Классный час на тему: родина, 3 класс

Классный час «Моя Родина – Россия»

Цели:

1. Формировать представление о России и её символах.

2. Воспитывать чувство гордости, патриотизма, любви и преданности к родной стране.

3. Учить рассуждать, анализировать, развивать кругозор учащихся и обогащать их словарный запас.

СЦЕНАРИЙ

классного часа «Наша Родина – Россия»

Приложение. Презентация «НАША РОДИНА – РОССИЯ»

Ход классного часа: (Домашнее задание: рисунки о Родине. Пословицы)

1. Организация класса к классному часу. Учащиеся слушают песню «С чего начинается Родина» (слайды № 1-16).

2. Основная часть. Классный час ведётся в форме беседы.

Постановка вопроса: О чём поётся в песне? О чём мы с вами будем говорить сегодня на классном часу? С чего же всё-таки, начинается Родина?

Вступительное слово учителя на классном часе:

– Сегодня мы поговорим с вами о нашей Родине, узнаем, что такое патриотизм и что нужно сделать, чтобы стать патриотом своей страны. Ну, и конечно поговорим о нашей малой родине.

– Я просила вас узнать, откуда пришло слово «Родина». Что вы узнали?

Ответы детей:

– В толковом словаре говорится, что слово «Родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного рода. А само слово «род» обозначает древнейшего бога славян Рода.

– Родители, родня, родственники, родичи, Родина – слова с одним корнем, близким по смыслу.

– А что для вас Родина? Ребята, что вы вспоминаете, когда слышите слово Родина? (дети показывают рисунки и объясняют).

Ответы детей:

– Страна, в которой мы живём, дом, в котором родились, берёзка у родного порога, место, где жили наши предки – всё это и есть Родина, родное сердцу место.

Родина – это очень много. Со словом «родина» тесно связано слово «отчизна», «отечество». Это самое драгоценное и святое, что есть в жизни каждого человека. Понятие Родина – это память обо всём, что нам дорого в прошлом, это дела и люди нынешних дней; это родная земля со всем, что растёт и дышит на ней. Человеку надо знать свои корни, историю своей Родины, государства.

У К.Д. Ушинского есть такие слова: «Наше Отечество, наша Родина – Матушка Россия» (слайд № 19)

Вывод. Ответы детей:

– Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

– Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились

– Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своей водой, выучила своему языку. Одна у человека родная мать – одна и Родина.

В чём же, по вашему мнению, проявляется Патриотизм?

Ответы детей:

– В любви к своему Отечеству, в гордости за свой народ, в любви к культуре своего народа, в любви к своей малой родине.

– В желании процветания своей Родины, в деятельности на благо Родины.

– В готовности охранять и защищать свою страну, в уважении к ветеранам – защитникам Родины, героическим подвигам своих предков.

Что же такое патриотизм? (слайд № 20)

Ученик (заранее подготовил): Патриотизм – это одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями. Это сознание своей целостности с Родиной и переживание вместе с ней её счастливых и трудных, тяжёлых дней.

Научить патриотизму, как учат математике, нельзя. Чувство Родины – не заучивание правил и теорем, это чувство проникает в нас с молоком матери, это воздух, которым мы дышим, солнце, которое видим. Чувство Родины пронизывает всю нашу жизнь.

Послушайте одну историю.

Рассказ ученика: Жил-был в одном царстве-государстве в небольшом городке мальчик. Звали его Ли. Не успел он подрасти, как на его страну напали враги.

А тогда, в старые времена, воевали не только взрослые, но и дети. И вот все мужчины и мальчики стали собираться на войну. Лишь мальчик Ли не собирается. «Почему ты не идёшь?» – спросил его воевода.

«А почему я куда-то должен идти? Ведь моя Родина здесь, в моём маленьком городке».

И все ушли на войну без Ли. Прошло несколько недель. В городок нагрянули враги. Их предводитель был стар и мудр. Он велел арестовать Ли. Мальчика привели к нему.

– Я разбил ваше войско, но там не было тебя. Почему? – спросил он Ли.

– Потому что моя Родина – мой городок, – ответил Ли.

– Я разрушу твой городок и у тебя не будет Родины, – сказал предводитель.

– Не делай этого: мне некуда будет идти, – взмолился Ли.

– Мне жалко тебя, – сказал предводитель, – потому что у тебя слишком маленькая Родина и нет Родины большой. У таких, как ты, в конце концов не остаётся никакой Родины.

Вывод: Человек родится в конкретном месте – деревне, посёлке, городе…. Это его малая родина. Где бы впоследствии не жил взрослый человек, его постоянно тянет на родину, ему хочется пройтись по родной улице, постоять у родного дома.

Но у всех нас есть общая большая Родина. Это наша страна. Она досталась нам в наследство от наших далёких предков – восточных славян, которые не случайно назвали её Русь. Русь – это страна рек и озёр, страна света. Издавна поклонялись они воде и свету. А вот почему, вы поймёте, послушав мифы о воде и свете.

(слайд № 21) Ученик: Миф о воде. Наши предки говорили: как без огня нет тепла, так и без воды нет и не может быть жизни. Обожествляя и поклоняясь воде, они называли её не иначе как «матушка», «царица».

Больные и старики приходили к воде, просили здоровья, веря в великую силу воды, которая несёт жизнь всему на Земле. Они опускали в воду кусочек хлеба и с низким поклоном читали заговор, а потом обливались водой.

Люди верили в божественную силу воды, считалось большим грехом загрязнять реки и озёра

(слайд № 22) Ученик: Миф о свете. Воплощением света, несущего жизнь, спасающего всё живое от тёмных сил, и был бог света – Белбог. Его представляли в виде старца с длинной белой бородой, в белой одежде и с посохом в руках. Считалось, что Белбог спасает жизнь путникам, заблудившимся в дремучем лесу, выводит их на дорогу.

Его считают так же подателем богатства, плодородия, счастья, добра. Считалось, что во время жатвы Белбог приходит на ниву и помогает беднякам в их работе. Чаще всего он показывается в колосистой ржи с сумой денег на носу, манит какого-нибудь бедняка и просит утереть себе нос: если тот исполнит просьбу, то из сумы посыплются деньги. А Белбог исчезнет.

Жертвы Белбогу приносили весельем, играми, песнями, хороводами, пирами.

– Почему же наши предки поклонялись свету и воде? (Потому что без них не может быть жизни.)

Во все времена люди любили свою Родину и поэтому сложили о ней много пословиц и поговорок. А вы знаете пословицы и поговорки о Родине?

(работа в группах) Задание: «Собери пословицу»

*Для Родины своей ни сил, ни жизни….. (не жалей).

*Родина-мать, умей за неё…..(постоять).

*Своя земля и в горсти…….(мила).

*Только тому почёт будет, кто Родину не на словах, а делом…….(любит).

*На чужой сторонушке рад своей……(воронушке).

*Жить – Родине……(служить).

(слайд № 23) Какие пословицы у вас получились?

А какая же она наша Родина? (Ответы детей)

(слайды № 24 – 36) Ученик (подготовил заранее): Посмотрите, как красива наша Родина в разное время года! Это стройная и хрупкая берёза, в честь которой было посвящено много стихов и перепето песен, это широкие реки, это щебетание птиц, это дары осени, это бескрайние поля, это покрытые снегом деревья, словно серебром. Наша страна всегда отличалась бескрайними просторами.

Гости из разных стран мира восхищаются красотой российских городов. В России живут умные, талантливые, добрые люди.

Наш русский народ всегда отличался такими личностными качествами, как силой духа, простотой и щедростью души, оптимизмом, не смотря на все тяготы жизни, гостеприимством и чистой любовью.

(слайд № 37) А теперь проведём небольшой конкурс и определим наилучшего знатока нашей Родины.

(Работа в группах) Вопросы викторины: (слайды № 38-39)

– Площадь России более 17 млн . Какое место в мире она занимает по площади….(первое).

– Россия омывается водами трёх океанов. Назовите их……(с запада – Атлантического, с севера – Северного Ледовитого, с востока – Тихого).

– Основатель Российского флота………(Пётр I).

– Назовите столицу России…….(Москва).

– Назовите государственный язык нашей страны……….(Русский).

– Назовите денежную единицу России……(Рубль).

– Назовите растение – символ России……..(Берёза).

– Назовите основные символы нашего государства……..(герб, флаг, гимн).

– Как называется основной закон Российской Федерации?………(Конституция РФ).

Продолжаем разговор о нашей Родине. Наше государство называется Россия, РФ. А чем отличается одно государство от другого?

Ответы детей: Они отличаются языком, на котором разговаривает народ, своими символами, историей, обычаями, традициями, географическим положением.

Обратим внимание на символы нашего государства.

(слайды № 40-42) Ученик (подготовил заранее): У нас очень красивый герб. На нём изображён двухглавый орёл (золотой) на фоне российского флага. Орёл – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб.

Впервые его ввёл царь Иван III. Внутри российского герба – герб Москвы. На нём на красном фоне изображён Георгий Победоносец, поражающий копьём дракона. Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках.

Знамёна и флаги России на протяжении многих веков оказывались в центре событий нашей Родины.

(Работа в парах) Задание: собрать государственный флаг из имеющихся полосок.

Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение. Что означают цвета?

(слайд № 43) Ответы детей: На Руси триколор имеет следующее значение:

белый – благородство, откровенность, чистоту;

синий – верность, честность, безупречность;

красный – мужество, смелость, великодушие, любовь.

Ученик (подготовил заранее): Российский флаг – это трёхцветное полотнище с белой, синей и красной полосами. Днём его рождения можно считать 20 января 1705 года, когда Пётр I издал указ учредить этот флаг символом России.

Что символизируют цвета нашего флага? Есть разные версии. По одной, это единство моря, земли и неба. По другой – это содружество трёх славянских народов. По третьей – цвета флага символизировали белый – веру, синий – надежду, а красный – любовь.

Закон о Государственном флаге принят Государственной думой 25. 12. 2000 г.

Прошу продолжить следующую пословицу: «Человек без Родины – что соловей……..(без песни)

Ученик (подготовил заранее) У каждой страны имеется государственная песня, которая называется гимном, в которой отражены народная любовь и патриотизм. Гимн исполняют и слушают стоя, при торжественных приёмах, праздниках, парадах, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины

(слайд № 44) Звучит Гимн России.

Есть книга правды и свободы,

Вся наша жизнь – её слова,

Запечатлели в ней народы

Свои священные права.

– Как она называется? Конституция (слайд № 45)

Ученик (подготовил заранее): Конституция – основной закон государства, определяющий, как устроено государство и общество, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан, герб, гимн и флаг государства, его столицы. Нынешняя конституция была принята 12 декабря 1993 года.

В ней расписаны права и обязанности граждан РФ.

Мы имеем право на: жизнь, здоровье, свободу и обязанность личности, равенство перед законом, гражданство, свободу мысли, труд, образование, отдых.

Что такое большая Родина? (Ответы детей)

Вывод: Родина – это вся наша страна, в которой мы живём (Россия). Но существует ещё понятие «малая Родина», к которой мы относим:

– место, где родились (город, село);

– ячейку, в которой живём (дом, семья);

– родные края, которые нас окружают (леса, поля, реки).

(слайды № 46 – 62)

Мы живём на земле Сибирской (слайд № 46)

Давайте посмотрим на символику нашего родного края. (Рассказ детей о гербе и флаге г. Новосибирска. Учащимися исполняется гимн о г. Новосибирске.) (слайды № 49-62)

Ребята, в древности на Руси наказывали: «Помяни´ одно´: только коре´нью основа´ние кре´пко, то де´рево не подви´жно; только коре´нья не будет – к чему прилепи´ться?»

Это означает, что мы должны помнить свою Родину, почитать своё Отечество и сделать всё возможное, чтобы сохранить наше богатство, наше наследство, нашу чудесную страну, имя которой – Россия.

А в заключение нашего классного часа я предлагаю вам игру «Что отдашь земле родной?» (слайд № 63)

 – Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. Листья – наши мечты и желания. Всё, что мы делаем доброго, прибавляет ему силу.

Дети записывают на заранее приготовленных листочках свои мечты и желания, и озвучивая прикрепляют к дереву (слайд № 64).

– Вот так, плечом к плечу, как на дереве листик к листику, мы будем творить историю нашей страны, нашей Родины! Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что – вы граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили её символы, гордились своей страной. Вы граждане многонациональной страны, но все вы – Россияне. У каждого человека есть своя дорога в жизни и только от него зависит, каким будет его путь и его будущее. Вы — дети России – вы надежда и будущее нашей страны. Всё в ваших руках!

Ученик: Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей…

Ученик: Люблю твои луга и нивы,

Прозрачный звон твоих равнин,

К воде склонившиеся ивы,

Верха пылающих рябин.

Ученик: Люблю тебя с твоей тайгою,

С воспетым трижды камышом,

С великой Волгою – рекою,

С могучим быстрым Иртышом.

Ученик: Люблю, всем сердцем понимаю

Степей таинственную грусть.

Люблю всё то, что называют

Читайте также:  Обучение математике по методу никитиных

Одним широким словом – Русь.

Рефлексия: Что нового вы для себя узнали? Что понравилось вам больше всего?

Используемая литература:

– Медиаресурсы из интернета;

– Медиаресурсы с городского сайта г. Новосибирска;

– Владислав Ленский «Гимн Новосибирска» – мр 3;

– Гимн России муз. Александрова сл. Михалкова – мр 3;

– Песня «С чего начинается Родина?» муз. Баснера сл. Матусовского – мр 3

Приложение. Презентация «НАША РОДИНА – РОССИЯ»

Источник: http://io.nios.ru/articles2/67/6/klassnyy-chas-moya-rodina-rossiya

Классный час для начальных классов на тему: «Разговор о Родине»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей г.Зернограда

классный час в 3 «А» классе

Разговор о Родине

Составитель: Карякина Татьяна Павловна,

учитель начальных классов

Цели:

  • прививать интерес к истории родного края;
  • воспитывать любовь к своей малой Родине, чувство гордости за свою страну,
  • воспитывать любовь к родным местам.

-формирование в сознании учащихся понятий: «родина», «гражданин», «патриот», «малая родина»;

-показать взаимосвязь судьбы человека и судьбы родины;

-развивать умение выстраивать маршрутный лист;

-знакомить с памятными местами малой родины(заочная экскурсия, пешеходная).

              Ход классного часа:

Учитель:

Мне однажды в жизни повезло: Я однажды родилась в России –В том краю, где от берёз светло,

На земле, которой нет красивей.

Сегодня мы поговорим о Родине и, я надеюсь, что вы будете хорошими собеседниками.

Шеповалова П С чего начинается Родина
Презентация «Родина»1 часть

Учитель:

-Давайте ответим на вопрос «Что такое Родина?».

Ученик 1:

— Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово род означает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящён богу Роду.

— А сейчас подумайте, что значит Родина для вас. Скажите, как понимаете слово «РОДИНА»?

Игра с мячом.

Учитель бросает мяч детям по порядку и говорит: «Родина – это…». Дети ловят мяч и отвечают одним словом (лес, поле, небо, река, дом, улица, родители, друзья и др.)

Вывод: Родина – это страна, в которой мы живем; это город или село, в котором мы живем; это дом, в котором живет каждый из нас; это люди (родные и друзья), которые нас окружают.

Ученик 2:

В толковом словаре  С. И. Ожегова даётся такое объяснение слов:

«Родина – это отечество, родная сторона».

«Отечество – страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит».

Послушайте, как о Родине пишут поэты

Вилкова «Наша Родина»

Мы живём в России. Это наша Родина. Мы – россияне.

Презентация Ульяны

Учитель:

-Но не бывает Родины без Гражданина. Кто же это такой таинственный гражданин?

(Ответы детей)

Ученик3:

-Гражданин- это человек, который длительное время проживает на территории данного государства и пользуется его защитой, правами и обязанностями.

Учитель:

-Все мы проживаем на территории Российского государства и являемся гражданами России. Но для человека мало просто жить и быть гражданином России, свою Родину нужно любить. А вот человека, который очень любит свою Родину, готов пойти на ее защиту-называют ПАТРИОТОМ.

Учитель:

— Мы живем в России. Это наша большая Родина. Но у каждого из нас есть МАЛАЯ РОДИНА.

Осипов Максим стихотворение «Мой город Зерноград»

Целуйко Софья презентация «Моя Родина»

Учитель: 

— Как вы думаете, как может быть связана судьба человека  с судьбой Родины?

(Ответы детей).

Стихотворение Жулёв «Привет»

Учитель:

— Человек с самого рождения влияет на судьбу своей Родины. Он совершает хорошие или плохие поступки, помогает своей Родине стать богаче и лучше или наоборот, делает ее беднее и хуже. В свою очередь и Родина влияет на своего гражданина, дает ему образование, медицину, место работы и многое другое.

Главное наше богатство – люди.

Стихи о Родине

Антонова С — «Родное»

-Ребята, а какие пословицы и поговорки о Родине вы знаете? Как вы понимаете эти пословицы?

Одна у человека родная мать, одна у него и родина.

Предать родину — опозорить мать и отца.

Родина — мать, умей за нее постоять.

Родина краше солнца, дороже золота.

Родина любимая — мать родимая.

Родина начинается с семьи.

Родину головой оберегают.

Родину, как и родителей, на чужбине не найдешь.

Родная землица и во сне снится.

Родная сторона — мать, а чужая — мачеха.

Родной куст и зайцу дорог.

Родных нет, а по родимой стороне сердце ноет.

С родной-то стороны и ворона павы красней.

Своя земля и в горести мила.

Своя сторона не бывает холодна.

Своя сторона по шерстке гладит, чужая — насупротив.

Скучно Афонюшке на чужой сторонушке.

Со своей стороны и собачка мила.

Та земля мила, где мать родила.

Только тому почет будет, кто родину не на словах, а делом любит.

Тот герой, кто за родину горой.

Человек без родины не живет.

Человек без родины — соловей без песни.

-Мы проведем заочную экскурсию по нашей Родине

(показ слайдов) 2 часть презентации

5.        Рефлексия.

— Скажите, о чем мы сегодня говорили? Что нужно делать каждому, чтобы своя Родина процветала?

Учитель:

Великую землю, любимую землю,

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовем.

— Говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями.

У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному селу и улице, на которой вы жили.

Пусть в сердце каждого из вас живет ЛЮБОВЬ К СВОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЕ.

Что же для вас родина?

Оформление «Древа Родины»

Мы – граждане своей страны – РОССИЯНЕ!

6

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/klassnyy-chas-dlya-nachalnykh-klassov-na-temu-razgovor-o-rodine.html

Презентация к уроку (3 класс) по теме: Россия-Родина моя! Презентация. — презентация

1 МКОУ «Береговская средняя общеобразовательная школа» Классный час.1-4 класс Автор Л.М.Ячменева учитель начальных классов С. Старомалиновка 2011 год<\p>

2 Российская Федерация<\p>

3 С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре. С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе. А может, она начинается С той песни, что пела нам мать, С того, что в любых испытаниях У нас никому не отнять. С чего начинается Родина? С заветной скамьи у ворот. С той самой березки, что во поле, Под ветром склоняясь, растет. А может, она начинается С весенней запевки скворца И с этой дороги проселочной, Которой не видно конца. С чего начинается Родина?<\p>

4 Малая Родина-это место, где ты родился и вырос.<\p>

5 Наша деревня Старомалиновка.<\p>

6 На просторах России.<\p>

7 Москва-столица России<\p>

8 Города России. Екатеринбург Омск Москва Санкт-Петербург Муром<\p>

9 Россия- многонациональная страна<\p>

10 ГЛАВНЫЙ ЗАКОН РФ<\p>

11 Символы государства Российского Флаг российский наш окрашен В белый, синий, красный цвет. Он трепещет в небе ясном, И его прекрасней нет. Белый – символ мира, правды И душевной чистоты. Синий – верности и веры, Бескорыстной доброты. Боль народа, кровь погибших Отражает красный цвет. Будем Родину любить мы И хранить её от бед. Флаг<\p>

12 Герб Герб России самый важный, Знак отличия страны, Есть на нём орёл двуглавый- Власти символ и борьбы. У орла блестит корона И имеет три зубца- Это веточки закона На верхушечке венца. Много лет народ боролся За свободу, мир и власть. Это зло поверг Георгий, Змею он помог пропасть. Красный цвет обозначает Кровь, пролитую в борьбе, Золотой отображает- Мощь, богатство на земле.<\p>

13 Гимн Текст Государственного гимна Российской Федерации (слова С.В.Михалкова) Россия — священная наша держава, Россия — любимая наша страна. Могучая воля, великая слава — Твое достоянье на все времена! Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая — Хранимая Богом родная земля! Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года. Нам силу дает наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда! Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой!<\p>

14 В.В.Путин-президент РФ<\p>

15 Проверь себя. Как называется наша страна? Как называются люди, живущие в нашей стране? Что такое Конституция? Какой город является столицей России? Какие символы государства вы знаете?<\p>

16 Прокофьев. Нет на свете родины милее, Где других лазурней небеса, Солнце ярче, звезды всех светлее, Где отрадны рощи и леса; Где в реках стремительные воды Голубеют, словно бирюза, Где, когда настанет непогода, Весь народ выходит, как гроза! Нет на свете Родины дороже. Надо все нам делать для нее, Чтобы день, который нами прожит, Каждым часом радовал ее.<\p>

17<\p>

18<\p>

19<\p>

20<\p>

21<\p>

22<\p>

23<\p>

24<\p>

25<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1004107/

Классный час «Россия — Родина моя»

Цель:  Гражданско – патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Задачи:

  • способствовать  воспитанию чувства патриотизма и гражданственности, гордости за причастность к судьбе России;
  • содействовать воспитанию уважительного отношения к государственным символам России;
  • подвести учащихся к  пониманию неповторимости и богатства нашей страны;
  • довести до сознания учащихся, что Россия- это действительно великая страна, с колоссальным потенциалом.
  •  познакомить учащихся с некоторыми правами и обязанностями граждан России;
  • развивать интерес к истории России;
  • воспитывать чувство гордости за свою страну.

Форма проведения:  классный час

Оборудование:

экран, мультимедийный проектор, компьютер, колонки, запись с  иллюстрациями  «Государственная символика России» ,  выставка детских рисунков «Моя Родина» , аудиозапись гимна РФ, аудиозапись песни «С чего начинается Родина»,

Вступительное слово учителя:   Здравствуйте уважаемые   гости,  ребята!    Итак….мы начинаем.

Звучит песня « С чего начинается Родина…»

Учитель: Действительно, а с чего, по-вашему, начинается Родина? Ответы учащихся.

Как вы думаете о чем мы сегодня будем разговаривать на нашем занятии? Ответы учащихся.

Сегодня  мы  собрались  с  вами  для  того,  чтобы    поговорить  о  самой  красивой  стране —  России,  о  её  символах, о правах граждан нашей великой Родины.

— Никто не возьмется перечислить всего, что стоит за этим  большим и емким словом Родина! Это слово знает каждый. Родина — это то место, где ты родился, вырос, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями. Как называется то место, где вы родились и выросли?

— Как  называется страна в которой мы живем? Ответы учащихся.

— Значит Россия, а именно Владимир – это и есть наша Родина.

— В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок — деревня или город, улица, дом, где он родился.

Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Недавно у вас были каникулы. Вы отдыхали, ездили в гости, увидели и узнали много нового. А тянуло ли вас домой?

Ответы учащихся.

-Как гласит известная пословица: «В гостях хорошо, а дома лучше»

-Какие пословицы о Родине вы знаете? ( ребята называют заранее найденные пословицы; учитель вывешивает их на доске).

— Как часто мы слышим  это громкое и звучное слово Родина?

— Давайте подберем родственные слова к слову Родина. ( родной, родители, род, родник, родословная, родственник)

— А что у вас связано с этим понятием? Как вы понимаете значение этого слова?

Ученик зачитывает стихотворение «С чего начинается Родина…»

— А скажите, гражданином какой страны вы являетесь? ( России, РФ)

— Кто такой гражданин?

Гражданин – житель страны, который признает ее законы, любит свою Родину, гордиться ею, вместе с ней переживает горе и радости, старается сделать ее сильной и богатой.

— Мы являемся частью народа огромной  и богатой страны, мы – граждане России, россияне. Мы ее будущее.

— Наша Родина очень велика. Так велика, что над ее просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлевских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске — на Камчатке наступает полночь.

-Ребята, а почему мы часто употребляем выражение «московское время»? И почему к Москве какое-то другое отношение? Ответы учащихся.

Верно к Москве у нас трепетное отношение потому, что город-герой Москва — столица нашей необъятной Родины. .

Почему необъятной? Да потому, что если сесть в самолет и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные жаркие пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства — ее зеленый наряд — леса.

Учитель показывает слайды Москвы, пейзажей русской природы, а в это время учащиеся читают наизусть стихотворение С. Васильева «Россия».

1 ученик:

…Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей…

Люблю твои луга и нивы,

Прозрачный  звон твоих равнин,

К воде склонившиеся ивы,

Верха пылающих рябин.

2 ученик:

Люблю тебя с твоей тайгою,

С воспетым трижды камышом,

С великой Волгою-рекою,

С могучим быстрым Иртышом.

Люблю, глубоко понимаю

Степи задумчивую грусть

Люблю все то, что называю

Одним широким  словом «Русь»

— Вот она, какая Россия — Русь, широкая и великая! И везде живут люди.

— Как вы  думаете, а много ли народа населяет такую огромную страну? Ответы учащихся.

По данным последней переписи населения, которая проходила в 2002 году, население России составляет более 145 миллионов человек.  А как всех их можно назвать, одним словом? Ответы учащихся.

Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия — единое многонациональное демократическое государство. Её населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп.

— Скажите, как вы назовете людей, живущих в других странах. Например,

  • Украина – украинцы
  • Белоруссия –
  • Россия –
  • Эстония
  • Литва –
  • Франция —

В состав России входит 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 10 автономных округов, 1 автономная область, 49 областей, города федерального значения — Москва и Санкт- Петербург. Все они объединились в одно большое государство — Россию, или Российскую Федерацию.

Мы живем в самом большом государстве в мире по площади – более 17 млн. кв км. Россия является одновременно и европейской и азиатской державой. Берега страны омывают 12 морей  трех океанов. Россия страна, богатая природными ресурсами.

1 – е место в мире ро природному газу и торфу. 2 – е по запасам золота. 3 – е по запасам золота. Наша страна самая многонациональная страна в мире. В России 13 городов миллионеров и 2 мультимиллионера.

Русский язык – один из крупнейших языков мира.

Ученик зачитывает стихотворение «Берегите Россию…»

Берегите Россию

Нет России другой!

Берегите ее тишину и покой,

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе,

И родное оконце в позабытом селе.

Берегите Россию, без нее нам не жить!

Берегите ее, чтобы вечно нам быть!

Велика численность населения России. И все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодежь и старики, люди любой национальности и вероисповедания.

Вот как об этом записано в Конституции Российской Федерации:  «…государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям».

И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять, об этом записано… Где? Кто запомнил? Ответы учащихся.

— Правильно, в Конституции. А что такое Конституция? Ответы учащихся.

— В нашей стране много законов, но основные законы нашего государства, главные правила, по которым мы живем, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с большой буквы.

Давным- давно в обществе еще не было законов и люди жили по принципу: «Кто сильнее, тот и прав»!

С развитием человеческого общества люди пришли к выводу, что нужны специальные правила, по которым нужно жить в своей стране. В современном обществе основные правила записываются в Конституции – главном законе страны.

Конституция, по которой мы сейчас живем, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником. В Конституции записано, что все взрослые имеют право выбирать главу государства, обязаны защищать страну, если ей грозит опасность, что Россия — дружная семья равноправных народов.

— А кто обеспечивает порядок в стране, поддерживает мир и порядок?Ответы учащихся.

— Конечно, это президент. Как зовут нашего президента?

Источник: http://shkola30.ouvlad.ru/klassnyj-chas-rossiya-rodina-moya/

Сценарий классного часа на тему «Русь, Россия-Родина моя» (3 класс)

Сценарий внеклассного мероприятия на тему «Русь, Россия — Родина моя» для 3класса


Цель:

  • Показать учащимся из чего вырастает человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове “Родина”.
  • формировать в сознании детей такие понятия как «государство», «гражданин» , «права и обязанности» гражданина;
  • развивать речь детей ,творческое воображение; работать над формированием устойчивого внимания;
  • воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину, народ.Ход мероприятия:

Слайд-шоу под музыку «Песня о России»

1. Учитель читает стихотворение, определить его основную мысль, озаглавить это стихотворение.( идут слайды природы, храмов, сёл,…)

“Родина”, — мы говорим, волнуясь

Даль без края видим пред собойЭто наше детство, наша юностьЭто все, что мы зовем судьбой.Родина! Отечество святоеПерелески, рощи, берега

Поле от пшеницы золотое

Голубые от луны стога

Степь родная, край безбрежный,

Вдаль течет река.

Сердцу дорог милый, нежный
Отчий край – моя cтрана.

— О чем это стихотворение? Как бы вы его назвали?

“Родина”. Так назвал его и автор. И тема нашего урока: “Русь, Россия – Родина моя”.

2. — Откуда произошло слово “Родина”? Мы обратились за помощью к толковому словарю. И вот, что узнали. Слово “родина” произошло от древнего слова “род”, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас потомок какого – либо старинного древнего рода. Родители, родня, родственники, родичи, Родина – слова с одним корнем, близкими по смыслу.

— А что такое для человека Родина? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет, дом, в котором родился, или березку у родного порога, а может место, где жили его предки? Наверное, ребята, все это и есть Родина, т.е. родное сердцу место. Поэты, писатели, художники, композиторы часто обращаются к этой теме. В своих произведениях они воспевают красоту, могущество, трудолюбие, доброту своей Родины. Почему?

— Почему, в одном из своих стихотворений, посвященных этой теме , С.Есенин писал:

“Если кликнет рать святая:“Брось, ты Русь, живи в раю!”Я скажу: “Не надо рая,

Дайте Родину мою”.

— Ответы учеников.

Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека.

С этим чувством человек рождается,С ним живет и умирает с ним,Все пройдет, а Родина останется,

Если мы то чувство сохраним.

У взрослого человека это чувство подобно большой реке. Опыт жизни расширяет понятие “Отечество” до границ государства. Но у каждой реки есть исток, маленький ключик, с которого все начинается.

— А из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове “Родина”. Сегодня на уроке мы постараемся в этом разобраться.

— Сценка (дети в русских костюмах).

Рассказчик: У деревенского мальчика Сеньки было все: были у него отец и мать, изба, огород, сад, домашние животные. И жил Сенька хорошо, но вот появилась у него маленькая сестренка, и Сенька решил, что он у родителей стал лишний.

Сенька: Пора уходить. Теперь я для них совсем лишний.

Рассказчик: Идет Сенька по своей улице, а навстречу ему тетя Маша.

Тетя Маша: И куда это ты Сенька путь держишь?

Сенька: Здравствуйте, тетя Маша. Ухожу. Не хочу здесь жить.

Тетя Маша: А ты полезь на бугорок, да посмотри вокруг

Рассказчик: Полез Сенька на бугор. Поднимается все выше и выше, и земля становится все шире. А когда он забрался на самый верх, то стало ему видно далеко-далеко. Вокруг разноцветные поля простирались. Овес ли, гречиха – у всего свой цвет. Под бугром красный клевер, сверху плотный, как бархат. У озера растут белоствольные березки.

Темный орешник, бледная, как зеленый дымок малина возле болота. Деревенские жители, Сенькины соседи, кто на лошади сено везет, кто граблями работает, кто коров пасет. Всех сверху увидел Сенька. И других жителей из соседних деревень, и поезд увидел, и даже дальний город на горизонте. От своей земли, от ее прекрасного, широкого вида почувствовал Сенька в сердце тепло.

Оборачивается и видит отца и деда.

Сенька: А вы тут зачем?

Отец: А за тем, за чем и ты.

Дед: Землю свою смотрим.

Сенька: Ух, ты! Куда от такой земли уйдешь, если она моя. И мама моя, и отец, и сестренка, и все люди-соседи, и птицы – все мои. Потому мои, что я – их.

Рассказчик: Не знал пока Сенька, что называется все это Родиной. Что где бы он ни был после, хоть у самого дальнего моря, хоть на другой стороне земли, станет он видеть во сне бугор посреди клевера и все, что вокруг бугра.

Память людей связана с тем местом, где они родились, где прошло их детство, где они научились понимать жизнь. Это могучая сила! Она влечет птиц из дальних стран к месту, где они родились, она всю жизнь согревает человеческое сердце, делает его счастливым или несчастным, если человек почему-то потерял Родину.

«Граждане страны»

— Ребята! Как вы думаете, кем мы с вами являемся? (Детьми, учениками, людьми, гражданами.) (слайд)

— Мы граждане страны России. Мы россияне. А кто же такой гражданин?

Гражданин–житель страны, который признаёт её законы (правила поведения). Гражданин любит свою страну, гордится ею, старается сделать её сильной и богатой. Гражданин вместе со своей страной переживает горе и радость. Званием гражданина России следует гордиться.

— У граждан любой страны есть свои права и обязанности.

— А какие обязанности есть у вас перед мамой, школой, обществом?

— А можно ли не выполнять свои обязанности? Почему? (Ответы детей.)

— А что такое права?

— А какие права есть у нас с вами (Право на жизнь, на обучение, на медицинское обслуживание.)

 4. Физминутка.

 А теперь, ребята, встали.

 Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад.

 Повернулись вправо, влево.

 Тихо сели. Вновь – за дело!

— Ребята, а как вы представляете свою Родину?

Стихотворение читает ученик.

Что значит: Родина моя?Ты спросишь. Я отвечу:Сначала тропочкой земляБежит тебе навстречу.Потом тебя поманит садДушистой веткой каждой,Потом увидишь стройный рядДомов многоэтажных.Потом пшеничные поля От края и до края,Все это – Родина твоя,Земля твоя родная.Чем старше станешь и сильней,Тем больше пред тобоюОна заманчивых путей

Доверчиво откроет.

— Да, вы сейчас стоите у порога огромной человеческой любви к Родине. Мы на уроках часто обращаемся к этой теме. Так что же наша Родина?

Рисунок “Древняя Москва”.- «Москва не сразу строилась»

— На уроках истории мы узнаём много интересного о делах наших предков. Первые упоминания о Москве относятся к 1147году. На крутом берегу Москвы реки начал строительство стен и построек Кремля из сосновых брёвен князь Юрий Долгорукий. В начале XIV в.

стены заменили на более крепкие – дубовые.) Москва часто горела, подвергалась нападению врагов и стены были заменены Дмитрием Донским на каменные, Москва стала зваться – белокаменной. Они простояли почти 100 лет.

За это время стены обветшали, появились дыры, которые заделывались тем, что под руку попадёт. Вся Кремлёвская стена была в заплатах.
Иван III пожелал, чтобы его столица стала самым красивым и могущественным городом в Европе. И закипела работа.

Были приглашены итальянские мастера и с раннего утра до позднего вечера в течение 10 лет возводились кремлёвские стены ,башни и храмы из красного кирпича.

В летописи вот что сказано о том времени: “Изумленная Европа в начале княжения Ивана III едва ли подозревавшая о существовании Московии, зажатой между Литвой и татарами, была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на своих восточных окраинах. Эти земли стали именоваться Россией”. Столицей Российского государства стала Москва. Кремль – сердце Москвы.

— В Кремле издавна жили и правили страной цари и императоры.

— А кто сейчас работает в Кремле?

— Слово «Кремль» происходит от древнерусского «Кром»- так называлась центральная часть древних городов. Со всех сторон она была обнесена крепостными стенами с башнями. Строился Кремль обычно на самом видном месте. Московский Кремль был расположен очень удобно — на Боровицком холме; здесь река Неглинка впадала в реку Москву.

-А теперь совершим прогулку по территории Московского Кремля.

-Когда люди впервые посещают Московский Кремль, прежде всего, спешат посмотреть на знаменитые «Царь-пушку» и «Царь-колокол». Обе эти достопримечательности находятся рядом и поражают своей величиной.

«ЦАРЬ-ПУШКА»

«Царь – пушка» была сделана немного раньше, чем «Царь – колокол». Частые набеги врагов заставляли москвичей всегда быть готовыми к обороне. Металл – долговечен.

Пушку отлил в 1586 году замечательный русский мастер литейного дела Андрей Чохов. «Царь – пушка» предназначалась для обороны Кремля, но из неё никогда не стреляли.

Она так и осталась памятником русского литейного искусства XVI в. Вес пушки достигает 40 тонн, длина 5,34 м, калибр – 89 см.

«ЦАРЬ-КОЛОКОЛ»

«Царь-колокол» был отлит из бронзы мастером Иваном Моториным и его сыном Михаилом в 1733 – 1735 годах. Он самый большой в мире. Весит этот гигантский колокол свыше 200 тонн, высота его 6,14 м, а диаметр – 6,6 м.

Во время большого московского пожара в 1737 году отливка «Царь-колокола» сильно раскалилась, он треснул, и от него отвалился кусок весом 11,5 тонн. Так и остался колокол на земле. Не суждено ему было огласить Москву чудесным звоном.

В 1836 году он был установлен на постаменте около колокольни Ивана Великого.

— Во время правления Ивана 3 появляется на Руси новый герб – двуглавый орел. И сейчас на гербе современной России есть двуглавый орёл.

У России величавойНа гербе орёл двуглавый,Чтоб на запад, на восток.Он смотреть бы сразу мог.Сильный, мудрый он и гордый.

Он — России дух свободный.

Белый цвет- берёзка.Синий — неба цвет.Красная полоска-

Солнечный рассвет.

— Во все времена цвету придавали особое значение: белый цвет означает мир и чистоту совести, синий — небо, верность и правду; красный- огонь и отвагу. Эти цвета чаще других используются в народных костюмах и декоративно-прикладном искусстве. Эти три цвета присутствуют и на флаге России. Бело-синему флагу России уже более 300 лет.

— У каждого государства есть свой гимнГимн- это торжественная мелодия или песня, которая исполняется в особо торжественных случаях во время подъёма государственного флага, во время национальных праздников, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований.

На нашей торжественной линейке сегодня тоже звучал гимн России. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.  Отношение народа к Родине выражено в пословицах.

Прочитайте и скажите, как вы их понимаете.

  Одна у человека мать, одна у него и Родина.

  Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Рисунок “Родина-Мать!”

“Широко ты, Русь,По лицу землиВ красе царственнойРазвернуласяУж и есть за чтоРусь могучаяПолюбить тебяНазвать матерьюСтать за честь твоюПротив недругаЗа тебя в нужде

Сложить голову.

— Нас веками пытались сломить, но не сломили и не сломят враги никогда, потому что еще в 13 веке А.Невский сказал: “Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет. На том стоит, и будет стоять великая Русь!»

Князь Александр Ярославович – один из наиболее почитаемых и любимых в народе героев – защитников Земли Русской. Со своей дружиной одержал победу на реке Неве , за что и получил имя — Александр Невский.

Это мужественный, спокойный, сильный богатырь. Фигура собрана и подтянутая, грозная и величественная. На нём тяжёлые доспехи. Он опирается на меч и готов в любую минуту нанести удар тому, кто нападёт на его родную землю.

— Наша страна никогда ни на кого не нападала, а всегда защищала Родину так, как защищал бы каждый свою мать. Русский народ мудрый. Им создано много пословиц о своей родине, о гордости за неё и умении встать на защиту.

  1. Продолжи (собери) пословицу ( разрезать начало и конец, раздать)

Смелость города ……………………берет.

Тот герой, ……………………………кто за Родину горой.

Храбрый побеждает, ……………….трус погибает.

За правое дело ………………………стой смело!

Один за всех, ……………………….все за одного!

Жить — Родине ……………………………………………….…..служить!

Не тот герой, кто награду ждет, а тот герой,……………. кто за народ идет!

Бой не опасен, если ты……………………………….. мужеством красен!

Кто смел да стоек, ………………………………………………..тот десятка стоит.

Где смелость — …………………………………………………..там победа.

Мужественно биться — ………………………………………….победы добиться!

Для Родины своей ни сил, ……………………………..ни жизни не жалей.

Одна у человека мать — ……………………………………одна и Родина!

Береги землю любимую, как……………………………… мать родимую.

Кто за Родину горой – тот………………………………. истинный герой.

Дружба и братство — дороже …………………….…….любого богатства.

На чужой сторонушке рад родной……………….…………… воронушке.

Не тот стрелок, кто стреляет, а тот кто…………….…… в цель попадает

Рисунок берёзки, как символа России.

Читает стихотворение “Люблю березку русскую”.

К. Паустовский писал: “И если мне хочется иногда жить до 120 лет, то мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу русской природы”.

КЛИП «ОТЧЕГО ТАК В РОССИИ…» (БЕЗРУКОВ)

А еще, ребята, можно взять любой рисунок, посвященный нашей школе. Потому что школа – это часть вашей жизни и, пожалуй, лучшая. Здесь вы получаете знания, которые помогут вам в вашей дальнейшей жизни.

4. Творческая работа

№1 Задание

—  Каждый человек желает своей Родине всего самого наилучшего. А что вы пожелаете нашей стране, селу, школе?  Напишите свои пожелания на листе бумаги и опустите в « Ящик пожеланий».

№2  Задание:

  — Обвести свои ладошки на лист бумаги, вырезать.  На доске оформляется композиция: земной шар. Ладони детей снизу и сбоку поддерживают Землю.  — Что символизирует получившийся рисунок?

  7 ученик:

Живут в России разные народы с давних пор.Одним — тайга по нраву, другим — степной простор.У каждого народа язык свой и наряд.

Один черкеску носит, другой надел халат.

  8 ученик:

Один- рыбак с рожденья, другой — оленевод.Один-кумыс готовит, другой — готовит мёд.Одним – милее осень, другим — милей весна,

А Родина Россия у нас у всех одна.

 6 ученик:

На карте мира не найдёшьТот дом, в котором ты живёшь,И даже улицы роднойМы не найдём на карте той.Но мы всегда на ней найдём

Свою страну — наш общий дом.

 5. Итог урока.

— Подводя итог урока, я хочу сказать, что Родина, подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет ему силу. Но всякое дерево имеет корни.

Корни – это то, что мы жили вчера, год назад, тысячу лет назад. И надо не забывать об этом и чтить память наших предков. Так давайте беречь, охранять, любить нашу Родину.

От этого она будет всё краше и краше.

Ролик «Россия- Родина моя»

Рефлексия полученных знаний.

— Наше занятие подходит к концу.

— Поделимся впечатлениями. Закончи предложение.

 сегодня я узнал…

 было интересно…

 было трудно…

 я выполнял задания…

 я понял, что…

 теперь я могу…

 я почувствовал, что…

 я приобрел…

 я научился…

 у меня получилось …

 я смог…

 я попробую…

 меня удивило…

 мне захотелось…

Источник: https://urokinachalki.ru/scenariy-klassnogo-chasa-na-temu-rus-rossiyarodina-moya-klass-4143.html

Классный час на тему: «Россия – великая наша страна» (3 класс)

Конспект тематического классного часа

«Россия – великая наша страна»

Цели: 1) -закрепить и углубить знания учащихся о государственных символах Российской Федерации;

2) — в ходе беседы развивать навыки связной речи, формировать умение правильно выражать свои мысли;

3-развивать эстетическое восприятие окружающего мира в процессе прослушивания музыки, просмотра слайдов;

4) — воспитывать патриотизм, любовь к Родине, гордость за свою страну.

Оборудование и материалы: мультимедийная презентация, полоски цветной бумаги разных цветов на каждого ученика

Предварительная работа: Подготовка учащимися выступлений по теме классного часа, разучивание стихов.

Ход занятия:

(На экран проецируется слайд с темой занятия) Тема нашего сегодняшнего занятия – «Россия – великая наша страна».

-О чём пойдёт речь на нашем классном часе? (Мы поговорим о том, в чём же выражается величие нашей страны, о символах её величия). А начать занятие я хочу с прослушивания красивой песни.

(Звучит песня «Гляжу в озёра синие» (Слайды 2-19). Далее идёт обсуждение песни по наводящим вопросам.)

— Как вы думаете, о чём эта песня?

-Какие чувства она у вас вызывает?

-Какой предстаёт Россия в песне?

Чтение стихотворения:

Россия…

Как из песни слово,

Берёзок юная листва,

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа –

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За голос звонкий, как ручей.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть,

Люблю всё то, что называют

Одним широким словом Русь.

2. Основная часть.

— Я не случайно начала наше сегодняшнее занятие с песни и стихотворения, с этих красивых слов, посвящённых нашей Родине, нашей стране. Мы все с вами россияне, мы граждане своего большого государства. И сегодня с вами мы и поговорим о нашем государстве.

-Все вы знаете, что наша страна называется Россия. А как называется наше государство, какое государственное название носит наша страна? (Российская Федерация)

Россия – страна с многовековой историей. Она неповторима, нигде в мире больше нет такой. У России, как и у всех стран, есть свои символы, которые выделяют её среди других. Вот сегодня мы и поговорим о государственных символах нашей страны.

Чтобы вспомнить первый символ, давайте разгадаем головоломку-радугу. (Слайд 20. Дети читают по буквам зашифрованное жёлтым цветом слово «флаг»)

-Итак, все разгадали головоломку и вспомнили, что одним из символов Российской Федерации являются флаг.

ФЛАГ

-Давайте вспомним, сколько цветов присутствует в российском флаге? (Три цвета)

-Я думаю, все знают, что это за цвета и в каком порядке они располагаются. Чтобы это проверить, предлагаю вам выполнить следующее задание.

(После того, как большинство завершило работу, изображение российского флага проецируется на экран. Слайд 21)

-Обратите внимание на экран. Я надеюсь, что все выполнили задание верно. Все помнят, как выглядит российский триколор.

Наш флаг называется триколором, потому что в его изображении присутствуют 3 цвета: белый, синий и красный. Российскому флагу более 500 лет, это флаг с долгой и героической историей.

А сейчас я предлагаю вам прослушать песню о Российском флаге в исполнении Вячеслава Колотова.

(Звучит песня «Флаг России». Музыка и исполнение Вячеслава Колотова, слова Андрея Якунина)

-Как вы думаете, случайно ли были выбраны эти цвета? (Нет, не случайно. Каждый цвет флага имеет свое значение, что-то выражает)

Совершенно верно. А теперь давайте прослушаем сообщения ваших одноклассников о российском флаге. (Сообщения учащихся)

Слово учителя: Я думаю, немногие знают, что у нашего флага есть свой день, свой «праздник».

(сообщени№1) В августе 1994 года президент России Борис Ельцин подписал Указ, в котором говорится: «В связи с восстановлением 22 августа 1991 года исторического российского трехцветного государственного флага, овеянного славой многих поколений россиян, и в целях воспитания у нынешнего и будущих поколений граждан России уважительного отношения к государственным символам, постановляю: Установить праздник   День Государственного флага Российской Федерации и отмечать его 22 августа».

-Итак, чтобы вы ещё раз запомнили, что обозначают цвета российского триколора, флаг пришёл к нам в гости. (Выходят трое учеников с полосами белого, синего и красного цвета, образуют флаг, каждый цвет читает стихи).

Белый: Я белый цвет, цвет чистоты,

Меня запомни сразу ты.

Я – это мир, свобода, вера,

Для честных должен быть примером!

Синий: А я цвет неба и воды,

Цвет честности и правоты.

Я тоже мир несу и свет,

Желаю жить вам всем без бед.

Красный: А я прекрасный красный цвет.

Цвет смелости и цвет побед!

Я цвет огня и цвет отваги,

И без меня наш флаг ни шагу!

Вместе: И скажем весело мы хором:

Гордитесь нашим триколором!

ГЕРБ

-Ребята, давайте вернёмся к нашей головоломке и прочитаем голубым цветом название ещё одного символа нашей родины. (Изображение головоломки проецируется на экран. Слайд 22. Дети читают слово «герб»).

— Прежде чем мы начнём разговор о гербе Российской Федерации, предлагаю выполнить следующее задание. Обратите внимание на экран. Перед вами несколько гербов разных стран. Найдите среди них герб нашей страны. (Слайды 23-24. Учащиеся находят герб России, на экране появляется его крупное изображение и далее начинается беседа о гербе).

-Герб – это такой государственный символ, которым можно любоваться как произведением искусства, можно его читать, разгадывая символический смысл каждой детали.

— Что изображено на российском гербе? (На фоне красного геральдического щита изображён двуглавый орёл, в лапах которого скипетр и держава. Головы орла увенчаны двумя маленькими коронами и одной большой, которая связана с маленькими лентой. В центре герба есть изображение серебряного всадника на коне, сражающего чёрного дракона серебряным копьём).

-Мы уже говорили о красном цвете флага. Почему, на ваш взгляд, двуглавый орёл изображён на красном фоне? (Красный цвет – цвет отваги, это ещё цвет торжества).

-О символах герба ребята у нас подготовили сообщения.

(Сообщения детей)

— В центре герба изображён всадник на коне. Он представляет Россию как героическую страну, а кто является героями русских былин, героическими символами Руси? (Русские богатыри)

Давайте на минутку превратимся в богатырей и немножко отдохнём. (На экран проецируется картина Васнецова В.М. «Богатыри» Слайд 25)

Физминутка «Богатыри»

Дружно встали.

Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри!

(Руки в стороны)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

(Поворот вправо)

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

(Поворот влево)

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и ещё

(Поворот вправо)

Через левое плечо.

(Поворот влево)

Вот какие у нас славные богатыри. А теперь давайте продолжим нашу работу. Как мы уже говорили, основу нашего герба составляет двуглавый орёл, который со всеми атрибутами символизирует сильную государственную власть.

-Ребята, а кто является главой нашего государства? (Президент Путин В.В. Фото президента проецируется на экран. Слайд 26)

Президент управляет страной, он следит за тем, чтобы все жили по закону. И главным законом, регулирующим жизнь в нашем государстве, является Конституция Российской Федерации. Совсем недавно, 12 декабря, был День Конституции Российской Федерации.

Именно в этот день появилась конституция нашего государства. Это документ, в котором собраны законы, которым должны подчиняться все граждане нашей страны. Вы тоже являетесь гражданами России, хотя ещё и маленькими, и тоже должны уважать и чтить законы.

ГИМН

— И в третий раз, как в русских народных сказках, вернёмся к нашей головоломке-радуге и прочитаем название третьего государственного символа нашей страны, которое зашифровано розовым цветом. (Слайд 27. Дети читают слово «гимн»)

-Итак, а теперь пришло время поговорить о гимне. А кто скажет, что же такое гимн? (Это торжественная песня или мелодия)

-А где вы чаще всего слышите гимн? (Слайд 2-29. На торжественных мероприятиях, спортивных соревнованиях, на праздновании национальных праздников, во время исполнения воинских ритуалов)

Гимн – это торжественная песня, которая прославляет страну и её народ. Гимн исполняют и слушают стоя. И сейчас я предлагаю подняться и исполнить гимн нашей страны.

(Исполняется 1 куплет и припев гимна Российской Федерации)

Слова нашего гимна написаны известным поэтом Сергеем Михалковым, который больше известен вам как автор детских стихов. На его стихах выросло не одно поколение русских мальчишек и девчонок, и именно этому великому поэту выпала огромная честь — написать текст гимна нашего государства.

-Скажите, а какие чувства вы испытываете, когда слушаете гимн или исполняете его? (Чувство гордости за страну, торжественность)

И во многом такие чувства рождаются, благодаря великолепию музыки нашего гимна, которую написал композитор Александр Александров ещё в 1938 году.

  1. Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия (Слайд 30)

-Чему было посвящено наше занятие?

-Давайте ещё раз их назовём.

-Закончите предложения: (Слайд 31)

Мы граждане России. Мы должны знать символы нашей Родины, нашего государства. Мы должны гордиться нашей страной, страной с великим прошлым, которое и отражено в государственных символах Российской Федерации. И должны быть достойными гражданами нашей страны, чтобы будущее России было таким же славным и прекрасным!

Источник: https://urokimatematiki.ru/klassniy-chas-na-temu-rossiya-velikaya-nasha-strana-klass-4379.html

Ссылка на основную публикацию