Конспекты уроков литературного чтения для 4 класса по фгос. сказки и притчи разных народов

Урок литературного чтения. Тема: «Народные сказки»

Тема: Народные сказки

Цель: Познакомить детей – с понятием народные сказки; познакомиться с народной сказкой «Заюшкина избушка»

Задачи: .

  1. Выявить у детей знание народных и авторских сказок, представления о жанровых особенностях сказки.

  2. Помочь вспомнить названия знакомых сказок, действующих лиц и последовательность событий.

  3. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление, речь, помогать понятно излагать свои мысли.

  4. Воспитывать любовь детей к сказкам.

Ход урока

1.Организационный момент

Посмотрите все на меня!Сегодня экскурсоводом работаю я.Не теряя ни минутки,Приглашаю вас я в путь!Взять все знания в дорогу!

И улыбку не забудь!

2.Актуализация знаний

(Заставка «В гостях у сказки»)

-Что мы можем сказать об этой музыке?

-Она: красивая, чудесная, волшебная.

-Правильно. А где мы можем услышать эту музыку?

-Когда смотрим народные сказки.

-Правильно!

-А для чего нам нужны сказки?

-Сказки учат нас как правильно жить, как правильно поступить в ситуации.

— А что такое народные сказки? -А как появились эти сказки?

-Их сочиняет народ.

. Бывают волшебные, бытовые, былинные, сказки о животных и птицах.

3.Основная часть

-Правильно! В давние, давние времена не умели люди ни писать, ни читать. И чтобы повеселить своих деток малых, взрослые стали для них придумывать сказки, потешки, прибаутки. Детки подрастали, своим детям их рассказывали, передавали “из уст в уста”. А эти детки – своим детям. Каждый что-нибудь свое в сказки добавлял. Вот и дошли до нас сказки через века.

А кто скажет, почему их называют русскими – народными?(ответы детей)Любите ли вы читать сказки?
Дети. -Да. Любим. Очень любим. — Пожалуй, самый известный, самый распространенный и самый интересный жанр фольклора – сказка. А. С. Пушкин говорил: «Что за прелесть эти сказки!» Как вы понимаете эти слова? Не только дети, но и взрослые любят сказки.

А некоторые из них делают удивительные сказочные вещи.

-Назовите какие народы вы знаете

-Русские, казахские, немецкие, татарские, уйгурские, польские и т.д.

— К нам в класс пришло письмо! Что же в нем? Прочитаем?

– Ребята, срочно нужна ваша помощь! В сказочном лесу случилась беда. Злодеи перемешали сказки!

Атябер, ончорс анжун ашав ьщомоп! В мончозакс усел ьсаличулс адеб. Иедолз илашемереп икзакс!

-Ну что, поможем сказочном лесу?

-Тогда, я приглашаю в вас в народную сказку!

Отправляемся друзьяВ чудо сказку – вы и яВокруг нас и там и тутСказки разные живут.На полянке есть загадкиОтгадайте без подсказкиНазывайте, посмелей

Этих сказочных друзей!

-Мы начали путь пустив клубок (Клубок пускается по первому ряду, по партам и переходит постепенно )

Посмотри на карту. Мы попали в избушку Бабы –Яги.

-А кто знает волшебные слова для избушки?

— «Избушка повернись к лесу задом, ко мне передом».

-Чтоб задобрить старушку нам нужно ей что-нибудь подарить! А что мы ей подарим?

Найдите в классе цветик семицветик.

-Старушка поблагодарила нас! Но без задания нас не пропустит, а задание для нас такое:

— Баба-Яга перемешала героев сказки. Найдите правильную пару!

Маша Емеля
Щука Журавль
Колобок Лиса
Дед Гуси-лебеди
Баба-Яга Репка
Лиса Медведь
Морозко Девица

-Нас пропустила Баба-Яга!

-Куда же мы пришли? В замок домового!

Послушайте загадки, если мы их не отгадаем так и останемся в его царстве

Подсказка 1) Отгадайте загадки. ( дети рассказывают, что происходило в сказке)

  1. Красна девица грустна,Ей не нравится весна.Ей на солнце тяжко,Слезы льет бедняжка.

    Снегурочка

  2. 2. В небесах и на земле скачет баба на метле,Страшная, злая, кто она такая?

    Баба-Яга

  3. 3. У Аленушки-сестрицыУнесли братишку птицы.Высоко они летятДалеко они глядят

    Гуси-лебеди

  4. 4. Летела стрела и попала в болото,И в этом болоте поймал ее кто-то.Кто, распростившись с зеленою кожей.Сделался милой, красивой, пригожей?

    Царевна лягушка

  5. 5. Посадил ее дед в полеЛето целое росла.Всей семьей ее тянулиОчень крупная была.

    Репка

  6. 6. На сметане был мешенВ русской печке испечен.Повстречал в лесу зверейИ ушел от них скорей.

    Колобок

  7. 7. Жили-были семь ребятБелых маленьких козлят.Проник обманом серый в дом.Коза потом его нашла,Перехитрить его смогла.И всех детей своих спасла.

    Козлята

Учитель

В мире много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

В сказке может все случится,

Наша сказка впереди.

Игра «Собери сказку»

Физминутка РЕПКА

https://www.youtube.com/watch?v=gFrYizVD3NA

Репка выросла большая. Вот какая! Вот какая! (руки в стороны, вверх, вниз)

Дед и бабка тянут репку, но она засела крепко. (наклоны, приседания)

Внучка к ним бежит, бежит, репку вытащить спешит. (бег на месте)

Жучка хвостиком виляет, бабке с дедом помогает. (повороты направо, налево)

Кошка спинку выгибает, кошка когти выпускает. (прогнуться назад)

Помогает дёрнуть репку, но она засела крепко. (приседания)

С мышкой быстро и умело репку вытянули смело. (прыжки вверх на двух ногах)

В гости сказочка идет

Она встречи с вами ждет

Много сказок есть на свете,

Сказки эти любят дети.

-Молодцы! Справляетесь с заданием!

Следующие болото: У какого героя были эти предметы?

 скалочка (лисичка)

  • Хрустальная туфелька.(Золушка)
  • Стрела (Лягушка)
  • Ореховая скорлупа.(дюймовочка)
  • Снег (морозко)
  • чёрный бочок, белые копытца (бычок)
  • Иван-царевич (и серый волк)

— Мы должны пройти курсы «Маленького актера», чтоб герои сказок нас полюбили.

Разыгрывается сказка «Репка»

Участники: Дети. Учитель.

Дыхательная гимнастика- прерывистая распевка звука «А»; «О», «Э». вдох ртом, выдох носом.

Чтение сказки «Заюшкина избушка»

Первичное чтение учитель+ученик (до середины сказки читает учитель, далее чтение по цепочке)

Первичное чтение

Жили-были в лесу лисичка и зайка. Жили они неподалёку друг от друга. Пришла осень. Холодно стало в лесу. Решили они избушки на зиму построить. Лисичка построила себе избушку из сыпучего снежка, а зайчик — из сыпучего песка. Перезимовали они в новых избушках. Настала весна, пригрело солнце. Лисичкина избушка растаяла, а зайкина стоит, как стояла.

Пришла лисица в зайкину избушку, выгнала зайку, а сама в его избушке осталась.Пошёл зайка со своего двора, сел под берёзкою и плачет. Идёт волк. Видит — зайка плачет.— Чего ты, зайка, плачешь? — спрашивает волк.— Как же мне, зайке, не плакать? Жили мы с лисичкой близко друг возле друга. Построили мы себе избы: я — из сыпучего песка, а она — из сыпучего снежка.

Настала весна. Её избушка растаяла, а моя стоит, как стояла. Пришла лисичка, выгнала меня из моей избушки и сама в ней жить осталась. Вот я и сижу да плачу.— Не плачь, зайка. Пойдём, я тебе помогу, выгоню лисичку из твоей избы.Пошли они. Пришли.

Волк стал на пороге зайкиной избушки и кричит на лисичку:— Ты зачем залезла в чужую избу? Слезай, лиса, с печи, а то сброшу, побью тебе плечи. Не испугалась лисичка, отвечает волку:— Ой, волк, берегись: мой хвост что прут, — как дам, так и смерть тебе тут.Испугался волк да наутёк. И зайку покинул. Сел опять зайка под берёзкой и горько плачет.Идёт по лесу медведь.

Читайте также:  Сценарий летнего развлечения путешествия в детском саду для детей старшей группы

Видит — зайчик сидит под берёзкой и плачет.— Чего, зайка, плачешь? — спрашивает медведь.— Как же мне, зайке, не плакать? Жили мы с лисичкой близко друг возле друга. Построили мы себе избы: я — из сыпучего песка, а она — из сыпучего снежка. Настала весна. Её избушка растаяла, а моя стоит, как стояла. Пришла лисичка, выгнала меня из моей избушки и сама там жить осталась.

Так вот я сижу и плачу.— Не плачь, зайка. Пойдём, я тебе помогу, выгоню лисичку из твоей избы.Пошли они. Пришли. Медведь стал на пороге зайкиной избушки и кричит на лисичку:— Зачем отняла у зайки избу? Слезай, лиса, с печи, а то сброшу, побью тебе плечи.Не испугалась лисичка, отвечает медведю:— Ох, медведь, берегись: мой хвост что прут,— как дам, так и смерть тебе тут.

Испугался медведь да наутёк и зайку одного покинул. Опять пошёл зайка со своего двора, сел под берёзкою и горько плачет. Вдруг видит — идёт по лесу петух. Увидел зайчика, подошёл испрашивает:— Чего, зайка, плачешь?— Да как же мне, зайке, не плакать? Жили мы с лисичкой близко друг возле друга. Построили мы себе избы: я — из сыпучего песка, а она — из сыпучего снежка.

Настала весна. Её избушка растаяла, а моя стоит, как стояла. Пришла лисичка, выгнала меня из моей избушки и сама там жить осталась. Вот я сижу да плачу.— Не плачь, зайка, я выгоню лису из твоей избушки.— Ой, петенька,— плачет зайка,— где тебе её выгнать? Волк гнал — не выгнал. Медведь гнал — не выгнал.— А вот я выгоню. Пойдём,— говорит петух. Пошли.

Вошёл петух в избушку, стал на пороге, кукарекнул, а потом как закричит:— Я — петух-чебетух,Я — певун-лопотун,На коротких ногах,На высоких пятах.На плече косу несу,Лисе голову снесу.А лисичка лежит и говорит:— Ой, петух, берегись: мой хвост что прут,— как дам, так и смерть тебе тут.

Прыгнул петушок с порога в избу и опять кричит:— Я — петух-чебетух,Я — певун-лопотун,На коротких ногах,На высоких пятах.На плече косу несу,Лисе голову снесу.И — прыг на печь к лисе. Клюнул лису в спину. Как подскочит лисица да как побежит вон из зайкиной избушки, а зайка и двери захлопнул за нею.

И остался он жить в своей избушке вместе с петушком.

-Понравилась ли вам сказка?

-Кто был главный герой?

-О чем сказка?

-Что случилось с главным героем?

-Кто помог главному герою?

-Назовите героев этой сказки.

-Кто вам понравился больше?

-Почему?

-Как бы вы помогли главному герою?

-Опишите лисичку.

-Как вы относитесь к лисичке?

-Как бы вы поступили на месте лисички?

-Чем закончилась сказка?

-Молодцы.

Работа с читательским дневником.

-Запишите свое мнение об этой сказке.

-запишите пословицу, которая подходит к этой сказке.

Рефлексия

-Молодцы ребята! Мы справились с заданием!

Мы прошли все препятствия!

Домашние задание. Нарисовать любимого сказочного героя, выразительно прочитать любимую народную сказку.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/urok-litieraturnogho-chtieniia-tiema-narodnyie-skazki.html

Конспект урока: Обобщение по разделу «Литературные сказки» 4 класс — Инновационные педагогические технологии

 Соловьева Татьяна Алексеевна, учитель начальных классов, МБОУ «Волго – Каспийская  СОШ», Астраханской области                                                                                            

Форма проведения: урок – игра.

Тип урока: урок развивающего контроля.

Цель: создание условий для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы «Литературные сказки».

Задачи урока.

1. Предметные: продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественное произведение: устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения; формировать понятия о нравственности; способствовать обогащению словаря учащихся.

2. Метапредметные: способствовать формированию универсальных учебных действий:

— регулятивных – учить принимать роль в учебном сотрудничестве;

— познавательных – учить добывать информацию из иллюстраций, текста; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы;

— коммуникативных – учить строить монологическое высказывание; договариваться, приходить к общему решению при работе в группе.

3. Личностные: развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в группе, вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу и работу группы.

Планируемые результаты: Учащиеся

— называют правильно произведение;

— соотносят произведение и героев (называют героя,  рассказывают о герое);

— работают в группах: слушают и уважают мнение каждого члена группы, умеют отстаивать свою точку зрения.

Оборудование:  На доске — обложки книг, таблицы с названиями команд, цветовые круги и карточки со значениями. Презентация. Стол, накрытый скатертью,  настольная лампа, книги, магнитофон. Карточки с фамилиями писателей. На столах детей – оценочные листы, фломастеры, флажки, карточки с заданиями, проекты.

Ход урока

1. Организационный момент

Звучит музыка «В мире много сказок»  и на ее фоне 3-е девочек садятся у импровизированного окна с книжками и настольной включенной лампой, а мальчик одевает корону.

Учитель

-Три девицы под окном читали поздно вечерком.

1 — ый ребёнок

— Кабы я была царица, ГОВОРИТ ОДНА ДЕВИЦА

Я на весь крещёный мир, книжкам сделала бы пир!

2- ой ребёнок

— Кабы я была царица, ГОВОРИТ ЕЁ СЕСТРИЦА,

Я бы всем своим боярам, раздавала книжки даром!

3-ий ребёнок

— Кабы я была царица, ТРЕТЬЯ МОЛВИЛА СЕСТРИЦА

Вместо комнат и палат – сотворила Книгоград!  (1 слайд)

Учитель

— Разговор услышал царь, стороны той государь, во всё время разговора он стоял позадь забора…

Мальчик (царь)

— Что ж голубушки — сестрицы! Выбирайтесь из светлицы, выходите из палат, заходите в Книгоград —  капитанами команд.

Учитель

— У нас появилось три капитана, я попрошу их подойти ко мне и выбрать название командам.

(Карточки с названием команд расположены на доске обратной стороной.  Каждая из капитанов команд выбирает одну из карточек. Так команда получает название)

— Итак, уважаемые гости, перед вами три команды – «Сказочники», «Волшебники», «Кудесники». Давайте их поприветствуем.

2. Сообщение темы урока. 

— Сегодня мы не просто играем, а повторяем раздел литературного чтения  — ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ! Правила игры такие: вам будут даваться  вопросы и задания, а вы должны  посоветоваться со своей командой и решить вместе, дружно какой правильный ответ. У каждой команды на столе лежат флажки.

Читайте также:  Классный час о вреде алкоголя в начальной школе

Если  команда будет готова отвечать, то  её капитан обязан поднять флажок. Но это еще не все. Сегодня на уроке вы будете оценивать работу своей группы сами. Перед вами оценочные листы. Напротив каждого номера задания вы должны закрасить кружок одного из трех цветов. «Красный» — отлично, здорово, «зеленый» — хорошо, «синий» — можно лучше.

(Круги соответствующего цвета и значение расположены на доске) (Приложение 1)

3. Работа по теме урока

ЗАДАНИЕ № 1

— Давайте вспомним,  сказки, каких авторов  мы изучали в этом разделе: по автору  называет каждая команда.

— Слово 1 команде.

— Слово 2 команде.

— Слово  3 команде.

—  Какого автора вы не назвали?

— Молодцы! Авторов, чьи  сказки мы читали в  разделе «Литературные сказки», вы помните. 

— Оцените свой ответ. (Дети работают с оценочными листами.  Обращается внимание на доску)

ЗАДАНИЕ № 2

— Я вам зачитаю отрывки из биографий писателей, а вам нужно будет назвать полные их имена.

(Работа с мультимедиа — слайды 2,3,4,5)

— Родился этот писатель в Уфе. Детство прошло в помещичьей среде. Учился в Казанском университете. Затем поступил на службу в Петербурге, где сблизился с кружком «Беседа любителей русского слова».

Очень любил двух своих сыновей, которые тоже стали известными. (Сергей Тимофеевич Аксаков (1791— 1859)

— Пятилетним ребенком он пережил семейную драму, повлиявшую на характер будущего писателя. Его произведения поражают глубиной чувств героев, яркими олицетворениями. (Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888)

— Его отец был отпрыском древнего княжеского рода, а мать — в прошлом крепостной крестьянкой. Его дом стал местом, где регулярно сходились лучшие писатели и ученые столицы. (Владимир Федорович Одоевский (1803-1869) 

— А следующего автора я предлагаю вспомнить нашим гостям.  

— Родился он на Урале, в семье горнозаводского мастера. С детства привлекали его люди, предания, сказки и песни родного Урала. (Павел Петрович Бажов  (1879-1950)

— Оцените свой ответ. (Дети работают с оценочными листами).

ЗАДАНИЕ №3

— Каждый автор написал свою сказку.

— Помогите найти автору его сказку.  Перед вами листочки с заданием. Вам надо соединить линией фамилию автора в левом столбике с названием сказки, расположенной в правом столбике. Напоминаю, если вы закончили работу, то капитан должен поднять флажок. (Дети работают самостоятельно, обмениваясь мнениями, на индивидуальных листочках) (Приложение 2)

Бажов П. П.     «Городок в табакерке»

Аксаков С. Т.     «Сказка о жабе и розе»

Гаршин В. М.   «Серебряное копытце»

Одоевский В. Ф.   «Аленький цветочек»

А теперь проверьте сами свою работу и оцените её.  (Появляется 6 слайд с правильными ответами. Дети работают с оценочными листами).

ЗАДАНИЕ № 4

— Вы любите отгадывать загадки? (Да)

— Почему? (Интересно проверить себя, помогают думать, размышлять)   

— Вот и сейчас вам предстоит угадать слово, затем вспомнить, в какой прочитанной сказке встречается этот герой или предмет.

(Работа с мультимедиа — слайды 7,8,9,10,11,12)

1) Мордочка усатая, шубка полосатая,

Часто умывается, но с водой не знается. (кошка Мурёнка) сказка «Серебряное копытце»

2) Коль сожмешь ее сильней, –

Больше будет силы в ней. (Пружина) сказка «Городок в табакерке»

3) На кустах в саду растёт,

Запах сладкий, словно мёд.

Но нередко льются слёзы

Тех, кто рвёт их. Это?.. (розы)  «Сказка о жабе и розе»

4) Выпуча глаза сидит,

Непонятно говорит,

Родилась в воде,

А живёт на земле. (жаба) «Сказка о жабе и розе»

5) Бодает рожками, цокает ножками, трясёт бородой. (козлик) сказка «Серебряное копытце»

6) Что круглое и без дна? (кольцо) сказка «Аленький цветочек»

Вспомните, как вы выполняли это задание и оцените себя сами. (Дети работают с оценочными листами).

4. Физминутка

— Предлагаю наглядно представить, как же создается движение механизма шкатулки. (слайд 13)

Пружинкою сожмитесь и резко разожмитесь,

(приседания)

Раз-два, раз-два сжимаемся туда-сюда.

(приседания)

Валиком свободно спинку покрути.

(повороты корпуса вправо-влево)

Теперь, как молоточком, головку наклони

(наклоны головы вперед, в стороны)

И звонким колокольчиком, всем нам позвени.

(движения кистями рук)

5. Работа по теме урока (продолжение)

ЗАДАНИЕ №5

— В каждой сказке есть главные герои, по картинке вам надо назвать героя, из какой сказки он, назвать автора, дать характеристику этому герою.  ( Работа с мультимедиа — слайды 14,15,16,17,18,19)

1) Меньшая дочь из сказки «Аленький цветочек», Аксаков, добрая, послушная дочь, заботливая сестра, полюбила чудище и развеяла чары колдовства.

2) Девочка Дарёнка — Дарьюшка (подарок судьбы) из сказки «Серебряное копытце» Бажов.  Она сирота, ей 6 лет, поэтому одета бедно,  доверчивая – идёт жить к деду Коковане, большая помощница, смелая девочка, любит животных.

3) Мальчик Миша из сказки «Городок в табакерке» — Одоевский. Он любознательный, воспитанный, внимательный, любопытный, добрый, любящий своих родителей.

4)  Кокованя — это имя старика. Он большой, бородатый, любит сказывать сказки. Семьи у него нет, воспитывает сиротку. Характер добрый, покладистый (взял кошку), весёлый, ласковый, не жадный (взял камней полшапки).

 Кокованя был охотником. Жил в лесу в балагане. Летом добывал золото, зимой охотился на козлов. Его мечта – встретить Серебряное копытце.

5)Чудище из сказки «Аленький цветочек», Аксаков, страшное, мохнатое, с диким голосом, но с доброй душой, ласковый, злая волшебница заколдовала его на 30 лет, а младшая дочь полюбила его и чары развеялись.

6) Девочка Маша из «сказки о жабе и розе», Гаршина. Добрая, заботливая, любящая своего брата.

(Если учитель считает, что команда не полностью охарактеризовала героя, то он задает вспомогательные вопросы).

— Оцените себя (Дети работают с оценочными листами).

ЗАДАНИЕ №6

— Для того, чтобы определить содержание сказки, я предлагаю вам поработать с таблицами, в которых есть опорные слова. Определите по опорным словам, к каким сказкам они относятся. Запишите свой ответ. (Работа на индивидуальных карточках)

Торговые дела, цветок, купец, дочь, лесной зверь.

«Аленький цветочек»

Цветники, кусты, мальчик, сестра, цветок, враг.

«Сказка о жабе и розе»

— А теперь проверьте сами свою работу и оцените её.  (Появляется 20 слайд с правильными ответами. Дети работают с оценочными листами)

ЗАДАНИЕ № 7

— Задолго до нашего урока каждая из команд получила задание, которое и выполняла. Сегодня на уроке вы должны защитить свою работу. (21 слайд)

(Слово предоставляется  по очереди каждой из команд. Все члены команды выходят к доске. Капитан объясняет задание, которое получила его команда.  После этого идет защита работы)

1 команда – Найти объяснение словам и словосочетаниям и нарисовать рисунки. (Свод, ставни, балаган, венец, тувалет, покосные ложки, пика)

2 команда — Найти мораль в каждой сказке.

Читайте также:  Как правильно завершить игру и подвести итоги

— А что самое главное в сказке?  (Сказка чему — то учит)

— Да, «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»  — гласит народная мудрость. Вы должны были снова перечитать сказки и выяснить, чему же учат нас прочитанные сказки. Всю работу вы должны были оформить в виде буклетов.

1) «Сказка городок в табакерке» — это научно – фантастическая сказка, с помощью сказочных героев автор помог понять нам, как устроена музыкальная табакерка.

2) «Сказка о жабе и розе» — эта сказка о доброте и зле. Роза добрая и нежная, радуется жизни, Жаба несет зло и представляет собой жадность. Люди, которые делают добро, — прекрасны, жадные и ленивые – отвратительны, их никто не любит. Приноси добро и радость другим,  и  о тебе будут помнить.

3) «Серебряное копытце» — каждый из героев верил в сказку и хотел  увидеть чудо,

4) «Аленький цветочек» — это волшебная сказка, где всегда добро побеждает зло.

3 команда – Надо было сделать «аленький» цветочек и на лепесточках написать общие признаки сказок. Найти признаки в каждой сказке и оформить работу.

— наличие волшебных чисел, волшебных героев, фантастических животных, решается трудная задача, наличие зачина и т. д.

Оцените своё выступление (Дети работают с оценочными листами).

6. Итог урока.

— Вот и  подошел к концу наш урок. Давайте посмотрим,  как вы себя оценивали по ходу урока. (Работа с оценочными листами) Расскажите о своей работе на уроке.

— Я с вами согласна, вы уже научились объективно себя оценивать, это важное умение, которое в дальнейшем обязательно поможет вам быть успешными в жизни.

Источник: http://www.inksystem-az.com/konspekt-uroka-obobshhenie-po-razdelu-literaturnye-skazki-4-klass/

Урок литературного чтения. Духовно – нравственное воспитание через урок и формирование УУД

Духовно – нравственное воспитание

Через урок и формирование УУД.

Урок литературного чтения

Тип урока: Урок построения системы знаний.

Тема: Обобщающий урок по разделу «Сказка мудростью богата».

Цели: Повторить и обобщить пройденный материал по разделу, воспитывать нравственные качества и этическое сознание: чувство товарищества, личности на основе морали.

Оборудование: Презентация, конспект урока, компьютер, проектор.

Ход урока:

I. Мотивация к учебной деятельности.

— Предлагаю пожелать друг другу удачи на уроке.

— Почему так говорят: «С малой удачи начинается большой успех!».

— Подумайте, что пригодится для успешной работы на уроке? (внимание, память, полученные знания и т. д.).

— Работать сегодня мы будем в группах. Вспомните правила работы в группах.

(На данном этапе урока происходит вовлечение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Формируются личностные УУД)

II. Активизация и фиксирование индивидуального затруднения.

— Прочитаем высказывания: (Слайд № 2)

— Мудр тот, кто знает не многое, а нужное.

— Мудрость приходит с годами.

— Основа всякой мудрости есть терпение.

— Выделите ключевое слово. (мудрость).

— Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (о мудрости).

(Учащиеся извлекают информацию, ориентируются в системе знаний. Формируются познавательные УУД)

— Что такое мудрость?

— Точное определение этого слова можно найти в толковом словаре русского языка. Зачитаем,,,

(Слайд № 3)

-. Кого можно назвать мудрым?

— В произведениях, какого жанра содержится мудрость? (в пословицах, поговорках, сказках).

(Добывают новые знания (информацию из различных источников) в данном случае толковый словарь русского языка. Формируются познавательные УУД)

— Я предлагаю остановиться на самом любимом детьми жанре сказке: (Слайд № 4)

Сказка – мудростью богата.

Сказке, скажем «Приходи!»

Это присказка ребята

Ну, а сказка впереди!

III. Постановка цели, задач, формулировании темы урока.

— Какой раздел мы изучили?

(Сказка мудростью богата)

— Сформулируйте тему урока.

— Попробуйте сформулировать цель урока. (Повторить и обобщить пройденный материал. Учиться работать в группах).

— Правильно ли я вас поняла, что цель…

— Определим план работы:

1. Вспомним изученные произведения.

2. Обобщение знания.

3. Сделаем выводы.

(Определяют и формулируют цель деятельности, составляют план действий по решению проблемы, осуществляют действия по реализации плана. Формируются регулятивные УУД.)

IV. Оперирования знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях.

Стандартная ситуация. (Работа по группам).

1. Найдите ошибки в названии сказок? (Слайд № 6,7)

· Мудрый дедушка.

· Справедливый мальчик.

· Когда появились разные народы.

· Красивая девушка.

(Слайд № 8)

I группа. Определите, в какой сказке говорится об уважительном отношении к старости. Докажите своё мнение.

II группа. Какую из этих сказок взрослые могут рассказать ребятам, чтобы воспитывать честность. Докажите своё мнение.

III группа. В какой сказке объясняется выражение «говорить на разных языках».

Общий вопрос: Какие нравственные качества воспитываются благодаря этим качествам?

Мудрость, честность, терпение. (Слайд № 9)

2. Соотнесите пословицы и произведения.

(Слайд № 10)

I группа.

· Ум хорошо, а два лучше того.

· Других не суди, на себя погляди.

II группа.

· Красив то, кто красиво поступает.

· Добрый человек, добру и учит.

III группа.

· Дружба как стекло: разобьешь, не сложишь.

· В умной беседе – ума набраться, а в глупой – свой потерять.

— Какие пословицы вы бы хотели запомнить, чтобы следовать им в жизни?

— А почему появились пословицы?

— А для чего нам их запоминать?

3. Нестандартная ситуация. (Слайд № 11)

— Придумайте и запишите вопрос по содержанию прочитанных сказок, но он должен начинаться с вопросительно слова.

I группа. Кто? Например:

II группа. Как? «Почему старики

III группа. Почему? бывают полезны?»

(Оценивают ситуации и поступки (нравственная позиция), личностные УУД, договариваются с людьми, согласуют с ними свои интересы и взгляды для того, случае: докажите). Формируются коммуникативные )

IV. Подведение итогов и формулирования выводов.

— Вспомните тему урока.(Сказка мудростью богата).

— Какова была цель урока?

— Сформулировать вывод урока предлагаю в форме синквейна. (Слайд №12)

(Синквейн – это один из приёмов активатизации познавательной активности учащихся на уроке. Это необычное стихотворение, состоящее из пяти строк и написанное по определенным правилам).

Вывод: Мудрость не имеет возраста, не имеет национальности, она не передаётся по наследству, её не купишь за деньги.

— Почему не передаётся по наследству?

— Почему нельзя купить за деньги?

— А легко ли быть мудрым?

VI. Самооценка. (Слайд № 13)

— Сегодня на уроке хорошо работали…

— Оцените себя и оцените ответ…

— Сегодня на уроке я: мне:

научился… было интересно…

понял… было трудно…

— Своей работой я

доволен, так как…

не доволен, потому что…

(Объясняют смысл своих оценок (самооценка), соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают её. Формируются личностные УУД.)

V. Определения и разъяснения домашнего задания.

1. Составить кроссворд по прочитанным сказкам.

2. Рассказать сказку от лица героя.

Источник: http://www.slavkrug.org/urok-literaturnogo-chteniya-duxovno-nravstvennoe-vospitanie-cherez-urok-i-formirovanie-uud/

Ссылка на основную публикацию