Классный час тренинг на сплочение коллектива для 10 класса

«Один в поле не воин» — тренинг на сплочение класса

Занятие, посвященное сплочению классного коллектива и развитию навыков взаимодействия в команде, можно проводить на разных этапах учебного года: после каникул, при изменении состава класса, для лучшей адаптации новичков. Учитель сам определит, какую педагогическую задачу ему помогут решить предложенные упражнения.

Педагогическая задача тренинга

Мой новый восьмой класс, в котором я являюсь классным руководителем, был сформирован из вновь поступивших в школу ребят.

С самого начала я уделяла особое внимание формированию классного коллектива, проводила с ребятами групповые занятия, беседы, внеклассные мероприятия, часть из которых они организовывали сами (конечно, в контролируемых и специально созданных условиях).

В итоге образовался достаточно дружный коллектив, в котором микрогруппы доброжелательно взаимодействовали друг с другом; не осталось ребят, совсем исключенных из классной жизни.

Но в последнее время групповая динамика изменилась, стали выделяться ответственные и инициативные ребята, наверное, более трудолюбивые, на которых остальные начали «сваливать» внеклассные дела, поручения и организацию их собственных праздников.

На мой взгляд, это неправильная тенденция для коллектива, который просуществует еще минимум три года, поэтому я решила провести специальное занятие, направленное на сплочение коллектива.

Были подобраны упражнения, выполнение которых не требует явного лидера, но невозможно без сплоченной работы всей команды, а успех команды зависит от успеха каждого участника.

Все упражнения достаточно активные.

Время проведения: 60 минут. Необходимое оборудование: линии на полу, веревка, связанная в кольцо (ее длина должна быть достаточной, чтобы все участники могли взяться за веревку руками), доска.

Упражнения на сплочение классного коллектива

Разминка

После вступительного слова ведущего каждый участник по кругу называет свое имя и продолжает по своему усмотрению фразу: «В людях я ценю…».

Конечно, ребята проучились вместе больше полугода и знают, кого из них как зовут. Но произнесение своего имени в начале фразы акцентирует внимание на том, что это мнение конкретного ученика, что именно он так считает. Возникает ситуация ответственности за свои слова, когда сложнее сказать откровенную глупость или отделаться неуместной шуткой.

После того, как все высказались, учителю важно подвести итог, резюмировать сказанное, по возможности подчеркивая качества, актуальные для цели занятия («Вы видите, что многие из нас ценят в людях честность, готовность прийти на помощь, умение дружить…»).

Упражнение «Крестики-нолики»

На доске расчерчено поле – 6×6 клеток. Группа делится на две команды по произвольному принципу (например, в зависимости от того, как они сидели – справа или слева от ведущего). Каждая команда выбирает капитана, который будет от ее лица выполнять ход – вписывать «Х» или «0» в одну из клеток.

Ведущий объясняет, что каждая команда должна стремиться получить наибольшую выгоду, заработать максимальное количество очков, то есть заполнить как можно больше полных строк или столбцов. Ходы выполняются по очереди, за ход можно поставить только один знак.

В данном упражнении много тонкостей. Во-первых, в инструкции нет никаких указаний на конкуренцию, нет запретов договариваться с другой командой, но именно стратегию конкурирования чаще всего избирают команды, и, конечно, обе не получают ни одного очка.

Затем подсчитывается итог, неутешительный для обеих команд. Дальше педагогу нужно не напрямую в ходе обсуждения подтолкнуть ребят к идее, что максимальная выгода для каждой команды – это по 3 очка каждой, а если одна из команд начнет «вредничать», то сама проиграет.

Затем проводится второй раунд игры.

Это упражнение – этап предъявления проблемы. По его результатам нужно дать ребятам возможность высказаться, обсудить плюсы и минусы стратегий конкуренции и кооперации.

Упражнение «Досчитать до десяти»

Упражнение выполняется с закрытыми или опущенными глазами и в тишине, чтобы участники не могли переглядываться и договариваться заранее. Ребята все вместе должны досчитать до десяти, но таким образом, чтобы каждую цифру называл только один человек. Если какую то цифру произносят одновременно несколько подростков, счет начинается заново.

Это классическое упражнение, и ученики моего класса выполняли его регулярно. Оно очень хорошо для введения в тему командообразования и сплочения, а также в качестве разминки. Его вполне можно использовать многократно. После каждой неудачной попытки стоит напоминать ребятам, что с этим упражнением невозможно справиться без внимания друг к другу, умения слушать.

Упражнение «Единый шаг»

На полу изображаются две параллельные линии на расстоянии очень большого шага. Ребятам дается задание: перебраться на противоположную сторону «коридора» всем вместе, одновременно. Важно предоставить участникам возможность заранее обсудить план действий, договориться.

Обычно команды проявляют огромную изобретательность при выполнении задания: некоторые берут часть команды на плечи, упрощая себе задачу, некоторые сначала собираются между полосами, а потом в один шаг синхронно оказываются на противоположной стороне (ведь в инструкции не сказано, что этого делать нельзя). Задача ведущего – поощрять любые проявления сплоченности и креативности, поддерживать позитивный настрой в ситуации неудачи.

Упражнение «Фигуры из веревки»

Участники встают в круг, каждый берется за веревку, связанную в большое кольцо. Ведущий объясняет ребятам, что их задача – по команде закрыть глаза и молча придать веревке форму той фигуры, которая будет названа. Затем все снова откроют глаза и увидят, что получилось.

Дальше участникам предлагается сделать квадрат, ромб, овал, трапецию (любые плоские фигуры). Если упражнение проходит очень хорошо, можно усложнить задачу и предложить сделать пирамиду или куб.

Конечно, выполнить более сложное задание с закрытыми глазами невозможно, и за этим правилом нужно следить только вначале, на простых фигурах. К концу упражнения главной задачей становится поиск решения, что гораздо важнее. Если кто-то проявляет себя слишком авторитарным, старается руководить всеми и не прислушивается к мнению команды, можно напомнить о запрете на разговоры.

Упражнение «Путаница»

Участники встают в круг, близко друг к другу. По команде ведущего все закрывают глаза и вытягивают руки, а по следующей команде каждый берется за чью-нибудь руку. Затем учитель проверяет, все ли взялись за руки попарно, и если нет – исправляет. После этого ребятам разрешается открыть глаза. Задача – распутаться, не отпуская рук.

В этом упражнении школьники получают возможность тактильного контакта, что так важно в подростковом возрасте. Упражнение невыполнимо без внимательного и бережного отношения друг к другу, слаженной совместной работы, умения слушать друг друга.

Итоговое обсуждение

Ведущий благодарит участников за работу, поощряет сплоченность, отмечает наиболее удачные, на его взгляд, моменты. Ребятам предлагается подумать над вопросами и при желании высказаться вслух:

— Что было проще или сложнее всего и почему? — Что понравилось или не понравилось и почему? — Кому хочется сказать «спасибо» или, наоборот, выразить недовольство?

— Какие эмоции сейчас преобладают?

Источник: http://5psy.ru/obrazovanie/trening-na-splochenie-classa.html

Тренинг на сплочение коллектива «Мы одна команда». — презентация

1 Тренинг на сплочение коллектива «Мы одна команда».<\p>

2 Цель: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия. Задачи: сформировать доверительные отношения в коллективе; — развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач; — формирование благоприятного психологического климата в группе; — осознание каждым участником своей роли, функций в группе; — развитие умения работать в команде; Аудитория: Педагоги школы.<\p>

3 Психолог: здравствуйте! Цель нашего тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия. Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо когда тебя понимает и поддерживает твой товарищ, услышать и помочь когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед. Разъяснение правил игры и условий. К ним относятся: проявление активности, говорить исключительно от себя, слушать друг друга не перебивая, не обсуждать за пределами тренинга происходящие упражнения, каждый участник вправе прервать занятие и покинуть тренинг, лично сообщив об этом коллективу<\p>

4 Упражнение «Приветствие» Цель упражнения: определить цель улыбки, как средства передачи сообщения. Задание: приветствие партнера по общению улыбкой Инструкция: сегодня вместо слова «здравствуйте» мы будем приветствовать друг друга улыбкой. Вам предоставляется право выбрать разные варианты улыбок: искреннюю, надменную, ироничную, неискреннюю. Анализ упражнения: 1. По каким признакам вы догадались о том, что улыбка искренняя, ироничная, надменная? 2. Что вы испытали, когда получили улыбку вместо приветствия? 3. Как часто и в каких ситуациях вы обычно используете улыбку для установления контакта?<\p>

5 Упражнение «Фигуры» Цель: Эта игра на сплочение команды. В ходе данной игры можно отследить многие моменты, важные для тренинга команд образования. Например, роли участников, динамику группы и т. д. Ход упражнения: Вам потребуется веревка длиной равной 1 м и группа участников количеством 5 человек. Инструкция: Для выполнения следующего упражнения нужно, чтобы вся группа встала в круг. Возьмите в руки веревку и встаньте так, чтобы образовался правильный круг. Теперь закройте глаза и не размыкая их, постройте квадрат. Использовать можно только устные переговоры. Когда вы посчитаете что задание выполнено, дайте мне знать. Задание выполнено?<\p>

6 Откройте глаза. Как вы считаете, вам удалось выполнить задание? Выслушиваем ответы, но не комментируем их. Сейчас я предложу вам в таких же условиях построить другую фигуру. Сможете построить ее за более короткое время? Хорошо. Предлагаю повторить эксперимент. Закрываем глаза. Ваша задача построить равносторонний треугольник. Подводим итоги упражнения: Вы довольны результатом группы? Какие факторы оказывали влияние на успешность выполнения задания? На какие из этих факторов вы могли повлиять? Какие выводы вы сделаете из упражнения?<\p>

7 Игра «Веселый счет» Цель: снятия внутреннего напряжения и психологического дискомфорта. Ход упражнения: Ведущий называет любое число, не превышающее количество участников в группе. Согласно этому числу (например, 5) должно синхронно подняться, не сговариваясь 5 человек. Упражнение вынуждает участников предугадывать мысли и действия друг друга. Привлекает повышенное внимание к жестам, взглядам и манерам. Обсуждение. Почему не сразу получилось выполнить задание и что помогло достичь результата?<\p>

8 Упражнение «Говорящие руки» Цель: эмоционально-психологическое сближение участников. Ход упражнения: Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг. Варианты инструкций образующимся парам: 1. Поздороваться с помощью рук.2. Побороться руками.3. Помириться руками.4. Выразить поддержку с помощью рук.5. Пожалеть руками.6. Выразить радость.7. Пожелать удачи.8. Попрощаться руками.<\p>

9 Психологический смысл упражнения: происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения. Обсуждение: Что было легко, что сложно? Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?<\p>

10 Упражнение «Подарок» Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия. Время: 3-5 минут. Описание упражнения: Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»<\p>

11 Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте. Обсуждение: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы? Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1365046/

Тренинги на сплочение коллектива. 8 примеров

Благоприятный климат в коллективе – важный показатель успешного трудового процесса.
От психологического комфорта напрямую зависит рабочий процесс и результат совместного труда, поэтому задачей руководителя является организация качественного взаимодействия среди сотрудников.

Сформировать благоприятную атмосферу можно при помощи тренингов, направленных на сплочение коллектива (командообразования, тимбилдинг ).

Цели и методы тренингов на сплочение коллектива (командообразование, тимбилдинг)

Каждый человек обладает индивидуальным характером и точкой зрения, воспринимая рабочий процесс по-своему. Для продуктивного производства необходимо эффективное взаимодействие личных особенностей, поэтому основной целью тренинга является выявление ценных качеств сотрудников и их внедрение в общий рабочий механизм.

Задачами организатора и ведущего являются: — создание неформальных связей и межличностных симпатий; — помощь участникам в выборе комфортного положения в коллективе; — формирование умения действовать сообща и решать текущие проблемы вместе;

— налаживание оптимального уровня психологической и эмоциональной совместимости в команде.

Тренинги проводятся в разных форматах. Это могут быть спортивные и интеллектуальные состязания, деловые игры, общее творчество (сознание коллажей, видеороликов, конкурсов) или мероприятия с коллективным выездом.

План занятий. 1. Ознакомление сотрудников с целью и задачей тренинга. 2. Обсуждение групповых норм (неразглашение процесса за пределами коллектива, искренность, уважение к другим участникам, свобода слова и выбора). 3. Упражнения.

4. Результаты. В конце подводятся итоги (впечатления, мнения о тренинге, пожелания).

Пример №1

Цель: Снятие напряжения

Задание: ведущий задает счет по количеству участников. Считать необходимо поочередно, но не сговариваясь.

Правила: • если оба члена команды называют цифру вместе, игра начинается сначала; • разговаривать запрещено; • допустимо использование мимики, жестов.

• задача усложняется – всех участников просят играть с закрытыми глазами.

Результат: во время упражнения сотрудники вынуждены предугадывать действия друг друга, обращать внимание на невербальные обращения, манеры коллег. В конце задания игроки обсуждают итоги и основные проблемы, препятствующие выполнению задания.

Пример №2

Цель:Установление контакта

Задание: Ведущий выбирает песню, слова которой знают все участники тренинга. Каждый участник по очереди говорит следующее слово в песне в след за предыдущим участником по часовой или против часовой стрелки. В случае сбоя или ошибки в слове одного из участников, игра начинается сначала.

Пример №3

Цель:Построение коллектива

Задание: все участники строятся в круг, закрывают глаза. Следует построиться в любую заданную фигуру (квадрат, треугольник и другие).

Результат: как правило, выполнение задачи сопровождается суетой и спорами. Это происходит до тех пор, пока не будет выявлен лидер игры, который расставит участников.

После того как задание будет выполнено, сотрудники должны ответить на вопрос, уверены ли они в том, что фигура ровная. Открывать глаза нельзя до тех пор, пока вся команда не будет убеждена в победе.

По окончании игры устраивается обсуждение, главная цель которого выяснить варианты более быстрого и качественного прохождения испытания.

Пример №4

Цель:Построение коммуникации в группе

Задание: Участники рассаживаются в круг. Ведущий подходит к одному из участников и передает воображаемый предмет в руки участнику (жестом) и сообщает направление передачи (по часовой стрелке или против).

Каждый участник должен передать предмет следующему игроку. По сигналу ведущего «Стоп. У кого сейчас предмет?» участник должен поднять руку.

В качестве предмета нельзя использовать физический предмет, только воображаемая передача.

Пример:

В первый раунд ведущий запускает один предмет «кошка» по часовой стрелке. По сигналу «стоп», руку поднимает участники у которого «кошка». В первый круг всегда проблем не возникает. И ведущий удостоверяется, что все поняли правила.

Два предмета. Начинается с запуска двух предметов (кошка и щенок) в разных направлениях и от разных участников.

Самое интересное начинается, когда ведущий запускает несколько предметов в разных направлениях и от разных участников. В момент, когда предметы встречаются у одного игрока, начинается путаница, что кому передал и верно ли. После сигнала «стоп» в большинстве случаев, игроки не могут достоверно сообщить, у кого какой предмет.

Узким местом оказывается участник, к которому предметы приходят с разных сторон и он должен правильно их раздать соседям справа и слева. Между раундами ведущий дает время на обсуждение группой взаимодействия по передачи, использования других способов коммуникации, чтобы не терять предметы.

И игра начинается заново, с постепенным добавлением количества предметов.

Результат: Как правило игра сопровождается смехом и юмором. В перерывах между раундами участники бурно обсуждают, каким образом им взаимодействовать, чтобы не терять очередность передачи и предметы. Ведущий оценивает вовлеченность участников в решении проблемы и выявляет лидеров в группе. По окончанию ведущий опрашивает участников об игре, сложностях и как вы их решали.

Пример №5

Цель:Повышение доверия

Задание: участники делятся на команды по 5–6 человек. Каждый их группы должен отвернуться и упасть на руки коллегам.

Правила: • члены команды должны удержать падающего человека; • при падении необходимо скрестить руки на груди, чтобы никого не ударить; • «принимать» коллегу следует не на ладони, а предплечья, держась за запястья друг друга сцепленными руками.

Можно упасть с высоты (например, с подоконника) или просто откинуться назад. Упражнение вызывает множество эмоций и впечатлений, которыми по завершении игры делятся все участники.

После проведения тренинга коллеги обсуждают наблюдения и стратегии выполнения заданий, оценивают свою и чужую работу в коллективе. Во время процесса каждый вправе отказаться от участия в игре, заявив об этом всей команде.

Пример №6

Цель:Близкое знакомство

Задание: коллеги встают в ряд по росту. По команде ведущего все перестраиваются в заданном порядке. Движения осуществляются молча.

Перестановка происходит по следующим параметрам: • по первой букве имени, фамилии или отчества (в алфавитном порядке); • по цвету волос (от светлого оттенка к более темному); • по месяцу рождения;

• по возрасту.

Результат: члены команды учатся взаимодействию и пониманию, больше узнают друг о друге. Сотрудники находят схожие черты с коллегами, что способствует развитию личной симпатии.

Пример №7

Цель:Общее дело Задание: все участники тренинга делятся по двое и берутся за руки с партнером. Свободными руками (у одного из пары это левая рука, а у другого – правая) необходимо упаковать подарки: обернуть бумагой, завязать бант. Конкурс на скорость и качество исполнения.

Результат: для победы в игре партнеры должны понимать друг друга с полуслова, жеста, взгляда. Соревновательный дух улучшает отношения и способствует сплочению команды.

Пример №8

Цель:Творческий подход

Задание: организатор заранее готовит необходимые атрибуты — ватманы, картинки, наклейки, кусочки ткани и другие предметы, которые могут использоваться для декора картины. Все участники тренинга собираются вокруг стола и создают общую работу на заданную тему («Дружный коллектив», «Один за всех…», «Трудовые будни»).

Результат: совместное творчество помогает сплотиться, реализовать свои способности, продемонстрировать коллегам умения и таланты.

Участникам необходимо прислушиваться друг к другу, искать компромиссные решения для создания целостной и гармоничной картины.
Во время тренингов сотрудники должны уважительно относиться ко всем членам группы.

Недопустимо перебивать и оскорблять коллег, высмеивать чужое мнение, упоминать об участниках в третьем лице.

Предполагаемый результат тренингов

Определение текущей обстановки в коллективе осуществляется на основании наблюдений за участниками во время тренинга и теста. Такое исследование проводится анонимно, сотрудникам предлагается объективно оценить показатели психологической атмосферы (дружелюбие, продуктивность, враждебность и другие).

На основании полученных данных определяются основные проблемы группы и формируются последующие занятия, направленные на корректирование «слабых мест» команды.

Грамотный и деликатный подход позволит сплотить работников и сформировать взаимопонимание между ними в краткие сроки.

В результате ожидается: — оптимизация отношений внутри коллектива; — развитие умения действовать сообща; — возможность грамотного выхода из конфликтных ситуаций; — высокий КПД каждого сотрудника и отдела;

— продуктивный рабочий процесс.

Оценить результаты проведенной программы можно путем повторного исследования (наблюдения психолога, личное мнение участников).

[Перейти в раздел Обучение персонала]

Заказать бесплатную консультацию по организации и проведению тренингов по тимбилдингу, коммуникациям, менеджменту, продажам для персонала

Источник: http://hr-elearning.ru/treningi-na-splochenie-kollektiva-8-primerov/

Классный час. Тренинг на сплочение коллектива

Классный час 1 Тренинг на сплочение детского коллектива

Цель: способствовать сплочению детей и их сотрудничеству.

План проведения:

  1. приветствие

  2. повторение правил

  1. игра «Река»

  2. игра «Ученый»

  3. игра «Хрустальный шар»

  4. игра «Барометр настроения»

  5. игра «Доброе тепло»

Ход тренинга

Педагог приглашает детей занять место в кругу. Музыка звуки леса

Вступительная часть

— Ребята, сегодня занятие проведу я. Зовут меня Любовь Алексеевна. Но для начала давайте поздороваемся друг с другом. А делать это мы будем следующим образом. Для того чтобы поприветствовать друг друга.

Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. А сейчас поприветствуем друг друга общим рукопожатием. Теперь вместе обнимем друг друга и поделимся хорошим настроением с товарищами.

У всех хорошее настроение? А теперь займите свои места.

— Я попрошу быть вас очень внимательными, потому что сейчас я буду говорить о правилах поведения. Ребята, мы сидим в кругу, а это значит – по определенному правилу, по закону. Для тех, кто сидит в кругу, существует правило. «Когда говорит один, остальные слушают его и понимают». Давайте это правило повторим дружно вместе.

А почему бы нам не использовать это правило везде? А кто понял это правило? Кто собирается выполнять? Отлично. Следующее правило, правило «Когда говорит один – остальные слушают и пытаются понять»». Я думаю, что это правило в легко запомните. Ведь оно говорит о том, будет очень хорошо если на нашем занятии вы будите говорить, то что думаете и чувствуете.

Этому мы будем учиться вместе. Давайте это правило повторим дружно вместе.

Основная часть. 

— Теперь давайте поиграем. Первая наша игра называется «Река». Нодля начала послушайте правила. Сейчас все встанетев колонну.

Вы все большая река, которая в одном месте «разливается» на 2 рукава: две маленькие речки. В начале колонны необходимо поставить двух лидеров и показывая, как разливается река, развести их в разные стороны.

Остальные по очереди расходятся в разные стороны по желанию. Кому не понятны правила игры?

…………………………………

— Хорошо, тогда давайте отодвинем стулья в сторону и выберем 2 человек, который встанут в начале колонныи зададут направления двум маленьким речкам. А остальные по желанию расходятся в разные стороны, вставая за лидерами. — Молодцы! Понравилась вам игра?

………………………………..

— А вот следующая игра, я знаю, вам точно понравится и называется она «Ученый». Я объявляю себя ученым, а все остальные капельки. Рассредоточимся по всей комнате. Мне необходимо составить очень важное вещество- и отправить в космос.

В колбу, я буду капать 3 разных жидкости: желтую, зеленую и красную. После каждого «вливания» цвета капельки (а это дети группы) начинают двигаться и сливаться(братья за руки), пока ученый не скажет: «стоп» и так 3 раза.

Капельки во время эксперимента сливаются по 2 – 3- 6 и т.д

— Думаю, вы устали. Поэтому следующая наша игра менее подвижная. Сейчас присядем на стульчики. Наша игра будет называться «Хрустальный шар». У меня есть «волшебная» коробочка, а в ней хрустальный шар. Мы сейчас с вами будем передавать его по кругу, рассказывать о своих эмоциях по поводу сегодняшнего дня. Давайте попробуем.

— У вас прекрасно получилось. И в награду я хочу предложить измерить ваше настроение. Измерять настроение мы будем руками: плохое настроение – ладони касаются друг друга, хорошее – руки разведены в стороны.

Молодцы!  Я очень рада что у вас хорошее настроение!

Поиграем еще в одно игру «Доброе тепло» Встаньте в круг и нежно возьмитесь за руки. От меня вправо пойдет «тепло», то есть я легонько пожму руку своему соседу с права руку, он следующему, и так по кругу. Давайте попробуем.

А теперь то же самое, но с закрытыми глазами А сейчас попрошу занять всех свои места.

Релакс с музыкой и словами.

Заключительная часть. 

— Сейчас я буду задавать вопросы и передавать этот клубочек по кругу. Например, я передаю клубочек… , он должен ответить на мой вопрос и передать его …. . Но прежде чем передать клубочек …. Должен намотать ниточку на пальчик (показывает, как). Игра будет продолжаться до тех пор, пока клубочек не окажется снова у меня.

Примеры вопросов.

Понравилась вам сегодняшнее занятие? Почему?

— Молодцы! Посмотрите, ребята, у нас получился замкнутый круг. И каждый из нас является его частичкой. Если я, например, подниму пальчик, то ….. тоже придется это сделать, если он не хочет порвать ниточку. Мы единое целое. Мы команда.

— Распутываться мы будем следующим образом… Но сначала ответьте на мой вопрос: у вас возникало когда-нибудь желание сказать друг другу спасибо за проведенный вместе день?

………………………….

— Сейчас у вас такая возможность появиться. А заодно мы сможем освободиться. То есть я сейчас передаю клубочек и говорю ему: «спасибо за прекрасный день». …. разматывает ниточку с пальца, передает клубочек …. И говорит ей «спасибо за прекрасный день» и т.д. до тех пор, пока мы все не распутаемся, и клубочек не окажется снова у меня.

— Я хочу сказать всем спасибо.

— А теперь давайте попрощаемся, встанем в круг, вытянем ручку в середину: «Спасибо нам, до свиданья»  

Источник: https://compedu.ru/publication/klassnyi-chas-trening-na-splochenie-kollektiva.html

Внеклассное занятие по сплочению коллектива

Конспект классного часа на сплочение коллектива в начальной школе

«Учимся понимать друг друга»..

Описание материала: конспект классного часа для учащихся 1-4 классов. Данная разработка классного часа будет полезна учителям начальных классов, а также родителям. Данный классный час проводился в 4 классе, но может быть использован и при работе с более младшими детьми. Дети, играя, учатся слушать и слышать друг друга, понимать чувства окружающих их людей.
 

Цель: 

·       Сплочение классного коллектива.

·       Создание благоприятного психологического климата, преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков.

Задачи:  1.Продолжить работу по формированию толерантного отношения друг к другу. 2.Формировать умение понимать чувства других людей по мимике и жестам.

3.Продолжить работу по развитию коммуникативных навыков.

Оборудование: музыкальное сопровождение (лучше, если это будет классическая музыка), записанная на любом носителе.

Ход классного часа:

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Ребята, я очень рада видеть вас сегодня. Для того чтобы поприветствовать друг друга, предлагаю вам образовать круг. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. А сейчас поприветствуем друг друга общим рукопожатием.

Теперь вместе обнимем друг друга и поделимся хорошим настроением с товарищами. У всех хорошее настроение? А теперь займите свои места.
2.Вступительное слово классного руководителя: Ребята, в этом году наш класс пополнился ребятами из с.

Обское и вот уже третий месяц вы учитесь вместе. Я надеюсь, что за это время вы успели подружиться, узнать друг друга. Наш класс – это маленькая семья внутри большой семьи – школы.

Какими словами вы могли бы охарактеризовать наш классный коллектив? Какие мы? (На доски круг с надписью МЫ, так же предлагаются варианты характеристик класса. 

После каждого ответа, дети приводят примеры из жизни класса, доказывая свою точку зрения: «Наш класс дружный, потому что мы всегда играем вместе, нам нравится общаться с одноклассниками». Если дети произносят слово, характеризующее класс отрицательно, например, «конфликтный», эта характеристика обязательно обсуждается.)

Ребята, все ли характеристики положительные? Что вам  не нравится? (конфликтные, недружные) Как вы думаете, над чем нам придётся работать? (постараться избавится от этих характеристик) Что необходимо, чтобы стать дружными? (научиться понимать друг друга) Над этим мы будем работать в течение долгого времени, но  надеюсь, что после сегодняшнего занятия, мы хотя бы чуть-чуть приблизимся к нашей цели.
3.Игры на сплочение. Классный руководитель: Очень часто ваше настроение, успехи или неудачи в учебе зависят от той атмосферы, которая царит в классе. Легче пережить какие-то сложности, если рядом друзья, готовые вас поддержать. Сейчас мы проверим, как хорошо вы знаете своих друзей, умеете ли вы понимать их.

1 игра. «Узнай меня».

Дети встают в круг. В центр круга выходит ребёнок, который закрывает глаза. Классный руководитель включает спокойную музыку, под которую дети начинают двигаться по кругу. Когда музыка останавливается, ребёнок, находящийся в центре круга пробует угадать на ощупь, кто из одноклассников стоит перед ним. Если он угадывает, в центр становится другой ученик.

С какой целью мы проводили эту игру?(Узнать, на сколько мы знаем товарищей внешне)
2 игра. «Пойми меня». Все учащиеся рассаживаются полукругом, один из детей выходит в центр.

Классный руководитель шёпотом говорит ему, какое состояние, настроение ему нужно показать с помощью жестов и мимики. Задача сидящих – понять, почувствовать ведущего и громко сказать загаданное слово.

Примеры слов: страх, радость, гнев, облегчение, усталость, огорчение, безразличие, удивление, веселье, обида, раздражение, гордость.

Для чего мы проводили эту игру? (Чтобы проверить умение понимать чувства других по мимике и жестам)
3 игра. «Один скажет, другой подхватит». Дети разбиваются на пары. Они договариваются, кто из них будет объяснять, а кто пытаться изобразить услышанное. 

Одному из пары дается картинка с изображением простых геометрических фигур разного цвета и размера. Второй человек в паре этой картинки не видит.

Первый ученик описывает картинку, например, «В левом нижнем углу нарисован небольшой зелёный треугольник», а второй зарисовывает услышанное на листе бумаги.

По окончании работы рисунки кладутся рядом, и оценивается умение объяснить и умение понять другого. По желанию можно предложить другую картинку, а детям поменяться местами.

Что эта игра помогла нам выяснить? (Насколько мы умеем объяснять и понимать друг друга)

4.Подведение итогов.

Какая игра вам понравилась больше всего? Что было труднее: понять другого или объяснять самому?

Научились ли вы лучше понимать своих одноклассников?

Что бы вы хотели пожелать друг другу?
Вы все большие молодцы! Мне очень приятно работать с вами!

А сейчас, приглашаю вас снова образовать круг. Возьмитесь за руки. Закройте глаза и почувствуете, как ваше тепло пошло по кругу, побывало у каждого из товарищей и снова вернулось к вам. Откройте глаза. Приятное чувство?
 Я хочу, чтобы наш класс с каждым днем, неделей, месяцем становился сплочённее, чтобы вы искренне уважали друг друга, помогали и никогда не бросали в беде.

Будьте дружными, добрыми ребятами и делитесь своим добром с другими. И нашу встречу предлагаю закончить песней «Дорогою добра». (Гостям раздаются слова песни и все вместе поют.)

Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой? Куда по свету белому отправиться с утра? Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом, Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра! Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом, Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра! Забудь свои заботы, падения и взлеты, Не хнычь, когда судьба себя ведет, не как сестра, А если с другом худо — не уповай на чудо, Спеши к нему, всегда иди дорогою добра! А если с другом худо — не уповай на чудо, Спеши к нему, всегда иди дорогою добра! Ах, сколько будет разных сомнений и соблазнов, Не забывай, что эта жизнь — не детская игра! И прочь гони соблазны, усвой закон негласный Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра! И прочь гони соблазны, усвой закон негласный

Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра!

Страх    радость

 гнев    облегчение

усталость

огорчение

удивление

 веселье

обида

раздражение

злость
 

МЫ

Добрые

Дружные

Весёлые

Спортивные

Активные

Творческие

Конфликтные

Недружные

Злые

Источник: http://gonohovoschool.ucoz.ru/load/razrabotki_uchitelej/smolkina_m_v/vneklassnoe_zanjatie_po_splocheniju_kollektiva/11-1-0-61

Минитренинг на сплочение коллектива для подростков на тему: «Один за всех и все за одного» Педагог – психолог О.А. Черткова

Вне учебная и творческая деятельность

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Косиновская средняя общеобразовательная школа»

Курского района Курской области

Минитренингна сплочение коллективадля подростков на тему:

«Один за всех и все за одного»

Педагог – психолог О.А. Черткова

п. Косиново2013 г.

Минитренинг

Цель: развитие сплоченности коллектива с помощью системы специально организованных упражнений и создания обстановки взаимного уважения, доверия и сотрудничества.

Задачи:- образовательная: учить школьников внимательно выслушивать инструкции к упражнениям, четко их выполнять, формировать навыки слаженной практической работы в коллективе;- развивающая: развивать такие личностные качества обучающихся как целеустремленность, активность, инициативность; стимулировать организованность, собранность и умение правильно и объективно оценивать свои поступки и поступки окружающих;- воспитательная: воспитывать эстетические чувства и интересы, а также стремление к укреплению дружеских, сплоченных отношений в классе, способствующих повышению успеха совместной деятельности;

— психологическая: помочь обучающимся разобраться в себе путем развития волевых и эмоциональных качеств, развивать способность к эмпатии, корректировать умение правильно оценивать себя и других с целью укрепления чувства уверенности в себе и коллективизма, обогатить кругозор и опыт общения.

Предполагаемый результат: создание благоприятного климата в коллективе, хорошее настроение.

Оборудование: мяч, стулья, ноутбук.

Продолжительность классного часа: 65 минут

Список использованной литературы

1. Игры, обучение, тренинг, досуг. Педагогические игры. Под. ред. В.В. Петрусинского. кн. 5; М.: ГЦ «Энроф» М, 1994.2. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками под ред. М.Р. Битяновой – Питер, 2002.

3. Самоукины Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы). – М.: 1992.

Структура классного часаI. Вводная часть.II. Основная часть.

III. Завершение работы.

План1. Вводная часть. Организационный момент. Сообщение темы и цели классного часа. Приветствие (5 мин).2. Игра «Аналогии» (10 мин).3. Игра «Циферблат» (5мин).4. Игра «Угадай кто» (15 мин).5. Игра «Все вместе» (5 мин).6. Релаксационная пауза (20 мин).

7. Завершение работы. Обмен впечатлениями и подведение итогов (5 мин).

Ход занятия:

I. Вводная часть.Сегодня мы проведем с вами минитренинг на тему: «Один за всех и все за одного». Наше занятие будет состоять из нескольких частей. Сначала мы с вами проведем разминку, на которой поприветствуем друг друга.

Вторая часть занятия будет посвящена развитию сплоченности и дружеских отношений в вашем классе, а также мы узнаем, насколько хорошо вы знаете друг друга, с помощью определенных упражнений и игр.

ПриветствиеПсихологическая цель: настроить группу на работу, раскрепостить участников занятия.

Инструкция: я буду вам сейчас бросать мяч, и в чьи руки он попадает, рассказывает, как у него прошел день, что нового, чем хотелось бы поделиться и пожелание своим одноклассникам на сегодняшний день. Упражнение продолжается пока мяч не побывает в руках каждого присутствующего. Начинает ведущий. (5 минут)

II. Основная часть. Инструкция к проведению специально подобранных упражнений, их реализация и объяснение психологического смысла.

Игра «Аналогии»Психологическая цель: развивать качества креативной личности (образность, гибкость, оригинальность); предоставить возможность увидеть себя глазами одноклассников, адекватно и сообразно оценивать себя и других.

Инструкция: группа образует полукруг.

Желающий из данной группы становится перед всеми, и каждый из участников сравнивает его в зависимости от поставленных вопросов: если время года, то какой (ая) он (она)? если река, то какой (ая) он (она)? если конфликт, то какой (ая) он (она)?

Обсуждение результатов: какие эмоции у вас возникли при выполнении этого упражнения? Что нового узнали о себе и о других? Сложно ли вам было придумывать ассоциации?

Игра «Циферблат»Психологическая цель: Тренировка внимания, включение участников в активное групповое взаимодействие.Инструкция: Участники, сидящие в кругу, образуют «циферблат часов» — каждый из них соответствует определенной цифре.

Проще всего, если участников 12 — тогда каждому соответствует одна цифра. При другом числе играющих кому-то придется изображать 2 цифры или, наоборот, на какие-либо цифры придется по 2 человека. Это несколько осложнит игру, но и сделает ее более интересной.

Если участников более 18, то целесообразно сделать сразу 2 циферблата. После этого кто-нибудь заказывает время, а «циферблат» его показывает — сначала встает и хлопает в ладоши тот, на чью цифру пришлось показание часовой стрелки, затем — минутной.

Первые 1-2 заказа времени может сделать ведущий, потом — каждый из участников по кругу.

Обсуждение результатов: краткий обмен впечатлениями, а также соображениями о том, какие качества развиваются в этой игре и для чего они нужны.

Игра «Угадай кто»Психологическая цель: развивать сплоченность, невербальную коммуникацию, внутреннюю эмоциональность, инициативность, сообразительность и гибкость мышления при помощи поз, движений, жестов, пантомимики.

Инструкция: для начала упражнения нам понадобится двое добровольцев. Они становятся друг напротив друга, так, что один стоит лицом ко всему классу, а второй – спиной к классу.

Ведущий по очереди указывает на одного человека из класса, и тот, кто стоит лицом должен объяснить стоящему спиной, кого ему показали с помощью мимики, изображая характерные, отличительные манеры поведения, жесты указанного человека.

После того, как человек отгадан, он выходит на место отгадывающего и пытается отгадать того, кого будут показывать ему. Игра продолжается до тех пор, пока не будет отгадан каждый присутствующий.

Обсуждение результатов: какие сложности вызвала данная игра? Что на ваш взгляд было сложнее – изображать или угадывать одноклассников?

Игра «Все вместе»Психологическая цель: Сплочение, ломка пространственных барьеров между участниками.

Инструкция: для выполнения данного упражнения вам необходимо стать в круг и сомкнуться как можно плотнее и в таком положении выполнять различные команды, которые я буду вам говорить, при этом нельзя допустить, чтобы круг разорвался.

Команды:- сделайте два маленьких шага и один большой;- сделайте маленький шаг, присядьте, встаньте и сделайте большой шаг;- сделайте маленький шаг, большой шаг, прыжок и большой шаг;- сделайте маленький шаг, большой шаг и перевернитесь на 180 градусов.

Обсуждение результатов: какие сложности вызвала данная игра?

Релаксационная пауза
Сеанс релаксации состоит из входа, основной части и выхода. Чтение текста осуществляется под спокойную музыку звуков природы. (Приложение 1)

III. Завершение работы. Обмен впечатлениями и подведение итогов.

— Какие эмоции преобладали у вас во время занятия?
— Что дало, чему научило вас данное занятие?

Приложение 1.Сеанс релаксации (вход)- Устройтесь поудобнее, займите такое положение, которое кажется вам наиболее комфортным. Закройте глаза и до конца упражнения не открывайте их и не шевелитесь.Ваше тело начинает постепенно расслабляться. Вы чувствуе¬те, как исчезает напряжение в мышцах.

С каждым произноси¬мым словом каждый мускул тела все больше наполняется ощу¬щением покоя и приятной вялости. Ваше дыхание ровное, спо¬койное. Воздух свободно заполняет легкие и легко покидает их. Сердце бьется четко, ритмично.Обратите свой внутренний взор к пальцам правой руки. Кончики пальцев правой руки как буд¬то касаются поверхности теплой воды.

Вы чувствуете пульсацию в кончиках пальцев. Возникает ощущение, что рука постепенно погружается в теплую воду. Эта волшебная вода омывает вашу правую кисть, расслабляет ее и подымается вверх по руке… До локтя… Еще выше… Вот уже вся ваша рука погружается в при¬ятную теплоту, расслабляется…

По венам и артериям правой руки бежит свежая обновленная кровь, даруя ей отдых и питая новыми силами… Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично… А теперь ваш внутренний взор обращается к пальцам левой руки.Кончики пальцев левой руки как буд¬то касаются поверхности теплой воды. Вы чувствуете пульсацию в кончиках пальцев.

Возникает ощущение, что рука постепенно погружается в теплую воду. Эта волшебная вода омывает вашу левую кисть, расслабляет ее и подымается вверх по руке… До локтя… Еще выше… Вот уже вся ваша рука погружается в при¬ятную теплоту, расслабляется… По венам и артериям левой руки бежит свежая обновленная кровь, даруя ей отдых и питая новыми силами…

Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично…Обратите луч своего внимания к ногам. Ступни расслабля¬ются. Они чувствуют приятное тепло, напоминающее тепло от огня, горящего в камине. Ощущение такое, как будто ваши ноги стоят на каминной решетке. Доброе, ласковое тепло поднимает¬ся по ногам вверх, даруя живительное расслабление и отдых мышцам…

Напряжение исчезает… И вот уже мышцы ног рас¬слабляются — от кончиков пальцев до бедра… Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично…Есть еще один источник тепла в вашем теле. Он — в районе солнечного сплетения. Словно маленькое солнышко пропитыва¬ет своими животворящими лучами ваши внутренние органы и дарит им здоровье, помогает лучше функционировать…

Рас¬правляются, расслабляются мышцы живота и груди… По всему телу распространяется приятное расслабляющее тепло, которое создает ощущение покоя и отдыха… Исчезает напряжение в плечах, в шейном отделе, и нижней части затылка… Вы чувст¬вуете, как скопившееся здесь напряжение растворяется и исчезает… Уходит…

Если вы лежите, то ваша спина ощущает доб¬рую силу земли через поверхность, на которой вы лежите… Эта сила позволяет вам расслабиться и вливает в ваше расслаблен¬ное тело новую, свежую энергию… Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично…Теперь ваш внутренний взор обращается к лицу. Расслабля¬ются мышцы лица… Уходит напряжение из скул… Из челюс¬тей.

.. Губы становятся мягкими и податливыми… Разглаживают¬ся морщинки на лбу… Веки перестают подрагивать… Они про¬сто сомкнуты и неподвижны… Все мышцы лица расслаблены… Легкий, прохладный ветерок омывает ваше лицо… Он приятен и добр — этот воздушный поцелуй… Воздух несет вам свою це¬лебную энергию… Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично…

Все ваше тело наслаждается полным покоем… Напряжение спадает, растворяется, уходит… Усталость улетучивается… Вас наполняет сладостное ощущение отдыха, расслабленности, по¬коя… Покоя, наполняющего вас новыми силами, свежей и чис¬той энергией…Вы расслаблены и свободны. Вы можете оказаться там, где вам хочется быть. Там, где вам хорошо.

Для кого-то, может быть, это его собственный дом, для кого-то — это уголок двора, где он любил прятаться в детстве. А для кого-то — просто по¬лянка в летнем лесу, где можно валяться в траве и увидеть над собой ослепительную голубизну… Побудьте немного в этом мес¬те. Напитайтесь позитивной энергией этого дорогого для вас места

А теперь пойдем дальше…

«Горная вершина»…Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон Вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться там.

И вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по труднодоступной и опасной крутизне, потому что вы… можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик. Это орел, парящий над скалами… Мгновение — и вы сами становитесь этим орлом.

Расправив свои могучие крылья, вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них… Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под вами… Да¬леко внизу — игрушечные рощицы, крошечные дома в долинах, миниатюрные человечки… Ваш зоркий глаз способен различить самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины. Вглядитесь в нее.

Рассмотрите подробней…Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролета¬ющих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудес¬ное ощущение свободного полета, независимости и силы! На¬сладитесь им…Вам не составляет труда достигнуть любой самой высокой и недоступной для других вершины.

Выберите себе удобный уча¬сток и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор…

Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновав¬шие вас проблемы! Оцените — стоят ли они усилий и пережива¬ний, испытанных вами! Спокойствие, даруемое высотой и силой, наделяет вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете.

Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения мучавших вас вопросов… С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки…Пауза.Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство по¬лета. Пусть оно надолго запомнится вам… А теперь вновь пере¬неситесь в себя, стоящего у подножия горы… Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира… Поблагодарите его…

Вы снова здесь, в этой комнате. Вы вернулись сюда после своего удивительного путешествия…

Выход из сеанса…И вновь переноситесь сюда, в эту комнату, начинаете ощущать свое тело…Сейчас я начну считать от семи до одного.

С каждой следую¬щей цифрой вы станете все больше выходить из состояния рас¬слабленности — вплоть до того момента, когда я назову цифру «один» и вы встанете отдохнувшими, бодрыми, полными новых сил и энергии.

С этого момента голос ведущего должен также становиться бо¬лее бодрым, звучным, эмоциональным. Однако спешить здесь не нужно.

Итак, семь… Вы чувствуете, как к вам возвращается ощуще¬ние собственного тела… Вялость и апатия отступают. Вы начина¬ете возвращаться в свое нормальное состояние. Шесть… Ваши мышцы наполняются силой и энергией… Вы пока неподвижны, но пройдет несколько мгновений, и вы сможете легко встать и начать двигаться…

Пять… Сохраняется состояние спокойствия, но оно начинает наполняться ощущением силы и возможности действовать… Расслабленность заменяется собранностью… Четы¬ре. Вы чувствуете, что окончательно пришли в себя и уже готовы к проявлению активности. Бодрость и энергия все больше наполняют вас. Три. Пошевелите ступнями.

Вы полностью чувству¬ете свои ноги и способны легко напрячь мышцы. Пошевелите пальцами рук. Медленно сожмите пальцы в кулак. Два. Не от¬крывая глаз, поворочайте головой. Вы бодры, наполнены силой и энергией. Вы хорошо отдохнули. Вы спокойны и уверены в се¬бе. Один. Открыли глаза. Встали. Не делайте это слишком быстро.

Источник: http://kur-kos.ru/vnytri-ychebn-deiatelnost/133-minitrening-na-splochenie-kollektiva-dlya-podrostkov-na-temu-lodin-za-vsex-i-vse-za-odnogor-pedagog—psixolog-oa-chertkova-.html

Ссылка на основную публикацию