Соколов-микитов «светляки» читать

Каталог файлов

Ведущий 2.  Одна из сказок – цветы в лесу. Лес богат ими летом, а особенно весной. В лесу живет Королева цветов.

Королева цветов. Вот и я к вам пришла

Так нарядна, весела,

Пришла с цветами

Будьте с нами

Ведущий 2.  Цветам радуются не только люди, но и  насекомые.

Мотылек. Белы, пушисты и легки

Под звуки гномовой шарманки

Всю ночь порхали мотыльки

 По заколдованной полянке

Туда – сюда, туда – сюда

Резвы, как  маленькие дети

То исчезали без следа,

То вновь, при ярком лунном свете

Кружась над зеркалом пруда.

Королева цветов. Мотылек, мотылек, как же так

Ты летаешь все лето

И совсем не устал?

Расскажи, как ты живешь?

Где ты ешь? Где ты пьешь?

Где твой мир? Где твой дом?

Расскажи обо всем.

Мотылек.  Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,

Я летаю весь день в голубых небесах

Солнца ласковый свет озаряет мой кров,

Мне еда и питье – ароматы цветов.

Но живу я недолго, не более дня

Будьте добрыми со мной и не трогайте меня

Скажи, зачем в лесу цветы?

Королева цветов. Чтобы радовался ты, 

Чтоб над пестрым их ковром

Ты резвился мотыльком

Всю жизнь цветы не оставляют нас

Прелестные наследники  природы

Они заходят к нам в рассветный час,

В закатный час заботливо заходят.

Весной цветами лес разбужен

Деревья по ветру парят,

Веселых цветов жемчужины

Под каждым кустиком горят.

Ведущий 2.  Здесь в лесу много чего спрятано

В волосах зеленых в лесу травы

Чувствуется лесной колдуньи

Взор лукавый.

Теплится ведунья

Веселым смехом и игрою

Лесная колдунья. Давайте в лес пойдем

Все цветы соберем

И потом их сходу

Поставим дома в воду.

Королева цветов.  Мы растения эти знаем,

Бережем и охраняем

От таких лихих, как эта.

Собирательниц букетов

Девочка: Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все – и я и ты,

Если мы сорвем цветы

Опустеют все поляны

И не будет красоты

Ведущий 2.  Наши ребята так не поступают.

Они о цветах все знают.

Лесная колдунья. В это я не могу поверить,

Но могу проверить.

Ведущий 2.  Нет уж, нет уж, они сейчас докажут,

 И обо всем тебе, колдунья расскажут.

Лесная колдунья. Ну, если не отгадаете, то заколдую вас, и навсегда останетесь в лесу. Отгадывайте:

Стоят в поле сестрички Желтый глазок, белые реснички (Ромашка)

Хоть не красный он, а синий все ж на звездочку похож (Василек)

Есть такой цветок, не вплетешь его в венок. На него подуй слегка, был цветок – и нет цветка (Одуванчик)

Среди цветов и других растений в лесу у нас есть много лекарственных. Вспомните их. (Полынь, ромашка, одуванчик, подорожник и др.)

Ведущий 1.  Лес – это не только деревья, растения. Есть здесь и другие лесные обитатели.

Лесная колдунья. Если знаешь, лес, зверей, назови их поскорей. Не отгадаете – кем-нибудь из них станете:

Что за зверь? Под самый нос Он иголками зарос (Ёж)

Во фраке зеленом маэстро взлетает над лугом в цвету. Он – гордость лесного оркестра и лучший прыгун в высоту (Кузнечик).

У кого дом из воздуха? (У паука)

Не зверь, не птица, а нос, как спица (Комар)

Ночью летает, огнем мерцает, а дыма нет (Светлячок)

О какой птице идет речь: «Пересмешник. И мяукает он и лает, и заскрипеть может, — на манер рассохшейся двери (Скворец)

В лесу у пня суетня, беготня, народ рабочий весь день хлопочет: себе город строит (Муравейник)

Ведущий 1.  Молодцы, ребята, отгадали. Уходи, злая колдунья, ничего у тебя не вышло. (Появляются мальчик с девочкой с корзиной в руках) А это кто к нам пожаловал?

Алёнушка (Иванушке). В лес грибной тебя зову

Тихим утром осени.

Видишь, под ноги листву

Нам деревья бросили

Было лето и прошло

Песенное, знойное

А теперь в лесу светло

Строже и спокойнее.

Иванушка. Я грибов наберу полную корзину

Разноцветных, молодых, самых – самых разных.

Аленушка. Встали вместе с солнышком

К лесу час ходьбы

Тут в траве под листьями

Ждут нас грибы

Кто, пойдет, ребята, с нами

Золотым осенним днем

За грибами, за грибами

За грибами мы идем.

Иванушка.  Вот еще кочка,

Нет ли грибочка?

Я не боюсь,

Ну-ка нагнусь.

А вот я и нашел…

(Тянется к Мухомору)

Мухомор.  Ага, попался! Ты не узнал даже мухомора. Я увезу тебя в царство Бледной поганки, туда попадают те, кто не знает грибов или путает их.

Аленушка. Пощади его. Ребята помогут разобраться в них.

Мухомор. А вот сейчас мы узнаем, знают ли ребята о грибах?

Когда за грибами ты идешь, Что непременно ты берешь? (Корзину)

А какие грибы можно найти у нас в лесу? (валун, грузди, шампиньоны, белый гриб)

А вы знаете правила сбора грибов?

Мухомор. Такие, как Иванушка, не знают, как правильно собирать грибы, вырывают их с корнем, разрывают вокруг лесную подстилку, портят грибницу. Мы очень просим вас,  пощадите нас.

Ведущий 1.  Где наш Лесовичок? Наверное, много набралось лесных историй в корзине. И книг много  написано о лесе. И вы их, конечно, читали. Ну-ка, ребята, давайте вспомним. (В.

Бланки, Соколов – Микитов,  Пришвин, Снегирев, Паустовский). Мы советуем разобрать это муравейник из книг, прочитать их и узнать много нового и интересного.

Вы их можете найти в библиотеке на книжной выставке «Про зеленые леса и лесные  чудеса».

Ведущий 2.  В нашем лесу происходят странные вещи. Много разного мусора разбросано, обломлены ветки деревьев, кустарников.

Чтец1.  Дерево, трава, цветы и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они

 На планете мы останемся одни.

Ведущий 2.  В лесу живут наши «Братья меньшие». Они наши верные помощники и друзья. Они украшают нашу жизнь. Вслушаемся в их голоса. (Дети прислушиваются)

Леший. Вот так лес

Полон лес

И загадок и чудес!

Чтец 2.  Вдоль плывут облака

Как немая река

А в траве, на земле,

На цветке, на стебле

Всюду пенье и свист,

Тут и муха и жук

И зеленый паук

Тут кузнечик для красы,

И кряхтит муравей

За работой своей

Сквозь ветви густые

Солнце глядит

И тишина в ответ мне

Песней звенит.

Чтец 3. Слышишь?

Шепчет лес, лопочет ключ

Шмель жужжит, кричит кукушка

Слышишь этот солнца луч

На твою упал макушку…

Слышишь, это облака

Проплывают над деревней…

Мы живем с тобой пока

Слышим музыку деревьев

Ведущий 1.  Лес говорит с нами ароматами цветов, мерцанием звезд, сиянием солнца, луны, дождем и радугой, пением птиц, шепотом трав и шелестом. Закройте глаза, вслушайтесь – звенит одна в целом свете тишина.

Ведущий 2. И мы, ребята,  надеемся, что вы всегда будете прислушиваться к окружающему миру, будете добрыми, внимательными.

Лесная фея. И вы, конечно же, любите веселья

Вы слышите, под управленьем комара

Полно гостей кричит: «Ура!»

Жуки крылами машут

А мошки, пауки

Стрекозы, осы, светляки

«Комаринского» пляшут

всеми радость овладела

всюду радовалось все, пело.

Здесь нас встречает радость

 Тут все забавы нам

(Мероприятие заканчивается нешумными играми,  пикником на природе).

Использованная литература:

Терехов Н. В царстве рыжих Степанов – Волгоград: Нижне-Волж.кн. изд-во, 1988.

Травушкин Н. В краю тысячи рек – Волгоград: Ниж-Волж.кн. изд-во –1982 – 143 с.

Ушаков Н.М. и др.  Природа и история Астраханского края – Астрахань: Изд-во Астрахан. педин-та, 1996 – 364 с.

Источник: http://vechkitova.ucoz.ru/load/scenarii_o_krae/priroda_kraja/les_strana_chudes_skazochnoe_puteshestvie_igra/119-1-0-499

3 класс. Владимир Занков. Хрестоматия по внеклассному чтению

Главная » Статьи » Учебники » 3 класс

3 класс. Владимир Занков. Хрестоматия по внеклассному чтению

Хрестоматия по внеклассному чтению: Все темы школьной программы. 3 классСоставители — В. В. Занков, Ю. Н. Оленичева В данной хрестоматии представлены произведения по всем темам школьной программы. В книгу вошли произведения, посвященные российским праздникам, стихи и рассказы о красоте и разнообразии русской природы, о семье и семейных отношениях, о школе, сверстниках, настоящей дружбе. Произведения подобраны таким образом, чтобы их чтение было познавательным и увлекательным. Книга может быть использована для внеклассного и семейного чтения, а также в качестве дополнительного материала на уроках литературного чтения и окружающего мира.ОглавлениеГлава 1. Наши праздникиС. В. Михалков. Важный день В. К. Железников. История с азбукой Я. Л. Аким. Твой друг В. В. Голявкин. Удивительное предложение А. А. Усачев. Откуда приходит Новый год? В. В. Занков. Как встречают Новый год в разных странах А. А. Усачев. Защита О. Ф. Кургузов. Как мы поздравляли папу В. Д. Берестов. Праздник мам Ю. И. Ермолаев. Абажур В. А. Степанов. День Победы К. Г. Паустовский. Похождения жука-носорога. Солдатская сказка В. В. Занков. День России Ф. П. Савинов. РодинаГлава 2. Родные картиныИ. Д. Полуянов. Смотр Н. И. Сладков. Ухоронки Н. М. Павлова. Ждут помощников А. С. Пушкин. Осень (Отрывок) Н. А. Надеждина. Свет осени (Отрывок) А. Н. Майков. Осень Н. И. Сладков. Хохлатая синица Н. И. Сладков. Воздушная дорожка А. С. Пушкин. «Опрятней модного паркета…» В. В. Бианки. Пора спать И. Д. Полуянов. Шёпот снегов С. А. Есенин. Берёза Ю. И. Коваль. Стожок Н. И. Сладков. Столовая-прорубь И. С. Соколов-Микитов. На лесной дороге А. С. Пушкин. «…Под голубыми небесами…» И. Д. Полуянов. Подснежники Э. Ю. Шим. Звонкий спор Н. И. Сладков. Ельник А. П. Чехов. Весной И. А. Бунин. «Бушует полая вода…» В. В. Бианки. Наводнение в лесу А. С. Пушкин. «Еще дуют холодные ветры…» Э. Ю. Шим. Весенняя осень И. С. Соколов-Микитов. Черёмуха Н. И. Сладков. Гнездо Г. А. Скребицкий. Лесной голосок А. С. Онегов. Гвоздика И. С. Соколов-Микитов. Светляки И. С. Никитин. «Звёзды меркнут и гаснут…» Н. И. Сладков. Цветы под водой И. С. Соколов-Микитов. Грибы И. Д. Полуянов. Первый шагГлава 3. Мои друзья, моя семьяС. Я. Маршак.. Друзья-товарищи В. Ю. Драгунский. Что любит Мишка Л. Д. Каминский. Письмо В. П. Крапивин. Соринка В. Ю. Драгунский. Чики-брык Н. М. Артюхова. Большая берёза И. П. Картушин. Глупый воробей В. Д. Берестов. Бабушка Катя В. А. Осеева. Волшебное словоГлава 4. Героические страницы истории ОтечестваВ. В. Занков. Богатырская застава С. Т. Романовский. Александр Невский (В сокращении) М. Ю. Лермонтов. Бородино С. П. Алексеев. Победа будет за нами! Л. А. Кассиль. Алексей АндреевичС. Т. Романовкий. Воин-освободитель
Категория: 3 класс | Добавил: skazvikt (21.02.2014)
Читайте также:  Конспект экскурсии в подготовительной группе летом

Источник: http://skazvikt.ucoz.ru/publ/141-1-0-846

Леший на елке. Саша Черный детская проза

Леший на елке. Саша Черный детская проза читать

В лесной чаще дымился снежок. Сверху падала мелкая крупа, снизу над сугробами курилась снежная муть, ветер все перемешал, смесил — весь лес затянул мглистою белою пылью.

На голой верхушке дуба шуршали ржавые листья. Тростник у замерзшего ручья качался, скрипел, переливался снежным бисером — инеем. Засинели ранние сумерки.

Под широкой, с лапами до земли, елкой сидел старый леший, сосал ледяную сосульку, посматривал сквозь мохнатый снежный шатер ветвей и зевал.

Заяц, проваливаясь по уши в сугробы, тяжело проскакал, взбрасывая куцый хвостик, к больничной ограде, — туда стряпуха вместе с золой капустные кочерыжки выбрасывала.

Лисица, раскинув пышную рыжую метелку, шаг за шагом, отряхая мягкие лапки (холодно!), осторожно прокралась к опушке, авось глупая галка на дороге зазевается. Белка шишку в лапках повертела с одного конца, потом с другого и уронила, лешего по колену щелкнула.

Ишь, черт вертлявый! Ворона над головой закопошилась, снег крылом задела, полетела вниз холодная вата, прямо лешему на нос.

Нигде покоя не найдешь. Бросил леший огрызком сосульки в ворону, спиной о шершавый ствол потерся… Блохи одолели. В шубу набились, жгут мелким огнем, ничем их не выкуришь.

Потянулся старый, в локтях кости хрустнули. Вылез на проселочную дорогу и застыл.

Идти к леснику на полянку в стожок спать? Или рябины пожевать? Вон за елью алые кисточки висят, морозом хватило, — чудесная закуска!

Приложил мохнатую руку к косматым бровям, посмотрел вдаль и свистнул.

Что за штука? Почему у школы суета такая? Праздник ведь, занятий нету. С утра еще поволокли туда елку, школьники сегодня весь день в лесу мелькали, кто пеший, кто в дровнях с отцом… Чего они там галдят, как галки на колокольне? Вокруг школы расселись, смеются…

Зоркий глаз у лешего, чуткое ухо — и сквозь снежную мглу все увидит, услышит. Ветер притих. Снег улегся. Сквозь еловые метлы над головой звездными кусками засквозило темно-синее небо.

Ого-го! Ишь, как горланят… От ствола к стволу леший подкрался ближе: притаился.

С крыльца и с лужайки перед школой всех людей точно в воронку в школьную дверь гуськом втянуло. Скрипит блок, кирпич на веревке о дверь хлопает. Во всех четырех окнах забегали, замелькали огоньки и вспыхнуло, переливаясь светлым колоколом, знакомое лесное дерево. Елка! Писк-то какой… В чем дело? По какому случаю?

* * *

Все в школе. Мохнатые лошаденки, привязанные у ракит к низкому плетню, жуют сено, головами встряхивают. В дровнях солома и серое тряпье-дерюга торчком…

Кто скрипит-переваливается? Не медведь ли? Ух, косматый какой, ростом с верстовой столб… Затопотали лошаденки на месте, зады поджимают, глазами косятся. Брякнули колокольчики.

Леший испугался:

— Тише вы, тпру! Лешего не признали, лесного хозяина? Но-но! Не трону. Елку мне посмотреть интересно. Как бы на бубенцы ваши мужики не выбежали… Тпру! Кому говорю?

Притихли лошадки. Фыркают, ушами прядут, друг дружку мордами подталкивают. Хрустит сено. Месяц голубые хвосты вдоль улицы стелет. Тишина.

Леший припал к стеклу. Ничего, если кто на крыльцо и выбежит воздуха морозного глотнуть, никто его, лешего, не распознает, — старый дед в овчине, может, мельник, а может, и лесник, — пусть смотрит…

А в школе чудеса в решете. Елка выше печки, золотые нитки светлой паутиной висят, золоченые орехи и зайчики ярче осенних листьев, разноцветные свечки, словно светляки мигают-переливаются. И на самом верху елки, — как это они ее с неба достали? — сияет золотая звезда с серебряными лучами.

А под елкой, под елкой что делается! Школьники за пазухи пряники прячут, в зеленые лапы ныряют — друг дружку ловят, дудят в пестрые дудки, — пастух на заре, конечно, складнее играет, да ничего — было бы весело… В дверях и вдоль стен мужики жмутся, ухмыляются в льняные бороды.

Кое-кто тоже пряничком улыбку закусывает, — от сына перепало.

Подал учитель знак, в ладоши захлопал. Взялись школьники за руки, и мальчишки и девчонки, закружились вокруг елки хороводом и запели все враз весело и звонко:

Коляда! Коляда!
Посконная борода!
Отпирай ворота,
Выноси пирога!
Отворяй окошки,
Подавай лепешки…
Учитель тоже, даром что длинный да острый, — как складная лестница, — в хоровод вклеился, как теленочек подтягивает, коленками перебирает. Ай да Созонт Тимофеевич!

Потом — пляс. Скрипочку учитель вынес, пыль клетчатым носовым платочком обмахнул, к плечу приложил и пошел… Соловей не соловей, козел не козел, а ничего веселее леший в жизни не слыхивал.

Васенька, школьного сторожа сын, да Таня, псаломщика дочка, в круг вышли (мальчишки их выпихнули), друг на друга соколами взглянули, топнули и давай откалывать.

У Тани над головой рука с платочком, головенка набок, словно и смотреть ей на Васеньку не хочется, летает вдоль круга, стрекозой носится, а мальчишка за ней. Ух ты! Корова его забодай… Такой клоп, от пола не видать, а смотри что разделывает…

Мужички у дверей смотрят, любуются, валенками, как косолапые медведи, перебирают.

Читайте также:  Украшение интерьера на новый год

И у лешего коленки сами собой зашевелились. Да стыдно стало. Знакомый лесниковый пес Мухомор рядом с ним, на задние лапы встав, тоже в окошко заглядывал. Неловко при нем степенному лешему приплясывать.

А звезда на елке, больше всего она лешему понравилась, дрожит — пол-то ведь трясется, — дрожит-искрится… Глаз с нее леший не сводит.

Сидит леший на голой раките в школьном саду, ждет-прислушивается. Гудит крыльцо, на морозе детские голоса и мужицкое кряканье далеко разносятся. Потянулись мимо плетня в обратный путь дровни, пузатые лошадки застоялись — бегут, и кнута не надо.

Колокольчик один за другим в лесную чащу нырнул и сгинул. Разошлись и пешие из ближних деревень, да кто был здешний. Слез осторожно леший. Никто его не приметил, — разберешь разве в морозной мгле, шалаш ли в саду стоит, либо леший на раките сидит…

Слез и прокрался от бани к колодцу, от колодца к школе. Темно в окнах. Лунный свет на полу оконный переплет отпечатал.

Сторож Михей спать ушел, ослабел. Мужички ему в сенях поднесли, а какой же сторож от винца отказывается? И учитель, поскрипывая калошами, прошел к себе наискось через белый выгон. Вон за больницей, в угловой избе керосиновый язычок вспыхнул…

Потянул леший носом: человечьим теплом пахнет… Посмотрел вверх, — форточка в окне настежь распахнута, забыл сторож прикрыть. Маленькие зеленые глазки под косматыми бровями загорелись, как зрачки у кошки, когда она с порога увидит, что дверь в чулан забыли прикрыть.

Щелкнул леший языком, горсть снега для освежения в пасть забил и начал вытягиваться… На то он и леший: мог в вышину расти хоть до сосновой верхушки, мог и до лопуха снизиться. Вытянулся леший, тонкий-тонкий стал, как камышинка. Закачался, склонился и сквозь форточку пролез, словно цепкий хмель вдоль шеста.

В комнате опять сократился до своей обычной лесной порции. Глаза зорки, лунный свет по полу и по стенам играет, — осмотрелся леший. Тесно ему, — никогда в комнате не бывал. На стене карта: «Россия». Посмотрел, понюхал, не понял.

Он и не знал, — где ж ему знать? — что он сам в России живет, в самом сердце ее — в Орловской губернии, в Волховском уезде. А рядом с картой знакомое: таблица грибов. Ловко! Вон грузди, а вон сыроежки с оборочкой, а над ними тугой рыжик… Корявым пальцем потрогал.

Что за штука! Все плоские… Как это так устроено? За таблицу посмотрел — ничего нет, гладкая стена. Крякнул и отошел. В школьный шкаф сквозь стекло заглянул: на полках чучела синички, иволги, лазоревой сойки… Все знакомые! Пощелкал им леший пальцами, — не отзываются.

Спят, что ли? Но почему же глаза открыты?

Подошел к елке, покосился на зеленую верхушку и ахнул: звезду забыли снять!

Ужели пропустить такой случай?.. Вот как только ее голой рукой взять? Помнит леший, как из забытого костра в лесу алый уголек вытащил — поиграть, — волдырь (во какой!) на ладони, вскочил.

Ничего, сорвет, на пол бросит, а потом в тряпицу — вон в углу валяется — завернет.

Вытянулся, вырос до потолка, протянул лапу… отдернул… опять протянул и хвать за звезду.

Не жжется! Совсем, совсем холодная, словно лист кувшинки. Не стал дальше ничего и рассматривать, зажал звезду в лапу, в другую горсть огарков с елки обобрал и сквозь форточку, в складную сажень вытянувшись, скорей на волю. У плетня коврижку-пряник на снегу поднял, видно, школьник обронил, — пригодится, — и бегом, на ходу приплясывая и весело подхрюкивая, побежал, старый дуралей, к лесу.

* * *

Пес Мухомор отошел от лесной сторожки. Что такое? Почему огонек в лесу под старой елью засветился? И второй. И третий.

Надо проверить: лесник-хозяин на елку в школу ушел, не вернулся, — у кума-кузнеца до утра застрял, — пес за него хозяином в лесу остался.

Подкрался Мухомор к елке, за снежным бугром притаился… Высунул морду, глазам не верит…

Сидит леший под пушистой елью, свечки вдоль нижней ветки рядком золотыми глазами мигают, в одной руке у лешего звезда с елки, в другой пряник… Задрал лохматую голову и тоненьким голоском (все слова перепутал) напевает:

Борода! Борода!
Посконная Коляда!
Отпирай пирога,
Выноси ворота!
Отворяй лепешки!
Подавай окошки!..
А потом пряник на снег положил, звезду над головой поднял и давай приплясывать вокруг елки, все ухватки девочки Тани перенял…

Подполз пес на брюхе поближе (леший его и не заметил, очень уж расплясался), обнюхал пряник и съел до крошки. Повернул назад к своей избушке, губы облизывает, вкусно! — и думает, — задал ему леший загадку:

«Как он свечки зажег без спичек-то? Откуда у него спички? И свечи откуда добыл и звезду… и пряник?»

Спички лешему ни к чему: у него и кремень и кусок железной подковы и трут — все в лесу под камнем хранилось, — давно он у человека научился костры в лесу разводить. А откуда свечки, звезда и пряник — кто сказку эту прочел, сам знает.

Источник: https://www.miloliza.com/138-sasha-chernyj/5882-leshij-na-elke

Зыбь

Страница 1 из 3

Все лето из Константинополя ходили в Евпаторию, Зунгулдак и Смирну. В Константинополе останавливались в Золотом Роге, за вторым мостом, против греческого городка Фанара, пестрившего малиновыми, желтыми и белыми, вкривь и вкось рассыпавшимися по серым скатам стамбульского берега каменными и деревянными домами.

Матросам и кочегарам, плававшим на пароходе, давно примелькался большой, шумный, кипевший разноязычной толпою город, пригляделись его бесчисленные, чеканившиеся на вечернем небе купола и минареты, стало привычным темное зеркало Золотого Рога, ночами отражавшее в себе все неисчислимое множество огней, белых, красных, зеленых, а по вечерам — пламенное золото закатов. днем артельщик Баламут привычно съезжал на берег закупать провизию и долго бродил по головокружительному, шумному, пахучему, переполненному светом и толпою базару—торговался с греками, сидевшими над грудами овощей, ссыпал в мешок пахнувшие росою и огородными грядами зеленые огурцы, капусту, перец и лиловые баклажаны. Вечером матросы и кочегары хаживали на Тартуш, к Лейзеру, пили вонючую водку, слушали, как до перезвона в ушах выделывает оркестр «Алешу» и «В жизни живем мы только раз», подпевали, а потом долго и шумно слонялись по тесным, путаным, вопившим разноязычными голосами, наполненным визгом шарманок улочкам и проулкам, а сидевшие в своих клетушках женщины, показывая золотые зубы, стучали им наперстками по стеклу и окликали сиплыми голосами: «Русски, русски! Матрос! . .» Возвращались на пароход поздно, когда несметным множеством огней обозначался по темным холмам город и на пустынных улицах ночные сторожа стучали о мостовую деревянными звонкими палками, издававшими дребезжащий, далеко разносившийся над спящими улицами звук. Матросы спускались к берегу запущенным кладбищем, где в темно- синее ночное небо, едва обозначаясь вершинами, поднимались кипарисы и густо-влажно пахло прогретой землею, а под огромным, закрывавшим полнеба платаном в густой, непроницаемой темноте беззвучно летали светляки. На пристани, где было пустынно и под ногами скрипела доски, матросы будили лодочника турка, поторговавшись, прыгали в качавшуюся на черной воде узкую легкую лодку. Переплывая залив, они смотрели на змеившиеся отражения огней, на засыпанное звездной порошей высокое небо, слушали окружавшую их торжественную тишину, нарушаемую всплесками весел, и было негаданно и чуждо, когда из темноты вырастал борт своего парохода и кто-то сверху говорил насмешливо и знакомо: «А ну, хлопцы, как гуляли у Лейзера?» .

В ноябре первый прокатился над морем осенний шторм. Трое суток пароходы отстаивались, не выходили в море, — свистел и бушевал над городом ветер, закручивал по улицам пыль, люди пробегали по мосту, горбатясь, руками придерживая шляпы.

Читайте также:  Классный час на 9 мая день победы, 10 класс

В эти дни пришел и лагом стал с пароходом большой четырехмачтовый парусник под голубым флагом — бразильское учебное судно; с парохода было видно, как по его палубе проворно бегают босые, обожженные тропическим солнцем матросы-ученики. В море вышли на четвертые сутки.

За Босфором море темно ходило мертвой зыбью, быстрее проносились с севера облака, у самого выхода встретился итальянский пароход, и по его виду, по крутому крену, по порванным и болтавшимся на ветру вантам поняли матросы, что видел пароход гибель, что крепко потрепала его буря.

 В море зыбь шла с востока. Она катилась, дышала, переливалась сизой сталью, подхватывала пароход и опускала.

Обедая, матросы сидели опершись локтями о стол, осторожно пронося над столом наполненные ложки, и над ними, позванивая, размашисто колыхалась висячая лампа.

Колыхалась и уходила из-под ног палуба, и, чтобы пройти в камбуз, дневальный Назаренко хватался за стойки, смешно расставляя по палубе длинные ноги. Матросы ели, шутили, глумился и трунил над мучившимся с похмелья усатым Котом веселый Жук.

В Зунгулдак пришли на рассвете. Три парохода и несколько крытых барж в ожидании очереди стояли на рейде, утомительно раскачиваясь вдоль и поперек зыби. А зыбь все шла и шла с моря; унылым и пустынным казался желтый берег, невеселый рассыпался по берегу город, над которым бежали охлопья дождевых туч.

На рейде кинули якорь, и пароход стал качаться на зыби, мачтами чертя по мутному небу.

Всю неделю матросы дурели от качки и от безделья, ходили как пьяные, глядели с тоскою на землю, а ночами, чтобы не выпасть, привязывались к своим койкам.

И всю неделю в кубрике было мутно и тошно, стонал и бранился страдавший морскою болезнью Глухой, по вечерам боцман резался в шашки со стариком коком, каждое утро напивался забубенная головушка кочегар Кулаковский.

Источник: https://vogelz.ru/rasskazy/sokolov-mikitov-i-s/puti-korabley/zyb

Как выглядят светлячки и где их искать? — Михаил Соколов

Обыкновенный светляк (лат. Lampyris noctiluca)

Тёплыми ночами в конце июня — начале июля, идя вдоль опушки леса, в траве можно заметить яркие зелёные огоньки, будто кто-то зажег маленькие зелёные светодиоды. Летние ночи коротки, наблюдать это зрелище можно в течение буквально пары часов.

Но если разгрести траву и посветить фонариком на место, где горит огонёк, можно увидеть невзрачное червеобразное сегментированное насекомое, у которого конец брюшка светится зелёным. Так выглядит самка светляка обыкновенного (Lampyris noctiluca).

В народе его называют иванов червячок, ивановский червячок из-за поверья, что первый раз в году появляется в ночь на Ивана Купалу. Яркий свет способны испускать лишь самки, ожидающие самцов на земле или растительности; самцы же света практически не излучают.

Самец у светляка выглядит как обыкновенный нормальный жук с твердыми надкрыльями, самка же во взрослом состоянии остаётся похожей на личинку, и вовсе не имеет крыльев. Свет используется для привлечения самца. Специальный орган, испускающий свечение, расположен на последних сегментах брюшка и устроен очень интересно: есть нижний слой клеток.

содержащий большое количество кристаллов мочевины, и действующий как зеркало, отражающее свет. Сам светоносный слой пронизан трахеями (для доступа кислорода) и нервами. Свет образуется при окислении специального вещества — люциферина, с участием АТФ. У светляков это очень эффективный процесс, происходящий почти со 100% КПД, вся энергия идет в свет, практически без выделения тепла. А сейчас немного более подробно обо всем этом.

Светляк обыкновенный (Lampyris noctiluca) является представителем семейства светляки (Lampyridae) отряда жуков (жесткокрылых, Coleoptera).

У самцов этих жуков сигарообразное тело, длиной до 15 мм, и довольно крупная голова с большими полусферическими глазами. Они хорошо летают. Самки же своим внешним видом напоминают личинок, имеют червеобразное тело длиной до 18 мм, и бескрылы.

Светляков можно увидеть на лесных опушках, сырых полянах, на берегах лесных озер и ручьев.

Главными во всех смыслах слова у них являются светящиеся органы. У большинства светляков они располагаются в задней части брюшка, напоминая большой фонарик. Органы эти устроены по принципу маяка. В них есть своего рода «лампа» — группа клеток-фотоцитов, оплетенная трахеями и нервами.

Каждая такая клетка наполнена «топливом», в роли которого выступает вещество люциферин. Когда светлячок дышит, воздух по трахеям поступает в светящийся орган, где под воздействием кислорода люциферин окисляется. В процессе химической реакции высвобождается энергия в виде света.

Настоящий маяк всегда излучает свет в нужном направлении — в сторону моря. Светляки в этом плане тоже не отстают. Фотоциты у них окружены клетками, наполненными кристаллами мочевой кислоты. Они выполняют функцию рефлектора (зеркала-отражателя) и позволяют не расходовать ценную энергию напрасно.

Впрочем, об экономии эти насекомые могли бы и не заботиться, ведь производительности их светящихся органов может позавидовать любой техник.

Коэффициент полезного действия у светляков достигает фантастических 98%! Это значит, что только 2% энергии расходуется напрасно, а в творениях рук человеческих (автомобилях, электроприборах) впустую тратится от 60 до 96% энергии.

В реакции свечения участвуют несколько химических соединений. Одно из них, устойчиво к нагреванию и присутствует в небольшом количестве — люциферин. Другое вещество — фермент люцифераза. Также для реакции свечения необходима ещё и аденозинтрифосфорная кислота (АТФ). Люцифераза представляет собой белок, богатый сульфгидрильными группами.

Свет образуется при окислении люциферина. Без люциферазы скорость реакции между люциферином и кислородом крайне низкая, катализация люциферазой значительно повышает её скорость. В качестве кофактора требуется АТФ.

Свет возникает при переходе оксилюциферина из возбуждённого состояния в основное.

При этом оксилюциферин связан с молекулой фермента и в зависимости от гидрофобности микроокружения возбуждённого оксилюциферина испускаемый свет варьирует у различных видов светлячков от жёлто-зелёного (при более гидрофобном микроокружении) до красного (при менее гидрофобном).

Дело в том, что при более полярном микроокружении часть энергии рассеивается. Люциферазы из различных светляков генерируют биолюминесценцию с максимумами от 548 до 620 нм. В целом энергетическая эффективность реакции очень высокая: практически вся энергия реакции трансформируется в свет без испускания тепла.

Все жуки содержат один и тот же люциферин. Люциферазы, напротив, у разных видов различны. Отсюда следует, что изменение окраски свечения зависит от строения фермента. Как показали исследования, температура и рН среды оказывают существенное влияние на окраску свечения.

На микроскопическом уровне свечение свойственно только цитоплазме клеток, ядро при этом остается темным. Свечение испускается находящимися в цитоплазме фотогенными гранулами.

При исследовании в ультрафиолетовых лучах свежих срезов фотогенных клеток эти гранулы можно обнаружить по их другому свойству — флуоресценции,— зависящему от наличия люциферина.

Квантовый выход реакции по сравнению с классическими примерами люминесценции необычайно высок, приближается к единице. Иными словами, на каждую молекулу люциферина, участвующую в реакции, испускается один квант света.

Светляки — хищники, питаются насекомыми и моллюсками. Личинки светляков ведут бродячую жизнь, наподобие личинок жужелиц. Личинки питаются мелкими беспозвоночными, преимущественно наземными моллюсками, в раковинах которых часто укрываются сами.

Взрослые жуки не питаются и вскоре после спаривания и откладки яиц гибнут. Самка яйца откладывает на листья или на землю. Вскоре из них появляются личинки черного цвета с желтыми крапинами.

Они много едят и быстро растут и, кстати, тоже светятся. В начале осени, пока еще тепло, забираются под кору деревьев, где проводят всю зиму. Весной выбираются из укрытия, несколько дней откармливаются, а затем окукливаются.

Через две недели появляются молодые светлячки.

Глядя на яркое мерцание светлячков, еще с давних времен люди задумывались, почему бы не использовать их в полезных целях. Индейцы крепили их к мокасинам для подсвечивания троп и отпугивания змей. Первые переселенцы в Южную Америку применяли этих жучков в качестве освещения для своих хижин. В некоторых поселениях эта традиция сохранилась и до сегодняшнего дня.

Источник: https://www.m-sokolov.ru/2016/06/27/lampyris-noctiluca/

Ссылка на основную публикацию