Игры на развитие логического мышления для детей 6-7 лет в детском саду

Игры и упражнения на развитие мышления для детей 5 -7 лет

Игры на развитие мышления

1) «Собери большую семью»      

Подбираются картинки с изображением животных, овощей, фруктов, транспорта и т.п. Перед детьми  раскладываются эти картинки и даётся задание собрать большие семьи»   

2) «Любимая еда»

Подбираются картинки с изображением животных и пищи для этих животных. Перед дошкольниками раскладываются картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагается каждому животному разложить его любимую еду.

3) «Найди маму малышу»

Перед детьми раскладываются картинки домашних животных: собака, кошка, свинья, корова и т.п. и отдельно картинки: котёнка, щенка, поросёнка, телёнка и т.п., предлагается найти маму малышу.

4) «Назови одним словом»

Перед дошкольниками раскладываются картинки, взрослый просит рассмотреть и назвать их одним словом. Например: поезд, самолёт, машина – транспорт; лиса, заяц, медведь – дикие животные;  яблоко, груша, слива – фрукты и т.п.

5) « Волшебный мешочек»   

В мешочек подбираются игрушки: красного, синего, зелёного, желтого цветов. На столе раскладываются картинки с изображением: красного яблока, синего облака, зелёного кузнечика, жёлтого цыплёнка, дошкольникам предлагается подобрать им друзей по цвету, достав из мешочка соответствующие игрушки.

6) «Собери друзей»

Детям дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.

7) «Разложи картинки»

Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Дошкольникам дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение дети составляют рассказ по картинкам.

8 ) «Что лишнее?»

Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку (животные, транспорт, летает, прыгает, мягкое, холодное и т.п. ), а четвертая картинка – лишняя. Предложите детям найти лишнюю картинку. Спросите, почему они так думают и чем похожи картинки, которые они оставили.

9)  «Чередование»

Предложите дошкольникам нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности, например за цветом: красная, синяя, жёлтая, зелёная и т.д. Таким же образом можно предложить нарисовать разноцветный забор, или же выложить его на столе из разноцветных палочек и т.д.

10) «Найди лишнее слово»  

Взрослый читает серию слов, например: животные, овощи, фрукты и т.п. и предлагает дошкольникам хлопнуть в ладоши тогда, когда они услышат лишнее слово, можно также выбрать ребёнка, который объяснит, почему слово лишнее, к какой группе он бы его соотнёс.

11) «Кто быстрее»

Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, а ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно также называть не только цвет, но и качество (например: вкус, форму) предмета.

12) «Профессии»    

Взрослый показывает детям картинки с профессиями людей и просит назвать чем занимаются люди определенной профессии. Например, доктор – лечит людей, строитель – строит дома, учитель – учит чему-либо детей в школе и т.д. Можно заменить показом мимикой и пантомимикой.

13) «Скажи мне наоборот»

Предложите дошкольникам игру «Я буду говорить слово, а вы тоже скажите мне его же, только наоборот, например, большой – маленький.» Можно использовать следующие пары слов: веселый – грустный, быстрый – медленный, пустой – полный, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый, сильный – слабый, тяжелый – легкий, трусливый – храбрый, белый – черный, твердый – мягкий, шершавый – гладкий и т.д.

14) «Угадай»                            

Взрослый предлагает угадать о каком животном, овоще, фрукте, транспорте и т.п. он говорит. Обязательно нужно давать детям конкретное, чёткое описание каждого предмета. Например: Это фрукт. Он красный, круглый, сочный (Яблоко).

15) «Отгадывание загадок»    

Предложите детям отгадать описательные загадки на различные тематики (растительный и животный мир, явления природы, овощи/фрукты, предметы и т.д.) Например: Длинноухий, пугливый, любит кушать морковь и капусту (Заяц); Рыжая, у неё пушистый хвост, ловко прыгает по деревьям (Белка) и т.д.

16) «Перелётные и зимующие птицы»

Перед дошкольниками раскладываются картинки с изображением перелётных и зимующих птиц, а также две одинаковые картинки с изображением дерева. Им нужно на одно дерево посадить всех перелётных птиц, например: ласточка, скворец, грач, кукушка, жайворонок и т.д., а на другое – зимующих, например: синица, воробей, ворона, снегирь  и т.д.

17) «Летает, плавает, ползает»  

Взрослый даёт детям картинки с изображением тех, кто умеет: летать, плавать, ползать. После чего на столе раскладывает картинки с изображением: неба, моря, травы и просит соотнести животного, птицу, насекомое, рыбу и т.п. с соответствующей картинкой, задавая при этом вопрос: «Что умеет делать…» (Птица, жук… – летать; заяц, кузнечик – прыгать…; змея, улитка – ползать…)

18) «Найди похожее»

Дошкольникам предлагаются геометрические фигуры и различные предметы. Задание – нужно сформировать группы предметов по сходству с определённой геометрической фигурой. Например, круг – кольцо, крышка…, квадрат – коробочка, кубик… и т.д.

19) «Домашние и дикие животные»

Перед детьми раскладываются картинки с изображением домашних и диких животных, а также две картинки: на первой изображён дом, на второй – лес. Им нужно вокруг дома разложить домашних животных, а вокруг леса – диких.

20) «Наша любимая зима и любимое лето»

Взрослый на столе перед дошкольниками раскладывает две картинки «Зима» и «Лето», а также картинки с изображением различной зимней, летней одежды и аксессуары. Детям нужно соотнести к поре года то, что люди обычно носят, когда она наступает. (Например, «Зима» – шуба, шарф, рукавички…, «Лето» – шорты, майка, шляпа… )

Источник: http://lyshkova_e_m.a2b2.ru/section/7263/item/29156

Дидактические игры на развитие мышления

Мышление одна из высших форм деятельности человека, а также является социально обусловленным, психическим процессом, неразрывно связанным с речью. В процессе мыслительной деятельности каждого человека вырабатываются определенные приёмы или операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация.

Существует  три вида мышления:

1) наглядно-действенное (дети познают мир с помощью манипулирования предметами);

2) наглядно-образное (дети уже могут преставлять предметы или явления окружающей среды);

3) словесно-логическое (дети пользуются понятиями,  умеют рассуждать).     <\p>

Наглядно-действенное мышление с особой интенсивностью развивается у ребенка с 3 – 4 лет. Дети знакомятся со свойствами предметов, учатся оперировать предметами, устанавливать отношения между ними, а также решать самые разные практические задачи.

На основании наглядно-действенного мышления формируется более сложная форма мышления – наглядно-образное. Это мышление образами,  представлениями, превращения ситуации в образной форме.

Оно возникает тогда, когда у ребёнка есть достаточный опыт практических действий и, вместо реалий, он прибегает к умственным попыткам изменить ситуацию, представляя необходимые действия и полученные результаты.

Также наглядно-образное мышление позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.

К шести – семи годам начинается более интенсивно формироваться у дошкольников словесно-логическое мышление, которое связано с использованием и преобразованием понятий.

Мышление выступает теперь не только в виде практических действий, а также не только в форме наглядных образов, а, прежде всего в форме отвлеченных понятий и рассуждений.

Однако словесно-логическое мышление не является ведущим у дошкольников.

Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы, а в то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует от ребёнка словесных обобщений.

Чтение художественной литературы, конструирование, различные игры, лепка, рисование и т.д., то есть все то, чем занимается ребенок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.

В  развитии  мышления и других психических процессов  дошкольников большое значение имеет  игра, процесс которой связан со свойствами предметов (их формой, весом, величиной, цветом, особенностями), произведением с ними различных действий. Это способствует комплексному изучению этих предметов, создает условия для одновременного взаимодействия различных органов чувств.

Примеры игр на развитие мышления дошкольников.      <\p>

1) «Собери большую семью»      

Подбираются картинки с изображением животных, овощей, фруктов, транспорта и т.п. Перед детьми  раскладываются эти картинки и даётся задание собрать большие семьи»

2) «Любимая еда»

Подбираются картинки с изображением животных и пищи для этих животных. Перед дошкольниками раскладываются картинки с животными иотдельно картинки с изображением пищи, предлагается каждому животному разложить его любимую еду.

3) «Найди маму малышу»

Перед детьми раскладываются картинки домашних животных: собака, кошка, свинья, корова и т.п. и отдельно картинки: котёнка, щенка, поросёнка, телёнка и т.п., предлагается найти маму малышу.

4) «Назови одним словом»

Перед дошкольниками раскладываются картинки, взрослый просит рассмотреть и назвать их одним словом. Например: поезд, самолёт, машина – транспорт; лиса, заяц, медведь – дикие животные;  яблоко, груша, слива – фрукты и т.п.

5) « Волшебный мешочек»   

В мешочек подбираются игрушки: красного, синего, зелёного, желтого цветов. На столе раскладываются картинки с изображением: красного яблока, синего облака, зелёного кузнечика, жёлтого цыплёнка, дошкольникам предлагается подобрать им друзей по цвету, достав из мешочка соответствующие игрушки.

6) «Собери друзей»

Детям дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.

7) «Разложи картинки»

Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Дошкольникам дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение дети составляют рассказ по картинкам.

8 ) «Что лишнее?»

Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку (животные, транспорт, летает, прыгает, мягкое, холодное и т.п. ), а четвертая картинка – лишняя. Предложите детям найти лишнюю картинку. Спросите, почему они так думают и чем похожи картинки, которые они оставили.

9)  «Чередование»

Предложите дошкольникам нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности, например за цветом: красная, синяя, жёлтая, зелёная и т.д. Таким же образом можно предложить нарисовать разноцветный забор, или же выложить его на столе из разноцветных палочек и т.д.

10) «Найди лишнее слово»  

Взрослый читает серию слов, например: животные, овощи, фрукты и т.п. и предлагает дошкольникам хлопнуть в ладоши тогда, когда они услышат лишнее слово, можно также выбрать ребёнка, который объяснит, почему слово лишнее, к какой группе он бы его соотнёс.

11) «Кто быстрее»

Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, а ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно также называть не только цвет, но и качество (например: вкус, форму) предмета.

12) «Профессии»    

Взрослый показывает детям картинки с профессиями людей и просит назвать чем занимаются люди определенной профессии. Например, доктор – лечит людей, строитель – строит дома, учитель – учит чему-либо детей в школе и т.д. Можно заменить показом мимикой и пантомимикой.

13) «Скажи мне наоборот»

Предложите дошкольникам игру «Я буду говорить слово, а вы тоже скажите мне его же, только наоборот, например, большой – маленький.» Можно использовать следующие пары слов: веселый – грустный, быстрый – медленный, пустой – полный, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый, сильный – слабый, тяжелый – легкий, трусливый – храбрый, белый – черный, твердый – мягкий, шершавый – гладкий и т.д.

Читайте также:  Методика организации и проведения праздников в школах

14) «Угадай»             

Взрослый предлагает угадать о каком животном, овоще, фрукте, транспорте и т.п. он говорит. Обязательно нужно давать детям конкретное, чёткое описание каждого предмета. Например: Это фрукт. Он красный, круглый, сочный (Яблоко).

15) «Отгадывание загадок»    

Предложите детям отгадать описательные загадки на различные тематики (растительный и животный мир, явления природы, овощи/фрукты, предметы и т.д.) Например: Длинноухий, пугливый, любит кушать морковь и капусту (Заяц); Рыжая, у неё пушистый хвост, ловко прыгает по деревьям (Белка) и т.д.

16) «Перелётные и зимующие птицы»

Перед дошкольниками раскладываются картинки с изображением перелётных и зимующих птиц, а также две одинаковые картинки с изображением дерева. Им нужно на одно дерево посадить всех перелётных птиц, например: ласточка, скворец, грач, кукушка, жайворонок и т.д., а на другое – зимующих, например: синица, воробей, ворона, снегирь  и т.д.

17) «Летает, плавает, ползает»  

Взрослый даёт детям картинки с изображением тех, кто умеет: летать, плавать, ползать. После чего на столе раскладывает картинки с изображением: неба, моря, травы и просит соотнести животного, птицу, насекомое, рыбу и т.п. с соответствующей картинкой, задавая при этом вопрос: «Что умеет делать…» (Птица, жук… – летать; заяц, кузнечик – прыгать…; змея, улитка – ползать…)

18) «Найди похожее»

Дошкольникам предлагаются геометрические фигуры и различные предметы. Задание – нужно сформировать группы предметов по сходству с определённой геометрической фигурой. Например, круг – кольцо, крышка…, квадрат – коробочка, кубик… и т.д.

19) «Домашние и дикие животные»

Перед детьми раскладываются картинки с изображением домашних и диких животных, а также две картинки: на первой изображён дом, на второй – лес. Им нужно вокруг дома разложить домашних животных, а вокруг леса – диких.

20) «Наша любимая зима и любимое лето»

Взрослый на столе перед дошкольниками раскладывает две картинки «Зима» и «Лето», а также картинки с изображением различной зимней, летней одежды и аксессуары. Детям нужно соотнести к поре года то, что люди обычно носят, когда она наступает. (Например, «Зима» – шуба, шарф, рукавички…, «Лето» – шорты, майка, шляпа… )

Источник: http://PlanetaDetstva.net/vospitatelam/gotovimsya-k-shkole/didakticheskie-igry-na-razvitie-myshleniya.html

Методическая разработка развивающей игры своими руками по развитию мышления и познавательной активности для детей 6-7 лет «Логические задачки»

Методическая разработка развивающей игры своими руками по развитию мышления и познавательной активности для детей 6-7 лет «Логические задачки».

Автор: Болтова Е.И., педагог-психолог МБДОУ «ВЦРР – детский сад №1» станицы Вёшенской.

Описание: Данный материал может быть полезен психологам, воспитателям детского сада, работающим с детьми 6-7 лет, педагогам дополнительного образования, родителям.

Цель: создание дидактического пособия для развития мышления и познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: — Развивать логическое мышление.

— Формировать желание самостоятельно размышлять и находить верный ответ в логических задачах.

— Развивать любознательность, фантазию и речь.

Материалы и оборудование:

— пустая коробка из-под конфет

— листы картона

— альбомные листы

— фломастеры, клей, ножницы, цветная бумага, скотч.

Назначение:

Дошкольники подготовительной группы, как правило, в этом возрасте осыпают взрослых вопросами. Им всё интересно: как, почему, зачем?

Чтобы к периоду поступления их в школу интерес не ослаб, а познавательная активность и логическое мышление было развитым, можно использовать игру «Логические задачки».

Пояснительная записка.

ФГОС ДО поставил перед педагогами дошкольного образования задачи в развитии дошкольников-выпускников, опираясь на целевые ориентиры. Работая в детском саду и занимаясь с детьми в подготовительной группе, я заметила некоторый спад в заинтересованности детей и их развитии познавательной активности.

Возможно, это из-за изменения окружающего социума и информационного окружения, в котором находятся постоянно дети.

Ведь, чтобы поиграть, теперь им не надо строить из кубиков, собирать из палочек и конструктора, придумывать и фантазировать, а достаточно нажать на кнопочку в планшете или телефоне, и игра сама создаёт возможности.

Но современное общество и образование ждут в школе развитых, общительных, заинтересованных и любопытных детей. ФГОС ДО поставил перед педагогами цель – создать условия для успешного развития дошкольников на всех возрастных этапах и приближение к целевым ориентирам. Эта игра «Логические задачки» помогает воспитанникам подготовительной группы развивать логическое мышление, восприятие, речь.

Важнейшей особенностью дошкольного возраста является то, что здесь закладывается система психологических функций, в центре которой лежат познавательные процессы: восприятие, внимание, память, воображение, мышление.

К концу дошкольного периода ребёнок начинает выполнять мыслительные действия со свойствами и связями предметов и явлений, которые выражены в понятиях и суждениях. Это свидетельствует о развитии логического мышления.

Переход к логическому мышлению дошкольников осуществляется с опорой на наглядно-образное мышление.

Сначала ребёнок учится в словесной форме рассуждать о свойствах предмета с использованием образов и представлений, а потом с опорой на схематичное условное обозначение предметов, в которых нужные свойства лишь обозначаются условными знаками.

Логическое мышление развивается на протяжении всего периода обучения ребёнка, но сензитивный период, более благоприятный для активного развития, начинается с 7 лет.

Мастер-класс по изготовлению игры.

На альбомных листах рисуем красочные картинки для задачек.

Приклеиваем каждую задачку к картонной карточке (лучше из белого картона, чтобы цвет не отвлекал детей).

На обратной стороне записываем задания и вопросы для каждой задачки, по которым вы будете беседовать с детьми.

Каждую карточку ламинируем скотчем для того, чтобы можно было многократно использовать и давать карточки в руки детям.

Коробку из-под конфет обклеиваем цветной бумагой и подписываем игру.

Методика проведения игры.

1 Вариант: педагог по своему усмотрению достаёт карточку из коробки и, показывая картинку детям, читает задание на обратной стороне. Воспитанникам даётся время на обдумывание ответа. Затем предлагается дать ответ, проводится обсуждение возможных вариантов, выбирается верный, обсуждаются недостатки других версий. В завершении педагог благодарит детей и мотивирует на следующую задачку.

2 Вариант: все карточки помещаются в «Волшебный мешочек» и достаются от туда детьми после решения и обсуждения ответа.

3 Вариант: Карточки в перевёрнутом положении выкладываются на столе, а ребёнок по-своему желанию выбирает ту или иную карточку, а затем рассматривают и решают задачку.

1. Как только груша падала с дерева, её начинал есть червяк.

Подумай, какая груша упала раньше всех?

Какая груша упала позже всех?

Почему?

2. Какого цвета свечку зажгли раньше?

Какую позже?

Какие свечки ещё горят?

Какие уже погасли?

3. Какого цвета матрац лежит ниже всех?

Какого цвета – выше всех?

Какой матрац положили раньше других?

Какой позже?

4. Кто прыгнул выше всех?

Кто — ниже всех?

Кто – дальше всех?

Кто прыгнул ближе всех?

5. Какого цвета футболки повесили раньше?

Почему?

А какие — позже?

6. На конверте с письмом чернила оказались нестойкие и адрес стёрся. Сможешь ли ты определить, из какого города послали письмо?

Куда пришло письмо?

Почему?

7. Незнайка, Буратино и Вини-Пух собрались на пикник и взяли с собой в дорогу банан, помидор и апельсин. Что взял каждый из них, если Незнайка взял не круглое, а Вини-Пух – не красное?

Литература:

Т.П.Трясорукова «Тренинг по развитию познавательных способностей дошкольников»

Феникс, Ростов-на-Дону

журнал «Развиваем логику дошкольников»

Творческих Вам успехов и любознательных воспитанников!

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/metodicheskaya_razrabotka_razvivayushej_igri_svoimi_ru_143535.html

Логические игры для детей 6-7 лет

Игровое обучение считается одним из самых эффективных способов формирования разнообразных навыков и умений у детей.

Только если для ребенка дошкольного возраста игра – основной способ познания мира, то логические игры для детей 6-7 лет в большей степени направлены на развитие мыслительной мобильности.

При этом игры должны не только учить, но и развлекать: только так можно задержать внимание ребенка и направить его энергию в продуктивное русло.

Ребенок 6-7 лет: мышление и логика

К шести годам детям вполне по силам самостоятельно прийти к логическим умозаключениям, установить очевидную связь между причинами явлений и их следствием. Мышление становится более гибким и подвижным.

Ребенок может быстрее приспосабливаться, переключаться с одной задачи на другую без потери концентрации внимания.

Появляются первичные навыки мысленно моделировать ситуацию. Однако анализ, на который способен ребенок, все еще достаточно элементарный.

Те очевидные выводы, которые может сделать взрослый на основе имеющихся исходных данных, для детей таковыми являются не всегда.

Практическая деятельность в познавательном процессе все еще является приоритетной.

При этом наглядность и яркость образов по-прежнему играют основную роль в решении задач. Поэтому захватывающая динамичная логическая игра – верное средство учиться с азартом и искренним интересом для ребенка.

Виды логических игр для детей 6-7 лет

Лингвистические, или речевые игры. Формируют правильную речь, расширяют словарный запас, учат подбирать слово точно по смыслу, менять его форму.

  • Графические – ориентированы на закрепление письменных умений.
  • Математические – логика здесь должна подружиться с устным счетом.
  • Комбинированные логические игры для гаджетов (компьютер, планшет, телефон).

Графические игры

Графические игры, которые в 4-5 лет призваны подготовить детскую руку к «суровым» школьным испытаниям письмом, не утрачивают свои позиции. Тренировки по-прежнему нужны и важны, особенно, если не вызывают скуку. Развитие зрительного восприятия также является в графических играх ключевым.

Соединить точки по порядковым номерам (заодно и счет повторили), дорисовать недостающую часть, продолжить узор, раскрасить сегменты рисунка определенным цветом – все эти задания могут объединить логику и усидчивость. Главное, дорогие родители, не действовать по принципу «сиди рисуй и не мешай».

Лучше вместе, вооружившись цветными карандашами, разгадывать графические загадки и головоломки. Можно попробовать устроить соревнование, но во главу угла ставить не только скорость, но и качество выполнения заданий.

Один замечательный папа на форуме поделился таким опытом. После того, как диван по размеру не вписался в комнату, он сокрушенно признался шестилетнему сыну, что рассчитал бы все правильно, и в зоопарк бы пошли вместо того, чтобы целый день мебель переставлять.

Маленький почемучка сразу задал кучу вопросов. И оказалось, что объяснить ребенку, что такое масштаб с помощью листочка в клетку – совсем не сложно.

Измерение и составление плана комнаты заняло целый вечер и превратилось в увлекательную игру. Измерили, уменьшили в масштабе, нарисовали, раскрасили, вырезали и переставляли бумажную мебель, не ограничивая фантазию.

На следующий день занялись детской. И место для ящика с игрушками на «карте комнаты» нашлось.

В 7 лет уже легко можно устроить семейные соревнования по морскому боя, не используя современные гаджеты, а обратившись к традиционному листку в клетку.

Речевые игры на развитие логики

Слово – самый доступный и основной подручный материал. Игры подбираем в зависимости от цели.

  • Развиваем смекалку, быстроту реакции. Например, «цепочка слов»: принцип игры в города, когда последняя буква слова становится первой для нового. Категории: овощи, фрукты, животные – на выбор.
  • Формируем творческое мышление и фантазию. Разгадываем загадки и из получившихся слов составляем сказку, которую можно потом и разыграть.
  • Ориентируемся на понимание. «Пантомима», «Крокодил», т. е. угадываем слово по зрительному образу, показанному участниками игры.

Варианты словесных игр: продолжаем логическую цепочку слов, меняем одну букву, чтобы получить новое слово, ищем ассоциации и т.д. Играем в транспорте, по дороге в школу. Ребенок весело проводит время и думает одновременно.

Настольные логические игры и головоломки

Мозаики, пазлы, лото – производители предлагают бесчисленное количество вариантов. Психологи советуют выбрать 5 настольных тематических игр. Меньше – быстро наскучит, больше – будут просто не задействованы.

Читайте также:  Классный час. толерантность 4 класс

Несколько популярных примеров логических настольных игр для детей 6-7 лет:

Подводный мир – яркая и красочная игра. Веселые рыбки, черепашки и лягушата играют в прятки. Игрокам нужно выполнить около 50 логических заданий разной сложности.

Хитрые дощечки – игра головоломка. Цель – собрать и разобрать. Выполнена головоломка из дерева, что дополняет игру приятными тактильными ощущениями.

Коридор для детей. Игра-лабиринт. Свою мышку нужно первой вывести из лабиринта, при этом запутав соперников (их может быть до 4-х).

Принцип домино. Основной плюс – простые правила. Но увеличение кубиков расширяет возможности. Игра имеет несколько уровней сложности. Участвуют 2 игрока.

Извилина. 12 кубиков разного цвета соединены резинкой. В цветовой схеме 80 заданий: изгибаем кубики, чтобы получить заданный схемой результат. Развивает пространственное мышление.

Книги с играми на развитие логики

Любой интернет-магазин представляет подборку тематических книг данного направления. Однако в книжном магазине вы сможете полистать издание, оценить его с точки зрения сложности заданий.

Интересные варианты для скачивания предлагают Bankknigi.com и Mirknigi.com. Формат изданий – DJVU, PDF, т.е для электронных книг и планшетов – бюджетный вариант:

Е. Бойко «Лучшие подвижные и логические игры для детей от 5 до 10 лет»: логические игры могут быть не только статичными. От предложенных – ребенок точно не устанет и не заскучает.

Академия развития. «Большая книга логических игр и головоломок»: задачи в книге разделены по 3 уровням сложности и направлены на развитие речи, внимания, творческого начала. Огромный плюс – небанальные сюжеты и герои, яркий иллюстративный материал.

Т. Образцова «Логические игры для детей»: книга да долгие годы. Игры и задачи для детей и подростков.

В. Запаренко «Большая книга-игра»: со сказочными героями решаем кроссворды и головоломки, ищем выход из замысловатых лабиринтов.

С. Федин «Логические задачи для юного сыщика»: детектив Бусля ведет расследование, разрешая логические задачи. Помочь сыщику смогут очень внимательные ребята.

Развитие логики детей в 4-5 лет можно посмотреть здесь и для детей 3-4 лет в этой статье http://profymama.com/razvivalochka/igry-upragneniya/logika/razvivaem-detej-3-4-let.html

Современные дети гуглить и гулить начинают практически одновременно. Поэтому компьютерные игры, развивающие логику, — уже не новинка, а традиционная часть процесса обучения.

Ориентированные на развитие памяти и мышления («Лунтик. Тренируем память и внимание»).

В игровой анимационной форме представляющие иностранный язык («Нескучные уроки. Английский язык»).

Игры – путешествия, квесты, или «бродилки», с выполнениями логических задач («Три богатыря и Шамаханская царица»).

Обучающие математике, чтению и т.д. в увлекательной форме с элементами логики («Баба Яга и Проша: год полный забот»).

Интернет-ресурсы пестрят разнообразными играми. Поэтому прежде чем разрешить ребенку с головой погрузиться во всемирную паутину, по крайней мере, сыграйте в игру сами.

Уровень сложности подбирайте с учетом возрастных особенностей и уровня «продвинутости» вашего юного пользователя.

Совсем простые игры для начинающих представляет, к примеру, ресурс www/игрыдлядетей24.рф/logicheskie: Найди фигуру, Выбери знак, Придумай напиток, Крестики-нолики и т.д.

Ресурс www/gameflasher.ru/logicheskie/index.html ориентирован на более продвинутых юзеров. Кроме игр, по сути напоминающих тетрис (Помоги кроту построить, Кристалломания, Фруктовые блоки), здесь представление игры стратегии (Жизнь принцев, Надо строить город, Заперт в комнате).

Традиционные игры ребенку понять и освоить легче с современными героями. Например, вместо привычных крестиков и ноликов – разноцветные злые птички (Angrybirds).

Золотой серединой можно считать ресурс www.mygames.ru/logicheskie/, который предлагает много забавных игр: Корова-прыгунья, Пираты дерева, Ловушка в муравейнике.

Интересные варианты для платформы Андроид

Во всех логических играх для детей 6-7 лет главное найти баланс между игрой и учебой, и тогда учеба не превратиться в бесконечную непродуктивную игру, а игра не станет скучной учебой.

Источник: http://ProfyMama.com/razvivalochka/logika/igry-razvivayushhie-logiku-rebenka-v-6-7-let.html

Комплекс упражнений для развития мышления дошкольников

Уважаемые родители!

Завершилось изучение готовности детей  к обучению в школе. Многие из Вас приходили на групповые  и индивидуальные консультации,   Вы  получили результаты  на  руки,  в  которых отмечены  уровни развития каждого параметра.

Ниже  подобраны  игры  и упражнения на  развитие  мышления, которые помогут Вашему ребенку подготовиться  к школе. Безусловно,  с Вашей помощью.

Важное  условие проведения  игр дома: хорошее  настроение, терпимость по  отношению  к  Вашему самому любимому ребенку,  чувство  юмора, систематичность. 


Те родители, которые  не  смогли  еще  получить результаты — жду  Вас  на  индивидуальные консультации.  

Комплекс  игр и упражнений  для развития мышления

Упражнение № 1.

            Цель: развитие словесно-логического мышления

            Ход:  к каждому слову, данному ниже, подобрать подходящее по смыслу с учётом назначения предметов. Затем составить предложение каждой парой слов.

            Пример: кисточка — краски (клей, рисунок, раскраска, рама, батарее пр.). Мальчик взял кисточку, краски, листок бумаги и нарисовал картин для мамы к 8  Марта.

Щетка___________ .   Иголка______________ . Лопата_______________.

Лейка___________  .  Грабли______________ .  Нож_________________.

Лифт__________   .   Холодильник________.  Гвоздь________________.

Миксер_________ .   Ракетка_____________.   Тачка_________________.

Банка___________ .  Мясорубка___________.  Весло_________________.

Упражнение № 2.

            Цель: развитие словесно-логического мышления.

            Ход: выбрать из 3-х объектов один лишний, с учётом выделенного признака, и подробно объяснить свой выбор.

            Цвет: цыпленок, лимон, василёк.  Огурец, морковь, трава . Халат врача, помидор, снег

            Форма: телевизор, книга, колесо. Косынка, арбуз, палатка

            Величина: бегемот, муравей, слон.  Дом, карандаш, ложка

            Материал: банка, кастрюля, рюмка.  Альбом, тетрадь, ручка

            Вкус: конфета, картошка, варенье. Торт, селедка, мороженое

            Вес: вата, гиря, штанга. Мясорубка, перышко, гантеля.

Упражнение № 3.

            Цель: развитие словесно-логического мышления.

            Ход: выбрать: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор.

            Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, зна­чит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины.<\p>

Птица-гнездо, человек-… (дом)

песня-глухой, картина-… (слепой)

паровоз-вагон, конь-…(телега)

бежать-стоять, кричать-.. .(молчать)

песня-певец, самолет-…(летчик)

карандаш-рисунок, буквы-…(слова, рассказ, текст)

птица-воздух, рыба-…(вода)

машина-дорога, воздух-…(самолет)

корова-теленок, лошадь-…(жеребенок)

яйцо-скорлупа, картофель-…(кожура, шелуха)

ложка-каша, вилка-…(мясо).

Упражнение №4  «Подбери слово»

             Цель: развитие словесно-логического мышления.

            Ход: выбрать: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор (как на предыдущем занятии).

            Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, зна­чит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины.<\p>

коньки- зима,  лодка-…(лето)

собака-шерсть, щука-…(чешуя)

пробка -плавать, камень-.. .(тонуть)

ухо — слышать, зубы-.. .(жевать)

чай-сахар, суп-…(соль)

дерево-сук, рука-…(палец)

дождь-зонтик, мороз-…(шуба)

пчела-мед, корова-.. .(молоко)

школа-обучение, больница-.. .(лечение)

нож-сталь, стол-…(дерево)

хлеб-пекарь, дом-.. .(строитель)

пальто-пуговица, ботинок-…(шнурок)

коса-трава, бритва-…(волосы, борода)

нога-сапог, рука-.. .(перчатка)

вода-жажда, пища-…(голод)

электричество -провода, пар-…(трубы)

лимон — кислый, сахар-…(сладкий)

камень — тяжелый, перышко-.. .(легкое)

машина-дорога, корабль-… (море)

птица-клюв, слои-…(хобот)

Упражнение №5  «Назови одним словом»

            Цель: развитие операции обобщения, классификации,  развитие внимания.

            Ход: озаглавить группу понятий (одним или несколькими словами). Объяснить свой выбор.

• Кисель — кефир — сок — чай (напитки)

• Утюг — холодильник — пылесос — кофеварка

• Муравейник — нора — логово — берлога

• Самолёт — корабль — лодка — мотоцикл

• Глина — шерсть — дерево — пластмасса

• Двойка — тройка — пятёрка — единица

• Дирижёр — шофёр — воспитатель — портниха

• Салат — каша — борщ — запеканка

• Топор — лопата — пила — отвёртка

• Серьги — браслет — цепочка — кулон

• Храбрость — доброта — трудолюбие — честность

• Волейбол — баскетбол — футбол — водное поло

• Клюв — перья — крылья — коготки

• Есть — спать — учиться — гулять

Упражнение №  6.

            Цель: развитие операции классификации, обобщения.

            Задание: продолжить ряд понятий, соответствующих одному обобще­нию. Подобрать дополнительно не менее 3-х слов. В каждом случае на­звать  обобщающее понятие.

1.                   Стол, стул, диван

2.                   Творог, сыр, масло

3.                   Врач, повар, лётчиц

4.                   Сок, кефир, компот

5.                   Шишка, жёлудь, орех

6.                   Корабль, лодка, яхта  

7.                  Паровоз, электричка, трамвай

8.                  Книга, альбом, блокнот

9.                   Торшер, бра, настольная лампа

10.               Сосиски, колбаса, котлета

11.               Земляника, клюква, малина

12.               Сыроежка, лисичка, подберёзовик

13.               Сосна, берёза, липа      

14.              Жасмин, шиповник, сирень      

Дождь, ветер, иней

Игра «Назови как можно больше предметов, имеющих данный признак»

Цель: развитие мышления, речи, пассивного и активного словаря, внимания.

Необходимо назвать как можно больше предметов, имеющих Данный признак, для чего ребенок должен ответить на вопросы.

Например: «что бывает длинным?» (нитка, лента, веревка, шнур, проволока, пояс, дорога, река, хвост, платье, юбка, во­лосы).

Задание позволяет проверить уместность употребления ребенком имен прилагательных, точность понимания им значений слов, умение правильно сочетать их между собой, поскольку словарный запас важен не сам по себе, а в правильности его использования в речи.

Плохо, например, если ребенок скажет, что длинным бывает дерево или шкаф, тогда как для определения их величины больше подходит прилагательное высокий. Итак, предложите ребенку следующие вопросы:

Что бывает круглым (квадратным, овальным, треугольным…)?

Что бывает высоким (низким)?

Что бывает зелёным (красным, синим)?

Что бывает холодным (горячим, тёплым, прохладным)?

Что бывает сладким (горьким, кислым, солёным)?

Что бывает шерстяным (шёлковым, бумажным, деревян­ным, железным)?

Что бывает тяжёлым (лёгким)?

Что бывает глубоким (мелким)?

Что бывает колючим (острым, хрупким)?

Упражнение №8.

            Цель: развитие воображения, мышления.

            Задание: рассказать, во что превратится

 Стул  без спинки______________

 Чашки без ручки ______________

 Мороженое без холодильника ____

 Всадник без лошади ____________

 Дерево без веток ______________

 Стол без ножек________________

 Ливан без спинки _____________

 Самолёт без крыльев___________

 Книга без страниц _____________

 Подушка без перьев ___________

 Спички без серы ______________

 Снеговик без холода___________

 Телевизор без электричества____

 Карандаш без грифеля _________

 Кофта без рукавов_____________

 Кепка без козырька ___________

 Окно без стекол_______________

Сад без деревьев ______________

Упражнение № 9. «Земля, вода, огонь, воздух»

            Цель: Игра активизирует потенциальный запас знаний, скорость и точность реакций, слуховое сосредоточение, внимание, удержание правила, координацию движений.

            Ход игры. Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: «земля», «вода», «воздух», «огонь».

            Если водящий сказал слово «земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-нибудь домашнее или дикое животное. На слово «вода!» играющий отвечает названием какой-либо рыбы; на слово «воздух!» — названием птицы. При слове «огонь!» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращается водящему.

Упражнение  №10 «Закончи предложение»

            Цель: развитие мышления.

            Ход упражнения:    

            Детям предлагается закончить предложение одним из слов, данных в скобках, и по­вторить получившуюся фразу целиком.

• Моряк увидел далёкий остров, так как взял в руки (лупу, бинокль, очки)

·                     Маша уколола спицей палец, так как неумела    (стирать, вязать, шить)

·                    Рабочие не могли поднять пианино в квартиру, так как лестница в подъ­езде была (старая, грязная, узкая).

• Машина не смогла двигаться дальше, так как у нее сломалось (зеркало, багажник, руль).

·                    Вода в банке поднялась, потому что мальчик бросил в неё (прутик, камни, крошки).

·                       Катя отдёрнула руку, потому что взялась за горячую (металлическую, деревянную, пластмассовую) ручку сковородки.

Упражнение № 11.

            Цель: развитие мышления, внимания.

            Задание: подобрать слово противоположного значения. Объяснить свой выбор. Составить предложение с союзом а, в котором будут объединены оба антонима.

            Пример: во дворе на котенка напала, собака, один мальчик проявил храбрость, а другой трусость.

Помнить                       Храбрость                     

Тупой (нож)                 Высокий 

Знаменитый                 Мелкий

Подниматься               Молчать

Встречать                    Открывать

Ругаться                       Широкий

Мягкий                        Легко

Темно                          Грязно

Толстый                       Гладкий

Полный (стакан)         Добрый

Искать                           Ругать

Старый (диван)          Шершавый

Грубый (разговор)      Весёлый

Быстро                         Длинный

Молодой                       <\p>

Упражнение № 12.

            Цель: развитие операции анализа,  синтеза, внимания, речи.

            Задание: подробно объяснить в чём ошибочность приведённых суждений

У Кати кукол больше, чем игрушек

Трехэтажный дом ниже одноэтажного

Ручеёк шире реки

Самолёт движется медленнее машины

 В холодильнике молочных продуктов меньше, чем кефира

 Лапа моложе сына, но старше дедушки

 Черепаха ползает быстрее змеи

 Тигр слабее кошки

Петя собрал поганок больше, чем грибов

У зайца ушей больше, чем у медведя

Стол квадратнее окна

Стул деревяннее тумбочки

Упражнение №13.

            Цель: развитие операции анализа,  синтеза.

            Задание: на основании 2-х суждений сделать самостоятельное умозаклю­чение,

• Все овощи растут на грядке. Морковь продаётся в магазине. Значит.. (её привезли в магазин с огорода).

• Все дети растут. Катя пока маленькая. Значит _______________________________.

• Все рыбы не могут жить без воды. Сома положили в лодку. Значит          ____________________.

• Все конфеты сладкие. Пете нельзя есть сладкое. Значит _____________________

• Всем цветам нужна вода. Катя долго не поливала цветы. Значит ___________.

• Всю одежду надо содержать в чистоте. Сережа испачкал рубашку. Значит ________.

• Все изделия из стекла хрупкие.  Наташа уронила сумку с вазой на пол. Значит         ___________.

Игра «Главное и второстепенное»

            Цель:  развитие операций анализа.

            Один человек что-то загадывает: растение, животное, птицу, предмет мебели и т. д. и сообщает угадывающему несколько признаков загаданного. Угадывающий должен при помощи дополнительных вопросов полностью охарактеризовать заданные предмет и назвать его.

Например, загадывающий задумал слово «цыпленок» и сообщает отгадывающему такие признаки: желтый, тело и голова круглые. Отгадывающий задает вопрос «клюв есть?», ему отвечают «да». Отгадывающий спрашивает . «он пищит?», ему отвечают «да».

Отгадывающий говорит, что это цыпленок.

«Подбери слово»

            Цель: развитие операций  мышления.

            Ход: выбрать: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор.

            Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, зна­чит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины.<\p>

Птица-гнездо, человек-… (дом)

песня-глухой, картина-… (слепой)

паровоз-вагон, конь-…(телега)

бежать-стоять, кричать-.. .(молчать)

песня-певец, самолет-…(летчик)

карандаш-рисунок, буквы-…(слова, рассказ, текст)

птица-воздух, рыба-…(вода)

машина-дорога, воздух-…(самолет)

корова-теленок, лошадь-…(жеребенок)

яйцо-скорлупа, картофель-…(кожура, шелуха)

ложка-каша, вилка-…(мясо).

 «Подбери слово» -2.

             Цель: развитие операций анализа.

            Ход: выбрать: к указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор (как на предыдущем занятии).

            Пример: стрелка — часы, колесо — ? Стрелка — это часть часов, зна­чит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо — часть машины.<\p>

коньки- зима,  лодка-…(лето)

собака-шерсть, щука-…(чешуя)

пробка -плавать, камень-.. .(тонуть)

ухо — слышать, зубы-.. .(жевать)

чай-сахар, суп-…(соль)

дерево-сук, рука-…(палец)

дождь-зонтик, мороз-…(шуба)

пчела-мед, корова-.. .(молоко)

школа-обучение, больница-.. .(лечение)

нож-сталь, стол-…(дерево)

хлеб-пекарь, дом-.. .(строитель)

пальто-пуговица, ботинок-…(шнурок)

коса-трава, бритва-…(волосы, борода)

нога-сапог, рука-.. .(перчатка)

вода-жажда, пища-…(голод)

электричество -провода, пар-…(трубы)

лимон — кислый, сахар-…(сладкий)

камень — тяжелый, перышко-.. .(легкое)

машина-дорога, корабль-… (море)

птица-клюв, слои-…(хобот)

Выполняя упражнения на развитие логического мышления, ребенок одновременно будет развивать и внимание, и склонность к анализу, и способность к выделению обобщающих черт тех или иных явлений.

1. Запиши обобщающее слово:

 — окунь, карась-…

— трава, дерево-…

— крот, мышка-…

— пчела, жук-…

— чашка, тарелка-…

— ботинки, туфли-…

 Что здесь лишнее? Почему?

— таракан, муха, муравей, оса, жук, комар, самолет;

— тарелка, будильник, стакан, молочник, кружка;

— лиса, заяц, медведь, пчела;

— машинка, пирамидка, юла, слива, мишка

Упражнения взяты  из замечательного альбома Т. Ткаченко

Источник: http://reshetova.blogspot.com/2015/11/blog-post_17.html

Игры и задания для развития логического мышления детей дошкольного возраста

Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, иметь элементарные навыки речевой культуры, владеть приёмами произвольного внимания и памяти, уметь выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности. Иными словами, важно не количественное накопление знаний, а их качественная сторона, и способность ребёнка самому находить способы удовлетворения познавательных запросов.

Под логическим мышлением понимается способность и умение ребёнка самостоятельно производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждения и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем).

Логическое мышление дошкольника не может формироваться стихийно. Для его развития необходима целенаправленная систематическая работа специалистов образования, родителей, детей.

И хотя полностью словесно-логическое понятийное или абстрактное мышление формируется к подростковому возрасту, но его начало развития (стартовая площадка) приходится приблизительно на шестой год жизни дошкольника.

Детские игры проходят путь развития от предметно-манипуляционных (собрать пирамиду, дом из кубиков) к интеллектуальным играм. Особая роль принадлежит играм математического содержания.

В данной статье игры и игровые упражнения будут представлены по характеру мыслительных операций.

1. Игры и игровые упражнения, направленные на развитие познавательных процессов (произвольного внимания и памяти)

«Запомни картинки».

Игровое упражнение направлено на развитие зрительной памяти, произвольного запоминания с использованием приёма «группировки». На наборном полотне помещаются группы картинок (по 5): одежда (мужская куртка, детские шорты и т.д. ), транспорт (грузовой, пассажирский). Педагог предлагает поиграть в игру «Запоминалки». Надо запомнить 20 картинок.

Как это лучше сделать? Предлагается алгоритм запоминания: 1. Запомнить группы картинок: одежда, транспорт; 2. Запомнить по подгруппам: зимняя, летняя одежда; грузовой, пассажирский транспорт. А). Педагог убирает одну из групп картинок (5 штук) Вопросы: «Какой группы не стало?» Б). Затем убирается 1 картинка.

Вопрос: «Какой картинки в группе не стало?» В) Картинки переворачиваются.

Можно предложить перечислить по порядку все группы, затем подгруппы, затем порядок картинок в подгруппах.

«Запомни и повтори»

(для читающих детей).

Упражнение направлено на закрепление знаний букв, на развитие произвольной памяти и взаимоконтроля детей.

Детям предлагается ряды букв. Дети смотрят на первый ряд букв, называют их и запоминают порядок расположения. По очереди дети закрывают глаза и называют буквы с закрытыми глазами. Остальные дети проверяют. 1. Х, К, Ж, У, М, Я 2. С, О, Э, Ю, З, Ы 3. Ш, Щ, Е, Ц, Ё, Х

4. А, Л, Д, Н, Ч, И.

«Выложи по памяти».

Детям предлагается образец схематичного изображения предмета. Затем убирается. Дети из палочек выкладывают по памяти изображение (либо рисуют его карандашами).

Игры-головоломки.

Направлены на развитие произвольного внимания, памяти, логического мышления.
Для игры необходимы счетные палочки по15-20 штук на каждого ребёнка.

Руководство педагога состоит в том, чтобы помочь ребёнку найти способ решения. Следует также учить ребенка сначала продумывать свои действия, а потом их осуществлять. По мере накопления детьми опыта в решении подобных задач методом вначале «проб и ошибок», затем мысленно практического плана, дети все меньше допускают ошибки.

«Рассыпанные буквы»

(игровое задание предназначено для читающих детей)

Педагог пишет несколько слов, в которых он изменяет порядок букв на обратный или меняет местами слоги. Например: мабуга (бумага), беникуч (учебник), традеть (тетрадь), арьвосл (словарь).

Дети соревнуются, кто отгадает быстрее всех.

2.  Логические задачи на поиск недостающих фигур и нахождение закономерностей

«Каких фигур не достаёт?»

Эта задача может быть решена только на основе анализа каждого ряда фигур по вертикали и горизонтали путём их сопоставления.

3. Игры на воссоздание из геометрических фигур  и специальных наборов образных и сюжетных изображений

Игра «Колумбово яйцо»

Овал размером 15×12см разрезают по линиям, показанным ниже.

В результате получается 10 частей: 4 треугольника (2 больших и 2 маленьких), 2 фигуры, похожие на четырехугольник, одна из сторон которых округлой формы, 4 фигуры (большие и маленькие, имеющие сходство с треугольником, но с закругленной одной стороной). Для изготовления игры используют картон, пластик, одинаково окрашенный с обеих сторон. В начале детям предлагают сложить яйцо, затем фигуры животных (по наглядному образцу) и т.д.

Желательно также использовать игры «Танграм» («Сложи квадрат»), «Пентамино», «Пифагор», «Монгольская игра», «Куб-хамелеон», «Уголки», «Волшебный круг», «Шашки», «Шахматы» и др.Подробное описание игр можно найти в книге З. Михайловой «Игровые занимательные задачи для дошкольников»

4. Игровые упражнения на закрепление умения ориентироваться на ограниченной плоскости

«Путешествие бабочки»

Данное задание развивает ориентировку на плоскости, развивает внимание, сообразительность. Каждому ребенку дается карточка, расчерченная на 4 пронумерованных квадрата и фишка-бабочка.

Педагог говорит детям, а дети выполняют задания: «Ситуация: бабочка находится в левом верхнем квадрате . Передвигаем фишки направо, вниз, вверх, налево, вниз, направо СТОП ! Бабочка должна находиться в клетке № 4»

Занимательные вопросы, игры-шутки.

Направлены на развитие произвольного внимания, нестандартного мышления, на быстроту реакции, тренируют память. В загадках анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие отношения.

Разминка на быстроту реакции.

  • Из чего видна улица?
  • Дед, который раздает подарки?
  • Съедобный персонаж?
  • Часть одежды, куда кладут деньги?
  • Какой день будет завтра?

Дополни фразу.

  • Если песок мокрый, то…
  • Мальчик моет руки, потому что…
  • Если переходить улицу на красный свет, то…
  • Автобус остановился, потому что…

Закончи предложение.

  • Музыку пишет… (композитор).
  • Стихи пишет… (поэт).
  • Белье стирает… (прачка).
  • Горные вершины покоряют… (альпинист).
  • Обед варит… (повар).

Загадки – шутки

  • В садике гулял павлин.
  • Подошел еще один. Два павлина за кустами. Сколько их? Считайте сами.
  • Летела стая голубей: 2 впереди, 1 сзади, 2 сзади, 1 впереди. Сколько было гусей?
  • Назовите 3 дня подряд, не пользуясь названиями дней недели, числами. (Сегодня, завтра, послезавтра или вчера, сегодня, завтра).
  • Вышла курочка гулять,  Забрала своих цыплят.  7 бежали впереди,  3 осталось позади.  Беспокоится их мать  И не может сосчитать. Сосчитайте-ка, ребята,  Сколько было всех цыплят.
  • На большом диване в ряд  Куклы Танины стоят:  2 матрешки, Буратино  И весёлый Чиполлино.Сколько всех игрушек?
  • Сколько глаз у светофора?
  • Сколько хвостов у четырех котов?
  • Сколько ног у воробья
  • Сколько лап у двух медвежат?
  • Сколько в комнате углов?
  • Сколько ушей у двух мышей?
  • Сколько лап в двух ежат?
  • Сколько хвостов у двух коров?

Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки, сообразительности, пространственных представлений.

С. Толкачёва

Источник: https://vscolu.ru/articles/igrovye-kompleksy-dlya-razvitiya-logicheskogo-myshleniya-doshkolnikov.html

Ссылка на основную публикацию