Классный час «государственные символы российской федерации», 8 класс

Конспект ОКЧ «Государственные символы Российской Федерации»

Классный час «Государственные символы

Российской Федерации».

Цели:

способствовать формированию у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности;популяризация государственных символов РФ – Герба, Флага, Гимна;расширение исторических знаний и представлений обучающихся.познакомиться более подробно с историей гос. Символов России;

Ход классного часа:

Сл-1

Родину не выбирают.

Ее принимают, как мать.

Всей жизнью в нее врастают —

Попробуй потом оторвать!

Родину не выбирают.

Она — продолжение нас.

Бывает, ее проклинают,

Обидой случайной давясь.

Родину не выбирают.

О ней забывают подчас.

А надо — идут, умирают,

За эту незримую связь.

Сергей Каргашин

Как вы думаете, какова основная идея данного стихотворения?

Сл-2- Как называется  страна, в которой мы живём? Российская Федерация. Эти два названия равнозначны. Слово «федерация» означает союз, объединение. Россия объединяет в своем составе республики, края, области, автономные округа.

— Назовите столицу нашего государства?

Сл-3- Какие народы живут в России? (Русские, ненцы, татары, эскимосы, чуваши, мордва, башкиры, чеченцы, осетины, ингуши, чукчи, эвенки, эскимосы, калмыки, тувинцы, буряты, удмурты, карелы, уйгуры, марийцы, якуты, лезгины, ногайцы, черкесы, кабардинцы, балкары и т.д.)

Сл-4 С чем у вас ассоциируется наша страна? Бескрайние просторы полей и белые березы наших лесов – это символы России. Московский Кремль, Знамя Победы, Могила неизвестного солдата в Москве или в другом городе – это тоже символы России,

Но помимо этих символов есть символы, которые представляют и страну, и ее историю, и народы ее населяющие. Какие? В нашей стране это государственный герб, государственный флаг и Государственный гимн. Эти символы закреплены Основным Законом нашей страны – Конституцией.

Сл-5 Сформулируйте тему нашего ОКЧ! «Государственные символы Российской Федерации.

Конечно же вы уже знакомы с государственными символами нашей страны. Вы знаете, как они выглядят. Наш классный час расширит и углубит ваши знания и представления о символике нашего государства.

Сл-6 Скоро грядет праздник, который объединяет русский народ – это День народного единства, который когда отмечается? Верно- 4 ноября.

Этот новый праздник установила Госдума, и это не случайно: именно этот день считают годовщиной освобождения Москвы от польских захватчиков и окончанием Смутного времени на Руси. Добрый памятник поставлен двум героям всей страной.

В знак того, что был избавлен от бесчестья край родной. Он отмечен годом, днем, и начертано на нем: «Гражданину Минину и князю Пожарскому – благодарная Россия.

Ребята, вы разделены на три команды. В течение нашего сегодняшнего классного часа мы проследуем три станции: познавательную станцию, исследовательскую, практическую. Каждой команде будут заданы вопросы по определенному символу.

Только в XX веке во всём мире установилась обязательная традиция – каждой стране иметь свои герб, флаг и гимн. Жители разных стран по праву гордятся своими символами.

Отношение к гербу, флагу и гимну – это отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным. Символы нашей Родины насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб появился в конце XV в.

, первый флаг — в XVIII в., а первый гимн – в XIX в.

Сл- 7 Исследовательская станция.

Задание № 1.

— Что такое Конституция? (Конституция – это основной закон, по которому мы живём.                                                  

  Конституция (от лат. constitutio — устройство) — нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства  или государственно-территориального образования в федеративном государстве, закрепляющий основы политической, правовой и экономической систем данного государства или образования, основы правового статуса личности.

— Найдите в Конституции ст. 70. Давайте зачитаем её. Чему посвящена эта статья? (Государственным символам.)

Сл-8 И так, ребята, первый символ, который мы рассмотрим это герб. «Герб» в переводе с немецкого языка – наследие, наследство.

Двуглавый орел, который и сегодня присутствует на гербе России, впервые был отмечен в 1497 г. на печати Ивана III.

В результате его женитьбы на Софье Палеолог этот византийский символ нужно было скомбинировать с существующим московским гербом — всадником, поражающим змея (дракона). Они изображались на гербе отдельно друг от друга.

Следующая попытка — Георгий Победоносец размещался уже на груди орла, царь Михаил Федорович в 1625 г. добавил три короны над головами орла. Каждый последующий правитель считал делом чести внести дополнения и изменения в герб.

С 1882 по 1917 г. изменения в российский герб можно было вносить только согласно международным правилами геральдики.

Декрет Советской власти от 10 ноября 1917 г. упразднил все знаки отличия и символы. Герб Советской России (РСФСР) содержал серп и молот как символы крепкого созидательного союза рабочих и крестьян, солнце как символ грядущего коммунизма, пшеничные колосья символизировали труд как основу процветания и благополучия страны. Внизу размещался девиз: «Пролетарии всех стран, объединяйтесь!»

27 декабря 2000 г. вступил в силу Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации». Согласно ст.

1 данного Закона «Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава.

На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона». Существуют многоцветный и одноцветный варианты герба.

Задания № 2.

-Рассмотрите изображения образцов гербов России. Расположите их в хронологической последовательности.

Сл-9 ОТВЕТ: большая государственная печать 1577г.,

большой государственный герб Российской империи 1882г.,

первое изображение герба Советской России,

Государственный герб РСФСР,

Государственный герб СССР,

Государственный герб Российской Федерации.

Я хочу обратить ваше внимание на то, что у вас на столах представлены карточки, раскрывающие значения различных элементов гербов. Я предлагаю вам в течение 3 минут познакомиться с их значениями и на основе этой информации расшифровать значение герба нашей страны.

Учащимся предлагаются карточки с интерпретацией значений наиболее распространенных символических изображений на гербах.

Например: лев – «властная сила»; корона – власть, благородство; конный всадник – победа; орел – сила, власть, величие; меч – военная слава, могущество; символы царской власти – твердая центральная власть.

Количество символов в гербе отражают особенности формы правления и государственного устройства.

Давайте подведем итоги нашей работы. Взгляните на герб Российской Федерации, давайте вместе постараемся предположить, какое значение в нем заложено.

Двуглавый орел в нашем гербе является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях. Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток.

Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту страны и ее единство.

Всадник на щите – не только символ столицы России — Москвы, но и олицетворение победы добра над злом.

Назовите имена президентов РФ? (по очереди все команды)

Сл-10 Ответ: М.С.Горбачев, Б.Н.Ельцин, В.В.Путин и Д.А.Медведев, В.В.Путин.  

Символом президентской власти является штандарт (флаг) Президента. Он поднимается в месте пребывания главы государства.

Сл-11 На слайде изображение флагов России, Франции, Нидерландов, Болгарии.  Найдите изображение флага РФ.

Штандарт президента Российской Федерации представляет собой квадратное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета.

На древке штандарта крепится серебряная скоба с выгравированными фамилией, именем и отчеством президента Российской Федерации и датами его пребывания на этом посту.

Древко штандарта увенчано металлическим навершием в виде копья.

Местонахождением оригинала штандарта является служебный кабинет в резиденции президента Российской Федерации в столице Российской Федерации — городе Москве (Сенатский дворец Московского кремля).

Сл-12 Трехцветный российский флаг ведет свою историю от 20 января 1705 г., когда Петр I подписал соответствующий указ, хотя достоверно известно, что впервые он был поднят на корабле «Орел» в 1669 году. Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение.

Задание для №3

Что, по вашему мнению, символизируют цвета флага?

1) древнее понимание строения мира: внизу – физический, выше – небесный, ещё выше – мир божественный. Переосмысливая сверху вниз: Вера, Надежда, Любовь;

2) белый – воздух, синий – вода, красный – огонь;

3) Красный цвет означал отвагу, мужество и героизм; белый и синий цвета были цветами русской православной церкви. Синий цвет – это небо, благородство, белый – совершенство, чистота.

Указом Президента РФ от 22.12.1993 г. “О государственном флаге РФ” были установлены официально белый, синий и красный цвета флага. 22 августа – День Государственного флага РФ.

Сл-13 Следующий символ — “Гимн” — слово греческого происхождения, оно означает “торжественную, хвалебную пеню”. Гимн- это песня, посвященная своей Родине,…

Источник: https://www.InfoUroki.net/konspekt-okch-gosudarstvennye-simvoly-rossiyskoy-federacii.html

Презентация на тему «Государственные символы Российской Федерации»

  • Скачать презентацию (0.72 Мб)
  • 247 загрузок
  • 4.1 оценка

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Твиттер

Телеграм

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Презентация «Государственные символы Российской Федерации» рассказывает о 3-х государственных символах России: флаге, гербе и гимне. Приведена краткая история каждого из них с момента создания до XXI в., объяснено значение символов РФ и в конце содержится текст гимна России.

Краткое содержание

  • Герб РФ;
  • Государственный флаг;
  • История происхождения триколора;
  • Государственный гимн РФ.
  • Слайд 3
    • Гербы появились очень давно, около 4 тысяч лет назад.Слово «герб» немецкое эрбе и обозначает «наследство».
    • Герб показывает исторические традиции страны.
  • Слайд 4

    На гербе изображён двуглавый орёл с распростёртыми крыльями, с тремя коронами. Это обозначает единство царств: Казанского, Астраханского и Сибирского.

  • Слайд 5
    • Скипетр.
    • Держава.
    • А на груди орла – герб Москвы
  • Слайд 6
    • Он подлежит защите как внутри страны, так за её пределами.
    • Его оскорбление рассматривается как оскорбление чести народа и государства.
    • Флаг- это святыня.
  • Слайд 7

    На нашем флаге 3 цвета:

    Флаг — триколор.

  • Слайд 8
    • У историков существует несколько версий происхождения цветов в Государственном флаге.
    • Первая версия относится к временам правления Петра I, который взял эти цвета у герба Москвы:
    • Белый — это белый конь.
    • Синий – это синий плащ на Георгии Победоносце.
    • Красный – это красный щит герба.
  • Слайд 9

    Вторая точка зрения утверждает, что появление триколора имеет историческое значение

    Чередующиеся белая, синяя и красная полосы появились во времена правления отца Петра I – царя Алексея Михайловича.
    В те времена Россия была многонациональным государством, и основными народами считались:

    • Белорусы (белый цвет).
    • Украинцы (синий цвет).
    • Русские (красный цвет).
  • Слайд 10

    Общность и единство этих национальностей и отражает флаг.

  • Слайд 11

    Агеральдисты — учёные, которые изучают символы государства.Они полагают, что белый и синий цвета издревле считались цветами Русской православной церкви.

    • Белый – означает откровенность, благородство, совершенство.
    • Синий – верность и честность.
    • Красный – мужество, отвагу, героизм.
  • Слайд 12

    В России существует праздник, который торжественно отмечается 22 августа – день государственного флага Российской Федерации.

  • Слайд 13
    • Гимн– это главная песня страны.
    • Слово гимн греческое и означает восхваление.
    • Слова гимна написал Сергей Михалков, а слова Александр Александров.
    • Гимн России был принят в 2000 году.

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/obshh/gosudarstvennye-simvoly-rossiyskoy-federacii

Разработка классного часа

МКОУ СОШ №3 г.Михайловск Шпаковского района

«Конституция страны – закон нашей жизни. Государственные символы России»

Дата проведения : 12 декабря

Учитель: Маслова Г.И.

Цель: познакомить учащихся 4 класса в доступной форме с Конституцией, с основными правами и обязанностями граждан и символами Российской Федерации.

Задачи:

  • Обучающая: формирование представления о том, что такое Конституция, о правах и обязанностях и их роли в жизни людей;
  • Развивающая: развитие познавательных способностей;
  • Воспитательная: воспитание уважительного отношения к Конституции и её нормам, формирование гражданской позиции

Оборудование: мультимедиа, карта России, запись гимна, плакаты с государственной символикой РФ; презентация «Конституция страны – закон нашей жизни. Государственные символы России», видеофильм «Я и семья, мои права»,

Ход кл.часа

Вступительное слово учителя:

Ребята, кто знает какой праздник празднует наша страна 12 декабря ?

— Да, правильно (День конституции нашей страны) Как вы понимаете слово Родина?

Ученик читает стих (слайд 2-3)

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём!

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём!

-Ребята, как называется страна, в которой мы живём?

(Россия, Российская Федерация)

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – улица, деревня, город, дом, где он родился и вырос. Это его маленькая Родина, а из множеств таких маленьких родных уголков состоит наша большая общая великая Родина. А как называется наша малая родина, наш родной город? (Михайловск)

Читайте также:  Про месяц декабрь для детей

12 декабря, вся наша страна будет отмечать 23-летие Конституции Российской Федерации. И сегодня я хочу вас познакомить: что же такое конституция? Для чего она нам нужна? Каковы наши основные права и обязанности, какие символы у нашей страны?

«Что такое конституция и для чего она нужна»(слайды 5-6)

Учитель: Ребята, уже давным-давно, ещё тысячи лет назад, когда на Земле появились люди, они оказались вынуждены решать очень важные вопросы. Среди них были и такие:

  • Что могут делать люди, а что не могут?
  • Что они обязаны делать, а что не обязаны?
  • На что они имеют право, а на что нет?

Без ответа на эти вопросы жизнь людей была неорганизованной. В ней каждый мог творить то, что хотел, не считаясь с другими. И те отвечали ему тем же. Жизнь людей представлялась как хаос, в котором не были определены правила жизни , права и обязанности людей.

Роль организатора жизни общества приняло на себя государство. Оно стало регулировать жизнь людей, используя для этого законы.

Вопрос к учащимся:Как вы понимаете значение слова «закон»? (ответы детей)

Ученик читает стихотворение:

Много, много лет назад,

 Как нам люди говорят,

 Был придуман Он —

 Конституции Закон,

 И с тех пор за годом год

 Его чествует народ,

 За мораль и за порядок,

 И не страшен нам упадок,

 Кто законы соблюдает,

 Тот, конечно, уважает

 Конституцию, страну,

 Родину свою одну!

-Для чего человеку нужна Конституция? (ответы детей)

Учитель обобщает: Для того, чтобы не чувствовать себя чужим в собственной стране, т.ё. ощущать себя её гражданином с определенными правами и обязанностями.

Конституцию своего Отечества следует знать и глубоко уважать.

Благодаря знанию Конституции приобщаемся к богатейшему наследию предков, понимаем неповторимость родной страны, формируется чувство уважения, гордости за достижения своей страны, любви к Отечеству.

— Что записано в Конституции? (Ответы детей.)

Сегодня мы познакомимся только со второй главой Конституции нашей страны (а всего их 9). Она называется: «Права и свободы человека и гражданина».

Ученик: Права ребёнка надо знать,

Не только знать,

Но соблюдать,

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

Какие свои права и обязанности вы знаете? Перечислите.

«Мои права и обязанности – гарантированы конституцией » (просмотр видеофильма «Я и семья мои права» см. приложение)

«В гостях у сказки»

Задание: определим, права каких героев сказок нарушаются.

1)-В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жилища? (С.Михалков «Три поросёнка») (слайд № 10)

2)В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? (Карабас-Барабас из сказки А.Толстого «Золотой ключик») (слайд № 11)

3) — У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности? (Ш.Перро «Золушка») (слайд № 12)

« Государственные символы Российской Федерации»

(слайд 13-16)

Учитель: А знаете, с чего начинается Конституция?

На первой странице Конституции – гимн нашей страны. Гимн – это главная песня страны, которая звучит на всех главных событиях страны.  А как нужно слушать гимны? (Стоя)

Ученик: Что такое гимн вообще?Песня главная в стране!В гимне российском есть такие слова:«Россия – любимая наша страна».Россией гордимся, России верны,И нету на свете лучше страны.Гимн слушаем стоя и молча всегда:

Его нам включают в момент торжества!

Прослушаем гимн нашей страны.(Исполнение гимна)

2 символ –герб

Ученик:

Различным образом державы

Свои украсили гербы.

Вот леопард. Орел двуглавый

И лев, встающий на дыбы.

Таков обычай был старинный,

Чтоб с государственных гербов

Грозил соседям лик звериный

Оскалом всех своих зубов.

То хищный зверь, птица злая,

Подобье потеряв своё,

Сжимает в лапах, угрожая,

Разящий меч или копьё.

Везде орёл, везде с ним слава!

Везде он гордый, впереди-

Крестом увенчана держава,

Святой Георгий на груди…

Учитель: Российская эмблема воспринимается однозначно: орёл – царь птиц, его сила и зоркость служили непререкаемым символом мужества и проницательности. Необъятная Россия расположена и в Европе и в Азии. Поэтому одна голова смотрит на восток, другая – на запад при едином теле – едином направлении.

Орел символизирует собой незыблемость и верность православия с  древней поры. Грудь орла украшена щитом с иконным изображением Георгия Победоносца – защитника Отечества, борющегося со змием. В этом гербе отразилась постоянная борьба добра и зла.

Три короны над двуглавым орлом означают единую связь трёх дружеских народов  — русских, украинцев и белорусов.

Скипетр и держава в лапах орла – царские регалии. Которые служат воплощением государственного порядка и верности закону.

3 символ: флаг

Ученик:Белый цвет – берёзка.

Синий — неба цвет.

Красная полоска-

Солнечный рассвет.

Учитель: На Руси три цвета имели следующее символическое значение: белый- благородство, откровенность. Синий – верность, честность, безупречность, целомудрие, красный – мужество, смелость, великодушие, любовь.

Позже этим полосам придали значение содружества трёх восточных народов — белорусов, украинцев и русских.

Государственные флаги развиваются над теми зданиями, где работают главы государств, их поднимают в случае победы спортсменов на международных соревнованиях. В праздничные дни флагами украшают улицы городов и сел.

Государственные символы России должен знать и уважать каждый. Вы должны гордиться прошлым, настоящим и будущим своей страны. Эти символы величия и могущества России достались вам от предков. Какими они станут в будущем, зависит уже только от вас.

«Вспомним государственные праздники»(слайд 19)

Итог классного часа(слайд 21)

1. Что такое Конституция?

2. Где записаны права и обязанности граждан России?(В основном законе России- Конституции.)

 3. Когда была принята новая Конституция? (12 декабря 1993 г.)

4. Какие государственные символы России?

6

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/razrabotka-klassnogho-chasa-1.html

Внеклассное мероприятие «Государственные символы России»

Введение
Одной из актуальных тем воспитательной работы с детьми являются темы,  связанные с государственной символикой Российской Федерации. Мы предлагаем вашему вниманию один из вариантов проведения  мероприятий на эту тему.

Государственные символы являются неотъемлемой частью развития любого государства и отражают ту основополагающую концепцию, фундамент и каркас любого государства, который принято называть национальной идеей.Школа является одним из главных учреждений, которое влияет на формирование мировоззрения граждан.

Так как символы  нужно популяризировать, делать известными, узнаваемыми, прививать к ним уважение, наша школа использует в начале торжественных школьных мероприятий вынос школьного знамени и пост около него, торжественное пение Гимна России, а также классные часы, посвященные государственной символике.

Цель подобных мероприятий  –  осознание учащимися значимости государственной символики как воплощения социокультурного контекста России 

Основная часть
Тема: Государственные символы России

Цель мероприятия: Развитие у учащихся гражданского самосознания
Задачи:

  1. Ознакомить учащихся с символами Российской Федерации, с их назначением и ролью в жизни гражданина страны.
  2. Способствовать развитию интереса учащихся к истории страны.
  3. Формировать  уважительное отношение к государству и государственной символике.
  4. Развивать чувство патриотизма, любви к Родине.

Аудитория: учащиеся 5к класса.
Оборудование: презентация «Государственные символы России», видеоролик о Родине, гимн России, песня «С чего начинается Родина», медиапроектор, компьютер.

Ход мероприятия
Слайд 1: Заставка
1-й ведущий: Как можно жить, не зная точно,Откуда ты и кто ты сам?Кому обязан каждой строчкойКаким высоким парусам?Кому ты твердостью обязан?Откуда в люди вышел ты?Кто в жизни дал тебе наказомНеразводимые мосты,Соединившие навекиТебя с отцовскою землею?Откуда ты считаешь вехиДороги долгой и крутой?!

2-й ведущий: Добрый день дорогие друзья! Наша сегодняшняя встреча посвящена знакомству с государственными символами России. А какие символы государства знаете вы? (Ответы учащихся).
1-й ведущий: Хорошо. Давайте, для начала мы посмотрим видеоролик о Родине. Внимание на экран!

Видеоролик о Родине «Ой да ты Россия…»
2-й ведущий: Ребята, сейчас мы с вами посмотрели видеоролик. Что вы узнали из него? (Ответы учащихся)
– Как вы думаете, о чём мы с вами поговорим в первую очередь? (О России)– Что такое Россия? (Ответы учащихся)

Слайд 2: Рисунки Родины
Слайды 3, 4, и 5. (Ведущие поочередно читают надписи)
Россия -это самая большая страна в мире;

— это более 100 наций и народностей;- это страна, победившая во 2-ой мировой войне;- это самые большие запасы газа и нефти в мире;- это первый полет в космос (Ю.А. Гагарин);

— это Пушкин и Толстой, а также Достоевский, Лермонтов… (дальше продолжают ученики);

— это гжель, жостово, хохлома, вологодское  кружево и городецкая роспись;- это русский балет и фигурное катание;- это самовары и русская печка;- это русские матрешки, балалайки и гармошки,  частушки и «Калинка-малинка»;- это царь-колокол и царь-пушка, оружейная палата, алмазный фонд и янтарная комната;- это шапки-ушанки и валенки, сарафаны и кокошники;- это Сибирь, Волга, Уральские горы, Байкал…- Россия – это моя Родина!

Слайд 6. Родина
— Что такое Родина? (Ответы учащихся)

— Посмотрите, какие определения слова Родина, мы нашли в словарях. (Слайд 7. Определения понятия Родина).
1.Ро́дина (происходит от слав. род; укр. роди́на — «семья», болг. роди́на — «родина, место рождения», сербохорв. родина — «обилие плодов», чешск., словацк. rodina — «семья», польск. rodzina — семья)[1] — синоним слова Отечество, место, где родился человек, а также страна, в которой он родился и к судьбе которой ощущает свою духовную сопричастность
2.Родина — отечество, отчизна, страна, в которой человек родился. Исторически принадлежащая данному народу территория с ее природой, населением, особенностями исторического развития, языка, культуры, быта и нравов. В более узком смысле — чье-либо место рождения.
— С чего начинается Родина? На этот вопрос каждый ответит по своему, у каждого свои представления о Родине. Но одно ясно, что Родина – это  самое дорогое, что есть у человека.
Звучит запись песни «С чего начинается Родина?» (в виде фильма)
1-й ведущий: Мы поговорили с вами о России, о Родине, а о каком городе будем говорить дальше? (О Москве). Почему вы так думаете? (Дети объясняют свой выбор).
Слайд 8. Москва. (Ведущие поочередно читают надписи)- Москва – столица России.- Москва – это Красная площадь.- Москва – это башни Кремля.- Москва – это сердце России.

2-й ведущий: Почти вся территория планеты Земля разделена на государства. У каждого государства есть свои оригинальные эмблемы или символы, по которым эту страну отличают от остальных.

1-й ведущий: У всякой страны есть три обязательных символа. По ним всегда можно узнать о какой стране идет речь. Каждый гражданин Страны должен знать ее государственные символы. Какие это символы? (Ответы учеников: Это герб, флаг и гимн)
2-й ведущий:
Имеет флаг, и гимн, и гербРоссийская держава.Как и все символы, ониЖизнь нашу окружают.

Слайд 9Герб
1-й ведущий: У России величавой

На гербе орёл двуглавый,Чтоб на запад и востокОн смотреть бы сразу мог.Сильный, мудрый он и гордый.Он России дух свободный.

2-й ведущий: Герб России представляет собой тёмно-красный щит, на котором изображён золотой двуглавый орёл. В лапах орла – скипетр и держава.

Скипетр – это жезл, символ власти. Он украшен резьбой и драгоценными камнями. Держава – это золотой шар с крестом наверху. Корона, скипетр и держава когда-то служили знаками царской власти. На груди орла красный щит с изображением святого Георгия. Он олицетворяет добро и добродетель.

Георгий убивает копьем черного змия – символ зла.

Наш современный герб очень древний. Ему уже более пятисот лет.

Ребята, а где мы можем увидеть изображение герба? (Ответы ребят).

1-й ведущий: Герб – это эмблема государства,  он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.
Слайд 10. Флаг
2-й ведущий: Второй наш символ – это флаг. Российский флаг имеет прямоугольную форму и состоит из трех горизонтальных полос.
Кто из вас знает, как иначе называют флаг? (Знамя)
Эти слова означают одно и то же, только слово знамя – славянское, а флаг – голландское. Раньше на Руси знамя еще называли стягом. Знамена появились еще в древности – они были у многих древних народов. Раньше в битвах знамена имели большое значение, поскольку указывали местонахождение военачальников и отдельных отрядов.
Какие цвета вы видите на нашем флаге? (Белый. Синий. Красный.)
1-й ведущий: Эти цвета не случайно появились на нашем флаге:1. Белый означает мир, чистоту совести, благородство. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая.2. Синий цвет – это вера и верность. Народ любит Россию и верен ей.3. Красный цвет – огонь, отвага, героизм и сила. Люди всегда защищали свою Родину.

Когда поднимают флаг? (Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою Родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований в случае победы наших спортсменов. Его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников.

)
2-й ведущий: Флаг, как и герб – отличительный знак, символ государства. Наличие флага показывает полную независимость государства от других государств, его самостоятельность.

Впервые бело-сине-красный флаг дал русскому флоту и армии царь Петр I.

Читайте также:  Новогодние игрушки из шишек. мастер-класс

В России эти цвета издавна почитались, и имели еще и такие значения: белый – благородство, синий – честность, красный – смелость и великодушие. (Слайд 11. По щелчку мыши появляются определения цвета на флаге)
Слайд 12. Гимн
– О каком символе России мы еще не говорили? (О гимне)–  А вы знаете, что такое гимн?

1-й ведущий: Гимн – это торжественная песня. У каждого государства есть свой гимн. Музыка гимна неторопливая и величавая. В ней поется о любви к Родине, об уважении к ее истории, о красоте ее природы, о надежде на прекрасное будущее.

Государственный гимн один из главных символов страны, поэтому его исполнение сопровождают знаками высшего уважения.

2-ведущий: При исполнении гимна все присутствующие встают, а мужчины снимают головные уборы, военные отдают честь или салютуют оружием.

Гимн всегда поют и слушают стоя.Гимн исполняется на торжественных праздниках, на военных парадах, на спортивных соревнованиях, при награждении спортсменов.Музыку гимна написал  Александр Александров. Текст написал Сергей Михалков.

1-й ведущий: А сейчас мы встанем и исполним главную песню нашей Родины.

Звучит «Государственный гимн» (муз. А. Александрова слова С. Михалкова).
2-й ведущий: Мы с вами поговорили обо всех символах Российской Федерации, а теперь давайте проверим, что вы сегодня узнали, проведем небольшую викторину.
Слайд 13.  Викторина «Проверь себя».

  1. Что такое герб? (Символ государства, города, рода).
  2. Где изображается государственный герб Российской Федерации? (На паспорте, свидетельстве о рождении, аттестатах об окончании школы, вузовских дипломах, правительственных наградах, знаменах, печатях, денежных знаков).
  3. Из каких основных изображений состоит герб?
  4. Какие цвета у Государственного флага России?
  5. Кто  является автором слов и музыки гимна России? (С.Михалков, А.Александров).
  6. О чём говорится в гимне?
  7. Когда исполняется гимн России? (В случаях торжественных, предусмотренных законом).
  8. Назовите первую строку припева гимна? (Славься, Отечество наше свободное). 

Итог: Спасибо, ребята. Вы внимательно слушали и теперь сами можете рассказать и про гимн России, и про герб, и про флаг нашего государства.Ответьте нам, пожалуйста, на один вопрос: «Зачем государству нужна символика? Ведь можно и без нее обходиться»

1-й ученик: Прежде всего, символика вызывает чувство патриотизма. Когда мы болеем за наших спортсменов и перед началом состязаний слушаем гимн, это большое чувство гордости за свою страну.

2-й ученик: Думаю, что в этом есть и преемственность поколений, ведь герб уже, сколько столетий на Руси и несет тот же смысл.
3-й ученик: Символы говорят и о величии нашей страны. Каждый рус­ский человек гордится, что в его стране есть такая интересная сим­волика.
Заключение: Наша символика дорога каждому русскому человеку. Россия гордится своей историей, своим гербом, гимном и флагом. Государственные символы Российской Федерации – это очень важные элементы жизни нашего народа. Герб, флаг и гимн России отражают чувства патриотизма, уважения к истории страны, её государственному строю. Каждый из нас должен их знать и относиться к ним с почтением, так как Отечество у нас одно – любимая Россия!
Заключение
Ожидаемый результат от проведения мероприятия:1)популяризация государственных символов Российской Федерации – Флага Российской Федерации, Герба Российской Федерации, Гимна Российской Федерации;2)осознание роли и значения государственных символов Российской Федерации;3)расширение исторических знаний и представлений;4)развитие творческих способностей и познавательного интереса.

Список использованных источников

Источник: https://open-lesson.net/4048/

Сценарий классного часа на тему «Государственные символы Российской Федерации»

Районный конкурс «Лидер-класс»«На пути к совершенству»

Сценарий

классного часа на тему

«Государственные символы

Российской Федерации»

Работу выполнилиучастники команды«Новое поколение»МОУ СОШ №1г. Кстово2009 год

Цели:

  1. Расширить представление о понятиях «гимн», «герб», «флаг» («знамя»).
  2. Знать о преемственности и символике российских герба, знамени, гимна.
  3. Способствовать воспитанию уважения к законам и символам государства.

План классного часа:

  1. Символы современной России.
  2. Государственный флаг.
  3. Российский герб.
  4. Гимн России.

Основные понятия:

Оборудование:

  1. Изображения российских флага и герба.
  2. Музыкальная запись гимна Российской Федерации.
  3. Слова текста гимна.

Приемы работы:

  1. Беседа с классом.
  2. Объяснение учителя.
  3. Краткие сообщения учащихся.
  4. Описание герба и флага РФ.
  5. Прослушивание гимна РФ.

Ход классного часа.

  1. Символы современной России.

Любое современное государство имеет гимн, флаг и герб. Это – главные символы каждого государства. Когда сложились современные символы России? Каждый из государственных символов России имеет свою историю. Однако практически все были признаны официальными символами сравнительно недавно – в течение последнего десятилетия.

— Чем это объяснить? (^ ).

До этого существовал Советский Союз, составной частью которого была наша страна. СССР имел собственные государственные символы. Новой России потребовались новые символы.

^ Символы государства: герб, флаг, гимн.

Все мы знаем, как выглядит современный государственный флаг России (показать его изображение).

— Как мы опишем его? (Флаг состоит из трех горизонтальных полос, сверху вниз: белой, синей и красной).

Теперь послушаем, как звучит его официальное описание, закрепленное в федеральном законе «О Государственном флаге Российской Федерации», принятом Государственной Думой 8 декабря 2000 года:«Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3».

^ Флаг России состоит из трех горизонтальных полос, сверху вниз: белой, синей, красной.

Еще в 1989 году в Москве и Ленинграде демонстранты во время митингов стали поднимать трехполосное бело-сине-красное знамя. Во время августовского путча 1991 года в Москве над Белым домом и в других местах взвились бело-сине-красные полотнища.

Вскоре знамя стало государственным флагом Российской Федерации. В августе 1991 года Верховный Совет РСФСР постановил считать трехполосное знамя официальным национальным флагом России.

22 августа было постановлено считать Днем государственного флага Российской Федерации.

Что означают цвета флага? На Руси издревле белый цвет означал чистоту, мир, правду, добро. Синий (небесный) – веру, верность. Красный – огонь, смелость, честность, красоту. Российский триколор появился еще в конце XVII века при Петре I. Тогда он стал флагом торгового флота России.

Цвета флага любили на Руси, поэтому в XIX веке он становится национальным флагом России. После долгого перерыва в конце XX столетия триколор стал знаменем новой России.

— Давайте вспомним, как выглядит новый герб Российской Федерации, определим основные составляющие герба (включает изображение увенчанного тремя коронами двуглавого орла в поле красного щита; всадника, колющего змея в красном щите на груди орла, державу и скипетр в лапах орла). Демонстрируется изображение.

^ Герб – это отличительный знак города или государства. Герб России – золотой двуглавый орел на фоне красного щита. На груди орла – святой воин Георгий Победоносец копьем поражает змия.

Этот герб был утвержден в декабре 2000 года. Наш новый герб является наследником того герба, который имела Россия, начиная с конца XV века до 1917 года. Изображение герба является официальной эмблемой РФ, демонстрируя ее суверенитет.

— Кто знает что-нибудь о происхождении современного российского герба? (^ III 1497 года. С тех пор герб продолжал развиваться, дополняться и изменяться – в соответствии с требованиями каждой из исторических эпох).

— Где помещается изображение герба? (На зданиях правительства, суда Государственной Думы и иных правительственных зданиях, официальных документах, паспортах, государственных печатях, пограничных столбах, боевых знаменах воинских частей, штандарте (флаге) Президента РФ).

— Как оценивается возвращение старого российского герба? (^ ).

Вывод: в свое время в двуглавом орле видели символ Российской империи, «проклятого царизма». С приходом к власти большевиков в 1917 году этот символ стали повсеместно уничтожать. Однако для нашего поколения это знак суверенности России, интереснейший памятник прошлого, который неразрывно связан с политической историей нашей страны.

Еще один государственный символ России – это ее гимн.

— Что же это такое? (Гимн – это торжественное песнопение. Гимн России – это торжественная песнь о красоте, величии нашей Родины.)

Запись в тетрадях. Гимн – это торжественная песнь или мелодия, один из символов любого государства.

^

Принятию современного гимна предшествовало почти десятилетие бурных споров, дебатов. В еженедельнике «Аргументы и факты» (1-2 января 1997 года) были опубликованы 5 текстов гимнов, отобранные большинством читателей в результате конкурса.

— Что можно сказать о современном гимне России? (^ ).

— Нравится ли он вам? Чем именно?Споры и дискуссии вокруг современного гимна были вызваны тем, что в своей основе он восходит к гимну Советского Союза (лишь несколько изменены слова). Часть общества его не приняла. Однако независимо от исхода споров мы обязаны знать слова и музыку гимна, помнить, что это – один из символов нашей страны и достойно вести себя при его исполнении. В первую очередь это означает, что при исполнении гимна мы должны встать. Мужчины при этом снимают головные уборы. Слушают гимн молча или подпевают. Такое поведение при исполнении гимна считается достойным. Сегодня мы познакомились с главными символами России. Все мы должны их знать и почитать, поскольку они зримо воплощают (вне зависимости от их происхождения, истории) прежде всего современную Россию, в которой все мы живем.

Источник: http://dopoln.ru/other/191489/index.html

Классный час «Государственные символы Российской Федерации» : Классное руководство

Цели: формировать системные представления о государственных символах России; воспитывать чувство любви к родному Отечеству; показать, что каждый ребенок нашей Родины является частичкой России, формировать активную позицию гражданина России.<\p>

Оборудование: презентация, карта РФ, фонограмма гимна России, акварельные краски (красная, синяя), кусочки поролона.

Ход мероприятия

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Давайте начнем наш урок с пожелания добра друг другу.

(Дети приветствуют друг друга улыбками.)

Учитель: – Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся.– Все мы с вами живем в огромной стране, которая называется … (РОССИЯ).

2. Основная часть

(Презентация, 1 слайд)

Посмотрите, какие иллюстрации я приготовила сегодня для вас. (Презентация, слайд 2, 3, 4)

(Слайд 3) Необозримая ширь полей. Развесистые белоствольные березы. Разливы рек. Это – Россия…

(Слайд 4) Ясное голубое небо. Лесные тропинки. Прохлада реки. Это – Россия.

Можно ли назвать все эти картины словами «родная природа»?

А почему именно мы можем сказать о ней – родная природа?

Работа по стихотворению И.С.Никитина «Русь».

Послушайте стихотворение русского поэта Ивана Саввича Никитина.

Как вы думаете, мог ли своё стихотворение русский поэт Иван Саввич Никитин назвать словом Родина, Русь? (Ответы детей)

Почему поэт называет Русь матерью? (Ответы детей)

Работа с пословицами.

На доске записана пословица.

  • Одна у человека мать, одна у него и Родина.

Прочитайте пословицу, объясните смысл.

Да, Родина у каждого человека одна, как и мать. Как же каждый из нас должен относиться к Родине? (Ответы детей)

В старину говорили: «Глупа та птица, которой своё гнездо не мило». Как вы понимаете эти слова? Обоснуйте своё мнение.

На партах у некоторых из вас лежат еще несколько пословиц. Прочитайте их вслух, объясните, как вы их понимаете?

  • Нет в мире краше Родины нашей.
  • Всякому мила своя сторона.
  • Везде хорошо, но милее Родины нет.
  • На чужой стороне и весна не красна.
  • Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

Как называется наша Родина? (Ответы детей)

Посмотрите на карту России. Покажите границы нашей Родины.

Каждому человеку нашей страны дорога Россия, её славная история, её символы. (Презентация, слайд 5)

Какие символы страны вам известны? (Ответы детей)

Догадайтесь, о каких символах идёт речь? Послушайте, о каком символе пойдёт речь сейчас?

— Эмблема государства, города, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, документах. (Герб). (Презентация, слайд 6).

Что вы знаете о гербе России? (Ответы детей).

Что изображено на гербе, почему?

Русское государство было образовано при князе Иване 3. В старину непременной частью вооружения воинов являлся щит, на котором изображался личный родовой знак.

Со временем такие знаки стали передаваться по наследству от отца к сыну. Так возникли первые гербы.

Раньше у каждого князя был свой герб, а когда Иван 3 объединил русские княжества в одно большое государство, то у нового Русского государства появился свой, новый герб.

Иван 3 женился на дочери императора Византии – очень сильного и богатого государства. На гербе Византии был изображён орёл, как символ непобедимости и силы, поэтому Иван 3 решил, что и на гербе России тоже должен быть орёл, чтобы все знали, что Россия – сильная страна.

Но почему у орла две головы?

Двуглавый орёл, охраняя государство, смотрит и на запад, и на восток. Корона на голове орла – символ законности, означающий, что страна живёт по законам чести и справедливости. В одной лапе скипетр – эмблема власти, а в другой лапе – золотой шар, который называют «держава». Скипетр – символ власти, а держава – символ могущества страны.

На груди орла помещён красный щит с изображением всадника. Это – святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить дракона. Ужасный чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.

Нашему российскому гербу очень много лет. Уже давно не правит страной царь, но корона, скипетр и держава напоминают нам о том, что Россия – древняя и могучая страна.

Читайте также:  Сценарий день святого валентина в начальной школе, 2 класс

Что нового узнали о гербе РФ?

Обратите внимание на 7 слайд презентации, ответьте на вопрос.

Проверьте себя. (Презентация, слайд 8)

Послушайте и определите, о чём сейчас пойдёт речь?

— Торжественная песня, принятая как символ государственного единства. (Гимн). (Презентация, слайд 9)

У каждого государства обязательно есть и свой гимн. В нём проявляется величие страны, т.к. в нём обычно рассказывается о славных страницах истории государства, о его исторической судьбе.

Гимн – торжественная песня, прославляющая свою страну. И этим летом на Олимпийских играх в Пекине гимн России звучал 23 раза.

Почему? При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы.

Прослушайте Гимн России стоя.

О чём идёт речь? Какое чувство испытали, прослушивая гимн.

Попробуйте выполнить задание. (Презентация, слайд 10, 11)

О каком символе говорю сейчас?

— прикреплённое к древку или шнуру полотнище определённого цвета или нескольких цветов. (Флаг) (Презентация, слайд 12)

Что вы знаете о флаге России? (Ответы детей)

У каждой страны есть свой флаг. Под флагом сражаются за независимость своей страны воины, его поднимают во спортивных побед. Например, за время последних Олимпийских игр в Пекине наш флаг был поднят 23 раза, именно столько золотых медалей выиграли российские спортсмены. Как выглядит наш флаг? (Ответы детей)

У России флаг трёхцветный. Что означает каждый из них?

Белый цвет – цвет мира, чистоты. Он говорит о миролюбии, чистых помыслах нашей страны. Синий цвет – вера, верность. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей.

Красный цвет – цвет силы, красоты. Это цвет крови, пролитой за Родину, её независимость.

Историки утверждают, что отцом российского флага был император России Пётр 1.

Итак, выполните следующее задание. (Презентация, слайд 13, 14)

3. Итог занятия, обобщение

О чём мы сегодня с вами говорили?

Какие символы нашего государства вы видели?

Запомните эти символы. Каждый гражданин должен знать символы своей страны, гордиться ими, своей родиной, быть её патриотом.

Практическая работа

На доске прикреплён большой ватман, разлинованный на три равные горизонтальные полосы. На нижней и средней полосе листа парафином заранее написаны имена детей класса, учителя.

Мальчикам предлагаю кусочками поролона закрасить среднюю полосу синей краской, а верхнюю полоску оставить белой. Девочки закрашивают нижнюю полосу красным цветом. При закрашивании нижней и средней полос проявляются буквы, которые обозначают имена учащихся. Прочитав свои имена, они удивлены, приходят к выводу, что получилось изображение флага России, на котором написаны их собственные имена.

– Каждый из нас – частичка России. И от всех нас зависит будущее нашей Родины.

Наш классный час хотелось бы закончить словами поэта И.Северянина (Презентация, слайд 15)

Источник: http://www.poznanie21.ru/current/tutoring/538051715.php

«Государственные символы Российской Федерации»

Начало XXI века – особая стадия в развитии человечества – это время его вступления в информационную эру. Как невозможно представить современную жизнь без использования инновационных технологий, так же трудно представить человека будущего, не владеющего компетентностными знаниями, умениями и навыками.

Именно поэтому, на мой взгляд,

использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.

В моём понимании современный урок истории и обществознания – это мышление и самостоятельность — качества, без которых нет развивающего обучения.

На протяжении всей педагогической деятельности с огромным удовольствием и большим успехом применяю активные или, как их сейчас называют, интерактивные методы обучения, позволяющие взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Его суть состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что знают и думают.

В результате создаются условия, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Причём происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокие формы кооперации и сотрудничества,

В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуется индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации. Как один из примеров, хочу предложить урок обществознания в V классе на тему «Государственные символы Российской Федерации», размещённый на сайте

Таким образом, интерактивное обучение позволяет: развивать коммуникативные умения и навыки, приучать работать в команде, обеспечивать учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовать совместную деятельность.

Интерактивное обучение благодаря смене форм деятельности способствует, в известной мере, и релаксации, снятию нервной нагрузки.

Особое место на моих уроках занимают информационно-коммуникационные технологии и электронно — образовательные ресурсы, актуальность и перспективность использования которых в образовании сегодня понятна всем.

Использование ИКТ является одним из значимых направлений развития информационного общества и учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии.

Активное применение ИКТ в учебном процессе способствует повышению качества знаний учащихся, уровню воспитанности, общему и специальному развитию детей. За годы моей работы у меня сложились следующие формы применения ИКТ на уроках истории и обществознания:

– работа в Word: тексты документально-методических комплексов, тесты, контрольные работы, дидактический раздаточный материал и т.д.;

– работа в Power Point: мультимедийные презентации учителей и учеников ( на моём сайте вниманию коллег представлена интерактивная презентация у уроку истории России в 6 классе на тему «Культура Древней Руси» ;

– работа в Excel: интерактивные тесты, диаграммы, таблицы;

– использование Internet и ЭОРов: дополнительный материал (Фильм

« Романовы», «История Государства Российского» по М. Карамзину, мульфильмы и фрагменты из них, научно-порпулярные и документальные фильмы и др) ;

– работа в Publisher: подготовка справочных и обобщающих материалов.Применение данных форм работы позволяет стимулировать и развивать познавательный интерес учащихся, формировать у них навыки работы с информацией. Ещё одна разновидность электронных средств обучения — электронные учебные пособия: репетиторы, тренажеры, интерактивные коллекции, словари, справочники; электронные издания для контроля знаний учащихся. На сегодняшний день, рынок электронных образовательных ресурсов предлагает преподавателю десятки обучающих, контролирующих программ учебного назначения. Это электронные учебники: прототипы традиционных учебников, оригинальные электронные ресурсы, предметно обучающие системы, разработанные по модульному принципу. Актуальность использования компьютерных программ подобного типа для учителя и ученика состоит в том, что 1) программы можно использовать как на уроке с помощью учителя, так и самостоятельно в компьютерном классе или дома; 2) задания, предлагаемые в программе, могут являться как тренажерными, так и контрольными; 3) повышается роль самоконтроля в процессе обучения.

В процессе обучения истории и обществознанию я использую цифровые образовательные ресурсы, в частности, компьютерные учебники, которые позволяют облегчить усвоение обширного материала за счёт комплексного воздействия видеоряда и звука.

Учебники снабжены обширным справочным материалом: персоналиями, подробной хронологией, терминологическим словарем, анимированными картами, иллюстрациями ; кинохрониками, документами, уникальными фонограммами. Они являются одновременно учебником, атласом, хрестоматией, справочником и учебным видеофильмом.

« Ярко, понятно, наглядно, интересно», — так мои ученики любого звена и уровня оценивают их применение. Очень хорошим подспорьем на моих уроках выступают презентации, как мои или коллег, так и ученические.

Мои ученики с большим интересом создают презентации по темам « Исторический протрет», «Я вижу музыку» ( несколько работ на сайте), виртуальные экскурсии по музеям, выставкам, галереям, тем самым увлекая себя и своих одноклассников в мир культуры, совсем неинтересный в учебниках.

Курс краеведения оживает в глазах учеников благодаря активному внедрению в образовательный процесс ИК-технологий и ЭОР. В моей учительской коллекции более двухсот презентаций, среди которых цифровые фотографии и видеофрагменты школьных мероприятий, встреч с интересными людьми, интервью, рассказов ветеранов и др.

Музейные технологии — использование краеведческого, школьного и классного материала на уроках значительно расширяют возможности урока истории, краеведения.

Я часто практикую на уроках истории и краеведения презентации по материалам школьного музея, отрывки из видеозаписей воспоминаний и рассказов ветеранов войны, интервью с интересными людьми, учителями и родителями, ветеранами и руководителями школы.

Этот «местный» материал вызывает огромный интерес учащихся, тем более, что они зачастую являются его авторами.

Ребята с удовольствием готовят по заданию учителя презентации-отчеты о проведенных поездках, мероприятиях, соревнованиях, поисковой и научно-исследовательской деятельности и активно используют их на уроках и классных часах. Такая система незаменима и в воспитательной работе, например на родительских собраниях( на сайте вывешены некоторые работы учащихся, например,

« Мои земляки в битве за Москву», «Ак каен»и др.)

Эти технологии способны стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предметов, индивидуализировать процесс обучаемости и развивать самостоятельную деятельность школьников.

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования.

Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе.

Суть метода – стимулировать интерес обучаемых к определённым проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике, при этом он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную и групповую.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов всегда «осязаемы» — заканчиваются конкретным результатом.

Исследовательская проектная деятельность моих учениковдала свои плоды: они успешно представляют свои работы на муниципальном, окружном и региональном уровнях, становились призёрами, обогатили фонд школьного музея и стали информационным источником в написании истории родного села ( см.

сайт проект « Живые свидетели Великой Войны», презентация к нему, проект «Цветущий храм» ( «Райский храм») с презентацией).

И в своей дальнейшей практике я рассчитываю опираться на эту технологию, ведь выбирая тему проекта и выполняя его, школьники учатся выявлять потребности приложения своих сил, находить возможности для проявления своей инициативы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремлённость и настойчивость.

Другая технология, особо полюбившаяся старшеклассникам — это, бесспорно, технология критического мышления. Уроки-диспуты, дебаты, уроки-суды развивают обучающихся, учат оценивать события, факты, персоналии, формируют коммуникативные навыки, ораторские способности.

Учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач, развивают у себя исследовательские умения, развивают системное мышление.

Урок-дебаты на тему « Смертная казнь: за и против» — один из примеров, представленным на моём сайте.

Как известно, самой ранней формой человеческой деятельности является игра, и нет ничего удивительного в том, что на моих уроках всегда имеют место игровые технологии. Это может быть целый урок-игра, к примеру «Счастливый случай» на тему «Петровская эпоха», так и фрагмент, например, на уроке

На повышение эффективности обучения истории и обществознания оказывает большое влияние внедрение принципов развивающего и разноуровневого обучения.

Многоуровневое обучение предполагает учёт индивидуальных типологических особенностей учащихся (черт характера, способностей, темперамента), умение составлять психологическую характеристику детей (тип мышления, особенности памяти и др.

), анализ имеющегося опыта школьников, накопленных ими знаний и умений, учёт направленности личности (потребностей, мотивов, ценностей).

Разнообразные диагностические работы разных уровней позволяют дифференцированно подойти к каждому ученику, в том числе не оставить без внимания детей с особыми образовательными возможностями.

Есть множество педагогических технологий, которые в большей или меньшей степени имеют место в моей практике, но есть одна, которую я обозначила как наиглавнейшую: здоровьесберегающая, ибо обучение , воспитание, развитие ничто без здоровья, поэтому музминутки, физкультминутки, хорошее настроение, уважение к ученику обязательные атрибуты моих уроков.

Подводя итог: новые образовательные технологии ворвались в современное образование, и чем быстрее мы обратимся к ним, оценим их значение и выработаем методику их применения, тем более полноценным, познавательным, увлекательным будет учебный процесс, как для учащихся, так и для нас самих.

Источник: http://ist.na5bal.ru/doc/26388/index.html

Ссылка на основную публикацию