Классный час 1 класс. чудеса народного искусства

Чудеса народного искусства

Тема: «Чудеса народного искусства»

Цели:знакомство детей с марийским народным искусством через изучение национального костюма, национальной музыки, музыкальных инструментов, игр.

Задачи:

Расширить знания детей о марийском народном искусстве через изучение национального костюма, национальной музыки, музыкальных инструментов, игр. Пополнить словарь детей новыми словами.

Развивать и корригировать внимание, память, мышление, речь через игровые упражнения. Вызвать интерес к созданию образа из полученной информации. Развивать познавательный интерес в изучении родного края, способность наблюдать.

Воспитывать эмоциональную адекватность поведения.

Оборудование: компьютер, презентация «Чудеса народного искусства», шаблон золотой рыбки, нарисованные рыбки в аквариуме, закладки – сувениры, музыкальные инструменты, марийский национальный костюм, музыкальный центр, вышитые салфетки, видеоролик «Марийская вышивка».

Ход мероприятия

Организация начала мероприятия.

Психологический настрой «Золотая рыбка»

— Нам всем хочется поймать «золотую рыбку», которая выполнила бы все наши желания. Я попрошу каждого подойти к аквариуму и поймать свою «золотую рыбку». Загадайте желание на сегодняшний классный час. Теперь попытаемся сделать из маленьких рыбок одну огромную «золотую рыбу»

(учащиеся приклеивают маленьких рыбок, которые выполняют роль чешуи).

И пусть все желания, которые вы загадали, сбудутся. А с помощью этой «золотой рыбки» нам на мероприятии будут сопутствовать удача и успех!

Все расселись по местам, никому не тесно, 
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”

Ночь!

(Дети кладут голову на парту. В это время под музыку появляется на столе кукла в марийском платье).

День!

— Не знаю, как у вас, ребята, но мои желания уже начали исполняться! Посмотрите, кто к нам пришёл в гости. Это Сереброзубая Пампалче!

Напомните, пожалуйста, кто это? (Это сказочный персонаж)

Помните, она приходила к вам в сказке «Сереброзубая Пампалче». Живёт она в лесу со своим отцом. Так вот, сегодня она пришла к вам, чтобы отправиться в необычное путешествие, во время которого вы узнаете много интересного о нашем родном марийском крае, а именно о народном искусстве.

Сообщение темы мероприятия.

Тема классного часа «Чудеса народного искусства».

Основная часть.

У нас в классе не все понимают по-марийски, поэтому переводить то, что говорит Пампалче, буду я…

Вы готовы?

— Тогда встаньте на ножки, возьмитесь за руки, закройте глаза и повторяйте за мной:

Поктем, поктем, поктен ом шу! (догоняю, догоняю, догнать не могу) Кучем, кучем, кидем ок шу! (пытаюсь схватить, но руки не дотягиваются)

(дети хором повторяют)

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/korrekcionnoe-obuchenie/50569-chudesa-narodnogo-iskusstva.html

Конспект урока: Древние корни народного искусства — Инновационные педагогические технологии

Цель: Формировать понимание роли символики в жизни древних славян;

Активизировать мыслительную деятельность, расширять кругозор учащихся;

Формировать интерес, уважение к родной истории;

Развивать коммуникативные качества учащихся через умение работать в группах.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Сообщение темы урока. Беседа по теме.

Декоративно-прикладное искусство

Декоративное искусство наиболее прочно связано с повседневной жизнью и бытом человека. С произведениями декоративного искусства люди встречаются повсеместно. Оно получило название от латинского decor – украшаю. Все предметы, окружающие человека, должны быть не только удобными. Практичными, но и красивыми.

Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т. д.).

Давайте назовем такие предметы в нашем быту.

Символика древних славян

Еще наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснения непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься. И делал он это при помощи своего искусства.

Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная – воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом или кругом с крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор.

Древний земледелец наделял природные явления действиями, чувствами, присущими живым существам, облекая их в форму птиц, животных, фантастических существ. Таким образом, человек выражал свои представления о мире в образах

Шли века, крестьянское искусство развивалось, но самое лучшее не исчезало из этой огромной сокровищницы народного опыта, переходя из поколения в поколение.

Солнце

Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами. “Не земля родит, а небо”, говорит русская пословица. Как нарядно, празднично выглядят предметы крестьянского быта, украшенные солярными кругами – символами солнца!

Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного искусства.

Жизнь природы меняется: зимой все спит, весной – расцветает, летом плодоносит, осенью увядает. И все это зависит от великого и могущественного светила – Солнца.

В распаханную землю сеятели бросали семена. Семена изображали в виде точек. Семена-точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента.

В древности, люди не поливали свои поля. Их смачивали только дождь и роса. Дождь называли небесной водой и думали, что она скапливается где-то в невидимом небе. Чтобы пошел дождь, надо изобразить его.

О дожде молились особенно усердно и старательно в четверг: Этот день недели был посвящен на Руси богу грома и молнии Перуну. Но как ни молились люди всесильному, грозному богу, дождик редко шел именно в четверг. Поэтому в народе и появилась поговорка – “после дождичка в четверг”. Волнистая горизонтальная линия – вода. Горизонтальная волнистая линия – дождь.

Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он связывал с образом матери. Женская фигура (берегиня) – это божество, выражающее представление о земле, которая родит, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному: великая богиня земли, плодородия, мать-сыра земля, Макошь, что означает “мать хорошего урожая”.

Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Посмотри, как условно она решена.

Из тела богини нередко прорастают ветви, а вместо головы у нее изображение ромба – древнего знака солнца. Иногда ее фигура напоминает дерево.

Женская фигура с устремленными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека.

Конь – один из древнейших и любимых образов народного искусства. Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца.

В поэтических представлениях народа, всадник на коне освобождал весну от зимнего плена, отпирал солнце, открывал путь вешним водам, после чего весна вступала в свои права. Всадник предстает в образе Егория храброго.

Взгляни, какие разные птицы! Словно все светом наполнили вокруг себя. В давние времена люди верили, что птицы прогоняли своим звонким пением зимний мрак, стужу и приносят на крыльях весну красную, тепло летушко.

Люди особенно готовились к встрече весны – выпекали в форме птиц обрядовое печенье “жаворонки”. С песнями-заклинаниями обращались они к жаворонку, кулику, ласточке прося принести весну на своем хвосте.

Птицы символизировали свет, тепло.

В произведениях народного искусства встречается причудливый узор – разветвленное растение, иногда с крупными цветами, плодами, птицами, сидящими на ветках. Это древо жизни. В народных представлениях оно было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.

3. Закрепление.

Сегодня на уроке мы с вами, ребята, узнали, что в украшение предметов человек вкладывал не только свое понимание красоты, но и определенный смысл, в изображаемый им мир, свое желание жить в согласии с природой свободней и уверенней.

Знаки солнца, воды, ростков – это элементы, из которых можно сочинить много красивых орнаментов, чередуя, повторяя знаки.

Цвет в узоре имел особое значение. Красный цвет выражал восторг, радость, жизнь. Это цвет солнца, огня, жизни. Красный цвет олицетворял мужское начало. Белый цвет связывался со светом, чистотой и олицетворял женское начало. Желтый цвет символизировал солнце, черный – землю.

4. Практическая работа:

Шаблоны

А теперь, ребята, пусть каждый из вас постарается украсить свою вазу, (чашу) чародейными узорами.

Ребята могут придумать свою форму вазы и разукрасить ее, используя полученные знания о знаках-символах.

5. Итог урока. Домашнее задание.

Источник: http://www.inksystem-az.com/konspekt-uroka-drevnie-korni-narodnogo-iskusstva/

Классный час в 1 классе «Рождество Христово» /Елочка нас учит/

МБОУ «Ситне – Щелкановская» СОШ

Ступинского района

Воронина Раиса Васильевна — учитель начальных классов

                                                                     Январь 2103 года

Цель:  приобщение учащихся к русским православным традициям,  познакомить с историей возникновения традиции наряжать елку в Рождество и на Новый год. Воспитание уважительного отношения к традиционным российским  религиям, к вере и  религиозным  убеждениям и  культурным ценностям русского народа;

     * воспитание скромности, смирения и простоты.

Подготовка: сделать выставку рождественских открыток, оформить выставку рисунков, подготовить стенгазету «Рождество Христово»,  коллективное украшение класса, елки, изготовление на уроках технологии елочек из теста, заучивание стихотворений  о елочке,  слушание музыкальных произведений о празднике Рождество Христово, просмотр кинофильмов «Рождество Христово», «Девочка и спички».

Оборудование:

      Украшенный класс, доска

       Наряженная елочка

      Выставка рисунков «Рождество Христово!»

      Выставка открыток

      Стенная газета

     Елочки / поделки/

      Пряничное печенье

Возраст: 7 лет.

Продолжительность: 40 мин.

Этапы проведения:

1.Чтение стихов.

3.Рассказ учителя.

4.Игры.            5. Подведение итогов.

Основная часть.

Тема: «Елочка нас учит».        Классный час.

Ход классного часа.

1 часть.  — Мы рады видеть дорогих гостей в нашем нарядном  классе.  Сегодня у нас необычный классный час, на котором мы продолжим   разговор о православных  традициях русского народа. 

Сообщение темы и цели занятия.

— Сегодня речь пойдёт о любимейшем христианском празднике, посвящённом долгожданному событию в жизни всего мира.

                                    Рождество Христово

(Подготовленные ученики читают стихотворение Н. Тананко “Светлый праздник Рождества”)

1 ученик.          /Вадим С..

Светлый праздник Рождества,

 Рождества Христова —

 В каждый дом издалека

 К нам приходит снова.

2 ученик.       /Артем Щ

Белый ласковый снежок

 Сыплет за окошком,

 Пляшет свечки огонёк,

 И мурлычет кошка.

3 ученик            /Алеша Д

Вспыхнет на небе звезда,

 И уйдут напасти.

 Светлый праздник Рождества

 Нам приносит счастье.

4 ученик.     /Сережа Е

В этот день нельзя грустить,

 Ссориться и злиться,

 Нужно всех вокруг простить,

 Богу помолиться.

5 ученик.         /Глеб Ов./

Скажем добрые слова    

 Мы друг другу снова.

 Здравствуй, праздник Рождества,

 Рождества Христова!

2 часть   Рассказ учителя

— В старые времена на Руси люди особо относились к православным праздникам. Готовились к ним заранее. Соблюдали пост, ходили в церковь, добрее становились друг другу, прощали обиды.

-Ребята,  вы все знаете, что 7 января весь православный народ  празднует  Рождество Христово. — Праздник Рождества Христова называют “Матерью всех праздников”.

— Рождение детей — всегда важное и радостное событие в жизни людей. Родственники и знакомые поздравляют счастливых родителей, дарят подарки, желают здоровья появившемуся на свет ребёнку. Все люди любят свой день рождения и ежегодно его отмечают.

-Кого славит народ в этот светлый праздник? (Иисуса Христа)   

— Как вы думаете, почему  этот праздник называют Рождеством Христовым?

 Дети :  потому что 7 января  явился в этот мир Младенец Иисус

                              Родился Он в пещере скромной

                              Пришел Он, чтобы мир спасти.

 Педагог   Весь православный люд отмечает этот праздник светлый.

                   Рождество — значит день рождения Иисуса Христа!

Давайте вспомним

Про младенца в Вифлееме

Чудно – радостный рассказ

(Звучит тихая музыка.)

Дети читают стихи.

1. В яслях спал на свежем сене       /Даша П Тихий крошечный Христос. Месяц, вынырнув из тени,

Гладил лен Его волос.

Бык дохнул в лицо Младенца И, соломою шурша, На упругое коленце

Засмотрелся, чуть дыша.

Читайте также:  Сценарий мероприятия для школьников к 8 марта, 8 - 9 класс

2. 

Воробьи сквозь жерди крыши        /Оля Ш. К яслям хлынули гурьбой, А бычок, прижавшись к нише,

Одеяльце мял губой.

Пес, прокравшись к теплой ножке, Полизал ее тайком. Всех уютней было кошке

В яслях греть Дитя бочком…

3.Присмиревший белый козлик       / Егор Ч.. На чело Его дышал, Только глупый серый ослик

Всех беспомощно толкал.

«Посмотреть бы на Ребенка Хоть минуточку и мне!» И заплакал звонко-звонко

В предрассветной тишине…

А Христос, раскрывши глазки,    /Дима  С. Вдруг раздвинул круг зверей И с улыбкой, полной ласки, Прошептал: «Смотри скорей!»

                        (Стихотворение Саши Черного «Рождественское».)

Учитель.

     Вы уже много что узнали про Рождественскую ночь, и сейчас мы вспомним и проведем викторину.

                             Викторина

  1. Как называлось место пещера, в которой родился богомладенец?

 / вертеп/

  1. Куда положила дева Мария сына после его рождения? / в ясли/
  2. Кто первым пришел поклониться Иисусу Христу? / пастухи/
  3.  От кого пастухи узнали о рождении Иисуса? / о т ангелов/
  4. Кто пришел на поклонении Христу из Восточных стран?    /Волхвы/
  5. Кто такие волхвы? / Восточные мудрецы/
  6. Что указало путь волхвам? / звезда/
  7. Что преподнесли Иисусу волхвы? / золото – как царю, ладан, как богу, смирну – как человеку/

 Люди всегда отмечали  праздник Рождество Христово очень торжественно и красиво. Скажите, а без чего мы не можем представить себе празднование Рождества и Нового года?

А поможет вам в этом загадка:

Кого раз в году наряжают? (Ёлку) 

Рождество – светлый, радостный праздник!

Считалось, что елка со свечами и украшениями – символ духовного света и спасительных плодов благодати  Божьей.

Задолго до Рождества Христова в домах украшают елки. С давних пор это было любимым занятием детей – помогать украшать елку. А сколько восторга вызывает зажженная огнями елки!. Горят восторгом и радостью детские глазки, душа ликует и хочется петь и кружиться вокруг елки.

 Как вы думаете, почему до сего времени сохранилась эта традиция – наряжать елку?

 Почему людям так нравится этот обычай? (высказывания детей).

— Правильно, но почему именно ёлку?

 Вообще на Руси по разным случаям наряжали разные деревья: на Троицу украшали березу лентами, на Пасху – вербу, так что давняя привычка к наряженному дереву помогла в России принять и наряженную елку.

А вот  почему на Рождество наряжают елочку??? Это вы сейчас и узнаете.

 Существует доброе сказание о том, что когда в городе Вифлееме родился Господь наш Иисус Христос и мудрые волхвы с Востока принесли ему дары  то и все звери, птицы и даже растения также подарили свои подарки.

 Растениям было, что подарить Младенцу Христу – плоды, цветы, сладкое благоухание.

И только опечаленная Елочка, проделавшая длинный путь из северных земель теперь не решалась войти в пещеру, где лежал в яслях Божественный Младенец.

 Ей казалось, что все, что она может подарить Богу, никуда не годится, — простые шишки, липкая смола, колючие иголки…..

В скромности своей она считала себя хуже других деревьев, которые достойны были принесли Богу дары. 

– Что же ты не подойдешь поздравить Младенца? – спросили у нее .

– Я ведь колючая, я боюсь уколоть маленького, – отвечала она.

 — Да и правда, нечего тебе подарить Младенцу Христу, — говорили одни.

          – Ах ты, добрая печальная елка! – говорили другие.

           А елочка соглашалась  и не решалась войти.

Но господь очень любит скромность, смирение и простоту и принимает их как лучшие дары  Себе.

                         И свершилось чудо! 

Елочка тихонько всхлипнула, из ее глаз, опушенных колючими ресничками закапали прозрачные слезы – клейкие и ароматные капли смолы. Вдруг что-то тихонько зазвенело, словно вздрогнули и посыпались на снег малюсенькие колокольчики.

Все увидели , как с неба спустились тысячи маленьких звездочек и одели елочку сверкающим нарядом. Пока они падали, раздавался этот чудесный звон.

Наконец, самая крупная, ярко-красная звезда спустилась  прямо на елочкину макушку и дивные звуки стихли…

На изумленную Елочку вдруг хлынул с небес звездный дождь, и она засверкала, украшенная звездами,  и стала вдруг краше всех деревьев.

Господь  вознаградил елочку. Он сделал так,  что в день его рожденья скромную елочку украшают яблоками, золочеными орехами, сладостями и всякими игрушками. 

   Но, милые дети, елочка еще и пример нам подает, как надо радовать других и при этом сохранять скромность.

ВОПРОСЫ  для анализа рассказа

1Какие чувства  возникли у вас после прочтения.

2. Почему елочка не осмелилась войти в пещеру, где лежал в яслях младенец?

3.  Какое – же чудо произошло в конце рассказа?

4.Как вы думаете, кто так украсил елочку?

5. А как вы понимаете, что такое скромный человек. Кого вы из своих одноклассников   назовете скромным.

6. Чему же научила нас елочка?

/ Ее красота была самой скромной и самой доброй! Скромности/

На праздник Рождества Христова молоденькими елочками украшают храмы. Вот какой чести удостоилось скромное дерево – елочка. Я знаю, что многие из вас знают стихотворения об этом прекрасном дереве. Кто хочет прочитать?

1 ученик                «Вокруг елочки»                                   Галина Галина

                             Елочка! Елочка!

                           На верхушке звездочка,

                          Свечечки на ветках,

                         Ветки все в конфетках!

                       Блестки золотые,

                       Бусы голубые!

                       Бантики нарядные,

                       Куклы шоколадные

                       Яблоки веселые,

                      Пряники медовые!

                     В самой серединке

                      Книжки  да картинки!

                     Все в игрушках ветки-

                    Выбирайте, детки!

2 ученик

                      «Мечты елочки»     Александр Федоров

              Дети стайкой оживленной             От гостинцев гнутся ветки:

            Замирают в восхищенье                    Тут и рыбки с петушками.

           Перед елкой освещенной                    Виноград, изюм, конфетки,

            Елка – просто загляденье!                 Бусы,  пряник с леденцами.

     Елка весело сияет:                               Часто к ней овсянок стайки.

   О, какой прием радушный!                  Словно в гости, прилетали.

  И она хоть вспоминает                        А под ней в сугробах зайки.

 Край родной, но ей не грустно.           Схоронившись, отдыхали.

                            А теперь – какое счастье!

                           Всюду радостные лица,

                           От детей почет, участье.

                           Здесь она для них – царица

 3 – 4 ученик  

Ель украсим мы звездой

И гирляндой золотой.

Ведь сегодня торжество –

Рождество! Рождество!

Елочки красив наряд,

Огоньки на ней горят.

Ведь сегодня торжество –

Рождество! Рождество!

Будем петь и веселиться,

Возле елочки кружиться –

Ведь сегодня торжество –

Рождество! Рождество!

 5 ученик

Ночь. Мороз. Сверкают звезды

С высоты небес.

Весь в снегу, как в горностаях,

Дремлет тихий лес.

Тишина вокруг. Поляна

Спит в объятьях сна,

Из-за леса выплывает

На дозор луна.

Звезды гаснут. С неба льются

Бледные лучи,

Заискрился снег морозный

Серебром парчи.

Широко раскинув ветви,

В шубе снеговой,

Посреди поляны елка

Ввысь ушла стрелой.

На красавицу лесную

Лунный свет упал,

И огнями лед кристаллов

В ветках заиграл.

Бриллиантовые нити

В хвое заплелись,

Изумруды и рубины

На снегу зажглись.

Ясной звездочкой у елки

Светлая глава…

Наступает день великий –

Праздник Рождества!

Мы наряжаем елочку, украшаем ее макушку сверкающей звездой, зажигаем фонарики.

 И сейчас мы поиграем и узнаем «Чего на елке не бывает?»
Проводится игра: «Чего на елке не бывает?» 

Я буду называть вам разные предметы, если вы услышите название елочных игрушек, надо поднять вверх руку и сказать: «Да».

Если буду называть то, чего на елке не бывает, надо сдержаться и промолчать. Постарайтесь не ошибиться. 
Готовы? 

Вот и праздник наступил,
Каждый елку нарядил.

Кто, ребята, подтвердит —
На ветвях ее висит:

Звездочка — верхушка?                                          Белые снежинки?        Звонкая хлопушка?                                               Яркие картинки?

Петенька — петрушка?                                           

Старые ботинки? 
Мягкая подушка?                                                  Шар из паутинки?

Плитки-шоколадки?                                              Красные фонарики?
Кони и лошадки?                                                   Хлебные сухарики?
Зайчики из ватки?                                                  Яркие флажки?
Варежки-перчатки?                                             Шапки и платки?

Яблоки и шишки?
    Колины штанишки?
Вкусные конфеты?
Свежие газеты?…

Игра «Пожелания друзьям»

Учитель: Ребята, а сейчас мы встанем в круг, а наша скромная  волшебная елочка поможет нам сказать добрые слова друг другу.

/Дети передают елочку и говорят друг другу слова:

-Поздравляю тебя с рождеством. Будь всегда доброй, ласковой…..

УЧИТЕЛЬ:

В память о дарах, которые волхвы принесли новорожденному Иисусу, люди до сих пор дарят друг другу подарки на Рождество.

Вы сделали такие красивые  елочки. Вот какие они получились у нас. Давайте подарим нашим гостям и скажем им добрые слова.

      Поздравляем вас с праздником Рождества Христова.                     Я

     Пусть будет в  вашем доме                                                                  Даша

Читайте также:  Игры на день рождения для детей 7-9 лет дома смешные и весёлые

     Покой и чистота.                                                          

 Пусть чистой будет совесть                                                                   Глеб

 И чистые слова.

Пусть чистым будет сердце                                                                    Егор Ч

От всех земных грехов.

И станет чистым небо                                                                          Вика Ч.

От белых облаков.

Учитель:
Рождество Христово в Вифлеемской пещере было однажды, Рождество Христово в человеческих сердцах совершается постоянно, принося радость, мир, счастье. Умейте радоваться и радовать других.  Не стесняйтесь похвалить своих друзей.

Радуйтесь от души успехам ваших сверстников и не завидуйте ничему. Попробуйте сделать приятное и радостное для своих родителей, близких и друзей.

Не забывайте и поддержите детей из бедных семей лаской, дружбой, добротой, неразлучностью и  Богомладенец Христос всегда будет с вами!  

Учитель. Посмотрите, а на елочке красивый конверт. От кого он? От нашей рождественской елочки. Вам, дорогие  детям

Всем друзьям я на прощанье

Адресую пожеланья:

Время даром не теряйте,

Добрым делом занимайтесь,

Не хитрите, не ленитесь,

Божьей милости просите.

Будьте скромными вы  сами

Дома помогайте маме.

И об этом помнить нужно:

Дорожите дети дружбой!

Иисус Христос родился

 И мир счастьем осветился!

Так возрадуемся вместе,

И споем сейчас все песню!

Учащиеся  встают в хоровод, и звучит песня

«Елка в Рождество»

3. Заключительная часть. Закончился наш классный час. Я, уверена, что вы узнали много нового и сделали  вывод, что скромность, простота и доброта

украшают человека.

15 октября, понедельник(2 октября по ст.ст.)Седмица 21-я по Пятидесятнице (ев. чтения 20-й седмицы). Сщмч. Киприана, мц. Иустины и мч. Феоктиста (304). Блж. Андрея, Христа ради юродивого (936). Прав. воина Феодора Ушакова (1817). Блгв. кн. Анны Кашинской (1368). Прп. Кассиана грека, Угличского, Учемского, чудотворца (1504). Мчч. Давида и Константина, князей Аргветских (740) (Груз.). Мц. Александры Булгаковой (1938).

Февраль 2015

ПнВтСрЧтПтСбВс
« Янв Мар »
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28

Источник: http://mozhblag.prihod.ru/2015/02/20/klassnij-chas-v-1-klasse-rozhdestvo-hristovo-elochka-nas-uchit/

Классный час «Русское народное творчество и промыслы»

Вступительное слово учителя.

Наш устный журнал посвящен искусству русского народа. Душа каждого народа проявляется в лирической песне, задорной частушке, остроумной пословице. Мастерство и талант народа в каждой поделке, выходящей из умелых рук.

Первая страничка журнала посвящена различным ремеслам. Сейчас мы попадем в удивительный музей народного творчества. По залам этого музея нас поведет экскурсовод — ученица нашего класса.

Выступление ученицы-экскурсовода.

Дорогие гости! Сегодня я вас приглашаю в Музей Народного творчества, где мы расскажем много интересного о культуре русского народа.

В первом зале представлена выставка изделий прикладного искусства. Во все времена люди старались украсить свой быт.

Вот чудо из чудес — хохломская роспись. Хохлома — старинное село, оно находилось среди дремучих лесов. Еще при Иване Грозном знали про Хохлому. С самых древних времен люди пользовались деревянной посудой: ковши и скобари, миски и ложки.

Но пользоваться неокрашенной посудой неудобно: дерево впитывало жидкость, быстро загрязнялась. И тогда решили посуду окрашивать. Деревянные изделия покрывали жидкой глиной, сушили, мазали льняным маслом, посыпали оловянным порошком и только потом накладывали краски.

Через краски выступал оловянный порошок, и казалось, что вещь эта золотая. Отсюда и пошло название «Золотая Хохлома”.

В каждом крестьянском доме можно было увидеть берестяные предметы быта: корзины, шкатулки, туеса, в которых хранили крупу, муку и воду.

Береста обладает бактерицидным свойством, поэтому очень полезно держать продукты и воду в такой посуде. Да и лапти из бересты носить полезно. Все берестяные изделия украшали резьбой и рисунками.

В основном изображали цветы и птиц. С древних времен птица была символом счастья и здоровья. Есть такая легенда:

«У одного крестьянина тяжело заболел сын. Никто не знал что это за болезнь никто не мог помочь мальчику. Мальчик все время просил отца: ”Батюшка, я так хочу, чтобы наступило лето и прилетели птицы!”. Отец от отчаяния не знал, что делать, сидел и строгал палочки.

И вдруг из щепок сложил птицу да и повесил ее над кроватью умирающего сына. Мальчик проснулся и закричал: «Батюшка! Птицы прилетели”. И с этого момента мальчик начал поправляться.

С тех пор люди стали верить, что птица приносит здоровье и счастье, и что в каждом доме нужно иметь птиц”.

В быту на Руси использовали и керамику. Так в селе Гжель делали керамическую посуду. В ХIХ веке стали производить фарфор. Все изделия Гжели расписаны синими и голубыми красками. Иногда добавляли золотые краски. Получалось очень красиво, нарядно.

А какие красивые и разные игрушки делали на Руси! Их лепили из глины, вырезали из дерева. В каждой местности глиняные игрушки имели свой особый вид. Орловские и тульские делали из белой глины, городецкие и дымковские — из красной. Они представляли удивительный мир фантаксических зверей, нарядно разодетых барынь и кавалеров, сказочных богатырей и домашних животных.

Деревянные игрушки вырезали из березы и липы. Липа — самое красивое и мягкое дерево. Многие игрушки можно было приводить в движение. Мастера часто работали целыми семьями. В наше время производство стало декоративным искусством.

К декоративному искусству относится и Палеховская миниатюра. Это тончайшая живопись на лаковых изделиях из папье-маше: коробках, шкатулках, украшениях. Палех — старинное село в центре России, где с ХIV века жили мастера-иконописцы.

В начале ХХ века там стали производить палеховскую миниатюру. В1925 году изделия Палеха получили Гран-при на выставке в Париже и завоевали мировую славу. Темы палеховских произведений разнообразны: русские песни, былины, сказки.

Учитель:

Любимый всеми вид народного творчества — сказки, пословицы, поговорки. «Даже тем, кто в коляске, бабушки любят рассказывать сказки”, — говорят люди, подчеркивая тем самым, что этот вид творчества доступен любому возрасту.

Мы переходим ко второй странице нашего журнала. Познакомит нас с ней ученики нашего класса.

Ведущие:

Народные песни. сказки, загадки и поговорки знают и любят и взрослые, и дети. В них заложена народная мудрость, знания, отношения к тем или иным событиям, происходящим в природе и между людьми. Мы встречаемся с ними на каждом шагу и очень часто применяем в разговоре. Русский язык особенно богат пословицами и поговорками.

Поговорка — это такое выражение, которое очень метко подмечает какое-либо явление в жизни, например:

Пословица — это такое изречение, которое несет в себе обобщающий и обязательно поучительный смысл, например:

Мы не знаем имен далеких предков, сложивших загадки, мудрые поговорки, живущие много веков и дошедшие до наших дней. Но нам известны имена людей — собирателей произведений устного народного творчества.

Одним из таких собирателей пословиц и поговорок является Владимир Иванович Даль, портрет которого вы видите на экране. Он много ездил по стране и записывал меткие народные словечки, пословицы, поговорки, прибаутки, скороговорки. Их великое множество.

Одни из них говорят о труде и лени, об учении, прилежании, дружбе, например:

А вы, ребята, какие знаете пословицы?

Кажется нет такой стороны жизни людей, о которой не было бы пословицы или поговорки.

А что же такое загадка? Загадка — это описание другими словами какого-нибудь явления или предмета. Отгадка основана сообразительности отгадывающего.

Давайте, ребята, будем загадывать загадки, которые вы знаете.

Раньше загадки были обязательны при различных обрядах. Например во время свадьбы жениху обязательно задавали загадки. Таким образом проверяли, насколько он умен, может ли найти выход из трудного положения. Ведь ему надо стать главой семьи.

 Сейчас никто не может сказать, когда начали петь былины и сказывать сказки. Во все времена народ слагал удивительные сказки, предания, песни, былины. Они переходили от дедов к отцам, от отцов к детям. Это называется устным народным творчеством.

Устное народное творчество — это язык народа, его наблюдательность, его ум.

Ребята, назовите, какие русские народные сказки вы знаете.

Великий русский писатель А.С. Пушкин был с самого детства воспитан на народных сказках, которые рассказывала ему няня Арина Родионовна. Когда он стал сам сочинять свои сказки, то много сюжетов заимствовал из них. В последствии он писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!”.

Народные сказки всегда остроумны и справедливы. В них наказывается зло и торжествует добро. Сказка воспитывает людей.

Многие высказывания героев сказок стали пословицами и поговорками. Вспомните: «Битый небитого везет”, «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел.. ”, «Тебе корешки, а мне вершки”, «Медведь косолапый на ногу наступил” и много других.

Давайте проверим, как вы знаете народные сказки. /Викторина/

— Ушки мои, ушки! Что вы делали? — Мы все слушали. — А вы, ножки, что делали? — Мы все бежали. — А ты, хвост? — А я все тебе мешал бежать.

— А, ты мешал! Вот я тебе задам! /Лисичка со скалочкой/

— Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах, Несу косу на плечах,

Хочу лису посечи…  /Лиса и заяц/

— Тепло ли тебе, девица?
Тепло ли тебе, красная? /Морозко/

— Красна девица! Влезь ко мне в ушко, а в другое вылезь — все будет сработано. /Крошечка-Хаврошечка/

— Не тужи Иван-царевич! Ложись-ка спать-почивать, утро вечера мудренее! /Василиса Премудрая/

— Ах, братец мой, Иванушка, Тяжел камень ко дну тянет, Шелкова трава ноги спутала,

Желты пески на грудь легли! /Сестрица Аленушка и братец Иванушка/

Учитель:

Сказки питают воображение многих художников. Следующая страница нашего журнала посвящена творчеству великого художника Виктора Михайловича Васнецова.

О нем нам расскажет ученик нашего класса.

Древним искуством, которое издавна известно человеку, является живопись. В отличие от писателя, художникне может так подробно рассказать сюжет произведения.

Автор картины говорит с нами не словами, а с помощью кисти. Вместо слова у него — цвет, вместо предложений — всевозможные оттенки красок. Как и в сказках, на картине живут разные персонажи: конь с двумя головами, русалки, невиданные цветы и деревья. Богата русская земля талантливами художниками: Репин, Суриков, Шишкин, Левитан, Куинджи, Врубель /портреты или репродукции картин/.

Среди художников, которые «оживляли сказки” наиболее известен нам Виктор Михайлович Васнецов /портрет и репродукции картин/. С ним в русскую живопись вошел мир русской сказки.

На картинах художника мы видим и находчивого и смелого Иван-царевича, Грустную царевну Несмеяну, мужественных и добрых богатырей.

С детства Васнецов любил народные сказки, став художником, написал много картин на сказочные сюжеты, Среди них: «Ковер-самолет”, «Иван-царевич на сером волке”, «Витязь на распутье”, «Три богатыря” и другие.

Я очень люблю картину «Аленушка” и хочу рассказать о ней.

Картина написана на сюжет известной русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка”. Привлекает внимание образ девушки, Аленушка сидит на камне на опушке леса, на берегу глубокого пруда. Весь ее облик выражает печаль: какой у нее грустный взгляд.

Аленушка — сказочный персонаж, но на картине она нам видится простой крестьянской девушкой, которая задумалась над своей нелегкой жизнью. Здесь как бы переплетается и сказка и быль.

Посмотрите, как природа «солереживает” горю девушки. Она написана в темных сумрачных красках, создающих впечатление дремучего осеннего леса. Березка опустила свои ветки к самой воде и как бы пытается помочь Аленушке вытащить братца из пруда. На картине нет ни одного солнечного лучика, небо серое и тоскливое. И тем не менее картина написана ярко и сочно.

Вся картина пронизана душевным теплом, чувством сострадания. Картина написана с большой любовью, как и все произведения талантливого художника. Все прекрасные полотна Васнецова будут радоватьеще не одно поколение людей.

Учитель:

Читайте также:  Рассказ про лук для детей

Мы перевернули еще одну страницу журнала, переходим к следующей — музыкальной.

С ней нас познакомит следующий ученик.

Выступление ученика:

Я расскажу о русских народных песнях. Многие народные песни сочинялись в то далекое время, когда музыке никто не учился. Песни сочиняли самоучки — любители петь и играть на народных музыкальных инструментах.

Песни чаще всего сочинялись в деревнях. Люди пели о том, что их волновало, что им было дорого. Это были плясовые, свадебные, трудовые, солдатские песни. На уроках музыки мы слушали и изучали много народных песен.

Давайте сейчас послушаем несколько песен в исполнении ребят нашего класса.

Ни один праздник не обходился без танцев, задорных плясок. Они бывают удалые и веселые, бывают плавные и хороводные.

Посмотрите хороводный танец «Во поле береза стояла” в исполнении наших учеников.

Учитель:

И так мы перевернули последнюю страницу нашего устного журнала. Если ваше сердце не было равнодушным, не было скуки, если вы узнали и увидели что-то новое, проявили интерес к народному творчеству, то мы свою задачу выполнили.

В память о нашей встрече разрешите вручить нашим гостям сувениры, выполненные руками ребят.

Источник: http://xn—-8sbirdcwdj7bl2hk.xn--p1ai/load/vneklassnaja_rabota/klassnye_chasy/klassnyj_chas_russkoe_narodnoe_tvorchestvo_i_promysly/36-1-0-1414

Классный час для 3-4 класса по теме «Путешествие в страну прекрасного»

Данный классный час можно провести ко Дню славянской письменности и культуры, который отмечают 24 мая.

Конспект классного часа «Путешествие в страну прекрасного (Русское народное декоративно — прикладное искусство) «

Подготовительная работа: перед проведением заочного путешествия класс делят на группы, каждая из них получает задания:

1. Рассмотреть изделия народных мастеров-умельцев, найти информацию о них, подготовить рассказ об одном из этих изделий.

2. Посетить краеведческий музей, познакомиться с местными народными умельцами, поискать в своей семье образцы декоративного искусства.

3. Подготовить альбом, праздничную газету, открытки-по — здравления, закладки, оформленные в стиле народного декоративного искусства.

4. Оформить в классе выставку рисунков, поделок.

5. Собрать открытки, фотографии с образцами декоративно — прикладного искусства.

Оборудование: карта России с обозначенными маршрутами путешествий по народным промыслам, предметы народных промыслов, фотографии.

Ход классного часа

Учитель. В одной сказке Андерсена волшебница дала поэту свои очки и слуховой рожок — и все вещи вокруг него ожили и заговорили. Вот так и мы порой проходим мимо удивительных вещей и ничего не замечаем. Вот серая и красная глина, липовые и березовые чурочки, куски жести, цветные нити и овечья шерсть. На первый взгляд, совсем простые, обычные вещи.

Но есть на свете мастера-волшебники, в руках которых эти предметы могут «заговорить » на своем особом языке — языке красоты. Любой природный материал красив, но его красота открывается не сразу.

Грубый серый кусок глины не привлекает внимания, а в ловких руках гончара он превращается в красивый сосуд, липовая чурочка в руках художника становится расписной ложкой, лист жести — изящным сосудом или удивительным подносом.

Сегодня на занятии мы познакомимся с такими чудесными превращениями, которые происходят с самыми простыми вещами в руках народных мастеров-умельцев.

— Вспомните, какие виды произведений изобразительного искусства вы знаете? (Ответы детей.)

— К какому виду относятся эти предметы (показываются предметы декоративно-прикладного искусства, стоящие на столике у доски)? (Ответы детей.)

— Что обозначают слова «декоративно-прикладное искусство «? (Ответы детей.)

— На какие жанры по технике исполнения, обработки материалов делятся произведения декоративно-прикладного искусства?

(По красочной таблице ребята классифицируют изделия по технике обработки материалов: «Резьба по дереву «, «Гончарные изделия «, «Художественная роспись дерева » и т. д.)

Сейчас мы совершим путешествие в Страну прекрасного. Недалеко от Москвы находится Гжель — известный центр народной керамики. У нас под ногами клад. Клад этот — глина, из которой умелые руки гончаров делают посуду, изразцы для печей и детские игрушки. Здесь изготовляют из красной глины всевозможные кувшины, горшки, наборы посуды.

(Демонстрация слайдов «Гжельская керамика «.)

Изделия Гжели просты и красивы по форме и цвету. Также проста и выразительна их роспись.

И вот мы на фабрике. Она выпускает вазы, кувшины для воды и молока, горшки для цветов.

(Демонстрация предметов.)

Работники фабрики заливают в формы жидкую глину, сушат изделия, затем обжигают их в печах, расписывают узорами, покрывают глазурью и снова закаляют в печах. Вот какой путь проходит кусок глины, прежде чем станет декоративным сосудом. Художники расписывают изделия от руки. Легкими движениями они наносят цветы, веточки, завитки синими красками.

Наш путь лежит на север, в Тульскую область. Мы в селе Филимоново Тульской области. Здесь издавна лепят народные игрушки из глины. Свистульки, звери, птицы, люди — любимые изображения мастеров. Фигурки лепят из красной глины.

После обжига их не забеливают, роспись наносят на естественный цвет глины. Орнамент очень прост: это поперечные и продольные полосы зеленого и малинового цветов.

Сочетание цвета и формы настолько едины, что каждая игрушка — неповторимое произведение искусства.

(Демонстрация филимоновской игрушки.)

Летим в город Киров. Нас заинтересовала история глиняного коняшки. Почему эту игрушку назвали дымковской? В селе Дымково, пригороде Кирова, издавна занимаются лепкой игрушек из глины. Вылепленные игрушки сушат на деревянных столах, затем обжигают в печи.

От огня игрушки становятся прочными и легкими. Мастера покрывают их ровным слоем мела, разведенного на молоке, и ставят сушиться на сквозняк. Затем игрушки раскрашивают красками, просушивают и закрепляют красочный слой яичным белком.

Орнамент дымковской игрушки включает всего лишь пять элементов: круги, точки (горошины), прямые вертикальные и горизонтальные, волнистые линии. В росписи используют яркие, насыщенные краски: красная, желтая, зеленая, синяя, черная. На белом фоне они смотрятся празднично и нарядно.

Очень красива и форма дымковской игрушки. В наши дни дымковскую игрушку очень любят и взрослые, и дети.

А теперь — путешествие в сказочный мир Городца. Мы познакомились с художественной росписью по дереву, узнали о росписи деревянной мебели, посуды, детских игрушек.

(Показ изделий городецкой росписи: кони, птицы, розаны.)

— Где цветут такие цветы?

— Где скачут эти чудо-кони?

— В каких садах поют эти жар-птицы?

(Ответы детей.)

На берегу Волги мы попали в удивительный мир русской сказки, созданный руками мастеров из Городца. Много лет назад городецкие умельцы стали делать игрушки, деревянную посуду, прялки.

(Показ прялки, кухонной доски.)

Яркие цветы, жар-птицы украшали эти предметы. Теперь мы пьем чай из другой посуды, играем в другие игрушки. Но красота городецких узоров не исчезла.

И сейчас пышно цветут сказочные розаны, летят волшебные птицы, скачут чудо-кони на детских столиках, креслах-качалках, деревянных хлебницах, кухонных досках. И это все создают городецкие мастера.

А если вы сами захотите стать сказочниками, возьмите кисточки, яркие краски — и за дело. Сначала надо научиться рисовать розаны, купавки, ягодки, листочки, а потом создавать декоративный орнамент.

— А теперь отправляемся в гости к золотой хохломе. Что означают слова «золотая хохлома «?

(Ответы детей.)

Свое название роспись получила от села Хохлома. В старину оно было большим торговым центром, откуда во все края России развозили расписную деревянную посуду. В наши дни производство изделий с хохломской росписью сосредоточено в городе Семенове, в селах Семино и Новопокровское Ковернинского района Нижегородской области.

Роспись хохломских изделий выполняется кистевыми приемами без предварительного нанесения контура рисунка. Основной прием хохломской росписи — «травный «, реже фон закрывают красной или черной краской, а орнамент выступает в виде золотистых силуэтов.

— Хохломские изделия ярки и красочны, словно пронизаны солнцем. Отгадайте, о какой игрушке идет речь в загадке:

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрешки.)

Вот они, подружки, сидящие друг в дружке, — нарядные, веселые русские модницы, известные во многих странах мира.

(Показ матрешек.)

Матрешку делают так: игрушку точат на токарном станке из липы, затем раскрашивают анилиновыми красками и покрывают бесцветным лаком.

По типу росписи различают загорские, семеновские, пол — хов-майданские матрешки. Загорская матрешка одета в сарафан, кофточку с вышивкой, яркий платок и передник. Семеновская матрешка расписана яркими декоративными цветами.

В селе Пол — ховский Майдан на матрешку сначала наводится контур тушью, а потом свободными кистевыми приемами матрешку украшают цветами и ягодами. Матрешка в наши дни — одно из популярных произведений декоративно-прикладного искусства не только в нашей стране, но и за рубежом.

Ее увозят во все страны мира. Русская матрешка стала великой путешественницей.

Мы провели операцию «Бабушкин сундучок «. В результате мы нашли кружева, вышитые гипюром блузки, расшитые крестом льняные скатерти, наволочки, полотенца…

(Демонстрация изделий.)

Люди всегда стремились украсить свое жилище, мебель, посуду, одежду, создать для детей яркие игрушки. Среди народных мастеров были и такие, которые хотели в миниатюрных картинах, написанных цветными лаками на изделиях из папье-маше, передать красоту народного подвига, быстроту движения.

Центрами миниатюрной лаковой живописи являются Палех, Холуй, Федоскино и Мстера.

Используя богатые традиции древнерусской живописи, народные художники сумели не только сохранить лучшие из них, но и развить, обогатить их.

Художники лаковой миниатюры создают произведения на исторические темы, на темы гражданской и Великой Отечественной войн, на темы русских народных сказок, сказок А. С. Пушкина.

(Просмотр открыток произведений лаковой миниатюры.)

По-своему пытаются запечатлеть красоту движений трудового народа мастера резьбы по кости из Архангельской области и Сибири.

Сколько может рассказать удивительного и интересного маленькая фигурка из кости, если попытаться раскрыть тайну ее прекрасной жизни!

(Демонстрация цветной таблицы «Резьба по кости » из набора «Де — коративно-прикладное искусство «.)

Резьба по кости — это серьезный и кропотливый труд. Взяв в руки кусок кости, художник уже представляет, какой будет костяная скульптурка. Мысленно он продумывает сюжет, рисует эскизы, затем наносит рисунок острым карандашом на костяную пластину, а чтобы рисунок не стерся во время работы, его покрывают бесцветным лаком. И вот мастер приступает к резьбе. Перед

Ним разложены многочисленные специальные инструменты. Они послушны в руках мастера. Трудно работать над фигурками: одно неверное движение — и ошибка непоправима. Срезанный кусочек не приклеишь. Карандашный рисунок прост, а фигурка должна получиться объемной, выразительной.

Сначала выбирается фон, потом мастер придает фигуркам округлую форму, и лишь после этого переходит к отделке деталей. Весь процесс резьбы длится очень долго. Резьба по кости широко распространена у народов Севера, в Архангельской области, в Якутии. Фигурки режут из клыков моржей.

Резьба по кости пользуется широким признанием не только в нашей стране, но и за рубежом. В маленьком кусочке кости художник оставляет частицу своей души, свои мысли.

— Итак, где мы сегодня путешествовали?

— О каких жанрах декоративно-прикладного искусства вы узнали?

— Какой росписи принадлежат эти элементы узоров (розаны, купавки, травка, решетки из прямых и волнистых линий)?

— Чему учит нас декоративно-прикладное искусство?

(Ответы детей.)

Чтец 1.

Я смотрю на жостовский поднос…

Как же можно сотворить все это?

Кажется, художник перенес

Кистью на металл кусочек лета.

Расцветает пышно дивный сад,

Каждый венчик озарен рассветом,

И тихонько лепестки дрожат,

Раскрываются под теплым летним ветром.

Долго можешь любоваться ты

Этой несравненной красотою.

Где же взять любви и доброты,

Чтобы чудо сотворить такое?!

Ярких красок нам не занимать,

Ведь Россия так щедра цветами.

Только кистью можно передать

То, что трудно выразить словами.

Лучше не ищите слов красивых,

Вряд ли нужно что-то говорить.

Если в сердце у тебя живет Россия —

Ты сумеешь это сотворить!

О. Дрынова

Чтец 2.

В Городец на ярмарку

Съехался народ.

Каждый покупает,

Каждый продает.

Славится талантами

Этот волжский край.

Здесь товар отменный —

Только выбирай!

Ах, порадовал людей

Славный Городец!

Доставай-ка денежку,

Удалой купец!

Расписные доски,

Чашки да посуда!

Без покупки не уйдешь

Ни за что отсюда!

А игрушки детворе —

Просто загляденье!

Ну, а прялки расписные

Всем на удивленье!

Роспись городецкая

Очень хороша!

Сердце не нарадуется,

И поет душа!

Тянется за кисточкой

Детская рука.

Роспись городецкая

Будет жить века!

О. Дрынова

Источник: http://www.school-essays.info/klassnyj-chas-dlya-3-4-klassa-po-teme-puteshestvie-v-stranu-prekrasnogo/

Ссылка на основную публикацию