Обучение дошкольников музыке. занятия музыкой с детьми от 3 до 5 лет

Как обучать детей музыке: три методики

«Человек — дитя окружения», «Все дети растут, результат зависит от того, как их растят», «Каждый ребенок обучаем» — все эти высказывания принадлежат гениальному японцу Шиничи Сузуки, который прославился тем, что научил тысячи трехлетних детей блестяще играть на скрипке. 

Шиничи Сузуки (1898-1998) родился в Нагойе 17 октября. Его отец, Масакиши, был скрипичным мастером, основавшим в 1888 году скрипичную фабрику в Нагойе. Там юный Шиничи начал интуитивно подбирать мелодии на скрипке, не зная нотной грамоты.

На собственном опыте он пришел к выводу, что развивать музыкальный талант можно в самом раннем детстве.

Обучение музыке сродни обучению родному языку: то есть научить при прочих равных музыкальной грамоте и игре на инструментах можно любого ребенка.

В 1916 году в возрасте 22 — х лет Шиничи отправляется в Токио. Он останавливается в доме маркиза Токугава и учится скрипке у Кох Андо.

 Спустя год он покидает Японию  и отправляется в путешествие по миру: в Германии учится у Карла Клингера долгих восемь лет.  Спустя двадцать лет Сузуки начинает работать инструктором в музыкальной школе Кунитачи, а с 39 лет дает уроки скрипки на дому.

В течение жизни Сузуки сделал три открытия, которые навсегда изменили то, как мы смотрим на детей и их музыкальные таланты.

Первое открытие Судзуки сделал, посетив громадный инкубатор для выведения японских жаворонков. Яйца этих певчих птичек помещаются в гигантские теплые и тихие залы инкубатора, где создаются такие же условия, как в гнезде. Здесь царит тишина, за исключением одного звука – голоса птицы – учителя, своего рода птичьего Бетховена.

Сузуки к своему изумлению отметил, что каждый вылупившийся птенец автоматически повторяет песню учителя.

Однако,  спустя несколько дней, каждый птенец, начавший с простого копирования, начинает создавать собственные вариации оригинальной песни.

Специалисты – орнитологи, ждут, пока каждая из этих птиц овладеет собственным стилем, а затем выбирают из их числа нового «учителя» и процесс повторяется с самого начала.

«Удивительно!» — подумал Сузуки. – Если уж крошечный мозг птицы обладает такой способностью к обучению, то что говорить о намного более совершенном мозге человека?!»

Эти размышления привели его ко второму открытию. Когда Сузуки объявил о нем, его друзья решили, что у него не все в порядке с головой. Шиничи с энтузиазмом рассказывал всем о том, что он обнаружил: оказывается, каждый японский ребенок учится говорить по-японски!

Друзья и коллеги сочувственно похлопывали его по плечу и говорили, что они … догадываются об этом. «Да нет же, нет! – восклицал Сузуки. – Они действительно учатся этому, и это поразительно!» И Сузуки был прав. Как и Ньютон до него, он открыл совершенно очевидную вещь, которую никто раньше не замечал.

Его открытием стал тот факт, что ребенок, родившийся в определенной стране, автоматически в течение года – двух осваивает язык своей родины. Это означает, что любой детский мозг в состоянии освоить миллионы потенциально возможных языков.

Причем, не просто язык данной страны, а особый диалект конкретной местности, в которой родился кроха.

Открытие Сузуки состояло в том, что система, включающая в себя голос, ухо и мозг, представляет собой совершеннейшую копировальную машину, дающую практически безграничную возможность освоить мелодию любого языка.

И не имеет значения, о каком языке идет речь: китайском, португальском, музыкальном, художественном или японском.

Достаточно пометить ребенка в нужную обучающую среду и создать соответствующие стимулы, он сможет выучить что угодно!

Источник: https://letidor.ru/obrazovanie/kak-obuchat-detey-muzyke-tri-metodiki.htm?full

Музыка. С какого возраста и чему можно и нужно учить малышей?

Материал адресован родителям, которые хотят дать своим детям музыкальное образование, но не знают, когда начать обучение ребенка музыке.

НАВИГАЦИЯ

Прогрессивные родители понимают, что раннее обучение, в том числе музыке, чрезвычайно плодотворно для развития способностей их ребенка, поэтому вопросы «Когда начинать учить малыша?», «На каком музыкальном инструменте учить?», «Что требуется от ребенка в младшем возрасте?», «Какова оптимальная программа обучения?» весьма актуальны.

Представим, что музыка – это язык, которому вы хотите научить вашего ребенка. Из этого и будут вытекать все ответы на поставленные вопросы.

Что же нужно для освоения языка малышом? Прежде всего – языковая среда. Так и в музыке – чем больше слуховой музыкальный опыт, тем легче будет ориентироваться подрастающему ребенку в практических музыкальных занятиях.

Ребенок начинает изучать родной язык с рождения – он его слышит, и подсознание накапливает пока еще пассивные языковые формы и запас слов.

Создайте ребенку музыкальную среду, чтобы и интонационные и ритмические формы и звуки стали бы знакомыми и «своими» для малыша. Понятно, что такой образ «занятии» возможен с самого рождения. Рекомендуется гармоничная светлая музыка, хорошо влияющая на нервную систему ребенка.

Прослушивание записей, собственное пение, игра на музыкальных инструментах, если есть такая возможность – таким образом создается музыкальная среда для новорожденного.

Следующий этап музыкального развития приходится на более активный период (1-2 года) – когда малыш начинает повторять за взрослыми движения и слова. Тут огромную роль могут сыграть родители и их музыкальная подготовка.

Если ребенок слышит и видит, что мама поет песенки, то он тоже попытается это сделать. Если мама поет к тому же чисто, то ребенок подсознательно будет это воспринимать, как норму и постарается петь вместе.

Тут нужно иметь в виду то, что детский голос высок от природы. Часто родители с хорошим слухом жалуются на то, что дети поют якобы фальшиво.

На самом деле ситуация такова – дети и родители поют в разных, удобных каждому, диапазонах, точнее – в разных тональностях.

Поэтому, если вы хотите, чтобы детский голос совпадал с вашим – пойте как можно выше, чтобы ребенку было удобно подтягивать мелодию.

Еще один момент в начале первого этапа пения – для самых маленьких хороши небольшие по диапазону песенки-попевки, состоящие из нескольких  близко расположенных звуков.

Не требуйте, чтобы ваша кроха пела чисто нечто вроде «Пусть бегут неуклюжи» — несмотря на всеобщую любовь к Чебурашке, эта песня сложна для начала пения.

Многие дети легко выучивают слова, но мелодия – главный показатель пения – находится в состоянии проговаривания.

В качестве домашних игр-упражнений хороши речитативы-импровизации с игрушками. Дети любят, когда игрушки «общаются» между собой, так почему бы это не сделать на какой-нибудь коротенький мотив из 3-4 звуков?

Если в доме есть клавишный инструмент (фортепиано, синтезатор), то те же речитативы можно проигрывать на клавишах в разных регистрах.

Перед каждой коротенькой попевкой взрослый должен четко представить ее ритм и направление движения, чтобы можно было при необходимости повторить ее еще раз.

Надолго запоминать или записывать такие речитативы нет смысла, потому что намного интереснее каждый раз придумать что-нибудь новое на новую тему.

На этом этапе для домашних музыкальных занятий не должно быть выделено специальное время. Даже с самыми бойкими и неусидчивыми детишками между делом всегда можно найти 1-2 минуты, чтобы ненавязчиво спеть что-нибудь – это даст больше, чем усаживание для занятий.

Таких «музыкальных минуток» в день может быть несколько, а результаты не заставят себя ждать, ведь усвоение любой информации в этом возрасте чрезвычайно быстро и не является для ребенка работой.

Конечно, если у малыша плохое настроение или он голоден, не стоит заставлять его петь – даже если родитель сделает это сам, то информация отложится в любом случае.

Ну хорошо, скажут некоторые родители, а что же делать, если мои собственные музыкальные способности находятся в зачаточном состоянии или вообще их наличие под большим вопросом? Ответ: начинайте немедленно их развивать, это реально! Некоторое время у вас еще есть, а за несколько месяцев можно добиться хороших результатов. Оперными певцами вам не нужно становиться, а интонирование поддается коррекции в любом возрасте. Тем более, что с ребенком поначалу вам придется петь совсем легкие песенки. Возможно, вам понадобится помощь педагога, развивающего слух, который подскажет наиболее короткие пути в этом направлении.

Родители, запомните! Прежде, чем ждать (а тем более требовать) от ребенка результатов, необходимо вложить в него много информации и собственных положительных эмоций, помноженных на ваше терпение и работу над собой. Не отчаивайтесь, если кажется, что поначалу все ваши усилия ни к чему не приводят – в один прекрасный день они окупятся сторицей 😎

2. Когда начинать занятия музыкой с педагогом и сколько заниматься?

Когда же наступает момент, с которого вашего малыша можно отдать в профессиональные руки?

Сейчас мы не говорим о занятиях музыкой в детском саду, когда в большой группе дети хлопают, топают и изображают что-то вроде пения – это вид массового развития. Нас интересует индивидуальное, наиболее полное раскрытие музыкальных способностей ребенка.

Время начала музыкальных занятий достаточно индивидуально.

Нужно оговориться, что большинство музыкальных школ и педагогов берутся обучать детей, начиная с 6-7летнего возраста, часть педагогов возьмется обучать и «продвинутого» пятилетнего – это считается довольно рано.

Можно услышать редкие рассказы о детях, начавших обучение в 3-4 года, но эти дети чаще всего либо имеют родителей-музыкантов, либо причислены к вундеркиндам и часто учатся по стандартным методикам, как бы опережая свой возраст.

И только очень немногие педагоги умеют профессионально заниматься музыкой с совсем маленькими детьми по методикам, соответствующим младшему возрасту.

Итак, с ребенком можно начинать заниматься музыкой примерно в тот момент, когда он адаптирован в детском саду, имея в виду, что в среднем – это возраст 3-4 года. Это очень зависит от  общего развития ребенка, от его темперамента и внимания,  от развития речи, от усидчивости и интереса к музыке.

Если ваш ребенок способен удерживать внимание в течение 15 минут, то он готов к занятиям. Начинают с короткого урока, постепенно увеличивая  время до получаса. Такое вхождение в учебный процесс занимает от месяца до трех.

Имеет смысл разбить стандартный час (60 мин) на 3 урока в неделю для начала и по мере привыкания перейти либо на 2 раза по 30 мин, либо на 3-4 раза в неделю по 30 минут – это зависит от ваших задач и особенностей ребенка.

Если речь идет об общем музыкальном развитии, то 2х раз в неделю бывает вполне достаточно. Если же ставится задачей освоение музыкального инструмента, то частое посещение педагога (до 5-6 раз в неделю) дает прекрасное продвижение.

Начальные домашние занятия на инструменте возможны в случае, если родители владеют этим музыкальным инструментом и в состоянии квалифицированно проследить за выполнением всех тонкостей постановки рук.

Бывают случаи и более раннего развития, когда уже в 2-2.5 года дети показывают прекрасные результаты, поэтому если вы хотите начать занятия как можно раньше, то имеет смысл заранее найти подходящего педагога и время от времени показывать ему вашего малыша, чтобы не пропустить этот волнующий момент в его жизни.

Читайте также:  Внеклассное мероприятие в начальной школе. книги джанни родари

3. Особенности возраста «от 2 до 5» и оценка возможностей ребенка

Что характерно для возраста «от 2  до 5»?

  • эмоциональное и непосредственное восприятие мира;
  • легкое усвоение любой информации;
  • физическая гибкость, быстрое освоение новых движений;
  • относительно неустойчивое внимание, переключение его с предмета на предмет;
  • мотивы действий, отличные от мотивов взрослого человека (игра) и зависимость желаний от внешних причин;
  • неосознанность временных рамок и периодов времени(ребенок живет «здесь и сейчас», не планируя свое будущее и не рассчитывая время в отличие от взрослых).

Мы видим, что присутствуют как явные преимущества перед другими возрастами, так и «неудобства» для педагога.

Тем не менее, дети, начавшие занятия музыкой в раннем возрасте,  имеют огромное  профессиональное преимущество перед сверстниками, начавшими заниматься в 6-7 лет, при прочих равных условиях. Это происходит благодаря овладению звуковой и двигательной информацией на уровне «родного языка», то есть на уровне подсознания.

В случае если ребенок не станет профессиональным музыкантом, он также получит мощный толчок  для развития  многих основных  навыков, связанных с учебным процессом и общим развитием мозга.

Профессор Чеффилдского Университета Кэйти Овери сформулировала аспекты так называемых «интеллектуальных выгод» от музыки. Как сообщается в журнале «NORDIC JOURNAL OF MUSIC THERAPY» (выпуск 1, Зима 2000г.), ею были определены побочные интеллектуальные эффекты, возникающие в результате музыкальных влияний, такие как:

  1. повышение уровня читательских навыков
  2. повышение уровня речевых навыков
  3. улучшение навыков, необходимых для решения пространственных и временных задач
  4. улучшение вербальных и счетно-арифметических способностей
  5. улучшение концентрации внимания
  6. улучшение памяти
  7. улучшение моторной координации.

4. Как  же найти оптимальное решение – дать ребенку естественно развиваться и вместе с тем  начать его обучение?

Многие современные родители говорят, что не хотели бы принуждать свое чадо к серьезным занятиям в раннем возрасте.

И действительно, малыши, к которым предъявляются непомерные требования, рискуют перенапрячь неустоявшуюся нервную систему. Примером может служить ребенок, начавший профессиональное обучение в 2.

5 года, а в 4 играющий сольные концерты и занимающийся по нескольку часов в день.

Однако важно не впасть и в другую крайность – бывают случаи, когда родители, услышав капризы собственного ребенка о том, что он не хочет идти на урок, думают, что имеют дело с осознанным решением.

Но решение в этом случае принимают только родители, перекладывать ответственность на малыша было бы, мягко говоря, преждевременно.

У него может  быть просто плохое настроение и дело родителей успокоить, отвлечь малыша и не акцентировать его внимание на теме «не хочу»,  ведь ребенок не видит пока перспективы своего развития, он всего лишь сосредоточен на сиюминутной эмоции, которую необходимо нейтрализовать.

Все дети индивидуальны, поэтому перед началом занятий желательно сделать реальную оценку общего развития малыша (речь не идет о собственно музыкальных способностях, об этом – здесь):

  • время концентрации на одном предмете (от 5 минут до получаса);
  • способность и желание слушать другого для получения новой информации;
  • основные интересы, общий уровень развития;
  • уровень социальной активности;
  • количество времени, проводимого в окружении взрослых, занимающихся развитием ребенка;
  • физическое развитие: общая координация, есть ли проблемы со спиной, развитость и подвижность пальцев.

Не огорчайтесь, если некоторые пункты из перечисленных не развиты активно, потому что в младшем возрасте все процессы происходят стремительно и возможно наверстать недостающее в короткие сроки.

Если в семье родители занимаются музыкой, то процесс идет более естественно и, вероятно, станет более ранним, чем в случае, когда ребенок вообще не знает, как играют на музыкальных инструментах. Огромная часть информации впитывается подсознательно, а также передается генетически, даже если ребенка не учат специально.

Если для малыша эта область новая, то не стоит сразу загружать его сознание специальной информацией. Постепенное вхождение в мир музыки приведет к лучшим результатам и оставит более позитивное впечатление о начале занятий.

5. Каковы задачи самых первых уроков музыки с малышами?

Первый этап самый сложный —  вхождение в ритм уроков, привыкание к учебному процессу. Урок музыки – новое явление в жизни ребенка, непохожее на занятия в детском садике, поскольку все внимание направлено только на него и лично от него требуется участие во всех видах занятий.

Тут нужно учесть, что дети бывают разные и понятие «требуется» имеет несколько другой смысл, чем, скажем, по отношению к 6-летнему ребенку и старше.

Например, трудно идущие на контакт дети не обязаны сразу активно отвечать на вопросы или выразительно петь.

Вполне достаточно, если на первом этапе малыш внимательно слушает, как за него это делает педагог – новая информация все равно усваивается и в какой-то момент проявится активно.

Как вариант для начала занятий хороши маленькие группы из 2-3 человек, в этом случае «ответственность» делится между всеми участниками и в урок вносится оживление.

Очень хорошо, когда роль «сотоварища» по уроку сыграет старший брат или сестра из этой же семьи или кто-то из родителей. Малыш чувствует поддержку семьи и чувствует себя более естественно на уроке.

Вид семейного участия предпочтителен, поскольку старшие члены семьи подыгрывают младшему, и все внимание уделяется исключительно ему.

Нормально, когда в младшем возрасте внимание на одном предмете держится около 3-5 минут.

Задача педагога построить урок из разных видов занятий так, чтобы они чередовали друг друга и естественно переключали внимание ребенка на разные виды деятельности: занятия с игрушками, пение, танец, игру на клавишах, занятия ритмом, прослушивание музыки и т.д. Из таких «кубиков» по 3-5 минут и составляется урок.

При этом педагогу желательно иметь в запасе много разных «кубиков музыкальных знаний» так, чтобы ребенок мог выбрать чем ему больше нравится заниматься в данный момент. Всякое принуждение совершенно исключается, у малыша должно создаваться впечатление, что он выбрал «игру» по собственному желанию.

Для учебного процесса на этом этапе совершенно неважно,  в каком порядке будут выстроены «кубики», важнее то, что малыш с удовольствием ими играется, приобретая музыкальный слуховой и ритмический опыт.

Конечно, занятия должны происходить в игровой форме с использованием игрушек,  картинок, подвижных игр,  образных сравнений,  элементов театральности и должны быть наполнены сугубо положительными эмоциями.

Задача педагога – поставить профессиональную цель и перевести ее объяснение на язык игрушек и игр. В этом случае у ребенка закладываются в подсознание правильные музыкальные представления без сложных и скучных для его возраста объяснений.

Например, для объяснения звуковысотности и понятий октав строится домик, в котором живут игрушки, каждая со своим характером, который можно будет определить на слух.

6. Освоение музыкального языка

Теперь посмотрим  на возраст «от 2 до 5» вцелом и представим задачи, которые могут быть поставлены в этот период перед малышом, учитывая его возрастные преимущества и особенности.

В этот период идет активное формирование речи – родного языка, а также характерно легкое усвоение второго и третьего языков, если предоставляется возможность их изучения.

Музыку в нашем случае нужно рассматривать именно как еще один язык. Активное владение языком предполагает понимание речи на слух, разговор, передачу эмоций с помощью слов, на более поздних этапах – чтение и письмо.

Источник: http://muzroditel.ru/template/warp-slick-template-framework/156-2011-06-28-08-38-03.html

Музыкальные занятия в детском саду: примеры конспектов по ФГОС, развитие способностей в музыке у дошкольников и прочее

Музыка сопровождает пребывание ребёнка в детском саду ежедневно.

От пропевания первых потешек в младшей группе до исполнения вокальных номеров на выпускном — этап дошкольного образования, частью которого всегда было знакомство с музыкальным искусством.

Прослушивание классических композиций и хоровое пение, обучение игре на простых инструментах и исполнение танцевальных движений в такт мелодии — эти и другие формы занятий развивают восприятие и мышление дошкольников.

Музыкальные занятия в детском саду: цели, задачи, виды

Отечественные и иностранные психологи открывают всё большее влияние музыки на формирование личности и развитие интеллекта ребёнка.

В период дошкольного детства музыкальные занятия закладывают в детях способность восприятия образа, сотканного из звуков.

Навыки пространственного мышления, речевое развитие, активное воображение находятся на высоком уровне у тех дошкольников, с кем регулярно и с раннего возраста проводились музыкальные занятия в разнообразных формах.

Знакомство с музыкальными инструментами и мелодиями является частью концепции бережного развития интеллекта

Музыкальное воспитание дошкольников реализуется в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое» и отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.

Цель музыкальной деятельности в современном детском саду — приобщение детей к искусству через всестороннее развитие физических и психоэмоциональных качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников.

Знакомство с музыкальным искусством осуществляется в рамках образовательного процесса в детском саду согласно ФГОС

На занятиях формируются представления о разнообразии музыкальных инструментов, их звучании и истории

По предъявляемым задачам образовательного процесса видно, что музыкальные занятия развивают двигательные способности детей (разнообразие движений, координацию), внимательность, речевые навыки (подпевание, включение в активный словарь специальных терминов), умение работать в коллективе. От форм организации музыкального воспитания зависит успешность обучения: степень культуры слушания и исполнения. Музыкальные занятия — главная форма музыкального обучения в детском саду.

  • Типовое занятие. Это классическое форма организации, в которой участвуют все виды деятельности дошкольников: музыкально-ритмические упражнения, слушание музыкальных композиций, распевка, речевая вокализация, разучивание песен, игровые и творческие задания. Примеры типовых музыкальных занятий: «Клоун в гостях у друзей» для средней группы (ребята показывают клоуну, чему они научились: выполнение упражнение, слушание песен и выражение эмоций от услышанного, сочинение продолжения песенной строки), «Музыка весны» в подготовительной группе (прослушивание фрагментов «Подснежник», «Вальс цветов» П. И. Чайковского, узнавание звучания музыкальных инструментов, выполнение двигательных упражнений под музыку, исполнение акапелло, музыкальная игра).Структура типового занятия включает все виды деятельности, в т. ч. ритмико-музыкальные упражнения
  • Доминантное занятие. Направлено на развитие конкретного вида музыкальной деятельности или музыкального навыка детей. Структура доминантного занятия может быть сохранена, как в типовом, но каждый элемент подчиняется основной развивающей задаче. Примеры: «Все нотки в гости будут к нам» в подготовительной группе (доминантное занятие по развитию певческих навыков, включает в структуру распевку, хоровое исполнение знакомых песен, синхронное исполнение песни и танца, разучивание новой песенной композиции), «Сказка-сказка, оживи!» в старшей группе (доминантное занятие по развитию музыкально-ритмических движений, с выполнением игр, имитацией движений сказочных персонажей под музыку, исполнением ритмического танца и танца-импровизации, выполнения движений партерной гимнастики).Для воспитанников старшей группы доминантные занятия ритмической направленности включают элементы партерной гимнастики
  • Комплексное занятие. Музыкальное занятие этого типа содержит в структуре элемент из образовательных разделов «Развитие речи», «Изодеятельность: рисование, лепка, аппликация», «Экспериментирование», «Трудовая деятельность» и др. Комплексное занятие проводится совместно музыкальным руководителем и воспитателем. Примеры: «Музыка дождя» в первой младшей группе (включение в музыкальное занятие задания по нетрадиционному рисованию: пальчиковая живопись), «Зима» в средней группе (музыкальная деятельность сочетается с изучением и обсуждением наглядного материала: зимние пейзажи).Комплексное музыкальное занятие проводится муз. руководителем и воспитателем
  • Интегрированное занятие. Цель такого занятия состоит в раскрытии темы в нескольких видах деятельности: музыкальной и речевой, музыкальной и познавательно-исследовательской и т. д. Для проведения интегрированных занятий часто применяются ИКТ: просмотр презентаций, использование интерактивной доски, компьютеров. Примеры интегрированных занятий: «Музыкальная математика» в старшей группе (развитие музыкальных и математических способностей: соотнесение формы музыкальных инструментов с геометрическими фигурами, игровые задания на выполнение ритмических движений и счёт), «Музыка природы» (обучение видеть взаимодействие музыки и окружающего мира: изучение инструментов из природных материалов (из камешков, орехов, семян, кусочков дерева), прослушивание аудиозаписей с «голосами» природы и соотнесение их с инструментальными мелодиями).Тема интегрированного занятие раскрывается в образовательных областях: «Художественно-эстетическое» и «Познание», например
  • Креативное занятие. Построение занятия по музыкальному воспитанию в нетрадиционной форме: путешествие, квест, спектакль-импровизация. Включение необычных видов творчества: пантомима, рисование песком, на молоке, через мокрую марлю и т. д. Примеры креативных занятий: «Музыка и театр» в старшей группе (знакомство с театром теней как уникальным видом искусства), «О чём поёт песок» в подготовительной группе (занятие включает творческую часть по рисованию на песке под музыку).Креативные занятия с дошкольниками имеют творческо-музыкальную направленность: музыка стимулирует детскую фантазию
Читайте также:  Дидактическая игра для детей 2-3 лет. купаем куклу

Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в рамках индивидуального и дифференцированного подходов в соответствии с ФГОС ДО.

Руководитель наблюдает за развитием музыкальных способностей и формированию предпочтений в пении и танцах у каждого воспитанника.

Для удобства оценки педагог может провести мониторинг уровня умений и навыков детей несколько раз в течение учебного года. Условием для индивидуализации работы становится и низкий показатель музыкального развития, и высокий.

Работа музыкального руководителя с отстающими и одарёнными детьми предполагает создание карт (портфолио), в которых фиксируются данные мониторинга развития и для отстающих — план коррекции, для одарённых — план работы по развитию творческого потенциала. Вне основного расписания организуются дополнительные музыкальные занятия в индивидуальной форме или в подгруппах по 3–4 воспитанника. Такие занятия проводятся и в качестве репетиции сольных номеров к предстоящему празднику.

Пример карточки отстающего воспитанника:

  • Катя Иванова, 5 лет
  • развитие ритмического слуха — 2 (по шкале от 1 до 5)
  • эмоциональный отклик на музыкальные композиции — 3
  • выполнение танцевальных движений — 3
  • способность импровизировать — 1
  • коррекционная работа на ближайшие два месяца: дополнительные занятия в подгруппе, индивидуальные занятия в музыкальном и театрализованном уголках, проведение консультации с родителями по развитию музыкальных способностей ребёнка.

Личностный подход реализуется на фронтальных занятиях через индивидуализацию заданий. Любая форма учебного процесса имеет как результат положительное эмоциональное состояние воспитанников.

Поэтому благоприятно для внутреннего фона ребёнка то задание, выполнение которого ему под силу и требует некоторого напряжения. Таким образом, отстающие получают задания упрощённые, преуспевающие — повышенной сложности.

В современном образовании нет ориентации на «среднего» воспитанника, учитываются способности и потребности каждого.

Примеры дифференцированных заданий:

  • Игра «Море волнуется — раз!»: даётся задание во время проигрыша импровизировать в исполнении танцевальных движений, похожих на движения морских обитателей, слабые воспитанники выполняют волнообразные движения руками в такт музыке.
  • Творческое задание: воспитанники упражняются в придумывании колыбельной, сильные воспитанники сочиняют мелодию (напев) и слова к ней, другие — только мелодию, отстающие пробуют продолжить мелодическую фразу за педагогом.
  • Исполнение: задание в игровой форме по изображению оркестровой деятельности дифференцирует воспитанников по сложности исполнения мелодий на конкретных инструментах (погремушки, колокольчики — простые, дудочки, барабан, металлофон — сложнее).

Индивидуально-личностный подход осуществляется через игру на разный музыкальных интрументах

Основные приёмы на музыкальном занятии

  • Активное слушание музыки (пластическое интонирование) — восприятие музыкального образа через движение или жест. Дети при помощи движений рук, танцевальной импровизации показывают, что им «видится» в звучащей мелодии.Такая игра даёт ощущение музыкальной динамики, темпа и пластического интонирования

Источник: https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/konspektyi-muzyikalnyih-zanyatiy-v-detskom-sadu-po-fgos.html

Уроки музыки для детей: интервью с педагогом по раннему музыкальному развитию

— Оксана, давайте сразу выясним: а всем ли детям нужно музыкальное развитие? Может, кому-то оно ни к чему?

Эксперт: Оксана Чечина, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин в детской школе искусств, эксперт по раннему музыкальному развитию.

— «Нужно» — это категоричное выражение, но я думаю, что всем детям это полезно и при правильном подходе — интересно. В советское время все дети в дошкольном и в школьном возрасте много пели: были хоры, музыкальные уроки, конкурсы.

Сейчас так же построена система музыкального образования в Корее: дети там поют все и всегда, у них музыка 5 дней в неделю. И если сравнить, то уровень культуры, качество взаимоотношений между людьми там выше.

Пусть звучит пафосно, но музыка облагораживает людей, облагораживает их душу.

Хотя есть направления, которые могут давать обратный эффект: например, музыка с настойчиво повторяющимся ритмом оказывает зомбирующее действие на человека, он деградирует, его сознание становится более примитивным. Так что родителям нужно следить, что слышит и слушает их ребенок.

— Тогда расскажите, как правильно подобрать музыку для ребенка?

— Если вы не профессиональный музыкант, то просто опирайтесь на свою интуицию. Вы же чувствуете, несет песня или мелодия добро, нравится ли она вам и ребенку. Можно начать хотя бы с Моцарта, Вивальди, то есть с тех произведений, которые несут гармоничное начало, спокойствие — и внушают ребенку те же самые чувства, тем самым способствуя его развитию.

Есть такое понятие «Моцарт-эффект» — характер мелодий этого композитора таков, что он положительно воздействует на человека, активизируя кору головного мозга. У его музыки есть лечебное действие, есть даже терапия на основе музыки Моцарта. Так что такой плей-лист хорошо подойдет ребенку.

— Но что делать, если мама засыпает под классику, ей тоскливо, да даже просто не нравится эта музыка? А с ребенком ее придется слушать. Нужно переступить через себя?

— Совершенно необязательно, а, может, ваш ребенок пойдет по другому пути и вырастет рок-музыкантом? У меня есть ученица, мама и папа которой увлечены роком, и они говорят то же самое: мы не можем слушать классическую музыку. Я им посоветовала ставить дочке ту музыку, которую они сами считают хорошей. И девочка дома слушает рок, но при этом она может прийти на концерт в музыкальную школу и прослушать весь классический концерт, открыв рот.

Всегда нужно ориентироваться на потребности ребенка. Но взрослые, в конце концов, могут надеть наушники, уйти в другую комнату и пять минут «переждать», пока ребенок слушает.

У каждого свой путь, наша задача — указать детям дорогу, по которой можно развиваться, продвигать их в том направлении, которое ребенку интересно.

Ну, и кроме того есть много разной хорошей музыки, не только классической, но и современной.

Всегда актуальна музыка к советским мультфильмам: «Умка», «Чебурашка», «Прекрасное далеко» — советская классика хорошо идет и у современных детей.

Секрет прост: там интересные мелодии, которые запоминаются — мы же их напеваем с детства, спустя много лет. В них много интонаций, которые наш слух цепляет, а мозг — развивает.

Потому что примитивные интонации «ты морячка, я моряк, ты рыбачка, я рыбак» упрощают сознание. Мелодия должна идти то вверх, то вниз, как волна — это напряжение для ума.

— Как «правильно» слушать музыку с детьми: включать фоном или делать из этого событие, предупреждать, проговаривать?

— По-разному. Есть музыка, которую можно слушать фоном, своим детям я включаю, например, вокально-интонационные упражнения Владимира Кирюшина.

Они направлены на активизацию речи ребенка: мальчик сначала поет нотами, а потом звучит только фонограмма, и ребенок должен сам петь «до-ре-ми».

Дети повторяют слоги-ноты, это даже малышам легко дается, и тем самым налаживается контакт между правым полушарием — музыкой, которая звучит, и левым — ответственным за логику, за слова. Такие упражнения помогают малышам заговорить.

У меня была девочка, ученица, которая часами могла слушать Кирюшина. Мама уже не знала, куда деваться от этих постоянных повторений. Но в год и три девочка заговорила предложениями, с ней можно было вести диалог — и интерес к упражнениям пропал. Свою функцию занятия выполнили, но если ребенку изначально они не очень интересны, он не будет в них включаться.

В чем сложность классической музыки? Ребенок должен ее слушать от начала и до конца, реагировать, пытаться понять — это работа для интеллекта, для души.

Поэтому если вы хотите прицельного слушания, то подождите лет до двух, и тогда уже включайте классику минут на 5 в день и обязательно со сказочной настройкой.

Но прислушивайтесь к желаниям ребенка: не заставляйте сидеть и слушать, если ему хочется с куклой поиграть.

— Что за «сказочная настройка»?

— Перед тем как включить мелодию, можно, конечно, торжественно объявить, что это, например, Чайковский. Но ребенку вряд ли эта информация интересна.

Хотя некоторые дети запоминают и потом шокируют публику, если где-то слышат знакомую мелодию и называют ее автора. Самое лучшее для дошкольника — это сказки.

Родители могут рассказывать сказки под музыку, подбирая их под настроение, под сюжет — это отлично развивает фантазию, эмоциональное начало ребенка.

Например, слушаем «Марш деревянных солдатиков» и говорим: «Маленькие деревянные солдатики отправились в поход. Они шли, дружно поднимая ноги, маршировали как самые настоящие большие бравые солдаты.

Сначала они шли далеко-далеко, и мы их почти не слышали. Но вот они подошли совсем близко, и мы можем разглядеть, какие барабанчики они несут. Но наши солдатики торопятся, они уже шагают вдалеке и совсем скрылись за горизонтом.

Давай помашем им рукой — пока!»

Наблюдайте за ребенком, но не делайте поспешных однозначных выводов. Известен интересный факт из биографии Шопена: когда он, будучи маленьким мальчиком, слышал музыку — то начинал рыдать.

Родители были уверены, что ему просто не нравятся мелодии, и уже готовы были прекратить музыкальное развитие ребенка.

Но оказалось, что музыка настолько трогала ребенка, что он просто не в силах был справиться с собственными эмоциями.

Я советую музыку ставить яркую, программную, которая будит воображение и сама рисует образы: кошечек, собачек. Музыка может дать настрой, ребенок учится представлять образ.

И к трем годам дети сами начинают сказки придумывать.
Им не важно, как зовут дядю, который сказку написал, даже первоклассникам скучно смотреть на портреты и даты жизни композиторов.

Да, для общего развития можно показывать это, но требовать знаний — не нужно.

Почему есть противники раннего развития — потому что мы закладываем в детей много всего. Стараемся дать максимум информации, знаний, карточек — и у ребенка происходит перегруз.

А потом начинаются неврозы в начальной школе — их сейчас очень много. Дети, которые в 3 года научились читать, в школе отказываются читать вообще или читают очень медленно — детское сознание противится.

Поэтому сказки-сказки-сказки и музыка.

— А стоит ли водить детей года-полутора на развивающие музыкальные занятия? Или лучше заниматься дома?

— Водить на занятия можно с года, потому что в этом возрасте детки уже готовы слушать, готовы воспринимать, им интересно все, что происходит вокруг них, им нужны новые впечатления: начиная от игрушек, заканчивая музыкальными инструментами.

Дети смотрят на разные инструменты, слышат их в живом звучании, и годам к четырем уже знают, на чем хотят играть. Может, они и не пойдут именно в музыкальную школу, а будут просто в клубе играть, будут слушать музыку на концертах, дома.

В любом случае это не пройдет даром.

Среди моих учениц есть 2-летняя девочка, которая играет на скрипке. Ее никто в музыкальной школе не берется учить, в силу возраста, но она умеет скрипку ставить, держит смычок, извлекает звуки — и ей это очень интересно. Она хоть и маленькая, но уже сочиняет песенки, поет и хочет играть.

По моему опыту лет до 3 можно заниматься и дома, но когда ребенок идет в сад, он начинает лучше слушать педагога со стороны, а не маму. Кроме того от года до двух маме иногда нужна помощь со стороны, чтобы ей подсказали задания. А есть мамы, которые на занятиях тоже с удовольствием начинают петь, играть — иногда им нужен просто творческий импульс, чтобы дальше заниматься с ребенком.

На занятиях мамы должны «включаться» и делать все вместе с детками, это лучший вариант. И дома можно петь с ребенком, даже если вы считаете, что у вас нет данных.

Бывает, конечно, что дети могут маме сказать «не пой, ты неправильно поешь», но выход есть. Если душа сильно просит, то петь нужно под очень громкую музыку — и в этом сопровождении ребенок слушает музыку, но почти не слышит вас.

И вам в удовольствие такое караоке, получаете релакс, и ребенок получает дозу музыкальных впечатлений.

— Чем музыкальные занятия отличаются от обычных «развиваек»? Там ведь тоже есть музыкальные составляющие.

— В основном это различные движения под музыку: танцы, шаг, жесты. Игра на музыкальных инструментах — это методика Карла Орфа, которая сейчас в России активно развивается. На муззанятиях это происходит не в таком виде, как в детсаду: раздали металлофоны и нате, бренчите.

Читайте также:  Огоньки в лагере. сценарии огонька в лагере

Мы знакомим с разными звучаниями: трещотка должна так-то звучать, бубенцы — так-то, бумага шуршит, горох в контейнере от «киндера» шумит. У ребенка должно создаваться впечатление о разных звуках и шумах.

Плюс они учатся держать правильно разные инструменты, молоточки, например, треугольники, но все это в игровой форме, без напряжения.

Пение очень важно. Чаще всего детки от года до двух слушают песенки, иногда на занятиях открывают рот, а поют уже потом дома. В два года подключаем упражнения для развития голоса — и они начинают голосом работать. В 3–4 года это становится одним из основных элементов.

И еще обязательно развитие внимания, тактильных ощущений, координации, артикуляции — она важна, когда поем, когда играем на духовых инструментах, даже для фортепиано она важна, так как артикуляция тесно связана с кончиками пальцев.

Когда пианист не может что-то сыграть, ему советуют — проговори, и все получается.

Шпаргалка для мамы: что послушать с ребенком

  • Бах И.С.-Гуно Ш. Ave Maria.
  • Бах И.С. Отдельные прелюдии из «Хорошо темперированного клавира» — прелюдия до мажор, фа мажор, соль мажор, си бемоль мажор.
  • Вивальди А. «Времена года».
  • Григ Э. «Утро», «Танец Антиры», «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт».
  • Железнова Е. Песенки-потешки и речевые упражнения, «Музыка с мамой» (от года).
  • Кирюшин В. Вокально-интонационные упражнения.
  • Лядов А.К. «Озеро», «Баба Яга», «Кикимора».
  • Моцарт В.А. Любая музыка, но лучше в оригинале, не в современной обработке.
  • Римский-Корсаков Н.А. «Сказка о царе Салтане», «Шахеразада».
  • Рубинштейн А.Г. «Мелодия».
  • Сен-Санс Ш.К. «Карнавал животных».
  • Чайковский П.И. «Щелкунчик», «Лебединое озеро» (фрагменты).
  • Шопен Ф. Вальсы.
  • Шуберт Ф. Ave Maria, Музыкальный момент № 3.
  • Шуман Р. «Грёзы», «Отчего?», Детский альбом«.
  • Чайковский П.И. «Детский альбом».

— Какие музыкальные инструменты нужно покупать ребятишкам? Или лучше выбрать музыкальные игрушки?

— В первую очередь нужны шумовые, которые не обладают определенной высотой: маракасы, бубны, колокольчики, трещотки. Я бы посоветовала покупать не в детских магазинах, а в музыкальных, пусть лучше один-два, но которые звучат хорошо, чем сто пластмассовых погремушек. Воспитывайте сразу на хорошем.

Приобретите дудочки — умение дуть очень полезно для ребенка, но этому нужно учить. Кроме того, это и для речи необходимо, например, чтобы произнести звук «Рррр», нужен хороший выдох.

Синтезаторы или музыкальные игрушки тоже нужны, ведь на них можно как послушать готовую мелодию, так и свою придумать. Конечно, сначала это будет «бамбамбам», детки что попало играть будут.

Но со временем все придет.

Можно с детками ходить на концерты, но только для совсем малышей там обязательны элементы драматизации. Минут 15 дети слушают музыку, потом им надоедает и нужно встать с места, поиграть с аниматорами, с игрушками.

В музыкальном развитии, как и в любом другом, нужно соблюдать баланс: когда мы даем детям много ярких игрушек, ставим много ярких мультиков, они быстро пресыщаются и требуют нового.

А иногда лучше дать ребенку что-то простое, но поиграть вместе с ним.

Что почитать по теме: «Мы — это музыка». Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь в целом?

Как часто вы слушаете музыку? Каждый день по несколько часов? Она играет фоном во время повседневных дел? Прицельно по выходным? Только во время тренировок в спортзале? Что значит слушать музыку? Все эти вопросы кажутся совершенно простыми и бессмысленными, но Виктория Уильямсон, психолог по образованию, находит на них ответы и переворачивает понимание и прослушивание музыки с ног на голову. В своей книге «Мы — это музыка» она рассматривает музыку как процесс, как деятельность, как отдельный организм и разбирает ее на детали.

Эта книга — для всех и для никого. Она, безусловно, будет интересна преподавателям музыки, музыкантам и психологам. А также мамам, подросткам и всем, кто в той или иной степени интересуется собой и восприятием мира. Но при этом знания, почерпнутые из книги, могут легко забыться, и, в общем-то, ничего страшного не произойдет.

Научные интересы Виктории Уильямсон лежат на пересечении психологии музыки и науки о мозге: с детства она училась играть на гитаре и многих других музыкальных инструментах, затем обучалась на психолога в Университете Йорка в Великобритании и Университете Шеффилда. То есть книга написана не профессионалом в области музыки, а человеком, который хочет разобраться в том, как музыка влияет на человека в течение его жизни.

Как утверждает автор, мы все родились с музыкой внутри. Людей, которые не умеют петь или не имеют слуха, крайне мало. Существует понятие, обозначающее людей, не слышащих определенные ноты или несоответствие нот в мелодии — этот недуг называется «амузия». Все остальные люди вполне поддаются обучению, только у некоторых этот процесс будет идти сложнее, чем у других.

Также Виктория Уильямсон отвечает на частый вопрос молодых мам — стоит ли пичкать ребенка классической музыкой с рождения, чтобы развить его интеллект? В целом ответ отрицательный, при этом автор объясняет, почему «эффект Моцарта» — это миф. Абсолютно все утверждения в книге подкрепляются различными исследованиями, но ни одно из них не проводилось автором.

Книга, если добавить научный язык и сузить тему, могла бы стать докторской диссертацией, но в этом и суть легкого чтения — она написана так, чтобы прочитать и понять ее мог каждый.

К слову, об одном из исследований, которое проводилось среди новорожденных, Виктория пишет особенно трогательно: «…в начале эксперимента малышей было 121, но, как часто бывает при изучении подобных крох, часть из них „выбыли“: 34 заснули…».

В книге также можно найти ответы на вопросы о том, помнят ли дети музыку, которую слышат в утробе; почему детям нравится «речь, обращенная к ребенку» — когда мама говорит нараспев, чередуя высокие и низкие тона; как выбрать музыкальный инструмент для ребенка; существует ли «вредная» музыка; как выбрать фоновую музыку в цветочном магазине, чтобы увеличить продажи и так далее.

Для тех, кто ленится читать книгу целиком или не может решить, покупать ее или нет, автор заботливо предваряет каждую главу кратким пересказом, а в конце главы повторяет выводы. Это делает каждую часть законченной, а чтение — динамичным.

Книга была опубликована на русском языке впервые. Переводчик с английского — Юлия Корнилович. Оформлена книга великолепно — красивая обложка, отличный леттеринг названия. Суперобложка, мягкий переплет и заботливая отсылка к другим книгам, дополняющим ту, что читатель держит в руках. Издательство — «Манн, Иванов и Фербер».

Елена Чайка

Источник: http://kids365.ru/uroki-muzyki-dlya-detej/

Занятия музыкой для детей 5-6 лет — Детский центр «Созвездие»

Монтессори-метод уникален. Он основывается на разумном соотношении между свободой и чёткой структурой, специально предназначенной для маленького ребёнка.

Метод вовлекает детей в интересную для них деятельность в специально оборудованной, уникальной среде огромного количества тщательно разработанных дидактических материалов, которые соответствуют естественным потребностям ребёнка.

Основным отличием метода Монтессори от методик традиционных детских садов является отношение к ребёнку как к уникальной, свободной, неповторимой личности со своим собственным планом развития, своими способами и сроками освоения окружающего мира.

Дети, посещающие Монтессори-клубы, приобретают огромную внутреннюю мотивацию к обучению, способность концентрироваться на работе, самостоятельность, они обладают хорошими навыками общения в социуме и внутренней дисциплиной.

Метод формирует также сознательное послушание, тренирует волю, высокое чувство ответственности, трудолюбие и стремление к самосовершенствованию, развивает интуицию и социальную адаптированность. Ребёнок не боится сделать ошибку, поэтому обучение не тормозится боязнью неудачи.

Ему интересно познавать, как всё устроено, как что работает, и что нужно сделать, чтобы это заработало.

Данный метод развивает искусство общения, умение работать в команде, умение договариваться, навыки самообслуживания и самосознания, умение работать самостоятельно: ребёнок уверенно ставит себе цели и задачи, становится ответственным за свои действия и доводит начатое до конца, контролируя правильность выполнения или наличие ошибки.

Суть метода 

В методе Монтессори три составляющих: ребёнок, подготовленная развивающая среда и педагог (обучающий взрослый).

Развивающая среда — это основной педагогический приём. Класс (среда) разделён на зоны в соответствии с познавательными и психологическими потребностями детей определённой возрастной группы.

Монтессори-среда для детей от восьми месяцев до трёх лет включает в себя зоны упражнений с сыпучими материалами, упражнений с водой, причинно-следственную зону, зоны сенсорного развития, развития речи, продуктивной изо-деятельности и развития крупной моторики; для детей от трёх до шести лет включает в себя зоны упражнений в практической жизни, сенсорного воспитания, математическую зону и зоны русского языка, космоса, продуктивной изо-деятельности и развития крупной моторики.

Ребёнок сам выбирает, с каким материалом работать, и сколько времени этому посвятить. Определённые правила, регулирующие деятельность в группе, позволяют детям, с одной стороны, учиться уважать окружающих людей и пространство, а с другой стороны, чувствовать себя защищёно.

У педагога в Монтессори-группе есть своя роль и своя задача. Кроме безусловной любви и принятия каждого ребёнка таким, какой он есть, педагог является ещё и посредником между ребёнком и Монтессори-средой.

«Помоги мне это сделать самому!» – вот чего ждёт ребенок от взрослого, и именно в этом заключается роль взрослых в Монтессори – группе.

Педагог чутко определяет, когда нужно оказать помощь, а когда нужно дать возможность ребёнку самостоятельно и сосредоточенно работать, наблюдает за работой и освоением среды каждым ребёнком, анализируя динамику, чтобы правильно содействовать дальнейшему прогрессу.

Это тот самый метод, когда к ребёнку относятся по-настоящему уважительно, бережно и индивидуально. Монтессори-педагоги точно знают, что все дети стремятся к развитию с самого рождения. Поэтому детей не нужно заставлять учиться, — нужно создать условия, максимально соответствующие их познавательным потребностям.

Ребёнок в Монтессори-педагогике – это ЛИЧНОСТЬ.

«Чтобы воспитывать ребёнка – надо его знать, чтобы его знать – надо за ним наблюдать, а чтобы за ним наблюдать – надо дать ему свободу».
Мария Монтессори

Источник: https://www.center-sozvezdie.ru/razvivayushhie-zanyatiya/muzyka

Музыкальная студия «дореми»

Разносторонне развитие малыша происходит только благодаря крепкой взаимосвязи умственного, физического, нравственного и эстетического воспитания.

Музыка — вид искусства понятный всем без исключения. Именно музыка может передать любые эмоции, чувства и переживания, настроение.

Музыка является проводником в мир звука, ритма, гармонии, песни и танца. Она окружает нас по всюду.

С первых месяцев жизни маленький человечек выделяет мелодию из окружающих его шумов и проявляет своего рода «Комплекс оживления», который благоприятным образом сказывается на общем развитии ребенка, потому мы и проводим занятия музыкой для детей 3 лет.

Через музыку ребенок слышит, чувствует и узнает многообразие окружающего мира. Малыш познает себя и близкое окружение. Именно поэтому занятия музыкой для детей 4 лет — уже поздно, чем раньше вы познакомите ребенка с миром музыкальных звуков, тем быстрее и гармоничнее он будет развиваться.

Музыкальные уроки – прекрасная возможность для формирования музыкального слуха и эмоциональной отзывчивости на прекрасные и добрые моменты жизни.

Наше обучение музыке детей опирается на методику Карла Орфа, главная идея которой отличается от классических занятий музыкой, где основная идея : Дети играют музыку. Девиз методики Карла Орфа : Дети играют В музыку.

На наших занятиях мы развиваем музыкальный талант ребенка через мелодию, пение и танец. Наше обучение музыке детей включает:

  • обучение нотной грамоте (рабочие тетради, видео и аудио материалы);
  • развитие чувства ритма;
  • постановка дыхания и артикуляционные упражнения;
  • пение и постановка голоса;
  • актерское оформление музыкального номера (движение на сцене, эмоциональная подача песни, умение петь для зрителя);
  • музицирование (игра на синтезаторе и музыкальных инструментах);
  • «слушанье» музыки (знакомство детей с шедеврами мировой классической музыки. В этом разделе занятия дети стараются передать эмоциональный фон произведения через рисунок, учатся наполнять музыку яркой образностью, что помогает развивать музыкальные способности и воображение);
  • развитие музыкального слуха.

Музыкальные занятия для детей необходимы, поскольку оно помогает лучше и быстрее усваивать любую информацию, развивает память, вырабатывает нестандартный и оригинальный подход к решению любых задач, развивает творческие и интеллектуальные способности.

Если вы хотите, чтобы Ваш ребенок чисто пел, знал и любил музыку, красиво двигался, не боялся сцены, был открыт, весел, уверен и гармонично развит, тогда срочно запишите своего ребенка в нашу музыкальную студию «ДоРеМи»!

Источник: http://babyum.by/courses/muzykalnaya-studiya-doremi/

Ссылка на основную публикацию