Методика организации и проведения праздников в школах

Методика организации и проведения праздника

Эмоции школьной жизни нередко остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и насыщенность согревает и украшает душу человека на долгие годы. В единую цепь веселого настроения, запоминающихся событий, особый вклад вносят праздники, открывающие огромные возможности для всестороннего развития личности.

Подготовка и проведение праздничного дня активизируют ребят, оказывают положительное действие на качество всей учебно-воспитательной работы.

Включаясь в подготовку праздника, дети непременно узнают что-то новое, их кругозор расширяется, духовная жизнь обогащается. Торжественность, чувственная насыщенность, красочность театрализованных представлений и музыкального оформления сформировывают морально-эстетические чувства: удовлетворенность, гордость, восторг, восхищение.

Долг преподавателя – окунуть ребят в мир духовных ценностей, учить радоваться жизни, получать удовольствие от общения с искусством.

При этом, чем шире применяемая учителем гамма средств воспитания, тем насыщеннее и содержательнее общение воспитателя с учениками, тем приятнее атмосфера в коллективе: у детей есть общие хлопоты, волнения, им есть о чем пообщаться, что обсудить, есть чему поучиться у других.

В всяком празднике присутствуют разнородные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник считается синтезом фактически всех видов искусств. Помимо прочего, надлежит выделить дополнительный аспект праздника — общение. В многообразных видах деятельности появляются наклонности, формируются конкретные умения и навыки.

Традиционные задачи праздника сводятся к следующему:

  • содействовать сплочению детского коллектива;
  • развивать эстетический вкус, творческую активность детей, коммуникативные навыки;
  • воспитывать ответственную дисциплину.

Праздник, как правило, имеет три части, каждая из которых вносит собственную долю в общее содержание.

В первую часть включены все торжественные моменты: поздравление с праздничным днем, подведение результатов работы, награждение победителей и т.д.

Вторая часть, художественная, подаваемая по возможности в неожиданных формах, открывает саму идею торжества, обогащает учеников положительными эмоциями. Часто данная часть строится в форме выступления художественной самодеятельности, концерта, театральной постановки и т.д.

Третья часть может состоять из танцев, игр, конкурсов, лотереи.

Торжественное оформление помещения, звуки жизнерадостной музыки создают превосходное настроение, позволяют учащимся ощутить, что они пришли непосредственно на праздник, который ярко отличается от повседневности, и там их ждет немало приятного и радостного.

Виды праздников

Существует большое количество разнообразных праздников, однако в общем смысле их можно разделить на 3 вида: общественные, бытовые, сезонные.

Общественные праздники (8 Марта, 23 февраля, День Победы и др.) проводятся с особенной торжественностью. Соответствующим образом украшается зал, подбирается походящая музыка, готовится основное выступление, отражающее тему праздника.

Бытовые праздники связаны с обстановкой, жизнью детей, и в их художественном оформлении и построении больше непосредственности, но меньше торжественности. Однако особое место здесь занимает празднование Нового года, который с нетерпением ждут все дети.

Это праздник исполнения желаний, подарков, новогоднего чуда. В центре события — блещущая огоньками и игрушками елка и главные герои – Дед Мороз и Снегурочка.

Помимо этого воспитанников ожидает новогодний хоровод, праздничные костюмы, конкурсы, загадки, игры, театрализованное представление.

Сезонные праздники отражают особенности конкретного периода года (День птиц, праздник урожая, летний праздник). К примеру, в период летнего праздничного дня дети проявляют, как окрепли на даче, какими стали ловкими, какое количество изучили новых песен, стихов.

Праздник может проходить традиционно на участке или же на лесной полянке. Украшением служат гирлянды из зелени, цветов, окаймляющие площадку, раскрашенные шарики, фонарики, фигурки зверюшек, поделки на тему природы.

Главная задача этого праздника – показать счастливую жизнь детей, достигнутые ими успехи в развитии. Все праздники, несущие детям удовлетворенность и веселье, являются главным средством их гармонического воспитания.

Надлежащая подготовка к ним и удачное проведение зависят, прежде всего, от личностной и творческой составляющей личности педагога.

Специфика организации и проведения праздников

Подготовка и проведение праздника – длительная и трудоемкая работа, требующая общих усилий и заинтересованности педагогов, музыкального руководителя и самих детей. Чтобы организовать данную работу, следует придерживаться разработанного проекта, преодолевая поочередно все этапы праздника.

I этап — подготовительное планирование;

II этап — работа над сценарием;

III этап — знакомство детей с праздником;

IV этап — репетиции;

V шаг — проведение праздника;

VI этап — подведение итогов.

В начале учебного года проходит собрание педагогического коллектива, на котором дискуссируется проект работы на год, обозначаются праздничные дни и сроки их проведения.

В процессе подготовки педагог отбирает необходимый материал, распределяет по необходимости роли, готовит оборудование, подбирает музыкальное оформление. При этом необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, класса в целом. Так, постепенно создается сценарий праздника, содержащий полный и необходимый материал по теме.

После этого детям сообщается о торжестве, даются задания, распределяют слова, стихи, песни. На этом этапе ребята должны осознать собственные задачи, проникнуться идеей праздника. Далее начинается конкретная работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев, оформлению зала, подготовка костюмов и атрибутов. В процессе этого в сценарий могут вноситься некоторые коррективы и дополнения.

После проведения праздника работа не заканчивается, необходимо повести итоги. Совместно с педагогом дети обсуждают, что понравилось, выражают свои эмоции от мероприятия, отмечают трудности, планируют идеи праздников на будущее.

Следует отметить, что праздник считается не только средством воспитания детей, но и формой педагогической пропаганды среди родителей. В связи с этим их нужно обязательно заранее приглашать на праздники или даже предоставлять возможность собственного участия.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/metodika_organizacii_i_provedeniya_prazdnika/

Методика проведения общешкольных праздников

Россия, Кемеровская область, с. Верхотомское

ГСУВУ «КСОШ для детей и подростков

с девиантным поведением им. Народного учителя СССР Э.Г. Фельде»

Воспитатели

Игнатенко Елена Михайловна

Артамонова Людмила Григорьевна

Положительные эмоции нужны каждому. Врачи, физиологи, педагоги ставят знак равенства между весельем, лучистой улыбкой и физическим здоровьем человека. Получая положительный эмоциональный заряд, наш организм открывается добру и красоте.

 Считается, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, вырастает более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и  будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.Именно поэтому необходимы детям праздники.

  Праздник — важная часть общественной жизни, радостное событие, которое обогащает духовно, расширяет знания об окружающем мире, помогает восстановить добрые традиции, приобщает к национальной культуре, к общечеловеческим ценностям, объединяет и побуждает к творчеству.

   Для детей с девиантным поведением праздники важны вдвойне.

       Так как большинство воспитанников  — это дети из неблагополучных семей, дети-сироты, многие воспитывались в неполных семьях. Они не имеют элементарных навыков социального поведения, у них искаженные представления об общепринятых моральных нормах и нравственных ценностях.

При поступлении в школу ребята имеют большие пробелы в знаниях: большинство ребят имеют очень низкую технику чтения (от 20 до 60 слов в минуту), читают по слогам, не знают таблицу умножения, в целом не владеют общеучебными навыками. Интеллектуальный уровень развития подростков ниже возрастной нормы.

  Именно поэтому ребята с огромным удовольствием принимают участие в групповых и общешкольныхмероприятиях, в работе тематических клубов, благотворительных акциях, конкурсах, играх и  т.д.

Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; формируются патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у школьников дисциплинированность, культуру поведения.

Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях.

Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию, успешной   адаптации   в  школе,   раскрывает творческие способности; способствует созданию ситуации успеха.

Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей — все это важные факторы хорошего мероприятия или праздника.

Детские впечатления остаются в памяти на всю жизнь. Участие в подготовке и проведении важно для социальной адаптации в целом. Праздники в школе являются важным средством, содействующим развитию гордости за свою Родину и преданности ей, формированию Гражданина. Школьные праздники развивают у детей чувство любви к школе, причастности к общешкольной жизни, гордости за ее достижения.

 Организация и проведение общешкольных праздников.

Для детей праздник — это игра, т.е. выключение из рамок обычной жизни, установление особых правил, временных границ, определенная свобода в творческом самовыражении.  

Основные виды деятельности ребенка на празднике связаны с художественным воспитанием, формированием эстетического вкуса, гармонизацией и развитием эмоциональной сферы, физическим развитием детей.

В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление.

      Идея праздника будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Положительное влияние праздников на личностное развитие детей, их социальную адаптацию в большой мере обусловлено одновременным воздействием разных видов искусства (музыкального, изобразительного, литературного, театрально-драматического, танцевального и др.

), с помощью которых раскрывается творческий потенциал и способности ребенка, развиваются психические функции (мышление, внимание, память и др.), двигательная сфера, стремление к самосовершенствованию. При подготовке к праздникам существенно расширяется кругозор детей, словарный запас обогащается новой лексикой, развивается потребность и умение общения.

 Важное значение придается яркому, красочному художественному оформлению праздника, что также должно быть отражено в сценарии (проекты декораций, костюмов, выставки работ воспитанников, посвященных праздничному мероприятию, и др.).

Праздник целесообразно проводить в большом помещении — актовом зале, празднично оформленном спортивном зале и др.

Желательно использование на празднике компьютерной презентации, позволяющей не только ярко сопровождать и иллюстрировать праздник, но широко использовать письменную форму речи, что значительно облегчает коммуникацию участников праздника и гостей.

Отбор состава исполнителей осуществляется с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика, интересов воспитанников, задач их полноценного личностного развития, формирования творческих способностей, воспитания положительных начал в ребенке, добрых отношений в коллективе сверстников.

Читайте также:  Поделки с детьми младшего школьного возраста

Подготовка к праздничному мероприятию проводится по специально разработанному плану и органично включается в учебно-воспитательный процесс школы. В специальном образовательном учреждении для детей с девиантным поведением ежегодно составляется общешкольный план, в котором намечаются праздничные мероприятия, сроки их проведения и ответственные педагоги.

Подготовка к общешкольному праздничному мероприятию должна начинаться не менее чем за месяц до его проведения.

Особую роль выполняют воспитатели, ответственные за проведение праздника.

В обязанности воспитателей входит:

•   разработка сценария праздника и распределение выступлений;

•разработка плана подготовки праздника (предпраздничных мероприятий, репетиций и др.);

• организация художественного оформления помещения для проведения праздника, изготовления декораций и костюмов, световых эффектов, компьютерного сопровождения праздника и др.;

• организация и проведение репетиций;

•  художественное оформление зала, холлов;

• создание компьютерной презентации, сопровождающей праздник;

• организация и проведение праздничного мероприятия;

• участие в методическом анализе праздничного мероприятия, выработке рекомендаций для дальнейшей работы;

• участие в обсуждении результатов праздничного мероприятия с воспитанниками.

Важная роль принадлежит педагогу-организатору, хореографу, концертмейстеру. В их обязанность входит:

• разучивание концертных номеров — исполнение танцевальных и гимнастических композиций, песен, игра на музыкальных инструментах в духовом оркестре, выразительное чтение стихотворений и др.;

• постановка музыкально-драматических инсценировок или фрагментов из них;

• изготовление декораций и костюмов;

• подготовка и размещение в зале необходимого оборудования для проведения репетиций и праздника, проверка качества его работы.

В обязанности воспитателей входит учет в процессе календарного и поурочного планирования образовательно-коррекционной работы с воспитанниками, связанной с подготовкой праздника:

• разъяснение значения праздника;

•разъяснение воспитанникам народных традиций и обычаев, связанных с праздником;

• участие воспитателей в разучивании с детьми праздничных выступлений (в соответствии со сценарием);

• проведение с учащимися обсуждения проведенных праздников;

• изучение пожеланий, интересов и склонностей воспитанников по организации и проведению праздничных мероприятий.

Работа по подготовке праздников включает ряд этапов.

Первый этап — выбор темы праздника, разработка сценария. Тема праздника определяется всей системой работы детского учреждения, уровнем воспитанности и особенностями детского коллектива.

При составлении сценария и организации игровых программ рекомендуется учитывать следующие требования:

— игровая программа должна иметь конкретную тему, цель и задачи;

— в основе программы должна лежать активная деятельность зрителей-ребят;

— содержание программы, подбор игр, загадок, конкурсов должен соответствовать возрасту детей;

— при построении программы важно соблюдать цепочку:  завязка, развитие действия, кульминация, развязка-финал;

— следует соблюдать строгую регламентацию времени;

— продумывая оформление тематической программы, заранее подобрать костюмы, реквизит.

https://www.youtube.com/watch?v=zwsxI56kZA8

Успех мероприятия во многом зависит от подготовки ведущих. Вести программу может один человек-массовик или группа ведущих.

К подготовке и проведению программ для младших привлекаются ребята среднего и старшего школьного возраста, а так же ребята, занимающиеся в различных кружках (танцевальных, театральных, музыкальных и т.п.

) Ведущих надо учить свободно держаться, уметь объяснить предлагаемую игру, пользоваться микрофонами, при необходимости проявить находчивость и т.д.

Главным компонентом, создающим новый сплав, выступает единый сценарный замысел. Оригинальность, неповторимость сценария – первый залог успеха и заинтересованности участников праздника. Необходима особая точность отбора материала, который используется в сценарии, высокий художественный вкус авторов.

Работа над сценарием имеет последовательные этапы, начинается она с определения темы и идеи.

Тема — это общий характер события. Тема бывает очень широка для восприятия и сложна, необходимо выделить более узкую тему. Очень важно, чтобы организаторы мероприятия с самого начала четко представляли, о чем они собираются вести речь.

При выборе темы следует тщательно уяснить, чем она может быть интересна детям, что нового и полезного они смогут узнать. Определяется тема в соответствии с возрастными особенностями, подготовленностью детей.

Определение темы, ее осмысление помогает сформулировать идею.

Идея — основная мысль. Точно сформулированная идея дает толчок верной реализации цели праздника, отсюда его действенность и качественность. Идея – это вывод, а к выводу надо органично подвести весь ход сценарного действия. Необходимо уяснить, какие мысли нужно внушить детям.

Тема и идея праздника – это не одно и то же. Тема обычно известна детям либо задолго до праздника, либо в самом начале его, а идея – это вывод, к которому должны прийти участники праздника.

Любое мероприятие с детьми должно быть рассчитано на конкретный возраст, аудиторию. Поэтому необходимо знать возрастные, социальные, образовательные особенности будущей аудитории, учитывать интересы и цели участников.

Выбор формы, а затем и жанра мероприятия, в первую очередь, соотносится с его идейно-тематическим замыслом и целью.

Форма — это структура мероприятия, организация материала и аудитории. Далее определяется жанр мероприятия. Это может быть: устный журнал, встречи со сказочными героями, обрядовое мероприятие, игра-путешествие, спортивное мероприятие и т. п.

Другой неотъемлемой частью работы над сценарием является поиск интересного сюжета. Сюжет — это действие, которое развивается в ходе праздника, система событий, мыслей, идей, в которых раскрывается содержание программы, история судеб героев и их характеров.

Основные элементы сценария насыщаются в ходе разработки сюжета действенным содержанием. Как цементирующее средство, сюжет сводит все компоненты в единое целое. Будучи организованным в связанную систему материал легче воспринимается и запоминается. Сюжет, а значит и весь праздник становится особенно ярким и увлекательным, когда действию есть противодействие.

После определения сюжета начинается подбор и обработка материала. Каждый сценарий должен иметь четкое композиционное построение.

Композиция — одно из основных средств художественной организации, помогающее выстроить имеющийся материал. Любое мероприятие должно состоять из взаимосвязанных частей.

Для того чтобы эти части наилучшим образом выражали идею и раскрывали тему, их необходимо расположить в определенной последовательности.

Композиция включает в себя следующие элементы: экспозицию, завязку действия, само действие, его кульминацию, развязку и финал.

Экспозиция — вступительная, исходная часть сценария – дает необходимые сведения о предстоящем действии, его героях и т.д. Экспозиция может и не быть непосредственно связана с сюжетом, а потому и не влиять на ход последующих событий, но вводить в тему она обязательно должна.

Обязательным элементом каждого мероприятия является завязка. Ее задача пустить действие в ход, вводить детей в курс дела. Завязка мероприятия – важное условие его успеха. Это может быть мажорная песня, поэтическая заставка, сюрпризное действие (появление какого-либо персонажа и т.п.), свето- и звуковые эффекты и пр.

Прекрасным организующим началом является музыка.

Если завязка приводит участников к постановке действа, задает тон празднику, то основное действие сосредотачивает в себе весь круг событий, о которых сценарист ведет речь.

В основной части сосредоточена художественно-образная, оценочная информация, раскрывающая характер героев, возникающие отношения, происходит развитие событий. В какой-то момент действие достигает наивысшей точки напряжения – кульминации, в которой заостряется идея всего действа, поставленной проблемы.

Кульминация в праздниках обычно перерастает в финал, который несет особую смысловую нагрузку, ибо подает идею в концентрированном виде, подчеркивает живую связь времен и поколений.

Финал поэтому должен превращаться в коллективное действие, окончательно завершающее деление аудитории на зрителей и участников. Финалом может стать коллективное исполнение песни, коллективная игра и т.п. Завершающая часть массового мероприятия – эпилог.

Второй этап— организация подготовки к празднику. В подготовительный период планируются и выполняются работы по изготовлению костюмов, оформлению зала.

В процессе подготовки к празднику предусматриваются разные виды деятельности учеников — массовые, групповые, индивидуальные. В основном, подготовка к празднику осуществляется на внеурочных занятиях, проводимых воспитателем.

Ход подготовки к празднику обсуждается ответственнымиза его проведение на заседании художественного совета школы. Особое значение имеют репетиции, которые также проходят по специально разработанному графику.

При подготовке праздничных мероприятий учитывается то; что на любом празднике присутствуют разнообразные виды деятельности: речевая, музыкально-исполнительская, изобрази тельная и др. В процессе подготовки и проведений праздников у детей развивается речь.

 Общение выступает как многоплановый процесс развития контактов между детьми и взрослыми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

Большое значение в процессе подготовки праздника имеет изобразительная деятельность воспитанников, в процессе которой развивается эстетический вкус, зрительная память, крупная и мелкая моторика, внимание и аккуратность, творческие способности детей.

Изобразительная деятельность расширяет и обогащает представления детей об окружающем мире. Рисунками, поделками, сделанными руками воспитанников украшают зал к празднику.

Из лучших работ воспитанников составляется выставка по тематике праздничного мероприятия.

Третий этап — проведение праздника. Успешность проведения праздника зависит от хорошей и четкой его организации, уровня готовности к выступлениям учеников и педагогов.

Четвертый этап — анализ и обсуждение праздника в педагогическом коллективе, обсуждение праздника в детском коллективе.

После проведения мероприятия, воспитатели, подводя итог, выясняют: удалось ли достичь поставленных целей и задач, все ли воспитательные возможности праздника использованы, как участвовали в подготовке праздника педагоги, как справились со своими задачами дети на празднике? А так же, как был оформлен зал, соответствовал ли использованный материал возрастным особенностям воспитанников, как использовались технические средства? Эти и многие другие вопросы должны стать предметом  обсуждения на методическом объединении воспитателей.

После проведения праздника необходимо также предоставить воспитанникам возможность высказаться, передать свои чувства. Это обсуждение организуется воспитателем в группе.

К настоящему времени в специальном общеобразовательном учреждении для детей с девиантным поведением накоплен большой педагогический опыт проведения различных видов общешкольных мероприятий. Целью проведения  мероприятий является:  создание условий для коррекции поведения личности воспитанника, способной к самопознанию и самовоспитанию.

Задачи:

—  способствовать сплочению детского коллектива;

—  развивать эстетический вкус, творческую активность ребят, коммуникативные навыки;

-воспитывать сознательную дисциплину.скачать dle 12.1

Источник: https://worldofteacher.com/2650-1137.html

Методика организации общешкольных праздников



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Читайте также:  Сценарии праздников во 2 классе

Как определить диапазон голоса — ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Как правило, раз в четверть или полугодие в школах проходят общешкольные праздники. Это всем известные традиционные дни: самоуправления, здоровья, осени, именинника, а также Первый и Последний звонок, Новый год, встреча выпускников и т.и.

В основе подготовки, организации и проведения подобных праздников и дней лежит всем известная методика И.П. Иванова – методика коллективных творческих дел (КТД), так как в своем развитии любой общешкольный праздник проходит все 6 этапов – от предварительной работы воспитателя до коллективного последействия.

Совет дела или творческая группа, состоящая из творчески работающих педагогов, детей и их родителей, продумывает план подготовки и план самого праздника.

Целесообразнее всего создать творческие мастерские, которые готовили бы помещение, музыкальное оформление, костюмы, декорации, прописывали сценарий, сочиняли бы тексты приглашений для гостей праздника, придумывали бы украшения и сувениры и т.п.

Ошибочно мнение о том, что это могут сделать отдельные личности – дети и учителя, которые отвечают за это постоянно. «Все в меру» — говорят мудрые. Поэтому потреблять творческими способностями, их доверием и «выезжать» при подготовке и проведении дела на одних и тех же не совсем гуманно. Всему есть предел.

Приглашением на праздник может стать огромная афиша или объявление, в котором, как правило, прописывается программа праздника, время проведения основных мероприятий

в рамках данного дня с указанием мест их проведения.

Программа праздника состоит из нескольких мероприятий.

Это могут быть экскурсия по школе: выставки: рисунков, поделок, газет, изделий декоративно-прикладиого творчества: концерт художественной самодеятельности; конкурсы мастерства; викторины: конкурсно-развлекательные программы; вечера: воспоминаний, встреч, отдыха; дискотеки; театрализованные постановки; торжественное вручение дипломов, грамот, почетных знаков; спортивные соревнования,

Вот примерный порядок проведения школьного Дня самоуправления:

• Утренняя общешкольная линейка;

• Проведение уроков;

• Дискуссия « Каким быть самоуправлению в школе?»;

• Викторина «Учитель + ученик»;

• Вечер «От всей души».

Более тщательной подготовки требует Новый год. При подготовке к нему можно открыть следующие мастерские:

• новогодних украшений;

• новогодних костюмов;

• новогодних подарков;

• новогодних газет;

• новогодних сюрпризов:

• новогодних конкурсов и развлечений:

• новогодних упаковок для подарков;

новогодних сценариев;

• новогодней моды и т.п.

Все они могут работать в течение декабря, причем принять участие в их деятельности могут все желающие.

На проведение праздника лучше отвести полдня или даже целый лень, а не вечер с дискотекой, и праздник тогда будет более веселым, запоминающимся.

Вот примерная программа Новогоднего дня.

Утро: (мероприятия на выбор, в зависимости от возраста)

— Смотр-конкурс классных комнат «Здравствуй- здравствуй. Новый год!»;

— Спортивная эстафета «Снежные забавы»;

— Подведение итогов конкурса Новогодних газет;

— Коллективное украшение елки (участники – победители различных новогодних конкурсов: газет, стихов, подарков и т.д.);

— Конкурс ледяных фигур или фигур из снега;

— Строительство снежного городка.

День:

— Конкурс подарков для Деда Мороза 11 Снегурочки;

— Новогодний подиум;

— Новогодняя викторина;

— Новогодний КВН;

— Конкурс «Новогодняя кухня».

Вечер:

— Бал-маскарад;

— Новогодний Бомонд;

— Тематическая дискотека «Рождественская ассамблея» и т.п.

При составлении сценария новогодней интермедии или театрализованной постановки

можно использовать элементы или весь «алгоритм» составления сказочного сценария известного итальянского сказочника Джанни Родари: предписание или запрет; нарушение; вредительство или недостаток; отъезд героя; задача; встреча с дарителем; волшебные дары;

появление героя; сверхъестественные свойства противника; победа; борьба; возвращение; прибытие домой; ложный герой; трудные испытания; ликвидация беды; узнавание героя;

изобличение ложного героя; наказание противника: свадьба.

Большое внимание при подготовке к празднику уделяется музыкальному и художественному оформлению. Оно должно быть подготовлено в соответствии с темой дня, быть актуальным, веселым и интересным.

Оригинальность и аккуратность только приветствуется. Что касается музыки, то кассеты с музыкальными произведениями обязательно подбираются заблаговременно, а не на вечере.

При необходимости составляется список исполнителей и песен, которые будут звучать в течение дня.

К оформлению можно отнести и освещение зала. Для проведения, например, дискуссии необходим дневной свет или яркое освещение, а веселая конкурсная программа и дискотека предполагают затемнение окон, иллюминацию, цветомузыку.

Источник: https://megapredmet.ru/2-1044.html

Методика организации и проведения праздника для детей

Эмоции, полученные за период обучения в школе, остаются в памяти человека на всю оставшуюся жизнь. Особенный вклад в картину приятных воспоминаний вносят школьные торжества и мероприятия, открывающие возможности для всестороннего развития личностных качеств.

Определение 1

Праздник – форма организации коллективной деятельности, имеющая колоссальное значение в процессе воспитания, посредством знакомства обучающихся с жизнью страны, эмоционального обогащения, создания эффекта удовлетворенности от коллективной работы, культурного отдыха.

Организация и проведение фестивалей различных направлений активизирует учеников, оказывает положительное влияние на учебно-воспитательный процесс в целом.

Принимая участие в подготовке того или иного мероприятия дети неизбежно познают новые стороны жизненных ситуаций, расширяют кругозор, пополняют багаж духовных и культурных знаний.

Чувство торжественности, насыщенности, красочности театральных представлений и музыкального оформления мероприятий формируют морально-эстетическое восприятие эмоций.

Дети учатся испытывать гордость, восторг, удовлетворенность и восхищение.

Долг преподавателя в этом процессе – погрузить своих воспитанников в мир духовных ценностей, научить радоваться жизни, получать удовольствие от общения с прекрасным.

При этом, чем обширнее область применяемых воспитательных средств, тем более полноценное развитие получают воспитанники.

Насыщенность и содержательность общения педагога с детьми увеличивается, атмосфера в коллективе становится благоприятнее.

Компонентами любого праздника, как правило, являются различные виды искусства, а именно:

  • Литература.
  • Музыка.
  • Живопись.
  • Театр.

Основываясь на данном факте, любой праздник можно считать синтезом культурных направлений. Помимо этого, дополнительный аспект любого праздника, требующий особого внимания – это общение.

Методика организации торжества в стенах учебного заведения, неизменно сводится к решению некоторых воспитательных задач:

  • Содействие внутри коллективной сплоченности.
  • Развитие эстетического вкуса, творческой активности, навыков коммуникации.
  • Воспитание ответственной дисциплинированности. 

Школьный праздник имеет деление на три составляющих части, каждая из которых становится неотъемлемым элементом создания общей положительной картины:

  • Торжественная часть. Сюда включены все официальные мероприятия, включающие поздравления, подведение итогов, награждение и прочее.
  • Художественная. На данном этапе стоит задача в оригинальной форме раскрыть идею торжества и обогатить эмоциональную составляющую личности присутствующих. Данная часть, как правило, проходит в формате выступления, концерта, театральной постановки и т.д.
  • Заключительная. Позволяет поставить логическую точку, сохранить эмоциональный подъем и удовлетворенность. Преподносится в формате танцевальной или конкурсной программы, игр, лотерей.

В процессе подготовки праздничного мероприятия нельзя обойтись без соответствующего оформления помещения. Это, в комбинации с актуально подобранным музыкальным рядом, позволяет создать у присутствующих положительный настрой, подготовить эмоциональную сторону личности к предстоящему эстетическому удовольствию.

Типы праздничных мероприятий

Безусловно, праздников, которые заслуживают внимания школьного коллектива, огромное множество, однако, всех их можно выделить в определенные группы:

  • Общественные. К ним относится марта, февраля, мая и прочие дни, имеющие городскую, государственную, национальную и мировую значимость. Подготовка и проведение торжеств такого типа выполняется с размахом, актуально теме оформляется зал, подбирается аккомпанемент, готовится программа отражающая тематику мероприятия.
  • Бытовые. Связаны с обстановкой и жизнью детей. В художественном оформлении таких мероприятий много больше непосредственности и чуть меньше торжественности. Особое место в этой группе занимает Новый Год – излюбленный праздник всех детей. В центре событий новогодняя елка, основные герои торжества – Дед Мороз и Снегурочка всячески стараются развлечь присутствующих и создать у них незабываемые впечатления о мероприятии.
  • Сезонные. В них находят отражение особенности конкретного времени года. Среди сезонных праздников можно назвать праздник урожая, день птиц, праздник весны и т.д. Как правило, отмечать сезонные праздники принято на открытой местности. Оформление используется также сезонное. Так, праздник лета можно провести на полянке украсив стволы деревьев цветами, гирляндами из зелени, воздушными шарами и разноцветными фонариками.

Подготовка к празднику и его проведение напрямую зависит от возможности педагога организовать своих воспитанников, личного творческого потенциала и умения применить способности каждого ученика.

Особенности организации мероприятий

В процессе подготовки и проведения праздника от педагога, в первую очередь, требуется личная заинтересованность. Это длительная и трудоемкая работа, подразумевающая активное взаимодействие учителей, учеников и других участников. Для организации соответственно нормам и ожиданиям следует придерживаться последовательности плана действий, который выглядит следующим образом:

  • I – планирование.
  • II – проработка сценария.
  • III – введение детей в курс торжества.
  • IV этап – репетиционная работа.
  • V шаг – проведение мероприятия.
  • VI этап – итоговый анализ.

В начале каждого учебного года, на собрании педагогического коллектива, обсуждается проект работы на год, намечаются праздничные даты и сроки проведения соответствующих мероприятий.

Читайте также:  Праздничный концерт в детском лагере. сценарий

В процессе подготовки педагог выбирает необходимый материал, распределяет роли, подготавливает оборудование и музыкальное оформление. в процессе данной работы учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей и коллектива в общем. Таким образом, происходит последовательное формирование сценария торжества, включающего полный план и необходимый материал по теме.

После утверждения окончательного плана сценария, между участниками торжества распределяются роли и обязанности. Начинается работа по подготовке номеров самодеятельности, созданию декораций, костюмов, оформлению зала. На данном этапе в сценарий могут вноситься незначительные корректировки.

После завершения программы праздничного мероприятия проводится тщательный анализ. Все участники процесса в формате дискуссии выявляют слабые и сильные стороны подготовки, делятся эмоциями и впечатлениями, планируют идеи праздников на будущее.

Замечание 1

Хотелось бы отметить, что праздник является не только методом воспитания среди детей, но и средством педагогической пропаганды среди родителей. В связи, с чем педагог обязан заранее проинформировать родителей учащихся о планируемом мероприятии и предоставить возможность оказать помощь или непосредственно поучаствовать в торжественной программе.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://www.Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-vospitanija/metodika-organizatsii-prazdnika-dlja-detej/

Методика организации досуговой деятельности детей «Праздник Детства»

Детский праздник — важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней.

И уже почти афоризмом стали слова: “Без праздников не бывает детства!” Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству.

Деятельность детей на празднике должна быть осознанной. Ребенку нужно объяснить, что такое праздник. Только при этом условии можно создать необходимые мотивы деятельности и, соответственно, достичь хороших результатов.

Речевой материал к празднику нужно подбирать, ориентируясь на активный словарь детей. При этом важно учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка, состояние его устной речи.

При разучивании стихов необходимо обращать внимание не только на заучивание текста и его звуковое оформление, но и на внутреннее содержание.

При постановке танцев целесообразно использовать движения, уже разученные детьми (на занятиях по физкультуре, ритмопластике), т. к. использование хорошо знакомых движений расширяет рамки работы над выразительностью, содержанием танца.

При постановке игровых песен необходимо тщательно продумывать используемые во время пения движения, для того, чтобы они способствовали полноценному речевому дыханию, несли эмоциональную окраску, соответствующую смысловому содержанию песни.

Необходимо широкое использование изобразительной деятельности в процессе подготовки праздника, т. к. участие в общем деле формирует у детей чувство коллективизма, украшение зала, группы, создание костюмов способствует развитию творчества детей.

Праздник не должен быть растянут во времени, т. к. слишком долго детям трудно удерживать внимание на происходящем.

В структуру праздника необходимо включать различные сюрпризные моменты, игры. Для того чтобы поддерживать внимание детей важно дать им возможность в нужный момент расслабиться, поиграть, отдохнуть. Постоянная смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес ребенка.

В ходе праздника взрослые должны помогать детям ориентироваться в происходящем действии, если возникает необходимость, разъяснить то, что непонятно кому-то из детей.

После проведения праздника важно закрепить полученные детьми впечатления и знания. Для этого проводятся беседы с детьми. Целесообразно использовать изобразительную деятельность в подведении итогов праздника, т. к. это способствует закреплению полученных впечатлений, развивает образную память.

В процессе подготовки и проведения праздника необходима четкая, взаимосвязанная работа ведущего, музыкального руководителя, взрослых, по возможности, родителей и, конечно, детей. Только при этом условии праздник пройдет успешно и оставит яркие воспоминания у всех его участников.

Государственные требования к образованию нацеливают на поиски новых путей обновления содержания и форм детских праздничных программ как средства развития познавательной мотивации, способностей ребенка, приобщения его в процессе совместной деятельности со сверстниками и взрослыми к общечеловеческим и духовно-нравственным ценностям.

По мере углубления в проблематику культурно-досуговой деятельности и погружения в крайне противоречивые условия современного бытия детского праздника число вопросов постоянно множится, поскольку нельзя забывать о финансовых, управленческих, организационно-методических и других проблемах. При этом важно помнить: праздник для детей — признак действительной заботы общества о будущем нового поколения.

К категории детских праздников относится многообразие проводимых праздничных форм (фестивали детского творчества, слеты, театрализованные представления, тематические недели и дни, смотры, конкурсы, концерты, приветствия, утренники, линейки, презентации, церемонии, художественные программы, творческие отчеты и др.), влияющие на социализацию детей и их воспитание.

Открытая комплексная программа «Праздники Детства» во многом способствует решению организационно-педагогических и художественно-творческих задач в совместной деятельности детей и взрослых по организации досуга. Она является организационно-управленческой и опытно-экспериментальной в организации культурно-досуговой деятельности в учреждениях дополнительного образования детей.

Главная цель программы — организация культурно-досуговой деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста, направленная на создание благоприятной социально-педагогической и творческой среды развития личности ребенка.

Основные задачи программы:

—         разработка современной стратегии организации и проведения детских праздников как наиболее доступной формы культурно-досуговой деятельности;

—         осуществление личностно-ориентированных подходов в формировании ценностных ориентаций в выборе детьми позитивных творческих форм организации досуговой деятельности;

—         развитие празднично-игровой культуры детей и взрослых в современных социальных условиях;

—         расширение кругозора детей, формирование доброжелательных межличностных отношений, развитие их творческих способностей.

—         развитие памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия, речи дошкольников и младших школьников.

Принципы реализации программы:

—         принцип активности — создание условий для проявления физических и интеллектуальных сил участников, высокого интереса детей, зависимости развития сюжета от их действий (моделирование детьми своего поведения, поиск альтернативных вариантов решения игры и пр.);

—         принцип взаимодействия — интенсивность коммуникативных связей в процессе игры, приобретение и обогащение детьми разнообразного социального опыта (диалоговое общение, работа малых групп, выбор различных действий в рамках правил и сюжета программы, проба разных ролей: лидера, творца, организатора и пр.);

—         принцип синтетичности — совокупность игровых средств и способов воздействия на ребенка, объединенных в единый процесс (зрелищность, игровое пространство, музыкальное и художественное оформление, язык, реквизит и т. д.);

—         принцип целостности — согласованность, взаимовлияние, полнота всех компонентов программы, влияющих на её качество и эффективность;

—         принципа динамичности — вариативность игровой деятельности, содержащей в своем сюжете интригу, преодоление какого-либо препятствия, регулирование игрового состояния участников через правила игры и учет фактора времени.

Пути реализации программы:

На основе предложений участников программы на базе научно-практического центра развития ребенка «Академия детства»формируется творческий коллектив студентов, который ведеторганизационно-методическую работу по реализации комплексной программы «Праздники детства».

Сроки реализации:

Июнь 2014 — июнь 2015гг. на базе научно-практического центра развития ребенка «Академия детства».

Описание содержания:

Тематический план организации досуговой деятельности детей.

Таблица 1

Тема мероприятия

Форма проведения

Время проведения

День защиты детей

Разовая игровая программа

1 час

Праздник знаний

Коллективное творческое дело, арбузник.

1 час

День независимости

Историческое путешествие

1 час

День матери

Праздник

1 час

Новый год

Праздник, мастерская Деда Мороза.

1 час

Рождество

Спектакль (рождественская сказка).

1 час

День Защитника Отечества

Конкурсно-игровая программа

1 час

Праздник Весны

Разовая игровая программа

1 час

День птиц

Творческая мастерская

1 час

Салют ветеранам

Тематическая программа

1 час

«Именинник»

Разовая игровая программа

1 час

Праздник осени

Конкурсно-игровая программа

1 час

«Путешествие по сказкам»

Спектакли

30 минут

Папа, мама, я — спортивная семья

Конкурсно-игровая программа

1 час

Мультфильмы своими руками

Творческая мастерская

2 часа

Откуда пришли к нам буквы

Учебно-позванательная программа

1 час

Прогулки по Ишиму

Заочная экскурсия

1 час

День смеха

Праздник, разовая игровая программа

40 минут

Шоу мыльных пузырей

Праздник

30 минут

Сказочный карнавал

Разовая игровая программа

1 час

Веселые нотки

Музыкально-развлекательная программа

1 час

Веселые старты

Спортивная игра

40 минут

Целевая аудитория:

Дети дошкольного и младшего школьного возраста.

Критерии оценки эффективности:

Таблица 2

Критерии оценки эффективности деятельности

Подтверждающие документы

Наличие и эффективность реализации программы деятельности педагога-организатора с учетом особенностей потенциальной аудитории участников.

Программа деятельности педагога-организатора (годовые, полугодовые, календарные планы, досуговые программы (краткосрочные и долгосрочные), временные и долгосрочные проекты, программы клубной деятельности, планы работы с детским сообществом, движением и пр.).

Отчеты о проведенных мероприятиях и пр.

Выводы по итогам реализации программы деятельности (графики, диаграммы, комментарии и пр.).

Сценарии и планы мероприятий (оформленные в соответствии с требованиями).

Презентации и видеоматериалы, используемые для реализации программы деятельности (на диске).

Перечень используемых электронных образовательных ресурсов.

Перечень электронных образовательных ресурсов, созданных самостоятельно (презентации, видео и пр.)

Материалы работы с родителями.

Фотоотчеты.

Материалы анкетирования.

Отзывы о мероприятиях.

Устав или положение о деятельности детской организации, клуба, объединения, документы по планированию и организации деятельности и др.

Наличие и эффективность реализации досуговых программ массовой работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Наличие и эффективность реализации досуговых программ для детей и родителей.

Наличие собственной программы организации досуга учащихся в каникулярный период.

Наличие положительных отзывов о проведенных мероприятиях.

Ожидаемые результаты:

В процессе реализации программы досуговой деятельности ожидается развитие памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия, речи дошкольников и младших школьников. Кроме этого, расширение кругозора, сформированность доброжелательных межличностных отношений, развитие их творческих способностей.

Праздник — важная часть жизни ребенка. Это радостное событие, которое позволяет ребенку отдохнуть, развлечься и вместе с тем духовно обогащает его, побуждает к творчеству. Праздник для детей — это не только развлекательное мероприятие, но и большая, трудная подготовительная работа, а также естественная ситуация для развития и обучения.

Мы выяснили, что основными функциями досуга является отдых, развлечение, общение, саморазвитие. Досуг, как составная часть свободного времени может трансформироваться в творческую деятельность.

В достижение этой цели помогают досуговые программы. По классификации, предложенной методистом А. Б. Гальченко выделяется 6 основных типов программ.

Все они имеют свою специфику и успешно применяются в организации досуговой деятельности детей [1].

Мы выяснили, что праздник, как синтез искусств, включает в себя различные виды деятельности: речевую, музыкальную, изобразительную, и особый вид деятельности — общение.

Технология подготовки театрализованных форм досуга предполагает ряд этапов процесса: составление сметы, четкого репетиционного графика, изготовление костюмов, реквизита, оформительского, музыкального и светового оформления, изготовления рекламы и пригласительных билетов и др.

Считая, что творчество — дело «живое», можно допустить, что представленные в работе материалы могут варьироваться в зависимости от форм досуга и претерпевать изменения, но все же ими можно воспользоваться как методическим материалом организаторам театрализованных форм досуга в своей практической деятельности.

Литература:

1.                  Гальченко А. Б. О типологии досуговых программ и не только / Сфера досуга — сфера социализации, с. 47–51

2.                  Титов Б. А. Социально-культурный потенциал системы дополнительного образования детей / Дополнительное образование детей — фактор развития творческой личности. — СПб, 1998

Источник: https://moluch.ru/archive/67/11211/

Ссылка на основную публикацию