Дидактические игры по окружающему миру во второй младшей группе

Картотека дидактических игр для младшей группы

Автор:

Плоских Елена Владимировна – воспитатель.

Соавторы:

Иванова Лариса Валентиновна — воспитатель;

Кусукпаева Копей Кабиденовна — воспитатель.

МАДОУ детский сад №90 города Тюмени.

Пояснительная записка

Игра – одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества

Игра является сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7.

ФГОС ДО), посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально — коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно — эстетическое развитие»; «Физическое развитие».

 Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования.

 Для развития ребенка важно развивать игровую деятельность, поскольку это позволит достичь формирование социально-нормативных возрастных характеристик (пункт 4.

6 ФГОС ДО): ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.

; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

В дидактической игре ребёнка привлекает не обучающая задача, цель которой мы преследуем, а возможность проявить свою инициативу, выполнить игровое действие, добиться результата, наконец победить,  и выиграть.

Возможность обучать дошкольников посредством активной интересной для них деятельности – главная и отличительная особенность дидактических игр.

А потому в нашей публикации мы хотим предложить картотеку дидактических игр, способствующих развитию всех сторон дошкольника, как личности.

Каждый раз, когда мы начинаем с ребятами играть в словесную или настольно-печатную игру, мы стараемся не только научить детей рассказыванию, описанию объектов, выделению свойств  качеств (форма, цвет, величина и пр.

), но и думаем о том, чтобы дети узнали что-то новое и интересное. А ребятишки, как будто только этого и ждут, чтобы самим увидеть, рассказать, попробовать сделать всё самим.

А если это удаётся, то они себя чувствуют умными и успешными, гениями.

Хочется сказать слова благодарности родителям, которые поддерживают у своих деток огонёк интереса и любознательности, подбадривают и подсказывают им на каждом шагу.

Картотека дидактических игр

 «Кто живёт на лугу»

Цель: создание условия для составления рассказов об окружающих природных объектах.

Дидактический материал: макет картонный с изображением луга, картинки насекомых.

Ход игры:

Предложить детям заселить зелёный луг насекомыми. Правом заселения насекомых пользуется тот, кто отгадает загадку о насекомом  и расскажет о нём. Выигрывает тот, кто назовёт больше насекомых

«Назови время года»

Цель и задачи:

Учить замечать изменения в природе. Знакомить с характерными особенностями,  следующими друг за другом времён года. Проявлять бережное отношение к окружающему нас миру, природным явлениям.

Дидактический материал:

Иллюстрации с временами года (зима, весна, лето, осень).Листочки деревьев разного цвета(красного, оранжевого, зелёного), белые снежинки.                                           

Ход игры:                                                                          1.вариант игры

Воспитатель показывает детям  иллюстрации с  изображением времён года( Осень, зима, весна, лето ) и загадывает загадку. После отгадывания загадки, например, об осени ребята поднимают атрибут игры (листочек- оранжевого или красного цвета). Если прозвучала загадка о зиме ребята поднимают вверх снежинку.

При отгадывании загадки о весне веточку с набухающими почками.

А после отгадывания загадки о лете можно использовать  атрибут игры -листочек зелёного цвета. 

2. Вариант игры

Воспитатель называет природное явление, а ребёнок — время года. Листочки желтеют и опадают …(осенью). Ребёнок использует атрибут игры-жёлтыйлисточек. Снег идёт …(зимой ) и ребёнок использует атрибут игры-снежинку.

  На деревьях набухают почки и появляются листочки…(Весной). Использование атрибута .Зелёная травка, яркое солнце…(летом) использование атрибута.

В подтверждении ответа воспитатель показывает иллюстрацию с изображением данного времени года

«Отгадай загадки с грядки»

Цель.

Учить называть и отличать по внешнему виду овощи (морковь, капуста, помидор, репа, огурец, свекла, лук ).Познакомить детей с овощами, выращенными в естественных условиях. Расширять знания детей о пользе овощей. Внести в активный словарь детей  понятие «овощи». Развивать речь и мышление детей.

Дидактический материал: корзина, овощи.

Ход игры.

На столе в вазе лежат овощи. Воспитатель загадывает детям загадки и просит их показать на предмет, который она загадала, назвать его.

«Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая».(Морковь)

«Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а …(Лук).

Стоит Матрёшка на одной ножке, закутана, закутана.(Капуста)

«Хотя я сахарной зовусь, но от дождя я не размокла, крупна, сладка на вкус, узнали вы?  Я…(Свекла) и т. д.

После этого воспитатель просит детей назвать все предметы одним словом «Овощи».

«Сложи радугу из полосок» 

Цель: способствовать закреплению знаний о системе цветов.

Материал: полоски бумаги  разных цветов. (как вариант можно использовать палочки Кюизенера

Ход игры: Одну половинку радуги собирает воспитатель, а другую собирает ребенок. Воспитатель предлагает назвать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

«Помоги собрать крышки»

Цель: закреплять формы предмета, стимулировать зрительные ощущения, развивать тактильные анализаторы. Закреплять понятие цвета: красный, синий, желтый, зеленый.

Материал: корзинки с разделителями по цветным секторам, разноцветные крышки.

Ход игры: перед ребенком стоит корзинка, разделенная на четыре ячейки красного, синего, зеленого и желтого цветов. Воспитатель достает из мешочка крышку и спрашивает: «Какого цвета крышка? Где домик такого же цвета? Положи туда крышку».

«Найди  листик для бабочки»

Цель: различать цвета и понимать названия цвета, учить подбирать предметы одинакового цвета.

Материал: картон, пластиковые  листики, бабочки.

Ход игры: дети разбирают листочки и в порядке очередности расселяют бабочек  по листочкам, в соответствии с цветовой гаммой. Предлагает детям помочь найти каждой бабочке свой листик для отдыха (с проговариванием названия цвета — для младшего возраста). Игру со временем можно усложнить, предложить, например, для красной бабочки найти зеленый листок и так далее.

Дидактическая игра «Цветная дорожка»

Цель: развивать образное мышление, художественный вкус, умение правильно называть цвета,  умение ориентироваться на плоскости игрового поля.

Материал: крышки разных цветов, картонные ячейки.

Ход игры: Воспитатель показывает детям «волшебные» дорожки разных цветов. Дети могут выкладывать на цветных дорожках крышки соответствующего цвета. Могут строить башни, цветы, геометрические фигуры, соединяя их друг с другом.

«Собери бусы на нитку»

Цель: Закрепить представления детей: цвет, форма, величина. Закреплять  приемы обследования и накладывания.

• Материал: геометрические фигуры разного цвета и формы, тонкие шнуры или толстые нитки.

• Ход игры: пришедшая в гости белочка приносит в корзиночке дидактический материал. После традиционного стука в дверь, знакомства с гостем, воспитатель обращает внимание детей на то, что лежит в корзиночке.

Там разные по форме геометрические фигуры. Педагог определяет порядок нанизывания фигур: вначале круглую, затем квадратную.

Далее воспитатель  предлагает выбрать из коробочки три разных по форме фигуры и нанизывать их, со словесным сопровождением.

«Найди птичке домик»

Цель: формировать представления об основных цветах и о геометрических фигурах, развивать зрительное восприятие, мыслительные операции, ориентировку на плоскости, умение сравнивать свою геометрическую фигуру с другими, большего размера.

Материал: домики из потолочной плитки, обклеенные самоклеющейся пленкой и геометрические фигуры разного цвета.

Ход игры: Воспитатель раскладывает перед ребенком домики и набор геометрических фигур. Затем предлагает: «Рассмотри домики и фигуры с изображением птиц.

Фигуры – это жильцы, которые должны поселиться в домиках. Размести «жильцов» в домики». Воспитатель предлагает ребенку разложить фигуры по форме, назвать их цвет.

Все фигуры перемешены, и ребенок отбирает фигуры только нужного цвета и находит домик для птички.

«Сказочные деревья»

Цель: формирование представлений о цвете, о форме, о величине, развитие мелкой моторики рук.                               

Материал: деревья красного, желтого, зеленого цвета (плоскостное изображение на бумаге). На каждом дереве листочек такого же цвета.

Ход игры: воспитатель предлагает детям определить,  какие деревья они видят,  какого они цвета и  какие листочки должны на них расти. Подобрать листочки такого же  цвета как дерево.

 «Волшебные прищепки»

Цель: учить детей подбирать прищепки нужного цвета, тактильные ощущения, чередовать прищепки двух цветов, развивать творческие способности.

Материал: обыкновенные прищепки, распечатанные картинки.

Ход игры: Дети учатся прикреплять дереву веточки, солнышку – лучики, свекле ботву и так далее.

«Мы в гостях у Маши и Саши»

Цель: учить детей подбирать каждой кукле, соответственно её размеру — чайный набор.

Материал: две куклы, тарелки, чашки, ложки разного размера.

Ход игры: детям предлагается накрыть стол для кукол  разной величины. Используя словесную инструкцию нужно было подобрать каждой кукле, соответственно её размеру, чайный набор.

«Волшебный мешочек»

Цель: определять на ощупь и называть знакомые предметы по форме.

Материал: красиво оформленный мешочек, мелкие предметы, знакомые детям (шарик, кубик,   карандаш, резинка, игрушки животных и птиц из киндер-сюрпризов).

Ход игры: воспитатель держит мешочек с предметами и предлагает детям по одному подойти и определить предмет на ощупь, не вытаскивая его и назвать его характерные признаки. Остальные дети должны по его описанию догадаться, что это за предмет, который пока они не видят. После этого ребёнок вытаскивает предмет из мешочка и показывает всем детям.  

«Разноцветные полоски — дорожки»

Цель: учить детей сравнивать предметы по одному и нескольким признакам одновременно.

  Материал: Цветные полоски из бумаги (красные, синие, зеленые, желтые)

Ход игры: Разложить разноцветные полоски разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать полоски по длине: какая самая длинная (красная), какая самая короткая (синяя), длиннее, короче, ориентируясь на цвет. Можно сравнить ленты по ширине (самая широкая – зеленая, узкая – желтая). Выбрать вместе с детьми полоску самая длинную и узкую,  короткую и широкую».

«Волшебные шарики»

 Цель: развитие тактильного восприятия, развитие мелкой моторики.

Материал: шарики и крупы — рис, гречка, фасоль, горох.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребёнку шарик, содержащий внутри  различные крупы: рис, гречку, фасоль, горох.

Шарики с каждым наполнителем парные. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.

Источники:

Разгонова Е.В. «ФГОС ДО об игровой деятельности»

Фотографии из архива педагогов

«Свидетельство о публикации в СМИ»  Серия А  № 0004919 — 21

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: — Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;

— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Источник: http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/news11221.html

Дидактические игры для младшей группы детского сада на тему: «Природа. Животные. Птицы. Цветы». Часть 2

Здесь также собраны интересные дидактические игры в детском саду, которые помогут более полно проводить различные занятия с детьми.

Найди листочек.

Цель: различать и называть листья знакомых деревьев, вспоминать названия деревьев, развивать речь детей; воспитывать у них внимание и эстетические чувства.

Материал: у каждого ребенка одинаковые букеты из 3-4 листочков (клена, дуба, ясеня, березы), один букет у воспитателя.

Ход игры

Воспитатель раздает детям букеты, а один оставляет себе. Затем показывает какой-то листочек, например кленовый и говорит: «Раз, два, три — такой же листочек покажи!» Дети поднимают руки и показывают кленовые листочки.

Отгадайте что в руке.

Цель: учить детей различать и называть овощи, фрукты по цвету, форме; воспитывать интерес к природе.

Материал: овощи и фрукты.

Ход игры

Дети образуют круг, закладывая руки за спину. Воспитатель кладет в их руки овощи и фрукты, затем показывает что-то из овощей или фруктов, а дети должны определить на ощупь, какой овощ или фрукт лежит в руке. Те, кто имеют такой же предмет, подбегают к воспитателю.

Деревья и их плоды.

Цель: учить детей подбирать плоды деревьев, развивать зрительную память, внимание.

Материал: иллюстрации деревьев (ель, рябина, каштан, липа, клен) картинки (шишка, рябина, каштан, липовое семян, кленовая крылатка).

Ход игры

Воспитатель предлагает назвать выставленные дерева, а затем найти их плоды.

Назвать птицу.

Цель: учить детей узнавать и называть птиц; развивать зрительную память, мышление; воспитывать любовь к природе.

Материал: картинки птиц (воробей, голубь, ворона, ласточка, скворец, синица).

Читайте также:  Беседа «большая и малая родина» в подготовительной группе

Ход игры

Перед детьми выставлены птицы, а воспитатель предлагает им назвать их. Ребенок называет птицу, показывает ее, остальные дети знаками показывают согласны они или нет.

Какого цветка не стало.

Цель: учить детей называть цветы «уголка природы» (традесканция, фиалка, амазонская лилия, бегония) развивать зрительную память, воспитывать желание заботиться о растениях.

Материал: цветы «уголка природы».

Ход игры

Воспитатель выставляет на стол растения из «уголка природы», дети называют их. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и прячет одно растение.

Дети открывают глаза, они должны отгадать: какой цветка не стало, назвать его.

Ухаживать за цветами.

Цель: закреплять умение детей ухаживать за растениями «уголка природы»; выбирать нужные вещи для ухода; развивать память, внимательность, воспитывать желание заботиться о растениях.

Материал: лейка; тряпка; палка для рыхления; пульверизатор и ненужные для ухода вещи (игрушка, камень, книга и т.д.).

Ход игры

На столе лежат вещи, воспитатель предлагает детям выбрать только те вещи, которые нужны для ухода растений. Дети выбирают вещи и называют, что ими делают.

Магазин цветов.

Цель: закреплять названия и внешние признаки цветов, растущих в «уголке природы»; учить описывать растения двумя-тремя предложениями развивать связную речь, память.

Материал: растения «уголка природы».

Ход игры

Воспитатель «продавец» предлагает детям «купить» цветы, но «купить» растения можно лишь тогда, когда будет назван и описан цветок. Например: «Это фиалка, у нее круглые, небольшие, пушистые листья. Ее цветы маленькие, красивые, нежные, фиолетового цвета».

Кто в лесу живет.

Цель: закреплять знания детей о диких животных; развивать память, речь; воспитывать любовь к животным.

Материал: наборы игрушек: «Дикие животные» и «Домашние животные».

Ход игры

Воспитатель предлагает детям выбрать среди игрушечных животных только тех, которые живут в лесу.

Найти  цветок.

Цель: закреплять умение детей находить и называть цветы «уголка природы».

Материал: цветы «уголка природы».

Ход игры

Воспитатель предлагает детям найти цветок, который он называет. Дети находят его, повторяют его название.

Волшебный мешочек.

Цель: закреплять умение детей называть овощи и их цвет; развивать зрительную память, внимание.

Материал: «волшебный мешочек», овощи.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям по очереди извлечь из «волшебного мешочка» овощ, назвать его и цвет. Воспитатель может предложить, не глядя в мешочек, найти то, что он скажет. Поочередно играют все дети.

Узнайте животное.

Цель: закреплять умение детей узнавать домашних животных по их звукам; развивать фонематический слух, внимание.

Ход игры

Вариант 1

Воспитатель издает звуки животных, а дети их отгадывают.

Вариант 2

Воспитатель вызывает к себе ребенка, на ушко называет ему животное. Ребенок издает звуки животного, а дети отгадывают.

Овощи и фрукты.

Цель: закреплять умение детей находить названные овощи или фрукты развивать внимание, память.

Материал: муляжи овощей и фруктов.

Ход игры

На столе перед детьми на тарелочках лежат овощи и фрукты, воспитатель поочередно вызывает детей и просит найти тот или иной овощ или фрукт. Ребенок находит его. Дети знаками показывают, согласны ли они с выбором или нет.

Назвать дерево.

Цель: учить детей узнавать и называть деревья на уличной площадке; развивать зрительную память, воспитывать любовь к природе.

Материал: деревья на уличной площадке.

Ход игры

Воспитатель подводит детей к деревьям и просит напомнить название этого дерева.

Воспитатель. Кто быстрее найдет березу? Один, два, три — к березе беги! Дети должны найти дерево и подбежать к определенной березе.

Игра продолжается, пока дети не устанут.

С какого дерева листочек.

Цель: учить детей узнавать и называть листья с деревьев, развивать зрительную память, внимание.

Материал: засушенные листочки с деревьев, колокольчик.

Ход игры

На коврике по кругу разложены листочки с деревьев. Дети бегают вокруг листьев, пока звенит звонок. Как только звонок замолкает — дети останавливаются и по очереди называют, с какого дерева листочек, у которого они остановились.

Узнаете по описанию.

Цель: учить детей узнавать деревья и кусты по описанию; развивать внимательность, память.

Ход игры

Воспитатель описывает деревья, кусты, а дети должны угадать дерево или куст. Например: высокое, стройное; все его веточки направлены со стволом вверх; летом с него летит пух и т.д..

Кто лишний.

Цель: учить детей выбирать из ряда животных лишнее, объяснять, почему оно лишнее; развивать логическое мышление, внимательность.

Материал: картинки с дикими животными и одним домашним животным, птичка, цветок, насекомое, наборное полотно.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям рассмотреть на наборном полотне картинки, найти лишнее из ряда диких животных и объяснить, почему тот или иной предмет лишний. Например: «Лишняя кошка, потому что она — домашнее животное».

Кто как кричит.

Цель: закреплять умение детей издавать звуки птиц; развивать внимательность воспитывать любовь к природе.

Материал: картинки с изображением вороны, синицы, воробья, дятла, совы.

Ход игры

Воспитатель показывает детям поочередно карточки с птицами, дети их озвучивают, а потом называют.

Какой птицы не стало.

Цель: продолжать учить детей узнать и называть птиц; развивать зрительную память, внимательность воспитывать исполнительность.

Материал: карточки с изображением птиц, наборное полотно.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям посмотреть на наборное полотно, назвать всех птиц, закрыть глаза. Он прячет одну птичку, а дети должны угадать: кого спрятал воспитатель.

Название птицы.

Цель: продолжать учить детей узнавать и называть перелетных птиц; развивать память, внимание; воспитывать любовь к птицам.

Материал: карточки с изображением птиц (ласточка, скворец, журавль).

Ход игры

Перед детьми на наборном полотне — птицы. Воспитатель предлагает детям назвать птиц. Кто правильно называет птицу, тот получает фишку.

Данные дидактические игры в детском саду можно применять при проведении занятий по определенной тематике, а также включать в учебно-воспитательный процесс для достижения определенных целей.

Источник: http://apruo.ru/doshkolnoe-obrazovanie/zanyatiya-s-doshkollnikami/297-didakticheskie-igri-dlya-detskogo-sada-po-teme%20transport

Дидактические игры по ознакомлению детей 2-3 лет с окружающим миром

Добавлено 18.06.2014

Изучение мира природы

Найди такой же листик

Познакомьте ребенка с понятием «листопад».

Соберите опавшие листья. Вместе с малышом вдохните этот неповторимый запах осенней листвы, рассмотрите листья на свет, полюбуйтесь их цветом и узором прожилок.

Положите перед малышом березовые и кленовые листья и обратите его внимание на их различия по цвету, размеру и форме. Затем, показывайте ребенку, например, кленовый лист и просите найти такой же. Затем попробуйте найти дерево, с которого упал этот листик.

Рассортируй листья

Наберите охапку листьев и положите их на лавочке. Затем предложите крохе разложить все листья на две кучки по какому–то определенному признаку: большие и маленькие листья; желтые и красные; березовые и кленовые.

Что на что похоже?

Собирая природный материал, определяйте, что на что похоже. Например, шишка – на ежика,шляпка желудя – на настоящую шапочку, крылатки ясеня и клена – на лепестки цветов и т.д.
Вернувшись домой, можно сделать соответствующие поделки.

Осенний венок

Покажите ребенку, как можно сплести из осенних листьев венок. Сфотографируйте ребенка в этом осеннем венке.

Птицы и звери

Приготовьте фигурки различных животных или карточки с их изображениями. Рассмотрите с малышом зверей и выделите их общие признаки (у них есть голова, уши, нос, туловище, лапы, хвост, тела их покрыты шерстью).

Точно так же рассмотрите и прокомментируйте  изображения  птиц (у них есть голова, клюв, нет ушей и носа, их тела покрыты перьями). Затем предложите малышу распределить все карточки на две группы: птиц и зверей.

Домашние и дикие животные

Нарисуйте дом и лес. Приготовьте карточки с изображениями домашних животных и обитателей наших лесов. Предложите ребенку распределить животных на тех, кто живёт рядом с человеком, и тех, кого можно встретить только в лесу.

Кто летает?

Вы показываете малышу предметные картинки с изображением различных животных. Если это животное летает (ворона, стрекоза и т.п.) – ребенок машет руками, будто летает. Если животное не может летать – ребенок ничего не делает или хлопает в ладоши. Также можно изображать, кто умеет плавать (крокодил, утка, рыба) или кто умеет прыгать (кузнечик, лягушка, кошка).

Третий лишний

Можно предложить ребенку игру «третий лишний». Положите перед ним три карточки: два гриба и одно яблоко. Спросите, что тут лишнее. На первых порах «лишний» предмет должен существенно отличаться от остальных двух (две картофелины и пингвин, два апельсина и шишка), чуть позже отличие должно быть менее выраженным (два яблока и груша, два белых гриба и сыроежка).

Что в корзиночке лежит?

Положите в корзинку овощи и фрукты (по 1 – 2 штуки каждого вида). Пусть ребенок достает их по одному из корзинки и называет. Можно ещё раскладывать в две миски – овощи и фрукты. Или нарисовать дерево и грядку на картоне и раскладывать плоды на них. Или ещё интереснее задание – «варить» компот и суп: раскладывать фрукты в банку, а овощи в кастрюлю.

Изучение мира предметов

Что в коробочке лежит?

В коробке лежат различные предметы (пуговица, расческа, фломастер, книжка и т.д.). Ребенок по очереди достает их, называет и говорит, зачем они нужны.

Транспорт

Доставайте из коробки по одной машине: легковая, грузовик, автобус. Рассматривайте и отметьте материал, из которого сделана каждая машина, ее цвет, назначение и т.д. Выделите их общие черты (у всех машин есть колеса, руль, кабина) и их различия.

Посуда

Нарисуйте на листе бумаги карандашом шкаф с полками. Скажите, что сейчас надо заполнить шкаф посудой. Пусть ребенок вам говорит, что рисовать, а вы будете «расставлять»: чашку, кастрюлю, чайник и т.д.

Выбери предметы

На столе разложены различные предметы. Предложите малышу выбрать только те предметы, которые ему помогут утром умыться ( мыло, полотенце, зубная щетка, паста) или предметы, которые необходимы для еды (тарелка, ложка, вилка).

Одежда и обувь

Подберите предметные картинки с изображениями одежды или можно использовать иллюстрации из книг. С опорой на картинки обсудите с крохой, какую одежду и обувь надо одевать, когда на улице холодно или, наоборот, жарко.

Одеваем куклу

Возьмите куклу. Предложите ребенку пойти с ней на прогулку, но только сначала он должен будет подобрать  для  нее одежду по погоде (если сейчас у вас зима – то и одеть её надо в теплую шубку, шапку, сапоги).

Рассматривание сюжетных картинок

С целью изучения окружающей обстановки очень хорошо подходят сюжетные картинки, где например, изображена обстановка комнаты – тогда можно с ребенком обсудить, для чего нужен стол, стул, что убирают на полки, а что хранят в шкафу и т.д.

Приобщение к трудовой деятельности

Стирка

Налейте ребенку в тазик воды, наведите в него пены и предложите постирать носовые платки или кукольную одежку. А потом прополоскать бельё в тазу с чистой водой. Ну и конечно отдельное удовольствие для ребенка — развесить всё это сушиться на веревке, закрепляя прищепками.

Мытьё посуды

Иногда кукольную посуду тоже надо мыть. Приготовьте два тазика: один с мыльной водой, второй — с чистой. Покажите ребенку, как сначала в первом тазике мыть посуду с помощью губки, а затем ополаскивать во втором и вытирать полотенцем.

Беседы по картинкам

Рассматривайте с ребенком сюжетные картинки, где изображён труд людей: «Водитель автобуса везёт детей», «Доктор лечит мальчика», «Садовник сажает деревья» и т.д. Обсуждайте нарисованное: кто изображен на картинке, что каждый из них делает, что было бы, если бы не было докторов, учителей, воспитателей и т.д.

Источник: https://shkola7gnomov.ru/parrents/eto_interesno/voprosy_vospitaniya/id/1141/

Дидактические игры в воспитание интереса к природе и окружающему миру детей младшего возраста

Воспитатель  МДОУ «Детский сад №3 «Колосок» с. Айша ЗМР РТ

Анисимова Н.В. 2 кв. категория 17 февраля 2012 год

«Дидактические игры в воспитание интереса  к природе и окружающему миру детей младшего возраста «

Дошкольное детство – это период игры.

Игра в детские годы преобладает над всеми другими делами ребенка. Именно поэтому психолог Л.С.Выгодский назвал её ведущей деятельностью дошкольного детства.

     Основные виды игр.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами.

К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки.

Мы используем такие Дидактические игры с предметами для детей 3-4 лет, как

Кукла Катя проснулась.

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о названии одежды куклы: майка, трусики, платье, колготки, туфли, ночная рубашка; о последовательности процесса одевания; упражнять в действиях одевания куклы; активизировать речь детей.

Кукла Катя обедает.

Дидактическая задача: Закрепить знания детей о столовой посуде, активизировать их речь; воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле.

 Что изменилось? (Игра с матрешками).

Дидактическая задача. 

Читайте также:  Выступление директора (завуча) школы на последнем звонке, выпускном вечере

Упражнять детей в правильном назывании предметов и их действий (матрешка спряталась, стоит на месте, прибежала), замечать и называть различие в цвете одежды и размере матрешек, воспитывать у детей зрительную память, произвольное запоминание, наблюдательность, речь.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов.

Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, бумаги и др.)

Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши еще не могут находить едва заметные различия между предметами.

В средней группе используют такие предметы, в которых разница между ними становится менее заметной.

Игры с природным материалом

(семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Собери букет из осенних листьев», и др.

Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой.

В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

Настольно-печатные игры.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Подбор картинок по парам. 

Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две птички, два грибочка и др. «Парные картинки. Садовые цветы. Птицы. Деревья, лисья и плоды»

Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: найти среди всех картинок два цветка. Цветы, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.

Подбор картинок по общему признаку. 

Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Овощи. Фрукты. Ягоды» дети объединяют картинки, классифицируют их фрукты с фруктами, овощи с овощами, ягоды с ягодами.

А в игре «Детеныши животных» дети закрепляет название животных: курица-цыпленок, корова-теленок, и т.д.

 В игре «Что растет в саду (лесу, городе)?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по одному признаку картинки.

 В игре «Живая природа» ребенок должен объединить картинки по видам: деревья, цветы, звери, рыбы, птицы, насекомые, люди.

В ирге «Времена года» дети подбирают карточки с подходящими по смыслу картинками. Где закрепляют знания о временах года и сезонных изменениях.

Составление разрезных картинок и кубиков.

 Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. В младших группах картинки разрезают на 2 -4 части, то в средней и старших группах целое делят на 8 – 10 частей. При этом для игры в младшей группе на картинке изображается один предмет: растение, животное и др.

Для более старших на картинке изображается сюжет из знакомых сказок или иллюстрация с природным фоном. Мы используем такие игры как: «Вершки и корешки», разрезные картинки «Птицы», «Садовые цветы», «Комнатные растения», «Листья и плоды»

Для любознательных. Родина пазлов – Англия, год рождения 1763 г. Автор – английский гравер Д. Спилсбари, который изготовил из красного дерева географическую карту, разрезанную по границам стран. Карта использовалась в качестве дидактического пособия в школе.

Во второй половине 19 века пазлы появились в Европе и  Америке. Их начинают делать из картона. Революционным открытием стало изобретение особой техники пазлов, а именно отдельные элементы скреплялись друг с другом и составляли компактный рисунок, чем пазлы отличаются от мозаики.

Описание, рассказ о картине с показом действий, движений.

В таких играх воспитатель ставит обучающую задачу: развивать не только речь детей, но и слух, воображение и творчество.

Часто ребенок для того, чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картине, прибегает к имитации движений, или подражанию движениям животного, его голосу. Если в игре «Кто как кричит» дети по издаваемым звукам должны определить животное.

то в игре «Отгадай кто это?» ребенок, взявший у водящего карточку, внимательно ее рассматривает, затем изображает звук и движения (кошки, петуха, и др.)

Словесные игры.

 Словесные дидактические игры учат детей обобщать явления, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории.

В таких играх дети решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам.

Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе. Вот некоторые из игр.

«Когда это бывает?»— взрослый называет явление, ребенок – время года, когда оно бывает. Например: -идет снег …зимой; — радуга на небе… летом и т.д.

«Что бывает круглое в природе?» (солнце, луна, апельсин, яблоко ит.д.).

«Что бывает Желтое в природе?» (солнце, одуванчик, лимон, осенние листья).

«Что это такое?»— взрослый называет растение или животное, ребенок- общую группу, к которой они относятся. Например: -воробей…птица , -мухомор…гриб.

«Назови, одним словом»

-кошка, собака, корова…домашние животные, звери.

-волк, заяц, лиса…дикие , лесные животные, звери.

«Что третье?» — взрослый называет два сходных предмета, ребенок должен подобрать к ним третий:

-Ворона, воробей…сорока

-крыжовник, земляника….малина

«Так бывает или нет?» правилами игры требуется: заметить в стихотворении Л. Станчева «Это правда или нет?» все небылицы:

Теплая весна сейчас, Виноград созрел у нас. Конь рогатый на лугу Летом прыгает в снегу. Поздней осенью медведь Любит в речке посидеть. А зимой среди ветвей Га-га-га пел соловей. Быстро дайте мне ответ –

Это правда или нет?

Во время игры, что бы она ни сводилась к упражнениям, должны действовать правила, которые побуждают ребенка к правильным и быстрым ответам. Например, взрослый считает до з-х – время, за которое надо ответить или за неправильный ответ – штраф в виде фанта, штрафное очко.

Также целесообразно совмещать игры с движениями.

— я сосчитаю до трех и назову дерево, А ты поскорее беги к нему, да смотри не перепутай: раз, два, три к березе беги (ребенок бежит). Раз, два, три под елку беги.

Очень важно правильно подобрать игру, проанализировать, есть ли у ребенка необходимые знания, представления. В конце игры обязательно надо хвалить детей, делать акцент на позитивных моментах, поощрять успехи.

Источник: https://edu.tatar.ru/z_dol/page87133.htm/page815948.htm

Ознакомление с окружающим миром с элементами дидактической игры во второй младшей группе

Образовательная деятельность

по ознакомлению с окружающим миром

с элементами дидактической игры

во второй младшей группе

Тема: «В гостях у бабушки»

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с домашними животными и их детенышами. Учить правильно обращаться с домашними животными. Формировать заботливое отношение к домашним животным.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация.

Планируемые результаты: знает домашних животных и их детенышей, проявляет заботливое отношение к животным.

Содержание организованной деятельности.

Воспитатель проводит занятие в костюме бабушки.

Бабушка: Многие люди живут в городе, а я живу в деревне. Я очень люблю свой дом. В моем дворе много животных, за которыми я ухаживаю. Это домашние животные, потому, что живут они рядом с домом, а я за ними ухаживаю: кормлю, пою, убираю за ними. Все домашние животные приносят пользу.

Бабушка показывает корову-игрушку.

Сено день и ночь жует,

Много молока дает.

Как вы думаете, какую пользу приносит корова?

Дети: Дает молоко.

Бабушка: корова дает молоко. Молоко очень полезно и взрослым и детям. А вы любите молоко, ребята?

Из молока я сделаю сметану и творожок.

Бабушка показывает козу-игрушку.

Бабушка: Коза нам дает молоко и пух. Из пуха я пряду нитки и вяжу внучатам теплые носочки. Еще у меня во дворе есть куры и утки. Как вы думаете, какая от них польза?

Дети: Куры и утки несут яйца.

Бабушка: Да, они несут яйца…

Еще у меня есть собака. Как вы думаете, зачем во дворе собака?

Дети: Сторожит дом.

Бабушка: Я люблю свою собаку, я ее глажу. Она виляет хвостом, прыгает от радости. А вы знаете, как называется дом, в котором живет собака?

Дети: Будка, конура.

Бабушка: Давайте мы с вами отдохнем.

Физкультминутка:

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз – сюда, два – туда

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали

Руки кверху все подняли,

Сели – встали, сели – встали

Ванькой-встанькой словно стали.

Бабушка: А какие животные живут у Вас дома?

Ответы детей

Бабушка: А у меня есть кошка Мурка. Как называются детеныши кошки?

Дети: Котята.

Бабушка: Кошка играет с котятами во дворе. Как кошка поет песенку? Мур-мур-мур. Как вы думаете для чего в доме кошка?

Ответы детей.

Бабушка: В городе кошка радует своих хозяев, а в деревенском доме кошка еще ловит мышей. Мыши в доме не нужны, потому что они грызут продукты.

Бабушка: Сегодня я вам рассказала про моих любимцев. Давайте вспомним и назовем, какие животные живут у меня во дворе?

(Корова, коза, собака, кошка, петух, куры…)

Это домашние животные.

Давайте поиграем.

Дидактическая игра “Кто чья мама?”

Дети находят маму и их детенышей.

Корова-теленок

Коза-козлёнок

Собака-щенок

Кошка-котёнок

Курица-цыплнок

Бабушка: Послушайте стихотворение “Домашние животные”

Эти животные дома живут,

Домашними их потому и зовут,

Мы их укрываем в тепле от мороза,

Их кормим и поем, коль надо – стрижем,

Их ласково гладим, всегда бережем,

Они к нам привязаны, очень послушны

И к голосу нашему не равнодушны.

Собаки прилежно наш дом стерегут,

Все кошки, конечно при доме живут.

И нашу еду от мышей стерегут.

Дидактическая игра «Кто что ест?»

Бабушка: Ох, я перепутала весь корм! Каждое животное любит свой корм. У меня есть (картинки с изображением корма) зеленая травка, молоко, кость и пшено. Ребята, пожалуйста, помогите мне накормить животных.

Бабушка (воспитатель) вместе с детьми “кормит” животных:

корову и козу – зеленой травой

собаку – косточкой

кошку – молоком

курицу – пшеном.

Подведение итогов .

Источник: http://pedagogmbdoy14.blogspot.com/2017/10/blog-post_97.html

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами дидактической игры во второй младшей группе

Конспект занятия

по ознакомлению с окружающим миром

с элементами дидактической игры

во второй младшей группе

В гостях у бабушки”

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с домашними животными и их детенышами. Учить правильно обращаться с домашними животными. Формировать заботливое отношение к домашним животным.

Ход занятия.

Воспитатель проводит занятие в костюме бабушки.

Бабушка: Многие люди живут в городе, а я живу в деревне. Я очень люблю свой дом. В моем дворе много животных, за которыми я ухаживаю. Это домашние животные, потому, что живут они рядом с домом, а я за ними ухаживаю: кормлю, пою, убираю за ними. Все домашние животные приносят пользу.

^

Сено день и ночь жует, Много молока дает. Как вы думаете, какую пользу приносит корова?

Дети: Дает молоко.

Бабушка: корова дает молоко. Молоко очень полезно и взрослым и детям. А вы любите молоко, ребята?

Из молока я сделаю сметану и творожок.

^

Бабушка: Коза нам дает молоко и пух. Из пуха я пряду нитки и вяжу внучатам теплые носочки. Еще у меня во дворе есть куры и утки. Как вы думаете, какая от них польза?

Дети: Куры и утки несут яйца.

Бабушка: Да, они несут яйца…

Еще у меня есть собака. Как вы думаете, зачем во дворе собака?

Дети: Сторожит дом.

Бабушка: Я люблю свою собаку, я ее глажу. Она виляет хвостом, прыгает от радости. А вы знаете, как называется дом, в котором живет собака?

Дети: Будка, конура.

Бабушка: Давайте мы с вами отдохнем.

Физкультминутка:

Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп! Мы глазами миг-миг, Мы плечами чик-чик. Раз – сюда, два – туда Повернись вокруг себя. Раз – присели, два – привстали Руки кверху все подняли, Сели – встали, сели – встали Ванькой-встанькой словно стали.

Бабушка: А какие животные живут у Вас дома?

^

Бабушка: А у меня есть кошка Мурка. Как называются детеныши кошки?

Дети: Котята.

Читайте также:  Игра по станциям для 1 класса начальной школы

Бабушка: Кошка играет с котятами во дворе. Как кошка поет песенку? Мур-мур-мур. Как вы думаете для чего в доме кошка?

^

Бабушка: В городе кошка радует своих хозяев, а в деревенском доме кошка еще ловит мышей. Мыши в доме не нужны, потому что они грызут продукты.

Бабушка: Сегодня я вам рассказала про моих любимцев. Давайте вспомним и назовем, какие животные живут у меня во дворе?

(Корова, коза, собака, кошка, петух, куры…) Это домашние животные. Давайте поиграем.

^

Бабушка: Послушайте стихотворение “Домашние животные”

Эти животные дома живут, Домашними их потому и зовут, Мы их укрываем в тепле от мороза, Их кормим и поем, коль надо – стрижем, Их ласково гладим, всегда бережем, Они к нам привязаны, очень послушны И к голосу нашему не равнодушны.

Собаки прилежно наш дом стерегут, Все кошки, конечно при доме живут. И нашу еду от мышей стерегут.

Бабушка: Ох, я перепутала весь корм! Каждое животное любит свой корм. У меня есть (картинки с изображением корма) зеленая травка, молоко, кость и пшено.

Ребята, пожалуйста, помогите мне накормить животных.

Бабушка (воспитатель) вместе с детьми “кормит” животных:

корову и козу – зеленой травой

собаку – косточкой

кошку – молоком

курицу – пшеном.

Подведение итогов по игре и занятию.

Источник: http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1229873.html

Картотека дидактических игр во 2 младшей группе — МБДОУ детский сад № 54

Цель: описать, назвать, растения по характерным признакам и из связи с окружающей средой. Составлять описательные загадки и отгадывать загадки о растениях.

Правила игры: назвать растение можно только после описания какого-либо признака поочередно.

Ход игры: Игру проводят в парке, в лесу, в сквере. Из группы детей выбирают водящего, остальные делятся на две подгруппы. Водящий прячет зайчика под какое-либо растение (Дерево, кустарник) так, чтобы остальные дети не видели, куда спрятана игрушка. Затем водящий описывает растение (если затрудняется, то воспитатель помогает).

Какая группа догадается быстрее, под каким растением зайчик, та идет его искать. Например, игрушка спрятана под дубом. Ведущий задает 1-й подгруппе загадку: «Это дерево, у него крепкий, могучий ствол» (Ответы детей 1-й подгруппы), 2-й подгруппе: «Листья у этого дерева осенью становятся коричневыми» (Отвечают дети 2-й подгруппы). И т.

д.

Загадки-описания идут, пока не догадается одна из подгрупп. 

Дидактическая игра «Где растет?» 

Цель: учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.

Правила игры: разобрать овощи и фрукты, и разложить одни в огород другие в сад (имитация – картинки сада и огорода). Выигрывает та команда, которая быстро разберетвсе предметы по местам.

Ход игры: Среди детей делятся на две команды-бригады: овощеводы и садоводы. Овощи и фрукты (можно муляжи) раскладываются на столе. По сигналу воспитателя дети разбирают овощи и фрукты к соответствующим с картинкам. Та бригада, которая первой закончила работу, выигрывает. Дети не участвующие в бригадах проверяют правильность отбора. После этого объявляется команда–победительница.

Игра продолжается с другими командами. 

Дидактическая игра «Наши друзья» 

Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных, которые живут в доме (рыбы, птицы, животные), об уходе за ними, об их жилищах, воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.

Материал: карточки-лото с изображением животных: попугай, рыбки аквариумной, попугайчиков, хомячка, черепахи и т.д. Маленькие карточки с изображением их жилищ (клетка, террариум, аквариум, ящичек и т.д.), корма.     

Ход игры: Карточки-лото раздаются участникам игры, у ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий берет любую карточку и показывает участникам. Участник, которому нужна эта карточка, поднимает руку и объясняет, почему эта карточка нужна именно для его животного.

Для усложнения можно добавить корточки, не относящиеся к этим животным. 

Дидактическая игра «Цветочный магазин»

Цель: закреплять знания детей о растениях (луга, комнатных, садовых), закреплять умение находить нужный цветок по описанию. Научить группировать растения по виду.

Материал: можно использовать карточки от ботанического лото, комнатные растения можно брать настоящие, но не очень крупные.

Ход игры: Ведущий – продавец. остальные дети покупатели. Покупатель должен так описать растение, чтобы продавец сразу догадался о каком растении идет речь.

Примечание: вначале ведущий – взрослый. А за тем можно по считалке, 

Дидактическая игра «Почтальон принес посылку» 

Цель: Формировать и расширять представления детей об овощах, фруктах, грибах и т.д., учить описывать и узнавать предметы по описанию.

Материал: предметы (муляжи). Каждый отдельно упакован в бумажный пакетик. Можно использовать загадки.

Ход игры: Посылку приносят в группу. Ведущий (воспитатель) раздает посылки каждому ребенку. Дети заглядывают в них и по очереди рассказывают, что они получили по почте.  Детям предлагается описать, что находиться в их пакетике по описанию или с помощью загадки. 

Дидактическая игра «Съедобное – не съедобное»

Цель: формировать и закреплять знания детей об овощах и фруктах и ягодах. Развивать память, координацию.

Материал: Мяч.

Ход игры: Ведущий называет овощ, фрукт, ягоду или любой предмет, бросает мяч одному из участников, если предмет относится к заданным, то он ловит.

Можно играть со всей группой сразу с помощью хлопков (хлопать, в случае если предмет не относится к заданным) 

Дидактическая игра «Чудесный мешочек» 

Цель: Формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, речь детей.

Материал: Красиво оформленный мешочек, разные игрушки, имитирующие животных, настоящие или муляжи овощей и фруктов.

Ход игры: Ведущий держит мешочек с предметами, предлагает детям по одному подойти и определить на ощупь предмет, не вытаскивая его, и назовет характерные признаки. Остальные дети должны по его описанию догадаться, что это за предмет, который пока не видят. После этого, ребенок вытаскивает предмет из мешочка и показывает всем ребятам. 

Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»

Цель: Формировать и закреплять знания детей о степени зрелости овощей, фруктов, о порядке роста разных растений, живых существ (рыб, птиц, земноводных).

Материал: Карточки с разным порядком степени зрелости 3 – 4 – 5 карточек на каждый предмет (например: зеленый, маленький помидор, бурый и красный), порядком роста (семечко, росток, росток более высокий, взрослое растение).

Ход игры: Детям раздаются карточки с разными порядками. По сигналу ведущего они должны быстро найти и построиться по порядку с нужными картинками по порядку. 

Дидактическая игра Магазин «Семена» 

Цель: Развивать и закреплять знания детей о семенах разных растений. Учить группировать растения по виду, по месту произрастания.

Материал: Вывеска «Семена». На прилавке, в разных коробках с моделями: дерево, цветок, овощ, фрукт, в прозрачных мешочках, находятся разные семена с картинкой этого растения.

Ход игры: Воспитатель предлагает открыть магазин по продаже семян. В магазине оборудуют четыре отдела. Выбирают продавцов в каждый отдел семян.

По ходу игры дети-покупатели подходят к продавцам и называют свою профессию: цветовод, огородник, овощевод, лесник.

За тем просят продать семена описанного ими растения и способа их выращивания (по одному в ямку, по одному в бороздку, «щепотью», рассадой). 

Дидактическая игра «Собери грибы в лукошко» 

Цель: Развивать и закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах, о месте их произрастания; о правилах сбора в лесу.

Материал: Плоскостные лукошки, модель, обозначающая лес, фланелеграф, карточки с грибами(съедобными, не съедобными).

Ход игры: Детям раздаются карточки с грибами. Задача детей назвать свой гриб, описать его, где его можно найти (под березой, в еловом лесу, на поляне, на пеньке и т.д.), какой он: съедобный положить в «лукошко», не съедобный оставить в лесу (объяснить почему).

Дидактическая игра «С какой ветки детки» 

Цель: Развивать и закреплять знания детей о деревьях, их семенах и листьях. Закреплять правила поведения в лесу, в парке.

Материал: Засушенные листья разных деревьев (семена, плоды).

Ход игры: Перед прогулкой с детьми закрепляют правила поведения в лесу (парке). Игра проводиться желательно осенью (когда уже есть семена и плоды), можно летом (только по форме листьев).

Дети гуляют по лесу (парку), по сигналу воспитателя «Все детки на ветки!», дети бегут к своим деревьям или кустам. Дети сравнивают свои листья и т.д.

с теми, что растут на дереве или кусте, к которому они подбежали. 

Дидактическая игра «Овощехранилище» 

Цель: Развивать и закреплять знания детей о внешних признаках и особенностях овощей и фруктов, их внешних признака для хранения и заготовок, способах их заготовления.

Материал: Плоскостное изображение банки для засолки и компотов, бочки для закваски, ящики для хранения, морозильная камера. Наборы маленьких карточек с овощами, фруктами и ягодами.

Ход игры: У каждого ребенка набор маленьких карточек с овощами, фруктами и ягодами. Детей разделить на команды (в зависимости от количества детей). Каждая команда делает свои «заготовки», из своих овощей, фруктов и ягод.

Или из общего количества маленьких карточек команды (солит, квасит, складывают для хранения) выбирают, для каких заготовок нужны те или иные овощи, фрукты и ягоды. 

Дидактическая игра «Четвертый лишний» 

Цель: Уточнять и закреплять знания детей о классификациях разных природных объектов. Развивать логическое мышление, речь.

Материал: карточки с разнообразными объектами.

Ход игры: Выставляются карточки: три – одного вида, а четвертая другого. Задача детей определить лишнюю карточку, и объяснить свой выбор.

Можно усложнить задачу и проводить игру словесно. Называя предметы и объекты. 

Дидактическая игра «Путешествие под водой» 

Цель: Развивать и закреплять знания о рыбах: морских, озерных, речных; о морских обитателях, растениях, и их месте обитания.

Материал: Большие карты-лото с картинкой какого-либо водоема. Маленькие карточки с рыбами, водными животными, растениями и т.д. 

Ход игры: Воспитатель предлагает отправиться в водное путешествие по разным водоемам. Можно разделить детей на команды. Каждая команда отправляется в путешествие к определенному водоему. Далее дети подбирают живые объекты для своих водоемов из общего количества маленьких карточек. Выигрывает та команда, которая лучше знает обитателей и растения своего водоема.

Или игра проводится по типу лото. 

Дидактическая игра «Рассели животных по домам» 

Цель: Развивать и закреплять знания детей о местах проживания животных, названиях их жилищ. Развивать речь.

Материал: Фланелеграф, разные природные зоны земли (иллюстрации). Маленькие карточки с разнообразными животными, птицами, и т.д.

Ход игры: На фланелеграфе расположены разные природные зоны земли. У детей маленькие карточки с разнообразными животными, птицами, и т.д. Задача детей назвать свое животное, где оно живет, и поставить около нужной природной зона на фланелеграф. 

Дидактическая игра «Угадай по описанию» 

Цель: Развивать и закреплять знания о внешнем виде природных объектов (животных, растений, рыб, насекомых и пр.). Развивать память, речь.

Материал: Карточки с разнообразными видами животных, рыб, птиц, насекомых, по числу участников или больше.

Ход игры: Карточки раздаются детям. Их задача не показывая, описать объект так, чтобы другие смогли угадать, кто изображен у них на карточке. Можно использовать загадки. 

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Цель: уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе и жизни животных в разные сезоны года.

Материал: Большие карты-лото с картинкой какого-либо времени года. Маленькие карточки с моделями признаков разных сезонов.

Ход игры: Игра проводится по типу лото. У ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий показывает карточку с моделью, игроки называют, что это и когда это бывает. Ребенок объясняет, почему эта карточка нужна именно для него. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту. Но игра продолжается до того пока все участники не закроют свои карты. 

Дидактическая игра «Зоопарк» 

Цель: Формировать и расширять представления детей о питании домашних и диких животных (птицы, животные), воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.

Материал: карточки разных животных, птиц, насекомых, продукты питания, овощи и фрукты.

Ход игры: Детям предлагается покормить животных в зоопарке. Игра проходит по типу лото. Ведущий показывает карточки с продуктами питания, насекомыми. Игрок, которому нужна эта карточка, поднимает руку и объясняет, почему эта карточка нужна именно для его животного или птицы. 

Дидактическая игра «Соберем урожай» 

Цель: Развивать и закреплять знания детей об овощах, фруктах и ягодах. Их месте произрастания (сад, огород, грядка, дерево, куст, в земле, на земле).

Материал: Корзинки с моделями: овощи, фрукты и ягоды (одна корзинка). Муляжи овощей, фруктов и ягод, или карточки от лото с овощами и фруктами.

Ход игры: В определенных местах группы ставятся картинки с огородом и садом, где расположены муляжи или карточки. Детей можно разделить на две команды огородники и садоводы. По сигналу ведущего команды собирают урожай в свою корзинку с моделью. Условие: можно переносить только по одному предмету.

Источник: http://www.xn--54—8cdarc8cyaf3amr.xn--p1ai/134-stranitsy-pedagogov/mirkhaeva/mirkhaeva-pedagogam/733-kartoteka-didakticheskikh-igr-vo-2-mladshej-gruppe

Ссылка на основную публикацию