Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста

Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей дошкольного возраста

Одной из задач умственного воспитания ребёнка является формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни.

Познание начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с ощущений и восприятия. Первый источник знаний о мире — ощущения.

С помощью ощущений ребёнок познаёт отдельные признаки, свойства предметов, которые непосредственно воздействуют на его органы чувств. Так малыш узнаёт о том, что предметы имеют свой вкус, цвет, величину, запах, звук, вес, температуру и др.

Более сложным познавательным процессом является восприятие, обеспечивающее отражение всех (многих) признаков предмета, с которым ребёнок непосредственно соприкасается.

Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомиться и с произведениями искусства: музыкой, живописью, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками — многоцветьем, запахами, шумами.

И конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детва.

И тут на помощь приходит сенсорное воспитание.

Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей.

Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить.

Именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Это постепенное усвоение сенсорной культуры, созданной человечеством.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью, а истоки способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте.

Период первых 3 лет — период наиболее интенсивного физического и психического развития детей.

Сенсорное развитие направлено на то, чтобы научить детей точно полно и расчётливо воспринимать предметы их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, высоту звуков и т. п.).

Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создаёт необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисованием, конструированием, развитием речи и др.) полноценного усвоения знаний и навыков.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определённое звено сенсорной культуры.

—          На первом году жизни основная задача состоит в представлении ребёнку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развития внимания к свойствам предметов.

Сенсорное воспитание в этот период — основной вид воспитания вообще.

Обеспечивая приток всё новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребёнка.

—          На втором-третьем году жизни задача сенсорного воспитания существенно усложняется. У ребёнка начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов.

Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными.

А это значит, что ребёнка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств — шестью цветами спектра (синий, фиолетовый, красный, оранжевый, жёлтый, зелёный), такими формами, как круг, овал, квадрат, прямоугольник.

—          Начиная с трёх лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Это цвет, оттенки цветовых тонов, геометрические фигуры, величины.

На первом году жизни ребёнка задачи сенсорного воспитания успешно решаются в манипулятивной и предметной деятельности. В дальнейшем богатейшие возможности сенсорного развития таят в себе такие виды деятельности, как игровая, трудовая, конструктивная, изобразительная.

В каждом из этих видов деятельности своя сенсорная основа.

В изобразительной деятельности — это восприятие и различение цвета, оттенков, формы, величины, пространственного расположения, пропорций; в трудовой деятельности — восприятие и различение особенностей материалов, их пластичности, фактуры, барических свойств и др.

Совершенствование любой деятельности зависит от уровня сенсорного развития ребёнка. Особенно отчётливо эта зависимость прослеживается в художественных видах деятельности, в которых требуется преимущественное развитие тех или иных анализаторов, обеспечивающих необходимую точность и тонкость дифференцировок.

В развитии чувственного познания велика роль речи. Слово взрослого фиксирует приобретённый ребёнком сенсорный опыт, обобщает его: «Это шарик. Он круглый, он катится». По мере того как ребёнок овладевает речью, его ощущения приобретают новое качество: слово помогает вычленять новый признак, видеть его в других предметах.

Введение в словарь ребёнка названий разных признаков (кислый, сладкий, теплый, холодный, прозрачный, красный, блестящий, матовый и др.) помогает развить способность к сравнению — важнейшей мыслительной операции. Словесные обозначения признаков и свойств предметов способствуют осмысленному их восприятию, отчётливому различению.

Значение сенсорного развития состоит в том, что оно упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром, развивает внимание, развивает наблюдательность, является основой для интеллектуального развития, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов.

Сенсорные эталоны — это обобщённые сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития.

Внешние качества и свойства предметов окружающего мира чрезвычайно разнообразны. В ходе исторической практики выделились системы тех сенсорных качеств, которые наиболее значимы для той или иной деятельности: системы мер веса, длины, направлений, геометрических фигур, цвета, величины; нормы звукопроизношения, система звуков по высоте и др.

В первые годы жизни у детей формируются предпосылки сенсорных эталонов. Со второй половины первого года до начала третьего года формируются так называемые сенсомоторные предэталоны. В этот период малыш отображает отдельные свойства предметов, которые имеют существенное значение для его движений (некоторые особенности формы, величины предметов, расстояния и др.).

В дошкольном возрасте ребёнок пользуется так называемыми предметными эталонами: образы свойств предметов соотносит с определёнными предметами (оранжевый цвет называет «как морковка», зелёный — «как травка»; квадрат определяет через форму кармашка, платочка). Обычно этот период длится до границы между пятым и шестым годом жизни, но может задержаться, если взрослые «насаждают» предметные эталоны в деятельность ребёнка.

В старшем дошкольном возрасте дети могут соотносить качества предметов с освоенными общепринятыми эталонами: солнце как шар, лимон и огурец овальной формы.

Для ребёнка этого возраста эталоном цвета выступают семь цветов спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, и их оттенки; в качестве эталонов формы — система геометрических фигур, для слухового восприятия — «решётка фонем» родного языка, звуковысотная шкала музыкальных звуков (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) и др.

Содержание сенсорного воспитания включает широкий объём признаков и свойств предметов, которые ребёнок должен постичь на протяжении дошкольного детства. В сенсорном воспитании сложилось традиционное содержание. Это знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве.

При этом ставится задача повышения чувствительности соответствующих анализаторов (развитие тактильной, зрительной, обонятельной, слуховой чувствительности и др.), которая проявляется в различении признаков и свойств.

Одновременно ребёнок учится правильно называть свойства предметов (мягкий-твёрдый, холодный-тёплый, горячий, горький-сладкий, лёгкий-тжёлый, снизу-сверху, справа-слева, далеко-близко).

В отечественной системе сенсорного воспитания традиционное содержание расширено и дополнено за счёт включения ориентировки во времени, развития речевого и музыкального слуха.

Ориентирование во времени предполагает, что ребёнок усваивает представления о частях суток, днях недели, месяцах, годе, о текучести времени (нельзя остановить, вернуть, ускорить, оно не зависит от человека).

Речевой (фонематический) слух — это способность воспринимать звуки речи, дифференцировать и обобщать их в словах как смыслоразличительные единицы. С развитием фонематического слуха связано овладение нормами звукопроизношения.

Музыкальный слух — это умение различать звуки по высоте, тембру, ритмическому рисунку, мелодии.

Методика сенсорного воспитания предусматривает обучение детей обследованию предметов, формирование представлений о сенсорных эталонах.

Обучение обследованию проводится как специально организованное восприятие предмета в целях выявления тех его свойств, о которых важно знать, чтобы успешно справиться с предстоящей деятельностью. Один и тот же предмет обследуется по-разному в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств.

Существуют правила для обследования предметов: восприятие целостного облика предмета; мыслительное деление на основные части и выявление их признаков (форма, величина, цвет, материал и др.

); пространственное соотнесение частей друг с другом (слева, справа, над, верху и т. п.

); вычленение мелких деталей, установление их пространственного расположения по отношению к основным частям; повторное целостное восприятие предмета.

Обследование по такой схеме поможет детям овладеть обобщёнными способами чувственного познания, которыми они смогут пользоваться в самостоятельной деятельности.

На протяжении дошкольного детства характер сенсорного познания меняется: от манипуляции с предметами ребёнок постепенно переходит к ознакомлению с ними на основе зрения, осязания, а также «зрительного ощупывания». Например, для того чтобы убедиться, что в ведёрке лежит сырой песок, малыш должен его потрогать, а ребёнку 5–6 лет достаточно только посмотреть.

Педагог должен создавать условия, чтобы дошкольники применяли полученные знания и умения для анализа окружающей среды.

Например, старших детей вовлекают в ремонт книг, коробок для настольных игр, при этом определяют какую бумагу взять (тонкую, толстую, прозрачную), какой длины и ширины вырезать полоски.

Детям раннего и младшего дошкольного возраста предлагаются игрушки, развивающие их ощущения и восприятия. Это сборно-разборные игрушки, вкладыши, а также игрушки, изготовленные из разных материалов, отличающиеся друг от друга размером, звучанием.

Для обогащения сенсорного опыта детей используют дидактические игры. Многие из них связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков («Чудесный мешочек». «Чем похожи и не похожи» и проч.).

в некоторых играх ребёнок учится группировать предметы по тому или иному качеству (кладёт в коробку игрушки круглой формы, собирает в красное ведёрко красные грибочки и проч.). дети сравнивают предметы, обладающие сходными и различными признаками, выделяют существенные из них.

В результате появляется возможность подвести детей к обобщениям на основе выделения существенных признаков, которые закрепляются в речи. Таким образом, дети подводятся овладению сенсорными эталонами.

Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Познание природного окружения вначале осуществляется чувственным путём, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния.

Например, в лесу, в парке дети учатся различать окраску осенней листвы: у берёзы она лимонного цвета, у дуба — коричневого, у осины — красного или лилового.

Картина осеннего леса воспринимается ярче, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорохи опадающих листьев; учит определять запахи грибов, прелой зелени.

Чем больше органов чувств «задействовано» в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте, явлении, а следовательно, тем богаче становятся его представления. На основе таких представлений возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Литература:

1.         Жукова О. С. и др. Энциклопедия развития и обучения дошкольника / О. С. Жукова, А. С. Герасимова, В. Г. Кузнецова. — СПб.: Издательский Дом «Нева», 2005. — 352с. — (Серия «Программа развития и обучения дошкольника»).

2.         Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — 6-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 416с.

3.         Якобсон С. Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста: методическое пособие для воспитателя детского сада / С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева. — М.: Дрофа, 2006. — 176с. — (Дошкольник. Психология).

4.         http://sensoricinru.wordpress.com/2013/02/11/воспитание-сенсорных-навыков-в-ранне/

5.         http://www.moi-detsad.ru/konsultac288.html

Основные термины (генерируются автоматически): сенсорное воспитание, свойство предметов, сенсорное развитие, окружающий мир, предмет, восприятие, величина, вид деятельности, младший дошкольный возраст, признак.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6664/

Сенсорное воспитание дошкольников (стр. 1 из 9)

Введение

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.

Он знакомится с произведениями искусства: живописью, музыкой, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает.

Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущение и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.

И тут на помощь приходит сенсорное воспитание (13, стр.98).

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.

значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить.

Читайте также:  Стихи о временах года для детей 4-5 лет

Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декорли), а также известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е.И. Тихеева, А.В.

Запорожец, А.П. Усова, Н.П.

Сакулина и другие) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания (3, стр.3).

Цель работы: рассмотрение и исследование содержания и методов сенсорного воспитания детей раннего возраста.

Объектом исследования является сенсорное воспитание детей раннего возраста. Предмет исследования: содержание и методы сенсорного воспитания детей раннего возраста.

К задачам данной работы относится:

1) рассмотреть возникновение и развитие сенсорных процессов у детей раннего возраста,

2) определить содержание и методы сенсорного воспитания детей раннего возраста,

3) привести варианты игр-занятий по сенсорному воспитанию детей раннего возраста,

4) выбрать методические рекомендации по проблеме сенсорного воспитания детей раннего возраста.

Работа состоит из введения, трёх глав, рекомендаций и заключения. В первой главе рассматриваются сенсорные процессы, их характеристика и возникновение; во второй главе мы рассматриваем сенсорное воспитание детей раннего возраста, его задачи, содержание и методы; третья глава посвящена играм-занятиям по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста.

Глава 1. Понятие и характеристика сенсорных процессов

1.1 Определение сенсорных процессов

Под сенсорной организацией личности понимается характерный для индивида уровень развития отдельных систем чувствительности и способ их объединения в комплексы. К сенсорным процессам относятся ощущения и восприятие (перцепция), которые каждый в отдельности мы рассмотрим в нашей работе ниже (8, стр.67).

Ощущение является самым элементарным психическим процессом, с которого начинается познание человеком окружающего мира. Будучи начальным источником всех наших представлений, ощущения дают материал для других, более сложных психических процессов: восприятия, памяти, мышления.

Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур – анализаторов, каждый из которых в свою очередь состоит из трёх частей: периферического отдела, называемого рецептором; проводящих нервных путей; корковых отделов, в которых происходит переработка нервных импульсов. Науке известно несколько видов ощущений (см. приложение 1).

Все ощущения могут быть охарактеризованы с точки зрения их свойств. С точки зрения качества, каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, отличающие его от других видов. Так, слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью; зрительные – цветовым тоном, насыщенностью, яркостью и так далее.

Интенсивность ощущений определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора. Длительность определяется функциональным состоянием органа чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью.

С точки зрения последовательности образа продолжение ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось. Положительный последовательный образ соответствует первоначальному раздражению, состоит в сохранении следа раздражения того же качества, что и действующий раздражитель.

Отрицательный последовательный образ заключается в возникновении качества ощущения, противоположного качеству воздействовавшего раздражителя.

Пространственная локализация раздражителей заключается в пространственном анализе, который в свою очередь осуществляется дистантными рецепторами, даёт сведения о локализации раздражителя в пространстве. В некоторых случаях ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель (вкусовые ощущения), а иногда они более развиты (болевые ощущения).

Все вышеописанные свойства в той или иной степени отражают качественные характеристики ощущений. Однако не меньшее значение имеют количественные параметры основных характеристик ощущений – степень (пороги) чувствительности.

Нижний порог абсолютной чувствительности характеризуется минимальной величиной интенсивности воздействия, необходимой для возникновения ощущения. Верхний порог абсолютной чувствительности характеризуется максимальной величиной доболевой интенсивности воздействия.

Разностный порог – это минимальное различие в интенсивности двух однотипных воздействий, необходимое для его ощущений (8, стр.68).

Следует помнить, что чем слабее раздражители, которые способен ощущать человек, тем выше его чувствительность. Изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям получило название сенсорной адаптации.

Различают три модальности этого явления: 1) полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя; 2) притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя; 3)повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя (8, стр.

69).

Отражение в сознании человека предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств называется восприятием (перцепцией).

В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий.

Восприятие связано с осознанием, пониманием, осмыслением предметов и явлений, с соотнесением их к определённой категории по соответствующим признакам.

Восприятие – это сложная познавательная деятельность, включающая в себя целую систему перцептивных действий, которые позволяют обнаружить объект восприятия, опознать его, измерить, оценить.

Перцептивные действия делятся на измерительные, соизмерительные, построительные, контрольные, корригирующие и тонически-регуляторные. К основным свойствам восприятия, определяющие его сущность относятся предметность, целостность, структурность, осмысленность, избирательность, константность, апперцепция.

К свойствам восприятия, определяющие его продуктивность относятся объём, скорость, точность, надёжность.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что, процесс ощущений – это не отражение того или иного свойства, а сложнейший и активный процесс в деятельности анализаторов, так же ощущения не только несут информацию об отдельных свойствах явлений и предметов, но и выполняют активизирующую функцию мозга.

В свою очередь восприятие, являясь чувственным этапом познания, связано с мышлением и имеет мотивационную направленность, сопровождается эмоциональным откликом. Именно на основе восприятия возможна деятельность памяти, мышления, воображения.

Таким образом, ощущение и восприятие человека – это необходимые предпосылки и условия его жизни и практической деятельности.

1.2 Возникновение и развитие сенсорных процессов у детей раннего возраста

Как уже было сказано выше, познание начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с ощущений и восприятия. С помощью ощущений ребёнок познаёт отдельные признаки, свойства предметов, которые непосредственно воздействуют на его органы чувств.

Так малыш узнаёт о том, что предметы имеют свой вкус, цвет, величину, запах, звук, вес, температуру и другое.

Более сложным познавательным процессом является восприятие, обеспечивающее отражение всех (многих) признаков предмета, с которым ребёнок непосредственно соприкасается, действует (11, стр.141).

Согласно новейшим исследованиям, ощущение и восприятие представляет собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета, его особенностей. Развивать анализаторы ребёнка – значит обучать его действиям обследования предмета, которые в психологии называются перцептивными действиями (11, стр.143).

Следовательно, развитие восприятия определяется тремя параметрами: перцептивными действиями, сенсорными эталонами и действиями соотнесения.

Становление восприятия заключается в выделении наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств (информативных точек), составлении на их основе устойчивых образов (сенсорных эталонов) и соотнесении этих образов-эталонов с предметами окружающего мира. При диагностике уровня развития восприятия важно определить уровень сформированности всех этих трех процессов.

Необходимо также соотнести причины ошибок, допускаемых ребенком, с этими процессами, так как практически не существует детей, у которых были бы нарушены они все одновременно. Поэтому, как правило, коррекция одной из сторон помогает откорректировать всю деятельность восприятия.

Источник: http://MirZnanii.com/a/175810/sensornoe-vospitanie-doshkolnikov

Средства сенсорного воспитания детей дошкольного возраста Выполнила Студентка

Средства сенсорного воспитания детей дошкольного возраста Выполнила Студентка 3. 642 группы Филатова Н. А.

Сенсорное воспитание включает в себя формирование восприятия формы, величины, пространственных отношений между предметами, цвета, а также музыкального слуха, совершенствование звукового анализа речи и другое

Средства сенсорного воспитания: Дидактическая игра Комната сенсорного развития Музыкальной деятельность Изобразительная деятельность Конструирование Родной язык Труд в природе

По мнению Поддьякова Н. Н. и Н. П. Сакулиной [2; 17]основным средством сенсорного развития в процессе обучения является занятия, на которых дети осуществляют ту или иную продуктивную деятельность. Но для выделения свойств, называния и определения их, сопоставления предметов по тем или иным свойствам могут быть использованы также дидактические игры и пособия.

В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания ребенка.

Задача дидактической игры – в упорядочивании, обобщении, группировке впечатлений, уточнении представлений, в различении и усвоении названий форм, цветов, величин, пространственных отношений, звуков.

Я. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева разработали разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов

В советской педагогике система дидактических игр была создана в 60 -е гг. в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются известные педагоги и психологи: Л. А. Венгер, А. П. Усова, В. Н. Аванесова и др. В последние время поиски ученых З. М.

Богусловская, О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса, Е. О. Сминого и др. идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов.

Переносом сформированных умственных действий на основе содержания.

С помощью дидактических игр осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, расширяются и закрепляются представления об окружающей жизни.

Главная особенность дидактических игр состоит в том, что задания детям предлагаются в игровой форме.

Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми.

В дидактических играх и упражнениях надо предоставлять детям возможность: 1. повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различии; 2. оформлять чувственное впечатление, уточнять названия предметов и их характерные свойства (форма, величина, цвет).

Ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию; 3. делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам; 4.

соотносить, сравнивать жизненные свойства предмета с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (форма предметов с геометрическими фигурами).

В практике для развития сенсорного опыта детей, используют дидактические игры: словесные, настольно-печатные, игры с предметами и игрушками. Дети с увлечением играют в настольно-печатные игры. Это может быть домино, парные картинки или лото.

Каждая игра ставит перед ребенком различные развивающие задачи, которые он должен решить в процессе игры. Игры с предметами, в них можно использовать как игрушки, так и реальные предметы.

Играя в такие игры, ребенок сравнивает предметы, устанавливает их сходство и различие. Такие игры очень важны, потому что с их помощью ребенок знакомится с признаками предметов: цветом, формой, величиной, узнает свойства предметов (мягкий — жесткий, мокрый — сухой и т.

д. ). В играх с предметами дети учатся устанавливать последовательность, сравнивать, классифицировать.

В качестве средства сенсорного воспитания выступает также комната сенсорного развития. Сенсорная комната — это окружение, которое состоит из различного рода стимуляторов. Сенсорная комната дает возможность подавать стимулы различной модальности — зрительной, слуховой, тактильной — и использовать эту стимуляцию длительное время.

Сочетание стимулов различной модальности (музыки, цвета, запахов) может оказывать различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка — тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее, восстанавливающее, успокаивающее, расслабляющее.

В условиях сенсорной комнаты используется массированный поток информации на каждый анализатор.

Таким образом, восприятие становится более активным. Такая активная стимуляция всех анализаторных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к ускорению образования межанализаторных связей.

В отличие от традиционных методов педагогической коррекции, для которых характерно небольшое количество и однообразие материала, в самом оборудовании сенсорной комнаты заложено разнообразие стимулов.

Продуманное применение различных стимулов повышает эффективность коррекционных занятий, создавая дополнительный потенциал для развития ребенка.

Читайте также:  Внеклассные мероприятия, 3 класс

Специальное оборудование установленное в сенсорной комнате, воздействует на все органы чувств человека. проекторы, световые трубки, фиброоптические волокна, сухие бассейны, мягкие покрытия, разгрузочные сиденья, генераторы запахов, специальная музыка

По мнению Н. А. Ветлугиной, развитие сенсорных процессов происходит в музыкальной деятельности в процессе первоначального обучения пению идет формирование у дошкольников восприятия звуковысотных и ритмичных отношений. Эстетическое развитие тесно связано с сенсорным.

Чем более человек способен ощущать тонкие различия цветовых оттенков и музыкальных тонов и т. д. тем более он склонен воспринимать и наслаждаться красотой окружающего мира и тем более развитого его эстетическое чувство.

Неоднократно подтверждалась роль сенсорного воспитания и в изобразительной деятельности, так как изотворчество немыслимо без восприятия цветов, форм, пропорций.

Комарова Т. С. , Сакулина Н. П. [2; 45]одним из средств сенсорного воспитания является изобразительная деятельность. Рисование и аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности.

Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности.

Для того чтобы нарисовать, вылепить какой – то предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомится, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации, постройке то, что восприняли раньше, с чем уже знакомы.

Изобразительная деятельность и конструирование должны быть тесно связаны с теми знаниями и представлениями, которые получают дети в результате всей воспитательной работы.

На занятиях рисованием, лепкой дети учатся правильно называть и различать цвета. Необходимо отметить важность сюжетноролевого замысла, который пронизывает занятия продуктивной деятельностью. Достаточно овладеть изображением какой-либо формы, как при повторной ее передаче образ «оживает» , действует.

Воспитателю необходимо это учитывать и не превращать освоение детьми разнообразных форм в скучное и ненужное прорисовывание. Развивая сюжетно-игровой замысел, воспитатель видит в неполном еще изображении «живой образ» , который привлекает ребенка.

Для изобразительной деятельности этого возраста характерны быстрые переходы из рисования в игру, отличительной особенностью которой является возможность обучать маленьких детей посредством активной, интересной для них деятельности.

Поддьяков Н. Н. [2; 20]одним из средств развития детской сенсорики выделял –конструирование, которое является практической деятельностью, направленной на получение определенного продукта.

Детское конструирование (создание различных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева) тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей.

[1; 26] Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании.

Конструируя, ребенок учится различать не только внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение); у него развиваются познавательные и практические действия.

В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии осуществляет он анализ и синтез).

В деятельности, направленной на достижение определенной цели, совершенствуется не только сама эта деятельность, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Оно становится более целенаправленным.

Таким образом, формируется способность сравнивать, производить зрительный анализ, включая в процесс восприятия процессы мышления.

В процессе обучения детей сооружению разных конструкций, однородных построек или игрушек (жилой дом, школа, детский сад; коробка, домик, корзиночка) создаются условия для развития творческих умений в конструировании.

Ребенок усваивает как бы схему изготовления постройки или игрушки, передавая в них и общие и различные признаки, и осуществляет это в определенной последовательности.

Такой характер деятельности является основой, позволяющей детям искать способ самостоятельного изготовления нового варианта предмета, что часто требуется в игре. В процессе обучения конструированию у детей вырабатываются и обобщенные способы действий, умение целенаправленно обследовать предметы или образцы построек, игрушек.

Тихеева Е. И рассматривает родной язык как средство сенсорного воспитания. Роль речи в умственном развитии ребенка, единство сенсорного и лингвистического воспитания.

Являясь, с одной стороны, орудием для выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой — средством их обогащению и расширению, к формированию нашего сознания, слово служит целям всей жизни, как обыденным и повседневным, так и наиболее высоким.

Владеть по возможности в совершенстве всеми видами и проявлениями речи — значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть и культуры человечества.

Особого внимания к себе требует взаимоотношение языка и мышления. Язык есть непосредственная действительность мысли. Ребенок черпает свои первые основные, исключительно конкретные представления из окружающей его материальной среды при посредстве своих анализаторов.

Слово закрепляет представление, добытые сенсорным путем. Лингвистическое развитие ребенка неразрывно связано с сенсорным. Для ребенка в первую пору его жизни слова являются только вторыми оригиналами действительности.

Первыми являются восприятия, поступающие в его сознание через органы внешних чувств — из окружающего вещественного мира. [4; 1]

Наиболее необходимым в процессе сенсорного воспитания по мнению Журовой Л. Е. и Тумаковой Г. А. [2; 111]является фонематический слух. Фонематический слух – сенсорная основа нашей речи, поэтому, раскрывая содержание сенсорного воспитания на занятиях по родному языку, в основном мы говорим о развитии и воспитании фонематического слуха детей дошкольного возраста.

Корзакова Е. И. [2; 143] отмечала что окружающая нас природа, а именно труд в природе является одним из необходимых средств сенсорного воспитания. Мир природы удивительно богат разнообразными формами, красками, звуками, запахами.

Очень важно эффективно использовать это разнообразие в целях сенсорного и умственного воспитания детей дошкольного возраста. Возможности которые открывает мир природы для сенсорного и умственного воспитания, далеко не исчерпаны, особенно это касается трудовых процессов.

В процессе правильной организации трудовой деятельности с одной стороны идет выполнение трудовых заданий, а с другой – общее сенсорное и умственное развитие детей.

Следует отметить большое значение труда в природе в сфере сенсорного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.

Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов природы для выполнения трудового действия. Во время труда ребенок имеет постоянный непосредственный контакт с природными материалами, имеющими разнообразные свойства и качества. Это почва, семена, листья растений, веточки, грунт, камешки, плоды, орехи, вода и многое другое.

Дети, трудясь в природе, получают хорошую «пищу для ума» через восприятие. [3]

Таким образом, важными средствами в процессе сенсорного воспитания детей дошкольного возраста являются: • • Дидактическая игра Комната сенсорного развития (именно ее наполняемость) Музыкальной деятельность Изобразительная деятельность Конструирование Родной язык Труд в природе

Список литературы: 1. Гаврилушкина О. П. , Соколова Н. Д. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста: Программа для специальных дошкольных учреждений — М. : Лист, 1993. – 26 с. 2. Сакулина Н. П. , Поддьякова Н. Н. Сенсорное воспитание в детском саду/ Под ред. . , Методическое указание. — М.

, Просвещение. 1969. – С. 179. 3. Саморуковой П. Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду» . / Под ред. П. Г. Саморуковой М. , 1991. 4. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)Пособие для воспитателей детских садов. Издание 4 -е.

Издательство «Просвещение» , Москва, 1972 год

Благодарю за внимание!!!

Источник: http://present5.com/sredstva-sensornogo-vospitaniya-detej-doshkolnogo-vozrasta-vypolnila-studentka/

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста

С рождения природа наделяет человека глазами, ушами и тактильными рецепторами. Это все позволяет ребенку с самого раннего возраста установить тесный контакт с внешним миром.

Эти органы, являются периферической частью анализаторов, центр которых находится в головном мозге. Таким образом, сенсорное воспитание детей дошкольного возраста является наиважнейшим компонентом развития.

Именно дошкольный возраст, по мнению многих педагогов и детских психологов, является «золотой порой» сенсорного воспитания.

Развитие сенсорных способностей детей дошкольников

Для гармоничного развития вашего ребенка, помимо хорошего питания, адекватной физической нагрузки и необъятной родительской любви крайне необходимо развитие сенсорных способностей.

У детей дошкольного возраста, органы чувств и мозг достаточно развиты, чтобы осилить такого рода информацию. Как и у любых других воспитательных систем, у теории сенсорного развития есть свои задачи и методы.

Давайте же подробнее их рассмотрим.

1. Задачи сенсорного воспитания дошкольников.

  • помочь ребенку развить его сенсорные возможности: зрительные, аудитивные, тактильные;
  • сформировать такое понятие как эталонная система, которая включает в себя основные цвета, формы и размеры (большой, средний, маленький);
  • научить применять теоретические знания на практике.

2. Методы сенсорного воспитания школьников.

  • привлечь внимание ребенка. Это делается с помощью красок, пластилина, конструктора. Предлагаем ребенку что—то смастерить, слепить, нарисовать по предложенному образцу;
  • обучение детей нужно проводить с помощью простых терминов, которые четко обозначают смысл конкретного ощущения;
  • создать благоприятные условия для постоянного применения полученных знаний.

Развитие сенсорной чувствительности дошкольников

Сенсорная чувствительность — это способность человека воспринимать раздражения из внешнего мира, обрабатывать их, и правильно трактовать. Она включает в себя чувство осязания, зрение и слух. То есть, при развитии сенсорной чувствительности детей дошкольного возраста нужно учитывать все три компонента.

Лучше всего сенсорное воспитание дается с помощью сенсорных игр для дошкольников. Предлагаем вашему вниманию следующие игры, которые помогут внести нотки разнообразия и креатива в вашу жизнь, а так же будут очень полезны вашему ребенку.

Постарайтесь использовать как можно меньше комментариев и пояснений во время игры — лучше покажите малышу на практике, что ему требуется сделать, а потом попросите повторить за вами.

Чем больше ребенок будет прикасаться, смотреть и складывать игрушки разных цветов и форм, тем быстрее у него в голове появится схема, которая поможет ему определять параметры предмета и поспособствует основательному развитию сенсорных способностей детей дошкольников.

И совсем не обязательно сразу запоминать названия и определения. Гораздо важнее развитие ощущений и воображения.

Конечно же, для каждого возраста существуют свои задачи, которые ребенок способен выполнить:

  1. В первый год жизни — давайте ребенку игрушки разных размеров, цветов и форм. Это поможет подготовить почву для дальнейшего развития.
  2. Во втором году, ребенку интересны игры соответствия, например, попасть шариком в дырочку, положить мячик в ведерко, а кубик — в квадратное отверстие. Сначала ребенок будет действовать интуитивно, так как для него интересен сам момент исчезновения игрушки, которая проходит через отверстие. Постепенно он начнет понимать, какое отверстие, какой игрушке соответствует. Когда малышу это станет неинтересно, перейдите на более мелкие игрушки и сложные формы.
  3. В третьем году жизни знания закрепляются — ребенок может группировать предметы, получая в итоге интересный результат — рисунок, мозаику, собранную из паззлов картинку.

Чем раньше вы начнете заниматься сенсорным развитием дошкольника, тем более показательны будут его результаты.

Реклама

Несмотря на огромный ассортимент магазина игрушек, нередко и дети, и взрослые испытывают желание самостоятельно создать игрушку своей мечты с использованием подручных материалов. Это занятие не просто увлекательно – оно вполне…

Люди, рожденные в мае довольно дипломатичны и очень коммуникабельные. Майские именинницы принципиальные натуры, последовательные и прямолинейные. Получают хорошее образование. Это отличные друзья и жены. 1 мая: Тамара 2 мая: Матрона…

Как приучить ребенка спать в своей кроватке?

Один из самых ответственных этапов в жизни любых родителей — приучение ребенка к своей кроватке. Все мамы и папы любят свое чадо, поэтому укладывают младенца спать возле себя — им…

В последние 10-12 лет во многих семьях чаще стали встречаться собаки, а не дети. Почему так происходит, чем это обусловлено? Яростный пор между убежденными собачниками и жалостливыми обывателями продолжается не…

Коляска трость – популярный тип прогулочной коляски, завоевавший любовь молодых родителей благодаря своей маневренности, легкости, компактности, удобству транспортировки. Коляски трости в сложенном виде без труда помещаются в багажник автомобиля, с…

Психолого педагогические проблемы детей

Читайте также:  Заочное путешествие «золотое кольцо россии», 8 класс

Вверяя своих детей в руки преподавателей, мы подвергаем их значительному влиянию этих людей, так как в образовательных учреждениях происходит не только социализация ребёнка, но и формируется его отношение к получению…

  • История одной измены
  • Интимная стрижка для коррекции бедер и живота
  • 14 советов психолога, как помириться с мужем после ссоры
  • Значение поцелуев или как понять язык поцелуев когда любят, соблазняют или …
  • Отсутствие сексуального желания у женщины, почему возникает и что делать
  • Первый секс, что нужно знать парню и девушке об особенностях первого секса
  • Повторный брак после развода, про пары, которые расстаются, а потом сходятся снова
  • 7 стадий которые переживает мужчина при расставании
  • Как уменьшить размер кофты
  • 40 выражений, которые хочет слышать каждая женщина
  • Какие бывают решётки электрических мясорубок
  • Выбираем длину платья: мини, миди, макси

Источник: http://depils.com/sensornoe-vospitanie-detej-doshkolnogo-vozrasta/

В чем заключается сенсорное воспитание детей дошкольного возраста

17.05.2017

Сегодня сенсорное воспитание детей дошкольного возраста является одним из важных этапов подготовки к школе. Под этим понятием подразумевается овладение детьми знаниями об окружающем мире с помощью органов чувств. Оно включает развитие зрительного восприятия, слухового и вкусового, а также обоняния и осязания.

Что такое сенсорика?

Этот термин переводится как «ощущение» и обозначает наше восприятие мира. Понятие подразумевает представление о свойствах предметов и уровень познания действительности. В науке выделяют следующие группы восприятия, входящие в понятие сенсорика:

  1. Зрительное — это восприятие формы, цвета, объема, размера.
  2. Слуховое — восприятие громкости, тембра, ритма. Оказывает важнейшее влияние на формирование речи.
  3. Тактильное включает те ощущения, которые мы чувствуем кожей (температурные, осязательные).
  4. Проприоцептивное — управление движением тела.
  5. Вестибулярное — восприятие пространства, контроль движений.
  6. Обонятельное — восприятие ароматов.
  7. Вкусовое — восприятие свойств пищи (соленое, сладкое, горькое, кислое и пр.)

В чем заключается сенсорное развитие?

Дети с первых лет жизни активно изучают мир. Сначала осматривают, потом трогают предметы, пробуют их на вкус, нюхают. Пытаются потрясти игрушку в руке, чтобы услышать звук.

Нужно ли специально заниматься с ребенком развивающей деятельностью для формирования представлений об окружающих предметах? Современные исследования показывают, что детский мозг чрезвычайно восприимчив к любой новой информации. Период от рождения и до 10 лет ученые называют «большим взрывом» в мозге.

В это время он развивается так быстро, как не будет уже никогда. Поэтому сенсорное развитие дошкольника важно для его последующих успехов. Оно упорядочивает предыдущие знания, развивает внимание, воображение, наблюдательность, память.

Основное понятие в сенсорном развитии детей раннего и дошкольного возраста — это «сенсорные эталоны». Они включают такие категории как величина, цвет, длина, направление, геометрические фигуры, запах, звук, фактура. Сенсорное воспитание дошкольников включает обучение навыкам анализа, сравнения, обобщения путем изучения вышеперечисленных свойств предметов.

Обычно возраст дошкольников делят на такие периоды: младший (от 3 до 4 лет), средний (4-5 лет) и старший (5-7 лет). Иногда первые два объединяют. Как утверждают психологи, в этот период не может быть учебы, подготовки к школе. Ребенок просто не воспримет информацию, поданную в такой форме. Основная деятельность на этих этапах — игра.

Именно через игру происходит сенсорное воспитание дошкольников.

Игры для младших дошкольников

Характеристика этого периода следующая: дети активно хотят воспринимать новую информацию. Они все пробуют, изучают, задают множество вопросов. Методы сенсорного воспитания дошкольников в основном представлены многообразными развивающими играми. Малыши изучают мир уже не только с помощью зрения.

Они используют все чувства: осязание, обоняние, задействуют тактильные ощущения. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста заключаются в следующем принципе: важно не только то, во что играть, но и как. Вот основные правила. Игра непременно должна быть интересной. Отложите или замените ее, если малыш не хочет в нее играть.

По этой же причине игры обязательно нужно разнообразить. Чтобы процесс стал по-настоящему увлекательным, развивайтесь вместе с ребенком. Вам тоже должно быть интересно. Игры должны соответствовать возрасту и постепенно усложняться. Приведем игры на развитие восприятия у дошкольников в возрасте до 5 лет.

Любая мама на их основе может придумать много других вариаций развивающей деятельности.

Похожие картинки

Название этой игры говорит само за себя. Ребенку предлагается находить пару каждому предмету, лежащему перед ним в соответствии с определенным критерием: цвет, форма, величина. Начинать можно с геометрических фигур, которые легко вырезать самим из цветного картона. Предложите малышу найти пару треугольнику, кругу, квадрату.

Потом отсортируйте фигуры по цвету: синие, красные, желтые, зеленые. Для деток постарше нужно подготовить картинки. Скачайте их из интернета и распечатайте на цветном принтере. Там должны быть изображены предметы и явления, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Например машина, мяч, собака и пр.

Подобные игры помогают развивать цветовосприятие у детей дошкольного возраста, а также логическое мышление.

Найди предмет

Карточки из предыдущей игры можно использовать для заданий «Угадай предмет». Родители берут карточку с изображением, не показывая малышу, и описывают предмет или явление. Попросите ребенка угадать, что изображено на картинке.

Если не удается, подумайте: может быть вы объясняете слишком сложно? Подключите мимику, движения, попробуйте показать предмет. Это отличная идея для семейного отдыха вечером.

Игра обеспечивает когнитивное развитие дошкольника, заставляет работать воображение.

Другой вариант этой игры называется «Что пропало». Это простая и полезная игра, которая формирует восприятие у детей дошкольного возраста. Разложите на столе карточки или фигуры, рассмотрите вместе, назовите их.

Затем предложите ребенку ненадолго закрыть глаза, и в это время уберите один из предметов. Пусть малыш отгадывает, что исчезло со стола.

Игра отлично формирует зрительное восприятие у дошкольников, помогает улучшать внимательность и память.

Еще одна разновидность называется «Угадываем по тени». Для этой игры нужно распечатать силуэты, например животных. Сначала рассматривайте картинки вместе с ребенком, угадывайте, кто на них изображен.

Затем предлагайте ребенку самому выбрать карточку и рассказать об этом животном: где он обитает, чем питается и пр. Хорошо, если дома вы обсудите те явления, которые видели во время прогулки. Например, на улице вы кормили голубей.

Пусть ваши сын или дочь найдут силуэт птиц на картинках и расскажут все, что знают о них.

НосорогЧерепахаСобакаКрабБабочка
СлонБелкаПтицаЛошадьЖираф

Паровозик

Вырежьте из цветной бумаги геометрические фигуры. Если ребенок уже умеет пользоваться ножницами, пусть сделает это сам. Сделайте аппликацию: вагончики на белой бумаге.

Игра предоставляет большие возможности для развития процессов когнитивной сферы: логическое мышление, память, внимательность. Посчитайте вагончики, познакомьтесь с понятиями много и мало. Наклейте на них окошки.

Расположите вагончики в определенной последовательности, и пусть ребенок повторит ее.

Игры для старших дошкольников

В возрасте 5-7 лет в жизни дошкольника должна появиться так называемая продуктивная деятельность. Это лепка, рисование, конструирование. На этом этапе ребенку важно не только воспринимать, но и воспроизводить. На первый план выходит действие. В речи ребенок использует много прилагательных.

Он не только знает о свойствах предметов, но и называет их, различает, находит. Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста, по-прежнему, происходит через игру. Содержание сенсорного воспитания на этом этапе включает развивающие игры, физические нагрузки.

Особенности развития детей 5-7 лет состоят в том, что их действия становятся более осознанными и целенаправленными. Возникает тесная связь между речью, мышлением, действием.

Предлагайте детям игры на развитие смекалки. Их можно разделить на три типа: составить фигуры из палочек, изменить фигуры из палочек, составить фигуры из элементов. Они отлично тренируют смекалку, развивают мышление и воображение. Такие игры бывают различных уровней сложности. Много вариантов можно найти в детских магазинах.

Развиваем речь

Правильная речь, богатый словарный запас — залог того, что у вашего ребенка будет развита вся когнитивная сфера. Вот несколько примеров игр на речевое сенсорное развитие детей дошкольного возраста.

  1. Предложите подобрать к слову противоположное. Например, вы говорите «большой», ребенок отвечает «маленький» и т.д.
  2. Загадывайте загадки, например такую: пусть он слишком длинноух, но зато и слух за двух. Правильный ответ: заяц. Спросите: какого цвета заяц, где он обитает, что он ест? Побуждайте называть прилагательные: серый, трусливый, ловкий, быстрый и т.д.
  3. Покажите предмет (например, игрушку) и попросите рассказать, какой он? Например, стул — деревянный, маленький, белый. Особенно эффективно такое занятие тогда, когда играют несколько детей. В этом случае возникает соревновательный момент: выигрывает тот, кто назовет больше признаков.

Понимание времени

Особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста состоят в том, что оно понимается через определенные повторяющиеся действия. Например, смена времен года, смена дня и ночи, режим дня. Выделяют 4 этапа формирования понятия о времени у ребенка.

Примерно до 2 лет ребенок воспринимает время с помощью режима своего дня: кормление, игра, сон. Период от 2 до 4 лет иногда называют периодом «опредмечивания» времени. Дети воспринимают время через яркие запоминающиеся события. Пока они еще могут путать определения слов — сначала, потом, завтра, вчера.

К 6 годам дошкольник хорошо владеет временными категориями. В возрасте 7 лет дети начинают ориентироваться по часам.

Для того чтобы сформировать сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в контексте владения временными категориями, можно выполнять следующие упражнения.

  1. В первую очередь активно используйте временные категории в повседневной жизни. Это способствует активному усвоению таких понятий, как тогда, сейчас, раньше, давно и пр.
  2. Подготовьте карточки с элементами режима дня: утренний душ, гимнастика, прогулка, обед, дневной сон. Покажите две карточки и спросите: что длится дольше? Затем выберите другие и задайте вопрос: что происходит раньше?
  3. Наблюдайте на улице за животными и спрашивайте: кто движется быстро, а кто — медленно?

Диагностика восприятия

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста важно не только в контексте развития умственных качеств. Перед поступлением в школу всегда проводится диагностика уровня развития сенсорики.

Это те же средства и приемы, которые используются при развитии в дошкольном возрасте: игры, загадки, упражнения. Но они имеют свою специфику: тесты проводятся на время, непривычная для ребенка обстановка может повлиять на результат.

Обследование включает все сферы когнитивного развития: логическое и образное мышление, внимание, речевой уровень, способность к математике и пр. Вот основные методы диагностики восприятия.

  1. Задание на проверку уровня развития моторики рук, в котором предлагается дорисовать хвостики мышкам или ниточки шарикам.
  2. Объяснить, что означает пословица. Это способы проверки развития мышления и речи.
  3. Тесты на внимательность, в которых предлагают найти и вычеркнуть какой-либо предмет. Есть несколько вариантов таких заданий, все они выполняются на время. Нужно вычеркивать один тип фигуры из множества нарисованных на листе. Или зачеркивать несколько указанных букв в каждой строчке. Еще один вариант — рисовать необходимую фигуру на каждой строчке.
  4. Самое популярное упражнение — собирать фигуру из мелких составляющих. Его разновидности: собирать бусы или найти такой же предмет. Все эти задания проверяют математические способности.
  5. Также детям могут предложить слепить любую фигуру из пластилина. Ребенок должен сам решить, что это будет. Высший балл ставится тем, кто детально проработал свою скульптуру.

Это не полный перечень методов и приемов, используемых при поступлении. Разные школы дополняют тестирование другими заданиями.

В чем заключается сенсорное воспитание детей дошкольного возраста Ссылка на основную публикацию

Источник: https://doshkolnik.net/stati/sensornoe-vospitanie-doshkolnikov.html

Ссылка на основную публикацию