Сюжетно – дидактические игры по экологии в детском саду для детей средней группы

Дидактические игры экологического содержания для детей дошкольного возраста

Дидактическая игра занимает важную роль в экологическом воспитании детей. С ее помощью у дошкольников формируются системы основных экологических понятий и воспитывается осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы.

Разработанная нами система дидактических игр экологического содержания прошла апробацию в ряде дошкольных учреждений и активно используется в работе с детьми. 

«КТО ГДЕ ЖИВЕТ?»

Цель: закрепить знания детей об убежищах в природе различных видов животных (насекомых, земноводных, птиц, зверей).

Материал: планшет, на котором с  одной стороны изображены различные животные, а с другой — их убежища (например, берлога, нора, улей, скворечник, гнездо и др.). В конверте с обратной стороны планшета находятся стрелки-указатели по количеству животных. Вместо стрелок можно нарисовать на планшете между животными и их убежищами лабиринты из разноцветных линий.

Методика проведения: в игре принимают участие двое и более детей. Поочередно дети находят предполагаемое животное и стрелкой или с помощью лабиринта определяют его убежище. При правильном выполнении игровых действий ребенок получает фишку. Если ответ неверный — ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто соберет большее количество фишек.

«КТО ЧЕМ ПИТАЕТСЯ?»

Цель: закрепить знания детей о разных видах питания животных (насекомых, земноводных, птиц, зверей) в природе.

Материал: планшет, на котором по кругу размещены разные виды корма для различных видов животных. В центре планшета укреплена движущаяся стрелка. С обратной стороны планшета в конверте помещены карточки с иллюстрациями животных.

Методика проведения: в игре участвуют двое и более детей. Поочередно, по загадке воспитателя, игроки находят соответствующую картинку с изображением животного и с помощью стрелки указывают вид корма, которым питается данное животное. За правильный ответ — фишка. Выигрывает тот, кто соберет большее количество фишек.

«НАЙДИ ДОМИК»

Цель: упражнять детей в группировке животных по способам питания (травоядные, хищные, всеядные, паразиты).

Материал: набор карточек с иллюстрациями животных разных видов, четыре разноцветных поля для размещения карточек; зеленое — для травоядных, красное — для хищников, зелено-красное — для всеядных, черное — для животных-паразитов.

Методика проведения:

Первый вариант: дети играют по одному. Ребенок группирует карточки с животными по цветовым полям в зависимости от того, чем они питаются. После выполнения задания воспитатель проверяет правильность решения и за каждую ошибку выдает игроку штрафную фишку. Выигрывает тот, кто меньше наберет штрафных фишек.

Второй вариант: дети поочередно берут по одной карточке с изображением животного и находят для него домик, опираясь на собственные знания об особенностях питания разных видов животных. Выигрывает тот, кто больше наберет фишек за правильность выполнения задания.

«ЧТО СНАЧАЛА, ЧТО ПОТОМ?»

Цель: закрепить знания детей об основных стадиях роста и развития живых организмов (растений, животных, человека).

Материал: набор карточек, на которых зафиксированы стадии роста и развития растений или животных (гороха, одуванчика, земляники, лягушки, бабочки и др.), а также человека (младенчество, детство, отрочество, зрелость, старость).

Методика проведения:

Первый вариант: ребенку предлагается разложить карточки в порядке роста и развития живых существ (например, бабочка-капустница: яйцо — гусеница — куколка — бабочка) и рассказать, что было сначала, а что потом.

Второй вариант: воспитатель раскладывает карточки, преднамеренно делая ошибку. Дети должны исправить ее и объяснить свое решение.

«ПОМОЖЕМ РАСТЕНИЮ»

Цель: закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста растений (вода, свет, тепло, питательная почва); упражнять в определении недостатка тех или иных условий по внешнему виду растения.

Материал: набор карточек с изображением одного из комнатных растений (например, бальзамина) в хорошем состоянии и с недостатком (увядшие листья, пожелтевшие листья, светлая почва и др.

); четыре цветные карточки-модели, изображающие необходимые для растения условия: желтая — свет, красная — тепло, синяя — вода, черная — питательная почва; четыре карточки с изображением здорового растения и необходимых ему четырех условий.

Методика проведения: в начале игры детей знакомят с карточками-моделями условий, которые необходимы для роста и развития растения. Затем рассматривают четыре карточки с изображением одного и того же растения в хорошем состоянии с указанием благоприятных условий (свет, тепло, вода, почва). Детям объясняют, почему растению хорошо.

Карточки-модели раскладываются на столе перед ребенком, а на наборном полотне воспитатель составляет рассказ о растении: «Рос бальзамин в горшке на окошке и радовался первому весеннему солнцу. Солнечные лучи грели все сильней, а запасов воды в почве становилось все меньше.

В понедельник утром дети заметили, что листья бальзамина пожелтели и поникли. Что же делать?» Воспитатель предлагает детям помочь растению: отобрать карточки-модели с изображением необходимых ему условий. За правильный ответ — фишка.

Побеждает тот, кто наберет большее количество фишек.

«ЛЕС — ДОМ ДЛЯ ЖИВОТНЫХ»

Цель: закрепить знания детей о лесе как природном сообществе, сформировать представления об экологических нишах (этажах) смешанного леса и месте животных в них.

Материал: плоскостная модель с изображением четырех ярусов смешанного леса: первый — травянистый покров, второй — кустарники, третий — лиственные деревья, четвертый — хвойные деревья.

На каждом из ярусов сделаны специальные прорези для прикрепления фигурок животных.

В конверте с обратной стороны планшета находятся фигуры-силуэты различных лесных обитателей: насекомых, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.

Методика проведения:

Первый вариант: играет один ребенок, остальные проверяют правильность выполнения задания: расселить всех животных по «этажам» в зависимости от места их обитания. Выигрывает тот, кто меньше всего допустит ошибок.

Второй вариант: силуэты животных раскладываются на столе обратной стороной. Дети поочередно берут по одному силуэту, называют животное и определяют его место в лесу. При этом ребенок должен объяснить свой  выбор. За правильный ответ — фишка. Если задание выполнено правильно, то фигурка-силуэт животного обратно выкладывается на стол и действие повторяется другим игроком.

И. Комарова, Н. Ярошева

Источник: https://vscolu.ru/didakticheskie-igry/didakticheskie-igry-ekologicheskogo-soderzhaniya-dlya-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Педпроспект | «Дидактическая игра по экологическому воспитанию в средней группе»

Автор: Камбур Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР №86 «Колокольчик»
Населённый пункт: г. Якутск
Наименование материала: дидактическая игра
Тема: «Дидактическая игра по экологическому воспитанию в средней группе»
Дата публикации: 02.04.2017
Раздел: дошкольное образование

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Камбур О.В.

Экологическая игра «ОТГАДАЙТЕ, ЧТО ЗА РАСТЕНИЕ»

Цель. Учить описывать предмет и узнавать его по описанию; формировать умение выбирать

самый яркий признак растения.

Ход игры. Воспитатель предлагает ребёнку назвать один самый характерный признак растения,

остальные дети должны угадать само растение. Например, белый ствол (берёза); красная с

белыми точками шляпка (мухомор) и т.д.

Экологическая игра «КТО ГДЕ ЖИВЁТ».

Цель. Развивать умение группировать растения по их строению (деревья, кустарники).

Ход игры. Дети будут «белочками» и «зайчиками», а один ребёнок – «лисой». «Белочки» и

«зайчики» бегают по поляне. По сигналу: «Опасность – лиса!» — «белочки» бегут к дереву, «Зайцы»

— к кустам. «Лиса» ловит тех, кто неправильно выполняет задание.

«ПТИЦЫ»

Цель. Закреплять умение классифицировать и называть животных, птиц, рыб.

Ход игры. Дети становятся в круг. Ведущий называет птицу (рыбу, животное, дерево…), например,

«воробей» и передаёт мяч соседу, тот называет «ворона» и т.д. Кто не сможет ответить, тот

выходит из круга.

Экологическая игра «НАЗОВИ ТРИ ПРЕДМЕТА»

(вариант 1).

Цель. Упражнять в классификации предметов.

Ход игры. Дети должны назвать предметы, соответствующие данному понятию. Педагог говорит:

«Цветы!» и бросает мяч ребёнку. Он отвечает: «Ромашка, василёк, мак».

(вариант 2)

Воспитатель делит детей на две команды. Первый ребёнок называет цветок и передаёт мяч

другой команде. Та должна назвать три названия цветов и передать мяч первой команде, которая,

в свою очередь, называет тоже три цветка. Побеждает та команда, которая последней назвала

цветы.

Экологическая игра «ОТГАДАЙТЕ, ЧТО ЗА РАСТЕНИЕ»

Цель. Учить описывать предмет и узнавать его по описанию; формировать умение выбирать

самый яркий признак растения.

Ход игры. Воспитатель предлагает ребёнку назвать один самый характерный признак растения,

остальные дети должны угадать само растение. Например, белый ствол (берёза); красная с

белыми точками шляпка (мухомор) и т.д.

Экологическая игра «ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК»

Цель. Закреплять и систематизировать знания детей о том, что сделано руками человека, а что –

природой.

Ход игры. «Что сделано человеком? – спрашивает воспитатель и бросает мяч игроку. После

нескольких ответов детей он задаёт новый вопрос: «Что создано природой?» Дети отвечают.

«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Цель. Учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.

Ход игры. Воспитатель (или ребёнок) начинает предложение: «Я надела тёплую шубу, потому

что…». Ребёнок, который заканчивает это предложение, составляет начало нового.

Экологическая игра «ЭТО ПРАВДА ИЛИ НЕТ?»

Цель. Учить детей находить неточности в тексте.

Ход игры. Воспитатель говорит: «Послушайте внимательно стихотворение. Кто больше заметит

небылиц, того, чего не бывает на самом деле?»

Тёплая весна сейчас. Любит в речке посидеть.

Виноград созрел у нас. Зимой среди ветвей

Конь рогатый на лугу «Га0га-га, пел соловей.

Летом прыгает в снегу. Быстро дайте мне ответ –

Поздней осенью медведь

Это правда или нет?

Дети находят неточности и заменяют слова и предложения, чтобы получилось правильно.

Экологическая игра «КАКОЕ ВРЕМЯ ГОДА?»

Цель. Учить воспринимать поэтический текст; воспитывать эстетические эмоции и переживания;

закреплять знания о месяцах каждого времени года и основных признаках времён года.

Ход игры. Писатели и поэты в стихотворениях воспевают красоту природы в разное время года.

Воспитатель читает стихотворение, а дети должны выделить признаки времени года.

Экологическая игра «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»

(растения)

Цель. Закреплять знания о многообразии растений.

Ход игры.Воспитатель говорит детям: «Вы уже знаете, что растения могут быть культурными и

дикорастущими. Я сейчас буду называть растения вперемешку: дикорастущие и культурные. Кто

услышит ошибку, должен хлопнуть в ладоши. Например: берёза, тополь,яблоня; яблоня, слива,

дуб и т.д.

Экологическая игра Прогулка по лесу.

Разложите карточки с изображениями деревьев (береза, осина, дуб, клен и т.п.). Предложите

ребенку совершить прогулку по лесу. Чтобы ребенку было интереснее, попросите зайчика

(лисичку, медвежонка) сопровождать вас. Проходя мимо деревьев, зверушка рассказывает

малышу о том, как называется то или иное дерево, описывает его внешний вид форму листьев,

Читайте также:  Загадки о временных промежутках в подготовительной группе с ответами

плодов. Задает крохе вопросы: как можно отличить березу от дуба? У какого дерева самый

толстый ствол? На каком дереве растут желуди?

На прогулке соберите несколько листьев с разных деревьев, сравните их между собой, отметьте

отличия, обращая внимание на цвет форму, размер. Попросите ребенка отгадать: какой лист с

какого дерева.

Экологическая игра Собери дерево.

Нарисуйте три разных дерева (дуб, береза, клен). Вырежьте их и разрежьте каждое дерево на три

части: корень, ствол, крона. Смешайте части. Предложите ребенку собрать деревья. Расскажите о

функциях каждой части растения: корни поглощают из почвы питательные вещества, по стволу они

поднимаются к ветвям и листьям, листья помогают дереву дышать и вместе с этим они очищают

воздух.

Проведите аналогию с человеком. Попросите ребенка подумать, какую пользу приносят деревья.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Экологическая играНазови дерево.

Приготовьте карточки с изображениями различных деревьев. Зайчик, лисичка и медвежонок хотят

посадить по одному дереву возле своих домиков. Зайка выбрал березу, лисичка – осину, а мишка

– дуб. Предложите ребенку помочь игрушкам найти свои деревья. Усложняя задание, можно

попросить малыша найти одно дерево для зайчика, два дерева для лисы и три дерева для

медвежонка. Таким образом, вместе с развитием навыков классифицирования происходит

обучение счету.

Экологическая играСобери листья.

Осенью предложите ребенку собрать букеты из сухих листьев. В каждом букете должны быть

листья только одного дерева. Попросите малыша вспомнить, как называются деревья. Дома

сделайте гербарии, вклеив листья в альбом и подписав под каждым видом листьев названия

дерева.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Экологическая играКак растут деревья.

В гости к ребенку пришел медвежонок и принес с собой семена различных деревьев (желудь,

вишневая, персиковая косточки, семечко от яблока, березовые «серьги» и т. п.) Мишка

интересуется, знает ли малыш, откуда берутся леса, может быть, их кто-то сажает? После того как

ребенок высказал свои предположения, рассмотрите семена деревьев, медвежонок рассказывает

крохе о том, как семена падают на землю или переносятся птицами и деревьями. Медвежонок

показывает ребенку по одному из принесенных семян и просит отгадать, какому дереву оно

принадлежит.

Экологическая играУгадай дерево.

Лесные мышки загадывают ребенку загадки: одна рассказывает о своей норке, которая находится

под деревом с белой корой. Рядом с норкой другой мышки осенью падают желуди, а третьей

мышке часто преграждает вход в норку упавшая шишка. Малыш должен отгадать, рядом с какими

деревьями находятся мышиные норки.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Экологическая играФруктовый сад.

Подготовьте карточки с изображениями лесных и садовых деревьев (фруктовые деревья должны

быть с плодами). Предложите ребенку посадить сад и лес, то есть, разобрать деревья по группам.

При выборе дерева просите малыша проговаривать его название, объяснять, что помогло ему

узнать дерево (форма листьев, кора, плоды.) Какие еще фруктовые деревья и кустарники знает

ребенок. Где они растут, кто их сажает, для чего они нужны?

Экологическая играМы пойдем.

Вы начинаете предложение: «Мы пойдем с тобой в лес (в поле, на речку, на море) и увидим

там…». Ребенок должен вспомнить и назвать все то, что можно увидеть в названном месте

(животные, насекомые, растения и т. п.). Обращайте внимание на то, чтобы рассказ ребенка был

развернутым, если малыш назвал категорию «животные», побудите его назвать всех лесных

обитателей. Учите ребенка мыслить образно. Вполне возможно, что, перечислив представителей

вышеназванных категорий, малыш исчерпает свой список объектов. Подскажите ему, что в лесу

можно увидеть. Например, нору лисицы, еловую шишку, следы зайца и т. п.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Экологическая играЯ – дерево, а – ты?

Вы называете предмет и его функции, малыш должен назвать часть вашего предмета и обозначить

его действие. Например: «Я – дерево, я расту», — «А я – корни дерева, я – держу тебя, чтобы ты не

упало». «Я – белка, я прыгаю по деревьям», — «А я – твои зубки, я грызу тебе орехи».

Экологическая играУгадай по части.

Вы называете часть дерева или животного, либо признаки и функции этой части, а ребенок

угадывает объект. Например: «Я длинное, зимой – белое, летом – серое. Слушаю, откуда

приближается опасность (заячье ухо)», значит загаданное животное – заяц. «Я – рыжий, пушистый.

Заметаю следы своей хозяйки (лисий хвост)». Загаданный объект – лиса и т. п.

Экологическая играУ кого это есть.

Вы называете одну часть, а ребенок перечисляет все известные ему объекты живой природы,

имеющие эту часть. Например, «Пушистый мех» — «Лиса, белка, енот, песец». «Лист» «Дерево,

кустарник, цветок».

Источник: http://pedprospekt.ru/servisy/publik/publ?id=260

Практикум «Дидактические игры с экологическим содержанием»

Семинар-практикум

«Дидактические игры

с экологическим содержанием»

(из опыта работы)

Подготовила воспитатель: Чумченко Н.Ю.

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры экологического содержания. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию.

В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания.

Играя в игры по экологии, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.

^ развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д.

^ — наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Проблема экологического воспитания дошкольников не может потерять своей актуальности на современном этапе развития дошкольного образования.

^ определить влияние дидактических игр на процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

1. Раскрыть понятие и определить задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста. 2. Проанализировать дидактические игры детей дошкольного возраста, используемые в процессе решения воспитательных и образовательных задач в дошкольном учреждении. 3. Охарактеризовать виды дидактических игр детей в природе и определить их значение на экологическое воспитание. 4.Изучить особенности руководства дидактическими играми в процессе экологического воспитания в разных возрастных группах детского сада.

^ :

— изучение и анализ литературы по исследуемой проблеме; — наблюдение за дидактическими играми детей в природе в дошкольном учреждении; — проведение дидактических игр экологического содержания — экскурсии, наблюдения в природе, исследовательская деятельность ●●● В педагогике существует несколько видов дидактических игр. Дидактические игры можно разделить на три основных вида:

  • — игры с предметами (игрушками, природным материалом);
  • — настольные печатные игры;
  • — словесные игры.

Предметные игры по экологии — это игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке». В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Предметные игры особенно широко используются в младшей и средней группах. Они дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли, например, продавца, покупателя в игре «Магазин». Игры-инсценировки помогают уточнить представление о времени года, явлениях природы, объектах живой и неживой природы («Оденем куклу на прогулку», «Живое-неживое»), о литературных произведениях («Путешествие в страну экологических сказок и сказок о животных »), о нормах поведения в природе («Что такое хорошо и что такое плохо»).

Настольно-печатные игры разнообразны по экологическому содержанию, обучающим задачам, оформлению, такие как: — «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья», парные картинки.

Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом (слово или предваряет восприятие картинки, или сочетается с ним.

Они помогают развивать мыслительные процессы.

Словесные игры экологического содержания отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность («Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, воздухе, на земле», «Нужно — не нужно»). Они проводятся с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Игры-занятия («Чудесный мешочек», «Цветочный магазин» и др.) имеют определенное программное содержание. Игровая форма придает играм-занятиям занимательность, обучение идет через игровые правила, игровые действия. Я использовала игры-занятия в младших и средних группах, в старших группах давала как часть занятия.

Подвижные игры экологического характера тоже имеют дидактическую направленность, они связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы.

я использовала такие игры, как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Волки и овцы».

Дети, подражая действиям, имитирую звуки, в этих играх глубже усваивают знания, а эмоционально положительный настрой способствует углублению у них интереса к природе.

Творческие игры уже отражали впечатления, полученные в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни, помогали усваивать знания о труде взрослых в природе (работа на птицеферме, в свинарнике, теплице), при этом у них формируется положительное отношение к труду, они осознают значение труда взрослых в природе.

Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом: песком, снегом, глиной, мелкими камешками, шишками. В них дети, созидая, познают свойства и качества материалов. Этими играми я руководила. Помогала детям в подборе и использовании природного материала в играх, показывала способы его использования.

Наряду с перечисленными играми, в работе с детьми использую большое количество игровых упражнений («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди к цветочку такой же», «Принеси желтый листик» и др.). Игровые упражнения помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность. Игровые упражнения провожу либо со всей группой детей либо с частью ее.

Читайте также:  Новогодние игрушки из солёного теста своими руками

Особое значение игровые упражнения имеют в младшей и средней группах.

^

В младших группах на первом этапе я проигрывала игру вместе с детьми. По ходу игры я сообщала одно правило и тут же его реализовала. При повторной игре сообщала дополнительные правила. На втором этапе я выключалась из активного участия в игре, руководила со стороны, направляя игру. На третьем этапе дети играли самостоятельно.

Начиная со средней группы путь обучения игре, был иной.

Вначале я рассказывала содержание игры, предварительно вычленяя одно-два важных правила, по ходу игры еще раз подчеркивала эти правила, показывала игровые действия, давала дополнительные правила.

На следующем этапе дети играли самостоятельно, я наблюдала за игрой, исправляла ошибки, разрешала конфликты. Когда интерес к игре спадал, я предлагала новый ее вариант.

Организацию дидактических игр я осуществляла в трех основных направлениях:

  • подготовка к проведению дидактической игры,
  • её проведение
  • анализ

В подготовку к проведению дидактической игры включала:

  • — отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения, углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь);
  • — установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
  • — определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
  • — выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим.
  • — определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
  • — подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);
  • — подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
  • — подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр направляла на:

  • — ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
  • — объяснение хода и правил игры. При этом я обращала внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);
  • — показ игровых действий, в процессе которого я учила детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
  • — определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;
  • — подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.

Руководя играми необходимо учитывать возможности детей. Ребенку свойственны любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: ему хочется самому отгадать загадку, найти правильное решение задачи, высказать собственное суждение. Поэтому при отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий. Последние должны быть такими, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия. Таким образом, руководство дидактическими играми по экологии требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. Это обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, а иногда и изготовление его вместе с воспитанниками, организация обстановки для игры, а также четкое определение своей роли в игре.

Рекомендации для педагогов:

  • Систематически планировать проведение дидактических игр в целях ознакомления с окружающим детей старшей группы.
  • Использовать в работе игры с различными усложнениями. Организовать игры с целью обучения детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения. Игра «Да — нет» (2 варианта). Углубление знаний о разных видах сельскохозяйственного труда. Игра «Кем быть» (2 варианта).
  • Постоянно использовать наглядный материал в дидактических играх (картинки, игрушки, природный материал). Привлекать детей к изготовлению наглядного материала для игр.
  • Использовать в работе игры с различными усложнениями

ВЫВОДЫ: 1. В процессе изучения психолого — педагогической и методической литературы мною было установлено, что игры детей в природе являются необходимым условием экологического воспитания. 2. Игра доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе игры воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. У дошкольников развивается интерес к игровой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. 3. В ходе моей работы были раскрыты и изучены: сущность и задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста, виды игр детей и их значение, значение эколого — развивающей среды, созданной в дошкольном учреждении для экологического воспитания. 4. Экологическое воспитание дошкольников — это процесс ознакомления детей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. 5. Основными задачами экологического образования, которые решаются в дошкольном учреждении являются:

  • формирование у детей элементов экологического сознания;
  • формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе;
  • воспитание гуманного отношения к природе.

Источник: http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1519836.html

Игры по экологии

Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «сорока». Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы». Материал: «Экран» с тремя «окнами прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств.

Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной. Ход игры: Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов. Педагог берёт из корзинки растения и показывает их детям.

Уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет.

Правила и ход игры: воспитатель или кто-либо из детей вставляет изображение предмета в первом «окне».

Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Возможен и другой вариант игры: воспитатель называет слово «воздух». Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

Цель игры: развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы, сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта.

Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Ход игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной — плоды и листья одного растения (яблоня), на другой — плоды и листья разных растений.

Дети, которые определили у себя такой же фрукт, по сигналу подбегают к воспитателю. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты. Дети делятся на продавцов и покупателей. Наглядный материал: картинки с изображением овощей.

«Экологические игры и упражнения для детей дошкольного возраста»

Как вы думаете, дети, какие овощи откликнулись на его призыв? Дети называют, выделяя голосом нужные звуки: горроох, морркоовь, карртоофель, репа, огурец, и объясняют, что в этих словах есть звуки р, п, как в слове помидор.

Картинки с изображением названных овощей воспитатель передвигает на стенде поближе к помидору. Сообща выясняется, сколько частей в слове помидор и в названии оставшихся овощей.

Каждый отвечающий подробно поясняет, что в словах помидор и, например, капуста одинаковое количество слогов.

Дети объясняют, что количество частей в названии не такое, как у помидора, и звуки не совпадают.

Какое новое условие мог бы предложить им помидор, чтобы и эти овощи вошли в его войско? Для этого он может предложить детям послушать и сравнить, где ударение в оставшихся словах — названиях овощей, сравнить их звуковой состав.

Воспитатель предлагает детям распределить плоды по цвету: на одно блюдо положить плоды с красным оттенком, на другое — с жёлтым, а третье — с зелёным.

Воспитатель и дети доброжелательно и деликатно указывают на ошибку медвежонка, называют оттенки цвета: светло-зелёный (капуста), ярко-красный (помидор) и т.д. Воспитатель предлагает детям разложить плоды иначе, по форме: круглые — на одно блюдо, продолговатые — на другое. Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. С последним словом все останавливаются.

Экологические игры для детей (дошкольников) в детском саду

В мешочке находятся: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д. Описание: детям показывают маленькую рыбку (игрушку), которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель рассказывает, на что похож тот предмет, за которым «спряталась рыбка. Дети отгадывают.

Использование дидактических игр на экологических занятиях с дошкольниками

В начале освоения игры содержание конструируется специально: выбирается свойство, подбираются картинки с ярким проявлением данного свойства. В дальнейшем можно использовать изображения с несколькими свойствами.

Дети обсуждают, как построить ряд, какое свойство выбрать. Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют.

Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу).

Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю.

Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» — животное, обитающее на земле: на слово «вода» — обитателя рек, морей, озёр и океанов. У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы.

Дидактические игры для дошкольников

Например, «белка» — животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта.

Читайте также:  Внеклассное мероприятие. 8 марта во 2 классе

Воспитатель называет какое-либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают. На столе муляжи или картинки овощей и фруктов.

Дети должны их разложить на две корзины.

Например: убирает птицу — что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д. Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Экологические игры способствуют не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и формируют навыки бережного и неразрушающего обращения с окружающей природой.

Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи овощей, ягод и фруктов. На слово «дельфин» ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» — «земля» и т.д.

Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно.

1 вариант: Ребёнку предлагается установить «экран» так, чтобы в первом и третьем окне разместились предметы, обладающие свойством, указанным во втором «окне».

Популярное сегодня:

Источник: http://ytrubaser.ru/igry-po-yekologii/

№ 266 Статья «Дидактические игры в экологическом воспитании детей» — Воспитателю.ру — сайт для воспитателей детских садов

Голубкова А.В., воспитатель

МДОУ «Центр развития ребенка- детский сад «Солнышко»

ГО «Поселок Агинское»

Забайкальский край

Дидактические игры в экологическом воспитании детей.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда сумеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

                                                                                                                                        Д. Родович

В настоящее время человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающей природе, их экологическая неграмотность.

Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это еще и мировоззрение.

Поэтому на первый план воспитания выводится формирование основ экологического сознания дошкольников, понимания общих законов развития материального мира, а не просто набор сведений о природных явлениях и объектов.

         В современном мире экология все чаще трактуется как наука, способная решить не только биологические, но и некоторые нравственные проблемы: развитие интереса к природе, наблюдательности, воспитание доброты, отзывчивости, бережного отношения к природе.

ХХI век прогнозировали как информационно-экологический. Это, по мнению Генерального директора ЮНЕСКО Ф. Майора, «позволяет говорить о приоритетности экологического образования подрастающего поколения».

Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием ответственного отношения к природе, поэтому одной из главных задач воспитания является формирование у дошкольников основ экологической культуры.

Экологическое воспитание – предполагает системный подход к ознакомлению с природой и природоохранной деятельностью. В дошкольном образовании до сих пор ведутся поиски эффективных технологий по экологическому воспитанию, однако единый подход к проблеме пока не найден.

Исследования показали, что использование преимущественно вербальных методов при ознакомлении детей с природой приводит к формированию знаний. Но дошкольникам трудно установить связь между причиной и следствием. Дети не могут применять знания в практическойдеятельности.

Решить эту проблему я предлагаю путем вовлечения детей в деятельность, позволяющую на собственном опыте познакомится с данной закономерностью.

Наиболее адекватными поставленной задаче, как с точки зрения дидактики, так и с учетом психологических способностей дошкольников, на мой взгляд, являются дидактические  игры.

Как отмечал А.Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают.

Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.

Итак, на протяжении дошкольного возраста игра проходит этапы своего развития. Благодаря своему разнообразию, она действительно становится ведущей деятельностью. Дидактическая игра позволяет достигать целевых ориентиров, обозначенных в п.4.

6 ФГОС: ребёнок интересуется окружающими предметами другими предметами, и активно действует с ними; овладевает основными культурными способами деятельности; обладает установкой положительного отношения к миру; обладает развитым воображением; ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью; способен к волевым усилиям; проявляет любознательность; формируются предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения им дошкольного образования (ФГОС п.4.7).

О важности дидактической игры в экологическом воспитании дошкольников писали А.И. Грехова, В.А. Дрязгунов, Г.В. Кирикэ, Л.П. Молодова, С.Н. Николаева и другие.

Они утверждали, что игра для ребенка является ведущим видом деятельности, основным фактором развития всех психических и познавательных процессов малыша. А.В.

 Запорожец отмечал: «при переходе от раннего к дошкольному возрасту у детей именно под влиянием игры складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, умение разделять предметы и объединить их».

 Дидактическая игра — явление многоплановое и сложное. Это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средство всестороннего развития личности.

Она входит в целостный педагогический процесс, не изолирована от других форм и средств обучения и воспитания.

Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.

Существует традиционная классификация дидактических игр: словесные, настольно печатные, игры-эксперименты, моделирование ситуаций. На её основе созданы все дидактические игры, в том числе и игры экологического содержания. Планируя свою работу   руководствуюсь следующими педагогическими идеями.

-идея сотрудничества (дети-педагог-родители)

— идея гуманности обучения (не насильственная методика, построенная на игре);

-идея опережающего развития;

— идея дифференцированного подхода в экологическом воспитании детей; — идея личностно – ориентированного взаимодействия с дошкольниками.

           В своей работе использую разнообразные методы и приемы, такие как, создание проблемной ситуации: внесение игрушки, экспериментирование, использование разных видов оценок (приз, сюрпризный момент, словесная положительная оценка, апплодисменты товарищей, фишки и так далее), активизирующего общения: совместный поиск правильного ответа на вопрос, использование личного опыта ребенка, взаимопомощь друг другу, обращение к детям с вопросом, образным пояснениям, сюжетным рассказом.

       Работая по данной теме определила для себя задачи:

-учить детейосознавать себя частью природы.

— воспитывать уважительное отношение ко всем обитателям природы вне зависимости от личных симпатий и антипатий.

-учить детей понимать взаимосвязи взаимозависимости в природе;
-воспитывать у детей активную жизненную позицию.

-формировать у дошкольников азы экологической безопасности.

-формировать умение рационально использовать природные богатства;
-формировать у детей эмоционально – положительное отношениек окружающему миру.

-подвести к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.
Для успешного решения задач по формированию у детей основ экологической культуры  выделила следующие направления в своей деятельности:     взаимодействие с детьми; взаимодействие с семьями воспитанников.

В работе с детьми, кроме классических дидактических игр, использую игры путешествия, игры предположения, игры загадки, игры беседы, игры приключения.

Подбирая дидактические игры экологического содержания, обязательно продумываю цель и дидактическую задачу, определяю место и роль игры в системе обучения и воспитания, проектирую саму игру и определяю степень участия в ней всех детей, продумываю оказание помощи застенчивым детям.

       Дидактическим играм предъявляю следующие требования: яркость, эстетичность, многофункциональность.

Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе, подразумевает их вариативность.

 Если в младшей группе знакомство с дикими и домашними животными происходит в таких дидактических играх, как «Назови, кто это?», «Изобрази животного», «Узнай по голосу», и других, то в средней группе – в играх типа «Угадай, кто где живет?», «Помоги животному», «Большие и маленькие» и т.д.

Дети старшего дошкольного возраста успешно справляются со следующими играми: «Зоопарк», «Логические цепочки», «Придумай про животного загадку», «Путешествие в Африку».

Старшие дети разгадывают кроссворды, решают ребусы, проводят эксперименты, длительные наблюдения за животными и растениями, с удовольствием отвечают на вопросы разнообразных викторин. Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности.

Систему работы по формированию экологических знаний у дошкольников         выстраиваю в сочетании с программой «Развитие+», парциальной программой «Юный эколог» С.Н.

Николаевой, разработала перспективно – тематическое планирование для детей 6 — 7 лет, включающее в себя НОД по экологическому воспитанию, экскурсии, чтение художественной литературы, познавательные беседы, экологические акции,  праздники.

  Подобрала и систематизировала разные виды игр: подвижные игры природоведческого содержания «Ласточки и мошки», «Наседка и цыплята», «Волки и овцы», «Хитрая лиса» и др.

, в ходе которых, подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания, а получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе; дидактические игры с предметами «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус» и др.

, уточняющие представления детей о свойствах и качествах объектов природы, развивающие наблюдательность, внимание, память; настольно-печатные игры «Времена года», «Зоологическое лото», «Кто в избушке живет, что хозяину дает?» «Мой дом» и др.

, направленные на уточнение, систематизацию и классификацию знаний дошкольников о представителях животного и растительного мира, явлениях неживой природы; словесные игры «Рыба, птица, зверь», «В воздухе, в воде и на земле», «Кто больше?», «Концовки», «Ты часть — я целое» и др., закрепляющие знания о природе, развивающие внимание, сообразительность, связную речь, быстроту реакции; творческие игры (строительные игры с природным материалом, театрализованные, сюжетно-ролевые), в ходе которых обогащаются знания детей, отражаются впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни.

       Результаты диагностики по экологическому воспитанию, проводимые мною  ежегодно позволяют сделать вывод, что выбранные   методы и приемы по формированию экологических знаний у детей дошкольного возраста, посредством дидактических игр способствуют повышению уровня экологической культуры, активизации словаря дошкольника развитию у них психических процессов (воображения, памяти, мышления, внимания), нравственных качеств, а также воспитанию бережного отношения к природе.

Список литературы

1. Бондаренко А.К. Дидактические игры // Дошкольное воспитание, № 7, 2005.

2. Венгер Л.А. Дидактические игры в детском саду.

3. Виноградова Ф. Умственное воспитание у детей в процессе ознакомления с природой. — М., 1978.

4. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. – М., 2005 г.

5. Леонтьев А.А. Школа 2100.

6. Лучинин М.В. Детям о природе. — М., 1989.

7. Морковская М.М. Уголок природы в детском саду.

Источник: http://vospitately.ru/baza-publikaciy/publikacii/no-266-statya-didakticheskie-igry-v-ekologicheskom-vospitanii-detey/

Ссылка на основную публикацию