Конспект урока литературного чтения, 2 класс. тютчев «есть в осени первоначальной…»

Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной …»

Kulakova26

Елена Александровна, спасибо за качественный  материал к уроку  литературного чтения.

eapetrova

Наталья Ивановна, спасибо за внимание к работе.

annatim

Елена Александровна! Спасибо за замечательный видеоролик к произведению Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»Использую при изучении стихотворения.

eapetrova

Анна Викторовна, спасибо за позитивный отзыв. Буду рада, если ролик пригодится.

Linda

Елена Александровна! Большое спасибо за качественный ролик. Это прекрасное дополнение к уроку. Желаю Вам дальнейших творческих идей. С уважением, Лидия Петровна.

eapetrova

Лидия Петровна, спасибо за внимание к работе и доброе пожелание. Идеи, особенно интересные, очень нужны. Я каждый раз восхищаюсь Вашими работами и оригинальностью идей для создания ресурсов. С уважением, Елена Александровна.

Cerg68

Елена Александровна, благодарю Вас за прекрасный ролик! Очень понравилось музыкальное сопровождение.

eapetrova

Ирина Евгеньевна, я рада что ролик понравился. Согласна с Вами на все 100%: музыка как-будто под это стихотворение написана. Спасибо за отзыв.

pechenkinasv

Прекрасный материал к уроку чтения, Елена Александровна.

eapetrova

Светлана Владимировна, благодарю за внимание к работе и отзыв.

natamarch

Елена Александровна, прекрасная работа. Спасибо!

eapetrova

Наталья Александровна, спасибо за отзыв. Рада, что работа Вам понравилась.

Латышева

Елена Александровна, спасибо за прекрасную работу.

eapetrova

Татьяна Анатольевна, рада, что ролик Вам понравился и будет востребован.

tanyakurova_

Елена Александровна! Спасибо за отличную работу!

Источник: https://easyen.ru/load/metodika/video/f_i_tjutchev_est_v_oseni_pervonachalnoj/5-1-0-31978

Конспект урока литературного чтения. тема: «Люблю природу русскую. Осень.»

  1. Постановка учебной задачи

(2мин)

  1. Работа над новым материалом

Первичное знакомство с текстом.

Чтение текста учащимися, анализ

— Откройте учебники на странице 65 и прочитайте название темы урока…

-Ребята сегодня мы с вами побеседуем об осени.

-Давайте прочитаем о том, с чем мы познакомимся на ближайших уроках, о чём узнаем…

— Чему мы с вами научимся?

-Кто прочитает, чему мы будем учиться?

Вот какая интересная работа нам с вами предстоит.

— На следующей странице авторы учебника приготовили для вас рассказ, давайте его прочитаем: страница 66.

— Первый абзац читает …(2,3,4,5,6)

-Молодцы.

— Поднимите руку те, кому нравится осень…

-Что происходит с природой осенью?

-Что происходит с животными осенью?

— А теперь давайте разгадаем загадки, которые загадала нам осень.

— Страница 67.

— Читаем 1 загадку…

— Какие вы молодцы все знаете, все понимаете.

Физкультминутка

— Тихонечко садимся, продолжаем наше путешествие.

— Послушайте внимательно… ЗАПИСЬ

— Вы прослушали стихотворение Федора Ивановича Тютчева «Есть в осени первоначальной…».

— Что значит «первоначальная осень»?

— Как вы понимаете выражение «дивная пора»?

(дивная – удивительная, удивительное время).

Федор Иванович Тютчев не любил осень, считая, что эта пора года символизирует увядание и смерть живой природы. Однако он не мог не восхищаться красотой этого времени года.

«Осень первоначальная», теплая и приветливая, воспринимается Федором Ивановичем Тютчевым как небольшая передышка перед сменой времен года.

— Ребята сейчас мы с вами прочитаем стихотворение по предложениям.

Постарайтесь читать, как артисты, с выражением.

«Есть в осени первоначальной…» Федор Тютчев

Есть в осени первоначальнойКороткая, но дивная пора —Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

— Что значит хрустальный?

(т.е. хрупкий, он как будто может разбиться)

— Лучезарны – (это значит сверкающие, пронизанные светом).

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

— Серп – (орудие труда, которым раньше срезали колосья)

— Теперь уж пусто все (урожай собрали, опустели поля)

— На праздной борозде (праздная – пустая, ни чем не занятая борозда – урожай уже убран…)

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь —
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…

— Пустеет воздух (с наступлением холодов насекомые пропадают, птицы улетают в тёплые края…)

— Боле (больше)

— Лазурь (светло синий цвет, синева)

Чтение

Ответы на вопросы

Чтение

Выполнение упражнений

Слушание

Ответы на вопросы

Слушание

Чтение, анализ текста

Источник: https://multiurok.ru/files/konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-tiema-liubliu-prirodu-russkuiu-osien.html

Урок литературного чтения во 2 классе по стихотворению Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

Урок литературного чтения во 2 классе

Тема урока: Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

Цель урока:  знакомство обучающихся со стихотворением Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

Задачи:

1.Учить видеть красоту русской природы на примере стихотворного произведения.

2.Развивать умение подмечать авторское мастерство в процессе языкового анализа текста.

3.Развивать умение анализировать языковые средства, используемые автором в произведении. 4.Развивать умение выразительно читать стихотворение.

5.Воспитывать читательскую активность и любовь к поэзии.

Оборудование: рисунки детей об осени, иллюстрации осенней природы, портрет Ф.И.Тютчева, аудиозапись стихотворения, таблички «эпитет», «сравнение», «олицетворение», карточки с заданиями для работы в группах, картинки с изображениями серпа, борозды, рисунок дерева, осенние листочки,

Ход урока:

I. Организационный момент.

-Всем добрый день! Мне хочется, чтобы сегодняшний урок принес вам радость открытий, радость общения.

II. Актуализация знаний.

1.Загадки об осени

-Отгадайте загадки.

1.Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

2.Тучи нагоняет,

Воет. Задувает.

По свету рыщет,

Поёт, да свищет. (Ветер)

3.Листья жёлтые летят,

Падают, кружатся.

И под ноги просто так

Как ковёр ложатся.

Что за жёлтый снегопад?

Это просто…(Листопад)

4.Опустел колхозный сад,

Паутинки вдаль летят.

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришёл? (Сентябрь)

5.Всё мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился? (Октябрь)

-О каких приметах осени мы сейчас услышали в загадках?

-Какие ещё признаки осени вам известны?

-Сколько ярких красок приносит осень с собой, сколько новых чувств!

-Недаром об этом времени года написано столько произведений.

2. -Но больше всего восторгались нашей гостьей поэты.

-Один из них — Фёдор Иванович Тютчев

Портрет писателя

-Фёдор Иванович Тютчев почти двадцать лет провёл за границей, работая там. Когда он вернулся в Россию, то поселился в Петербурге, изредка приезжая в своё родное село Овстуг в Орловской губернии. Такие поездки помогали Тютчеву по-новому ощутить радость и красоту русской природы.

Однажды в один из осенних дней поэт вместе с дочерью Марией направлялся из Овстуга в Москву. Дорога утомляла, отец и дочь дремали. И вдруг он взял из её рук листок с перечнем почтовых станций и дорожных расходов и на его обороте начал быстро писать.

Мария, видя, как рука у отца нетерпеливо дрожит, а подскакивающая на ухабах коляска не даёт писать, берёт у него карандаш и бумагу и сама под его диктовку заканчивает стихотворение.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/literatura/162610-urok-literaturnogo-chtenija-vo-2-klasse-po-st.html

Презентация — Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

Слайды и текст этой презентации

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной….»2 класс «Школа России» Тулякова Т.В.

Скинуло кафтан зеленое лето, Отсвистели жаворонки всласть. Осень, в шубу жёлтую одета, По лесам с метелками прошлась. Раструбили журавли по рощам, Будто осень замуж собралась. Верба платье в озере полощет. Лисью шапку примеряем вяз. Д. Кедрин

Ф. Тютчев ”Есть в осени первоначальной…„»-Он идет, а мы бежим, Он догонит все равно! В дом укрыться мы спешим, Будем к нам стучать в окно, И по крыше тук да тук! Нет, не впустим, милый друг!ДождьТучи нагоняет, Воет, задувает. По свету рыщет, Поет да свищет.

ВетерЛистья желтые летят, Падают, кружатся, И под ноги просто так Как ковер ложатся. Что за желтый снегопад? Это просто… ЛистопадОпустел колхозный сад, Паутинки вдаль летят, И на южный край земли Потянулись журавли. Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришел?СентябрьВсе мрачней лицо природы: Почернели огороды, Оголяются леса, Молкнут птичьи голоса, Мишка в спячку завалился. Что за месяц к нам явился? Октябрь

Вороны Вот под елочкой зеленой Скачут весело вороны: Кар-кар-кар! (Громко.

) Целый день они кричали, Спать ребятам не давали: Кар-кар-кар! (Громко.) Только к ночи умолкают И все вместе засыпают: Кар-кар-кар! (Тихо.)

Борозда — канавка на поверхности почвы, проведенная плугом или иным рыхлящим орудием для посева, для отвода воды. Серп — ручное орудие, изогнутый полукругом мелко зазубрен­ный нож для срезывания злаков с корня. — Как вы понимаете выражение «бодрый серп»? (Значит, им очень хорошо, ловко работали, срезая колоски.) Праздная борозда — отдыхающая, убранная борозда (с нее все убрали).

Ф. Тютчев ”Есть в осени первоначальной…„»Борозда — канавка на поверхности почвы, проведенная плугом. Серп — ручное орудие, изогнутый полукругом, нож для срезывания злаков с корня.

Праздная борозда — отдыхающая, убранная борозда.

Олицетворение (олицетворить) — выразить, представить в об­разе живого существа.

Олицетворение (олицетворить) — выразить, представить в об­разе живого существа.

Метафора — оборот речи: употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения.

Метафора — оборот речи: употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения. (День хрустальный, праздная борозда.)

Эпитет — образное, художественное определение (например, постоянные эпитеты: синее море, златые кудри).

Эпитет— образное, художественное определение (например, постоянные эпитеты: синее море, златые кудри).

— Выберите и продолжите любое предложение. — На сегодняшнем уроке я узнал… — На этом уроке я похвалил бы себя за… — После урока мне захотелось… — Сегодня я сумел…

Читайте также:  Как сделать изюм из черноплодной рябины

Выучить стихотворение Ф. Тютчева (с. 68).

Источник: http://lusana.ru/presentation/22146

Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…» урок литературного чтения 3 класс. — презентация

1 Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…» урок литературного чтения 3 класс<\p>

2 План урока : 1.Вступительная беседа. 2.Постановка учебной задачи. 3.Упражнение в чтении. 4.Знакомство с новым произведением, его автором. 5.Анализ произведения. 6.Работа над выразительностью чтения. 7.Итог. 8.Домашнее задание.<\p>

3<\p>

4 Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паути- ны. Ещё цветут поздние осенние цветы. Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден. Тихо и в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее. Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу… Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём. Лес осенью. И. Соколов-Микитов<\p>

5 лёгкие<\p>

6 Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паути- ны. Ещё цветут поздние осенние цветы. Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден. Тихо и в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее. Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу… Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём. Лес осенью. И. Соколов-Микитов<\p>

7 серебристые<\p>

8 Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паути- ны. Ещё цветут поздние осенние цветы. Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден. Тихо и в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее. Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу… Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём. Лес осенью. И. Соколов-Микитов<\p>

9 прозрачен<\p>

10 Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паути- ны. Ещё цветут поздние осенние цветы. Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден. Тихо и в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее. Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу… Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём. Лес осенью. И. Соколов-Микитов<\p>

11 шуршит<\p>

12 Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паути- ны. Ещё цветут поздние осенние цветы. Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден. Тихо и в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее. Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу… Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём. Лес осенью. И. Соколов-Микитов<\p>

13 цветистом<\p>

14 Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паути- ны. Ещё цветут поздние осенние цветы. Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден. Тихо и в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее. Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу… Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём. Лес осенью. И. Соколов-Микитов<\p>

15 грустное<\p>

16 Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паути- ны. Ещё цветут поздние осенние цветы. Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден. Тихо и в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее. Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу… Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём. Лес осенью. И. Соколов-Микитов а а а а<\p>

17 осень дождь ветер лужа<\p>

18 План урока : 1.Вступительная беседа. 2.Постановка учебной задачи. 3.Упражнение в чтении. 4.Знакомство с новым произведением, его автором. 5.Анализ произведения. 6.Работа над выразительностью чтения. 7.Итог. 8.Домашнее задание.<\p>

19 Фёдор Иванович Тютчев ( )<\p>

20<\p>

21 Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора. Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера… Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все – простор везде, Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко ещё до первых зимних бурь – И льется чистая и тёплая лазурь На отдыхающее поле…<\p>

22<\p>

23 Эпитеты — художественные определения, используются обычно, как цвето- пись, для передачи, выражения чувств, настроений, оценки чего- либо, помогают описать внешний вид предметов. Отвечают на вопрос какой (-ое, -ая)? Сравнение — слово или выражение, передающее уподобление одного пред-мета другому. Присоединяются союзами как, словно, будто. Метафора — перенос значения по сходству (употребление в переносном зна- чении. Метафора есть скрытое сравнение) Олицетворение — разновидность метафоры, при которой неодушевленным пред- метам принадлежат признаки и свойства живых существ.<\p>

24 – ручное орудие, изогнутый полукругом мелко зазубренный нож для срезывания злаков с корня Серп<\p>

25<\p>

26 Эпитеты: Сравнения: Метафоры: Олицетворение: «осени первоначальной, короткая, но дивная пора, день хрустальный, лучезарны вечера, бодрый серп, праздной борозде, первых зимних бурь, чистая и тёплая лазурь, отдыхающее поле» «лучезарны вечера, паутины тонкий волос» «день стоит, падал колос, пустеет воздух, льется лазурь, отдыхающее поле» «бодрый серп гулял»<\p>

27 Логическая пауза – / // Логическое ударение – Мелодика голоса –<\p>

28 Есть в осени первоначальной / Короткая, / но дивная пора. / Весь день стоит как бы хрустальный, / И лучезарны вечера… // Где бодрый серп гулял / и падал колос, / Теперь уж пусто все – / простор везде, / Лишь паутины тонкий волос / Блестит на праздной борозде. // Пустеет воздух, / птиц не слышно боле, / Но далеко ещё до первых зимних бурь – / И льется чистая и тёплая лазурь / На отдыхающее поле… восхищение умиление нежность бодро грусть печаль спокойствие грусть радость восхищение умиротворение<\p>

29<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/493566/

Урок по литературному чтению во 2 классе на тему: «Образ осени в произведении Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

Урок по литературному чтению во 2 классе на тему:

              «Образ осени в произведении Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

И.А. Ефименко

учитель начальных классов

МОБУ «СОШ № 6» г.Всеволожска

Урок по литературному чтению во 2 классе на тему:

              «Образ осени в произведении Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

Цели:

-научить ребят выразительно читать стихотворение;

— учить воспринимать информацию на слух;

— учить извлекать информацию из текста;

-учить любви, уважению, чувству эстетического сопереживания к произведениям искусства;

— формировать основы духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к литературному произведению как важнейшему компоненту гармонического развития личности

Задачи:

— познакомить с произведением Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»;

— познакомить с биографией поэта Ф. И. Тютчева;

-учить анализировать стихотворение;

— учить выявлять средства художественной выразительности (эпитеты) для описания осени;

— при помощи системы вопросов побудить детей внимательно перечитывать стихи;

-формировать общеучебные умения и способы деятельности;

— учить видеть взаимосвязи между поэзией и другими видами искусства;

— формировать представление о жанре литературного произведения;

— развивать творческие способности, внимание, мышление, речь, навыки чтения;

— способствовать формированию эмоциональной отзывчивости;

-прививать любовь к природе родного края, воспитывать чувство прекрасного;- воспитывать потребность в общении с поэзией.

1.Организация класса. Психологический настрой.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Будем вместе мы трудиться,

Не пристало нам лениться! 

2.Вводная часть

Подготовка к первичному восприятию текста.

— В этот осенний погожий день я вам принесла букетик из осенних листьев. Но вдруг,

Дунул ветер – улетели

Все листочки, полетели,

И на парты тихо сели.

Ветерок принес листочек каждому из вас. А листочки эти необыкновенные. Что в них удивительного? (на них что-то написано)

— Прочитайте про себя (каждый вариант читает свои загадки на осенних листьях).

На желтых листочках:

Зажгла огней рябиновый костер.

То — щедрая красавица

Игриво улыбается

И охраняет всех косым дождем.

На оранжевых листочках:

А что это за девица?

Густым туманом стелется,

Поет с ветрами песни до зари.

И зябко с ней, и голодно,

В душе тоска и холодно…

Все засыпают, угасают дни.

— Что вы прочитали? (загадки).

— Почему вы так думаете? Докажите. (Описывается предмет, его признаки, а сам предмет не называется).

-Вы отгадали, о каком времени года говорится? (об осени).

Слайд.

-Прочитайте первую загадку выразительно (чтение сильным учеником).

-Докажите, что речь об осени.

Ответы учеников:

осенью плоды рябины становятся красными ;

осень – щедрая пора, созревает урожай в садах, на огородах, в полях.

— С чем сравниваются гроздья рябины? (с костром, с огнем).

— Какое настроение вызывает эта загадка? (радостное, веселое, осень игриво улыбается).

На слайде появляется отгадка (осень).

Слайд.

Выразительное чтение второй загадки сильным учеником.

— Докажите, что и в вашей загадке описана осень.

Ответы детей:

осенью дни становятся короче; частые дожди, туманы; многие животные готовятся к зимней спячке; становится грустно, печально.

На слайде появляется отгадка (осень).

— Вы правильно отгадали загадки, ребята. Вы даже сказали о настроении, которое передает каждая загадка. А почему такие разные описания осени? (осень бывает разной).

Сегодня мы будем говорить об удивительном и прекрасном времени года. Каждая загадка описывает разную осень.

Иногда, это унылая, дождливая, печальная, грустная, тоскливая пора. Действительно, моросящие дожди, грязь, пасмурные дни вызывают у человека чувство печали, скуки. Такую осень называют «поздней».

Но мы знаем осень и другой: роскошной, разноцветной, яркой, солнечной, золотой, звонкой, щедрой. Такую осень часто называют «золотой».

— А вам нравится это время года? (да, нет).

-Кто любит осень? Почему?

Ответы учеников.

Ваня: Осенью очень красивые деревья.

Андрей: Днем какой-то розовый воздух…

Алена: Листопад. Я люблю запах опавших листьев.

Алиса: Осень разноцветная.

— О какой осени говорили ребята? (о золотой)

— А кому осень не нравится? Кто не любит это время года? Почему?

Ответы детей.

Миша: Идут дожди. Сыро, холодно, темно.

Лиза: Пусто кругом. Вянут цветы.

Саша: Природа умирает.

— Признаки, какой осени называли ребята? (поздней)

— Мне очень понравились ваши ответы. Как замечательно вы рассказали о своем отношении, о своих чувствах к этому времени года.

— Многих творческих людей: художников, композиторов, писателей и поэтов осень вдохновила на творчество. И так же, как и у вас, у них разное восприятие осени.

— Как могут выразить свои чувства художники? (красками, цветом, нарисовать картины).

— Какие краски можно использовать, передавая отношение к осени?

Алена: Вот если бы я рисовала, то один рисунок яркими красками, а другой – темными.

— Интересно, почему?

— Алена: Бывает разное настроение.

— Да, ребята, Алена права. Посмотрите репродукции картин И.И.Левитана, И. Грабаря, В.Д.Поленова (слайды)

— Кто из художников передал на картине восхищение осенью? (В.Поленов, И.Грабарь)

— Кто передал грусть и печаль? (И. Левитан).

— В домашнем задании вы тоже сможете передать красками свое отношение к осени.

— Как могут выразить свои чувства к осени композиторы? (звуками, музыкой).

— Осень не оставила их равнодушными. Послушайте пьесу

П. И. Чайковского «Октябрь» (Осенняя песнь) и определите, какое настроение он постарался передать? (Звучит пьеса)

Ответы детей.

Денис: Мне стало очень грустно. Мелодия печальная медленная.

Звучат произведение, А. Вивальди «Осень».

— Какое настроение передал Вивальди ? (жизнерадостное, веселое).

— Откройте стр.66 учебника. Прочитайте вступительную статью к новому разделу и скажите, кто еще, кроме художников и композиторов, может рассказать об этом удивительном времени года? (писатели и поэты).

-Мы говорили, что художники используют самые разнообразные краски для своих полотен, композиторы передают свои чувства звуками музыки.

— Как же могут выразить свое настроение писатели и поэты? Как об этом написано в тексте? Прочитайте (писатели и поэты передают свои впечатления, чувства, настроение в словах).

— Правильно, ребята, поэты рисуют картины осенней природы словами.

— О каком поэте вы прочитали? (об А. С. Пушкине) Слайд.

— Какие чувства осень вызывала у поэта? (радость)

— Вы правы, ребята. Осень – любимое время года А.С.Пушкина (слайд).

— В его стихах она торжественно — печальна и величаво – красива. В это время года он особенно много работал.

Физминутка.

— Мы листики осенние,

На ветках мы сидим (садятся на корточки)

Дунул ветер – полетели (поднимаются, машут руками)

Мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели.( плавно опускаются)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (поднимаются)

3. Сообщение темы урока.

— Вы уже догадались, о чем мы будем говорить сегодня и на последующих уроках? (об осени).

Мы начинаем изучение нового раздела учебника. Прочитайте его название на стр. 65.

Дети читают: «Люблю природу русскую. Осень» ( тема записана также на доске).

Выставка книг с произведениями об осени из серии «Русские поэты».

— Какие книги вам знакомы? ( с произведениями А.С. Пушкина, А. Плещеева).

— Сейчас вы будете работать в группах. Каждая группа по обложке и содержанию, должна выяснить, какие произведения об осени есть в каждой книге (работа в группах).

— Познакомьте всех с авторами – русскими поэтами и названиями стихотворений об осени .Ответы детей (представитель каждой группы).

Володя: А. Фет « Ласточки пропали», «Осенью», «Осенняя песенка».

Дима: А. С. Пушкин « Осень». Уж небо осенью дышало»

Таня: А. Майков « Осень», «Осенние листья по ветру кружат»,

Лиза: И Бунин « Осень», « Листопад»,

Андрей: Б, Пастернак «Золотая осень»,

Валерия: С Есенин « Закружилась листва золотая», «Отговорила роща золотая».

— Откройте стр. 66 учебника. Определите по внешнему виду жанр произведения, с которым мы познакомимся? (стихотворение)

-Значит, как можно назвать автора? (поэт).

— Это произведение написал русский поэт Ф. И. Тютчев (слайд).

— Читали ли вы его произведения? (нет)

Рассказ учителя об авторе. Слайд.

— Он родился в усадьбе Овстуг Орловской губернии в дворянской семье (слайд)

— Первоначальное образование Феденька Тютчев получил дома. Он обучался истории, географии, арифметике, русскому и иностранным языкам — французскому, немецкому и латинскому (слайд).

— В возрасте 16 лет поступил в Московский университет.

В том же году (1819) опубликовано его первое стихотворение (слайд).

— Поэзия Тютчева насчитывает около 400 стихотворений. Большая их часть посвящена красоте родного края.

Проверяем умение извлекать информацию на слух.

— Ответьте на вопросы (слайд).

В какой усадьбе родился поэт Тютчев? 2.Где получил первоначальное образование?;

3. Какие иностранные языки изучал поэт?

6   Скачиваний: 3

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Источник: https://www.InfoUroki.net/urok-po-literaturnomu-chteniyu-vo-2-klasse-na-temu-obraz-oseni-v-proizvedenii-f-i-tyutcheva-est-v-oseni-pervonachalnoy.html

Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…»

5-й класс

Конспект урока по анализу поэтического текста

Цели: продолжить формирование у учащихся умения читать и воспринимать пейзажную лирику; навыки анализа стихотворного текста.

ХОД УРОКА

1. Слово учителя о поэте.

Федор Иванович Тютчев почти двадцать лет провел за границей, работая в русской дипломатической миссии. Когда он вернулся в Россию, то поселился в Петербурге, изредка приезжая в свое родное село Овстуг в Брянской губернии. Такие поездки помогали Тютчеву по-новому ощутить радость и красоту русской природы.

22 августа 1857 года поэт вместе с дочерью Марией направляется из Овстуга в Москву. Дорога утомляла, отец и дочь дремали. И вдруг он взял из ее рук листок с перечнем почтовых станций и дорожных расходов и на его обороте начал быстро писать:

Мария, видя, как рука у отца нетерпеливо дрожит, а подскакивающая на ухабах коляска не дает писать, берет у него карандаш и бумагу и сама под его диктовку заканчивает стихотворение:

2. Анализ стихотворения.

Анализируем стихотворение в ходе беседы, основные мысли записываем в тетрадь.

В стихотворении «Есть в осени первоначальной…» Федор Иванович Тютчев передает читателю свое настроение, свои дорожные впечатления от осеннего пейзажа, свои размышления.

– На сколько строф делится стихотворение? О чем говорится в каждой строфе?

В первом четверостишии поэт описывает картину природы, которую он видит. Во второй строфе он вспоминает о времени жатвы, а потом внимательно всматривается в паутину на стерне (на праздной борозде). В третьей строфе он говорит о том, что впереди ждут зимние бури, но сейчас поэт не хочет о них думать и наслаждается последним теплом.

– Какие эпитеты употребляет поэт?

Для создания настроения нежной грусти и торжественности Тютчев употребляет выразительные эпитеты: в осени первоначальной, дивная пора, бодрый серп, на праздной борозде (на праздной – то есть на отдыхающей, на которой закончена работа), чистая и теплая лазурь, отдыхающее поле.

Находим метафоры: серп гулял, лазурь льется. Поэт сравнивает паутину с волосом: лишь паутины тонкий волос блестит; голубое небо он называет лазурью. Мы вслед за поэтом представляем поле как большого отдыхающего человека.

Природа замерла в ожидании, и состояние покоя помогают передать в первом четверостишии всего два глагола: есть и стоит.

– Какой способ рифмовки в этих строфах? Что он помогает передать? Понаблюдайте за длиной строк.

Мы представляем, что поэт задумчиво смотрит на осеннее поле и размышляет неторопливо.

Это состояние задумчивости передает разный способ рифмовки (в первых строфах рифмовка перекрестная, в третьей кольцевая, или опоясывающая), разная длина строк: длинные строчки в 10 слогов рифмуются с более короткими в 8 слогов, строки в 11 слогов – со строками из 9 слогов. Более короткие строки идут вслед за длинными, ритм как бы сбивается, и это создает впечатление, будто человек устал и хочет отдохнуть.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле, (11 слогов)

Но далеко еще до первых зимних бурь – (12 слогов)

И льется чистая и теплая лазурь (11слогов)

На отдыхающее поле… (9 слогов)

Описывая осенний день, Тютчев передает читателям красоту природы, настроение грусти и покоя.

3. Выразительное чтение стихотворения Ф.И. Тютчева.

4. Сочинение-миниатюра «Путешествие золотого листочка».

Т.В. СОРОКИНА,
Ульяновская обл.

Источник: http://rus.1september.ru/view_article.php?ID=200802208

Задачи урока: Обучение анализу поэтического текста; выработка навыков правильного, выразительного чтения стихотворения

Министерство науки и образования Республики Казахстан Средняя общеобразовательная школа № 62Борисенко В.А. Романова И.В.

Тема: Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

П.И.Чайковский «Времена года»

(интегрированный урок)

Интегрированный урок

Интегрируемые предметы: чтение, музыка.

Тема урока: Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

Учителя: Борисенко В.А. – преподаватель начальных классов

Романова И.В. – преподаватель музыки

^ Создание условий для ознакомления и первичного анализа произведений Ф.Тютчева «Есть в осени первоначальной…» и П.И.Чайковского «Времена года».

^

  • Обучение анализу поэтического текста; выработка навыков правильного, выразительного чтения стихотворения;
  • Погружение детей в мир искусства, в мир художественной литературы; развитие навыка вслушиваться в слово, в музыку, «заражаться» эмоциями, сопереживать; развитие ассоциативного мышления на основе взаимосвязи литературных и музыкальных впечатлений;
  • Воспитание любви к художественному слову, к музыке, к прекрасному; воспитание культуры чувств, эстетических потребностей личности школьников.

^

Учитель Романова И.В. (преподаватель музыки)

Прекрасное время года – осень. Его описывали и художники, и композиторы. Ведь музыка способна рассказать о самом разном. Сегодня нам музыка расскажет о том, какие чувства выражают композиторы через картины осенней природы.

А будем мы слушать произведения Чайковского из цикла «Времена года». Наверное, многие из вас уже слышали имя этого композитора, а может быть, и играли его произведения. Имя великого русского композитора П.И.Чайковского известно миллионам людей во всём мире.

Его музыкальные творения согреты горячей любовью к Родине, многие из них воспевают удивительную красоту русской природы. «Времена года» — одно из самых популярных сочинений Чайковского, посвящённых природе. Сколько месяцев в году? Двенадцать. У П.И.Чайковского каждому месяцу посвящена пьеса.

Поэтому их тоже двенадцать. А какие месяцы осенние?

Ученики: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Учитель: Точно также и называются пьесы.

(Дети слушают пьесу Чайковского «Сентябрь»). Итак, послушайте пьесу «Сентябрь». Что вы услышали в этом произведении, какую картину представили?

Ученики: Слышится, как всадники скачут на конях.

Учитель: Да, действительно, сентябрь для Чайковского – это праздник охоты, радостное торжество. Вторая пьеса «Октябрь» — «Осенняя песня». Какая здесь звучит музыка?

Ученики: Грустная, задумчивая. Это сцена прощания с осенью, которая наводит на задумчиво-печальные размышления.

Учитель: Третья пьеса «Ноябрь» — «Тройка». Первые морозы, по дороге среди просторного поля несётся тройка и раздаётся песня, широкая, вольная. Она радуется наступающей зиме. Затем ритм преображается, переходя в резвый бег лошадки, звенит колокольчик.

^

Слушая музыку, я думала о том, что осень никого не оставляет равнодушным.

Её можно любить, она может вызывать печаль, грусть, но мы не можем не испытывать чувства восхищения, какого-то радостного изумления от непередаваемо красивой осенней поры, от многообразия красок, звуков, запахов осени.

Наверное, поэтому очень многие художники, композиторы, поэты посвящали и посвящают ей свои произведения Осень, осень… В слове этом – музыка, яркие, пленительные краски и, конечно, поэзия. Я хочу сейчас прочитать стихотворение замечательного русского поэта Ф.

Тютчева «Есть в осени первоначальной…» Сядьте удобно, прикройте глаза, постарайтесь увидеть картины природы, которые рисует поэт. (Чтение стихотворения Ф.Тютчева учителем наизусть)

Учитель: Понравилось стихотворение? Какие картины природы рисует поэт?

Ученики:

— Да, картина начала осени, все залито необыкновенно ясным светом. Воздух прозрачен. — Там, где недавно колосилась рожь, теперь пустое поле. На нём кое-где блестит тонкая паутина. — И третья картина. Кругом необычайная тишина. Не слышно крика птиц. А небо синее – синее. На землю, которая дала богатый урожай и теперь отдыхает, льётся свет.

Учитель: Прочтите про себя первые четыре строчки стихотворения.

Какая пора осени описана? (первоначальная) Как поэт называет её? (дивная) Как вы понимаете дивная пора? (удивительная, волшебная, сказочная) Что значить «день хрустальный»? Что такое хрусталь? Как вы понимаете выражение «лучезарные вечера»?

Учитель: Прочитайте про себя второе четверостишье.

Как вы понимаете выражение «бодрый серп»? (неутомимый, полный сил).

Что значит «праздная борозда»? (свободная) (Чтение третьей строфы) Что значит «льётся чистая и тёплая лазурь»? Как вы думаете, какое чувство у поэта вызывают картины первоначальной осени?

Ученики: Да, он испытывает чувство удивления и восхищения от красивой короткой поры, когда только что начинающаяся осень сменяет собой уходящее лето. Поэту и радостно и грустно. Грустно от сознания, что скоро всё пройдёт, что впереди зимние холода и метели.

Тютчев щедро делится с нами тем, что ему посчастливилось открыть в природе, что наполнило его восторгом и тихой грустью.

Учитель: Подумайте, как вы будете читать это стихотворение? С каким чувством?

При чтении стихотворения нужно передать чувства и настроение, которые испытывал поэт.

Какие наиболее важные в смысловом отношении слова нам следует выделить в первом четверостишье, чтобы передать радость, восхищение этой дивной первоначальной порой осени? Прочитайте первое четверостишье выразительно.

(3-4 ученика читают). Послушайте второе четверостишье. Какие слова наиболее важны в смысловом отношении в этом четверостишье?

^

Ещё раз послушайте пьесы Чайковского (Дети слушают пьесы Чайковского) Какая из этих пьес приближается по настроению к стихотворению Ф.Тютчева? Поэзия и музыка очень близки, некоторые стихотворения настолько музыкальны, что сами просятся на музыку. Давайте сейчас с вами посмотрим, можно ли найти что-то общее между стихотворением Ф.

Тютчева и пьесой Чайковского. Как в стихотворении меняются слова, их смысл, точно также меняется и настроение мелодии. Я вам играю отрывки из «Осенней песни», а вы внимательно слушайте и определяйте, с каким четверостишьем можно сравнить по настроению звучащую музыку.

Ученики: Этот отрывок можно сравнить с первым четверостишьем:

Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера.

Учитель: Спокойная, неторопливая поступь аккордов, аккорды прозрачны, словно тёплое солнышко высвечивает каждый звук, мелодия – красивая, певучая.

Ученики: А эта музыка подходит к последнему четверостишью:

Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко ещё до первых зимних бурь – И льётся чистая и тёплая лазурь На отдыхающие поля.

Учитель: И, действительно, слышно как разливается мелодия, как песня на воздухе, очень плавно поднимаясь и опускаясь, создавая ощущение тепла и покоя.

Ученики: И последний отрывок характеризует четверостишье:

Где бодрый серп гулял, и падал колос, Теперь уж пусто всё – простор везде, — Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде.

Мелодия вдруг устремляется вверх, становится чуть более энергичной, а затем словно задумывается, прячется, уходит куда-то, становится всё тише и тоньше.

Учитель: Таким образом, мы с вами нашли ниточки, которые соединяют поэзию и музыку, друг друга они обогащают и дополняют.

(Борисенко В.А.) Ученики выразительно читают стихотворение Ф.Тютчева на фоне мелодий пьес П.И.Чайковского «Времена года».

Рефлексия урока.

Ребята, что вам на уроке особенно понравилось и запомнилось? Что вы расскажите сегодня дома и своим друзьям?

После рефлексии даётся домашнее задание выучить стихотворение Ф.Тютчева наизусть, нарисовать этюд, выражающий внутреннее эмоциональное состояние автора текста, автора музыки, ученика чтеца.

Источник: http://dogend.ru/docs/index-395166.html

Ссылка на основную публикацию