Бородицкая «на контрольной» читать

План-конспект урока по чтению (3 класс) на тему: Конспект урока по литературному чтению М. Бородицкая «На контрольной», Л.Яковлев «Для Лены», М.Яснов «Подходящий угол». 3 класс

Откройте стр 55.

Прочитайте название стихотворения М.Бородицкой на стр.55.

-О чем оно вам говорит? Подберите ассоциации к слову «контрольная». (Волнение, переживание, успех, неудача, размышление, старание, отметка).

Послушайте аудио воспроизводство

-Вам было смешно? Кто нам рассказал эту историю?(автор, от слов ребенка))

Прочитайте начало Мишиного высказывания на стр.56.

-Можете продолжить? (Смешно, что герой разговаривает со своей головой, как с отдельным персонажем).

Рассмотрите иллюстрацию на стр.55. Кто из ребят герой стихотворения?(ученик за 1 партой)

-Как вы догадались?(по нему видно что не чего не получается, держится за голову, думает, размышляет, а еще у него грустное лицо)

Прочитайте стихотворение самостоятельно и подчеркните строчки, которыми можно подписать эту иллюстрацию.

-Каким представлен герой стихотворения?

Прочитайте мнение Кости Погодина о герое. Каким видит героя Костя? (Хитрым и изобретательным).

Продолжите фразу: «Что он только ни придумывает, чтобы… (…заставить свою голову думать»).

-Что же придумал герой? Зачитайте нужные строчки.

Прочитайте слова Анишит Йокоповны

(Анишит Йокоповна интересуется, с чем связано то, что герой от уговоров перешел к угрозам.  Никак не решить задачу, голова отказывается думать, и он решил её припугнуть).

-Что значит «по макушке»?

-В чем же секрет смешного в этом произведении? (Герой относится к своей голове, как к живому существу)

Кто автор следующего стихотворения?

-Кто его автор и как оно называется? (Лев Яковлев «Для Лены»)

 Что вы знаете про этого, поэта?

Лев Яковлев – поэт – изобретатель. Он изобрел новый жанр – частушки про ребят, которые вот уже пару десятков лет повторяет детвора, причем эти короткие стишки многие принимают за народные: На уроках наша Лена не поет и не шумит. Но визжит на переменах и гремит, как динамит.

Детство – это действие, и стихи Льва Яковлева позволяют нам это вспомнить, оказаться в том блаженном времени, когда энергия переполняет тебя и душа хочет выпрыгнуть из тела.

Лев Яковлев делал передачу «Детские анекдоты», издавал смешной журнал «Вовочка». Войдите в мир Льва Яковлева – и вы увидите, сколь празднична наша жизнь.

Поэт с большим вниманием смотрит вокруг и порой подмечает просто удивительные вещи.

Сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушаете, и догадайтесь в чем секрет смешного.

— Чем вам понравилось стихотворение?

-Кто рассказал нам эту историю? (Герой-рассказчик)

-Что можете о нём сказать? (Г-рассказчик хочет привлечь к себе внимание девочек – одноклассниц).

Перечитайте стихотворение и найдите нужные строчки. Что же возмутило Мишу Иванова?

-Почему все рассмеялись? Догадались? (Очевидно Миша тоже хотел кому-нибудь понравится и действовал подобным образом, привлекая к себе внимание; своим возмущение он себя выдал).

-Какой секрет смешного скрыт в этом стихотворении? Что же делает его смешным? (Смешно потому, что герой рассчитывает на одну реакцию – хотел вызвать восхищение своими подвигами, а получает совсем другую – Лена назвала его шутом.

Смешно и то, что фамилия героя – Горохов – совпадает с обидным прозвищем «шут гороховый», и это вызывает улыбку. Смешно потому, что мальчик не сделал никаких выводов и принялся завоевывать внимание другой девочки тем же способом).

— Хотите ознакомиться с ещё одним стихотворением и разгадать его секрет?

Прочитайте на стр.57 автора и его название. (Михаил Ясное «Подходящий угол»). Прочитайте стихотворение про себя. Теперь выразительно.

— Чьи предположения подтвердились, поднимите руку.

-Кто рассказал нам эту историю? (Герой-рассказчик – товарищ Вовки).

-Что с ним случилось? За что их наказали? (Они болтали и спорили на уроке, мешая всем).

-Как чувствует себя герой-рассказчик, стоя в углу? Докажите своими словами из текста.

-Сможете ответить на вопрос Анишит Йокоповны?

Найдите строчки, в которых герой говорит о своем преимуществе перед другом.

-Что значит «благодать»?( дар для человека от Бога)

Автор использует приём контраста. Найдите его, в чем он выражается? Найдите противопоставление слову «благодать» («В углу стоять»).

-А в чем ещё выражается прием контраста? (Счастливый герой-рассказчик и несчастный Вовка, который бессмысленно проводит время в пустом углу).

Слушать аудио

Слушать учителя

Отвечать на вопросы

Рассматривать иллюстрацию

Читать стихотворение

Читать мнение Кости Погодина

Зачитывать строчки из стихотворения

Отвечать на вопросы

Читать стихотворение

Слушать биографию автора

Слушать стихотворение

Отвечать на вопросы

Перечитывать стихотворение и находить нужные строчки

Выполнять двигательные упражнения

Самостоятельно читать стихотворение

Осмыслять текст стихотворения

Отвечать на вопросы

Размышлять и отвечать на вопросы

Регулятивные:самоконтроль.

Коммукативные: отвечают на вопросы учителя

Коммуникативные: слушают и понимают речь учителя

Коммуникативные: слушают и воспринимают речь учителя

Коммукативные: отвечают на вопросы учителя

Личностные:учебно – познавательный интерес к новому материалу.

К:участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; строят речевые высказывания.

К:участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы; строят речевые высказывания

Коммуникативные: слушают и воспринимают речь учителя

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; оценка жизненных ситуаций и поступков героев;

К: сотрудничать со сверстниками в выполнении общих учебных задач;

П: анализировать и сравнивать полученную информацию, уметь опираться на свой жизненный опыт;

К: участвовать в диалоге, полилоге; слушать мнение других; отстаивать свою точку зрения;

Коммуникативные: слушают и воспринимают речь учителя

Коммуникативные: слушают и воспринимают речь учителя

К: формулировать свои мысли в развернутой устной речи; участвовать в диалоге, полилоге; слушать мнение других; отстаивать свою точку зрения;

самовыражение: монологические высказывания разного типа;

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2016/05/06/m-boroditskaya-na-kontrolnoy-l-yakovlev-dlya-leny-m-yasnov

Стихи М. Бородицкой

В очередную распродажу в «Лабиринте» (в марте еще ;)) открыла для себя новое имя среди авторов, пишущих детские стихи — Марина Бородицкая (да-да, все ее знали, кроме меня). Купила сразу две книги — «Щенок Мартын и другие» и «Лунный заяц», но при ближайшем рассмотрении они оказались почти полными дублями, думаю, оставлю себя «Щенка…

«, а «Лунным зайцем» готова поделиться с желающими френдами. ;)Стихи у Марины Бородицкой (те, что мне понравились ;)) ироничные, добрые, легкие, понятные, создающие ощущение приятной беседы, а не натужного «выразительного» декламирования. Нет, мне нравится далеко не все, но я рада, что познакомилась с ее стихами.

Моя очень далекая от поэзии и с трудом запоминающая стихи младшая сама (!) по собственному желанию (!!!) выучила ее стихотворение «Колдунье не колдуется». А старшей понравились «В школу», «Про Петрова» и «На контрольной». А я улыбалась и вспоминала своего Торика и себя ;), читая «Щенячью считалочку».

Но это, конечно, далеко не все из понравившегося.

Колдунье не колдуется

Сидит колдунья, дуется

На целый белый свет:

Колдунье не колдуется

И вдохновенья нет.

Наколдовала к завтраку

Из Африки банан,

А появился — здрасьте вам! —

Из Арктики буран.

Наколдовала к ужину

В стаканчике пломбир,

Но убедилась с ужасом:

В стаканчике — кефир!

Ну что за невезение,

Ну что за наказание —

Не радует ни пение,

Ни даже рисование:

Нарисовала курицу,

А вышел пистолет…

Сидит колдунья, дуется

На целый белый свет.

А может быть, кто дуется —

Тому и не колдуется?

Щенячья считалочка

Ты щенок

И я щенок,

Мы друг дружку

Сбили с ног —

И катаем, и валяем

В грязном

Снежном месиве…

Что ты гавкаешь,

Хозяин?

Видишь — людям весело!

В школу

Темно. Декабрь. Семь утра.

Кричит будильник: «Эй! Пора!»

…Декабрьским утром, в семь часов,

Я дверь закрою на засов,

Чтоб в этот час, почти ночной,

Мой сон побыл еще со мной.

Я сон подушкой придавлю:

Я так, я так его люблю!

Запрусь, закроюсь — не найдут,

Сожмусь, зароюсь — обойдут,

Хоть ты тут разорвись, звоня,

Хоть мир обрушься — нет меня!!!

…Но через час, как через год,

Я выбегаю из ворот:

Мне этот день уже знаком,

Он у меня под каблуком

Морозным голосом поет

И стелет быстрый, длинный лед, —

И я скольжу, и я скачу,

И этот день прожить хочу!

Про Петрова

Я сидел писал крючки —

А Петров играл в снежки.

На уроки я бежал —

А Петров ещё лежал.

Я в метро бросал пятак —

А Петров проехал так.

Потому что мне семь лет!

А Петрову — ещё нет.

На контрольной

Не решается задачка —

                          хоть убей!

Читайте также:  Новогодний конкурс 2016. бесплатно

Думай, думай, голова,

                          поскорей!

Думай, думай, голова,

Дам тебе конфетку,

В день рожденья подарю

Новую беретку.

Думай, думай —

               в кои веки прошу!

С мылом вымою тебя!

                          Расчешу!

Мы ж с тобою

Не чужие друг дружке.

Выручай!

А то как дам по макушке!

Источник: https://irina-maria.livejournal.com/329305.html

Классики

Марина Бородицкая

На контрольной

Не решается задачка — хоть убей! Думай, думай., голова поскорей! Думай, думай, голова, дам тебе конфетку, В день рожденья подарю Новую беретку. Думай, думай — в кои веки прошу! С мылом вымою тебя! Расчешу! Мы ж с тобою Не чужие друг дружке. Выручай!

А то как дам по макушке!

Михаил Першин

Дипломат

Вмещает чемоданчик «дипломат» бумаги, книжки, даже сала шмат. В переговорах дипломата с дипломатом враг станет другом, друг и вовсе — братом. Вам дипломат не скажет никогда ни твёрдо «Нет», ни однозначно «Да». Вот, например, дипломатический ответ: — Ты выучил стихи?

— А можно в туалет?

Валерий Смульф

Переезд

Один уважаемый старенький Гномик решил перебраться из домика в домик. Он ровно в двенадцать кивнул головой, И шествие двинулось по мостовой. Мышки несут фишки из соседнего казино, корешок поваренной книжки, которую сьели давно, немножко денег в кубышке и старое домино.

Крыски тащат огрызки в миске, бутылочку виски и фотографии близких, при этом говоря по-английски о том, что виды на урожай — весьма низки, а облачность высока, и если дождя пока нет, то это только пока, и дождь будет в обед. Блошки волокут с собой плошки, очистки из-под картошки, флакончик шампуня для мягких волос, дегтярное мыло и капельки в нос.

Два взятых на время в «прокате» жучка везут на спине самого старичка, два шкафа, комод, этажерку, три стула, поднос расписной с самоваром из Тулы, семь маленьких слоников для красоты, фамильный фарфор и в горшочке цветы, коллекцию палочек от «Эскимо», утюг и разбитое в детстве трюмо, подшивку «Невы» за тринадцатый год, ремень и чехольчик от бритвы «Восход», два в меру поеденных молью платка, варенье и хлеба четыре куска, часы без кукушки, кукушку, две дверцы кукушкиной норки и баночку с перцем, картошку в кастрюльке, в пакете бирюльки

и торт к новоселью — вот будет веселье!

Канцона

С глазами, полными печали, Ботинки скушавши вначале, С глазами, полными тоски, Собачка скушала носки. С глазами, полными надежды, Взглянув на верхние одежды: — Ах, незачем переживать, покуда есть, чего жевать! Ах, эти ленты и шнурки, Так аппетитны и легки! С глазами, полными смиренья, Доев на шляпке оперенье И ощутив в душе весну,

Собачка отошла ко сну.

Задумчивый лось

Мысль пришла лосю не вся. Мысль пришла лосю частями. Очень трудными путями

ходят мысли до лося.

Станислав Востоков

За победу!

Подкрепимся перед боем И пойдём мы в бой опять, Чтоб с тобою нам обоим Легче было воевать. Мы сьедим побольше каши И компота выпьем всласть, Чтобы легче было Нашим На Ненаших наступать. За победу мы хоть сколько Можем всякого слупить, За неё сьедим мы столько, Что     не сможем

        отступить!

Уеду!

Уеду я, уеду! Уеду я от вас! В Германию и в Швецию, В далёкий Гондурас! Не надо, не рыдайте! Напрасен этот труд! Не стоит…         Не рыдаете?

ТОГДА ОСТАНУСЬ ТУТ!

Икота и кот

Как-то напала икОта на кОта… Нет, лучше:             нашла икотА на котА… Нет, лучше уж:             Икота пала на кОта…

Ну, в общем икалось коту иногда.

Тим Собакин

«Как откормить свинью»

Я гулял по французской улице (а короче — по авеню) и увидел брошюру с названием «КАК ОТКОРМИТЬ СВИНЬЮ». Ознакомившись с оглавлением, я от радости сел,                 сам не свой: мне сначала весьма понравилась глава «Уход за свиньёй». А потом задрожал я,                     как дерево, совокупностью тощих форм, обнаружив главу аппетитную называвшуюся «Откорм».

И мечтал я о том,                 чтобы кто-нибудь (доживу ли до этого дня?) сочинил бы брошюру с названием «КАК ОТКОРМИТЬ МЕНЯ». Но,     опять пошуршав страницами, чуть не выкурил семь папирос: чрезвычайно смутила глава меня, называвшаяся…

«Опорос»! А заметив в конце оглавления неприятное слово «Убой», я подумал:         не надо откармливаться — Лучше буду,         как прежде,

                    худой.

Последний бегемот

Когда от вас последний пароход Умчится вдаль под всеми парусами, Не огорчайтесь! Потому что с вами Останется Последний бегемот.

Он принесёт малиновый компот И свежего кузнечика в панаме, Расскажет вам о жизни в Суринаме И даже песню звонкую споёт.

Её подхватит тотчас ветер летний И унесёт за тёплые моря, Развеяв огорчения т сплетни… Едва займётся дивная заря, К вам постучится бегемот Последний —

Гиппопотам, короче говоря.

Михаил Есеновский

Синяки

У мальчика Юры синяк на коленке размером с дыру на штанах у него. Синяк на коленке, синяк на коленке опять на коленке, штук пять итого. Их издали видно — мужские коленки, Их синего цвета не спутать ни с чем.

И Аньки, и Таньки, и Маньки, и Ленки имеют другие оттенки колен.

У Анек, у Танек, у Манек, у Ленок коленки что надо, да только, увы, какое нам дело до этих коленок без признаков нашей мужской синевы? И в Аньках, и в Таньках, и в Маньках, и в Ленках есть много всего, но не их в том вина, что только в мужских благородных коленках —

небесная высь и морей глубина.

Жило-было мыло

В лесу в избушке жило-было мыло. С утра, едва с постели встав, оно полы мело и за водой ходило, и протирало тряпочкой окно. Потом посуду в кухне мыло мыло. Потом скребло до блеска самовар. Обед варило и дрова рубило, и в баньке разводило жаркий пар. А после щи да кашу мыло ело.

Потом стирало в тазике бельё, расходуя всегда на это дело родное тело мыльное своё. Но всё однажды мылу надоело — оно вдруг не заправило постель, и завтрак недопило-недоело, и вылило на простыни кисель. И в нарушенье норм элементарных корыто опрокинуло с водой, и очень даже антисанитарно не вымыло себя перед едой.

В грязи, как хрюшка мыло извозилось и голову посыпало песком. И в поле без штанов гулять пустилось и по лесу носилось босиком. До ночи мыло мило забавлялось, а с ночи и до самой до зари, на звёзды глядя, в луже провалялось, пуская надувные пузыри… А утром снова чистило и мыло, и вновь до блеска драило стекло.

Но день тот необычный не забыло

и, вспоминая, пахло и цвело.

Сергей Белорусец

Наука побежать

Прежде, чем кого-то победить, Надобно себя же убедить В том, что ты способен побеждать. Чтоб в итоге первым прибежать, Я себя сначала убедю, Что кого угодно победю, А потом так резво побежу, Что кого угодно побежу. В общем всех на свете побежду — И любого в этом убежду!.. Если очень-очень захотишь

— То и убедишь, и победишь!

Андрей Усачёв

Синхрофазотрон

Есть у папы в кабинете СИНХРОФАЗОТРОН: В нём различные частицы — Атом и нейтрон. Мне ужасно интересно, Как устроен он. Разобрал я в две минуты СИНХРОФАЗОТРОН. Ничего я не увидел, Лишь пустой пенал… Я его потрогал пальцем, И опять собрал.

Только вышел почему-то Не такой прибор Вместо СИНХРОФАЗОТРОНА — СИНХРО-ФАЗОН-ТОР! Я ничуть не огорчился. Взялся ещё раз… Только снова получился СИНХРО-ФРОНО-ТАЗ! Я себя с трудом взял в руки, Не считал ворон, И собрал из этой штуки СИНТРО-ФАЗО-ХРОН. Вот беда! Вернётся папа… Что наделал сын?! Я закрыл глаза…

и сляпал ФАЗО-ТРОН-ХРО-СИН! Ничего! Его к рассвету Снова соберу Ведь я точно помню эту…

СИНТРО-ФАЗОН-ХРУ!

Вобла и журнал

Плыла в облачках Вобла в очках, Листала журнал с интересом. Вдруг видит — рассказ!..

О воблах как раз Писал знаменитый профессор: Что воблы не могут Плыть в облачках, Что воблы вообще Не бывают в очках, Что вобла с журналом, в очках-         Это вздор, И верить подобному вздору-         Позор! И Вобла решила По небу не плыть, И даже очки Перестала носить, И больше журналов Она не читает: Обидно читать,

Читайте также:  Тематический день игр в средней группе доу

Что тебя не бывает!

Кынкыма

Ко мне пришёл Кынкыма, За ним пришёл Пымпыма, Затем явилась Мымла И Грымлу привела. Потом втащил Нямняма С собой Гиппопотама… Но заглянула мама

И всех разогнала.

Александр Пинегин

Игра слов

В небе ЛОСНЫШКО встаёт, Звонко ШЕПУТОК поёт, ЛЕТЕВИЗОР смотрит папа, Спит БОСАКА, свесив лапу, Дед бренчит на ЛАБАЛАЙКЕ, Конь пасётся на ЖУЛАЙКЕ, На скамейке две РАСТУШКИ Не спеша едят ТАВРУШКИ, На БАЗОРЕ кот сидит

И на это всё ЛЯГДИТ.

Артур Гиваргизов

* * *

Сидит комар и не кусается, В лесу всё очень изменилось. Прошла лиса, задела зайца. «Ах, извините», — извинилась. А в почерневшем котелке У волка варится картошка. На небе, как на потолке Вниз головой сидела кошка. Пришла весна — запел червяк, Забравшись на макушку дуба. А червяки поют вот так:

«Па-ду-ба-ду-ба-ду-ба-ду-ба».

Игорь Шевчук

Педаль от огурца

Тот, кто носит хлеб в полоску С ананасной колбасой, Тот, кто в валенках выходит Под столом гулять босой, Заводные макароны Провожает в магазин, Тот, кто делает зарядку, Как квадратный апельсин, Кто весьма во всём серьёзен, Как педаль от огурца… НИ ЗА ЧТО ЧИТАТЬ НЕ БУДЕТ

ЭТУ ГЛУПОСТЬ ДО КОНЦА!

Случай с английским другом

Один мой английский друг Чуть-чуть не свалился в люк. Он ногу над люком занёс, Сердито под нос произнёс: — Растяпа, а если бы вдруг Я всё же свалился в люк Без сэндвича и без газеты? Ужасно представить это! Домой возвратился друг.

Взял сэндвичей десять штук, Газету, будильник, утюг — Для утюжки нарядных брюк, Шашки — на случай тот, Если кто-то ещё упадёт. Затем, подумав немножко, Сунул под мышку лепёшку — Кормить мышей и котов…

— Вот, кажется, я и готов! Он к люку назад возвратился —

И весело в люк провалился!

Микроб-пешеход

Шёл микроб через дорогу. Почесать задумал ногу. Встал микроб на полпути — Ни проехать, ни пройти. Нет — пройти-проехать можно. Только это очень сложно. Ведь сперва под микроскопом

Надо нам его найти.

Безвыходное

Столкнулись как-то мимоходом В дверном проёме Выход с Входом. — Прошу вас! —             молвил Входу Выход. — Нет, вы сперва! —             ответил Вход.

А Выход вновь:             — Умрите вы хоть, но пропущу я вас вперёд! А Вход опять:             — Нет, вы вначале. А Выход снова:             — После вас… Вы их, наверное, встречали И сами где-нибудь не раз.

В любых дверях одно и то же, Ты на таблички посмотри: «ВХОД» внутрь всё войти не может,

А «ВЫХОД» выйти изнутри.

Игорь Жуков

Охотник или художник?

На улице пасмурно, сыро и гадко. Охотник в пещере рисует лошадку. Костёр разгорелся, в пещере жара. Рисует на стенке углём из костра. Охотник совсем позабыл про охоту, Уж больно лошадку закончить охота! Вот шея и грива, спина и живот.

Рисует и от удовольствия ржёт.

Андрей Анпилов

Подозрительное затишье

Что-то малый подозрительно затих… Как бы, братцы, он врасплох нас не застиг — Притворится ангелочком, Заглядишься в облака, А потом — как сзади даст исподтишка! Книжку якобы читает… не шалит… Но ресничками коварно шевелит. Бродят ходики по кругу, Вьётся муха в тишине…

Явно зреет хулиганство на уме! Что-то страшное готовится сейчас. Может камнем из рогатки папе в глаз? Небольшой пожар на кухне? Или вдребезги сервиз? Или сам избави Бог, с карниза — вниз?! Губки бантиком… ладошка под щекой… Взгляд мечтательный, загадочный такой… Нервный тик у педагогов, Напряженье всей родни..

. Совершай скорей злодейство!

                            Не томи!!!

Источник: http://tramwaj.narod.ru/klass_virs.htm

Наша встреча с Мариной Бородицкой

22 но­яб­ря 2014 го­да  уче­ники   Вто­рой Но­воси­бирс­кой гим­на­зии  по­сети­ли детс­кую  биб­ли­оте­ку  им. Ар­ка­дия  Гай­да­ра, где  про­ходи­ла  встре­ча с из­вест­ной рос­сий­ской по­этес­сой Ма­риной Бо­родиц­кой.

Ре­бята про­сили  Ма­рину Яков­левну про­читать  свои сти­хот­во­рения, и она  чи­тала  без  ус­та­ли од­но  за дру­гим.

А за­тем пред­ло­жила  ре­бятам ве­селую  иг­ру: де­ти  на­зыва­ли лю­бую  бук­ву  ал­фа­вита, а  она чи­тала своё  сти­хот­во­рение, на­чина­ющееся  с этой  бук­вы.

Мы, за­та­ив  ды­хание, слу­шали  сти­хи в ее ис­полне­нии, а хо­рошо  из­вест­ное  сти­хот­во­рение «Кол­дунье  не кол­ду­ет­ся» мы  с удо­воль­стви­ем расс­ка­зали хо­ром вмес­те  с ав­то­ром.

Мы  с мо­ими  под­ру­гами Ка­тей  Чер­но­вой и Аней Зу­бовой дав­но  го­тови­лись  к встре­че  с Ма­риной Бо­родиц­кой и ре­шили  под­го­товить  не­боль­шой  сюрп­риз. Нам  очень нра­вит­ся сти­хот­во­рение Ма­рины Яков­левны  «На  конт­роль­ной».   И  мы ре­шили со­чинить про­дол­же­ние.

Груст­ная ис­то­рия

Вот и кон­чился урок.

У за­дачи нет ре­шенья!

Что я ви­жу на пу­ти?

Это двой­ка  впе­реди,

Страш­ная, кри­вая,

Очень уж пло­хая!

Я на го­лову сер­жусь,

Очень пло­хо я учусь.

«Не но­сить те­бе бе­рет­ки,

Не ви­дать те­бе кон­фетки!»

За­дача ре­шена!

Проз­ве­нел зво­нок.

Го­ворю учи­телю:

«Мне б за­дачу до­решать,

Мне б ми­нуто­чек так пять».

Я ре­шаю и тру­жусь,

А по­том я на­хожу

Здесь ре­шение прос­тое!

«На­писа­ла. Вот, го­тово!»

Да, уда­ча! Го­лова,

Ты же ум­ни­ца моя!

А пос­ле  сти­хов  нас­ту­пило  вре­мя  воп­ро­сов, ко­торы­ми  ре­бята  прос­то  за­сыпа­ли  по­этес­су. От­ве­чая  на  них, Ма­рина Бо­родиц­кая расс­ка­зала  о сво­ей  жиз­ни.

Ма­рина Яков­левна Бо­родиц­кая ро­дилась в 1954 го­ду в Моск­ве. Окон­чи­ла Мос­ковс­кий инс­ти­тут иност­ран­ных  язы­ков. Она  яв­ля­ет­ся  ав­то­ром трех ли­ричес­ких сбор­ни­ков, две­над­ца­ти книг сти­хов  для  де­тей («Убе­жало мо­локо», Пос­ледний  день уче­ния», «Ду­май, ду­май го­лова» и др.) и мно­гочис­ленных  пе­рево­дов.

Она  пе­рево­дит с анг­лий­ско­го  язы­ка  из­вест­ных  по­этов: Р.Л.Сти­вен­со­на, А.Мил­на и дру­гих. И  сказ­ки  она  то­же пе­рево­дит. На  Ра­дио  Рос­сии Ма­рина  Бо­родиц­кая  ве­дет  пе­реда­чу «Ли­тера­тур­ная  ап­те­ка» и счи­та­ет, что кни­га – луч­ший  ви­тамин». Са­мой лю­бимой кни­гой в детс­тве бы­ла три­логия А.

Брунш­тейн «До­рога ухо­дит вдаль»

Пос­ле  встре­чи  с Ма­риной  Яков­левной  Бо­родиц­кой мы  шли и ра­дост­ные  и груст­ные.  Груст­ные –   по­тому,  что встре­ча  за­кон­чи­лась. А  ра­дост­ные – по­тому, что сти­хи Ма­рины  Бо­родиц­кой про   та­ких же  маль­чи­шек и дев­чо­нок,  как  и мы, и  их  хо­чет­ся  чи­тать и пе­речи­тывать!

Ка­тя Си­доро­ва, 4 «В»  класс

Источник: http://gym2.nsk.ru/obyavleniya-i-zametki/item/507-nasha-vstpecha-s-mapinoy-bopoditskoy

Конспект урока по литературному чтению 3 класс Л.Яковлев «Для Лены», М.Яснов «Подходящий угол»

Предмет: литературное чтение

Класс: 3

Тема урока: Л.Яковлев «Для Лены», М.Яснов «Подходящий угол».

Цель урока: учить обнаруживать причины смешного в коротких поэтических текстах, приемы, которые делают текст смешным.

Задачи урока:

  • обнаружить и обсудить те приёмы, которые делают текст смешным: необычный взгляд на мир, противопоставление ожидания и реальности, начала и конца высказывания;

  • развивать у учащихся умение формулировать цели и задачи урока и планировать свои действия в соответствии с ними;

  • использовать воспитательные возможности текстов стихотворений для формирования нравственных качеств учащихся.

Планируемые результаты:

  • Предметные: совершенствовать умения выразительно читать; учить анализировать поведение и характер героя стихотворения; закреплять умения разгадывать секреты смешного в литературном произведении и анализировать поведение и характер героя стихотворения

  • Личностные: чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию собственной речи;

Тип урока: получение новых знаний

Оборудование: учебник Чуракова Н.А., 2 часть, презентация к уроку, карточки, словари «Фразеологический», «Толковый», смайлики

1.Организационный момент

(настрой на работу, быстрое включение учащихся в учебный процесс)

(СЛАЙД 1)

Добрый день, сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Поприветствуем их. Я рада видеть тебя. Прошу садиться. Я готова начать урок и поэтому показываю тебе вот этот знак (открытые ладошки). Ответь этим же знаком, если хочешь со мной работать. Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей.

(СЛАЙД 2)

Эпиграф

Литературное чтение –

прекрасный урок,

Много полезного

в каждом из строк

Стих это будет,

сказка, рассказ-

Вы учите их – а они учат вас!

2.

Проверка выполнения домашнего задания(чтение стихотворения наизусть)

Вы услышали звонок, Вам сказал он: «На урок!» Что ж, его пора начать И заданье проверять. Мы послушаем сейчас домашнее задание у вас.

Какое домашнее задание было?

(Чтение стихотворения наизусть.)

— Проверка дом задания.

3.Постановка учебных задач

(формулирование и согласование темы, цели и задач урока)

Ну, проверь-ка ты, дружок,

Читайте также:  Беседа в детском саду в старшей группе на тему: праздники россии

Всё ль на месте, Всё ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

На уроке только «пять».

-Оглянись вокруг:

если увидишь лицо без улыбки,

улыбнись сама.

— Что ты заметила?

— Нам ответили улыбкой.

— Как ты думаешь, почему мне захотелось начать урок с этих слов?

-Чтобы создать хорошее настроение…

-И потому что мы изучаем большой раздел

-Какой большой раздел мы продолжаем изучать?

(СЛАЙД 3)

— «Продолжаем разгадывать секреты смешного»…

— Какую долговременную цель при изучении этого раздела мы поставили перед собой?

-Постараться разгадать секреты смешного в литературных произведениях.

— Удалось ли нам уже открыть какие-то секреты смешного? Почему и над чем смеётся человек?

— Какие произведения ты можешь назвать, кто их авторы?

-Лев Каминский ,Ирина Пивоварова «Сочинение», Марина Бородицкая «На контрольной», Надежда Теффи «Преступник»

Смешно, когда есть преувеличение, говорят то, что на самом деле не делают.

Смешно, когда противопоставляются ожидание и реальность.

(Герой от­носится к своей голове, как к живому существу.)

4.Изучение нового материала.

— Хочешь разгадать секреты в других произведениях?

Сегодня мы продолжим разгадывать секреты смешного , а по­могут нам в этом поэты. Узнаем их имена и фамилии и названия их произведений.

Для этого нам нужно отгадать загадку

ЧЕМ МОЖНО ПОДЕЛИТЬСЯ ТОЛЬКО ОДИН РАЗ?

Отгадка спрятана в названии нашей большой теме и написана на карточках, но буквы перепутаны, нужно составить слово и перевернуть карточки

Какая тема урока? ( Л.Яковлев «Для Лены», М.Яснов «Подходящий угол».)

(СЛАЙД 4)

Какие цели мы ставим перед собой? (Открыть секреты смешного в поэтических текстах.)

Каким образом мы это сделаем?

-Будем выразительно читать стихотворения, отвечать и размышлять над вопросами

-Для чего это нам нужно?

-Чтобы лучше их понимать, правильно, выразительно читать. Понимать шутки окружающих, уметь шутить самим.

-Интересно нам читать,

Думать, спорить, размышлять!

Вот этим мы с тобой и займемся.

Знакомимся с первым стихотворением и его автором.

-Кто автор первого стихотворения как оно называется? (Лев Яковлев «Для Лены»)

-Находим по содержанию в учебнике, на какой странице находится стихотворение Льва Яковлева «Для Лены».

(СЛАЙД 5)

Лев Григорьевич Яковлев – очень веселый человек, который живет в Москве, 1954 г– поэт – изобретатель. Он изобрел новый жанр – частушки про ребят, которые вот уже пару десятков лет повторяет детвора, причем эти короткие стишки многие принимают за народные: На уроках наша Лена не поет и не шумит. Но визжит на переменах и гремит, как динамит.

Детство – это действие, и стихи Льва Яковлева позволяют нам это вспомнить, оказаться в том блаженном времени, когда энергия переполняет тебя и душа хочет выпрыгнуть из тела.

Лев Яковлев делал передачу «Детские анекдоты», издавал смешной журнал «Вовочка». Войдите в мир Льва Яковлева – и вы увидите, сколь празднична наша жизнь.

Поэт с большим вниманием смотрит вокруг и порой подмечает просто удивительные вещи.

(СЛАЙД 6,7,8)

Хочешь познакомиться с его стихами?

— Сейчас прочитаю стихотворение, а ты внимательно слушаешь.

  • Вам понравилось стихотворение? Чем?

  • Кто рассказал нам эту историю? (Герой-рассказчик.)

  • Что можете о нем сказать? (Герой-рассказчик хочет привлечь к себе внимание девочек-одноклассниц.)

  • Перечитайте стихотворение и найдите нужные строчки.

— Как ты можешь объяснить слово шут?

Где мы можем посмотреть объяснение этого слова?

На какую букву будем искать?

Шут гороховый – это какое выражение?

-Устойчивое выражение?

_- Посмотрим что оно обозначает?

Читаем в учебнике после стихотворения разговор ребят.

  • Что же возмутило Мишу Иванова?

  • Почему все рассмеялись? Догадались? (Очевидно, Миша тоже хотел кому-нибудь понравиться и действовал подоб­ным образом, привлекая к себе внимание; своим возмущением он себя выдал.)

  • Можете разгадать секрет смешного в этом стихотворении? Что же делает его смешным? (Примерный ответ.

    Смешно потому, что герой рассчитывает на одну реакцию — хотел вызвать восхищение своими подвигами, а получает совсем другую — Лена назвала его шутом.

    Смешно и то, что фа­милия героя — Горохов — совпадает с обидным прозвищем «шут гороховый», и это вызывает улыбку. Смешно потому, что мальчик не сделал никаких выводов и принялся завое­вывать внимание другой девочки тем же способом.)

  • Чтение по ролям.

Хотите познакомимся еще с небольшими стихотворениями Льва Яковлева?

Самостоятельная работа (читает стихотворение и находит смешное)

Что стряслось?

Что стряслось на белом свете,

Что за топот, что за крик?

Это Пете, это Пете

Не купили грузовик.

Воспитанная собака

У воспитанной собаки

Нету времени для драки.

Нужно ей решать примеры,

Перепрыгивать барьеры,

Приносить мячи в зубах,

Танцевать на двух ногах,

Застилать свою кровать

И котов дрессировать.

5.Физминутка

Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, 

Поклонись и улыбнусь.

-Хотите ознакомиться с еще одним автором и его стихотворением и разгадать его секрет? Прочитайте его название

(Михаил Яснов «Подходящий угол».

(СЛАЙД 9)

Яснов Михаил Давидович 8 января 1946 г– замечательный петербургский поэт, стихи которого в большинстве своем написаны для детей и о детях. Чистые ясные строки, пронизывающие до глубины души своей искренностью и добротой, легко нашли своих почитателей среди аудитории всех возрастов.

Герои увлекательных произведений поэта – обычные ребятишки, живущие рядом с нами. Ласковые, непоседливые, наблюдательные и веселые, они знакомятся с внешним миром, совершают интересные открытия, пытаются делать самостоятельные шаги и ищут свой собственный жизненный путь.

«Я расту», «Я учу котенка», «Я помогаю на кухне», «Я мою руки», «Я рисую грозу» — названия стихотворений Михаила Яснова словно говорят голосами ребят, с которыми автор слит воедино.

Поэт, словно фокусник, превращает разнообразные жизненные сюжеты в веселую непредсказуемую игру, захватывающую читателя в свой водоворот.

(СЛАЙД 10,11,12)

Как ты думаешь, о чем будет это стихотворение?

Прочитаем и узнаем, так ли это?

Прочитайте стихотворение про себя. Теперь выразительно.

  • Подтвердились ли ваши предположения?

  • Кто рассказал нам эту историю? (Герой-рассказчик — това­рищ Вовки.)

  • Что с ними случилось? За что их наказали? (Они болтали и спорили на уроке, мешая всем.)

  • Как чувствует себя герой-рассказчик, стоя в углу? Докажите словами из текста.

(Чтение текста на с. 50.)

  • Сможете ответить на вопрос Анишит Йокоповны?

  • Найдите строчки, в которых герой говорит о своем преиму­ществе перед другом. Что же вызывают эти строчки: зависть или смех?

  • Что значит «благодать»?

  • Что означает это слово?

  • Где можно посмотреть?

  • Найдите противопоставление слову «благо­дать». («В углу стоять».)

  • А в чем еще выражается противопоставление ? (Счастливый герой-рассказчик и несчастный Вовка, который бессмысленно проводит время в пустом углу.)

  • Что можете сказать о герое-рассказчике?

  • Хотите познакомимся еще с небольшими стихотворениями Михаила Яснова

Самостоятельная работа (читает стихотворение и находит смешное)

Михаил Яснов

ССОРАДва задиры поругались,Раздружились, отвернулись,Но украдкой обернулись,

И вовсю расхохотались!

ВОСКРЕСНАЯ УБОРКА

Утром пыль вскричала:- СОС!..И попала

В пылесос.

6.Творческое задание

Текст и слова-рифмы стихотворения записаны на листочке. Вставить слова в текст стихотворения.

Я взрослею

— Попробуй восстановить текст стихотворения Михаила Яснова по рифмам:

Скуп, зуб, груб, зуб, суп, зуб, губ, зуб.

Я на слова сегодня ……..День длится —Не кончается…А у меня молочный ……….Качается, качается!Вокруг шумят:«Он просто …………»,И мама огорчается.А у меня молочный ……….Качается, качается.

Любимый мой молочный …………Не съел —Не получается:Ведь у меня молочный ………..Качается, качается.Нет, не могу разжать я ………………..!А что ещё мне выпадет?Молчу.Раскачиваю …………

Ещё чуть»чуть — и выпадет!Ура!Он выпал наконец!Теперь я больше не юнец!Я рашпрощалша ш прошлым

И штал ужашно вжрошлым!

-Что ты можешь сказать про слова, которые ты вставляла в стихотворение? На какое они правило?

Парный звонкий и глухой согласный.

7. Рефлексия. Подведение итогов урока

  • С какими произведениями вы познакомились?

  • Вам они понравились?

  • Какие секреты смешного помогли нам раскрыть авторы?

  • Какой момент урока показался вам наиболее интересным?

  • Что вызвало затруднения?

(СЛАЙД 13)

  • Как ты оценишь свою работу?

  • Нарисуй улыбку на смайлике.

Слушаем музыку.

(СЛАЙД 14)

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно будет забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

8.Домашнее задание

  1. Подготовить выразительное чтение стихотворений .

  2. Выучить наизусть одно из них (по выбору).

Источник: https://multiurok.ru/files/konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-3-kl-6.html

Ссылка на основную публикацию