Игры по ознакомлению с предметным миром в 1 младшей группе детского сада. картотека

Дидактические игры в младшей группе (в том числе в первой) детского сада: чудесный мешочек, овощи и фрукты и прочие, картотека с целями

Дидактические игры проводятся с малышами детского сада начиная с самого раннего возраста.

Существует большое количество увлекательных игр, посредством которых педагоги знакомят маленьких воспитанников с объектами природы и предметами, их цветом, формой и величиной.

От правильно организованной и интересно проведённой дидактической игры зависит общее развитие ребёнка и его желание узнавать новое, общаться с ровесниками и взрослыми.

Важные аспекты теории

В детском саду воспитанники играют не только ради удовольствия и развлечения, они обучаются полезным знаниям и навыкам, развиваются, учатся быть хорошими друзьями, любить природу, уважать окружающих.

Дидактические (обучающие) игры призваны давать малышам информацию, которую те не смогут усвоить самостоятельно лишь на основе наблюдений и воспроизведения явлений окружающего в обычной игре.

Основной целью дидактической игры является умственное развитие ребёнка.

В обучающей игре ребёнок усвоит знания, которые не сможет получить в процессе обычной игры

Основные задачи дидактических игр вытекают из их содержания, то есть зависят от вида игры. В зависимости от содержания дидактические игры в раннем возрасте могут быть:

  • по формированию сенсорных эталонов (цвет, форма, величина);
  • по развитию мелкой моторики (движение пальцев, ладоней);
  • по развитию речи (пополнению и активизации словаря);
  • по ознакомлению с природой;
  • по ознакомлению с предметным миром.

Помимо этого, дидактические игры решают ряд других задач:

  • развитие коммуникативных навыков, взаимодействия со сверстниками;
  • нравственное воспитание малышей;
  • развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления).

Приёмы

При проведении дидактической игры с малышами ясельной группы наиболее целесообразными приёмами являются:

  • вне­запное появление объектов, игрушек;
  • загадывание и отгадывание загадок;
  • чтение малых фольклорных форм (потешек, песенок);
  • создание игровых ситуаций (кукла заболела, хочет спать, есть);
  • обыгрывание игрушек, предметов («Чудесный мешочек»);
  • сюрпризность (нужно найти спрятанный предмет);
  • изменение местонахождения игрушек (зайчик на столе, за шкафом);
  • показ предметов в разных действиях (кукла спит, ходит, ест);
  • демонстрация взрослым последовательности игровых действий;
  • элементы драматизации (дети воображают себя животными, вагончиками паровоза).

Виды дидактических игр и требования к их проведению в раннем возрасте

Правильно организовывать и систематически проводить дидактические игры необходимо с самого первого пребывания малыша в детском саду. К организации дидактических игр в первой младшей группе предъявляют такие общие требования, основанные на психологических особенностях воспитанников:

  • Игра должна соответствовать возрасту детей и программным требованиям.
  • Участие в игре должно быть добровольным. Практика показывает, что обычно дети охотно откликаются на предложение воспитателя поиграть, сделанное эмоциональным, дружелюбным тоном. Если малыш категорически не желает принимать участие в игре, его следует оставить под присмотром помощника воспитателя, провести игру с остальными детьми, а после выяснить причину отказа. Возможно, она кроется в плохом самочувствии или настроении.
  • У маленьких детей очень развита подражательность. Словесной инструкции и пояснения правил в раннем возрасте недостаточно. Необходимо обязательное руководство игрой взрослого (воспитателя). Он показывает, как играть, последовательность действий.
  • Игра строится с непременной опорой на личный опыт детей. Не стоит брать незнакомые предметы, иначе малыши отвлекутся от игры, начнут рассматривать их, а наиболее робкие просто откажутся играть.
  • В отличие от старшего возраста, в котором частая смена игр приветствуется, с малышами раннего возраста предпочтительнее проводить знакомые игры с постепенным усложнением. Частое повторение уже знакомых действий вызывает у детей чувство комфорта, уверенности в себе.
  • Игра должна быть достаточно простой, чтобы малыш мог выполнить игровое задание, то есть необходимо создать гарантированную «ситуацию успеха». Это побудит ребёнка и в дальнейшем принимать активное участие в играх.
  • Очень важен приподнятый настрой, положительный эмоциональный фон. Детей раннего возраста хвалят не за результат, а за участие в игре, проявленные усилия. Поощрения должны присутствовать в ходе каждой игры.

Поскольку основной вид деятельности детей в раннем возрасте — предметная, и мыслят малыши на основе действий, то большая роль в раннем возрасте отводится играм с предметами (игрушками, муляжами, природным материалом). Планируя предметные игры с самыми маленькими воспитанниками, педагог должен продумать такие моменты:

  • Организация места для игры. Если игру проводят сидя, это должен быть один или несколько составленных вместе столов, чтобы за ним могли удобно расположиться все участники игры и педагог. Если игра проходит в форме путешествия, необходимо тщательно подготовить «маршрут» с остановками, одной или двумя, и убрать с пути следования детей все яркие, крупные, отвлекающие внимание предметы и игрушки, не имеющие отношения к игре.
  • Подбор материалов. Предметы, природный материал, игрушки должны быть полностью безопасны. Детям третьего года не рекомендуется играть с фасолью, горохом, лучше дать им каштаны, листья, крупные прочные ракушки, деревянные некрашеные чурочки, брусочки. Благотворно влияют на детскую психику и имеют большой развивающий потенциал игры с цветным и обычным песком, манной крупой, пшеном. Малыши могут закапывать и отыскивать в них предметы, пересыпать, рисовать узоры.Игры с предметами вызывают наибольший интерес у детей ясельной группы

Настольно-печатные игры — более сложные, в них ребёнку необходимо «переключиться» с предмета на его изображение, то есть задействовать абстрактное мышление. Тут тоже есть некоторые особенности, которые нужно учесть:

  • Изображения предметов и существ в играх для раннего возраста должны максимально соответствовать естественным, иметь характерные настоящим объектам цвет, пропорции, части.
  • Нарастание сложности должно сочетаться с принципом доступности. То есть, давая ребёнку доступный пониманию материал, при повторении игры задание усложняется. Например, в игре «Сложи картинку» берётся знакомое детям изображение (котёнок, домик, паровоз), но сначала малыши складывают изображение из 4-х, потом из 6-ти, а позже из 8-ми и 12-ти частей.

Настольно-печатные игры требуют от малышей повышенного внимания и логического мышления

Словесные игры

Словесная игра наиболее трудна для детей раннего возраста, поскольку их речь не развита в достаточной степени, как и произношение звуков, и память.

Вначале малыши могут выполнять только простейшие задания (повторить услышанные звуки, имитировать знакомые), а к концу года им доступны игры на образование новых слов, составление коротких предложений, подбор простых слов для описания качества предмета («Назови ласково», «Какая, какой?», «Опиши, что видишь»). Словесные дидактические игры в раннем возрасте выполняют такие задачи:

  • способствуют формированию правильного звукопроизношения;
  • развивают связную речь;
  • активизируют уже имеющийся словарный запас ребёнка;
  • способствуют обогащению, пополнению словаря;
  • учат слушать и воспринимать речь, отвечать на поставленные вопросы;
  • развивают силу голоса, темп речи, речевое дыхание.

Словесная игра может быть и подвижной, во время неё малыши охотно будут произносить требующие отработки имитационные слова

https://www.youtube.com/watch?v=0kHvS5dJVpM

К проведению словесных игр с детьми раннего возраста также существуют требования:

  • Речь воспитателя — образец для ребёнка. Она должна быть грамотной, правильной, эмоционально окрашенной.
  • Педагог должен владеть выразительностью речи, уметь говорить в разном темпе, тихо и громко, но в то же время чётко.
  • Игра всегда проходит с использованием наглядности (иллюстраций, предметов, предметных картинок). Проводя словесные игры на прогулках, можно использовать в качестве наглядных пособий объекты природы: деревья, небо, цветы и т. д.

Источник: https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/igrovye-tehnologii/didakticheskie-igryi-v-mladshey-gruppe.html

Ознакомление с окружающим миром в 1 младшей группе

Муниципальное казенное дошкольное  образовательное учреждение детский сад общеобразовательного вида «Родничок» с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников

п. Гирсово Юрьянского района Кировской области

Календарно-тематическое планирование

по ознакомлению

с окружающим миром

в 1 младшей группе

на 2012 — 2013учебный год

П.Гирсово 2012

Пояснительная записка

Перспективное  планирование в 1-ой  младшей  группе  ведется по Основной  общеобразовательной  программе дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по физическому направлению. Программа соответствует  современным  задачам дошкольного  образования, предусматривает всестороннее развитие ребенка на основе его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей.

Программа разрабатывается, утверждается и реализовывается в образовательном учреждении на основе Устава МДОУ, Временных требований Министерства образования, Закона РФ об образовании. Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с образовательными программами. Образовательные программы реализуются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Направление «Познавательно-речевое развитие»

Образовательная область «Познание»

Ознакомление с окружающим миром

Задачи на год:

1. Знакомить детей с доступными явлениями природы.

2. Продолжать знакомить детей с названиями предметов ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель.

Промежуточные результаты :

1. Различать и называть предметы ближайшего окружения.

2. Называть имена членов своей семьи и воспитателей.

3. Узнавать и называть некоторых домашних и диких животных, их детенышей.

4. Различать некоторые овощи, фрукты (1-2 вида).

5. Различать некоторые деревья ближайшего окружения (1-2 вида).

6. Иметь элементарные представления о природных сезонных явлениях.

Литература:

— Карпухина Н.А.  «Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада» Воронеж,2008г.

1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Сентябрь Тема: «Ладушки, ладушки».Познакомить со свойствами песка. Развивать внимательность.  Воспитывать аккуратность.Карпухина Н.А., с. 11-12 Тема: «Падают листочки».Познакомить с цветом. Развивать познавательный интерес.Воспитывать любовь к природе.Карпухина Н.А., с. 13 Тема: «Чудесная корзина».Познакомить детей с овощами. Развивать цветовое восприятие. Воспитывать аккуратность, бережливость.Карпухина Н.А., с. 14 Тема:
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Октябрь Тема: «Дорожка к зайкиной избушке».Развивать зрительное восприятие. Воспитывать аккуратность.Карпухина Н.А., с. 16-17 Тема: «Птички хотят пить».Познакомить со свойствами воды. Развивать зрительное восприятие. Воспитывать добрые чувства к птицам.Карпухина Н.А., с. 17-18 Тема: «Петушок-петушок». Неживая природа: солнышко.Познакомить детей с временными понятиями: утро. Развивать образное мышление. Воспитывать гигиенические навыки.Карпухина Н.А., с. 17-18 Тема: «Серенькая кошечка». Домашние животные.Побуждать детей называть животных, называть отдельные части: хвостик, ушки, глазки, гребешок. Развивать зрительное восприятие. Воспитывать добрые чувства по отношению к животным.Карпухина Н.А., с. 20
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Ноябрь Тема: «Волшебная коробка» – овощи, фрукты – свойства.Формировать навык соотношения цвета предмета и формы между собой. Развивать зрительную активность и внимательность. Воспитывать культуру общения.Карпухина Н.А., с. 21 Тема: «Кто с нами рядом живет!». Предметный мир, назначение предметов.Сформировать навык соотносить свои действия с речевой инструкцией. Дать представление о том, как движется курочка. Воспитывать заботу о ближних, любовь к животным.Карпухина Н.А., с. 22 Тема: «Кто в домике живет?». Семья.Побуждать находить и показывать игрушки по названию. Развивать звукопроизношение. Воспитывать коммуникативные взаимоотношения со сверстниками.Карпухина Н.А., с. 23-24 Тема: «Моя улица» – явления общественной жизни.Познакомить детей с улицей. Развивать наблюдательность. Поощрять замену звукоподражательных слов общеупотребительными.Карпухина Н.А., с. 24
Читайте также:  Новый год в старшей-подготовительной группе. сценарий
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Декабрь Тема: «Кочки-кочки, гладкая дорожка» – неживая природа: почва.Познакомить с качествами предметов. Развивать ориентировку в пространстве. Воспитывать любознательность.Карпухина Н.А., с. 26-27 Тема: «По дорожке в зимний лес» – явления общественной жизни: город. Учить называть глаголы единственного числа настоящего времени. Развивать мелкую моторику пальцев. Воспитывать добрые чувства к окружающим.Карпухина Н.А., с. 33-34 Тема: «Белоснежные комочки» – неживая природа: снег.Формировать элементарные представления о зиме. Развивать координацию движений. Воспитывать дружеские взаимоотношения.Карпухина Н.А., с. 34-35 Тема: «Кукла Катя гуляет» – времена года: зима.Формировать представление о зиме. Развивать зрительное восприятие цвета – синий. Воспитывать аккуратность в процессе одевания зимней одежды.Карпухина Н.А., с. 36
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Январь Тема: «Как мы дружно играем» – семья.Формировать понятие «праздник». Развивать эмоциональные чувства радости. Воспитывать дружеские отношения и уважение к близким.Карпухина Н.А., с. 42 Тема: «Кукла спит» – временные отношения: день-ночь.Формировать временные отношения: день – гуляют, играют, кушают; ночь – спят. Развивать зрительное восприятие. Воспитывать культуру поведения.Карпухина Н.А., с. 44-45 Тема: «Маша-растеряша» – предметный мир: одежда.Побуждать выполнять элементарные инструкции. Развивать координацию движений. Воспитывать терпение и наблюдательность.Карпухина Н.А., с. 47-48
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Февраль Тема: «Кто нас лечит?» – явления общественной жизни: врач.Способствовать восприятию сюжетной картинки. Развивать зрительное восприятие. Воспитывать любовь и уважение к труду взрослых.Карпухина Н.А., с. 50-51 Тема: «Мишка-капризулька» – культура поведения.Способствовать пониманию элементарных инструкций. Развивать координацию и ориентировку в пространстве. Воспитывать наблюдательность.Карпухина Н.А., с. 51-52 Тема: «Где живут звери?» – живая природа.Способствовать пониманию значения слов «домашние» и «дикие». Развивать пассивный словарь. Воспитывать любовь к животным.Карпухина Н.А., с. 54-55 Тема: «На чем поедешь?» – предметный мир: транспорт.Формировать представление о транспорте. Развивать тактильное восприятие. Воспитывать интерес к предметам ближнего окружения.Карпухина Н.А., с. 56-58
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Март Тема: «Мамин праздник» – явления общественной жизни.Формировать представление о празднике мам. Развивать зрительное восприятие. Воспитывать любовь к родным и близким.Карпухина Н.А., с. 61-62 Тема: «Оденем Катю на прогулку» – неживая природа.Формировать у детей понятие «пришла весна». Развивать зрительное восприятие. Воспитывать наблюдательность и любовь к окружающей природе.Карпухина Н.А., с. 63 Тема: «Покормим Катю» – предметы окружения: посуда.Формировать у детей понятие «посуда». Развивать зрительное восприятие, внимательность. Воспитывать культурно-гигиенические навыки.Карпухина Н.А., с. 66-67 Тема: «Угощение для ребят и зверят» – предметный мир.Формировать представление о предметном мире «Продукты». Развивать зрительно-пространственное ориентирование. Воспитывать культуру общения.Карпухина Н.А., с. 67-68
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Апрель Тема: «Мы – мамины помощники» – явления общественной жизни: семья.Учить дифференцировать предметы по величине, по цвету.  Развивать остроту слуха, зрительное восприятие. Воспитывать опрятность, аккуратность и трудолюбие.Карпухина Н.А., с. 69-70 Тема: «Наш любимый детский сад» – явления общественной жизни.Познакомить детей с помещением детского сада: окна, двери, крыша, группа. Развивать наблюдательность, ориентировку в пространстве. Воспитывать любовь к ближнему окружению.Карпухина Н.А., с. 70 Тема: «Выходи, дружок, на зеленый лужок» – живая природа: растения.Дать представление об одуванчике и ромашке. Развивать зрительное восприятие. Воспитывать любовь к природе.Карпухина Н.А., с. 71 Тема: «Магазин игрушек» – предметный мир.Учить узнавать знакомые предметы по словесному описанию. Развивать любознательность. Воспитывать культуру поведения в общественных местах.Карпухина Н.А., с. 75-76
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Май Тема: «Моя мама» – семья.Учить совершенствовать зрительное восприятие. Соотносить слово с предметами. Воспитывать любовь к близким и родным.Карпухина Н.А., с. 32-33 Тема: «Куда плывет кораблик» – неживая природа.Совершенствовать навык наблюдения за явлениями природы. Развивать зрительную память. Воспитывать бережное отношение к природе.Карпухина Н.А., с. 71-72

Источник: http://ds-girsovo.ucoz.ru/load/rabochie_programmy/oznakomlenie_s_okruzhajushhim_mirom_v_1_mladshej_gruppe/2-1-0-28

Картотека детских дидактических игр по ознакомлению с природой

Картотека детских дидактических игр по ознакомлению с природой

«Где спрятался зайчик?»

Цель: описать, назвать, растения по характерным признакам и их связи с окружающей средой. Составлять описательные загадки и отгадывать загадки о растениях.

Правила игры: назвать растение можно только после описания какого-либо признака поочередно.

Ход игры:

Игру проводят в парке, в лесу, в сквере. Из группы детей выбирают водящего, остальные делятся на две подгруппы. Водящий прячет зайчика под какое-либо растение (Дерево, кустарник) так, чтобы остальные дети не видели, куда спрятана игрушка. Затем водящий описывает растение (если затрудняется, то воспитатель помогает).

Какая группа догадается быстрее, под каким растением зайчик, та идет его искать. Например, игрушка спрятана под дубом.

Ведущий задает 1-й подгруппе загадку: «Это дерево, у него крепкий, могучий ствол» (Ответы детей 1-й подгруппы), 2-й подгруппе: «Листья у этого дерева осенью становятся коричневыми» (Отвечают дети 2-й подгруппы). И т.д.

Загадки-описания идут, пока не догадается одна из подгрупп.

«Где растет?»

Цель: учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.

Правила игры: разобрать овощи и фрукты, и разложить одни в огород другие в сад (имитация – картинки сада и огорода). Выигрывает та команда, которая быстро разберет все предметы по местам.

Ход игры:

Дети делятся на две команды-бригады: овощеводы и садоводы. Овощи и фрукты (можно муляжи) раскладываются на столе. По сигналу воспитателя дети раскладывают овощи и фрукты по соответствующим картинкам. Та бригада, которая первой закончила работу, выигрывает. Дети, не участвующие в бригадах, проверяют правильность отбора.

После этого объявляется команда-победительница. Игра продолжается с другими командами.

Магазин «Семена»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о семенах разных растений. Учить группировать растения по виду, по месту их произрастания.

Материал: Вывеска «Семена». На прилавке, в разных коробках с моделями: дерево, цветок, овощ, фрукт, в прозрачных мешочках, находятся разные семена с картинкой этого растения.

Ход игры:

Воспитатель предлагает открыть магазин по продаже семян. В магазине оборудуют четыре отдела. Выбирают продавцов в каждый отдел семян.

По ходу игры дети-покупатели подходят к продавцам и называют свою профессию: цветовод, огородник, овощевод, лесник.

За тем просят продать семена описанного ими растения и способа их выращивания (по одному в ямку, по одному в бороздку, «щепотью», рассадой).

«Цветочный магазин»

Цель: закреплять знания детей о растениях (луга, комнатных, садовых), закреплять умение находить нужный цветок по описанию. Научить группировать растения по виду.

Материал: можно использовать карточки от ботанического лото, комнатные растения можно брать настоящие, но не очень крупные.

Ход игры:

Выбирается ведущий, он продавец, остальные дети покупатели. Покупатель должен так описать растение, чтобы продавец сразу догадался о каком растении идет речь.

«С какой ветки детки»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о деревьях, их семенах и листьях. Закреплять правила поведения в лесу, в парке.

Материал: Засушенные листья разных деревьев (семена, плоды).

Ход игры:

Перед прогулкой с детьми закрепляют правила поведения в лесу (парке). Игра проводится желательно осенью (когда уже есть семена и плоды), можно летом (только по форме листьев).

Дети гуляют по лесу (парку), по сигналу воспитателя «Все детки на ветки!», дети бегут к своим деревьям или кустам. Дети сравнивают свои листья и т.д.

с теми, что растут на дереве или кусте, к которому они подбежали.

ЛУКОШКО «Наша аптека»

Цель: сформировать представления детей о целебных свойствах растениях и их использовании человеком, упражнять в их распознавании на иллюстрациях.

Материал: плоскостное лукошко с красно-зеленым крестиком на одной из сторон, набор иллюстраций целебных растений (лимон, герань, фиалка, кислица, алоэ, каланхоэ и др.).

Ход игры: воспитатель загадывает детям загадки о целебных растениях. Ребенок находит в лукошке иллюстрацию, называет растение и объясняет, почему его называют «зеленым доктором».

Угадай растение по описанию

Цель: Воспитывать у детей умение учитывать названные признаки предмета; развивать наблюдательность.

Материал: несколько комнатных растений (2-3) с заметными отличительными признаками.

Ход игры: У воспитателя на столе стоят комнатные растения, на которых видны явные признаки различия (растение цветущее и нецветущее, с крупными и мелкими листьями, с листьями гладкими и шероховатыми).

Воспитатель, поочерёдно обращаясь к каждому ребёнку, даёт словесное описание растения, а ребёнок находит его среди остальных.

(Например, это растение цветёт, у него большие листья, а у этого растения толстый стебель).

Источник: http://doshkolnik.ru/zaniatia-s-detmi/4111.html

Дидактические игры по ознакомлению детей 2-3 лет с окружающим миром

Добавлено 18.06.2014

Изучение мира природы

Найди такой же листик

Познакомьте ребенка с понятием «листопад».

Соберите опавшие листья. Вместе с малышом вдохните этот неповторимый запах осенней листвы, рассмотрите листья на свет, полюбуйтесь их цветом и узором прожилок.

Положите перед малышом березовые и кленовые листья и обратите его внимание на их различия по цвету, размеру и форме. Затем, показывайте ребенку, например, кленовый лист и просите найти такой же. Затем попробуйте найти дерево, с которого упал этот листик.

Рассортируй листья

Наберите охапку листьев и положите их на лавочке. Затем предложите крохе разложить все листья на две кучки по какому–то определенному признаку: большие и маленькие листья; желтые и красные; березовые и кленовые.

Что на что похоже?

Собирая природный материал, определяйте, что на что похоже. Например, шишка – на ежика,шляпка желудя – на настоящую шапочку, крылатки ясеня и клена – на лепестки цветов и т.д.
Вернувшись домой, можно сделать соответствующие поделки.

Осенний венок

Покажите ребенку, как можно сплести из осенних листьев венок. Сфотографируйте ребенка в этом осеннем венке.

Птицы и звери

Приготовьте фигурки различных животных или карточки с их изображениями. Рассмотрите с малышом зверей и выделите их общие признаки (у них есть голова, уши, нос, туловище, лапы, хвост, тела их покрыты шерстью).

Точно так же рассмотрите и прокомментируйте  изображения  птиц (у них есть голова, клюв, нет ушей и носа, их тела покрыты перьями). Затем предложите малышу распределить все карточки на две группы: птиц и зверей.

Читайте также:  Классный час по пдд в 4 классе

Домашние и дикие животные

Нарисуйте дом и лес. Приготовьте карточки с изображениями домашних животных и обитателей наших лесов. Предложите ребенку распределить животных на тех, кто живёт рядом с человеком, и тех, кого можно встретить только в лесу.

Кто летает?

Вы показываете малышу предметные картинки с изображением различных животных. Если это животное летает (ворона, стрекоза и т.п.) – ребенок машет руками, будто летает. Если животное не может летать – ребенок ничего не делает или хлопает в ладоши. Также можно изображать, кто умеет плавать (крокодил, утка, рыба) или кто умеет прыгать (кузнечик, лягушка, кошка).

Третий лишний

Можно предложить ребенку игру «третий лишний». Положите перед ним три карточки: два гриба и одно яблоко. Спросите, что тут лишнее. На первых порах «лишний» предмет должен существенно отличаться от остальных двух (две картофелины и пингвин, два апельсина и шишка), чуть позже отличие должно быть менее выраженным (два яблока и груша, два белых гриба и сыроежка).

Что в корзиночке лежит?

Положите в корзинку овощи и фрукты (по 1 – 2 штуки каждого вида). Пусть ребенок достает их по одному из корзинки и называет. Можно ещё раскладывать в две миски – овощи и фрукты. Или нарисовать дерево и грядку на картоне и раскладывать плоды на них. Или ещё интереснее задание – «варить» компот и суп: раскладывать фрукты в банку, а овощи в кастрюлю.

Изучение мира предметов

Что в коробочке лежит?

В коробке лежат различные предметы (пуговица, расческа, фломастер, книжка и т.д.). Ребенок по очереди достает их, называет и говорит, зачем они нужны.

Транспорт

Доставайте из коробки по одной машине: легковая, грузовик, автобус. Рассматривайте и отметьте материал, из которого сделана каждая машина, ее цвет, назначение и т.д. Выделите их общие черты (у всех машин есть колеса, руль, кабина) и их различия.

Посуда

Нарисуйте на листе бумаги карандашом шкаф с полками. Скажите, что сейчас надо заполнить шкаф посудой. Пусть ребенок вам говорит, что рисовать, а вы будете «расставлять»: чашку, кастрюлю, чайник и т.д.

Выбери предметы

На столе разложены различные предметы. Предложите малышу выбрать только те предметы, которые ему помогут утром умыться ( мыло, полотенце, зубная щетка, паста) или предметы, которые необходимы для еды (тарелка, ложка, вилка).

Одежда и обувь

Подберите предметные картинки с изображениями одежды или можно использовать иллюстрации из книг. С опорой на картинки обсудите с крохой, какую одежду и обувь надо одевать, когда на улице холодно или, наоборот, жарко.

Одеваем куклу

Возьмите куклу. Предложите ребенку пойти с ней на прогулку, но только сначала он должен будет подобрать  для  нее одежду по погоде (если сейчас у вас зима – то и одеть её надо в теплую шубку, шапку, сапоги).

Рассматривание сюжетных картинок

С целью изучения окружающей обстановки очень хорошо подходят сюжетные картинки, где например, изображена обстановка комнаты – тогда можно с ребенком обсудить, для чего нужен стол, стул, что убирают на полки, а что хранят в шкафу и т.д.

Приобщение к трудовой деятельности

Стирка

Налейте ребенку в тазик воды, наведите в него пены и предложите постирать носовые платки или кукольную одежку. А потом прополоскать бельё в тазу с чистой водой. Ну и конечно отдельное удовольствие для ребенка — развесить всё это сушиться на веревке, закрепляя прищепками.

Мытьё посуды

Иногда кукольную посуду тоже надо мыть. Приготовьте два тазика: один с мыльной водой, второй — с чистой. Покажите ребенку, как сначала в первом тазике мыть посуду с помощью губки, а затем ополаскивать во втором и вытирать полотенцем.

Беседы по картинкам

Рассматривайте с ребенком сюжетные картинки, где изображён труд людей: «Водитель автобуса везёт детей», «Доктор лечит мальчика», «Садовник сажает деревья» и т.д. Обсуждайте нарисованное: кто изображен на картинке, что каждый из них делает, что было бы, если бы не было докторов, учителей, воспитателей и т.д.

Источник: https://shkola7gnomov.ru/parrents/eto_interesno/voprosy_vospitaniya/id/1141/

Картотека дидактических игр по ознакомлению с миром природы для младшей группы — «Светлячок» детский сад г.Крымск

Материал: у каждого ребенка одинаковые букеты из 3-4 листочков (клена, дуба, ясеня, березы), один букет у воспитателя.Ход игрыВоспитатель раздает детям букеты, а один оставляет себе. Затем показывает какой-то листочек, например кленовый и говорит: «Раз, два, три — такой же листочек покажи!» Дети поднимают руки и показывают кленовые листочки.

****************************************************Отгадайте что в руке.Цель: учить детей различать и называть овощи, фрукты по цвету, форме; воспитывать интерес к природе.Материал: овощи и фрукты.Ход игрыДети образуют круг, закладывая руки за спину.

Воспитатель кладет в их руки овощи и фрукты, затем показывает что-то из овощей или фруктов, а дети должны определить на ощупь, какой овощ или фрукт лежит в руке. Те, кто имеют такой же предмет, подбегают к воспитателю.****************************************************Деревья и их плоды.

Цель: учить детей подбирать плоды деревьев, развивать зрительную память, внимание.Материал: иллюстрации деревьев (ель, рябина, каштан, липа, клен) картинки (шишка, рябина, каштан, липовое семян, кленовая крылатка).Ход игрыВоспитатель предлагает назвать выставленные дерева, а затем найти их плоды.****************************************************Назвать птицу.

Цель: учить детей узнавать и называть птиц; развивать зрительную память, мышление; воспитывать любовь к природе.Материал: картинки птиц (воробей, голубь, ворона, ласточка, скворец, синица).Ход игрыПеред детьми выставлены птицы, а воспитатель предлагает им назвать их. Ребенок называет птицу, показывает ее, остальные дети знаками показывают согласны они или нет.

****************************************************Какого цветка не стало.Цель: учить детей называть цветы «уголка природы» (традесканция, фиалка, амазонская лилия, бегония) развивать зрительную память, воспитывать желание заботиться о растениях.Материал: цветы «уголка природы».Ход игрыВоспитатель выставляет на стол растения из «уголка природы», дети называют их.

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и прячет одно растение.Дети открывают глаза, они должны отгадать: какой цветка не стало, назвать его.****************************************************Цветоводы.

Цель: закреплять умение детей ухаживать за растениями «уголка природы»; выбирать нужные вещи для ухода; развивать память, внимательность, воспитывать желание заботиться о растениях.Материал: лейка; тряпка; палка для рыхления; пульверизатор и ненужные для ухода вещи (игрушка, камень, книга и т.д.).

Ход игры:На столе лежат вещи, воспитатель предлагает детям выбрать только те вещи, которые нужны для ухода растений. Дети выбирают вещи и называют, что ими делают.****************************************************Магазин цветов.

Цель: закреплять названия и внешние признаки цветов, растущих в «уголке природы»; учить описывать растения двумя-тремя предложениями развивать связную речь, память.Материал: растения «уголка природы».Ход игрыВоспитатель «продавец» предлагает детям «купить» цветы, но «купить» растения можно лишь тогда, когда будет назван и описан цветок.

Например: «Это фиалка, у нее круглые, небольшие, пушистые листья. Ее цветы маленькие, красивые, нежные, фиолетового цвета».****************************************************Кто в лесу живет.Цель: закреплять знания детей о диких животных; развивать память, речь; воспитывать любовь к животным.Материал: наборы игрушек: «Дикие животные» и «Домашние животные».

Ход игрыВоспитатель предлагает детям выбрать среди игрушечных животных только тех, которые живут в лесу.****************************************************Найти  цветок.Цель: закреплять умение детей находить и называть цветы «уголка природы».Материал: цветы «уголка природы».Ход игрыВоспитатель предлагает детям найти цветок, который он называет. Дети находят его, повторяют его название.****************************************************Волшебный мешочек.Цель: закреплять умение детей называть овощи и их цвет; развивать зрительную память, внимание.Материал: «волшебный мешочек», овощи.Ход игры

Воспитатель предлагает детям по очереди извлечь из «волшебного мешочка» овощ, назвать его и цвет. Воспитатель может предложить, не глядя в мешочек, найти то, что он скажет. Поочередно играют все дети.

****************************************************Узнайте животное.Цель: закреплять умение детей узнавать домашних животных по их звукам; развивать фонематический слух, внимание.Ход игрыВариант 1Воспитатель издает звуки животных, а дети их отгадывают.Вариант 2Воспитатель вызывает к себе ребенка, на ушко называет ему животное.

Ребенок издает звуки животного, а дети отгадывают.Овощи и фрукты.Цель: закреплять умение детей находить названные овощи или фрукты развивать внимание, память.Материал: муляжи овощей и фруктов.Ход игрыНа столе перед детьми на тарелочках лежат овощи и фрукты, воспитатель поочередно вызывает детей и просит найти тот или иной овощ или фрукт. Ребенок находит его.

Дети знаками показывают, согласны ли они с выбором или нет.****************************************************Назвать дерево.Цель: учить детей узнавать и называть деревья на уличной площадке; развивать зрительную память, воспитывать любовь к природе.Материал: деревья на уличной площадке.

Ход игрыВоспитатель подводит детей к деревьям и просит напомнить название этого дерева.Воспитатель. Кто быстрее найдет березу? Один, два, три — к березе беги! Дети должны найти дерево и подбежать к определенной березе.Игра продолжается, пока дети не устанут.****************************************************С какого дерева листочек.

Цель: учить детей узнавать и называть листья с деревьев, развивать зрительную память, внимание.Материал: засушенные листочки с деревьев, колокольчик.Ход игрыНа коврике по кругу разложены листочки с деревьев. Дети бегают вокруг листьев, пока звенит звонок.

Как только звонок замолкает — дети останавливаются и по очереди называют, с какого дерева листочек, у которого они остановились.****************************************************Узнаете по описанию.Цель: учить детей узнавать деревья и кусты по описанию; развивать внимательность, память.

Ход игрыВоспитатель описывает деревья, кусты, а дети должны угадать дерево или куст. Например: высокое, стройное; все его веточки направлены со стволом вверх; летом с него летит пух и т. д.****************************************************Кто лишний.

Цель: учить детей выбирать из ряда животных лишнее, объяснять, почему оно лишнее; развивать логическое мышление, внимательность.Материал: картинки с дикими животными и одним домашним животным, птичка, цветок, насекомое, наборное полотно.

Ход игрыВоспитатель предлагает детям рассмотреть на наборном полотне картинки, найти лишнее из ряда диких животных и объяснить, почему тот или иной предмет лишний. Например: «Лишняя кошка, потому что она — домашнее животное».****************************************************Кто как кричит.

Цель: закреплять умение детей издавать звуки птиц; развивать внимательность воспитывать любовь к природе.Материал: картинки с изображением вороны, синицы, воробья, дятла, совы.Ход игрыВоспитатель показывает детям поочередно карточки с птицами, дети их озвучивают, а потом называют.****************************************************Какой птицы не стало.

Цель: продолжать учить детей узнать и называть птиц; развивать зрительную память, внимательность воспитывать исполнительность.Материал: карточки с изображением птиц, наборное полотно.Ход игрыВоспитатель предлагает детям посмотреть на наборное полотно, назвать всех птиц, закрыть глаза. Он прячет одну птичку, а дети должны угадать: кого спрятал воспитатель.****************************************************Название птицы.Цель: продолжать учить детей узнавать и называть перелетных птиц; развивать память, внимание; воспитывать любовь к птицам.Материал: карточки с изображением птиц (ласточка, скворец, журавль).Ход игры

Читайте также:  Ваза из бутылки своими руками. мастер-класс

Перед детьми на наборном полотне — птицы. Воспитатель предлагает детям назвать птиц. Кто правильно называет птицу, тот получает фишку.

Источник: http://xn—21-ndd2aan5akd8h.xn--p1ai/blogi-pedagogov/blog-cukanovoy-s-n/metodicheskaya-kopilka/kartoteka-didakticheskih-igr-po-oznakomleniyu-s-mirom-prirody-dlya-mladshey-gruppy/

Картотека дидактических игр по ФЦКМ-2

Картотека дидактических игр

                                 для  старшей группы

                                «ПРОДОЛЖИ РЯД»

   Дидактическая задача. Развивать умение детей группировать предметы, сделанные из одного и того же материала.

   Игровое действие. Группирование.

   Материал. Перфокарты, лист бумаги, карандаши.

                                              ХОД ИГРЫ

   Перед началом игры ведущий проводит с детьми короткую беседу, в процессе которой уточняются  знания детей о том, что все окружающие предметы сделаны из различных материалов.

Затем игрок на выбор берёт любую карточку, на которой изображен один предмет. Игровое задание заключается в том, чтобы ребенок в перфокарте зарисовал предметы, изготовленные из того материала, что и предмет, изображенный на ней.

Победит тот, кто быстрее всех справится с заданием.

                                      «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»

   Дидактическая задача. Способствовать развитию у детей ретроспективного взгляда на предметы рукотворного мира, находчивости и сообразительности.

   Игровое действие. Группирование.

   Материал. Предметные карточки, изображающие прошлое и настоящее предмета.

                                               ХОД ИГРЫ

   Предметные карточки перемешиваются и переворачиваются картинками вниз. По сигналу игроки берут по одной карточке и раскладывают их в один ряд от прошлого до настоящего предмета.

После того, как закончатся предметные карточки, дети рассматривают каждый ряд из истории предмета и запоминают их местонахождение. Ведущий просит детей отвернуться, а сам тем временем: меняет местами карточки или убирает одну из них и т.д.

По сигналу ведущего: «Повернись», дети замечают изменения с карточками и обосновывают свой ответ.

                                            «ИЩУ СВОИХ ДРУЗЕЙ»

   Дидактическая задача.  Закрепить представление детей о многообразии рукотворного мира, умение объединять предметы с одинаковым назначением и функцией. Развивать внимательность, находчивость.

   Игровое действие.  Объединение.

   Материал. Карточки с изображением предметов рукотворного мира.

                                                        ХОД ИГРЫ

Участникам игры предлагается набор карточек с изображением предметов рукотворного мира. Ведущий обращается к игрокам с просьбой найти для его предмета на карточке «друзей», объединяющихся между собой по назначению или функции. Например: «Я – УТЮГ, мои друзья те предметы, которые имеют со мной одинаковую функцию – нагревание».

   Игроки среди множества предметных карточек находят «друзей» утюга:  камин электрический чайник, плита и другие.

   Игра продолжается до тех пор, пока не будут собраны все предметные карточки.

                                      «ИГРА С МЯЧОМ»

 Дидактическая задача. Закрепить умение детей определять предметы рукотворного и природного мира. Побуждать детей к ознакомлению с окружающим миром. Обогащать словарный запас детей.

   Игровое действие. Разделение.

   Материал. Мяч.

                                        ХОД ИГРЫ

   Дети стоят в кругу, ведущий передает мяч по кругу и просит игроков при передаче мяча называть:

  • Предметы рукотворного мира.
  • Предметы природного мира.
  • Названия профессий.
  • Предметы, облегчающие труд человека в быту.

                                 «НЕ ОШИБИСЬ!»

Дидактическая задача. Закреплять умение детей определять функцию предметов. Развивать интерес к окружающему миру, наблюдательность.

   Игровое действие. Соединение.

   Материал. Предметные карточки.

                               ХОД ИГРЫ

   Воспитатель, перед началом игры, показывает детям две предметные картинки (веник и совок) и задает вопрос «Что между этими предметами общего?»

   Выслушав ответы детей, он предлагает поиграть в игру «Не ошибись!» Каждый участник игры получает предметную карточку и определяет функцию предмета, изображенного на карточке.

По сигналу воспитателя участники игры ищут себе пару, т.е. ребенка, у которого на карточке предмет, имеет такой же способ использования. Затем, образовавшаяся пара обосновывает совой выбор.

Дети меняются карточками, игра продолжается.

                                      «ПРИДУМАЙ СЛОВО»

   Дидактическая задача. Побуждать детей правильно называть объекты и рукотворного мира, профессии, орудия труда. Способствовать развитию воображения, памяти, тактильных ощущений, зрительного и пространственного представления букв.

   Игровое действие. Отгадывание.

   Материал. Карточки с буквами.

                                     ХОД ИГРЫ

   Дети стоят в кругу. Ведущий пишет пальцем букву на ладони игрокам по очереди, Игрок отгадывает букву, показывает ее и придумывает на эту букву слова по заданию ведущего.

   Варианты:

  • Предметы рукотворного мира
  • Предметы природного мира
  • Профессии
  • Орудия труда,
  • Изделия из резины,
  • Изделия из дерева.

                              «КАКОЙ ПРЕДМЕТ ЛИШНИЙ?»

   Дидактическая задача. Побуждать детей самостоятельно определять принцип классификации предметов и на его основе находить предмет, не соответствующий этому принципу. Способствовать развитию логического мышления, сообразительности.

   Игровое действие.  Классифицировать.

   Материал. Предметные карточки.

                                         ХОД ИГРЫ

   Ведущий представляет детям набор предметных картинок, расположенных в несколько рядов. Игроки определяют в каждом ряду лишнюю предметную карточку и обосновывают свой выбор.

   Цветок, дерево, ворона, самолет.

   Ножницы, кукла, машина, жук.

   Бабочка, Счеты, камушки, калькулятор.

   Бинт, градусник, вата, кисточка.

                                        «МОЖНО ЛИ СДЕЛАТЬ?»

   Дидактическая задача. Закреплять умение детей находить недостающие детали, собирать предметы  из основных частей и понимать, что отсутствие какой-либо части делает невозможным использование предмета.

   Игровое действие. Соединение.

   Материал.  Разрезанные картинки с изображением легковых и грузовых автомобилей.

                                               ХОД ИГРЫ

   Дети получают по конверту, в которых находятся разрезанные картинки с изображением легковых и грузовых автомобилей. По команде ведущего каждый участник начинает «собирать» свой автомобиль. Игра заканчивается тогда, когда собраны все автомобили и дети определили у кого грузовой автомобиль, а у кого – грузовой.

                               «НЕОБЫЧНЫЙ РАЗГОВОР»

   Дидактическая задача. Закреплять умение детей группировать предметы по их происхождению: предметы рукотворного и природного мира.

   Игровое действие. Разделение.

   Материал. Предметные картинки.

                                        ХОД ИГРЫ

   Игроки делятся на две команды. Одна команда под название «Рукотворный мир», а другая – «Природный мир». Игроки команды «Рукотворный мир» начинают издавать любой звук предмета только «своего» мира, а игроки другой команды должны отгадать название этого предмета.

   Аналогично загадывает предмет команда «Природного мира».

                          «УГАДАЙ, КАКОЙ ПРЕДМЕТ ЗАГАДАН»

   Дидактическая задача. Побуждать детей описывать предмет, вычленяя его особенности с помощью алгоритма описания предмета.

   Игровое действие. Описание, отгадывание.

   Материал. Картинки, на которых изображены предметы, способные сделать жизнь человека удобной и облегчить его труд в быту, алгоритм описания предметов. Фишки.

                                          ХОД ИГРЫ

   На одном столе раскладываются картинки с изображением предметов вверх. Участники игры выбирают ведущего поочередно. Ведущий с помощью алгоритма загадывает предмет, изображенный на одной из картинок. Игроки по очереди задают вопросы ведущему с целью быстрее угадать предмет.

Например, «Это живой предмет? Из чего он сделан? Он нужен человеку? Где его можно использовать?» Тот, кто угадал предмет, становится ведущим. Игра заканчивается, когда отгаданы все предметы. За каждый правильно отгаданный предмет участники игры получают фишку.

Выигрывает тот, кто наберет больше всех фишек.

                                         «ЗАГАДАЛКИ»

   Дидактическая задача. Побуждать детей отгадывать предмет с помощью признаков и группировать предметы по назначению.

   Игровое действие. Отгадывание, группирование.

   Материал. Предметные картинки, 3 флажка разного цвета.

                                              ХОД ИГРЫ

   На столе разложены предметные картинки, а на другом – расставлены флажки.

   Красный флажок – орудия труда,

   Желтый  – бытовая техника,

   Зеленый флажок – транспорт.

   Ведущий загадывает загадку, игрок, отгадавший ее, находит нужную картинку и кладет ее к определенному флажку. За каждый правильно отгаданный предмет участники игры получают фишки. Выигрывает тот, кто наберет больше всех фишек. Игра заканчивается, когда не останется ни одной предметной картинки.

   Загадки про орудия труда

      Два кольца, два конца,

      Посередине гвоздик.   (Ножницы)

      Кланяется, кланяется,

      Придет домой, растянется.  (Топор)

      Деревянная шея, железный клюв,

      Стучит – тук, тук, тук.  (Молоток)

      Рядом с дворником шагаю,

      Разгребаю снег кругом,

      И ребятам помогаю делать горку,

      Строить дом.  (Лопата)

      Кума ела, ела дуб

      И сломала себе зуб.   (Пила)

   Загадки про бытовую технику

      Есть у нас в квартире робот

      У него огромный хобот,

      Любит робот чистоту

      И гудит, как лайнер ТУ.

      Он охотно пыль глотает,

      Не болеет, не чихает.  (Пылесос)

      Поверчу огромный круг,

      И меня услышит друг.   (Телефон)

      То назад, то вперед,

      Ходит, бродит пароход,

      Остановишь – горе,

      Продырявит море.  (Утюг)

      Летом пап наш привез

      В белом ящике мороз.

      И теперь мороз седой

     Дома летом и зимой

      Бережет продукты:

      Мясо, рыбу, фрукты.   (Холодильник)

      Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

      Больше греться не хочу.

      Крышка громка зазвенела:

      «Пейте чай, вода вскипела!» (Велосипед)

      Четыре синих солнца

      У бабушки на кухне,

      Четыре синих солнца

      Горели и потухли.

      Поспели щи, шипят блины.

      До завтра солнца не нужны.  (Газовая плита)

   Загадки про транспорт

      Держусь я только на ходу,

      А если стану, упаду.   (Велосипед)

      Маленькие домики

      По улице бегут,

      Мальчиков и девочек

      Домики везут.   (Автобус)

      Несется и стреляет,

      Ворчит скороговоркой.

      Трамваю не угнаться

      За этой тараторкой.   (Мотоцикл)

      Паровоз без колес!

      Вот так чудо паровоз!

     Не с ума ли он сошел,

      Прямо по морю пошел!   (Пароход)

      Не летает, не жужжит,

      Жук по улице бежит.

      И горят в глазах жука

      Два блестящих огонька.   (Автомобиль)

      Что за птица:

      Песен не поет,

      Гнезда не вьет,

      Людей и груз везет.  (Самолет)

Источник: http://vospitatel4.ucoz.ru/publ/kartoteka_didakticheskikh_igr_po_fckm_2/1-1-0-9

Ссылка на основную публикацию