Беседа для детей старшей группы на летнюю тематику «как защищаться от насекомых»

План-конспект занятия по ОБЖ (старшая группа) на тему: Конспект занятия по познавательному развитию дошкольников 5-6 лет «Берегись насекомых»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 1150 имени Героя Советского Союза К.К. Рокоссовского»

Образовательная область: Познавательное развитие

Конспект

Занятия для детей старшей  группы (5-6 лет)

Тема: «Берегись насекомых!»

Подготовила и провела:

Воспитатель группы № 7

Метельская О.П.

Зеленоград. 2015 г.

Цель: Дать детям представление о разнообразных насекомых.

Задачи:

  • Формировать представление о разных насекомых, об их необходимости для человека.
  • Закрепить знания детей об опасных для жизни и здоровья насекомых,

скоторыми они встречаются в природе. Дать знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.

  • Тренировать в отгадывании загадок.
  • Формировать представление о том, что свою жизнь надо беречь и не подвергать опасности.
  • Развивать интерес к познанию окружающей природы, соблюдая осторожность, осмотрительность.

Словарная работа: Пополнять и активизировать словарь детей: оса, пчела, комар, муравей, шмель, муха, мошка, клещ.

Материал к занятию: предметные картинки разнообразных насекомых и среды их обитания. Кукла, игрушки насекомых.

Предварительная работа:

  • Беседы о насекомых.
  • Знакомство с литературными произведениями: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», С. Михалков «Академия наук», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», В. Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»), К. Ушинский «Пчёлки на разведках», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»;
  • Подвижные игры.
  • Рассматривание иллюстраций насекомых.

Методы и приемы:

  • Беседа с детьми, вопросы к детям.
  • Рассказ воспитателя, загадывание загадок.
  • Рассматривание иллюстраций.
  •  Игры.

Ход занятия:

Часть 1.  Рассматривание насекомых. Беседа о внешнем виде, сходстве и различии насекомых.

Воспитатель. Где бы мы ни находились – в лесу, на лугу, около реки, — мы всегда встречаемся с насекомыми.

Когда в душистом сквозняке

Присядешь летом в сосняке,

Внимательно вглядись вокруг

Ты многое заметишь, друг.

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает легкий мотылек,

Пьет хоботком душистый сок.

И собирает мед пчела.

Все заняты, у всех дела.

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь.

Детям предлагается рассмотреть выставленные иллюстрации.

— Ребята, кого из насекомых вы узнали? ( Оса, пчела, комар, муравей, шмель, муха, мошка).

— Чем все насекомые похожи друг на друга, что у них есть общего?

Воспитатель обобщает  ответы детей:

Муравей, божья коровка, кузнечик, бабочка, комар, муха, пчела, оса – это все насекомые. Насекомыми называют животных, у которых шесть ног, а тело состоит из трех частей — головы, на которой находятся два ушка, средней части и брюшка.

— Но насекомые отличаются друг от друга. Подскажите, по каким признакам вы смогли узнать комара? (У комара …….)

— Как вы определили, что это оса? (У осы…………).

— Как вы узнали муравья? (У муравья…..).

Но все насекомые такие маленькие, их трудно разглядеть. Да и не всех заметит можно. Попробуйте спрятать листочек цветной бумаги на столе. Каждый ребенок берет небольшой квадрат зеленого, желтого или коричневого цвета (разных оттенков). На столе лежат большие листы таких же цветов и оттенков.

— Почему насекомые легко прячутся? Потому что окраска у них такая же, как и места, на которых они любят находиться.

— Зачем им такая окраска? Для защиты от врагов. (Покажите детям изображение кузнечика на зеленой траве, жука-короеда на стволе дерева.).

— Посмотрите, кто это? Спина красная, на ней черные круги, с каждой стороны по три ноги.  Это божья коровка. 

Подошла к травинке и начала ест небольшие круглые существа, которые с аппетитом запускали свой хоботок в листья и сосали из них сок. Это тля. 

— Как вы думаете, кто из них полезен человеку, а кто приносит вред? Божья коровка уничтожает различных вредителей сада и полей.

— А почему божья коровка такая яркая? Ведь ее хорошо видно на зеленом листе, ее любая птица заметит. Оказывается, эта малышка умеет хорошо защищаться. В минуту опасности она выделяет жидкость белого цвета, похожую на молоко, которая плохо пахнет. Она-то и отпугивает врагов. Поэтому божья коровка несъедобна для птиц

— Как вы думаете, почему это существо прозвали коровкой?

Она является маленьким санитаром, она спасает от гибели сады и огороды, поедая более мелкое насекомое – тлю. Божью коровку надо беречь.

Не найдешь у нас пилы,

Не рубили мы стволы,

Не стучали топором,

А под елью вырос дом.

Про какой дом говорится в загадке? (Муравейник.)

— Да, это муравейник, и живут в нем муравьи, они друзья человека, так как спасают лес, уничтожая множество вредных насекомых. Но если его тронешь то, защищаясь, он больно обжигает, выделяя при этом муравьиную кислоту.

В самом начале весны муравейник больше похож на кучу сора и старой хвои, чем на муравейник: ни одного муравья рядом не видно. Но как только сойдет снег, муравьи вылезут погреться на солнышке. После долгого зимнего сна они совсем обессилели и лежат – не шевелятся.

У них даже нет сил отстреливаться от непрошенных гостей едкой муравьиной кислотой. Но пройдет еще несколько дней и муравьи примутся за работу.

— Посмотрите, по муравейнику прыгает птица. Это дрозд. Он разгребает лапами верх муравьиной кучи, но муравьев не ест. Он вытягивает в стороны крылья и сидит так минут десять. Многие птицы так поступают. Муравьи заползают им под крылья и быстро «вычесывают» все, что там скопилось, а заодно и опрыскивают тело птицы остро пахнущей кислотой. 

— Кто это? Это пчела летит собирать сладкий сок с первых цветов. Чтобы потом у нас был вкусный, очень полезный мед. Пчела тоже ярко окрашена. Как вы думаете, почему? Пчела как бы говорит: «Не подходи! Ужалю!»

— Крылья бабочки. Они всегда покрыты мелкими чешуйками, которые очень важны для бабочки. Если даже некоторые чешуйки будут стерты, бабочка не сможет летать и погибнет, если взять бабочку в руки, то вы увидите пыльцу, которая останется на пальцах.

У бабочки длинный тонкий изогнутый хоботок, который она опускает внутрь цветка и пьёт сладкий сок. Любит бабочка открытые цветки, чтобы сесть на них и видеть, что вокруг происходит.

— А где дом у бабочки?

У муравья дом — …(муравейник)

У пчелы — …(улей)

Нет у бабочки дома. Дом для нее – каждая шелковистая травинка, каждое дупло, каждая удобная ветка. Да и зачем ей дом, если живет она всего две недели. И если за такое короткое время ей надо узнать мир.

И бабочки, и мухи, и жуки никогда не бывают детишками. Они появляются на свет сразу взрослыми. Вот бабочка отложила яйца, много яиц. Часть склевывают птицы, часть унесут муравьи, мухи, но какая-то часть  все равно уцелеет. Из них-то и выйдут гусеницы.

— Гусеница – это злостный вредитель. У неё много врагов. Она является особым лакомством для птиц, но  с помощью различных уловок им удается спасаться от гибели. Пройдет время, и превратится гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду.

А из куколки появится бабочка. Зашевелится вдруг неподвижная куколка, лопнет у нее на спине шкурка, появятся сначала крылышки, а потом и вся бабочка. Крылья у нее висят, как мокрые тряпочки. Но пройдет час, другой, и крылья обсохнут.

Бабочка пошевелит ими, расправит их и вдруг…полетит.

Читайте также:  Сценарий мероприятия для школьников к 8 марта, 8 - 9 класс

— У этого насекомого полосатое брюшко и пара прозрачных крыльев. Оса – хищное насекомое. Она выкармливает своих личинок белковой пищей – мухами, пчелами, пресмыкающимися и млекопитающими. Сама же питается нектаром цветов и спелыми сочными плодами. Не редко нам приходится отгонять этих навязчивых насекомых от варенья, компотов, фруктов, а также дынь, арбузов и ягод.

— У самого берега заросшего водоема, среди тростника, камышей и хвощей быстро снуют в погоне за более мелкими насекомыми стрекозы. Эти существа имеют вытянутое тело, голову с большими сложными глазами и две пары прозрачных вытянутых крыльев.

Стрекозы – дневные хищные насекомые. Свои личинки стрекозы откладывают в воду. Личинки этих насекомых – страшные подводные хищники, нападающие даже на маленьких рыбок.

Через один – три года личинки превратятся во взрослых стрекоз, способных жить на суше.

— Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка).

— Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)

— Назовите полезных насекомых.(бабочка, пчела, муравей.)

— Какую пользу приносят  пчелы, бабочки, муравей? ( Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)

— Назовите вредных насекомых.(Муха –разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар.)

— Вы увидели этих насекомых, определили их внешние отличия. А теперь внимательно послушайте загадки. О ком они?

Летит, пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит:

Сядет и укусит.

(Комар.)

Целый день летает,

Всем надоедает.

Ночь настанет-

Тогда перестанет.

(Муха.)

Модница крылатая,

Платье полосатое.

Ростом хоть и кроха,

Укусит-будет плохо.

(Оса.)

Не птица, а с крыльями.

Над цветами летает,

Медок собирает.

(Пчела.)

Самого не видно, а песню слышно.

( Комар.)

Я работаю в артели у корней лохматой ели.

По буграм тащу бревно – больше плотника оно.

(Муравей.)

Не зверь, не птица, нос как спица. (

Комар.)

У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза,

Называют ее…

(стрекоза).

Она ярка, красива,

 Изящна, легкокрыла.

 Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок.

(Бабочка).

Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки. 

(Божья коровка).

Часть 2. Рассказ о правилах поведения при встрече с насекомыми.

— Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать, поэтому необходимо знать, как защищаться от насекомых.  

Открытые части тела надо смазывать средствами, отпугивающими насекомых.

Отправляясь в лес, надо надевать длинные брюки и рубашку с длинным рукавом, головной убор.

Если увидели осиное гнездо, понаблюдайте за его обитателями издалека, ни в коем случае не трогайте его, иначе осы вылетят и будут жалить.

Если около вас летит пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место.

Если при укусе осталось жало пчелы, то его надо удалить, а ужаленное место протереть содовым раствором.

Встретив на пути муравья, не трогайте его, понаблюдайте, что он тащит по дорожке к муравейнику, каковы размер, окраска этого муравья. Наблюдая за муравьями, можно понять, какие удивительные существа эти маленькие муравьишки. Не будешь им мешать, они тебя не укусят.

От комаров надо защищаться, используя мази, отпугивающие насекомых. Наибольшее количество комаров летает вечером, после захода солнца, или утром, после его восхода. Днём комары сидят в густой растительности, дуплах деревьев, трещинках и других убежищах. Но в лесу комары нападают в течении всего дня.

Чтобы избавиться от мух, нельзя оставлять гниющие продукты и нечистоты, которые пригодны для развития личинок мух. Надо соблюдать правила поддержания чистоты дома и на улице.

Опасное насекомое – клещ: он впивается под кожу, и человек может заболеть.

Обязательно осматривайте своё тело, вернувшись с прогулки по лесу или лугу.

Увидев насекомых на природе, понаблюдайте за ними, но не берите в руки: вы можете навредить насекомому и сами пострадать от его укусов.

Часть3 . Динамическая пауза «Гусеница»

( координация речи с движением)

Этот странный дом без окон              (медленно поворачиваются вокруг себя)

У людей зовётся «кокон».

Свив на ветке этот дом,                         (вращают руками)

Дремлет гусеница в нём.         (ладошки под правой щекой)

Спит без просыпа всю зиму.         (ладошки под левой щекой)        

Но зима проходит мимо —             (взмахи руками вверх)

Март, апрель, капель, весна…       (хлопки руками на каждое слово)

Просыпайся, соня – сонюшка!       (потягиваются)

Под весенним ярким солнышком  (рисуют руками солнышко)

Гусенице не до сна.                         (грозят пальцем)        

Стала бабочкой она!                        (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)

Часть 4. Дидактическая игра «Кто где живёт?»

Дети делятся на две группы. Одни держат картинки с изображением среды обитания насекомых, другие – с изображением насекомых. По сигналу « В дома!» каждое насекомое должно «залететь» в свой «дом».

 Дидактическая игра «Кто что делает?»

Воспитатель называет насекомого, а дети дают определения глаголов, отвечая, кто что делает: ползает, прыгает, летает, стрекочет…

Часть 5. Итог занятия.

— Расскажите, пожалуйста, каких насекомых вы знаете?

— Где живут насекомые?

— Чем отличаются насекомые от птиц?

— Что случится, если не будет насекомых?

— Как защищаться от насекомых?

(Ответы детей.)

— В природе все взаимосвязано. Каждое насекомое, даже если оно опасное для нас, может приносить пользу окружающей среде. Давайте будем внимательны и осторожны при встрече с обитателями природы. А чтобы не ошибиться, мы с вами будем изучать детскую энциклопедию живых обитателей растительного и животного мира.

Источник: https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/2016/02/15/konspekt-zanyatiya-po-poznavatelnomu

Конспект занятия по развитию экологической культуры на тему «Лето»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №69 «Малышка»Конспект занятия по развитию экологической культурына тему «Лето»Составила: воспитатель первой квалификационной категорииБорохова Елена Викторовна Г. Ростов-на-Дону – 2013 год

Цель:

— Знакомить детей с правилами поведения на природе во время грозы, во время пожара. Дать детям знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми;- обобщить и систематизировать знания детей о времени года – лето, называть характерные признаки;- образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в подборе слов действий, признаков;- работать над предложениями; составлять творческие рассказы; развивать словарь.

Оборудование: демонстрационный материал – предметные картинки, схемы предложений; раздаточный материал – разрезные картинки в конвертах на каждого ребёнка.

^

1. Организационный момент

— Назовите самое тёплое время года.- Назовите летние месяцы.- Назовите первый месяц лета, последний.- Назовите самый жаркий летний месяц.

^

Воспитатель загадывает загадку:Я соткано из зноя,Несу тепло с собою.Я реки согреваю.«Купайтесь!» — приглашаю.И любите за это

Вы все меня. Я — … (Лето)

— Как вы думаете, о каком времени года мы будем сегодня говорить? (О лете)

— Что характерно для этого времени года?

^

У детей на столах лежат разрезные картинки с летней тематикой (солнце, лес, река, ягоды, цветы, стрекоза, птицы, муравейник и т.д.)Дети выставляют их на фланелеграфе, называя при этом ласково.

^

Солнце – ласковое, тёплое, жаркое, жёлтое, круглое, большое и т.д.

5. Дидактическая игра «Подбери слово-действие»

Солнце…ярко. Лес…красивый. Река…быстро. Ягоды…в лесу. Цветы…на лугу. Стрекоза…над водой. Муравейник…муравьи. Птицы…весело.

6. Физкультминутка

По дороге мы идём. Дети шагают

Путь далёк, далёк наш дом.Жаркий день, сядем в тень.

Читайте также:  Игры и конкурсы для развлечения детей на день рождения

Мы под дубом посидим, садятся

Мы под дубом полежим.

Полежим, отдохнём, ложатся

Потом дальше пойдём. встают и идут дальше

— Мы все с вами любим отдыхать на природе: в лесу, на речке, на лугу, в поле. В природе встречается много опасностей: гроза, ливень, ураган, лесные пожары.

— Ребята, вспомните, в какое время года чаще всего бывает гроза? (Летом)

— По каким признакам в природе можно догадаться, что приближается гроза?- Что бывает раньше – молния или гром?Загадки:

— Меня никто не видит, но всякий слышит, а спутницу мою всякий может видеть, но никто не слышит. (гром и молния)

— Грохочет без рук, горит без огня. (гром и молния)

Гроза

Начинается гроза,Потемнело в полдень,Полетел песок в глаза,В небе – вспышки молний.Ветер треплет цветникиНа зелёном сквере,В дом ворвались сквозняки,Распахнулись двери.

(А. Барто)

— Гроза опасна сильными разрывами молний, которые могут вызвать пожары, расщепление деревьев и загорание, гибель животных и людей. В поле, на лугу, на открытых местах молнии часто ударяют в отдельно стоящие деревья, стога сена и другие возвышающиеся предметы.Если гроза застала вас в поле, лучше переждать в низине, в овраге, можно лечь; металлические предметы из рук выбросить. Нельзя бежать по полю, стоять под деревом.В лесу укрываться во время грозы лучше под кустарниками, невысокими деревьями. Молнии реже поражают берёзу, чаще поражается дуб.

— Пожар – самая большая опасность в лесу. Поэтому не разводи костёр без взрослых. В сухую, жаркую погоду достаточно одной спички или искры от фейерверка, чтобы лес загорелся. Дети взяли в руки спички – Нет жилья у бедной птички. После страшного огня Не осталось даже пня.

— Если пожар всё-таки начался, немедленно выбегай из леса. Выйдя из леса, обязательно сообщи взрослым о пожаре.- Все дети на свете очень любят купаться в реке. Приятно в жаркий летний день искупаться в пруду или в реке! Но перед тем, как зайти в воду, неплохо вспомнить правила безопасного поведения на воде.

Детям запрещается:- без взрослых самостоятельно входить в воду;

— прыгать в воду и подныривать;- хватать, толкать друг друга в воде;- заходить глубоко в воду, если не умеешь плавать;- заплывать далеко на надувных матрасах и камерах.- Где бы мы ни находились: в лесу, на лугу, около реки, мы всегда встречаемся с насекомыми. Угадайте их по описанию.Не птица, а с крыльями,Над цветами летает,

Медок собирает. (пчела)

Самого не видно, а песню слышно. (комар)Модница крылатая,Платье полосатое,Ростом хоть и кроха,

Укусит – будет плохо. (оса)

Кто над нами вверх ногами? (муха)- Каких насекомых вы ежё знаете? (ответы детей)- Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать. Поэтому необходимо знать, как защищаться от насекомых.- Надо смазывать открытые части тела средствами, отпугивающими насекомых.- Надо хранить продукты в закрытой посуде.- Отправляясь в лес, надо надевать длинные брюки и рубашку с длинным рукавом, головной убор.- Надо быть осторожным и внимательным на природе.- Если увидели осиное гнездо, ни в коем случае не трогайте его, иначе осы вылетят и будут жалить.- Если около вас летает пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место. Если пчела ужалила и осталось её жало, то его надо удалить, ужаленное место протереть содовым раствором.- встретив на пути муравья, не обижай его. Не будешь ему мешать, он тебя не укусит.- Опасное насекомое – клещ. Обязательно просматривайте своё тело, так как клещ впивается под кожу и является разносчиком инфекционной болезни.

— Увидев насекомых на природе, понаблюдайте за ними, за их внешним видом, повадками. Часто дети берут в руки насекомых, не зная о том, что могут их погубить, но в то же время могут и сами пострадать от их укусов. Насекомые приносят пользу, и поэтому относиться к ним надо бережно. Все насекомые по-своему полезны.

Источник: http://shkolnie.ru/astromoiya/91339/index.html

Наблюдение за насекомыми

Цели: продолжать расширять знания и представления об особенностях внешнего вида мухи, ее жизненных проявлениях;

формировать реалистические представления о природе. Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, задает вопросы.

С хоботом, а не слон. Не птица, а летает. Никто не приучает, А на нос садится. (Муха.)

Как выглядит муха?

Как мухи ходят по потолку? (Мухи имеют липкие волосатые подушечки на лапках; поскольку муха легкая, а сила сцепления подушечек с любой поверхностью очень велика, то муха в состоянии удержаться практически везде.)

Муха над нами В верх ногами. Ходит — не страшится, Упасть не боится. Целый день летает, Всем надоедает, Ночь настанет, Тогда перестанет.

Почему мух называют вредными насекомыми?

Какой вред приносят мухи? (Разносят микробы.)

Как размножаются мухи? (Откладывают яйца.)

Где мухи откладывают свои яйца? (В навозе, мусоре.)

Какие враги есть у мух? (Пауки, стрекозы.)

Есть ли нос у мухи? (У насекомых нет носа, чтобы нюхать, они могут осязать, обонять и чувствовать вкус благодаря своим лапкам, усикам. Усики — важнейший орган чувств. Они воспринимают температуру, влажность и запахи.)

Чем кушают мухи? (Хоботком.)

Сколько глаз у мухи? (Два вида глаз — простые и сложные: они могут видеть одновременно впереди, сзади и внизу.)

Где и как муха проводит зиму? Исследовательская деятельность Н аблюдать за полетом мух (длина перелета).

Найти участок большого скопления мух (почему на данном участке большое скопление мух и как с этим бороться). Трудовая деятельность Посадка семян гороха. Цели: формировать навыки посадки гороха (разложить семена в бороздки, присыпать землей, полить);

воспитывать положительное отношение к трудовой деятельности.

Подвижная игра

Кати в цель, Догони мяч.

Цель: развивать глазомер и точность.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: совершенствовать приемы игры с мячом у стенки.

Наблюдение за одуванчиком

Цели: уточнить знания об одуванчике (обратить внимание на начало цветения);

формировать умение и желание активно беречь и защищать природу;

закреплять знания о лекарственных растениях. Ход наблюдения

Растет одуванчик везде: на лугах, полях, лесных опушках, склонах оврагов, словно символ солнышка и любви к жизни. Крепко держится за почву длинный толстый корень одуванчика. Раскинулась над землей розетка из ярко-зеленых листьев. Каждый листок одуванчика смотрит в свою сторону. Величина листьев зависит от того, где растет цветок.

Чем больше влаги получает из земли растение, тем ярче и сильнее его листья. В середине каждого листа есть желобок. Он собирает капли росы и дождя и направляет их к корню растения. Из середины растения тянется вверх цветочный стебель — стрелка: толстая трубочка без листьев. На верхушке стрелки желто-золотистая верхушка -— корзиночка, наполненная мелкими цветами.

Каждый цветок — это трубочка из пяти сросшихся лепестков и приросших к ним тычинок. Если, нюхая одуванчик, ты поднесешь его слишком близко к носу, то выпачкаешься в ярко-желтой пыльце. Во второй половине дня или во время дождя корзинка цветка закрывается, спасая пыльцу от влаги. Зато в ясную погоду уже в шесть часов утра можно любоваться прекрасным цветком.

Через некоторое время на месте мелких цветков появляются серовато-бурые продолговатые плоды-семена.

Много прозвищ у одуванчика: подойничек (потому что сок из сорванного стебля по цвету напоминает молоко) и придорожь (потому что любит расти у дороги), но самое смешное название этого цветка — плешивец (ветер дунет — семена разлетаются, а на месте остается голая головка цветка).

Читайте также:  Ролевые игры в лагере

Но помните, любоваться лучше растущим цветком, не пытаясь сорвать и принести его домой: сок одуванчика испачкает ладошки и одежду, а цветы не простоят и дня, завянут.

Носит одуванчик Желтый сарафанчик. Подрастет — нарядится В беленькое платьице: Легкое, воздушное, Ветерку послушное.

Воспитатель задает детям вопросы.

Как выглядит одуванчик?

В какое время можно им любоваться?

Какие прозвища есть у одуванчика?

Почему одуванчик относят к лекарственным растениям? Исследовательская деятельность

Определить, какое лекарственное растение переносит свои семена, как и одуванчик, на парашютиках? Трудовая деятельность Уборка участка от мусора и сухих веток. Цель: учить видеть результат своего труда. Подвижные игры Найди свой бутон. Цели: учить различать цветы, действовать по сигналу;

упражнять в «беге;

развивать наблюдательность. Попрыгунчик .

Цель: развивать двигательную активность, уметь прыгать в длину.

Индивидуальная работа Развитие движений. Цели: воспитывать с помощью движений бережное отношение к природе;

упражнять в перепрыгивании через бревна, камни, пни;

развивать силовые качества.

Наблюдение за подорожником

Цель: продолжать развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях.

Ход наблюдения

Воспитатель проводит с детьми беседу, предлагает ответить на вопросы.

Как называют май в народе? (Цветень.)

Где трава уже появилась, а где нет? (Где солнца много, там и трава.)

Где тень и сыро, трава не взошла, почему?

Что происходит с травами после майских дождей? (Они ярче зеленеют.)

Смотрите, вдоль дороги растет трава с круглыми выпуклыми листочками. Что это? (Подорожник.)

Почему его так назвали?

Что он прячет под листочками? (Влагу вокруг себя для своих корней.)

Подорожник поднял листочки, как вы думаете, почему? (Земля под ним сырая, надо дать солнышку ее немного подсушить.)

Кто знает, чем может помочь подорожник? Исследовательская деятельность

Через лупу рассмотреть листья подорожника и отметить отличительные особенности.

Найти сходства и различия мать-и-мачехи и подорожника.

Трудовая деятельность

Уборка территории.

Цель: воспитывать трудолюбие.

Подвижная игра

Узнай и назови.

Цель: формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные травы.

Индивидуальная работа

Хождение по буму.

Цели: упражнять в соблюдении равновесия;

вырабатывать координацию движений.

Цели: уточнить содержание понятия насекомые;

научить сравнивать их по существенным общим признакам.

Ход наблюдения

Кто они? Откуда? Чьи? Льются черные ручьи: Дружно маленькие точки С троят дом себе на кочке.

Воспитатель загадывает детям загадки, проводит беседу, предлагает ответить на вопросы.

Худ да тонок,

Голосом звонок,

Летит — распевает,

Сидит — кусает.

Кто его убьет —

Свою кровь прольет. (Комар.)

На ромашку у ворот О пустился вертолет —> Золотистые глаза. Кто же это? (Стрекоза.)

На большой цветной ковер Села эскадрилья — То раскроет, то закроет Расписные крылья. (Бабочки.)

Как одним словом называются отгадки? (Насекомые.)

Каких еще насекомых вы знаете? (Гусеницу.)

Только насекомое имеет тело, состоящее из двух-трех частей и трех пар ног. У взрослого насекомого тело состоит из трех частей: голова, грудь и брюшко. На голове — пара усиков, служащих для осязания и обоняния.

У большинства насекомых одна пара сложных глаз, состоящих из множества крошечных глазков. Все насекомые имеют три пары членистых ног, прикрепленных к груди. Ноги насекомых выполняют различные функции.

На них может быть маленький кармашек для сбора пыльцы.

Какие насекомые опыляют цветы? (Пчелы.)

Какие изменения происходят в жизни насекомых весной? (Весной из яиц развиваются личинки, которые ведут самостоятельную жизнь: активно питаются, растут и развиваются.)

Где живут насекомые? (В саду, на дереве, у водоемов.)

Как защищаться от насекомых?

Чем питаются насекомые?

Как они передвигаются?

Как насекомые спасаются от врагов? (Имеют отпугивающую окраску, острое жало, выпускают едкую пахучую жидкость.)

Какие насекомые приносят пользу? (Пчелы, бабочка-шелкопряд, муравьи.)

Какие изменения происходят в жизни насекомых осенью? (Они забиваются в укромные места и засыпают на зиму.)

Как полезные насекомые спасают сады и леса от вредителей насекомых?

Есть ли у комаров уши? (Уши у комаров-самцов находятся в усах, не такие как у человека, но с помощью этого органа слуха комар-самец находит по звуку свою подружку.)

Почему комаров называют вредными насекомыми? (Они разносчики опасных болезней.)

Исследовательская деятельность

Найти божью коровку и определить ее название.

Найти тропу муравья.

Трудовая деятельность

Очистка участка от мусора и снега.

Цель: воспитывать желание оказывать помощь взрослым.

Подвижные игры

Перелет пчел.

Цели: учить бегать по всей площадке, не стоять у стенки;

влезать на свободное место, уступая друг другу;

слезать до конца, не спрыгивая ;

развивать ловкость, внимательность. Мыши в кладовой.

Цели: тренировать в ползании, не задевая дугу и веревку;

учить действовать по сигналу воспитателя. Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: улучшать технику бега (естественность, легкость, энергичное отталкивание).

Наблюдение за погодой

Цель: продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в неживой природе в конце весны.

Ход наблюдения

Хорошо весной, поле чистое, Муравой-травой ты украшено. Да цветочками все душистыми В утро майское принаряжено. С. Дрожжин

Воспитатель дает детям задание, проводит беседу.

Рассмотрите пейзажные картинки, сравните их и скажите, какое время года изображено. (Детям предлагаются картинки с изображением ранней и поздней весны.)

Объясните, почему люди стали одеваться легче, почему растаял снег? (Из-за повышения температуры, потепления.)

Что произошло со снегом? (Он растаял.)

Что стало с водой, которая образовалась от таяния снега? (Снег тает, превращаясь в воду, вода испаряется с поверхности земли под воздействием солнечных лучей и в верхних слоях атмосферы превращается в кучевые облака.)

Каким стало небо? (Ярко-синим.)

Что произошло с почвой? (Оттаяла, нагрелась, стала просыхать.)

Как изменилась река? (Реки вскрылись, начался ледоход.)

Какая была температура воздуха, когда шел снег?

При какой температуре идет дождь?

Чем отличается поздняя весна от ранней ? Назовите эти отличия. (С наступлением поздней весны стало ослепительно сиять солнце, потеплело. От весеннего тепла растаял снег и сбежал ручейками в реки; водоемы освобождались ото льда; оттаяла почва, зазеленела трава, появились цветы; на деревьях распустились листочки; птицы звонко щебечут, гремят первые грозы.)

Трудовая деятельность

Уборка участка. от весеннего мусора.

Цель: воспитывать положительное отношение к труду, учить оказывать помощь младшим.

Подвижные игры

Мы — капельки, Живой лабиринт.

Цель: учить образовывать двойные ряды, делать широкий круг, тренировать слаженность коллективных действий, быстроту реакций и смекалку.

Индивидуальная работа

Развитие движений. Цели: упражнять в метании мяча правой и левой рукой в заданном направлении;

— развивать координацию движений;

формировать навыки коллективной деятельности.

Наблюдение за цветником

Цели: расширять представления о цветнике весной;

закреплять умение ухаживать за растениями, поливать их, пропалывать.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

Назовите садовые цветы.

Назовите полевые цветы.

Где они растут?

Какие цветы вам наравятся? Почему?

Есть ли у вас дома цветы? Какие?

Как вы за ними ухаживаете?

Что надо сделать, прежде чем посадить цветы?

Как называются цветы, которые мы посадили в группе для нашей клумбы?

Что надо сделать, чтобы наши растения выросли и зацвели?

Почему нельзя в наших условиях высадить растения на улицу сейчас?

Почему некоторые растения называются однолетние, многолетние?

Трудовая деятельность Работа на огороде. Цели: закреплять умение работать сообща;

формировать знания о росте и развитии растений. Подвижная игра

Чье звено скорее соберется?.

Цель: упражнять в беге.

Индивидуальная работа

Не упади.

Цель: упражнять в ходьбе по бревну.

Источник: http://www.vospityvaem.ru/starshajagruppa/35.html

Ссылка на основную публикацию