Игры для детей 5 лет, которые учат ориентации в пространстве

Ориентировка в пространстве с помощью игр

Рейтинг:  5 / 5

 Как подготовить малыша к школе без перегрузки для него? Для дошкольника самый благодатный материал — игра: дидактическая, ролевая, подвижная с правилами. Например, как тренируется такая важная для человека способность, как ориентировка в пространстве?

Что для вас скорость реакции, быстрая ориентировка в пространстве? Для меня — это качества, обеспечивающие успешность обучения. Ориентировка в пространстве — основа пространственного мышления (звуковой анализ слова, математика, химия, физика как минимум), а если посмотреть шире — основа способности выживать и адаптироваться.

У части людей быстрая скорость реакции и ориентировка в пространстве — врождённые качества. Но и развивать их тоже можно в широких границах. Особенно эффективно ориентировка в пространстве может быть развита в детстве.

Виды пространственной ориентировки:

  1. ориентировка в схеме тела,
  2. ориентировка в пространстве,
  3. ориентировка на плоскости.

Ориентировке в схеме тела можно учить рано. Самая простая ориентировка — «покажи глазки, ушки» и так далее — уже в раннем возрасте. В 3-4 года с малышом можно осваивать не только схему тела, но и некоторые навыки ориентировки в пространстве.

Самое простое — «вверху-внизу», «впереди-позади»и, менее очевидное, «справа-слева». Четырёх-пятилетний ребёнок осваивает ориентировку в пространстве, соотнося предметы и стороны корпуса: вверху — где голова, внизу — где ноги. Ребёнок сам и есть точка отсчёта. Поэтому полезно твёрдо выучить с ребёнком правую и левую стороны тела.

Если малышу трудно запомнить это, то надо создать какие-то «якоря».

«Якоря» для ориентировки в пространстве

Часто таким «якорем» становится ведущая рука. Ребёнку говорят: «Ты держишь ложку (карандаш, ножницы), допустим, в правой руке. Значит, другая рука будет левая».

Такой способ срабатывает не у всех. Например, среди моих воспитанников был мальчик, который прекрасно знал, что он левша. Но при этом путал правую и левую руки.

Тогда ему на левую руку была повязана красная шерстяная нитка. Ребёнок носил нитку до тех пор, пока накрепко не запомнил «правое и левое». Девочке вместо нитки можно надеть браслетик.

Девчонки обожают разные «фенечки». Только надо следить, чтобы браслет не снимался.

Ещё одним «якорем» для детей предшкольного возраста может стать сердце. Этот приём я подсмотрела у логопеда. Мы говорим малышу: «Положи ладошку на грудь и найди, где стучит сердце. Запомни, сердце всегда слева. Рядом с ним левая рука, левая сторона тела»

Игра «Далеко — близко»

В эту игру на ориентировку в пространстве можно играть в любом месте. Гуляя, рассматривайте предметы вокруг и определяйте, что далеко (высоко, впереди, слева), а что близко (низко, позади, справа). Для детей постарше игру усложним: что изменится, если повернуться на 90, 180 градусов.

Игра «Дотронься до…»

Популярная у многих логопедов игра на ориентировку в схеме тела. Игра малой подвижности, поэтому играть можно практически в любых условиях. Ведущий даёт такие задания:

  1. дотянись правой рукой через голову до левого уха,
  2. погладь левой рукой правое колено,
  3. почеши левой рукой левую ногу,
  4. надуй правую щёку и т.д.

Задания трудные, несмотря на кажущуюся лёгкость. Не каждый взрослый сможет быстро сориентироваться. Но такая тренировка полезна, так как развивается не только ориентировка в пространстве, но и разные стороны внимания

Игра «Весёлая зарядка»

Зарядку или физкультурную паузу на уроке или занятии можно сделать прекрасной тренировкой ориентировки в пространстве. Заниматься можно под музыку и без неё.

Пусть дети под вашу команду выполняют задания вроде «Правая (левая) рука (нога) в сторону (вверх, вперёд) и т.д.» Далее следуют шаги: «Шаг назад, два шага вперёд , шаг вправо, четыре шага влево». Шаги можно заменить прыжками.

Кроме ориентировки в пространстве дети учатся чётко выполнять команды. А если играть с группой, то дети научатся синхронизировать свои действия.

Игра «Куда змея ползёт»

Детям надо стать «змейкой». Ведущий даёт команды, а «змейка ползёт» в указанном направлении. Поменяйте «змейку» на другой движущийся предмет, и для ребёнка это будет новая игра. Малыши, например, любят «ездить в автомобиле».

Игра «Найди клад»

Тоже классная игра для развития ориентировки в пространстве. Играть можно на улице, в помещении. Кладом может быть любая вещь, чем-то ценная для ребёнка или просто конфеты (если игра, например, на празднике). Заверните всё в бумагу, подпишите, что это клад, и спрячьте. Нарисуйте маршрут, по которому клад отыщется.

Пройдите по маршруту, считая шаги. Шагайте маленькими (как у ребёнка) шагами. Запишите, чтобы не забыть, количество шагов на каждом этапе маршрута. Инструкция: «Сейчас я буду тебе сообщать в какую сторону сделать сколько шагов. Ты слушай внимательно задания и выполняй точно, как я сказала.

Если всё сделаешь правильно, найдёшь клад».

Игра «Поставь игрушки, как я скажу»

Удобнее всего использовать небольшие игрушки. Инструкция: «Поставь игрушки так, как я тебе скажу». Примеры заданий.

  1. Поставь на столе перед собой собачку.
  2. Справа от собачки поставь мишку.
  3. Позади мишки поставь машинку и т.д.

 Частое явление, когда ориентировка в пространстве вроде уже крепко усвоена, но в зеркальном отражении ребёнок продолжает путаться. Как это преодолеть? Об этом далее. 

Источник: https://mama-pomogi.ru/obuchenie/podgotovka-k-shkole/orientirovka-v-prostranstve-s-pomoshhyu-igr

Картотека на тему: Картотека дидактических игр для развития ориентировки в пространстве

Картотека дидактических игр для развития ориентировки в пространстве.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни.

Играя, ребенок может приобретать новы знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Дидактические игры математического характера позволяют не только развивать, но и расширять знания детей о пространстве.

Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры и игровые упражнения.

ЦЕЛЬ: научить детей ориентироваться в пространстве.

ЗАДАЧИ:

-Учить отличать и называть правую и левую руку, раскладывать предметы (игрушки) правой рукой слева направо – на всех занятиях вне занятий;

-Учить отличать пространственные направления от себя: впереди (вперед) – сзади (назад), слева (налево) – справа (направо);

-Учить детей ориентироваться “на себе”, иными словами ребенок должен овладеть умением самостоятельно выделять “на себе” стороны справа, слева, вверху и т. д.

1. Вверху – внизу. Кто выше?

Цель. Развитие пространственных представлений.

Материал игры: декоративная таблица, на которой изображено голубое небо, зеленый луг и река.

В разных местах таблицы пришиты крючки. На столе раскрываются вырезанные из картона или выпиленные из фанеры фигурки звездочек, самолетиков, птичек, стрекоз, лягушек, рыбок, зверюшек и т. д.

Содержание игры. Ребенок выходит к столу и вытягивает фигурку. Называет взятый предмет и прикрепляет его на декоративную таблицу так, чтобы было отражено реальное положение его в пространстве. Например, если ребенок взял самолет, то он прикрепляет его вверху, а если он взял рыбку, то внизу. При этом он говорит: «Самолет летает вверху. Рыба плавает внизу».

В данной игре закрепляются понятия вверху – внизу, выше – ниже. Дети учатся соотносить предметы с той реальной обстановкой, в которой они могут находиться. Игра способствует развитию наблюдательности, внимания, воображения.

2. Разговор по телефону.

Цель. Развитие пространственных представлений.

Игровой материал. Палочка (указка).

Правила игры. Вооружившись палочкой и проводя ею по проводам, нужно узнать, кому звонит по телефону: кому звонит кот Леопольд, крокодил Гена, колобок, волк.

Игру можно начать с рассказа: «В одном городе на одной площадке стояли два больших дома. В одном доме жили кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк. В другом доме жили лиса, заяц, Чебурашка и мышка-норушка. Однажды вечером кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк решили позвонить своим соседям. Угадайте, кто кому звонил».

3. Где чей домик?

Цель. Сравнить числа, упражнять детей в умении определять направление движения (направо, налево, прямо) .

Игровой материал. Набор карточек с числами.

Правила игры. Взрослый является ведущим. По указанию ребенка он разводит цифры по домикам. На каждой развилке ребенок должен указать, на какую дорожку – правую или левую – нужно свернуть.

Если цифра сворачивает на запрещенную дорожку либо проходит не по той дорожке, где условие выполняется, то ребенок теряет очко. Ведущий может отметить, что в этом случае цифра заблудилась. Если же развилка пройдена правильно, то игрок получает очко.

Ребенок выигрывает, когда наберет не менее десяти очков. Игроки могут меняться ролями, условия на развилках можно также изменять.

4. Поросята и серый волк.

Цель. Развитие пространственных представлений. Повторение счета и сложения.

Правила игры. Игру можно начать с рассказывания сказки: «В некотором царстве – неизвестном государстве – жили-были три брата – поросенка: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф.

Ниф-Ниф был очень ленив, любил много спать и играть и построил себе домик из соломы. Нуф-Нуф тоже любил спать, но он был не такой лентяй, как Ниф-Ниф, и построил себе домик из дерева.

Наф-Наф был очень трудолюбивый и построил себе домик из кирпича.

Каждый из поросят жил в лесу в своем домике. Но вот наступила осень, и пришел в этот лес злой и голодный серый волк. Он прослышал, что в лесу живут поросята, и решил их съесть. (Возьми палочку и покажи, по какой дорожке пошел серый волк.) »

Если дорожка привела к домику Ниф-Нифа, то можно так продолжить сказку: «Итак, серый волк пришел к домику Ниф-Нифа, который испугался и побежал к своему брату Нуф-Нуфу.

Читайте также:  Азбука в стихах

Волк разломал домик Ниф-Нифа, увидел, что там никого нет, но лежат три палки, рассердился, взял эти палки и пошел по дороге к Нуф-Нуфу.

А в это время Ниф-Ниф и Нуф-Нуф побежали к своему брату Наф-Нафу и спрятались в кирпичном доме.

Волк подошел к домику Нуф-Нуфа, разломал его, увидел, что там ничего нет, кроме двух палок, рассердился еще больше, взял эти две палки и пошел к Наф-Нафу.

Когда волк увидел, что домик Наф-Нафа из кирпича и что он не сможет его разломать, то он заплакал от обиды и злости. Увидел, что возле домика лежит одна палка, взял ее и голодный ушел из леса. (Сколько палок унес с собой волк) »

Если волк попадет с Нуф-Нуфу, то рассказ меняется, и волк берет две палки, а затем одну палку из домика Наф-Нафа. Если волк попадает сразу к Наф-Нафу, то он уходит с одной палкой. Число палок у волка является числом набранных им очков (6, 3 или 1). Нужно добиваться, чтобы волк набрал как можно больше очков.

5. Добавь слово.

Цель игры: Упражнять детей в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве.

Ход игры: Воспитатель говорит детям: «Давайте вспомним, где у вас правая рука. Поднимите ее. Все предметы, которые вы видите в той стороне, где правая рука, находятся справа.

Кто знает, где находятся предметы, которые вы видите в той стороне, где левая рука? Знаете ли вы, что обозначает слова «Впереди меня» и «позади меня»? (Уточняет и эти понятия). А сейчас мы поиграем. (Дети садятся за стол).

Я буду называть разные предметы нашей комнаты, а вы будете отвечать такими словами: «справа», «слева», «позади», «впереди».

Воспитатель говорит:

— Стол стоит… (называет имя ребенка) .

— Позади.

— Полочка с цветами висит…

— Справа.

— Дверь от нас…

— Слева.

Если ребенок ошибся, воспитатель предлагает встать, поднять руку и указать этой рукой на предмет.

— Какая рука у тебя ближе к окну?

— Правая.

6. Внизу – вверху.

Содержание игры.

Вариант 1. Воспитатель называет различные предметы, которые находятся либо только на земле, тогда дети говорят: «Внизу», либо только в воздухе, тогда дети говорят хором: «Вверху».

Например:

Воспитатель. Орел.

Дети. Вверху.

Воспитатель. Тигр.

Дети. Внизу и т. д.

Вариант 2. Воспитатель называет предметы в иной обстановке, дети выполняют определенные действия. Если названный предмет находится вверху, они поднимают руки; если – внизу, они приседают.

Например, если воспитатель говорит: «Самолет летит! », дети приседают и т. д.

7. Сделай так, как я скажу.

Материал игры: у детей конверты с набором геометрических фигур лист бумаги; у воспитателя набор таких же геометрических фигур, но большего размера.

Содержание игры. Воспитатель предлагает детям положить перед собой чистый лист бумаги и приготовиться к игре. Круг (воспитатель его показывает) надо положить в середину. Слева от круга – треугольник, справа – квадрат, вверху – круг, внизу – прямоугольник.

Выигрывает тот, кто правильно разложил фигуры.

В игре закрепляются пространственные представления детей, знания о геометрических фигурах, зрительные и слуховые ощущения совершенствуются, развивается произвольное внимание, наблюдательность, моторика.

Если дети на знают геометрических фигур, то вместо них можно использовать любые предметы или игрушки.

8. Куда пойдешь и что найдешь?

Материал игры: любые игрушки.

Содержание игры. Воспитатель раскладывает игрушки в разных местах комнаты: справа от ребенка воспитатель ставит плющевого мишку, слева – матрешку, перед ребенком – машины, позади ребенка – паровоз и говорит:

«Вперед пойдешь – машину найдешь,

Вправо пойдешь – мишку найдешь,

Влево пойдешь – матрешку найдешь,

Назад пойдешь – паровоз найдешь.

Куда ты хочешь пойти, что ты хочешь найти? »

Игры может быть усложнена: игрушки прячутся под ковер или накрываются бумагой.

Воспитатель говорит:

«Вперед пойдешь – куклу найдешь,

Вправо пойдешь – зайца найдешь,

Влево пойдешь – мяч найдешь,

Назад пойдешь – юлу найдешь.

Куда ты хочешь пойти, что ты хочешь найти? ».

9. Солнышко.

Цель: закреплять знания о месте расположения частей лица, умение ориентироваться на собственном теле.

Оборудование: схематическое изображение лица человека.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/01/16/kartoteka-didakticheskih-igr-dlya-razvitiya-orientirovki-v

Игры на ориентировку в пространстве

Понимание, где находится право и лево, верх и низ, впереди и сзади; правый нижний или левый верхний угол – это и есть ориентировка в пространстве. Спросите, зачем это нужно ребёнку? Затем, чтобы в период школьного обучения он правильно писал буквы и цифры (дети с недостаточно развитым пространственным восприятием часто пишут их в зеркальном отображении).

Затем, чтобы обойтись без трудностей  при изучении геометрии и черчения в средних классах. Затем, чтобы во взрослой жизни с лёгкостью научиться водить автомобиль и не попадать в аварии.

Понятно, что сидеть и заучивать – метод крайне неэффективный (долго придётся мучиться), скучный (уснуть можно) и даже вредный (отобьёте весь интерес). Поэтому давайте учить с помощью игр.

Вот наши «выручалочки».

Для кого. Для детей от 5 лет.

Какая польза. В этой игре ребёнок закрепляет знания о пространстве (вправо-влево, вверх-вниз), упражняется в ориентировке на листе бумаги (очень важно при подготовке к школе).

Как играть.  Играть может любое количество людей (так ещё интереснее, но в начале лучше, если игроков будет 2-3, не более). Каждый представляет себе

поле как для «крестиков-ноликов» (размером 3х3 клетки), в центре которого сидит «муха». Игра состоит в том, что каждый из участников по очереди перегоняет муху по клеткам: ходить можно на 1-2-3 клетки вверх, вниз, вправо, влево, нельзя ходить по диагонали и делать ход, противоположный ходу предыдущего участника. Проигрывает тот, кто выпускает муху за поле.

Когда только начинаете играть в эту игру, поле для наглядности нужно нарисовать, в качестве «мухи» положить какой-нибудь небольшой предмет (пуговицу, монетку, мелкую игрушку), и передвигать его по полю в соответствии с ходами.

Когда ребёнок поймёт суть и перестанет  допускать ошибки, можно переходить к игре на воображаемом поле: сначала с закрытыми глазами, а потом — высший пилотаж! — с открытыми. Также постепенно можно увеличивать размер игрового поля.

По тому же принципу можно играть в  «Отыскивание букв по азбуке» (например: какая буква находится на две буквы выше и на одну букву правее, чем буква «О»?).

Для кого. Для детей от 4 лет.

Какая польза. В этой игре ребёнок закрепляет умение ориентироваться в схеме собственного тела, учится понимать положение предметов относительно себя и других.

Как играть. Покажите ребёнку какую-либо позу и попросите её повторить (отразить, как в зеркале). Т.е. если вы согнули правую ногу, то он сгибает левую и т.д.

Можно не показывать самому, а нарисовать простые схематичные рисунки человечков в разных позах или подобрать подходящие картинки.

Если ребёнок легко справляется с заданием, попробуйте поиграть в «неправильное» зеркало: теперь малышу нужно в точности повторить то, что вы показали (если у вас поднята правая рука, то и он поднимает свою правую). Сначала он может стоять рядом с вами, а по мере освоения – напротив.

         Также можно предложить ответить на вопросы: что находится справа от тебя? А справа от меня? Где расположен стол по отношению к тебе? А по отношению ко мне? (Кстати, играть в эту игру можно не только дома, но и на автобусной остановке, в очереди и т.д., то есть практически на ходу).

         

Для кого. Для детей от 2 лет.

Какая польза. Игра помогает ребёнку научиться понимать положение предметов по отношению друг к другу (рядом, выше-ниже, справа-слева и т.д.). Ребёнок упражняется в понимании предлогов (под, над, на, с и других). Развивается целостное восприятие.

Как играть. Предложите ребёнку сложить картинку из частей (кубики с картинками; открытка, разрезанная на части; паззлы).

Количество фрагментов должно соответствовать возрасту ребёнка и его индивидуальным возможностям (от 2 частей для 2-летнего малыша и далее по нарастающей). Не перестарайтесь со сложностью, т.к.

у малыша может просто-напросто пропасть интерес, и тогда вы его за эту игру не усадите никакими уговорами. Если ему трудно, следует немного помочь или даже сложить картинку вместе с ним.

Для кого. Для детей от 3 лет.

Какая польза. Игра помогает ребёнку научиться понимать положение предметов по отношению друг к другу (рядом, выше-ниже, справа-слева и т.д.). Ребёнок упражняется в понимании предлогов (под, над, на, с и других). Кроме того, развивается мелкая моторика (умение совершать точные движения пальцами рук) – пригодится в школе при обучении письму.

Как играть.  Дайте ребёнку счётные палочки (трубочки для коктейля, палочки от мороженого, пуговицы и прочие подходящие предметы, подойдут и разные виды мозаики), и попросите его выложить из них какое-то изображение или узор (если ребёнок маленький, лучше предложить образец; если уже достаточно большой — схему).

Имейте в виду, что такие задания могут ему быстро наскучить, поэтому старайтесь разнообразить их, придумывая что-то новое или усложняя. Например, можно самому выложить половину симметричного изображения, а ребёнка попросить дополнить его до целого (т.е. сделать то же, что и вы, но в зеркальном отображении).

Читайте также:  Внеклассное занятие 1 класс. родина

Или вы выкладываете маленький рисунок, а ребёнок – такой же, но большего размера.

Для кого. Для детей от 4 лет.

Какая польза. Закрепляется понимание пространственных отношений (вперёд-назад, вправо-влево и других), схематического изображения, умение ориентироваться в помещении или на большом пространстве улицы, а также навыки счёта.

Как играть. К этой игре необходима небольшая ваша подготовка. В любом подходящем месте комнаты спрячьте «клад» (какую-то сладость, игрушку или другой сюрприз).

Затем на листе бумаги нарисуйте схематично план комнаты и обозначьте крестиком место, где спрятан «клад». Вручите «секретную карту» ребёнку и попросите его найти «сокровища» (хотя упрашивать обычно не приходитсяJ).

Возможно, вначале придётся объяснить, что изображено на «карте», впоследствии дети сообразят сами.

Или можно не обозначать место, где лежит «клад», а объяснить, как до него добраться. Например, «от двери (от дивана, от телевизора) 4 шага вправо, 2 шага назад, 3 шага влево, 8 шагов вперёд» и т.д. (или изобразить этот путь с помощью стрелок и цифр). Будет веселее, если на пути придётся преодолевать препятствия (пролезть под столом, пройти по дивану и пр.)

Когда ребёнок научится играть в эту игру, предложите ему самому нарисовать такую «карту» для вас (и спрятать «клад», естественно!) А вы уж постарайтесь найти (только не слишком быстро)!

Кроме этих игр, помогают ребёнку научиться ориентироваться в пространстве и на листе бумаги и другие (наверняка известные вам с детства): лабиринты, мозаика, рисование под диктовку по клеточкам (одна клетка вверх, две клетки вправо, одна клетка вниз, две клетки вправо и т.д.), самые разные конструкторы, «Морской бой» (вообще клад, а не игра!), и даже старые добрые «Крестики-нолики». Главное, чтобы ребёнку было не только полезно, но и интересно!

А в какие игры играете вы?

Источник: http://www.odnamama.net/2012/08/igri-dlya-razvitiya-orientirovki-v.html

Игры на развитие внимания и пространственных представлений

Предложенные три игры: «Муха», «Футбол» и «Пчелка» помогут не только развить внимание у вашего ребенка, но также будут способствовать развитию у него пространственных представлений. Ребенок научится ориентироваться в пространстве листа, закрепит такие понятия как “лево-право”, “верх-низ”.

Опыт показывает, что многие дети дошкольного возраста еще плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела, особенно по отношению к другим людям.

Между тем, умение различать правую и левую стороны — это важная предпосылка для многих видов обучения.

Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в виде различных игр и упражнений.

Расстановка точек, заголовки, названия упражнений, правильное оформление письменной работы практически для всех маленьких детей представляют сложный момент школьной жизни. К противостоянию таким сложностям и надо подготовить малыша. Здесь помогут игры на пространственную ориентацию — в том числе и на листе бумаги.

Игра «Муха» Инструкция для ребенка: В центре клетки сидит муха, которая пытается выбраться из нее. На каждый ход она может пролететь только одну клеточку. Я буду говорить тебе, куда муха полетела, а ты внимательно следи за ее передвижениями.

Как только она вылетит за границы клетки, сразу хлопай в ладоши, чтобы ее поймать. Если ты успеешь хлопнуть, пока я не сказала следующий ход, то «пойманную» муху сажаем тебе в мешок, а если мухе удастся тебя запутать и вылететь из клетки незаметно, то мы выпускаем ее в окно.

Каждый раз муха начинает …

Скачайте и распечатайте бланк игры.

Игра «Пчелка» На что направлена игра: на развитие внимания, ориентирование в пространстве листа, закрепление понятий «лево-право», «верх-низ»; также данная игра поможет сформировать у ребенка образ слова.

Эта игра аналогична игре «Муха» и будет интересна ребенку, если он уже умеет читать или только учится, но уже знает буквы.

Если ребенок делает все правильно, то, собирая буквы по предложенному вами маршруту, у него должно получиться в результате какое-то слово.

Скачайте и распечатайте бланк игры.

Игра «Футбол» Цель игры — научить ребенка ориентироваться в пространстве листа, быть более внимательным и закрепит понятия «лево-право», «верх-низ». Правила игры очень простые. В левом нижнем углу находится мяч.

После команды «старт» ребенку говорят, куда полетел мяч (например, вверх, вверх, вправо, вверх, влево). Ребенок должен внимательно следить за ним. Как только мяч окажется в воротах ребенка, он должен хлопать в ладоши.

Если ребенок хлопает вовремя, значит, он поймал мяч и спас ворота от гола.

Скачайте и распечатайте бланк игры.

Источник: http://games-for-kids.ru/attention/razvitie-prostranstvennogo-voobrageniya-i-vnimaniya.php

Сайт воспитателя Кресс Натальи Яковлевны — Игры по ориентировке в пространстве

Статистика
Онлайн всего: 1Гостей: 1Пользователей:

Игры по ориентировке в пространстве

Игра «Как пройти к зайке?» с детьми 5- 7 года жизни.
Цель:  учить ориентироваться в пространстве по схеме; словом обозначать направление движения (вверх-вниз, вправо-влево).

Игровой материал: большие карты с изображением дорожек, разными ориентирами (ёлочки, деревья, грибы, цветы), на оборотной стороне нескольких изображений нарисованы животные (зайка, лиса, волк, медведь), у нижнего конца дорожки нарисованы полоски (начало поиска). Набор маленьких карточек-схем.

 
Ход игры. Дети подходят к большой карте. Воспитатель говорит, что в лесу спрятался зайка (медведь, волк, лиса). Он нарисовал дорожку, по которой его можно найти. Показать детям маленькую карточку-схему с изображением пути. Один из детей ищет зайку, проговаривает направления движения.

Например, иду вверх до ромашки, поворачиваю налево и иду до дерева, потом вверх до цветочка, вправо до ёлочки, зайчик под ёлочкой. Затем дети разыскивают других зверей.
Литература: игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Кн. для воспитателя дет. сада / Л.

А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.И. Говорова, Л.И. Цеханская; Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989.- С.64.

Игра «Украсим платок» для детей 4-6 лет.
Цель: упражнять в ориентировке на плоскости.
Игровой материал: квадратные листы бумаги, разноцветные листья из бумаги.
Ход игры.

Организовать игру можно отдельно с каждой возрастной подгруппой или объединить подгруппы. Например, собрать вместе детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Воспитатель предлагает украсить платки листочками, говорит: «Верхний край платка украсим желтыми листочками, а  зелеными листочками украсим нижний край» или «Правую сторону украсьте красными листочками, а левую – желтыми».

Можно предложить детям украсить все стороны платка по-своему и рассказать об этом.
Интернет-источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2013/10/08/didakticheskie-igry-dlya-detey-2-mladshey-gruppy

Игра «Кто где?» с детьми 3-6 лет.
Цель:  учить детей различать положение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посредине, справа, слева, внизу, вверху).

Игровой материал: игрушки.
Ход игры. Расставить игрушки в разных местах комнаты. Спросить ребенка, какая игрушка стоит впереди, позади, рядом, далеко и т.д.

Спросить, что находится сверху, что снизу, справа, слева и т.д.

Игра «Муха» для детей 5- 7 года жизни.
Цель:  учить ориентироваться на листе бумаги, закреплять пространственные отношения «вверх-вниз», «вправо-влево».

Игровой материал: карточка, разделенные на девять клеточек, фишки.
Ход игры.  Каждый ребёнок получает карточку и фишку. Воспитатель предлагает положить фишку в определенную клеточку, например, в правую нижнюю клеточку.

Затем произносит задания, а дети передвигают фишки в заданном направлении.

Игра «Внизу — вверху» для детей 4- 7 лет.
Цель:  закреплять знания о пространственных представлениях «вверху», «внизу».
Игровой материал: картинки с изображением зверей, птиц, насекомых.
Ход игры.

Воспитатель показывает картинки с животными, которые находятся либо только на земле, тогда дети говорят: «Внизу», либо только в воздухе, дети говорят: «Вверху».
Литература: Перова М. Н. Дидактические и игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

– 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.- С. 99.

Игра «Полевые цветы» для детей 4-7 лет.
Цель:  закреплять у детей пространственные представления «вверху», «внизу».

Игровой материал: карточки с изображением цветов, контурные изображения бутонов опущены вниз и подняты вверх; силуэты цветочков двух цветов.
Ход игры. Каждый ребёнок получает карточку и набор цветочков.

Воспитатель предлагает «посадить» цветочки так, чтобы красные смотрели вверх, а синие – вниз.

Игра «Расскажи про свой узор» для детей 5-7 года жизни.
Цель:  закреплять умение ориентироваться на плоскости.
Игровой материал: картинки с узором из геометрических фигур.
Ход игры. Каждый ребёнок получает по одной картинке.

Дети рассказывают, как располагаются элементы узора. Например, в правом верхнем углу – круг, в левом верхнем углу – квадрат, в левом нижнем углу – овал, в правом нижнем углу – прямоугольник, в середине – треугольник.
Литература. Ерофеева Т. И. Математика для дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада / Т.И. Ерофеева, Л.Н.

Павлова, В.П. Новикова. – М.: Просвещение, 1992. – С.79.

Игра «Что изменилось?»  для детей 5-7 года жизни.
Цель:  закреплять знание пространственных представлений «справа-слева», «впереди – сзади».
Игровой материал: игрушки.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть расположение игрушек на столе по отношению друг к другу.

Затем меняет местами один-два предмета. Открыв глаза, дети рассказывают о тех изменениях, которые произошли, где предметы стояли раньше и где теперь. Например, заяц стоял слева от кошки, а теперь стоит справа от неё.
Литература. Ерофеева Т. И. Математика для дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада / Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. – М.

Читайте также:  Новогодние игрушки из солёного теста своими руками

: Просвещение, 1992. – С.79.

Игра «Спрячем и найдем» с детьми 3-4 года жизни.
Цель: учить ориентироваться в пространстве помещения, последовательно осматривать его; развивать внимание и запоминание; учить выделять из окружающего предметы, находящиеся в поле зрения.
Игровой материал: разные игрушки.
Ход игры.

Педагог показывает детям яркую, красочную игрушку. Говорит, что они сейчас спрячут ее, а потом будут искать. Вместе с детьми обходит комнату, рассматривая и обсуждая все, что там стоит: «Вот стол, за которым вы смотрите книжки. А вот стеллаж с игрушками. Пойдем дальше. Здесь шкаф. Тут и можно спрягать нашу игрушку на полке с книгами. Поставим ее на полку.

А теперь пойдем играть». Педагог проводит несложную подвижную игру, например «Делай как я». Через некоторое время предлагает найти игрушку. Фиксирует результат: «Игрушка была на полке». В следующий раз прячут неяркую игрушку, а комнату осматривают с другой стороны.

Когда дети научаться находить игрушку, расположенную на уровне их глаз, ее прячут сначала выше, а затем и ниже уровня глаз ребенка. 2-й вариант. Игрушку прячут дети, а находит ее педагог, который медленно, последовательно обследует комнату и находящиеся в ней предметы. Дети должны освоить последовательность поиска как способ ориентирования в пространстве.

Обходя комнату, педагог называет направление, в котором движется и предметы, встречающиеся у него на пути. Например: «Вот окно. Пойду от окна к двери. Здесь шкаф. Посмотрю наверх — наверху нет, посмотрю вниз — внизу нет. Пойду дальше» и т. п. 3-й вариант. Игрушку прячут дети под руководством педагога, а ищет кто-либо из ребят. Он заранее выходит за дверь и не видит, как прячут игрушку.

Педагог предлагает ему искать, последовательно осматривая комнату.

Интернет-источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2013/10/08/didakticheskie-igry-dlya-detey-2-mladshey-gruppy

Источник: http://kress-nat.ucoz.ru/index/igry_po_orientirovke_v_prostranstve/0-165

Игры на ориентировку в пространстве с детьми группы раннего возраста

Важным показателем развития интеллекта ребёнка является осознание себя во времени и пространстве.

Ориентировка в пространстве имеет большое значение для всех сторон деятельности человека, оказывает влияние на развитие его самосознания, личности в целом.

Развитие у дошкольников различных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве выступает одной из важнейших задач дошкольного воспитания.

Раздел “Ориентировка в пространстве ” занимает значительное место в математической подготовке детей дошкольного возраста.

Представления о пространстве у детей развивают в процессе непосредственной образовательной деятельности не только по математике, но и в процессе музыкального и физического воспитания, при выполнении различных видов изобразительной деятельности, во время режимных процессов, в дидактических, подвижных играх и т.д.

Большую роль в формировании ориентировки в пространстве принадлежит подвижно игре, которая даёт возможность играющим соединить знание и действие. В ходе игры ребёнок отражает имеющиеся у него знания по ориентировке в пространстве, двигаясь относительно своего тела.

Для развития ориентировки в пространстве можно использовать подвижные игры, в которых детям необходимо пройти или пробежать в определённом направлении, найти в пространстве предмет, своё место.

Важно постепенно учить ребёнка действовать не только самостоятельно, но и совместно с другими детьми, находить место в колонне, шеренге, кругу.

Ориентировка в пространстве осуществляется при помощи зрительных или звуковых сигналов, указаний и команд педагога.

Игр, способствующих развитию ориентировки в пространстве множество, можно выделить часть из них, которые достаточно хорошо знакомы, так как часто применяются на практике.

Подвижная игра «Пойдём в гости»

Возраст: 2-3 г.

Цель: упражнять в ходьбе в разных направлениях, развивать ориентировку в пространстве.

По двум сторонам зала расставлены стулья (по количеству детей). Педагог предлагает ребятам сесть на стульчики, занять свои «домики». Педагог подходит к первой группе детей, предлагает им встать и пойти в «гости».

Подойдя ко второй группе детей, малыши здороваются и показывают им свои ладошки. На слова: «Дождик пошёл!» — дети бегут к своим домикам и занимают любые места. Затем педагог приглашает детей второй группы пойти в «гости».

Игра повторяется.

Подвижная игра «Трамвай»

Возраст: 2-3 г.

Цель: упражнять в ходьбе парами, в умении действовать по сигналу, развивать внимание, ориентировку в пространстве.

Дети стоят в колонне парами (держась за руки). Свободными ру¬ками они держатся за шнур (концы его связаны), т.е. Одни держатся за шнур правой рукой, другие – левой. Это трамвай. Воспитатель стоит в одном из углов комнаты с тремя цветными флажками: желтым, красным, зеленым.

Он объясняет, что на «зеленый сигнал надо двигаться, на красный и желтый – останавливаться. Педагог поднимает зеленый флажок – трамвай едет, дети бегут вокруг комнаты (площадки). Добежав до воспитателя (светофора), дети смотрят, не сменился ли цвет.

Если цвет по-прежнему зеленый, то движение трамвая продолжается, если поднят красный или желтый флажок, малыши останавливаются и ждут, когда, появится зеленый, чтобы снова можно было двигаться. Указания. При небольшом количестве участников можно ставить их не парами, а в одну колонну. Сюжет игры можно развернуть: на пути устраивают остановку.

Пассажиры сидят и ждут прихода трамвая; подъезжая к остановке, трамваи замедляет ход и оста-навливается. Одни пассажиры выходят, другие входят. Для того чтобы войти в трамвай и – выйти из него, дети приподнимают шнур.

Подвижная игра «Ловкий шофёр».

Возраст: 2-3 г.

Цель: упражнять в ходьбе и беге в разных направлениях, развивать внимание ориентировку в пространстве, умение действовать по сигналу.

Дети располагаются произвольно, по всему залу. В руках у каждого ребёнка руль (обруч). По сигналу педагога6 «Поехали!» — дети — машины» разъезжаются по всему залу в разных направлениях. Если педагог поднимает флажок красного цвета, то машины останавливаются, если зелёного – продолжают движение.

Игровое упражнение «Беги ко мне!»

Возраст: 2-3 г.

Цель: упражнять в ходьбе и беге в разных направлениях, развивать ориентировку в пространстве, умение действовать по сигналу.

Дети стоят или сидят на стульях (скамейке) на одной из сторон площадки. Воспитатель стоит у противоположной стороны. Он говорит «Бегите ко мне!» Дети бегут к воспитателю, который, разводя руками широко в стороны, делает вид, что хочет всех обнять.

После того как дети соберутся после около воспитателя, он уходит на другую сторону площадки и снова говорит: «Бегите ко мне!» Игра повторяется 4-5 раз. На слова воспитателя «Бегите домой!» малыши бегут к стульям, садятся и отдыхают. По правилам игры бежать к воспитателю можно только после слов «Бегите ко мне!», нельзя толкаться и мешать друг другу.

Указания: вначале ребёнок может сесть на любой стул, постепенно дети приучаются находить свои места. При повторении игры стулья можно расставить в разные места.

Источник: https://zobkova-push-solnyshko63.edumsko.ru/articles/post/389456

Игры для детей на ориентировку в пространстве

Главная » Статьи » Методические разработки

Игры для детей на ориентировку в пространстве

Очень важно для ребенка уметь ориентироваться в окружающем его пространстве. Взрослый может помочь ему в этом, развивая у ребенка пространственное мышление. Ребенка 3 — 4 лет нужно учить различать пространстенные представления, связанные со своим телом ( знать правую и левую руку ), а также ориентироваться в пространстве ( позади, впереди, вверх, вниз ). В 4 — 5 лет ребенок продолжает осваивать пространственное расположение предметов относительно себя. В 5 — 6 лет ребенок уже должен определять местоположение одних предметов относительно других., познакомить ребенка с относительностью пространственных направлений. Спросить: » Где находится игрушка от тебя? Справа. А от меня слева. Почему? Потому что мы занимаем разное положение. Если я встану, как ты, — от меня будет справа». Закреплять полученные навыки помогут игры и упражнения.

«Веселые игрушки «

Упражнение на закрепление знания левой и правой руки. Попросить ребенка поднять вверх правую руку, левую ногу, топнуть правой ногой, дотронуться левой рукой до правого уха и т.д.

«Что изменилось? «

Ребенок сидит на стуле в центре, с четырех сторон от него стоят стулья на них положить игрушки. Взрослый называет предмет, а ребенок где он находится.. Затем меняем игрушки местами и узнаем, что изменилось?

«Далеко и близко»

Попросите ре6енка осмотреться и рассказать, что находится вокруг него, задавая наводящие вопросы: что перед ним, что сзади, справа, слева, внизу, вверху, что далеко, что близко.

«Найди игрушку»

Предложить ребенку выйти из группового помещения. Спрятать в комнате игрушку и попросить ребенка найти ее, используя ваши подсказки: иди вперед, поверни налево, сделать шаг назад, посмотреть внизу, на полке, в шкафу, выше, ниже и т.д.

«Клад «

Вместе с детьми составить план группового помещения. Указать на плане знаком место, где спрятан клад. Помочь ребенку, в случае необходимости, в каком направлении следует идти Также можно использовать различные виды лабиринтов, схем..

«Зазеркалье»

Взрослый садится напротив ребенка Говорит ему:» То, что я буду делать правой ( левой ) рукой, то и ты тоже должен делать правой ( левой ) рукой. Взрослый косается по очереди своего правого плеча, левого колена, правой рукой левого уха, левой рукой правой пятки и т.д.

«Жмурки «

Ребенок передвигаясь по группе с завязанными глазами, описывает свои действия: шаг назад, три шага вперед, поворот направо, шаг влево. Все эти игры и упражнения можно использовать на занятиях , в свободное время от занятий, во время прогулок.

Источник: http://www.maam.ru/…/igry-dlja-detei-na-orientirovku-v-prostranstve.html

Источник: http://mdobu23ryabinka.ucoz.ru/publ/igry_dlja_detej_na_orientirovku_v_prostranstve/1-1-0-3

Ссылка на основную публикацию