Рассказ о языке жестов, 4 класс

Исследовательская работа «Язык жестов»

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Язык жестов.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Язык жестов Выполнила: Степанова Анна, ученица 4 Б класса, МАОУ СОШ №36 города Тамбова Руководитель: Колышкина Ирина Викторовна, учитель начальных классов «Говорим мы голосом, а беседуем всем телом» (древнеримский поэт Публиций)

2 слайд Описание слайда:

Обоснование выбора темы В современном мире люди не могут обходиться без общения, человек большинство своего времени проводит в обществе. Но даже тогда, когда люди общаются с помощью слов, в разговоре обычно участвует всё тело.

3 слайд Описание слайда:

при разговоре информация передаётся:

4 слайд Описание слайда:

Цель исследования: выяснить, нужно ли человеку знать язык жестов и почему? Задачи: — узнать, что означают жесты и важны ли жесты в общении людей; — выяснить, кому и зачем нужны жесты. Гипотеза: Понимание и овладение языком жестов позволят нам не только стать интересными в общении, но и познавать людей и завоевывать друзей.

5 слайд Описание слайда:

Объект исследования: общение без слов Предмет исследования: жесты. методы исследования: анкетирование, обработка результатов анкет; изучение: — научно-познавательной литературы о жестах; — Интернет-ресурсов. анализ, обобщение и систематизация собранных данных. работа в различных программах: Microsoft Excel (для построения диаграммы), Microsoft PowerPoint (для создания презентации).

6 слайд Описание слайда:

Этапы выполнения работы I этап. Выбор и осознание проблемы. II этап. Разработка плана действий. III этап. Сбор и обработка информации (самостоятельно и совместно со взрослыми).

Разработка вопросов анкеты (совместно с учителем). Проведение анкетирования среди одноклассников. Оформление результатов работы в форме проекта. IV этап. Подготовка к защите проекта. V этап. Презентация проекта. VI этап.

Самооценка проделанной работы, свои впечатления.

7 слайд Описание слайда:

Результаты работы: Жесты – это разнообразные движения руками и головой, используемые для передачи информации и выражения своего отношения к сказанному. Язык жестов – самый древний способ достижения взаимопонимания. Жесты уточняют мысль, оживляют её, в сочетании со словами усиливают её эмоциональное звучание, способствует лучшему восприятию речи. 

8 слайд Описание слайда:

Особенности жестов в разных странах Жест «кивок головой». Во многих странах означает «да», а в Болгарии, Турции и Греции — «нет».    Жест «большой палец вверх» не во всех странах означает «отлично». В Австрии, Германии и Франции он означает «один», в Японии — «пять», а любители путешествовать автостопом часто голосуют им на дороге.

9 слайд Описание слайда:

Особенности жестов в разных странах Жест «Виктория» во многих странах означает победу или мир. Но в Греции и Турции официанту ни в коем случае нельзя показывать два пальца– это считается очень оскорбительным жестом. Жест «О кей» .

Американцы используют его в значении «о'кей» (все отлично), французы — в значении «ноль», в Японии этот жест означает «деньги» («заплати»), а в некоторых странах (к примеру, в Португалии и Бразилии) он считается оскорбительным.

10 слайд Описание слайда:

Особенности жестов в разных странах Скрещивание пальцев. Во многих западных странах люди скрещивают указательный и средний пальцы на удачу или от сглаза. Во Вьетнаме же этот жест является оскорбительным, особенно, если вы при этом смотрите или адресуете это другому человеку. На Ближнем Востоке, например, не следует протягивать деньги или подарок левой рукой.

11 слайд Описание слайда:

Кому и зачем нужны жесты? Кто говорит руками? Люди, лишённые слуха не могут говорить словами. Они «говорят» руками – жестовым языком.

12 слайд Описание слайда:

Кому и зачем нужны жесты? Как говорить, когда говорить нельзя Невозможно говорить под водой (жесты дайверов). Погружаемся Всплываем Стоп (стой)

13 слайд Описание слайда:

Кому и зачем нужны жесты? Ещё без жестов не обойтись в спорте. Удар концом клюшки Штрафной бросок Замена игроков

14 слайд Описание слайда:

Кому и зачем нужны жесты?

15 слайд Описание слайда:

Выводы В ходе работы над темой я: узнала, что означают жесты и важность жестов в общении людей; выяснила, кому и зачем нужны жесты; училась планировать свою деятельность; формулировать цели и задачи работы, работать с источниками информации различного характера; анализировать, систематизировать и представлять данные в ходе исследования; планировать сотрудничество с учителем, одноклассниками; научилась оформлять результаты своей работы.

16 слайд Описание слайда:

Использованные источники Доброва Е.В., «Язык жестов» — Москва, АСТ 2007 Сынкова К.В., «Язык жестов» — Украина, Донецк, АСТ2007 Интернет-ресурсы: http://sekretovnet.com/ http://kinesica.com.ua/ http://bookap.info/

17 слайд Описание слайда:

Удачи, бодрости и хорошего настроения на весь день!

Краткое описание документа:

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/material.html?mid=93333

Конспект занятия для 4 класса «Язык, мимика, жесты»

Занятие в ГПД для 4 класса

Автор:

Обливанцева Т.М.

Цель: формировать навыки и привычки, облегчающие установление. контактов в общении, создании атмосферы доверия.

Задачи:

-уметь общаться с помощью неречевых средств (мимики, жестов) и понимать собеседника по используемым жестам и мимике;

-воспитывать у обучающихся гуманное отношение друг к другу – не унижать достоинства других.

Форма занятия: комбинированная

Описание. Данное занятие предназначено для обучающихся 4 класса. Будет полезно воспитателям ГПД, классным руководителям, родителям.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, на нашем занятии присутствуют гости. Поприветствуем их.

(Учащиеся делают кивок головой)

Воспитатель: Спасибо. Садитесь, пожалуйста.

Тема нашего занятия «Язык, мимика и жесты» и с вашего позволения я начну его с интересной легенды.

«В Древней Греции жил знаменитый баснописец Эзоп, который был рабом у царя Ксанфа. Однажды царь пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить на обед лучшее кушанье. Эзоп пошёл на базар, купил языки и сделал из них три блюда. Гости очень удивились и стали спрашивать, почему Эзоп считает лучшим на свете какие-то языки. На это Эзоп отвечал: «Ты велел, Ксанф, купить самое лучшее.

А что на свете может быть лучше языка? С помощью языка люди объясняются друг с другом, получают знания, приветствуют друг друга, объясняются в любви». Такое рассуждение понравилось царю Ксанфу и его гостям. В следующий раз, чтобы испытать Эзопа, приказал Ксанф приготовить блюдо из самого плохого, что есть на свете. И опять Эзоп отправился на базар и купил…(как вы думаете, что?) языки.

Все опять удивились. Тогда Эзоп начал объяснять: «Ты велел искать самое плохое, а что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и обманывают друг друга, хитрят, ссорятся. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушить города и целые государства.

Может ли быть что-нибудь хуже языка?» Этот ответ заставил Ксанфа и его гостей задуматься над мудрыми словами Эзопа.

Ребята, как вы думаете, в чём смысл этой легенды?

Ученик: Язык может служить для хорошего и для плохого.

Воспитатель: Правильно. Это зависит от человека, от того, чего он хочет. А как вы понимаете, почему язык можно назвать другом и врагом?

Ученик: Дуг – когда люди говорят друг другу хорошие, добрые слова.

Ученик: Язык-враг – когда люди оскорбляют друг друга, ругаются.

Воспитатель: Как замечательно, что люди научились пользоваться речью! Наше настроение во многом зависит от доброго взгляда и слова собеседника. И наоборот: небрежно обронённое, злое слово больно ранит нас. Сейчас даже трудно представить то время, когда люди жили в пещерах и не умели говорить, пользоваться речью. Как же они общались?

Ученик: Они общались с помощью жестов и мимики.

Воспитатель: А кто в наше время пользуется жестами для общения?

Ученик: Жесты для общения используют люди глухонемые.

Воспитатель: Правильно. Язык жестов – это использование определённых положений рук, головы для передачи информации, мыслей. Мы с вами иногда тоже пользуемся им.

Сейчас я предлагаю вам игру «Актёр», для чего некоторые из ребят получат карточки с заданием.

Используя только жесты и мимику, ребята должны выполнить то задание, которое написано у них в карточке, а остальные ребята и гости должны озвучить это задание. После этого наши гости определят, кто был лучшим актёром.

(Игра «Актёр»)

Задания:1 – навести в классе тишину; 2 – восхититься подаренным букетом; 3 – с балкона позвать ребёнка домой; 4 – подозвать нашкодившего сорванца; 5 – отказаться от предложенной конфеты.

(Награждение лучшего актёра)

Воспитатель: Эти жесты понятны многим людям, говорящим на разных языках. Но некоторые жесты одного народа могут быть непонятны другим народам. Давайте вспомним жест прощания.

( Все машут рукой)

Воспитатель: Латиноамериканец воспринял бы такой жест как приглашение в гости. Покажите, как приветствуют друг друга военные?

(Все прикладывают правую руку к виску, отдавая честь)

Воспитатель: Так приветствовали друг друга обычные египтяне.

Если у русских утвердительный кивок обозначает «да», то у болгар это значит «нет».

Это мы назвали и показали хорошие жесты, которыми люди пользуются в общении. А какие жесты не положено применять в обществе воспитанных людей?

(Учащиеся перечисляют)

-Хлопать собеседника по плечу.

-Размахивать руками.

-Теребить одежду, крутить пуговицы.

-Чесать голову и теребить себя за ухо.

-По столу барабанить пальцем.

-Трогать руками лицо.

-Бесцельно вертеть в руках какой-нибудь предмет.

-Держать руки в карманах.

Воспитатель: Молодцы. Сейчас я предлагаю вам посмотреть сказку «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду» в исполнении Кристины и Никиты.

(На полу расстелить голубую ткань – это пруд. По краям пруда – цветы. В центре пруда – изображение Енота)

Воспитатель: Крошка Енот рассказал своей маме всё про Того, кто сидит в пруду.
Енот: О, мама, мне так хотелось пойти одному за раками и принести их на ужин домой!

Мама: И ты принесёшь. Только вот, что я тебе скажу: не строй рож, не бери с собой камни и палки.

Енот: Что же я должен делать?

Мама: Только улыбнуться! Пойди и улыбнись Тому, кто сидит в пруду.

Енот: И больше ничего?

Мама: Это всё. Я уверена.

Воспитатель: Пошёл крошка Енот к пруду, остановился и заставил себя улыбнуться Тому, кто сидит в пруду. (улыбается) И Тот, кто сидел в пруду, улыбнулся в ответ. Крошка Енот так обрадовался, что стал хохотать (хохочет). И ему показалось, что Тот, кто сидит в пруду, хохочет точь-в-точь, как это делают еноты, когда им весело.

Енот: Он хочет со мной дружить! И теперь я могу перейти на ту сторону.

(Участники сказки кланяются)

Воспитатель: Спасибо. Ребята, а как вы думаете, чего не понимал крошка Енот?

Ученик: Он не понимал, что это было его отображение в пруду.

Воспитатель: Вид улыбающегося человека создаёт хорошее настроение у окружающих. Вспомним песню Енота из мультфильма «Крошка Енот».

(Песня «Улыбка», музыка Владимира Шаинского)

Воспитатель: Младенец, ещё не умеющий говорить, знает «азбуку лица». Изменение выражения лица при помощи лицевых мышц называется мимикой. Мама улыбается – и малыш широко улыбается в ответ, она нахмурила брови – у ребёнка кривится ротик, готовый заплакать. Я предлагаю вам с помощью мимики изобразить:

-сердитого человека;

-радостного человека;

-удивлённого человека;

-грустного человека.

(Выполнение заданий учащимися)

Воспитатель: Молодцы. Все справились с заданием. Наше занятие подходит к концу. Сегодня мы ещё раз убедились, что понимать друг друга можно и без слов. Что в этом случае помогает при разговоре?

Ученик: движения рук, лица, тела.

Воспитатель: С кем можно разговаривать с помощью жестов и мимики?

Ученик: С помощью жестов и мимики можно разговаривать с человеком, у которого болит зуб; с глухонемым человеком; с человеком, который находится на большом расстоянии.

Воспитатель: Желаю, ребята, вам, чтобы язык для вас был только другом.

А если вас с друзьями вдруг поссорил случай, —

Часто тот, кто любит, ссорится зазря, —

Вы в глаза друг другу поглядите лучше.

Лучше всяких слов, порою, взгляды говорят.

(пою)

И улыбка, без сомненья, вдруг коснётся ваших глаз,

И хорошее настроение не покинет больше вас.

Теперь, ребята, сделайте то, что я скажу вам на языке жестов.

(Движениями рук показываю, что нужно встать; учащиеся встают)

Воспитатель: Спасибо всем за участие и внимание. Занятие закончено.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/meropriyatia/konspiekt_zaniatiia_dlia_4_klassa_iazyk_mimika_zhiesty

Язык жестов (презентация работы) — презентация

1 «Человеческая сущность налицо только в общении, единстве человека c человеком» Л. Фейербах ЯЗЫК ЖЕСТОВ Выполнила: Давидович И. Руководитель: Скиданова М.А.<\p>

2 Средства общения устная речь вербальные невербальные письменная речь Кинесика (внешнее проявление человек. чувств) поза жест мимика походка взгляд<\p>

3 Язык жестов Язык жестов Цель: получение представлений о невербальных средствах общения, их использовании Задачи: изучить литературу по данной проблеме; провести опрос среди учащихся и учителей нашей школы; научиться использовать положительные, открытые жесты для успешного общения с другими людьми. Объект: процесс невербального общения между людьми Предмет : жесты<\p>

4 Используете ли вы жесты ?<\p>

5 НАИБОЛЕЕ УПОТРЕБЛЯЕМЫЕ ВАМИ ЖЕСТЫ<\p>

6 ПОМОГАЮТ ЛИ ЖЕСТЫ В ОБЩЕНИИ?<\p>

Читайте также:  Конспект занятия по пдд в подготовительной группе. правила поведения пешехода и водителя

7 ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ О НЕПРЕДНАМЕРЕННЫХ ЖЕСТАХ ?<\p>

8 Язык жестов Гипотеза: если человек владеет невербальными средствами коммуникации, то он может повысить эффективность общения.<\p>

9 Как «не ляпнуть» лишнего на языке тела Сомнение и неуверенностьнаслушался вдоволь чувствует ложь собеседника говорит неправду<\p>

10 Сигналы рук Огорчение и враждебность Самоуверенность Напряжение и несогласие Оборонное или негативное состояние человека<\p>

11 Жесты великих людей Ладонь вниз – приказной жест Большие пальцы заложены за вырезы жилета — выражение своего «Я» в разговоре.<\p>

12 Сила ладони Раскрытая ладонь – честность и искренность<\p>

13 В каком настроении сегодня учитель? Жест 1 Многократные, короткие и резкие кивки говорят о том, что учитель придает твоим словам большое значение.<\p>

14 В каком настроении сегодня учитель? Жест 2 Руки заложены за спину – признак бездействия. Учитель о чем-то задумался и совсем не замечает происходящего.<\p>

15 В каком настроении сегодня учитель? Жест 3 Указательный палец поднят вверх – попытка заинтересовать, привлечь внимание.<\p>

16 В каком настроении сегодня учитель? Жест 4 Постукивание пальцем по столу — признак гнева, раздражения.<\p>

17 Жест 5 Почесывание затылка- обдумывать важную информации. В каком настроении сегодня учитель?<\p>

18 Жест 6 Ладони развернуты к собеседнику – признак благосклонности и доброжелательного отношения.<\p>

19 Выводы Выводы В нашей повседневной жизни знания языка жестов помогают не только в профессиональной деятельности всем тем, чья работа непосредственно связана с людьми, но и в сфере личных взаимоотношений. Понимая жесты собеседника, мы сможем правильно себя вести в той или иной ситуации.<\p>

20 Литература Литература 1. А. Пиз «Язык телодвижений»Нижний Новгород 1992 г. 2. Психологический словарь под ред. В.П. Зинченко М.,1999 г. 3. Малая энциклопедия этикета М.,2000 г картинка Наполеон картинка Ленин<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1004774

Интересные факты о жестах

Именно жестам, а не словам, стоит верить при общении с человеком. Ведь нередко они выдают в нас то, что мы так настойчиво пытаемся скрыть.

Например, обманщика или просто не совсем искреннего собеседника обличит постоянное касание пальцами носа. Психологи объясняют этот популярный жест тем, что когда мы лжем, у нас действительно чешется нос.

Приказать своему телу «молчать» невозможно – точно так же, как контролировать работу желудка или почек.

Если взять всю информацию, которую мы сообщаем собеседникам, за 100%, то на словесный способ придется максимум 7%. Более сорока занимают интонации и громкость голоса, более 50% — мимика и жестикуляция.

Все жесты, известные в мире, можно разделить на универсальные и специфические. Качание головой означает «нет» во всех странах, кроме Болгарии: там этот жест имеет утвердительный оттенок. Практический любой житель планеты, пожавший плечами, тем самым выразит недоумение, а поднявший руку ладонью кверху будет о чем-то вас просить.

Некоторые общепринятые в одной стране жесты могут пониматься в другой с точностью до наоборот. Сведенные в колечко большой и указательный пальцы – то есть, «ОК» по-американски, — может серьезно обидеть француза. Ведь во Франции этот жест означает не что иное, как «ноль без палочки».

Японец будет думать, что вы хотите попросить у него денег, а бразильянка вообще влепит вам пощечину, так как этим жестом вы намекнете ей на место, откуда мы все появились на свет.

Именно в Бразилии однажды осрамился президент США Никсон, когда еще с трапа самолета приветствовал встречавшую его толпу не одним, а сразу двумя «океями». И при этом ослепительно улыбался.

На игре жестов построена знаменитая забава про камень, ножницы и бумагу, пришедшая к нам из древнего Китая. Она считается детской, но в некоторых видах спорта жребий бросают не при помощи монетки, а выбрасывая руку с одним из трех этих жестов.

Известно, что эмоциональные обитатели южных областей Земли пользуются жестами активнее, чем северяне. Настоящими мастерами языка жестов считаются итальянцы, испанцы и латиноамериканцы.

Жесты могут перениматься так же быстро, как слова. Еще в 80-е годы мы не знали, что такое американский «ОК» или вызывающе поднятый вверх средний палец руки. Сегодня эти жесты прочно вошли в наш обиход.

Известно, что женщины понимают язык жестов в большей степени, чем мужчины. И более чутко на него реагируют.

В том случае, когда человеку приходится вынужденно молчать, у него нет другого выхода, как пользоваться жестами. Именно язык жестов был в ходу у монахов, давших обет молчания, и у вдов некоторых туземных племен, соблюдавших траур по ушедшим мужьям.

У некоторых жестов есть вполне конкретные «авторы». Знаменитую «козу», без которой не обходится ни один рок-концерт, принесли в массы музыканты группы «Кисс», «Джудаст Прист» и другие ветераны рока.

Жест, напоминающий римскую цифру V и означающий «победа», не имеет к Древнему Риму никакого отношения. Он был придуман не так давно – во время Второй мировой войны. И вполне конкретным человеком: Виктором де Лавелье, работавшим в бельгийском отделении радиостанции BBC.

Этот жест означал не только победу, но и единение народов в борьбе против общего врага. Фашистские идеологи по-своему отреагировали на появление нового символа и пытались приписать его «авторство» древнегерманским племенам.

Но ничего не вышло: антифашисты не отказались от этого жеста и не только обменивались им, но и рисовали его знак на стенах домов.

Источник: https://kvn201.com.ua/jesti.htm

Язык жестов

Жесты – это движения различных частей тела (кистей рук, ног, головы), которые сопровождают речь человека. Они отражают истинное отношение к собеседнику, обсуждаемому событию или предмету, выражают скрытые намерения или желания человека. Жесты, как мы уже говорили, в каждой культуре различны. Они символичны и несут много информации.

Жесты можно классифицировать по разным принципам, но их смысл от этого не меняется. Они помогают сделать общение более живым и эмоциональным, дают дополнительную информацию собеседнику. В зависимости от функции, жесты делятся на группы.

Жесты-иллюстраторы

Это выразительные жесты, которые сопровождают повествовательную речь. Они помогают более полно передать описываемое событие, явление.

К ним относятся жесты сообщения:

1) указатели (жесты указательным пальцем);

2) пиктографы (жесты, которые помогают представить размер или форму описываемых предметов);

3) кинетографы (непроизвольные движения телом);

4) жесты-отмашки рукой, головой;

5) идеографы (движения рук, изображающие соединение различных предметов).

Жесты-регуляторы

Такие жесты отражают отношение собеседника к чему-либо. Сюда относятся:

1) кивок;

2) улыбка;

3) направление взгляда;

4) осознанные движения руки.

Жесты-эмблемы

Эти жесты заменяют в разговоре слова или фразы. К примеру, если сжать ладони крест – накрест с обхватом, как при рукопожатии, на уровне груди, то это будет означать приветствие людей, находящихся на расстоянии. Если этот же жест сделать над головой, то он будет означать прощание. И не нужно никаких слов, все поймут это сообщение.

Жесты-адапторы

Эти жесты отражают индивидуальные привычки человека. Их производят руками. К ним относятся:

1) касание собеседника;

2) почесывание или подергивание определенных частей тела;

3) перебирание в руках мелких предметов (авторучка, пуговица на одежде и др.).

Жесты-аффекторы

Эти жесты посредством тела выражают определенные эмоции.

В повседневной жизни наибольшее значение имеют жесты, которые отражают степень доверия к собеседнику, эмоциональный настрой общающихся. Они в наибольшей степени помогают понять другого человек. Сюда относятся и жесты, выражающие скрытую или явную агрессию.

Жесты открытости

Помогают оценить расположенность к вам собеседника:

1) открытые ладони и внутренняя поверхность запястий;

2) свободные, не перекрещенные руки и ноги.

Оборонительные жесты

Они означают, что человек чего-то опасается, не расположен к вам. Возможно, он просто неуверенно себя чувствует (новое знакомство, незнакомая обстановка и др.).

В такой ситуации сложно вести доверительную беседу и необходимо сначала попробовать расположить собеседника к себе.

Оборонительный жест может появиться и в том случае, если собеседник с вами в чем-то не согласен, но не может открыто этого высказать. К таким жестам относятся:

1) сжатые в кулаки кисти;

2) перекрещивание рук на груди.

Жесты скрытности

Они говорят о том, что собеседнику с вами неловко и он желает завершить общение. К жестам скрытности относятся:

1) отведение взгляда в сторону;

2) прикрытие рта рукой.

Жесты превосходства

Они подтверждают тот факт, что собеседник вас недооценивает. Иными словами, подсознательно он ощущает себя в более высоком положении. К таким жестам относятся:

1) расположение своей ладони поверх ладони другого человека при рукопожатии;

2) держание рук в карманах во время разговора.

Жесты властности

Бывает, что собеседник пытается проявить свою власть и подавить вас. При этом реальных оснований для этого у него может и не быть. Чтобы распознать такие намерения, обратите внимание на следующие жесты:

1) руки сцеплены за спиной;

2) приподнятый подбородок.

Самоконтролирующие жесты

Они проявляются, если собеседник неуверен в себе, нервничает и хочет это скрыть:

1) сжатые за спиной руки;

2) сжимание подлокотников кресла.

Частые жесты и эмоции

Жесты отражают эмоциональное состояние говорящего. Один и тот же жест в разных условиях может означать разные эмоции. Для точной трактовки жеста имеет значение то, кем и в какой ситуации он выполняется, как именно выполняется, но в большинстве случаев смысл распространенных жестов ясен:

1) руки раскрыты, ладони направлены вверх – доброжелательность и искренность;

2) руки за спиной или в кармане – напряженное состояние, ощущение вины;

3) скрещивание рук на груди, одна нога лежит на колене другой – состояние напряженности, желание что-либо скрыть;

4) сжатые кулаки, сжимание предметов – защитное состояние, скрытая агрессия;

5) расслабленные кисти рук – спокойное состояние;

6) наклон головы во время слушания – заинтересованность;

7) человек сидит, голова опирается на руку с вытянутым указательным пальцем, локтем стоящую на столе, – критическое обдумывание, анализирование;

8) прищуривание глаз и периодическое почесывание подбородка с захватом ладонью – состояние обдумывания решения;

9) потирание переносицы – напряженность;

10) медленное снятие и протирание очков – желание выиграть время для обдумывания чего – либо, подготовка к сопротивлению;

11) расхаживание по комнате – обдумывание серьезной проблемы, сложного вопроса;

12) во время высказывания собеседник прикрывает рот ладонью – ложь;

13) человек слушает и одновременно прикрывает рот ладонью – недоверие к собеседнику и его словам;

14) собеседник все время отводит взгляд – желание что-либо скрыть;

15) направленность взгляда в сторону – собеседник вызывает подозрение, сомнение;

16) прикосновение во время речи к векам или носу – человек говорит неправду;

17) во время рукопожатия прикладывание своей руки поверх руки другого человека – состояние уверенности, превосходства;

18) ноги говорящего разворачиваются в сторону выхода – желание завершить разговор и уйти;

19) руки находятся в карманах, а большие пальцы снаружи – состояние уверенности и превосходства.

Источник: http://www.slavkrug.org/yazyk-zhestov/

План-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме: Разработка урока риторики в 4 классе. Тема урока «Речевые жанры. Рассказ.»

Методическая разработка

Урока риторики в 4 классе. Тема урока:

 « Речевые жанры. Рассказ».

( Технология проблемно-диалогического обучения)

Цели:

 познакомить детей с новым речевым жанром- рассказом.

Формирование умения строить текст, правильно выделять части в тексте.

Развитие речи, эстетического вкуса, художественных способностей.

Воспитание доброжелательного и вежливого отношения к окружающим.

Оборудование:

 учебник « Детская риторика в рассказах и рисунках» 4 класс (автор Ладыженская Т. А. ),

карточки с текстом

Ход урока

Повторение.

-Вспомните название раздела, который мы начали изучать на прошлом уроке Риторики.

(речевые жанры)

— С каким из жанров познакомились? ( Словарная статья)

-Что такое « словарная статья» ?

-Где ее можно найти?

— Из чего состоит словарная статья?

-Наш язык постоянно пополняется новыми словами. С некоторыми из них мы встретились на прошлом уроке и дома вы составили словарные статьи к ним.

( менеджер, спонсор, имидж, офис, макияж)

-Выберите по одному слову, обсудите в группе, зачитайте, на ваш взгляд, самую правильную статью. (Работа в группах )

-Зачитайте ваши статьи.

Проблемная ситуация

-Я приготовила еще одно слово (рассказ)

-Это новое слово в русском языке? Вам известно его значение?

-Тогда почему я обратила внимание на это слово?

-Рассказ – это вид речевого жанра. Сегодня мы познакомимся с его особенностями, понаблюдаем, из каких частей может состоять рассказ.

— Как вы думаете, для чего это нужно ? ( чтобы самим научиться сочинять интересные рассказы )

Знакомство с новым речевым жанром- рассказом.

— Что же такое рассказ ? Попробуйте в группе составить словарную статью к этому слову. (работа в группах).

-Прочитайте свои статьи.

-А вот еще толкование этого слова, прочитайте.

-Вспомните, из каких частей состоит рассказ.

( вступление, главная часть, заключение)

Работа с карточками.

-Составьте рассказ из отдельных фрагментов и найдите знакомые части.

-Проверьте правильность выполнения задания в учебнике(стр. 122-123)

-Прочитаем, что получилось.

-Что прочитали? Можно ли это назвать рассказом? Докажите.

-Найдите вступление. О чем из него узнали?

-Для удобства части рассказа будем обозначать условными значками. Найдите их в учебнике. Возьмите нужный значок и обозначьте вступление.

-Чем закончился рассказ Светы? Как называется эта часть?(заключение). Обозначьте значком.

-Какая часть осталась? (основная). Как вы думаете, можно разделить ее на какие- нибудь части?

-Да, в основной части можно выделить еще несколько частей, познакомимся с ними.

— Найдите ту часть, с которой начинается история про мышонка. Прочитайте.

-Это завязка, с нее начинается описание случая. Обозначьте условным значком.

-Как продолжается эта история? Прочитайте.

-Эта часть называется развитие действия, обозначьте условным значком.

— Какой момент рассказа показался вам самым ярким? Прочитайте.

— Это самый острый момент, он называется кульминация. Обозначьте условным значком.

— Чем заканчивается история  о мышонке? Это развязка. Она заканчивает описание случая. Обозначьте условным значком.

— Итак, какие части мы выделили в рассказеСветы?

— Посмотрите на схему в учебнике. Какой части не было в этом рассказе? (спад действия ).

— Когда наступает спад действия?

— Попробуйте сами составить предложения, которые будут в рассказе спадом действия.

— Подумайте, можно ли в этом рассказе сократить какую- нибудь часть или обойтись бнз нее?

— Чем закончится рассказ, если убрать заключение?

Физминутка

-А теперь пора отдохнуть. Учимся говорить чисто.

РА-РА-РА- отдохнуть уже пора.

РО-РО-РО- на полу стоит ведро.

РЫ-РЫ-РЫ- полетели комары.

РИ-РИ-РИ-на рябинке снегири.

РАЗ-РАЗ-РАЗ- будем вновь читать рассказ.

Закрепление полученных знаний.

— А сейчас я предлагаю послушать вам одну историю.

( Инсценировка сказки Сухомлинского « заяц и морковка» )

— Можно ли эту историю назвать рассказом?

— Откройте учебник на стр. 125, найдите текст.

— Как вы считаете, есть в этом тексте вступление? Заключение?

— Найдите завязку, кульминацию, развязку.

— Какие вопросы вы хотели бы задать автору?

— Как автор относится к персонажам?

— Попробуйте придумать свое вступление.( работа в группах). Прчитайте.

Домашнее задание.

— Подумайте, чем могла закончится эта история, составьте заключение.

Итог урока.

-Что нового узнали о рассказе?

-Для чего это нужно?

-Оцените свою работу на уроке: все ли удалось, насколько были активны на уроке?

Приложение. (карточки с фрагментами текста)

   Прошлой зимой в солнечный ясный день мы с папой, мамой и сестрой пошли в лес на лыжах. В лесу было очень красиво. Кругом блестел снег, пели синицы и свистели снегири.

————————————————————————————————

Мы заехали далеко в лес, там были горки. Все мы катались и играли, а потом отправились обратно.

__________________________________________________________

Вдруг у елки из пушистого снега выскочил маленький мышонок.

__________________________________________________________

Я хотела поймать его, но он скрылся где-то под моими лыжами. Мы поискали его, но не нашли, видимо, он зарылся в снег.

__________________________________________________________

В пути я почувствовала, что у меня под штаниной что-то шевелится. Я подняла штанину и увидела нашего знакомого  мышонка.

__________________________________________________________

Он быстро юркнул в снег. Мы весело рассмеялись.

 « Вот какой неуважительный мышонок, даже «спасибо»  не сказал!»- пошутила я.

__________________________________________________________

Когда мы вернулись домой, я эту историю рассказала моей любимой бабушке. Ей тоже было смешно.

__________________________________________________________

Этот замечательный зимний день я запомню навсегда.

__________________________________________________________

Список используемых источников.

Ладыженская Т. А. Детская риторика. 4 класс. Методическое пособие для учителя. М. Баллас, 2001.

Ладыженская Т. А. Речь. М. Педагогика. 1999.

Соболева А. Е. Кондратьева Н. Н. Русский язык с улыбкой.М. Сфера. 2007

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2014/03/04/razrabotka-uroka-ritoriki-v-4-klasse-tema-uroka-rechevye

Язык жестов (4)

Реферат по теме:

Минск, 2009

Содержание:

  • Введение.
  • Общее представление о языке телодвижений.
  • Восприимчивость, интуиция и предчувствия.
  • Врожденные, генетически приобретенные и культурно обусловленные сигналы.
  • Основные коммуникативные жесты и их происхождение.
    • Пальцы колечком, или «о’кей!»
    • Большой палец, поднятый вверх.
    • Знак «V».
  • Общее представление об языке телодвижений.

  • Совокупность жестов.

  • Конгруэнтность – совпадение слов и жестов.

  • Можно ли подделать язык телодвижений?

  • Список литературы.

Введение.

В структуре общения можно выделить три взаимосвязанных стороны: коммуникативную (обмен информацией между общающимися индивидами), интерактивную (организация общения между общающимися индивидами) и перцептивную (процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания).

Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют ввиду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, представлениями, чувствами, установками и т.д. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык.

Невербальная коммуникация включает следующие основные знаковые системы:

  • оптико-кинетическую, которая включает в себя жесты, мимику и пантомимику;
  • паралингвистику и экстралингвистику (паралингвистическая – это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапозон, тональность. Экстралингвистическая – включение в речь пауз, плача, смеха);
  • организация пространства и времени коммуникативного процесса (также выступает особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации);
  • визуальный контакт («контакт глаз», имеющий место в визуальном общении).

В целом оптико-кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук, и тогда мы имеем жестикуляцию; лица, и тогда мы имеем мимику; позы, и тогда мы имеем пантомимику).

Первоначально исследования в этой области были осуществлены еще Чарльзом Дарвином, который считал, что выражения лица, которые служат для передачи различных эмоций, едины для всех человеческих существ вне зависимости от культурной среды. При этом он исходил из своей теории об эволюции человеческого рода. Однако уже в начале 50-х гг.

два исследователя Брюнер и Тагири опубликовали исследование, явившееся плодом тридцатилетней работы, в котором доказывалось, что единых и неизменных образцов для выражения эмоций не существует.

И все же через 14 лет три исследователя: Экман, Фризен (из Нейропсихиатрического института Лэнгли Портера в штате Калифорния) и Соренсон (из Национального института неврологических заболеваний и слепоты) обнаружили свидетельства, которые подтвердили положение Дарвина.

Они провели свои исследования в Новой Гвинее, на Борнео, в Соединенных Штатах, Бразилии и Японии, среди представителей культур сильно отличающихся друг от друга на трех различных континентах и пришли к выводу о том, что: «Показ одного набора фотографий человеческих лиц, на которых были запечатлены различные эмоциональные выражения, вызвал среди представителей всех исследуемых культур одинаковые оценки».

По мнению этих трех исследователей, их вывод противоречит теории, исходящей из того, что выражения лица являются результатом заученного поведения.

Исследователи считали, что мозг человека запрограммирован таким образом, чтобы поднимать уголки губ вверх, когда он испытывает удовлетворение, опускать уголки вниз, когда он чем-то недоволен и так далее – в зависимости от эмоций, которые генерируются в мозгу.

Помимо этих способов для выражения эмоций исследователи перечислили «обусловленные культурой поведенческие правила, которые усваиваются в начале жизни».

«Эти правила, — писали они, — предписывают как выражать то или иное эмоциональное состояние в различных ситуациях в обществе; они зависят от социальной роли человека и его демографических характеристик; они отличаются друг от друга в зависимости от типа культуры».

В ходе проведения своего исследования его организаторы старались свести к минимуму посторонние влияния. В настоящее время это нелегко сделать из-за повсеместного распространения телевидения, кино и печатных материалов. Однако исследователи старались проводить работу в изолированных регионах и там, где преобладает неграмотное население.

Кажется, эта работа доказала, что мы можем с помощью генетического кода получать и передавать по наследству некоторые основополагающие реакции. Мы рождены с элементами бессловесной связи.

Мы можем сделать так, что ненависть, страх, веселое настроение, печаль и другие наши эмоции благодаря нашей мимике, становятся известны другим людям, хотя нас не обучают этому.

Разумеется, это не противоречит тому, что мы должны также научиться многим жестам, которые означают одно в одном обществе и нечто иное — в другом обществе.

В западном мире мы привыкли покачивать головой из стороны в сторону для того, чтобы сказать «нет» и кивать головой сверху вниз, чтобы сказать «да», но в ряде общин в Индии смысл этих жестов будет противоположным.

Движение головой сверху вниз будет означать отрицательный ответ, а покачивание головой из стороны в сторону — положительный.

Вообще, именно общая моторика различных частей тела вызывает эмоциональные реакции человека, поэтому включение оптико-кинетической системы знаков в ситуацию коммуникации придает общению нюансы. Причем, как я уже сказала выше, эти нюансы оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов, например, в различных национальных культурах.

Общее представление о языке телодвижений.

Каждому из нас приходилось заниматься изучением языков, мы изучали родной язык, иностранный, многие изучают языки программирования, другие изучают международный язык эсперанто. Но существует еще один международный, общедоступный и понятный язык — это язык жестов, мимики и телодвижений человека – «боди лэнгвидж».

Впервые серьезным исследованием этого языка занялся в конце 70х годов Аллан Пиз, который является признанным знатоком психологии человеческого общения и автором методики обучения основам коммуникации.

Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20-40% информации передается с помощью вербальных.

Эти данные заставляют нас задуматься о значении «невербалики» для психологии общения и взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка – языка телодвижений, на котором все мы с вами разговариваем, даже не осознавая это.

Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения.

Восприимчивость, интуиция и предчувствия.

Когда мы говорим, что человек чувствителен и обладает интуицией, мы имеем в виду, что он (или она) обладает способностью читать невербальные сигналы другого человека и сравнивать эти сигналы с вербальными сигналами.

Другими словами, когда мы говорим, что у нас предчувствие, или что «шестое чувство» подсказывает нам, что кто-то сказал неправду, мы в действительности имеем в виду, что заметили разногласие между языком тела и сказанными этим человеком словами. Опытные лекторы называют это «чувством аудитории».

Представьте, что ваши слушатели все как один откинулись на спинки кресел и скрестили на груди руки. Восприимчивый оратор сразу же почувствует, что его слова не достигают цели. Он поймет, что нужно изменить подход, и попытается изменить настроение аудитории.

А если лектор не обладает восприимчивостью, он будет продолжать в том же духе, и его постигнет неизбежный провал.

Женщины обычно более чувствительны, чем мужчины, и этим объясняется существование такого понятия, как женская интуиция.

Женщины обладают врожденной способностью замечать и расшифровывать невербальные сигналы, фиксировать самые мельчайшие подробности.

Вот почему очень немногим мужьям удается обманывать своих жен, тогда как женщины способны запудрить мозги любому мужчине, да еще так, что он сам об этом никогда не догадается.

Врожденные, генетически приобретенные и культурно обусловленные сигналы.

Несмотря на то, что проделано много исследований, ведутся горячие дискуссии по поводу того, являются ли невербальные сигналы врожденными или приобретенными, передаются ли они генетически или обусловлены культурной средой.

Разрешить эту проблему помогли наблюдения за слепыми, глухими и глухонемыми людьми, которые не могли научиться невербальным сигналам у окружающих или визуально.

Проводились также исследования жестов, существующих в различных странах мира, а также поведения наших ближайших родственников, человекообразных обезьян и мартышек.

Из этих исследований можно сделать вывод, что жесты поддаются классификации.

К примеру, большинство детенышей обезьян и человека рождаются с врожденной способностью сосать. Следовательно, этот жест является врожденным или генетически передаваемым. Немецкий ученый Айбл-Айбесфельдт установил, что способность улыбаться глухих или слепых от рождения детей проявляется без всякого обучения или копирования, что подтверждает гипотезу о врожденности этого жеста.

Когда вы скрещиваете руки на груди, вы кладете правую руку поверх левой или наоборот? Большинство людей не могут ответить на этот вопрос, пока не скрестят руки физически. Одно положение для них удобно, другое же совершенно противоестественно. Следовательно, этот жест может быть врожденным, генетически обусловленным и не должен изменяться.

Так же одним из ощущений, которое обретает человек генетически, является так называемое «чувство пространства». В свой интереснейшей книге «Территориальный императив» Роберт Ардри проследил развитие ощущения «своей территории» от животных до человека.

В этой книге он рассказывает, как осуществляется разметка «своей» территории животными, птицами, рыбами и насекомыми. Для некоторых видов границы территории являются временными и меняются с каждым временем года. У других видов животных эти границы являются постоянными.

Ардри утверждает в своей книге, что «ощущение территории человека является генетическим и от него невозможно избавится».

Но в отношении некоторых ощущений и жестов все еще идут оживленные дебаты. Ученые не могут определить, являются ли они приобретенными и вошедшими в привычку или все же генетически передаваемыми. Приведу примеры. Большинство мужчин надевает пальто с правой руки, большинство женщин – с левой.

Когда мужчина пропускает женщину на оживленной улице, он обычно поворачивается к ней, женщина же, как правило, отворачивается от него.

Делает ли она это инстинктивно, стремясь защитить свою грудь? Является ли этот жест врожденной женской реакцией, или она научилась этому, бессознательно копируя поведение других женщин?

Большинство жестов невербального поведения являются приобретенными, и значения многих движений и жестов обусловлены культурой, внутри которой мы живем. Теперь давайте рассмотрим именно эти аспекты языка тела.

Основные коммуникативные жесты и их происхождение.

Во всем мире основные коммуникативные жесты не отличаются друг от друга. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда они печальны — они хмурятся, когда сердятся – у них сердитый взгляд. Кивание головой почти во всем мире обозначает «да» или утверждение.

Это своеобразное склонение головы несомненно врожденный жест, т.к. он также используется слепыми и глухими людьми. Покачивание Гловой из стороны в сторону означает «нет» или отрицание. Это движение также очень универсально и является врожденным или усвоенным еще в младенчестве.

Когда младенец уже наелся, он начинает мотать головкой, отталкивая материнскую грудь. Если маленький ребенок больше не хочет есть, он мотает головкой из стороны в сторону, пытаясь уклониться от попыток родителей запихнуть в него еще ложечку.

Таким образом, он очень быстро усваивает, как использовать это движение головой для демонстрации своего несогласия или отрицательного отношения к происходящему.

Проследить происхождение некоторых жестов можно на примере нашего первобытнообщинного прошлого. Оскаливание зубов сохранилось от акта нападения на противника и до сих пор используется современным человеком, хотя атаковать противника при помощи зубов ему уже давно не приходится.

В наше время оскаливание приобрело форму презрительной усмешки и используется человеком, когда он проявляет свою враждебность.

Улыбка по своему происхождению, несомненно, является угрожающим жестом, но в наши дни, в совокупности с дружелюбными жестами, она обозначает удовольствие или доброжелательность.

Жест «пожимание плечами» является хорошим примером универсального жеста, который обозначает, что человек не знает или не понимает, о чем речь. Это комплексный жест, состоящий из трех основных компонентов: развернутые ладони, приподнятые плечи и поднятые брови.

Как вербальные языки отличаются друг от друга, в зависимости от типа культур, так и невербальный язык одной нации отличается от невербального языка другой нации. Какой-то приемлемый и широко распространенный в одной среде жест, в другой может оказаться бессмысленным или имеющим совершенно противоположное значение.

Для примера я рассмотрю толкование и применение трех хорошо известных жестов – пальцы колечком, большой палец вверх и знак «V».

Пальцы колечком, или «о’кей!»

Этот жест приобрел популярность в США в начале девятнадцатого века. Изначально он использовался газетчиками, которые положили начало повальному увлечению первыми буквами для сокращения постоянно используемых фраз. Существует множество разных версий значения выражения «ОК».

Некоторые полагают, что это ошибочное написание английской фразы «all correct» («все правильно») – то есть «oll correct». Другие же считают это сокращение антонимом к слову «knock — out» («нокаут»), обозначаемому в английском языке «КО».

Еще одна популярная версия гласит, что «ОК» — это сокращение «Old Kinderhook» («Старина Киндерхук»). В этом городке родился один из президентов США в девятнадцатом веке. Он использовал это сокращение в качестве своего предвыборного слогана.

Какая из этих теорий верна, нам уже никогда не узнать, но пальцы, сложенные колечком, несомненно обозначают букву О. Такой жест имеет значение «все в порядке, о‘кей» во всех англоговорящих странах. Он получил широкое распространение в Европе и Азии, но порой может иметь совершенно иное значение.

Например, во Франции этот знак может означать нуль или ничто, в Японии он означает деньги, в некоторых средиземноморских странах этот жест имеет оскорбительное значение – сделав его в адрес мужчины, вы намекаете, что считаете его гомосексуалистом.

Тем, кому приходится много путешествовать по свету, лучше всего будет руководствоваться принципом: «Когда вы в Риме, делайте то же, что и римляне». Это поможет избежать многих неудобных ситуаций и осложнений.

Большой палец, поднятый вверх.

Источник: http://works.doklad.ru/view/HikcPIMVVHU/all.html

20 главных русских жестов

Не все всегда мы выражаем словами. Иногда нам достаточно жестов. В разных ситуациях мы рвем на груди рубаху, бросаем оземь шапку и показываем кукиш.

Вообще этот жест характерен для многих культур. На Руси о кукише, вероятно, узнали от приезжих немцев, которые таким вульгарным жестом пытались соблазнять русских барышень.

Есть даже версия, что «фига» возникла от немецкого выражения fick-fick machen (так звучало традиционное немецкое приглашение к интимной близости). В русской традиции символ этого жеста (наверное, благодаря высокоморальным русским женщинам) трансформировался в обозначение категорического отказа.

Причем со временем «фига» стала использоваться как защитное средство от нечистой силы: видимо, из-за распущенности экспаты из германских земель приравнивались к бесам

Этот жест из русской питейной традиции артикулировал распространенный в XIX-начале XX века фразеологизм «заложить за галстук». Выражение это родилось в офицерской среде, и придумал его некий полковник Раевский, «краснобай и балагур».

Кстати, он «изобрел» и другую «питейную» фразу — немного подшефе (chauff?).

Интересно, что этот жест взяли на вооружение спекулянты горячительными напитками во времена «сухого закона», который Николай II установил в Российской империи в 1914 году.

Экспрессивный жест, который артикулировал какое-то отчаянное решение. Головной убор (наряду с бородой) для русских мужчин символизировал достоинство, интегрированность в обществе.

Публичное снятие шапки считалось тяжким позором, своего рода гражданской казнью. Обычно этой процедуре подвергали должников.

Добровольное же бросание на землю шапки демонстрировало готовность человека пойти на самый безумный риск, в котором ценой неудачи могло стать изгнания человека из общества.

Русский человек чешет затылок, когда чем-то озадачен. Вопрос – для чего? Конечно, вряд ли, чтобы простимулировать кровообращение мозга. Одна из версий гласит, что жест этот пришел из народной магии: таким образом наши предки вызывали на помощь пращура, гения рода.

Вероятно, изначально это была импровизированная клятва. Есть гипотеза, что таким экспрессивным жестом наши предки показывали свою принадлежность к Православной вере, демонстрируя крест.

Кроме того, известно, что при казнях и некоторых телесных наказаниях экзекуторы разрывали у наказанного верх рубахи.

Так вот, добровольное разрывание одежды в качестве убеждающего аргумента призвано было показать готовность человека взойти на плаху за правду.

Этот жест по одной из версий пришел из воинской традиции кочевников и был занесен на Русь татаро-монголами. Так «степняки» приносили клятву своему сюзерену. Удары кулаком в грудь в качестве жеста должны были показать преданность человека.

Как правило, этот жест ошибочно связывают с уголовной «распальцовкой» или поклонниками «металла». На самом деле, «козе» уже несколько тысячелетий, и связана она была с защитой от черной магии, от злых духов.

Вероятно, старшее поколение еще помнит потешку «Идет коза рогатая за малыми ребятами…», когда взрослый показывают, как бодается коза, изображая козлиные рожки с помощью мизинца и указательного пальца правой руки.

На самом деле, это не просто игра с ребенком – таким образом наши пращуры снимали сглаз с детей. Кроме того, «козой» сопровождали свои выступления древнегреческие ораторы – эта конфигурация означала «наставление».

От древних риторов этот жест переняли христианские священники, которые часто сопровождали свои проповеди именно «козой». Любопытно, что на некоторых православных иконах можно увидеть Спасителя и святых с выставленными вперед мизинцем и указательным пальцем.

В отличие от тех же французов, которые при счете разгибают пальцы, начиная с большого, русские их сгибают, начиная с мизинца. Должно быть, это как-то помогает нам сконцентрироваться, взять ситуацию «в кулак», а себя в руки.

Жест схожий с бросанием шапки оземь. По своему значению он также схож с этим эмоциональным проявлением русского фаталистичного начала, но если после бросания шапки оземь идут, как правило, решительные и часто безрассудные действия, то после маха рукой, у русского человека наступает смирение и принятие.

Палец у виска — жест международный. У немцев и австрийцев он означает «псих!», а в целом ряде африканских культур значит, что человек глубоко задумался. Во Франции палец у виска означает, что человек дурак, а в Голландии, напротив, что он умный. В России у виска крутят, когда хотят показать, что собеседник «немного того», что у него «шарики за ролики».

На Руси было принято раскланиваться при встрече. Но и поклоны бывали разные. Славяне приветствовали уважаемого в общине человека низким поклоном до земли, иногда даже касаясь или целуя ее. Такой поклон назывался «большим обычаем».

Знакомых и друзей встречали «малым обычаем» — поясным поклоном, а незнакомцев почти без обычая: прикладывая руку к сердцу и затем опуская ее вниз. Интересно, что жест «от сердца к земле» является исконно славянским, а «от сердца к солнцу» нет.

Любой поклон метафорически (да и физически тоже) означает смирение перед собеседником. В нем также есть момент беззащитности, ведь человек склоняет голову и не видит того, кто перед ним, подставляя ему самое беззащитное место своего тела — шею.

Прикладывание руки к сердцу раньше часто сопровождало любой поклон — это выражало сердечность и чистоту намерений. Сегодня поклоны ушли в прошлое из повседневного этикета, но руку к сердцу до сих пор прикладывают. Значение этого жеста осталось прежним.

Этот жест является жестом-антонимом к любимому жесту рыбаков, показывающих, какую рыбу они сегодня поймали. Используется он тогда, когда надо показать, что много вам уже не нужно наливать, а также тогда, когда вас спрашивают, какая прибавка к зарплате у вас была за последние полгода.

Этот жест обычно используется через полчаса после того как русский человек приходит в гости к бабушке и садится за стол. Жест «сыт по горло» показывается приставлением кисти к шее ладонью вниз.

Похожий жест с жестом «сыт по горло» , но в отличие от него он носит, как правило, не слишком миролюбивый характер. Во время исполнения жеста «секри-башка» (который пришел в русскую культуру с Кавказа) нужно провести большим пальцем по шее, имитирую движение кинжала. Как правило, этот жест обозначает ультимативную просьбу.

Этот жест, который особенно любят женщины в русских селеньях, показывает уверенность человека в заданной ситуации, его готовность к решительным действиям (остановить коня, войти в горящую избу). Когда человек подбоченивается, то расширяет границы своего тела, показыавая свое доминирование.

Традиция скрещивать руки на груди парижилась в России от старообрядцев. Во время службы в старообрядческой церкви принято складывать руки крестом на груди. В психологическом отношении этот жест является защитным.

Жест большого пальца руки у носа — «показать нос» — является одним из наиболее широко известных, но сравнительно не часто употребляемых. Он известен не только в России.

В Италии он имеет название «пальма на носу», во Франции — «нос дурака», в Великобритании сразу несколько — пятипальцевое приветствие, шанхайский жест, веер королевы Анны, японский веер, испанский веер, помол кофе. Ассоциации данного знака с помолом кофе возникали, в частности, у Ч. Диккенса.

Существует предположение, что жест «показать нос» изначально представлял гротескный портрет длинноносого человека. В настоящее время считается дразнительным знаком у детей, а выражение «показать нос» синонимично глаголу «провести» в значении «обмануть».

В России жест, при котором человек переворачивает стакан, является ограничивающим, останавливающим жестом. Стакан переворачивают со значением «всё, хватит», либо «завязал». В Англии этот жест — призыв к драке, как и снятый с плеч пиджак.

Жест с оттопыренным большим пальцем и мизинцем в России может означать разговор по телефону (с прикладыванием к уху), предложение выпить (с характерным опрокидыванием) или предложение покурить не табак. Также использовался активно во время сухого закона, когда таким жестом останавливали таксистов, у которым можно было приобрести спиртное.

По одной из версий, этот жест идет аж от полинезийцев.

Якобы колонизаторы на островах Полинезии наказывали местных, катающихся на сёрфинге, отрубанием пальцев: за первый случай — указательный, за второй — средний, за третий — безымянный , оставляя только большой и мизинец — чтобы иметь возможность брать в руки поклажу или инструмент. Поэтому приветствующие таким образом — это закоренелые сёрферы, машущие друг-другу открытой ладонью.

Источник: http://russian7.ru/post/20-glavnykh-russkikh-zhestov/

Ссылка на основную публикацию