Классный час в 4 классе на тему: новый год

Классный час в 4 классе на тему «Хранитель сокровищ русского языка»

Эпиграф:

Но побеждён иль победитель,

Равно паду я пред тобой:

Ты – Мститель мой,

Ты — мой Спаситель,

Твой мир – навек моя обитель,

Твой голос – небо надо мной!

Валерий Брюсов «Родной язык»

Ход урока.

Введение в тему.

Учитель: (На фоне музыки). Ребята, сегодня мы посвящаем наш классный час замечательному, очень образованному человеку Владимиру Ивановичу Далю (1801 – 1872 гг.). Прошло уже много лет со дня рождения яркого светила нашей культуры, внёсшего бесценный вклад в самый её фундамент, в основу науки о русском языке.

Жизнь и творчество В.И.Даля.

Владимир Иванович прожил  без малого 71 год и начал свой труд собирателя и охранителя родного языка, будучи, как и А.С.Пушкин, ещё очень молодым, в 17 лет.

Его «Толковый словарь живого великорусского языка», пережив множество изданий, красуется на книжных полках и постоянно востребован в домах не только писателей, журналистов, специалистов в области русского языка и литературы, но и огромного числа людей совершенно иных профессий.

И это безоговорочно указывает на то, что Даль есть явление национального масштаба и его имя стоит в первой шеренге великих деятелей российской культуры и науки.

Гениальный человек гениален во всём. По первому своему образованию  Владимир Иванович был морским офицером, по второму, как и его отец, врачом. Он был автором учебников ботаники и зоологии. Как врач и как друг, Даль находился у постели умирающего Пушкина и был свидетелем смерти поэта.

Увлечением Даля был сбор и хранение слов русской разговорной речи, пословиц, песен, сказок. Всё дело в том, что человек этот, будучи собирателем, а ещё писателем, посвятил свою жизнь РУССКОМУ СЛОВУ.

У поэта, писателя особенное отношение к буквам и звукам родного языка. Они для него «живые». Он их одухотворяет. Для него тот алфавит, который много веков назад создали первоучители славян, братья Кирилл и Мефодий, не просто буквы. Однажды он выразил это так:

Сколько звонких и глухих,

Сколько радостных и грустных

Утешительниц моих,

Бескорыстных, безыскусных.

Не могу прожить и дня

Без ликующих. Скорбящих,

Цыкающих на меня,

И свистящих, и шипящих.

Нет, не зря нарезан винт

Лестницы, по чьим перилам

С неба спущен алфавит

В дар Мефодию с Кириллом,

Населённый синевой,

Ослепительный, как детство,

Унаследованный мной,

Оставляемый в наследство.

Даль посвятил себя основному, самому главному, что есть в культуре, – слову, и через толкования слов выразил саму культуру, духовные и материальные богатства, что создавались поколениями русских людей на протяжении тысячи лет.

Наша современная жизнь сильно отличается от той старой, деревенской, из которой черпал свои примеры В.И.Даль. Ну, кому из нас придёт в голову ждать вихри на Исакия или смотреть тиха ли вода на Лаврентия? Отношение к приметам у нас несерьёзное. А между тем народные приметы – это опытное естествознание.

Выступление детей.

1 группа

Учитель: Сейчас мы с вами послушаем, что подготовили наши ребята.

Дети рассказывают о месяцеслове, скороговорки, пословицы, загадки.

МесяцесловЯнварь — году начало, зиме середка. Перелом зимы.Январь два часа дня прибавит (к 31 января прибуд. 2 ч. 20 мин.).1. Васильев день, авсень, таусень. Новый год.Гадания; варят кашу, щедрованье, обсыпают зерном и пр.Уроди, боже, всякого жита по закрому, на весь крещеный мир.Покровитель свиней. Свиной праздник.На Василия Великого свиную голову на стол (вологод.).На Васильев вечер дня прибывает на куриный шаг (на час).Новый год первый час дня набирает.Коли первый день в году веселый (счастливый), то и год будет таков (и наоборот).2. На Сильвестра окуривают курятник. Заговаривают лихоманку.3. На прор. Малахию голодные ведьмы задаивают коров до смерти (южн.).Каженика (испорченного) отчитывают на Малахию.4. Последние святочные гадания. Гоняют черта из деревни.5. Крещенский вечер. Крещенский сочельник; второй сочельник.Яркие крещенские звезды породят белых ярок.Богоявление под полный месяц к большому разливу (пермск.).Крещенский снег собирают для беления холстов; также от разных недугов.Увидеть господне крещение (в полночь чаша с водой сама колыхнется).На крещенский сочельник ставят меловые кресты.

Пословицы

УЧЕНЬЕ — НАУКА

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Идти в науку — терпеть муку.

Без муки нет и науки.

Учить в долбежку, долбить, зубрить, вызубрить от доски до доски.

Учился читать да писать, а выучился петь да плясать.

Кто по толкам, а кто по складам, Всяк мастер на выучку берет, да не всяк доучивает.

По выучке мастера знать.

Молодому учиться рано, старому поздно.

С черта вырос, а кнутом не бит (т. е. глуп).

Не учили поперек лавочки, а во всю вытянулся — не научишь.

Женатому учиться — времечко ушло.

Не хочу учиться, хочу жениться.

Спустя время учиться, что по ушлому гонять.

Парень и теперь рубля стоит, а как ему бока надуть — и два дадут.

За одного битого двух небитых дают, да и то не берут.

Кнут (плеть) не мука, а вперед наука.

Без палки нет ученья. Не для сеченья — для ученья.

Скороговорки

Около ямы три хвоя вялы; на хвой стану, хвой достану.

Около кола три хвоя вьются.

Ал лал, бел алмаз, зелен изумруд.

По ремешку, по бревешку боком проведу кобылку.

Выдерни лычко из-под кочедычка. Лычко из-под кочедычка.

Сенька везенька, вези бабу на санках: санки скок, Сеньку в лоб.

Семь те стрел каленых, страшилище.

На семеры сани, по семеры в сани.

На улице с лаптем, с девятериком — нам не до лаптей, не до девятериков.

Сыворотка из-под простокваши.

В один, Клим, клин колоти.

Загадки

Стоит сноха и ноги развела: мир кормит, сама не ест (соха).

Стоит Потап о четырех лап, из году в год воду пьет (рассадник).

Кланяется, кланяется — придет домой, растянется (топор).

Маленько, кругленько, а за хвост не поднять (клубок).

Два конца, два кольца, а в середке гвоздик (ножницы).

В лесу-то тяп-тяп, дома-то ляп-ляп, на колени возьмешь — заплачет (балалайка).

В лесу вырос, на стене вывис, на руках плачет, кто слушает — скачет (гудок).

Синенька, маленька по городу скачет, всех людей красит (иголка).

2 группа

Владимир Иванович издал сборник сказок, в который включил некоторые из собранных им материалов. По его словам, сказки свои сочинил он не столько ради самих сказок, сколько ради вошедших в них слов, собранных им.

Книга была опубликована под вымышленным именем Казака Луганского, то есть уроженца города Лугани. У литераторов есть особое право менять имя и фамилию – брать псевдоним или артистическое имя. Этим правом воспользовался Даль.

Возможно, ему, человеку служащему, не хотелось афишировать своё литературное призвание.

Сейчас следующая группа ребят поиграет с нами в игру по сказке «Кузовок».

Ребенок:Я буду называть слова, оканчивающиеся на -ок. Если их можно будет  поместить в кузовок, то вы хлопайте в ладоши, а если их нельзя поместить в кузовок, то вы молчите. Начали! 

клубок, платок,  замок, бульдог, носорог, мосток, лесок, пирог, сорок, творог, кусок, сапог, чулок, колобок, мешок

Учитель: А ещё какие сказки В.И.Даля вы знаете?

Чему учат нас сказки В.И. Даля? Конечно, различать добро и зло на понятных и запоминающихся примерах — сказочных сюжетах и реальных характерах.

Итог урока.

Учитель: Какое открытие вы сделали для себя на нашем классном часе? Что вас особенно поразило, что понравилось? Почему наш классный час, именно так назван? Как вы понимаете значение этих слов?

Я считаю, что величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. Владимир Даль незаслуженно забыт писателями, журналистами, радио, кино и телевидением, а уж рассказать-то о нём есть что, как вы поняли из сегодняшнего урока.

Елена Попова, учитель начальных классов средней школы села Сасыколи им. Г.Г.Коноплёва Харабалинского района Астраханской области

Источник: http://www.ug.ru/method_article/544

Тематика классных часов 4 класс

ТЕМАТИКА КЛАССНЫХ ЧАСОВ

п/п ТЕМА КЛАССНОГО ЧАСА Сроки проведения
Классный час «Начало нового учебного года» Сентябрь
Россия – Родина моя. Сентябрь
Беседа «Добро и зло в человеческом мире и природе» Сентябрь
Классный час: «Мой зеленоглазый друг». Сентябрь
Классный час «Гигиена и её значение». Сентябрь
Беседа: «Совесть – неписанный нравственный закон человека». Октябрь
Классный час «Устав – закон школьной жизни». Октябрь
Классный час «Заповеди класса». Октябрь
Беседа о безопасном поведении «Кто стучится в дверь ко мне?» Октябрь
Классный час «Мама – первое слово, главное слово в нашей судьбе». Ноябрь
День народного единства Ноябрь
Беседа: «Как правильно готовить уроки». Ноябрь
Беседа – игра «Режим дня – основа жизни человека». Ноябрь
Беседа «Как быть самостоятельным, прилежным и старательным» Ноябрь
Классный час «Добрые руки человеческой помощи». Декабрь
Беседа «Решение конфликтных ситуаций». Декабрь
Профилактическая беседа с врачом гимназии «Береги свое здоровье». Декабрь
Тематическая беседа «Как уберечься от гриппа». Декабрь
Беседа «Терпение и труд все перетрут» Декабрь
Беседа – совет «Обман и его последствия». Январь
Классный час «Чем можно гордиться в наше время?» Январь
Классный час «Что такое патриотизм?» Январь
«Хорошие и плохие черты характера» – воспитательная беседа. Январь
Конституция – законы нашей жизни. Январь
Классный час «Защитники Отечества в моей семье». Февраль
Классный час «Какого человека можно назвать культурным?» Февраль
Беседа «Правила этикета: знакомство, правила обращения с окружающими, волшебные слова». Февраль
Путешествие в «Книжкино царство» Февраль
Беседа: «Мамины помощники». Февраль
Беседа «Добрые дела». Март
Практикум с учащимися «Язык, мимика и жесты» Март
Классный час «Мамы разные нужны…» Март
Беседа « Правда и ложь». Март
Игра – путешествие «Откуда берутся лентяи» Март
Нравственная беседа: «Уважение и терпимость». Апрель
Классный час «Зависть – чем она опасна». Апрель
Декада по борьбе со сквернословием « Нет сквернословию!» Апрель
Классный час «Первые космонавты». Апрель
Воспитательная беседа: «Ты и твои друзья». Май
Классный час «Обычаи и традиции моей семьи». Май
Беседа «Природа – наш дом». Май
24 мая — День славянской письменности Май
Тематическая беседа «Конец учебного года». Май

Источник: http://aret.ru/dokumenty/material/tematika-klassnykh-chasov-4-klass/

«Встречайте: Новый год!» Предновогодние классные часы в начальной школе

Автор: Мацько Г.Р.,  гл. библиотекарь зала литературы на иностранных языках ГБУК Новосибирской области «Новосибирская областная детская библиотека им. А.М. Горького»

Весь декабрь в школах — это «праздник ожидания праздника». Предновогоднее настроение создают и нарядные елки, и выставки-конкурсы елочных украшений, и репетиции утренников. И конечно, помимо общешкольных мероприятий в каждом классе проводится свой предпраздничный классный час. Он должен быть интересным, развлекательным, запоминающимся, соответствовать уровню знаний детей.

Согласитесь, скучно из года в год рассказывать о новогодних обычаях в разных странах. Не так просто подобрать и развлечения для школьников на новогоднем классном часе: обычный репертуар аниматоров (в т. ч.

подвижные игры) плохо вписывается в условия школьного кабинета, к тому же есть риск, что эти забавы уже включены в сценарий новогоднего утренника.

А ведь новогодний классный час — это способ не просто приблизить долгожданный и любимый детьми праздник, но и дополнить знания детей, полученные ими на уроках, создать ситуацию успеха для каждого ребенка.

В начале декабря в ГБУК Новосибирской области «Новосибирская областная детская библиотека им. А.М.

Горького» и в школах, с которыми библиотека сотрудничает, появляются объявления: «Вы с нетерпением ждете Новый год? Вы считаете этот праздник самым-самым важным? Вы хотите знать о нем все? Тогда именно для вас открывается Академия новогодних наук! Вы станете настоящими академиками в области дедморозоведения и снегурочкологии, истории новогодних традиций и обычаев, поздравлений и дарения подарков, украшения елок, а также игр и развлечений. Вас ждут встречи с книгами: знакомыми и любимыми, а также пока вам неизвестными. Все учащиеся академии обязательно встретят Новый год на отлично!»

Читайте также:  Рассказ про черемуху, 2 класс. окружающий мир

Как в настоящей академии каждому «курсу» необходимо посетить занятие по своей программе, поэтому в разных классах начальной школы можно провести классные часы с разными названиями и содержанием: 1-й класс — «Когда приходит Новый год» (основные сведения о празднике), 2-й класс — «Новогодний фейерверк» (история елки, елочных украшений), 3-й класс — «Путешествие с Дедом Морозом по карте мира» (новогодние обычаи и традиции), 4-й класс — «Любимые книги Деда Мороза»(книги о новогодних праздниках).Познавательный классный час в 1-м классе «Когда приходит Новый год»Учитель: Здравствуйте, уважаемые… студенты! Не удивляйтесь, теперь вы не обычные первоклассники, а первоклассные студенты Академии новогодних наук. Вы никогда не слышали о такой академии? А о таком празднике — Новый год?.. Конечно же, вы его с нетерпением ждете. Кстати, обожают его не только дети, но и взрослые. У этого праздника своя история, своя география, обычаи, традиции. Многое вы уже знаете, ведь не раз встречали Новый год, но еще больше вам предстоит узнать. Приступаем к изучению «новогодних наук»!
Знаете ли вы, какой это праздник — Новый год? Попробуйте дать ему определение, а для этого надо подобрать слово, отвечающее на вопрос «какой?». Понятно, что это зимний праздник. Постарайтесь передать его характер, настроение.

(Варианты определений: веселый, радостный, волшебный и т. д. Дети могут называть по одному слову, по принципу аукциона. Повторяться нельзя. Это задание тренирует внимательность, учит слушать и слышать одноклассников.)

Представьте, что вы — художники, которым необходимо нарисовать Новый год. Краски каких цветов вам понадобятся? Подумайте 10 секунд и назовите по одному цвету каждый. Будьте внимательны: повторяться нельзя!

Ученики: Зеленый, красный, белый.Учитель: Что же художник будет рисовать этими красками?Ученики: Белый — цвет снега, зеленый — елки, красный — это цвет елочных украшений, шубы Деда Мороза.Учитель: Красный у многих народов считается самым праздничным и самым красивым цветом. Вспомните, в русских народных сказках встречается выражение «красна девица», т. е.

очень красивая девушка.
Ребята, вы назвали много цветов. Действительно, все они пригодились бы художнику. Посмотрите на обложки книг, посвященных Новому году. (Учитель может подготовить книжную выставку или оформить в презентации соответствующий слайд.

) Какие они яркие, красочные! Можно сказать, что Новый год — разноцветный праздник, а будет ли он очень красивым — зависит от нас.
Какой же год наступает и какой заканчивается? (Первоклассники, как правило, сначала называют не «порядковый номер» года, а его символ по китайскому календарю, т. е. животное.

) А, может быть, кто-то знает, в каком веке мы живем? (Учащиеся предлагают свои ответы.) С наступлением нового года век изменится или останется прежним?
(Этот вопрос довольно сложный, однако большинству первоклассников знакомо слово «век», им интересно узнать, в каком веке родились они, а в каком их родители.

) Ребята, двадцать первый век начался совсем недавно и продлится еще долго.
Мы приготовились встречать Новый год. Очень важный вопрос: когда же он наступает? Назовите день и месяц.

Другими словами, какой день самый первый в году? (Вариантов ответа обычно бывает несколько, дети называют разные числа декабря, января и даже ноября, очень популярная версия — «в ночь с тридцать первого на первое».) Появились сомнения? Давайте посмотрим на самый обычный календарь. (Изображение календаря можно включить отдельным слайдом в презентацию.) Какой месяц в календаре самый первый?

Ученики: Январь.

Учитель: С какого числа начинается этот месяц?Ученики: С первого.

Учитель: Легко запомнить, что первое января — это первый день года. Итак, первого января — Новый год, в нашей стране это государственный праздник.

Почему же иногда даже взрослые люди ошибочно называют вечер 31 декабря началом нового года? Дело в том, что каждый день начинается с полуночи, т. е. с 00 часов 00 минут.

Новый год — особенный праздник, люди хотят встретить самое-самое начало этого дня, поэтому и ждут с вечера предыдущих суток, т. е. с 31 декабря.Наверняка вы знаете очень много стихов про Новый год. А про старый, уходящий?..

Послушайте стихотворение Елены Валентиновны Григорьевой:Все ждут, конечно, Новый год,А я — жалею Старый.Ведь он совсем от нас уйдет!Мне даже грустно стало.А я уже привык к нему,Я за год с ним сдружился.Я с ним сдружился потому,Что плавать научился,Что море видел первый разИ что сестренка родилась.Мне, правда, грустно стало,

Что год уходит Старый.

Конечно же, у каждого из вас в этом году случилось что-то такое хорошее, что вы обязательно вспомните, когда год будет уходить. У всех ребят вашего класса случилось общее радостное событие — вы стали учениками, школьниками, поэтому этот год вы не забудете, даже когда станете взрослыми.

Может быть, прощаясь с этим годом, вы чуть-чуть погрустите… но потом с радостью встретите новый год, который тоже будет счастливым! Без кого, на ваш взгляд, невозможно представить Новый год?Ученики: Без Деда Мороза, Снегурочки, Санта-Клауса, елки… (Слово «елка», как правило, всегда звучит.

Но дети поправляют себя сами: елка не «кто», а «что».)Учитель: Все знают, кто такой Дед Мороз?.. Тогда представьте, что вам нужно объяснить это какому-нибудь иностранцу, который очень хорошо говорит по-русски, но о Деде Морозе не имеет никакого представления.

Подумайте, как бы вы описали Деда Мороза?

При описании не забудьте:

  • указать возраст (примерный ответ: старый дедушка с длинной седой бородой);
  • описать характер (примерные ответы: добрый, справедливый);
  • одежду (примерные ответы: шуба и шапка);
  • транспортное средство, на котором Дед Мороз передвигается (примерные ответы: сани, в которые запряжена тройка лошадей; часто дети называют оленей);
  • основное занятие дедушки (примерные ответы: приносить детям подарки, украшать деревья снегом, с помощью волшебного посоха создавать морозную погоду);
  • место, где он живет (у детей могут быть разные варианты ответа на этот вопрос (в лесу, на севере, на Северном полюсе, в Новосибирске, в Москве), учителю нужно рассказать детям о месте жительства Деда Мороза подробнее).

Те, кто перед Новым годом смотрят телевизор, слушают радио, наверняка знают, что Деду Морозу можно отправить письмо. Как и у каждого из нас, у Деда Мороза есть почтовый адрес, который обязательно нужно написать на конверте. Нам повезло, что Дед Мороз живет в нашей стране — в Российской Федерации.

И не в сказочном городе, а в самом настоящем — Великом Устюге (учитель показывает город на карте). Этот город на севере России знаменит на весь мир, ведь здесь находится резиденция Деда Мороза.Итак, что нужно написать на конверте письма Деду Морозу: 162390, Россия, Вологодская область, город Великий Устюг, Почта Деда Мороза.

И ваше письмо обязательно дойдет. А вот что в нем можно написать, мы обсудим позднее.

Как вы считаете, Дед Мороз и Санта-Клаус — один и тот же волшебник? Если нет, в чем отличия? (Дети чаще всего упоминают внешние различия: на Санта-Клаусе надета не шуба, а куртка.) Давайте разбираться.

(Учитель предлагает детям ответить на вопросы. Если они не справляются, то отвечает на них сам.

Вопросы:

  • Кто запряжен в сани, на которых едет Санта-Клаус? (Ответ: один или несколько оленей.)
  • Где живет Санта-Клаус? (Ответ: в Лапландии. Название звучит сказочно, и такой страны на карте не найти, потому что это северная область двух европейских стран — Финляндии и Швеции. Желательно показать Лапландию на карте.)
  • Где дети находят подарки Санта-Клауса? (Ответ: в заранее подготовленных специальных чулках или сапожках.)
  • На какой праздник дети получают подарки от Деда Мороза? (Ответ: на Новый год, накануне 1 января.)
  • На какой праздник дети получают подарки от Санта-Клауса? (Ответ: на Рождество, причем тогда, когда его празднуют в Европе и Америке, т. е. 25 декабря. В России Рождество отмечают 7 января, поэтому вряд ли российским детям стоит ждать подарков от Санта-Клауса.)
  • Кто попробует рассказать все-все-все о Снегурочке? (Ответ: Снегурочка молодая красивая девушка, очень добрая, внучка Деда Мороза. Помогает ему дарить детям подарки. Живет в Костроме. Одежда — шуба и шапка или кокошник.))

Еще один зимний «персонаж» — снеговик. Кто пробовал его лепить? (Дети отвечают на вопрос учителя.) Послушайте стихотворение Андрея Алексеевича Усачева и приготовьтесь выполнить задание:Снеговик письмо шлет другу:»Я тебе желаю вьюгу…Чтоб метель весь год мела…Льда, сугробов, снежных горок,И морозов «минус сорок»…

И душевного тепла!»

Кому это поздравление может быть адресовано, кто этот загадочный друг снеговика?

Ученики: Дед Мороз, Снегурочка, другой снеговик…

Учитель: Правильно, пожелания должны быть приятными и уместными; когда будете придумывать новогодние поздравления, учитывайте характер и интересы людей, — кому-то нужно пожелать спортивных успехов, а кому-то — отличных оценок.

Помните, мы выяснили, как отправить письмо Деду Морозу? В нем можно написать не только о себе и о том, какие подарки вы мечтаете получить, хорошо бы поздравить и самого дедушку. А теперь пришла очередь обсудить, без чего трудно представить Новый год.Ученики: Без елки!..

Учитель: Согласитесь, новогодняя елка — самое красивое дерево в мире, конечно, если мы постараемся ее украсить. А для этого давайте выясним, какими же бывают украшения. Конечно, их можно купить в магазине. Но есть способ сделать свою новогоднюю ель неповторимой. Знаете его? (Ответ: сделать украшения своими руками.

) Поднимите руки те, кто хоть раз делал елочные игрушки. А теперь вспомните и назовите материал, из которого вы их делали. Условие: не повторяться! (Чаще всего дети называют цветную бумагу, фольгу, картон.) А еще можно использовать бисер, солому, соленое тесто, грецкие орехи, желуди, яичную скорлупу, игрушку можно сшить или связать.

(Желательно показать игрушки или их изображения.) Вообще, если вы занимаетесь рукоделием, ваша елка не останется без украшений. Но есть такие игрушки, которые нельзя повесить на елку в квартире или другом помещении, хотя они очень красивые. Какие это игрушки?

Ученики: Ледяные, они растают в тепле.Учитель: Правильно! Зато они отлично украсят деревья, которые растут возле вашего дома (даже те, которые сейчас стоят без листвы). Вам понадобятся формочки (для печенья или для песочницы), красивые, яркие мелкие предметы (пуговицы, бисер, фольга, ломтики фруктов), веревка или нитки и вода.

В формочку кладете украшение, наливаете воду, делаете из нити петельку и опускаете ее концы в воду. Формочку ставите на мороз (на улицу или в морозильную камеру) и ждете, пока вода превратится в лед. Игрушка готова, ее нужно достать из формы (для этого может понадобиться опустить ее на несколько секунд в теплую воду) и быстро вынести на улицу.

Как вы знаете, лед блестит на солнце и от электрического освещения, поэтому ваши деревья будут сверкать, как будто украшены драгоценными камнями!
Без чего еще не бывает Нового года? Конечно, без подарков! Поднимите руки, кто получал подарки? А теперь те, кто сам их дарил кому-нибудь?.. (Среди первоклассников таких единицы.

) Согласитесь, это не менее приятно, чем их получать. Теперь, когда вы уже повзрослели, стали школьниками, вы наверняка не оставите без внимания своих родных и близких людей, своих друзей и выступите в роли Деда Мороза. А существуют ли какие-то правила дарения подарков? Давайте обсудим это. (Ученики обсуждают правила дарения подарков.

Затем совместно с учителем выводят перечень правил.)
Итак, важно помнить:

  • дарить нужно то, что человеку понравится (может быть, бабушке и не пригодится футбольный мяч.);
  • нельзя дарить домашних животных без предварительного согласия, а если получатель подарка — ребенок, то без согласия его родителей;
  • вручая подарок, нужно поздравить, сказать какие-то добрые слова, пожелания;
  • следует красиво оформить подарок. Упаковку можно сделать самим из бумаги, ткани.

Можно придумать зимнюю или даже новогоднюю упаковку (сделать мешок Деда Мороза, сапожок Санта-Клауса), завернуть подарок в форме эскимо, торта или конфеты.
А еще на Новый год обязательно звучит одна песня… Догадались какая? Конечно же, «В лесу родилась елочка»! Вы ее знаете? Тогда вспомним ее все вместе.

Правда, петь мы сейчас не будем, а по цепочке скажем по одному слову из этой песни. (Обычно дети могут вспомнить только первый куплет.) Конечно, эту песню вы учили в детском саду и уже подзабыли. Но, наверное, помните такие слова из песни: «Везет лошадка дровенки, а в дровнях мужичок».

Как вы себе это представляете? (Все дети считают, что дровни — это дрова.) Бедная лошадь, как бы ей было тяжело!.. К счастью, дровни — это сани, их-то и везет лошадка. Эту песню вы слышали десятки раз, но не обратили внимания на незнакомое слово, чтобы выяснить, что оно означает.

Возьмите на заметку!
На этом уроке мы выяснили много очень важных вещей: когда наступает Новый год, кто такие Дед Мороз и Снегурочка, как можно нарядить елку, как дарить подарки. Вспомнили главную новогоднюю песню и даже успели поиграть. Вы были внимательны, находчивы и сообразительны.

Молодцы!Сценарии познавательных классных часов во 2, 3, 4-ом классах : «Новогодний фейерверк», «Путешествие с Дедом Морозом по карте мира» читайте в

Источник: www.menobr.ru

Источник: https://www.resobr.ru/article/47712-vstrechayte-novyy-god-prednovogodnie-klassnye-chasy-v-nachalnoy-shkole

Новый Год (4 класс)

Презентацию на тему Новый Год (4 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации : Окружающий мир.

Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию.

Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию — нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 11 слайдов.

Обычай праздновать Новый год зародился в Месопотамии,

В России Новый год официально утвердил в 14 веке Иоанн Васильевич Третий, его датой стало 1 сентября.

в 1699 г. Петр I своим указом назначил новую дату празднования Нового года – 1 января,

Немного истории

Звезда, которую многие укрепляют на макушке новогодней елки, — это символ Вифлеемской звезды, воссиявшей над местом рождения Иисуса Христа. прослеживается связь Рождества и Нового Года.

Новогодний стол

В России: Салат «Оливье» блюда из птицы, мяса или рыбы новогодние мандарины В Румынии это голубцы в капустных листьях в Италии – свиная сосиска с чечевицей в Норвегии – сушеная треска в Китае (представьте себе!) – пельмени

Кто ты, Дедушка Мороз?

Имя: Дед Мороз. Он же: Дед Трескун, Мороз Иванович, Мороз Красный Нос (Русь ) Внешность: высокий мужчина с белоснежной бородой. Носит красную или синюю шубу,. В руках у него волшебный посох, которым он «морозит». Характер Раньше Дед был суров .

С возрастом характер Деда Мороза изменился в лучшую сторону, и в настоящее время старик воспринимается как добрый волшебник с мешком подарков  Возраст: Лет Деду Морозу очень много Место жительства: Древний Дед Мороз, обитал в ледяной избушке, куда можно было попасть, проживает в городе Великий Устюг.

вид деятельности:. он ходит по гостям под Новый Год и распределением даров. Правда, иногда требует, чтобы получатель предварительно рассказал стишок. Транспортное средство: Передвигается, как правило, пешком. Большие расстояния преодолевает– в санях, запряженных тройкой белых лошадей

Самым первым Дедом Морозом был Святой Николай. Уходя, он оставил приютившей его бедной семье золотые яблоки в башмачке перед камином

Дедушка Мороз в разных странах мира

Бельгия,Австрия — Святой Николай. . Германия — Вайнахтсман. Испания — Папа Ноэль Италия — Баббо Натале. Казахстан — Колотун Ага.. .Китай — Ш ань Дань Лаожен. Россия — Дед Мороз. Румыния — Мош Джарилэ. Сербия — Дэда Мраз. США — Санта-Клаус. Турция Хорватия — Деда Мраз. Узбекистан — Ноэль Баба. Финляндия — Йолупукки. Франция — Пер Ноэль. Чехия, Словакия — Микулаш. Япония — Сегацу-Сан.

Новый год в России

В России под каждый удар курантов загадывают желание. Считается, эти желания сбудутся в Новом году. Как отпразднуешь Новый год — такой год и будет. По этой причине надо избегать на Новый год ссор и неприятностей.

принято одевать новую одежду,, связано с олицетворением обновления года. должны быть непременно деньги — тогда весь год семья не будет в них нуждаться. Новый год как традиционно считался самым подходящим временем для гаданий.

Интересные обычаи и в других странах

Викторина»Верите ли вы что… «

в России Новый год раньше отмечали 1 сентября?

Да, с 1700 года Пётр 1 издал указ праздновать именно в зимние месяцы

2.В Японии в полночь начинает звонить колокол, который отбивает 108 ударов?

Да,каждый звон «убивает» один из человеческих пороков. Их всего 6 (жадность, злость, глупость, легкомыслие, нерешительность, зависть),

3. А верите ли вы, что первая новогодняя открытка появилась в Лондоне?

Да, её отправил в 1843 году по почте Генри Коул.

4. Верите ли вы, что в Монголии в Новый год принято поливать друг друга компотом из яблок?

Нет.

5.А верите ли вы, что в Кубе есть такая традиция перед Новым годом наполнять всю посуду водой, а с наступлением праздника – выливать её из окон?

Да. Перед Новым годом люди наполняют бокалы водой, а когда часы пробьют двенадцать, выплескивают ее через открытое окно на улицу в знак того, что старый год счастливо окончился и смылись грехи.

А верите ли вы, что в Китае с ударом часов все бегут купаться в море?

НЕТ! В Китае тысячи фонарей зажигаются во время процессий, чтобы осветить путь в Новый Год. Китайцы считают, что новый год окружен злыми духами. Поэтому они отпугивают их хлопушками и петардами. Иногда китайцы заклеивают окна и двери бумагой, чтобы не впускать злых духов

Шань Дань Лаожень (Китай)

Когда наступит праздник- Милый и чудесный новый год! Пусть он будет ярким и прекрасным, Счастье и удачу принесёт!

Источник: https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-okruzhayushhemu-miru/14042-novyy-god-4-klass.html

Классный час в 4 классе «Где живет красота?»» — Государственное учреждение «Вознесенкая средняя школа» отдела образования Буландынского района

Классный час в 4 классе

«Где живет красота?»

Цель: через восприятие притчи В.А. Сухомлинского помочь учащимся понять духовные ценности – Истина, Доброта, Красота.

Методы: кластер, чтение с остановками, диаграмма Венна, дебаты, ЭССЕ.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

Ход классного часа

I. Психологический настрой.

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

II. Побуждение.

Тема нашего сегодняшенего классного часа несколько необычна. Прочитайте ее (тема записана на доске: «Где живет красота?»).

Вот на нашем классном часе мы попытаемся ответить на этот вопрос, а еще на вопросы: «Что такое красота?», «Все ли могут ее видеть?», «Если не все, то кто?», «Так ли уж важно видеть красоту?» и некоторые другие.

А начнем с ответа на вопрос: «Что такое красота?»

Запишите ваши ассоциации (дается время на составление кластера «Красота» в гркппах). Защита кластеров.

А теперь заглянем в словрь Ожегова и прочитаем толкование слова «Красота»: 1. Совокупность качеств, доставляющих наслождение взору, слуху;  все красивое, прекрасное. 2. Красивые, прекпасные маста (в природе, в худ. произведениях). 3. О чем-нибудь приятном, достовляющем удовольствие, удовлетворение.

— Что совпало, а что не совпало в ваших ответах и в определении слова в словаре?

III. Работа по теме классного часа.

У Василия Александровича Сухомлинского есть притча «Красота». Вот сегодня мы с ней и познакомимся.

Но прежде несколько слов об авторе. Василий Александрович – выдающийся педагог – прожил сравнительно недолгую жизнь – всего 52 года.Но ему удалось оставить свет и тепло в сердцах многих людей, в том числе и таких как вы, ребятишек -–школьников. Когда Василия Александровича спросили: «Что самое важное было в Вашей жизни?», — он без раздумий ответил: «Любовь к детям».

Однажды учитель рассказал своим маленьким ученикам притчу с несовсем обычным названием «Красота».

—         Скажите, а легко ли отыскать красоту? Почему?

—         Давайте прочитаем притчу Сухомлинского. Может быть она вам поможет понять, где живет красота и почему не всем дано ее  увидеть.

«Красота»

Узенькой тропинкой шли два путника. С одной стороны тропинки плескалось синее море, с другой – стояли горы.

Шли путники долго. Они искали красоту. Один из них был человек с горячим сердцем, другой – человек с холодным сердцем.

Человек с горячим сердцем взглянул на море, и глаза его стали изумленными и ласковыми. Он сказал:

— Какое оно сильное, могучее, вечное море.

А человек с холодным сердцем сказал:

— Да. Много воды.

Подошли путники к серому камню. У человека с горячим сердцем радостно вспыхнули глаза:

—         Смотри, какой прекрасный цветок! Да это же и есть красота, которую мы ищем.

—         Где ты видишь прекрасный цветок? – удивился человек с холодным сердцем. – Это же серый камень. Вот и трещина на нем. Вот и пылью покрыт он. Камень…

—         Да, камень, но там, внутри, цветок розы, — возразил человек с горячим сердцем. – Надо добраться, освабодить его от каменного плена.

Человек с горячим сердцем много дней долбил и резал камень. А человек с холодным сердцем седел на берегу и с тоской смотрел на море.

Наконец из под осколков камня показался цветок изумительной красоты. Казалось, весь мир вокруг притаился, всматриваясь в красоту, которую освободил человек из каменного плена. Даже горы поднялись выше. Даже волны морские затихли, и безбрежное море стало, как зеркало.

Только человек с холодным сердцем ничего не увидел. Он прикоснулся пальцем к чудесному изваянию и сказал:

—         Да, крепкий камушек…

Чтение с остановками.

1астановка после слов: — Да. Много воды.

—         Что сказал человек с горячим сердцем, увидев море?

—         А что ответил человек с холодным сердцем? Почему?

—         Как вы относитесь к его словам?

Чтение дальше

2 остановка после слов…Камень.

—         Что увидел в камне человек с горячим сердцем? Что он сказал?

—         Что ответил человек с холодным сердцем? Почему?

Чтение текста до конца.

—         О чем эта притча?

—         Почему два человека, идущие по одной и той же тропинке, ищущие одно и то же, видели и находили разное?

—         Какими качествами обладал человек с горячим сердцем? С холодным?

Задание: заполнить диаграмму Венна (групповая работа. Защита диаграммы)

    горячее                                              холодное                                            

—         А что объединяет этих людей?

—         Так где, на ваш взгляд, живет красота?

—         Какой человек может ее увидеть?

Дебаты

Так ли уж важно видеть красоту вокруг?

Да                                                          Нет

1 группа приводит аргументы в пользу «Да»; 2 группа приводит аргументы в пользу «Нет».

IV. Рефлексия.

1. Можно ли как-то помочь человеку с холодным сердцем?

Напишите пожелания, совет, чтобы и человек с холодным сердцем смог увидеть в обычном необычное. (Учащиеся пишут ЭССЕ. Идет обсуждение в парах, группах. Лучшее выносится на «Авторский стул»).

2. Данную миниатюру Сухомлинский назвал притчей. Это значит, что оно содержит какое-то нарвоучение.

— Что поняли вы, взяли для себя, прочитав, прослушав данную притчу? (Ответы учащихся)

3. Игра «Свиток»

1)    Нипишите фамилию ученика нашего класса, имеющего «горячее» сердце.

2)    Напишите фамилию ученика, имеющего «холодное» сердце.

3)    Какое сердце, на ваш взгляд, имеете вы?

(Дети на длинных узких листочках отвечают на вопрос, ответ закручивают, чтобы он не был виден и передают «Свиток» соседу справа, пока листочек не вернется к первому. Затем учитель называет следующий вопрос). Обсуждение результата.

— Я благодарю вас за сотрудничество на уроке и желаю, чтобы вы как можно чаще видели красоту в окружающем нас мире.

Источник: https://sc0006.bulandy.akmoedu.kz/documents/view/0408610BAADD6735/?p=4

Классный час Тема: «Как встречают Новый год в разных странах» в 3 классе

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 4 р.п. Лесогорск

Классный час

Тема: «Как встречают Новый год в разных странах»

в 3 классе.

Разработала: Рукосуева Маргарита Михайловна

учитель начальных классов

1 квалификационная категория

р.п. Лесогорск 2012г.

Цель. Знакомство с историей, обычаями и традициями новогоднего праздника в России и других странах.

Задачи. 

Познакомить с особенностями празднования Нового года в России, других странах. Формировать представления о народных традициях.

Развивать творческие способности, познавательный интерес, творческие способности, мышление, речь, актерское мастерство.Воспитывать этические нормы, уважать традиции и обычаи других стран.

Воспитывать чувства прекрасного, культуры общения.Адресат.

Классный час для учащихся 1-4 классов.

Актуальность.

Классный час посвящен встрече Нового года и наполнен не только полезной и развивающей информацией, но и разнообразными веселыми конкурсами, играми, которые принесут детям хорошее настроение перед праздником.Оборудование.

Мультимедиа проектор и экран, презентация новогодних открыток,

песня «В лесу родилась елочка», песня на английском языке,

новогоднее оформление класса (елка, гирлянды, снежинки)детали Деда Мороза и Снегурочки для игры, нарисованная елка и шары бумажные (с обратной стороны о праздновании Нового года в разных странах на липучках), мешок с пряниками.

Ход классного часа:

Загадка по теме. На первую ступеньку Встал парень молодой,

К двенадцатой ступеньке

Пришел старик седой. ( Старый и Новый год)

Звучит музыка « В лесу родилась елочка»Ведущий.

— На нашей планете живут самые разные дети. Дети с красной, желтой, белой и черной кожей. И хотя дети разных народов не похожи друг на друга, всем им нужно одно и то же: чтобы их любили и заботились о них, чтобы у каждого были дом, семья, верные друзья, еда, одежда, возможность ходить в школу… и немногого места для игр!

Во все времена, у всех народов наступление Нового года считалось праздником. Где бы люди нашей планеты не встречали Новый год, они желают друг другу мира и счастья.

А обычай дарить подарки под Новый год с пожеланиями удачи и счастья был установлен древними римлянами 1 января 153 года до нашей эры.

Но не во всех странах Новый год встречают 1 января….в разных странах

существуют свои традиции.. Приложение 1 А вот на Руси раньше отмечали Новый год 1 сентября.Сценка «Указ Петра 1» Приложение 2Загадка. Он всегда под Новый год

Отправляется в поход,

Чтобы праздник с нами встретить,

Чтобы радовались дети.

Кто же это, вот вопрос?

Ну, конечно…….(Дед Мороз)

Какова родословная Деда Мороза? Приложение 3Письмо Деда Мороза с инструкцией по технике безопасности. Приложение 4Игра «Собери Деда Мороза и Снегурочку» Приложение 5Без чего не обходится Новый год? Приложение 6Игра « Наряди ёлку» Приложение 7

Вот и подошел к концу наше знакомство с традициями и обычаями встречи Нового года в разных странах.

Учащиеся читают стихи. Приложение 8.

Пора, друзья! Проситься нужно!

Всех поздравляем от души.

Пусть Новый год встречают дружно

И взрослые и малыши!

Как встречают Новый год в разных странах. Приложение 1.

В современном Китае Новый год – это праздник фонарей. Он отмечается на 15 день нового года по лунному календарю. В новогоднюю ночь зажигают на улицах и площадях бесчисленное множество маленьких фонариков, веря, что искры от них прогонят злых духов.

Сам же Новый год наступает в январе-феврале, поэтому ассоциируется он с завершением зимы и началом весны. Многие века жители Китая, провожая светом фонарей, холод и ненастье, встречают пробуждение природы. Фонарям придают различную форму, украшают яркими рисунками.

Китайцы особенно любят ставить на улицах фонари в виде 12 животных, изображающих каждый год из 12-летнего цикла лунного календаря.

Кубинцы перед наступлением Нового года наполняют все кувшины, ведра, тазы, миски водой и , когда часовая стрелка замирает на цифре 12, воду торжественно выливают из окон. Это значит, что старый год уходит и ему желают светлого, как вода пути. 30 градусная декабрьская жара не дает замерзнуть промокшим людям, и все это добавляет веселья в Новогоднюю ночь.

В Иране новый год встречают весной.

Ребята в стихах расскажут как встречают Новый год в разных странах.

В КонгоСлышишь, тамтамы стучат вдалеке?Длинные лодки плывут по реке.Прыгает в воду, кричит детвора.И африканская всюду жара.И если посмотрим вдаль мы,Везде вместо елок – пальмыИ вместо шаров стеклянныхМартышки висят на лианах.В ПеруВ Перу такой Новогодний закон:Воду на улицу льют из окон.И Новому году желают тогда:Будь чистым и светлым, как эта вода.

В АнглииОн в Лондон явился с мешком за плечами,На Рождество его всюду встречали.Свидетелей много, кого ни спроси.По Пикадилли он ехал в такси.На Трафальгар-сквере на зимнем базареОн пел и играл на электрогитаре.

И возле Тауэра сумрачных стенОстановил его полисмен:- Что за поклажа у вас за плечами?Мистер, а вы не грабитель случайно?- Я Санта Клаус, живу я в лесуИ детям подарки на праздник несу.

Песня на английском языке.

В Англии на Новый год подарки дарят в особый день – 28 декабря. По старинному обычаю, когда часы начинают бить 12, отворяют задние двери дома, чтобы выпустить старый год, а с последним ударом открывают передние двери, впуская Новый год.

Кому какой подарок подарить, решают с помощью жребия. В Англии возник обычай обмениваться к Новому году поздравительными открытками. Первая открытка была напечатана и выпущена в Лондоне ы 1843 году некием Генри Коулом (ребята обмениваются открытками, сделанными своими руками)

В ШотландииСанта Клаус запряг оленей.Помчались олени, как снежные тени.- Что привезли вы, олени, олени,Для мальчика Джонни и маленькой Дженни?- Дженни – кукла, Джонни – машинаИ угля мешок для большого камина.

В Шотландии Новый год встречают своеобразным факельным шествием: поджигают бочки с дегтем и катят их по улицам. Таким образом, шотландцы сжигают старый год и освещают дорогу новому. От того, кто первым войдет в дом утром Нового года, зависит благополучие хозяев. Считается, что счастье принесет темноволосый мужчина, пришедший с подарком.

Во ФранцииЖак со свечою забрался в подвалИ в бочку с вином кулаком постучал.А Пэр Ноэль забрался в трубуИ эхом откликнулся: бу-бу-бу-бу!Давнее зло выгоняли такПэр Ноэль и фермер Жак.В ИталииВ городе Риме дождик. Темно.Ровно в двенадцать открылось окно,И полетело наружу оттудаДырявое кресло, разбитое блюдо –Все вещи, ненужные в новом году…По улице этой гулять не пойду.

В Италии Новый год начинается 6 января. В этой стране считается, что Новый год надо начинать, освободившись от всего старого. Поэтому на Новый год в окна выбрасывают все старые вещи.

В ЯпонииБамбук, и сосна, и луна в тишине.Что хочет Сузуки увидеть во сне?- Пусть мне приснятся папа и мамаИ синее счастье – гора Фудзияма.

В Японии в Новогоднюю ночь колокола в храмах бьют 108 раз. С последним ударом нужно лечь спать и встать с первыми лучами солнца, и на улице встретить новый день года. Проспать нельзя – год будет неудачным.

К новогоднему столу хозяйки готовят рисовое печенье – символ изобилия, длинные тонкие макароны – символ долголетия, гороховые блюда – символ здоровья, блюда из рыбы – символ силы. Здесь живет придание, по которому желание ребенка исполнится, если он положит под подушку рисунок, с изображением того, о чем мечтает.

Поэтому малыши в предновогоднюю ночь заняты рисованием. К празднику во всех семьях мастерят бумажных змеев и в первый день Нового года запускают в небо.

В МонголииМонгольский Мороз – Цагаан ОвгонВ юрту зашел и отвесил поклон:- Вот вам подарки: кремень и огниво.Костер зажигайте! Живите счастливо! –И вновь поскакал на сорок сторонПо желтой степи Цагаан Овгон.

В РумынииВсем пирожки раздавала Маринка.Каждому досталась особая начинка:Антону – колесо, Петру пятачок,А дяде Димитру – перца стручок.

Все дети получают праздничное печенье с разными начинками.В ИранеВ старом году разбивают повсюдуСтарую глиняную посуду,Чтобы в грядущем новом годуВ новой посуде готовить еду.

В Индии Если праздничным вечеромВстретит соседа сосед,Он пожелает вежливоСоседу тысячу лет.И тот, склоняя вежливоЗеленую чалму,Столько же лет и счастьяВ ответ пожелает ему.

И двум улыбчивым людямПри свете зеленой луныБудут учтиво кланяться Вежливые слоны.

Индусы отмечают этот праздник более 4 раз в год – такая у них национальная особенность.

Сценка. Приложение 2

Глашатый1

— Слушайте, слушайте! И не говорите, что не слышали!

Глашатай 2. Читает «Указ Петра 1»

« Считать Новый год не с 1 сентября, а с 1 января и нового столетнего века, в веселии друг друга поздравлять с Новым годом. По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить украшения из деревьев и ветвей сосновых и еловых. Учинить стрельбу из малых пушек и ружей. Пускать ракеты и зажигать огни» 9 декабря 1699года

Глашатай 1.

Праздник серебряный в нашей стране,

Ёлка …

Источник: https://www.InfoUroki.net/klassnyy-chas-tema-kak-vstrechayut-novyy-god-v-raznyh-stranah-v-3-klasse.html

Ссылка на основную публикацию