Стихотворные тексты на развитие операций обобщения у детей дошкольников

Презентация на тему Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста

Инфоурок › Дошкольное образование › Презентации › Презентация на тему Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

“Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста” Воспитателя МДОУ№48 “Пчелка” пос. Старомихайловка Донецкой области Коваленко Елены Васильевны Презентация на тему :

2 слайд Описание слайда:

Цель – развитие познавательных и логических способностей. Задачи: Формировать способность детей к анализу и синтезу. Развивать образное логическое мышление, произвольное внимание.

Развивать у детей: речь(умение рассуждать, доказывать),познавательные интересы, творческое воображение.

Воспитывать: коммуникативные навыки, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам.

3 слайд Описание слайда:

Актуальность Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей.

Также развиваются такие качества как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание. Развивается речь ребенка, так как он высказывается посредством слова.

Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей, что необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.

4 слайд 5 слайд Описание слайда:

Логическое мышление и дидактическая игра Логическое мышление – это система навыков, позволяющая выражать мысли в ясной и отчетливой форме, а главное понимать суть вещей, происходящих процессов.

Лучше всего привычку логично думать прививать ребенку с дошкольного возраста, но не предлагая ему готовый ответ на заданный вопрос, а давая возможность найти решение самому. В этом поможет дидактическая игра. Дидактическая игра делает процесс обучения легким, занимательным.

Та или иная умственная задача, заключенная в игру, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности.

6 слайд Описание слайда:

Мыслительные операции Мышление – очень сложный процесс, включающий несколько видов психической деятельности. Анализ Синтез Сравнение Обобщение Абстрагирование Конкретизация Классификация

7 слайд Описание слайда:

Выделяют три вида мышления Предметно- действенное мышление – 2,5-3 года, является ведущим до 4-5 лет. Наглядно-образное мышление – с 3,5- 4 лет, ведущее до 6-6,5 лет. Словесно-логическое мышление – формируется в 5,5 – 6 лет, становится ведущим с 7-8 лет и остается основной формой мышления у большинства взрослых людей.

8 слайд Описание слайда:

Средства развивающие логическое мышление Стихотворные тексты на развитие операций обобщения, классификации и конкретизации.

Игры и упражнения на установление причинно-следственных связей в природных и социальных явлениях. Занятия, игры и упражнение на развитие операций сравнения и установления причинности. Загадки. Задачи – шутки.

Игры-головоломки. Игры с счетными палочками. Разгадывание ребусов. «Неправильные» сказки.

9 слайд 10 слайд Описание слайда:

Развивающая среда В группе создана развивающая среда, выделен специальный стеллаж с наличием дидактических игр по развитию логического мышления.

11 слайд Описание слайда:

Игры с счетными палочками Цель: Формирование геометрических представлений, развивать пространственное воображение детей.

12 слайд Описание слайда:

Конструкторы, пазлы Цель: Развивать мышление, воображение, умение из множества мелких деталей создавать единый образ.

13 слайд Описание слайда:

Лото «Мои любимые сказки» Цель: развивать речь детей, мышление, память. Ребенку необходимо по силуэту узнать персонажа сказки, назвать его и те сказки, в которых он встречается.

14 слайд Описание слайда:

Дидактическая игра «Где чей дом?» Цель: Развитие мышления, внимания и речи детей. Играющий должен назвать животное, место его обитания, чем оно питается. Найти на большой картинке его место нахождение.

15 слайд Описание слайда:

Дидактическая игра «веселая логика» Цель: Развитие мыслительных операций анализа и синтеза предметов сложной формы. Ребенку необходимо найти те геометрические фигуры, из которых составлен предмет.

16 слайд Описание слайда:

развивающая игра «логика и счет» Дети самостоятельно могут проверить свои знания в счете до 10, в знании цифр и цвета, соотносить количество предметов с соответствующей цифрой.

17 слайд Описание слайда:

Игра-головоломка «танграм» Цель: Развитие воображения, конструктивного мышления, сообразительности. Ребенку надо создать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу.

18 слайд Описание слайда:

Результаты работы с детьми по формированию логического мышления Начало учебного года Конец учебного года Средний Норма Высокий Средний Норма

19 слайд Описание слайда:

Работа с родителями Знакомство родителей с содержанием работы по программе. Разработка консультаций для родителей по данной теме. Привлечение родителей к изготовлению наглядного материала (подбор иллюстраций). Рекомендации для родителей по использованию литературы.

20 слайд Описание слайда:

заключение Развитие логического мышления происходит постепенно. Для одного ребенка больше характерно наглядно-образное мышление, для другого – наглядно-действенное, а третий с легкостью оперирует понятиями. Дидактическая игра одна из форм развития логического мышления.

В процессе игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер.

Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способны развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.

21 слайд Описание слайда:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-razvitie-logicheskogo-mishleniya-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-1453739.html

Учебно-методический материал (логопедия, старшая группа) по теме: Формирование обобщающих понятий у детей дошкольного возраста (стихи)

Формирование обобщающих понятий

у детей дошкольного возраста

       Как показывает практика, обобщающие понятия зачастую оказываются не сформированными не только у детей с общим недоразвитием речи, но и у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием, хотя, несомненно, у первой категории детей вследствие недоразвития словарного запаса отсутствие обобщающих слов   в речи выражено более   явно.            

       Стихотворная форма помогает детям лучше и значительно быстрее усваивать данный материал.

       Стихотворение, заключающее в себе какое-либо обобщающее понятие, предлагается детям для заучивания после предварительной  работы по  уточнению и обогащению словаря по данной лексической теме.                                                                                                

                                                  ФРУКТЫ

                                Запомни: на дереве фрукты растут.

                                Лимон, апельсины и яблоки тут.

                                Манго и киви, гранат и хурма,

      Персик и слива, мандарин и айва,

                                Сладкий банан, абрикосы и груши.

                                Это все – фрукты. Скорее их кушай!

                         ОВОЩИ

      Что растет в огороде  —

      Овощами мы зовем.

      Репу, лук, морковь и свеклу,

      Помидоры здесь найдем.

      Тут сорвем чеснок, капусту,

      Картофель, перец, огурцы.

      Сварим суп, салат накрошим –

       Вот какие молодцы!

                   МЕБЕЛЬ

Если в комнату войти,

Мебель можно там найти:

Стол, диван, сервант и кресло,

Стул, комод – всем хватит места.

Тумба, книжный шкаф, кровать.

Мебель я могу назвать.

                        ДОМАШНИЕ  ЖИВОТНЫЕ   

                Могу я домашних животных назвать.

        Надо их всех обязательно знать.

        Кошка, кот, коза, козёл,

        Баран, овца, свинья, осёл.

                                    Лошадь, конь, бык и корова.

                                    Повторить могу все снова!

                ПОСУДА

 Что  посудой называют,                         Дуршлаг, сковородка,

 Все, конечно, это знают.                         Миска, бокал-

 Кастрюля и чайник,                                 Всё это посуда,

 Тарелки и блюдца,                                   Её я назвал.                      

 Стаканы и чашки,

  Которые бьются.

                                     ДИКИЕ   ЖИВОТНЫЕ

                                   Белка, ёж, медведь и заяц,

                                   Волк, лиса, лось и барсук –

                                   Это дикие животные,                                                                                            

                                   Все они живут в лесу.                

            ОБУВЬ

Если решили пойти погулять,

Что будем на ноги мы надевать?

Туфли, ботинки, кроссовки и боты.

Валенки, кеды выберет кто-то.

Кто-то резиновые сапоги

Быстро наденет на обе ноги.

Летом наденем мы босоножки,

Будет не жарко маленьким ножкам.

А если на улицу мы не выходим,

В тапках домашних по дому мы ходим.

Знаю я: обувью мы называем

                                 То, что на ноги мы надеваем.

                                    ТРАНСПОРТ  

Автобус, троллейбус,                                         Нас в город другой

Трамвай и такси –                                               Быстро поезд везёт.

По городу транспорт                                         Кому нравится полёт –

Нас может везти.                                                 Тот садится в самолёт.  

А если далекий                                                    А по рекам и морям

Друг в гости нас ждёт,                                        Мы плывём на кораблях.                                                                          

                                         ИНСТРУМЕНТЫ

                                   Очень нужные всем вещи –

                                   Молоток, топор и клещи.

                             Не забудем про рубанок,

                                   Про   отвёртку и пилу,

                                   Что пока лежит в углу.

                                   Ты запомни непременно:

                                   Мы назвали инструменты.                                

                                                 ОДЕЖДА

                                      Мы  одежду  называем,

                                      Называем всё, что знаем:

                                      Рубашка, платье, юбка, шорты,

                                      Сарафан, пиджак и кофта,

                                      Куртка, плащ, пальто и шуба,

                                      И про брюки не забуду.

                                      Я одежду называю,

Читайте также:  Конспект нод в старшей группе на тему «цветочная поляна»

                                      Называю то, что знаю.    

                                                 ПТИЦЫ

                       Грач, голубь и цапля, веселый скворец,

                       Который зиме объявляет конец,

                       Ласточка, галка, ворона, синица –

                       Я знаю, кто это: конечно же, птицы.

                       Еще назовем снегиря и орла.

                       У каждого хвост есть и клюв, два крыла.

                       Летают, клюют,

                       Весной гнезда вьют.

                       Сорока и дятел, журавль, воробей –

                       За мною всех птиц назови поскорей.

                                       НАСЕКОМЫЕ

                       Бабочка, муха, комар, муравей,

                       Божья коровка, кузнечик и шмель,

                       Паук, стрекоза, таракан и пчела,

                       Что сладкий мед нам с тобой принесла-

                       С ними мы знакомые.

                       Это – насекомые.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2014/03/16/formirovanie-obobshchayushchikh-ponyatiy-u-detey-doshkolnogo

Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие речи в дошкольном возрасте»

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как одно из основ воспитания и обучения детей. Содержание и уровень развития речи детей определяется характером их общения как со взрослыми, так и сверстниками.

Основной целью работы для меня — совершенствование речевого развития воспитанников.

Задачи, которые были поставлены перед собой, для решения этого вопроса, следующие:

1.​ Создание речевой среды, которая дает образцы языка.

2.​ Развитие речевой активности детей через все виды деятельности (непосредственно образовательная деятельность и образовательная деятельность в режимных моментах).

3.​ Создание в группе условий для речевой практики самих детей.

Речевой средой в раннем возрасте является прежде всего речь взрослых как в семье, так и в детском саду. В нее входит и целенаправленное обучение родной речи, которое мы осуществляем в разных формах в течение всего пребывания ребенка в детском саду.

Непосредственная образовательная деятельность включает в себя разные виды занятий: с предметными и сюжетными картинками, с дидактическими игрушками, небольшие игры-инсценировки по произведениям устного народного творчества.

Такое дидактическое общение дает возможность создать в группе речевую среду с высоким развивающим потенциалом.

Учитывая, что дети раннего возраста строят свои высказывания на основе готовых форм, заимствованных из речи взрослых, т.е. подражают им, стремлюсь использовать правильную образную речь, которая помогает детям познавать окружающий мир и освоить язык.

Для этого использую лучшие образцы родного языка, с раннего возраста развивая интерес и любовь к народным сказкам, потешкам, загадкам, к лучшим образцам детской литературы. Это замечательное средство развития речи детей, о чём неоднократно писал великий русский педагог К.Д. Ушинский.

Первое знакомство малыша со стихотворными текстами обычно происходит при умывании, одевании, кормлении, во время игр с ним. Поэтому всегда сопровождаю свои действия и бытовые действия детей словами песенок и потешек.

Дети постепенно начинают узнавать их, а затем приговаривать, повторяя отдельные созвучия, заключенные в наиболее ритмичных песенках.

И эта активность детей делает радость встречи с художественным словом более полной, ярче раскрывает ритмичность стиха.

Наиболее любимы детьми песенки игрового характера. Едва начнешь перебирать один пальчик малыша за другим, соединяя их и приговаривая: «Пальчик — мальчик…», дети уже ждут момента, когда надо будет расставить пальчики и повертеть руками под слова: «песни пел».

При продолжении потешки «Песни пел да плясал, родных братьев забавлял», малыши с удовольствием поворачивают в разные стороны обе ручки с растопыренными пальчиками — «пляшут» все мальчики, все «братцы».

Это развивает у них чувство ритма, воображения, но главным образом вызывает веселье, доставляет радость от общения, развивает речевую активность.

Сопровождая словами песенок и потешек зрительное восприятие малыша, его собственные действия и свои действия с ним, стараюсь вызвать у ребенка эмоциональную приподнятость и создать условия для интуитивного овладения значениями слов.

Так, при умывании ребенка, согласовываю свои движения со словами потешки «Водичка, водичка…» и малыш со временем начинает улавливать значение слов «щечки», «роток», «глазки». С этой же целью часто обыгрываю стихотворение Н.

Саконской «Где мой пальчик» при одевании детей зимой на прогулку.

В работе с детьми использую загадки. С их помощью проверяется сметливость, оценивается знания, воспитывается пытливость ума. Загадки развивают мышление, фантазию, эстетическое и нравственное восприятие окружающего мира. В раннем возрасте они еще не могут разгадывать их самостоятельно, но считаю, что начинать обучать этому самое время.

Главная ценность загадок — образность. Именно из-за яркой образности загадки использую как развлечение для детей. Подбираю яркие, понятные детям по смыслу загадки, текст читаю выразительно, эмоционально, сопровождаю его показом игрушки или картинки. Например, помещаю игрушечную кошку в маленький домик или красивую коробку.

Затем, доставая игрушку, читаю загадку: «Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается. Мяу! Мяу!». А затем спрашиваю: «Кто это?». Если ребенок молчит, отвечаю за него: «Это кошка». Отдаю ему игрушку. Пусть он ее погладит, поиграет с ней. Так обыгрываю и другие загадки.

Этот прием побуждает детей к пониманию речи, уточняет восприятие предметов, учит выделять характерные признаки предмета.

Для более глубокого проникновения в художественное произведение ребенку нужно собственное участие, действие. Поэтому, читая стихотворение «Лошадка» А.

Барто, предлагаю детям поочередно «причесать лошадку», «гребешком пригладить хвостик»; при чтении стихотворения «Зайка» — погладить, пожалеть игрушечного зайку.

Такое свободное и естественное соединение художественных произведений с бытом детей, с их непосредственными впечатлениями дает возможность им ближе понять смысл произведения.

В итоге, дети легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи. С учётом специфики возраста детей и рекомендаций «Программы воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А.Васильевой) мною оформлена подборка авторских и фольклорных произведений, наиболее часто используемых в работе с детьми раннего возраста.

Сопровождение художественным словом наблюдений природных явлений на прогулке, за птицами, животными дает возможность сделать детские впечатления более яркими, точными. Например, в осеннюю непогоду строки из стихотворения А.

Кольцова «дуют ветры, ветры буйные, ходят тучи, тучи черные…» помогли малышам заметить нависшие над землей тучи. Радость детей при виде вдруг выглянувшего солнца стала ярче, потому — что их впечатления были подкреплены словами песенки «Солнышко — ведрышко…», стихотворением А.

Прокофьева «Солнышко ясное, нарядись…». Наблюдая снегопад, сначала прочитала стихотворение А. Барто «Снег, снег кружится…», а затем предложила детям «встать в кружок, завертеться, как снежок».

Считаю, что благодаря сочетанию зрительных восприятий с яркими поэтическими образами перед малышами шире раскрывается красота окружающего мира, им становится понятнее содержание, значение образных выражений.

Развитию речевой активности малышей способствуют вопросы, которые дают возможность привлекать их к подражанию крику птиц, животных, например: «Как кричит петушок (лает собачка, мяукает кошка)? Кто поёт «ку-ка-ре-ку»?» и т.д. Их сочетаю с приемом поручений: покажи, открой, принеси и назови, найди, где спрятано, позови и тому подобное.

Этот прием мы используем как с детьми до полутора лет для развития звукоподражательных слов, так и более старшими, где основной задачей является замена их общеупотребительными словами. В итоге, у большинства детей в активном словаре достаточно много существительных — названий животных, они понимают слова, обозначающие их способы передвижения (летает, бегает и т.д.

), способы питания (клюёт, лакает), ые реакции (мяукает, летает).

В группе созданы необходимые условия для речевой практики детей: имеется книжный уголок, где размещены книги, достаточное количество предметных и сюжетных картинок. Уделяю достаточное внимание работе с книгой и это способствует развитию речи детей.

Работу с книгой начинаю с показа иллюстрации к уже знакомому детям произведению. С раннего возраста дети учат потешку «Сорока — белобока», а затем ее вариант «Сорока, сорока». К обоим вариантам есть три цветных рисунка Ю.

Васнецова: на первом рисунке сорока варит кашу, на другом — зовет к себе гостей, на третьем — «гости прилетели, на крылечко сели». Иллюстрации богаты множеством интересных подробностей; художник выделяет главное с помощью композиции и цвета.

В начале показываю детям два рисунка и поясняю, что филин, утка, заяц и белка — гости сороки. Более подробно рассматриваю этих персонажей с детьми при следующих рассказываниях потешки, дети проговаривают названия животных.

Сказка «Репка» хорошо проиллюстрирована А. Елисеевым. Рассматривая с детьми рисунки, стараюсь донести до детей художественные характеристики персонажей и передать малышам то настроение, которое хотел вызвать художник.

По мере усвоения малышами навыков вглядываться в иллюстрации и замечать в них характерные подробности, я стала все чаще предоставлять детям возможность самим повторно рассматривать знакомые рисунки. Постепенно они начали правильно узнавать, к какому произведению относится тот или иной рисунок, называть персонажей, какой эпизод изображен на нем.

С новыми произведениями знакомлю поэтапно, часто возвращаюсь к хорошо знакомым сказкам, стихам, потешкам. Постепенно, к концу года, стараюсь соединить чтение уже знакомого произведения с чтением нового, близкого по содержанию (например: «Цыпленок и Утенок» В. Сутеева, «Цыпленок» К. Чуковского с рассказом «Курочка» Е. Чарушина).

Частое чтение литературных текстов, умелое их сочетание с непосредственными наблюдениями, с различными видами детской деятельности, с рассматриванием рисунков научили детей вслушиваться, вглядываться в окружающее.

Лучшему пониманию произведений устного народного творчества, сказок, авторских стихотворений помогает инсценирование их с помощью игрушек, настольного театра. Для этого в группе имеется: образные игрушки, куклы настольного театра.

Перед инсценированием даю детям возможность рассмотреть будущих «артистов» — игрушки, плоскостные фигурки, чтобы затем малыши больше сосредоточились на слуховых впечатлениях. Хорошо инсценируются русские народные сказки «Репка», «Теремок» и другие.

Таким образом, то, что ребенок впоследствии будет просто слушать, я сначала предлагаю увидеть в театре игрушек.

Показы спектаклей настольного кукольного театра обогащают деятельность детей, хорошо стимулируют их речевую активность, эмоциональное отношение к содержанию спектакля и его героям.

Особенно важна такая работа для малышей с недостаточно развитой речью. С такими детьми работаю индивидуально в утренние и вечерние отрезки времени, когда в группе детей не много: рассматриваю с ними иллюстрации, играю в пальчиковые игры, пытаюсь вовлечь их в элементарное инсценирование произведений.

Вопросами, подсказками помогаю им припомнить потешку, сказку, стихотворение. Индивидуально адресованная речь помогает привлечь большее внимание ребенка, повышает эмоциональное значение слова и способствует его активной речевой реакции. При виде забавных ситуаций, полных динамики, шутки, такие дети охотнее говорит.

То, что малыши делали первое время лишь в контакте со взрослым, к концу года они могут делать уже сами.

Получить положительные результаты в речевом развитии своих воспитанников можно только при активном взаимодействии с родителями.

Провела групповое родительское собрание, где подробно остановилась на речевом развитии детей, предложила им «Примерный тематический активный и пассивный словарь детей раннего возраста», что, несомненно, помогло родителям сориентироваться в подборе детской художественной литературы и игр для занятий с детьми дома. Оформила папки-передвижки по темам: «Почему ребенок не говорит», «Как занять ребенка», «Развитие речи детей», «Формирование выразительности речи младшего дошкольника», дала консультации по использованию пальчиковых игр для развития мелкой моторики, рекомендовала необходимую литературу. Особое внимание уделила беседам с родителями детей с задержкой речевого развития.

Анализируя диагностику развития своих детей наблюдаю положительную тенденцию в речевом развитии у наших воспитанников: они называют предметы на картинках, всё чаще облегченные слова заменяют правильными, отвечают на вопросы в реальной ситуации и по картинке, с удовольствием договаривают четверостишия в знакомых стихах, подпевают в песенках, используют полные ответы на вопросы при общении со взрослым и детьми.

В перспективе предстоит работа по развитию активной речи детей: расширению словаря, развитию потребности в общении посредством речи.

 Турлевская Оксана Анатольевна
воспитатель, МАДОУ д/с №1 «Аленушка»
г. Асино, Томской области, Россия.
Статья размещена в авторской редакции.

Источник: http://PlanetaDetstva.net/vospitatelam/pedsovet/obobshhenie-pedagogicheskogo-opyta-po-teme-razvitie-rechi-v-doshkolnom-vozraste.html

Математика и логика

Обучение и развитие ребенка должны быть непринужденными и осуществляться через самый привычный и естественный для ребенка вид деятельности – через игру.

Зачем логика маленькому ребенку?

В процессе того, как ребенок растет, на каждом возрастном этапе создается как бы «этаж» из определенных психических функций, важных для перехода к следующему этапу.

Таким образом, навыки и умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для развития в школьном возрасте. Важнейшим из них является логическое мышление — способность «действовать в уме».

Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учёба, решение задач. В результате может пострадать здоровье ребенка, угаснет интерес к учению.

Некоторые дети уже к 4 годам способны логически формулировать свои мысли. Однако далеко не все дети обладают такими способностями. Логическое мышление нужно развивать, а лучше всего делать это в игровой форме.

Занятия по математике и логике способствуют развитию:

  • творческих и интеллектуальных способностей детей;
  • воображения;
  • логического мышления;
  • элементарных математических представлений.

Что мы используем на занятиях для развития логического мышления:

  • Стихотворные тексты на развитие операций обобщения, классификации и конкретизации.
  • Игры и упражнения на установление причинно-следственных связей в природных и социальных явлениях.
  • Занятия, игры и упражнение на развитие операций сравнения и установления причинности.
  • Загадки. Задачи – шутки.
  • Игры-головоломки.
  • Игры со счетными палочками.
  • Разгадывание ребусов.

В процессе развития логического мышления у ребенка формируются:

  • умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики,
  • умение выстраивать причинно-следственные связи;
  • любознательность;
  • сообразительность и смекалка;
  • наблюдательность;
  • самостоятельность;
  • память и внимание.
Читайте также:  Как указать ссылку на свою страничку?

Благодаря занятиям, к окончанию детского сада дети умеют:

  • ориентироваться в числовом ряду в пределах 100;
  • выполнять арифметические действия в пределах десятков;
  • самостоятельно решать примеры;
  • определять состав числа, сравнивать числа;
  • решать задачки, ребусы;
  • анализировать, классифицировать, находить логическую последовательность.

Источник: http://sadik-kolibri.ru/matematika-i-logika/

Развитие выразительной речи для детей дошкольного возраста

Консультация в методическую копилку воспитателей

Развитие выразительной речи для детей

дошкольного возраста

         В детском саду закладываются основы выразительной речи, отрабатываются артикуляционные навыки, воспитывается умение слушать звучащую речь, развивается речевой слух и лексико-семантическая способность.

Развитие этих навыков и способностей в определённой последовательности — важнейшая задача воспитателей детского сада в процессе речевых занятий. Остановлюсь на понятии «выразительность речи» в сопоставлении с понятием «выразительность чтения».

Свободная или спонтанная речь, которую мы произносим с целью сообщения, убеждения, всегда выразительна. Когда человек произносит речь в естественных условиях коммуникации, она характеризуется богатыми интонациями, ярко окрашена тембрально, насыщена выразительными конструкциями.

Необходимые средства речевой выразительности рождаются естественно и легко под влиянием эмоций и мотивации речи. Но тот, же самый человек, который только что страстно и ярко говорил в ситуации свободного общения, вдруг оказался перед микрофоном. Голос его стал тусклым, металлическим, напряжённым, интонации — унылыми, однообразными.

То же происходит с голосом и речью ребёнка, поставленного в условия необходимости произносить монолог или читать наизусть в неестественных условиях учебной ситуации, когда им руководит не желание сообщить собеседнику что-то новое и интересное, а учебная необходимость.

Работа над выразительностью речи — комплексная работа.

Если воспитатель детского сада во всех возрастных группах работает над развитием творческого воображения детей в определённой системе и осуществляет при этом индивидуальный подход, он в значительной мере подготавливает работу по выразительному чтению в младших классах школы.

Воспитанное с раннего детства «чувство слова», его эстетической сущности, выразительности — на всю жизнь делает человека эмоционально богатым, создаёт возможность получать эстетическое наслаждение от восприятия образного слова, речи, художественной литературы.

Выразительная речь поддерживает внимание и интерес у слушателя или читателя. Выделяется несколько условий, от которых зависит выразительность речи.

Это самостоятельность мышления автора речи, его не равнодушие, интерес к тому, о чём он говорит или пишет, и к тем, для кого он говорит или пишет; хорошее знание языка, свойств и особенностей языковых стилей; сознательное намерение автора речи говорить и писать выразительно.

Выразительность разных стилей достигается не одними и теми же средствами — она специфична для каждого стиля. Для научно — учебного стиля речи характерна подчёркнутая логичность изложения.

В речи широко употребляются термины, обозначающие научные понятия, а также слова, обозначающие переход к следующей части предложения, слова типа «поэтому, потому», подчёркивающие причинно — следственные отношения.

Для разговорного стиля характерно употребление эмоционально окрашенных языковых средств, оценочных слов и конструкций типа «Ой ли? Вот как!» Художественный стиль отличается образностью, эмоциональностью, неповторимостью и свежестью выражений, яркостью, зримостью описаний. Пример. «Как мама мне не поверила». Мы с мамой ездили на покос.

Вдруг я увидела медведя. Я как закричу: «Ой, медведь!» Ну, да, — удивилась мама. «Правда! Честное слово!» Тут медведь ещё раз показался из-за берёзы, и мама как крикнет: «Ой, правда, медведь!» Сравните. Мы с мамой ездили на покос. Вдруг я увидела медведя и закричала: «Мама медведь!» Мама мне не поверила. Я стала её убеждать.

Тут медведь ещё раз вышел, и мама увидела его. Комментарий. Оба текста — разговорного стиля. Девочка делится своими переживаниями, стремится живо передать то, что с нею произошло. Первый из рассказов более выразительный и живой. Обо всём девочка «рассказывает с чувством». Нам кажется, что этот случай только что произошёл.

Поговорим об интонационной окрашенности речи.

Интонация — это не только повышения и понижения тона, это также усиление и ослабление голоса, замедление и убыстрение темпа, различные изменения тембра, это перерывы в звучании речевого потока или паузы.

Интонация, участвуя в построении высказываний и «наслаиваясь» на синтаксис и лексику, создаёт великолепные возможности выражения разнообразнейших, тонких и сложных оттенков смысла — логического, эмоционального, волевого, художественного. Интонация усиливает выразительность речи. Каждый писатель и поэт, создавая текст, слышит интонацию своей речи.

Для понимания речи, теста, которое приближало бы читателя к писателю, к его художественному замыслу, требуется, в числе других условий, хорошее знание интонаций родного языка читателем. Нельзя «передать» слушателям богатство художественного текста, если «передающий» плохо владеет национальным богатством языка.

К сожалению, многие воспитанники не приобретают настоящего вкуса к художественному слову — и одной из причин этого служит интонационная однотонность и не гибкость речи воспитателя.

Выразительность рождается таким подбором слов, предложений, интонаций, таким их применением, которые помогают разбудить не только логическую, но также эмоциональную, волевую, эстетическую области нашего сознания. Выразительная речь действует на наши чувства более сильно, чем обычная речь в процессе общения.

Интонационная выразительность. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности:

Логическое ударение (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путём повышения или понижения голоса).

Пауза (временная остановка голоса в речи).

Мелодия (движения голоса по высоте и силе).

Темп (количество слов, произнесённых за определённую единицу времени).

Изменения громкости голоса.

Тембр.

Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, законченно.

Упражнения.

1. Прочтите фразы, подчёркивая голосом выделенные слова.

Девочка играет в саду с куклой. (Играет девочка, а не мальчик).

Девочка играет в саду с куклой. (А не просто унесла её туда).

Девочка играет в саду с куклой. (А не в парке, в лесу).

Девочка играет в саду с куклой. (А не с другой игрушкой).

2. Прочтите фразы, поочерёдно выделяя в каждой фразе отдельные слова голосом; проследите, как изменяется смысл фразы.

Шуба висела на вешалке.

Мальчик прочитал интересную книгу.

На нашей улице открылся кинотеатр.

Мама купила сыну новый велосипед.

3. Прочтите пословицы, поговорки, выделяя голосом главные по смыслу слова.

Всякому овощу своё время.

Мягко стелет, да жёстко спать.

Солнце сияет, а месяц только светит.

Нет лучше дружка, чем родная матушка.

Что написано пером, не вырубишь топором.

4. Прочтите вслух стихотворение или текст и выделите голосом главные по смыслу слова и словосочетания.

Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле забелело,

Точно пеленою всё его одело.

Тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной

И заснул под нею крепко, непробудно.

Стали дни коротки, солнце светит мало,

Вот пришли морозы и зима настала. (И. Суриков).

5. Прочтите пословицы и поговорки, делая в нужных местах паузы.

За правое дело стой смело.

Жизнь дана на добрые дела.

Не верь началу, верь концу.

Куда иголка, туда и нитка.

Кудри завивай, да про дела не забывай.

Старый друг лучше новых двух.

6. Прочитайте вслух текст, выделяя в нужных местах паузы. При чтении текста выделяйте голосом главные по смыслу слова; следите за дыханием, своевременно на паузах добирайте воздух.

Мишка достал леденец, сунул в рот, а сахарницу хотел на место поставить. Взял её, а она прилипла к рукам — и бух на пол. Разбилась на две половинки. Сахар рассыпался.

Мишка испугался: «Что теперь мама скажет?» Взял он две половинки и прислонил друг к дружке. Они ничего, держаться. Даже не заметно, что сахарница разбита.

Он сложил сахар обратно, накрыл крышкой и осторожно поставил в буфет. (Н. Носов).

7. Прочтите скороговорки, меняя темп речи при их произнесении: медленно, умеренно, быстро.

Трое трубачей трубят в трубы.

Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.

Дали Клаше кашу с простоквашей, ела Клаша кашу с простоквашей.

8. Прочтите скороговорки, меняя громкость голоса: шепотом, тихо, умеренно, громко.

Без дела жить — только небо коптить.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Счастье не в воздухе вьётся, а руками достаётся.

В качестве тренировочных упражнений используйте поэтические и прозаические тексты. При их чтении соблюдайте нормы литературного произношения, чёткость, ясность произнесения звуков и слов.

Консультация в методическую копилку воспитателей.

Развитие выразительной речи для детей

дошкольного возраста.

В детском саду закладываются основы выразительной речи, отрабатываются артикуляционные навыки, воспитывается умение слушать звучащую речь, развивается речевой слух и лексико-семантическая способность.

Развитие этих навыков и способностей в определённой последовательности — важнейшая задача воспитателей детского сада в процессе речевых занятий. Остановлюсь на понятии «выразительность речи» в сопоставлении с понятием «выразительность чтения».

Свободная или спонтанная речь, которую мы произносим с целью сообщения, убеждения, всегда выразительна. Когда человек произносит речь в естественных условиях коммуникации, она характеризуется богатыми интонациями, ярко окрашена тембрально, насыщена выразительными конструкциями.

Необходимые средства речевой выразительности рождаются естественно и легко под влиянием эмоций и мотивации речи. Но тот, же самый человек, который только что страстно и ярко говорил в ситуации свободного общения, вдруг оказался перед микрофоном. Голос его стал тусклым, металлическим, напряжённым, интонации — унылыми, однообразными.

То же происходит с голосом и речью ребёнка, поставленного в условия необходимости произносить монолог или читать наизусть в неестественных условиях учебной ситуации, когда им руководит не желание сообщить собеседнику что-то новое и интересное, а учебная необходимость.

Работа над выразительностью речи — комплексная работа.

Если воспитатель детского сада во всех возрастных группах работает над развитием творческого воображения детей в определённой системе и осуществляет при этом индивидуальный подход, он в значительной мере подготавливает работу по выразительному чтению в младших классах школы.

Воспитанное с раннего детства «чувство слова», его эстетической сущности, выразительности — на всю жизнь делает человека эмоционально богатым, создаёт возможность получать эстетическое наслаждение от восприятия образного слова, речи, художественной литературы.

Выразительная речь поддерживает внимание и интерес у слушателя или читателя. Выделяется несколько условий, от которых зависит выразительность речи.

Это самостоятельность мышления автора речи, его не равнодушие, интерес к тому, о чём он говорит или пишет, и к тем, для кого он говорит или пишет; хорошее знание языка, свойств и особенностей языковых стилей; сознательное намерение автора речи говорить и писать выразительно.

Выразительность разных стилей достигается не одними и теми же средствами — она специфична для каждого стиля. Для научно — учебного стиля речи характерна подчёркнутая логичность изложения.

В речи широко употребляются термины, обозначающие научные понятия, а также слова, обозначающие переход к следующей части предложения, слова типа «поэтому, потому», подчёркивающие причинно — следственные отношения.

Для разговорного стиля характерно употребление эмоционально окрашенных языковых средств, оценочных слов и конструкций типа «Ой ли? Вот как!» Художественный стиль отличается образностью, эмоциональностью, неповторимостью и свежестью выражений, яркостью, зримостью описаний. Пример. «Как мама мне не поверила». Мы с мамой ездили на покос.

Вдруг я увидела медведя. Я как закричу: «Ой, медведь!» Ну, да, — удивилась мама. «Правда! Честное слово!» Тут медведь ещё раз показался из-за берёзы, и мама как крикнет: «Ой, правда, медведь!» Сравните. Мы с мамой ездили на покос. Вдруг я увидела медведя и закричала: «Мама медведь!» Мама мне не поверила. Я стала её убеждать.

Тут медведь ещё раз вышел, и мама увидела его. Комментарий. Оба текста — разговорного стиля. Девочка делится своими переживаниями, стремится живо передать то, что с нею произошло. Первый из рассказов более выразительный и живой. Обо всём девочка «рассказывает с чувством». Нам кажется, что этот случай только что произошёл.

Поговорим об интонационной окрашенности речи.

Интонация — это не только повышения и понижения тона, это также усиление и ослабление голоса, замедление и убыстрение темпа, различные изменения тембра, это перерывы в звучании речевого потока или паузы.

Интонация, участвуя в построении высказываний и «наслаиваясь» на синтаксис и лексику, создаёт великолепные возможности выражения разнообразнейших, тонких и сложных оттенков смысла — логического, эмоционального, волевого, художественного. Интонация усиливает выразительность речи. Каждый писатель и поэт, создавая текст, слышит интонацию своей речи.

Для понимания речи, теста, которое приближало бы читателя к писателю, к его художественному замыслу, требуется, в числе других условий, хорошее знание интонаций родного языка читателем. Нельзя «передать» слушателям богатство художественного текста, если «передающий» плохо владеет национальным богатством языка.

К сожалению, многие воспитанники не приобретают настоящего вкуса к художественному слову — и одной из причин этого служит интонационная однотонность и не гибкость речи воспитателя.

Выразительность рождается таким подбором слов, предложений, интонаций, таким их применением, которые помогают разбудить не только логическую, но также эмоциональную, волевую, эстетическую области нашего сознания. Выразительная речь действует на наши чувства более сильно, чем обычная речь в процессе общения.

Интонационная выразительность. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности:

Логическое ударение (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путём повышения или понижения голоса).

Пауза (временная остановка голоса в речи).

Мелодия (движения голоса по высоте и силе).

Темп (количество слов, произнесённых за определённую единицу времени).

Изменения громкости голоса.

Тембр.

Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, законченно.

Упражнения.

1. Прочтите фразы, подчёркивая голосом выделенные слова.

Девочка играет в саду с куклой. (Играет девочка, а не мальчик).

Девочка играет в саду с куклой. (А не просто унесла её туда).

Девочка играет в саду с куклой. (А не в парке, в лесу).

Девочка играет в саду с куклой. (А не с другой игрушкой).

2. Прочтите фразы, поочерёдно выделяя в каждой фразе отдельные слова голосом; проследите, как изменяется смысл фразы.

Шуба висела на вешалке.

Мальчик прочитал интересную книгу.

На нашей улице открылся кинотеатр.

Мама купила сыну новый велосипед.

3. Прочтите пословицы, поговорки, выделяя голосом главные по смыслу слова.

Всякому овощу своё время.

Мягко стелет, да жёстко спать.

Солнце сияет, а месяц только светит.

Нет лучше дружка, чем родная матушка.

Что написано пером, не вырубишь топором.

4. Прочтите вслух стихотворение или текст и выделите голосом главные по смыслу слова и словосочетания.

Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле забелело,

Точно пеленою всё его одело.

Тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной

И заснул под нею крепко, непробудно.

Стали дни коротки, солнце светит мало,

Вот пришли морозы и зима настала. (И. Суриков).

5. Прочтите пословицы и поговорки, делая в нужных местах паузы.

Читайте также:  Игра по станциям по обж для 5 класса

За правое дело стой смело.

Жизнь дана на добрые дела.

Не верь началу, верь концу.

Куда иголка, туда и нитка.

Кудри завивай, да про дела не забывай.

Старый друг лучше новых двух.

6. Прочитайте вслух текст, выделяя в нужных местах паузы. При чтении текста выделяйте голосом главные по смыслу слова; следите за дыханием, своевременно на паузах добирайте воздух.

Мишка достал леденец, сунул в рот, а сахарницу хотел на место поставить. Взял её, а она прилипла к рукам — и бух на пол. Разбилась на две половинки. Сахар рассыпался.

Мишка испугался: «Что теперь мама скажет?» Взял он две половинки и прислонил друг к дружке. Они ничего, держаться. Даже не заметно, что сахарница разбита.

Он сложил сахар обратно, накрыл крышкой и осторожно поставил в буфет. (Н. Носов).

7. Прочтите скороговорки, меняя темп речи при их произнесении: медленно, умеренно, быстро.

Трое трубачей трубят в трубы.

Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.

Дали Клаше кашу с простоквашей, ела Клаша кашу с простоквашей.

8. Прочтите скороговорки, меняя громкость голоса: шепотом, тихо, умеренно, громко.

Без дела жить — только небо коптить.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Счастье не в воздухе вьётся, а руками достаётся.

В качестве тренировочных упражнений используйте поэтические и прозаические тексты. При их чтении соблюдайте нормы литературного произношения, чёткость, ясность произнесения звуков и слов.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/razvitiie-vyrazitiel-noi-riechi-dlia-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta

Методическая разработка «Значение небылиц в развитии логического мышления»

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2014»

Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно меняющегося социума.

Школа ориентируется на многообразие образовательных потребностей, где современный ученик должен передавать информацию не как собрание готовых ответов, а сколько метод их получения, анализа и прогнозирования интеллектуального развития личности.

Поэтому перед обществом на современном этапе его развития стоит задача дальнейшее улучшение воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовка их к обучению в школе. Навыки, умения, приобретенный в дошкольный период , будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе.

Важнейшим навыками являются навык логического мышления, способность «действовать в уме», и навык выражения своих мыслей. Ребенку, не владеющему этими навыками, труднее будет даваться учеба, потребуется больше затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнуть интерес к учебе.

Моя тема по самообразованию — » Развитие логического мышления у детей старшего возраста через развивающие игры», больше брала игры с математическим уклоном.

Но проводя занятие по художественной литературе, знакомя детей с художественным жанром «Небылицы», я заметила, что дети с большим интересом и увлечением слушают, выполняют различные задания связанные с этой темой.

У них развивается мышление, фантазия, речь, они стали делать свои умозаключения, обобщения, применяя свой личный опыт. Меня заинтересовала эта тема «Небылицы».

Я поставила перед собой ряд вопросов:

  • Что такое небылицы?
  • Как они связаны с мышлением?
  • Что развивают у детей дошкольного возраста?
  • Как научить детей понимать их?
  • Как научить детей сочинять небылицы?
  • Через какие развивающие игры с небылицами можно развить логическое мышление?

На все поставленные вопросы, я хочу ответить в своем докладе, проанализировав литературу по теме и свой опыт работы.

В дошкольном возрасте развитие мышления тесно связано с практической игровой деятельностью ребенка. С её помощью он познает окружающую действительность, учится понимать обращенную к нему речь, а затем и говорить. Все виды мышления тесно связаны между собой, а мышление с речью.

Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление тесно связано с речью. Постепенно ребенок учится образовывать простейшие обобщения, начинает выделять общие свойства предметов, пытается решить практические задачи по-своему, действенным путем.

А речевые высказывания ребёнка способствуют осознанию им хода и результата этого действия. Речь стала как самостоятельное средство мышления. Развивается словесно-логическое мышление – самый сложный процесс мышления детей.

Здесь уже ребенок оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами. Словесно-логическое мышление приводит к совершению любых логических действий (анализа, обобщения, выделение главного при построении выводов) и операций со словом.

Упражнения по развитию этого вида мышления направлены на формирования у детей умения систематизировать слова по определенному признаку, способности выделять родовые и видовые понятия, развитие индуктивного речевого мышления, функции обобщения и способности к абстракции.

Нельзя забывать, что развитие ребенка происходит на уровне его житейского опыта, от богатства накопленных знаний.

Как его развить? С помощью развивающих игр и художественного слова, которые направлены на развитие связной речи, логического мышления, обогащения лексического словарного запаса! Существует немало детских стихов, которые являются продуктами игры, это стихи-перевертыши и небылицы с логическими ошибками.

Небылицы – это небольшой рассказик о том, чего на самом деле нет, и быть не может. Они как литературный жанр встречаются в литературе любой народности, её особенностью является шутка, неправдоподобность, юмор.

Чем больше непонятного, необычного, несуразного и необъяснимого – тем лучше, концентрация чудес просто зашкаливает. В основе небылиц лежит фантазия, обман. Но обман не злой, направленный на то, чтобы ввести в заблуждение собеседника и получить свою выгоду.

А обман добрый, направленный на то, чтобы развеселить, поднять настроение, вызвать улыбку и смех.

Своими культурными и историческими корнями небылицы уходят глубоко в древность, еще наши предки проявляли свою фантазию и сочиняли небылицы, передавая их из уст в уста (у казахского народа сказка «Қырық — өтiрiк»; у русского народа «Небылицы в лицах»), в современное время были написаны разными авторами (К.

Чуковский «Путаница», С. Маршак «Вот какой рассеянный»), а так же и в наше время ( М. Алимбаев «Небылицы», И. Соковня-Семенова «Кудыкина гора»). Детские небылицы представляют собой первую интеллектуальную детскую игру, которая содействует гармоническому развитию детей. Как говорил детский писатель К. И.

Чуковский, на сказках которого выросло не одно поколение, ребенок начинает играть не только с помощью подручных средств (кубиков, кукол, картинок), но и мыслить.

Дифференциация предмета и выбранного объекта и его функций, а также наделение предмета новейшими, не присущими ему признаками являются первыми упражнениями на формирование логического мышления.

Небылицы, перевертыши и нелепицы могут быть построены на основе использования приемов:

  1. Малому приписывается качества большого и наоборот ( «Комарище, упавший с дубища»).
  2. Холодному приписывается качества горячего и наоборот (« Знойным летом дети катались на лыжах»)
  3. Съедобность несъедобность вещей и наоборот («Взял и стукнул колбасой»).
  4. Перевертыши одежды (« Лыко мужиком подпоясано»).

  5. Перевертыши явлений и законов природы (« В лесу рыба растет»).
  6. Перепутывание эпитетов («Конь скачет верхом на ездоке»).
  7. Изменение точки отсчета («Деревня убежала в поля»).
  8. Перевертыши телесных недостатков (« Слепые видят, немые кричат, глухие подслушивают, безногие бегают»).
  9. Перевертыши действующих лиц («Ворота лают из-под собаки»).

В первые годы жизни ребенок усваивает большой объем информации, а небылицы помогают ребенку разобраться в хаосе впечатлений. Ребенок получает удовольствие, если восстанавливает в своем сознании нарушение перевертышем естественные отношения вещей путем сопоставлений и умозаключений. Небылицы обостряют чувства реальности, подготавливают детей к усвоению более сложных форм.

Игра с небылицами присуща чуть не каждому ребенку на определенном этапе его умственной жизни.

В возрасте 2,5-4 лет дети часто начинают рассказывать небылицы, пытаясь привлечь к себе внимание взрослых и вызвать восхищение других детей, зачастую знакомые слова «перевертывая» так, что образуются несуществующие слова.

Положительный момент от таких перевертышей вполне очевиден, поскольку любое отклонение от нормы воспитывает в ребенке эту норму, и сам себе он начинает адекватно оценивать в окружающем мире. Он становится уверенным в своих интеллектуальных способностях, начинает уважать себя.

Польза небылиц в этом возрасте очевидна: за каждым «не так» ребенок ощущает «так», всякое отступление от нормы сильнее укрепляет ребенка в норме, и он еще выше оценивает ориентацию в мире.

Дети 4-5 лет — это возраст « почемучек», у них интенсивно развивается мышление и речь, они начинают понимать простейшие причинные связи, если встречаются с явлениями знакомыми им из прошлого опыта. Дети 4 — 5 лет уже знают, что бывает, а чего не бывает, если рассказать им о знакомых предметах и явлениях.

Наблюдательность, попытки к самостоятельному нахождению ответа, сосредоточения внимания, переход от одной деятельности к другой, переход к произвольной памяти, наглядно – образное мышление, развитие связной речи и словарного запаса дают предпосылки развития логического мышления.

Формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики. Игры с небылицами – любимая интеллектуальная работа детей – «изобличать небылицы, делать им очную ставку с реальными фактами, чтобы стимулировать умственные силы ребенка для борьбы с извращением истины», писал К.

Чуковский в своей книге «От двух до пяти».

У детей 6-7 лет параллельно с наглядно – образным мышлением развивается логическое, в частности причинное, мышление. Все процессы опираются на усвоенные понятия и во многом соприкасаются с речевыми процессами.

Интерес к явлениям, которые происходят не так, как обычно, заинтересовывают детей, заставляют искать и устранять причину. Игры с небылицами объединяют противоположные функции или свойства в один предмет, становятся проблемной ситуацией, в основе которой лежит противоречие.

Каждая проблемная ситуация уникальна, и её разрешение происходит только на основе собственного индивидуального опыта. В основе выполнения ребенком умственной работы с небылицами лежит процесс понимания, который строится на анализе и синтезе.

В результате мышления анализ становится все более дробным, а синтез все более обобщенным и точным, делается умозаключение, развивается словесное мышление. Развиваются новые мотивы познавательной деятельности, которые делают возможным сознательное усвоение новых знаний.

«Старшие дети настолько укрепляются в реалистических позициях, что начинают любить всякие перевертыши. Смеясь над ними, ребенок обнаруживает и углубляет свое правильное понимание окружающей действительности» К. Чуковский в книге «От двух до пяти».

Небылицы – это особенные детские логические игры, где детям весело, но и игры со своими мыслями. Дети любят не только слушать небылицы, но и сочинять сами. Небылицы являются плодом фантазии и воображения, которые позволяют детям самостоятельно составлять и придумывать их.

Дети используют уже где-то услышанные небылицы, изменяют их или выбирают новые предметы и их функции, наделяя не присущими и новыми признаками.

Таким образом, дети получают максимальное удовольствие от впечатляющей игры и существенную пользу для формирования и развития их логического мышления.

Небылица – это игра без правил со словами, с мыслью, которая позволяет ребенку проверить границы окружающего мира. Надо научить детей сочинять небылицы, используя любые приемы искажения действительности и лишения смысла, придавая новый неожиданный смысл мыслям и вещам.

Как научить сочинять небылицы? В этом помогут небылицы С. Маршака, К. Чуковского, Б. Захордера и Э. Успенского:

  1. Посмотреть на окружающий мир и выбрать какое-нибудь событие в качестве темы.
  2. Выбрать главного героя (сказочный персонаж, животное, несуществующее животное, предмет) или оставить себя в этой роли.
  3. Модифицировать события или явления.

    Для этого используют приемы нарочного искажения, действия полных перевертышей, нарушения смысловой сочетаемости.

  4. Придумать сюжет ( превращение главных героев, неожиданное исполнение желаний, перемещение).
  5. Сделать рисунок придуманной небылицы (детям не умеющим писать) или записать в прозе или рифме.

    Можно нарушить орфографию, пунктуацию, изменить смысл до нелепости, придумать неожиданные и нелепые сочетания слов, несвойственные характеристики.

  6. Сделать окончание небылицы, какой-то вывод из придуманного или может быть нравоучение.

Самой простой возможностью придумать самостоятельно небылицу считается умение построить ее на собственных ошибках. Такие истории изначально могут иметь двигательный характер, нежели словесный. К примеру, ребенок не умеет завязывать шнурки – шнурки обиделись и убежали.

После этого, из многократных ошибочных действий, и могут возникнуть самые интересные истории. В этих историях будет присутствовать множество ошибочных персонажей, со смешными и необычными именами.

Нельзя не отметить благоприятное влияние небылиц на развитие ребенка положительного эмоционального фона. Небылицы вызывают у детей смех, развивают юмор, который поможет во взрослой жизни относиться с иронией ко многим жизненным ситуациям.

Работа с небылицами – это как игра с ошибками. К ним относятся словесные игры с небылицами, стихи-небылицы, небылицы с логическими упражнениями, сюжетные картинки с небывальщиной, перевертыши, папки-передвижки, книжки-малютки.

Проанализировав материал с небылицами, я сделала подборку игр с содержанием небылиц и развитием мышления, это игры «построены на опрокидывании норм, на навязывании предметам несвойственных их функций и признаков, что и увлекает детей как интересная забава», — отмечал К. И. Чуковский.

Значение небылиц:

  • развивают все стороны устной речь;
  • способствуют развитию мышления;
  • развивают воображение и фантазию;
  • формируют свободу мышления и высказывания своего мнения;
  • учат понимать юмор;
  • создают эмоциональный настрой;
  • воспитывают интерес к художественной литературе.

Таблица: Игры и упражнения для детей старшего возраста по теме «Значение небылиц в развитии логического мышления у детей дошкольного возраста»

Цель Название игр
1.

Подобрать слова противоположного значения или отрицания
  • «Правда – кривда»;
  • «Умейка – неумейка»;
  • «Задом наперед»;
  • «Отрицание»;
  • «Наоборот»;
  • «Маятник»;
  • «Объединение»;
  • «Хорошо – плохо» ;
  • «Не очень»;
  • «Вредные советы»;
  • «Летает и не летает».

2. Учить делать синтез, анализ, проводить эксперементирование со словами
  • «Скрещивание»;
  • «Изобретатели»;
  • «Уменьшение – увеличение»;
  • «Если бы»;
  • «Веселые кубики»;
  • «Новые герои».
3.

Уметь классифицировать, исследовать, делать анализ и умозаключение
  • « Так бывает или нет?»;
  • «Что лишнее?»;
  • «Перевертыши»;
  • «Что забыл художник?»;
  • «Да – нетка»;
  • «Небылицы в картинках»;
  • «Это правда или нет?»;
  • «Кто больше заметит небылиц?»;
  • «Чего на свете не бывает?».
4. Уметь придумывать небылицы
  • «Ошибки»;
  • «Странные рассказы»;
  • «Вопрос и ответ»;
  • «Любопытные»;
  • «Снежный ком»;
  • «Удивляйся»;
  • «Давай посмеемся»;
  • «Изобретатели»;
  • «Веришь – не веришь?»;
  • «Сочини небылицу»;
  • «Репортаж с места события».
5. Уметь анализировать произведения, вычленять и систематизировать приемы составления небылиц
  • «Сказки дедушки Корнея»;
  • «Перевертыши»;
  • «Путаница», произведения народного творчества и авторские сочинения.

Используемая литература

  1. К. И. Чуковский «От двух до пяти», глава « Педагогическая ценность перевертышей», М., «Просвещение», 1998.
  2. «Потешки, считалки, небылицы» (Сост. А. Н. Мартынова), М., «Детская литература», 2005.
  3. А. С. Галанов «Игры – задания для детей», М.

    , «Школьная Пресса», 2004.

  4. О. А. Белобрыкина « Речь и общение», Ярославль, «Академия развития», 2008.
  5. Е. Е. Кравцова «Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе», М. «Просвещение», 2000.
  6. Л. Кэрролл «Логические игры», М., « Школьная Пресса», 2003.

  7. Е. Л. Агаева, В. В. Брофман, А. И. Булычева «Чего на свете не бывает?», М., «Просвещение», 1998.
  8. В. В. Волина «Игра- дело серьезное», Санкт-Петербург, «Зенит», 1999.

Орлова Ирина Евгеньевна, воспитатель ГККП «Ясли-сад №31» г.

Павлодара, Республика Казахстан

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.

Источник: https://www.o-detstve.ru/articles/mpi2014/16350.html

Ссылка на основную публикацию