Рассказ про вяз для 2 класса

Вяз — Ильм, Берест и Карагач

Вдали над лесом виднелась куполообразная зеленая крона. Стройный величавый молодец Вяз стоял у опушки леса. Крепкие толстые как крюки корни вцепились в почву. Твердо и уверенно древесный рыцарь встал на защиту векового леса.

Образ вяза

На Руси считалось, что ветви Вяза приносят не только удачу, но и дарят отвагу и силу верному путнику в дальней дороге.

В Христианстве Вяз символизирует достоинство и является священным деревом.

Для многих народов это крепкое дерево семейства ильмовых было символом матери и рождения, перехода в новую жизнь.

Для англичан ветка Вяза с виноградной лозой – это знак верных влюбленных.

названия вяза

Вяз получил свое имя благодаря особенностям древесины. Дело в том, что в старину из лыка дерева «вязали» сани, ободья и многое другое. Лыко добывали из подкорного лубяного слоя.

Латинское название дерева – Ulmus. По одной из версий оно произошло от старинного кельтского слова elm.

Дерево имеет много имен. Самые распространенные имена – это Ильм, Берест и Карагач.

Как выглядит Вяз

Вяз представляет собой высокое стройное дерево семейства ильмовых. Дерево имеет гладкую кору, крепкие корни и куполообразную крону из густых крупных листьев.

В России наиболее распространен Обыкновенный Вяз (или Вяз Гладкий). Это дерево достигает 25 метров в высоту. Обхват ствола может превышать полтора метра.

Кора имеет светло-бурый оттенок и начинает отслаиваться у старых деревьев. Испещренные морщинами старые Вязы напоминают мудрых старцев, хранящих знания человечества.

Вяз Гладкий проживает в среднем 300 лет, в то время как встречаются его собратья гораздо старше.

Плоды Вяза – это небольшие крылатки с орехом в центре. Они могут быть использованы в столярном деле, народной медицине и даже кулинарии.

Где растет Вяз

Вяз насчитывает около 16 видов. Он встречается в Западной Сибири и в Казахстане, в Южном Урале, на Кавказе и в Поволжье, а также в Европейских странах и даже в Скандинавии.

Виды, произрастающие в Средней Азии, именуются «Карагач».

Вяз предпочитает плодородную почву, достигая больших размеров при правильном уходе. Несмотря на это, в природных условиях, Вяз легко может перенести засуху и половодье. Кроме того, Вяз – морозостойкое дерево.

Благодаря своей способности задерживать пыль, Вяз часто используется в качестве заградительных насаждений. Крупный и массивный ствол с густой кроной зачастую становится неотъемлемой частью парков и садов.

В природе Вяз встречается в широколиственных лесах, по берегам рек и озер, редко образуя чистые насаждения.

Когда цветет Вяз

Вяз цветет в марте или апреле всего лишь 10 дней в году небольшими фиолетовыми цветочками. Плоды орешки созревают уже в мае – июне.

Лечебные свойства Вяза

В народной медицине используются кора, плоды, листья.

Отвар из коры Вяза обладает вяжущим и мочегонным действием и используется при заболеваниях кишечника. Его используют также для лечения ревматизма и отеков, а также при проблемах с кожей.

Экстракт коры используется в медицине как антибактериальное и противовоспалительное средство.

Применение вяза в промышленности

Древесина Вяза отличается прочностью и гибкостью. Она часто заменяет дорогие породы, успешно подвергаясь прокрашиванию.

Карагач является излюбленным деревом краснодеревщиков. Его темно-бурая древесина ценится при изготовлении гнутой мебели и при наборе картин из шпона в маркетри. Особенно ценится шпон корней дерева – так называемая комлевая часть.

Кроме того, древесина Вяза является влагостойкой и часто использовалась в прошлом при строительстве мостов и плотин.

Благодаря высокому содержанию танинов кора Вяза используется при дублении и получении красок.

Вяз часто используется в парках и садах, несмотря на проблемы с вредителями, атакующими эти прекрасные деревья. Густая крона Вяза позволяет остригать растение в причудливые формы.

вяз — Противопоказания

При использовании в лечении экстрактов Вяза необходимо проконсультироваться со специалистом.

Интересные факты

В Корее растет Вяз возрастом более 800 лет. Высота ствола этого великолепного дерева составляет 7 метров, диаметр – около 2 метров.

До 2010 года в Москве на Поварской улице существовал старый Вяз долгожитель, переживший пожары 1812 года. К сожалению, в аномально жаркое лето 2010 года Вяз засох.

В Средние века Вязы использовались на виноградниках как опоры. Именно поэтому дерево Вяз у древних греков ассоциировалось с богом виноделия Дионисом.

Вяз и его древесина имеют необычный аромат, действующий на человека как успокоительное средство и антидепрессант.

В Китае плоды Вяза используются в кулинарии как один из ингредиентов салатов.

Благодаря устойчивости древесины к влаге, при строительстве знаменитого Лондонского Моста использовалась древесина Вяза.

Источник: http://xn--e1aaqjt5d.xn--p1ai/articles/derevja/elm.html

Деревья: картинки, сказки и развивающие задания для детей

В этой статье о деревьях Вы найдете картинки, сказки, загадки и развивающие задания для детей. Это первая статья  из цикла «Энциклопедия деревьев для малышей». И мы в ней познакомимся с тремя деревьями – дубом, вязом и ясенем.В конце статьи есть презентация для детей по теме «Деревья» для бесплатного скачивания.

Добро пожаловать в удивительный мир деревьев! Хочется верить, что вы совершите в этом мире новые открытия и полюбите его! И еще раз восхититесь красотой и мудростью природы, приоткрыв ее тайны для себя и для своих детей.

Все задания рассчитаны на то, что они будут выполняться не в «один присест», а по мере знакомства малыша с деревьями. Увидели на прогулке дуб – поговорили о нем.

Рассмотрели рисунок с листьями деревьев и их корой на сайте – на прогулке рассмотрели кору деревьев во дворе, нарисовали индивидуальный рисунок коры у каждого деревца. Посмотрели мультфильм и придумали по нему сказку и т.д.

Тогда ребенок не просто усвоит новую информацию, а будет применять ее в жизни, изучать окружающий мир, задавать вопросы, думать, искать решения,  расти любознательным, самостоятельным, творческим человеком!

Желаю всем интересного общения с миром деревьев и новых открытий!


Отгадай загадку. Почему ты решил, что это дуб, а не березка или рябинка?

Задание 1. Речевая игра с раскраской «Дуб»

Почему дуб называют великаном? Почему его называют долгожителем ? (потому что он «долго живет») Как еще можно сказать про дуб – он какой? (Могучий, сильный, большой, огромный, великий, ветвистый, высокий, густой, коренастый, корявый, курчавый, приземистый, развесистый, раскидистый, толстый, вековой,  древний, столетний, величавый, величественный, старый, молодой и т.д.).

Полезные советы:

1.Подбирая слова, можно поиграть с ребенком в такую игру. Распечатайте раскраску «Дуб». В ней крона дуба поделена на части (10 и более). Можете сами нарисовать подобную картинку. Как только ребенок называет слово, Вы закрашиваете одну из частей (закрашивать надо быстро – поэтому лучше использовать маркер).

Задача – подобрать много слов о дубе, чтобы закрасить все части. Подобная задача интересна малышу, и у него появляется желание найти как можно больше подходящих слов.

Этот прием я часто использую в обучении детей, и он всегда дает отличный результат! Постепенно можно делить изображение на всё большее и большее количество частей, так дети будут уже легко справляться с заданием.

2.Ребенку будет трудно выполнить задание одному, поэтому Вы называете самые сложные, редко встречающиеся слова, а малыш говорит слова более простые и знакомые.

Проводя такие упражнения, мы обогащаем словарь ребенка и учим его вслушиваться в речь взрослых и в язык художественных произведений, запоминать выразительные слова, обращать на них внимание.

Если Вы будете постоянно проводить с малышом такие игры на подбор слов, Вы постепенно начнете замечать, что ребенок стал употреблять в речи очень красивые, яркие, индивидуальные, образные выражения!

3. Если Вы проводите такое упражнение с несколькими детьми или группой малышей, то можно сделать по-другому. Вырежьте из цветного картона листья (по форме как листья у дуба) и прикладывайте их к  рисунку дуба. Одно слово равно одному листочку на дубе! Надо просчитать так, чтобы листья в конце выполнения задания закрыли всю крону.

Очень удобно делать такое упражнение с использованием  Uni patafix – средства для многократного безопасного приклеивания деталей.

Прикрепили, а потом легко убрали! Ни пятен, ни следов не остается, и картинки целы! Очень удобно в играх с детьми! Использую уже двенадцать лет и всем рекомендую! Продается эта пластиковая масса в канцелярских магазинах и интернет-магазинах.

А вот и раскраска для проведения этого упражнения!

Задание 2. Крепкий, как дуб. Что означает это выражение?

О сильном, крепком, здоровом человеке говорят: «Он крепкий как дуб». Почему так говорят? О ком из сказочных героев можно так сказать? (Вспомните героев из известных Вашему ребенку произведений.

Можно рассказать про русских богатырей из былин или про героев волшебных сказок, которые преодолевали препятствия и показывали свою удаль и силу в борьбе со Змеем Горынычем или Кощеем Бессмертным, вспомните и бравого солдата из многих народных и авторских сказок).

Когда будете смотреть мультики или читать сказки, вспоминайте это выражение время от времени, спрашивайте. о ком из героев можно так сказать и почему.

Задание 3.  Самый закаленный! Наблюдаем на прогулке

Найдите на прогулке дуб. Рассмотрите его, поздоровайтесь с ним.

Расскажите ребенку, что осенью у дуба листья облетают неохотно и медленно, как будто не торопятся лететь на землю. И когда уже весь лес облетел, у дуба всё еще есть листья. А некоторые дубовые листочки вообще не облетают, так и остаются на ветках на зиму. Вот как об этом написала в стихотворении Ирина Токмакова.

Найдите  под дубом желуди и рассмотрите их. Загадайте загадку.

Задание 4.  Как вырастает дубок из желудя?

Рассмотри листья и плоды дуба (объясните ребенку, что плоды у яблони – яблоки, у груши — плоды груши, а у дуба плоды – жёлуди). Какого они цвета? Какой формы? На что они похожи?

Предложите ребенку отгадать загадку (отгадку не показывайте!) .

Обратите внимание малыша на то, как интересно говорилось в загадке о желуде! «Беретик» в ней назывался «черпалочкой», а «коробок» — это что? Почему же в этой загадке говорится, что в «коробке» лежит дубок, ведь дуб большой и не поместится в желуде? (Выслушайте и поощрите любое мнение ребенка, главное – что он пытается мыслить, находить причины и взаимосвязи, учится самостоятельно искать решение в новой ситуации с неоднозначным ответом!)

Спросите: «Хочешь узнать, что внутри желудя и как получаются из желудей новые молодые дубки? Посмотри этот маленький фильм «Как из желудя дуб вырастает»!

На заметку: Малыш скорее всего удивится на первой минуте фильма, что ничего не происходит с желудем. Скажите, что надо чуть-чуть подождать и быть терпеливым, ведь дубок из желудя не сразу вырастает. Сначала желудь очень долго лежит на земле, намокает под водой во влаге? его зимой прикрывает и защищает снег. И только потом появляется из желудя первый росточек, который начнет тянуться вверх.

Скажите малышу, что дубочек из желудя можно вырастить и дома, если посадить желудь во влажную землю и каждый день поливать водой. Можете и сами попробовать вырастить дубок, если у Вас или у Ваших детей есть желание. Это будет интересно для детей – смотреть, что происходит.

Берите желуди под мощным крепким дубом и высаживайте их в обычную почву для цветов в комнатные горшки. Можно проращивать желуди и во влажной вате, а затем посадить в горшок.

Поливайте каждый день, растению очень нужна влага! Спросите малыша: «А в природе кто желудь поливает?» (Дождик помогает ему вырасти!)  Росточек появится не раньше чем через три недели. Когда дубок вырастет, можно пересадить его на улицу.

Ни в коем случае не выбрасывайте деревца после Вашего опыта проращивания! Они живые, и малыш обязательно должен увидеть, как они будут возвращены на природу! Конечно, самим выращивать дубок из желудя вовсе необязательно, но это всегда вызывает восторг у детей, когда они видят всходы и их развитие!

Задание 5. Шаловливый ветерок, или осенние листья в картинках

Речевое упражнение на развитие языкового чутья. Спросите ребенка, начните фразу, а он закончит:

  • У дуба листочки дубовые.
  • А у осины? -… осиновые
  • У березы? — … березовые
  • У рябины? — … рябиновые
  • У клена? — … кленовые
  • У тополя? — … тополиные

Если ребенок ошибся, то просто скажите «Такое слово могло бы быть в русском языке, но люди называют эти листья иначе» и назовите правильно. Неправильный вариант ребенка повторять не стоит. Образовывая новые слова, ребенок находится в роли экспериментатора-исследователя, поэтому здесь ошибки не проигрыш, а пусть к развитию! Ведь без падений не научишься ходить!

Задание ребенку: Еще раз внимательно рассмотри листья дуба. А теперь постарайся найти их на этой картинке – путанице. Осенний ветерок перепутал все листья. Помоги разобраться, где здесь листья дуба. А где листок березы? Осины? Клена? Рябины?

Сколько на картинке дубовых листьев? (Три – один с более плавными краями, а два листочка с резными краями)

Примечание: эта и другие картинки в хорошем качестве для распечатки или показе на экране даны в презентации ниже.

Читайте также:  Классный час в 4 классе на тему: новый год

Задание 6. Что было бы, если бы не было деревьев?

«Давай представим, что было бы если бы деревьев не стало?»(было бы очень жарко, не было бы тени, птицы бы улетели, дул бы ветер и т.д.).

Попытайтесь с ребенком пофантазировать дальше: «Птиц бы не стало? А чем это плохо? Может быть, и без птиц бы мы прожили? (Нет, птицы клюют вредных насекомых, и тогда бы этих жучков стало бы слишком много).

«А если бы  не было бы деревьев на наших улицах, то что было бы? Не было бы тени? А чем это было бы плохо? Может быть, ничего страшного бы не случилось? (Было бы очень жарко на улице, очень пыльно на дороге, мы бы не смогли играть днем на жаре и т.д.

) После того, как малыш вместе с Вами порассуждает и выскажет свои предположения, дайте ему посмотреть добрый мультик о мальчике Назарке, старом дубе и березке : «Сказки старого дуба». В этом мультфильме малыш увидит, зачем нам нужны деревья и как они нам помогают!

http://youtu.be/cXqRN5bxFVs

А в заключении разговора о первом нашем дереве — дубе я хочу рассказать Вам две сказки о дубе. Добрые и мудрые – такие же как характер самого дуба – символа силы и мудрости.

Дмитрий Чехов «Сказка старого дуба»

Сказка  Ганса Христиана Андерсена « Последний сон старого дуба». Рождественская сказка

Сказка о жизни — скорее для взрослых, чем для детей… Точнее, не только для детей…

2.   Вяз в картинках и заданиях для детей

На наших улицах часто встречается вяз. Это очень полезное дерево – оно замечательно очищает воздух. А еще вяз очень любят птицы – они клюют его семена.

Задание 1. Части дерева. Зачем нужна кора деревьям?

Спросите у ребенка: «Какие части есть у дерева? (Корень, ствол, ветви, листочки, весной раскрываются почки, бывают цветы, затем плоды). А зачем дереву нужна кора? Кора для дерева как для нас – одежда.

Зачем нам нужна одежда? (Она нас греет, защищает от холода, от жары, от комаров и мошек). Так и кора деревьев их защищает зимой вместо наших шуб и шапок. А летом защищает от жары, насекомых, пыли, воды.

Без коры дерево погибает или болеет».

Кора не всегда есть у деревьев. У южных деревьев может и не быть коры – им и так тепло, ведь на юге холодной зимы нет!

Задание 2. Узор коры

У каждого дерева свой узор коры. Можно его даже нарисовать. Для этого возьмите на прогулку лист бумаги и мягкий простой карандаш (чем мягче – тем лучше получится!).

Положите лист бумаги на кору и крепко его держите, а малыш пусть штрихует осторожно поверхность бумаги. На бумаге получится узор коры.

Можно его вклеить в альбом про разные деревья, и рядом с рисунками коры приклеить фото деревьев и их засушенные листья.

Задание 3. Листья и семена

Спросите ребенка: «Зачем деревьям нужны семена?» Объясните, что из семян получаются новые деревца. Семена деревьев легкие и летят с ветром очень далеко. Там они опускаются на землю и прорастают,  и из них  получается красивое новое деревце. Посмотри, какие легки, почти прозрачные семена у вяза.

На прогулке найдите вязы и покажите ребенку. Рассмотрите внимательно листья под деревом и найдите, » с какой ветки эти детки», то есть где здесь листья вяза, а где листья других деревьев. Не обрывайте листья для рассматривания! Дерево — живое!

Спросите: «Зачем дереву нужны листья?». Дайте возможность малышу потрогать листья, провести пальчиком по их контуру, по поверхности листа. Пусть ребенок потрогает кончики листьев — какие они: острые или тупые? Какой край — зубчатый, резной или ровный?

Обсудите, куда же денутся листья к весне? Ведь их сейчас много на земле? А ведь летом их нет! В лесу листья никто не убирает. Где же они?  Расскажите, что листья очень нужны почве, земле, они дают ей питательные вещества.

Если листья убирать, то почва беднеет и истощается. Поэтому осенний ковер из листьев на земле нужно сохранять так, как это происходит в природе в лесу.

Можно будет весной поискать старые листья на земле и показать малышу, как они превращаются в очень темные, а потом уже совсем черные.

3.Ясень в картинках и заданиях для детей

Задание 1. Почему ясень так называется?

У ясеня очень красивое название: ясень. А еще раньше его называли ясенником, ясенком и даже ясениной. На какое слово похожи все эти слова? На слово «ясный». Почему же ясень так назвали? Секрет в его листьях.

Давай рассмотрим листочки ясеня. Они очень похожи на листочки рябинки. Чем они похожи?

А чем они отличаются? (У рябины листочки более узкие и более резные. А у ясеня листья шире, чем у рябины)

У ясеня редкие листья, между ними просветы. Поэтому у него легкая, ажурная, светлая крона из листьев. Вот