Малоподвижные игры для детей средней группы в детском саду

Картотека игр малой подвижности для детей средней группы

Картотека игр малой подвижности

для детей среднего дошкольного возраста.

Составила: Чигринцева С.А.

2018

«Тишина» 

Цель: Учить детей двигаться по сигналу, развивать слуховые качества.

Тишина у пруда,

Не колышется вода,

Не шумят камыши,

Засыпайте малыши.

Дети идут в колонне по одному.

После слов дети останавливаются, приседают, наклоняют голову и закрывают глаза. Тот, кто пошевелится, встает в конце колонны.

Интерактивные технологии: работа в парах, хоровод, цепочка.

«Раки» 

Цель: Развивать активность детей в двигательной деятельности. Поощрять детей в игре. Развивать физические качества.

Тики-таки, тики-таки,

Ходят в нашей речке раки.

Ходят задом наперед, 
ищут раки в речке брод,

Стали раки воду пить —

Выходи, тебе водить!

Играющие разбираются по парам, становятся по кругу. Каждый в паре поворачивается спиной друг к другу и подает руки. С началом текста все пары двигаются в одном направлении по кругу так, что первый в паре идет прямо по направлению движения и ведет за руки второго, идущего задом наперед (это рак). По окончании текста игра повторяется со сменой направления.

Интерактивные технологии: работа в малых группах (тройках), «хоровод», «цепочка», «карусель».

«Медведь» 

Цель: Упражнять детей в координации и ориентировке в пространстве  при  выполнении разных заданий. Развивать слуховое внимание через игру.

Как под елкой снег, снег,

И на елке снег, снег,

И под горкой снег, снег,

И на горке снег, снег,

А под снегом спит медведь

-Тише, тише, не шуметь!

Дети стоят по кругу. Выбирается медведь, он садится в середину круга, закрывает глаза.

На 1 и 3 строчки дети идут в круг, на 2 и 4 — из круга, на 5 строчку дети осторожно подходят к медведю, 6-ю строчку произносит один ребенок по указанию воспитателя. Медведь должен узнать по голосу кто сказал.

Интерактивные технологии: «хоровод», «интервью», «цепочка».

«Зайка серый умывается»

Цель: Формировать умение следить за развитием игры. Развивать умение имитировать характерные действия.

Зайка серый умывается

Видно в гости собирается

Вымыл носик, вымыл хвостик,

Вымыл ухо, вытер сухо.

дети стоят в кругу, зайка в середине, он обыгрывает текст и подходит к кому-нибудь из детей, тот и становится зайкой.

Интерактивные технологии: «хоровод», «цепочка», «карусель».

работа в малых группах (тройках).

«Узнай по голосу» 

Цель: Учить детей играть по правилам. Развивать речевые навыки и физические качества.

Ваня ты сейчас в лесу.

Мы зовем тебя: «А — у!»

Ну-ка глазки закрывай,

Не робей,

Кто позвал тебя?

Узнай поскорей!

дети идут по кругу и произносят текст, водящий в середине круга.

Водящий закрывает глаза и угадывает, кто из детей его позвал.

Интерактивные технологии: «хоровод», «цепочка», «карусель».

«У ребят порядок строгий» 

Цель: Развивать умение действовать сигналу, физические качества.

У ребят порядок строгий,

Знают все свои места.

Ну, трубите веселей:

Тра — та — та, тра — та — та!

дети ходят по залу врассыпную. По сигналу дети строятся в колонну.

Интерактивные технологии: «хоровод», «карусель».

«Воздушный шар» 

Цель: Развивать внимательность, сообразительность, звуковую культуру речи.

Раздувайся наш шар,

раздувайся большой,

оставайся такой,

да не лопайся!»

дети образуют тесный круг, держатся за руки, небольшими шагами отходят назад, расширяя круг,

По сигналу воспитателя:

«шарик лопнул!» дети приседают

или медленно идут к центру  круга и

произносят: «ш — ш — ш — ш «

Интерактивные технологии: «хоровод», «цепочка», «карусель».

«Солнышко и дождик» 

Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков, обогащение словаря, развитие творческого воображения и двигательной подражательности, обучение элементам пантомимы.

Смотрит солнышко в окошко,

светит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладоши

очень рады солнышку.

Топ, топ, топ, топ / 2р.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп / 2р.

дети идут по кругу

дети хлопают в ладоши

дети ритмично топают

дети ритмично хлопают

На сигнал воспитателя «дождь идет» дети приседают — «прячутся».

Интерактивные технологии: «хоровод», «цепочка», «карусель».

«работа в парах», «работа в малых группах».

«Тепики» 

Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков, обогащение словаря, развитие творческого воображения и двигательной подражательности.

Тепики-тепики,

По водице хлопики,

Хлопики ладошками

Да босыми ножками.

Дети стоят свободно. Игровое упражнение выполняется по показу воспитателя. Под чтение потешки дети встряхивают кистями обеих рук, как бы ударяя по воде.

На последнюю строчку притопывают ногами, переступая с одной ноги на другую.

Интерактивные технологии: «хоровод», «цепочка», «карусель», «работа в парах», «работа в малых группах».

«Волк — волчок» 

Цель: Развивать координацию движений, слух, физические качества. Учить, считалкой выбирать ведущего.

Волк — волчок, шерстяной бочок

Через ельник бежал,

В можжевельник упал,

Зацепился хвостом,

Ночевал под кустом.

Дети стоят по кругу. По считалке выбирают волка. Волк идет широкими шагами за кругом, на последние слова приседает кому-либо за спину, тот и становится волком. Игра повторяется. Можно выбрать два волка

Интерактивные технологии: «хоровод», «цепочка», «карусель».

«Лето»

Цель: Развивать слуховые качества, физические качества, умение выполнять движения в соответствии с текстом.

По лужайке

Босиком,

Солнышком согрето,

За цветистым мотыльком

Пробежало лето.

Искупалось в реке,

Полежало на песке,

Загорело,

Пролетело

И исчезло вдалеке.

Дети стоят по кругу. С началом чтения стихотворения двигаются поскоком в одну сторону, а Лето скачет противоходом внутри круга.

На строки 6-7 останавливается, Лето выполняет прыжки на месте с маховыми движениями рук («мельница”). На последние 3 строки Лето выбегает за круг и присаживается за кем-либо из играющих. С окончанием текста дети ищут, куда спряталось Лето. Кто найдет его за своей спиной, выходит в середину. Это новое Лето.

Интерактивные технологии: «хоровод», «цепочка», «карусель»,

«работа в парах», «работа в малых группах».

«Флажок» 

Цель: Упражнять детей в координации и ориентировке в пространстве  при выполнении разных заданий. Развивать слуховое внимание через игру.

Дети стали в кружок, 
Увидали флажок,

Кому дать, кому дать, 
Кому флаг передать?

Выйди, Оля, в кружок,

Возьми, Оля, флажок!

Выйди, выйди, возьми,

Выше флаг подними!

Дети стоят по кругу, в центре один ребёнок с флажком. После слов: «выйди, выйди…» названной ребенок выходит в середину и берет флажок. Первый ребенок встает в круг, игра повторяется

Интерактивные технологии: «хоровод», «цепочка».

«Составь загадку»

Цель: Развивать речь, воображение, память.

Стараться подсказывать детям по мере затруднения, например, стеклянный, прозрачный, в нем живут рыбки?

Ребенок придумывает загадки о знакомых ему предметах.

 Интерактивные технологии: «цепочка», «карусель».

«Докажи»

Цель: Развивать память, речь, умению анализировать, приводить и отстаивать доводы.

Продолжайте игру помогая делать ему определенный вывод.

Игра начинается так: «Мне кажется, что мама теленка – лошадь. Ведь у них есть копыта, они покрыты шерстью, едят сено и т.д.»

Интерактивные технологии: «цепочка», «карусель»,«работа в малых группах»,«Интервью», «Аквариум».

 «Большой круг»

«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»

Цель: Учить детей называть действие словом, правильно употреблять глаголы (время, лицо), развивать творческое воображение, сообразительность.

Более сложным вариантом этой игры является индивидуальное воспроизведение аналогичных действий. Организация такой игры примерно та же, что в «Испорченном телефоне».

Все участники закрывают глаза, кроме двух первых, один из которых показывает другому какое-либо действие (поливает цветы, или рубит дрова, или играет в мячик). Потом второй ребенок показывает то же действие третьему, третий – четвертому и т.д.

Так по очереди дети передают друг другу одно и то же действие. Последний в ряду ребенок должен это действие угадать.

Дети разбиваются на небольшие группы (по 4-5 человек), и каждая группа с помощью взрослого продумывает инсценировку какого-либо действия (умывание, или рисование, или собирание ягод). Дети должны сами выбрать сюжет и договориться, как они будут его показывать.

После такой подготовки каждая группа молча, показывает свое действие. Каждый показ предваряется известной фразой: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». Зрители внимательно наблюдают за товарищами и отгадывают, что они делают и где находятся. После правильного угадывания актеры становятся зрителями, и на сцену выходит следующая группа.

 Интерактивные технологии: «цепочка», «карусель», «работа в малых группах», «Интервью», «Аквариум», «Большой круг», работа в малых группах (тройках).

« Зеркало»

Цель игры. Развивать речевую и двигательную активность детей.Ход игры. Дети становятся в круг. Выбранный при помощи считалки ребенок становится в центр круга. Все остальные произносят:Ровным кругом,Друг за другом,Эй, ребята, не зевать!Что нам Вовочка (Анечка, Валечка и т. д.) покажет,Будем дружно выполнять.

Ребенок в центре круга показывает разнообразные движения, остальные дети повторяют их.

«По дорожке»

Цель игры. Развивать речевую и двигательную активность детей.

Ход игры: Дети стоят в кругу или врассыпную.Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем ноги разминать.

Мы шагаем по дороге,

Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.)

А теперь еще немножко

На другой поскачем ножке. (Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим. (Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте на двух ногах.)

Мы похлопаем в ладошки,

Пусть попляшут наши ножки. (Произвольные танцевальные движения.)

Стоп. Присядем — отдохнем. (Приседание.)

И назад пешком пойдем. (Ходьба на месте.)

«Тихо-громко ».

Цель: формировать умение играть сообща, развивать интерес  к играм

Ход игры: С помощью считалки выбирается водящий, он становится в центр круга и закрывает глаза. Воспитатель дает одному из играющих какой-либо предмет, который можно спрятать (шнурок, ленточка). Все дети кроме водящего знают, у кого предмет.

Когда водящий приближается к этому ребенку, дети начинают громко хлопать в ладоши, когда отдаляется — хлопки становятся тише. Игра продолжается до тех пор, пока водящий не найдет предмет. Если ему долго это не удается, то выбирается другой водящий.

«Великаны и гномы».

Цель: упражнять детей действовать по сигналу

Ход игры: Водящий (чаще всего взрослый) объясняет ребятам, что он может произносить только слова «великаны» и «гномы». При слове «великаны», все должны подняться на носки и поднять руки. А при слове «гномы», все должны присесть пониже. Тот, кто ошибается — выбывает из игры.

Конечно, водящий хочет добиться, чтобы игроки ошибались. Для этого он вначале произносит слова «великаны!» громко и басом, а «гномы» — тихим писклявым шёпотом. А потом, в какой-то момент — наоборот. Или произнося «великаны», водящий приседает, а говоря «гномы» — поднимается на носочки.

Темп игры всё ускоряется и все игроки постепенно выбывают. Последний игрок, который не разу не ошибся, становится водящим.

«Пробеги тихо ».

Цель: учить бесшумно двигаться.

Ход игры: Дети делятся на группы из 4-5 человек, распределяются на три группы и выстраиваются за чертой. Выбирают водящего, он садится посередине площадки и закрывает глаза. По сигналу одна подгруппа бесшумно бежит мимо водящего на другой конец площадки.

Если водящий услышит, он говорит «Стой!» и бегущие останавливаются. Не открывая глаз, водящий говорит какая группа бежала. Если он правильно указал группу, дети отходят в сторону. Если ошибся, они возвращаются на свои места. Так поочередно пробегают все группы.

Выигрывает та группа, которая пробежала тихо и которую водящий не смог обнаружить.

«Зеваки»

Цель: упражнять детей  действовать по сигналу, ходить ровным кругом

Ход игры: Дети идут по кругу друг за другом. По сигналу ведущего «Стоп!» останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются на 180 градусов и начинают движение в обратную сторону. Сделавший ошибку выходит из игры

«Круг-кружочек».

  Цель: упражнять детей действовать по сигналу,  выполнять  ходьбу по кругу

Дети идут по кругу, взявшись за руки, и произносят слова:

«Круг – кружочек, аленький цветочек!

Раз, два, три – развернись-ка, Оля, ты!».

Названный ребёнок поворачивается спиной в круг, берётся за руки. Дети продолжают произносить слова игры. Как только спиной в круг окажутся 5-6 детей, игра прекращается.

«Снежинки»

Цель: упражнять детей в ходьбе и беге по кругу

Ход игры: Дети образуют круг. Ходьба по кругу; на сигнал воспитателя «Ветер!» дети-снежинки ускоряют шаг и переходят на бег в умеренном темпе. На сигнал «Ветер стих!» постепенно замедляют движение и останавливаются.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/kartotieka_ighr_maloi_podvizhnosti_dlia_dietiei_sriedniei_ghruppy

Подвижные игры в средней группе детского сада

Найди своё место! 

Цель: развивать ловкость, внимание, умение быстро реагировать на сигнал, формировать навыки ориентировки в пространстве. Каждый игрок выбирает себе домик – обруч с лежащей в нём любой геометрической фигурой.

По сигналу воспитателя: «Идём гулять!» ребята выходят из своих домиков и гуляют. Воспитатель тем временем меняет фигуры местами. На сигнал «Найди своё место!» дети находят свой домик.

Поощрить тех ребят, которые нашли свой домик первыми.

Перелёт птиц

Цель: упражнять в беге, лазании по гимнастической стенке.Дети – птицы, они находятся на одной стороне игровой площадки и имитируют их действия: ищут корм, купаются, щебечут, чистят перышки и т.д.

По сигналу воспитателя: «Птицы, в полет!» — дети летят (бегут по площадке), расправив крылья (подняв руки в стороны). По сигналу: «Буря!» — под счет взрослого «Домой лети! Раз-два-три!» птицы летят к «гнездам»: гимнастической лесенке залезают на нее. По сигналу взрослого «Буря кончилась.

Вышло солнышко» птички спускаются со своих укрытий и вновь летят к месту кормления. Проигравшим считается тот, кто не успевает по сигналу «Раз-два-три» занять свое место на гимнастической лесенке во время бури.

Внимание: воспитатель страхует детей при залезании и слезании с гимнастической лесенки. Нельзя допускать спрыгивания детей с ее верхних планок.

По местам!

Цель: развивать внимание, умение действовать по сигналу, формировать навыки ориентировки в пространстве. Играющие образуют круги. В центре каждого круга лежит предмет (кубик, мешочек, кегля).

По сигналу воспитателя все разбегаются по залу в разные стороны. На сигнал «По местам!» все играющие должны быстро встать в круг вокруг своего предмета. Выигрывают те ребята, которые первыми встали в круг.

Хитрая лиса

Цель: развивать внимание, умение действовать по сигналу, формировать навыки ориентировки в пространстве. Развивать у детей выдержку и наблюдательность. Упражнять в быстром беге, в построении в круг, в ловле. Играющие стоят по кругу. Расстояние между детьми один шаг.

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, обходит круг за их спинами и дотрагивается до одного ребенка – он становится лисой. Играющие открывают глаза и внимательно смотрят друг на друга, угадывая, кто же из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь.

Дети спрашивают хором сначала тихо, потом громче: «Хитрая лиса, где ты? » После трехкратного произнесения этих слов хитрая лиса выходит на середину круга, поднимает руку и произносит: «Я здесь!» Все разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманных детей она отводит в свой дом (заранее определенное место).

Когда лиса поймает 2-3 детей, воспитатель говорит: «В круг!». Все играющие встают в круг, и игра возобновляется.

Игра «Не задень!»

Цель: упражнять детей в ходьбе и беге змейкой, обогащать двигательный опыт, развивать координацию движений, ориентировку в пространстве. Воспитатель расставляет кегли на расстоянии 40-50 см друг от друга.

Играющие проходят змейкой между кеглями, стараясь не задеть их. После того как дети справятся с заданием, предложить им пройти по дорожке, ограниченной кеглями с обеих сторон, шириной 40-50 см с закрытыми (завязанными) глазами.

Лягушки и цапли

Цель: развивать у детей умение действовать по сигналу, ловкость. Упражнять в прыжках с продвижением вперёд. Определить с детьми границы болота, в углу которого располагается гнездо «цапли».

По сигналу воспитателя «лягушки» начинают двигаться в направлении «болота», передвигаясь только прыжками на обеих ногах. Как только «лягушки» пересекут границу «болота» и попадут на его территорию, «цапля» может начинать их ловить. Поймав «лягушку», «цапля» уводит её в гнездо.

Важно выполнять условие игры: лягушки передвигаются только прыжками!

Волк во рву

Цель: развивать смелость и ловкость, умение действовать по сигналу. Упражнять в прыжках в длину с разбега.На полу обозначаются границы «лужайки», на которой будут веселиться и скакать «козы». Посередине обозначается «ров» шириной около метра – две параллельные линии. Ров пересекает поперек всю лужайку.

В ров посадить одного участника – он играет роль «волка». Остальные становятся «козами». Перед началом игры они встают за пределами «лужайки». Ведущий командует: «Козы – в поле! Волк во рву!» «Козы» выскакивают на полянку, веселятся, стараются перескочить ров.

«Волк» в этот момент должен попытаться осалить кого-либо из участников. «Коза» считается проигравшей, если до нее дотронулся «волк» или она не смогла перепрыгнуть ров, не задев черты. Проигравший выходит из игры. По команде ведущего «Козы, домой!», «козы» возвращаются на исходную позицию.

Проигравшие вновь становятся «козами» и вступают в игру. Волк сменяется каждые 2-3 перебежки.

Бездомный заяц

Цель: развивать ловкость, быстроту, умение реагировать на сигнал, обогащать двигательный опыт, формировать навыки ориентировки в пространстве. Из числа играющих выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные играющие – зайцы – занимают свои места в обручах, лежащих на полу – домиках.

По сигналу зайцы выбегают из своих домиков, играют на травке. Как только ведущий скажет: «Охотник идёт!», зайцы убегают в свои домики. А бездомный заяц спасается от охотника, забежав в любой домик; тогда заяц, которому не хватило домика, становится бездомным зайцем.

Рыбаки и рыбки

Цель: развивать у детей ловкость, сообразительность, умение действовать по сигналу. На полу лежит шнур в форме круга – это сеть. В центре круга стоят трое детей – рыбаков, остальные игроки – рыбки.

Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их. Ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали.

Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.

Найди фигуру

Цель: развивать ловкость, быстроту, внимание, умение реагировать на сигнал, обогащать двигательный опыт, формировать навыки ориентировки в пространстве. Воспитатель раздает детям геометрические фигуры: квадраты, прямоугольники, круги, треугольники.

На полу в разных углах площадки раскладываются по одной такой же геометрической фигуре. После слов воспитателя «Идите гулять» дети расходятся в разные стороны. Когда воспитатель скажет «Найди свою фигуру!» дети собираются в соответствующем углу площадки. Можно использовать музыкальное сопровождение игры.

Тогда по окончании музыки, дети должны найти свою фигуру.

Через ручеёк

Цель: развивать у детей ловкость, упражнять в прыжках на обеих ногах, в равновесии. Все играющие сидят на стульях, в 6 шагах от них кладутся 2 шнура, расстояние между ними 2 метра – это ручеек.

Дети должны по «камушкам» – дощечкам перебраться на другой берег, не замочив ног. Дощечки положены с таким расчетом, чтобы дети могли перепрыгнуть с одного камушка на другой. По слову «Пошли!» дети начинают перебираться через ручеек.

Тот, кто оступился, отходит в сторону – «сушить обувь».

Снайперы

Цель: развивать ловкость, глазомер, координацию движений, меткость. Ребятам предлагается сбить кегли с расстояния 2 метра из положения сидя, лёжа. По мере выполнения задания, расстояние до кеглей увеличивается.

Удочка

Цель: развивать ловкость, быстроту, координацию движений, умение быстро реагировать на меняющуюся обстановку, упражнять в прыжках в высоту. Играющие стоят по кругу, в центре — воспитатель. Он держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с песком.

Воспитатель вращает веревку с мешочком по кругу над самой землей (полом), а дети подпрыгивают на двух ногах вверх, стараясь, чтобы мешочек не задел их ног. «Пойманными на удочку» оказываются те игроки, которые не успели подпрыгнуть и мешочек задел их ноги.

Попади в круг

Цель: развивать у детей умение действовать по сигналу. Упражнять в метании правой и левой рукой. Дети стоят по кругу на расстоянии 2—3 шагов от лежащего в центре большого обруча или круга из верёвки диаметром 1—1,5 м.

В руках у детей мешочки с песком или другие предметы для метания. По сигналу они бросают предметы в круг правой и левой рукой, по другому сигналу берут их из круга. Воспитатель отмечает тех, кто сумел попасть.

Поезд

Цель: развивать внимание, умение реагировать на сигнал, обогащать двигательный опыт. Дети встают в колонну по росту. Первый ребенок в колоне — «паровоз», остальные — «вагончики». Паровоз после сигнала воспитателя гудит: «у — у — у», в это время дети сгибают руки в локтях.

После гудка паровоза дети вытягивают руки вперед и говорят: «чу», руками изображают движение колес. Они повторяют это 3 — 4 раза. На слова воспитателя: «Колеса стучат» дети делают шаг на месте, на сигнал «поехали» — идут, постепенно ускоряя шаг, дальше — на бег.

На слова воспитателя: «мост», «тоннель» или «под гору» поезд идет медленно, а «с горы» — снова идет быстрее. Когда воспитатель поднимает красный флажок, поезд останавливается; когда зеленый — двигается дальше. К станции поезд подходит медленно и останавливается.

Паровоз выпускает пар: «пш — ш…».

Повар и котята

Цель: развивать ловкость, быстроту, внимание. По считалке выбирается повар, который охраняет лежащие в обруче предметы – «сосиски». Повар разгуливает вокруг обруча – «кухни».

Дети — котята идут по кругу, выполняя различные виды ходьбы, бега, произнося текст: Плачут киски в коридоре, У котят большое горе: Хитрый повар бедным кискам Не дает схватить сосиски. С последним словом «котята» забегают на «кухню», стремясь схватить сосиску.

Повар пытается осалить вбежавших игроков. Осаленные игроки выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока все сосиски не будут украдены у повара. Выигравший котенок становится поваром. Нельзя раньше времени забегать в круг.

Повару не разрешается хватать котят, только салить, ему не разрешается выходить за пределы круга. Запрещено брать одновременно 2 и более предмета.

Венок

Цель: развивать умение становиться в круг, реагировать на сигнал, обогащать двигательный опыт детей. Упражнять в беге. Дети стоят в кругу, ведущий за кругом. Ведущий: Я в саду гуляю И цветы срываю.

Я сплету из них венок – Догони меня, дружок! С этими словами ведущий надевает на голову любому ребёнку венок. Сам убегает, а ребёнок с венком его догоняет. Игра продолжается пока все дети не побывают в роли ведущего.

Коровушка

Цель: развивать слуховое восприятие. Дети в кругу, ведущий в центре круга с завязанными глазами. Дети: Коровушка, коровушка, дай нам молока! Ведущий: Молока я дам тому, кого я угадать смогу. Воспитатель даёт знак одному из детей. Тот, стараясь изменить голос, говорит «Му-у».

Сети

Цель: развивать ловкость, смекалку, ориентировку в пространстве, умение соблюдать правила игры. Взрослый обозначает на полу круг диаметром 4-4,5 м. Из числа игроков выбирают двух детей, которые будут рыбаками. Они берутся за руки, образуя рыболовную сеть. Остальные участники — рыбки.

Они плавают в озере — бегают внутри круга. Выбегать за пределы круга рыбки не могут. По команде ведущего рыбаки забегают в озеро, пытаясь поймать рыбок, бегают парой, не расцепляя рук. Пойманные рыбки встают между рыбаками.

Таким образом, с каждым пойманным участником сеть расширяется, а рыбок становится все меньше и меньше. Когда сеть станет достаточно большой, у рыбаков появляется возможность окружать рыбок. Если рыбаки взялись за руки, образовав круг, то находящиеся внутри круга рыбки считаются пойманными.

Рыбки могут вырываться из сети, если один из рыбаков (они всегда находятся по краям сети) во время движения отпустил руку соседнего с ним игрока. Рыбак должен как можно быстрее взять за руку игрока, еще не отцепившегося от сети. Игра продолжается до тех пор, пока рыбаки не поймают всех рыбок.

Победителем считается игрок, пойманный последним. По окончании игры крайние участники сети берутся за руки, и дети начинают водить хоровод, поют любую веселую песню.

Салют (с мячом)

Цель: упражнять в ловле и подбрасывании мяча. Дети берут мячи разных цветов и свободно располагаются по залу. Взрослый вместе с деть­ми произносит: Это не хлопушки: Выстрелили пушки. Люди пляшут и поют.

В небе — праздничный салют! (дети подбрасывают мячи и ловят их). По сигналу взрослого: «Закончился салют!» дети перестают бросать мячи вверх. Подбрасывать мяч вверх можно только после команды «Салют».

Попади в цель (с мячом)

Цель: развивать меткость. Детям предстоит бросать мяч вдаль в корзину или коробку, расположенную на расстоянии не менее 2-3 м.

Мышеловка

Цель: упражнять в построении в круг. Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Играющие делятся на две неравные команды, большая образует круг – «мышеловку», остальные – мыши.

Слова: Ах, как мыши надоели, Все погрызли, все поели. Берегитесь же плутовки, Доберемся мы до вас.

Вот расставим мышеловки, Переловим всех сейчас! Затем дети опускают руки вниз, и «мыши» оставшиеся в кругу встают в круг и мышеловка увеличивается.

Караси и щука

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу. Выбирают водящего – щуку. Дети делятся на две группы. Первая группа – караси, вторая – камешки. «Камешки» садятся на корточки врассыпную на расстоянии одного и более шагов друг от друга. За ними прячутся «караси».

«Карасики» по сигналу выплывают из укрытий – бегают по площадке в разных направлениях. На сигнал «Щука!» выплывает щука, а караси прячутся за камешки. За одним камешком должен спрятаться один карасик. Щука вправе схватить карася, не нашедшего себе укрытие или того, кто вторым спрятался за камень.

Воевода

Цель: упражнять детей в прокатывании, бросании и ловле мяча, в умении согласовывать движение со словом, развивать внимание, ловкость. Воспитывать выдержку и дисциплинированность.

Играющие по кругу перекатывают мяч от одного к другому, произнося: Катится яблоко в круг хоровода, Кто его поднял, тот воевода… Ребенок, у которого в этот момент окажется мяч — воевода. Он говорит: Я сегодня воевода. Я бегу из хоровода.

Бежит за кругом, кладет мяч на пол между двумя игроками. Дети хором говорят: Раз, два, не воронь И беги как огонь! Игроки бегут по кругу в противоположные стороны, стараясь раньше напарника схватить мяч. Тот, кто первым добежал и схватил мяч, катит его по кругу. Игра продолжается.

Прокатывать или перебрасывать мяч только рядом стоящему игроку. Нельзя мешать игроку, бегущему за кругом. Выиграл тот, кто первым коснулся мяча.

Мы ребята смелые

Цель: развивать умение согласовывать движения с текстом стихотворения. Воспитатель читает стихотворение, а дети ползают и ходят, изображая разведчиков. Мы ребята смелые, Ловкие, умелые.

Проползем здесь и там – по дорогам (в прямом направлении) По мостам (по доске) Влезем на гору высоко (по наклонной доске) Видно нам с нее далёко.

А потом найдем дорожку И пройдем по ней немножко (ходьба по извилистой «дорожке», обозначенной шнурами).

Охотники и утки

Цель: упражнять детей в метании мяча в движущуюся цель. Развивать глазомер, глазодвигательные функции, фиксацию взора. Все участники делятся на 2 команды. Одна команда это охотники, а другая утки. На площадке выкладывают из шнура большой круг. Утки встают внутрь круга, а охотники за кругом. По команде «Старт», охотники пытаются попасть мячом в уток.

Участники-утки должны уворачиваться от мяча. Им разрешено бегать только внутри круга. Если мяч коснулся утки, то этот игрок (утка) выбывает из игры и выходит из круга, а игра продолжается. Игру можно продолжать до тех пор, пока не будут «убиты» все утки. Когда все утки убиты, то команды могут поменяться — охотники становятся утками, а утки охотниками.

Щенок

Цель: упражнять в лазании по гимнастической стенке, перелезая с одного пролета на другой, учить быть внимательным, не топиться, действовать по сигналу. Формирование навыки безопасного поведения на гимнастической стенке. На забор залез щенок, А спуститься сам не смог. Высоты мы не боимся И помочь ему стремимся. Воспитатель предлагает детям помочь Щенку спуститься, но для этого надо залезть на гимнастическую стенку. Дети по очереди влезают и дотрагиваются до Щенка, таким образом, спасая его.

Источник: http://prodetskiysad.blogspot.com/2014/11/podvizhnye-igry-srednyaya-gruppa.html

Малоподвижные игры для детей средней группы в детском саду

Пропавшие ручки

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

У меня пропали ручки. (Прячут руки за спину.)

Где вы, рученьки мои? (Смотрят по сторонам.)

Раз, два, три, четыре, пять,

Покажитесь мне опять. (Показывают руки, вытягивают вперед, вертят ими.)

У меня пропали ножки. (Присаживаются.)

Где вы, ноженьки мои? (Охватывают ноги руками.)

Раз, два, три, четыре, пять.

Покажитесь мне опять. (Встают, прыгают на месте.)

Две подружки

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

На лужайке две подружки: (Хлопают по коленям.)

«Ква-ква-ква, ква-ква-ква». (Хлопают в ладоши.)

Две зеленые лягушки: (Хлопают по коленям.)

«Ква-ква-ква, ква-ква» (Хлопают в ладоши.)

«Ква!» (Притопывают одной ногой.)

Хором песни распевают: (Складывают ладони и чуть-чуть «приоткрывают» их — это ротик.)

«Ква-ква-ква», (Хлопают в ладоши.)

«Ква-ква-ква», (Несколько раз притопывают ногой.)

И спокойно спать мешают. (Грозят пальцем.)

«Ква-ква-ква-ква-ква» (Хлопают в ладоши.)

«Ква!» (Делают один притоп.)

Дерево, кустик, травка

Дети образуют круг и двигаются по кругу.

Воспитатель объясняет правила игры: на слово «дерево» дети поднимают руки вверх, на слово «кустик» — разводят в стороны, на слово «травка» опускают руки вниз, касаясь пола.

Взрослый вразнобой произносит слова, дети выполняют соответствующие движения.

Тот, кто ошибается, выходит из игры.

Дом

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повторяют движения.

На опушке дом стоит, (Складывают ладони «домиком» над головой.)

На дверях замок висит, (Смыкают ладони «в замок».)

За дверями стоит стол, (Накрывают правой ладонью кулачок левой руки.)

Вокруг дома частокол. (Руки перед собой, пальцы растопыривают.)

«Тук-тук-тук — дверь открой!» (Стучат кулачком по ладони.)

«Заходите, я не злой!» (Руки в стороны, ладони вверх.)

Елочка

Дети стоят в кругу или врассыпную.

Воспитатель показывает движения и произносит текст, дети повтори ют движения.

Наша елочка — краса, (Идут по кругу, взявшись за руки.)

Поднялась под небеса, (Останавливаются, тянутся руками вверх.)

Стройная красавица, (Опять идут по кругу, взявшись за руки.)

Всем ребятам нравится. (Останавливаются.)

Капуста — редиска

Воспитатель объясняет правила игры: на слово «капуста» нужно поднять руки вверх, а на слово «редиска» — хлопнуть в ладоши.

Затем взрослый в произвольном порядке произносит эти слова, дети выполняют движения.

Усложнить игру можно ускорением или добавлением еще одного ело ва (например, на слово «морковка» — прыжок на месте).

Источник: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/malopodvizhnye-igry-dlya-detej-srednej-gruppy-v-detskom-sadu.html

Малоподвижные игры в детском саду для старшей, средней, подготовительной и младшей группы, картотека с целями по ФГОС

Современные родители знают о методиках раннего развития, с первого года жизни с интеллектом малыша занимаются. Важно не забывать, что у ребёнка сильная потребность в движении. В течение дня он должен много упражняться в ловкости, беге, прыжках.

Привлечь ребят к двигательной активности в детском саду помогают подвижные игры.

Однако после выполнения интенсивных движений дошкольники долгое время не могут угомониться, в чём могут помочь малоподвижные игры, осуществляющие своеобразный переход от возбуждения к успокоению.

Малоподвижная игра в детском саду как форма работы по физическому развитию

Воспитанники дошкольного возраста много двигаются в течение дня в детском саду: разучивают танцевальные движения с музыкальным руководителем, занимаются на физкультуре, делают зарядку в группе и на прогулке.

Педагоги обучают дошкольников подвижным играм с целью расширения их игрового опыта, потому что в самостоятельной деятельности ребята предпочитают другие развлечения. Внимание детей XXI века захватывает телевидение и компьютерные технологии.

Ребята отдыхают после занятий и в выходные дни, играя в мобильные приложения или просматривая мультфильмы.

Современные дети проводят много времени перед телеэкраном

Малоподвижные игры — игры с незначительной интенсивностью действий. В них присутствуют все основные движения: ходьба, бег, прыжки, приседания, махи, метание и т. д.

Цель проведения малоподвижных игр в детском саду — обучение дошкольников игровому способу снижения физической активности.

Как часто детей ругают за то, что они не могут мгновенно успокоиться после резвой игры! Но это естественное состояние, ребёнок в силу особенностей нервной системы неспособен регулировать эмоциональное и мышечное возбуждение по указанию.

За время пребывания в детском саду ребята усваивают, что каждая подвижная игра имеет этап завершения — небольшой отрезок времени, во время которого двигательная активность постепенно снижается. Дети запоминают, что после игры интенсивной следует игра спокойная.

Игра малой подвижности «Ладушки» создаёт хорошее настроение и помогает успокоиться после повышенной активности

Кроме того, малоподвижные игры проводятся как форма смены деятельности на занятиях в небольшом помещении: по изобразительной деятельности, познавательному и речевому развитию.

На этих занятиях дети находятся в сидячем положении, и подвижные игры рекомендованы для профилактики перенапряжения и усталости.

Разумеется, игра выбирается спокойная и проводится рядом с рабочими местами воспитанников.

Например, на занятии по рисованию «Мышонок» в младшей группе можно провести игру «Цапки». У воспитателя ведущая роль — кошка. Он вытягивает руки вперёд ладонями вниз и зачитывает прибаутку («Под моею крышей собрались мыши…»).

Дети выполняют роли мышат, ставят пальчики под «кошкины лапки». Как только прибаутка закончилась, дети должны резко убрать пальцы, чтобы кошка не поймала мышек.

По завершении игры воспитатель приглашает ребят занять рабочие места и нарисовать каждому мышонка, который смог убежать от кошки.

Детям нравится участвовать в играх, героями которых являются животные, например, кошка и мышка

Как любая форма деятельности в детском саду, малоподвижные игры направлены на разностороннее развитие воспитанников.

Кроме формирования привычки к здоровому образу жизни, эти игры приобщают детей к народным традициям: текст и герои взяты из фольклора. Игры могут быть направлены на развитие реакции, внимательности, памяти.

Малоподвижные игры возможно проводить со всей группой воспитанников одновременно, чтобы в ребятах зарождалось чувство коллективизма.

Игра «Карлики и великаны» развивает слуховое внимание: дети выполняют движения только на условленные команды

Классифицируют игры малой подвижности по содержанию:

  • Бессюжетные игры. Правила не предусматривают деление по ролям, в игре нет сценария. Бессюжетные игры основаны на выполнении заданий: найти, повторить, запомнить, перенести, поменяться и др. Эти игры развивают внимательность, память, моторику.

Бессюжетные игры часто воспринимаются детьми как своеобразный вызов их способностям: «Сможешь ли ты, как я?».

И им это нравится, потому что каждый ребёнок копирует в повседневности действия взрослых, хочет быть таким же умелым, как родители, воспитатели. Когда мои дети были маленькими (3 и 4 года), успокоить их после шумной игры было легко играми на имитацию.

«Ребята, а я умею принимать позы морских животных! Сможете повторить?». Уговаривать не приходилось, дети с удовольствием включались в игру.

В игре «Тень» дети принимают позы, показываемые ведущим

  • Сюжетные игры. Правила основываются на сказочной или бытовой ситуации. Сценарий предполагает распределение по ролям: ведущий — кот, участники — воробьи, например. Сюжетные игры сопровождаются стихотворным текстом или исполнением короткой песенки. Дети учатся выразительному исполнению роли в этих спокойных играх, а также развивают скорость реакции и координацию движений со словами. В сюжетных играх рекомендуется использовать ролевые шапочки и маски, медальоны с изображениями персонажей.Сюжетных игр малой подвижности существует немного. В готовых сборниках представлены в основном спокойные игры без ролей.Совет: попробуйте изменить правила сюжетных игр высокой и средней подвижности так, чтобы движения в игре обрели слабую интенсивность.Например, сюжетные игры с ловлей участников («Волк и зайцы», «Медведь и пчёлы», «Кот и воробушки») становятся малоподвижными, если бег врассыпную заменить на спокойные действия. Зайцы стоят — волк может их поймать. Если зайчик сел — он в домике. Прятаться от ведущего ребята могут, закрывая глаза ладошками, накрывая голову платком, ставя руки «домиком» над головой. В таких играх участникам следует располагаться кругом, а ведущему — внутри его, но не в центре (чтобы было видно всех).В малоподвижном варианте игры «Волк и зайцы» участники-зайчата не разбегаются от ведущего, а закрывают глаза ладонями
  • Народные игры — забавы, основанные на сказочных сюжетах, сопровождающиеся фольклорными текстами. В малоподвижных играх используются песни, потешки и прибаутки (ритмизованные короткие истории с игровыми движениями). Русские народные игры воспитывают в детях чуткое отношение к традициям страны, любовь к родной природе.Популярную игру «Колечко» можно определить как среднеподвижную: получивший колечко старается добежать до ведущего, а остальные участники догоняют его и стараются удержать. Уменьшить интенсивность игры возможно, упростив задачу игрока с колечком. Ведущий не отходит далеко от сидящих в ряд участников, отступает на один шаг. Таким образом, для выигрыша получившему колечко нужно успеть встать и сделать шаг к ведущему.Народная игра «Колечко» развивает скорость реакции у ребятНаши предки проводили подвижные забавы разнообразные, в соответствии с временами года. В народных играх сохранились мотивы, связанные с календарными обрядами славян. Летние подвижные игры содержат движения-имитации полевых работ. Осенние посвящены сбору урожая. Зимние игры «буйные», потому что в это время года крестьяне были свободны от работ в поле. В весенних играх зазывают солнце.Хороводные игры в спокойном темпе с имитацией движений полевых работ проводятся на прогулках

С младшими воспитанниками проводятся игры на основе фольклорного материала. Рекомендуется использовать музыкальное сопровождение для малоподвижных игр: инструментальные мелодии в медленном темпе, народные песни, записи звуков природы.

Старшие дошкольники часто проводят подвижные игры во время самостоятельных занятий. Сориентировать их в необходимости перехода от игры с высокой интесивностью к малоподвижной также помогает музыкальный фон. Звучит музыка в быстром темпе — игры соответствующие, музыка медленная — пора играть спокойнее.

Представленная ниже подборка игр составлена на основе программы Н. Е. Вераксы «От рождения до школы» и методического пособия О. Е. Громовой «Подвижные игры для детей ФГОС ДО».

Игра должна соответствовать возрасту и интересам воспитанников

Игры для детей 1,5–4 лет

В первой и второй младших группах рекомендуются к проведению следующие малоподвижные игры:

  • «Все котятки мыли лапки»;
  • «Где же ручки»;
  • «Жили-были зайчики»;
  • «Зайка»;
  • «Карусели»;
  • «Котик к печке подошёл»;
  • «Кошка выпускает коготки»;
  • «Ладушки»;
  • «Летает — не летает»;
  • «Мыши и кот»/«Цапки» (вариант, где мышки — это пальчики детей);
  • «Найди игрушку»;
  • «Найди свой цвет»;
  • «Повстречались два…»;
  • «Раздувайся, пузырь»;
  • «Солнышко и дождик»;
  • «Тишина»;
  • «Ты медведя не буди!»;
  • «Холодно — тепло»;
  • «Шалтай-Болтай»;
  • «Шёл король по лесу»;
  • «Это глазки, вот, вот!».

Примеры подборок игр с подробным описанием для воспитанников младших групп:

Фотогалерея: примеры карточек с описаниями игр

Игра «Где же ручки?» предназначена для самых маленьких детей, рекомендуется играть в неё сначала подгруппами по 2–3 человекаИгра «Зайчик» развивает крупную моторику малышей«Ладушки» разучивают в паре: ребёнок и воспитательИгра «Вышел дождик погулять» развивает скорость реакции и мелкую моторикуИгра «Найди свой цвет» развивает внимание малышей«Раздувайся, пузырь!» — популярная игра в ДОУ, её проводят на занятиях, праздниках, прогулкахВ игре «Солнышко и дождик» дети ритмично двигаются и учатся играть с атрибутом (зонтиком)Дети тренируются ходить колонной в игре «Тишина»Игры с поиском игрушек развивают внимание детейРитмичная игра «Шёл король по лесу» проводится в форме хоровода с движениями по текстуИгра по стихотворению «Шалтай-Болтай» направлена на снятие мышечного напряжения

Игры для детей 4–7 лет

С воспитанниками средней, старшей и подготовительной групп можно проводить разнообразные малоподвижные игры, среди которых:

  • «Верёвочка»;
  • «Воздушный шар»;
  • «Где постучали?»;
  • «Запрещённое движение»;
  • «Зеркало»;
  • «Как живёшь?»;
  • «Карлики и великаны»;
  • «Кого не стало?»;
  • «Колечко»;
  • «Кто я в семье?»;
  • «Лён»;
  • «Медленная черепаха»;
  • «Море волнуется, раз!»;
  • «Найди себе пару»;
  • «Найди и промолчи»;
  • «Ни зги не видно»;
  • «Нос-ухо-нос»;
  • «По дорожке»;
  • «Путешествие в Москву»;
  • «Съедобное-несъедобное»;
  • «Три движения»;
  • «Флюгер»/«Четыре стихии»;
  • «Шарик».

Пример картотеки игр для старших дошкольников можно посмотреть здесь (автор — Сяпкаева О. С.).

Фотогалерея: карточки с описаниями игр

Игра «Верёвочка» способствует выработке красивой осанки и развитию чувства равновесияИгра «Удочка» развивает внимательность и скорость реакции, тренирует в прыжках на местеИгра «Воздушный шар» развивает одновременно речевые и двигательные уменияИграя в «Зеркало», ребята развивают внимательностьИгра «Запрещённое движение» развивает слуховое внимание и памятьВ игре «Как живёшь?» детям предоставляется свобода в изображении движений по тексту«Карлики и великаны» — ещё одна забавная игра на внимательность и скорость реакцииСуществуют разные варианты игры «Колечко», в малоподвижной версии получившему колечко не нужно убегать«Море волнуется» — одна из самых популярных игр малой подвижностиВ спокойном варианте игры «Найди себе пару» бег заменён на ходьбуВ игре «По ровненькой дорожке» дети совершенствуют умение согласовывать движения с текстомНаверное, нет такого ребёнка, который бы не знал игру «Съедобное-несъедобное»В игре «Четыре стихии» используется замена слов на цифры, что активизирует мыслительную деятельность детей«Кто я в семье?» — пример сочетания в подвижной игре познавательного элементаИгра «Найди и промолчи» часто проводится на завершающем этапе физкультурного занятия

Проведение малоподвижных игр в детском саду

Игры малой подвижности в ДОУ организуются несколько раз в течение дня:

  • в заключительной части физкультурного занятия или досуга, чтобы привести в относительно спокойное состояние воспитанников;
  • на прогулке после помощи в уборке или облагораживании участка, после игры высокой подвижности;
  • в середине занятия познавательной и художественной направленности для снятия умственного и мышечного напряжения;
  • вне режимных моментов: после прогулки, после уборки группового помещения, во время спокойных занятий во второй половине дня;
  • на утренниках и праздниках.

Игры малой подвижности проводятся во время тематического досуга

Педагог заблаговременно выбирает игры малой подвижности в соответствии с возрастом детей и темой занятия (досугового мероприятия).

Если воспитатель планирует провести с детьми новую игру, он предварительно обязан выучить правила и текстовое сопровождение забавы, запомнить движения.

Недопустимо зачитывание содержания игры с листа! Разрешается показать детям короткое видео, как проходит эта игра (не дольше 1 минуты), предложить познакомиться с правилами. Эмоциональный рассказ воспитателя об игре располагает детей и мотивирует.

Воспитатель передаёт детям собственный игровой опыт, учит ребят тому, что умеет сам

Таблица: этапы проведения малоподвижной игры

Длительность малоподвижных игр

Длительность игры от момента сбора участников определяется с учётом возраста детей:

  • в младших группах — не более 10 минут;
  • в средней — 12 минут;
  • в старшей и подготовительной — 15 минут.

Таблица: временной план игры «Солнышко и дождик» в первой младшей группе

Ребята изучают новый атрибут и учатся с ним играть во время первого знакомства с игрой «Солнышко и дождик»

Таблица: временной план игры «Море волнуется, раз!» в средней группе

В игре «Море волнуется, раз» дети не просто принимают позы, а фантазируют — как можно представить морское животное

Таблица: временной план игры «Летает — не летает» в старшей группе

Игра «Летает — не летает» закрепляет знания детей об объектах окружающего мира

Таблица: пример конспекта игры малой подвижности для детей 5–6 лет

Приведённый план-конспект описывает основные этапы организации и проведения подвижной игры с дошкольниками.

Плюсы разработки:

  • описание изготовления игрового материала (мухомора);
  • добавление усложнённого варианта игры;
  • указание в завершающем этапе игры перехода к самостоятельной творческой деятельности (рисование мелками).

Недочёт конспекта усматривается в одной из поставленных к игре целей: «развитие музыкального слуха, восприятия». Непонятно, каким образом во время описываемой игры развивается музыкальный слух.

Дети произносят стихотворный текст, песни не поются. О привлечении музыкального сопровождения автором не говорится.

Использование бубна нельзя считать за музыкальных элемент, так подаётся запрещающий сигнал по правилам игры.

Для хороводной игры «Мухомор» может быть использована песня Г. Вихарёвой «Мухоморчики-грибы».

Примеры малоподвижных игр в ДОУ

Предлагаем ознакомиться с видеоматериалами, иллюстрирующими проведение малоподвижных игр в детском саду.

Видео: малоподвижные игры в детском саду

https://youtube.com/watch?v=0AE5i0mpnJA

Видео: игра «Щекотунька и дуньки»

https://youtube.com/watch?v=DB6fPtm6Ud0

Видео: игра «Раздувайся, пузырь!» в младшей группе

https://youtube.com/watch?v=xwQYWrDxZks

Видео: игра «Карусель» в младшей группе

https://youtube.com/watch?v=onPgwZDBzHM

Видео: игра «Кого не стало?» с использованием нестандартного оборудования

https://youtube.com/watch?v=K6pOgBL7Xyw

Видео: игра «Найди и промолчи»

https://youtube.com/watch?v=biz8r7dWQL8

Видео: игра «Самая медленная черепашка»

https://youtube.com/watch?v=5SEp_nnFypE

Игры малой подвижности ценны тем, что создают благоприятный эмоциональный фон у детей и способствуют снятию мышечного напряжения. Спокойные игры помогают ребятам обрести душевное равновесие после физических и умственных нагрузок, а также являются прекрасным вариантом для самостоятельных игр в компании сверстников.

Источник: https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/igrovye-tehnologii/malopodvizhnyie-igryi-v-sredney-gruppe.html

Подвижные игры для детей среднего дошкольного возраста

Составила. Мухаметшина Тензиле Рамиловна, воспитатель МБДОУ детский сад №2 «Рябинушка», с. Комсомольское, Чувашской Республики ЛИСА В КУРЯТНИКЕ (средняя группа)Задачи: Развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину.

Описание: На одной стороне площадки отчерчивается курятник. В курятнике на насесте (на скамейках) располагаются куры, дети стоят на скамейках. На другой стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор.

Один из играющих назначается лисой, остальные куры – они ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу «Лиса» куры убегают в курятник, взбираются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую взобраться на насест. Отводит ее в свою нору.

Куры спрыгивают с насеста и игра возобновляется.

Правила: Лиса может ловить кур, а куры могут взбираться на насест только по сигналу воспитателя «Лиса!».

Варианты: Увеличить число ловишек – 2 лисы. Курам взбираться на гимнастическую стенку.

ЗАЙЦЫ И ВОЛК   (средняя группа)Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, в прыжках на обеих ногах, в приседании, ловле.Описание: Одного из играющих назначают волком, остальные изображают зайцев. На одной стороне площадки зайцы отмечают себе места шишками, камушками, из которых выкладывают кружочки или квадраты.

Вначале игры зайцы стоят на своих местах. Волк находится на противоположном конце площадки – в овраге. Воспитатель говорит: «Зайки скачут, скок – скок – скок, на зеленый на лужок. Травку щиплют, слушают, не идет ли волк». Зайцы выпрыгивают из кружков и разбегаются по площадке. Прыгают на 2 ногах, присаживаются, щиплют траву и оглядываются в поисках волка.

Воспитатель произносит слово «Волк», волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать, коснуться. Зайцы убегают каждый на свое место, где волк их уже не может настигнуть. Пойманных зайцев волк отводит себе в овраг. После того, как волк поймает 2-3 зайцев, выбирается другой волк. Правила: Зайцы выбегают при словах – зайцы скачут.

Возвращаться на места можно лишь после слова «Волк!».

Варианты: Нельзя ловить тех зайцев, которым подала лапу зайчиха — мать. На пути поставить кубы – пенечки, зайцы оббегают их. Выбрать 2 волков. Волку перепрыгнуть через преграду – ручей.

У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ   (средняя группа)Задачи: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу, навык коллективного движения. Упражнять в беге по определенному направлению, с увертыванием, развивать речь.Описание: На одной стороне площадки проводится черта – это опушка леса.

За чертой, на расстоянии 2-3 шагов очерчивается место для медведя. На противоположной стороне дом детей. Воспитатель назначает медведя, остальные дети – у себя дома. Воспитатель говорит: «Идите гулять!». Дети направляются к опушке леса, собирая ягоды, грибы, имитируя движения и хором говорят: «У медведя во бору, грибы ягоды беру.

А медведь сидит и на нас рычит».  Медведь в это время сидит на своем месте. Когда играющие произносят «Рычит!» медведь встает, дети бегут домой. Медведь старается их поймать – коснуться. Пойманного медведь отводит к себе. После 2-3 пойманных выбирается новый медведь.

Правила: Медведь имеет право вставать и ловить, а играющие – убегать домой только после слова «рычит!».Медведь не может ловить детей за линией дома.

Варианты: Ввести 2 медведей. Поставить на пути преграды.

ПТИЧКИ И КОШКА   (средняя группа)Задачи: Развивать у детей решительность, упражнять в беге с увертыванием.Описание: На земле чертится круг или кладется шнур со связанными концами. Воспитатель выбирает ловишку который становится в центре круга. Это кошка. Остальные – птички, находятся за кругом.

Кошка спит, птички влетают за зернышками в круг. Кошка просыпается, видит птичек и ловит их. Все птички вылетают из круга. Тот, кого коснулась кошка, считается пойманным и идет на середину круга.  Когда поймают 2-3 птичек – выбирается новая кошка. Правила: Кошка ловит птичек только в кругу.

Кошка может касаться птичек, но не хватать их.

Варианты: Если кошка долго не может никого поймать, добавить еще одну кошку.

ЧЕРЕЗ РУЧЕЕК   (средняя группа)Задачи: Развивать у детей ловкость, упражнять в прыжках на обеих ногах, в равновесии.Описание: Все играющее сидят на стульях, в 6 шагах от них кладутся 2 шнура, расстояние между ними 2 метра – это ручеек. Дети должны по камушкам – дощечкам перебраться на другой берег не замочив ног.

Дощечки положены с таким расчетом, чтобы дети могли прыгнуть обеими ногами с одного камушка на другой. По слову «Пошли!» 5 детей перебирается через ручеек. Тот, кто оступился, отходит в сторону – «сушить обувь». Все дети должны перейти через ручей.  Правила: Проигравшим считается тот, кто вступил ногой в ручеек.

Перебираться можно только по сигналу.

Варианты: Увеличить расстояние между шнурами, обходить предметы, перебираясь на другой берег. Прыгать на одной ноге.

КОШКА И МЫШКА   (средняя группа)Задачи: Развивать у детей умение быстро действовать по сигналу, ходить, сохраняя форму круга. Упражнять в беге с ловлей.Описание: Все играющие, кроме 2, становятся в круг, на расстоянии вытянутых рук, и берутся за руки. В одном месте круг не замыкается. Этот проход – называется воротами.

Двое играющих, находятся за кругом, изображают мышку и кошку. Мышка бегает вне круга и в кругу, кошка – за ней, стараясь поймать ее. Мышка может вбегать в круг через ворота и подлезать под руки стоящих в кругу. Кошка – только в ворота. Дети идут по кругу и говорят: «Ходит Васька серенький, хвост пушистый – беленький.

Ходит Васька – кот. Сядет, умывается, лапкой вытирается, песенки поет. Дом неслышно обойдет, притаится Васька – кот. Серых мышек ждет». После слов кошка начинает ловить мышку. Правила: Стоящие в кругу не должны пропускать кошку под сцепленные руки. Кошка может ловить мышку за кругом и в кругу.

Кошка может ловить, а мышка убегать после слова «ждет».

Варианты: Устроить дополнительные ворота, ввести 2 мышек, увеличить количество кошек.

ЛОШАДКИ   (средняя группа)Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу, согласовывать движения друг с другом, упражнять в беге, ходьбе.Описание: Дети делятся на 2 равные группы. Одна группа изображает конюхов, другая – лошадей. На одной стороне отчерчивается конюшня.

На другой – помещение для конюхов, между ними луг. Воспитатель говорит: «Конюхи, вставайте скорей, запрягайте лошадей!». Конюхи с вожжами в руках, бегут к конюшне и запрягают лошадей. Когда все лошади запряжены, они выстраиваются друг за другом и по указанию воспитателя идут шагом или бегут.

По слову воспитателя «Приехали!» конюхи останавливают лошадей. Воспитатель говорит «Идите отдыхать!». Конюхи распрягают лошадей и отпускают их пастись на луг. Сами возвращаются на свои места отдохнуть. Лошади спокойно ходят по площадке, пасутся, щиплют траву.

По сигналу воспитателя «Конюхи, запрягайте лошадей!» конюх ловит свою лошадь, которая убегает от него. Когда все лошади пойманы и запряжены, все выстраиваются друг за другом. После 2-3 повторений воспитатель говорит: «Отведите лошадей в конюшню!».

Конюхи отводят лошадей в конюшню, распрягают их и отдают вожжи воспитателю.Правила: Играющие меняют движения по сигналу воспитателя. По сигналу «Идите отдыхать» — конюхи возвращаются на места.

Варианты: Включить ходьбу по мостику – доске, положенной горизонтально или наклонно, предложить разные цели поездки.

КРОЛИКИ   (средняя группа)Задачи: Развивать у детей умение двигаться в коллективе, находить свое место на площадке. Упражнять в подлезании, в беге, в прыжках на 2 ногах.Описание: На одной стороне площадки отчерчиваются круги – клетки кроликов. Перед ними ставятся стульчики, к ним вертикально привязываются обручи или протягивается шнур.

На противоположной стороне ставится стул – дом сторожа. Между домом и клетками кроликов – луг. Воспитатель делит детей на маленькие группы по 3-4 человека. Каждая группа становится в очерченный круг. «Кролики сидят в клетках!» — говорит воспитатель. Дети присаживаются на корточки – это кролики в клетках.

Воспитатель поочередно подходит к клеткам и выпускает кроликов на травку. Кролики пролезают в обруч и начинают бегать и прыгать. Воспитатель говорит «Бегите в клетки!». Кролики бегут домой и возвращаются в свою клетку, пролезая снова в обруч. Затем сторож снова их выпускает. Правила: Кролики не выбегают, пока сторож не откроет клеток.

Кролики возвращаются после сигнала воспитателя «Скорей в клетки!».

Варианты: В каждую клетку поставить скамеечку или стульчик по числу кроликов.

ГДЕ ПОЗВОНИЛИ   (средняя группа)Задачи: Развивать у детей слух, внимание и выдержку. Описание: Дети сидят по кругу или вдоль стены. Один из играющих по назначению воспитателя становится в центре круга или перед сидящими. По сигналу воспитателя он закрывает глаза. Воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить.

Ребенок, находящийся в центре круга, должен не открывая глаз, указать рукой направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, воспитатель говорит «Пора!», играющий открывает глаза. А тот, кто позвонил – поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он снова закрывает глаза и отгадывает еще раз.  Затем воспитатель назначает другого водящего.

Правила: Водящий открывает глаза только после слова воспитателя «Пора!»

Варианты: Раскрутить водящего; вместо звоночка ввести дудочку или другой музыкальный инструмент.

ПОПАДИ МЕШОЧКОМ В КРУГ   (средняя группа)Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу. Упражнять в метании правой и левой рукой.Описание: Дети стоят по кругу. В центре круга выложен из веревки кружок, концы веревки связаны, круг можно начертить. Диаметр круга – 2 метра. Дети находятся на расстоянии 1-2 шагов от круга.

В руках мешочки с песком. По слову воспитателя «Бросай!», все бросают свои мешочки в круг. «Поднимите мешочки!» — говорит воспитатель. Дети поднимают мешочки, становятся на место. Воспитатель отмечает, чей мешочек не попал в круг, игра продолжается. Дети бросают другой рукой.

Правила: Бросать мешочек нужно по слову воспитателя «Бросай!»Поднимать по сигналу «Поднимите!».

Варианты: Вместо мешочков бросать шишки; разделить детей на подгруппы, каждая бросает в свой круг; увеличить расстояние.

КТО БРОСИТ ДАЛЬШЕ МЕШОЧЕК   (средняя группа)

Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу. Упражнять в метании в даль правой и левой рукой, в беге, в распознавании цвета.Описание: Дети стоят вдоль стены. Несколько детей, названных воспитателем, становятся на одной линии перед положенной на пол веревкой. Дети получают мешочки 3 разных цветов.

По слову воспитателя «Бросай!» дети бросают мешочек вдаль. Воспитатель обращает внимание детей на то, чей мешочек упал дальше и говорит: «Поднимите мешочки!». Дети бегут за своими мешочками, поднимают их и садятся на места. Воспитатель называет других детей, которые занимают места бросавших мешочки. Игра заканчивается, когда все дети бросят  мешочки.

Правила: Бросать и поднимать мешочки можно только по слову воспитателя.

Варианты: Поставить ориентиры – кто дальше. Бросать шишки, мячики, копья.

САМОЛЕТЫ    (средняя группа)

Задачи: Развивать у детей ориентировку в пространстве, закрепить навык построения в колонну. Упражнять в беге. Описание: Дети строятся в 3-4 колонны в разных местах площадки, которые отмечаются флажками. Играющие изображают летчиков на самолетах. Они готовятся к полету.

По сигналу воспитателя «К полету готовься!» дети кружат согнутыми в локтях руками – заводят мотор. «Летите!» — говорит воспитатель. Дети поднимают руки в стороны и летят врассыпную, в разных направлениях.

По сигналу воспитателя «На посадку!» — самолеты находят свои места и приземляются, строятся в колонны и опускаются на одно колено. Воспитатель отмечает, какая колонна построилась первой.Правила: Играющие должны вылетать после сигнала воспитателя «Летите!».

По сигналу воспитателя «На посадку!» — играющие должны возвратиться в свои колонны, на те места, где выложен их знак (поставлен флажок).

Варианты: Пока самолеты летают, поменять местами флажки, унести на противоположную сторону. Менять ведущих в колоннах.

НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ   (средняя группа)

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, по слову, быстро строится в пары. Упражнять в беге, распознавании цветов. Развивать инициативу, сообразительность.Описание: Играющие стоят вдоль стены. Воспитатель дает каждому по одному флажку. По сигналу воспитателя – дети разбегаются по площадке.

По другому сигналу, или по слову «Найди себе пару!», дети, имеющие флажки одинакового цвета, находят себе пару, каждая пара, используя флажки, делает ту или иную фигуру. В игре участвуют нечетное число детей, 1 должен остаться без пары. Играющие говорят: «Ваня, Ваня – не зевай, быстро пару выбирай!».

Правила: Играющие становятся в пары и разбегаются по сигналу (слову) воспитателя.Каждый раз играющие должны иметь пару.

Варианты: Вместо флажков использовать платочки. Чтобы дети не бегали парами, ввести ограничитель – узкую дорожку, перепрыгнуть через ручеек.

ЦВЕТНЫЕ АВТОМОБИЛИ   (средняя группа)

Задачи: Развивать у детей ВНИМАНИЕ, УМЕНИЕ РАЗЛИЧАТЬ ЦВЕТА И ДЕЙСТВОВАТЬ ПО ЗРИТЕЛЬНОМУ СИГНАЛУ. Упражнять детей в беге, ходьбе.
Описание: Дети сидят вдоль стены, они автомобили. Каждому дается флажок какого – либо цвета. Воспитатель стоит лицом к играющим, в центре. В руке – 3 цветных флажка, по цветам светофора.

Поднимает флажок, дети, имеющие флажок этого цвета бегут по площадке в любом направлении, на ходу они гудят, подражая автомобилю. Когда воспитатель опустит флажок, дети останавливаются, и по сигналу «Автомобили возвращаются!» — направляются шагом в свой гараж.

Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, но может поднять и 2 , и все 3 флажка вместе, тогда все машины выезжают из гаража.

Правила: Выезжать из гаражей можно только по сигналу воспитателя, возвращаться в гараж тоже по сигналу. Если флажок опущен, автомобили не двигаются.

Варианты: Разложить по углам ориентиры разного цвета. На сигнал «Автомобили выезжают», в это время поменять местами ориентиры. Предложить детям вспомнить разные марки автомобилей.

ЛОХМАТЫЙ ПЕС   (средняя группа)

Задачи: Приучать детей слушать текст и быстро реагировать на сигнал. Описание: Ребенок изображает собаку, он сидит на стуле в одном конце площадки, и делает вид что спит. Остальные дети находятся в другом конце помещения за чертой – это дом.

Они тихо подходят к собаке, воспитатель говорит: «Вот лежит лохматый пес, в лапы свой уткнувши нос. Тихо, смирно он лежит – не то дремлет, не то спит. Подойдем к нему, разбудим, и посмотрим – что же будет?». Собака просыпается, встает и начинает лаять. Дети убегают в дом (встают за черту).

Роль передается другому ребенку. Игра повторяется.

Варианты: Поставить преграду – скамеечки на пути детей; на пути собаки.

Источник: http://doshkolnik.ru/zaniatia-s-detmi/7433-podvizhnie-igri.html

Ссылка на основную публикацию