Игры на развитие познавательных интересов у дошкольников. картотека

Картотека игр: Развитие познавательной и речевой активности

КАРТОТЕКА ИГР:

«Развитие познавательной и речевой активности

у детей дошкольного возраста»

Цель. Формирование особенностей развития познавательной потребности у дошкольников.

Материал. 4 листа картона с изображением геометрических фигур (например, прямоугольников), количество от одного до четырех (фоновые листы). Под каждой фигурой – прорезь для подчеркивания.

Кроме того, 8 листов картона, которые имеют изменения в одной из четырех фигур либо по форме (прямоугольник заменяется на треугольник – 4 листа), либо по цвету (красный прямоугольник заменяется на зеленый – также 4 листа).

Ход проведения. Ребенку предъявляется лист, обозначающий дом для разных зверушек, которые в ходе игры перечисляются либо взрослым, либо ребенком, если он достаточно активен.

Изображенные на листе фигуры означают окна домика, а прорезь под фигурой является местом, где ребенок может нарисовать «дорожку» для «жителя» этого домика.

Проводить линию в прорези (рисовать дорожку) можно под любой фигурой по выбору, но на каждом листе только один раз.

Четыре фоновых листа предъявляются в определенной последовательности 2 раза, то есть одни и те же фигуры предлагаются 8 раз. Далее экспонируются листы с внесенными изменениями: сначала с измененной формой, причем меняющаяся фигура последовательно занимает различные места.

Аналогичная игра проводится с фигурами с измененным цветом. В конце ребенка просят рассказать о наблюдаемых изменениях в цвете и форме фигуры.

Детям с плохо развитой речью или недостаточно хорошо ориентирующимся в форме фигур предлагают заранее нарисованные прямоугольник, овал и треугольник, и дошкольника просят указать, какие фигуры были, а каких не было.
Цель. Развивать любознательность у дошкольников.

Ход проведения.

Ребенку предлагается послушать сказку, но нужно выбрать одну из четырех: про сливу, яблоко, грушу и манго (последний объект должен быть не знаком ребенку). Ребенка спрашивают, какую сказку он хочет послушать.

Цель Определение напряженности познавательной потребности.

Материал. «Письмо», в котором несколько слов зашифровано. Внизу листа прилагается шифр.

^ За 5 минут до окончания занятия логопед говорит, что пришло письмо. От кого оно – неизвестно. Несколько слов в письме зашифровано. Внизу на листочке приложен шифр.

Каждому ребенку дается листочек с письмом. Под руководством логопеда расшифровывается первое слово. Расшифрованное слово отмечается на листочке.

Через 10 минут логопед предлагает желающим расшифровать оставшиеся слова и узнать, от кого пришло письмо. Нежелающие могут сдать листочки.
Цель.

Определение степени выраженности познавательной мотивации, ее силы и устойчивости.

Материал. Две мыслительные задачи – проблемного и непроблемного типа.

^ Предлагаются последовательно задача непроблемного (время выполнения – 2 минуты), затем проблемного типа (установленная продолжительность решения – 10 минут).

В ходе решения задачи, в момент, когда она еще не решена, но ребенок уже втянулся в работу, под каким-либо предлогом деятельность приостанавливается.

Предполагается, что возврат к нерешенной задаче осуществляется на основе возникающей познавательной мотивации.

Цель. Выявление уровня развития любознательности, степени выраженности поисковой активности.

Материал. Несколько новых или давно спрятанных и забытых ребенком игрушек (кубики, машина и др.), одна игрушка с секретом (используется для того, чтобы поставить ребенка перед необычной проблемой), новая книга.

^ Перед ребенком выкладывают игрушки, среди них помещается предмет с секретом, рядом выкладывают книгу. Ребенку предлагают поиграть. За ребенком наблюдают 15-20 минут. Затем ребенка спрашивают с чем ему больше всего понравилось играть и почему.

Цель. Развитие степени выраженности любознательности, чувствительности к новому и неизвестному, способности к вероятностному прогнозированию.

Материал. Картинка с изображением какой-либо ситуации.

^ Ребенку предлагается задать вопросы к картинке, а также попробовать угадать, что предшествовало этой ситуации (его причины) и что произойдет в дальнейшем (последствия)

Выдвижение ребенком гипотез относительно причин и последствий событий свидетельствует о наличии способности к вероятностному прогнозированию.
Цель.

Развитие уровня вопросительно-исследовательской активности детей дошкольного возраста (от 4 лет).

Материал.

Три картинки, представляющие собой рисунки завершающего этапа происходящих ранее действий и событий с действующими лицами, которые неизвестны для ребенка; головоломка, вербальная задача.

^ Все задания проводятся индивидуально.

Первое задание. Логопед предлагает поиграть в «Вопрошайку» – задать как можно больше вопросов к картинке. Вводится элемент соревнования – выиграет тот, кто больше задаст вопросов.

Сначала проводится пробная игра, чтобы ребенок понял ее условия. В случае недопонимания даются дополнительные разъяснения. После задавания вопросов ребенка просят составить рассказ по картинке.

Если ребенок не объясняет содержание картинки, ему задаются вопросы.

^ Ребенку предлагается разобрать игрушку-головоломку. Затем просят собрать ее, что является неожиданным, так как сначала сообщалось только о разборе. В ходе решения задачи фиксируются рассуждения ребенка относительно путей поиска достижения правильного результата.

^ Ребенку предлагается угадать число (можно от 1 до 2000 для детей 6-7 лет). Деятельность ограничивается такими условиями: можно задать не более 11 вопросов; вопросы должны быть такими, чтобы на них можно было отвечать «да» или «нет». Предоставляется возможность осуществить от 1 до 5 попыток (по желанию).

Цель. Определение доминирования познавательного или игрового мотива в аффективно-потребностной сфере ребенка.

Материал. Несколько обычных, не слишком привлекательных игрушек, книга (сказка).

^ Ребенка приглашают в кабинет, где на столике выставлены игрушки, и предлагают в течение одной минуты рассмотреть их. Затем подзывают его к себе и предлагают послушать сказку (незнакомую ребенку). На самом интересном месте чтение прерывают и спрашивают ребенка, чего ему в данный момент больше всего хочется: поиграть с игрушками или дослушать сказку.

Цель. Развитие доминирующих мотивов умственной деятельности у старших дошкольников.

Материал. Текст рассказа, 6 схематических картинок, соответствующих содержанию текста и служащих опорой для запоминания.

^ Логопед зачитывает текст рассказа и по ходу чтения выкладывает картинку соответствующего содержания. После прочтения задаются вопросы.

Цель. Изучение особенностей мотивационных предпочтений в выборе деятельности.

Материал. Выполненный из бумаги цветок с тремя лепестками, которые легко отрываются.

^ Ребенку предлагается одновременно с отрыванием одного из трех лепестков цветка назвать вид деятельности, которым ребенку нравится заниматься больше всего в детском саду.

Цель. Выявление у ребенка наличия познавательной мотивации, направленности его интересов.

Ход проведения. Ребенку задается следующий перечень вопросов (предварительно заучиваются).

  1. В какие игры любишь играть? Почему?
  2. Во что чаще играешь? Почему?
  3. Есть ли любимая игрушка?
  4. В какие игры ты с ней играешь?
  5. Чем любишь заниматься дома? А в детском саду?
  6. Какое занятие нравится? Почему?
  7. Любишь ли ты рассматривать (читать) книги?
  8. Есть ли дома животные? Какие?
  9. Ухаживаешь ли ты за ними?

Цель. Развитие степени выраженности положительного эмоционального отношения к познавательной деятельности.

Материал. Лист с напечатанным текстом, в котором отдельные слова заменены квадратом, и набор картинок, служащих для расшифровки опущенных во фразах слов. Правильная расстановка картинок и последующий анализ и обобщение описанных в загадке признаков позволяют прийти к верной отгадке.

^ Ребенку говорят: «Ты любишь отгадывать загадки? У меня есть необычная загадка (показывается текст). Посмотри, здесь есть слова и квадраты. Чтобы найти отгадку, нужно прочитать написанное и подставить в квадрат нужную по смыслу картинку».

Взрослый вместе с ребенком рассматривает изображения, просит назвать их, в случае допущения ошибок в названии поправляет. Первое слово расшифровывается совместно. Если ребенок еще не владеет техникой чтения, фразы зачитываются взрослым.

В случае прекращения деятельности по инициативе ребенка или категорического отказа от выполнения задания через 10 минут предпринимается повторная попытка привлечь ребенка к продолжению занятия.

Цель. Изучение особенностей проявления познавательного интереса в ситуации выбора различного типа задач.

Материал. Два конверта с одинаковым содержимым, куда вложены детали цветных квадратов, разрезанных на 2, 3, 4 и более частей (в качестве стимульного используется материал одной из игр, предложенных Б. П. Никитиным). На одном из конвертов даны схемы составления квадратов.

^ Ребенку предлагается построить дорожку из квадратов. Задача предполагает установление целого и частей, возможных взаиморасположений. Ребенку предоставляется право выбора одного из двух вариантов выполнения заданий.

Ребенку говорят: «Давай попробуем построить дорожку из квадратов. У меня два конверта: в этом (показывая) лежат детали квадратов, а на конверте нарисовано, как из них можно составить квадрат. В другом конверте лежат точно такие же детали, но нет образца. Здесь надо самому подумать, как составить квадрат».

Не следует акцентировать внимание детей на степени трудности второго задания, хотя этот вариант, несомненно, более сложен, поскольку требует от ребенка творческого осмысления.

В момент наивысшей увлеченности интеллектуальной деятельностью, когда задача еще не решена, но ребенок уже втянулся в ее решение, ребенку предлагается сделать перерыв и выполнить какое-либо поручение (полить цветок, протереть пыль, сложить игрушки и т. п.). В случае отказа от продолжения деятельности следует попробовать привлечь ребенка к деятельности еще раз, но не настаивать.

Цель. Развитие произвольной поисковой активности в форме вопросов.

Материал. Черный ящичек, предмет простой конфигурации, довольно часто встречающийся детям в обыденной жизни (например, яблоко, картофель, головка репчатого лука, карандаш, стирательная резинка и т. п.).

^ Перед ребенком находится черный ящичек с помещенным внутрь предметом.

Ребенка спрашивают: «Ты хочешь узнать, что лежит в ящике? Чтобы узнать, какой предмет находится в ящике, нужно задавать вопросы. Можно задавать вопросы, какие захочешь, я на них буду отвечать, и ты сможешь догадаться, что там лежит».

Если ребенок действует методом перебора вариантов, предлагается перечень вопросов, представляющих собой готовый алгоритм поиска ответа: «Спроси у меня – для чего нужен этот предмет? Что с ним делают? Из чего он сделан? Какой формы? Какого размера? Какого цвета?» В случае игнорирования ребенком предложенного готового пути решения поставленной задачи предпринимается повторная попытка направить мысль ребенка в нужное русло. Выполнение задания ограничивается 10 минутами. По истечении отведенного времени деятельность под каким-либо предлогом прекращалась.
Цель. Развитие познавательного интереса при актуализации регуляционных процессов в условиях необходимости сохранения последовательности действий во внутреннем плане.

Материал. Лист бумаги с изображенными на нем значками различной конфигурации – крестик, круг, треугольник и карандаш

^ Ребенку говорят: «Видишь, на листе бумаги расположены разные значки – крестики, кружочки, треугольники. Среди них спрятан какой-то предмет.

Чтобы его найти, нужно соединить значки по правилам: первое – линию можно проводить только между разными значками, одинаковые соединять нельзя; второе – соединяются значки, которые находятся ближе друг к другу; третье – нужно соединять значки в определенной последовательности (показывается карточка с образцом соединения): крестик соединить с кругом, круг с треугольником, треугольник опять с крестиком. А крестик с чем соединить? А круг?» Логопед также уточняет, с какого значка следует начать рисование. При необходимости инструкция повторяется. По окончании работы задаются вопросы.

Цель: Развивать воображение, любознательность.

Задание 1: Предложить ребенку составить загадку о зонтике. Для подсказки все признаки следует расположить в 2 столбика:

На что предмет похож? Чем отличается?
несъедобный
не крутится
укрывает от дождя

Загадка Как гриб, но съесть нельзя, Как волчок, но не крутится, Как колокольчик, но от дождя укроет.

Задание 2: Предложить ребенку составить загадку об очках.

Составные части На что похоже?
дужки на крючки
стекла на лужи
оправа буква «В»

Загадка Две лужи на двух крючках, похожи на букву «В».

Задание 3: Предложить ребенку составить загадку о коньках.

Коньки (что делают?) Что является таким же или делает так же?
блестят звезды
разрезают ножи
мчат кони

Загадка Блестят, но не звезды, Разрезают, но не ножи, Мчат, но не кони.
Цель: Развить навыки творческого конструирования образов, воображение, мышление.

Задание: Предложить ребенку соединить пары слов при помощи предлога или падежа.

Лиса — сыр Пирог — капуста
Рыба — вода Школа — чудеса
Человек — космос Море — красота
Хвост — кот Остров — океан

^ и т.д. Можно попросить ребенка составить, рассказ, используя одно из сочетаний.
Цель: Развивать воображение, познавательную и речевую активность.

Задание: Предложить ребенку ответить подробно на предложенный вопрос.

Например:

  1. Что произойдет, если оживут все сказочные герои?
  2. Что произойдет, если все животные начнут говорить человеческим голосом?
  3. Что произойдет, если дождь будет лить не переставая?
  1. Игра «Неоконченные рассказы»

Цель: Развивать воображение, познавательную и речевую активность.

Задание: Предложить ребенку закончить рассказ.

На реке

Юра и Толя шли неподалеку от берега реки.

  • Интересно, – сказал Толя, – как совершаются подвиги? Я все время думаю о подвиге.
  • А я об этом даже не думаю, – ответил Юра.

И вдруг мальчики останавливаются.

С реки донеслись…
Цель: Развивать творческое воображение, познавательную и речевую активность.

Задание 1: Предложить ребенку придумать слова, которые начинаются на буквы, входящие в состав слова лимон.

Например:

Л — лось М — молоко Н — нос
И — игла О — орел

Может быть несколько вариантов ответов.

Задание 2: Предложить ребенку придумать слова, которые начинаются на буквы, входящие в состав слова яблоко.

Например:

Я — ястреб Л — лев К — кот
Б — баран О — очки О — остров

Может быть несколько вариантов ответов.

Задание 3:Предложить ребенку за 1 минуту подобрать как можно больше слов, начинающихся на слог ко-.

Например: корова, корица, коза, косарь, кони, котел, король, конец, корень, коробка и т.д.

Задание 4: Предложить ребенку за 1 минуту подобрать как можно больше слов, начинающихся на слог ли-.

Например: лиса, липа, лилипут, ливень и т.д.

Цель: Развивать воображение, познавательную и речевую активность.

Задание: Предложить ребенку за 1 минуту придумать рассказ или сказку о каком-либо домашнем животном. Затем в течение 2 минут рассказать его.

Взрослому надо обратить внимание на скорость придумывания, необычность, оригинальность сюжета, разнообразие персонажей, эмоциональность образов рассказа или сказки.

Источник: http://dmee.ru/docs/100/index-15934.html

картотека дидактических игр по познавательному развитию дошкольников старшего возраста

21 век — век кибернетики, электроники. Ребёнок уже с раннего возраста тянется к мобильному телефону, компьютеру. Осознанно или спонтанно он нажимает кнопки электронного устройста? Что привлекает ребёнка в электронике? Какую пользу он может извлечь, играя с этими устройствами? Всегда ли эти игры полезны для ребёнка?

Последнее время перед нами встаёт вопрос: что делать если у дошкольников снизиласлсь познавательная активность? Да, конечно, игры с реальными предметами стали заменяться на виртульные, тем самым лишая ребёнка тактильных ощущений.

Для развития познавательной активности старших дошкольников в нашей группе мы стали широко использовать три вида дидактических игр: игры с предметами: «Описываем различные свойства предметов», «Ищем одинаковые свойства предметов», «Сравнение предметов», «Почему овал не катится?», «Какой?», «Угадай, где?», «Угадай, где?» и др., словесные игры: «Бывает — не бывает», «Назови одним словом», «Встань на место», «Вчера, сегодня, завтра», «Знакомимся с признаками предметов с помощью загадок», «Летает — не летает», «Назови мамину профессию», «Угадай профессию» и т.п. Настольно-печатные: «Подбери предметы», «Обобщение-исключение», «Посчитай птичек», «Найди пару», «Профессии» и др. Все игры находятся в свободном для детей доступе.

Изначально мы предлагаем детям интересную игру, знакомим с правилами и игровым материалом. Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются разнообразные навыки. Занятие дидактическими играми обогащают участников новыми ощущениями, представлениями и понятиями.

Так же дидактические игры способствуют расширению круга представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде, воспитывают у детей чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга.

В последствии ребята имеют возможность самостоятельно выбирать игру. С этой целью в группе предусмотрено просторное место, чтобы дети не были стеснены пространством при выборе той или другой игры.

Важно регулировать продолжительность дидактических игр, так как излишняя продолжительность игры часто вызывает у детей довольно сильно выраженное чувство переутомления, чего следует строго избегать, чтобы вместо ожидаемой пользы не получится вред.

Для удобства нами разработаны картотеки дидактических игр по познавательному развитию (по ознакомлению с окружающим миром, по формированию экологических представлений, по формированию математических представлений) по речевому развитию и подобран необходимый игровой материал.

Таким образом, дидактические игры способствуют развитию познавательной активности старших дошкольников.

Источник: https://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/raznoe/kartoteka-didakticheskih-igr-po-poznavatelnomu-razvitiyu-doshkolnikov-starshego-vozrasta-1233400

Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры

Россия, ХМАО-Югра, Тюменская область, Советский район, п. Таёжный

МБДО детский сад «Ласточка»
Воспитатель
Финенко Елена Сергеевна

Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Ни для кого не секрет, что у детей дошкольного возраста важное значение имеет развитие познавательных процессов, таких как: память, внимание, мышление, речь.

Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию.

Они позволяют человеку наметить заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мер выполнения.

Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

 Дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. *

*Условия возникновения опыта.

Ознакомившись с работами знаменитых психологов, пришла к выводу, что занимаясь изучением познавательных интересов, тесно связанных с познавательной активностью, они  выделяют их в особую область интересов человека. По мнению Захаревич П.Ф., Постниковой П.К., Сорокиной А.И.

, Щукиной Г.И. сущность познавательного интереса, обусловливающего познавательную активность, заключается в том, что объектом его становится сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникнуть в сущность явлений, а не просто быть потребителем информации о них.

Проанализировав изученную мной литературу и проведя наблюдения за детьми, я пришла к следующим выводам, что у детей возникают затруднения в:

•        систематизации и обобщении предметов и явлений;

•        анализировании и умении логически обосновывать свои мысли;

•        многие дети не имеют стремление, потребность личности заниматься именно той деятельностью, которая приносит удовлетворение;

•        видеть главное, выделять основное содержание явлений и предметов.

*Поэтому я начала работу по теме: «Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры», целью которой стало формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, как основы воспитания правильного отношения к ней через дидактические игры,которая предусматриваетрешение следующих задач:

  1. Активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;
  2. Систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;
    1. Формировать потребность в стремлении к познанию   новых,  более полных и глубоких знаний, которые  носят поисковый характер;
    2. Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности;
    3. Формировать связную речь (обогащение  и активизация лексической стороны речи — словаря);
    4. Обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка;*

* В своей работе я руководствовалась следующими дидактическими принципами:

  1. Принцип доступности.
  2. Принцип систематичности и последовательности.
  3. Принцип научности.
  4. Принцип развивающего и воспитывающего обучения.
  5. Принцип творческой активности.
  6. 6.     Принцип наглядности.

Формы проведения: групповые, индивидуальные.

Получаемый результат: в процессе дидактических игр у детей развивается внимание, память, речь, мышление, интеллектуальное развитие.      *

*        Третий год работаю над данной темой. Свою работу начала с развития предметно-развивающей средыв группе, что позволяет создать необходимые условия для стимулирования познавательной деятельности детей – неиссякаемый источник для наблюдений, бесед с ребёнком в течение всего учебного года.

* В группе создан уголок «В гостях у Игровичка»,* где собраны различные дидактические игры, авторские игры, многофункциональные пособия такие, как: «Чудо-дерево», «Волшебная корзинка», «Ваза», «Разноцветный сундучок», «Африка», «Мудрая змея», «Воздушное облако», «Цветик-семицветик», «Бурёнка» «Зонт», «Часы».

Эти пособия широко использовались для таких дидактических игр, как:

«Бесконечная классификация»;

—        «Найди по описанию»;

—        «Найди лишний предмет»;

—        «Узнай по тени дерево»;

—        «Соберем урожай»;

—        «Садовник и цветы»;

—        «Поиск общего»;

—        «Поиск аналогов»;

— «Животные Африки»;

—        «Что к чему подходит?»;

—        «Что растет на грядке?»;

—        «Поиск противоположных предметов»;*

         * Работа ведется по трем направлениям:

v Работа с детьми;

v Работа с педагогами;Работа с родителями.

*Работа с детьми:

Обучение детей строится на основе программы «Радуга». Основной формой  познавательного развития  являются игровая  мотивация.

Работа с детьми построена по следующим направлениям:

1. Интеллектуальное развитие;

2. Развитие внимания;

3. Развитие восприятия и памяти;

4. Развитие речи.

         В интеллектуальном развитии применяю такие игры: «Отгадай фигуру», «Собери снеговика», «Превращения», «Чудесный лес», «Четвёртый  лишний», «Путаница?».

В развитии внимания: «Отражение», «Выложи кружочки», «Пантомима», «Портрет».

В развитии восприятия и памяти: «Нади отличия», «Сложи картинку», «Угадай предмет», «Какое время года?», «Кто не на месте?», «Рассмотри внимательно», «Найди предмет».

По развитию речи: «Вершки и корешки», «Вкусный сок», «Угадай, что я съел», «Что за предмет?», «Разноцветный сундучок».

Свою деятельность выстраиваю поэтапно с учетом возраста детей. При подборе игр учитываю особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм. При организации игр словесного содержания я использую сюрпризные моменты: через героя, которому нужно помочь, различные атрибуты.

Дидактические игры включаю в образовательную деятельность, в совместную деятельность, в индивидуальную работу. Игры для образовательной деятельности подбираю с учетом познавательного материала, который дети изучали.

По математике я подбираю игры с математическим содержанием требующие умственного напряжения:

— игры головоломки;

— игры шутки;

— игры с занимательными вопросами: «Почему овал не катится?»,«Кто быстрее найдет»,«Незаконченные картинки»,«Чиним одеяло», «Живые числа», «Новогодние елочки».

По развитию речи включаю дидактические игры, на развитие умения вглядываться в предмет, явление, на умение делать умозаключения и предположения: «Назови как можно больше предметов», «Кто больше увидит и назовет».

При ознакомлении с окружающим, провожу игры на закрепления знаний о сезонных явлениях, растительном и животном мире, способствующие развитию любознательности, наблюдательности: «Волшебный кубик», «Садовник и цветы», «Кто летает?», «Отгадай-ка»

В ходе самих игр в зависимости от возраста детей задаю вопросы, даю образец действий, образец высказывания, напоминаю правила, обращаюсь к опыту детей, беру на себя роль ведущего или наблюдаю за ходом игры.

В процессе игровой деятельности с детьми я стараюсь вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, использую занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения.

Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей я создаю в группе предметно-развивающую среду — специальную дидактическую зону с большим набором познавательных игр, с учётом безопасности, эстетики, наглядности, доступности.

Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

         Широко использую: игры – путешествия, презентации, интерактивные игры. Всё это расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность: сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира.

         Очень интересно прошли мероприятия с использованием мультимедийных технологий:

  • Ø «Путешествие в королевство МАТЕМАТИКИ» — интегрированное занятие (познание — ФЭМП+физкультура-занятие физической культурой), использовала игры: «Назови дни недели», «Сосчитай мячи», «Найди ошибки», «Загадки-задачки», «Найди лишний предмет».
  • Ø «Путешествие в Звукоград». Использовала следующие игры: «Магазин игрушек», «Назови слова», «Рассели  звуки по домикам», «Угадай по описанию».
  • Ø Реализация  проекта: «Морские обитатели», занявший 1 место на базе нашего ДОУ. Использовала следующие игры: «Угадай по силуэту», «Засели аквариум морскими обитателями», «Собери целую картину».

*

v Работа с педагогами:

         Во взаимодействии с педагогами стараюсь использовать разнообразные формы. Провела консультацию для педагогов ДОУ по теме: «Познавательное развитие детей через дидактические игры». Где предложила педагогам свои авторские многофункциональные пособия и  дидактические игры.

Провела семинар – практикум по использованию авторских дидактических игр в работе с детьми. Приглашала педагогов на просмотр открытых мероприятий, непосредственно образовательной деятельности, где использовала дидактические игры.

Разработала вместе с детьми проект «Морские обитатели» и «Путешествие в Африку», которые были представлены на конкурсе проектов детского сада. Проект «Морские обитатели» занял 1 место. *

v Работа с родителями:

  В свою работу активно подключала родителей. Провела собрание «Чем играют наши дети?», на котором был проведен мастер-класс «Учимся, играя». Здесь была представлена выставка дидактических игр и авторских многофункциональных пособий, в процессе которых родители ознакомились с новыми играми, а так же, вместе со своими детьми проигрывали их, обсуждали уже проведенные игры.

Провела анкетирование родителей, которое показало, что у детей увеличился словарный запас, расширился кругозор, вырос уровень знаний, они стали более самостоятельны, активны, стали больше интересоваться познавательной литературой, задавать вопросы, творчески мыслить, активизировалась мыслительная способность.

Дидактические игры включаю в работу с родителями в форме «игры на дом».

Такая систематическая работа дала положительные результаты.

В перспективе я планирую:

  1. изготовить новые дидактические игры;
  2. создать картотеку дидактических игр для родителей;
  3. создать банка видеотеки (с привлечением родителей).

скачать dle 12.1

Источник: https://worldofteacher.com/3051-5.html

Опыт работы по развитию познавательного интереса дошкольников

Развитие познавательной активности дошкольников через опытно — экспериментальную деятельность.

Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве. Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день.

Федеральный государственный образовательный стандарт диктуют нам сегодня направление на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, интеллектуального развития, детской одарённости. Сформировать у выпускников детского сада такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний важнейшая задача воспитателя.

Главное условие работы с дошкольниками — ориентироваться на их возможности и развивать деятельность, направленную на изучение мира и окружающего пространства. Развитие познавательной деятельности невозможно без сомнения.

Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем и детскую любознательность. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».

Возможна ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста? Да! Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг.

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.

Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения.

Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. То есть детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Наблюдая за детьми обратила внимание на то, что познавательная активность детей не достаточно высока, что отражается на развитии речи, логического мышления, развитие памяти, внимания.

Дети не проявляют любознательности, исследовательского интереса к миру живой и неживой природы, предпочитая другие виды деятельности.

Таким образом, возникла необходимость в проведении целенаправленной систематической работы с использованием экспериментирования.

Цель моей работы — развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста посредством опытно – экспериментальной деятельности .

Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

1.Изучить методическую литературу по детской поисково – познавательной деятельности.

2.Организовать развивающую среду

3. Расширить представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями.

4. Развивать связную речь, словарь в процессе знакомства со свойствами предметов и явлений.

5. Побуждать рассуждать, задавать вопросы, обращаться с просьбами.

6. Способствовать формированию выводов и определений в ходе экспериментов, наблюдательности, активности, самостоятельности.

6. Способствовать обогащению собственного опыта.

Проанализировав требования примерной основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, изучив практические и теоретические сведения о детской экспериментальной деятельности, научно-методическую литературу на эту тему, мною были намечены пути практического осуществления будущей работы.

На первом этапе работы перед нами стояла задача обогащения предметно- пространственной среды для реализации на практике опытно-экспериментальной деятельности детей.

Ребенок развивается через познание, переживание и преобразование окружающего мира, поэтому тщательно продуманная развивающая предметная среда побуждает детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества — для этого в группе мы создали экспериментальный центр «Уголок чудес и превращений», в его оснащение входит……

Групповое пространство спланировано нами так, чтобы дети могли делать самостоятельный выбор (где, с кем и чем ребенок будет заниматься) и принимать решения. При этом среда не ограничивает детскую инициативу, а наоборот, предоставляет возможности для проявления и — что важно — для развития и реализации разнообразных идей.

Приобретая опыт, достигая своей цели, ребенок постепенно обретает уверенность в себе, убеждаясь в собственных возможностях, делая личностные, а поэтому радостные для него открытия, тем самым способствует подготовке ребенка к жизни в стремительно меняющемся мире, формирует устойчивое стремление познавать, открывать мир и в конечном итоге — учит учиться. Такая среда также способствует навыкам партнерского общения, работа в команде, дает практику взаимопомощи и развивает навыки социального взаимодействия. Все это позволяет нам формировать у детей поисковый, активный, самостоятельный стиль мышления и деятельности, предоставляя реальные шансы для личностного роста каждого ребенка.

На втором этапе мною было разработано перспективное планирование экспериментальной деятельности на учебный год на основе тематического плана данной возрастной группы с постепенным усложнением познавательных задач.

Согласно тематическому плану был разработан цикл совместной организованной деятельности и картотека опытов, игры по экспериментированию.

Систему работы выстроила из взаимосвязи трех основных блоков:

  • Непосредственно-образовательная деятельность, как специально организованная форма обучения.
  • Совместная деятельность педагога и детей – на условиях партнерства
  • Самостоятельная деятельность детей, которая возникает по инициативе самого ребенка — стихийно,

Непосредственно-образовательную деятельность построила на принципах развивающего обучения и направлена она на развитие личности в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира), а также на совершенствование речи дошкольников, их мышление, творческих способностей.

Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы малыши не были пассивны, для поддержки их активности используются своеобразные игры.

Проводила разные игры – экспериментирования с песком, глиной, водой, снегом, камешками. Организуя игры детей побуждаю к обследованию, сравнению, установлению связей и зависимостей. Именно в играх дети приобретают опыт поисковых действий.

Игры, пособия, модели, книги которые использовала на занятии и в совместной деятельности доступны детям и находятся в их свободном пользовании.

В своей работе использую следующие правила:

— не заставлять ребенка играть, а создать условия для возникновения интереса к игре.

— не сдерживать двигательную активность детей.

— хвалить ребенка за успехи.

Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей младшего дошкольного возраста, я выбрала проведение элементарных опытов.

Их новизна и теоретическая значимость в работе заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.

В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т.д.). Опыты я использовала для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.

Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигается воспитателем. Она должна быть очень ясно и четко сформулирована. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных.

Таким образом, в организации и проведении опытов мы выделяем несколько этапов:

  • Постановка проблемы (задачи).
  • Поиск путей решения проблемы.
  • Проведение опытов.
  • Фиксация наблюдений.
  • Обсуждение результатов и формулировка выводов.

В группе младшего дошкольного возраста опыты используют для ознакомления детей со свойствами неживой природы.

Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Свою работу я начала с экспериментов с водой, согласно тематическому плану. С помощью предметно — манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.

На занятиях дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда; что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить; что вода может быть теплой и холодной.

С помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой.

Совместно с детьми мы провели опыты с целью получить представления о том, что вода прозрачная; что прозрачная вода может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются; что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, что лед может превращаться в воду.

Тема: «Песок»

Знакомясь с темой «Песок» , проводились различные эксперименты с песком. На организованной совместной деятельности «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.

С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

С помощью предметно — манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети получали представления о том, что воздух легче воды.

При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети «ловили» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» малыши дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнали, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.

На организованной совместной деятельности «Легкий-тяжелый» и «Какой формы камень?», дети получили представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму.

На организованной совместной деятельности «Галька» дети выяснил, что камни тонут в стакане с водой и поэтому вода поднимается выше.

При помощи опытов дети узнали, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.

Дети с удовольствием переливают воду из одной посуды в другую, проверяют тонут или плавают игрушки, пускают кораблики. Я помогла детям разнообразить игры с водой: подкрашивала ее пищевыми красителями , делала пену, вместе с детьми пускали мыльные пузыри.

Такие игры –экспериментирования способствуют сенсорному развитию детей, расширяют и углубляют представления детей о свойствах и качествах природных материалов.

Использую игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих законов его развития:

— «Природный мир бывает разным», «Кто, где живет», «Летает, плавает, бегает», «Мир растений», «Живая природа», «Животные и птицы: как говорят, что едят», «Мамы и малыши».

Игры на развитие чувственного восприятия:

— «Мир звуков», «Найди пару», «Мое первое лото», «Фрукты и овощи».

Игры способствующие формированию основ экологического самосознания:

— «Хорошо – плохо», «Что будет, если», «Береги природу».

Большое значение придаю проведению наблюдений на прогулке. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе.

Организуя такие игры, побуждала детей к обследованию, сравнению, установлению связей и зависимостей. Такие игры доставляют детям радость,

удовольствие, именно такие игры приобретают опыт поисковых действий и установление причинно-следственных связей.

Только совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка.

Заранее подготовила памятки, которые помогут создать наиболее благоприятные условия для реализации представлений ребенка о предметах и явлениях окружающего мира.

Совместными усилиями пополнялся исследовательский уголок.

Данная работа предусматривает активное привлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекали родителей к активной помощи.

Так, например, мы предлагали детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители

помогали, направляли детей на выполнение заданий. Также родителям предлагали домашние задания по поиску информации и иллюстративного материала.

Дети с удовольствием рассказывали о своих открытиях родителям, ставили такие же и более сложные опыты дома, учились ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их. Кроме этого, родители помогали нам в оформлении разнообразных коллекций.

Они собирали экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к этому занятию. Для просвещения родителей мы проводим консультации по темам:

— «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»;

-«Экспериментирование с водой, песком»;

— «Игра или экспериментирование»;

Совместные проекты.

Наша работа с родителями была основана на взаимном сотрудничестве и уважении, ну а дети, видя, что это все интересно не только им, но и их родителям с еще большим воодушевлением занимались экспериментальной деятельностью.

У детей повысился уровень познавательного интереса, обогатился кругозор познания мира природы.

Дети научились видеть вокруг себя интересное в природе, наблюдать за растениями и животными, делать простейшие умозаключения, различать живые и неживые объекты природы, понимать их взаимосвязь.

Это дает нам полагать, что такая система развивающего обучения способствует повышению уровня интеллектуально-познавательного развития детей и их умственного развития в целом.

Я уверенна, что знания, умения поисковой деятельности, полученные, нашими воспитанниками будут, полезны в дальнейшей жизни.

В целях повышения своего профессионального уровня, постоянно знакомлюсь с новинками методической литературы и периодическими изданиями. Занимаюсь изучением новых пособий по данному направлению, совершенствую свое педагогическое мастерство, а также делюсь опытом своей работы на методических объединениях, размещаю их на своем мини-сайте в социальной сети работников образования.

В будущем планирую работать, в данном направлении, повышая свой профессиональный и творческий уровень.

Источник: https://konspekteka.ru/opyt-raboty-po-razvitiyu-poznavatelnogo-interesa-doshkolnikov/

Игры-путешествия как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Игры-путешествия как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Борисова В.Н., Макарова Т.А. Педагогический институт, Северо-Восточный федеральный университет им М.К. Аммосова г.Якутск, Россия

GAMES-TRAVEL AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF COGNITIVE INTEREST CHILDREN OF THE SENIOR PRESCHOOL AGE Borisova V.N., Makarova T.A. Pedagogical Institute, North-Eastern Federal University im M.K. Ammosov Yakutsk, Russia

Происходящая модернизация российского дошкольного образования нашла свое отражение в новом государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО).

В Стандарте определено содержание образовательной области «Познавательное развитие», целью которого является развитие познавательных интересов, интеллектуального развития через развитие познавательно-исследовательского интереса в разных видах детской деятельности [2].

Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) является первой ступенью непрерывной системы образования, поэтому проблема воспитания у дошкольников познавательных интересов, охватывающая все стороны воспитательно-образовательного процесса является значимой.

Познавательный интерес, имея мощные побудительные и регулятивные возможности, способствует эффективному становлению ребенка как субъекта познавательной деятельности.

До недавнего времени в дошкольной педагогике развитию познавательных интересов дошкольников не уделялось особого внимания, между тем как познавательный интерес признается сейчас одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению. [3].

Исследования Б.Г. Ананьева, Л.Н. Божович, Л.С. Выготского, Л.А. Венгера, А.Г. Запорожца показывают, что познавательный интерес формируется наиболее успешно при активной познавательной деятельности.

Познавательный интерес ребенка проявляется в стремлении узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании понять их сущность, найти между ними имеющиеся отношения и связи. [1].

Суть познавательного интереса — это избирательная направленность личности на сам процесс познания с целью «овладения сущностью познаваемого». Интерес является личностным образованием.

Психологическая природа интереса — интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы. Мотив познания – внутренне побуждение к деятельности [4]. Уже в дошкольном детстве познавательные интересы имеют развитую структуру. Так, в исследованиях Г. И.

Щукиной рассматриваются содержательные компоненты познавательного интереса.

К ним относятся:

  • Эмоциональный компонент, характеризуемый положительным отношением к деятельности, к процессу деятельности и наиболее ярко проявляющийся во время взаимодействия с другим человеком (оказание помощи, проявление заинтересованности, положительных эмоций в ходе совместной деятельности с взрослым и со сверстниками).
  • Интеллектуальный компонент, связанный с развитием операций мышления (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации, которые Г. И. Щукина называет «ядром познавательного процесса», с направленностью детских вопросов на свойства и характеристики исследуемого объекта, поиском новых способов решения познавательных задач.
  • Регулятивный компонент. Устремления, целенаправленность, преодоление трудностей, принятие решений, сосредоточенность внимания, отношение к результатам деятельности, развитие рефлексивных способностей, связанных с самооценкой и самоконтролем в ходе деятельности – все это формирует познавательный интерес.
  • Творческий компонент, выраженный в самостоятельном переносе ранее усвоенных способов деятельности в новую ситуацию, комбинированием ранее известных способов деятельности в новые виды деятельности, проявлением способности к оригинальной мыслительной деятельности. Творчество в ходе совместной деятельности взрослого и ребенка способствует проявлению фантазии, отражению в деятельности впечатлений из прошлого опыта, определению перспектив решения поставленных задач в других условиях, на другом материале. [5].

Проблема развития познавательного интереса дошкольников на всех этапах образования является одной из актуальных, так как является необходимым условием всесторонне развитой личности.

Развитие познавательного интереса способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе.

Среди возможных средств познавательного интереса можно выделить игру-путешествие.

Игра-путешествие применима для детей любого возраста, так как, во-первых, присутствует интересный сюжет; во-вторых, ребята могут «путешествовать» на различных видах транспорта, с маршрутными картами и т.д.; в-третьих, в целом содержание станций расширяет кругозор, пополняет его знаниями из различных областей, обогащает знакомством с разнообразными видами деятельности.

Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое — через загадочное, трудное — через преодолимое, необходимое — через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его.

Цель игры-путешествия — усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.

Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.

Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.

Игра-путешествие — игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании. В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть «зовущие слова», вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность.

В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых. [6].

Игра-путешествие даёт возможность объединить разные виды деятельности: познавательную, игровую, поисковую, трудовую, художественную, спортивную, деятельность общения и т.д. Игра-путешествие – комплексная форма организации деятельности детей, так как решает целый ряд педагогических задач: образовательных, воспитательных, общеразвивающих.

Она может познакомить детей друг с другом, с разнообразными видами деятельности или с формами подведения итогов чего-либо (проверить знания, умения, навыки …).

Исходя из этого, мы провели опытно-экспериментальную работу для выявления уровня развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста посредством игр-путешествий.

Одной из задач опытно-экспериментальной части работы было повысить уровень познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста посредством игр-путешествий. В эксперименте участвовали дети старшей группы «Ягодка» МБДОУ детского сада №43 «Улыбка» города Якутска в количестве 20 человек (экспериментальная группа 10 чел., контрольная группа 10 чел.).

Цель констатирующего этапа — определение уровня развития познавательного интереса старших дошкольников. Для этого использовались методики «Волшебный цветок» (Е. Э. Кригер); познавательная мотивация, направленность интересов, методика «Беседа» (М. В. Марусинец); методика «Угадай, что в ящике»; методика «Загадка».

Цель формирующего этапа — повысить уровень познавательного интереса старших дошкольников посредством игр-путешествий. Для этого использовалась игра-путешествие «Путешествие по океану интересов».

На основании экспериментального исследования было установлено, что у детей старшего дошкольного возраста высокий уровень по всем методикам 11%, средний уровень — 37%, низкий уровень 52%.

После проведения игр-путешествий старшие дошкольники на втором занятии были заинтересованы игрой, тем самым можно было установить, что познавательный интерес повышался.

После проведения повторной диагностики на итоговом этапе коэффициент контрольной группы остался без изменений, экспериментальной группе уровень познавательного интереса заметно повысился: высокий уровень — 44%, средний — 50%, низкий — 6%.

Таким образом, по результатам анализа можно сделать вывод о том, что игры — путешествия наиболее эффективны для развития познавательного интереса. Тем самым развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами игр-путешествий дает возможность использовать на практике в ДОО.

Список использованной литературы:

  1. Божович Л.И. Познавательные интересы и пути изучения // Известия АПН РСФСР. Вып. 73. — М., 1955. — С. 3-14.
  2. ФГОС ДО (Приказ № 1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года)
  3. Федеральный закон РФ2 «Об образовании в Российской федерации №273ФЗ
  4. Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. М., 1994.
  5. Щукина Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988.

Интерес-ресурсы:

6. html — Виды дидактических игр

Источник: http://doshkolnik.ru/pedagogika/17022-igryputeshestviya-kak-sredstvo-razvitiya-poznavatelnogo-interesa-u-deteiy-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html

Ссылка на основную публикацию