Рассказы про осень для школьников

Рассказы про осень, русские народные сказки об осени

Давно отцвели цветы, падают листья, птицы молчат, лес пустеет и затихает. Осень…

Здесь собраны рассказы про осень русских писателей-классиков, русские народные сказки об осени, такие как: К. Ушинский «Пчела и Мухи»; «Мужик и Медведь» Русская народная сказка в обработке A.H.Толстого; К. Ушинский «Осень».

ПЧЕЛА И МУХИ

Позднею осенью выдался славный денёк, какие и весною на редкость: свинцовые тучи рассеялись, ветер улёгся, солнце выглянуло и смотрело так ласково, как будто прощалось с поблёкшими растениями.

Вызванные из улья светом и теплом, мохнатые пчёлки, весело жужжа, перелетали с травки на травку не за мёдом (его уже негде было взять), а так себе, чтобы повеселиться и порасправить свои крылышки.

— Как вы глупы со своим весельем, — сказала им муха, которая тут же сидела на травке, пригорюнясь и опустив нос. — Разве вы не знаете, что это солнышко только на минуту и что, наверное, сегодня же начнётся ветер, дождь, холод, и нам всем придётся пропасть.

— Зум-зум-зум! Зачем же пропадать? — отвечали мухе весёлые пчёлки. — Мы повеселимся, пока светит солнышко; а как наступит непогода, спрячемся в свой тёплый улей, где у нас за лето много припасено мёду.

К. Ушинский

***

МУЖИК И МЕДВЕДЬ

Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришёл к нему медведь:

— Мужик, я тебя сломаю.

— Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.

— Быть так, — сказал медведь. — А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.

Сказал и ушёл в дуброву.

Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубровы вылезает:

— Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.

— Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, а мне корешки.

Отдал мужик медведю всю ботву, а репу наклал на воз и повёз в город продавать. Навстречу ему медведь:

— Мужик, куда ты едешь?

— Еду, медведюшка, в город корешки продавать.

— Дай-ка попробовать — каков корешок? Мужик дал ему репу. Медведь как съел:

— А-а! — заревел. — Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сладеньки. Теперь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю.

На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидает:

— Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю!

Мужик говорит:

— Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки.

Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь наклал на воз и увёз домой. Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог. Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.

***

ОСЕНЬ

Уже с 9-го июля начинает понемногу убавляться день и прибавляться ночь. 11-го сентября день снова равен ночи (По новому стилю день осеннего равноденствия — 23 сентября). Это день осеннего равноденствия и начало осени.

С этого числа ночь всё увеличивается и к 12-му декабря становится втрое длиннее дня. В это время солнце едва покажется на небе и спешит спрятаться; в 9 часов утра ещё темно; в 3 часа после обеда надобно уже зажигать свечи.

Облака почти не сходят с неба, и это уже не красивые летние облака, громоздящиеся серебряными горами или высоко бегущие по небу серебристыми барашками: небо застилается всё ровной пеленой свинцоватого цвета.

С конца августа в воздухе начинает холодеть. Свежесть замечается особенно по утрам, а в сентябре появляются иногда и лёгкие морозы. Просыпаясь поутру, вы видите, как побелела трава или крыша соседнего дома.

Ещё немного — и лужи, которых осенью довольно везде, начинают по ночам замерзать.

Мелкие осенние дождики совсем не похожи на летние грозовые дожди: они идут беспрестанно, и земля уже не просыхает скоро, как бывало летом. Ветер дует без устали, далеко разнося созревшие семена деревьев и трав и доставляя мальчику удовольствие высоко запустить бумажного змея.

Лист на деревьях начинает кое-где желтеть ещё в конце августа; в сентябре вы замечаете, как на берёзе, всё ещё зелёной, появляются там и сям совершенно жёлтые, золотистые ветки: будто мертвящая рука осени схватила и измяла их мимоходом.

Первая распустилась берёза, она же первая начинает желтеть. С каждым днём всё больше и больше становится жёлтых листьев. Ещё два-три дня — и трепетная осина стоит вся красная, багровая, золотистая.

Но порывистый осенний ветер срывает и это последнее убранство: крутя в воздухе лёгкие, высохшие листья, устилает ими мокрую землю.

Поля мало-помалу пустеют, даже копны хлеба уже свезены, и только высокие стога сена, обнесённые плетнём, остаются зимовать на лугах.

Цветы исчезли, и пожелтевшая, перезревшая трава, где её оставили, клонится к земле и как будто просит снега. Одна только озимь подымается ровным, зелёным бархатом. Но этим молодым, запоздавшим побегам суждено скоро погибнуть.

Зато корешки хлебов сохранятся невредимо под снегом и весной выглянут снова на божий свет зелёными стебельками.

Всё глохнет, пустеет, темнеет, теряет яркие цвета лета и приобретает однообразный, грязноватый, серый вид осени. В это время природа похожа на усталого, много поработавшего человека, которого одолевает сон. Ещё пройдёт несколько дней, и она, закрывшись пушистым белым одеялом, заснёт на целую зиму.

Отлётные птицы одни за другими собираются в дальний путь. Первые подымают тревогу ласточки, и ещё в конце августа они вдруг исчезают; они чувствуют приближение осени, и ранний отлёт этих птичек предсказывает раннюю зиму.

Потом потянутся с севера на юг длинные вереницы журавлей, уток и гусей. С криком, то длинной цепью, то углом, с передовым впереди, улетают от нас летние гости.

Леса редеют, затихают и пустеют; только тяжёлая мокрая ворона каркает, усаживаясь на обнажённую ветку, да галки с отчаянным криком носятся стаями.

Вот уж и деревья стоят все голые, только на рябине висят её красные гроздья, дожидаясь мороза. Пусто, глухо и в полях и в лесах. Земля, почернелая, грязная, пропитанная дождём, смотрит уныло под свинцовым небом: хоть бы снег поскорее закрыл её неприятную наготу. Появляется и снег; но долго ещё он не может удержаться и, оставшись иногда на несколько часов, снова исчезает.

Работы у крестьянина осенью заметно убывает; но всё же он не остаётся без дела. В начале осени нужно пахать и боронить и засевать озимые поля; потом надо свозить хлеб с полей в риги; телеги, спрятавшиеся под тяжёлыми снопами, скрипят по всем дорожкам. Свезши хлеб, надобно его сушить в овине, а потом молотить.

Удары молотильных цепов с раннего утра до позднего вечера слышатся осенью на гумнах. Намолотивши зерна, крестьянин складывает его в мешки и спешит на мельницу. Если же он не молотит и не сидит на мельнице, дожидаясь очереди, то, наверное, с топором в руках поправляет что-нибудь около своей избы.

Женщины мочат и потом треплют коноплю, чешут лён и приготовляют себе прядево на долгие зимние вечера.

Но всё же осенью работы, сравнительно с летом, гораздо менее, и крестьянин спешит повеселиться. Осенью праздников много: крестьянские свадьбы устраиваются всегда в эту пору года, когда дела меньше и всякого добра много. Везде варят пиво, и весёлые, подгулявшие толпы ходят в гости из избы в избу, из деревни в деревню. Сильно поработал мужичок за лето: надобно же ему отдохнуть и повеселиться.

Читайте также:  Загадки про одежду, обувь, украшения для школьников с ответами

В городах тоже заметна осень. Без зонтика, шинели и калош нельзя выглянуть на улицу. Сверху моросит мелкий, холодный дождик; с мокрых блестящих крыш каплет вода. Нога скользит по обмокшему камню. Лужи и грязь повсюду. Измокшие заборы смотрят уныло.

Галки носятся стаями и, спихивая одна другую, усаживаются на крестах. Везде моют окна и вставляют двойные рамы. В комнатах становится темно и глухо. Уличного шума не слышно; а по вечерам свистит и завывает в трубах ветер, нагоняя тоску.

Но зато осенью же начинаются в столицах и больших городах театры, концерты и собрания. Только всё это идёт как-то вяло, пока весёлый снег не забелеет на улицах и не ляжет санная дорога. Тогда всё проснётся и зашевелится.

Яркий огонёк затрещит в печи, дым столбами подымается из труб, снег заблестит бриллиантовыми искорками, бодро побежит лошадка, сани заскрипят, разрумянится и лицо старика: весело покатится зимняя русская жизнь!

К. Ушинский

Источник: http://PogodaPrognoz.ru/blog/rasskazy-pro-osen-russkie-narodnye-skazki-ob-oseni

Творческая работа «Рассказ об осени для детей 5 — 8 лет»

Рассказ об осени для детей 5 — 8 лет

Про осень для детей «Осень на даче»

Автор: Устинова Таня, воспитанница ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт — Петербург 
Руководитель: Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г.

Колпино Санкт – Петербург
Назначение: Рассказ «Осень на даче» может заинтересовать воспитателей ГПД, воспитателей дошкольных учреждений, детей дошкольного и школьного возраста, родителей.

Цель: формировать у читателей представление о прекрасном времени года осень, о ее особенностях, дарах, традициях.
Задачи: — развивать воображение, память, внимание, интерес, любознательность.

— воспитывать чувство доброты, заботы, трудолюбия и милосердия к бережному отношению окружающего мира.

Листья золотые падают, летят, Листья золотые устилают сад. Много на дорожках листьев золотых, Мы букет хороший сделаем из них. Мы букет поставим посреди стола, Осень золотая в гости к нам пришла. У нас есть прекрасная дача, мы любим туда ездить, отдыхать, гулять. Растим там овощи и фрукты.

Наблюдаем изменения в природе, гуляют по нашему шикарному саду, собираем шикарные букетики из разнообразных листьев, также засушиваем красивые и интересные листья, чтобы зимой всей семьей собирать интересные композиции.

Гуляем всей дружной семьей, мама любит нам на таких прогулках часто загадывать загадки, или просто мы все сочиняем небольшие рассказики, о том, что мы видим вокруг. Я вам тоже хочу загадать загадки, а вы попытайтесь их отгадать. — Несу я урожаи, поля я засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю.

Но сосен не касаюсь, я …(осень) — Рыжий Егорка,  Упал на озерко. Сам не утонул, И воды не всколыхнул. (осенний лист) — Дни стали короче, Длиннее стали ночи. Кто знает, кто скажет,

Когда это бывает?(осенью)

Вы знаете, как интересно гулять по тропикам и листочкам? Листочки шебуршат под ногами. Мы по улицам идём – Под ногами лужицы. А над нашей головой, Все листочки кружатся. Сразу видно на дворе: Осень начинается, Ведь рябинки там и тут Красные качаются. Листочки шебуршат под ногами, на улице становится пасмурнее, теплых дней все меньше и меньше. 

Но так приятно наблюдать, как дозревает урожай, как наливаются прекрасные тыквы, из которых наша мамочка готовит вкусную и очень полезную кашу, которую мы с братом уплетаем за обе щеки.

А яблоки? Бывают времена, когда ветки опускаются, чуть ли не до земли, под тяжестью урожая. А у нас на участке яблонь много, там и красные яблоки, и зеленые, там даже полосатые есть. Очень люблю эту полосатку, они очень сладкие, вкусные. Дома мы всей семьей печем шарлотку из яблок.

А как красив осенний лес!!!
У нас он находится недалеко от дачи, мы туда часто ходим просто погулять, а осенью там собираем клюкву, замораживаем ее. Хоть эти ягодки и очень кислые, но в них много витаминов. Я с братом люблю собирать и кушать клюкву.

В один прекрасный день, мама меня спросила: — Танюша, а ты знаешь, что наступила «Золотая осень»? — А что такое «Золотая»? Почему ее так назвали? И мама мне рассказала, что это потому, что листья на деревьях желтеют, прям, как золотые. А вы знаете приметы осени? Тонкая берёзка, В золото одета.

Вот и появилась осени примета. Птицы улетают, В край тепла и света, Вот вам и другая, Осени примета. Сеет капли дождик, Целый день с рассвета. Этот дождик тоже, Осени примета. Горд мальчишка, счастлив: Ведь на нём надета, Школьная рубашка, Купленная летом. Девочка с портфелем.

Каждый знает: это – Осени идущей, Верная примета.

Сочиняйте свои рассказы, учите приметы в стихах.

Материал размещен на сайте: .

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/rasskaz_ob_oseni_dlya_detej_5_8_let_170746.html

Лучшие рассказы про осень для школьников

На уроках русской литературы (для средней школы) и чтения (для начальных классов) ученики не только знакомятся с богатым русским языком, но и заметно расширяют свой кругозор новыми, не ведомыми ранее познаниями.

Как правило, на устных уроках у детей появляется возможность немного отдохнуть и расслабиться после решения задач или написания сочинения.

Но не стоит поверхностно относиться к таким занятиям, поскольку на них тоже можно узнать много чего интересного, при этом не прилагая особых усилий.

Однако учитель все равно должен заинтересовать класс, иначе в шуме и суматохе будет очень сложно изучить то или иное произведение.

В осеннее время особенно актуальны рассказы про осень для школьников, которые не только описывают это чудесное время года во всех красках, но и знакомят детей с эпитетами, аллегориями, поэтическими сравнениями и другими приемами русской литературы.

Но, чтобы увлечь школьников осенней тематикой, важно помнить несколько элементарных правил. Во-первых, составить план урока согласно возрастной категории детей, правильно подобрать литературу, дополнить рассказы определенным дидактическим материалом либо продемонстрировать наглядное пособие.

Так что для начальных классов, средней школы и выпускников подобные устные уроки русской литературы будут заметно отличаться.

Итак, для малышей можно организовать творческий урок, который помимо рассказов дополнить интересными загадками или четверостишиями на заданную тематику.

В таком возрасте для детей не стоит подбирать слишком сложную литературу, а рассказы должны быть недлинными, но увлекательными и интересными. Среди самых лучших вариантов стоит выделить «Осенний день в березовой роще» И. С. Тургенева; «Антоновские яблоки» И. А.

Читайте также:  Игры на развитие восприятия формы у детей 3-7 лет

Бунина; «Словарь родной природы», «Какие бывают дожди», «Подарок» и «Мой дом» К. Г. Паустовского и, конечно же, «Поэтические миниатюры об осени» М. М. Пришвина.

Эти произведения очень легко читаются и воспринимаются на слух, поэтому детям будет интересно слушать о знакомых для них вещах.

Красочные описание и богатейшее содержание эпитетов позволяет проникнуться в суть, а также понять отношение автора к этому удивительному времени года.

Такое развивающее занятие для первоклашек можно даже перенести на природу, как внеклассный урок. На свежем осеннем воздухе информация будет восприниматься значительно быстрее и в более непринужденной форме.

Для закрепления пройденного материала в конце урока нужно провести небольшой опрос по содержанию прочитанных рассказов, чтобы осенняя тематика как можно лучше отложилась в детских головах. В качестве домашнего задания не помешает пересказать один из понравившихся текстов об осени.

Для средней школы также важны уроки русской литературы, поскольку они позволяют расширить кругозор, увеличить словарный запас и сконцентрировать внимание этой обыденной (для старшеклассников) осенней теме.

Конечно, увлечь детей в данном случае будет значительно сложнее, однако рассказы об осени для школьников подбирать уже более длинные и с глубоким содержанием. Задача учителя — добиться внимания аудитории, а также полного восприятия темы урока.

Для этих целей также лучше всего использовать проверенную временем классику, кстати, предусмотрена школьной программой по русской литературе. Так какие же рассказы посоветовать прочесть своим безынициативным ученикам?

Лучшими в данной тематике считаются «Барсучий нос» К. Паустовского, «Осенний лева» Б. Минаева, «Никишкина тайны» Н. Казакова. Однако в средней школе необходимо обязательно ознакомится с творчеством Ивана Тургенева «Лес осенью» и А. П. Чехова «Цветы запоздалые».

Чем уникальные эти работы? Дело в том, что оба автора бесспорно являются гениями, а все их произведения написаны в легкой и непринужденной форме, доступной к запоминанию. Кроме того, им великолепно удается описывать пейзажи данного времени года, а также использовать различные литературные приемы для улучшенного восприятия.

Описание осени в этих рассказах получилось очень трогательным и романтичным , и читателю становится очевидно, как автор относится к осени, и какие чувства испытывает при ее наступлении.

Эти произведения присутствуют в школьной программе, однако на уроке внеклассного чтения можно рассмотреть и другие рассказы, ведь Тургенев и Чехов часто рассказывали в своих трудах об осени.

Однако не стоит забывать и о великом поэте и писателе Александре Пушкине, который также в своих гениальных трудах воспевал осень. Имеется целый сборник стихотворений, посвященный этому времени года, а из его содержания становится очевидно, какое время года было самым любимым у писателя.

«Уж небо осенью дышало» — как помнится, этот стих в средней школе даже требуется выучить наизусть, согласно предусмотренному школьному плану.

Писали об осени и другие светила русской литературы, вспомнить хотя бы стихотворение Бориса Пастернака под названием «Золотая осень», Федора Тютчева «Есть в осени первоначальной», Афанасия Фета «Осенью» и Алексея Плещаева «Скучная картина». Описание осени в стихотворной форме запоминается значительно лучше прозы, поэтому довольно часто стихи, изучаемые наизусть, как раз и относятся к осенней тематике.

Как известно, есть уроки русской литературы и в выпускных классах, однако старшеклассники не особенно интересуются природой, а тема осени в прозе — им и вовсе далека.

Однако и в данном случае к подросткам нужно находить подход, объясняя, что такие знания позволяют словарный запас сделать намного богаче и восприятие окружающего мира — тонким и чувственным.

Не стоит заучивать стихи наизусть, однако, читая очередной роман классиков, заострять внимание на отрывках, где подробно описывается осенняя пора. Анализировать их, определять отношение автора, а также пересказывать близко к тексту.

Если говорить конкретно, то такие красочные описания довольно часто встречаются в творения Паустовского, в частности, в рассказе «Степная гроза». любит описывать осень и А. Н. Толстой, а рассказы «После бала» и «Гроза» — красноречивое тому подтверждение. Такие истории читаются легко, а описание пейзажей позволяет перенестись в сюжет книги.

В любом случае, русская литература является обязательным предметом, а в школе ее изучают и в выпускных классах. Изучение осени — излюбленная тема многих учителей, поскольку они уверены, что красочные описания с использованием литературных приемов и оборотов позволят ученикам расширить кругозор, обогатить словарный запас и, наконец-то, задуматься о прекрасном.

Очень важно не ограничиваться только школьной программой, а специально для внеклассных занятий готовить рассказы современников.

Не стоит зацикливаться только на классике, поскольку многие писатели современности ничуть не хуже способны передать осеннее настроение и свое отношение к данному времени года.

Конечно, такие произведения лучше всего оставлять для уроков внеклассного чтения, но не игнорировать их. Отметить хочется поэзию Надежды Бурцевой «Моя осень», Елены Ковалевой «Бабье лето» и Андрея Зацепина «Золотая осень».

Однако нынешние современники также отлично пишут и в прозе, восхваляя это время года.

Таких талантливых авторов с каждым годом становится все больше и больше в литературном мире, но особенно хочется отметить «Осеннюю прозу» Андрея Дмитриевича.

Молодые дарования пока не присутствуют в списке обязательной школьной литературы, однако на уроках внеклассного чтения, как уже упоминалось выше, можно уделить внимание их творчеству и коллективно обсудить творческий потенциал.

В любом случае, тема осени вечная, поскольку поднимается в русской литературе «испокон веков», так сказать.

Каждый автор, по своей натуре, — чувственный и трогательный романтик, поэтому не может не восхищаться и наслаждаться этим удивительным временем года.

В результате мысли превращаются в слова, слова — в предложения, предложения — в строки, а уже их таких строк и формируется современная проза на тему «Осень».

Любому родителю никогда не помешает перечитать классику, а особое внимание уделить стоит осенней тематике. Тогда и школьники по примеру взрослых начнут оживленно интересоваться русской литературой.

Источник: http://veselajashkola.ru/shkola/luchshie-rasskazy-pro-osen-dlya-shkolnikov/

Короткие рассказы про осень

Осень

И. Соколов-Микитов

Давно улетели на юг щебетуньи-ласточки, а ещё раньше, как по команде, исчезли быстрые стрижи.

В осенние дни слышали ребята, как, прощаясь с милой родиной, курлыкали в небе пролетные журавли. С каким-то особым чувством долго смотрели им вслед, как будто журавли уносили с собой лето.

Тихо переговариваясь, пролетели на теплый юг гуси…

Готовятся к холодной зиме люди. Давно скосили рожь и пшеницу. Заготовили корма скоту. Снимают последние яблоки в садах. Выкопали картошку, свёклу, морковь и убирают их на зиму.

Готовятся и звери к зиме. Проворная белка накопила в дупле орехов, насушила отборных грибов. Маленькие мыши-полевки натаскали в норки зёрен, наготовили душистого мягкого сена.

Поздней осенью строит своё зимнее логово трудолюбивый еж. Целый ворох сухих листьев натаскал он под старый пень. Всю зиму спокойно будет спать под тёплым одеялом.

Всё реже, всё скупее греет осеннее солнышко.

Читайте также:  Конспект весенней прогулки в средней группе

Скоро, скоро начнутся первые морозы.

До самой весны застынет земля-матушка. Все от нее взяли всё, что она могла дать.

Осень

Пролетело веселое лето. Вот и наступила осень. Пришла пора убирать урожай. Ваня и Федя копают картофель. Вася собирает свеклу и морковь, а Феня фасоль. В саду много слив. Вера и Феликс собирают фрукты и отправляют их в школьную столовую. Там всех угощают спелыми и вкусными фруктами.

В лесу

Гриша и Коля пошли в лес. Они собирали грибы и ягоды. Грибы они клали в лукошко, а ягоды в корзинку. Вдруг грянул гром. Солнце скрылось. Кругом появились тучи. Ветер гнул деревья к земле. Пошел крупный дождь. Мальчики пошли к домику лесника. Скоро в лесу стало тихо. Дождь перестал. Выглянуло солнышко. Гриша и Коля с грибами и ягодами отправились домой.

Грибы

Ребята пошли в лес за грибами. Рома нашел под березой красивый подберезовик. Валя увидела под сосной маленький масленок. Сережа разглядел в траве огромный боровик. В роще они набрали полные корзины разных грибов. Ребята веселые и довольные вернулись домой.

Лес осенью

И. Соколов-Микитов

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-жёлтых клёнов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.

Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.

Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.

Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу… Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём.

Природа осенью

Таинственная принцесса Осень возьмет в свои руки уставшую природу, оденет в золотые наряды и промочит долгими дождями. Осень, успокоит запыхавшуюся землю, сдует ветром последние листья и уложит в колыбель долгого зимнего сна.

Осенний день в березовой роще

Источник: https://www.BabyBlog.ru/community/post/GoodBaby/330313

Рассказы об осени для школьников

Рассказы об осени для школьников

Интересные и познавательные рассказы про осеннюю природу для школьников. Рассказы про заколдованный осенний лес.

Н. А. Надеждина

Свет осени. (Отрывок.)

Пушкин назвал нашу осень «очей очарованье».

Глядишь на осенний лес, и словно тебя заколдовали — не можешь глаз отвести.

Недаром русские художники любили и любят рисовать золотую осень. В эту пору каждая полянка, каждая лесная опушка просится на полотно.

Только осенью можно по-настоящему оценить красоту таких деревьев, как ясень, осина, рябина и клён.

Высокая большая рябина — словно девушка, нарядившаяся ради праздника, вся в красных бусах и серьгах. А маленькая рябинка — это живая лесная сказка: села в высокую траву жар-птица и распустила свой огненный хвост.

Ясень не такой яркий, как рябина. У его листьев спокойный светло-жёлтый цвет. Осенью веришь, что название «ясень» происходит от слова «ясный».

Вся вершина ясеня мягко лучится, будто само осеннее неяркое солнце поселилось в его ветвях.

Но королева осеннего леса — это осина.

Летом на простушку осину никто не обращает внимания. Листья у неё невзрачные, ствол серенький — настоящая лесная Золушка. И всё она чего- то боится, всё время дрожит.

Но осенью Золушка-осина превращается в ослепительную красавицу. Ни одно дерево не знает такого разнообразия осенних красок.

Листья осины могут быть зеленовато-розовыми с перламутровым переливом, лимонно-жёлтыми, малиновыми, пурпурными, огненно-красными, багряно- лиловыми, почти чёрными.

Лучше всего любоваться осенними деревьями на закате, когда солнце уже спряталось за лес.

Дрозды, шумно пировавшие на рябинах, прекратили свою возню. Осенью смеркается рано.

По низинке, по лугу, по сжатому полю чёрным холодным озером разлилась темнота.

А лес всё ещё сверкает, как золотой остров. Кажется, что от макушек деревьев идёт свет.

Этот свет осени освещает и твою дорогу, когда по улице, обсаженной деревьями, ты идёшь в школу или возвращаешься домой.

Этот свет светит и в городском парке, где жёлтые листья, как золотые монеты, падают в пруд.

Но если ты хочешь увидеть золотую осень во всём её очаровании, ты должен пойти в лес.

Н. И. Сладков

Хохлатая синица

Собирать в запас — значит себя спасать. Каждый спасает себя на свой лад. Суслик зерно с полей ворует и прячет в свою нору. Даже особые кладовые роет для ворованного зерна. Водяная крыса забивает от — норки картошкой. До пуда, бывает, натаскает.

Сыч на зиму замораживает в дупле, как в холодильнике, мышей и птичек.

У одного такого запасливого сыча нашли однажды целых два килограмма лесных мышей! А один горностай сложил в норе пять водяных крыс, семь полёвок, синичку, гадюку, ящерицу, тритона, лягушку и плавунца!

Всё это — на чёрный день. Запасают как могут, где могут. Все по-разному, но все для себя: в своей кладовой, в своём дупле, в своей норе.

И только одни весёлые синички-хохлатки собирают запасы совсем не так. Хоть они и весёлые, но и у них бывают чёрные дни. И потому запасают они неустанно. Жучок, паучок, муха — годится. Семечко, зёрнышко, ягодка — подойдёт. Нет у них собственных кладовых: ни норок, ни дупел.

Была бы удобная трещинка в коре, особенно под сучком, куда не пробьётся ни дождь, ни ветер. В лесу деревьев — не сосчитать. И на каждом найдётся укромная трещинка. С дерева на дерево, с сучка на сучок, от трещинки к трещинке. Куда жука, куда зёрнышко; осенью еды много.

А зимой и сушёному комару будешь рад.

Сотни деревьев, тысячи кладовых. Но разве все их запомнишь?

А их и не надо запоминать: кладовые-то эти для всех! Не всё ли равно, чей запас ты найдёшь: свой или чужой? Ты чей-то склевал, и твой кто-то забрал. Ты для всех, и все для тебя. Чёрный день всем страшен: всем надо иметь запас. А собирать его можно по-разному. Можно, как крыса, — только себе. Или, как синичка-хохлатка, — для себя и для всех.

Источник: http://mymylife.ru/deti/raznoe/69209-rasskazy-ob-oseni-dlya-shkolnikov

Осенние сказки

Сказки бывают разные. Бывают написанные знаменитыми писателями, или сказки русские народные.

Бывают восхитительно чудесные, про удивительные выдуманные страны, а бывают просто  волшебные сказки на ночь для самых маленьких. Бывают про людей, про животных или про волшебные предметы.

А бывают — про времена года. Например — сказки про лето. Или вот такие, как сегодняшняя подборка. Осенние сказки.

Сказок про осень у нас сегодня будет сразу несколько,  а объединяет их всех одно — Автор. Ирина Викторовна Тонконог. Та самая, чьи сказки про лето вы наверняка читали. Правда ведь, читали? Ну и молодцы!

Источник: http://detochki-doma.ru/osennie-skazki/

Ссылка на основную публикацию