Конспект занятия для старших дошкольников по теме: транспорт

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по стране Транспорта»

«Путешествие по стране Транспорта»

Программные задачи:

Образовательная область «Труд». Труд взрослых и рукотворный  мир. 

·         Закрепить знания детей о родовом понятии «транспорт», его дифференциации (наземный, водный, воздушный).

·         Расширять знания детей о наземном, водном и воздушном видах транспорта.

·         Закрепить  виды специального транспорта.

·         Закрепить профессии людей, которые управляют различными видами транспорта.

·         Воспитывать интерес к технике, к профессиям. 

Образовательная область «Коммуникация». 

·         Развивать словарь детей посредством расширения названий видов транспорта и их назначения, особенностей, частей.

·         Ввести в активный словарь новые слова – ангар, депо, док.

·         Совершенствовать умение подбирать существительные к прилагательным, согласовывая их в роде и падеже.

·         Развивать умение строить  полные ответы, стимулировать желание участвовать в беседе, развивать слуховое и зрительное внимание, память.

Образовательная область «Познание».

·         Развивать умение ориентироваться на листе бумаги слева направо по стрелке.

·         Совершенствовать умение составлять целое из частей, развивать мышление.

·         Развивать умение различать и определять окружающие звуки, слуховую память, внимание.

·         Развивать мелкую и общую моторику. 

Образовательная область «Социализация».

·         Продолжать работу по овладению детьми умения совместной деятельности, добиваться результата, быть внимательными друг к другу.

Образовательная область «Безопасность».

·         Соблюдать в игре правила безопасного дорожного движения.

Образовательная область «Чтение  художественной литературы».

·         Продолжить работу по развитию умения внимательно слушать и отгадывать загадки.

Образовательная область «Здоровье». 

·         Закрепить двигательные умения детей на самокатах, учить согласовывать свои движения с движениями сверстников.

Образовательная область «Художественное творчество». 

·         Закрепить с детьми приёмы сгибания листа определённой формы (квадрат) пополам, развивать творчество и воображение, упражнять в  создании  коллективного панно.

Материал и оборудование: мультимедиа; слайды с изображением разнообразных видов транспортных средств; аудиозаписи звуков, издаваемых транспортом; магнитная доска; машина среднего размера.

Карточки-маршруты и  простые карандаши, на наконечниках которых прикреплены картинки-машинки.

Разрезные картинки: спецмашин — скорая помощь, полиция, пожарная.

Атрибуты к играм: руль; два круга (красный, зелёный), символизирующие сигналы светофора.

Оборудование для конструирования из бумаги: цветная бумага — 1 квадрат на каждого ребенка, клей-карандаш, ватман, схемы настроения человека (грустное, весёлое).

Аудиозаписи к песням «Мы едем,  едем, едем», «Песенка шофёра»,  «Светофор», «Маленький кораблик», музыка из к/ф «Берегись автомобиля».

Методические приемы:

Словесные: вопросы, рассказывание, беседа.

Игровые: п/игра «Светофор», словесная игра «Подбери предмет к признаку», д/игры: «Проведи машину по трассе», «Назови профессию», «Угадай транспорт по звуку», «Сложи спецмашины», «Отремонтируй автобус».

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель:

— Ребята вы любите путешествовать? А вы хотите отправиться в путешествие? Посмотрите на картинки и догадайтесь, в какую страну мы отправимся. (На стене из зеркала картинки разного транспорта).

— В страну транспорта.

— Правильно! Мы отправимся в увлекательное путешествие по стране Транспорта со своими друзьями.

«Собрались все дети в круг. Я твой друг и ты мой друг.

Стёпа друг, и Соня друг, …. Саша тоже друг.

(дети называют стоящего рядом товарища по кругу и дают руку)
Крепко за руки возьмёмся. И  друг другу улыбнёмся».

— На чём мы отправимся в путешествие? (предположения детей). Давайте поедем на автобусе(даю ребенку руль).  Кем ты будешь? (водителем, шофёром). А мы все — …(пассажиры).

— Мы поедем по извилистой дороге.                            

 (Дети едут за водителем под фонограмму песни «Мы едем, едем, едем»)

1 остановка  «Транспортная».

— Ребята, первая остановке  называется «Транспортная» (дети садятся перед мультимедиа на стулья).

— Я загадаю вам загадки, а вы назовёте, какой это транспорт. Помогать  нам будет волшебный экран (после отгадки  на мультимедиа высвечивается картинка- отгадка).

1. Четыре колеса   Резиновые шины,   Мотор и тормоза.   И, что это?                  (Машина)2. Еду в нем на верхней полке,   К морю, к солнышку, на юг.   А колеса без умолку:   Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!  (Поезд)    3. Я в любое время года,   И в любую непогоду,   Очень часто, в час любой,   Провезу вас под землей.  (Метро)4. По волнам дворец плывет,   На себе людей везет.      (Корабль) 5. Вот стальная птица,   В небеса стремится,   А ведет ее пилот.   Что за птица?         ( Самолет) — Как называют транспорт, который ездит на земле? – Наземный.     — Назовите ещё наземный транспорт.(автобус, троллейбус, трактор, мотоцикл и т. д.)- Как называют транспорт, который ездит по железной дороге? – Железнодорожный.- Как называют транспорт, который ездит под землёй? – Подземный.- Как называется транспорт, который плавает на воде? – Водный.- Назовите ещё водный транспорт.(катер, пароход, лайнер и т.д.)- Как называется транспорт, который летает в воздухе? —  Воздушный.- Назовите ещё водный транспорт.(вертолёт, ракета и т.д.)

Словесная игра  «Назови, какой транспорт»

— Мы  вспомнили, какой есть транспорт. Как вы думаете, про какой транспорт можно сказать:

Легковой —  (автомобиль)

Легковые – (автомобили)

Легковая – (машина)

Грузовой – (корабль, грузовик)

        Что можно сказать про этот транспорт:

Плавающий – (катер, корабль)

Плавающая – (яхта, лодка)

Летящий – (самолет, вертолет)

Летящая – (ракета)

Если транспорт перевозит пассажиров, он какой? (пассажирский)

Перевозит грузы?  (грузовой)                                                             

— Ребята, как вы думаете, для чего люди придумали машины? (перевозить людей на дальние расстояния, чтобы облегчить труд людей, перевозить грузы,  путешествовать и т.д.).

— Молодцы. Вы правильно ответили на мои вопросы. Следующая остановка «Испытательная»  (дети переходят и садятся за столы).

 2 остановка «Испытательная».

— Кто изобретает транспорт? (изобретатели, инженеры-конструкторы) Первыми изобретателями были Леонардо да Винчи и Иван Кулибин (высвечивается слайд на мультимедиа).

— Кто испытывает транспорт? (испытатели).

Игра « Проведи машину по трассе»

— Ребята, я предлагаю вам на время стать испытателями. Это достаточно увлекательное занятие. Возьмите маршрутный лист и машины-карандаши.

Вам необходимо будет постараться   пройти свой путь по стрелке слева направо, не отрывая машину-карандаш, без ошибок, так как маршруты дорог могут быть извилистые, зигзагообразные, крутые, с поворотами.

Посмотрите на мой образец маршрута (слайд).

Отправляйтесь в путь. Напоминаю, что ваши работы должны быть аккуратными (выполнение работ детьми под музыку из фильма «Песенка шофёра»).

— Сдайте маршрутные листы в диспетчерскую (дети прикрепляют свои листы на магнитную доску). Как вы думаете, все справились с заданием?

— А мы едем дальше.

3 остановка «Профессиональная». На этой остановке мы вспомним, кто управляет транспортом.

— Давайте с вами  поиграем в игру «Назови профессию». Я буду отправлять вам машину, и называть транспорт, а вы будете отвечать, кто им управляет и возвращать машину  мне. Например: — Ракета. – Ракетой управляет космонавт (дети садятся в круг, воспитатель перекатывает машину детям, называя транспорт, ребенок отвечает и возвращает машину назад воспитателю).

Воспитатель — Самолет 

Ребёнок — Самолетом управляет (пилот, летчик).

— Автобус (водитель) 

— Корабль (капитан)  

— Машина (водитель)

— Поезд  (машинист) 

— Троллейбус (водитель) 

— Вертолет (пилот) 

— Электропоезд (машинист) 

— Ребята, как вы думаете, кто может управлять транспортом: мужчины или женщины? (и женщины и мужчины). Каждый ли человек имеет право водить транспорт? Что для этого нужно? (здоровье, обучиться и  иметь права).

Нам пора отправиться на следующую остановку (дети встают).

4 остановка «Загадочная».  

 Ребята, представьте, что мы на прогулке. Можем ли мы определить  по звуку транспорт, не видя его? А мы сейчас проверим.

Дидактическая игра «Угадай на слух вид транспорта»

Воспитатель по очереди включает детям запись характерных шумов и сигналов, производимых различными видами транспорта — скрип тормозов, гудок поезда, гудок парохода, гул самолёта, стук колес вагона, звук работающего автомобильного мотора.

После прослушивания фрагмента записи, дети должны определить, какому виду транспорта соответствует характерный шум. (звуковые сигналы: самолет, вертолет, машина, поезд, мотоцикл, пароход, ракета).

 

 Наша любимая остановка «Игровая».                           

5 остановка «Игровая» (на самокатах)

Физкультминутка.                       

— Поиграем в игру «Светофор». Берите самокаты и внимательно следите за сигналами светофора. Помните, что вы не должны создавать аварийную ситуацию на дороге и выполнять правила светофора.

По сигналу воспитателя: «Заводим моторы! «Р-р-р-р-р», дети начинают двигаться на самокатах. Воспитатель управляет движением, поднимая круглый лист картона соответствующего цвета – красный или зелёный (звучит песня «Светофор»).

— Ребята, все ли выполняли правила дорожного движения во время игры? (ответы детей). Молодцы! Вы должны запомнить, как надо себя вести всегда на любых дорогах и в любом виде транспорта (соблюдать правила движения водителям,  пешеходам и пассажирам).                   

Поспешим к следующей остановке.

6 остановка «Специальная».  

— Ребята, о чём пойдёт речь на этой остановке, вы догадаетесь, когда выполните следующее задание. Сложите картинки из частей (дети собирают спецмашины из частей на столах группами).

Игра «Сложи машины»

(под музыку из к/ф «Берегись автомобиля»).

— Куда и к кому спешит твоя машина? Чем она отличается от других машин?  По какому номеру вызывают? (ответы детей)

(слайд спецмашин  и их звуковой  сигнал).

— Какое правила должны соблюдать все водители, услышав сигнал спецмашины?  (Уступить дорогу).

— Ребята,  в настоящее время существует единая служба спасения, которая вызывается по номеру 01.

7 остановка «Мастеровая»

— Ребята, наш автобус поломался, не может ехать дальше. Что нам делать? (отремонтировать автобус)

 — Куда нужно обратиться,  где ремонтируют машины? (в автосервис) (слайд автосервиса).                                                                                                                       

– Кто ремонтирует машины? (механики, автослесари).

— Предлагаю стать на время механиками. Вы будете ремонтировать автобус, называя, какие   части  вы проверили (дети на магнитной доске собирают из частей автобус).

— Какую часть автобуса ты проверил? (я проверил кабину, кузов, колёса, руль, фары, двери). Молодцы.

— Вы хотите узнать, где ремонтируют другой транспорт?

— Самолёты ремонтируют в АНГАРЕ  (повторяют вместе).

— Поезда ремонтируют в ДЕПО.

— Корабли ремонтируют в КОРАБЕЛЬНОМ ДОКЕ.

(слайды ангара, депо, дока).  

Выполнение коллективного панно кораблик «Мечты».

— Дорогие ребята! У вас у каждого есть своя мечта. Я предлагаю вам сделать кораблики мечты(дети сгибают  квадрат по типу оригами, делают  кораблики), (звучит песня «Маленький кораблик»).

— Ребята, у вас есть две схемы настроения человека. Прикрепите к кораблику то настроение, с которым вы хотите отправить его в море.

— Отправьте свои кораблики мечты в море (дети крепят кораблики на ватман с рисунком моря).

И пусть все, о чем вы мечтаете, сбудется, пусть все ваши идеи и задумки претворятся в жизнь.

— Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось путешествие? Какие задания вы выполняли? Что понравилось больше всего?

Сегодня все замечательно поработали. Молодцы! Я вами очень довольна! Занятие закончено. Большое спасибо!

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/09/14/konspekt-neposredstvenno-obrazovatelnoy-deyatelnosti-po-teme

Конспект интегрированного занятия по теме «Транспорт вокруг нас»

Образовательные задачи:

— Развитие навыков познавательной деятельности.

— Закрепление знаний детей о разнообразных видах транспорта.

— Обобщение и систематизация представлений об особенностях передвижения.

— Упражнять в сравнении двух видов транспорта.

Развивающие задачи:

— Развитие связной речи. Обобщение активного и пассивного словаря.

— Развитие воображения, наблюдательности, памяти, творчества.

— Формировать способность согласовывать существительные с прилагательными.

Читайте также:  Поделка щенок из бумаги в технике оригами. мастер-класс с пошаговыми фото

— Образование существительных во множественном числе, в родительном падеже.

Воспитательные задачи:

Приобщать детей к коллективному взаимодействию, учитывать мнение сверстников.

— Отстаивать свою точку зрения.

— Уважение и интерес к труду взрослых.

Предварительная работа: экскурсия по улицам родного города, чтение литературных произведений, игры и игровые упражнения на заданную тематику, беседы по теме: «Разнообразие средств передвижения».

Интеграция образовательных областей: Социально – коммуникативной, познавательной, речевой, художественно – эстетической, физической.

Оборудование: интерактивная доска, использование медиа средств, слайдовкартинки с изображением транспорта.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте ребята! К нам в группу пришли гости и принесли вам загадки о транспорте. (На доске подсказки, изображения транспорта мелом.)

Птица по небу летит

Под крылом мотор гудит

Берегитесь тучи, Птицы нету круче.  

(Самолет.)

Братцы в гости снарядились

Друг за другом прицепились.

И помчались в путь далек,

Лишь оставили дымок.                

(Поезд.)

Что за чудо – светлый дом?

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином.    

(Автобус.)

На воде огромный дом

Волны дому нипочем.

Освещает путь маяк

Главный в доме том моряк.

(Корабль.)

Воспитатель: А, теперь сядет на место тот, кто назовет любое транспортное средство.

2. Пальчиковая гимнастика «Машина»

Вот машина, вот машина

У машины есть кабина

Кузов, фары и мотор

Что еще есть у машины?

Есть четыре колеса.

Быстро едет по дороге

И сигналит нам она…  би-би   (с показом).

3. Воспитатель: Назовите виды транспорта.

(На доске набор символов.)

— Детям раздаются предметные картинки, с помощью которых они составляют краткий описательный рассказ по примеру педагога.

«Это трактор. Трактор — это наземный вид транспорта. Специальный, строительный. У трактора есть колеса, кабина, мотор. Управляет тракторист».

— Свою картинку поместите на доску под соответствующим символом.

4. Предлагается игра на внимание с движением и речью.

пароход – ла-ла-ла     показ рукой волны;

самолет — у-у-у-          крылья;

поезд – ту-ту-ту         движение рук;

машина – м-м-м         руль.

5. Игра «Посчитай до пяти»

Дети выходят с карточками к доске и считают до пяти свой вид транспорта.

корабль большой – лодка маленькая;

поезд длинный – автобус короткий;

самолет быстрый – пароход медленный;

мотоцикл тяжелый – велосипед легкий.

7. Игра «Составь предложение»

Волны, корабль, по, плывет.

Рельсы, поезд, мчится, по.

Садятся, самолет, в, пассажиры.

Едет, в, машина, гору.

Катаются, велосипед, на, дети.

Напомните, о чем мы говорили с вами?

Мне понравилось, как вы отвечали на вопросы, были активны, не перебивали друг друга.

Молодцы!

Игровое упражнение «Придумай – нарисуй» Изображение транспортных средств передвижения по замыслу ребёнка. (Продуктивная деятельность.)

Использованные источники:

Конспект НОД в старшей группе: «От кареты до ракеты».

http://oduvanchiki44.blogspot.ru/2014/02/blog-post_27.html

Источник: https://dohcolonoc.ru/conspect/9677-konspekt-transport-vokrug-nas.html

Конспект НОД в старшей группе «Виды транспорта»

Конспект НОД в старшей группе.

Тема: «Виды транспорта. Профессии людей, работающих на транспорте».

Программное содержание:
— расширять представления детей о классификации видов транспорта в зависимости от среды передвижения и назначения;

-продолжать формировать понятия: наземный, воздушный, водный; грузовой, пассажирский, специальный;

-закреплять знания о профессиях людей, управляющих транспортными средствами;-развивать мыслительную и речевую активность детей, используя технологию наглядного моделирования.

Активизация словаря: Добросовестный, трудолюбивый, старательный, вежливый, ответственный, смелый, умелый, зоркий, дисциплинированный; водный, воздушный, наземный, подземный, пассажирский, грузовой, специальный, названия транспортных профессий.

Оборудование:

— Раздаточные предметные картинки с изображением разнообразных транспортных средств. -Полотно «Небо – земля – вода».

-Для моделирования: кружки, символизирующие виды транспорта (голубой – воздушный; черный – наземный, подземный; синий – водный) – диаметром 15-17см; кружки- символы видов транспорта в зависимости от назначения (желтые – пассажирский, коричневые – грузовой, красные – специальный, спасательный) – диаметром 5-6см.

Предварительная работа:

-Рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Транспорт», беседы по ним. -Наблюдение за транспортом на прогулке.- Экскурсии «Путешествие в страну дорожных знаков», «Машины на улицах нашего города». -НОД «Правила дорожные – правила надежные».

— Подбор библиотечки и создание картотеки стихов и загадок о транспорте.

— Создание уголка развивающих игр на тему «Транспорт»: пазлы, настольные игры («Собери машину или самолет», «Почини технику», «Что лишнее», разрезные картинки «Транспорт»)- Режиссерская игра «Диспетчер» с использованием наборов картинок разных видов транспорта.

— Раскрашивание картинок-раскрасок с изображением транспортных средств. — Выставка детских поделок из природного и бросового материала совместно с родителями на тему «Транспорт».

Ход НОД:

Воспитательчитает стихотворение:- Поезд едет, поезд мчит, он колесами стучит.Под горой река течет, а на речке пароход.Едет по шоссе машина, у нее большие шины.

В небо рвется самолет, всех друзей зовет в полет.Он возит грузы и людей, что это – скажи скорей?-Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии? Да, правильно, о транспорте.

А что же такое транспорт? (Это то, на чем можно передвигаться, перевозить грузы).

Игра «Летает, плавает, едет». (Игровая задача: закреплять в сознании детей представление о видах транспорта по среде передвижения.)

— Послушайте правила игры. Я буду загадывать загадки о транспорте, а вы должны подумать и правильно их отгадать.

Отгадки-картинки у вас на столах, отгадку надо прикрепить на полотно «Небо, земля, вода»
( Загадки про автобус, поезд, грузовик, метро, самолет, вертолет, ракета, лодка, теплоход, подводная лодка)- Есть разные виды транспорта:- Что плывет? Лодка, катер, яхта, парусник, корабль.- Что едет? Автобус, велосипед, машина, грузовик, поезд, мотоцикл.- Что летает? Ракета, самолет, вертолет, аэроплан, дирижабль.

Воспитатель:— Транспорт, который движется по воде, как называется? (Водный транспорт).

Транспорт, который движется по воздуху, как называется? (Воздушный транспорт)

— Транспорт, который движется по земле, как называется? (Наземный транспорт), под землей?(подземный)

Каждый вид транспорта будем обозначать разными цветами (воспитатель прикрепляет большие кружки на доску): голубой – воздушный, черный – наземный, подземный,

синий – водный.

Дидактическая игра «Путаница»
1)Транспорт воздушный мы полюбили,2)Птиц всех быстрее летят автомобили.3)На работу всех с утра нас развозят доктора.4)К морю Черному мы в мае полетели на трамвае.5)В детский сад сегодня нас привезли в автомобиле – просто класс!

( Дети руками показывают и хором отвечают: да-да……нет – нет)

Воспитатель: — Хорошо подумайте и ответьте, зачем же транспорт нужен людям? (Ответы детей).

— Машины придумали и делают люди для облегчения своего труда, передвигаться самим на большое расстояние и перевозить тяжелые грузы. Чтобы работать на машине, нужно много знать.

— Как вы думаете, за счет чего могут работать и двигаться машины? ( Дети вспоминают детали самолета, машины, вертолета, поезда).

(выставляются:самолет,вертолет,грузовик,поезд,троллейбус,теплоход)

Дидактическая игра «Что было бы?»
Что было бы, если бы …у машины пропали дверцы, (машина мчится на большой скорости).…пропал бензобак?…пропали фары? (ночью, в туман.) … у велосипеда пропали бы педали?… у самолета пропали крылья…пропали сиденья в салоне?… у экскаватора пропал ковш?… у грузовика пропал кузов?

… у лодки пропали весла, а лодка находится на середине озера?

Воспитатель.: — Мы выяснили: машине, чтобы она двигалась необходим мотор, бензин… а что еще? Ведь она сама не поедет! (Ответы детей….) — Конечно, нужен человек, который бы управлял машиной, а как называется этот человек?….Водитель.

Вспомним профессии, которые связаны с управлением средств транспорта?

(Предполагаемые ответы детей: Водитель – водит машину, кондуктор – распространяет билеты за проезд, автомеханик — ремонтирует машины, таксист водит такси, тракторист работает на тракторе, крановщик на подъёмном кране и т.д.).
— Какими должны быть эти люди? (внимательными, смелыми, ит.д.)

Все дороги мне знакомы,Я в кабине словно дома.
Мне мигает светофор, Знает он, что я — … (Ответы детей).

-Да, это шофёр. Шофер или, как еще его называют, водитель. Как вы думаете, какими качествами должен обладать хороший шофёр или водитель? Что он должен знать и уметь? (Ответы детей) Но самое главное – шофёр должен очень хорошо знать правила дорожного движения, ведь от этого зависит безопасность и пассажиров, и пешеходов на дорогах. Это очень важно!

-Как называется человек, который управляет самолетом?:Человек, который управляет самолетом, называется летчиком.-Летчик, или пилот. Пилот, управляющий самолетом, какой он?Он должен быть смелым, отважным, умелым.

По аналогии выясняем, кто управляет разными видами транспорта: поезд, корабль, ракета, велосипед .

Игра«Назови профессию»Кто водит автобус, автомобиль? (внимательный шофер)Кто летает на самолете? (смелый летчик)Кто управляет поездом? (зоркий машинист)Кто летает на ракете? (умелый космонавт)Кто управляет кораблем? (добросовестный капитан)Кто ездит на мотоцикле, велосипеде? (храбрый мотоциклист, дисциплинированный велосипедист)

Кто летает на вертолете? (ответственный летчик).

Физкультминутка:Представите, ребята, что мы едем на различном транспорте, сейчас мы его изобразим.

Мы с пилотом полетаем. Руки в стороны, в полет отправляем самолет.Левое крыло вперед, правое крыло вперед,Раз, два, три, четыре — полетел наш самолет.

На машине едем быстро, быстро, (руки держат руль, крутим руль)Поезд мчится во весь дух (руки согнуты в локте, движение поезда)Чух-чух-чух-чух! Весла в руки мы берем, Быстро к берегу гребем.

К берегу пристала лодка Мы на берег спрыгнем ловко. И поскачем по лужайке

Будто зайки, будто зайки.

Воспитатель: — Транспорт служит для передвижения по земле, воде, воздуху, для перевозки пассажиров, грузов.

Можем ли мы поделить на группы наземный транспорт в зависимости от его назначения? (Ответы детей…)
Воспитатель (подводит итог ответам детей): — Да! Транспорт бывает: пассажирский, грузовой, специальный.

Дети по предложению воспитателя самостоятельно раскрывают назначение каждого из этих видов транспорта и называют транспортные средства (одновременно ответы детей воспитателем переводятся в схему):

-Пассажирский транспорт занят перевозкой пассажиров, т.е. людей: автобусы, трамваи, троллейбусы, такси, поезда, самолеты, морские лайнеры и т.д.-Грузовой – перевозит груз: грузовые машины, грузовые поезда, самолеты, корабли и т.д.(объяснение сопровождаются показом иллюстраций, фотографий транспорта).

— Специальный транспорт – нужен для очень ответственной работы. Их вызывают по телефону, если требуется срочная помощь: пожарная машина, скорая помощь, милицейская машина. Какие номера телефонов набирают при пожаре? Больному? Если что-то случилось?

Так же делится на виды по назначению воздушный и водный транспорт.
Схема составляется так: на каждый большой кружок, обозначающий вид транспорта в зависимости от среды передвижения (черный – наземный, подземный; голубой – воздушный; синий – водный), прикрепляются меньшие кружки (желтые – пассажирский, коричневые – грузовой, красные – специальный, спасательный)

Дидактическая игра «4-й лишний» (Работа по картам — взаимопроверка в парах): закрепление и проверка знаний детей по теме).

Подведение итогов занятия с использованием составленной схемы.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeobrazovanie/prochee/konspiekt-nod-v-starshiei-ghruppie-vidy-transporta

Конспект фронтального логопедического занятия старшей группы Тема: «Транспорт нашего города»

Конспект фронтального логопедического занятия старшей группы Тема: «Транспорт нашего города»
Мотыженкова Ирина Герасимовна Воспитатель МАДОУ детский сад  334 Город Казань  Республика  Татарстан

Цели:

1) коррекционно-образовательные: обогащать и активизировать словарь по теме «Транспорт»; закреплять названия профессий людей, управляющих различными видами транспорта, виды транспорта; активизировать в речи прилагательные и закреплять навык согласования прилагательных с существительными;

закреплять умение образовывать существительные множественного числа;

Скачать конспект

учить составлять предложения со сложноподчиненным союзом «чтобы»; закреплять усвоение глагола «ехать» с различными приставками; закреплять умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы;2) коррекционно-развивающие: развивать навыки овладения операциями обобщения, классификации, навыки слогового анализа; развивать общую и мелкую моторику; стимулировать развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления; 3) коррекционно-воспитательные: воспитывать коммуникативные навыки, уважение к труду шофера;

воспитывать чуткое и внимательное отношение друг к другу;

Оборудование: предметные картинки с изображением разных видов транспорта; игрушечные автомобили; волшебный ящик с двойным дном; «волшебный поезд» с кармашками для картинок и слоговых схем; слоговые схемы; плакат-схема движения грузовика; контурные картинки на тему «транспорт»;

Читайте также:  Как сделать изюм из черноплодной рябины

сладкие мармеладные машинки (призы);

Ход занятия:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

— Загудел паровоз и картинки нам привез. (Запись гудка поезда).
— К каждой картинке нужно подобрать схему с соответствующим количеством слогов. (Трактор, самолет, поезд, автобус, велосипед, корабль).

ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ

— Посмотрите на картинки и скажите, о чем мы будем говорить.- Правильно, о транспорте.

— Отгадайте загадки. Отгадки нарисуйте.

«Встаем мы очень рано, ведь наша забота — всех по утрам отвозить на работу».
— Правильно, это шофер (водитель).

Дом на рельсах тут как тутВсех умчит он в пять минут.Ты садись и не зевай,

Отправляется (трамвай).

Что за птица:Песен не поет,Гнезда не вьет,

Людей и груз везет?

(Самолет.)

Назовите. «Один-много-ласково.»Самолет-самолеты-самолетик.Машина-Трамвай-Велосипед-Пароход-Вертолет-Корабль-

Паровоз-

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «НАЗОВИ ПРОФЕССИЮ»

(Выставляются на наборном полотне картинки по теме «транспорт»).

— Я буду задавать вопрос, а вы отвечать по моему образцу: Кто водит автобус? — Автобус во-дит внимательный шофер.

— Кто летает на самолете? (На самолете летает смелый летчик).- Кто управляет поездом? (Поездом управляет зоркий машинист).- Кто летает на ракете? (На ракете летает умелый космонавт).

— Кто водит трамвай? (Трамвай водит старательный вагоновожатый).- Кто управляет кораблем? (Кораблем управляет отважный капитан).- Кто ездит на мотоцикле? (На мотоцикле ездит храбрый мотоциклист).

— Кто летает на вертолете? (На вертолете летает отважный летчик).- Назовите одним словом, что это? (Транспорт).

— Какие виды транспорта вы знаете? (Водный, воздушный, наземный, подземный).

— Какие это люди по характеру?
(Добросовестные, трудолюбивые, старательные, вежливые, ответственные, смелые, уме-лые, зоркие, дисциплинированные).

ЗАГАДЫВАНИЕ ЗАГАДКИ

Не летает, не жужжит, жук по улице бежит.
И горят в глазах жука два блестящих огонька. (Машина).

— Большая машина, а маленькая… (Машинка).

— У нас в группе была красивая маленькая машинка, но случилась беда. К нам с планеты «Поломай» повадился прилетать злой звездный воин. Он грозится разломать все наши иг-рушки. Посмотрите, что он сделал с нашим грузовиком. (Показ плоскостной модели грузови-ка). Он его просто раздавил. Но вы ведь умелые ребята. Давайте снова соберем грузовик из частей.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «СБОРКА ГРУЗОВИКА»

(Дети по очереди берут детали автомобиля и накладывают на изображение грузовика).

— Какие детали есть у грузовика? (Кабина, мотор, кузов, фары, колеса, номер, бензобак, си-денье, руль, бампер).

(В конце игры один ребенок перечисляет все детали грузовика).
— Какая машина красивая получилась, только с ней неудобно играть. Почему? (Она плоская, детали могут рассыпаться).

— У меня есть волшебный ящик, может он нам поможет? Давайте проверим. Поместим в ящик наш грузовик. Абра-кадабра, сим-соловим, плоская машинка в настоящий грузовик превратись! (Логопед достает игрушечную машину).

— Если звездный воин прилетит к нам еще раз, как нам с ним справиться? (Cделать грузовик невидимым, сделать грузовик большим, больше звездного воина, уменьшить звездного воина до очень маленьких размеров, чтобы он ничего не смог сделать).

УСВОЕНИЕ ГЛАГОЛА «ЕХАТЬ» С РАЗЛИЧНЫМИ ПРИСТАВКАМИ

— Давайте отправимся на нашем грузовике в путешествие в автомагазин.
(На мольберте — плакат-схема движения грузовика и маленький игрушечный грузовик).

Ехали мы, ехали, до горки… (доехали),(Въехали, съехали) и дальше… (поехали).Ехали мы, ехали и до ямы… (доехали),Яму… (объехали) и дальше… (поехали).Ехали мы, ехали, до речки… (доехали),Мост… (переехали) и дальше… (поехали).От моста… (отъехали) и дальше… (поехали).Ехали мы, ехали, до дома… (доехали),

Во двор… (заехали), вот и… (приехали).

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «УЗНАЙ ПО КОНТУРУ»

(Наложенные один на другой контуры транспорта).

А теперь все дружно пошли по улице гулять. Мимо нас проезжает много машин. Нужно уга-дать по контуру машину, обвести указательным пальцем и сказать, для чего нужна машина. (Составление предложения с союзом чтобы).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ШОФЁР»

Едем, едем на машине, (движения рулем)Нажимаем на педаль, (сгибать и вытягивать ногу)Газ включаем, выключаем, (тянуть «рычаг» к себе, от себя)Смотрим пристально мы вдаль. (ладонь ко лбу)Дворники счищают капли:Влево, вправо — чистота. (руки перед собой, сгибать их в локтях, ладони раскрыть, наклонять руки влево, вправо)Волосы ерошит ветер. (шевелить пальцами)Мы шоферы хоть куда!

(поднять большой палец)

А сейчас заведем моторчики: «Р-р-р». Поехали. Едем, едем, не спешим прямо в автомагазин. (На витрине стоят игрушечные машины). Автомагазин — это магазин, где продаются маши-ны.

РИСОВАНИЕ НИТЬЮ

(Листы бархатной бумаги с нарисованными контурами разных машин и клубки ниток на каждого ребенка).

Мы с вами задержались в автомагазине. Наверное, ваши родители ждут вас. Давайте сделаем им подарки. Нужно выложить машину по контуру нитью аккуратно, быстро.

ИТОГ

— Подарки готовы. Давайте позвоним нашим родителям и расскажем, что вам понравилось, что интересного вы узнали. (Дети прижимают кулачок к уху. Ответы детей).
— А вам звездный воин передал сладкие машинки и сказал мне по секрету, что больше нико-гда не будет ломать игрушки.

Источник: http://doshkolnik.ru/zaniatia-s-detmi/892-transport.html

Занятие по развитию речи «Транспорт» (старшая группа)

Артемьева Елена Владимировна

воспитатель ГККП ДС № 4 “Буратино” при отделе образования г. Степногорска

Цель занятия: Продолжать знакомить детей с возникновением различных видов транспорта.

Программное содержание: Закрепить знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения.

Упражнять в умении классифицировать транспорт по видам.

Закрепить умение работать с бумагой и клеем, создавать из элементов целостную композицию.

Развивать любознательность, мышление, фантазию и воображение, мелкую моторику, речь.

Воспитывать уважение к профессии водителя.

Словарная работа: шофер, водитель, пассажир, воздушный шар, двигатель, паровоз, планер, наземный транспорт, воздушный транспорт, водный транспорт.

Активизация словаря: развивать речь детей словами-названиями транспортных средств, профессий людей, управляющих этими транспортными средствами.

Оборудование: картинки с изображением разнообразных транспортных средств, оборудование для аппликации, загадки, «бусинки» на которых изображены различные виды транспорта.

       Орг. момент.

Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу! Чувствуйте себя спокойно и уверенно!

Введение в тему: – Послушайте загадки, приготовьтесь их отгадать:

Четыре колеса,

Резиновые шины,

Мотор и тормоза…

Как это называется?

(Машина)

Вот стальная птица,

В небеса стремится,

А ведёт её пилот.

Что за птица?

(Самолёт)

Точно, вовремя и ловко,

Подъезжаю к остановке.

Все вошли, закрылась дверь, –

Пассажиры вы теперь.(Автобус)

Плывёт белый гусь –

Брюхо деревянное,

Крыло полотняное. (Яхта)

А теперь скажите, как можно назвать одним словом автомобиль, пароход, и, например, самолет? (транспорт)

Сегодня мы отправимся в путешествие на Остров Сокровищ (показываю карту острова). Только, чтобы нам туда попасть, придется преодолеть множество препятствий. Каждого из вас в конце путешествия ждет приятный сюрприз.

I остановка “Для чего нужен транспорт?”

Давайте ответим на вопрос нашей первой остановки. (чтобы перевозить людей и грузы).

Люди каких профессий водят машины? (водитель, шофер). Поезда и электрички? (машинист). Самолеты? (пилот)   загадка: что есть у любого транспорта? (кабина)

II остановка “Наземный транспорт”.

Какой вы знаете наземный транспорт? (автобус, троллейбус, трамвай, грузовик:).

Ребята, а какой транспорт ходит под землёй? (подземный).

Почему этот транспорт называется наземный? (потому что он идёт по земле).

Какие марки автомобилей вы знаете?

Какие бывают поезда? (скорый, товарный, пассажирский).

Где изготавливают машины? (на автомобильном заводе).

Игра « Что лишнее»:

1 автобус, трамвай, троллейбус, яхта

2 Скорая помощь, пожарная машина, самолёт, ГАИ

3 вертолёт, автомобиль, самолёт, ракета.

4 Бензовоз, водовоз, пожарная машина, парашют.

III остановка “Воздушный транспорт”.

Ребята, какой вы знаете воздушный транспорт? (самолёт, вертолёт:).

Почему транспорт называется воздушный? (потому что он летает по воздуху).

Для чего нужен воздушный транспорт? (Чтобы быстрее перевозить людей и грузы).

Кто управляет самолётом? (пилот).

Где приземляются самолёты? (аэропорт, аэродром).

Игра “Летает – не летает”.

(Воспитатель называет транспорт если воздушный дети показывают “крылья”, а если нет топать ногами)

Вертолёт, метро, самолёт, ракета, трамвай, автобус, троллейбус, спутник, парашют, лодка.

IV остановка “Водный транспорт”.

Как называется транспорт, который передвигается по воде? (водный).

Какой водный транспорт вы знаете? (корабль, лодка, пароход :).

Кто управляет кораблём? (капитан).

Как называется место, куда приплывают корабли? (порт).

Где можно встретить водный транспорт? (море, река, океан:).

Игра. «Чем похожи, чем отличаются»

Цель – учиться выделять признаки, свойства, качества предметов, так, чтобы с их помощью углублять знания об окружающем мире.

Чем похожи:

– Машина и велосипед

–  Машина и самолет

– Машина и ролики

– Машина и зонтик

– Машина и кастрюля

Чем отличаются:

– Машина и автобус

– Машина и сумка

– Машина и тележка и т. д.

Физминутка

Налили бензину, сели на машину,

На машине ехали, до реки доехали.

Стоп. Разворот. На реке пароход.

Пароход не везет, надо сесть в самолет.

Самолет летит, в нем мотор гудит: у-у-у.

5 остановка: «Распутай бусы». – Итак, мы отправляемся в путь… И первое препятствие уже перед нами. – Посмотрите на эти бусы. В них перепутался весь транспорт. Мы эти бусы должны распутать. – Сначала давайте назовем и снимем бусинки, где изображен водный транспорт.).

– Снимите бусинки, где есть воздушный транспорт. – Ну, а ребята третьей команды снимут бусинки с изображением наземного транспорта.

– А почему кита не назвали? (это рыба, а не транспорт) А почему не сняли картинки попугая, пингвина и воздушных шаров? (Это не транспорт) – Молодцы, ребята, вы распутали все бусы.

Расходятся по командам.

Работа в командах. Воспитатель вместе с детьми беседует о преимуществах этого сказочного транспорта и предлагает детям тоже побывать в роли механиков – представить, а затем из геометрических фигур транспортное средство, которое будет использоваться в будущем и предлагает и предлагает – план – опору (схема будущего рассказа-описания):

К какому виду транспорта будет относиться? А может оно будет

комбинированное?

Для чего будет предназначено: для перевозки людей, грузов…;

Оно будет большим или маленьким;

Части транспорта (особенности);

На чем будет ездить?

автобусолет,- воздушная команда (перевозит пассажиров по земле и воздуху)

катеромобиль – водная команда ( функции катера и автомобиля – для путешествий)

автоплав – наземная команда (может по земле ездить и плавать на воде и под водой).

Команды рассказывают о своем транспорте.

Игра: « Светофор».

Три цвета есть у светофора.

Они понятны для шофёра:

Красный свет – проезда нет.

Жёлтый – будь готов к пути,

А зелёный свет – кати.

(Дети становятся в круг, в центре воспитатель. Воспитатель показывает по очереди красный, желтый или зеленый сигнал светофора. На красный – дети сидят на корточках, на желтый – встают, на зелёный – бегут по кругу, на желтый останавливаются).

Заключительная часть.  Выдача детям водительских  удостоверений

-Как живём?

-Вот так! (Дети показывают большие пальцы обеих рук, направленные вверх)

-Как плывём?

-Вот так. (Дети показывают руками имитацию плавания)

-Как бежим?

– Вот так. (Дети имитируют движение бега на месте)

-Утром спим?

-Вот так. (Дети имитируют сон, закрыв глаза, руки под щёку)

-В даль глядим?

-Вот так. (Дети показывают изображение смотрящего вдаль)

-Как грозим?

– Вот так. (Дети грозят пальцем вперед или друг другу)

-А шалим?

-Вот так. (Дети надувают щёки, нажимают пальцем на них, выпуская воздух)

Источник: http://oqu-zaman.kz/?p=6577

Конспект НОД с дошкольниками в старшей группе. Транспорт

Планирование непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группеАвтор: Чежегова Александра Евгеньевна воспитатель ГБОУ ООШ№9 СПДС№10 “Снежок ” г. Жигулевск.

Конспект будет полезен воспитателям старших групп детского сада, по теме “Транспорт “Тема: «Мы едем, едем, едем»
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Музыка»

Задачи:

1) Развивать понимание обобщающего смысла слова – транспорт. («Коммуникация»)

2) Обогатить словарь словами: воздушный, водный, наземный, подземный. («Коммуникация»)

3) Развивать зрительное восприятие, внимание, память («Коммуникация»)

Читайте также:  Внеклассное мероприятие, 2-3 класс. сказки андерсена

4) Развивать мышление. («Коммуникация»)

5) Развитие пространственной ориентации.(«Познание»)

6) Обеспечивать развитие слухового восприятия. («Коммуникация»)

7) Формировать слуховое восприятие, различать звуки транспорта («Музыка»)

8) Формировать умение образовывать относительные прилагательные. («Коммуникация»)

Методы и приемы: – практические: графический диктант.

– наглядные: рассматривание картинок,

– словесные: составление предложений, отгадывание загадок, речевое упражнение «Из чего какой?», постановка вопросов.

Материалы и оборудование: картинки с изображением видов транспорта, запись звуков транспорта, картинки для игры «Что лишнее?», «Из чего какой?», «Куда прибывает транспорт?», «Что не стало?», опорные картинки, листы бумаги, карандаши,

Формы организации совместной деятельности:

Двигательная – Физкультминутка: «Самолеты»

Игровая – Дидактические игры: «Что не стало?», «Куда прибывает транспорт», «Что лишнее?»

Продуктивная – Графический диктант.

Познавательно-исследовательская – Упражнение «Из чего какой?».

Коммуникативная – Отгадывание загадок о транспорте, составление предложений по опорным картинкам, дидактическая игра «Закончи предложения», вопросы.

Музыкально-художественная – Слушание звуков транспорта.

Логика образовательной деятельности

Организационный момент.

Воспитатель проверяет умение соотносить признаки с предметом.

Отгадайте загадки и решите, о чем мы сегодня будем говорить.

Что за чудо – длинный дом!

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус)

Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет,

Человек им управляет.

Что такое? (Самолет)

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились,

И помчались в путь далек,

Лишь оставили дымок. (Поезд)

Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень быстро в час любой

Провезу вас под землей. (Метро)

Дети слушают внимательно педагога, отгадывают загадку, делают вывод, что говорить будем о транспорте. Соотносят признаки с предметом. Используют в речи слово транспорт.

Воспитатель предлагает посмотреть картинку с изображением видов транспорта. Уточняет знание видов транспорта.

Дети смотрят внимательно на картинку и называют виды транспорта. (воздушный, водный, наземный, подземный)

Воспитатель предлагает игру «Что не стало?» Руководит игрой.

Дети внимательно смотрят на картинку, стараются запомнить то, что на ней изображено. Развивают зрительное восприятие, внимание, память.

Воспитатель предлагает послушать звуки транспорта. Следит за мимикой движения.

Дети угадывают транспорт по издаваемым им звукам на слух. Развивают слуховое восприятие, различают звуки транспорта.

Воспитатель предлагает игру «Куда прибывает транспорт?» Наблюдает за действием детей. Следит за правильным построением предложений.

Дети передвигают картинки с изображением транспорта над соответствующей картинкой места прибытия и проговаривают. Верно строят предложения используя правильный порядок слов.

Воспитатель проводит упражнение «Из чего — какой» Следит за правильным образованием прилагательных.

Дверца из металла (какая?) — металлическая. Руль из пластмассы (какой?) — …. Сиденье, обшитое кожей (какое?)— …. Колесо из резины (какое?) — ….

Дети образуют относительные прилагательные.

Воспитатель предлагает игру «Что лишнее?» Помогает отвечать на вопросы задания полным ответом, правильно формулируя предложения.

Дети смотрят внимательно и называют лишнюю картинку и дают обоснование своего выбора. Развивают мышления, внимания, уточнение словаря.

Воспитатель проводит физкультминутку Самолёты загудели, (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками) Самолёты полетели, ( руки в стороны, поочередно наклоны в стороны) На поляну тихо сели, (присесть, руки к коленям ) Да и снова полетели. (руки в стороны с наклонами в стороны)

Дети встают со своих мест, выполняют движения. Снимают напряжение.

Воспитатель предлагает составить предложения по опорным картинкам.

Дети выкладывают схемы предложений у себя на столах и проговаривают. Демонстрируют умение составлять предложения по опорным картинкам.

Воспитатель проводит дидактическую игру «Закончи предложения» Обращает внимание на правильность употребления слов.

Пассажиры плывут на большом…

Ребята ловят рыбу с …

Марина и Саша выходят из …

На лесной поляне приземлился …

У паши нет …

Пассажиры идут к …

Мотоциклист догоняет …

Миша наблюдает за…

Дети повторяют начало предложения и заканчивают предложения.

Воспитатель проводит графический диктант.

Дети выполняют графический диктант. Ориентируются в пространстве листа.

Воспитатель задает вопросы.

На чем мы сможем поехать в Москву?

На каком транспорте можно отправиться на курорт?

Дети отвечают на вопросы. Показывают знания о транспорте.

Воспитатель благодарит детей за деятельность.

Итоговое мероприятие: Выставка рисунков на тема «Мы едем, едем, едем»

Источник: http://www.slavkrug.org/konspekt-nod-s-doshkolnikami-v-starshej-gruppe-transport/

Конспект НОД в старшей группе «Как автомобиль появился в нашей жизни» — ДетсадКлуб

Авторы: Третьякова Ольга Александровна, Чиданова Ирина Владимировна, воспитатели МДОУ Детский сад «Журавлёнок» (г. Надым)

Программное содержание:

Обучающие задачи:

— учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания при составлении описательного рассказа с помощью алгоритма;

— учить устанавливать причинно-следственные связи между явлениями окружающей жизни;

— формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля;

— формировать способ действий в ситуации затруднения.

Развивающие задачи:

— закрепить представление детей о разнообразии транспортных средств;

— активизировать словарь по теме «Наземный транспорт»;

— закреплять умение правильно называть транспортные средства, их назначение и функцию;

— расширять знания детей об истории изобретения первого автомобиля как транспортного средства, облегчающего деятельность человека;

— развивать любознательность, находчивость, смекалку;

— поддерживать интерес к речевой деятельности, используя ИКТ.

Воспитательные задачи:

— побуждать детей интересоваться окружающим предметным миром;

— воспитывать наблюдательность, умение слушать, действовать по инструкции, работать в команде;

— воспитывать уважение к профессиям взрослых, работающих на транспорте.

Ход занятия:

I. Введение в ситуацию

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у меня хорошее настроение, и я хочу поделиться им с вами. Хотите? Тогда ловите! Чтобы сохранить хорошее настроение на весь день положите его в кармашки.

Ребята, я хочу у вас спросить: кому из вас знакомо слово «коллекционер»? Что оно означает? (Дети выдвигают свои версии, предположения.)

Воспитатель: Верно, коллекционер – это человек, который чем-то увлечен, собирает коллекцию из тех или иных вещей. А вы коллекционируете что-нибудь? Значит, вас можно назвать коллекционерами. Хотите посмотреть, какие бывают коллекции? (Свечи, солдатики, кактусы, игрушки из киндер-сюрприза.) Давайте посмотрим на волшебный экран.

На экране 4 – 8 слайды.

Воспитатель: Вот видите, какие разнообразные коллекции? Мой сын коллекционирует машинки, вот они (показ). К какому виду транспорта они относятся? (Наземный транспорт.) Сегодня утром он спросил: «Как автомобиль появился в нашей жизни?» А я не смогла на его вопрос ответить и подумала, может быть, вы мне сможете помочь? Хотите помочь?

Дети: Да.

Воспитатель: Сможете?

Дети: Да.

II. Актуализация знаний

Воспитатель: Кто знает, как автомобиль появился в нашей жизни? Какие у вас есть предположения? (Дети рассуждают.)

Затруднение в ситуации

(Создать мотивационную ситуацию для получения ответа на поставленный вопрос.)

Фиксация затруднения

Воспитатель: Сколько у нас много версий и предположений. А какая из них верная? Смогли ли мы найти точный и правильный ответ? (Нет.)

Выявление причины

Воспитатель: Почему? (Нет доказательства.)

III. Постановка образовательной цели

Воспитатель: Что будем делать? (Варианты детей.)

Воспитатель: Верно, если мы что-то не знаем, то можем спросить у того, кто это знает. У кого спросим? (Выясняется, что спросить не у кого.) Как быть? (Дети думают, высказывают предположения.)

Воспитатель: Можно догадаться самим.

IV. «Открытие» нового знания

Воспитатель: Давайте вместе поразмышляем. Нам поможет волшебный экран. Как вы думаете, давно ли существует автомобиль? (Ответы детей: Да.) Предлагаю отправиться в далекое прошлое.

На экране 9 – 16 слайды.

Воспитатель: Лошадь это не только красивое животное, но и первый помощник человека. Верно? Докажите.

Воспитатель: Хороша ли была телега? (Дети отвечают.) В чем были недостатки? (Дети рассуждают.) Со временем человек придумал кареты…

Воспитатель: Прошло много времени, и человек изобрел автомобиль. Хотите посмотреть, как он выглядел?

Воспитатель: Нравится вам такой автомобиль? Как вы думаете, удобный он был? Быстро можно было ездить на нем? (Дети высказывают свои предположения.)

Воспитатель: Конечно, у такого автомобиля были недостатки… И вот мы видим современный автомобиль (его достоинства). Посмотрите, какой длинный и интересный путь нам пришлось пройти: от первого транспортного средства – лошади, до современного автомобиля.

Воспитатель: На какой вопрос мы искали ответ? Ответили на вопрос? (Да.) Что нам помогло? (Наша любознательность, смекалка, волшебный экран времени.)

V. Совместная деятельность педагога и детей

Воспитатель: Да, ребята, молодцы! И «экран времени» нам очень помог. Спасибо ему за это. А теперь давайте вернемся к нашей коллекции. Какие виды транспорта вы видите? (Легковой автомобиль, грузовик, трактор.) Как можно назвать этот транспорт, одним словом? (Наземный транспорт.)

Воспитатель: Есть ли в коллекции транспорт специального назначения? (Дети рассматривают, уточняют.)

Воспитатель: Правильно. Это машина «скорой помощи». Какие еще вы знаете машины специального назначения? А можете узнать машину по ее сигналу?

Дидактическая игра «Чей сигнал?»

Цель: развивать слуховое внимание, закрепить название транспорта, его функцию и назначение.

Воспитатель: Кто управляет транспортом? Кто приводит его в движение? (Человек.) Давайте вспомним и назовем профессии людей, которые управляют транспортом. Я начну, а вы продолжите.

Игровое упражнение «Кто чем управляет?»

Цель: уточнить профессии людей, управляющих различными видами транспорта, виды транспорта.

Автобусом и троллейбусом управляет водитель.

Такси – таксист.

Поездом – машинист.

Трамваем – вагоновожатый.

Мотоциклом – мотоциклист.

Велосипедом – велосипедист.

Бульдозером – бульдозерист.

Воспитатель: Вернемся к коллекции. Как называется вот эта машина? (Бетономешалка.) А что она делает? (Мешает бетон.) Интересно, как называется машина, которая поливает дорогу?

Дидактическая игра «Назови одним словом»

Цель: учить словообразованию по способу слияния двух основ; уточнить название, функцию машины; развивать внимание, активную мыслительную деятельность.

Мешает бетон – бетономешалка.

Поливает дорогу – поливальная машина.

Снег убирает – снегоуборочная машина.

Молоко возит – молоковоз.

Бензин возит – бензовоз.

Воду возит – водовозка.

Асфальт укладывает – асфальтоукладчик.

Воспитатель: Сегодня мы говорим о наземном транспорте, а какой вид транспорта вы еще знаете? (Водный, воздушный.) Верно. Предлагаю отдохнуть.

VI. Подвижная игра «Море, небо, дорога» (физкультминутка)

Цель: узнать особенности движения разных транспортных средств; уметь ориентироваться в пространстве; быть внимательным, действовать по сигналу.

Словесная инструкция: При слове «море» дети изображают лодку, имитируя движение по волнам. Слово «дорога» означает езду на автомобиле, «небо» – движение самолета. А услышав «рельсы», дети встают друг за другом и изображают движение поезда.

(После игры дети садятся.)

Воспитатель: Сейчас мы разделимся на пары. Теперь вы напарники и будете помогать друг другу. Согласны? Я предлагаю вам рассказать о транспорте все, что вы о нем знаете. Нам снова будет помогать волшебный экран.

VII. Составление описательного рассказа о транспорте

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, автомобиль это хорошо или плохо?

Дидактическая игра «Хорошо – плохо»

Цель: развивать логическое воображение; расширять словарь.

Воспитатель: Например, чем хорош грузовой транспорт? (Можно перевозить разные тяжелые грузы.)

Воспитатель: Что в нем плохого? (От него много шума, когда едет, портит воздух выхлопными газами, нельзя возить людей.) А почему? (Нет места для пассажиров и ремней безопасности.) Молодцы!

Воспитатель: Что вы скажете о пассажирском транспорте? Что в нем хорошего? (Много людей, можно наблюдать из окна за красивым меняющимся пейзажем.)

Воспитатель: А чем он плох? (Тяжело путешествовать: устает спина, читать нельзя, нет спального места, туалета нет, не на всех есть кондиционер.)

Воспитатель: Да, есть и положительные, и отрицательные стороны. Но без транспорта нам не обойтись. А если мы хотим сохранить свое здоровье, что тогда делать? (Ходить пешком, ездить на велосипеде.)

VIII. Рефлексия деятельности

Воспитатель: О чем мы сегодня говорили? (О транспорте.) Что мы о нем узнали нового? (Как появился.) С каким новым словом познакомились? (Коллекционер.) Как много интересного сможет узнать мой сын, собирая коллекцию разных машинок. Вам бы хотелось что-нибудь коллекционировать и узнавать новое? Что бы мы могли коллекционировать в группе? Спасибо вам, ребята, за работу.

Приложение. Презентация.

Скачать презентацию

Источник: http://www.detsadclub.ru/14-vospitatelu/teksty-konspektov-zanyatij/2673-konspekt-nod-v-starshej-gruppe-kak-avtomobil-poyavilsya-v-nashej-zhizni

Ссылка на основную публикацию