Рассказ про ломоносова детям, 4-5 класс

Рассказ о М.В.Ломоносове детям

Есть люди, которые славили и славят Россию. К таковым относится М.В.Ломоносов. Ломоносов занял видное место среди величайших умов мира. Для России он был и остаётся беспримерным явлением, недосягаемым великаном в деле просвещения.

М.В.Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 года. Его малая родина – деревня Мишанинская Архангелогородской губернии (ныне село Ломоносово Архангельской области).

Семья Ломоносовых была зажиточнее прочих семей. Дом Ломоносовых был виден издалека. Речка Курополка протекала совсем рядом.

Отец Михаила Ломоносова, Василий Дорофеевич, был заправским рыбаком. Его характер закалило море. Он был человеком суровым, мужественным. С весны до осени Василий Дорофеевич со своими братьями ходил на судах в Белое море, ловил рыбу и промышлял морского зверя. Белое море, или как его еще называли, Студеное, слабаков не терпело.

Мать, Елена Ивановна, происходила из семьи дьякона. Она была доброй и ласковой женщиной. Настоящей красавицей. У нее была тяжелая золотистая коса. Внешним обликом Михаил был похож на мать.

Он был «круглолик, кареглаз, кровь с молоком». Елена Ивановна с нежностью и теплотой относилась к единственному сыну.

К сожалению, Михаил, или как его называли в детстве Михайло, лишился матери очень рано, когда ему было только девять лет.

Мальчишка он был смышленый, до всего ему было дело. Русский север навсегда оставил неизгладимое впечатление в его душе. Ему было все интересно. Михайло был очень любознательным и задавал отцу много вопросов, на которые Василий Дорофеевич не всегда знал ответы.

На десятом году жизни Михаил начал помогать отцу в работе. Вместе они подолгу находились в море, рыбачили, охотились. Пришлось пройти через всякое: бури и полное безветрие, когда безжизненно обвисают паруса и тихое море качает судно на одном месте. Тогда приходилось браться за весла. Отец говорил сыну: «Смелый, да умелый нигде не пропадет».

Первыми учителями Ломоносова были сосед Иван Афанасьевич Шубной и дьячок местной Дмитровской церкви С.Н.Сабельников. Книгочею Ивану Шубному нравился пытливый и любознательный мальчик.

Он показывал ему аз и буки, веди и глагол. Читать и писать Михайло научился быстро. Первыми прочитанными книгами были церковные книги.

Но эти книги не отвечали на вопросы – почему появляется северное сияние, отчего бывают приливы и отливы?

Первые свои заработанные деньги Михаил потратил на книги — «Грамматику» Мелетия Смотрицкого, «Арифметику» Л.Ф.Магницкого, «Стихотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого. Мальчик не расставался с ними ни днем, ни ночью. Ложась спать, он клал их под подушку. Особенно его захватила «Арифметика».

С течением времени жизнь Михаила в отцовском доме становилась невыносимой. Мачеха придирчиво и сурово относилась к мальчику. Особенно ей не нравилось его пристрастие к книгам.

Михаил принимает решение покинуть родной дом. В конце 1730 года Ломоносов решается идти в Москву вместе с рыбным обозом.

В уже достаточно взрослом возрасте (девятнадцати лет) Михаил сел за парту в Навигацкой школе, в Москве. Но вскоре его планы поменялись. Он начинает учебу в «Спасских школах», то есть в Славяно-греко-латинской академии. Детям крестьян в академии учиться не полагалось, поэтому Михаилу пришлось выдать себя за дворянского сына.

Учеба проходила в нелегкой обстановке, «школьники, да малые ребята» не раз поднимали на смех великовозрастного ученика. Но главной проблемой был недостаток средств. Стипендия была несколько копеек в день. На эти деньги нужно было покупать еду, одежду, приобретать перья и бумагу. Выплата стипендии осуществлялась нерегулярно.

Стремление к овладению знаниям – вот что помогло преодолеть пытливому юноше все страдания, трудности и лишения, которые выпали на его долю.

Огромное впечатление на Ломоносова произвел двухэтажный дом с высоким подклетом и необычной вывеской: «Библиотека». Вот где было царство книг! Книги грудами лежали на столах, теснились на полках, на высоких подставках.

Какие же предметы изучали ученики в то время? Помимо латыни, главной считалась логика, затем шли математика, история, география, церковнославянский язык, нотное пение.

В академии Ломоносов научился многому. Он получил хорошие знания в области естественных наук, познакомился с лучшими образцами древнерусской литературы, с латинской поэзией, освоил латынь и греческий язык.

В 1735 году Ломоносов в составе группы учеников из двенадцати человек был направлен в Петербург, где был зачислен в студенты университета при Академии наук. В последующие годы Ломоносов продолжил обучение в странах Европы.

Он учился на совесть и многого в своей жизни добился. М.В.Ломоносов стал учёным с мировым именем.

Химия, физика, астрономия, филология, история, география, геология, металлургия, стекловедение – чем только не занимался М.В.Ломоносов, и везде он оставил свой уникальный, неповторимый след.

За что мы ценим М.В.Ломоносова?

Он славил новизну открытия, непобедимую волю человека, врывающегося в темные дебри неизвестности, шагающего наперекор стихии.

Он стремился познать непознанное, открыть движущие силы материи, чтобы управлять ими. М.В.Ломоносов говорил: «Обучайтесь прилежно. Постарайтесь в обогащении разума и в украшении российского слова. Прилагайте крайнее старание к познанию естественных вещей».

Ломоносов знал, что многие его труды, особенно те, которые удалось предать печатному тиснению, не потонут в безмолвной пучине времен.

Ему всегда было дело до России. Он трудился не ради собственной славы, он работал на благо народа. Слава – это дым, переживут века лишь добрые дела. Ломоносов душою болел за государство Российское.

Он считал, что обширнее и обильнее его нет государства на земле. Улучшение благосостояния народа он считал наиважнейшим делом.

Доброе, разумное и бесстрашное слово Ломоносова слушалось не только простыми людьми, но и сиятельными особами.

Источник: http://DetskiyChas.ru/school/lomonosov/rasskaz_o_lomonosove_detyam/

Краткая биография Ломоносова самое главное для детей

Михаил Васильевич Ломоносов был поэтом, писателем и ученым, поэзии и открытия которые дошли до сегодня. Он прославился во всем мире уровнем своего мозга и знаний. Своими достижениями он покорил весь мир.

Он родился в 1711 года 8 ноября в Архангельской области. С детство он выделялся своим упорством и знаниями. В возрасте 14 лет он научился без ошибок писать. В Российском империи того времени, научиться без ошибок писать было большое достижения, так как некоторые люди в возрасте не умели, так красиво писать как он.

Узнав о том, что его отец хочет поженить его в возрасте 19 лет, Михаил Васильевич Ломоносов решил бежать в Москву. Так как не было ни каких средств для переезда в Москву, он с Архангельской области до Москвы прошел пешком.

Поступил он там в академию, где 12-летний курс, он прошел за 5 лет. Знания и его упорство настолько поразили всех, что в академии, он был один из лучших. Его с академии в 1736 году отправляют в Германию учиться.

С тех пор он активно начинает учить множество наук и читает множество произведений, как и древние произведения так и новые. В Германии, он также выделялся своими знаниями и ставил опыты в разных сферах. Он собирал библиотеку и читал множество книг.

В 1741 году, он возвращается на родину из Германии. В 1742 году его назначают адъютантом в Петербургской академии, а за три года он получает степень профессора в области химии.

В 1754 год, за 2 года до смерти, он начинает активно строит проект академии. Данная академия было названа именем Ломоносова. В 1756 году от воспаления легких, ученый погибает. Его хранят в Петербургском кладбище.

5, 6, 7, 9 класс для детей

Биография Ломоносова по датам

8 (19) ноября 1711 года появился на свет Михаил Васильевич Ломоносов в селении Денисовка, что в Архангельской области. Семья, в которой появился на свет великий ученый жила богато. Основным занятием его отца было рыболовство. Поэтому, что говорится с младых ногтей, выходил Михаил с батюшкой на промысел.

Такие походы в море дали много для общего развития Михаила Васильевича. Он научился ценить красоты русской природы, видеть необычное в обыденном, в том, что мы зачастую не замечаем.

Кроме эстетической составляющей, плавание и рыболовство сформировали основу характера Михаила Ломоносова.

В раннем возрасте Ломоносов научился читать и писать, но в совершенстве владеть грамотой он стал лишь в возрасте четырнадцати лет.

Отец решил, что, когда его наследнику исполнится девятнадцать – он его женит. Михаилу не понравилась подобная перспектива и он, когда ему исполнилось девятнадцать, пешком отправился в Москву получать образование. Этот поступок рассказывает о внутренних качествах Ломоносова, о том, что у Михаила была непреодолимая тяга к знаниям.

В 1731 году Ломоносов добрался-таки до стольного града Москвы и поступил в академию Славяно-греко-латинскую. Время учебы можно охарактеризовать как трудное и бедственное, потому что главная проблема – это голод.

Благодаря железной выдержке и стальной силе воли Михаил Васильевич всего за пять лет освоил двенадцатилетний курс обучения в учебном заведении.

Наступил 1736 год. Михайло, как нескольких прочих хорошо занимающихся учащихся, отправляют в Германию, чтобы там постигали и совершенствовали познания в технической и естественной областях наук.

Также, там на немецкой стороне, Ломоносов Михаил увлекся изучением иностранных языков и литературы.

Благодаря любви к словесности, он стал формировать собственную библиотечку, почетное место в которой заняли труды античных и современных писателей.

В Германии Михаил Васильевич ведет активную научную работу: читает лекции студентам, пишет научные доклады, проводит опыты, и, конечно же, постигает новые науки.

Параллельно, в связи с увлечением литературой, начинает слагать вирши.

В 1741 году Ломоносов приезжает в Россию.

В 1742 году Михайло становится аспирантом Петербургской академии наук, а спустя всего три года – он уже профессор в области химической науки.

Прошло некоторое время и вот настал 1754 год. Это год знаменательный для российской науки, потому что Михаил Васильевич создал проект Московского университета, который впоследствии станет носить имя того, кто некогда стоял у его истоков.

В научном плане, Ломоносов совершил немало: открыл физический закон сохранения материи, в оптике разработал теорию цвета, создал специальные оптические приборы.

Примерно в это же время Михаил Ломоносов увлекся изучением истории России. В результате он создал труд «Краткий российский летописец с родословием».

Этот научный труд приобрел широкую популярность среди историков, потому что в разы упростил работу с исторической документацией.

Также эту книгу прочитали многие грамотные люди того времени, да и сейчас ее популярность остается достаточно высокой, но, увы, в узких кругах.

Когда знаменитому соотечественнику исполнилось пятьдесят четыре года, то он заболел пневмонией. Медицина в то время была, к сожалению, не так технологична, как сегодня, и Ломоносов скончался от банального воспаления легких.

Прах великого ученого упокоен на Лазаревском кладбище Петербурга 4 (15) апреля 1765 года.

5, 6, 7, 9 класс для детей

Интересные факты и даты из жизни

← Бетховен↑ БиографииТвардовский →

Источник: https://uchim-klass.ru/biografiya/lomonosov

Доклад про Ломоносова (5 класс, по литературе) | ДоклаДики

Доклад про Ломоносова (5 класс, по литературе)

Михаил Васильевич Ломоносов — гений своего времени, сделавший огромный вклад в формирование науки. Он организовывал науку в Российской империи.

Занимался астрономией, приборостроением, географией, металлургией, геологией, поэзией, филологией, историей, генеалогией, а также рисованием.

В современной России его имя связано с Московским университетом, проект которого он создал.

Ломоносов всего добивался сам, ведь родился он в семье крестьян, хотя и довольно зажиточных. Случилось это 19 ноября 1711 года возле села Холмогоры. Воспитывала ребенка мачеха, так как мать умерла рано. В 19 лет он сбежал из дома и поехал в Москву вместе с рыбным обозом.

Там Ломоносов стал учеником Славяно-греко-латинской академии, где достиг больших успехов в обучении.

Через 5 лет его отправили в университет при Академии Наук, находившийся в Санкт-Петербурге, а уже через год он отправился в Германию для изучения математики, физики, химии, философии и металлургии.

В Германии Михаил Васильевич жил 5 лет, в течение этого времени он женился, родились дети. После возвращения в Россию он служил в физическом классе Академии, а в 1745 году стал профессором химии. До этого ни один русский не получал это звание.

Получив звание профессора, Ломоносов стремится сделать науку доступной для русского народа. Он добивается чтения публичных лекций на русском языке, до этого они читались исключительно на латыни и немецком.

При нем начинается набор студентов из семинарий, строится первая химическая лаборатория для проведения исследований. Он стремится сделать книги более доступными для обычных людей, а естественные науки — применимыми на практике, пишет труды по химии и физике.

После открытия в 1755 году Московского университета Михаил Васильевич пытается отстоять право низшего сословия на образование.

Основные достижения были сделаны Ломоносовым в области химии, физики и астрономии. Ученые в Европе смогли достигнуть успехов в этих науках лишь через несколько десятилетий.

Он сумел развить науку о стекле, что привело к созданию знаменитой русской мозаики, объяснил причины возникновения северных сияний, создал теорию цветов, открыл наличие атмосферы у Венеры, изобрел уникальный для того времени телескоп-рефлектор, а также внес огромный вклад в развитие русского языка.

Ломоносов кардинально изменил принципы русского стихосложения. До этого стихотворения сочиняли по принципу одинакового количества слогов в каждой строчке, а также добавляли рифму в конце строки.

Это не придавало произведениям того времени особого изящества и музыкальности. Михаил Васильевич применил к каждому стихотворному размеру силлабо-тоническую систему, то есть чередование ударных и безударных слогов в определенном порядке.

Он написал большое количество стихотворений и од, в которых писал о том, что изучал. Научная деятельность Ломоносова отражалась в его творчестве.

Он не только воспевал в своих произведениях Родину, но и посвящал свои строки науке, описывал свое восприятие мира и космоса. Он также внес вклад в развитие литературного русского языка, разделив все слова по «трем штилям».

Гений Ломоносова не только сделал огромное количество открытий в самых различных областях знаний, но и кардинально изменил российскую действительность в XVIII веке.

Источник: http://dokladiki.ru/doklad/doklad-pro-lomonosova-5-klass-po-literature

Краткая биография Ломоносова самое главное

Михаил Васильевич Ломоносов – родился в 1711 году, а умер в 1765.

Ломоносов являлся одним из начинателей русской литературы. Учёный по образованию, он смог добиться того, что благодаря его произведениям было сформировано народное сознание и увеличена роль литературного языка.

Родился Михаил Васильевич в богатой семье, в маленьком селе. Его убеждения о восхитительных дарах природы были сформированы ещё в детстве, когда он вместе с отцом путешествовал по морю. В совершеннолетнем возрасте сбегает из отчего дома в столицу, потому что узнаёт о планах своего отца. Тот собирался женить Ломоносова на незнакомке.

В Москве Михаил Васильевич жил бедно, потому что отец отказался содержать беглеца. Но Ломоносову удалось достойно отучится в академии, после чего пришлось уехать заграницу, чтобы продолжить обучение

После возвращения на родину Ломоносова признали великим химиком в Петербургской академии. Им был открыт закон о сохранении материи. Но, не смотря на это, автор продолжал работать и над творческой деятельностью. Умер Ломоносов в возрасте средних лет от воспаления лёгких .

В течение совей жизни Ломоносов написал произведения разных жанров: от научно-популярных, до художественных.

5 класс, 3 класс, 4,7 ,9 класс. для детей по литературе

Читайте также:  Классный час 11 класс. сценарий

Краткая биография Ломоносова по датам

Михаил Ломоносов родился восьмого (девятнадцатого) ноября тысяча семьсот одиннадцатого года в деревне Мишанинская Архангельской губернии. Позже деревня была реорганизована в село, которое в тысяча девятьсот одиннадцатом году переименовали в Ломоносово.

В конце тысяча девятьсот тридцатом году Михаил Васильевич отправляется на обучение в Москву. Здесь он в течение пяти лет проходит двенадцатилетнюю программу обучения.

Став одним из выдающихся студентов, в тысяча семьсот тридцать шестом году Ломоносов едет в Германию, чтобы продолжить свое обучение. В Германии делает упор на изучение естественных наук, иностранного языка и литературы. Однако, параллельно успевает заниматься опытами, читать лекции для студентов, а также писать стихотворения.

В тысяча семьсот сорок первом году Михаил принимает решение возвратиться в родные края. После возвращения трудится в Петербургской академии наук, где в тысяча семьсот сорок втором году его назначают адъюнктом класса физики. Затем, по прошествии трех лет, Ломоносов становится профессором химии.

Неоценим вклад Михаила Ломоносова в развитие физики, химии, истории, географии и многих других наук. Важно отметить, что именно Ломоносов обосновал закон сохранения массы вещества.

Умер Михаил Васильевич четвертого (пятнадцатого) апреля тысяча семьсот шестьдесят пятого года вследствие воспаления легких.

Биография по датам и интересные факты

Другие биографии:

  • Кардинал РишельеВ Париже, в семье важного государственного чиновника 9 сентября в 1585 году появился сын, которого назвали Арманом Жаном дю Плесси. Образование получал он в Наваррском коллеже.
  • Гончаров Иван АндреевичДетство Гончарова прошло в купеческой семье, но никакой достаток не смог затмить трагедию, которая случилась на восьмом году жизни Ивана Андреевича. Отец Гончарова умер и его воспитанием занимались только мать и дядя
  • Драгунский ВикторВсе мы знаем известного детского писателя Драгунского. Его замечательные и захватывающие истории не оставят без внимания ни одного маленького читателя. Как и у большинства творческих людей, так сложилось, что судьба не баловала мальчишку с ранних лет.
  • Есенин Сергей АлександровичСергей Александрович Есенин прожил очень короткую, но плодотворную жизнь. Его произведения актуальны сегодня. Учат любви, побуждают к размышлениям о духовной жизни.
  • Лермонтов Михаил ЮрьевичМихаил родился 3 октября (15 октября по старому стилю) 1814 года. Наибольшую часть своего детства будущий писатель провёл в Тарханах

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkie-biografii/lomonosov-mihail-vasilevich

Биография Ломоносова — самая интересная :

Михаил Васильевич Ломоносов (19.09.1711-15.04.1765) — великий русский учёный, разносторонний и необычный человек. Его умом и способностями восхищаются на протяжение веков. Биография Ломоносова М.В. интересна и неординарна. Это человек-легенда, сделавший массу открытий.

Детство и юность

Биография Ломоносова для детей будет стимулом и примером. Михаил Васильевич вырос в крестьянской семье, в деревне Денисовка Архангельской губернии. С детства он любил читать и имел огромную тягу к наукам.

В 15 лет он прочитал массу различных книг: от арифметики до пособий по созданию рифм. Но это вовсе не значит, что наш учёный не интересовался ничем, кроме чтения.

Будущий великий просветитель любил ходить с отцом на рыбалку, охоту, общался со сверстниками.

Обучение

Михаил был не только умным, но и хитрым. При поступление в Московскую славяно-греко-латинскую школу, он притворился дворянином, благодаря чему изучил языки древних народов, литературу и другие науки.

В 1736 году его направили в университет, а позже учёный по направлению отправился в Марбургский университет (Германия), и всё это благодаря стараниям и любознательности. За 3 года обучения он освоил естественные науки, затем отправился во Фрайбург изучать горное дело и химию.

В этот же период он начал писать стихи и теоретическую литературу. Его «Письмо о правилах российского стихотворства» получило одобрение поэтов.

Карьера и достижения

Учёный вернулся на родину в 1741 году, через год стал преподавателем физики, а ещё через 3 — профессором химии в Петербургской академии наук. В 1755 году Ломоносов стал инициатором создания создания нового учебного заведения — Московского Университета (ныне МГУ).

Писатель и поэт

Первой работой, получившей широкую известность и признание, стала «Российская грамматика», включавшая в себя 14 книг. По этим учебникам обучались долгое время во всех учебных заведениях России. Но данная работа не является единственной.

Михаил был талантливым писателем. Из-под его пера вышли такие творения: ода «Утренние размышления о Божием величие», «Ода выбранная из Иова», «Письмо о пользе стекла», героическая идиллия «Полиодор» и многое другое.

Наследие Ломоносова включает в себя множество трагедий, стихотворений и од.

Краткая биография Ломоносова как химика и физика

Михаил проделал большую работу по изучению корпускулярного метода и теории кинетической теплоты. Данные учения получили известность только через столетия при изучении молекул. Корпускулярный метод стал основой современной молекулярной физики.

Его труд «Первые основания металлургии, или рудных дел» стал основой русской химии. В нём Ломоносов рассмотрел свойства металлов и дал классификации, доказал, что нефть, янтарь и торф — органический материал, описал способы получения меди, железного купороса и серы.

Первооткрыватель и создатель

Ломоносов является изобретателем неорганических элементов, например, стекла и фарфора. Также он создал газовый барометр, различные термометры, прибор определения твёрдости и множество других необходимых для науки приспособлений.

Заключение

Биография Ломоносова считается одной из интереснейших. Его учебники по химии и русской грамматике использовались в течение многих лет. Московский Государственный Университет, созданный этим учёным, является самым престижным в России.

Источник: https://www.syl.ru/article/72507/biografiya-lomonosova—samaya-interesnaya

Краткая биография Ломоносова

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) – первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик, художник, историк, поэт и писатель.

Среди биографий ученых Ломоносов занимает особое место потому, что он вошел в науку еще и как астроном и приборостроитель, географ и металлург, геолог, поэт, филолог, художник, историк и генеалог, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики.

Такое количество областей знаний дает нам полное право утверждать, что Михаил Ломоносов – это один из немногих примеров универсального гения.

Едва ли краткая биография Ломоносова позволит нам осветить все стороны жизни этой уникальной личности, но самое главное мы вам расскажем.

Ранние годы

Родился Михаил Ломоносов 8 ноября 1711 г. в селе Мишанинская, что в Архангельской губернии. До середины XVIII века деревни Денисовка и Мишанинская существовали порознь, а затем были объединены в одно село Ломоносово.

Родители Ломоносова были состоятельными людьми, так как отец Василий был деятельным и трудолюбивым рыбаком. Михаил с ранних лет начал выходить с отцом в море.

Грамоте и чтению Ломоносов обучался у дьячка местной Дмитровской церкви. В возрасте 14-ти лет Михаил уже умел читать и грамотно писать, что для того времени и места была немало.

Когда маленькому Михаилу было 8 лет, умерла его родная мать. Отец женился еще два раза, и последняя, третья жена, с самого начала возненавидела Михаила Ломоносова.
Это сильно угнетало юного гения, и он, узнав, что отец собрался его женить, в 19 лет решает бежать в Москву.

Ранним декабрьским утром он убегает из дому, и через три дня догоняет караван рыбаков, направляющийся в Москву. Упросив их не прогонять его, он благополучно прибывает с ними в столицу.

Годы учебы и деятельность

Чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию, Ломоносов подделал документы, выдав себя за сына холмогорского дворянина. Дело в том, что простому крестьянину дорога в учебные заведения была закрыта.

Так начинается тяжелый период в биографии Ломоносова. Бедность и постоянная нужда лишали будущего ученого многих насущных потребностей, но он с невероятным упорством продолжал обучение, поглощая все новые и новые знания.

В 1734-1735 проходит учебу в Киево-Могилянской академии, а затем возвращается в Москву заканчивать Славяно-греко-латинскую академию.

В 1736, в числе лучших студентов, отправляется учиться в Германию, где изучает технические и естественные науки. Параллельно он осваивает иностранные языки и изучает европейскую литературу. Начинает делать переводы художественных произведений.

Краткая биография Михаила Ломоносова не позволяет во всей красе рассказать, какой невероятно пытливой и любознательной натурой он был. Он изучает множество наук, ставит опыты, выступает с лекциями. Но даже при такой колоссальной занятости он умудряется регулярно и углубленно заниматься поэзией, литературой и историей.

В 1739 он женится в Германии на дочери квартирной хозяйки, а в 1741 Михаил Васильевич возвращается на родину в Россию.

В 1742 Ломоносов был назначен адъюнктом физики в Петербургской академии наук, а через 3 года стал профессором химии.

Уникальное наследие

Вклад Ломоносова в самые разные сферы науки очень велик. Например, именно он впервые выдвинул идею о том, что весь материальный мир состоит из атомов и молекул. Официально ученый мир заговорил об этом только спустя 100 лет.

Также он заложил основы физической химии, которая объясняет химические явления на основе законов физики.

Его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики.

Независимо от Леонардо да Винчи (чьи работы были найдены гораздо позже), Михаил Ломоносов изобрел первый прототип вертолёта.

Его литературное творчество содержит произведения на разных языках: «История Российская», трагедии «Тамара и Селим», «Демофонт», стихотворения и многое другое.

В 1754 году Ломоносов разработал проект Московского университета, который позже был назван в его честь. Кроме всего сказанного, краткая биография Ломоносова знаменательна открытием закона сохранения материи, написанием работ по теории цвета, построением множества оптических приборов.

Большой вклад Ломоносов внес также и в историю. Ученый создал «Краткий российский летописец с родословием», где описал главные события истории России с 862 по 1725 год. Это издание облегчило работу с историческими документами и стало очень популярно среди читателей.

Михаил Васильевич серьезно занимался риторикой и словесностью став, по сути, основоположником русского языка.

Кончина

Смерть настигла Михаила Ломоносова в возрасте 54 лет. Умер великий ученый от воспаления легких 4 апреля 1765 года, и был похоронен на Лазаревском кладбище в Санкт-Петербурге.

Интересные факты о Ломоносове

Михайло Ломоносов был физически очень сильным человеком. При необходимости он мог «поставить на место» своего оппонента, приложив к этому тяжелую крестьянскую руку.

Рассказывают, что однажды на него напали три матроса, с целью обокрасть. Однако это для них закончилось плачевно, так Ломоносов их здорово побил.

По характеру он был добрым и незлобивым человеком, однако вспыльчивым и эмоциональным.

Интересен факт, что в какую бы научную сферу он не обращал свой гениальный ум – всюду делал открытия и вносил существенный вклад в развитие.

Если вам понравилась краткая биография Ломоносова – подписывайтесь на InFAK.ru в любой социальной сети. С нами вы узнаете самые интересные факты из жизни великих людей!

Понравился пост? Поддержи InFAK, нажми:

Источник: https://infak.ru/biografiya-lomonosova/

Творческая работа учащихся (5 класс) по теме: Биография Михаила Васильевича Ломоносова

  Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), русский просветитель, ученый-энциклопедист, поэт, переводчик. Родился 8 (19) ноября 1711 в деревне Мишанская близ Холмогор Архангельской губернии в семье крестьянина-помора.

Ходил с отцом на судах за рыбой в Белое море и Северный Ледовитый океан. Рано научился грамоте и к 14 годам прочел все книги, которые мог достать: «Арифметику» Магницкого, «Славянскую грамматику» Смотрицкого и «Псалтирь рифмотворную» Симеона Полоцкого.

В декабре 1730 года ушел с рыбным обозом в Москву.

В январе 1731 года Ломоносов, выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию, где получил хорошую подготовку по древним языкам и другим гуманитарным наукам. Латинский язык знал в совершенстве, впоследствии был признан одним из лучших латинистов Европы.

В начале 1736 года как один из лучших студентов Ломоносов был направлен в университет при Петербургской академии наук, а осенью того же года — в Германию, в Марбургский университет, в котором 3 года обучался естественным и гуманитарным наукам.

В 1739 году отправился во Фрайбург, где изучал химию и горное дело в Горной академии. К этому времени относятся первые поэтические и литературно-теоретические опыты.

Ломоносов прислал в Россию «Письмо о правилах российского стихотворства» с приложенной к нему одой «На взятие Хотина», в которой практически подтверждал провозглашенные в «Письме» правила русского силлабо-тонического стихосложения.

Последовательно и смело развивал идеи, впервые высказанные В. К. Тредиаковским, и утверждал силлабо-тоническую систему как «природную» для русского языка.

В 1741 году Ломоносов вернулся в Россию.

В 1742 году был назначен адъюнктом физического класса, а в 1745 — профессором химии (академиком) Петербургской академии наук. Сразу повел борьбу против «неприятелей наук российских» из числа иностранцев.

Творчество Ломоносова было исключительно разносторонним. В его работах получили освещение почти все отрасли современного ему естествознания, горного дела и металлургии, математики, истории, филологии, языкознания, искусства, литературы.

В 1748 году он создал химическую лабораторию, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751 году.

М.В. Ломоносов активно и успешно занимался астрономией, мореходным делом, краеведением, географией, метеорологией и другими науками. Ввел в употребление химические весы и заложил основы количественного анализа, опроверг флогистонную теорию горения, аргументы против которой позже изложил Лавуазье.

В 1742 году Ломоносов впервые в России начал читать публичные лекции на русском языке в Академии наук. В 1755 году по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/01/24/biografiya-mikhaila-vasilevicha-lomonosova

Интересные факты о Ломоносове

Кто такой Михаил Васильевич Ломоносов – должны знать все россияне. Ведь этот великий человек не только сделал много открытий в науке, но и прославил Россию, как выдающийся сын своей земли.

Учитывая уникальность дара, которым обладал Михайло Васильевич, он давно стал хрестоматийным примером, вокруг которого до сих пор ходит много мифов и легенд.

Михаил Ломоносов

Мы постараемся дать вам наиболее реальную картину из жизни этой ярчайшей, с позволения сказать, звезды на небосклоне русской славы.

По праву Ломоносова можно считать универсальным гением, которых за всю историю человечества было буквально несколько человек. К этой славной плеяде всесторонне одаренных людей относится, несомненно, и Леонардо да Винчи, о котором мы уже рассказывали.

Итак, предлагаем вашему вниманию интересные факты о Ломоносове. Сразу надо сказать, что жизнь великих людей отличается поразительными противоречиями и кажущимися нестыковками. Таким был и наш герой, но обо всем по порядку.

Детство Ломоносова

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) родился в деревне Мишанинской (сегодня это село Ломоносово) в Архангельской губернии.

Практически все село занималось рыбным промыслом, поэтому не удивительно, что юный Михаил уже в 10 лет стал помогать отцу, выходя с ним в открытые воды суровых северных морей.

Иногда они заплывали в Белом море до Соловецких островов.

Читайте также:  Стихи о празднике 1 сентября. стихи о школе

Вопреки некоторым мифам, Ломоносовы были довольно зажиточными людьми, так как трудолюбивый отец умел хорошо делать свое дело.

Побег из дома в Москву

Однажды Михаил узнал, что отец собирается его женить. А это никак не входило в планы юного рыбака. Здесь надо заметить, что родная мать Михаила умерла, когда ему было всего 8 лет, и отец его женился еще дважды.

Последняя, третья жена отца Василия, имела скверный характер, и не переносила Михаила. Особенно ее злила страсть подростка к книгам.

Отношения с мачехой и новость о замыслах отца женить его, весьма негативно повлияли на нашего героя.

Недолго думая, он принял решение сбежать из дому.

Декабрьской ночью 1730 года девятнадцатилетний Михаил Ломоносов тайно покидает отчий дом вместе с рыбным караваном, направлявшимся в Москву.

Следует сказать, что юный беглец никого не предупредил и ни с кем не попрощался, боясь, что ему помешают осуществить задуманное. Караван он нагнал лишь на третий день, упросив рыбаков не прогонять его, а помочь добраться до Москвы.

Ко времени ухода из дому, он уже был достаточно образованным человеком, так как прежде его обучением занимался дьячок Дмитровской церкви.

Образцы почерка 14-летнего (сверху) и 19-летнего (снизу) Ломоносова

Интересен факт, что в дорогу Ломоносов взял с собой всего две книги: «Грамматику» и «Арифметику».

Путешествие заняло три недели, и в январе 1731 года никому не известный крестьянский юноша вступил в город, который впоследствии прославит на весь мир.

Студенческие годы

Для того чтобы поступить в Московскую славяно-греко-латинскую академию, Михаил вынужден был подделать документы, выдавая себя за сына холмогорского дворянина. Уловка не была никем замечена, и архангельский парень приступил к учебе.

В 1734-1735 гг. едет в Киев учиться в Киево-Могилянской академии, после чего снова возвращается в Москву в Славяно-греко-латинскую академию, заканчивать образование.

Проявив себя необыкновенно даровитым студентом, Михаил Ломоносов, вместе с двумя лучшими выпускниками академии, был направлен для обучения в Германию.

Случилось это в 1736 году, когда русскому гению было 25 лет.

Три года он изучал науки в Марбургском университете, затем год в Фрайберге, у Генкеля, и еще год провел в разъездах, в том числе и по Голландии.

За это время Ломоносов досконально изучил естественные науки (химию и физику), а также серьезно увлекся металлургией и горным делом.

Достоверно известно, что гениальные люди, как правило, обладают определенным складом ума: точным или гуманитарным.

Так, например, Александр Пушкин был фантастически одаренным человеком в сфере гуманитарных наук, а вот математику и все точные науки совершенно не понимал и не любил.

Интересен факт, что Ломоносов, кроме огромной любви к точным наукам и вопреки указанному правилу, чрезвычайно серьезно занимался словесностью. Он написал много стихов, пособий по риторике и красноречию и т.п.

Многие строки из его поэтических произведений стали крылатыми:

И еще:

В ходе своего 5-летнего пребывания по Европе, он еще и глубоко изучал европейскую литературу и занимался переводом стихов.

Интересен факт, что Ломоносов в совершенстве владел 11 языками.

И еще один интересный факт. Пушкин, которого мы уже упоминали, восхищался Ломоносовым и писал о нем следующее:

И еще одна цитата:

Опережая время

Этот параграф может показаться вам не таким интересным, так как здесь рассказывается о некоторых научных достижениях ученого.

Однако ниже мы приведем интересные факты про Ломоносова и увлекательные истории из его жизни.

Собственноручная запись Ломоносова в лабораторном журнале

Хорошо известно, что многие открытия Михайло Васильевича Ломоносова на столетия опережали свое время. Так, например, он первый высказал теорию строения материи, которая предвосхитила открытие атомов и молекул.

В своих работах в 1740-ых годах он утверждает, что все вещества состоят из корпускул — молекул, которые, в свою очередь, являются «собраниями» элементов — атомов.

Именно Ломоносов заложил основы физической химии, которая объясняет химические явления на основе законов физики.

Занимаясь теориями света и цвета, он доподлинно стал основателем науки о стекле. В 1748 он создал Химическую лабораторию и провел в ней свыше 4 тысяч (!) опытов. Результатом этого стало появление в промышленности цветных стекол и изделий из него.

Интересным и поистине удивительным является тот факт, что Ломоносов самостоятельно изобрел более десяти совершенно новых и уникальных оптических приборов, став одним из самых выдающихся мировых опто-механиков своего времени.

Используя эти приборы, ученый открыл тот факт, что у планеты Венеры есть своя собственная атмосфера, что было доказано гораздо позже.

В начале 1750-х годов Ломоносов вместе со своим другом Г. В. Рихманом изучает электричество вообще, и загадку молнии в частности. В ходе экспериментов он снова изобретает различные приборы для проведения научных опытов.

В процессе одного исследования Рихман был убит молнией, что стало причиной травли Ломоносова в Академии наук со стороны его многочисленных недругов.

Из рукописей Ломоносова

Еще один интересный факт о Ломоносове, как о человеке, далеко опередившем свое время, сообщает нам выдающийся геолог В. В. Докучаев, который в 1901 году написал по поводу теории происхождения чернозёмов следующее:

Немного о характере Ломоносова

Справедливости ради надо сказать, что нрав у Михаила Васильевича был достаточно крутым. В эмоциональном запале он мог прибегнуть к рукоприкладству и силой убедить оппонента в собственной правоте.

В этом он был очень похож на гениального художника Караваджо.

Кстати говоря, Михаил Ломоносов был чрезвычайно физически силен, что является крайней редкостью для ученых мужей. Обладая высоким ростом и могучим телосложением, он внушал страх потенциальным обидчикам.

Интересные истории из жизни Ломоносова

А теперь приведем несколько интересных историй из биографии нашего великого ученого.

Разбойники

Известен случай, как однажды вечером на Ломоносова, находящегося на Васильевском острове, напали три матроса.

Однако сын рыболова, вспомнив свои корни, как разъяренный лев атаковал первого нападающего. Не ожидая такого поворота событий, два других бросились убегать.

Схватив за одежду поваленного на землю матроса, Михайло потребовал сказать ему имена удравших хулиганов. Тот все выложил и признался, что они с друзьями хотели его ограбить.

— Каналья! – закричал Ломоносов, — так я же тебя и ограблю!

И, сняв с хулигана одежду, он отнес ее домой в качестве трофея.

Две телеги

Эта история не имеет достоверных источников, но сама по себе довольно забавна.

Говорят, что когда Ломоносов написал оду в честь годовщины восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, последняя была столь восхищена ею, что велела наградить гениального поэта 2 тысячами рублей.

Однако крупных денег на тот момент в казне не оказалось, и чиновники распорядились выдать указанную сумму медными деньгами.

Таким образом, к Ломоносову домой привезли литературную премию в виде двух телег с деньгами.

Вещий сон

Однажды, возвращаясь из Германии на корабле, Михаил Ломоносов во сне увидел небольшой остров в океане, на котором в детстве он бывал со своим отцом.

Во сне ему привиделся разбитый корабль и сам отец. Прибыв в Петербург, он срочно отправился на родину в Холмогоры. Там его брат сообщил, что отец, вместе с другими рыбаками, отправился в море на ловлю, и вот уже 4 месяца от них нет никаких известий.

Обеспокоенный Михаил Васильевич указал брату точные координаты показанного во сне острова, и попросил безотлагательно отправиться туда.

Добравшись до указанного места, рыбаки нашли обозначенный остров, на котором обнаружили тела пропавших односельчан, в числе которых действительно был Василий Ломоносов.

Интересные факты из жизни Ломоносова

  1. Как мы уже говорили, у Ломоносова был очень крутой нрав. В 1743 его взяли под стражу, и он 8 месяцев провел в тюрьме «за дерзкое поведение при академических распрях».
  2. Находясь в Германии, он женился на дочери протестантского пастора. Вернувшись в Россию, он тщательно это скрывал, так как мог получить серьезные проблемы от представителей Православной церкви.

    Два года он вообще не общался с женой, от которой у него уже были дети, однако доблестная немка нашла его через запрос в российское посольство. Как ни в чем не бывало, Ломоносов признался, что это действительно его жена, и устроил ее переезд в Петербург.

  3. Направляясь из Европы домой, в Россию, Ломоносов обманным путем был завербован в прусскую армию.

    Рекрутов прельстила могучая фигура русского «путешественника». Однако через несколько недель он сумел бежать, применив на практике природный ум и недюжинную свою силу. За ним была погоня (в случае поимки, его могли убить за дезертирство), но ему удалось скрыться.

  4. Интересен факт, что в прошлое время особенно активно обсуждалась версия о том, будто Ломоносов приходится внебрачным сыном Петра I. Однако никаких внятных подтверждений этому нет.
  5. Проект Московского университета принадлежит Михаилу Ломоносову.

  6. Интересен факт, что памятуя свое прошлое, в 1756 году Ломоносов отстаивает права низшего русского сословия на образование в гимназии и университете.
  7. Независимо от Леонардо да Винчи (чьи работы были найдены гораздо позже), Михаил Ломоносов изобрел первый прототип вертолёта.
  8. Михаил Васильевич был великолепным художником, используя в творчестве технику мозаичного набора.

  9. Умер гений земли русской 4 апреля 1765 г. от воспаления лёгких в собственном доме на реке Мойке. Ему было всего 53 года.

Если вам понравились интересные факты про Ломоносова, — обязательно подписывайтесь на InteresnyeFakty.org в любой социальной сети. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Источник: http://interesnyefakty.org/interesnyie-faktyi-o-lomonosove/

Краткая биография Михаила Ломоносова для школьников 1-11 класса. Кратко и только самое главное

­Краткая биография Михаила Ломоносова

Ломоносов Михаил Васильевич — великий русский ученый, труды которого имеют мировое значение; инициатор создания Московского Государственного Университета; естествоиспытатель, астроном, историк и просто пример «универсального человека». В науку он вошел как первый химик, создавший обширную карту исследований. Ученый родился 19 ноября 1711 года в с. Денисовка (ныне Ломоносово) Архангельской области.

Мать Михаила рано умерла, поэтому он воспитывался мачехой, но и ее вскоре не стало. Отец был состоятельным человеком, часто брал мальчика с собой в море расширять горизонты его знаний и стремлений.

В 14 лет он уже умел грамотно писать и изъясняться, а в 19 лет Ломоносов отправился в Москву, где обучался в Славяно-греко-латинской академии. В 24 года он поступил в Академический университет Санкт-Петербурга.

В 1736 году в числе лучших студентов он был направлен в Германию для стажировки и совершенствования знаний. Там он изучал не только иностранные языки, но также всемирную литературу и естественно-технические науки.

По прошествии четырех лет он вернулся на родину. В 1745 г. получил статус академика. Через 10 лет по его инициативе был основан самый главный Московский университет. Открытия этого ученого обогатили многие сферы знаний.

В 1756 году Михаил Васильевич лично отстаивал права малоимущих семей на получение образования в гимназиях и университетах. Через год ему был присужден чин коллежского советника.

Этот человек всемирно известен не только за награды, которые получил в процессе карьерного роста, но и за вклад, который внес в физику и химию.

Для начала он заложил основы физической химии, затем он исследовал учение о цвете и оптических приборах, силу тяжести и атмосферное электричество. В свои 46 лет, по табели о рангах, он был чиновником VI класса. Ломоносов управлял многими кафедрами и департаментами.

Он участвовал в составлении нового «Атласа Российского», занимался устройством гимназии. Не без его помощи в 1764 году была организована сибирская экспедиция. Через год, однако, ученый заболел воспалением легких и умер. Ломоносов похоронен в некрополе Александро-Невской лавры.

Для тех времен он вел более чем насыщенную жизнь, создав большую библиотеку и собрание сочинений.

см. также:
Все краткие биографии известных и знаменитых людей

Краткие биографии писателей и поэтов

Краткие биографии художников

­

Источник: http://www.sdamna5.ru/mihail_lomonosov

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). Биография — презентация

1 Михаил Васильевич Ломоносов ( )<\p>

2 Биография Михаил Васильевич Ломоносов родился 8(21) ноября 1711 года далеко на севере, в деревне близ старинного города Холмогоры. Его мать, Елена Ивановна, дочь дьякона из соседнего села умерла, когда Михайле исполнилось 9 лет. Отец, Василий Дорофеевич, был преуспевающим рыбаком-артельщиком, имевшим несколько судов и собственные промыслы на мурманском побережье.<\p>

3 Подобно всем детям из крестьянских семей Михайло рано начал трудиться: сначала помогал по дому, а уже в 10-летнем возрасте стал ходить с отцом в море. В лет стал учиться читать и писать по Псалтири и грамматике XVII века, осваивая азы точных наук по учебнику арифметики, изданному уже при Петре I. Учился старательно и плодотворно.<\p>

4 Дьячок, обучавший Ломоносова грамоте, через год после начала занятий пал перед ним на колени и чистосердечно признался, что передал ему все, что знал, и ничему больше научить его не может. В 1730 году тайком от отца Михайло уходит пешком вместе с обозом в Москву, надеясь там продолжить свое обучение.<\p>

5 В возрасте 19 лет он поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Ему удалось окончить 12- летний курс менее чем за 6 лет, и в 1735 году его в числе 12 лучших учеников направляют в университет при Академии наук в Петербурге для продолжения обучения. Там он за несколько месяцев так преуспел в науках, что осенью 1736 года, когда было решено послать троих студентов в Германию для изучения химии и горного дела, он был выбран как наиболее достойный.<\p>

6 В Германии Ломоносов учился с 1736-ого по 1741 годы. Наряду с физикой, химией и геологией за это время овладел немецким, французским, итальянским и английским языками ( латынь и греческий он изучил в Москве), он стал отличным рисовальщиком. Но самым главным за этот период времени стало то, что Ломоносов сформировался как поэт и теоретик литературы.<\p>

7 «Бесспорных гениев, с бесспорным «новым словом» во всей литературе нашей было три: Ломоносов, Пушкин и частью Гоголь», — писал Ф.М.Достоевский<\p>

8 Ломоносовскую жажду познания, казалось, вообще нельзя было утолить. Он овладел 11-ю языками и за несколько дней до смерти начал изучать 12-ый – арабский. Умер Ломоносов 4 апреля 1765 года. Погребен на кладбище Александро- Невской лавры в Петербурге «при огромном стечении народа»<\p>

9 И сейчас имя М.В.Ломоносова в России пользуется всенародной любовью и уважением.<\p>

10 «Случились вместе два Астронома в пиру…» Птолемей – древнегреческий ученый, родился около 90 г., а умер около 160 г.н.э. Он разработал математическую теорию движения планет вокруг Земли. Коперник – польский ученый, родился на 13 веков позже Птолемея. Его заслуга – теория обращения планет вокруг Солнца.<\p>

11 Подумаем над вопросами… Какова тема этого стихотворения? В чем его необычность? Могли ли встретиться Коперник и Птолемей? Кто разрешил их спор? Какие доводы для этого использовал повар? Почему сцена, описанная Ломоносовым, выглядит забавно?<\p>

12 Новый материал Юмор – изображение героев в смешном виде. Юмор – смех веселый и доброжелательный.<\p>

13 Роды и жанры литературы эпослирикадрама Рассказ о чем- либо, находящемся вне автора: повествование о героях, событиях. Например, былины, которые написаны стихами и в которых рассказывается про богатырей. Рассказы, повести, романы Лирические произведения – это передача чувств, мыслей, переживаний, то есть того, что находится внутри автора. стихотворения Произведения, предназначенные для исполнения на сцене, написаны чередующимися репликами с пометками и замечаниями автора. пьесы, сценки<\p>

14 Подведем итоги урока А.С.Пушкин так сказал о М.В.Ломоносове: « Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник, стихотворец, он все испытал и все прошел…» Как вы понимаете эти пушкинские слова?<\p>

15 Домашнее задание с. 46 в. 1 (по два произведения на каждый жанр) в. 2 — письменно<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/353535/

Детство М.В.Ломоносова и нелегкий путь в науку

3.Вклады академика в науку.

· Химия

· География

· Геология

· Русский язык

· Риторика

· История

· Астрономия

· Литература

· Искусство

· Физика

4. Заключение.

1. Вступление.

Михаил Васильевич Ломоносов – первый русский академик, оказал громадное влияние на развитие науки, культуры и просвещения России. Говорят, в мире два таких разносторонних гения – Леонардо да Винчи и Михаил Ломоносов.

Я выбрала эту тему, потому что мне стало интересно, какие же именно вклады сделал этот великий ученый и почему его называют гением. Оказывается, Ломоносов прославился открытиями в разных областях науки и изобретательства, он как и Леонардо, был еще и художником и поэтом.

Но у него есть еще одно достоинство – он был необыкновенным патриотом – боролся за образование российской молодежи, развитие российской науки, и против засилья немцев в синоде, которые, хоть и много дали России, но однако и тормозили развитие отечественной науки и промышленности, просвещения народа, да еще и искажали историю Руси.

2.Детство М.В.Ломоносова и нелегкий путь в науку.

Михаил Васильевич Ломоносов родился в селе Мишанинском Куроостровской волости Холмогорского уезда Архангельской губернии 8 ноября 1711 года. Его отец Василий Дорофеевич происходил из крестьян, занимавшихся в основном рыбным промыслом, мать – Елена Ивановна Сивкова – была дочерью дьячка соседней волости.

С ранних лет Михаил помогал отцу в его трудном и опасном деле. Рано научившись читать, любознательный и вдумчивый мальчик очень быстро перечитал все книги, какие только он мог достать в деревне. В 14 лет он дошел до границ книжной премудрости, до русской физико-математической энциклопедии того времени – «Арифметики» Магницкого и славянской грамматики Смотритского.

На родине Ломоносов дальше учиться не мог. Как крестьянскому сыну ему отказали в приеме в Холмогорскую славяно-латинскую школу.

В зимнюю стужу 1730 года Михаил Васильевич почти без денег, пешком отправился в Москву. Чтобы поступить в Заиконоспасскую славяно-греко-латинскую академию, он выдал себя за сына холмогорского дворянина.

Успехи Ломоносова в учебе были поразительны. И в 1735 году, по запросу президента Петербургской Академии наук барона Корфа, Михаил Васильевич вместе с другими двенадцатью учениками «в науках достойными» был направлен в Петербург в качестве студента университета, организованного при Академии наук

В университете Ломоносов старался как можно больше накопить впечатлений, «испытать» законы науки в их непосредственном проявлении, дознаться до первопричин явлений. Часто засиживался допоздна в академических мастерских, лабораториях, библиотеке.

Эта редкая работоспособность воспитанника Спасских школ была замечена и, когда появилась возможность послать за границу трех наиболее подготовленных студентов для специализации в области химии, металлургии и горнорудного дела, президент академии без колебаний принял кандидатуру Ломоносова.

Почти 5 лет длилась заграничная жизнь Михаила Васильевича. Это время, главным образом, было проведено в Марбургском университете в Германии. Студенты слушали лекции по механике, гидравлике, теоретической физике и логике.

С большим интересом изучали посланцы северной столицы теоретическую химию, посещали лабораторные занятия по экспериментальной химии, учились ставить опыты, обобщать анализы, делать научно обоснованные выводы и заключения.

Химия к середине XVIII века становилась едва ли не самой влиятельной и перспективной наукой. Химия казалась наукой реального волшебства, ее торопили, щедро финансировали.

В 1741 году Ломоносов вернулся в Россию. Через полгода после возвращения в Петербург 30-летний ученый был назначен адъюнктом Академии по физическому классу.

3. Вклады академика в науку.

Основным направлением в своей научной работе Ломоносов избрал химию. Значение этой дисциплины в связи с развитием промышленного производства возрастало с каждым годом. Но для внедрения химических опытов нужна была экспериментальная база, лаборатория.

Михаил Васильевич разработал проект лаборатории и в январе 1742 года передал его на рассмотрение в академию. И только через шесть лет, после его неоднократных просьб и протестов, руководство Петербургской академии согласилось на постройку химической лаборатории.

Она была построена и открыта благодаря усилиям Ломоносова в 1748 году.

Михаил Васильевич Ломоносов был самым выдающимся химиком своего времени. Он и официально значился в академии как профессор химии. Химия была его любимицей, страстью, но это, конечно, не каприз, не причуда.

Дело в том, что химия, показывающая, как «из нескольких взятых тел порождаются новые», вела к познанию внутренней структуры веществ, что было (и остается теперь) заветной целью многих наук о неживой материи.

Еще до постройки лаборатории Михаил Васильевич предложил ряд новых химических решений. Так, он разработал более совершенные способы весового анализа.

В диссертации «О действии химических растворителей вообще» (1744) Ломоносов пришел к выводу о том, что растворение металлов в кислоте осуществляется посредством давления воздуха.

Получив в свое распоряжение химическую лабораторию, ученый смог подтвердить прежние свои научные догадки и высказать новые.

В особенности большое значение имеет открытый им закон о сохранении материи, точнее – веса и движения. Обоснование этого закона впервые дано Ломоносовым в письме к Л.Эйлеру. Там он писал: «Но все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого.

Так, сколько материи прибавляется к какому-либо телу, столько же теряется у другого, сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю у бодрствования и т.д.

Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения: тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому им двинутому».

В работе «Об отношении количества материи и веса» (1758) и в «Рассуждении о твердости и жидкости тел» (1760) открытый Ломоносовым «всеобщий естественный закон» получил полное обоснование. Обе работы были опубликованы на латинском языке, следовательно, были известны и за пределами России. Но осознать значение сделанного Ломоносовым многие ученые тех лет так и не смогли.

Особая заслуга Ломоносова в том, что под его руководством был подготовлен Атлас России, превосходивший аналогичные атласы в Европе. Кроме уточнённых географических сведений, в атласе было описание империи в ракурсе политическом и экономическом.

По сути, Ломоносовым была проведена полная инвентаризации страны. Он разработал подробный план статистического и экономического исследования России. Были снаряжены экспедиции по стране и отправлены опросные листы для каждой губернии.

Информация для атласа собиралась обширнейшая: от физико-географических характеристик местности (различные сведения о строении берегов рек, о том, есть ли крупные возвышенности); экономических показателей, в связи с природными условиям (где расположен город и размещается ли он на берегах рек, какие имеются фабрики и заводы, промыслы и ремёсла, рыбные и звериные ловли, посевные площади, ярмарки) до переписи населения в городах и сёлах.

Ломоносов по праву считается основоположником экономической географии.

Первая русская научная экспедиция, ведомая Челюскиным и Чичаговым, состоялась именно стараниями Ломоносова. Он организовал её и составил подробную инструкцию для участников экспедиции.

Что касается геологии, «В работе «О слоях земных» (1763) Ломоносов дал первое по времени изложение современной геологии, тогда еще не существовавшей…, указал на различие возраста минеральных жил, дал объяснение происхождению чернозема, металлоносных россыпей, окаменелостей, землетрясений. …Вспоминая Ломоносова, нельзя не остановиться на характерной черте его научной деятельности. Он все время стоял ЗА ПРИЛОЖЕНИЕ НАУКИ К ЖИЗНИ, он искал в науке сил для улучшения положения человечества». (В.И.Вернадский. Труды по истории науки в России. М., 1988)

М.В.Ломоносов – реформатор русского языка.

Круг лингвистических интересов Ломоносова весьма обширен, и даже перечень трудов учёного поражает разнообразием.

Здесь и первая большая грамматика русского языка с систематически изложенными нормами нового литературного языка, работы по сравнительно-историческому изучению родственных языков, и обширные материалы по русской диалектологии, и исследования по стилистике русского языка и поэтике художественной литературы, ораторскому искусству, теории и прозы и стихосложения, и сочинения по общим вопросам развития языка.(В.П.Вомперский «Стилистическое учение М.В. Ломоносова и теория трёх стилей» М. 1970)

Нельзя сказать, что до Ломоносова в России совершенно никто не интересовался риторикой. Были и учебники по этому предмету.

Но все они составлялись либо на церковнославянском языке, либо на латыни, а Ломоносов в 1743 написал «Краткое руководство к риторике» на русском языке.

Основной труд Ломоносова по риторике — «Риторика» 1748 года, которая стала, по сути, первой в России хрестоматией мировой литературы, включавшей также лучшие произведения отечественной словесности.

Трудность прочтения и осознания исторических записок чаще всего объясняется архаичностью языка Ломоносова и делом давно минувшего времени.

Но можно сказать, что язык учёного столь высок по своим нравственно-художественным характеристикам, столь отточен и гармоничен по форме, структуре, стилю, напоминая музыкальный язык И.С.

Баха в сочинённых фугах, что обществу ещё нужно «пройти» через «земные чистилища», чтобы адекватно понять написанное.

Именно Ломоносов представил нам историю страны в исключительной чистоте (без примесей субъективного мнения) и в целостной реалистичности (количество прочитанных источников за годы подготовки к написанию «Истории Российской», невероятно разнообразны и основательно проработаны).

Гений поработал над «очисткой исторических корней» России.

Доказав, что славяне не шведы, и «норманнская» версия ошибочна, Ломоносов открыто, но с большой чуткостью и осторожностью выступил и против церковного догмата, согласно которому считалось, что славяне происходят от библейского Мосоха, внука Ноева.

Касаясь астрономии, можно сказать, что Одна из красивейших (по языку и философскому осмыслению) научных статей Ломоносова называется «Явление Венеры на Солнце…».

Основа статьи – открытие, сделанное учёным в 1761 году: на планете Венера есть атмосфера! Ломоносов опубликовал свой труд на русском и немецком языках (к слову сказать, учёный свободно владел 12 языками), но идея была настолько неожиданной для астрономов, физиков и всего общества в целом, что, предугадывая ореол сомнения, Ломоносов вводит в научную статью часть объяснительную, просветительскую. Ведь говоря об атмосфере, он «замахивается» на предположение о множественности миров. В статье проведена «разъяснительная работа» для тех, кто живёт страхами и суевериями, для тех, кто препятствует исследованиям, заявляя о незыблемости догматических учений.

Михаил Васильевич Ломоносов был великим человеком. Исключительно велики заслуги Ломоносова в деле развития русского литературного языка. Недаром Радищев называл Ломоносова “насадителем” русского слова. Второго такого в российской науке не было.

Но тем сильнее проявляется его гениальность, что он, будучи ученым, был одним из ведущих литераторов своего времени. Он на собственном примере доказал, что человек может заниматься наукой и одновременно искусством, физикой и литературой.

Теоретическая филологическая работа и практическая писательская деятельность Ломоносова связана с расцветом русского классицизма, однако не замыкается полностью в рамках этого направления.

За пределы теории классицизма выходят идеи Ломоносова об исторической обусловленности стилевой системы русского литературного языка, изложенные в “Предисловии о пользе книг церковных в российском языке” (1758). В “Предисловии…” высказана схема деления литературного языка натри стиля — “высокий”, “средний” и “низкий”.

Три стиля разграничиваются “по пристойности материй”. Устанавливается зависимость между “материей”, т. е. темой, предметом изложения, жанром и стилем. “Высокая материя” требует высокого жанра и соответственно — высокого стиля, “низкая материя” требует низкого жанра и соответственно — низкого стиля.

Для каждого жанра предусматривается один из трех стилей, отклонения не допускаются.

Героические поэмы, оды, “прозаичные речи о важных материях” должны были быть написаны высоким стилем; “все театральные сочинения, в которых требуется обыкновенное человеческое слово к живому представлению действия”, стихотворные дружеские письма, сатиры, элегии, прозаические “описания дел достопамятных и учений благородных” — средним; комедии, увеселительные эпиграммы, песни, “в прозе дружеские письма, описание обыкновенных дел” — низким. Эта регламентация для того времени имела определенное положительное значение, поскольку способствовала упорядочению употребления языковых ресурсов, что является одной из величайших заслуг Ломоносова в реформе русской словесности. Все это способствовало нормализации русского литературного языка на определенном этапе его развития.

Также М. В. Ломоносов был первым в России человеком, который начал на собственном опыте и своими руками осваивать технику мозаичного набора.

Он демонстрирует свойства безошибочного художественного чутья, благородный пафос замыслов; имея трезвый взгляд на искусство, М. В.

Ломоносов в кратчайший срок становится руководителем группы художников, прославившихся созданием первоклассных мозаичных картин, по качествам своим сравнимых с лучшими живописными произведениями.

Ломоносов внёс огромный вклад в развитие физической науки в России. Ломоносов высказал мысль о существовании абсолютного нуля, т. е. температуры, при которой полностью прекращается тепловое движение частиц материи.

Однако, подчёркивал он, высшей степени холода на земном шаре нигде не существует, «всё, что нам кажется холодным, лишь менее тёпло, чем наши органы чувств. Так, самая холодная вода ещё тепла, так как лёд, в который вода замёрзает на более сильном морозе, холоднее её, т. е. менее тёпел».

Молекулярно-кинетическую теорию теплоты Ломоносов распространил также и на внеземные объекты, объяснив на её основе процесс передачи тепла от Солнца на Землю.

Таким образом, Ломоносов заложил первые камни в основании науки о теплоте. Однако понадобилось почти целое столетие, чтобы идеи Ломоносова были приняты официальной наукой и получили дальнейшее развитие.

Одновременно с разработкой молекулярно-кинетической теории теплоты Ломоносов создавал основы молекулярно-кинетической теории газов, прежде всего воздуха.

Эфирная теория электричества, разработанная Ломоносовым, сыграла прогрессивную роль в развитии науки об электричестве. Труды Ломоносова в области физики явились крупным вкладом в эту важнейшую науку о природе. Они развивались и дополнялись учёными последующих лет и способствовали тому, что физика стала общепризнанным лидером естествознания.

4. Заключение.

Ломоносов стал подлинным исполином в отечественной истории, едва ли не единственным русским ученым, чья деятельность, необыкновенный, многогранный талант затронул все стороны науки и культуры своего времени.

Ломоносов стал известен как химик, физик и геолог, художник, поэт и филолог, географ, астроном и технолог, историк, литератор и философ,— он везде вносил идеи и всегда добавлял новое, неожиданное, прогрессивное…

По-моему мнению, того, что создал Ломоносов, более чем достаточно чтобы имя нашего замечательного Российского соотечественника осталось в веках.

Источник: https://megaobuchalka.ru/6/9056.html

Ссылка на основную публикацию