, когда от одного объекта что-то переходит к другому объекту, сам процесс перехода, передачи или уступки называется «УСТ».

Другими словами «УСТ» – это источник.

Именно поэтому для Зятя, Теща и Тесть являются «Уст-нана» и «Уст-да», потому что он забрал у них дочь, а они отдали, уступили ему, поэтому сама жена не называется термином «УСТ».

Однако здесь присутствует один очень интересный момент. Слово «Уст» склоняется на «Шерч» и «Истрий».

То есть «Уст» – вол, в единственном числе.

«Шерч» – два вола вместе запряженные.

«Истрий» – много волов в упряжке.

Как вы, наверное, обратили внимание, русское слово «Источник» имеет первый слог «Ист». Так же и в греческом слове «История», корневым является «Ист». И это как нам известно, является источником информации о прошлом.

Во время мероприятий, похорон или свадебного процесса, гостей мужчин обслуживают парни, но пищу готовят и отпускают исключительно женщины. Поэтому здесь ингуши относительно к женщинам во мн.ч. применяют термин «Истий».

От чего, так же мы можем убедиться в том, что слово «Истол» – стол, никак не является заимствованным от русского слова «Стол», а наоборот, «Истол» – как раз и есть самый, что ни на есть источник пищи.

На староингушском языке Быка называли «Гал», а кастрированного быка «Гал-Уст».

Позже эти слова разделились на «Гал» – бык : и на «Уст» – вол. Но каким-то образом в армянском языке полностью сохранился этот термин, правда в качестве мужского имени и названии фамилии Галустян.

ГАЛ – УСТ – ЯН.

В русском языке сохранилось слово «УСТюг», в ингушском «гаУСТе». Да кстати, отсюда же становится понятно, как появилось у ингушей мужское имя «Муст-бик». Он снимает подарки с дерева, т.е. обдирает его.

Теперь пойдем в Гаусте, посмотрим как там отмечали день зимнего солнцестояния. Зеленое дерево или не зеленое, все-таки зима на дворе, а зимой деревья не плодоносят, поэтому увещевать его подарками не разумно, в связи с этим здесь применялся иной метод разыгрывания подарков. Дерево, конечно, наряжали, а вот подарки раскладывали под деревом на подобии опавших плодов с дерева.

Подарки засыпали толстым слоем снега. Этот искусственный сугроб назывался «Хьули» – то во что что-то прячут. Хьули – древнее городище, село в Жайрахском районе.

А все это богатство вместе, спрятанное в сугробе называлось «Ганз» – клад. Обряд, который проводился вокруг дерева, прозванный русскими в постсоветское время хороводом, назывался «Зикар» – восхваление Всевышнего.

А вообще эти два слова изначально представляли из себя один единый термин «Ганзикар» и был произведен со следующим значением «Га» – дерево; «Н» – продолжение; «З» – связь, цепь, т.е.

все, что связано с данным деревом; «ИК» – внизу, под деревом; «АР» – площадь, территория.

Ганзикар – так назывался весь обряд в целом, в последующем его расчленили на части «Ганз» и «Зикар», а возможно даже и «Икар» – сын Дедала из др.-греческой мифологии, имеет свое происхождение отсюда. Кроме того, в ингушском языке практикуется такой возглас «Дедала хьа даьла1», где мы видим имя отца Икара, Дедал.

Как и в Фуртаге, после проведения соответствующей процедуры дедушка Муст-бик снимает с ветвей дерева бумажного голубя, на котором написано имя ребенка, участника обряда. Ребенок на чье имя выпал жребий, подходит поближе к сугробу – хьули, запускает руку в сугроб, чтобы нащупать там ганз – клад-подарок.

Внимание! Здесь, на мой взгляд, самое интересное. Какими словами обозначали вот этот самый момент нащупывания подарка в сугробе? Даже на чисто современном ингушском языке, эти слова сохранились как ёлка.

Да, да именно слова, так как этот короткий термин на самом деле состоит из двух слов «ЁЛ» – сунуть : «КА» – руку.

Читайте также:  Пословицы и поговорки про лето

«ЁЛ-КА» – сунуть руку.

От перестановки этих двух слов, с места на место, смысл не меняется. Без разницы, что «ЁЛ-КА» или «КА-ЁЛ».

«Слова начинающиеся на букву Е, для русского языка не характерны. Откуда же тогда взялось слово «Ель» и «Елка?»

Сайт «Русский язык». Тема: Этимология – происхождение слова «елка».

Значит, ребенок запускает руки в сугроб «ЁЛ-КА».

Если он с первой попытки натыкается, нащупывает подарок, то он кричит «КА-ЙОЛ» или «ЙОЛ-КА» – что означает – есть подарок. А если он не нащупывает подарок, то он кричит «КА-ЙАЛАЦ» или «ЙАЛАЦ-КА» – нету подарка. Эти слова в наше время находятся в обиходе в ингушском языке со значением «КА-ЙОЛ» – везет; «КА-ЙАЛАЦ» – не везет.

Так же из русского языка нам знакомы такие слова, как «Ёлки-Палки», тоже неизвестного происхождения.

На самом деле эти слова являются синонимами ингушским словам «Йол-Ка» и «Йалац-Ка». То есть русское слово «Ёлка» следует понимать как «Йол-Ка» – есть подарок, удача, успех. А «Палки» – эта как «Йалац-Ка» – нету подарка, не повезло, досада. Часть слова «Пал» является из разряда русского языка «Пал» – лесной пожар.

«ПАЛеный» : «проПАЛ» : «уПАЛ».

А переход частица «КА» в «КИ» это закономерно, она имеет свойство склоняться как «КА» : «КИ» : «КУ».

В связи с этим, считаю, что здесь будет уместно привести следующий пример. В горной части Сунженского района Ингушетии есть село Олкум. Вероятно, что это село, а точнее то место, где ныне находится данное поселение изначально называлось «Йол-Куме», от которого в наше время сохранилось то, что мы имеем – «йОЛКУМе» : «Олкум».

Посмотрите еще, что пишет по этому поводу Ахмад Сулейманов в своей книге «Топонимия Чечено-Ингушетии»: «Иг1а Олкумие (Ига Олкумие) «Нижний Олкум» – селение на п.б. реки Асса, в 1,5 км з.

от ц1егу Олкумие (Маг1а Олкумие) «Олкум», вероятно, от «Ольг» – божий хлебец просвира, но имеет кроме того, любопытное совпадение с этнонимом «ЙОЛК» – родина Ясона – главного героя «Похода Аргонавтов» из мифологии Древней Греции».

А вот в завершение еще одна цитата на размышление:

«Нельзя доверять их страшному упадку, который будет длиться много веков.

Гипербореи познают и сильный упадок, и огромный расцвет. У них будет три падения и три возвышения…

В той самой стране гипербореев, о которой никто никогда не думал как о стране, в которой может произойти нечто великое, над униженными и отверженными воссияет великий крест». Парацельс.

Поздравляю Вас с наступающим Новым годом, желаю здоровья, счастья, удачи и всех благ.

Источник: https://amutsolgov.livejournal.com/9879.html

История новогодней елки

Без этого дерева сегодня нельзя себе представить настоящий Новый год. Традиция украшать рождественскую ель существует в большинстве стран, однако мало тех, кто знает историю этого обычая.

https://www.youtube.com/watch?v=yGXcqw-BIp8

Еще в Древнем Египте украшали пальмы, а первые рождественские елки появились, согласно письменным источникам, в 16 столетии в Эльзасе.

Установка ели была общественным событием и происходила на городской площади, а первыми украшениями дерева служили спелые плоды, сладости и цветная бумага. Традиция распространилась по всей Германии, а позже и в Европе.

Сначала елки (а также сосны, буки и ветки вишневого дерева) устанавливались только в домах богатых дворян и купцов, и лишь в 19 веке уже можно было наблюдать новогодние елки повсеместно.

В России елка, как непременный атрибут празднования Нового года, появилась после указа Петра I, в котором было велено: «По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни. А людям скудным каждому хотя бы по древу или ветке на вороты поставить».

После запрета большевиками ставить елку (в некоторых семьях это делали тайно) и последующей реабилитации праздника, новогодняя ель для детей и молодежи была установлена лишь в 1936 году в Колонном Зале Дома Союзов. Вскоре, в 1954 году, появилась и знаменитая главная елка страны — Кремлевская.

Сегодня, наряжая лесную красавицу, лишь немногие задаются вопросом, что повлияло на распространение этой традиции. Существует огромное количество различных версий.

По одной из них ель, украшенная плодами, является прообразом «райского дерева».

Другая версия относит возникновение традиции ставить дома елку к языческим верованиям, согласно которым, ее колючие иглы защищают от злых духов и ведьм.

Что касается самих украшений, то тут стоит сказать, что первый стеклянный шар был выдут в Саксонии, в 16 столетии. В наше время возможностей для проявления своей фантазии так много, что вы можете использовать почти все, что попадется под руку — блестящую бумагу, искусственные перья, кусочки ткани и цветного пластика, сладости и печенье.

В Германии, к примеру, придумали использовать в качестве елочных украшений компьютерные диски, а компания Coca-Cola совместила приятное с полезным: переработала использованные бутылки от своих напитков и сделала из них необычные игрушки.

Для поклонников японской кухни производители елочных игрушек придумали целые наборы в виде суши и сашими, а недавно в продажу поступили игрушки в виде телефонов Iphone, имитирующие оригинал вплоть до иконок меню.

Времени до самого главного праздника года осталось мало. Stylenews.ru желает своим пользователям воплотить в декоре елки самые смелые и необычные идеи.

Читайте также по темам exclusive Новый год праздники Рождество

Источник: https://www.stylenews.ru/lifestyle/istoriya-novogodnejj-elki/

Новогодняя ёлка. история традиции

Сегодня сложно представить новогодний праздник без снега и ели. Но еще несколько столетий назад вечнозеленое дерево не было атрибутом Нового года, да и сам праздник в России отмечали в сентябре.

Алексей Чернышев. Рождественская ёлка в Аничковом дворце

Традиция украшать новогоднюю ель известна с кельтских преданий. Древние славяне вместо елки наряжали дуб или березу.

В Европе традиция встречать Новый год с зеленой красавицей началась в Германии с древней немецкой легенды о деревьях, пышно расцветающих во время зимних холодов.

Вскоре украшение ёлок стало модным и распространилось во многих странах Старого Света. Для того чтобы избежать массовой вырубки лесов, в XIX веке в Германии стали производить искусственные ели.

Сергей Коровин. Рождество

В Россию новогодняя традиция пришла в канун 1700 года, во время правления Петра I, которым был отдан приказ о переходе на новое летоисчисление (от Рождества Христова) с 1 января 1700 года и о том, чтобы Новый год встречать 1 января, а не 1 сентября.

В указе говорилось: «…По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых… а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на ворота или над храминою [домом] своею поставить…»

Петр I о Новом годе: «перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых»

После смерти царя предписания сохранились лишь относительно убранства питейных заведений, которые перед Новым годом продолжали украшать ёлками. По этим деревьям опознавались кабаки. Деревья стояли возле заведений вплоть до следующего года, накануне которого старые ёлки заменяли новыми.

Старая рождественская открытка

Первую публичную ёлку установили в здании Екатерининского вокзала (ныне Московского) в Санкт-Петербурге лишь в 1852 году.В разные времена и ёлки наряжали по-разному: сначала фруктами, живыми и искусственными цветами, чтобы создать эффект цветущего дерева.

Позже украшения стали сказочными: позолоченные шишки, коробочки с сюрпризами, сладости, орехи и горящие рождественские свечи. Вскоре добавились игрушки, сделанные своими руками: дети и взрослые мастерили их из воска, картона, ваты и фольги.

А в конце XIX века на смену восковым свечам пришли электрические гирлянды.

Генрих Манизер. Ёлочный торг

Во время Первой мировой войны император Николай II объявил елочную традицию «вражеской». После Октябрьской революции запрет отменили, но в 1926 году власть рабочих и крестьян вновь ликвидировала «елочную» традицию, сочтя ее буржуйской.

Новогодняя ёлка в Колонном зале Дома Союзов. 1950-е.

Лишь в 1938 году огромная 15-метровая ёлка с десятью тысячами украшений и игрушек появилась в Москве, в Колонном зале Дома Союзов. Ее стали устанавливать ежегодно и проводить там детские новогодние праздники, получившие название «новогодние елки». С 1976 года главной новогодней елью страны стало дерево, установленное в Государственном Кремлевском дворце.

Новогодняя елка в Колонном зале Дома Союзов. 1950-е.

К 1960-м годам новогодняя елка стала привычной и любимой для каждой семьи. А ее украшение — стеклянными шарами, игрушками и бумажными гирляндами — одной из главных семейных церемоний.

Новогодняя елка в Кремлевском Дворце съездов. Фотография: Н. Акимов, Л. Портер

Праздник ёлки изначально предназначался для детей и должен был навсегда остаться в памяти ребенка как день милосердия и добра. Праздничная елка готовилась взрослыми непременно по секрету от детей. И по сей день новогоднее таинство и удивительным образом появляющиеся под ёлкой подарки остаются главным волшебством детства.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

1

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Источник: https://historicaldis.ru/blog/43835494553

История рождественской елки

Невозможно представить себе Новый год и Рождество без елки. Это обязательный атрибут праздника. Откуда же берет начало традиция устанавливать дома хвойное дерево на Рождество и Новый год?

СОХРАНИЛОСЬ МНОГО ЛЕГЕНД, КАЖДАЯ ИЗ КОТОРЫХ ПО-СВОЕМУ ТРАКТУЕТ ИСТОРИЮ РОЖДЕСТВЕНСКОЙ ЕЛКИ. Вот некоторые из них. «В Рождественскую ночь все растения отправились в Вифлеем поклониться младенцу Иисусу.

Первыми пришли пальмы, затем дошли чужестранцы — буки, березы, клены, дубы, магнолии, тополя, эвкалипты, гигантские красные деревья и высокие кедры.

А с дальнего холодного Севера пришла маленькая елочка, которая на фоне других величественных деревьев выглядела очень уж скромной. Деревья делали все возможное, чтобы скрыть ее от глаз Божественного Младенца. Но вдруг на небе свершилось чудо — началось движение звезд.

Они стали падать на землю и, падая одна за другой, опускались на ветки маленькой елочки, пока она не засияла сотнями огней». Так ель стала рождественским деревом.

Согласно другой легенде, ангелы пошли в лес, чтобы выбрать дерево Рождества. Поначалу они собирались выбрать могучий дуб. Однако один из ангелов возразил: «Нет, — сказал он, — мы не можем выбрать дуб. У него слишком твердая и слишком хрупкая древесина, а кроме того, из дуба делаются кресты для могил».

Затем ангелы отправились дальше и подошли к буку. Тогда второй ангел сказал: «И бук мы не можем выбрать, потому что осенью он слишком рано увядает и быстро теряет свою листву».

Когда они подошли к березе, третий ангел сказал: «Береза тоже не подходит, поскольку ее ветки обычно используют в качестве бичей для наказания провинившихся». Точно так же была отвергнута ива, потому что, по мнению четвертого ангела, дерево, которое почти всегда плачет, не может быть символом радости.

Наконец ангелы подошли к ели. Ее вечнозеленый покров, стройность, приятный аромат хвои их поразили. Так ель стала деревом Рождества.

ЕЛЬ — СИМВОЛ БЕССМЕРТИЯ И ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ, ВОЗРОЖДЕНИЯ, НЕУВЯДАНИЯ, здоровья, долголетия, верности, цельности, честности и терпения. Издревле люди верили, что ель защищает дом от нечистой силы. В период зимнего солнцестояния древние германцы специально подвешивали ветви ели к потолку, чтобы очистить свой дом. Вскоре еловые ветви заменило целое дерево.

Ель подвешивали за корень к потолку: она символизировала солнце, освещающее землю, а корни дерева символизировали основу всего сущего. Таким образом земное как бы становилось отражением небесного.

Среди германских народов существовал и древний обычай идти на Новый год в лес, где заранее выбранную ель украшали свечами, цветными тряпочками и совершали вокруг нее новогодние обряды.

Со временем еловые деревца стали срубать и приносить в дом, где они устанавливались на столе. К деревцу прикрепляли зажженные свечи, яблоки, сладости.

После крещения германских народов эти обычаи и обряды начали приобретать христианский смысл, а елочки, устанавливаемые в домах, стали обязательным атрибутом сочельника (канун Рождества). Теперь такая елочка называлась Рождественским деревом. Рождественские традиции ориентировались не только на взрослых, но все больше и больше на детей.

НАЧАЛО ТРАДИЦИИ УКРАШАТЬ НОВОГОДНЮЮ ЕЛКУ, КАК МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ СЕГОДНЯ, заложил Мартин Лютер, известный немецкий реформатор. Возвращаясь домой в канун Рождества, он был очарован красотой небосклона.

Звезды сверкали даже между ветвями заснеженных веток деревьев, казалось, будто их кроны искрятся. Дома Мартин поставил на стол елочку, украсил ее свечами, а на верхушку водрузил звезду в память о Вифлеемской звезде.

Мартин Лютер писал: «Как вечный Бог воплотился в образе маленького младенца, так и вечнозеленая ель приходит к нам в дом, дабы возвестить радость Рождества Христова».

В XVIII – XIX веках традиция украшения елки распространилась не только в Германии, но и Англии, Австрии, Чехии, Голландии, Дании, а при Петре I — и в России. В 1699 году первый русский император издал указ, которым ввел новое летоисчисление — от Рождества Христова, а Новый год повелел праздновать по-европейски — 1 января.

Указом Петра I всем жителям Москвы было велено отмечать встречу Нового года: зажигать в новогоднюю ночь костры, пускать фейерверки, поздравлять друг друга, украшать дома хвойными деревьями. После смерти Петра I новогодние елки ставить перестали.

Лишь владельцы трактиров украшали ими свои дома, причем эти елки стояли в трактирах круглый год — отсюда и выражение «елки-палки».

Новогодние празднества и традиция ставить елки возродились при Екатерине II. А украшать елки стали лишь в середине ХIХ века. Считается, что первую рождественскую елку в Петербурге устроили проживавшие там немцы. Этот обычай так понравился петербуржцам, что они стали устанавливать елки в своих домах. Отсюда эта традиция распространилась по всей стране.

Читайте также:  Внеурочное мероприятие по математике, 3 класс

В Англию традицию наряжать елку привез с собой муж королевы Виктории Альберт Саксен-Кобургский еще в 1841 году. Буквально спустя 10 лет вся Великобритания, следуя примеру королевской семьи, стала наряжать ель и устраивать вокруг нее семейные торжества и детские праздники.

В Америку елка попала примерно в то же время, что и в Англию. Этот обычай распространялся также благодаря немецким эмигрантам.

Нарядное дерево, украшенное свечами и подарками, производило неизгладимое впечатление на соседей-немцев. И уже буквально на следующий год каждый хотел иметь точно такое же дерево и в своем доме.

А в 1848 году в Нью-Йорке появился первый продавец елок. Так было положено начало новогодним базарам.

ЧТОБЫ ВОСПРЕПЯТСТВОВАТЬ МАССОВЫМ ВЫРУБКАМ ЛЕСА, немцы первыми создали искусственные елки. Сначала эти елки делались из гусиных перьев, окрашенных в зеленый цвет. Позже искусственные елки получили широкое распространение не только в Европе, но и Америке.

Во Франции брат Наполеона I Жером Бонапарт, будучи королем Вестфалии, наряжал рожденственскую елку яркими подарочными письмами, а придворные должны были их снимать. Первая елка была установлена во Франции в саду Тюильри. До сих пор во Франции в Провансе на елку вешают раскрашенные яичные скорлупки.

Традиций украшать елку множество. Но лучше всего положиться на собственную фантазию, дать волю воображению, и тогда дерево Рождества подарит вам аромат детства, счастье и радость, веселое настроение.

С наступающим Новым годом и Рождеством!

Источник: http://mostga.am/kultura/istoriya-rozhdestvenskoj-elki-334.html

История новогодней елки

Кто из нас не отдает дань сказочному и красивому обычаю наряжать под новогодние праздники елку? Популярнейшая во всем мире традиция обогащена богатой историей, и без нее уже невозможно представить новогодние торжества. Каково же происхождение знаменитой традиции?

Старинная легенда гласит, что в качестве символа Рождества ель избрана небесными силами

Когда в убогой Вифлеемской пещере произошло чудо, рождения Спасителя, небо ответило на это событие рождением новой звезды. Следуя за божественным знамением, к пещере заторопились как люди, так и животные с растениями. Каждый выказывал Младенцу искренность своей радости, преподносил подарки. Деревья одаривали новорожденного своим благоуханием, листьями и цветами.

Торопилась засвидетельствовать почтение и северная Ель. Придя последней, далекая гостья стояла смущенно в стороне. Когда Ель спросили, почему она не входит, та ответила, что ей нечем одарить Божественного Младенца, к тому же новорожденный может уколоться иголками.

Сочувствуя, каждое растение поделилось с Елью частью своих даров и ее ветви украсили алые цветы, яблоки, орехи и другие плоды. Ель поблагодарила и тихо приблизилась к Младенцу. Увидев красивое дерево, Иисус улыбнулся, и в тот миг верхушка Ели украсилась Вифлиемской звездой.

Иное предание гласит, что гордые Маслина и Пальма не пускали Ель к Иисусу, смеясь над ее смолой и иголками. Скромное деревце застенчиво стояло в сторонке, пока Ангел не сжалился и не украсил ее небесными звездочками. Сияющая Ель торжественно вошла в пещеру. Проснувшись, Младенец радостно протянул к деревцу ручки, Ангел же провозгласил Елочку ежегодным символом Рождества.

В старину люди верили в сверхъестественную силу духов, живущих на соснах и елях. Считали, что именно они способны запутать в лесу охотника, наслать метели и морозы.

Особенно смелели лесные духи нескончаемой декабрьской ночью. Уберегаясь от их гнева, люди пытались задобрить лесной народ различными подношениями, защититься заговорами и обрядами.

Именно вечнозеленая ель издревле была символом жизни.

В Европе принято считать, что традицией украшать новогоднюю елку мы обязаны главе Реформации Мартину Лютеру

Как-то накануне Рождества он шел домой лесом и решил поздравить семью с праздником, принеся в дом зеленое деревце. Елочку украсили бантиками и свечками. Традиция прижилась.

В первом письменном упоминании о новогоднем украшении елок (1605 г.) говорится, что в городе Страсбурге принято приносить на Рождество в дом еловое дерево, которое украшают потом яблоками, бумажными цветами и золотой фольгой.

В Российской империи накануне 1700 года Петр I издал указ о переносе празднования Нового года с осени на первое января. В этом же указе повелевалось устанавливать на улицах живые елки.

Начало XIX века ознаменовалось распространением красивого обычая по территориям Северной Европы, Франции, Англии и Америки

Распространилась рождественская елка и в России.

Но поначалу заморская традиция приживалась туго, и лишь во времена Николая I, когда российские вельможи повально увлеклись немецкими обычаями и культурой, новогоднее украшение елки пошло в народ.

Сохранилось упоминание, что первые рождественские елки в современном понимании стали наряжать под конец 30-х годов XIX века. Зеленые ёлки украшали рафинадом, фруктами, мишурой и бумажными поделками.

В СССР в 20-ые годы прошлого столетия было запрещено праздновать Рождество и наряжать в доме живую елку

Однако елочные традиции оказались сильнее, и в 30-е годы живая елка воспринималась уже как символ не рождественского, а новогоднего праздника. В 1935 году был организован первый новогодний детский утренник с хороводом вокруг живой елки.

С наступающим Новым годом!

Источник: https://www.elki.biz/articles/istorija-novogodnej-elki.html

Краткая история новогодней елки

Дорогой читатель, поздравляю Вас с наступающим Новым годом!

Предновогодние хлопоты, покупки. Традиционные новогодние елки… Стоп!

А давайте немного разберемся – сколько же лет традиции устанавливать новогоднюю (рождественскую) елку? Откуда она появилась? И так ли уж стара, как порой кажется?

У рождественской елки, в отличие от множества других традиций, оказывается, существует и родина, и даже весьма вероятный «родитель». Появилась она в Германии. А предложил использовать дерево в качестве символа Рождества не кто иной, как проповедник Мартин Лютер, основатель целого направления в протестантизме, живший в ⅩⅥ веке.

Причем даже в Германии традиция устраивать елку на Рождество «прижилась» далеко не сразу – не раньше века восемнадцатого. И лишь со следующего, девятнадцатого века, рождественская елка начинает распространяться по миру – в страны Северной Европы, Англию, США, Россию, Францию (далее почти везде).

Почему именно из Германии, и почему именно ель? Идеи «мирового древа», «древа жизни» возникли во времена незапамятные, много тысяч лет назад. И существовали едва ли не у большинства народов. Отражение этих идей можно найти и в Библии.

Однако абстрактные идеи человек воспринимает как-то с затруднением. «Мировое древо», соединяющее мир живых с миром мертвых и миром богов – это, конечно, хорошо. А какое конкретно дерево служит этим самым «мировым древом»?

И у разных народов, живших в разных условиях, ответы были, конечно, различны. У славян, населявших Русскую равнину, например, представление об этом связывалось прежде всего с березой. У живших южнее славянских племен – чаще всего с дубом. Древние греки почитали кипарис и оливу, а римляне – фиговое дерево. У кельтов обожествлялся дуб.

Ель тоже выступала в этом качестве у разных народов, порой далеких и по происхождению, и по месту жительства. Ее, например, обожествляли ханты – финноязычный народ Западной Сибири. И – древние германцы.

Славянам сама мысль устраивать новогоднюю елку (тем более, приносить ее в дом) вряд ли могла бы прийти в голову. В сакральной их практике дерево это также присутствовало. Однако связывалось оно … с миром потусторонним, с миром мертвых. Да ведь и до сих пор связывается… Вспомните, пожалуйста, обычай бросать еловые лапы на дорогу за погребальным кортежем.

Вряд ли темный сырой ельник мог вызвать у наших предков приятные ассоциации. Скорей уж опасения – не встретить бы тут «лесную нечисть» Не то что в дом вносить – перед домом сажать елку было не принято.

И.И.Шишкин «Ель»

Береза – другое дело. Особенно весной, в начале лета. Когда распускает она одной из первых клейкие зеленые листочки, сигнализируя, что долгая темная зима наконец-то закончилась. Возвещая надежду на урожай, на будущее. И связана береза с весенне-летними праздниками наших предков – с Радуницей, «зелеными святками», с Троицей.

А зимой какой праздник с березой? Зимой береза спит.

Так что в Германии рождественская елка появилась не случайно. И потому, что еще предки немцев дерево это обожествляли.

И потому, что еще в средневековье существовал у германцев обычай украшать дерево (или столб из него). Это так называемое «майское дерево», устанавливавшееся на первый день мая.

Обычай переняли многое народы Центральной Европы – чехи, поляки. Правда, и в этом случае украшали не ель, а обычно ту же березу.

Рождество для Европы – праздник зимний. И уж, коль стали выбирать «рождественское дерево», выбор-то не особо и велик. Лиственные породы, само собой, отпадают. Ель, сосна, можжевельник да омела – вечнозеленый кустарник-полупаразит, живущий на ветвях деревьев. Пирамидальная форма ели, так похожая на кирхи лютеран, тоже способствовала закреплению ее в качестве символа.

Новогодняя (рождественская) елка – «этапы большого пути»

Итак, к ⅩⅧ веку в многочисленных германских княжествах все более и более распространился обычай устанавливать к Рождеству елку, украшать ее горящими свечами, фруктами. Конечно же, прежде всего, занимались этим делом люди весьма состоятельные – аристократия, богатые торговцы.

Удовольствие-то было весьма не дешевым! А за самовольные порубки в Германии в это время уже много-много лет рубили руки, а порой – и головы… Вспомните-ка, чем обычно занимаются в немецких сказках девочки и старушки? Правильно, собирают хворост – опавшие сухие ветки, чтоб было чем немного обогреться.

Какие уж тут «рождественские елки»?

Однако постепенно елочки заводят не только аристократы, но и все те, кто стремится им подражать.

В другие страны рождественскую елку принесли тоже немцы – лютеране. В Великобритании первую елку для своих детей устроила в 1841 году немка – знаменитая королева Виктория.

В России – тоже немка, супруга тогда еще великого князя Николая Павловича Александра Федоровна, в 1817 году.

Став же императрицей (с воцарением в 1826-м Николая Ⅰ), она для российской (прежде всего петербургской) знати сама стала образцом для подражания.

Никаких следов рождественской елки в русской культуре первой половины XIX века Вы ведь не найдете. Ни у Пушкина (в «Евгении Онегине», хотя бы), ни у Лермонтова («Маскарад»), ни тем более у Гоголя («Ночь перед Рождеством»). Да вспомним и «Войну и мир» Л.Н.Толстого. Первый бал Наташи Ростовой – это ведь новогодняя ночь! Бал есть. А вот елки – нет!

Между прочим, роль Петра Ⅰ во «внедрении» елки в русскую жизнь, мягко говоря, сильно преувеличена. Да, был указ о переходе на новое летоисчисление (от Рождества Христова) с 1 января 1700 года. И о том, чтоб новый год встречать 1 января, а не 1 сентября. И о том, чтоб украшать дома ветками еловыми, сосновыми да можжевеловыми. Но – дома снаружи…

Кстати уж. Указ сей после смерти императора «исполнялся» только … содержателями кабаков. Елка на крыше или у входа в заведение была своеобразной вывеской, приглашавшей страждущих. Причем круглый год.

С середины ⅩⅠⅩ века елок в России устанавливается все больше и больше. К концу века – в начале следующего рождественскую елку освоили уже не только аристократы, но и интеллигенция. Которая всегда презирала аристократию так сильно, что стремилась всегда и во всем той подражать.

Рождественская елка

А в быт большинства жителей нашей страны новогодняя елка начинает внедряться только с 30-х годов прошлого века. В первое двадцатилетие Советской власти она вообще была либо на полулегальном положении, либо под прямым запретом.

Только в декабре 1935 года в «Правде» выступил с предложение проводить новогодние праздники с установкой ели кандидат в члены ЦК П.П.Постышев. Думаю, впрочем, что это была не только и не столько личная его инициатива, сколько «мнение сверху».

Иначе как объяснить, что с расстрелом Постышева (через два года) елку не запретили?

Однако новогодняя елка в Колонном зале Дома Союзов, и даже где-то в ДК крупных городов – это еще не традиция… А потом была длинная и страшная война, когда стало не до елок. В новогодние елочки в блиндажах наших солдат я что-то, извините, не верю (немцы устанавливали, и «O, Tannenbaum…» пели, но то немцы).

А только потом были уже годы послевоенные, и рязановская «Карнавальная ночь», после которой новогодние праздники уже стало модным проводить под елкой… Так что лишь годов с 60-х, а скорее  с 70-х, новогодняя елка стала обычной едва ли не в каждой семье. Такова вкратце история новогодней елки в России.

Мораль сей басни… Впрочем, обойдемся без морали, наверно…

Еще раз поздравляю Вас с наступающим Новым годом!

С уважением, Александр Силиванов

Клик по картинке – подписка на новости

Нажимая на картинку, Вы даете согласие на рассылку, обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности

Источник: http://lesnoy-dar.ru/lichnoe/kratkaya-istoriya-novogodnej-elki.html

Какова история новогодней елки?

Конечно, классическая новогодняя елка — это живое дерево с длинными лапами, густо утыканными иголками. Когда такую ель вносят в дом с мороза, она постепенно оттаивает в тепле, и через некоторое время в дом приходит запах праздника — запах смолы и иголок, запах белого морозного снега и новогодних чудес.

Читайте также:  Дидактическая игрушка своими руками

Традиция украшения деревьев к празднику существовала в мире со времен Древнего Египта. Египтяне, правда, за неимением елей украшали пальмы. Но у нас пальмы не растут, да и лиственные деревья зимой выглядят некрасиво. Новый год и Рождество — зимние праздники, а какие же деревья, как не хвойные, можно назвать символом зимы?

В древние времена многие народы отмечали праздники в период с 25 декабря примерно до 7 января. Яркий пример: день зимнего солнцестояния. В этот день разные народы воздавали хвалу своим богам: египтяне — Осирису, вавилоняне — Таммузу и т. п.

Римляне праздновали день победы Сатурна над зимой и дарили друг другу подарки. Римская церковь, безусловно, не одобряла празднования этого языческого праздника, и примерно в 10 веке было принято решение заменить Сатурналии днем рождения Христа.

У степных народов (тюрков, монголов) был распространен культ Тенгри, который оказал большое влияние на Киевскую Русь. Самым главным праздником последователей культа считалось Богоявление — в этот день (25 декабря) Человек-Небо Тенгри-хан выходит в мир.

В этот день люди приносили в дом елки. Впрочем, обычай ставить в домах ель был и у германских народов: вечнозеленая красавица почиталась ими как символ плодородия и вечной жизни.

24 декабря по западной традиции отмечается день Адама и Евы, а украшенная ель отождествляется с Райским деревом.

Но, в общем-то, нельзя однозначно сказать, языческие ли праздники повлияли на христианские, или же произошло наоборот. Вспомним, например, святого Николая, который помогал всем людям и даже дарил подарки. Искажение голландской транскрипции в его имени образовало новое имя всем известного персонажа, Санта Клауса.

В Россию новогодние обычаи привез Петр I. По его указу было велено: «По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни. А людям скудным каждому хотя бы по древу или ветке на вороты поставить».

Сначала это нововведение получило не слишком широкое распространение (как и почти все смелые реформы Петра), но позже русским людям полюбилось ставить у себя елку на Рождество, так продолжилась история елки. После Октябрьской революции 1917 года многие «поповские» обычаи оказались не в почете. Но через некоторое время ель вновь обрела популярность, а в 1949 году 1 января стал нерабочим днем!

Конец декабря, безусловно, очень волшебный и праздничный — в это время праздники отмечают практически у всех народов и во всех странах.

Кто-то празднует Рождество, кто-то — Новый год, а кто-то — День зимнего солнцестояния.

За века традиции и обычаи празднования накладывались друг на друга и переплетались, так что сейчас уже нельзя однозначно сказать, что, допустим, вот тот обычай — исконно русский, а тот пришел к нам от римского народа.

Где бы ни родилась традиция ставить хвойное дерево, вряд ли она плоха. Ели или пихты, рождественские или новогодние — это самый замечательный и непременный атрибут праздника, его настроение и душа! Кому-то дарит подарки на Рождество Санта Клаус, приезжая из Лапландии на оленях, а к кому-то на тройке лошадей приезжает Дед Мороз, но этот обычай объединяет многие страны.

С Новым годом и счастливого Рождества!

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/22149/

История появления новогодней ёлки в России ⋆ Подруга Он-лайн. Женский клуб

Рубрика: Это интересноОпубликовано 15.12.2013   ·   Комментарии: 2   ·   На чтение: 4 мин          

Как возникла традиция украшать в новый год ёлку у себя дома, уже точно никто не помнит. Так как корни этого обычая уходят в глубокую древность. Ведь люди с незапамятных времён поклонялись растениям и деревьям. Это и понятно, они и кормят и одевают и защищают и лечат нас до сих пор.

В России этот обычай ввёл Пётр 1. Он старался брать лучшее у иностранцев. И преуспел в этом, кроме курения конечно. Как известно, в России в то время, было много немцев.

А у них было принято наряжать маленькую ёлочку, и накрывать покрывалом, в главной комнате дома и глава семейства снимал его в положенный час. Наряженная ёлка означала «Вселенскую благость» и «Древо жизни».

А так как дерево вечнозелёное, то и вечную жизнь.

Видимо поэтому у славян ель была связана с погребальными обрядами. И до сих пор принято использовать еловые ветки при этом печальном событии. То место, где стоял гроб, принято подметать еловыми лапами.Поэтому если бы не приказ царя к 1 января 1700 года украсить столицу хвоёй. То вряд ли бы кто-то додумался нарядить именно ель на новогодний праздник.

Вот березу да, у древних славян даже существовал такой обычай выращивать в бочонке берёзку зимой, а весной высаживать её в землю. Ещё бы, ведь берёза олицетворяет славянскую Душу.

     

Человек приносил определённое растение в свой дом, и считалось, что оно отгоняет злых духов. Да и сейчас мы знаем, что не все растения можно держать дома, ведь они оказывают разное влияние. Например, издревле считалось, что кактус надо ставить на подоконники, и он своими колючками защитит дом от неблагоприятной окружающей среды и воров. Древние знали больше нас о природе вещей.

И современная наука биоэнергетика это подтверждает. Оказывается, кактус забирает негативную энергию из пространства, а потом перерабатывает и отдаёт её уже в «хорошем» виде. Особенно полезно тихим и застенчивым людям посидеть рядом с кактусом после того, как около него побывал какой-нибудь энергичный человек.

Что же говорит биоэнергетика о ели? Она подпитывает своей энергией круглый год, причём лишнего не даст, а ровно столько, сколько требуется именно вам. А так же настраивает человека на философский лад.

А  ещё, ведь ёлка тоже имеет колючки, и значит обладает свойством забирать негатив из пространства. После того как праздники кончились, вместе с деревом мы выбрасываем из дома и «плохую» энергию.

Поэтому колючки рекомендуется особенно тщательно выметать.

Но продолжу историю новогодней ёлки. Так вот Пётр повелел украсить город еловыми ветками, и конечно указ был выполнен. Но традиция эта не прижилась. А вот владельцы питейных заведений с удовольствием её подхватили. И в России в 18 и 19 веках, каждый знал, что если на фасаде дома или у ворот вы заметите ёлочные ветки или деревья, то верный признак, что это злачное место.

В быту даже существовали соответствующие выражения:

  • «Ёлка» или «Иван ёлкин» – питейное заведение
  • «Ёлку поднять» – пьянствоать
  • «Идти под ёлку»  — идти в кабак
  • «Ёлка упала, пойдём поднимать» – приглашение выпить
  • «Быть под ёлкой» – заседать за чаркой
  • «Ёлкин» – глубинное алкогольное опьянение

А Рождественскую ель установили в России только 1817 году, в Зимнем дворце. Царь решил таким образом порадовать новоиспечённую невестку — германскую принцессу Шарлотту (в православии Александру Фёдоровну). Вскоре и детский рождественский праздник стал называться Ёлкой

Игрушки делали из бумаги, а так же вешали на дерево яблоки и конфеты. Или привозили из Европы, правда удовольствие это было не из дешёвых и не каждый мог его себе позволить. Первые игрушки начали делать на стеклодувном заводе князя А.С. Меньшикова около города Клин.

Но в Советской России, в 1918 году устанавливать новогодние ёлки в домах запретили, как атрибут церковного праздника. Возродилась традиция только 1936 году. Только ёлка называлась уже не Рождественской, а новогодней. А так же оживилось производство елочных украшений в Клину. Я например ещё помню розового стеклянного советского космонавта на зажимке, но он к сожалению разбился.

А сегодня она радует нас своей красотой и бодрящим хвойным запахом. Но каждый раз мне жалко такую ёлочку, ведь её по сути дела загубили ради нескольких новогодних праздников.

 И когда приходит пора выбрасывать её, мне стыдно перед загубленным деревом. Но с другой стороны, не я её спилила и не мне просить у неё прощения. Всё равно она уже пропала.

Кстати, в старину, прежде чем вырубить дерево или убить животное, у него просили прощения и возносили молитву. Хорошая была традиция.

Вот такая долгая история у нашей новогодней ёлочки.

НОВЫЙ ГОД 2017 КАК ВСТРЕЧАТЬ, ЧТО НАДЕТЬ, ЧТО ГОТОВИТЬ ?

Источник: https://podryga-on-line.ru/istoriya-poyavleniya-novogodney-yolki-v-rossii/

История елки

Встреча Нового года всегда ассоциируется с елкой. Многие, не задумываясь, ответят: «С Ёлочкой, яркой, веселой, в гирляндах и игрушках!»

Ёлка стала символом праздника, а эта сказочная традиция наряжать ёлку под Новый Год передается из поколения в поколение уже не одно столетие.

Почему именно Ёлку украшают под Новый год? Откуда пошел этот обычай?

История елки. В давние времена была традиция просто украшать различные деревья. Люди считали, что все деревья наделены доброй силой, что в них живут всемогущие духи. Поэтому они всячески задабривали этих духов украшениями. А украшали в основном яблоками, яйцами и орехами.

Ель же всегда занимала первое место среди деревьев. Ее считали райским древом бессмертия, символизирующим саму жизнь. Ведь ель – это вечнозеленое растение (что с трудом укладывалось в головах наших далеких предков), а если не как все деревья, значит волшебное! Они считали, что ель пользуется особыми привилегиями у Солнца, ведь оно позволяет ей быть всегда зеленой.

В Древней Греции ель считали священным деревом надежды, вечной жизни всего живого. Считается, что троянский конь был построен из ели.

Первые украшенные ёлки появились в 1605 году во Франции в Эльзасе. «На Рождество, здесь устанавливают в домах елки, а на их ветви навешивают розы из цветной бумаги, яблоки, печенье, кусочки сахара и мишуру»- это сведения из летописи. Эту идею быстро переняли германцы, а затем и вся Европа.

Правда, сначала ёлки можно было увидеть только в домах самых богатых дворян. Для тех, кто сетует на то, что праздники в наши времена обходятся не дешево, да и цены на ёлочки «зашкаливают», отмечу, что в 19 веке за ёлочку с украшением нужно было заплатить от 20-200 рублей.

За 20 рублей в те времена можно было купить отличную корову, а за 200 рублей красивейший дом под Петербургом.

В России новогодний праздник стали отмечать с 1700 года. Инициатором этого стал Петр I. Он ввел новое летоисчесление от Рождества Христова, как во всей Европе, а не от сотворения мира.

К сожалению, эта традиция не прижилась, и после смерти Петра, про празднование Нового Года забыли. Возродилась эта удивительная традиция лишь во времена правления Екатерины II. Украшать же хвойные деревья начали только во второй половине 19 века.

А первая ёлка, наряженная свечами, игрушками и гирляндами, была установлена в Петербурге в 1852 году.

Как же выглядела праздничная древняя ёлка?

«На Рождество, здесь устанавливают в домах елки, а на их ветви навешивают розы из цветной бумаги, яблоки, печенье, кусочки сахара и мишуру». Так описывал Гофман волшебную Ёлку в своей сказке Щелкунчик.

Вот она история елки. Именно так и наряжали елки в те времена. Разрисованная яичная скорлупа, яблоки и орехи, завернутые в цветную бумагу, золоченые нити, бусы, фигуры из соленого теста, свечи. Все эти украшения любят мастерить дети и в наше время.

Несмотря на разнообразие елочных игрушек в магазинах. Первые стеклянные шары появились в середине 19 века. Поэтому общепризнанными «старинными» елочными игрушками считаются игрушки, выпущенные до 1966 года.

Это в основном шары с советской символикой, самолетики, космонавты, кукурузные початки

Куда лучше поставить елку?

Всегда найдется место для лесной красавицы у нас дома. Если ёлка большая, целесообразно поставить ее на полу, если ёлочка помещается на столе, то можно и на столе, будет вместе с вами отмечать праздник.

Только вот никому не приходит в голову прикрепит ёлку к потолку.

Разрушить стереотипы страшно, наверное… А вот 400 лет назад, когда обычай заносить ёлку домой только зарождался, в Германии было принято крепить ее к потолку, причем обязательно верхушкой вниз. Необычно и неудобно.

Эксперты фен-шуя рекомендуют ставить елку в юго-западном секторе квартиры или гостиной.

Современные Новогодние Ёлки

В наше время елки устанавливают на всех крупных площадях городов.

В Италии пушистую красавицу ставят в Риме на площади святого Петра. В Лондоне на Трафальгарской площадь это самый центр города. В Нью-Йорке в Рокфеллеровском центре.

А вот интересное месторасположение плавучей ёлки в Рио-де-Жанейро, она устанавливается на озере Лагоа. Самая высокая ёлка мира, высотой 112 метров, была установлена в Мехико на одном из центральных проспектов в 2009 году.

В столице ОАЭ в 2010 году ёлку украсили шарами из чистого золота стоимостью 12 миллионов долларов.

Мода на елки и украшения настолько набрала обороты, что знаменитые дизайнеры выпускают целые коллекции новогодних украшений.

Зеленая красавица надежна прижилась в сердцах и домах людей. Каждая семья старается как можно изысканней и оригинальней украсить свою ёлочку. Мне кажется история новогодней елки на этом не заканчивается, она еще удивит нас чем-нибудь необычным!

Хотелось бы закончить красивой и доброй легендой о Праздничной Ёлке.

Наталья Сармаева для Женского журнала «Прелесть»

Источник: http://www.prelest.com/stilzhizni/polza/istoriya-elki

Ссылка на основную публикацию