Психологические игры для детей 5-6-7 лет

Психологические игры и упражнения для детей

Дети стоят в кругу, кто-нибудь из них показывает любое движение, произнося при этом первые слова песенки «Если нравится тебе, то делай так…», остальные дети повторяют движение, продолжая песенку: «Если нравится тебе, то и другим ты покажи, если нравится тебе, то делай так…». Затем свое движение показывает следующий ребенок, и так до тех пор, пока не завершится круг

Психологическая игра для детей  «Я  бросаю  тебе  мяч».

Для разрядки и поднятия настроения можно предложить игру с мячом. В кругу все будут перебрасывать друг другу мяч, называя по имени того, кому бросают, и произнося слова: «Я бросаю тебе цветок (конфету, слона и т.д.)». Тот, кому бросили мяч, должен  достойно ответить.

Психологическая игра для детей  «Испорченный телефон»

Участники по очереди передают друг другу пословицы, которые ведущий назвал на ухо сидящим с двух концов. Затем каждый из них сообщает пословицу, которая передана ему с другого конца.

-Нет такого человека, чтобы век без греха

-Всякая неправда – грех

-От судьбы не уйдешь

-Риск – благородное дело

-Денег наживешь – без нужды проживешь

-Когда деньги говорят – правда молчит

-И с умом воровать – беды не избежать

-Раз украл — навек вором стал

-Кто сильнее – тот и прав

-С кем поведешься — от того и наберешься

-Умная ложь лучше глупой правды

-Убежал – прав, а попался — виноват

4.Игра «Пойми меня»

Одновременно все участники громко произносят свое слово, а водящий повторяет все слова, которые удалось услышать.

Психологическая игра для детей «Ярмарка достоинств»

Участники игры получают по 2 листа с названиями  «продаю»  и  «покупаю» Ведущий предлагает на одном листе, под надписью «продаю»  написать все свои недостатки, от которых он хотел бы избавиться, а на другом листе под надписью «покупаю» написать достоинства, которых ему не хватает в общении.

Затем листы прикрепляются на груди участников игры, и они становятся посетителями «Ярмарки», начинают ходить и предлагают купить (или продать) то, что им нужно. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не обойдет и не прочитает все возможные варианты купли-продажи требуемых для него качеств.

Психологическая игра для детей  «Назови эмоцию»

Передавая мяч по кругу, участники называют эмоции, мешающие общению. Затем мяч передается в др. сторону и называются эмоции, помогающие общению. Эмоции можно выражать разными средствами – через движение, позу, мимику, жесты, интонацию.

Методика «Твое имя»

Участники встают в круг, а один, передавая мяч соседу, называет вое полное имя. Задача других – назвать, передавая мячик по кругу, как можно больше вариантов его имени (например, Катя, Катюша, Катерина, Катенька, Катюшка, Екатерина). Задание повторяется для каждого участника. Затем все делятся впечатлениями, что чувствовали, когда слышали свое имя.

Игра-упражнение  «Мусорное ведро»

Дети пишут на листах бумаги свои негативные мысли, неприятные случаи, истории, ситуации, сминают листы и выбрасывают их в ведро (забывая это навсегда).

Психологическая игра для детей  «БУРИМЕ»

Стихи сочинять легко, говорил поэт Цветик. Главное, чтобы был смысл и рифма. Каждый берет лист бумаги и ручку и пишет любую пришедшую в голову строчку, хотя бы отдаленно напоминающую по ритмическому рисунку стих.

Далее все бумажки передаются на одного по кругу и пишется еще одна строчка-продолжение к предыдущей строчке, желательно в рифму, и так далее. Для элемента сюрприза лучше заворачивать в трубочку лист, оставляя на виду только последние три строчки.

Когда все листки пройдут один-два-три круга, каждый берет лист, который начинал и выразительно декламирует его под смех публики.

Психологическая игра для детей  «МУХА»

Игра на концентрацию внимания и его проверку. Тех, кто проявляет слабое внимание и концентрацию, в космонавты не берут. Все сидят в кругу или за столом. Инструкция ведущего. Представьте себе поле для игры в крестики-нолики, три на три квадрата. В центре сидит муха. Мы будем муху двигать по-очереди.

Есть только четыре хода: вверх, вниз, вправо, влево. Ошибкой будет задний ход: вверх-вниз, и выход мухи за пределы поля. Задача – всем вместе, по кругу, мысленно двигать муху, озвучивая свой ход и не ошибаться. Если кто-то ошибся – сброс и опять муха в центре.

Можно ввести штрафные очки за ошибки для элемента соревновательности.

Объемная муха. Это более сложный вариант, доступный уже не всем, а только самым внимательным. Представьте себе объемное поле для игры в крестики нолики – кубик рубика три на три. У нас добавляются еще два хода – к себе и от себя. Важно не терять муху, внимательно следить за ее перемещениями и не ошибаться.

Психологическая игра для детей  «ТРОЕЧКА»

Есть одна несложная по правилам игра на проверку внимания и его концентрацию. Инструкция. Мы будем ритмично считать натуральный ряд чисел по кругу: один-два-три-четыре-пять и так далее.

Сложность в том, что по правилам игры, число «3», числа, оканчивающиеся на три, например «13», и числа, делящиеся на три, например, «6», не говорятся, а хлопаются. Ошибкой считается сама ошибка и сбой ритма.

При ошибке все сбрасывается и начинается сначала («Раз») с этого участника в любую сторону по кругу.

При внешней простоте игры, далеко не всем коллективам удается дойти хотя бы до двадцати. Если дошли до тридцати, это говорит о хорошей концентрации внимания. Упрощение или усложнение игры возможно замедлением или убыстрением ритма.

 Психологическая игра для детей  «ЗООПАРК»

Игра на актерское мастерство. Участвуют 7-8 человек, каждый выбирает себе любое животное: овца, лошадь, свинья, кошка, собака, крокодил, утконос, шакал зимой, марал в брачный период и т.д. Далее знакомство: каждый по кругу выразительно демонстрирует остальным характерное движение этого животного.

После этого, по-очереди, надо показать сначала «себя», а потом любое другое присутствующее «животное». Это «животное» получает ход, показывает себя и далее другого зверя. И так далее. Потом можно объявить «суперзоопарк». Это когда все животные демонстрируются максимально утрированно и ярко! Можно играть навылет.

Ошибся в передаче хода – выбыл из игры.

Психологическое упражнение для детей  «ПРИНЦЕССА НА ГОРОШИНЕ»

В игре участвуют только женщины. Нужно поставить в ряд табуретки (или стулья без мягкой обивки) по количеству предполагаемых участниц (лучше всего 3-4). На каждую табуретку кладется определенное количество круглых карамелек (бывают такие конфетки, по форме -маленькие колобки), можно пуговицы на ножке (желательно покрупнее).

Например, на первую табуретку — 3 конфеты, на вторую — 2, на третью — 4. Сверху табуретки накрываются непрозрачными полиэтиленовыми пакетами. Приготовления закончены. Вызываются желающие. Их рассаживают на табуретки. Включается музыка. Обычно для этого конкурса включается песня «Подвигай попой». И так, танцуя сидя на табуретке, участницы должны определить, сколько под ними конфет.

Победит тот, кто быстрее и правильнее это сделает.

Психологическая игра для детей  «НОВОГОДНЯЯ ЕЛКА»

Для игры необходимы: табуретка или стул -1 штука, девушка — 1 особь, прищепки — много.

Прищепки нацепляются на платье девушки, девушка ставится на табуретку, из среды компании выбирается 2 молодых человека (можно вообще разделиться на 2 команды), которые снимают с нее прищепки с завязанными глазами.

Тот, кто снимает последнюю прищепку, или тот, у кого окажется больше прищепок, снимает девушку со стула и целует столько раз, сколько прищепок у него оказалось. Игру можно проводить наоборот, т.е. на табуретку встает парень.

Вернуться на главную сайта Личностный рост и саморазвитие

{odnaknopka} 

Источник: http://mirrosta.ru/uprazhneniya-dlya-treningov/psichologicheskie-igri-i-uprazhneniya-dlya-detey.html

Игры для детей 7-9 лет

«Укротитель зверей»

Раздайте детям листы бумаги, на которых будут написаны названия диких зверей, а затем попросите их нарисовать зверя с соответствующим названием. В это время расставьте по кругу стулья (спинками в круг), количеством на 1 меньше, чем участников.

Дети рассаживаются на стулья, держа перед собой таблички с названием зверя, а 1 участник, «укротитель», ходит по кругу, называя животных. Тот, чье животное назвал «укротитель», встает и начинает ходить за «укротителем». И так до последнего «зверя».

Когда «укротитель» внезапно произносит фразу: «Берегись! Охотники!», «звери» быстро занимают стулья. Участник, не успевший занять место, становится «укротителем».

«Слепые художники»

В этой игре интересно быть не только участником, но и зрителем.

Ведущий спрашивает детей, умеет ли кто-нибудь из них рисовать. Получив положительный ответ, он вызывает 2 желающих. Перед каждым участником стоит мольберт или висит лист ватмана. Участникам завязывают глаза, выдают по одному или нескольку цветных карандашей.

Художники выполняют рисунки строго по описанию, которое дает им ведущий. Например:

«Сначала нарисуйте траву. Теперь расположите на лужайке несколько коров. На вашем рисунке обязательно должно быть солнце. В левом углу изобразите небольшой лесок».

После того как ведущий даст команду об окончании творческого процесса, участники снимают повязки и вместе со зрителями рассматривают свои шедевры.

«Увернись от «пятнашки»»

На полу чертят круг. Из участников выбирают «пятнашку», он встает в центр круга. Остальные по команде заходят в круг и прыгают внутри него. Задача игроков — увернуться от «пятнашки». «Пойманный» становится «пятнашкой».

Перед началом игры участникам необходимо договориться, каким образом они будут прыгать внутри круга и перепрыгивать через его границу: на одной ноге, спиной к центру круга, боком. «Пятнашка» должен передвигаться внутри таким же способом, как и другие участники.

«Лимонадные фанаты»

Понадобится несколько бокалов и пластмассовых трубочек. В бокалы, расставленные на столе, наливают лимонад.

Одновременно в эстафете могут участвовать несколько человек.

Добежав до стола, участник без помощи рук должен через трубочку выпить весь лимонад, находящийся в бокале, и вернуться обратно.

«Рыбаки»

Для игры понадобится несколько одинаковых больших пластиковых бутылок, веревок, карандашей. Количество инвентаря должно соответствовать количеству игроков.

Изготавливается «удочка» — вокруг пояса каждого участника обвязывается веревка (длина свободного конца веревки должна равняться расстоянию от пояса до колен игрока), к свободному ее концу вертикально привязывается карандаш. Бутылки ставятся за спиной каждого игрока.

Задача «рыбаков» — как можно быстрее без помощи рук опустить карандаш в бутылку. Побеждает тот, чей карандаш первым окажется в бутылке.

Для этой игры также можно разделиться на команды.

«Волшебная веревочка»

Вдоль комнаты, учитывая средний рост гостей (веревочка должна быть натянута на 10-15 см выше головы), натягивается толстая нить или веревка. На веревку на ниточках одинаковой длины привязывают призы.

Ведущий по очереди завязывает участникам глаза и подводит их к «волшебной» веревочке, чтобы каждый из них ножницами срезал с нее свой приз.

Ведущий может вести участника вдоль веревки, пока тот не скажет: «Стоп!».

Таким образом, каждый гость получит маленький сувенир.

«Вкусная рыбалка»

Для этой игры вам понадобятся конфеты и удочки (по количеству участников). Удочки можно изготовить из веревки и палочки или пластмассовой вязальной спицы.

На свободный конец веревки привязывают конфету.

Участники делятся на пары. Игроки стоят друг к другу спинами и забрасывают удочку через свое плечо.

Задача — не дать сопернику съесть свою конфету и одновременно вслепую суметь поймать ртом конфету соперника.

«Меткий стрелок»

Мишени расставьте на расстоянии 3-4 м от «стрелков». Ими могут служить корзины, ведра, кастрюли. Игроки «стреляют», стоя на полу или встав коленями на стул. В качестве снарядов можно использовать бельевые прищепки или теннисные шарики.

Побеждает «стрелок», поразивший мишень наибольшее количество раз.

Самый меткий в качестве приза может забрать сувенир или сладости, находящиеся в его мишени.

«Поймай кольцо»

Эта игра очень простая, но веселая.

На ленту надевают кольцо, концы ленты связывают. Участники становятся вкруг и передвигают кольцо по ленте. Один из участников ходит по кругу и, отыскивая кольцо, спрашивает: «У кого кольцо?». Все обманывают кружащегося, говорят: «У меня!», тем временем быстро передают кольцо друг другу. Кружащийся хватает сознавшегося и обнаруживает, что руки того пусты.

Игра продолжается до тех пор, пока кружащийся не поймает кольцо. Следующим ведущим становится участник, у которого обнаруживается кольцо.

Читайте также:  Зимнее театрализованное развлечение в старшей группе

«Эхо»

Все участники садятся друг за другом или в круг.

Первый из игроков произносит какой-нибудь звук или междометие, например «ух», «ха», «эй». Следующий произносит 2 таких звука, следующий за ним — 3, и так до последнего участника.

Выбывает тот, кто произнесет неправильное количество звуков или засмеется.

«Небылица»

Ведущий выбирает одного из участников и на ухо ему рассказывает какую-нибудь историю, притчу или анекдот. Этот участник старается запомнить все подробности рассказанного, чтобы как можно подробнее пересказать ее следующему игроку.

Последний, кому будет пересказана история, рассказывает ее вслух.

Расхождения с оригиналом, поверьте, значительны, поэтому смеха будет достаточно!

«Самый нарядный»

Выбирают несколько пар участников: один из пары — «дизайнер», другой — «модель».

Каждой паре выдают по одинаковому набору предметов для изготовления «наряда»: резинки для волос, мишуру, фольгу, цветные ленты, косынки, бусы.

Задача «дизайнера» — за отведенное время (2-3 минуты) придумать и изготовить «наряд» для «модели».

Когда «наряды» будут готовы, «моделям» предлагается продефилировать в них перед зрителями.

Источник: http://nata-sait.ucoz.ru/publ/roditeljam/igry_s_detmi/igry_dlja_detej_7_9_let/27-1-0-13

Игры на развитие психических процессов

Таблица

Мамины помощникиЦель: развитие словесной памятиОборудование: предметные картинки из настольных игр: «Лото на четырех языках», «картинки малышам», «Ботаническое лето».Ход игры: психолог берет на себя роль мамы. Дети — помощники. Она дает детям поручения – запомнить и принести то, что нужно для дома. Ребенок выбирает нужные картинки, показывает детям и, проверяют правильность.
КукловодЦель: активизировать двигательную память ребенкаОборудование: платокХод игры: психолог-«кукловод» завязывает глаза ребенку и «водит его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед…Затем ребенку завязывают глаза и просят найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.
Запомни порядокЦель: развитие слуховой произвольной памятиОборудование: подбор цифр от 2-3 до 9-10Ход игры: ребенку предлагают запомнить набор цифр. После чего ребенку предлагают повторить цифры в том же порядке или (для усложнения) назвать цифры в обратном порядке.
Запомни паруЦель: развитие зрительной памятиОборудование: картинки с изображением предметов: 1)тучка и зонт; 2)тетрадь и карандаш; 3)ведро и лопата; 4)горшок и цветок; 5)елка и гриб; 6)дом и забор, но другие картинки перепуталисьХод игры: «Посмотри картинки, которые нарисовала зайка. Постарайся запомнить пару к каждой картинке. Зайкины картинки перепутались. Попробуй вспомнить, какая была у каждой картинки».
Перескажи рассказЦель: развитие слухоречевой памятиОборудование: картотеки рассказовХод игры: педагог читает рассказ, а затем ребенку предлагает пересказать всю последовательность событий этого рассказа.
СветофоринкиЦель: развитие цветового восприятияХод игры: выбирают водящего, все встают на одну сторону от него на расстоянии пяти шагов. Водящий отворачивается от игроков и называет любой цвет. Участники должны найти в своей одежде этот цвет, и держась за него, могут свободно перейти на другую сторону. У того, кого нет этого цвета, должен перебежать, чтобы его не поймали. Кого поймают, становится водящим.
Весёлая игра с колокольчикамиЦель: развитие слухового восприятияОборудование: платок, колокольчикХод игры: все садятся в круг. По желанию группы выбирается водящий, однако, если желающих водить нет, то роль водящего отводится тренеру. Водящему завязывают глаза, а колокольчик передают по кругу. Задача водящего – поймать человека с колокольчиком. Перебрасывать колокольчик друг к другу нельзя.
Дорисуй узорыЦель: развитие восприятия, мелкой моторики рукОборудование: листы бумаги или тетрадь с нарисованными узорами в начале строкиХод игры: ребенку предлагают по образцу дорисовать узорыА)Б)В)
Зашумленные буквыЦель: развитие зрительного восприятияОборудование: таблица с изображениями, включающая различные животныеХод игры: перед ребенком поочередно кладут карточки и просят назвать животное, которое он видит. Эти упражнения можно предложить всей группе, включив соревновательный элемент («кто назовет больше животных») или дав индивидуально каждому карточку.
Отгадаем вместеЦель: закрепление понятий право-левоОборудование: картинки с изображениямиХод игры:1) внимательно посмотреть на ряд картинок и ответить, какая из картинок расположена справа, какая слева и какая посередине.2) дорисовать мальчику в правую руку портфель, а в левую – зонтик.
Запрещенной движениеЦель: развитие зрительного вниманияХод игры: педагог встает перед участниками игры. Дети следят за руками педагога и повторяют его простые движения. Существует одно условие – запрещается движение рук вниз. Как только руку ведущего будут опущены вниз – дети должны поднять. Кто ошибется – выходит из игры.
Перепутанные дорожкиЦель: развить устойчивость вниманияОборудование: картинки с перепутанными линиямиХод игры: ребенку предлагается найти нужную дорожку (чтобы привести белочку к домику).
Зашумленные картинкиЦель: развитие вниманияОборудование: зашумленные картинкиХод игры: найти спрятанные фигуры и раскрасить.
КоконЦель: развитие волевого вниманияХод игры: дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. Услышав первую команду, поднимает правую руку вверх первый ребенок на вторую, второй и т.д. Когда правую руку поднимут все дети, на очередную команду начинают поднимать в том же порядке левую руку. Подняв левую руку, дети также по команде по очереди опускают руки вниз.
Слушай и исполняйЦель: переключение вниманияХод игры: ведущий называет и повторяет дважды различные движения, не показывая их. Дети должны произвести движения в той же последовательности.Вариантом служит включение большого количества движений или повтор их в обратном порядке.
Парные картинкиЦель: развитие мыслительной операции: анализа и синтезаОборудование: предметные картинки (по 2 штуки)Ход игры: ребенку дается половина картинок. У педагога имеется вторая половина таких же картинок. Педагог выбирает одну из картинок и описывает предмет, изображенный на листе. Если у ребенка есть описание картинки, то он должен продемонстрировать ее. Обе картинки откладывают. После шести предъявленных меняются ролями.
ЛабиринтЦель: развитие наглядно-действенного мышления, устойчивость внимания.Оборудование: изображения с лабиринтамиХод игры: детям предлагается лабиринт, вход в который указан стрелкой. Необходимо взяв в руки заостренные палочку и двигая ею по рисунку, быстро пройти весь лабиринт, как можно точнее передвигая палочку, не касаясь стенок лабиринта..
Исключение лишнегоЦель: развитие логического мышления, а в частности операции обобщения.Оборудование: серия картинок (где из их предметов один лишний)Ход игры: ребенку предлагается найти лишний предмет. Обобщить фразой или, словом остальные предметы.
Сравнение предметовЦель: развитие способности выделять черты сходства и различия по существенным признакам, развитие мыслительных операцийОборудование: пары словХод игры: для сравнения ребенку предлагается следующие пары слов: муха и бабочка, стол и стул, книга и тетрадь, вода и молоко, собака и белка. Ребенок должен представить себе то, что он будет сравнивать. Психолог задает ребенку вопросы: «ты видел собаку? А видел муху?» После коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предлагают их сравнить. Снова психолог задает вопросы: «Похожи бабочка и муха или нет? А чем они отличаются друг от друга?
АномалииЦель: развитие аналитического мышленияОборудование: мячХод игры: психолог говорит ребенку: «Сегодня я буду бросать тебе мяч, и называть любое слово, а ты должен бросить мне мяч обратно и назвать слово, которое подходит к названному мною». Например: тучка-дождик, хлеб-нож, конура-собака, варенье-банка.
Достань тележкуЦель: развитие мышления и воображения. Учить анализировать условия в практической задаче, учитывает свойства орудия для достижения цели, использовать метод проб для решения практических задачОборудование: тележка, мелкие игрушки, лента, экран, табличкиХод игры: на стол на расстоянии недоступной вытянутой руке находится тележка с петлей. Через нее свободно продета лента, оба конца разведены в стороны на 50 см. Ребенок легко может достать их. Для подтягивания тележки нужно использовать оба конца одновременно. На тележке, для привлечения внимания лежат мелкие и яркие игрушки. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался взяться за оба конца ленты одновременно и подтянуть к себе тележку.
Что это такоеЦель: учить детей создавать в воображении образы на основе характерных признаков предметовОборудование: бумажные круги разных цветов, полоски разной длины, мяч, табличкиХод игры: дети встают в круг, педагог говорит, что надо придумать, на что похож предмет, который лежит на стуле. Он кладет на стул один из цветных кружков. Педагог может сам назвать предмет, который он сам придумает, затем дети отвечают поочереди. Отвечает тот ребенок, которому педагог покатит мяч. Затем педагог меняет круг другого цвета или повозку. Необходимо поощрять оригинальные ответы.
ДорисуйЦель: развитие воображения, вниманияОборудование: таблицы с недорисованными предметамиХод игры: ребенку предлагаются таблицы с недорисованными предметами. Ему предлагается назвать, что отсутствует и дорисовать эти недостающие детали.
ПалочкиЦель: учить детей схематически изображать предметы с помощью палочек различной величины, ориентируясь на форму предмета и отвлекаясь от другого соответствующего предмета и деталейОборудование: картинки с изображением разных предметов, палочки разной величиныХод игры: педагог раздает детям картинки с табличками и помогает детям изобразить схематично предмет с помощью палочек. «Сделайте так». Если возникают затруднения, то педагог на примере одной картинке дает образец.
Шарик и кубикЦель: учить детей воспринимать пространственные отношения по вертикали, по горизонталиОборудование: шарики и кубики для каждого ребенка, и демонстрационные карточки с различными изображениями геометрических фигур относительно друг друга, табличкиХод игры: педагог раздает детям кубики и шарики. Предлагает назвать их: «Что это? Кубик, шарик?» Затем дети соотносят объемные фигуры с их изображением на плоскости. Педагог предъявляет одну из карточек с изображением квадрата и круга и предлагает расположить кубик и шарик самостоятельно. «Делайте так».

Источник: http://www.vseodetishkax.ru/rabota-psixologa-v-detskom-sadu/36-korrekczionno-razvivayushhaya-rabota-psixologa-v-detskom-sadu/585-igry-na-razvitie-psixicheskix-proczessov

Психология детской игры | Метки: пониманик, психолог, пониманик, психолог

Взято из лекции Смирновой Е.О. (детский психолог, научный руководитель УМЦ «Игры и игрушки»)

Детская игра – это некая необходимость, которая обуславливает весь ход психического развития ребёнка.

«Как будто»

Игра – это та деятельность, которая связана с построением некоторой воображаемой ситуации, когда реальное и воображаемое (подозреваемое, предполагаемое) действия расходятся. То есть, когда ребёнок не просто действует с предметами, а когда за этими действиями стоит какой-то другой план.

Ребёнок отлично понимает, что это карандаш, но он придаёт этому карандашу другое значение и говорит: «Давай-ка, это будет ракета». И он уже не рисует этим карандашом, а изображает, как «ракета летит» вверх. Или: «Давай, это будет градусник».

И он уже действует с этим карандашом не как с ракетой или карандашом, а как с градусником – «измеряет» температуру, потом смотрит, что получилось. Этот карандаш может быть и ползающим червяком, и прыгающим человечком, и режущим ножом, и флагом.

То есть, переименование предмета и придание ему нового смысла порождает совершенно новую ВООБРАЖАЕМУЮ ситуацию, в которой этот предмет приобретает совершенно не свойственную ему другую новую функцию. При этом<\p>

Период от 3-х до 7-ми лет предрасположен к тому, что дети создают воображаемые ситуации, погружаются в них и проживают их очень эмоционально.

Читайте также:  Конспект итогового родительского собрания в средней группе в конце года

Ребёнок очень легко переименовывает предметы, видит в одном другое и верит в это. Для него воображаемая ситуация так же эмоционально значима, как и реальная. Но это отнюдь не значит, что он не делает грань между реальностью и игрой – выражение «как будто» как раз и говорит о понимании ребёнком этой грани.

Приобщение к игре

Если раньше такие дети были в основном в детских домах, то сейчас, увы, всё чаще вырастают дети, которые не понимают, что такое «как будто» и «понарошку».

В возрасте 2 года детская игра имеет реалистичный предметный характер (ребёнок кормит куклу, причёсывает её, одевает-раздевает, укладывает спать) и вроде бы играет, как говорят взрослые. Но это игра не совсем та игра, о которой мы сейчас с вами говорим. Потому что он ДЕЙСТВИТЕЛЬНО кормит куклу. Никакого второго плана за этим нет.

Он ничего не воображает, ничего не представляет, всё делает «взаправду». У некоторых детей игра такой и остаётся, если им не показать возможность перехода в новую воображаемую реальность. То есть, например, если нет ложки, то показать, что куклу можно кормить не только ложкой, но и палочкой. Или предложить угостить её конфеткой.

Сначала дети напряжённо к этому относятся. Они не понимают, как можно угостить конфетой куклу, если этой конфеты нет, или бегут на кухню за настоящей конфетой. Ребёнок сначала подражает, а затем начинает вносить что-то своё. При чём поначалу игровое (воображаемое) и реальное название предмета у ребёнка одно и тоже.

То есть, например, он «варит» супчик в кастрюльке из бумажек, а когда его спрашивают «что у тебя там варится?» отвечает «бумажки». Тут в его сознании возникает противоречие – вроде как я варю суп, а в нём какие-то бумажки, какая-то «нестыковка». А затем возникает понимание: раз мы действуем с этим предметом, как с супом, то, наверное, это может быть супом.

И через какое-то время ребёнок начинает в этом предмете видеть не его реальное значение, а воображаемое.

а не сухое повествование «давай, это у нас будет ложка». То есть, у нас должны быть эмоции, сопереживание этой кукле, мы сами должны верить в это, и тогда ребёнок тоже заражается это верой и вступает в новое воображаемое пространство игры.В этом плане (безо всяких педагогических приёмов и актёрского мастерства).

Об игрушках

В возникновении игры очень важны игрушки. Но,<\p>

Через игру и игрушки ребёнок, во-первых, осваивает окружающий мир: предметный мир – свойства предметов (форма, величина, цвет и т.д.) и социальный мир – нормы и стереотипы, существующие в обществе.

А во-вторых, . И вот эти игрушки, соответственно, должны быть пригодны для этого. То есть, . Она не должна навязывать ему определённых стереотипов действий. К сожалению, большинство современных игрушек не отвечают ни той, ни другой функции.

Сейчас очень много, так называемых, интерактивных игрушек. Они сами диктуют способ действия с ними. Например, кукла, которая через каждую минуту даёт ребёнку команды, что с ней нужно делать.

Или игрушки, где нужно нажать кнопку и получить какое-то впечатление (крякающая утка, например, или робот, который кружится и поёт песни). Игра с ними сводится к стереотипному воспроизводству одних и тех же действий. То есть, делать с ними ничего не надо.

Такие игрушки не позволяют создать какой-то образ или воображаемую ситуацию, и совершенно блокируют активность ребёнка, т.к. позволяют только смотреть на них и потреблять их собственную активность.

Какими же должны быть игрушки?

Если говорит о кукле, то она не должна говорить, кричать, двигаться. Она должна быть простой, без навязчивого конкретного образа.

Этот образ должен соответствовать этическим и эстетическим представлениям, принятым в мире, он не должен быть вызывающе уродливым, демонстративно кричащим. Также, он должен быть детским, т.е.

соответствовать детской психике. Увы, подавляющее число кукол изображает взрослых, ну или 15-летних барышень.

Таким образом, главная функция игры – создание воображаемой ситуации, которая отличается от реальности. Создание этой ситуации инициируется взрослым, начинается через использование простых предметов-заменителей (когда в одном предмете ребёнок может увидеть другой) и поддерживается игрушками, пригодными для подобной игры.

Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/455710340-181805786/

Развивающие психологические игры для дошкольников. Пособие «Мои эмоции»

Психологические игры для детей 5-6-7 лет.

Цель: развитие эмотивной лексики.

Задачи: — закрепить знания об основных эмоциях; — развивать дифференциацию эмоций;

— обогащать речь детей эмотивной лексикой.

В развитии речи детей дошкольного возраста большое значение имеет словарная работа, а именно работа над эмоционально-оценочной лексикой, которая обозначает эмоции и чувства, внутренние переживания человека, его нравственные качества.

Словесное обозначение эмоций помогает осознать свои собственные эмоциональные переживания и управлять своими эмоциями.

Ребенок с недостаточно развитым эмоционально-оценочным словарем затрудняется понимать эмоциональное состояние других людей, что приводит к нарушению отношений с окружающими.

В дошкольном возрасте формируется отношение к моральным и этическим нормам общества и большое значение в этом имеет развитие эмоционально-оценочной лексики. Представленное пособие может использоваться в сопровождении образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

Возможны 3 варианта игры с помощью данного пособия:

• Игра «Расставь по порядку»;

• Игра настольно-печатная «Эмоциональное лото»;

• Игра «Угадай эмоцию».

Игра «Расставь по порядку»

Дидактическая задача: формировать представление о степени интенсивности проявления эмоций, умение объяснить ее отличительные признаки; обогащать речь синонимами, обозначающими эмоции.
Игра проводится предпочтительно индивидуально.

Игровые правила: расположить по порядку, ответить на вопросы.
Ход игры: педагог показывает ребенку хаотично расположенные карточки (без соблюдения последовательности) с изображением лица с разной степенью интенсивности проявления какой-либо эмоции (например, радость).

Спрашивает: «Про какого человека можно сказать спокойный, улыбается, смеется, хохочет. Почему? Кто среди изображенных людей веселее. Почему?». Предлагает расположить карточки в порядке усиления эмоций и наоборот.

Аналогично: грустит-плачет-рыдает, недовольный –злой -разъяренный и т.д.

Игра настольно-печатная «Эмоциональное лото»

Дидактическая задача: развивать и закреплять знания об эмоциях и их дифференциацию, обогащение словарного запаса названиями основных эмоций и чувств. Игра проводится в подгрупповой или индивидуальной форме.
Игровые правила: кто быстрее закрыл все пиктограммы на своем игровом поле – тот победил.

Ход игры: игроки получают карточку- игровое поле с изображением пиктограмм эмоций. Педагог показывает изображение персонажа или человека с выраженным эмоциональным состоянием (или карточку с ситуацией в усложненном варианте).

Игроки распознают изображенную эмоцию, называют её, ищут соответствующую пиктограмму на своем игровом поле и закрывают фишкой с галочкой.

Игра «Угадай эмоцию»

Дидактическая задача: формировать умение использовать эмоционально-оценочную лексику в речи (грамматический строй — разные части речи). Игра проводится в подгрупповой или индивидуальной форме. Игровые правила: за правильный ответ дается фишка.

Ход игры: игрокам по очереди предъявляется карточка с текстом и изображением, описывающим ситуацию. Игроку нужно либо продолжить фразу либо ответить полным ответом (назвать эмоцию)

Используемые материалы

Интернет-ресурсы:

  • liveinternet.ru
  • snob.ru
  • minecraftnavideo.ru
  • http://i-sonnik.ru
  • http://native-english.com.ua
  • http://otvetprost.com
  • uaua.info/
  • kurer-sreda.ru
  • http://i.artfile.ru
  • http://crazymama.ru
  • http://womenshik.ru
  • http://kyselivka.church.ua
  • https://www.syl.ru/misc/i/ai/98389/199034.jpg
  • http://getwallpapers.ru/img/picture/Apr/08/008f4d2256d2067906cbc732b1efa4b5/2.jpg

Литература:

  • Гиппенрейтер Ю.Б. Психологические игры и занятия с детьми.
  • Овладение эмоционально-оценочной лексикой старшими дошкольниками / В. И. Яшина — «Прометей», 2016.

Скачать — Развивающие психологические игры для дошкольников. Пособие «Мои эмоции».

Номинация:

Источник: http://portal2011.com/razvivayushhie-psihologicheskie-igry-dlya-doshkolnikov-pos/

Психологические игры для детей 5-7 лет

Развиваем наблюдательность, умение воспринимать невебральные сигналы, внимание

Описание: это командная игра рассчитана на большое количество участников.

В начале игры выбирается ведущий, который будет начинать первый раунд. Все остальные участники выстраиваются в одну линию. Когда ребята выстроились, ведущий берет в руки игрушку и начинает ходить за ними, пытаясь кому-нибудь из них вложить ее в руки. Тот участник, которому он все-таки отдаст, должен тут же выбежать из строя.

В это время остальные участники должны внимательно следить за ведущим, так как им нужно будет поймать игрока, в руках которого окажется игрушка. Причем сделать это они должны, не выходя за пределы линии. Если им удается поймать убегающего участника, то он должен возвратиться на свое место.

Если этому игроку все- таки удалось убежать, он становится ведущим, в то время как предыдущий занимает его место.

Материалы и наглядные пособия для игры

Какой-нибудь небольшой предмет, который можно передавать из рук в руки (это может быть мячик или любая другая игрушка).

Расследование

Развиваем внимание, память, коммуникативные и аналитические способности, наблюдательность

Описание: все участники закрывают глаза, а ведущий выбирает одного из них и ставит его за занавеску. Затем все открывают глаза, и ведущий объясняет задание.

Ребята должны узнать, кто за занавеской (или просто проанализировать, кого среди них не хватает). Затем они должны вспомнить как можно больше деталей его внешнего вида (цвет глаз, волос, во что он одет, какая у него прическа и т. д.

), т. е. должны дать как можно более точный его портрет.

Когда ребята выскажут все свои предположения, спрятанный за занавеску игрок может выйти, а все остальные увидят, насколько точным было их описание.

Если участники игры совсем маленького возраста, то правила игры можно объяснить до того, как они закроют глаза. Так пни смогут уже целенаправленно проанализировать внешность друг друга и запомнить гораздо больше деталей.

Материалы и наглядные пособия для игры

Занавеска.

Веселая сороконожка

Развиваем коммуникативные способности координацию, внимание, наблюдательность

Описание: в этой игре участвуют, как минимум, 6 человек. Большее количество игроков только приветствуется.

Все участники должны встать друг за другом и положить руки на плечи стоящего впереди. Игрок, который окажется первым, будет направляющим и ведущим. Ребята должны наблюдать за ведущим и идти строго по его следам. С помощью музыки можно ускорять и замедлять движение.

Если ребята справляются с этим заданием, его можно усложнить. Ведущий может показывать не только направление, но и какие- то замысловатые движения. Например, прыжки на одной ноге, передвижение в ритме ламбады (в этом поможет музыка), какие-нибудь манипуляции руками и т. д.

Те участники, которые не справились с заданием, выбывают из цепочки.

Материалы и наглядные пособия для игры

Веселая музыка.

Кто твой друг?

Развиваем коммуникативные навыки, внимание

Описание: эта игра рассчитана на длительное проведение. Она может длиться целый вечер, день или несколько дней и совмещаться с другими играми. В ней могут принимать активное участие даже взрослые.

Перед началом игры вам нужно записать имена всех участников на отдельных бумажках. Рядом нужно подписать ту роль, которую человек, вытянувший эту бумажку, будет играть по отношению к тому, кто на ней обозначен. Это может быть влюбленный, друг, мама. Затем все участники должны вытянуть себе имя тайного друга. Его имя нельзя озвучивать, так как никто другой не должен пока этого знать.

После этого каждый участник игры должен вести себя по отношению к тайному другу так, чтобы он смог догадаться, какую роль играет его партнер. Следить за своим поведением нужно на протяжении всей игры.

Материалы и наглядные пособия лая игры

Чистые листы бумаги, карандаш.

Лесные братья

Развиваем коммуникативные, артистические способности, внимание.

Игра способствуй общению и взаимопониманию детей

Описание: в начале игры среди участников распределяются роли. Это могут быть определенные звери (заяц-именинник, обманщица-лиса, медведь-защитник и т. д.), характерные сказочные персонажи (Незнайка, Мальвина, Буратино, Знайка, Бармалей). Игрокам можно просто дать имена, отражающие их положительные и отрицательные человеческие качества (добрый, злой, г общительный и т. д.).

Когда роли будут распределены, нужно подробно объяснить ребятам, что они должны в течение всей игры вести себя так, как вел бы себя в данной ситуации их персонаж.

Читайте также:  Внеклассное мероприятие на тему «россия - родина моя», 3-4 класс

Если девочка играет роль Мальвины, она, как и ее героиня, на протяжении всей игры должна быть гостеприимной и доброжелательной (будет лучше, если такую роль получит скромная и незаметная девочка).

Если мальчик играет роль Буратино, то он должен всем задавать вопросы, быть немного навязчивым. Подобным образом необходимо разобрать и проанализировать все роли.

Раздавать нужно роли тех персонажей, которые знакомы ребятам. Желательно, чтобы они были полной противоположностью характеру ребенка. Ведущий должен наблюдать за игрой.

Если у кого-то из ребят роль не получается, ее необходимо еще раз проанализировать или поменять.

Материалы и наглядные пособия для игры

Негромкая веселая музыка.

➢ В этой игре нет победителей и проигравших. Она идеально подходит для праздников, ее можно использовать как первую ознакомительную.

Поменяйся местом

Развиваем коммуникативные навыки, внимание, координацию, аналитические способности

Описание: эта игра подходит для первоначального знакомства. Она помогает наладить контакт между детьми, способствует возникновению неформальной обстановки.

Все участники, кроме одного (он будет первым водящим), должны сесть на стулья. В это время ведущий должен назвать какой-нибудь признак, общий для всех (или для некоторых) участников. Это может быть цвет волос, половая принадлежность, детали гардероба и др.

Те участники, к которым относится названное определение, должны поменяться местами. При этом цель ведущего — самому успеть занять освободившийся стул. Тот участник, которой не успел сесть на стул, становится новым водящим. Он должен назвать новое качество, способное объединить нескольких участников.

Теперь по команде они должны поменяться местами.

Для ведущего важно делать сообщение внезапно, чтобы самому успеть занять место.

Материалы и наглядные пособия для игры

Стулья для каждого участника, кроме одного.

Игры, развивающие нравственные и волевые качества личности

Помоги дедушке!

Учим ребенка внимательному отношению к окружающим его людям, доверию друг к другу, сосредоточенности

Описание: ведущий предлагает участникам разделиться на пары и выяснить, кто из них будет играть роль дедушки, а кто будет ему помогать.

Затем «дедушкам» завязывают глаза (детям нужно объяснить, что «дедушка» очень плохо видит) и с остальными ребятами придумывают маршрут, по которому нужно будет провести «слепого дедушку». Будет лучше, если придется обходить деревья, кусты на природе или какую-нибудь мебель в квартире.

Пары встают на старт и по свистку ведущего отправляются в путь. Победившим считается та пара, которая быстро и без ошибок преодолеет этот путь.

Игру можно усложнить правилом, согласно которому до «дедушки» нельзя будет дотрагиваться, а руководить его движением можно только словами.

Материалы и наглядные пособия для игры

Секундомер, негромкая музыка.

Запретные слова

Расширяем словарный запас решка, развиваем внимание. целеустремленность, хорошую и быструю реакцию, уверенность в себе

Описание: выбираются слова, которые будут считаться запретными (например «да» и «нет»). Сама игра проходит в форме беседы. Участники ходят по комнате и стараются друг с другом завести разговор.

Главная цель — добиться от соперника того, чтобы он произнес одно из запретных слов. Тот, кто нарушил запрет, считается проигравшим, и отдает 1 жетон тому, кто задал этот каверзный вопрос.

У того, кто раздумывает над вопросом более 1 минуты, тоже отнимается жетон. Тот, кто потерял все жетоны, считается выбывшим из игры.

Материалы и наглядные пособия для игры

Пять жетонов для каждого участника игры (в качестве жетонов можно использовать бусины, пуговицы или другие небольшие предметы).

Что мне в себе нравится и что не нравится

Учим ребят адекватно оценивать себя и окружающих, умению тактично высказывать свое мнение о другом человеке, даже если он не очень симпатичен; развиваем аналитические способности, уверенность в себе

Описание: игра будет своевременной, если вы заметили, что кто-то из детей начал комплексовать по какому-то поводу и замыкаться в себе.

Каждому участнику дается лист бумаги и карандаш (будет лучше, если сначала в этой игре будет принимать участие небольшое количество детей).

Каждый лист подписывается и делится на 2 колонки: в первой ребята выписывают те качества, которые каждому из них в себе нравятся, во второй — качества, которые не нравятся. Затем эти листочки собирают и раздают другим ребятам.

Они на обратной стороне этого листка выписывают те положительные и отрицательные качества, которые, по их мнению, имеет хозяин этого листка.

Затем листы сдают ведущему (взрослому). Он зачитывает эти записи, все вместе анализируют их. Так выясняется, какие положительные и отрицательные качества действительно есть в каждом ребенке, а какие он сам себе придумал.

Материалы и наглядные пособия для игры

Листы чистой бумаги и карандаши по числу участников.

Источник: https://kirsanova-ig-egords6.edumsko.ru/folders/post/1326079

Образная игра в жизни ребенка 4 — 5 лет

06 05 2015      Н.Лейкина       Пока нет комментариев

Образная игра очень любима нашими детьми. Пожалуй, самая любимая, потому что в нее дети играют долго (с 2,5 до 8 лет).

Центральной она становится с 4-х лет, а начало приходится примерно на 2,5 года. В какой-то момент к вам на кухню может зайти не ваш любимый сыночек или дочка, а маленький котенок или львенок.

И здесь уже ребенок учится управлять не игрушкой, как в режиссёрской игре, а собой. Как правило, дети начинают с превращения в животных, это домашние животные, которые ближе всего к ребенку. Постепенно они могут брать на себя роли сказочных героев, потом уже образы людей.

Теперь ребенку не нужна игрушка котенка, за которой он прятался в режиссерской игре, здесь можно стать самим котенком, львом, тигром, змеей, обезьяной, рыцарем, принцессой, спасателем, пожарником.

Очень важно, что ребенок учится как бы овладевать образом и, соответственно, удерживать этот образ.

 Как взрослый может играть с ребенком в 4 года?

Недавно рассказала сыновьям, что видела, как дерутся два кота, и показала, как страшно они мяукают, выгибают спину, пристально смотрят и бьют лапой по морде, кусают и набрасываются друг на друга.

После моего рассказа дети тут же перевоплотились в котов. Старший нападал на младшего, они мяукали, катались по полу. Пришлось мне кидаться в них тапками, грозно ругаться, топать ногами. Коты пугались, разбегались в разные стороны.

Потом я превратилась в собаку, загнала котов под диван и грозно на них лаяла. Затем я была мама-кошка, а они мои котята. Потом я снова стала их грозной хозяйкой.

Интересно, что старший сын, 8 лет, будучи котом, только мяукал, не разговаривал (так хорошо он вживается в образ). А младший говорил и мяукал одновременно. Вот такая у нас получилась игра!

Взрослый может поддержать игру, развивая сюжет с образом, который взял на себя ребёнок.

Например, приходит ваш сын или дочка и говорит: «мама, я кошка!».

Вы: «А я твоя хозяйка, какая же у меня кошечка! — гладим, чешем за ушком. — Дам ей молочка (наливаем в блюдечко и ставим на пол). А давай, я с тобой поиграю!». Делаете веревочку и играете в кошки-мышки.

Тем самым мы даем ребёнку возможность прожить образ котенка. У него самого еще не хватает сил и удерживать образ, и одновременно развивать сюжет. А образ очень хорошо проживается в сюжете. Сюжет — это каркас для образа.

Роль взрослого в образной игре

Взрослый дает информацию о персонаже, которым хочет быть ребенок. Это важный момент. Ребенок должен это увидеть. Образы можно брать из книг, детских энциклопедий, смотреть фильмы BBC, мультики.

Можем просто задать образец игрового поведения, показав, как игровой персонаж может себя вести.
Обязательно нужны разные тряпочки, костюмы, другие атрибуты, которые могут подчеркнуть образ. Переодевание помогает перевоплотиться.

Маленьким детям лучше максимально обставлять игровое пространство.

Чем старше ребенок, тем он проще перевоплощается, и ему не нужно много атрибутов. Он может все это вообразить. В возрасте 3-5 лет атрибутика более важна, воображение развивается с опорой на предметную среду.

А детям постарше можно сказать: «Давай представим, как будто здесь корабль!» — и им этого достаточно.

Важно какую-то часть комнаты предоставлять деткам для их игр и позволять превращать эту часть в игровое пространство: переставлять стулья, переворачивать, застилать одеялами, строить разные домики, что-то менять, приносить.

Также взрослые помогают ребенку быстро выйти из игры. Слова «стоп-игра» и снятие атрибутики в этом здорово помогают.

5 этапов развития детской образной игры

1 этап — имитация

Ребенок начинает имитировать поведение животных, как правило, без сюжета в 2,5-3,5 года. Просто сам факт перевоплощения для него очень важен. Я — бельчонок, я — собачка, я — кошечка.

2 этап — первые сюжеты

Ребенок изображает животное, образ которого проигрывает в несложном сюжете в 3,5– 4 года. Важно войти в игру и дать прожить малышу свой образ. Чем больше образов берет на себя и проигрывает ребенок, тем это лучше для его развития.

3 этап — полное погружение

Вход в образ и полноценное его проигрывание. Примерно в 4,5-5 лет. Может брать на себя образы растений и деревьев, машин и самолетов.

4 этап — сказка наяву

Малыш берет на себя образы сказочных персонажей, разыгрывает известные ему сюжеты и пытается сочинять свою сказку. Важно в этот момент помочь ребенку в развитии личных идей и не мешать ему, каким бы забавным и нереальным ни казался вам сюжет.

5 этап — настоящие профессии

В возрасте 5-5,5 лет дети входят в образы людей: кассиров, диспетчеров, спасателей, врачей. И как раз здесь происходит переход в центральную игру дошкольника — сюжетно-ролевую!
Задача взрослого — поддержать и развить сюжет, чтобы помочь ребенку проиграть образ.

Если в своих играх в период 2,5-4 года наши детки предпочитают выстраивать игровое пространство на столе, в коробке, в песочнице, на полу, то в образной игре уже занимается большее пространство комнаты.

Ребенок осваивает способность выделять и удерживать поведенческий контекст взятого на себя образа. Через проживание образа он готовит себя к тому, чтобы подчиняться правилам. Осваивает способность фиксировать образы соответствующими атрибутами. В этой игре активно развивается воображение и способности к перевоплощениям!

В образной игре ребенок учится управлять собой. Именно в этой игре у ребенка развивается способность к идентификации, т.е. когда мы можем присваивать себе черты других персонажей или других людей. Через это развивается чувствование, понимание других людей, эмпатия.

И как раз к пяти годам ребенок может уже уйти от эгоцентрической позиции, когда не только «я» в центре, а вокруг меня люди, а когда есть еще другие люди, они тоже что-то чувствуют, что-то переживают.

И у ребенка появляется такая способность – вставать на точку зрения другого человека.

Конечно, это не происходит прямо в пять лет, но зарождается и начинает развиваться именно в образной игре.

Здесь ребенок, особенно те, которые хорошо вживаются в образы, может превращаться в один образ, другой… Он как бы прячется за этими образами и говорит: «Это я и вроде не я».

И вот эта способность к идентификации позволяет ребенку перенимать, в том числе, ценности, обычаи и правила семьи, присоединяться к ним и сделать их своими. Очень и очень важная игра.

Хотите научиться сочинять сюжеты между делом, развить свою и детскую фантазию? Вам будет полезна школа-марафон «Страна Фантазия».
Запишитесь в список ожидания, чтобы ничего не пропустить!

Источник: http://risuem-i-igraem.ru/obraznaya-igra

Ссылка на основную публикацию