Конспект занятия на тему «музыкальные инструменты» в подготовительной группе

Занятие «Музыкальные инструменты русского народного оркестра»

Конспект музыкального занятия по слушанию музыки  

для детей подготовительной группы с учетом введения ФГОС ДО

Тема: «Музыкальные инструменты русского народного оркестра»

Цель занятия: повышение интереса к развитие музыкальных способностей детей через приобщение к русскому народному искусству на занятиях по слушанию музыки.

Задачи:

1.Расширять и закреплять знания о видах оркестров и музыкальных инструментах народного оркестра. Учить узнавать инструменты по виду и тембру звучания.

2. Развитие музыкального слуха, его ладовысотного и метроритмического

компонентов через ознакомление с народным музыкальным репертуаром.          

Упражнять в игре на детских музыкальных инструментах.

3. Сформировать положительное отношение, интерес к содержанию русской народной музыки.

Предварительная работа: беседа с детьми о разновидностях оркестра, их составов, знакомство с инструментами народного оркестра, их звучанием. Слушание музыкальных произведений в различном исполнении. Разучивание с детьми ролей сказки «Музыкальный магазин», а так же обработки народной мелодии «Русская плясовая» в исполнении совместно с педагогом.

Приёмы руководства деятельностью детей:

1. Приемы активизации деятельности детей в процессе проведения занятия: беседа, игра, создание ситуации, направленной на применение личного опыта детей.

2. Приемы поддержания интереса у детей: применение художественного слова, использование музыки различного характера, а так же фото и видео материала, игровые ситуации,  возможность применения личного опыта.

3. Приемы оценки и самооценки: поощрение, взаимопомощь детей, обсуждение.

Виды детской деятельности на занятии:

Познавательная.

Игровая.

Музыкальная: слушание, музицирование, игра в оркестре.

Ожидаемые результаты:

-повышение интереса к русской народной культуре;

-желание слушать классическую и народную музыку и играть на музыкальных инструментах;

-проявление эмоциональной отзывчивости;

-развитие свободного общения с взрослым и со сверстниками;

Критерии оценки: Активность. Эмоциональность.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Оборудование: иллюстрации с изображением оркестров (народного, духового, симфонического) и групп народного оркестра (группа струнных, духовых, клавишных и ударных), детские музыкальные инструменты для оркестра -2 металлофона, ксилофон, 2 треугольника, коробочка, 2 трещотки, бубен, погремушка, маракас; для сказки- домик, колокольчик, музыкальные инструменты, шапочки зверей-персонажей: мышка, заяц, лиса, волк, медведь, ёж.

Ход занятия.

Музыкальный руководитель:  Здравствуйте, ребята, здравствуйте, гости! Друзья, я рада видеть вас, у меня сегодня очень хорошее настроение и я хочу поделиться с вами, приготовьте свои ладошки  (подносит ладони ко рту, дует в сторону детей). Теперь у вас у всех чудесное настроение. А сейчас давайте и нашим гостям передадим хорошее настроение (дуют в сторону гостей). Дети садятся на стулья.

 Приглашаю вас отправится со мной в интересное путешествие в удивительный мир музыки, чтобы расширить свои познания. Вы готовы?

( Звучит аудиозапись Сен-Санс «Аквариум» — фон)

Тихо-тихо сядем рядом –
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены – 
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пеной, 
Чутко дремлет лес и луг.
Вдаль бегут степные тройки,
Тают в дымке голубой…
Эта музыка торопит 
И ведёт нас за собой. 

— Мы попали с вами в страну оркестров. Ребята, что такое «Оркестр»?

-Правильно. Это  группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на различных инструментах.

— Ребята, какой оркестр вы видите? (музыкальный руководитель показывает иллюстрацию с изображением симфонического оркестра).  Как вы узнали?

(ответы детей)

-А это какой оркестр? (музыкальный руководитель показывает иллюстрацию с изображением народного оркестра) Почему вы так думаете?

(ответы детей)

— Какой оркестр сейчас изображен на экране? (музыкальный руководитель показывает иллюстрацию с изображением духового оркестра) Как вы определили? (ответы детей)

Сейчас мы послушаем одно из известных музыкальных произведений «Светит месяц» и определим  его характер после прослушивания (звучит обработка русской народной  песни “Светит месяц” в исполнении оркестра русских народных инструментов)

Музыкальный руководитель: Мы прослушали с вами музыкальное произведение «Светит месяц». У меня есть волшебный колокольчик, к кому он попадёт, тот характер музыки и назовет (музыкальный руководитель передаёт колокольчик  детям, они отвечают).

Музыкальный руководитель: Какой оркестр исполнил музыкальное произведение?

Дети: Русский народный оркестр.

Музыкальный руководитель:

Эх, оркестр народный,

Раздольный, хороводный!

Если грянет плясовую –

Я со всеми затанцую!

Если песню грустную –

Грусть в душе почувствую!

А «Страданья» заиграет –

Прямо сердце замирает!

То он плачет, то хохочет –

С нами делает, что хочет!

(Лев Яковлев)

Музыкальный руководитель: Какие инструменты входят в состав русского народного оркестра?

Дети: струнные, ударные, духовые, клавишные.

Музыкальный руководитель: Назовите струнные инструменты русского народного оркестра? (правильный ответ сопровождается показом иллюстраций с изображением групп оркестра)

Группа струнных — (балалайка, домра, гусли)

Духовые инструменты — (дудочка, свистулька, жалейка)

Ударные — (ложки, трещотки, бубен)

Клавишные — группа баянов, аккордеонов, гармошка.

Музыкальный руководитель:А сейчас мы еще раз послушаем отрывок русской народной песни «Светит месяц» в исполнении оркестра народных инструментов и определим, какие инструменты исполняют данное произведение (звучит отрывок русской народной  песни «Светит месяц»)

Музыкальный руководитель: Звуки каких инструментов вам знакомы? (Дети отвечают)

В аудиозаписи звучит фон к сказке -музыка

Вместе с музыкой хорошей,

К нам приходит волшебство. 

Осторожней, осторожней – 
Не спугнуть бы нам его.

Что-то доброе случится-

Сказка в гости к нам стучится,

Видно, хочет подружиться,

Скажем сказке – заходи!

Сказка-игра «Музыкальный магазин»

Ведущий (взрослый):

Расскажу я сказку, дети,

Как однажды на рассвете,

Там, где лес стоит высок,

Появился теремок.

Колокольчик у дверей —

Видно, в доме ждут гостей.

Мимо мышка пробегала,

Теремок тот увидала. Под музыку выбегает Мышка.

Мышка (удивленно):

Это что за теремок?

Он не низок, не высок.

Здесь недавно пробегала —

Теремочка не видала. Звонит в колокольчик. Из теремка выходит Ёж.

Ёж: Это чудо-магазин,

На весь лес такой один.

Магазин мой необычный:

Музыкальный, мелодичный.

В магазин ты забегай,

Инструменты выбирай.

Ведущий: Забежала мышка в терем,

За собой закрыла двери,

Инструмент себе купила,

Поиграть на нём решила. Ёж и Мышка заходят в теремок. Мышка играет в теремке на металлофоне. Дети отгадывают, какой инструмент звучит.

Мышка выходит из теремка, кладет металлофон на столик, садится рядом.

Ведущий: Стоит терем-теремок,

Из трубы идёт дымок.

По лесной тропинке

Заинька  бежал,

Теремок он на полянке увидал. Под музыку поскоками появляется Заяц.

Заяц: Это что за теремок?

Из трубы идет дымок.

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт? Из теремка выходит Ёж.

Ёж: Я построил магазин —

На весь лес такой один!

Инструментов в нём не счесть,

Для всех зверей выбор есть.

В магазин ты забегай,

Инструменты выбирай!

Ведущий: Забежал косой в отдел,

Все товары посмотрел,

Инструмент себе купил,

Поиграть на нём решил.

Вы, ребята, не зевайте,

Что купил он, отгадайте. Заяц играет на треугольнике, дети называют инструмент. Заяц выносит инструмент из теремка, ставит его на стол, садится рядом.

Ведущий: Облетела новость лес,

Что в лесу дремучем есть

Музыкальный магазин.

На весь лес такой один!

К теремку спешит Лисица,

Петь большая мастерица. Под музыку выходит не спеша Лиса, поёт:

Лиса: В магазин меня впустите,

Все товары покажите.

Инструмент прошу продать —

Я хочу артисткой стать.

Ёж: В магазин ты заходи,

Всё, что нравится, купи!

Ведущий: В магазин лиса зашла,

Нужный инструмент нашла.

Деньги в кассу заплатила,

Инструмент себе купила.

Удержаться не смогла —

В лапы поскорей взяла. Лиса играет на коробочке, дети узнают инструмент на слух. Лиса выходит из теремка, ставит металлофон на столик, садится рядом.

Ведущий: Волк увидел магазин,

На весь лес такой один.

Хочет с музыкой дружить,

Хочет инструмент купить. Под музыку выходит Волк.

Волк: Я – серый волк, зубами щёлк!

В музыке я знаю толк.

В магазин скорей иду,

Инструмент себе куплю!

Ёж: В магазин ты заходи,

Всё, что нравится, купи!

Ведущий: Серый забежал в отдел,

Инструменты рассмотрел,

Деньги в кассу заплатил,

Что же он себе купил? Играет на трещотке (вертушке), дети угадывают.

Ведущий: Средь берёзок и рябин

Ёж построил магазин.

На товар на музыкальный

Спрос в лесу необычайный.

Расступись, честной народ —

В магазин медведь идёт! Под музыку выходит Медведь.

Медведь: Музыкантом стать хочу,

Ноты с песнями учу.

Очень музыку люблю,

Инструмент себе куплю!

Ёж: В магазин ты заходи,

Всё, что нравится, купи! Медведь заходит в теремок, Ёж нетерпеливо ходит снаружи.

Ведущий: Мишка долго выбирал,

Ёжик даже ждать устал.

Наконец купил, и вот

Инструмент домой несёт.

Что купил Медведь мохнатый?

Отгадайте-ка, ребята! Медведь играет на ксилофоне мелодию, дети отгадывают, Медведь выходит с инструментом, ставит его на столик и садится рядом.

Ведущий: С той поры лесной народ

Очень весело живёт.

И играют, и поют,

В гости нас к себе зовут!

В исполнении детского оркестра звучит «Русская плясовая» в обработке Г.Короткова

Музыкальный руководитель: Ребята, наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться.

Вы сегодня услышали много русской народной музыки, это – наша история, наша русская музыкальная культура, которую нужно беречь и сохранять для наших будущих поколений, чтобы они гордились нашей Родиной так же, как и мы.

Мне бы очень хотелось, чтобы вы не только слушали  русские народные песни, но и пели их своим детям, когда станете взрослыми.

Рефлексия: У меня есть разноцветные нотки. Если наше путешествие вам понравилось, если оно было интересное, увлекательное, познавательное, то возьмите весёлую нотку, а если было скучно – грустную (опрос детей). Спасибо, до свидания!

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/muzikalnie_instrumenti_russkogo_narodnogo_orkest_171731.html

Конспект занятия МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ И ИГРУШКИ – Ребенок в детском саду

Автор занятия в детском саду — музыкальный руководитель Попова Галина Леонидовна. МБДОУ г. Кургана «Центр развития ребенка – детский сад» № 45 ДЕЛЬФИН. Занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Тема занятия в детском саду — Музыкальные инструменты и игрушки.

Музыкальные занятия в детском саду проводятся с целью:

  • Формирование познавательных способностей детей через музыкальное воспитание.

Программное содержание занятия в детском саду:

  • Продолжать знакомить детей с различными музыкальными инструментами и их устройством (фортепиано, орган, скрипка).
  • Учить определять характер музыки, различать ее изобразительность.
  • Играть на детских музыкальных инструментах, подчеркивая ритмическое и тембровое своеобразие музыки.

Оборудование для занятия в детском саду:

  • магнитофон,
  • аудиокассеты,
  • детские музыкальные инструменты,
  • кукла – «дирижер»,
  • портреты композиторов (Ф.Шуберта, И.С.Баха, Ф.Шопена),
  • альбом с фотографиями музыкальных инструментов,
  • ширма,
  • султанчики.

Репертуар:

  • «Танец» Ф.Шуберта;
  • «Шутка» И.С.Баха;
  • «Вальс №17» Ф.Шопена;
  • органная музыка И.С.Баха;
  • музыкально–дидактическая игра «Музыкальные инструменты»;
  • малоподвижная игра «Оркестр».

____________________________
НА ЗАМЕТКУ — Купить игрушки для детского сада можно в специализированном магазине «ДЕТСКИЙ САД» — detsad-shop.ru Низкие цены, скидки детским садам и род. комитетам, доставка!

____________________________

Ход занятия в детском саду

Дети заходят в зал, садятся на стульчики и здороваются с педагогом, друг с другом, с природой.

 Педагог задает вопросы детям:

— Художники рисуют картины, писатели пишут книги, а кто сочиняет музыку? (Композиторы.)

— Каких композиторов вы знаете?

— Сейчас мы послушаем отрывок из произведения И.С. Баха.

Включается магнитофонная запись.

— Какой инструмент прозвучал? (Орган.)

— Из чего состоит орган ? (Отвечают дети.) Значит, его называют (Клавишно — духовой.) Давайте найдем его в альбоме. Мы послушаем еще один отрывок того же композитора (звучит «Шутка» И.С. Баха). А здесь какие инструменты вы услышали? А как называются такие инструменты? (Струнно-смычковые.) Покажите их в альбоме.

— Послушаем отрывок еще одного композитора — Шуберта. Какой инструмент вы услышали? (Пианино.)

Дети слушают музыку, определяя ее характер при помощи «султанчиков».

— Давайте подойдем к пианино и рассмотрим, как оно устроено. Внутри его есть струны, разные по толщине, и молоточки. Когда мы нажимаем на клавишу, молоточек ударяет по струне. И если струна толстая, то звук – низкий, средняя- звук средний, тонкая — звук высокий.

Средние звуки соответствуют человеческому голосу, на этих мы поем с вами песни. Давайте попробуем «поймать» эти звуки. Низкий звук – где будем «ловить»? (Внизу).  А какой это звук? (Тяжелый, как камень.) Нам тяжело будет его держать и мы не сможем его поднять.

Читайте также:  Рассказ про ветреницу для детей, 2 класс

— А высокий звук, где мы будем ловить? (Вверху.) А этот звук какой? (Лежит, как пушинка, как перышко, как облачко.) Его можно удержать даже на одном пальчике.

— А средние звуки мы пропоем на слог «ля».

— Пианино называют клавишно-ударно-струнный инструмент. У него есть брат, потому что он устроен так же (показать в альбоме) – это рояль. Пианино и рояль называют одним словом – фортепиано.

Они умеют играть громко – это форте и тихо – это пиано. Давайте сядем и поиграем в игру, которая требует большого внимания. Когда я буду играть громко, вы будете вставать, а тихо – садиться.

Поможет нам в этой игре кукла – «дирижер» — Капиталина Филармоническая и воспитатель.

Проводится игра «Тихо — громко».

Педагог: — Кроме инструментов, о которых мы сегодня говорили, есть инструменты и игрушки, на которых можете играть вы. Вы их все знаете, поэтому попробуйте угадать на слух, какой из них будет играть.

Проводится музыкально-дидактическая игра «Музыкальные инструменты».

— Музыкальных инструментов, знаю я, ребята, пять,
А какой из них играет, ты попробуй отгадать.

Дети угадывают трещотку, коробочку, бубен, маракас, рубель.

— А знаете ли вы, что можете сделать инструменты самостоятельно? Покажу вам как.

Троим детям даются бутылочки из-под йогурта, горох, макароны и пшено. Дети насыпают их в бутылочки.

— На какой инструмент похожи ваши инструменты? (На маракас.) У ваших инструментов получились разные по высоте звуки.

Дети определяют по звучанию, у кого кокой звук: низкий звук — макароны, у кого высокий — пшено, у кого средний — горох.

— Давайте, попросим наших мастеров сыграть на них.

Трое детей играют, остальные – хлопают.

 — А теперь мы все с вами станем музыкантами и сыграем серьезные произведения выдающихся композиторов: И.С.Баха, Ф.Шуберта и Ф.Шопена.

Проводится малоподвижная игра «Оркестр» под музыку Картушиной. Игра проводится три раза. Дети встают в круг, перед ними лежат музыкальные инструменты, они идут по кругу и поют:

Музыкантами мы стали, Друг за другом зашагали, Инструменты в руки взяли,

Танец Шуберта сыграли/«Шутку» Баха заиграли/Вальс Шопена заиграли.

Источник: http://deti-club.ru/konspekt-zaniatia-instrumenty-i-igrushki

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для старшей группы «Путешествие в страну музыкальных инструментов»

Автор занятия: Пикунова Наталья Николаевна – музыкальный руководитель высшей категории МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 30» г. Сергиев Посад, Московской области.

Программное содержание:

1. Воспитывать любовь к музыке, бережное отношение к музыкальным инструментам, культуру общения со сверстниками. 2. Учить различать тембры музыкальных инструментов, внимательно слушать музыку, ритмично играть на детских музыкальных инструментах, продолжать учить играть на металлофоне, формировать певческие навыки, петь слаженно в ансамбле,четко произносить слова песен.

3. Развивать умение двигаться в соответствии с музыкой, развивать чувство ритма.

Материал:

Детские музыкальные инструменты: ложки, кастаньеты, колокольчики, бубенчики, барабан, бубен, трещотки, металлофоны; скрипка, балалайка.

Ход занятия:

Дети заходят в зал и здороваются с гостями. Ведущий: (обращает внимание детей на птичку). Смотрите, ребята, к нам сегодня прилетела птичка. А что-то она нам принесла.

(Берет письмо,читает).

«Дорогие ребята, я знаю, что вы любите музыку. Приглашаю вас к себе в гости, в Страну Музыкальных инстументов.
Девочка Скрипочка».

Ну как, ребята, принимаем приглашение? Тогда давайте возьмем кастаньеты, они нам будут помогать в пути.
(За дверью слышен голос: «Постойте, погодите!». Вбегает Петрушка).

Петрушка:

Без меня не уходите! Здрасьте! Вы меня с собой возьмите! Я тоже музыку люблю. Послушайте, как я пою.

(поет фальшиво)

Я Петрушка — молодец, На макушке бубенец. Выйду, выйду, попляшу,

Позабавлю, насмешу.

Ведущий:

Подожди, подожди, Петрушка, ты не правильно поешь. Давайте, ребята, возьмем с собой Петрушку, чтобы он поучился у нас петь и играть на разных музыкальных инструментах. Все готовы? В путь!
(Дети двигаются под музыку и отстукивают ритм на кастаньетах).

1. ходьба — муз. Шульгина, 2. бег в рассыпную — муз. 3. поочередный притоп ногами — рус. нар. мел.

4. поочередное выставление ног на носок — рус нар. мел.

Ведущий:

Вот мы и пришли. Смотрите, какие красивые ворота.

Петрушка:

Давайте скорее зайдем!

Ведущий:

Прежде надо позвонить. (Звонит, выходит Скрипка).

Скрипка:

Здравствуйте, ребята! Получили мое письмо? Проходите, пожалуйста.
(Дети проходят в ворота под муз. Свиридова «Музыкальный ящик». Скрипка снимает покрывало со столов с инструментами).

Скрипка:

Посмотрите, ребята, сколько разных музыкальных инструментов живет в Музыкальной стране. А я вижу, вы не с пустыми руками ко мне пришли. Как называются ваши инструменты? (кастаньеты).

А из чего они сделаны? (Из дерева). Значит они… (Деревянные). Правильно. Это ударные музыкальные инструменты, потому что при игре в них ударяют.

Вот здесь у нас живут тоже деревянные ударные музыкальные инструменты, посмотрите — это ложки.

Ведущий:

Мы знакомы с этими инструментами. И даже знаем как на них играть. Ребята, как играют на ложках? (Пяточками). Мы можем тебе, Скрипочка, показать и даже спеть песенку про ложки.

Скрипка:

С удовольствием послушаю.

Петрушка:

А можно я тоже попробую?

Ведущий:

Конечно, Петрушка, смотри, как ребята будут играть и повторяй.
(Дети поют и играют на ложках. муз. Тиличеевой).

Думал, ложкой щи хлебают. Ложками давно играют! Эй, бегите все скорей!

Здесь ансамбль ложкарей.

Скрипка:

Молодцы. И у тебя, Петрушка, не плохо получается. А вот здесь у нас живут металлические музыкальные инструменты, посмотрите.

Ведущий:

Какие инструменты вы здесь видите? (колокольчики, бубенчики, металлофон). А почему они называются металлическими? (Сделаны из металла).

Скрипка:

Вы умеете на них играть?

Петрушка:

А вот я не умею. Ну на колокольчиках, бубенчиках можно звенеть, а на металлофоне как играть?
(Молоточкам по пластинкам, аккуратно).

Ведущий:

Покажи, пожалуйста, Аня, научи Петрушку. (Ребёнок играет). А теперь мы все инструменты возьмем и сыграем, и споем.
(Поют песню «Весной»- муз. Насауленко, на проигрыш играют).

Скрипка:

А в нашей стране есть еще вот какие колокольчики, хрустальные. Послушайте, как они звенят. (Играет).

Ведущий:

Ребята, на что похож звук этого колокольчика? (На капельки). Правильно. Наступила весна, капают с крыш сосульки. Давайте вспомним нашу песенку про шаловливые сосульки. (Поют песню «Шаловливые сосульки»- муз. Боровик, подыгрывают на хрустальных колокольчиках).

Ведущий:

Скрипочка, мы тебе показали, как умеем играть, а теперь бы нам хотелось тебя послушать.

Скрипка:

Ну что ж, присаживайтесь.

У каждой скрипки есть смычок Он верный, преданный дружок. Когда скрипач смычок ведет, И плачет скрипка, и поет.

(Играет на скрипке «Старинную французскую песню» — муз. Чайковского).

Ведущий:

Спасибо, Скрипочка. Ребята, вам понравилось? А какая была музыка? (Ответы детей). Правильно, молодцы. Скрипка — это струнный музыкальный инструмент, потому что есть струны. Скрипочка, а можно тебя попросить сыграть еще раз ? (Повторное слушание).

Скрипка: А вот пришли мои друзья.

(Входят дети подготовительной группы — «Барабан», «Бубен», «Трещотки»).

Барабан:

Бывает разный барабан, Маленький и великан. С маленьким легко шагать, Весело в него стучать.

(играет)

Бубен:

Из стран древнего Востока Бубен к нам пришел. Итальянцам и испанцам Полюбился он. Как встряхнешь бубен руками, Ноги в миг запляшут сами.

(играет)

Трещотки:

Это что за разговор? То ли ссора, то ли спор. Как сороки, затрещали, Инструмент такой узнали? Тараторит, будто тетка, Называется трещотка.

(играет)

Скрипка:

Давайте поиграем.

Дидактическая игра «Найди свой инструмент»

Воспроизводятся русские народные мелодии с характерными партиями музыкальных инструментов, дети должны правильно определить инструмент.

Скрипка:

Спасибо вам, друзья. («Инструменты» уходят). А у меня есть еще совсем маленькие колокольчики.

Ведущий:

Замечательно! Мы сейчас с ними потанцуем.
(«Пляска с колокольчиками» — муз. Бокач).

Скрипка:

Очень весело плясали.Молодцы. А еще у нас в стране живет вот какой инструмент.показывает балалайку.Может быть, вы знаете как он называется? балалайка. Правильно. А как вы думаете, балалайка-это какой музыкальный инструмент? струнный Правильно.У нее, как и у скрипки, есть струны.

Петрушка:

Скрипочка, ребята, а можно я на ней сыграю?

Ведущий:

Петрушка, а ты разве умеешь?

Петрушка:

Мне кажется, я уже многому у вас научился. Правда, Скрипочка?

Скрипка:

Ты молодец, Петрушка. Ну попробуй. играет на балалайке рус.нар.мел. «Во саду ли, в огороде»

Ведущий:

И впавду научился! Но мы тоже многому научились в Стране Музыкальных инструментов. Давайте организуем оркестр. Оркестр д.м.и. «Светит месяц» — рус. нар. мел.

Ведущий:

Скрипочка, спасибо , что пригласила нас к себе в гости. Наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в детский сад.

Скрипка:

На прощанье я хочу подарить вам книгу, она так и называется: «В Стране Музыкальных инструментов».

Ведущий: Спасибо. Мы обязательно ее прочтем. До свидания.
под муз. Свиридова дети «возвращаются» в детский сад.

Ведущий:

Путешествие наше закончилось. Вам понравилось? Какой инструмент мы сегодня слушали? скрипку. Вы сегодня были замечательными музыкантами. Даже Петрушку научили играть. На каком инструменте играл Петрушка?балалайка. В свободное время мы прочтем книгу, которую подарила Скрипочка, и узнаем какие еще инструменты живут в Стране Музыкальных инструментов. прощаются

Петрушка:

А можно я провожу вас в группу?

Ведущий:

Конечно! уходят

Скачать конспект занятия «Путешествие в страну музыкальных инструментов»

Источник: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/mir/muz-instrumenty.html

Конспект по лексической теме [Музыкальные инструменты. Профессии]

19 Мар 2012 Автор

Дубинина Татьяна Алексеевна

учитель-логопед высшей категории МОУ Форносовская

Логопедическая тема: Словообразование с суффиксами –ист, -ач

Цель:

Расширять словарь по теме «Музыкальные инструменты», закреплять названия музыкальных профессий.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

– развивать мелкую моторику;

– развивать артикуляционную моторику;

– развивать дыхание и голос;

– развивать слуховое и зрительное внимание;

– развивать общую моторику, координировать речь с движением;

– развивать фонематические функции;

– развивать связную речь;

– развивать память, мышление, воображение.

Образовательные:

– обогащать и активизировать словарь по лексической теме;

– учить выделять из слова первый звук;

– учить делить слова на слоги;

– формировать словообразование с помощью суффиксов –ист, – ач;

– учить называть женскую и мужскую профессию, используя суффикс –к, окончание –а.

Воспитательные:

– воспитывать сдержанность, умение слушать ответы товарищей.

Оборудование: зеркало (7); картинки для артикуляционной гимнастики: «Домик», «Блинчик», «Часики», «Лягушка», «Слоник», «Маляр», «Качели», «Грибок», «Гармошка», «Вкусное варенье», «Лошадка»; схема «Песенка гласных»; пособие «Чашка» (6 шт.); музыкальные инструменты: барабан, бубен, погремушка, колокольчик, дудочка;  ширма; карточка «Найди и назови музыкальный инструмент»; дидактическое пособие «Паровозик»;  магниты; картинки: роялист, трубач, арфист, пианист, скрипач; мяч.

Ход занятия:

  1. Организационный момент. Приветствие

Скрипач – на  скрипке,                                       Загибают по одному пальчику на левой руке,

Трубач – на трубе,                                                      начиная с мизинца.

Пианист – на  пианино,

Барабанщик – на  барабане,

А домбрист – на  домбре:

Весь оркестр играет мне!                        Ладонью правой руки накрыть кулачок левой руки.

  1. Развитие артикуляционной моторики

«Сказка о весёлом Язычке». Дети сидят за столом, смотрят в зеркало, выполняя упражнения   согласно услышанному тексту и увиденной картинке:

«Открываем ротик – дом, кто хозяин в доме том?

В нём хозяин – Язычок, на губу лопаткой лёг  («Лопаточка»).

Язычок гулять выходит, домик он кругом обходит  (облизать губы по кругу).

Кто же тут, а кто же там? Он глядит по сторонам  («Часики»).

Видит: губки очень гибки, ловко тянуться к улыбке («Забор»),

А теперь, наоборот, губки тянуться вперёд («Слоник»).

Язычок стал маляром, аккуратно красит дом («Маляр»).

На качелях оказался, вверх взлетал и вниз спускался («Качели»).

Догадаться кто бы мог? Язычок наш как грибок! («Грибок»)

Язычок гармошкой стал, поиграл и не устал («Гармошка»).

Надоели превращенья: лижет Язычок варенье («Вкусное варенье»).

Любит он покушать сладко, после скачет как лошадка («Лошадка»).

  1. Развитие физиологического дыхания

Упражнение «Чашка». Дети учатся делать короткий вдох через нос и продолжительный выдох через рот.  Дети держать «чашку» двумя руками перед носом. Упражнение выполняется по команде логопеда 5 раз.

  1. Развитие речевого дыхания и голоса

Логопед просит детей «пропевать» гласные звуки по схеме:

«А – О – У – песенку пою,

А – Ы – О – как мне хорошо!

А – Ы – У – губки я тяну.

А – Ы – И – песенка замри!»

Читайте также:  Конкурсы для педагогов. лучший мастер-класс. сентябрь-ноябрь 2013

6. Развитие слухового внимания

Игра «Какой инструмент звучал?»  Дифференциация музыкальных инструментов: барабан, бубен, погремушка, колокольчик, дудочка. Логопед показывает каждый инструмент, дети его называют. Затем за ширмой логопед издаёт звук каким-либо инструментом, а дети должны угадать какой инструмент звучал.

7. Развитие зрительного внимания

Игра «Найди и назови музыкальный инструмент» (наложенные силуэты)

Дети должны назвать гитару.

8. Развитие общей моторики, координация речи с движением

«Ай ты, дудочка-дуда»

Ай ты, дудочка-дуда,                              Дети стоят в кругу и имитируют игру на дудке.

Развесёлая всегда.

Дудка заливается                                    Топают ногами.

Ножки поднимаются.

Пляшем дома и в саду                            Выставляют поочерёдно ногу на пятку.

Под весёлую дуду.

9. Развитие фонематических представлений

1) Игра  «Назови в слове первый звук»  Используются картинки по теме «Музыкальные инструменты»: аккордион – [а], гитара –  [гь], рояль –  [р], барабан –  [б], скрипка –  [с], труба –  [т], арфа –  [а], пианино –  [пь], бубен –  [б].

2) Игра  «Паровозик». Слоговый анализ слов: скрип-ка, ги-та-ра, ба-ян, ба-ра-бан, дуд-ка, ро-яль, пи-а-ни-но, бу-бен, ак-кор-ди-он, ар-фа, тру-ба. На магнитной доске располагается дидактическое пособие «Паровозик», далее логопед приглашает к доске ребёнка, говорит ему слово и просит разделить слово на части, сколько в слове частей – столько вагончиков к паровозу нужно «прицепить».

10. Лексика и грамматика

1) Беседа: что такое «музыкальные инструменты», для чего они нужны, музыкальные профессии.

Словарь: скрипка, аккордион, гитара, бубен, треугольник, рояль, барабан, труба, арфа, пианино; оркестр; скрипач, гитарист, роялист, барабанщик, трубач, пианист, дирижёр, ноты.

Логопед: «Мы с вами только что рассматривали картинки и играли со словами, а как назвать все эти предметы одним словом? (музыкальные инструменты). Скажите,  где используют музыкальные инструменты? (В театре, в опере, в филармонии).

Играть на музыкальном инструменте – это искусство, человек осваивает для этого определённую музыкальную профессию. Посмотрите на картинки и назовите правильно каждого музыканта».

(Логопед демонстрирует картинки с изображением музыкантов: роялиста, трубача, арфиста, пианиста, скрипача).

Игра «Назови музыкальную профессию»    

На рояле  – роялист

На пианино – …                            На гармони – …

           На гитаре – …                              На баяне – …

           На барабане – …                          На скрипке – …

           На трубе – …                               На балалайке – …

Когда все музыканты собираются вместе и начинают играть, то,  как это назвать одним словом? (Оркестр). Но чтобы музыка звучала красиво, в оркестре есть человек, который руководит игрой каждого музыканта. Сам он не играет на музыкальном инструменте, он стоит за пультом, перед ним ноты, в руках дирижёрская палочка. Как называется этот человек? (Дирижёр).

 2) Игра «Исправь ошибку Незнайки». Вы знакомы с Незнайкой. Он всегда ошибается, потому что ничего не знает. Я сейчас буду говорить вам то, что сказал Незнайка, а вы исправьте его ошибки и скажите правильно.

Скрипач играет на трубе.

Пианист играет на барабане.

Барабанщик играет на балалайке.

Баянист играет на гитаре.

Гитарист играет на баяне.

3) Игра «Он и она». Закрепление названий музыкальных профессий. На музыкальных инструментах играют и мужчины, и женщины. Нужно правильно назвать музыканта, в зависимости от того, женщина это или мужчина. Становитесь в круг, я,  бросая мяч,  называю музыканта – мужчину, а кто поймал мяч  называет музыканта – женщину.

Он виолончелист, а она  виолончелистка

Он пианист, а она  …

Он гитарист, а она …

Он баянист, а она …

Он скрипач, а она …

Он барабанщик, а она …

11. Организация окончания занятия

Чем мы занимались на занятии? О чём говорили? Назовите 5 музыкальных инструментов. (Каждый ребёнок, загибая пальчики на левой или правой руке, называет музыкальные инструменты).

 СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:

Артикуляционная гимнастика / Е.М. Косинова; [ил. Г.В. Соколова].– М.: ОЛИСС, Эксмо, 2007. – 64 с.: ил.

Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! / Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. – 208 с.

Лалаева Р.И., Гермаковска А. Нарушения в овладении математикой (дискалькулии) у младших школьников. Диагностика, профилактика и коррекция: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Издательство «Союз», 2005. – 176 с.

Пожиленко Е.А.  Волшебный мир звуков и слов: Книга для логопедов и воспитателей. – СПб.: КАРО, 2008. – 320 с. + 8 с. Цв. вкл.

Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. –   Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 2000. – 80 с.

Автору приятно, тебе не сложно — нажми «МНЕ НРАВИТСЯ»

СОХРАНИТЬ У СЕБЯ в:

Источник: http://www.logolife.ru/logopedy/konspekty-logopedicheskix-zanyatij/konspekt-po-leksicheskoj-teme-muzykalnye-instrumenty-professii.html

Конспекты занятий для педагогов и учителей

Цель:

Закрепление, формирование и развитие музыкальных способностей детей, позволяющих применять полученные знания в игре на различных детских музыкальных инструментах и в творческих начинаниях (необходимых для обучения игре на музыкальных инструментах).

Задачи:

Образовательная:

  • Закрепить и систематизировать знания по классификации музыкальных инструментов.
  • Обогатить словарный запас музыкальными терминами.
  • Формировать умение определять музыкальные инструменты по звучанию; петь согласованно и выразительно, передавая в пении характер песни.

Развивающая:

  • Развивать музыкальные и творческие способности посредством различных видов музыкальной деятельности.

Воспитательная:

  • Воспитывать коммуникативные навыки, интерес к музыкальным инструментам и желание играть на них.

Интеграция:

  • Физическая культура.
  • Социализация.
  • Чтение художественной литературы.
  • Коммуникация.

Предварительная работа:

  • Прочитать детям русскую народную сказку «Репка», а затем вместе с детьми выбирать музыкальные инструменты для «озвучивания» шагов Дедушки, Бабушки, Внучки, Жучки, Кошки, Мышки.

Оборудование:

  • Мультимедийная установка для просмотра слайдов.
  • Музыкальные инструменты: барабан, трещотка, ложки, бубен, маракасы, колокольчик; самодельные инструменты (сапоги — скороходы).
  • Наглядное пособие: таблицы – домики для размещения картинок с изображением музыкальных инструментов.

Ход

Дети заходят в музыкальный зал.

Звучит Э.Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»,

Музыкальный руководитель (приветствие) Здравствуйте, ребята!

Дети отвечают на приветствие.

Музыкальный руководитель. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычную страну. Такой страны нет ни на одной из географических карт, но она есть там, где любят музыку. Это Страна Музыкальных инструментов. И отправимся в эту страну мы с вами в сапогах – скороходах. Обувайте их скорее.

Дети обувают на ноги «сапоги – скороходы», сделанные из киндер – сюрприза.

Музыкальный руководитель. Ну что, готовы в путь-дорогу? Отправляемся!

Зашагаем дружно в ногу,

Бодрый марш поможет нам!

Звучит «Марш» муз. Ф. Надененко.(I ч. марш)

Дальше узкая дорожка

Здесь бежим мы на носочках.

Звучит «Марш» муз. Ф. Надененко.(II ч. бег)

Музыкальный руководитель. Ребята, вот мы с вами и пришли. Посмотрите, как красива наша страна Музыкальных инструментов. Сколько в ней различных музыкальных инструментов(перечисляем). Они все такие разные, но все, же их можно объединить в четыре основные группы. Как называются эти группы?

Дети классифицируют музыкальные инструменты по группам: ударные, духовые, струнные, клавишные.

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! Музыкальные инструменты готовились к встрече с вами, но так сильно волновались и суетились, что все перепутались. Теперь мы с вами должны им помочь найти свои домики. Поможем?

Дети. Да!

Педагог демонстрирует детям домики.

На земле у каждого есть родимый дом.

Хорошо и весело и уютно в нем.

У собаки конура, у лисички – нора,

У совы – дупло, у малиновки – гнездо.

Ну, а в этих домиках живут музыкальные инструменты.

-Первым, кому мы поможем, это будут ударные музыкальные инструменты, ведь они первыми появились на Земле, и являются самыми простыми и незатейливыми. Расставить их по местам нам поможет игра «Музыкальная отгадай-ка».

Игра «Музыкальная отгадай-ка»

Педагог загадывает детям загадки о музыкальных инструментах.

  1. Кто в оркестре вам поможет,

Сложный ритм стучать он сможет.

Ритм любой, из разных стран.

Ну, конечно,…………….(Барабан)

Ребенок, отгадавший загадку, прикрепляет картинку с изображением барабана в ячейку таблицы-домика.

Музыкальный руководитель: Барабан в древности делали из шкур животных, добытых на охоте, и он имел важное значение в жизни людей. Они использовали его, например, как телефон, для того, чтобы передать информацию на дальние расстояния, или предупредить об опасности своих соседей, живших очень далеко.

Постучи-ка немножко.

Можно щи ими хлебать,

А можно «Барыню» сыграть. (Деревянные ложки)

Карточку с изображением деревянных ложек дети размещают в ячейке таблицы.

Потряхивает вольно.

А он звенит, гремит.

Ему совсем не больно. (Бубен)

Карточку с изображением бубна дети размещают в ячейке таблицы.

  1. Ты возьми меня в ладошки.

Потряси меня рукой.

И услышишь голос мой,

Деревянный, озорной. (Трещотка)

Карточку с изображением трещотки размещают в ячейке таблицы.

Музыкальный руководитель: Трещотка не только подпевала бубну и ложкам на народных праздниках, но еще и охраняла огород от вредителей. Она громко трещала на ветру и отпугивала ворон и грачей.

Слышен будет перезвон.

Динь-динь-динь, дон-дон-дон,

Чей же это звон? (Колокольчик)

Карточку с изображением колокольчика размещают в таблице.

Только это не игрушка!.. (Маракас)

Карточка с изображением маракаса размещается в ячейке таблицы.

Музыкальный руководитель: Ребята, наши ударные инструменты не только веселые музыканты, но и умелые рассказчики. Давайте вместе с ними расскажем нашим гостям русскую народную сказку «Репка».

Дети при помощи ударных инструментов озвучивают сказку «Репка».

Сказка «Репка».

«Сказочник» (педагог или ребенок) рассказывает сказку, а дети инсценируют.

Дедушка (идет тяжело, прихрамывает) – барабан, медленный темп, ритмический рисунок с паузами.

Бабушка (идет быстро и семенит) – трещотка, ритмический рисунок более спокойный, умеренный темп.

Внучка (бежит вприпрыжку) – бубен, ритмический рисунок состоит из восьмых и четвертных, быстрый темп.

Жучка (бежит и громко лает) – ложки.

Кошка (не торопится и мурлычет) – маракасы, ритмический рисунок с восьмыми длительностями, быстрый темп.

Мышка (спешит и озирается вокруг) – колокольчик, ритмический рисунок с восьмыми длительностями.

Музыкальный руководитель: Вот такую интересную сказку мы с вами рассказали вместе с инструментами. Ребята, духовые музыкальные инструменты тоже для вас приготовили игру. Игра называется «Отгадай, кто поет?» А для начала, давайте вспомним, с какими духовыми инструментами мы с вами познакомились на предыдущих занятиях?

Дети перечисляют духовые инструменты, с которыми они познакомились на предыдущих занятиях: флейта, труба, саксофон, жалейка.

Музыкальный руководитель: Духовые инструменты будут для вас по очереди петь, а вы должны узнать, какой инструмент для вас пел?

Игра «Отгадай, кто поет?»

Педагог дает детям прослушать фонограммы звучания различных духовых инструментов. Дети, узнав этот инструмент, находят карточку с его изображением и закрепляют его в ячейке таблицы – домика.

Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите на наши чудесные домики. Два уже заселены. Инструменты уютно разместились в своих окошках. Это говорит о том, что вы очень внимательно слушали на предыдущих занятиях и у вас много друзей – музыкальных инструментов.

Звучит отрывок скрипичного концерта Вивальди.

Музыкальный руководитель:

Движенья плавные смычка

Приводят в трепет струны.

Мотив звучит издалека,

Поет про вечер лунный.

Как ясен звуков перелив.

В них радость и улыбка.

Звучит мечтательный мотив,

Его названье – скрипка!

— Пришла пора, ребята, поговорить о струнных инструментах. Струнные инструменты подготовили для нас красочные слайды, рассказывающие о своем многообразии.

Слайд 1

У каждой скрипки, есть смычок.

Он верный, преданный дружок.

Когда скрипач смычок ведёт

И плачет скрипка, и поёт.

Слайд 2

«Арфа – волшебный инструмент» —

Сказал задумчивый поэт.

Лишь только струн коснутся руки –

И нежные польются звуки.

Слайд 3

Гитары звуки у костра.

В них столько света и добра.

Как самый сокровенный друг,

Её напевный, нежный звук.

Слайд 4

Под гуслей звонкие напевы

Влюблялись юноши и девы.

На свадьбах гусли запевали,

И молодых благословляли

Слайд 5

Звонче балалайки

В целом мире нет.

Она исконно русский

Народный инструмент.

Пели под неё, плясали

И грустили, и вздыхали.

В праздники под ахи, охи

Потешались скоморохи.

(Приложение 2)

Музыкальный руководитель: Ребята, лишь один домик остался свободным. Какую группу инструментов мы поселим в него?

Дети отвечают: Клавишные инструменты.

Музыкальный руководитель: Первое почетное место должно занять наше доброе пианино, которое исполняет для нас много музыкальных произведений, и является главным помощником на наших праздниках и занятиях.

Карточка с изображением пианино размещается в ячейке таблицы – домика.

Музыкальный руководитель: По другому этот инструмент называется фортепиано. Если его название перевести на русский язык, то оно будет звучать как «громко – тихо».

Внутри клавишных инструментов живут молоточки, которые ударяют по туго натянутым струнам, и рождают красивые звуки музыки, которая может рассказать и о прекрасном утре, и о холодной зиме, о доброй бабушкиной сказке и злой Бабе Яге, о прекрасных бабочках и чудесных цветах.

Музыкальный руководитель: Ребята, а какие клавишные инструменты вы еще знаете?

Читайте также:  Конкурсы в летнем лагере. сценарий программы «живая шляпа»

Ответы детей: Рояль, аккордеон, синтезатор.

Карточки с изображением этих инструментов занимают свои места в таблице.

Музыкальный руководитель: Ребята, вот мы и помогли музыкальным инструментам найти свои домики. Я уверена, что вы никогда не забудете такую прекрасную страну Музыкальных инструментов. Мы обязательно еще вернемся сюда, а пока, перед тем как нам отправится в детский сад, сделаем подарок нашим друзьям – инструментам. Споем для них песенку, а поможет нам наше пианино.

Исполняется песня «Мир музыки» слова и музыка Е. В. Машечковой.

Музыкальный руководитель: Скажем нашим друзьям – инструментам – до свиданья. Закрываем глаза и считаем до 5

1, 2, 3, 4, 5

В детском садике опять.

Музыкальный руководитель: Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Дети рассказывают о том, что делали на занятии, что понравилось.

Музыкальный руководитель прощается с детьми, дети выходят из зала.

Источник: http://konspekty-zanyatij.ru/konspekty/konspekt-zanyatiya-na-temu-muzykalnye-instrumenty-v-podgotovitelnoj-gruppe/

Конспект музыкального занятия «Добро пожаловать в страну музыкальных звуков»

Автор: Гордеева Ирина Юрьевна

Подготовительная  работа: знакомство и изучение музыкальных  инструментов, разучивание песни И. Русских «Паровозик»

Цель: развивать музыкальные способности детей через разные виды деятельности, развивать музыкальное восприятие, обогащать музыкальные впечатления, показать преемственность в работе музыкального руководителя и воспитателя в освоении детьми программы.

Образовательные  задачи:

  • формировать  представления о звуке
  • учить  правильному  овладению  певческими  навыками.
  • продолжать  закреплять  названия  музыкальных инструментов

Развивающие  задачи:

  • развитие  музыкального слуха, внимания, памяти
  • развитие  дыхательной и артикуляционной систем
  • развивать  воображение детей
  • развивать  внимание  и  логику
  • развивать мелкую моторику рук
  • развивать  правильное  интонирование

Воспитательные задачи:

  • воспитание умения эмоционального самовыражения, раскрепощенности и творчества в движениях

Словарная  работа: колебание,  вибрация

Оборудование и методическое обеспечение:

— музыкальный  центр

— фонограммы  Вальс№7  Ф.Шопена;  Леонид Коган – концерт для скрипки с оркестром соль минор; Игорь Русских «Паровозик»

— расческа, ложка, игрушечные кастрюльки, резиновые  колечки (канцелярские) – на  каждого  ребенка

ноутбук

столы 

Структура  занятия: 

Всего  занятие  длится  25 мин.

Вводная  часть – 3 мин.

Знакомство  с новыми  словами  «колебание»,  «вибрация

Закрепление  пройденной  темы  «Музыкальные  инструменты»

Основная  часть – 21 мин.

Проведение  опыта

ИКТ  музыкально – дидактическая  игра  «Назови  лишний  инструмент»

Пальчиковая  гимнастика

Дыхательное  упражнение

Распевка

Пение

Заключительная  часть ( рефлексия)– 1 мин

Анализ

1. Вводная  часть (3мин.)

1часть (1 мин.)

Цель: знакомство  с  новыми  словами  «колебание», «вибрация»

Музыыкальный руководитель:  Добрый  день,  дорогие  дети! Давайте мы с вами вежливо поздороваемся. ( дети проговаривают с муз. руководителем «вежливые слова»). А  вы  знаете,  что  все  звуки  происходят  от  колебаний – быстрого – быстрого  дрожания  воздуха,  то  есть  вибрация.  Давайте,  все  вместе  скажем  эти  новые слова  «ко-ле-ба-ние» и  «ви-бра-ция».

  Способов  заставить  колебаться  воздух  не  так  уж  много.  Потому – то  все  музыкальные  инструменты  делятся  всего  на  несколько  видов.  В  одни  инструменты  бьют  или  их  трясут.  В  другие дуют.  А  третьи  щиплют  за  струны  или  водят  по  ним  смычком.  В четвертые  что  делают? (муз. рук.

подводит  к  ответу — «нажимают  на  клавиши», путем  мимического  показа)

2 часть  (2мин.)

Цель:  Закрепление  пройденных  тем.

Музыыкальный руководитель: Давайте  вспомним, какие  музыкальные  инструменты  мы  знаем.

Дети  называют  по картинкам знакомые инструменты:  бубен, барабан, треугольник, кларнет, саксофон, дудочка, флейта, труба, скрипка, виолончель, гитара, контрабас, арфа, пианино, орган. 

(Если  дети  затрудняются назвать,  муз. рук. помогает)

2. Основная  часть

1часть (5мин.)   Проведение  опыта

Цель:  С  помощью  исследования  показать  детям  механизм  извлечения  звука  из  муз. инструментов

Музыыкальный руководитель: Дрожание  воздуха  называют  колебаниями,  или  вибрацией.  Сейчас  мы  узнаем,  как  различные  инструменты  порождают  вибрацию  воздуха.

Перед  вами  лежат  расчески,  оберните   ее  пергаментной  бумагой,  прижмите  ее  ко  рту  и  попробуйте  пропеть  звуки.  Чувствуете,   как  бумага  колеблется  и  щекочет  губы? 

А  теперь  берем  мисочки  и  ложки.  Кончики  пальцев  приложите  к  мисочке,  чувствуете  вибрацию?  Так  играет  треугольник.

А  теперь натянем  резинки  на  пальчики  и  легонько  подергаем  за  него.  Делаем  мы  это  осторожно,  чтобы  резинка  не  соскользнула  с  пальцев  и не  поранила  вас.  Внимательно  посмотрите  на резинку,  оберегая  глаза.  Видите,  как  резинка  колеблется.  Если дернуть  посильней,  только  осторожно,  вибрация  усиливается,  а  звук  становится громче.  Так  играет  гитара. 

Приложите  пальцы  к  горлу, чувствуете  вибрацию?  Оказывается,  когда  мы  говорим или  поем  у  нас  тоже  происходит… (дети  должны  сами  сделать  вывод). 

2часть (7мин.)  ИКТ. 

Проводится  музыкально – дидактическая  игра  «Назови  лишний  инструмент».  

Цель:  С  помощью  игры  развивать  внимание   и  логику  детей,  закрепить  названия  инструментов.

Музыыкальный руководитель: Дети, мы  все  уже  знаем  названия многих  музыкальных  инструментов,  знаем  родство  муз. инструментов.  Посмотрите  внимательно  на  экран  и  назовите  один  лишний  инструмент.

Предполагаемый  ответ: Барабан  и  колокольчик

Музыыкальный руководитель: Почему?

Предполагаемый  ответ:  Потому,  что  барабан  не  относится  к  клавишным,  а  колокольчик  не  является  духовым.

Музыыкальный руководитель: Посмотрите  на  второй  слайд  и  назовите  лишний  инструмент 

Предполагаемый  ответ: Гармошка  и  фортепиано( при правильном  ответе  муз. рук  хвалит  детей)

Музыыкальный руководитель: Молодцы!  А  теперь  подумаем  почему?

Предполагаемый  ответ: Гармошка  не  относится  к  струнным, а  фортепиано  является  клавишным  инструментом.

Музыыкальный руководитель: Молодцы!  Посмотрите  внимательно  и  подумайте,  почему  труба  лишняя,  а  фортепиано  не  лишнее?

Предполагаемый  ответ: У фортепиано  тоже  имеются  струны,  а  труба  духовой  инструмент.  (Если  дети  затрудняются  с  ответом,  то  муз. рук.  постепенно  подводит  к  правильному  ответу: У  трубы  нет  струн,  а  у  фортепиано,  давайте  вспомним,  что  находится  внутри  этого  инструмента?  Правильно —  имеются  струны  по,  которым  стучат  молоточки).

Музыыкальный руководитель: Теперь  очень внимательно  посмотрите  и  подумайте  почему один  из  этих  инструментов  лишний.  (Если  дети  затрудняются,  то обращаю  их  внимание  на  размеры  и  габариты)

Предполагаемый  ответ:  Скрипку  держат  в  руке,  а  все  остальные  инструменты  стоят  на полу.

3часть (1 мин.)  Пальчиковая  гимнастика.

Цель: развитие  мелкой  моторики  в  сочетании  с музыкой;  будить  воображение  детей.

Музыыкальный руководитель: Дети, чем и как  играют  на  скрипке? Давайте  покажем  пальчиками,  как   это  делается. Активно двигаем  пальчиками  левой  руки  и  водим  правой  рукой,  как  бы смычком по струнам. ( Звучит Леонид Коган – концерт для скрипки с оркестром соль минор)

А  теперь  покажем, как  играют  на  фортепиано.  (Звучит  в записи  Вальс №7   Ф. Шопена)  

(1мин.) Дыхательное  упражнение

Цель:  будить  воображение  детей,  активизировать  дыхательный  аппарат,  работа  над  дыханием,  артикуляцией.   

Музыыкальный руководитель: Дети,  покажите – ка  мне  как  дуют  в  трубу. Что  мы  должны  сделать,  чтобы  наше  дыхание  не  прерывалось  как  можно  дольше?

Предполагаемый  ответ:  Нужно  набрать  носом, как  можно больше  воздуха  в  легкие  и  выпускать  его  медленно,  по  мере  выдыхания. 

(1мин.) Распевка

Музыыкальный руководитель: В  трубу  подули, а  теперь  тихо – тихо  продудим  в  трубу.  Затем,  постепенно  увеличивая  звук.  Дети,  что  происходит,  когда  мы   своим  голосом  изображаем  трубу?  Приложите  пальцы  к  горлу  и  скажите,  что  вы  чувствуете?  

Предполагаемый  ответ:  Колебание 

Музыыкальный руководитель: Правильно,  колебание  или  по  другому  вибрацию.  Звук  появляется,  когда  наши  связки  вибрируют.  Или  звук  появляется  когда  воздух  колеблется.

(6мин.) Пение

Цель: Развивать  правильное  интонирование,  учить  правильному  овладению  певческими  навыками. Учить  эмоциональному  отклику.

Музыыкальный руководитель: Паровозик, паровозик,

Нас из сказки в сказку возит

Видим реки и леса

И, конечно, чудеса!

Какую песню  Вам  напомнили  эти  строчки?

Предполагаемый  ответ: «Паровозик»

Музыыкальный руководитель: Верно! Давайте  вспомним,  кто  написал  эту  чудесную  песенку

Предполагаемый  ответ:  Игорь Русских — Кировский поэт, композитор, автор-исполнитель.

Музыыкальный руководитель: Какой  у нее  характер?

Предполагаемый  ответ:  Веселый, задорный…

Музыыкальный руководитель: Как  мы   должны  петь  эту  песенку? 

Предполагаемый  ответ:  Легко. Брать  дыхание  носом  и  задержать  его у  нас  в  животе.  Как  только,  зазвучит  музыка,  мы должны  начать  петь  под  музыку.

3 Рефлексия (1 мин.)

Музыыкальный руководитель: Дети,  какие  новые  слова  мы  сегодня  узнали?

Предполагаемый  ответ:  Вибрация  и  колебание.

Музыыкальный руководитель: Как  происходит  звук,  за  счет  чего?

Предполагаемый  ответ: звук  происходит,  когда  воздух  колеблется.

Музыыкальный руководитель: Что происходит,  когда  мы  ударяем  палочкой  по  барабану  или  дергаем  за  струну?  (Если  дети  затрудняются)  Что  происходит,  когда  мы  ударяем  ложечкой  по  мисочке?

Предполагаемый  ответ:  Вибрация  (при  правильном  ответе – молодцы! Как  хорошо  Вы  поняли  наш  материал!)

Музыыкальный руководитель: Значит  когда  ударяем  по  барабану  или  дергаем  за  струну  происходит…?

Предполагаемый  ответ:  Вибрация

Музыыкальный руководитель: Сколько многого мы сегодня узнали с вами. Я хочу задать вам вопрос, понравилось ли вам сегодня окунуться в мир звуков или нет? Если да – позвените в колокольчик, если нет – постучите по ксилофону.

Ответ детей.

Музыыкальный руководитель: Ребята, я хочу вам пожелать всего доброго. Пусть ваше настроение будет таким же приподнятым и радостным, как этот замечательный день!

Дети уходят из зала вместе с музыкальным руководителем.

Анализ: 

Целью данного занятия стало: знакомство  с  новыми  словами  «колебание», «вибрация», закрепление  пройденных  тем, с помощью  исследования,  показ  детям  механизм  извлечения  звука  из  муз.

инструментов, с помощью  игры  развивать  внимание   и  логику  детей,  закрепить  названия  инструментов, развитие  мелкой  моторики  в  сочетании  с музыкой;  будить  воображение  детей, активизировать  дыхательный  аппарат,  работа  над  дыханием,  артикуляцией, развивать  правильное  интонирование,  учить  правильному  овладению  певческими  навыками, учить  эмоциональному  отклику.

На занятии решались основные общеобразовательные задачи:Образовательные  задачи:

  • формировать  представления о звуке
  • учить  правильному  овладению  певческими  навыками.
  • продолжать  закреплять  названия  музыкальных инструментов

Развивающие  задачи:

  • развитие  музыкального слуха, внимания, памяти
  • развитие  дыхательной и артикуляционной систем
  • развивать  воображение детей
  • развивать  внимание  и  логику
  • развивать мелкую моторику рук
  • развивать  правильное  интонирование 

Воспитательные задачи:

  • воспитание умения эмоционального самовыражения, раскрепощенности и творчества в движениях

Вышеизложенные задачи на занятии решались в комплексе и тесной взаимосвязи. При планировании данного  занятия, я постаралась учесть особенности и возможности детей. Новые  слова  усвоили  более – менее  легко. Закрепление  названий  прошло  положительно,  дети  отвечали  активно  с  энтузиазмом.

С детьми была проведена следующая подготовительная работа: знакомство и изучение музыкальных  инструментов, разучивание песни И. Русских «Паровозик»

Компьютерная  игра  детям  очень  понравилась.  Очень  быстро  нашли  лишние  инструменты  и  что  странно,  совсем  не  затруднились. С  моторикой  и  дыхательными упражнениями  дети  справились  очень  хорошо. Пели  легко  и  с  удовольствием. 

Структура  занятия: 

Вводная  часть

Знакомство  с новыми  словами  «колебание»,  «вибрация

Закрепление  пройденной  темы  «Музыкальные  инструменты»

Основная  часть

Проведение  опыта

ИКТ  музыкально – дидактическая  игра  «Назови  лишний  инструмент»

Пальчиковая  гимнастика

Дыхательное  упражнение

Распевка

Пение

Заключительная  часть

Рефлексия

Занятие проводилось в музыкальном зале в первой половине дня. На занятии присутствовало детей и музыкальный руководитель. Музыкальный зал  имеет музыкально-техническое обеспечение – музыкальный инструмент (фортепиано), музыкальный центр, компьютер, музыкальные инструменты.

Для проведения  занятия, музыкальный зал был разбит на зоны: — зона для проведения опыта; — зона для слушания – восприятия музыки и просмотра видео; — зона для музыкально-двигательных упражнений.  Такое зонирование помогало детям переходить от одного вида деятельности к другому непрерывно.

Большое значение для решения задач эстетического развития детей я отвожу подбору репертуара. Главным критерием значимости любого произведения является его содержательная сторона, доступная пониманию детей.

Сила эмоционального воздействия исполняемого произведения во многом зависит от того, как мы сумеем подать ее, что скажем о ней, как направим внимание детей, чтобы произведение дошло до их сердца, вызвало заинтересованность.

На занятии я использовала классическую и современную музыку:

  1. Леонид Коган – концерт для скрипки с оркестром соль минор;
  2. Фридерик Шопен – Валь до-диез минор №7;
  3. Игорь Русских  — песня «Паровозик»

Качество фонограмм и репродукций было высоким и соответствовало программным задачам и уровню развития детей.

Использовала следующие методические приемы: музыкальное сопровождение,  показ, использование атрибутов – заменителей,  использование  ИКТ.

В данном занятии присутствовала интеграция  образовательных  областей: «Музыка», «Познание»,   «Безопасность», «Здоровье».  

Дети проявляли живой интерес к увиденному и услышанному, высказывали свое мнение, эмоциональные реакции были положительными.

Считаю, что мне удалось реализовать поставленные задачи. Такие  занятия положительно влияют на развитие музыкальных способностей детей.

Источник: https://open-lesson.net/1146/

Ссылка на основную публикацию