Игры на развитие слухового восприятия у детей 5-6-7-8 лет

Игра в тишину и игры на развитие слухового восприятия

 Уроки тишины- это совсем короткие уроки, по несколько минут, представляют собой не только отдых для центральной нервной системы, но и гимнастику для воли Это очередное  моё открытие из системы Монтессори.

Они все у меня из серии «не подумала бы, пока не увидела своими глазами». Наконец, я услышала  благоговейную тишину- уж точно такую, над которой старательно поработали! Удивительное зрелище!   Что такое игра в тишину по Монтессори?

http://mchildren.

ru/chto-takoe-igra-v-tishinu-po-montessori/

Как можно разнообразить игру в тишину? Игры в тишине для развития различных навыков:

  • На время игры можно выключить свет и зажечь свечи.
  • Звоните в колокольчик, когда начинаете игру и когда заканчиваете её.
  • Дети могут сидеть с закрытыми глазами и открывать их только тогда, когда слышат своё имя.
  • Вы можете дать задание детям сфокусироваться на чём-либо во время игры. Например, услышать звуки, которые мы не замечаем в обычной жизни. Когда игра окончена, попросите детей рассказать, что они услышали.
  • Если дети, с которыми вы работаете, уже достаточно большие, вы можете сделать табличку с надписью «ТИШИНА». Когда табличка поднята, следует работать в полной тишине, пока не прозвонит звонок, означающий конец игры.
  • Создайте возможность самостоятельной игры в тишину. На стеллаже расположите корзинку с ковриком и песочными часами, рассчитанными на одну минуту. Любой ребёнок может просто взять корзинку со стеллажа, расстелить «коврик тишины», сесть на него со скрещёнными ногами и перевернуть песочные часы. Задание состоит в том, чтобы в течение минуты сидеть на коврике спокойно и сосредотачиваться на звуках вокруг.
  • Дети идут в колонне по одному. Произносят текст и замирают. Тот, кто пошевелится или издаст какой-то звук, становится в конце колонны.

Тишина у пруда, Не колышется вода,

Не шумят камыши,

Засыпайте малыши.

  • Дети стоят в кругу, а водящий в центре с закрытыми или завязанными глазами и пытается угадать, кто его позвал:

Ваня ты сейчас в лесу.

Мы зовем тебя: «А — у!»

Ну-ка глазки закрывай,

Не робей,

Кто позвал тебя?

Узнай поскорей!

Вариант:

Мы собрались в ровный круг,

Повернемся разом вдруг,

А как скажем «Скок-скок-скок»,

Угадай, чей голосок

  • » Тихая вода» в центре круга. 

Материал: Красивая большая чаша, наполненная водой. Работа с материалом.Дети сидят в кругу на стульчиках или на полу. В центре круга стоит чаша со спокойной, не колышущейся водой. Дети смотрят на гладкую поверхность воды и стараются тоже не шелохнуться. Все сохраняет покой. Один из детей выходит в круг и опускает руку в чашу с водой, нарушая ее спокойствие. Дети тоже начинают двигаться. Но как только вода перестает колыхаться, замолкают и замирают и они. Так сидят несколько секунд. Потом ритуал повторяется.

  •  Поза йоги «Савасана» или «Расслабление». Для этого ритуала понадобится коврик для йоги( укороченный для ребёнка) лавандовая подушечка для глаз ( для группового пользования её заворачивают в бумажный платочек, а после использования платок выбрасывают). Хорошо иметь этот набор в свободном доступе. Ребята часто хотят уединения и покоя- вы удивитесь!

Игры на развитие слухового восприятия

  • Назови звук. Включите запись различных звуков, а дети пусть отгадают, что это за звуки (кряканье уток, жужжание пчёл, звуки пианино, звонок телефона, плач ребёнка и т. д.).
  • Звуковое Бинго. Сделайте карточки для Бинго с рисунками предметов, издающих звуки (уточка, пчела, пианино, телефон, ребёнок и т. д.). Каждый раз, когда дети слышат звук, они закрывают соответствующую картинку жетоном для бинго.
  • Музыкальные коврики. Разложите по полу маленькие коврики так, чтобы всем детям хватило по коврику. Пока музыка играет, дети хотят по коврикам, а как только она останавливается, каждый ребёнок должен стоять на коврике.
  • Что ты слышишь? Приготовьте поднос с предметами, которые издают определенные звуки (музыкальная шкатулка, погремушка, будильник, заводная игрушка, колокольчики и т. д.). Поставьте поднос так, чтобы дети его не видели. Затем издавайте звуки по очереди каждым предметом, а дети пусть угадывают, что звучит.
  • Замри. Предложите детям танцевать, пока играет музыка, и замереть, когда музыка остановится. Экспериментируйте со скоростью мелодий. Дети любят танцевать быстро под весёлую музыку и медленно под спокойную.
  • Звуковая прогулка. Можно погулять с детьми по школе или пойти во двор. Дети по очереди называют звуки, которые слышат, и направление, откуда они исходят.
  • Поиграйте с Монтессори-материалом «Шумовые цилиндры» или сделайте свои. Смысл игры заключается в том, чтобы подобрать пары одинаково звучащих цилиндров.
  • Поиграйте в «Саймон говорит».
  • Поиграйте в музыкальную игру «Повтори за мной». Из подручных материалов сделайте несколько одинаковых музыкальных инструментов для себя и детей. Раздайте инструменты детям, издайте один простой звук на своём инструменте и попросите детей повторить его, затем два звука, три и т. д. Задача детей повторить вашу мелодию. Другой вариант этой игры: напойте мелодию и попросите детей по очереди попробовать её повторить.
  • Кто я? Один из ребят садится в центре круга с завязанными глазами. Затем кто-то из круга быстро подходит у нему и говорит: «Привет! Кто я?». Ребёнок в центре должен угадать, чей это голос.
  • Игра «Аплодисменты». Прохлопайте ритм и попросите детей его повторить
  • Здорово, если удастся раздобыть тибетскую поющую чашу! Тогда можно извлечь особенный звук и слушать долго, как он затихает.
  • Прослушайте стук собственного сердца через стетоскоп. Для этого нужно сосредоточиться в тишине. А теперь попрыгайте и послушайте учащённое сердцебиение.
  • Похрустим! Предлагаем детям взять сухарики или кукурузные хлопья, закрыть глаза, ладонями прикрыть уши. Все вместе начинаем жевать и слушать. Обсудить, на что похож звук. 
  • Дотронуться до ладошки.   Детям предлагаем закрыть глаза, по кругу дотрагиваться до ладошек детей перышком (колоском и т.п.) Обсудить, кто что почувствовал. 
  • «Тихий гость». Дети сидят в ряд, закрыв глаза. Один из игроков- тихий гость, он стоит за спинами игроков. Ведущий рассказывает, что к ребятам приближается гость. Когда гость тихо становится за спиной одного из детей, ведущий предлагает поднять руку тому, кто считает, что гость стоит за его спиной.

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.  
 Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.  
 Есть у нас игра такая – очень легкая, простая. 
 Замедляется движенье, исчезает напряженье.  
 И становится понятно – расслабление приятно!

Источник: http://bernudarzniece.blogspot.com/2017/05/blog-post_95.html

Игры для развития и коррекции слухового восприятия

2   0   1114

Цель: развивать ориентировку на звуки окружающей среды (Материал: колокольчик (у взрослого и у ребенка), две коробочки.

Ход игры

Взрослый показывает коробочку: «Здесь ничего нет, пусто. А тут? (Показывает другую коробочку.) Здесь что-то лежит. Что это? Давай возьмем. Да, это — колокольчики. Давай позвеним».

Взрослый показывает способ действия, просит ребенка взять себе колокольчик и, подражая его действиям, позвенеть. Периодически взрослый кладет колокольчик на ладошку, фиксируя действие: «Так не звенит».

Предлагает малышу попеременно вызывать звук колокольчика (звенит — не звенит).

Игра Беги в свой домик

Цель: развивать ориентировку на звуки окружающей среды (музыкальные).

Материал: бубен, детский стульчик.

Ход игры

Взрослый показывает бубен, как он звучит, и говорит: «Будем играть. Как бубен заиграет, ты можешь бегать, плясать. Если бубен замолчит, ты беги к стульчику, в свой домик». Игра проводится несколько раз и обращается внимание на звучание бубна и отсутствие звука.

Игра Поиграем на дудочке

Цель: развивать ориентировку на звуки окружающей среды (музыкальные), учить детей вызывать звук из музыкального инструмента — свирель, дудочка.

Материал: свирель (дудочка).

Ход игры

Взрослый показывает ребенку музыкальный инструмент и говорит: «Я дую, получается музыка». Показывает действие и предлагает малышу подуть в свою свирель (дудочку). «Получилось, играет дудочка!».

Игра Спой песенку

Цель: развивать ориентировку на звуки окружающей среды (музыкальные).

Материал: металлофон, две палочки.

Ход игры

Взрослый показывает ребенку музыкальный инструмент и ударяет палочкой по металлофону, извлекая звук. «Слышишь, какая музыка получилась? А теперь ты попробуй».

Игра Поймай меня

Цель: развивать ориентировку на звуки окружающей среды (музыкальные).

Материал: платок, колокольчик.

Ход игры

Взрослый показывает ребенку колокольчик и как он звенит. Затем завязывает себе глаза, предлагает ему звенеть колокольчиком и убегать от взрослого, который будет ловить малыша. Поймав, говорит: «Вот ты. Я услышала колокольчик и поймала тебя». Можно провести игру наоборот: ребенок ловит взрослого.

Игра Кто играет?

Цель: учить дифференцировать звуки музыкальных инструментов.

Материал: игрушки (заяц, лиса, барабан, металлофон).

Ход игры

Взрослый показывает зайца и демонстрирует звук барабана: «К нам пришел зайчик, он любит играть на барабане (демонстрирует звук барабана). А это — лисичка. Она любит играть на металлофоне (играет). Угадай, кто сейчас будет играть: лисичка или зайка». Педагог закрывает экраном игрушки, извлекая звук: «Угадай, кто играет?» Игра повторяется несколько раз.

Игра Угадай, кто в домике живет?

Цель: учить дифференцировать звукоподражания.

Материал: два домика, собачка и кошечка.

Ход игры

Взрослый показывает ребенку собачку и говорит: «У меня собачка, она умеет лаять, вот так — «гав-гав». Она живет в этом домике — сажает собачку в один из домиков. А это — кошечка.

Она умеет мяукать — «мяу-мяу». Она живет в другом домике. Теперь угадай, кто живет в этом домике?» Взрослый произносит одно из звукоподражаний, после ответа показывает игрушку: «Правильно, ты угадал.

Это собачка так лает».

Игра Кто как кричит?

Цель: учить дифференцировать звукоподражания.

Материал: картинки с изображением животных (петуха, лягушки, коровы и т.д.).

Ход игры

Взрослый раскладывает поочередно перед ребенком картинки и демонстрирует соответствующее звукоподражание. Затем говорит: «Будем играть». Педагог произносит звукоподражание, а ребенок находит соответствующую картинку.

Источник: https://vscolu.ru/articles/igry-dlya-razvitiya-i-korrekcii-sluxovogo-vospriyatiya.html

Картотека игр по формированию фонематических процессов у дошкольников

Составила:учитель-логопед О.С.Чистякова

Всем известно, что дети обучаются речи со слуха. Но не все знают, что “слухов” у человека, по крайней мере, три.

       Один – физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: журчание воды, шелест листьев, щебет птиц, лай собаки, вой сирены, хлопанье форточки и т. д.

      Второй слух – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой.

      Третий – речевой. Этот слух имеет особенное значение, так как благодаря ему мы обретаем способность различать все тонкости звуков человеческой речи. Доказано, что можно иметь замечательный музыкальный слух и плохой речевой, и наоборот.

      Если говорить более точно, в речевом слухе содержится еще один – фонематический. Он необходим для того, чтобы мы овладели фонематической системой, так сказать “кодом” языка. Речевой слух позволяет улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого.

       Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением.

Особые трудности возникают у этих детей на этапе обучения грамоте, а именно чтению и письму, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия, а это влечет за собой новый клубок проблем: наблюдается снижение успеваемости, появляется тревожность, неуверенность в своих силах, резко снижается самооценка.

      Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты.

На начальном этапе формирования фонематического восприятия у детей можно выделить 6 ступеней:

1. Узнавание неречевых звуков

 2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру

 3. Различение слов, близких по звуковому составу;

 4. Дифференциация слогов

 5. Дифференциация фонем

 6. развитию навыков звукового анализа.

Я предлагаю вашему вниманию игры на развитие фонематических процессов для детей дошкольного возраста. 

Игры представлены по возрастным категориям детей.

Игры для детей 3-4 лет

Начинать слуховые тренировки нужно с развития способности различать и узнавать звуки, не относящиеся к речи.

  1. Можно предложить ребенку послушать звуки за окном:
    что шумит? (деревья) что гудит? (машина) 

    кто кричит? (мальчик) и т.д.Помогите малышу определить источник звука. 

  2. Игра «Громкие подсказки». Взрослый прячет игрушку, которую ребенок должен найти, ориентируясь на силу ударов в барабан (бубен, хлопки в ладоши и т.д.). Если малыш подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, — удары громкие, если он удаляется — тихие. Поменяйтесь ролями, чтобы и малыш попробовал создавать звуки, ориентироваться в громкости и мощности звучания.

  3. Игра «Узнай, что звенит (гремит)?». На столе несколько предметов (или звучащих игрушек). Предлагаем малышу внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет.

    Затем закрываем предметы ширмой и просим отгадать, какой из них сейчас звенит или гремит. Эту игру можно варьировать: увеличивать количество предметов, менять их.

    Можно узнавать по звукам и предметы обихода: шуршание газеты, переливание воды, двигающийся стул и т.д. 

  4. Игра «Близко — далеко». Взрослый издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) — далеко (тихо) или близко (громко). Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом). 

  5. Сказка «Три медведя». Меняя высоту голоса, попросить малыша отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос).

    Если ребенок затрудняется назвать персонаж по имени, пусть покажет изображение на картинке.

    Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, попросите его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте. 

  6. Игра «Узнай по голосу». Перед ребенком картинки с изображением домашних животных и их детенышей — коровы и теленка, овцы и ягненка и т.п. Каждое звукоподражание взрослый произносит то низким голосом (корова), то высоким (теленок). Малыш, ориентируясь на качество и высоту звука одновременно, находит соответствующую картинку (например, изображение коровы или теленка)

  7. Узнай по голосу-2. Эта игра проводится в группе нескольких детей или в кругу семьи. Ребенок подходит к ведущему, повернувшись спиной к другим детям. Ведущий указывает на любого человека, а тот в свою очередь зовет ребенка по имени. Ребенок на слух должен отгадать, кто его позвал.

  8. На чем играю.Ведущий показывает ребенку или группе детей музыкальные инструменты: бубен, дудочку, гармошку, металлофон и другие. Затем прячет их за ширму или загораживает чем-то другим. Играет на каком-либо инструменте, а ребенок отгадывает, какой инструмент звучал.

  9. Где звенит. Для игры понадобится колокольчик или другой звучащий инструмент. Ребенок садится на стул, ему завязывают глаза, а затем издают звук сбоку от него, сзади или впереди.

    Ребенок должен протянуть руку в ту сторону, откуда по его мнению звучит звук. У ребенка постарше можно спросить, где звенит. Малыш должен ответить: слева, справа, впереди, сзади.

    Эта игра способствует не только развитию фонематического слуха, но и умению ориентироваться в пространстве.

  10. Найди пару.

    Заранее приготовьте несколько пар коробочек или баночек, наполненных разными наполнителями, например 2 коробки с крупой, 2 коробки со скрепками, 2 коробки с мелкими камушками, 2 коробки с пуговицами и т. д. Один набор коробок у вас, второй — у ребенка. Потрясите коробочкой, чтобы ребенок послушал, как она звучит. Затем он ищет в своем комплекте коробочку с таким же звучанием.

  11. Мышка и мишка.Взрослый играет на металлофоне, синтезаторе или пианино. Низкий звук-мишка, высокий звук-мышка. Малыш должен узнать, кого озвучивает взрослый.

  12. Высокий-низкий — аналогичная игра. Услышав высокий звук, ребенок поднимает руки вверх или поднимается на носочки. Услышав низкий звук-приседает.

  13. Что услышал.Можно использовать два варианта игры. Предложите ребенку послушать запись, на которой слышны звуки дождя, ручья, пения птиц. Малыш сначала внимательно слушает запись, лучше с закрытыми глазами. При этом он может лежать на полу или удобно сидеть. После прослушивания попросите ребенка вспомнить, что он слышал.

Второй вариант — просто послушать тишину некоторое время, а потом пусть расскажет, что он слышал. Может быть это будет звук пролетевшей мухи, вой ветра за окном, скрип двери.

  1. Какой звук Ребенку дают две карточки, на одной длинная полоска, на другой-короткая. Взрослый издает звук на каком-либо музыкальном инструменте: дудочке, металлофоне, пианино. Звучание должно быть то длинным, то коротким. Ребенок должен определить, какой звук: длинный или короткий и показать соответствующую карточку.

  2. Повтори за мной Взрослый отстукивает простой ритм ладошками, ребенок должен повторить. В дальнейшем ритм усложняется. Затем ритм задает ребенок, а взрослый повторяет.

Игры для детей 4-5 лет

  1. «Отгадай, что звучит»
    Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы малыш мог их угадать, сидя спиной к взрослому (если нет ширмы.)

  2. «Угадай, что делать?»
    Ребенку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребенок поднимает флажки вверх и машет ими, если тихо — держит руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более 4 раз.

  3. «Где позвонили?»Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает слева, справа, позади малыша и звонит в колокольчик.

    Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышится звук и, не открывая глаза, рукой показать направление.

    После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребенок ошибся, то угадывает еще раз. Игру повторяют 4-5 раз.

    «Угадай, кто сказал»

    Ребенка предварительно знакомят со сказкой «Три медведя». Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михайло Ивановичу. Ребенок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, имеющуюся в сказке.Игры для развития фонематического слуха

    «Так ли это звучит?»

    Взрослый предлагает ребенку разложить картинки в два ряда: в каждом ряду должны находиться изображения, названия которых звучат сходно.

    Если ребенок не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчетливо (насколько это возможно) произнести каждое слово. Когда же картинки будут разложены, взрослый и ребенок вместе называют слова.

    Отмечают многообразие слов, их разное и сходное звучание.

    Примеры: лук-луг, роса- роза, плод- плот, дрова- трава.

  4. «Кто внимательный»
    Взрослый называет ряд гласных звуков. Ребенок должен поднять соответствующий символ. На начальном этапе игра может проводиться с одним символом, затем с двумя и более, по мере усвоения ребенком навыков звукового анализа и синтеза. Символами служат картинки с изображениями положения губ при произнесении гласного звука.

  5. «Звуковые песенки»
    Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: «АУ» — дети кричат в лесу. Или «ИА» — как кричит ослик. Или «УА» — так плачет ребенок. Как мы удивляемся? «ОО!» И т.п.

    сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем — второй. Потом с помощью взрослого выкладывает схему из символов, сохраняя последовательность, как в песенке.

    После этого «прочитывает» по символам составленную им схему.

  6. «Кто первый?»
    Взрослый показывает картинку, обозначающую слово, которое начинается с ударного гласного «а», «о», «у», или «у». Ребенок четко называет то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например: «У-у-удочка». Затем выбирает из звуковых символов тот, который соответствует начальному гласному в данном слове.

  7. «Расколдуй слово»
    Взрослый рассказывает детям сказку о злой волшебнице, которая заколдовывает слова, и поэтому они не могут выбраться из её замка. Слова не знают, из каких звуков они состоят. Дети должны определить каждый звук в заданном слове по -порядку, только тогда слово освобождается из замка волшебницы. Например, расколдовываем слово «лиса»: ль, и, с, а.

  8. «Фокусники»
    Взрослый предлагает ребёнку представить, что он фокусник и превратить одно слово в другое. «Я назову тебе слово, а ты измени в нём один звук так, чтобы получилось новое слово». Например: дом-дым, кот-кит, сон-сом-сок, дочка-точка-бочка.

  9. Игра «Кто как кричит? »«В лесу» — ребенок определяет, кто его позвал, близко или далеко;«Три медведя» — определить, кому принадлежат реплики из сказки. Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах: — Кто сидел на моем стуле?

 — Кто ел из моей чашки?

 — Кто спал в моей постели?

 — Кто же был в нашем доме? И т. П

10.«Аленушка-ревушка» Покажите детям куклу и прочитайте двустишие:

 У нас живет Аленушка,

 Плакса девочка и ревушка.

Наша куколка умеет плакать по-разному: если ей хочется лимон, она плачет так: «А… «, если ей хочется яблоко, она плачет: «А-А… «, если грушу – «А-А-А… «, если банан, то плачет: «А-А-А-А… «. Скажите, как можно назвать одним словом лимон, яблоко, грушу, банан? (фрукты). А теперь послушайте внимательно, чего хочет Аленушка.

 Воспроизведите звук «А» один, два, три или четыре раза и попросите ребенка показать на картинке столько точек, сколько раз заплакала Аленушка, и сказать, что же она хочет.

11.«Знайки» Покажите ребенку машину и спросите: «Что это? » – «Это грузовик».

 -«Почему он так называется? » – «Потому что он возит грузы». – «А как называется человек, который водит грузовик? » – «Шофер». – «Как ты думаешь, должен ли шофер знать части своей машины? » – «Да».

– «Зачем? » – «Чтобы починить ее, если она сломается». – «Давай проверим, сможешь ли ты починить машину, хорошо ли ты знаешь ее части.

Я буду шепотом называть части этого грузовика, а ты громко повторяй за мной и показывай их на грузовике».

12. «Кто стонал? « Покажите ребенку картинку и попросите его рассмотреть ее внимательно. Задайте вопрос по ее содержанию: «Как ты думаешь, почему у мальчика щека завязана платком? «

 «У мальчика болят зубы. Ему очень больно и он стонет: «О-о-о» (стон мальчика имитируйте высоким голосом) .

 Обратите внимание ребенка на изображение мужчины, сидящего около мальчика.

 Спросите ребенка, указав на изображение: «Как ты думаешь, почему этот мужчина сидит около мальчика? «

Выслушайте ответ и скажите: «У мужчины тоже болят зубы, и он стонет: «О-О-О» (стон передайте низким голосом) .

Поинтересуйтесь у ребенка, что нужно делать, чтобы зубки не болели?

Предложите поиграть, скажите: «Я закрою рот экраном и буду произносить звук О высоким и низким голосом, а ты должен угадать, кто стонет – мальчик или мужчина».

13. Игра «Подбери нужное слово»

 Взрослый читает стихотворение. Ребенок должен выбрать из слов, близких по звуковому составу, нужное в соответствии с данным определением понятия.

Я опять задачу дам—всё расставить по местам:

Что скатали мы зимой?.

 Что построили с тобой?.

 На крючок в реке попал?.

 Может всё, хоть ростом мал?.

 (Слова для подстановки: ДОМ, КОМ, ГНОМ, СОМ).

14.Игра «Кто стучится? »Иллюстрация к сказке «Три поросенка» Взрослый говорит детям, что поросенок ждет гостей – своих братьев. Один поросенок стучится в дверь так: /- /- / ( отстукивает ритм, второй так: /-//, а волк стучится так: //- /. Взрослый предлагает внимательно послушать ритм и определить, кто стучится.

15. Игра «Капельки»

Взрослый объясняет ребенку, что капельки поют свои песни по этим картинкам.  Показывает картинку и отхлопывает соответствующий ритм. Потом он просит ребенка послушать ритм и показать картинку, которая подходит к этому ритму: /-/, //, /-/-/, /-//.

16.«Ушки — слушки» Педагог показываемт деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предметы. Педагог предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы их издающие.

17. «Кто сказал «Мяу?»»

Источник: https://kopilkaurokov.ru/logopediya/prochee/kartotieka-ighr-po-formirovaniiu-foniematichieskikh-protsiessov-u-doshkol-nikov

Игры для развития восприятия у детей 4-5 лет

√ «Волшебный мешочек»

Возьмите непрозрачный мешочек. Положите в него 5-6 игрушек, изготовленных из разных материалов. Предложите ребенку опустить руку в мешочек, потрогать предмет и назвать вслух те свойства, которые ему подсказывают тактильные ощущения. Мама отгадывает. После верного ответа поменяйтесь местами.

√ «Удивительные звуки»

Данная игра развивает слуховое восприятие. Возьмите несколько предметов из разнообразного материала (дерево, стекло, металл и т.д.). Спрячьте предметы за ширмой. Взрослый постукивает палочкой из дерева по одному из предметов, а ребенок угадывает – какой материал издает этот удивительный звук.

Усложняем задание – как только малыш определили материал предмета, предложите ему назвать еще предметы, изготовленные из него.

Еще сложнее – назвать предметы или явления природы, которые издают звуки, подобные рукотворным изделиям. Например: звон стекла – звон капели.

√ «Узнай по голосу»

Для этой игры нужно несколько человек. Дети становятся в круг и держатся за руки. В центре круга один ребенок (Маша, например). Дети водят хоровод вокруг Маши со словами:

Маша, ты сейчас в лесу,

Мы зовем тебя: Ау!

Ну-ка глазки закрывай,

Кто зовет тебя, узнай.

Маша закрывает глаза. Один ребенок из круга зовет ее по имени. Маша должна узнать, кто ее позвал. Если угадала, дети меняются местами. Если нет, игра продолжается. Игра развивает слуховое восприятие.

√ «Звуки природы»

Развить чувственное восприятие ребенка можно с помощью игры «Звуковое лото». Предложите ребенку послушать запись шума ветра или голоса животных и рассказать о своих ощущениях. Если звук угадан, спросите у ребенка, где можно услышать такой звук.

√ «Угадай по запаху»

Возьмите различные объекты с ярко выраженными запахами – духи, кофе, апельсин, различные пряности и т.д. Завяжите ребенку глаза плотным платком. Поднесите один из ароматов к носику малыша и предложите угадать, что это за запах. Пусть опишет характер своих ощущений. Дальше разложите предметы на два подноса – по принципу «съедобное и несъедобное».

√ «Можно ли нарисовать запах?»

Для развития обонятельного восприятия поиграйте с ребенком в следующую игру. Возьмите альбом, краски, кисточки, духи, разные эфирные масла. Дайте ребенку понюхать ароматы, пусть найдет один из самых любимых для себя. Предложите ребенку нарисовать этот запах, передавая его как в цвете, так и в форме.

√ «Вкусная игра»

Возьмите несколько фруктов и овощей. Нарежьте их небольшими кусочками и положите на тарелку. Предложите ребенку закрыть глаза. Положите один из кусков в рот малышу. Ребенок должен угадать по вкусу, что это такое. Усложнив задание, предложите ребенку назвать не только этот продукт, но и способ его обработки – вареный, соленый, сырой, жареный.

√ «Стрелка покружись»

Дети становятся в круг. Каждому из них на одежду прикрепляется небольшой кружочек – одному красный, другому — синий и т.д. В середине круга находится один человек – он будет стрелкой. Малыш вытягивает руку, подобно стрелке и вращается по кругу. Игроки в это время говорят такие слова:

Стрелка, стрелка покружись.

Всем кружочкам покажись.

И какой тебе милей

Покажи нам поскорей.

Стоп!

В это время «стрелка» останавливается, показывает на ребенка и называет его цвет. Ведущий задает вопросы: «Какие овощи бывают красного цвета? Что бывает синим?» и т.д. Тот ребенок, кто правильно ответил, получает фишку. Кто больше набрал фишек, тот и победил.

√ «Салфетки»

На столе разложите несколько салфеток с вырезанными узорами простой формы. У детей листочки со схематичным изображением этих же салфеток, сложенных вдвое. Нужно по чертежу найти свою салфетку. Такая игра развивает внимание и мышление ребенка.

√ «Опиши»

Ведущий называет слово или показывает картинку, а ребенок должен сказать признаки этого предмета. Например: елка – колючая, зеленая, пушистая, лесная. Заяц – трусливый, быстрый, серый, длинноухий и т.д.

√ «Какое это время?»

Ребенок получает различные картинки с изображением персонажей с различное время суток. Задача – разложить картинки по коробочкам по частям суток (или временам года).

√ «Дорисуй»

Ведущий предлагает ребенку задумать какой-либо предмет, а нарисовать только его отдельную часть. Теперь предложите другому ребенку дорисовать картину, опираясь на увиденное. Игра развивает зрительное восприятие, способность узнавать отдельные детали, воссоздавая по ним целую картину.

Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/173016736-26152066/

Игры и упражнения на развитие слухового внимания и фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста. — презентация

1 Игры и упражнения на развитие слухового внимания и фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста<\p>

2 «Поймай звук» Взрослый произносит гласные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, услышав заранее заданный звук. Взрослый произносит гласные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, услышав заранее заданный звук.<\p>

3 «Волшебные баночки» Подобрать по две одинаковые непрозрачные емкости с крышками. Наполнить их разным содержимым ( по 2 баночки: с горохом, гречкой, гайками, пуговицами и т.п.). Подобрать по две одинаковые непрозрачные емкости с крышками. Наполнить их разным содержимым ( по 2 баночки: с горохом, гречкой, гайками, пуговицами и т.п.). Ход игры. Ребенок трясет баночки и находит пары баночек одинаковых по звуку. Ход игры. Ребенок трясет баночки и находит пары баночек одинаковых по звуку.<\p>

4 «Скажи, что ты слышишь?» Оборудование: стаканы (с водой и пустой), баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма. Оборудование: стаканы (с водой и пустой), баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма. Описание игры: Сначала взрослый показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Затем за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу…). Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т.д.) Описание игры: Сначала взрослый показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Затем за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду, пересыпает крупу…). Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т.д.)<\p>

5 «Скажи, что звучит?» Оборудование: игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (колокольчик, бубен, барабан, дудка, трещотка, погремушка и т.д.) Оборудование: игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (колокольчик, бубен, барабан, дудка, трещотка, погремушка и т.д.) Описание игры: взрослый знакомит ребенка с музыкальными инструментами, играет на них, предлагает поиграть ребенку. Затем предлагает малышу закрыть глаза и определить, на каком музыкальном инструменте он играет. Описание игры: взрослый знакомит ребенка с музыкальными инструментами, играет на них, предлагает поиграть ребенку. Затем предлагает малышу закрыть глаза и определить, на каком музыкальном инструменте он играет.<\p>

6 «Поставь по порядку» Оборудование: ширма, музыкальные инструменты (от 2 до 5), картинки с изображением этих инструментов. Оборудование: ширма, музыкальные инструменты (от 2 до 5), картинки с изображением этих инструментов. Описание игры: Взрослый предлагает ребенку закрыть глаза, послушать ряд звуков. Затем, открыв глаза, ребенок должен назвать звуки (вариант: разложить картинки) в том порядке, в котором они звучали. Описание игры: Взрослый предлагает ребенку закрыть глаза, послушать ряд звуков. Затем, открыв глаза, ребенок должен назвать звуки (вариант: разложить картинки) в том порядке, в котором они звучали.<\p>

7 «Тихо — громко!» Оборудование: музыкальные инструменты (бубен, барабан или др.). Оборудование: музыкальные инструменты (бубен, барабан или др.). Взрослый играет на выбранном музыкальном инструменте то тихо, то громко. Услышав громкое звучание инструмента, ребенок шагает на месте. Услышав тихое звучание, прыгает на месте. Взрослый может выбирать разные инструменты и предлагать разные варианты движений. Взрослый играет на выбранном музыкальном инструменте то тихо, то громко. Услышав громкое звучание инструмента, ребенок шагает на месте. Услышав тихое звучание, прыгает на месте. Взрослый может выбирать разные инструменты и предлагать разные варианты движений.<\p>

8 «Разговор шепотом» Суть игры заключается в том, чтобы ребенок, находясь от взрослого на расстоянии 2-3 метра, услышал и понял то, что произносит взрослый шепотом (слова, предложения). Слова должны произноситься четко. Суть игры заключается в том, чтобы ребенок, находясь от взрослого на расстоянии 2-3 метра, услышал и понял то, что произносит взрослый шепотом (слова, предложения). Слова должны произноситься четко.<\p>

9 «Эхо» Взрослый говорит (звуки, слова, предложения), ребенок должен повторить. Взрослый говорит (звуки, слова, предложения), ребенок должен повторить.<\p>

10 «Хорист» Взрослый предлагает ребенку пропеть заданный звук с разными интонациями (грустно, весело, удивленно и т. д.) Взрослый предлагает ребенку пропеть заданный звук с разными интонациями (грустно, весело, удивленно и т. д.)<\p>

11 «Сломанный телевизор» Взрослый исполняет роль диктора и беззвучно артикулирует гласные звуки. Ребенок должен угадать, какой звук произносится. Затем можно поменяться ролями. Взрослый исполняет роль диктора и беззвучно артикулирует гласные звуки. Ребенок должен угадать, какой звук произносится. Затем можно поменяться ролями.<\p>

12 РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ: «Назови первый звук в слове». «Назови первый звук в слове». «Назови последний звук в слове». «Назови последний звук в слове». «Придумай слова, в которых заданный звук был бы: в начале, в середине, в конце слова». «Придумай слова, в которых заданный звук был бы: в начале, в середине, в конце слова». «Назови первый и последний звук в слове». Например: банан — [Б-Н]. «Назови первый и последний звук в слове». Например: банан — [Б-Н]. «Подбери слово так, чтобы первый звук был, например: [К], а последний — [Ш] (карандаш, камыш). «Подбери слово так, чтобы первый звук был, например: [К], а последний — [Ш] (карандаш, камыш).<\p>

13 «Кто больше?» Предложите ребенку посоревноваться, кто больше придумает слов, начинающихся с заданного звука. Предложите ребенку посоревноваться, кто больше придумает слов, начинающихся с заданного звука.<\p>

14 «Слова вокруг нас» Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук.<\p>

15 «Какой звук потерялся». Предложить ребенку прослушать предложение. В одном из слов специально не проговаривается первый звук. Ребёнок внимательно вслушивается и говорит какое слово было произнесено не правильно, произносит его правильно, указывая какой звук был потерян.Например: В небе летит… амолёт. Предложить ребенку прослушать предложение. В одном из слов специально не проговаривается первый звук. Ребёнок внимательно вслушивается и говорит какое слово было произнесено не правильно, произносит его правильно, указывая какой звук был потерян.Например: В небе летит… амолёт. В каком слове не хватает одного звука: (самолет). Какой это звук? (твердый согласный звук [С]). Каким он находится в слове? (первым). Повтори предложение правильно. В каком слове не хватает одного звука: (самолет). Какой это звук? (твердый согласный звук [С]). Каким он находится в слове? (первым). Повтори предложение правильно.<\p>

16 «Цепочка слов» Игроки по очереди говорят по одному слову, которые связываются в «цепочку»: каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например: зима — арбуз — заяц — цапля — яйцо — очки — игла. Игроки по очереди говорят по одному слову, которые связываются в «цепочку»: каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например: зима — арбуз — заяц — цапля — яйцо — очки — игла.<\p>

17 «Назови слова на каждый звук в слове» Предложить по очереди придумать слова на каждый звук в слове. Начинать надо со слова от 3 звуков. Предложить по очереди придумать слова на каждый звук в слове. Начинать надо со слова от 3 звуков. Например: Например: Сок: соска, очки, капуста и т.д.<\p>

18 « Добавь звук» Какое слово получится, если добавить звук, например: [К] в конце слова: Какое слово получится, если добавить звук, например: [К] в конце слова: вол — волк, рыба — рыбак, завтра — завтрак, пар — парк вол — волк, рыба — рыбак, завтра — завтрак, пар — парк Добавить звук [Т] в конце слова: спор — спорт, бор — борт, бра — брат, сор — сорт и т.д Добавить звук [Т] в конце слова: спор — спорт, бор — борт, бра — брат, сор — сорт и т.д<\p>

19 «Отними звук» Какое слово получится, если убрать первый звук: Какое слово получится, если убрать первый звук: косы — осы, крот — рот, смех — мех, гром — ром, зверь — верь, клей — лей, скот — кот, плуг — луг, укол — кол и т.д. косы — осы, крот — рот, смех — мех, гром — ром, зверь — верь, клей — лей, скот — кот, плуг — луг, укол — кол и т.д.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/927627/

Развитие фонематического слуха у детей 4-5-6 лет

Хорошо развитый фонематический слух «отвечает» за правильное восприятие фонем в звучащей речи у детей от 4-5 лет. Именно благодаря ему мы можем определить:

  • какой конкретно звук имеется в слове;
  • в каком месте слова звук находится — в конце, в середине или в начале;
  • сколько звуков в слове — различных и одинаковых, в какой последовательности они находятся.

Иногда дети, даже не имеющие никаких проблем со звукопроизношением, попросту «не слышат» тот или иной звук, заменяя его другим.
Нарушения фонетического слуха приводят к отставанию развития речи, проблемам с восприятием и произношением звуков и, как следствие, ухудшению уровня социального общения ребенка и снижению обучаемости.

Хорошая новость — на этот процесс можно влиять. Логопеды в своей работе используют различные приемы для развития фонематического слуха. Очень многие упражнения можно делать с ребенком и дома, в рамках самостоятельной работы.

Развитие фонематического слуха включает работу сразу по нескольким направлениям:

  • узнавание неречевых звуков;
  • различение высоты и тембра произносимых звуков;
  • различение в речи слов, близких по своему звучанию;
  • определение длины слова и количества слогов;
  • правильное определение фонем в слове.

Игры и упражнения для развития восприятия неречевых звуков

В занятиях с детьми дошкольного возраста широко используются различные музыкальные инструменты, всевозможные «звучащие» предметы и игрушки. Важно, чтобы ребенок научился легко определять, какой звук он слышит.

  1. «Что поет». Ребенку предлагается послушать звуки музыкальных инструментов — детская дудочка, барабан, пианино, ксилофон. Нужно определить, звучание какого инструмента он услышал.
  2. «Волшебные коробочки». В картонные коробки насыпьте разный наполнитель — горох, крупу, песок, металлические кнопки или скрепки. Пусть ребенок с закрытыми глазами послушает, как гремит одна из коробок, а потом найдет ее среди других по звуку.
  3. Очень интересно бывает узнавать, как звучит окружающий нас мир. Попробуйте с детьми по звуку определить, что происходит — течет вода, открывается дверца шкафа, гудит пылесос и т. д.

Тренировка восприятия уровня громкости и силы звука

В заданиях этого типа ребенок учится соотносить силу звука с расстоянием до его источника, ориентироваться на тембр и громкость.

  1. «Жмурки» — самый известный вариант такой игры. Завяжите ребенку глаза и попросите найти вас, слушая ваши хлопки в ладоши. От того, кто «жмурится», можно уклоняться, менять местоположения.
  2. «Прячемся от волка». Детки — это зайчики, которые играют на полянке под музыку. Тихая музыка означает, что все спокойно, громкая — идет волк, надо прятаться.
  3. «Нарисуем звук». Предложите ребенку нарисовать длину звука. Возьмите бубен, детское пианино или дудочку. Если звук долгий, на листочке надо нарисовать длинную линию, и наоборот.
  4. Очень полезно просто танцевать под музыку. Спросите, что ребенок хотел выразить в танце, какие чувства вызвала у него мелодия. Или попросите нарисовать иллюстрацию к музыкальному произведению.

Упражнения на умение различать слова, близкие по звучанию

  1. «Что я сказал?» Перед ребенком разложите картинки с изображениями разных предметов. Называйте слова, звучащие похоже (лак-рак-мак, мышка-мишка), ребенок должен показывать карточку с нужной картинкой.
  2. «Исправь ошибку». Дети очень любят поправлять взрослых.

    Попросите их найти ошибки в ваших словах — «На ногах шапки, на улицу наденем тапки» и т. п.

  3. «Рифмы» — читая стихи, делайте в конце четверостишия паузы, пусть ребенок сам закончит предложение. На этом же принципе построено много загадок.
  4. «Аплодисменты».

    Покажите картинку и попросите ребенка хлопать в ладоши в том случае, если вы назовете ее правильно. Например, шляпа-сляпа-кляпа.

Игры для обучения восприятию длины слов и различению слогов

  • «Кто лишний?» Взрослый произносит одинаковые слоги, в конце добавляя один похожий (па-па-па-ба, та-та-та-тя).
  • «Повторяй за мной!» Произносите слоги, загородив рот ладонью или листом бумаги, чтобы ребенок не мог «считать» звук по артикуляции. Его задача — правильно повторить то что он услышал (ша-ша-жа, си-зи-си). Возможно, цепочка из трех слогов детям с нарушением слуховой памяти покажется сложной, в таком случае можно начать с двух слогов, постепенно усложняя задание.
  • «Сколько слогов» — вместе со взрослым дети должны посчитать количество слогов в слове. Произносите слова хором, медленно, каждый слог отмечая хлопком в ладоши.

Упражнения на различение фонем и развитие навыков анализа и синтеза

  1. Одна из наиболее распространенных игр на эту тему — подбор слов на определенную букву. Кто сможет придумать больше слов, тот и выиграл.
  2. Еще вариант — разновидность игры в города. Надо придумать слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего (автобус — слива — апельсин).
  3. «Собери слово».

    Взрослый говорит буквы слова по отдельности (Р-Ы-Б-А), а ребенок должен назвать слово целиком. А можно поиграть и наоборот, чтобы дети называли буквы.

  4. Игры с карточками. Из набора картинок ребенок должен найти изображение предмета, в котором заданный звук находится в начале слова, в конце, в середине.

    Например, Р — Река, тигР, матРос.

  5. «Какой звук общий» — взрослый произносит несколько слов, а ребенок должен сказать, какой звук есть во всех словах (кошка, шапка, клюшка — звук Ш).

Развитие фонематического слуха у детей — важная задача.

Однако, планируя занятия, необходимо помнить, что проводить их нужно в игровой форме, не утомлять ребенка и обязательно хвалить за успехи. По мимо развития фонематического слуха, необходимо уделить внимание развитию логического и творческого мышления и артикуляционной гимнастике.

Начинайте заниматься с упражнений, которые ему по силам, постепенно усложняя задания. Хорошее настроение и интерес — самая лучшая мотивация.

Записаться на консультацию

Источник: http://karkusha.su/razvitie-fonematicheskogo-sluha-u-detey-4-5-6-let/

Развивайте у дошкольников речевой слух, слуховое внимание и восприятие. Воспитатель Коптева М.В

Уважаемые родители!

Предлагаем вашему вниманию важный материал для развития Ваших детей.

Речь пойдёт о формировании у дошкольников речевого слуха, слухового внимания и восприятия. Почему же это так важно?

Речевой слух включает в себя способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение воспринимать и различать разные качества речи: тембр, выразительность.

Слуховое внимание — это умение сосредотачиваться на звуке, без которого невозможно слушать и понимать речь человека.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет.

Среди них значительную часть составляют дети 6-7 – летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из – за недостаточного развития речевого слуха.

Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

Развитый речевой слух является важным составляющим элементом в развитии речи ребенка.

Без речевого слуха речевое общение невозможно. Речевой слух начинает формироваться у детей при восприятии речи окружающих и при собственном проговаривании.

Речевой слух осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью.

Речь является средством общения людей и формой человеческого общения. Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка. С самого рождения ребенка окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т.д.

Но все эти слуховые впечатления воспринимаются малышом неосознанно, сливаясь с другими, более важными для него сигналами. Ребенок пока еще не умеет управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе, тембру.

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, основное средство общения.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов.

Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки.

На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах.

Неустойчив еще и голос младших дошкольников: некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, если не уверенны в правильности произношения), другие — крикливо.

Родителям необходимо обращать внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко), учит детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами.

Одним из направлений речевого развития детей является — воспитание у малыша речевого слуха (интонационного, фонетического, фонематического). В его основе лежат умения, связанные с различением акустических характеристик звуков: высоты, громкости, длительности.

Чтобы ваши дети научились чисто и ясно произносить звуки родного языка, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи), надо учить малышей напрягать слух, улавливать и различать звуки («Это игрушки: мишка рычит: «р-р-р», куколка плачет: о – о – о»).

Для развития у ребенка слухового внимания и слуховой памяти, мы предлагаем родителям выполнять с малышами определённые действия с игрушками, предметами: покачать куклу, покатать мяч, поплясать мишутке и т.д.

Такие упражнения способствуют обогащению словарного запаса у ребенка, активируют их интерес к речи, положительно влияют на формирование мотивации общения.

Также слуховое восприятие нужно развивать в процессе узнавания и дифференциации неречевых звучаний по их акустическим свойствам: Например: «Найди мишку» (ребёнок ищет спрятанную игрушку, ориентируясь на громкость звукового сигнала. Чем громче сигнал, тем ближе ребёнок к спрятанной игрушке.).

Источник: http://pdlada.ru/action/educational-activity/advices/Develop-preschoolers-speech-hearing-auditory-attention-and-perception/

5 упражнений на развитие слуховой памяти у ребёнка 6–7 лет

Хорошая память — важная составляющая успеха в любом деле. От того, как много и какая именно информация хранится в сознании человека, зависит уровень его эрудиции, его способность быстро реагировать на изменившиеся обстоятельства и оперативно находить эффектные решения нестандартных задач.

Память бывает разная:

  • образная;
  • семантическая;
  • двигательная;
  • эмоциональная.

Образная же, в свою очередь, тоже подлежит классификации согласно тому, какие сенсорные органы участвуют в восприятии информационного сигнала. Если информация воспринимается на слух, задействуется слуховая память, важность которой сложно переоценить.

Вы хотите, чтобы ваши дети легко запоминали ваши слова, а в школьные годы демонстрировали отличные успехи в учёбе? Тогда советуем вам взять на заметку 5 несложных упражнений на развитие слуховой памяти ребёнка.

Упражнение 1: «Стоп-слова»

Это игровое упражнение прекрасно развивает слуховое внимание и память.

Назовите ребёнку стоп-слово. Попросите его повторить. А теперь вы перечисляете последовательность любых слов, а малыш, услышав сигнальное слово, должен крикнуть «стоп» или хлопнуть в ладоши.

На базе этого упражнения можно предложить несколько вариаций.

Вариант 1. Объявите тематику, которой будет посвящена последовательность слов, и попросите малыша хлопать каждый раз, когда он услышит неподходящее слово.

Например, тема — цветы:

  • мак;
  • роза;
  • тюльпан;
  • гвоздика;
  • зебра (хлопок);
  • ромашка;
  • васильки;
  • лютики;
  • тыква (хлопок)…

Меняйте темы, отрабатывая тренировку слуховой памяти и знания об окружающем мире одновременно.

Вариант 2. Пусть малыш выберет книжку, которую хочет послушать в вашем исполнении. Откройте рассказ, сказку или стихотворение, которое будете читать, и несколько раз вслух прочитайте небольшое предложение ближе к концу произведения. Ребёнок должен запомнить эту фразу, а во время прослушивания обратить на неё внимание, хлопнув в ладоши или крикнув слово «стоп».

При чтении никак не акцентируйте внимание на заветной фразе. Если малыш заслушался и забыл подать оговорённый сигнал, дочитайте текст до конца, а потом напомните и обсудите задание.

Упражнение 2: «Великолепная десятка»

Назовите 10 произвольных слов. Произносите их чётко, медленно, делая между ними небольшие паузы. Попросите ребёнка повторить всё, что ему удалось запомнить с первого раза.

Повторите «великолепную десятку» ещё раз, а ребёнок должен называть те слова, которые забыл в первый раз.

Ещё раз произнесите «десятку», а через час малыш должен вспомнить всё, что удалось удержать в памяти за этот период.

Это упражнение для развития слуховой памяти у дошкольников тоже можно разнообразить:

  • можно повторять слова за взрослым в любом порядке (что удалось вспомнить);
  • все слова надо называть строго в том порядке, в котором их произносит взрослый;
  • взрослый называет слова произвольно, а ребёнок должен упорядочить их в алфавитном порядке;
  • слова для «великолепной десятки» можно выбирать произвольно или по одной тематике (цвета, фигуры, столицы, посуда и т.п.);
  • прочитайте «великолепную десятку» один раз, а затем повторите её, но добавьте лишнее слово (конечно, добавлять его лучше в середине последовательности), а малыш пусть ищет затесавшегося новичка;
  • прочитайте «десятку», а затем повторите последовательность, «забыв» назвать одно слово. Сможет ли ребёнок вспомнить «пропажу»?

Упражнение 3: «Цифровая цепочка»

Игра-упражнение отлично развивает слуховую память, хотя на первый взгляд может показаться очень простой для ребёнка 6–7 лет. Но не торопитесь сразу усложнять правила. Любая тренировка, будь то тренировка мускулатуры, интеллекта, внимания или памяти, должна проходить от малого к большему.

Итак, назовите произвольно 3 числа. Ребёнок должен их повторить. Это легко, если называть числа в пределах первой десятки. Если малыш отлично справляется с заданием, давайте повышать уровень сложности:

  • Называйте двузначные и трехзначные числа, а если и так справляться с заданием очень легко, увеличьте количество разрядов.
  • Постепенно увеличивайте количество чисел в цепочке.
  • Пусть малыш слушает цепочку в прямом порядке, а называет в обратном. Это уже более серьёзное упражнение. Его можно предложить не только дошкольникам и младшеклассникам, но и взрослым, которые хотят тренировать свои способности к запоминанию информации на слух.

Упражнение 4: «Цветные истории»

Чтобы включить это упражнение в развивающие занятия с ребёнком 6–7 лет, придётся немного подготовиться.

Найдите подходящую по возрасту картинку-раскраску и составьте по ней небольшой рассказ, в котором упоминаются цвета нарисованных предметов. Положите перед ребёнком раскраску и цветные карандаши.

Предупредите, что сейчас надо будет внимательно послушать историю и разукрасить рисунок так, как описано.

Чтобы проверить, насколько внимателен малыш и как хорошо у него получается запоминать аудио информацию, придумайте рассказ, в котором цвета использованы неожиданно.

Например:

В зелёном небе из-за красной тучи выглянуло весёлое синее солнышко. Оно послало свои лучики на землю, согрев синие листики старого дуба, лепестки цветика-семицветика и молодую красную травку. Все радуются солнышку. Рад ему и розовый котёнок, и салатовый щенок, и даже маленький фиолетовый кролик прыгает от радости, что увидел тёплое весеннее солнышко.

Упражнение 5: «Графический диктант»

Мы уже писали о том, что собой представляют графические диктант и в чём их польза для развития дошкольника. Почитать наши материалы на эту тему можно тут и тут.

В рамках сегодняшней темы нас интересует возможность использования занимательного рисования для развития слуховой памяти.

Для этого выбирайте достаточно простые узоры, но диктуйте ребёнку схему не поэтапно, а сразу небольшим алгоритмом.

Например:

  • 2 клетки вверх;
  • 1 клетка вправо;
  • 2 клетки вниз;
  • 1 клетка влево.

Что получилось? Обсудите с ребёнком результат. Не забудьте похвалить за старание, а если что-то не удалось, объясните, в чём ошибка, и помогите её исправить.

Как ещё можно развивать слуховую память ребёнка:

  • учите с ребёнком стихи;
  • читайте вслух интересные сказки и просите малыша пересказать, что он запомнил;
  • чаще играйте в полезные и увлекательные словесные игры;
  • слушайте детские песенки, а в свободное время пойте их весёлым семейным ансамблем;
  • предложите ребёнку дома или на улице прислушаться к миру звуков, определяя, какие источники вносят свой вклад в общий звуковой фон.

Пусть ваши занятия с маленьким непоседой приносят и пользу, и удовольствие. Счастливого вам родительства, друзья!

Источник: http://nii-evrika.ru/5-uprazhnenij-na-razvitie-sluxovoj-pamyati-u-rebyonka-6-7-let/

Ссылка на основную публикацию