Игры на развитие памяти детей 3 лет

Игры на развитие памяти для детей от рождения до шести лет

Многие родители желают, чтобы их детки были самыми умными. Для этого они как можно раньше учат их читать, считать, писать и т.д. Конечно, такое стремление и усердие похвально, однако увлекаясь раним развитием ребенка, папы и мамы нередко забывают о самом главном – развитии памяти малыша. А ведь именно хорошая память залог успешного обучения.

Поэтому до поступления крохи в школу, лучше сделать акцент не на приобретении конкретных знаний и умений, которые он в любом случае освоит в положенное для этого время, а на тренировке и развитии памяти. Причем заниматься формированием навыков запоминания стоит с самого раннего возраста. Ну а лучший способ это сделать – игры на развитие памяти.

При подборе игр для своего малыша обязательно учитывайте, что его способности запоминать только развиваются, поэтому имеют хаотичных характер.

Ребенок еще не может самостоятельно контролировать процессы запоминания, особенность детской памяти заключается в том, что в ней откладывается лишь то, что крохе интересно, что вызывает у него определенные эмоции.

Поэтому любые упражнения и игры должны быть увлекательны для малыша, они должны вызывать лишь положительные эмоции и живую реакцию. Ну а начинать занятия с ребенком можете с первых месяцев его жизни.

Примерно к четырем месяцам малыш уже может запоминать важные для себя образы, а в шесть способен узнавать лица людей и предметы. У него начинают формироваться первые ассоциации и страхи. К примеру, кроха может расплакаться, увидев женщину в белом халате, поскольку она его испугала, проводя плановый медицинский осмотр.

В это время основная задача родителей – больше разговаривать с малышом и рассказывать ему обо всем, что его окружает.

Обращайте внимание крохи на новые предметы и объекты, если это возможно, давайте к ним прикасаться, объясняйте какие они издают звуки, как движутся и т.д.

Например: «Смотри, это собачка, она любит бегать и грызть косточки, а еще она лает», в конце продемонстрируйте, как именно лает собачка. Очень полезно для развития ребенка проговаривать ему потешки или петь для него простые песенки.

После того, как малышу исполниться шесть месяцев, можете приступать к первым играм на развитие памяти. Предложите ему поиграть в прятки. Спрячьтесь, например, за шкафом и поочередно выглядывайте сверху, снизу, посередине, приговаривая при этом: «ку-ку».

Со временем малыш запомнит последовательность «выглядывания» и будет смотреть в то место, в котором вы должны в очередной раз появиться.

Или сыграйте в другую игру: возьмите небольшую игрушку, покажите крохе, а затем спрячьте ее под лежащую рядом салфетку или платок и попросите малютку найти.

Примерно с 8 месяцев можно начинать с малышом играть в пальчиковые игры. Разглядывайте с ним картинки с изображениями животных и предметов, подробно рассказывайте о них и через некоторое время просите показать, где кошечка, дерево, корова и т.д. Можете поиграть с крохой в следующую игру: в коробку положите три разных игрушки, назовите одну из них и попросите малютку дать ее вам.

В этом возрасте детки особенно хорошо запоминают всевозможные движения и действия и стараются их повторить. С ними уже можно играть во множество разных игр – строить башни из кубиков, складывать пирамидки, танцевать, играть на музыкальных инструментах, лепить, рисовать, перебирать крупы и т.д. Все это способствует развитию двигательной памяти.

Старайтесь как можно больше читать малышу, а затем обсуждайте прочитанное. Говорите с ним обо всем, что происходит – куда вы ходили, что делали, ели, кого видели и т.д. Кроме этого можете предложить крохе следующие игры для тренировки памяти:

  • На столе разложите несколько небольших листов бумаги или картона, на которых изображены предметы, геометрические фигуры, звери, растения и т.д. Дайте малышу время хорошо их запомнить, после чего переверните карточки картинками вниз. Задача ребенка назвать где, что изображено.
  • Пред ребенком разложите несколько разных предметов, пусть он запомнит где и что лежит. Затем попросите его отвернутся и уберите один из предметов. Малышу необходимо определить, чего не хватает. Со временем можно немного усложнить задачу: увеличить количество предметов, убирать не один, а несколько объектов, менять их местами или заменять один предмет другим.
  • Поставьте посредине комнаты стул, разместите на нем, вокруг него и под ним несколько игрушек. Пусть малыш внимательно их рассмотрит. Затем скажите, что игрушки отправляются гулять и соберите их. После этого сообщите ребенку, что вернувшиеся с прогулки игрушки, забыли где именно сидели и предложите малышу рассадить их по своим местам.
  • Соберите вместе с ребенком небольшие предметы или игрушки, отличающиеся по форме. Сложите их в непрозрачный пакет или мешочек, чтобы занятие сделать еще полезней, их можно погрузить в любую крупу. Далее предложите ребенку поочередно доставать предметы и не глядя определять, что именно находится у него в руках.

Примерно с трех до шести лет память детей развивается наиболее активно. Не зря детей этого возраста нередко называют «почемучками». Таких малышей интересует абсолютно все.

Кроме того они подобно губке впитывают любую информацию и уже могут вполне осмысленно перед собой ставить цель что-либо запомнить. Именно с этим возрастом наступает самое благоприятное время для развития памяти.

Старайтесь чаще учить с детьми стихи, разгадывайте загадки и головоломки, очень полезны в это период и игры на внимание и память.

  • Расскажите ребенку небольшой рассказ. Затем перескажите его, специально делая ошибки. Ребенку необходимо заметить, когда вы ошибаетесь и исправить вас. Когда у малыша это будет получаться, обязательно хвалите его.
  • Придумайте десять слов и к каждому их них подберите другое, связанное по смыслу слово. Например: стол-стул, тетрадь-ручка, окно-дверь, подушка-одеяло и т.д. Прочитайте ребенку получившиеся пары слов три раза, выделяя каждую из пар интонацией. Немного позже повторите крохе только первые слова пары, вторые же он должен вспомнить.
  • Интересны будут для ребенка игры на зрительную память. Распечатайте, а затем вырежьте предложенные ниже или любые другие карточки с изображениями. Разложите карточки одной тематики картинкой вниз. Пусть малыш по очереди в произвольном порядке открывает по две карточки. Если изображения совпадут, переворачивайте карточки картинкой вверх. Если карточки отличаются их необходимо вернуть на место. Игра окончиться тогда, когда все карточки будут открыты. Скорее всего, сначала малыш будет просто угадывать, но позже он поймет, что для того чтобы их открыть как можно быстрей, необходимо запоминать расположение открывшихся ранее картинок.   
  • Гуляя с ребенком, обращайте его внимание на предметы, которые вас окружают, например, рекламные щиты, красивые деревья, качели и обсуждайте с ним увиденное. Возвратившись домой, попросите малыша нарисовать все, что он запомнил.
  • Предложите малышу посмотреть в течение пары минут на незнакомый предмет, а потом описать его. Затем предмет нужно спрятать и через полчаса попросить ребенка описать его по памяти. Такую игру желательно проводить регулярно, каждый раз предлагая новые предметы.
  • Очень полезны упражнения для памяти, построенные на ассоциациях. Назовите малышу знакомые слова, к примеру: мяч, врач, кошка, пусть он расскажет какие ассоциации они вызывают в его воображении. Какую они имеют форму, цвет, вкус, запах, какие они на ощупь и т.д. Запишите или запомните все характеристики слов, после чего последовательно перечисляйте их, а кроха пусть вспомнит какое слово соответствует этим характеристикам.
  • Выберите какой-нибудь цвет, затем по очереди называйте все, что имеет такой оттенок. Это может быть все, что угодно: фрукты, предметы, посуда, мебель и т.д. Выиграет тот, кому удастся назвать больше слов.
  • Если ваш малыш уже знаком с цифрами, можете предложить ему следующую игру: на листе в произвольном порядке напишите несколько цифр, например, 3, 1, 8, 5, 2, покажите их ребенку на тридцать секунд, за это время он должен запомнить весь ряд чисел. После этого уберите листок и задайте малышу следующие вопросы: какая цифра стоит первой, а какая последней; какое число расположено слева, например, от восьмерки; какая цифра стоит между восьмеркой и двойкой; какое число выйдет при сложении последних двух цифр и т.д.
Читайте также:  Поделки к 23 февраля

Источник: https://polzavred.ru/igry-na-razvitie-pamyati-dlya-detej-ot-rozhdeniya-do-shesti-let.html

Развивающие игры на память для детей 3, 4, 5 и 6 лет

Раздел: Развивающие игры на память для детей 3, 4, 5 и 6 лет

Иногда кажется, что некоторые малыши не в состоянии запомнить несколько слов, не говоря уже о том, чтобы выучить наизусть целое стихотворение.

На самом деле детская память очень избирательна, ведь один и тот же ребенок отказывается повторить строчку из книги, хотя легко воспроизводит слова любимой песенки из мультфильма.

В таком случае родители могут пойти на хитрость и развивать память ребенка, используя для этого развивающие игры .

Согласитесь, что все дети обожают играть, особенно с мамой, и почему бы не воспользоваться этим в учебных целях? На память можно сравнивать картинки и их расположение, или находить лишние элементы. Попробуйте разнообразные игры для детей на развитие памяти, и вы заметите, насколько улучшатся умения малыша, в не зависимости от того, сколько ему — 3, 4, 5 или 6 лет.

Лучшие игры раздела

Запомни фрукты! Мемори-Хэллоуин Страшно интересно!
Нужное окошкоЭта развивающая игра отличается очень увлекательным сюжетом, но главное ее достоинство состоит в том, что это виртуальное приключение развивает память, а значит, играя, … Тренировка памяти с ВинниГероем этого мнемонического приключения стал персонаж, который хорошо знаком тебе по книге и мультикам. Это плюшевый медвежонок Винни-Пух, который собрал всех своих … Карточки с фруктамиЭта классная игра – как самый настоящий витаминный заряд! А все потому, что во время нее на игровом поле ты сможешь увидеть множество фруктов. Тут располагаются …
Запомни фрукты!Если тебе нравится есть сочные и сладкие фрукты, то ты сможешь с удовольствием выполнить увлекательное задание, в котором любимых плодов тоже немало. На игровом поле ты … Загадки ФлинстоуновГероями этого мультприключения стали персонажи, которые хорошо знакомы всем мальчишкам и девчонкам по известному мультипликационному сериалу про жизнь в первобытные … Страшно интересно!Если тебе нравятся ужастики и всякие пугающие и наводящие страх истории, то новая игра точно придется тебе по вкусу. На этот раз тебе предстоит выполнить задание с …
Запомни и найди!Эта полезная игра предназначена не только для развлечений, но и для развития памяти, а это значит, что она очень и очень полезная. На этот раз тебе предстоит запоминать, … Голодная девчонкаИногда даже у самой маленькой девчонки может открыться просто зверский аппетит, особенно, если вокруг полно вкусностей. Именно так произошло с героиней нового … Загадки с фруктамиЛюбому мальчишке и девчонке нужно непременно употреблять в пищу ягоды и фрукты, потому что эти плоды полны витаминов, которые нужны для нормального роста и развития …
За закрытой дверьюПорой так интересно узнать, что скрывает за собой закрытая дверь. Во время новой игры все мальчишки и девчонки смогут удовлетворить такое любопытство, а в самом начале … Праздничные карточкиСюжет этой игры посвящен празднику, который принято широко отмечать в Америке. На этот раз ты сможешь узнать обо всех символах этого праздника, который называется днем … Забавные карточкиЭта развивающая игрушка поможет тебе сделать твою память еще более прочной, а посвящена она запоминанию и поиску лиц. На игровом поле ты увидишь карточки, которые …
Зимние мотивыЭта зимняя игра посвящена холодному времени года, и она понравится всем мальчишкам и девчонкам, которые любят зиму и все, что с ней связано. На игровом поле во время … Подарочки!Получать подарки нравится каждому мальчишке и девчонке! Что нужно делать, чтобы получить подарок? Конечно, хорошо себя вести! Но не только: оказывается, получать подарки … Карточки РальфаЭта детская игра напомнит всем мальчишкам и девчонкам о замечательном мультипликационном фильме про великана Ральфа. На игровом поле ты увидишь карточки, которые сперва …
Веселые карточкиДля того чтобы быть самым умным и сообразительным, нужно слушать маму и папу, учиться читать, писать и считать, а еще – играть в наши игры, которые помогут сделать твою … Большое путешествиеПутешествовать по всему миру – это мечта многих взрослых, а многие мальчишки и девчонки с самого детства тоже начинают мечтать о странствиях и путешествиях. Если и ты … Сложные задачкиВо время этой игры тебе предстоит решать довольно сложные задачки, которые будут тренировать твою память, делая ее еще более объемной и прочной. На игровом поле ты …
Детский матчУ каждого современного мальчишки или девчонки полно игрушек, но всегда хочется иметь что-то новое. Во время новой игры тебе предстоит иметь дело с большим количеством … Фруктовый мемори-матчФрукты очень полезны, потому что они одержать много витаминов и макроэлементов, которые нужны для полноценного развития всех мальчишек и девчонок! а фрукты из новой игры … Задачка Тома и ДжерриКот Том и мышонок Джерри – мультипликационные персонажи, которых знают и любят мальчишки и девчонки по всему миру. И это неудивительно, потому что эти герои всегда …
Звериный мемори-матчЖивотные нравятся всем мальчишкам и девчонкам, потому что наблюдать за повадками и привычками братьев наших меньших всегда очень интересно. Именно с животными будет … Мемори-ХэллоуинСюжет этой игры связан с праздником, который принято отмечать в западных странах, — это канун для всех святых, который называется Хэллоуином. В процессе этого … Мемори-матч с Томом и ДжерриГероями очень увлекательной игры стали персонажи известного мультипликационного сериала, который все мальчишки и девчонки смотрят с самого раннего возраста. Конечно, и …
Геройская памятьМногие мальчишки с самого раннего детства мечтают о том, чтобы стать супергероем. Но мало кто знает о том, что для этого нужно не просто иметь суперспособности от … Волшебные кристаллыДобрая волшебница подарила девочке множество разноцветных кристаллов самой разной формы — прекрасные цветные призмы, пирамидки, звездочки, кубики. Но злобная колдунья … Одинаковые тыковкиОсень — пора созревания тыкв, соберите урожай. Тыквы различаются размером, формой, окраской. Чтобы собрать урожай, Вам необходимо найти все парные тыквы. Открывая …
Изменчивые блокиНажимаете START, и перед Вами в голубое расчерченное поле спускается блок их серых квадратом. На мгновение некоторые квадраты поворачиваются черной стороной вверх. Вам … Запомните смайлыСмайлы решили поиграть с Вами в прятки. Каждый смайл имеет пару. В начале игры дается несколько секунд, чтобы Вы могли заполнить расположение смайлов. Когда время … Найти новенькогоНажимаете START, открывая поле, на котором появляется фигура. Запомнив, нажимаете на нее, при этом на фигурке появляется зеленое колечко, затем фигурка исчезает. Спустя …
Читайте также:  Подарок маме на день рождения своими руками

Источник: http://www.playlandia.ru/igry-dlya-detej-pamyat/

Картотека игр, направленных на развитие памяти детей 3-4 лет — PDF

1 Картотека игр, направленных на развитие памяти детей 3-4 лет Материал подготовила методист ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр г.о. Сызрани Самарской области» Кузнецова И.Ю.

2 Память один из ведущих психических процессов, имеющих особенно важное значение для дошкольников, для интеллектуального развития которых необходимо сохранение следов полученной информации. Память является не только из важнейших познавательных процессов, но и одним из параметров одаренности.

Еще в Древней Греции считали, что особенно легко и быстро запоминают новый материал и долго сохраняют полученную информацию одаренные дети. И современная психология, несмотря на то, что ученые пока не выработали единого мнения о структуре и природе одаренности, практически признаёт, что одна из ее характеристик высокий уровень развития памяти.

Педагоги и родители в основном начинают обращать внимание на недостаточное развитие памяти ребёнка только тогда, когда у него уже возникают проблемы в школе. Он не может запомнить простой рассказ или стихотворение, не может решить задачу, потому что ему трудно представить её решение.

Именно поэтому обучение образному запоминанию должно происходить гораздо раньше, чем возникнут, какие-либо трудности. Если постоянно включать в занятия с ребёнком игры на создание образов, то такой способ запоминания станет для малыша привычным, образы будут возникать без напряжения.

Стоит только поддержать то, что дано ребёнку природой, можно получить отличные результаты. Важно помнить о том, что если мы чем-то не пользуемся, мы это утрачиваем, эти способности атрофируются. 2

3 В возрасте 3-4-х лет память ребенка является центральной функцией, которая определяет остальные психические процессы. Мыслить для ребенка в этом возрасте значит вспоминать, то есть опираться на свой прежний опыт или видоизменять его.

Чем больше внимания педагоги и родители уделяют развитию различных видов памяти, тем выше интеллектуальный потенциал ребенка. Именно поэтому необходимо организовывать систематическую и целенаправленную работу по развитию памяти ребенка.

Развитию памяти детей способствует дидактическая игра.

Она создает действенную игровую мотивацию, подчиняет запоминание близкой и понятной ребенку цели, позволяет ему осознавать способы выполнения деятельности, а также дает взрослому возможность руководить мнемической деятельностью, не вставая в открыто дидактическую позицию 3

4 Игра в слова. Задание 1. Сейчас я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить. ВНИМАНИЕ! слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь. ПОВТОРИ! Задание 2. Как ты думаешь, можно ли разделить эти слова на группы, части. На какие группы или части ты бы разбил эти слова? (Ребенок может назвать много вариантов. Это хорошо. Пусть мыслит.

Но нужно подвести его к наиболее правильному ответу. Например: «Вспомни сначала животных, а потом перечисли предметы мебели»). Задание 3. Перечисли, пожалуйста, все слова еще раз. Осенние листья. Задание. «Посмотри на этот лист. Запомни его». Далее этот лист надо закрыть и попросить ребенка отыскать точно такой же среди остальных.

(Как правило, эту задачку никому не удается решить сразу, поэтому можно повторить несколько раз). Когда задача будет решена, нужно подробно обсудить с ребенком то, как он запоминал. Необходимо детально проанализировать особенности контура листа, стебля, количество жилок и т.д. Гуляем по зоопарку.

Ребенку дают 10 картинок с изображениями разных животных и предлагают внимательно рассмотреть их. Время 3-5 минут. Потом 4

5 картинки следует убрать. Ребенку предлагается закрыть глаза и представить, что мы гуляем по зоопарку. Инструкция: «Я буду называть тебе зверей, ты должен вспомнить тех, кого я не назвала». Итак, лиса, волк, ежик, жираф, слон Задание 1. Перечисли животных, которые были на картинках. Задание 2.

Ребенку опять дают 10 картинок, что и в начале и просят назвать и показать тех животных, которые были в начале. Задание 3. Найди на картинках животных, которых назвал ты. Задание 4. Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить животных в том порядке, в каком они назывались. Задание 5.

Перечисли всех животных, которых ты знаешь. Гуляем по лесу. Инструкция: «Представь, что мы уже в лесу! Я буду называть тебе птиц. Ты должен вспомнить тех, кого я не называла». Итак, сорока, кукушка, дрозд, малиновка, дятел. Задание 1. Назови всех птиц, каких ты знаешь.

Если ребенок затрудняется, то ему предложить воспользоваться картинками. Задание 2. Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить тех птиц, которые были названы в начале игры. Вкус и запах. Задание 1. Представь лимон. — Каков он на вкус? — Вспомни, как пахнет лимон. Расскажи об этом.

— Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь? Задание 2. Нарисуй лимон. 5

6 — Задание 3. Представь апельсин. Каков он на вкус? — Вспомни, как пахнет апельсин. Расскажи об этом. — Какого цвета апельсин? — Представь, что ты держишь апельсин в руке. Что ты чувствуешь? Задание 4. Нарисуй апельсин. Задание 5. Расскажи, чем отличается апельсин от лимона. Чем они похожи? Разрезанная картинка.

Цель: Развитие произвольной памяти, наблюдательности, логического мышления. Упражнять в умении определять группу предметов, объединенных по общему признаку, посторонний предмет. Материал: цветная открытка (картинка) с изображением предмета разрезается на несколько частей. Инструкция: «Видишь, картинка сломалась.

Почини ее». Если ребенок не справляется с заданием, то ему предлагается упрощенный вариант. Далее следует опять предложить ему собрать первую картинку пусть пробует различные варианты, не следует торопить его. Задание 1. Картинка убирается, и ребенка просят по памяти нарисовать ее.

Если при выполнении задания обнаруживается хоть одно несоответствие оригиналу, то эту ошибку надо обязательно обсудить с ребенком.

Для этого можно использовать следующие вопросы: — Что изображено на картинке? — Какой формы твой рисунок? — Какого цвета твой рисунок? При этом необходимо обсудить наличие или отсутствие деталей, штрихов и т.д. в рисунке ребенка. Игра в стихи. 6

Источник: https://docplayer.ru/63656727-Kartoteka-igr-napravlennyh-na-razvitie-pamyati-detey-3-4-let.html

Развитие памяти у детей от 1 года до 5 лет

Память – один из важнейших психических процессов. Она делает возможным обучение и развитие. Память помогает ребенку познавать мир и устанавливать связи между предметами, событиями, явлениями, людьми.

Без нее невозможна ни одна целенаправленная деятельность. Развитие памяти у детей взаимосвязано с развитием речи, мышления, восприятия, внимания и двигательной активности.

«Помочь» этому процессу взрослые могут, разобравшись в возрастных нюансах формирования памяти. 

Развитие памяти у детей 1-2 лет

Годовалый ребенок живет сегодняшним днем. Он не помнит того, что было вчера, и не способен нарисовать в воображении «завтра». Все его внимание сконцентрировано на том, что его окружает в данный момент. Малыш способен различать знакомые предметы, звуки, запахи, вкусы, поверхности. Опираясь на знания, полученные от органов чувств, он учится быстрее распознавать предметы вокруг себя.

Читайте также:  Стихи о животных, 1 класс

Советы родителям

  • На прогулке и дома показывайте ребенку как можно больше разных предметов. Называйте их и рассказывайте о них (что это, какое оно, что делает). Обращайте внимание на свойства: приятно пахнет, мягкое, холодное, звенит, красное и т.д. Давайте малышу как следует «насладиться» исследуемым объектом.

    Многочисленное повторение приведет к запоминанию новых слов, обозначающих названия предметов, их свойств и действий.

  • Реагируйте на все, что интересно самому крохе. Следуйте за его активным указующим пальчиком, называя все, что привлекает внимание малыша.

  • Из игрушек для этого возраста подойдут разноцветные пирамидки (в 3–4 кольца), кубики, разные емкости, вкладывающиеся друг в друга.

Игры

«Угадайка»

С ребенком можно поиграть в игру «Что это?» или «Кто это?». Сначала сами показывайте на предмет и спрашивайте: «Что это?» Подождав несколько секунд, чтобы привлечь внимание малыша, назовите предмет.

Как только ребенок поймет, что все имеет названия, он захочет узнать как можно больше. Поэтому скоро сам начнет показывать пальчиком и произносить какой-нибудь звук с вопросительной интонацией, а потом и задавать вопрос самостоятельно.

Эта игра развивает словарный запас и тренирует память. 

«Называлки»

Поскольку ребенок в этом возрасте активно изучает свое тело, родители помогут ему в этом, задавая вопросы: «А где у тебя носик (глазки, ручки, пальчики, пятки, коленки и т.д.)?» По мере освоения материала игру можно усложнить, спрашивая «где носик у папы?», 

«а у мамы?», «а у мальчика на картинке?». И уже к 1,5 годам малыш, как правило, будет хорошо знать части своего тела. 

Развитие памяти у детей 2-3 лет. Упорные исследователи

В этот период развитие памяти у детей идет очень активно: ребенок осваивает связи между предметами, их свойствами, признаками и действиями.

Например, если малыш заинтересовался предметом, теперь мало его назвать – нужно сказать, что он делает (плавает, летает, ездит, лает, чирикает и т.д.

)  С 2 лет малыш хорошо запоминает небольшие стишки; знает некоторые цифры, буквы, геометрические фигуры, животных, фрукты, овощи, ягоды. По пути на детскую площадку вы можете описывать все, что видите.

Советы  родителям

  • Продолжайте удовлетворять любопытство крохи. Называйте все, что его интересует.
  • Отвечайте на его вопросы как можно более просто и точно.
  • Учите стишки и песенки.

  • Разглядывайте картинки и многократно перечитывайте любимые книжки.

  • Чем больше видов деятельности освоит ребенок, тем больше ассоциативных связей, помогающих запоминанию, будет создаваться.

Игры

«Секретики»

Попробуйте зарыть секретик (это может быть вырезанная картинка из журнала, положенная под кусок прозрачного пластика, или пуговка). «Секретики» можно зарыть у приметного дерева и запомнить ориентиры. Через какое-то время предложите ребенку найти спрятанное. Помогайте только в случае большого затруднения. Так тренируется память.

Цифры и буквы

Малыш в состоянии выучить цифры до 10 и некоторые буквы. Для этого можно разровнять снег и, пользуясь палочкой, рисовать на нем числа или буквы и произносить их. А для лучшего запоминания обращать внимание малыша на особенности буквы (на что она похожа), а с цифрами проводить ассоциации – например, сколько ему лет. Это упражнение тренирует память и расширяет кругозор.

Развитие памяти у детей 3-4 лет. Начинающие аналитики

В этом возрасте ребенок учится четко различать основные цвета, знает основные геометрические формы, начинает сравнивать предметы по разным признакам: величине, форме, цвету, количеству. И учится подбирать пару по заданному признаку. Овладевает такими понятиями, как «мало-много», «большой-маленький», «высоко-низко». Может соотнести цифры до 3 (иногда до 5) с количеством пальцев на руке.

Советы родителям

  • Важно, чтобы ребенок как можно больше говорил. Для этого просите, чтобы он подробно описывал увиденное. Играйте в «Что делает?», проходя мимо кого-то/чего-то или рассматривая картинки, спрашивайте: «Этот дедушка что делает?» Ответом может быть: «Идет» или «Сидит и смотрит».

  • Расширяйте кругозор ребенка. К 4 годам ему положено знать основные овощи, фрукты,  ягоды, деревья, цветы, грибы, животных (причем выделять домашних и диких), птиц; одежду и обувь. Малыш должен ориентироваться во времени суток (утро, день, вечер, ночь), знать времена года.

     

Игры

«Повторялки»

Взрослый показывает подряд 1–2 движения, и ребенок должен их повторить в той же последовательности. Игру можно усложнять, добавляя трудные движения. Так будет развиваться мышечная память тела.

«Запоминалки»

Приготовить 10 карточек с изображениями. Ребенок вытаскивает три и разглядывает их некоторое время. Потом ему даются все 10 карточек, и он должен выбрать из них те, которые вытаскивал. 

«Найди пару»

Надо находить пару из предложенных картинок или предметов. Еще следует позаботиться о  том, чтобы малыш умел классифицировать предметы по группам и давать им названия (яблоко, груша и персик – фрукты; майка, рубашка и штаны – одежда и т.д.).

Развитие памяти у детей 4-5 лет. Младшие дошкольники

В этом возрасте уже ясно, какими «талантами» обладает ребенок, что ему легче дается. Также видны слабые места – то, чего не знает или не может понять ребенок и что нужно постараться ему объяснить. 

Советы родителям

  • Постарайтесь определить, что малышу легче запомнить – картинку (образ) или слова на слух. Помогайте запоминать новую информацию с опорой на разные органы чувств. Уделяйте внимание тому, что вызывает затруднение.

     

  • Учите с ребенком стишки, песенки, считалки. Обсуждайте разные профессии (название, кто и что делает).
  • Обратите внимание на то, как ребенок запоминает правила  игры. Можно разучивать их заранее, проговаривать возможные игровые ситуации.

    И тогда в нужный момент память малыша «не подкачает».

Игры

«Почемучка» 

На прогулке и дома можно задавать ребенку разные вопросы. «Можно ли осенью купаться в речке?», «Почему утром чистят зубы?», «Для чего зимой одевают шубу?» и т.д. 

Противоположности

Ребенку предлагается запоминать пары слов-антонимов: девочка-мальчик, кошка-собака, холодно-горячо  и т. д. 

Времена года

Взрослый описывает время года, а малыш как можно быстрее должен догадаться и назвать его. Усложнить игру можно объяснением, что ему помогло догадаться и как еще можно описать данное время года. Если детей несколько, то играть можно на скорость.

«Отгадайка»

Загадываем слово. Затем, не называя слова, даем описание предмета, человека, животного, явления. Например, солнышко. Мы говорим: «Большое, теплое, светит». Сначала пусть малыш научится отгадывать, а со временем сможет сам подбирать нужные для описания слова.

Не за горами у малыша поступление в первый класс. И нагрузка его ожидает гораздо более значительная, чем в детсадовские годы. А хорошо развитая память сможет облегчить ему адаптацию к школьным правилам и освоение новых предметов. Дело родителей – помочь ребенку развить этот заложенный природой механизм вовремя. 

Важно!

От 1 до 3 лет ведущей является предметная деятельность, направленная на овладение традиционными способами употребления вещей (т.е. в игрушки надо играть, одежду – надевать, ложкой – есть и т.д.). Именно она оказывает наибольшее влияние на развитие памяти.

С 3 до 6 лет ведущая деятельность – ролевая игра. Происходит освоение социальных норм и взаимоотношений между людьми, формируется произвольность поведения. Восприятие, которое во многом развивает память, в этом возрасте становится более осмысленным. Ребенок начинает анализировать увиденное и услышанное. 

Источник фото: Shutterstock

Источник: https://www.2mm.ru/malysh/razvitie-rebenka/1716/razvitie-pamyati-u-detey-ot-1-goda-do-5-let

Ссылка на основную публикацию