Этическая игра для младших школьников 2-3 класса

Ролевая этическая игра для младших школьников 1-2 класса — ВашПедагог

Изучению детской игры посвятили свои исследования многие ученые. Авторы считают, что игра — это внутренняя потребность детей в активной деятельности, средство познания мира.

Воспитательное значение игр, их специфика и многообразие позволяют многоаспектно подходить к их рассмотрению: вид деятельности, форма воспитательных занятий, способ организации коллективной жизнедеятельности, метод обучения и воспитания.

К сюжетно-ролевым играм исследователи относят те, в которых на основе жизненных или художественных впечатлений, самостоятельно или с помощью взрослых, творчески воспроизводятся детьми социальные отношения или материальные объекты.

Сюжетно-ролевые игры являются эффективным средством оптимизации межличностных отношений младших школьников, поскольку в них усваиваются нормы поведения, формируется умение следовать правилам, взаимодействовать со сверстниками.

Остановимся на данном виде игр более подробно.

Сюжетно-ролевые игры всегда наполнены новым содержанием, их нельзя повторить, потому что правила в них задаются самими детьми на основе жизненных привычек. Именно в этом специфика ролевых игр.

Исследуя психологию игры, Д.Б.

Эльконин пришел к интересным выводам: внутренняя сущность сюжетно-ролевой игры заключается в том, чтобы воссоздать именно отношения людей друг с другом; за каждой ролью скрываются правила действования, или общественного поведения (формируются как действия, вытекающие из роли); игра выступает как деятельность, имеющая непосредственное отношение к мотивационной сфере ребенка, потому что именно в ней происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает осознание своего места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым; в ней возникает новая психологическая форма мотивов.

Игры предоставляют им возможность эмоционально отреагировать на различные волнения и трудности, построить на уровне чувств отношения с окружающими, научиться контролировать и регулировать свой внутренний мир.

У некоторых такое отношение к игре сохраняется долгие годы.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о большом значении сюжетно-ролевой игры для оптимизации межличностных отношений младших школьников.

Остановимся подробнее на основных правилах организации ролевой игры.

Так как любая ролевая игра — это профессиональный инструмент, ее создание начинается с осознания проблемы и вытекающих из нее психологических задач. Цель и задачи работы, осознанные в процессе анализа некоторой реальной проблемы, определяют всю стратегию организации игры.

Особый вопрос — формулировка цели.

Следующий этап — создание (нахождение) подходящего сюжета и конструирование сценария. В  играх используются сюжеты трех типов: волшебные, метафорические и реальные.

Волшебный сюжет обладает замечательным свойством: он позволяет конструировать сценарий под собственную волшебную логику, которая может идти в разрез или параллельно реальной логике.

Волшебные сюжеты обладают большой привлекательностью для детей младшего школьного возраста, они сами по себе мотивируют детей на активное участие. Но вместе с тем, они предъявляют определенные требования к участникам, и, в частности, к уровню развития воображения. Дети с бедным воображением или чрезмерно увлеченные компьютерными играми часто с большим трудом включаются в волшебную игру.

Метафорические сюжеты погружают участников в миры, подобные реальному миру. Между логикой метафорической игры и реальной логикой есть определенная связь, но она неочевидна и очень часто плохо объяснима на словах.

Понимание метафоры, ее расшифровка является важным фактором развития воображения, интуиции и мышления.

Кроме того, понимание метафоры, как ни какой другой процесс переработки информации, способствует осмыслению ценностей.

Другое дело, что события, происходящие в игре, могут быть уникальными и даже невозможными в реальной жизни.

И действовать внутри этих событий участникам приходится, опираясь на собственный здравый смысл и собственную логику.

В целом процесс организации игры можно представить в виде следующего алгоритма:

  • постановка психологических целей и задач предполагаемой игры;
  • выбор вида игры, наиболее подходящего для достижения поставленных целей;
  • постановка игровой цели, разработка этапов игры;
  • наполнение этапов игры содержанием, позволяющим достигатьпоставленных целей;
  • выбор конкретных игровых приемов.

Приведем пример ролевых игр, предполагающих совместную деятельность учащихся и направленных на оптимизацию межличностных отношений младших школьников.

Тема: «Познаем себя и других.  Без чего люди не могут жить»

Задачи: расширить представление детей о потребностях человека; развивать умение анализировать причины поведения людей, способствовать осознанию детьми необходимости самоконтроля в процессе удовлетворения потребностей.

Примерные этапы беседы

Первый этап. Ребятам предлагается подумать и назвать сначала то, без чего жизнь человека становится невозможной вообще; затем то, без чего она возможна, но не интересна, скучна, грустна, одинока.

Учитель сообщает, что все перечисленное можно назвать одним словом — потребности. Потребности — это недостаток чего-то, нужда человека в чем-то, которая, словно пружинка, сидящая внутри, подталкивает, заставляет людей что-то делать, искать.

Потребности бывают разные. (Внимание детей обращается на три колонки.) Так, воздух, вода, сон, движения — это то, что необходимо нашему организму, то, без чего он может умереть. (Дети приводят примеры.) Есть также то, без чего становится «тяжело» душе, внутреннему миру: человек не находит себе места, тоскует, грустит, переживает. Это дружба, любовь, общение, впечатления, информация.

Показывая на «среднюю колонку, учитель отмечает значение «вещественных», материальных потребностей в обеспечении уюта, комфорта,  удобства  жизни человека.

  1.  Мальчик весь день гулял на улице. Придя домой, он первым делом отправился на кухню.
  2.  Маленькая девочка уснула на руках у мамы, не досмотрев передачу «Спокойной ночи, малыши».
  3.  После кросса вы тяжело и часто дышите.
  4.  Родители крепко любят единственного сына, но они очень заняты на работе. Чтобы сыну не было скучно, они стараются покупать ему много игрушек. Мальчик постоянно ходит грустный.
  1. Старшая сестра не хочет печь торт, потому что сломался миксер.
  2.  Придя с работы, мама прилегла на диван.
  3.  В квартире сломался телефон. Члены твоей семьи немного раздражены.
  4.  Коля — самый непослушный мальчик в классе. Он дергает девчонок за косы, часто отвлекает ребят от урока. Учителя постоянно делают ему замечания. Мальчик сидит один за последней партой. Другие дети не хотят с ним дружить.
  5.  Всем ученикам дано одинаковое задание: прочитав страницы учебника, подготовить рассказ о жизни медведей. Витя после уроков направился в библиотеку.
  1.  Вика расстроена. Неделю не звонит и не хочет с ней разговаривать ее лучшая подруга.
  2.  Костя всегда первым откликается на предложения участвовать в школьных концертах.
  3.  Мама первый раз привела своего сына в детский сад. Заметив, что она уходит, мальчик заплакал.
Читайте также:  Игры на развитие памяти детей 3 лет

Затем ребятам предлагается выбрать одну из ситуаций и проиграть ее, придумав хорошее заключение.

Третий этап. Учитель обращает внимание детей на то, что не всегда  потребности управляют поведением человека:

— Человек — существо разумное, мудрое, волевое, способное управлять своими желаниями, нуждами. Следовательно, мы сами выбираем: нужно ли эту потребность удовлетворить сиюминутно либо это можно сделать позже.

Учитель просит ребят привести примеры из собственной жизни (известных им литературных произведений), когда они делали правильный (хотя и трудный) выбор между двумя одинаковыми по силе, но разными по происхождению потребностями организма и внутреннего мира. Дается домашнее задание: записать в своей книжечке сначала самые важные, главные потребности, затем не важные и лишь потом те, без которых дети пока могут обойтись.

Я нуждаюсь: в первую очередь — … во вторую очередь — … в третью очередь — …

Тема: «Секреты хорошего настроения»

Задачи: формировать представление об эмоциональном состоянии человека — настроении; развивать умения самоанализа и саморегуляции эмоций; учить позитивно действовать на настроение других людей; воспитывать  доброжелательность, сопереживание.

— красный — восторг, бурная радость;

— оранжевый — приятное возбуждение;

— желтый — легкое веселье, светлое настроение;

— синий — грусть, неуверенность;

— фиолетовый — тревога, напряженность;

— темно-коричневый — подавленность;

б) на белом листе бумаги (формат А-3) изображается дерево без листьев;

в) из цветной бумаги вырезаются листики деревьев;

г) подбираются картинки, фотографии (вырезки из журналов) с изображением людей в различных эмоциональных состояниях: радость, восторг, спокойствие, обида, грусть, уныние и др.

Первый этап. «Дерево настроений». Ученики рассматривают фотографии и определяют настроение изображенных на них людей.

Выясняется понимание смысла выражений «все валится из рук», «руки опускаются», «душа ноет», «я переполнен радостью», «сердце плачет». Учитель просит привести примеры, когда сами дети испытывали такие состояния.

— А что, ребята, может повлиять на настроение человека? Ответы детей обобщаются.

— Различные причины способны вызвать различные внутренние состояния. Так, неприятное известие, усталость, плохое самочувствие, потеря, ссора с другом, неудача в делах и т.п. вызывают унылое или печальное настроение. В то же время похвала, подарок, удача, помощь другого человека, добрая улыбка, приятная новость и другие способны вызвать радость, приподнять настроение, подбодрить.

Каждому ребенку предлагается выбрать из коробочки листочек, цвет которого соответствует его сегодняшнему состоянию. (Для самоанализа могут быть предложены ситуации: по дороге в школу, на уроке математики, в данный момент и др.)

Педагог помогает детям украсить дерево выбранными листочками.

Обращается внимание на преобладающий фон дерева. Выясняются возможные причины настроения детей.

Второй этап. «Формула поддержки». Учитель просит ребят назвать тех героев книг, мультфильмов, которые всегда были веселыми и бодрыми, и тех, кто часто испытывал уныние, печаль. Например, Буратино и Пьеро, Винни-Пух и Ослик Иа, Карлсон и Малыш и др. Дети вспоминают, что говорили, что делали сказочные персонажи для того, чтобы поднять настроение, развеселить своих друзей.

  1.  Дядя Федор уехал с Матроскиным в Простоквашино. Родители волнуются за сына.
  2.  Мальчик потерял ключ от квартиры. Он плачет.
  3.  Друг волнуется перед выступлением на школьном концерте.

Источник: http://65-school.ru/metodiki/rolevaya-eticheskaya-igra-dlya-mladshih-shkolnikov-1-2-klassa.html

Методические материалы «Этическое воспитание школьников в образовательном учреждении» Содержани е

«Этическое воспитание школьников в образовательном учреждении»

С о д е р ж а н и е

1. Введение…………………………………………………2

2. Словарь понятий и терминов, связанных с этическим воспитанием………………………………………………..3

3. Использование деятельностного и событийного

подходов в этическом воспитании школьников………4

4. Особенности работы с младшими школьниками, подростками…………………………………………………5

5. Формы работы по формированию этической культуры младших школьников………………………………………8

6. Формы работы с подростками………………………….18

7. Заключение………………………………………………31

8. Литература……………………………………………….32

9.Приложение………………………………………………33

Введение

Сегодня школа ориентирована на возрастание нравственных ценностей в обществе, духовности и культуры.

Условия общественной жизни в нашей стране предъявляют повышенные требования к нравственной надежности личности, поэтому мы должны научить учащихся в самых сложных, неожиданных ситуациях принимать оптимально гуманные решения, совершать моральные поступки. В соответствии с этим этическое воспитание школьников становится необычайно актуальным.

Этика как наука о нравственной жизни человека способна помочь развивающейся личности разобраться в природе моральных ценностей, образующих стержень духовной культуры, понять ценностные ориентиры в мире человеческого общения, норм бытия.

Этическое воспитание – это пробуждение и укрепление нравственности в подрастающем человеке, это формирование «усилия быть» (М.Мамардашвили), это включение ребенка в поиск «как жить праведно» (В.Соловьев).

Этическое воспитание – целенаправленный, содержательно и методически обеспеченный процесс нравственного становления личности. Этот процесс обращен ко всем возрастным категориям школьников, что требует от педагогов соблюдения возрастной адекватности в средствах, методах, приемах воспитательного воздействия (Шемшурина А.И.).

Общая цель этического воспитания – воспитание этической культуры, ориентирующее личность на нравственные ценности.

Этическая культура человека, по мнению А.И.Шемшуриной — это образ жизни, ориентирующий его сознание, чувства и поведение на нравственные ценности, выработанные опытом всех поколений.

Это прежде всего общечеловеческая мораль, простые нормы нравственности, главным содержанием которых является их гуманистическая направленность.

Они необходимы в повседневной жизни, предполагают дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другому человеку, требуют сострадания и поддержки, сочувствия и помощи слабому.

Эти нормы предусматривают проявление в ребенке великодушия, порядочности, благородства и категорически осуждают лживость, предательство, высокомерие, грубость. Именно они и должны лечь в основу формирования личности школьника.

Вопросам нравственного становления школьников, расстановке этических акцентов в процессе воспитания, решения проблемы общения и отношений учащихся посвящены работы ученых: Б.В.Бушелевой, Е.В.Бондаревской, Д.М.Гришина; разработаны специализированные этические курсы, уроки человековедения, этики (А.И.Шемшурина, Л.И.Маленкова, Н.Е. Щуркова).

1. Словарь терминов и понятий, связанных с этическим воспитанием

Читайте также:  Родительское собрание в 1 классе. мир увлечений

(по Шемшуриной А.И.).

Этика – наука о нравственной жизни человека, вобравшая в себя исторический опыт моральных основ жизнедеятельности и культуры поколении, особенности этнических традиций, народной педагогики.

Этическая культура человека — это образ жизни человека, ориентирующий его сознание, чувства и поведение на нравственные ценности, выработанные опытом всех поколений,

Этическая культура – сформированность и гуманистическая направленность ценностных ориентаций, духовных потребностей и мотивов поведения в образе жизни личности, основой которого является служение жизни, человеку, прогрессу.

Личность – нравственно ориентированный человек, способный взять на себя моральную ответственность за решение или действие, персонифицирующий свое Я в контексте с другими, стремящийся к нравственной самооценке и самосовершенствованию.

Мораль – отточенный жизненным опытом поколений нравственный закон, определяющий ценностные основы жизнедеятельности человека среди людей, воспринимающийся личностью не как догма, а как осознанная необходимость.

Нравственность — выработанное и осознанное личностью убеждение в необходимости моральной нормы отношений к окружающему миру, людям и самому себе.

Нравственная культура – осознанно выработанный и постоянно совершенствуемый личностью индивидуальный опыт нравственно ценных отношений к жизни, человеку, окружающему миру, самому себе.

Общечеловеческие ценности – гуманистические нормы общечеловеческой морали, в основе которых лежит убеждение в безграничности возможностей человека, его способности к совершенствованию, утверждение достоинства личности.

Образ жизни – устоявшиеся нормы индивидуальной жизни и деятельности личности, характеризующие особенности ее поведения, общения, нравственную связь между способом действия и мышления, когда мотивы и стимулы повседневного поведения становятся выражением сознательного нравственного выбора, сориентированного на нравственные ценности.

2. Использование деятельностного и событийного подходов в этическом воспитании школьников

«Если ты поймал сыну рыбу, ты накормил его на сегодня. Если ты научил сына ловить рыбу, ты накормил его на всю жизнь» — так гласит народная мудрость. Это может быть праздник, театрализованное представление «Школа вежливости», конкурс джентльменов, день добрых сюрпризов и т.д.

«Ребенка необходимо не только содержательно и доступно знакомить с основными категориями морали, но и показывать на практике преимущества следования ее нормам, чтобы школьник мог сам почувствовать важность и справедливость гуманистических принципов, определить свою позицию и поупражняться в нравственных поступках» (Шемшурина А.И.).

Иными словами, при формировании этической культуры школьников педагог использует деятельностный подход.

Суть этического воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность как таковая, а совместная деятельность детей и педагога по реализации вместе выработанных целей и задач по формированию этической культуры.

Учитель не передает готовые образцы поведения и общения, а вырабатывает их вместе с детьми.

Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни в процессе деятельности, через использование различных методических форм и приемов этического содержания, создание и использование ситуаций, возникающих в классе, и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в процессе деятельностного подхода.

Этическое воспитание учащихся невозможно без использования педагогом событийного подхода. Событийный подход, по Григорьеву Д.В.– взгляд на воспитательный процесс как на единство ярких, запоминающихся событий в жизни ребенка и повседневности с ее будничными, но не менее важными делами.

Этическое воспитание с точки зрения событийного подхода заключается как в создании условий для ежедневного постижения детьми этических норм и правил, так и специально организованном разностороннем общении и взаимодействии детей.

Это может быть праздник, турнир знатоков этикета, конкурс джентльменов, диспут, день добрых сюрпризов театрализованное представление «Школа вежливости» и т.д.

Содержание такого взаимодействия имеет выраженную этическую направленность, в нем заложено познание другого человека и самого себя, развитие средств такого познания: умение сравнивать, анализировать и обобщать поступки товарища и собственные, видеть их этическое содержание и оценивать его.

Задача педагога состоит в том, чтобы такое общение стало для ребенка событием. Событие случается только в рамках со-бытия ребенка со взрослым, с другими детьми. Чем ярче и разнообразнее построена такая деятельность, тем большее влияние на эмоциональную сторону личности, эффективнее результат.

3. Особенности работы с детьми младшего школьного возраста, подростками.

Младшие школьники

Источник: https://gigabaza.ru/doc/90377.html

Образовательный портал

Баринова Елена Ивановна, воспитатель группы продленного дня,

ГБОУ средняя школа №16  Санкт-Петербурга

Проблема нравственного воспитания во все времена была актуальна. Большинство воспитателей, работающих в группах продленного дня, заканчивали еще советскую школу и не могут не согласиться, что многое из того, чему нас учили, было важно и нужно.

К сожалению, в годы перестройки это хорошее было утеряно. В одночасье куда-то исчезли наши добрые игрушки, книги, мультфильмы, добрые сердцу образы из мира детства, литературные и мультипликационные герои, на которых выросло не одно поколение.

И вот, наконец, в обществе снова заговорили о необходимости нравственного воспитания. Сегодня взрослые обеспокоены тем, что теряются  традиции семейного воспитания, основанные на совместной деятельности, родители озабочены проблемой зарабатывания денег, и дети недополучают элементарного общения со взрослыми.

Еще А.С.Макаренко писал: «Вопрос, на который нужно обратить самое серьезное внимание – это вопрос о цели воспитания.

В некоторых семьях можно наблюдать полное бездумье в этом вопросе: просто живут рядом родители и дети, и родители надеются на то, что все само собой получится.

У родителей нет ни ясной цели, ни определенной программы. Конечно, в таком случае результаты всегда будут случайными».

К сожалению, семья не всегда является тем нравственным фундаментом, на который мы, педагоги, можем опереться в своей работе.

Поэтому одной из основных задач школы является не только передача знаний, но и расширение нравственных представлений детей о своем поведении, о своей гражданской ответственности по отношению к обществу, о воспитании чувства собственного достоинства и любви к семье, школе, городу, Родине.

Особая роль в этой работе отводится группе продленного дня.Дети не ограничены жёсткими рамками уроков, выполнением учебной программы. Они находятся в более свободных условиях, чем в классе.

Читайте также:  Внеклассное мероприятие по географии, 8 класс. поэтическое путешествие по петербургу

И нашей задачей, как воспитателей, является грамотная организация деятельности детей в послеурочное время, в частности, отбор содержания и видов этой деятельности.

От этого зависит и успех воспитательной работы в целом.

Всем известно, что основным видом деятельности для младших школьников является игра. Именно через игру и общение дети усваивают систему взаимоотношений, развиваются, формируются как личности. Именно игра и беседа позволяют скорректировать возникающие возрастные проблемы.

Для нас с вами не секрет, что современные дети либо совсем не играют вместе, либо играют очень мало, не умеют придумывать игры, чувствуют себя неуверенно в детском коллективе, не умеют выстраивать взаимоотношения со сверстниками.

К сожалению, прервался опыт передачи игр младшим детям от старших. Дворовые игры почти исчезли из жизни современных ребятишек. Те самые игры, в которые играли не только мы, а и наши предшественники.

Те самые игры, которые учили детей находить общий язык, помогали решать споры и конфликты, были самым действенным и гармоничным способом социализации.

Они давали возможность малышу узнать самого себя, испробовать свои возможности, учили соблюдать определенные правила и просто доставляли огромную радость.

Малышей всегда привлекают рассказы о детстве их родителей. Им интересно узнать, во что играли мама и папа, бабушка и дедушка. Какие-то детские игры запомнились на всю жизнь, а другие забылись, оставив в памяти лишь обрывки фраз и ощущение чего-то приятного и светлого.

Наверное, это и есть кирпичики, из которых строится сооружение под названием «счастливые детские воспоминания». Мы решили возродить любимые игры, дать им вторую жизнь.

Нужно всего лишь научить наших детей в них играть, восстановить ту ниточку преемственности, когда правила передавались от старших ребят младшим, из поколения в поколение.

На своих занятиях мы знакомим детей с различными играми, обсуждаем правила, а на прогулках играем. Мы вспомнили такие игры, как «Тише едешь-дальше будешь», «Светофор», «Съедобное-несъедобное», «Колечко», «Московские прятки», «Казаки-разбойники», «Классики», игры с мячом («Десяточки», «Штандер», «Вышибалы»), игры со скакалкой, игры с резиночкой.

Другой большой проблемой современных детей является неумение и нежелание читать. Потерян интерес к чтению, которое вытеснили телевизор и компьютер.

Дети лишены возможности полюбить книги, поскольку не сформирована культура чтения (родители не читают сами; родители не читают книги детям; детские книги зачастую просто отсутствуют дома).

Многие дети не знают сказочных и литературных героев. А впоследствии им становится не интересна классическая литература.

Мы задумались, как заинтересовать детей чтением книг, как сделать чтение приятным и желанным? Было опробовано множество способов привлечь ребят к чтению: походы в районную детскую библиотеку, посещение школьной библиотеки, проведение викторин по сказкам, чтение в группе детских журналов и книг с последующим обсуждением.

Мы учим детей общению с книгой, знакомим с разнообразием детской литературы, учим выбрать книгу по интересам, находить нужную в ней информацию. Приятно видеть, что считавшийся еще вчера «нечитающим» ребенок сегодня бежит в свободное время в библиотеку.

Помимо книг есть много хороших детских фильмов, снятых по мотивам литературных произведений. Это привело нас к идее создания в школе видеотеки.

Наша школа изначально была школой полного дня, где проводились совместные просмотры кинофильмов в актовом зале. Воспитатели решили возродить эту традицию в современном контексте.

За несколько последних лет силами учителей начальных классов и воспитателей ГПД была собрана фильмотека из м/ф по народным сказкам и басням, х/ф по произведениям детских писателей, х/ф о природе, фильмов из серии ВВС, х/ф про Великую Отечественную войну.

Мы отдаем предпочтение отечественным фильмам и мультфильмам, поскольку, во-первых, это пласт российской культуры; во-вторых, потому что в советское время четко понимали, что видеопродукция – это своего рода настрой народа на определенную волну, а фильм должен содержать положительный пример для подражания. Героям этих фильмов присущи качества настоящего человека – доброта, верность, отзывчивость. Их речь не засорена современными «блинами», «чуваками» и прочими жаргонными словечками.

В фильмах советских времен школьникам обязательно предлагалась тема для размышления, поднимались серьезные проблемы. Пороки человека не оправдывались, а осуждались. Ребенок мог видеть со стороны то или иное негативное качество, потому что на нем сделан акцент, на его искоренение работает весь сюжет картины.

Герои детских советских фильмов учат выражать свою мысль, показывают на примере, что не только взрослые люди могут иметь хорошие манеры, говорить добрые слова, совершать нравственные поступки.

Однако нам пришлось столкнуться с трудностью восприятия современными детьми этих фильмов. Современные дети не умеют долго смотреть на экран, где не мелькают кадры, как в современных фильмах, а происходит действие.

Современные фильмы зачастую более яркие и в цвете, и в плане сюжета. Они более зрелищны, но несут меньшую смысловую нагрузку, не требуют глубокого осмысления происходящего на экране.

В силу вышесказанного, до просмотра «серьезного» детского фильма необходимо провести подготовительную беседу, чтобы пробудить интерес к фильму, обратить внимание на его определенные моменты.

После просмотра мы с ребятами обязательно обсуждаем фильм, проводим различные викторины, конкурсы рисунков.

Мы обратили внимание, что чем раньше начать показывать фильмы (желательно – с 1 класса), тем дети внимательнее и с удовольствием их смотрят в старших классах, лучше запоминают увиденное.

Хочется верить, что работа воспитателей в нашей школе пойдет на пользу детям и позволит им стать чуточку лучше и добрее.

You have no rights to post comments

Источник: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/139-preschool-out/4856-2014-03-18-13-06-49.html

Ссылка на основную публикацию